Основные условия договора энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии). Розничный рынок Существенные условия договора купли продажи электрической энергии

Существенные условия договора энергоснабжения. Предмет договора энергоснабжения

Любой гражданско-правовой договор, не исключая и договора энергоснабжения, считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Во всех случаях существенным является условие о предмете договора. Кроме того, к существенным относятся условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Помимо предмета договора, закон называет ряд условий, существенных для договора энергоснабжения. Так, этот договор должен предусматривать количество энергии, подаваемой абоненту через присоединенную сеть. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (п. 1 ст. 541 ГК РФ).

Перечень существенных условий детализируется в нормативных правовых актах, регулирующих отношения по снабжению отдельными видами энергии (ресурсов). Так, существенные условия договора энергоснабжения, на основании которого на розничных рынках электрической энергии (далее - электроэнергия) реализуется электроэнергия (мощность), приведены в п.п. 40 и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, далее - Основные положения). В частности, в таком договоре должны быть указаны:

Расчетные и контрольные приборы учета, показания которых используются для определения объемов потребления электроэнергии (мощности);

Порядок учета электроэнергии (мощности) с использованием приборов учета и порядок взаимодействия сторон договора в процессе такого учета;

Требования к качеству поставляемой электроэнергии, которые должны соответствовать требованиям законодательства РФ (п.п. 42 , , Основных положений).

Это относится не только к договору энергоснабжения, но и к договору купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности). Различия между существенными условиями этих видов договоров определяются их правовым характером.

Поскольку договор энергоснабжения предусматривает не только продажу электроэнергии, но и оказание услуг по ее передаче потребителю, в нем должны содержаться существенные условия договора оказания услуг по передаче электроэнергии, указанные в Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, далее - Правила недискриминационного доступа).

Поставка электроэнергии (мощности) по договору купли-продажи (поставки) возможна только при условии обеспечения возможности передачи электроэнергии потребителю, поэтому одним из существенных условий для данного вида договора является обязанность потребителя (покупателя) урегулировать отношения по передаче электроэнергии в отношении энергопринимающих устройств потребителя в соответствии с Основными положениями и Правилами недискриминационного доступа и уведомить гарантирующего поставщика о дате заключения с сетевой организацией договора оказания услуг по передаче электроэнергии (п.п. 40 , Основных положений).

Наличие приборов учета электроэнергии не является обязательным условием заключения договора. Если на дату заключения договора точки поставки электроэнергии оборудованы приборами учета, в договоре должны быть указаны имеющиеся приборы учета, места их расположения, их заводские номера, дата государственной поверки приборов учета и показания на дату и время начала исполнения договора. Если приборы учета на момент заключения договора отсутствуют, договор должен предусматривать обязанность потребителя (покупателя) обеспечить оборудование точек поставки приборами учета электроэнергии. В этом случае в договор также должны быть включены условия о порядке определения объема потребления электроэнергии (мощности), оказанных услуг по передаче электроэнергии в случае отсутствия приборов учета (п.п. 40-42 Основных положений).

Что касается предмета договора энергоснабжения, он также определяется спецификой поставляемого по этому договору ресурса. Так, из п.п. 28 , , Основных положений следует, что предметом договора купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности) является собственно этот вид энергетического ресурса - электроэнергия (мощность), продаваемая гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, а предметом договора энергоснабжения - продаваемая электроэнергия (мощность) и услуги по ее передаче потребителям, а также услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электроэнергии потребителям.

Нормативных понятий электроэнергии и мощности не существует. Однако с точки зрения физических характеристик этих величин, которые находят отражение и в нормативных правовых актах, мощность как предмет договора купли-продажи характеризуется величиной электроэнергии в определенный момент времени (выражается, как правило, в киловаттах и мегаваттах), а электроэнергия - количеством электроэнергии, потребляемой за определенный период времени (выражается в киловатт-часах). Таким образом, понятия электрической энергии и мощности с различных сторон характеризуют один и тот же вид энергии. Приборы учета электроэнергии (счетчики) учитывают именно количество электроэнергии в киловатт-часах (см. например, постановление Тринадцатого ААС от 21.02.2011 N 13АП-22618/2010). Мощность с точки зрения потребления характеризует способность энергопринимающих устройств одномоментно потреблять определенную величину электроэнергии. В связи с этим в законодательстве (применительно к услугам по передаче электроэнергии) введены понятия:

- "заявленная мощность" как величина мощности, планируемой к использованию,

И "максимальная мощность" как наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) (п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861).

