На кого распространяется 223 фз о закупках. Обжалование действий заказчика

Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.

Заказчики по 223-ФЗ:

Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.

Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства. Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».

Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.

Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы

Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.

На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.

Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ

Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать):

Рекомендуем видеозапись вебинара « », если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте.

Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») - общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство. Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.

Положение о закупках по 223-ФЗ

Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.

Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон.

Действия заказчика:

Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.

Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:

Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):

В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.

Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:

Заявка участника

Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.

Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.

Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:

Положение о закупках по 223-ФЗ: что в нем должно содержаться?

223-ФЗ: электронная подпись

Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.

Заказать Электронную подпись . Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.

Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней. Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат. Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.

Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

  1. Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, <…>, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50% .
  2. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
  3. Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ <…>. А это — уже «внучки».
  4. Бюджетные учреждения:
    • за счет грантов, субсидий;
    • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
    • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
  • Положение о закупках.
  • План закупок.
  • Извещение о закупке.
  • Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
  1. Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
  2. Опубликовать Положение о закупке на www.zakupki.gov.ru .
  3. новую редакцию положения о закупке;
  4. документ, содержащий перечень внесенных изменений.
  • для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
  • для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.

73 942 просмотра

Акционерное общество с долей участия субъекта РФ более 50% приобрело акции более 75% другого акционерного общества. Подпадает ли под действие 223-ФЗ дочернее общество в соответствии с пп2, п.2, ст. 1 Закона 223-ФЗ?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Да, действие закона распространяется на указанное дочернее общество на основании пункта 3 части 2 статья 1 Закона № 223-ФЗ.

Кто и когда подпадает под действие Закона № 223-ФЗ

Первая дата - 1 января 2012 г. С этого времени положения Закона № 223-ФЗ вступили в силу и распространяются на государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, государственные унитарные предприятия, автономные учреждения и хозяйственные общества с участием государства более 50%.

Следующая дата, которую можно встретить в законе, - это 1 января 2013 г. Она фигурирует в последней, восьмой, статье комментируемого закона. С этого времени закон распространяется на организации, осуществляющие виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, и (или) регулируемые виды в случае, если общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей суммы выручки за 2011 г. от всех видов деятельности, осуществляемых такими организациями. И с этой же даты под действие закона подпадают все дочерние и субдочерние хозяйственные общества.

И еще одна дата, которую можно найти в Законе № 223-ФЗ, - это 1 января 2014 г. , если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования. С этой даты закон распространяется на муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями, хозяйственные общества с участием муниципального образования более 50% и их дочерние и субдочерние хозяйственные общества.

Бывают ситуации, когда определить правильный срок начала действия закона для конкретного предприятия можно только путем тщательного рассмотрения его уставных документов. Так, в Минэкономразвития России обратилось муниципальное унитарное предприятие с просьбой разъяснить, с какой даты Закон № 223-ФЗ вступает в силу для него. На основании ст. 8 Закона № 223-ФЗ для муниципальных унитарных предприятий предусмотрены переходные положения. Соответственно на данную организацию закон распространяется с 1 января 2014 г., если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования.

Вместе с тем при более подробном рассмотрении уставных документов этого муниципального унитарного предприятия, выяснилось, что оно одновременно осуществляет регулируемые виды деятельности, например, в сфере теплоснабжения. А это уже другая категория юридических лиц, для которых законом предусмотрена более ранняя дата вступления закона в силу -1 января 2012 г. или 1 января 2013 г. В данном случае уже муниципальное унитарное предприятие рассматривается не как МУП, а как организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности.

Далее нужно уточнять, какова выручка муниципального унитарного предприятия от указанных видов деятельности. Если она составляет менее 10%, то для данного МУПа закон распространяется с 1 января 2013 г. Если же сумма выручки данного муниципального унитарного предприятия превышает 10% от общей выручки за 2011 г., то закон распространяется на такое муниципальное унитарное предприятие с 1 января 2012 г. Поэтому внимание надо обращать не только на организационно-правовую форму, но и на то, какими видами деятельности занимается организация.

Следующий вопрос, который возникает у заказчиков, - как правильно рассчитать долю участия государства в уставном капитале хозяйственного общества или долю участия материнской компании в уставном капитале дочернего хозяйственного общества, чтобы определиться, подпадает ли юридическое лицо под действие закона?

Если у хозяйственного общества один учредитель, то определить, распространяется ли на него действие Закона № 223-ФЗ, довольно просто: в его уставном капитале доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности должна превышать 50%. Но если учредителей несколько, первым из которых, к примеру, выступает государство в лице федерального органа исполнительной власти, вторым - государственная корпорация, третьим - коммерческая компания, то здесь возникает проблема, как правильно посчитать эти совокупные доли и стоит ли применять при закупках положения Закона № 223-ФЗ. То же самое касается дочерних и субдочерних хозяйственных обществ относительно подсчета совокупной доли участия государства, госкорпораций, госкомпаний, материнских компаний в их уставном капитале. Для урегулирования этого вопроса Правительством РФ уполномочена ФАС России, которая будет в т. ч. определять, распространяется ли на закупки данной конкретной организации действие Закона № 223-ФЗ.

Заказчики по закону № 223-ФЗ

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" устанавливаются общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:

  • государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%;
  • дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ юридическим лицам;
  • дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным в п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ дочерним хозяйственным обществам;
  • бюджетными учреждениями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действие п. 2 и 3 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ распространяется в т. ч. на иностранных юридических лиц, являющихся дочерними обществами государственных компаний или дочерними обществами этих дочерних обществ, не осуществляющих деятельность и не производящих закупки товаров, работ, услуг на территории РФ.

По 223-ФЗ закупки проводят отдельные виды юридических лиц. Этот закон не так жестко регламентирует закупочные процедуры, как 44-ФЗ. Заказчиками дана свобода в определении условий проведения торгов, возможных видов закупок, разработке собственного положения. Разберем основные моменты 223-ФЗ.

Закупки по 223-ФЗ: основные моменты

Назовем всех возможных заказчиков по 223-ФЗ простым языком:

  • госкорпорации, субъекты естественных монополий с долей госучастия более 50%;
  • дочерние общества, более половины уставного капитала которых принадлежит перечисленным выше компаниям;
  • бюджетные учреждения, МУПы и ГУПы, закупающие товары, работы и услуги за счет грантов, своих доходов или привлекающие для исполнения контракта третьих лиц.

