Экологическое право не может выступать в качестве. Тест контроля знаний по дисциплине «Экологическое право

Министерство образования и науки РФ

Сибирский филиал Международного института экономики и права

Кафедра гражданско-правовых и государственно-правовых дисциплин

ТЕСТ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

по дисциплине

«Экологическое право»

для студентов очной, заочной и очно-заочной (вечерней) форм обучения

по специальности

Новокузнецк 2009

Тестовые задания составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины

Составитель:

Доцент кафедры

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № 2 от «15» октября 2009 г.

Зав. кафедрой ___________________________

Вариант 1

1. Экологическое право - это совокупность правовых норм , регулирующих общественные отношения в сфере:

A. Природопользования и охраны окружающей среды .

Б. Природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности .

Г. Охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

2. Какой из названных ниже элементов не относится к понятию «Экологические правоотношения»:

A. Предмет.

Б. Субъект.

B. Объект.

Г. Норма.

3. К обязанностям граждан согласно Конституции Российской Федерации не относится требование:

A. Сохранять природу.

Б. Сохранять окружающую среду.

B. Рационально использовать природные ресурсы.

Г. Бережно относиться к природным богатствам.

4. Конституция Российской Федерации предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как:

A. Материальная основа существования органов местного самоуправления .

Б. Достояние федеративного государства.

B. Неотъемлемая часть субъектов РФ.

Г. Основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

5. Конституция Российской Федерации устанавливает, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к ведению:

A. Российской Федерации и ее субъектов.

Б. Только субъектов РФ.

B. Только Российской Федерации.

Г. Субъектов РФ и муниципальных образований .

6. Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляется их собственниками:

A. Свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде.

Б. Свободно, если это не вредит интересам других лиц.

B. Свободно, если это не нарушает интересов государства.

Г. Свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

7. К источникам экологического права не относятся:

А. Международные договора Российской Федерации.

Б. Соглашения между субъектами РФ по вопросу использования и охраны природных ресурсов.

В. Договора между собственниками об ограниченном пользовании природным объектом.

Г. Соглашения между РФ и ее субъектами по вопросу использования и охраны природных ресурсов.

8. Как надлежит поступить правоприменителю в случае, если ратифицированный РФ международный договор содержит иную правовую регламентацию общественных отношений, чем установлено федеральным законом:

A. Обратиться в Конституционный Суд РФ для дачи разъяснения.

Б. Руководствоваться нормой международного договора.

B. Использовать одновременно и норму международного договора, и норму федерального закона.

Г. Применить норму федерального закона.

9. Какой из перечисленных ниже субъектов не может являться субъектом экологических правоотношений:

A. Иностранное государство.

Б. Иностранное юридическое лицо.

B. Иностранный гражданин.

Г. Лицо без гражданства.

10. Какое из названых ниже мероприятий не относится к компетенции органов власти субъектов Российской Федерации

A. Разработка и утверждение нормативов в области охраны окружающей среды.

Б. Участие в разработке федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации.

B. Осуществление экологической паспортизации.

Г. Объявление территории соответствующего субъекта РФ зоной экологического бедствия.

11. Управление в области охраны окружающей среды осуществляется:

А. Уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.

Б. Уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.

В. Уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Г. Уполномоченными на то органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

12. К специально уполномоченным органам, осуществляющим функции государственного контроля за использованием и охраной недр, относится:

A. Федеральная служба земельного кадастра России.

B. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.

Г. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

13. В число специально уполномоченных государственных органов управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов входит:

A. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Б. Федеральная служба земельного кадастра России.

B. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

14. Специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха является:

A. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

B. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Г. Министерство природных ресурсов Российской Федерации.

15. Какой из перечисленных ниже органов не уполномочен осуществлять государственное регулирование при использовании атомной энергии :

A. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Б. Министерство здравоохранения Российской Федерации.

B. Министерство природных ресурсов Российской Федерации.

Г. Федеральный горный и промышленный надзор России.

