Предметом экологического права являются общественные отношения возникающие. Экологическое право

Предмет экологического права

Экологическое право как наука

Понятие экологического права. Экологическое право как отрасль права

Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, специфическим способом регулирующих экологические общественные отношения в целях достижения гармоничных отношений между обществом и природой, в интересах людей, жи­вущих в нашем общем и единственном доме - на Земле.

Всякая система представляет собой множественность составляющих ее элементов, кото­рые объединœены системообразующими факторами.

Благодаря действию системообразуюших факторов экологического права “правовая работа”, с одной стороны, разделœена между конкрет-ными отраслями и нормами права, ка­ждая из которых выполняет свою определœенную функцию, не дублируя другие, а с другой - на случай возникновения коллизий между нормами предусмотрен определœенный антиколлизионный механизм. Так, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, приня-тым в соответствии с частями первой и второй ст. 76 Конституции РФ. В случае возникновения противоречия междуфеде­ральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Консти-туции РФ).

Метод экологического права, направленный на достижение гармонии отношений общества и природы, базируется на соблюдении в правовом регулировании закономерностей, присущих как природе, так и обществу, и с учетом этого конгломерата закономерностей законодатель избирает способы правового воздействия на экологические общественные отноше-ния.

Научное обоснование концепции экологического права еще не выра-жено. При этом можно определить основные пути становления экологиче-ского права как науки:

а) исторический подход к исследованию проблем эколого-правового регулирования;

6) логический подход, предполагающий исследовать вначале общие закономерности, а затем переходить к изучению частных явлений;

в) экономический подход к изучению регулируемых отношений, пред-полагающий охват всœех сторон и связей исследуемых явлений.

Экологическое право как наука представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как (отрасли права, а также об экологиче-ском праве как учебной дисциплинœе.

Предметом правового регулирования бывают лишь те общественные отношения, которые обладают определœенными признаками.

1. Эти отношения должны иметь волевой характер, то есть их возник-новение, изменение и прекращение определяется в значительной степени волей людей. В качестве предмета правового регулирования могут выступать общественные отношения, поддающиеся правовому регулиро-ванию (миграции животных - нет) и имеющие “правовую природу”.

Вместе с тем не всякие поддающиеся правовому регулированию обще-ственные отношения составляют предмет экологического права. Правовое вмешательство российского государства в экологические общественные отношения является средством достижения экологического благополучия Российской Федерации. Это вмешательство крайне важно, когда возникают определœенные общественные противоречия. К примеру, в Лесной кодекс РСФСР была включена ст. 35, допускающая возможность переводить леса из одной группы в другую лишь до начала строительства объекта.

2. Эти отношения должны складываться по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы (по сути это окружающая нас природа), а также многообразных как внутренних, так и внешних экономических связей. (литосферу, гидросферу и атмосферу)

3. Эти отношения должны быть направлены на регулирование сово-купности объектов, составляющих среду обитания человека и обеспечива-ющих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

В случае если общественные отношения складываются по использованию объ-ектов имущественного характера, не относящихся к числу объектов при-роды, то данные отношения не всœегда следует признавать предметом экологического права. К примеру, общественные отношения, складываю-щиеся по поводу мелиоративных работ, являются предметом экологиче-ского права; непосредственную же эксплуатацию мелиоративных систем (насосов для перекачки воды, узлов, механизмов и частей мелиоративных машин) нельзя отнести к предмету экологического права, поскольку это отношения имущественного характера.

Предмет экологического права - это складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм исторически обусловленные производственные от-ношения между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления, эффектив-ного использования природных объектов (экосистем) в целях сохранения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Предмет экологического права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Предмет экологического права" 2017, 2018.

Самостоятельность любой отрасли права определяется наличием двух признаков: предмета - качест­венно однородного вида общественных отношений, регули­руемых данной отраслью; метода правового регулирования - набора юридиче­ского инструментария, посредством которого государство оказывает необходимое воздействие на волевое поведение участников общественных отношений.

Предмет экологического права - предмет экологического права определяется как отношения в сфере взаимодействия общества и природы и как общественные от­ношения в сфере взаимодействия общества и окружающей среды. Предметом правового регулирования являются обществен­ные отношения, возникающие меж­ду их субъектами - физическими, юридическими лицами и государством. Природа не может являться стороной правоотношения. Материальные же и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения, являются их объектом. Общественными отношениями являются отно­шения между людьми по поводу предметов материального мира, а не отношения человека к вещи, объектам природы и иным предметам материального мира.

Так, в ст. 4 ФЗ об охране окружающей среды компонен­ты природной среды определяются как объекты охраны окружающей среды. Следовательно, предметом экологи­ческого права являются общественные отношения, возни­кающие между физическими, юридическими лицами и го­сударством. Окружающая среда является объектом правоотношений в сфере ее охраны. Предмет экологического права определяется так же, как экологически значимое поведение людей, как общественные отношения, возникающие по по­воду охраны окружающей природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий, обеспечения режима особо охраняемых природных территорий, а также охраны и использования животного мира. Предмет современного экологического права образуют общественные отношения: собственности на природные объекты и ресурсы;

по природопользованию; по охране окружающей среды от деградации; о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Методы экологического права - все отрасли российского права опе­рируют двумя методами правового регулирова­ния, а именно императивным (административно-правовым) и диспозитивным (гражданско-правовым).