223-ФЗ не такой сложный закон для начинающих, как 44-ФЗ. Вот отличия Закона о закупках отдельными видами юрлиц:

  • заказчик сам разрабатывает положение о закупках и проводит торги по своим правилам;
  • заниматься закупочной деятельностью в организации может кто угодно, не обязательно;
  • можно пользоваться больше чем 170 электронными торговыми площадками.

Проведение закупок по 223-ФЗ для чайников

Рассмотрим порядок закупок по 223-ФЗ для начинающих:

① получение электронной цифровой подписи;

② регистрация на портале госуслуг;

③ регистрация на официальном сайте госзакупок ;

④ разработка положения о закупках;

⑤ составление плана закупок;

⑥ настройка личного кабинета в ЕИС;

⑦ прохождения обучения закупкам по 223-ФЗ для чайников (необязательный этап).

  • способы закупки;
  • порядок проведения торгов;
  • критерии отбора заявок;
  • все сроки;
  • порядок заключения договоров;
  • порядок приемки и оплаты;
  • меры ответственности сторон;
  • порядок разрешения споров.

Заказчики могут указывать в своем положении любые способы проведения закупки. Но стоит помнить, что некоторые товары, работы и услуги необходимо закупать только в электронной форме.

В отличие от Закона о контрактной системе заказчикам по 223-ФЗ можно не размещать в ЕИС большее количество информации. Это данные о договорах:

  • которые связаны с гостайной;
  • цена которых менее 100 тыс. руб.;
  • предмет которых входит в специальный перечень .

С 2018 года заказчикам по 223-ФЗ разрешили не публиковать в ЕИС сведения о договорах на закупку ряда финансовых услуг и о переходе прав на недвижимость. Это привлечение денег от физлиц, предоставление кредитных средств, выдача банковских гарантий и т.д.

223-ФЗ для чайников: таблица сроков

Также в 2018 году действуют минимальные сроки на подачу участниками заявок. Они зависят от вида закупки и состава участников.

Процедура

До конца срока на подачу заявок или до запроса предложений

Конкурс и аукцион

Всем и МСП при начальной цене выше 30 млн руб.

МСП при начальной цене не выше 30 млн руб.

Запрос котировок

5 рабочих дней

МСП, при этом НМЦД не должна быть выше 7 млн руб.

4 рабочих дня

Запрос предложений

7 рабочих дней

МСП, при этом НМЦД не должна быть выше 15 млн руб.

5 рабочих дней

Закупки по 223-ФЗ для чайников в 2019 году

Расскажем о некоторых нововведениях с 2018 года в 223-ФЗ простым языком. Одно из них - возможность учредителей бюджетных и автономных учреждений, собственников имущества унитарных предприятий утвердить типовое положение, которое может распространяться на все дочерние организации. Решение о присоединении материнская компания публикует в ЕИС в течение 15 дней с того момента, как документ приняли.

Основа 223-ФЗ - это разработка положения, по которому проводятся закупочные процедуры. Если заказчик не разместил свое положение и не присоединился ни к чьему документу, он лишается права работать по 223-ФЗ. В этом случае на него будут распространяться положения 44-ФЗ.

Заказчику придется:

  • обосновывать цену договора;
  • выбирать способ закупки из имеющихся;
  • создавать закупочную комиссию;
  • устанавливать обязательные требования участникам, оценивать заявки по установленному регламенту.

Для проведения закупок по 223-ФЗ в следующем году необходимо предусмотреть в положении конкурентные и неконкурентные закупки. Отдельно придется прописать список случаев, когда возможна закупка у единственного поставщика.

Чтобы в следующем году работать по Закону № 223-ФЗ, ГУП и МУП должны до 31 декабря разместить в ЕИС обновленное положение о закупке. Не думайте, что сможете достать из ящика старое положение, исправить дату и утвердить. За это время изменились и Закон № 223-ФЗ, и требования к положению о закупке. , чтобы в 2019 году работать по Закону № 223-ФЗ было удобнее, чем раньше.

Сверьте свое положение с экспертом и исправьте ошибки до того, как их найдет контролер. В противном случае вас обвинят в том, что ваше положение о закупке не соответствует требованиям закона. А это напрямую отразится на закупочной деятельности. Изменить пункты положения быстро не получится, потому что все изменения нужно сформулировать и согласовать. .

Для начинающих заказчиков по 223-ФЗ будет полезно узнать, что в 2018 году нельзя требовать обеспечение заявки при цене договора менее 5 млн руб.

Некоторые основные моменты 223-ФЗ переняли из Закона о контрактной системе. Заказчиков обязали разрабатывать закупочную документацию всегда (исключением являются только запросы котировок). Смотрите полный список закупочных документов, которые должны быть в бюджетном учреждении по Закону № 223-ФЗ в обязательном порядке, и документы, которые помогут вам избежать конфликтной ситуации. В первом столбце мы указали название документа, во втором - его форму, а в третьем - обязательство по размещению и сроки.

Также будут действовать требования 44-ФЗ, касающиеся описания объекта закупки. С нового года поменяли правила описания объекта закупки. Из закона убрали спорную формулировку о том, что описание должно быть объективным. Но это не значит, что ошибок в документации стало меньше. , какие ошибки в работе со стандартами станут поводом для предписания.

Нельзя указывать товарный знак и страну происхождения, при этом нужно прописывать подробные характеристики продукции. Новшества касаются также проведения конкурентных закупок. Для этого заказчику придется создать комиссию. Отменить процедуру можно будет только до конца срока подачи заявок. После окончания этого периода отмена возможна лишь из-за форс-мажора. Договоры нужно заключать не раньше 10 дней с момента размещения итогового протокола, но не позже 20 дней с этой даты.

Хорошей новостью для начинающих заказчиков по 223-ФЗ стало изменение списка отчетов . В частности, больше не нужно будет ежемесячно отчитываться о договорах, которые заключили с малым и средним бизнесом.


Федеральный Закон «223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вступил в силу с 1 января 2012 года.

Различные субъекты регулирования начинают работать по этому закону в различные сроки. В зависимости от этого разделим их на группы:

1 группа - работает по этому закону с 2012 года:

  1. Государственные компании и корпорации.
  2. Естественные монополии и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, выручка от которых составляет более 10 процентов от общего объема выручки.
  3. Автономные учреждения.

2 группа - работает по этому закону с 2013 года:

  1. Естественные монополии и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, выручка от которых составляет менее 10 процентов от общего объема выручки.
  2. Дочки и внучки 1 группы.