16. Какой из названных органов является специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы:

А. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Б. Министерство природных ресурсов Российской Федерации.

В. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Г. Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

17. Членами экспертной комиссии при проведении государственной экологической экспертизы могут являться:

A. Только независимые эксперты.

Б. Только работники специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды.

B. Независимые эксперты и представители органов власти и местного самоуправления.

Г. Независимые эксперты и работники специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды.

18. Общественная экологическая экспертиза не может проводиться:

A. После проведения государственной экологической экспертизы.

Б. До проведения государственной экологической экспертизы.

B. Без разрешения специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы.

Г. Одновременно с проведением государственной экологической экспертизы.

19. Ограничение, приостановление или запрещение деятельности, осуществляемой с нарушением экологического законодательства, производится:

A. В административном порядке.

Б. В судебном порядке.

B. И в административном и в судебном порядке.

Г. Решением референдума.

20. Освобождает ли внесение хозяйствующим субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду от выполнения им мероприятий, направленных на охрану окружающей среды:

A. Да, освобождает.

Б. Нет, не освобождает.

B. Да, освобождает при условии своевременного внесения ее.

Г. Да, освобождает, поскольку этим компенсируется наносимый окружающей среде вред.

21. Согласно федеральному законодательству экологическое страхование:

A. Должно быть только обязательным.

Б. Может быть только добровольным.

B. Может быть только обязательным.

Г. Может быть и добровольным и обязательным.

22. Содержит ли экологическое законодательство запрет на ввоз в РФ опасных и радиоактивных отходов в целях их захоронения и обезвреживания:

A. Да.

Б. Да, если иное не предусмотрено ратифицированными Российской Федерацией международными договорами.

B. Да, если ввоз осуществляется без контроля государства.

Г. Нет, не содержит.

23. Административная ответственность за совершение экологических правонарушений может устанавливаться:

A. Только на уровне субъектов Российской Федерации.

Б. Только на федеральном уровне.

B. И федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

Г. На уровне субъектов РФ по поручению органов государственной власти РФ.

24. При совершении каких нарушений экологического законодательства не наступает имущественная ответственность:

A. Преступлений.

Б. Административных правонарушений.

B. Дисциплинарных поступков.

Г. При любых, если нет причинения вреда окружающей среде.

25. Надзор органов прокуратуры Российской Федерации в экологической сфере нацелен, прежде всего, на:

A. Исполнение действующего на территории Российской Федерации экологического законодательства хозяйствующими субъектами.

Б. Полноту и законность мер, принимаемых специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и их должностными лицами.

B. Соблюдение требований экологического законодательства гражданами Российской Федерации.

Г. Соблюдение экологического законодательства органами местного самоуправления.

26. Является ли упомянутый в ст. 42 Конституции РФ перечень экологических прав исчерпывающим:

A. Нет, не является, поскольку экологические права граждан могут устанавливаться и иными законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации.

Б. Да, является.

B. Нет, не является, но он ограничивается Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Г. Да, является, но он конкретизируется в экологическом законодательстве.

27. К числу субъектов, имеющих право на участие в митингах и демонстрациях по вопросам охраны окружающей среды, относятся:

A. Граждане РФ и иностранные граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации.

Б. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации.

B. Международные экологические организации.

Г. Только граждане Российской Федерации.

28. Особо охраняемые природные территории могут быть:

A. Только федерального значения.

Б. Регионального и местного значения.

B. Федерального, регионального и местного значения.

Г. Федерального и регионального значения.

29. Природные ресурсы континентального шельфа находятся в ведении:

A. Исключительно субъектов Российской Федерации, к территории которых прилегает континентальный шельф.

Б. Исключительно Российской Федерации.

B. Совместном Российской Федерации и соответствующих субъект РФ.

Г. Совместном соответствующего субъекта РФ и органа местного управления.

30. Какие из перечисленных ниже разрешительных документов не связаны с пользованием животным миром:

A. Ордер.

Б. Долгосрочная лицензия.