Если стороны не согласовали все существенные условия договора энергоснабжения, такой договор считается незаключенным (постановление ФАС Поволжского округа от 17.05.2012 N Ф06-3109/12). Вместе с тем следует иметь в виду, что к договору энергоснабжения применяется правило, общее для всех видов гражданско-правовых договоров, в соответствии с которым сторона, которая приняла от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердила действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (п. 3 ст. 1 , п. 3 ст. 432 ГК РФ). Таким образом, абоненту, который фактически принял и использовал определенное количество электроэнергии, судом может быть отказано в удовлетворении требования о признании договора энергоснабжения незаключенным.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Главные задачи введения новых рыночных отношений, как на оптовом, так и на розничных рынках - это создание полноценной конкурентной среды в электроэнергетической отрасли, повышение эффективности производства электроэнергии, привлечение инвестиций для развития отрасли, и как следствие повышение надежности энергоснабжения.

Сама по себе конкуренция является наиболее действенным механизмом снижения издержек. Потребители получают ориентиры для оптимального планирования потребления электроэнергии в зависимости от времени суток, в различные дни недели и в различные сезоны, что позволяет им снизить расходы на электроэнергию. Так, в ночной период, когда нагрузка в энергосистеме снижается, цена на электроэнергию будет значительно ниже. В часы максимального потребления цена, наоборот, будет расти.

Такое перераспределение нагрузки выгодно для всей системы - снижаются риски возникновения физического дефицита электроэнергии и введения ограничений, снижаются темпы износа оборудования. При этом для потребителя конкурентная среда в сбытовой деятельности приведет к повышению качества услуг сбытовых компаний, а в дальнейшем и к снижению их стоимости.

Кто является участниками розничных рынков?

Согласно Правилам функционирования розничных рынков электроэнергии субъектами розничного рынка в переходный период являются:

  • потребители электрической энергии;
  • гарантирующие поставщики – организации, которые обязаны заключать договоры энергоснабжения (купли-продажи) электрической энергии;
  • энергосбытовые организации;
  • энергоснабжающие организации (совмещают деятельность по сбыту и передаче электрической энергии);
  • сетевые организации и другие владельцы объектов сетевого хозяйства, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии;
  • производители электрической энергии, или лица, обладающие правом распоряжения электрической энергией, не участвующие в оптовом рынке электрической энергии.
Каков статус гарантирующего поставщика (далее - ГП) Чем ГП отличается от обычной энергосбытовой компании, в чем его преимущества?

Гарантирующий поставщик обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, который расположен на территории его зоны деятельности. Если покупателя не устраивает его продавец электроэнергии, он в любой момент может обратиться к гарантирующему поставщику.

Гарантирующими поставщиками в первый раз назначаются:

  • неразделенные АО-энерго и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации АО-энерго;
  • ОПП и созданные на их базе сбытовые компании, если они осуществляют снабжение электрической энергией населения и бюджетозависимых потребителей в размере не менее 50 млн.кВтч в год;
  • энергосбытовые организации, обслуживающие потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО «Российские железные дороги»;
  • хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, не имеющие электрических связей с Единой энергетической системой России и изолированными энергосистемами (т.н. «острова» - типичный пример - предприятия по добыче нефти).
При этом организации, назначенные гарантирующими поставщиками, но не являющиеся участниками оптового рынка, должны получить статус субъекта оптового рынка до 1 января 2008 года. Если этого не произойдет, или если еще раньше они допустят возникновение неурегулированной задолженности за электроэнергию или услуги по передаче свыше двух расчетных периодов, такие организации теряют статус гарантирующего поставщика.

В дальнейшем назначение гарантирующего поставщика будет происходить по конкурсу. Это необходимо для обеспечения конкуренции за потребителей электрической энергии, повышения качества обслуживания и сокращения издержек. Конкурс предполагается проводить каждые три года. Главным критерием для определения победителя конкурса является необходимая валовая выручка1 для осуществления деятельности гарантирующего поставщика, которую заявляет участник конкурса. В случае его победы именно валовая выручка, с учетом индексации, будет принята при установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на трехлетний период. Если победитель очередного конкурса не выявлен, действующий гарантирующий поставщик продолжает осуществлять свою деятельность.