3 группа - работает по этому закону с 2014 года:

  1. МУП. (Все МУП, осуществляющие регулируемые виды деятельности, применяют 223-ФЗ с 2012 или с 2013 года в зависимости от объема выручки.)
  2. Автономные учреждения муниципального уровня.
  3. Дочки и внучки 3 группы.

Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки, производимые компанией, начиная от 1 копейки.

Исключения составляют:

Мена

В соответствии со ст. 567 Гражданского кодекса РФ, по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются правила о купле-продаже (гл. 30 ГК РФ), если это не противоречит правилам гл. 31 ГК РФ и существу мены. При этом каждая из сторон признается и продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Соответственно, по договору мены заказчик, руководствующийся 223-ФЗ, приобретает товар, который он принимает в обмен на передачу своего товара.

Таким образом, заключение договора мены в целях 223-ФЗ является закупкой, и на него распространяются все требования этого закона.

Пример нарушения 223-ФЗ о закупках

«Настоящее Положение регламентирует процедуры закупки любых товаров, работ, услуг (далее - Продукция) стоимостью свыше 100 000, 00 рублей (включая НДС).

При этом здесь и далее под закупками продукции (товаров, работ, услуг) понимается заключение любых возмездных гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами, а также объединениями этих лиц, в которых Общество выступает в качестве плательщика денежных средств другой стороне по такому договору.»

Суть нарушения - 223-ФЗ регламентирует не только закупки свыше 100 000 рублей , но и все прочие закупки независимо от цены договора.

Если заказчик попадает под 223-ФЗ, но не разместил на ООС , то при закупках он должен применять Закон 94-ФЗ (часть 4 ст. 8 Закона 223-ФЗ)*

*примечание - с 1.01.2014 в порядке, предусмотренном Федеральным законом №44-ФЗ. Иначе, заключенный договор может быть признан недействительным.

Положение о закупке должно содержать:

  • Способы закупки (как минимум, конкурс или аукцион, согласно законодательству)
  • Порядок подготовки и проведения закупок
  • Порядок заключения и исполнения договоров
  • Иные положения

Заказчик в обязательном порядке размещает свое Положение о закупке на официальном сайте zakupki.gov.ru. Нельзя прописать в Положении о закупке, что официальным сайтом является сайт организации, и, основываясь на этом, размещать Положение о закупке и другие документы, связанные с закупочной деятельностью, исключительно на собственном «официальном» сайте организации. На нем можно только дублировать информацию, которая размещается на сайте zakupki.gov.ru.

Утверждение положения о закупках

Каким образом заказчики работают с официальным сайтом (ООС).

Положение о закупке в электронном виде на ООС. Также формируется документ со сведениями:

Наименование Положения о закупке.

Полное и сокращенное наименование заказчика.

ИНН, ОГРН.

Даты утверждения и вступления в силу Положения о закупке.

Наименование органа, утвердившего Положение о закупке.

Изменение Положения:

Производится с одновременным размещением на ООС новой редакции Положения и, кроме этого, необходимо разместить документ, содержащий перечень внесенных изменений.

Сохраняются и доступны для свободного ознакомления все предыдущие редакции измененных документов.

Для регистрации на сайте zakupki.gov.ru нужно:

1. Получить в аккредитованном удостоверяющем центре.

Для работающих по 223-ФЗ казначейство бесплатные подписи не выдает. ЭЦП нужно купить в любом аккредитованном удостоверяющем центре. Это должна быть усиленная ЭЦП. Получать ее необходимо на руководителя организации в первую очередь. Затем можно, при необходимости, получить ЭЦП на других сотрудников.

2. Зарегистрироваться в ЕСИА - Единой системе идентификации и аутентификации (www.gosuslugi.ru). Сначала регистрируется руководитель как физлицо. Затем заводит там карточку организации.

3. Зарегистрироваться на сайте zakupki.gov.ru.

На сайте ООС есть дорожная карта, где содержатся инструкции относительно порядка регистрации на этом сайте.

Заказчик обязан размещать на официальном сайте:

1. Документы, регламентирующие деятельность заказчика:

Положение о закупке (в течение 15 дней после утверждения).

Изменения в положение, только для тех организаций, которые вправе их вносить (в течение 15 дней после утверждения).

2. . Общее правило - план формируется не менее, чем на один год. Планы закупок высокотехнологичной, инновационной продукции и лекарственных средств формируются на 5 лет. Изменения в план можно вносить согласно условиям, прописанным в Положении о закупке.

3. Документы закупки.

Извещение о закупке.

Документация.

Проект договора.

Изменения.

Протоколы.

4. Изменения в договоры (существенные условия договора, в течение 10 дней со дня внесения изменений).

5. Отчеты:

Ежемесячный, не позднее 10 числа месяца.

- «1-закупки» в Росстат (Приказы 525 и 473).

Если закупки не проводились в течение месяца, то публикуем нулевой отчет.

Документация о закупках

Заказчик не обязан предоставлять документацию в бумажной форме, а имеет право предложить поставщикам только в электронной форме. При этом заказчик вправе установить, что за предоставление документации на бумажном носителе взимается плата. В этом случае, необходимо в документации определить размер, сроки и порядок внесения такой платы.

На основании п. 10, ч. 10 ст. 4 Закона 223-ФЗ в документации определяется порядок предоставления разъяснений положений документации.

Заказчик вправе не размещать на официальном сайте:

  • Закупки стоимостью до 100 000 рублей (если годовая выручка менее 5 млрд. рублей)/500 000 рублей (если годовая выручка более 5 млрд. рублей).
  • Закупки, составляющие государственную тайну. В случае, если возможно опубликовать закупку, не раскрывая государственную тайну, то это делать нужно.
  • Закупки, определенные решением Правительства РФ.

Отнесение заказчиком информации к коммерческой тайне не является основанием для ее неразмещения на официальном сайте.

Форма плана закупок

Постановление Правительства №932 от 17.09.12 «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана».

План закупки составляется на год и должен иметь помесячную или поквартальную разбивку.

В план не включаются:

Закупки, составляющие государстенную тайну.

Закупки, определенные решением Правительства РФ.

В план можно не включать:

Закупки, стоимостью до 100 000/500 000 рублей.

Ежемесячный отчет (ч. 19 ст.4 Закона 223-ФЗ)


Ценовой порог в 100 000 (500 000) рублей - это порог для размещения информации о закупке на ООС или неразмещения.