Исключительным, присущим лишь экологическому пра­ву, является метод экологизации. Целью правового регули­рования отношений в области охраны окружающей среды является ее сохранение как основы жизни и деятельности человека. На использовании данного метода основаны предписания норм иных отраслей права, направленных на охрану окружающей среды.

Императивный метод - пред­ставляет собой метод властных предписаний, за нарушение которых следуют установленные санкции. Характерной чертой императивного метода является наличие элемен­тов власти и подчинения. Участникам правоотношений не предоставляется выбора вариантов поведения. Так, например, согласно п. 3 ст. 56 ФЗ об охране окружа­ющей среды проекты хозяйственной и иной деятельности, по которым нет положительных заключений государствен­ной экологической экспертизы, утверждению не подлежат, и работы по их реализации финансировать запрещается.

Диспозитивный метод - дает субъектам возможность вы­бора вариантов поведения в рамках закона, основан на рав­ноправии сторон. В настоящее время в экологическом пра­ве диспозитивный метод начинает получать определенное распространение. В некоторых случаях законодатель идет по пути предоставления субъектам экологических правоот­ношений определенной свободы поведения. Например, согласно п. 3 ст. 23 ФЗ об охране окружающей среди при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут уста­навливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разре­шений, действующих только в период проведения меропри­ятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и реализации других при­родоохранных проектов, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов. В ряде случаев законодательством предусмотрено до­говорное регулирование отношений между государством и субъектами хозяйственной и иной деятельности. Договора заключаются на основании лицензии на природопользование. Однако при заключении указанных договоров установление прав и обязанностей сторон не зависит полностью от их воли. Стороны обязаны руководствоваться требованиями законодательства, нормативами, условиями лицензии. Свобода воли в их правоотношениях
существенно ограничена. Таким образом, экологическое законодательство определяется как отрасль российского права, регу­лирующая общественные отношения в области использования и охраны окружающей среды и защите экологических прав физических и юридических лиц.

5.2.2 Система экологического права - любая система представляет собой упорядоченное множество элемен­тов, взаимосвязанных между собой и функционирующее как некое единое целое. Говоря о системе какого-либо социально­го явления, в том числе такого явления, как право, следует определить его составляющие, их соотношение и характер взаимодействия, а также объединяющее их целое. Прежде всего, следует отметить, что сама отрасль права является составной частью системы права. Составными частями отрасли права являются ее нормы и институты.

Нормы и институты экологического права. Первичными элементами системы права, а также отрас­ли права как части данной системы являются нормы права, под которыми следует понимать исходящее от государ­ства и определяемое им общеобязательное правило пове­дения, предоставляющее участникам общественных отношений данного вида Юридические права и налагающее на них юридические обязанности. В соответствии с системой экологического права, а так­же с учетом того, что это право является ком­плексной отраслью, и его нормы содержатся также в право­вых актах, являющихся источниками иных отраслей права. Нормы экологического права делятся:

На комплексные, принятые с целью охраны и использо­вания

окружающей среды в целом;

Отраслевые нормы, посредством которых осуществляется пра­вовое

регулирование охраны и использования отдельных природных объектов;

Экологизированные - нормы других отраслей права, отражающие требования в области охраны окружающей среды.

Следующим элементом в иерархии составляющих си­стемы отрасли права является институт права, представляющий совокуп­ность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.

В экологическом праве выделяют следующие институ­ты:

1-принципы экологического права; 2-экологические права и обязанности физических и юридических лиц; 3-основы государственного управления охраной окружа­ющей среды; 4-экологический контроль; 5-экологический мониторинг; 6-экологическое нормирование; 7-оценка воздействия на окружающую среду и экологи­ческая экспертиза; 8-экономический механизм охраны окружающей среды, включающий регулирование платы за негативное воздей­ствие на окружающую среду, экологическое страхование, а так же правовое регулирование предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружаю­щей среды; 9- охрана окружающей среды при осуществлении отдель­ных видов хозяйственной деятельности;

10-охрана особо охраняемых природных территорий; зоны экологического бедствия и чрезвычайных ситу­аций; 11-основы формирования экологической культуры; 12-ответственность за нарушение законодательства в об­ласти охраны окружающей среды.

Подотрасли экологического законодательства. Экологическое право подразделяется на две составляющие - природоохранное и природоресурсное право, которые представляют собой его подотрасли.

Природоохранное право составляют нормы, регулирую­щие отношения в области охраны окружающей среды как единого целого, устанавливающие общие требования к субъектам хозяйственной деятельности. Важнейшим источником права, регулирующим данную сферу об­щественных отношений, является в настоящее время Закон об охране окружающей среды (ФЗ «Об охране окружающей среды», приложение 1).

Нормы природоресурсного права регулируют обществен­ные отношения в области использования и охраны отдель­ных компонентов окружающей среды: земель, вод, недр, лесов и иной растительности, атмосферного воздуха, живот­ного мира, континентального шельфа (например, «Лесной Кодекс», приложение 2). Природоресурсное законодательство устанавливает основы правового регули­рования отношений по рациональному использованию и защите отдельных компонентов окружающей среды, вклю­чая права и обязанности физических и юридических лиц в сфере данных общественных отношений, формы собствен­ности на компоненты окружающей среды, правовые основы их использования, основы государственного управления в регулируемых областях общественных отношений.