B. Разовая лицензия.

Г. Распорядительная лицензия.

Вариант 2

1. Экологическое право не может выступать в качестве:

A. Отрасли науки.

Б. Отрасли человеческой деятельности.

B. Учебной дисциплины.

Г. Отрасли права.

2. Какое из нижеприводимых понятий не относится к системе экологического права:

A. Специальная часть.

Б. Особенная часть.

B. Особая часть.

Г. Общая часть.

3. Экологические правоотношения - это регулируемые нормами экологического права отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сферах:

A. Обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды.

Б. Охраны окружающей среды и природопользования .

B. Обеспечения экологической безопасности.

Г. Природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

4. Конституция Российской Федерации не гарантирует каждому право на:

A. Возмещение ущерба, причиненного здоровью вследствие стихийных бедствий.

Б. Достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

B. Возмещение ущерба, нанесенного имуществу экологическим правонарушением.

Г. Благоприятную окружающую среду.

B. Юридическое лицо.

Г. Гражданин.

25. Споры в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности могут разрешаться:

A. Исключительно в судебном порядке.

Б. Только в административном порядке.

B. С применением в качестве досудебной формы разрешения спора административной процедуры.

Г. Прокурором.

26. Устанавливаются ли экологическим законодательством дополнительные обязанности для граждан по сравнению со ст. 58 Конституции РФ:

А. Нет, не устанавливаются, поскольку в этом нет необходимости.

Б. Нет, не устанавливаются, поскольку Конституция РФ имеет прямое действие.

В. Да устанавливаются, но только Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Г. Да, они устанавливаются законодательными актами РФ и ее субъектов.

27. Общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, не вправе:

A. Организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу.

Б. Осуществлять в установленном порядке функции органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды.

B. Разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды.

Г. Участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

28. Какие из названных особо охраняемых природных территорий не могут находиться в ведении субъектов РФ:

A. Памятники природы.

Б. Государственные заказники.

B. Государственные заповедники.

Г. Ботанические сады.

29. Каким из перечисленных прав не могут быть наделены лица, не являющиеся собственниками водных объектов:

A. Право бессрочного пользования.

Б. Право долгосрочного пользования.

B. Право краткосрочного пользования.

Г. Право ограниченного пользования.

30. Могут ли участки недр быть предметом отчуждения:

A. Могут.

Б. Могут, но в установленных законом случаях.

B. Могут в случаях, предусмотренных международными договорами.

Г. Нет, не могут.

В качестве каких субъектов выступают юридические лица в правоотношениях по защите их экологических прав, какими они обладают правами и какие требования могут предъявлять?

Экологическое правоотношение - это реально существующее общественное отношение, урегулированное нормами экологического права, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Субъектами экологических правоотношений являются субъекты, обладающие экологической правоспособностью и дееспособностью.

По характеру обеспечиваемых и охраняемых правом экологически значимых интересов субъекты экологических правоотношений подразделяются на две группы - физические лица и организации. К организациям относятся государство в целом, государственные органы, муниципальные органы, юридические лица, общественные организации.

Юридическим лицом является организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В экологических правоотношениях юридические лица выступают в качестве: хозяйствующих субъектов, организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды; лиц, имуществу которых в результате нарушения закона об охране окружающей среды причинен вред.

Мера участия субъектов в экологических правоотношениях различна. Она определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Юридическим лицам адресованы нормы экологического права. Они становятся участниками, с момента возникновения прав или с момента осуществления деятельности, которая влияет на состояние окружающей среды

Участие юридических лиц в экологических правоотношениях предусматривает выполнение ими целого ряда природоохранных мероприятий. Так, при размещении предприятий обеспечивается выполнение экологических требований, приведение государственных и общественных экологических экспертиз. Они обязаны соблюдать требования по охране природы, норм вредных выбросов и правил захоронения отходов.

Экологическими обязанностями юридических лиц, руководствуясь действующим законодательством, следует считать обязанности, возлагаемые на них как на хозяйствующие субъекты.