Закупки до 100 000 (500 000) рублей:

  • Можно не включать в план.
  • Можно не публиковать на ООС извещение.
  • Нужно включать в ежемесячный отчет.
  • Нужно включать в отчет Росстат.
  • Порядок их расчета, одноименность, периоды - все это определяется в положении.

Заказчикам, у которых есть собственность в г. Москве, рекомендуется посмотреть ПП №441 , которое устанавливает дополнительные требования к Положению о закупках и накладывает дополнительные ограничения.

Рамочный договор

Заключать рамочный договор можно. При этом в договоре должно быть указано количество поставляемого товара (объем работ, услуг) согласно п.3 ч.9 ст.4 Закона №223-ФЗ и указание на то, что поставка осуществляется по заявкам заказчика.

Если в договоре отсутствует объем, каждая поставка по такому договору является отдельной закупкой.

Пример заключения обычного, нерамочного договора на ГСМ. В таком договоре необходимо указатьцену за единицу товара, точный срок действия договора и обязательно прописать, что поставка по этому договору осуществляется только по заявке заказчика, в противном случае, заказчик вправе не принимать товар и не оплачивать его. Таким образом, в случае, если в течение срока действия договора, заказчику понадобится меньший объем товара, чем предполагалось при заключении договора, то никаких проблем с поставщиком не возникает, по причине прописанных в договоре условий. Если же понадобится больший объем товара, то необходимо заключать дополнительное соглашение или новый договор с поставщиком.

В случае, когда договор пролонгируется без увеличения объема закупаемых товаров, работ, услуг, то необходимо просто разместить информацию на ООС об изменении сроков исполнения договора. Если же договор пролонгируется с увеличением объема закупаемых товаров, работ, услуг, то это считается новой закупкой.

Определение способа и формы закупки

Алгоритм выбора способа закупки:

  1. Определить, можно ли закупать у единственного поставщика. Если нет, то:
  2. Определить ОКДП (это нужно для последующего определения формы закупки - в электронном виде или в бумажном виде).
  3. Проверить наличие ОКДП в 616-ПП (определить форму закупки как электронную в случае, если этот ОКДП указан в перечне ПП-616).

Определить способ в соответствии с Положением о закупке.

Способы закупки:

  1. Прямая закупка (закупка у единственного поставщика).
  2. Аукцион (извещение о проведении аукциона публикуется не позднее, чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок, ч.2ст.3 223-ФЗ).
  3. Конкурс (извещение о проведении конкурса публикуется не позднее, чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок, ч.2ст.3 223-ФЗ).
  4. Запрос котировок (запрос цен) (срок приема заявок обычно составляет от 5 до 7 дней).
  5. Запрос предложений (срок приема заявок обычно составляет от 5 до 15 дней).
  6. Иные.

Договор обязательно заключается с победителем аукциона или конкурса. По остальным способам закупки договор заключается в зависимости от того, что определено для таких случаев Положением о закупке.

Любой способ закупки может быть проведен в электронной форме.

Торги

Аукцион - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля - наиболее высокую цену договора.

Конкурс - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в документации.

Электронные закупки

Электронная форма закупки и электронный аукцион - понятия не тождественные.

Закупки в электронной форме

Существует Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2012 г.№616г. Москвы «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме». Несколько примеров из этого перечня:

  • Бумага
  • Полиграфия
  • Канцелярия
  • Медицинская аппаратура
  • Автомобили
  • Техобслуживание и ремонт оргтехники
  • Уборка

Например, если нужно провести техобслуживание автомобиля, не всегда удобно проводить электроный аукцион, но можно провести в электронной форме запросом предложений. Проведение любых закупок в электронной форме намного менее трудоемко, чем в бумажной форме.

Есть ряд исключений. Например, когда необходимо закупить услуги технического обслуживания автомобиля, которые содержатся в перечне ПП№616, возможно все же осуществить закупку не в электронной форме при наличии следующих обстоятельств:

  1. Когда закупка не подлежит размещению на ООС(когда закупка относится к государственной тайне или относительно этой закупки принято решение Правительства РФ).
  2. Когда закупка производится в целях устранения последствий чрезвычайных ситуаций.
  3. Когда закупка производится у единственного поставщика.

Вероятно у многих заказчиков в Положении о закупке написано, что у единственного поставщика производится закупка товаров, работ и услуг, стоимость которых не превышает 100 000 руб. (500 000 руб.). Если это написано в Положении о закупке, то на законных основаниях заказчик может не проводить такие закупки в электронной форме.

При проведении закупки в электронной форме нельзя требовать от участника копию заявки на бумажном носителе. Согласно заключению ФАС, это является избыточным требованием.

Работа Заказчика на ЭТП по 223-ФЗ

Электронная площадка OTC-tender

  • Организация системы гарантий на стадии проведения закупки, обеспечение заключения и исполнения контрактов
  • Выгодные цены, высокая конкуренция в закупках по всем товарным категориям, для стандартизированной продукции количество участников - до 25, уровень экономии - до 50% от начальной цены
  • Снижение трудозатрат на осуществление закупочной деятельности
  • Помощь квалифицированных сотрудников по оптимизации закупочной деятельности и проведению закупочных процедур
  • Статистические и аналитические материалы по итогам проведенных процедур
  • Способы закупок: аукционы, редукционы, запросы цен/предложений, конкурентные переговоры (открытые, закрытые и пр.)

Проведение он-лайн переговоров и веб-конференций через ЭТП

  • Планирование и согласование времени виртуальной встречи
  • Приглашение участников
  • Видео и аудио конференции, чат
  • Возможность обмена документами
  • «Виртуальная доска»
  • Разделение рабочего стола
  • Видео-запись, протоколирование проведенных переговоров

Вся работа на OTC-tender бесплатна для заказчиков.

Стоимость услуг

Плата за подключение = 0 руб.

Абонентская плата = 0 руб.

Стоимость услуг для Заказчика = 0 руб.

Стоимость услуг для Участникаот 1000 до 3000 руб.

Реестр недобросовестных поставщиков

Существует Постановление № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В случае уклонения от заключения договора поставщик может попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Их на сегодняшний день 2 - по закону 223-ФЗ и по закону 94-ФЗ. Это решение выносится компетентными органами в присутствии заказчика, поставщика и при наличии достаточных доказательств.