При этом необходимо помнить, что правовые нормы при­родоохранного и природоресурсного права подлежат при­менению лишь в тесном взаимодействии. Однако как общее и частное они соотносятся не полностью, поскольку имеют как общие для них, так и собственные предметы регулиро­вания. Например, в ФЗ об охране окружа­ющей среды установлены основы правового регулирова­ния зон чрезвычайного экологического бедствия, экологи­ческого страхования. Однако данный Федеральный закон не регулирует отношения собственности на природные ре­сурсы. Регулирование этих отношений осуществляет природоресурсное законодательство: ЗК, ВК, ЛК, Закон РФ «О недрах», ФЗ «О животном мире».

Соотношение экологического и иных отраслей права . Третью часть экологического права составляют нормы иных отраслей права. Эти нор­мы имеют двоякий характер. Хотя они относятся к отраслям права, которые имеют отличный от экологического права предмет регулирования, они касаются экологии, объединенные задачей защиты окружа­ющей среды. Включение норм, направлен­ных на охрану окружающей среды, в иные отрасли права следует охарактеризовать как экологизацию данных отрас­лей права. Безусловно, что основу развития экологического права, как отрасли пра­ва составляет Конституция РФ . Экологическое право тесно связано с административ­ным правом . Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются чаще всего исполнительно-распорядительные акты органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Например, заключение государственной экологической экспертизы утверждает Федеральная служба по экологиче­скому, технологическому и атомному надзору. Смежным институтом экологического и административного права является совокупность норм, регулирующих организацию и деятельность органов исполнительной власти, осущест­вляющих государственное управление в сфере охраны и ис­пользования окружающей среды. Административное право регулирует порядок деятельности этих органов, устанавли­вает их компетенцию по осуществлению соответствующих функций управления. Экологическое право, в отличие от административного права, определяет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды. Специфика эко­логических отношений определяет осуществление особых функций управления, например, таких как государственная экологическая экспертиза, мониторинг окружающей среды. Кодексом административного права установлена ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды. Со­ставы же экологических преступлений и ответственность за них закреплены в УК РФ. Экологическое право имеет также некоторые смежные предметы регулирования с гражданским правом. Так, граж­данское законодательство устанавливает основы права соб­ственности и имущественного оборота земли и иных при­родных ресурсов. В соответствии с п. 3 ст. 129 ГК и п. 3 ст. 3 ЗК земля (гражданский и земельный кодексы) и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Следовательно, приоритет в данной области от­дается природоресурсному законодательству. Природоресурсным законодательством предусмотрено в ряде случаях заключение договоров между специально уполномоченным органом государственной власти и природопользователем. К данным правоотношениям применимы нормы подраздела 2 «Общие положения о договорах» раздел III части первой ГК. В соответствии со ст. 7-51 ГК подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды, и не­сет ответственность за нарушение данных требований. При причинении в результате экологического правонарушения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица применяются нормы гл. 59 ГК об обя­зательствах вследствие причинения вреда.

Требования в области охраны окружающей среды содер­жат также законодательные акты, регулирующие различ­ные сферы хозяйственной деятельности. К ним относятся, например, федеральные законы «О промышленной безопасности опасных производствен­ных объектов», ФЗ «О радиационной безопасности населения», ФЗ «О без­опасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного на­значения». На отношения в области осуществления экологи­ческого аудита распространяет действие Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Статьей 57 ФЗ об охране окружающей среды правовой режим чрезвычайных экологических ситуаций приравнен к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного ха­рактера. Правовое регулирование отношений в области за­щиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется Федеральным кон­ституционным законом от «О чрезвы­чайном положении», Федеральным законом ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера».

5.2.3 Экологическое право как наука и учебная дисциплина. Под экологическим правом понимается не только от­расль права, но также наука и учебная дисциплина. Эко­логическое законодательство, практика его применения, проблемы, достижения, недостатки и пути развития явля­ются предметом научного исследования ученых-юристов и изучения в высших учебных заведениях. Предмет науки и учебной дисциплины намного шире сферы общественных отношений, регулируемых законодательством, включает изучение зарубежного законодательства, а также такие об­щетеоретические положения, как источники, система, ме­тодология экологического права, соотношение его с други­ми отраслями права, повышение эффективности действия, специфика юридической ответственности за экологические правонарушения.

Экологическое право как наука - представляет собой систему знаний, теоретических положений в области экологическо­го права, является составной частью системы юридических наук. Предметом науки экологического права являются:

- отрасль экологического права - наукой изучаются нормы и институты экологического права, анализируется роль данных правовых норм и институтов в регулировании соответствующих общественных отношений. Объектом из­учения является также отрасль экологического права в целом. Наукой исследуются источники отрасли, ее система, особенности эколого-правовых отношений, виды норм и способы их реализации, специфический характер предме­та отрасли, место отрасли экологического права в правовой системе РФ;

- эколого-правовые отношения - исследование права невозможно без изучения, обобщения практики его приме­нения. Предметом науки экологического права являются регулируемые данной отраслью общественные отношения. Их изучение позволяет выявить проблемы реализации из­учаемых правовых норм, выработать предложения по повы­шению эффективности их применения. Сделанные на основе обобщения практического опыта выводы и теоретические концепции составляют содержание науки экологического права. На основе изучения практики норм экологического права разрабатываются предложения по совершенствованию норм и применения действующего законодательства. Сами по себе положения эколого-правовой науки не имеют нормативного, общеобязательного ха­рактера, однако становятся теоретической базой для соз­дания новых правовых норм, для дальнейшего развития и совершенствования законодательства.