Функции гарантирующего поставщика могут быть временно (на период до 6 месяцев) переданы сетевой организации по ряду причин:

  • если действующий гарантирующий поставщик лишается лицензии на право продажи электрической энергии гражданам,
  • если в отношении него приняты меры по лишению права участия в торговле на оптовом рынке,
  • если соответствующая организация заявляет о своей ликвидации,
  • если в отношении нее запущены процедуры банкротства,
  • а также в случае, если она нарушает свои обязательства по оплате электроэнергии и услуг по передаче на розничном рынке.
В случае ухудшения финансового положения действующего гарантирующего поставщика, при его добровольном отказе от выполнения своих функций, а также в случае передачи функции гарантирующего поставщика сетевой организации предусмотрено проведение внеочередного конкурса.

Процедура смены гарантирующего поставщика будет публичной. Информация о смене гарантирующего поставщика должна быть опубликована в местных печатных изданиях, размещена в пунктах приема платежей за электроэнергию, а также в сети Интернет (в том числе, на сайтах отраслевых ведомств и их региональных подразделений).

При смене гарантирующего поставщика потребителям – юридическим лицам нужно будет заключить договоры с новым гарантирующим поставщиком.

Для населения при смене гарантирующего поставщика изменятся только платежные реквизиты, информация о которых будет размещена во всех пунктах приема платежей (в том числе, в отделениях Сберегательного банка России и «Почта России»).

Изменились ли тарифы для населения?

Поставка электроэнергии населению осталась в компетенции уполномоченных государственных органов. То есть, электроэнергия будет поставляться населению по тарифам, установленным региональными энергетическими комиссиями в рамках предельных уровней, утвержденных Федеральной службой по тарифам.

Как защищены потребители от произвольного установления цены в условиях отсутствия тарифов?

Ценообразование на розничных рынках напрямую зависит от формирования цены на оптовом рынке электроэнергии (мощности).

Потребители на розничных рынках оплачивают часть покупаемой электроэнергии по регулируемой цене, а часть - по свободной.

Причем свободная цена на розничном рынке не должна превышать предельный уровень нерегулируемых цен. Он определяется по итогам каждого месяца и представляет собой сумму двух основных составляющих:

  • Первая - величина, характеризующая среднюю стоимость электроэнергии на конкурентном рынке электрической энергии (публикуется Администратором торговой системы оптового рынка ежемесячно).
  • Вторая - сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, стоимость услуг по передаче электроэнергии, услуг Администратора торговой системы и РАО «ЕЭС России», которые регулируются государством.
Энергосбытовые компании, у которых на обслуживании нет населения, вправе устанавливать любую цену поставки электроэнергии в договорах с потребителями. При этом для потребителей, заключающих договоры с подобными энергосбытовыми организациями по собственному желанию, всегда есть экономический критерий для оценки предлагаемой продавцом цены – стоимость поставки электрической энергии гарантирующим поставщиком.

Как обеспечивается надежность энергосистемы на территории независимых от холдинга РАО «ЕЭС России» сбытовых и сетевых компаний?

Надежность энергоснабжения (с учетом тех полномочий, которые осуществляет Системный оператор) обеспечивают сетевые компании, деятельность которых регулируется государством. В тоже время перед потребителем электроэнергии за качество поставок электроэнергии отвечает та сбытовая компания, с которой у него заключен договор. А уже она, в свою очередь, в случае снижения надежности энергоснабжения, может предъявить свои претензии сетевой компании.

Может ли потребитель выбирать поставщика?

Правила розничных рынков позволяют потребителям выбирать поставщиков. Закупать электроэнергию можно как у гарантирующего поставщика, действующего на данной территории, так и у других энергосбытовых компаний. Возможна также покупка электроэнергии у розничных производителей электроэнергии.

В действительности и до выхода Правил розничных рынков у потребителя такая возможность существовала, но отношения, связанные с переходом потребителя от одного поставщика к другому, не были урегулированы. Потребитель, расторгнув договор энергоснабжения с традиционным поставщиком, оказывался в ситуации неопределенности.