Обжалование

Поставщик может обжаловать действия заказчика в таких случаях:

Полезно знать всем заказчикам и поставщикам Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 28.07.2012)«О защите конкуренции», особенно стоит обратить внимание на ст. 17, 17.1, а также на ст. 18.1 «Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров».

Что можно обжаловать по ст. 18.1 Закона 135-ФЗ:

  • Можно обжаловать действия заказчика, оператора ЭП, конкурсной или аукционной комиссии
  • Жалобу могут подавать только лица, подавшие заявки на участие
  • Срок для подачи жалобы - не позднее 10 дней со дня размещения результатов торгов на официальном сайте
  • Срок рассмотрения жалобы - 7 дней
  • На период рассмотрения жалобы торги приостанавливаются
  • Заказчик не вправе заключить договор до принятия решения по жалобе
  • Договор, заключенный с нарушением указанного требования, является ничтожным
  • Решение можно обжаловать в суде в течение 3 месяцев.

Вопросы слушателей

Вопрос: Нужно ли в ежемесячном отчете учитывать договор дарения?
Ответ: Нет, не нужно. Закон 223-ФЗ вопросы, связанные с договорами дарения, не регламентирует.

Вопрос: Включаются ли в ежемесячный отчет закупки до 100 000 руб.?
Ответ: В отчет включаются все закупки, в том числе до 100 000 рублей. То же самое относится к отчету Росстата.

Вопрос: Если закупка произведена по чеку без договора, как быть?
Ответ: Каждый чек является договором, мы считаем количество чеков и включаем их в общее количество договоров. Так же поступаем в случае, если оплачивается счет без договора. Каждый оплаченный счет является договором. В том случае, если товар получен, а оплата этого товара планируется через год, то моментом совершения сделки считается момент получения товара покупателем. Эти сделки в отчетах также учитываются.

Вопрос: Отчет Росстата отправляется в Росстат, но его на ООС не нужно публиковать, верно?
Ответ: Да, совершенно верно.

Вопрос: Билет на один проезд в автобусе является одним договором, верно?
Ответ: Да, верно.

Вопрос: Когда дополнительное соглашение не является новой закупкой?
Ответ: В случае, если в договоре изначально было прописано, что возможно увеличение объема закупки на определенный процент от общей суммы договора.

Вопрос: Если договор был заключен до вступления Закона № 223-ФЗ в силу?
Ответ: Федеральный Закон №223-ФЗ на такой договор не распространяется, поскольку этот закон обратной силы не имеет. Это справедливо только если договор не рамочный, если в нем определены все существенные условия, в том числе определено количество закупаемых товаров, работ, услуг.

Вопрос: Сведения о закупке до 100 000 рублей можно не размещать на ООС. А ежемесячные отчеты также являются сведениями о закупке?
Ответ: Нет.

Вопрос: Если не публиковать отчеты, какие могут быть штрафы?
Ответ: Когда законодательно будут установлены штрафы, они обратной силы иметь не будут. Все, что нарушается до вступления в силу документов, определяющих штрафы, не будет подлежать штрафованию.

Вопрос: Почему нельзя дробить закупку?
Ответ: Потому что это может быть признано контролирующими органами фиктивной закупкой, прикрывающей большую закупку. Также может быть выдвинуто обвинение в неэффективном расходовании средств.

Вопрос: Заключили договор на 700 000 рублей. Затем заключили допсоглашение на 56 000 руб. Нужно ли размещать информацию на официальном сайте?
Ответ: Да, нужно разместить информацию на ООС об изменении договора. Если он уже есть в реестре договоров, то вносятся изменения. Если этого договора еще нет в реестре договоров, то его необходимо внести туда.

Вопрос: Как быть с монополистами при размещении плана?
Ответ: Заключать договор, в котором изначально прописан объем, выраженный, например, через начальную цену. При этом начальную цену заказчик не обязан обосновывать, если иное не указано в Положении о закупках. И, более того, он не обязан ее указывать, поскольку в законе сказано, что должны быть указаны сведения о начальной максимальной цене, а сведениями может также являться информация, что начальная цена не установлена. Т.е., если заказчик не может посчитать начальную максимальную цену, он вправе ее не указывать. Но в плане закупок все равно нужно ее предусматривать.

Вопрос: Нужно ли включать в ежемесячный отчет авансовые отчеты сотрудников?
Ответ: Да, если сотрудник что-то приобрел и предоставил авансовый отчет, он учитывается.

Вопрос: Как закупать воду?
Ответ: Воду нужно закупать в электронной форме, например, запросом цен или аукционом.

Вопрос: Подача заявок на электронную почту считается электронной формой?
Ответ: Подача заявок на электронную почту также является электронной формой, если при этом есть требование по подписанию заявки электронной подписью. Если это просто письмо на электронную почту, то это не электронная форма.

Вопрос: Занимаетесь ли вы банковскими гарантиями?
Ответ: Занимаемся. Электронная площадка OTC-tender их выдает.

Вопрос: Как можно получить гарантию, что поставщик проверен? Были ли у этого поставщика нарекания?
Ответ: Существует рейтинг поставщиков. Когда поставщик подает заявку заказчику, то заказчик видит, какой рейтинг (положительный ил отрицательный) имеет этот поставщик. На основании этого рейтинга официальные решения заказчик принимать не вправе. Но когда заказчик видит отрицательный рейтинг поставщика, это дает дополнительный стимул к более тщательной проверке такого поставщика и того предложения, которое он делает. Площадка OTC-tender, кроме того, самостоятельно проверяет рейтинг поставщиков при аккредитации на площадке в двух реестрах (по 223-ФЗ и по 94-ФЗ).

Вопрос: Можно ли пользоваться разными площадками?
Ответ: В случае с поставщиками, в их интересах быть зарегистрированными на всех площадках, чтобы не упустить заказы. Что касается заказчиков, они тоже могут проводить закупки на разных площадках. Но при этом заказчики не могут размещать одну и ту же закупку на разных площадках. В результате таких действий невозможно будет по результатам проведения закупки составить протокол.

Вопрос: Можно ли указывать производителя товара и отклонять заявки, не соответствующие эту требованию при проведении котировок?
Ответ: Во-первых, заказчик не обязан в техническом задании указывать «или эквивалент» при требующегося описании товара. Можно указать товарный знак продукта, который необходимо закупить. В некоторых случаях антимонопольная служба может признать это ограничением конкуренции. Например, в случае, если требующийся товар производится только одним предприятием или существует только один дилер этого товара. Тогда лучше всего оформить эту закупку как закупку у единственного поставщика. Иначе это будет считаться ограничением конкуренции. В случае, когда товар определенной торговой марки могут предложить несколько поставщиков, то все будет в порядке, закон о защите конкуренции не нарушается.