Экологическое право представляет собой одну из самых «молодых» отраслей и научных дисциплин. Экологические правовые исследования не имеют столь глубоких традиций, как гражданско-правовые или уголовно-правовые, не обеспечены они и таким же ко­личеством специалистов и научных работников». Однако в настоящее время проблемы правовой охраны окружающей среды приобретают все большую актуальность и, как след­ствие, обусловливают активное развитие данной отрасли, появление новых научных исследований эколого-правового направления.

Экологическое право как учебная дисциплина. Одним из закрепленных в ст. 3 ФЗ об охране окружающей среды принципов охраны окружающей среды является прин­цип организации и развития системы экологического образо­вания, воспитания, формирования экологической культуры. Общие нормы об экологическом образовании и просве­щении установлены в гл. 13 указанного Федерального за­кона. Общественные отношения в области экологического воспитания и образования регулируются также законода­тельством об образовании и правовыми актами субъектов РФ, поскольку вопросы охраны окружающей среды и об­щие вопросы воспитания и образования отнесены ст. 72 Конституции к совместному ведению Российской Федера­ции и ее субъектов.

Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опы­та и развития личности, направленный на формирование целостных ориентации, поведенческих норм и специаль­ных знаний по сохранению окружающей среды и приро­допользованию. Цель экологического образования состоит в формировании экологических знаний и ответственного отношения к окружающей среде. Экологическое образова­ние необходимо для дальнейшего сохранения окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам. Без экологических знаний невозможно развитие человека как гармоничной личности с гуманистическим отношением к природной среде.

Согласно ст. 71 ФЗ об охране окружающей среды, в це­лях формирования экологической культуры и профес­сиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее професси­ональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов. Преподавание основ экологических знаний осуществляется в дошколь­ных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образова­ния, независимо от их профиля и организационно-право­вой формы.

Дошкольное экологическое образование заключается в первичном ознакомлении ребенка с окружающей средой. При преподавании экологии в системе общего образования предоставляется уже более значительный объем инфор­мации. В учебных программах присутствуют такие пред­меты, как «Природоведение», «Экология», «Основы эко­логии». В последнее время значительно возрос интерес к преподаванию экологических дисциплин. Однако в рамках школьной программы данные предметы не везде являются обязательными.

Экологическое право входит в государственный стандарт юридического образования. Цель изучения экологического права состоит в том, чтобы студенты получили представление о развитии данной отрасли права, ее месте в системе от­раслей права РФ, об экологических правах и обязанностях граждан, а также способах их защиты, о законодательных требованиях к хозяйствующему субъекту в области охра­ны окружающей среды, об ответственности за причинение вреда окружающей среде и иных институтах экологическо­го права. Экологическое право как учебная дисциплина со­стоит из общей и особенной части. В общей части изучаются такие темы, как предмет, методы, система экологического пра­ва, его принципы, место в системе права РФ; источники экологического права, экологические права и обязанности граждан, основы государственного управления охраной окружающей среды; плата за загрязнение окружающей сре­ды и иные элементы экономического механизма ее охраны; экологические бедствия ичрезвычайные экологические ситуации; ответственность за нарушение экологического законодательства. Особенная часть экологического права посвящена изучению правового регулирования использования и охра­ны отдельных видов природных объектов: лесного, водно­го фондов, животного мира, атмосферного воздуха, недр, земель; правовое регулирование использования и охраны особо охраняемых природных территорий.

5.2.4 Экологические правоотношения - о бъектом правового регулирования со стороны государ­ства являются соответствую­щие социальные отношения. Урегулированными нормами права, данные отношения приобретают правовой характер. Социальные отношения, урегулированные со стороны государства нормами права, в теории права носят название правоотношений.

Состав экологических правоотношений - правоотношение является сложным социальным обра­зованием, имеющим определенное внутреннее строение, со­ставными элементами которого являются участники, объ­екты и содержание правоотношения.

Участниками правоотношений являются физические, юридические лица и государство. Участники экологических правоотношений выступают в них в качестве носителей эко­логических прав и обязанностей, субъектов хозяйственной и иной деятельности, к которым предъявляются природоохранные требования, в качестве лиц, осуществля­ющих деятельность в области охраны окружающей среды и защиты экологических прав человека.

Государство выступает в экологических правоотношениях в качестве:

собственника природных ресурсов - правоприменителя. Содержание правоотношений составляют взаимные права и обязанности их участников физических и юридических лиц. Объекты экологических правоотношений за­служивают отдельного, более подробного рассмотрения.

Объектами экологических правоотношений являются предметы материального мира, а также действия субъектов, по поводу которых возникают и осуществляются экологи­ческие правоотношения. К объектам экологических право­отношений относятся: компоненты окружающей среды;

вещества, поступающие в окружающую среду в ре­зультате химического, биологического и физического воз­действия на нее при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в виде выбросов и сбросов, отходов производства и потребления; действия, поведение субъектов экологических право­отношений.