Экологическими обязанностями хозяйствующих субъектов являются все предъявляемые к ним природоохранные требования. При осуществлении хозяйственной и иной деятельности юридическое лицо обязано соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды. Если в процессе хозяйственной деятельности юридическое лицо использует природные ресурсы, оно является природопользователем и приобретает соответствующие права и обязанности. Общие требования к хозяйствующим субъектам в области охраны окружающей среды установлены гл. 12 ФЗ «Об охране окружающей среды», более детальные - природоресурсным законодательством, а также законодательством, регулирующим отношения в сфере соответствующей хозяйственной деятельности (например, ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»).

Юридические лица обязаны соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности; информировать государственные органы и население об аварийных ситуациях, которые нанесли или могут нанести значительный вред окружающей среде и здоровью граждан. В случае причинений вреда окружающей среде юридическое лицо, виновное в его причинении, обязано возместить нанесенный вред в соответствии с действующим законодательством.

Юридические лица имеют право требовать возмещения вреда, причиненного их имуществу, в том числе в результате экологического правонарушения. Следует отметить, что данное право не предусмотрено ФЗ «Об охране окружающей среды». Однако вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в соответствии с гл. 59 Гражданского кодекса РФ. Также, согласно ст. 1065 ГК РФ, юридические лица вправе требовать, помимо возмещения вреда, прекращения или приостановления производственной деятельности, наносящей вред или создающей возможность нанесения вреда их имуществу.

?Экологическое право относится к числу:
*самостоятельных отраслей российского права
!неосновных отраслей
!институтов административного права
!подотрасли конституционного права
?Предметом экологического права являются отношения по:
*природопользованию
*охране окружающей среды
!взаимодействию общества и государства
!использованию земельных участков различных категорий
?Общая часть экологического права включает в себя правовые институты, определяющие:
!охрану земель и недр
!правовой режим лесопользования
*экологический контроль
*экологическую экспертизу
!правовой режим особо охраняемых природных территорий
?Методы эколого-правового регулирования - это:
!сравнительно-правовые методы
*императивные предписания, разрешения и запреты на совершение определенных действий
!формально-юридические методы
!убеждение и принуждение
!гипотеза, диспозиция, санкция
?Объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов, - это:
*антропогенный объект
!искусственный ландшафт
!природный ландшафт
!природно-антропогенный объект
?Основным конституционным правом человека является право:
*каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением
!граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, на радиационную безопасность
!граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды
!на обеспечение экологической безопасности, охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений
?Установите соответствие между понятиями по различным методам (объектам).
*Средство (метод) эколого-правового регулирования:вариант = Дозволение, предписание, запрет
*Метод правового регулирования:вариант = Императивный и диспозитивный
*Метод научного познания:вариант = Гносеология, статистический, сравнительно-правовой
*Объекты охраны окружающей среды:вариант = Земля, вода, недра
?Экологические правоотношения могут возникнуть между:
!органом исполнительной власти и окружающей средой
*органом исполнительной власти и гражданином
!политическими партиями
!предприятием и окружающей природной средой
*гражданином и общественным объединением
?Субъектом экологического права выступают:
*общественные объединения
*граждане
*государственные органы исполнительной власти
!чрезвычайная ситуация природного характера
!земля, животный и растительный мир
?Наиболее полно определяет экологические права и обязанности субъектов экологического права:
!Гражданский кодекс РФ
!Федеральный закон «О проведении экологической экспертизы»
!Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды»
!Конституция РФ
*Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
?Граждане и юридические лица могут иметь в собственности:
!реки и озера
!недра
!леса, расположенные на землях лесного фонда
!животный мир в естественной среде обитания
*земельные участки
?Природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны РФ отнесены к:
!граждан
!собственности Федерации и субъектов РФ
!государственной и муниципальной собственности
!юридических лиц
*федеральной собственности
?… - это изъятие у собственника имущества с выплатой ему его стоимости в интересах общества по решению государственных органов при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.
*Реквизиция
!Приватизация
!Национализация
!Конфискация
?Комплексное природопользование является формой:
!особого водопользования
*специального природопользования
!общего природопользования
!коллективного природопользования
?Субъектами специального природопользования могут выступать:
!только юридические лица
!субъекты РФ
!любые физические и юридические лица
*юридические лица и индивидуальные предприниматели
?Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это:
*не нарушает прав и законных интересов иных лиц
!не вредит интересам других лиц
!не нарушает интересов государства
*не наносит ущерба окружающей среде
?Совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде, рационального природопользования представляет собой:
*управление
!аудит
!экспертизу
!мониторинг
!наблюдение
?Орган специальной компетенции в сфере управления природопользованием - это:
*Министерство природных ресурсов и экологии РФ
!Министерство охраны окружающей среды
!Государственный комитет экологии
!Федеральное Собрание РФ
!Правительство РФ
?Целью Государственного доклада о состоянии окружающей природной среды как официального документа является:
!оценка особых видов воздействия на окружающую среду с учетом климатических особенностей года, природных катастроф и стихийных бедствий
!разработка плана действий для улучшения состояния окружающей природной среды и повышения качества жизни населения на территории Российской Федерации
!нормативное обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды
*обеспечение государственных органов управления и населения объективной систематизированной информацией о качестве окружающей природной среды
?Санитарно-гигиеническое нормирование относится к задачам:
*Министерства здравоохранения и социального развития РФ
!Министерства природных ресурсов РФ
!Министерства сельского и лесного хозяйства
!Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