  • Можно ли привлечь к ответственности учредителя доверительного управления?
  • Может ли лицо, которому закон запрещает участвовать в коммерческих организациях, передать долю в ООО в доверительное управление?
  • Суд общей юрисдикции оставил иск без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок. Апелляция удовлетворила частную жалобу из-за процессуальных нарушений. Что будет с делом?
  • Один участник ООО передал второму участнику долю в доверительное управление. Как внести в ЕГРЮЛ сведения об этом?
  • Можно ли обжаловать «отказное определение» в порядке надзора?

Вопрос

Подскажите как работать по 223-ФЗ

Ответ

Для того чтобы покупать товары, работы, услуги в соответствии с Законом № 223-ФЗ, назначьте ответственных сотрудников, а также разработайте и разместите в ЕИС:

  • Положение о закупке;
  • план закупок товаров (приобретения работ, услуг).

Ответственные сотрудники.

Ответственным за закупки назначьте любого сотрудника или нескольких. К тому же вы можете ввести в штатное расписание отдельную должность или создать специальную службу. Например, контрактного управляющего как по Закону № 44-ФЗ. Специальных требований к тому, как организовать работу, не содержит.

Размещение информации.

Положение о закупке, план закупок, другие сведения, касающиеся закупок, а также вносимые в них изменения размещайте в (ч. , ст. 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ).

При закупке товаров (работ, услуг) заказчик должен разместить в ЕИС следующую информацию:

  • извещение о закупке, а также изменения в него;
  • документацию о закупке, а также изменения в нее;
  • проект договора, который будет неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке;
  • разъяснения документации о закупке;
  • протоколы, составляемые в ходе закупки. Протоколы размещайте в ЕИС не позднее чем через три дня со дня их подписания ();
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров;
  • дополнительную информацию, предусмотренную Положением о закупке.

Информацию о закупке разместите в ЕИС, даже если она содержит коммерческую тайну учреждения. Такой случай не включен в перечень случаев, когда публиковать информацию не нужно.

Удалить размещенную в ЕИС информацию можно только на основании предписания органа исполнительной власти или по решению суда ( положения, утвержденного ).

Не нужно размещать в ЕИС:

  • сведения о закупках, которые составляют гостайну (если такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора);
  • сведения о закупках, которые не относятся к гостайне, но в отношении которых принято специальное решение Правительства РФ.

Кроме того, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупках товаров (работ, услуг):

  • стоимость которых не превышает 100 тыс. руб.;
  • стоимость которых не превышает 500 тыс. руб., если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год превышает 5 млрд руб.

Решение размещать сведения об этих договорах или нет закрепите в положении о закупках.

Ситуация: какие дни - календарные или рабочие - нужно учитывать при определении даты, не ранее и не позднее которой заказчик должен размещать в ЕИС информацию о закупке товаров (работ, услуг). Автономное учреждение работает по Закону № 223-ФЗ

Течение срока определяйте в календарных днях.

Такой вывод можно сделать на основании Гражданского кодекса РФ. При этом начало срока приходится на следующий день после наступления события, которым определено его начало (). Если последний день срока приходится на нерабочий (выходной) день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день ().

Внимание: в Законе № 223-ФЗ нет ограничений для закупок у единственного поставщика, а также у аффилированных лиц без проведения конкурентных процедур. Случаи и порядок таких закупок заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке. Но злоупотреблять ими не стоит. Это может привести к недобросовестной конкуренции и привлечь внимание контролирующих органов. Об этом предупредили специалисты Минэкономразвития России в письмах , .

Положение утверждает наблюдательный совет автономного учреждения. Сделать это надо один раз, то есть ежегодно утверждать новое положение о закупке не нужно.

Такие правила установлены частями , статьи 2, статьи 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ и разъяснены в письмах Минэкономразвития России , .

Совет: при подготовке Положения о закупках руководствуйтесь примерными (типовыми) положениями о закупках, разработанными госорганами. Ознакомиться с текстами таких положений можно в таблице.

Положение о закупке разместите в ЕИС в течение 15 дней со дня его утверждения ()».*

«Ежегодно утверждать и размещать в ЕИС новое Положение о закупке не нужно. Такого требования в законодательстве нет. Срок, на который распространяется положение, законодательством также не ограничен. Разместить новое положение нужно только при внесении в него изменений (). Если изменений нет, то и заново утверждать и размещать его не нужно.

Если в учреждении решили скорректировать закупочную деятельность, то Положение о закупке тоже измените. Его новую редакцию разместите в ЕИС в течение 15 дней. А вместе с ней - документ с перечнем внесенных изменений.

План закупок.

Заказчики проводят закупки товаров (работ, услуг) и заключают контракты по планам закупок ().

Формировать нужно два плана: годовой и долгосрочный - для инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарств (ч. , ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ). Составляйте их по , утвержденным . Этим же постановлением утверждена и форма плана закупок.*

Важно: для плана закупок на 2016 год коды ОКВЭД и ОКПД берите из новых классификаторов - и ( Требований, утвержденных , ).

Кстати, если стоимость товаров (работ, услуг) не больше 100 000 руб. (500 000 руб. - у заказчиков с годовой выручкой не больше 5 млрд руб.), то в плане закупок их можно не отражать (). Ведь сведения о таких закупках публиковать не нужно. А если все закупки вы запланировали в малых объемах (до 100 000 руб. или 500 000 руб.), опубликуйте пустой план.

Долгосрочный план нужно размещать на период от пяти до семи лет. Этот план формируйте только по закупкам:

  • инновационной и высокотехнологичной продукции. Подробнее о закупках такой продукции см. здесь;
  • лекарственных средств.

2. Даже если вы не планируете закупку инновационной и высокотехнологичной продукции и лекарств, пустой долгосрочный план все равно нужно разместить в ЕИС ().

3. Ваше учреждение могут включить в инновационной и высокотехнологичной продукции. Тогда в долгосрочном плане укажите и ту продукцию, которую закупаете у в годовом объеме (). Годовой объем определяйте по правилам, утвержденным .

Размещение плана в ЕИС.