Основными свойствами компонентов окружающей сре­ды как объектов экологических правоотношений являют­ся их естественное происхождение и неразрывная связь с природой. Если какой-либо компонент окружающей среды изъят из нее и обособлен, не состоит более с ней в нераз­рывной связи (земля в цветочном горшке, вода, текущая по водопроводным трубам), то он является объектом иных правоотношений (гражданско-правовых, отношений в об­ласти обеспечения санитарно-эпидемиологического благо­получия населения). Объектом экологических правоотношений является окру­жающая среда. Определение окружающей среды, равно как и иных объектов экологических правоотношений, закреплено в ст. 1 ФЗ об охране окружающей среды. Окружающая сре­да определяется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Наряду с термином «окру­жающая среда» Закон в ст. 1 дает толкование термина «при­родная среда». Природная среда или природа определяется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Природный объект определяется как естественная экологическая си­стема, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природно-антропогенный объект - как природный объект, измененный в ре­зультате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Антропогенным объектом является объект, созданный чело­веком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

В состав окружающей среды, в отличие от природы, включены антропогенные объекты. Однако в соответствии со ст. 4 ФЗ об охране окружающей среды объек­тами охраны являются: земля, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие орга­низмы, их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Закон определяет также иные объекты охраны: природ­ные, природно-антропогенные, естественные эко­логические системы, природные комплексы, природные ландшафты, природные ресурсы, компоненты природной среды. К объектам экологических правоотношений относят­ся также вредные вещества, поступающие в окружающую среду в результате хозяйственной и иной деятельности. Ис­пользование веществ, изъятых из природной среды, в тех­ническом процессе как имущества регулирует гражданское право, но как только эти вещества попадают в окружающую среду в виде отходов, выбросов, сточных вод, отношения, связанные с этими веществами, определяет экологическое право.

Объектом правоотношений являются также действия их субъектов. Так, например, если хозяйствующий субъект совершает такое действие, как подача на утверждение спе­циально уполномоченного органа государственной власти проектной документации, не содержащей положительного заключения государственной экологической экспертизы, то последует отказ в утверждении такой документации.

Часто экологические правоотношения включают сово­купность приведенных объектов. При при­влечении хозяйствующего субъекта к ответственности за нарушение нормативов выбросов и сбросов к объекту дан­ного правоотношения относятся и действия ответственного субъекта, и загрязняющие вещества, и состояние компонен­тов окружающей среды.

Виды экологических правоотношений - э кологические правоотношения классифицируются по тем же критериям, что и правоотношения, относящиеся к любой иной отрасли права. Прежде всего, они сами явля­ются составляющим элементом системы правоотношений, делящейся по отраслям права (трудовые, гражданско-пра­вовые, семейные и т.д.). В зависимости от оснований возникновения правоотно­шения делятся на общие и конкретные. Общие правоот­ношения возникают на основании нормы закона, их субъ­екты конкретно не определены, создается лишь правовое состояние. Например, в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О недрах» собственник земельного участка имеет право без получения лицензии осуществлять добычу общераспро­страненных полезных ископаемых для своих нужд на глу­бину до 5 м (Боголюбов, 2006). Субъект права может осуществлять данную деятельность, руководствуясь лишь указанной нормой. Конкретные правоотношения возникают на основании иных юридических фактов. Если хозяйствую­щий субъект намерен осуществлять разработку полезных ископаемых, не отнесенных к общераспространенным полезным ископаемым, он обязан: обратиться в соответствующий орган государствен­ной власти, получить лицензию. Возникает конкретное правоотношение. В зависимости от индивидуализации субъектов правоот­ношения делятся на абсолютные и относительные. В абсо­лютном правоотношении точно определена лишь одна сторона - носитель субъективного права, обязанными же являются все другие лица - «всякий и каждый». В от­носительном правоотношении определены обе стороны. Так, в соответствии со ст. 27 ВК, водопользователь-граж­данин вправе свободно использовать водные объекты для собственных нужд, если иное не установлено ВК. Гражда­нин является носителем субъективного права, которому противостоит обязанность всех иных лиц данное право не нарушать. Однако водопользователь-гражданин вправе ис­пользовать водные объекты для осуществления предприни­мательской деятельности только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено настоящим ВК. При выдаче лицензии и заключении на ее основании договора возникает относительное правоотношение между водопользователем и органом государственной власти.

Правоотношения подразделяются на материаль­ные правоотношения, возникающие на основании норм материального права и процессуальные, возникающие на основе процессуальных норм. Материальные правовые нормы устанавливают права и обязанности участников правоотношений, процессуаль­ные - формы реализации материальных норм. Так, например, документация, представляемая на государ­ственную экологическую экспертизу, должна содержать ма­териалы оценки воздействия па окружающую среду (норма материального права). Порядок проведения оценки воз­действия на окружающую среду установлен Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденным приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 №372.

Соответственно юридическим функциям права выделяют регулятивные и охранительные правоотношения. Регуля­тивные правоотношения существуют в условиях соблюде­ния законодательных предписаний. Охранительные право­отношения возникают при нарушении законодательства и соответствующей реакции государства либо пострадавшей стороны на такое нарушение. Так, при выбросах вредных веществ в окружающую среду субъект хозяйственной дея­тельности обязан соблюдать установленные государством нормативы. За превышение нормативов законом установ­лена ответственность. При реализации указанных санкций возникают охранительные правоотношения.

Вопросы к теме

Какое определение следует дать экологическому праву как самостоятельной отрасли Российского права?

Правовыми нормами каких отраслей (помимо экологическо­го права) регулируются экологические правоотношения?

На какие структурные элементы делится отрасль экологического права?

Что является объектом эколого-правового регулирования?

Каковы особенности правового регулирования экологиче­ских правоотношений?