отрасль права, регулирующая отношения по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

Субъектами Э.п. (участниками эко-логических правоотношений) являются

граждане, юридические лица, муниципальные образования, а также государство.

Предметом Э.п. как самостоятельной отрасли права выступают экологические (природоохранительные) общественные отношения. Данный вид волевых общественных отношений может складываться в сфере сохранения, улучшения, воспроизводства, использования ресурсов, либо в сфере управления окружающей природной средой (ОПС). В их число входят отношения: в сфере создания и функционирования особо охраняемых природных территорий:по обеспечению экологической безопасности; в сфере применения юридической ответственности за экологические правонарушения.\"

Объектами экологических общественных отношений выступают: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная древесно-кустарниковая растительность, дикий животный мир, находящийся в состоянии естественной свободы, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты, а также такие особо охраняемые природные объекты, как государственные природные заповедники,национальные парки, природные парки, ботанические сады и дендрарии, государственные природные заказники.памятники природы, лечебно-оздоровительные местности и курорты, а равно находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений и места их обитания.

В Э.п. преобладает императивный (повелительный) метод, отражающий активную роль государства в регулировании природопользования и обеспечении охраны природной среды.

Система отрасли Э.п. представлена тремя частями: общей, особенной и специальной. Общая часть Э.п. состоит из следующих правовых институтов: а) общие положения Э.п.: б) государственное управление охраной ОПС и природопользованием; в) право граждан на здоровую, благоприятную ОПС: г) экономико-правовой механизм охраны ОПС;

д) нормирование качества ОПС: е) правовые основы информационного обеспечения; ж) право природопользования;

з) юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Особенная часть Э.п. объединяет следующие правовые институты: а) правовое регулирование использования и охраны земель: б) правовое регулирование использования и охраны недр;

в) правовое регулирование использования и охраны вод; г) правовая охрана атмосферного воздуха и озонового. слоя;

д) правовое регулирование охраны лесов и древесно-кустарниковой растительности; е) правовое регулирование охраны и использования животного мира;

ж) правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов;

з) правовое регулирование обращения с радиоактивными и опасными веществами и твердыми отходами; и) правовой режим экологически неблагоприятных территорий.

Специальная часть включает: а) Э.п. и управление в зарубежных странах;

б) международно-правовую охрану ОПС.