Теперь же четко описаны процедуры такого перехода. Главное, на что должен обратить внимание потребитель - он должен быть уверен, что та сбытовая компания, с которой он заключает договор, действительно имеет возможность поставить ему электроэнергию. То есть, что она законным образом приобретает ее либо на оптовом, либо на розничном рынках.

Риски потребителя, связанные с недобросовестным поведением энергосбытовых организаций, навязыванием потребителю неприемлемых условий договора, снижаются благодаря деятельности гарантирующего поставщика. К нему потребитель может обратиться для заключения договора в любой момент. Гарантирующий поставщик, в свою очередь, сам предложит потребителям заключить договоры в случае, если обслуживавшая их энергосбытовая организация не может осуществлять поставку электрической энергии.

Изменилась ли роль энергосбытовых компаний РАО «ЕЭС России» с запуском розничного рынка? Какую роль в розничном рынке играют независимые энергосбытовые компании?

Энергосбытовые компании (ЭСК) - дочерние компании РАО «ЕЭС России» - получили статус гарантирующего поставщика (ГП). И они не единственные, кто получил этот статус.В отличие от всех остальных сбытовых компаний, ЭСК не могут отказаться от этого статуса. Статус ГП влечет за собой:

  • Обязанность заключить договор с каждым, кто находится в зоне деятельности данного ГП;
  • Соблюдение ряда обязательств (их нарушение может привести к досрочному лишению статуса ГП).
Статус ГП компания получает только на определенное время. Предусмотрена процедура периодического - раз в три года - проведения очередных конкурсов на получение статуса ГП - чтобы обеспечить конкуренцию за обслуживание основной массы потребителей. Главным критерием на таких конкурсах будет стоимость обслуживания. Первый конкурс пройдет уже в 2007 году. Потенциальными участниками конкурса, в первую очередь, являются новые независимые сбытовые компании и, например, оптовые потребители-перепродавцы. Если найдутся участники конкурса, которые предложат меньшую стоимость обслуживания потребителей, то ЭСК - дочерняя компания РАО «ЕЭС России» - лишится статуса ГП.

После этого потребители могут перейти на обслуживание к новому ГП. Есть у них право и остаться у ЭСК РАО «ЕЭС России». Однако нужно понимать, что без статуса ГП такая ЭСК не сможет покупать электроэнергию на оптовом рынке по одной группе точек поставки. Нужно будет либо зарегистрировать группы точек поставки в отношении каждого потребителя (если он соответствует критериям участия в оптовом рынке), либо нужно будет покупать электрическую энергию на розничном рынке у нового ГП.

Подлежат ли реформированию оптовые потребители – перепродавцы электрической энергии, то есть, имеют ли они право совмещать функции сбыта и передачи электроэнергии?

Оптовые потребители-перепродавцы (далее - ОПП) также как и региональные энергетические компании (АО-энерго) должны осуществить разделение по видам деятельности (сбыт и передача электроэнергии), за исключением установленных Федеральным законом от 25.03.03 №36-ФЗ случаев. В частности, когда ОПП расположены в территориальных технологически изолированных энергосистемах или вообще не имеют электрической связи с Единой энергетической системой или какой-либо из технологически изолированных энергосистем.

С принятием Правил розничных рынков, ОПП, наравне с энергосбытовыми организациями, получили статус гарантирующего поставщика. Однако наличие такого статуса не защищает оптового потребителя-перепродавца от необходимости разделиться по видам деятельности, потому что это является одной из обязанностей, принимаемых организацией вместе с указанным статусом.

Что понимается под либерализацией электроэнергетической отрасли, в частности, в ценообразовании?

Либерализация электроэнергетической отрасли предполагает сокращение государственного участия в уставных капиталах компаний, занимающихся конкурентными видами деятельности (прежде всего, в тепловой генерации), а также изменения регулирования в ценообразовании, включающие:

  • установление тарифов только для монопольных видов деятельности (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление);
  • конкурентное ценообразование в других видах деятельности (генерация, сбыт электроэнергии, ремонт и сервис).
Либерализация направлена на повышение эффективности предприятий электроэнергетики и создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций.