К какой отрасли (публично-правовой или частноправовой) следует отнести экологическое право?

Перечислите экологические институты.

5.3 Правовое регулирование охраны и использования отдельных объектов окружающей среды. Особенности правового режима земель. Особенности правового режима недр. Особенности правового режима вод. Особенности правового режима лесов. Особенности правового режима животного и растительного мира.

Предмет является основным атрибутом отрасли, имеющей специализацию.

Предметом экологического права являются общественные экологические отношения (т.е. отношения между людьми, возникающие по поводу объектов материального мира, составных частей природной среды и природы в целом).

Предметом экологического права является не взаимодействие между обществом и природой, а именно общественные отношения.

За данными отношениями (в сфере взаимодействия общества и природы) находятся разнообразные интересы и потребности человека: в частности это

    экологические (т.е. связанные с природной средой)

    экономические (связанные с использованием ресурсов)

    научные (связаны с познанием законов природы)

    рекреационные и иные.

Поскольку потребности разнообразны, а сфера взаимодействия широка и необъятна предметом экологического права являются те отношения, о которых говорится в

части 3 Преамбулы ФЗ «Об охране окружающей среды» - это общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также её континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Характеристика отношений:

1) это отношения в сфере взаимодействия общества и природы

2) это отношения, возникающие при осуществлении человеком деятельности, которая воздействует на окружающую природную среду

3) территориальное ограничение.

С учётом направлений взаимодействия общества и природы и видов экономически значимой деятельности человека можно выделить следующие экологические отношения:

1) отношения по рациональному использованию природных ресурсов

2) по охране природной среды

3) по обеспечению экологической безопасности – выделение этой группы отношений производится представителями кафедры экологии МГУ, Бринчук с этим мнением не согласен.

Первые две группы отношений называются как исключительный предмет отрасли экологического права . Данная позиция выражена и в природноресурстном законодательстве (ст.3 Земельного кодекса, ст.5 Водного кодекса и т.д.).

1)

2) отношения по защите экологических прав и законных интересов человека.

Представители кафедры МГУ последнюю группу отношений включают в отношения по обеспечению экологической безопасности.

Учитывая сказанное и разнообразные точки зрения,

вывод: экологическим правом регулируются:

1) отношения собственности на природные ресурсы

2) отношения по использованию ресурсов это исключительный предмет

3) отношения по охране природной среды экологического права

от разных форм деградации

4) отношения по обеспечению экологической безопасности.

Особенности отношений, регулируемых экологическим правом:

1) поскольку данные отношения возникают по поводу природной среды и составляющих её элементов в этих отношениях проявляются экологические взаимосвязи между данными элементами

2) отношения, связанные с производством материальных благ (т.е. отношения в сфере природопользования) имеют экономический характер (это вид производственных отношений)

3) поскольку большинство компонентов природной среды могут быть объектами права собственности или иных прав (как вещных, так и обязательственных) => данные отношения имеют имущественный характер. Исключение составляет такой объект как атмосферный воздух – он не может быть объектом присвоения.

4) данные отношения являются публичными, т.к. в них проявляется интерес неограниченного круга лиц как настоящего, так и будущих поколений людей

5) данные отношения должны быть гласными (открытыми).

Существует точка зрения, связанная с пониманием предмета экологического права в узком смысле, т.е. как общественных отношений, возникающих исключительно в связи с охраной природной среды от различных форм деградации (это природоохранные отношения). Это мнение неверно.

Метод ЭП

Метод – это совокупность административно-правовых и гражданско-правовых приёмов и способов воздействия на участников и субъектов экологических отношений.

Особенность метода – он в себе сочетает оба вида приёмов и способов.

Степень сочетания зависит от конкретного вида экологического отношения.

Например, в отношениях по использованию природных ресурсов применяется совокупность гражданско-правовых приёмов и способов; это диспозитивный метод (способ). Т.к. это горизонтальные отношения и субъекты признаются равными.

В данных отношениях всегда незримо присутствует государство в лице своих органов, которые в определённых случаях могут вмешаться в отношения по использованию ресурсов по своей воле.

К экологическим отношениям применяется формула: не всё разрешено, что прямо не запрещено законом . Поскольку экологические права являются неотъемлемыми, и человек не может отказаться от них по собственному желанию.

Роль правового регулирования экологических отношений заключается в подробной регламентации всех полномочий, которыми наделяются органы гос. власти или органы местного самоуправления в данных отношениях. Здесь аналогии неприменимы даже при наличии пробелов в законодательстве.

Понятие ЭП

Определение понятия ЭП как отрасли права зависит от понимания и специфики предмета.

Экологическое право – это специализированная комплексная отрасль права, которая включает в себя ряд относительно самостоятельных отраслей:

    земельное право

    горное (недреное) право

    водное право

    лесное право

    фаунистическое право (фауна)

    воздухоохранное право (это отношения по охране атмосферного воздуха от различных форм негативных воздействий).

Однако комплексный характер ЭП обусловлен не этим обстоятельством, а тем, что экологические отношения регулируются:

1) собственно ЭП и его источниками

2) нормами, содержащимися в источниках иных отраслей права (гражданского, административного, уголовного права и др.).

С точки зрения правового регулирования гражданское, административное, уголовное право называют экологизированными отраслями (т.е. они содержат экологические требования).

Экологическое право как отрасль права – это система основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле (ч.3 Преамбулы к ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В узком смысле (Крассов): экологическое право – это природоохранная отрасль.