План закупки, а также изменения в него разместите в ЕИС в течение 10 календарных дней с даты утверждения, но не позднее 31 декабря текущего календарного года. Полный порядок размещения плана закупок в ЕИС установлен Положения, утвержденного .

Пример составления плана закупки товаров (работ, услуг).

В ГАУ «Альфа» объем средств, доведенный учредителем на 2016 год, составил 10 200 000 руб.

Сумма средств, запланированная по статьям зарплаты и налогов, составила 4 719 200 руб.

Исходя из полученных данных ответственный сотрудник А.С. Глебова рассчитала сумму средств, которые будут включены в план закупки и проведены в 2016 году:

10 200 000 руб. - 4 719 200 руб. = 5 480 800 руб.

Оставшиеся денежные средства Глебова распределила в соответствии с нуждами учреждения и составила план закупок товаров (работ, услуг).

Руководитель «Альфы» план утвердил, а затем Глебова разместила его в ЕИС.

Изменение плана.

Корректировать план закупок можно:

  • если изменилась потребность в товарах (работах, услугах), в сроках их приобретения, в способах закупки и срока исполнения договора;
  • если цена планируемых к приобретению товаров (работ, услуг) изменилась более чем на 10 процентов;
  • в других случаях, которые предусмотрены в положении о закупке.

Внимание: изменения в план закупок вносите до размещения извещения. Это позволит заинтересованным лицам своевременно ознакомиться с потребностями заказчика и подготовить качественную заявку. Такие рекомендации приведены в

«Участники закупок.

Участвовать в закупках могут любые:

  • организация или несколько организаций, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе учрежденные заказчиком, то есть аффилированные лица;
  • граждане (в т. ч. предприниматели).

Важно! В закупках не могут принимать участие сотрудники учреждения-заказчика (). Но нужно различать личное участие сотрудника и если участвует организация, которой он руководит. Так, если сотрудник является директором организации, то отказать ей в участии в закупке нельзя. Аналогичного мнения придерживаются и суды (см., например, ).

Любой участник должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в Положении о закупке. Например, заказчик может установить требование об отсутствии претендента на заключение договора в реестре недобросовестных поставщиков. Об этом сказано в частях , статьи 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Имейте в виду, что сведения из реестра недобросовестных поставщиков бесплатно доступны для ознакомления в ЕИС ( , п. , Правил, утвержденных ).

Внимание: если заказчик нарушает порядок проведения закупок, предусмотренный , участник закупок вправе обжаловать его действия (бездействие) в судебном порядке или в ФАС России.

Основанием для подачи жалобы в ФАС России является следующее.

1. Неразмещение (несвоевременное размещение) в ЕИС:

  • Положения о закупке;
  • изменений, вносимых в Положение о закупке;
  • информации о закупке, которую надо размещать в ЕИС.

2. Предъявление к поставщику (подрядчику, исполнителю) требований о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке.

3. Проведение заказчиками закупки товаров (приобретения работ, услуг) при отсутствии утвержденного и размещенного в ЕИС Положения о закупке и без применения положений .

4. Неразмещение или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП).

Участие субъектов малого и среднего предпринимательства.

Правительство РФ установило закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) - . Годовой объем закупок у МСП - не меньше 18 процентов совокупного годового стоимостного объема всех договоров учреждения. Когда рассчитываете годовой объем закупок у МСП, учитывайте только те закупки, информация о которых опубликована в ЕИС ().

Все заказчики должны прописывать в Положении о закупке перечень товаров, работ или услуг, которые они планируют закупать у МСП. Это поможет своевременно уведомить потенциальных поставщиков о потребностях заказчика и возможности поучаствовать в закупке на льготных условиях. Об этом сказано в .

Однако закупать у МСП по этим правилам должны не все. Обязательно должны учитывать эти особенности только те учреждения, у которых суммарный объем выручки от продажи товаров (работ, услуг) и от прочих доходов за предшествующий год больше 2 млрд руб. На остальные учреждения действие этого постановления не распространяется.

Участники закупки из состава МСП должны указать на свою принадлежность к данным категориям. Для этого они прикладывают к заявке на участие сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Если в реестре сведений об участнике еще нет, только встал на учет в налоговую, то он подает декларацию. Другие документы заказчик требовать не вправе.

Форма закупок.

Закупки можно проводить с заключением договоров как на бумаге, так и в электронной форме. Кроме того, Правительство РФ вправе установить перечень товаров (работ, услуг), закупка которых возможна только в электронной форме (). Такой перечень утвержден .

Кстати, ФАС России рекомендует расширять число электронных закупок, помимо указанных в перечне. Это нужно, чтобы снизить коррупцию и обеспечить прозрачность и открытость закупочной деятельности. Об этом сказано в . Проводить такие закупки нужно на площадках, которые отобраны в соответствии с . Они полностью соответствуют требованиям . Такие разъяснения даны в письмах , .

При этом не проводите в электронной форме закупку товаров (работ, услуг), которые включены в , если:

В извещении о закупке должны быть указаны, в частности, такие сведения:

  • способ закупки (открытый конкурс, открытый электронный аукцион или другой, который предусмотрен Положением о закупках);
  • наименование, местонахождение, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
  • предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  • срок, место и порядок представления документации о закупке;
  • размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за представление документации (если такая плата установлена заказчиком), за исключением случаев представления документации в форме электронного документа;
  • место и точную дату, когда будут рассмотрены предложения участников закупки и подведены итоги закупки. Указывать период вместо точной даты нельзя. То есть неправильно писать в извещении и документации: «рассмотрение заявок не позднее… », «рассмотрение заявок в течение…». Об этом сказано в , .

Для проведения конкурса (аукциона, закупки другим способом) заказчик должен опубликовать извещение об этом в ЕИС не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе (аукционе) (). Одновременно с извещением разместите в ЕИС в электронном виде:

  • документацию о закупке;
  • проект договора.

Порядок размещения в ЕИС извещения, документации о закупке, проекта договора, а также вносимых в них изменений установлен положения, утвержденного .

Документация о закупке.