Необходимость либерализации в российской электроэнергетике продиктована общемировыми тенденциями, когда в условиях опережающего роста потребления электроэнергии, вертикально интегрированные компании в национальных масштабах или в масштабах отдельных регионов перестали быть достаточно эффективными.

С какой даты начинается либерализация розничных рынков? Насколько этот процесс может отставать от либерализации оптового рынка?

Либерализация цен на розничных рынках следует за либерализацией на оптовом рынке. То есть дата, начиная с которой часть электрической энергии на розничных рынках будет поставляться по рыночным ценам, будет совпадать с началом работы оптового рынка электрической энергии (мощности) по новым правилам.

Электроэнергия, поставляемая по рыночным, нерегулируемым ценам на розничном рынке, будет закупаться на оптовом рынке в соответствующем объеме.

Как строятся взаимоотношения с потребителями, в отношении которых не допускается ввод ограничений подачи электроэнергии?

Правилами розничных рынков утвержден конкретный перечень «неотключаемых» категорий потребителей и подробно описана процедура введения ограничений - сначала до уровня технологической, затем до уровня аварийной брони. Ниже аварийной брони отключение не допускается. О процедуре отключения должны быть уведомлены федеральные службы и региональная власть. За обеспечение своевременного введения ограничения в соответствии со сроками, указанными в уведомлении, и за возможные последствия, если это не будет обеспечено, несет сам потребитель.

Почему нормативные акты по работе розничных рынков электроэнергии так долго обсуждались и принимались? Какие вопросы остались неурегулированными?

Первая редакция Правил функционирования розничных рынков электроэнергии Министерством промышленности и энергетики России была впервые представлена в заинтересованные министерства и ведомства в 2004 году.

В ходе скрупулезной работы над проектом было необходимо не только соблюсти баланс интересов всех участников, но и учесть социальный аспект либерализации розничных рынков.

На сроки подготовки Правил повлияла, в частности, необходимость объединить их с Правилами заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничных рынках электроэнергии (эти Правила в свое время были разработаны и согласованы всеми ведомствами как самостоятельный документ).

По мере согласования Правил функционирования розничных рынков электроэнергии, они существенно расширились, но, тем не менее, остается ряд вопросов, которые детально будут отражены в нормативных актах Федеральной службы по тарифам, Министерства промышленности и энергетики России.

Каковы возможные последствия для потребителя при смене гарантирующего поставщика или переходе к другой энергоснабжающей организации?

При смене гарантирующего поставщика потребитель должен будет в течение 2-х месяцев заключить договор с новым ГП (для населения достаточно будет заплатить по новым платежным реквизитам). Важно понимать, что оплата новому ГП начинается с момента, когда потребителям стало известно о смене ГП из официальных источников, то есть с даты перехода. Даже если договор с новым ГП будет заключен позднее, в нем будет содержаться условие об оплате потребленной электроэнергии с даты перехода.

Переход от ГП к сбытовой организации будет происходить по желанию самого потребителя. При этом если сбытовая организация не начинает покупать электрическую энергию для данного потребителя на оптовом рынке или у розничных производителей, она сможет ее купить только у гарантирующего поставщика. То есть, если потребитель уходит к сбытовой организации с целью снижения стоимости, он должен понимать, за счет чего сбытовая компания может предложить ему лучшие условия.

Как определяются зоны деятельности сбытовых компаний, если в одном регионе статус гарантирующего поставщика получили не одна, а несколько сбытовых компаний?

Такого понятия как «зона деятельности сбытовой компании» нет. Это понятие относится только к гарантирующим поставщикам и означает, что ГП имеет право заключать договоры только в рамках границ своей зоны деятельности, даже если в конкретный момент времени часть или все потребители имеют договоры с другими энергосбытовыми организациями или участвуют в оптовом рынке. Для всех гарантирующих поставщиков, кроме ЭСК - правопреемников АО-энерго, их зоны деятельности будут определены по границе тех сетей, к которым присоединены обслуживаемые ими потребители. Вся остальная территория субъекта России будет зоной деятельности ГП - правопреемника АО-энерго.

Каким образом оказываются услуги по передаче электроэнергии?