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Экологическое право». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Из серии: Конспект лекций

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экологическое право (Н. А. Кузнецова, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Предмет, метод и принципы экологического права

Предмет экологического права – это общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, производственные отношения, складывающиеся в сфере действия экологоправовых норм, между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу улучшения, восстановления, эффективного использования природных объектов (экосистем) в целях сохранения окружающей среды.

Эти общественные отношения должны:

1) иметь волевой характер, то есть их возникновение, изменение и прекращение определяются в значительной степени волей людей, поддаваться правовому регулированию (миграции животных – нет)и иметь «правовую природу»;

2) складываться по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы (окружающая человека природа), а также многообразных внутренних и внешних экономических связей (литосфера, гидросфера, атмосфера);

3) быть направлены на регулирование совокупности объектов, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

Если общественные отношения складываются по использованию объектов имущественного характера, не относящихся к числу объектов природы, их не всегда следует признавать предметом экологического права.

Например, общественные отношения по поводу мелиоративных работ являются предметом экологического права, но непосредственную эксплуатацию мелиоративных систем нельзя отнести к предмету экологического права (это отношения имущественного характера).

Комплекс экологических общественных отношений, составляющих предмет экологического права, выражен в комбинации методов его правового регулирования.

Метод экологического права основан на соблюдении в правовом регулировании закономерностей, присущих как природе, так и обществу. Законодатель избирает способы правового воздействия на экологические общественные отношения с учетом этой совокупности закономерностей.

В экологическом праве ведущим является метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и природы: любой вид экологопользования связан с применением законов природы, а для успешной его реализации необходимо подчиняться данным законам, то есть экологизировать каждое действие, связанное с вторжением в природную среду.

Метод экологического права содержит:

1. Закрепление в законодательстве элементов экологической системы страны, экологически и экономически значимых, использование которых либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении (например, закрепление ландшафтного подхода в отводе земель и формировании регионов).

2. Закрепление в законодательстве структуры органов, осуществляющих конкретное регулирование использования природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны (Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, межведомственные и ведомственные службы).

3. Закрепление в законодательстве круга экологопользователей и лиц (физических и юридических), неизбежно влияющих своими жизнеобеспечительными функциями на экосистему страны (пользователи земли, недропользователи, лесопользователи, водопользователи, пользователи животного мира: ст. 27 Закона о недрах; ЛК РФ).

4. Четкая регламентация правил экологопользования, обусловленных спецификой объекта экологопользования и правовым статусом экологопользователя. (Пользование дикой фауной (охота) регламентировано с учетом ее особенностей и уставной правоспособности организации, которой выделены данные охотничьи угодья.)

5. Установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования. Так, предусмотрена ответственность дисциплинарная (ст. 135 ТК РФ), административная (ст. 46–48, 50–87 КоАП РФ и др.), уголовная (ст. 246–262 УК РФ и др.), материальная (ст. 118–121 ТК РФ и ст. 1064 ГК РФ и др.), специальная (лишение права пользования объектами, изъятие объектов).

Метод правового регулирования экологического права – это способ правового воздействия на экологические общественные отношения, работающий, законодательным закреплением элементов экологической системы страны, значимых для правового регулирования, структуры органов управления и круга экологопользователей, а также установлением четкой регламентации правил экологопользования и юридической ответственности за нарушение правомочий субъектов экологических правоотношений.


Принципы экологического права :

Общеправовые (конституционные) принципы экологического права в основном закреплены в Конституции России.

1. Принцип народовластия: российский народ осуществляет свою власть в экологических отношениях непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ).

2. Принцип гуманизма: отношения экологопользования в стране и в сфере международных отношений строятся прежде всего с учетом интересов не только нынешнего, но и будущих поколений людей.

3. Принцип социальной справедливости: равноправие всех перед судом и законом (ст. 19 Конституции РФ); право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ); гарантия судебной защиты прав и свобод любого гражданина РФ, если они кем-либо нарушаются (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).

4. Принцип законности: точное и безусловное выполнение всех нормативных предписаний всеми субъектами экологических правоотношений.

5. Принцип интернационализма (имеет международный и национальный аспекты): международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (ст. 92 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды»), внутригосударственное сотрудничество Федерации и ее субъектов в вопросах владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами, в природопользовании и охране окружающей среды (ст. 72 Конституции РФ).

6. Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений (ст. 42 и 58 Конституции РФ): осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей.

7. Принцип гласности: право каждого проживающего на территории России на правдивую информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ).

8. Принцип строго целевого использования природных объектов: обязанность каждого экологопользователя использовать природные объекты в точном соответствии с их целевым назначением (не допускается использование земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных целей, за исключением случаев, допускаемых законом).

9. Принцип рационального и эффективного использования природных объектов: экономическая сторона экологопользования – стремление с минимальными затратами получать наибольший эффект от хозяйственной эксплуатации природных объектов, не нанося при этом экономического и экологического вреда.

Всем принципам экологического права присущи такие черты:

1. Объективная обусловленность: правовой принцип можно признать верным, только если он соответствует природе, истории и обществу.

2. Историческая обусловленность: с изменением государственной политики и государственного строя меняются в первую очередь принципы правового регулирования (по Конституции СССР 1977 г. земля и природные объекты находились в исключительной собственности государства, по Конституции России 1993 г. они могут находиться и в частной собственности граждан – принцип исключительной государственной монополии на природные объекты изменен).