В документации о закупке укажите сведения, которые установлены в Положении о закупке. В том числе:

  • требования к безопасности, качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы или услуги. Возьмите их из техрегламентов, стандартов, других законодательных актов о техническом регулировании. Если это невозможно, то обоснуйте необходимость других показателей;
  • требования к участникам и документы, которыми участники могут подтвердить, что соответствуют им. Если для проверки соответствия вам нужны , то можете это требование тоже включить в документацию ().
  • требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
  • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), в том числе и ее обоснование ();
  • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
  • порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Полный перечень сведений, которые должны быть указаны в документации о закупке, приведен в статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Помимо этого заказчик вправе потребовать от участников представить другие сведения, если они предусмотрены Положением о закупке. В частности, справку об отсутствии задолженности по налогам. При этом участник вправе подать такую справку как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа с применением усиленной квалификационной подписи. Об этом сказано в .

Стоит отметить, что если в документации о закупке не указаны какие-либо требования к участникам, товарам (работам, услугам) или условиям договора, то и предъявлять их нельзя. Кроме того, нельзя проводить оценку и сопоставление заявок на участие по критериям и в порядке, которые не установлены в документации. При этом исчерпывающий перечень критериев, по которым нужно оценивать и сопоставлять заявки, не утвержден. А значит, заказчики сами выбирают их для оценки в зависимости от потребностей каждой закупки и прописывают в документации.*

Порядок сопоставления и оценки заявок может включать:
- вес каждого критерия в совокупности критериев оценки;
- оценку в баллах, которые получают участники закупки по каждому критерию;
- алгоритм расчета итогового рейтинга по каждой заявке;
- другие условия, при которых заявка участника будет признана лучшей.

Внимание: за отсутствие в документации о закупке порядка оценки и сопоставления заявок предусмотрена административная ответственность.

Изменение извещения и документации.

Изменения в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации разместите в ЕИС не позднее чем в течение трех дней с даты решения о таких изменениях, представления указанных разъяснений ().

Победитель закупок.

По результатам закупки победителем конкурса (аукциона), то есть потенциальным поставщиком (исполнителем), с которым может быть заключен договор, признают:

  • в конкурсе - участника, предложившего лучшие условия исполнения договора (в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации);
  • в аукционе - участника, предложившего наиболее низкую цену договора. При этом может возникнуть ситуация, когда цена аукциона снижена до нуля. В этом случае аукцион проводится на право заключить договор и победителем аукциона признают участника, предложившего наиболее высокую цену договора.

При закупках другими способами (помимо конкурса и аукциона) победителя определяйте в соответствии с порядком проведения таких закупок.

Внимание: если в Положении о закупке вы предусмотрели размещение вышеуказанных сведений, но не сделали этого, вам грозит штраф ( , ).

Закупка не состоялась.

Случаи признания закупки несостоявшейся не установлены. Поэтому пропишите их в своем Положении о закупке. Также в положении установите и порядок действий заказчика в этих случаях. Это следует из статьи 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Обычно закупку признают таковой, если:

  • не подано ни одной заявки на участие либо все заявки в ходе рассмотрения отклонены;
  • подана только одна заявка либо только одна заявка признана соответствующей требованиям извещения и документации о закупке.

Кстати, такие варианты признания закупок несостоявшимися установлены и в Законе о контрактной системе (см., например, положения для электронного аукциона, запроса котировок, конкурса). И в своем положении о закупке вы можете установить аналогичный порядок.

То, что закупка не состоялась, отразите в протоколе. В нем укажите причины и ссылки на конкретные пункты положения о закупке. Протокол разместите в ЕИС не позднее чем через три дня с даты подписания.

Далее в зависимости от причины, по которой закупка не состоялась, действия заказчика могут быть различны. Так, если есть только одна заявка, можно заключить контракт с единственным участником, а если заявок вовсе нет, провести закупку повторно либо назначить новую. Причем вы можете предусмотреть и другие варианты развития событий. Но помните, что все это надо четко прописать в положении, так как именно оно будет вашим аргументом перед контрольными органами.

Реестр договоров

Обо всех заключенных договорах заказчик должен подать сведения в реестр (). Этот реестр ведет Казначейство России в электронном виде и размещает его в ЕИС. Правила ведения реестра и порядок подачи сведений утверждены .

В реестр подавайте следующую информацию:

  • наименование заказчика;
  • сведения о способе закупки;
  • дата подведения итогов закупки;
  • дата заключения договора и его номер;
  • сведения о поставщике;
  • об исполнении договора, в том числе его оплате.

Полный перечень сведений приведен в Правил, утвержденных . Причем заказчики самостоятельно решают, когда вносить информацию об исполнении договора в реестр. Например, после каждого факта исполнения договора (т. е. каждой приемки товаров, работ, услуг или каждой оплаты) или когда все обязательства по договору выполнены. Регламент включения в реестр информации установите в Положении о закупке.*

  • копию договора, которая подписана усиленной ЭЦП ;
  • документы об исполнении и оплате договора;
  • документы об изменении или расторжении договора.

Эти документы формируйте для реестра в виде:

  • электронной копии бумажного документа, созданной путем его сканирования (в формате сканированной копии документа, Word, Adobe Acrobat или в других общеиспользуемых форматах);
  • копии электронного документа.

Причем максимальный размер файла не должен превышать 50 Мб. Файлы большего объема предварительно заархивируйте или разбейте на несколько документов.

Система «Электронный бюджет» размещена на сайте www.budget.gov.ru . заполнения экранных форм и подачи документов утвержден .

Подавайте сведения о договорах для реестра в такие сроки:

  • в течение трех рабочих дней с даты заключения договора (договора с субподрядчиком);
  • в течение 10 календарных дней с даты внесения изменений в договор, его исполнения или расторжения.
  • Помимо включения информации о закупке в реестр договоров, заказчик должен ежемесячно размещать в ЕИС сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных за истекший месяц, по результатам закупок:

    • товаров (приобретения работ, услуг) на общих основаниях;
    • у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе на сумму до 100 000 руб. (500 000 руб.);
    • сведения о которых составляют гостайну;
    • сведения о которых не размещались в ЕИС по решению Правительства РФ;
    • у СМиСП.

    Делать это нужно не позднее 10-го числа каждого месяца.

    Ответственность.

    За нарушение порядка проведения закупок, установленного положениями , предусмотрена административная ответственность.

    В частности, проверяющие могут наказать за ограничение конкуренции. Так, нарушением будет:

    • координация заказчиком деятельности участников закупки, в том числе заключение соглашений между ними, которые могут привести к ограничению конкуренции;
    • создание участнику преимущественных условий участия в закупке, в том числе путем доступа к информации;
    • нарушение порядка определения победителя;
    • , статьи 17 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ и подтверждено в ».*

      Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.



Просмотров