Услуги по передаче электрической энергии оказываются сетевыми организациями потребителям электрической энергии, которые присоединены к их сетям, а также другим смежным сетевым организациям (с учетом некоторых особенностей взаимоотношения между сетями). При этом потребитель может заключить как два отдельных договора – с сетевой организацией и договор купли-продажи с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией, розничным производителем), так и договор энергоснабжения – и тогда гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация, розничный производитель) должен будет обратиться к сетевой организации для заключения договора на передачу в интересах потребителя.

Как строятся отношения гарантирующего поставщика с товариществами собственников жилья и управляющими компаниями?

Гарантирующий поставщик - как субъект розничного рынка электроэнергии продает электроэнергию ТСЖ и УК по договору энергоснабжения, купли-продажи в соответствии с Правилами розничных рынков. При этом покупка измеряется по прибору учета, расположенному на границе сетей дома с сетями сетевой организации. Отдельно должны обеспечиваться учет потребления электроэнергии на общедомовые нужды и, отдельно, потребление электроэнергии владельцами нежилых помещений. Оплата объема потребления населением осуществляется по тарифу для населения - в объеме его потребления, прочие объемы – по тарифам для соответствующих категорий юридических лиц.

Как определяется цена на электроэнергию в связи с принятием новых Правил работы на розничных рынках электроэнергии?

Основной особенностью новой системы ценообразования на розничных рынках является синхронизация с процессом либерализации цен на оптовом рынке. Это предполагает поставку части объемов по регулируемой цене, а части - по цене, отражающей стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке электрической энергии в рамках предельного уровня нерегулируемых цен.

Для населения на переходный период гарантируется поставка всего фактически потребленного объема по регулируемым ценам.

В 2006 году по регулируемым ценам (тарифам) совокупно поставляется объем электроэнергии, определяемый на основе годового прогноза, который согласован Региональной энергетической комиссией и утвержден Федеральной службой по тарифам России. В случае если в сентябре-декабре 2006 года совокупное потребление в энергосистеме превысит прогнозный уровень, то дополнительная электроэнергия будет закупаться на оптовом рынке электроэнергии по конкурентной цене и, соответственно, поставляться потребителям по рыночной цене, учитывающей конкурентную составляющую оптового рынка.

Рыночная цена формируется как сумма конкурентной цены оптового рынка электроэнергии с учетом мощности и стоимости регулируемых услуг, тарифы на которые устанавливаются и будут устанавливаться органами государственной власти. Определить стоимость регулируемых услуг можно как разность конечного тарифа, установленного для вашей группы потребителей, и стоимости электроэнергии (мощности), учтенной в тарифах.

С 2007 года объем электроэнергии, поставляемой по рыночной цене, в соответствии с решением Правительства РФ составит 5% от прогнозного потребления в 2007 году. В дальнейшем доля поставки по рыночной цене от указанного прогнозного объема будет увеличиваться от 5% до 15% в год. Конкретная величина для каждого последующего года будет определена Правительством РФ при внесении проекта федерального бюджета в Государственную Думу РФ. Превышение фактического потребления над прогнозным потреблением также будет поставляться по рыночной цене.

Кому энергосбытовая компания может продавать электроэнергию по нерегулируемым ценам?

По нерегулируемым ценам поставка электроэнергии на розничных рынках осуществляется всем, кроме населения.

Кто будет отслеживать, насколько правильно осуществляется продажа по регулируемым и нерегулируемым ценам?

В регионах контроль за деятельностью гарантирующих поставщиков осуществляет орган исполнительной власти субъекта РФ, назначаемый решением губернатора. Этот орган власти также рассматривает жалобы потребителей на деятельность, как гарантирующих поставщиков, так и других энергосбытовых компаний.

Кроме того, жалобы потребителей может рассматривать и Федеральная антимонопольная служба России, осуществляющая контроль за конкурентной деятельностью и злоупотреблением доминирующим положением на рынках.

Какие виды тарифов (их предельные уровни) существуют на розничных рынках?

На розничном рынке в переходный период устанавливаются:

  • тарифы на передачу электрической энергии (и их предельные уровни);
  • тарифы на поставку электрической энергии потребителям (и их предельные уровни);
  • тарифы на поставку электрической энергии розничными производителями;
  • сбытовая надбавка гарантирующего поставщика.
Как потребители могут использовать рыночные цены для снижения расходов на электроэнергию?