3. Системность: все принципы экологического права можно разделить на общеправовые, принципы Общей части и принципы Особенной части.

Основные принципы охраны окружающей среды – это: приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха людей; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы; соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушения; гласность и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.

Предмет является основным атрибутом отрасли, имеющей специализацию.

Предметом экологического права являются общественные экологические отношения (т.е. отношения между людьми, возникающие по поводу объектов материального мира, составных частей природной среды и природы в целом).

Предметом экологического права является не взаимодействие между обществом и природой, а именно общественные отношения.

За данными отношениями (в сфере взаимодействия общества и природы) находятся разнообразные интересы и потребности человека: в частности это

    экологические (т.е. связанные с природной средой)

    экономические (связанные с использованием ресурсов)

    научные (связаны с познанием законов природы)

    рекреационные и иные.

Поскольку потребности разнообразны, а сфера взаимодействия широка и необъятна предметом экологического права являются те отношения, о которых говорится в

части 3 Преамбулы ФЗ «Об охране окружающей среды» - это общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также её континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Характеристика отношений:

1) это отношения в сфере взаимодействия общества и природы

2) это отношения, возникающие при осуществлении человеком деятельности, которая воздействует на окружающую природную среду

3) территориальное ограничение.

С учётом направлений взаимодействия общества и природы и видов экономически значимой деятельности человека можно выделить следующие экологические отношения:

1) отношения по рациональному использованию природных ресурсов

2) по охране природной среды

3) по обеспечению экологической безопасности – выделение этой группы отношений производится представителями кафедры экологии МГУ, Бринчук с этим мнением не согласен.

Первые две группы отношений называются как исключительный предмет отрасли экологического права . Данная позиция выражена и в природноресурстном законодательстве (ст.3 Земельного кодекса, ст.5 Водного кодекса и т.д.).

1)

2) отношения по защите экологических прав и законных интересов человека.

Представители кафедры МГУ последнюю группу отношений включают в отношения по обеспечению экологической безопасности.

Учитывая сказанное и разнообразные точки зрения,

вывод: экологическим правом регулируются:

1) отношения собственности на природные ресурсы

2) отношения по использованию ресурсов это исключительный предмет

3) отношения по охране природной среды экологического права

от разных форм деградации

4) отношения по обеспечению экологической безопасности.

Особенности отношений, регулируемых экологическим правом:

1) поскольку данные отношения возникают по поводу природной среды и составляющих её элементов в этих отношениях проявляются экологические взаимосвязи между данными элементами

2) отношения, связанные с производством материальных благ (т.е. отношения в сфере природопользования) имеют экономический характер (это вид производственных отношений)

3) поскольку большинство компонентов природной среды могут быть объектами права собственности или иных прав (как вещных, так и обязательственных) => данные отношения имеют имущественный характер. Исключение составляет такой объект как атмосферный воздух – он не может быть объектом присвоения.

4) данные отношения являются публичными, т.к. в них проявляется интерес неограниченного круга лиц как настоящего, так и будущих поколений людей

5) данные отношения должны быть гласными (открытыми).

Существует точка зрения, связанная с пониманием предмета экологического права в узком смысле, т.е. как общественных отношений, возникающих исключительно в связи с охраной природной среды от различных форм деградации (это природоохранные отношения). Это мнение неверно.

Метод ЭП

Метод – это совокупность административно-правовых и гражданско-правовых приёмов и способов воздействия на участников и субъектов экологических отношений.

Особенность метода – он в себе сочетает оба вида приёмов и способов.

Степень сочетания зависит от конкретного вида экологического отношения.

Например, в отношениях по использованию природных ресурсов применяется совокупность гражданско-правовых приёмов и способов; это диспозитивный метод (способ). Т.к. это горизонтальные отношения и субъекты признаются равными.

В данных отношениях всегда незримо присутствует государство в лице своих органов, которые в определённых случаях могут вмешаться в отношения по использованию ресурсов по своей воле.

К экологическим отношениям применяется формула: не всё разрешено, что прямо не запрещено законом . Поскольку экологические права являются неотъемлемыми, и человек не может отказаться от них по собственному желанию.

Роль правового регулирования экологических отношений заключается в подробной регламентации всех полномочий, которыми наделяются органы гос. власти или органы местного самоуправления в данных отношениях. Здесь аналогии неприменимы даже при наличии пробелов в законодательстве.

Понятие ЭП

Определение понятия ЭП как отрасли права зависит от понимания и специфики предмета.

Экологическое право – это специализированная комплексная отрасль права, которая включает в себя ряд относительно самостоятельных отраслей:

    земельное право

    горное (недреное) право

    водное право

    лесное право

    фаунистическое право (фауна)

    воздухоохранное право (это отношения по охране атмосферного воздуха от различных форм негативных воздействий).

Однако комплексный характер ЭП обусловлен не этим обстоятельством, а тем, что экологические отношения регулируются:

1) собственно ЭП и его источниками

2) нормами, содержащимися в источниках иных отраслей права (гражданского, административного, уголовного права и др.).

С точки зрения правового регулирования гражданское, административное, уголовное право называют экологизированными отраслями (т.е. они содержат экологические требования).

Экологическое право как отрасль права – это система основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле (ч.3 Преамбулы к ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В узком смысле (Крассов): экологическое право – это природоохранная отрасль.



Просмотров