Конституция РФ в ст. 9 содержит принцип разнообразия форм собственности на природные ресурсы, а также принцип рационального использования и охраны природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статья 36 закрепляет принцип ненанесения ущерба ОПС, ненарушения прав и законных интересов иных лиц при владении, пользовании и распоряжении природными ресурсами. Статьи 41-42 провозглашают принцип права граждан на экологически благоприятную природную среду.

Самостоятельность Э.п. как отрасли права подтверждается и наличием особой системы нормативно-правовых актов (источников), регулирующих экологические (природоохранительные) отношения.

Особую роль среди специальных систематизированных законодательных актов как источников Э.п. играет Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 "Об охране окружающей природной среды". В нем закреплены такие отраслевые принципы, как: приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества; неуклонное соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость ответственности за экологические правонарушения;

гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; международное сотрудничество в охране ОПС.

В этом законе впервые закреплены нормы, регулирующие экономический механизм охраны ОПС, нормирование качества ОПС. понятия зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия и определен порядок объявления их таковыми.

Многочисленные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие экологические отношения, принимаются на уровне субъектов РФ (законы об охране ОПС. земельные кодексы, кодексы о недрах и т.д.). Определенную роль в регулировании природоохра-нительных отношений играют акты местных органов самоуправления (перспективные программы развития муниципальных образований, программы использования и охраны земель и т.п.).

Признание Э.п. в качестве самостоятельной отрасли права берет начало с середины 70-х гг., когда во многих вузах страны стал преподаваться учебный курс "Природоохранительное право"(правовая охрана природы), который с 90-х гг. именуется "Экологическое право". Э.п. как учебная дисциплина по существу представляет собой совокупность приро-доресурсовых отраслей (земельного, горного. водного,лесного права, законодательства об охране животного мира), поскольку изучает вопросы правового режима использования и охраны земель, недр, вод, лесов и иных природных ресурсов.

Эколого-правовая наука уходит своими корнями в становление и развитие земельного, горного, лесного, водного законодательства, законодательства о заповедниках. У истоков развития этой науки стояли такие видные ученые-юристы, как Аксененок Г.А.. Ерофеев Б.В., Казанцев Д.Н., Колбасов О.С., Панкратов И.Ф., Петров В.В. Научную эстафету у них приняли Адиханов Ф.И., Брин-чук М.М., Голиниченков А.К. и др.

Гусев Р.К.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО" в других словарях:

    Экологическое право особое комплексное образование, представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. В сегодняшней юридической науке существует два… … Википедия

    Экологическое право - комплексная отрасль права, нормы которой регулируют отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды. Иногда экологическое право отождествляют с природоресурсовым. Существует также… … Элементарные начала общей теории права

    Комплексная отрасль права РФ, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов. В состав Э.п. входят нормы административного, финансового, уголовного,… … Юридический словарь

    ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО Юридическая энциклопедия

    В СССР комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих на базе государственного суверенитета и общественной собственности на основные объекты природы общественные отношения по рациональному использованию,… … Экологический словарь

    экологическое право - Установленные юридические нормы и правила, а также ответственность за их нарушение в области охраны природы. Syn.: природоохранное законодательство … Словарь по географии

    Экологическое право - (англ. ecological law) в РФ отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области рационального использования и охраны окружающей природной среды, в т.ч. природных ресурсов с целью сохранения природных… … Энциклопедия права

    -Экологическое право - 1) (в узком значении природоохранительное право) система правовых норм и правовых институтов, образующих комплексную отрасль права, предметом которой являются общественные отношения только по охране окружающей природной среды природоохранительные … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    Экологическое право - – право окружающей среды; особенно тесно связано с экологией (в переводе с греческого: дом и наука, т.е. с наукой о местообитании). По определению французского ученого Р. Дажо, «экология – это наука, изучающая условия существования живых… … Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

    Комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы, в области охраны и рационального использования природных ресурсов в… … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Экологическое право , А. Ю. Пуряева , Учебник «Экологическое право» разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция». Детально… Категория: Юриспруденция, право Издатель:


Просмотров