Для крупных потребителей (с присоединенной мощностью выше 750 кВА) это, прежде всего, оптимизация почасового потребления электроэнергии. В Правилах розничных рынков, с одной стороны, усиливаются требования к почасовому учету, и вводится оплата почасовых отклонений от соответствующих заявок. С другой - расчет почасовых конкурентных цен позволяет снизить расходы на электроэнергию при правильном почасовом планировании потребления.

Для остальных потребителей в условиях формирования конкурентного рынка электроэнергии остается возможность рационального потребления электроэнергии с использованием двухзонных счетчиков, поскольку рыночные цены будут отличаться в зависимости от времени суток.

Каковы организация расчетов по нерегулируемым (свободным) ценам, их величина и методика расчета?

Расчеты по нерегулируемым ценам должны осуществляться в соответствии с Разделом 7 Правил розничных рынков, никаких иных официальных методических указаний по этому поводу не предусмотрено. В Разделе 7 уже содержатся необходимые сведения, которые потребуются для расчетов объемов поставки по регулируемым и нерегулируемым ценам. При этом собственно нерегулируемая цена определяется самим ГП (ЭСК) и не должна превысить предельный уровень, который складывается из двух величин:

  • средней цены оптового рынка электроэнергии, которую будет рассчитывать НП «АТС» в соответствии с Разделом 7 и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка (Администратором торговой системы будет подготовлен специальный регламент с формулой расчета фактических и прогнозных цен);
  • стоимости регулируемых услуг, которая рассчитывается, исходя из установленных тарифов.
Как в договорах населения с энергоснабжающими организациями отражаются новые рыночные условия и обязано ли население перезаключать эти договоры?

Вступление в действие Правил розничных рынков не отражается на населении. Поставка электроэнергии населению осуществляется и будет осуществляться по установленным государством тарифам. Кроме того, населению не нужно перезаключать договоры с энергоснабжающими организациями или гарантирующим поставщиком. Договоры энергоснабжения могут заключаться в отсутствие письменной формы, то есть без наличия формуляра договора, подписанного с двух сторон. Заключение договора со стороны населения подтверждается оплатой в пользу соответствующего лица – ГП или иной энергосбытовой организации. В свою очередь, ГП (ЭСК) должен довести до сведения населения текст договора путем размещения в пунктах приема платежей (например, в отделениях Сбербанка России и «Почты России»), рассылки вместе с платежными квитанциями.

Нужно ли перезаключать договоры энергоснабжения?

Правила розничных рынков, в первую очередь, предполагают преемственность отношений между участниками: большинство существующих энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций получили статус гарантирующего поставщика, который обязан осуществлять поставку электрической энергии на публичных условиях. То есть действующие договоры остаются в силе. Но в них потребуется внести изменения для приведения в соответствие с новыми Правилами, установленными Правительством РФ.

Отсутствие у какой-либо энергосбытовой (энергоснабжающей) организации статуса гарантирующего поставка не означает, что она не может продавать электрическую энергию по действующим договорам или заключать новые. Но эти договоры не будут являться публичными.

Если оптовый потребитель-перепродавец, не имеющий статуса гарантирующего поставщика, решит отказаться от сбытовой деятельности, то и тогда он не сможет отказаться от договоров в одностороннем порядке как минимум три месяца.

В последующем - например, при смене гарантирующего поставщика - договоры, безусловно, придется перезаключать. Но, для этой процедуры предусмотрено достаточно времени - два месяца.

Могут ли бытовые потребители (граждане) заключать договоры энергоснабжения не с гарантирующим поставщиком, а с другими сбытовыми компаниями?

Граждане, проживающие в многоквартирных домах, в соответствии с Жилищным кодексом и постановлением Правительства РФ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», заключают договоры оказания коммунальных услуг электроснабжения с исполнителями коммунальных услуг (ТСЖ, управляющие компании).

Договоры энергоснабжения с ГП или иными поставщиками розничных рынков электроэнергии заключаются в случае самостоятельного управления гражданами многоквартирным домом. Кроме того, договоры с ГП или иными поставщиками заключают владельцы частных жилых домов.

Как строятся договорные отношения потребителя, не присоединенного к сети продавца, с энергоснабжающей организацией?

В связи с установленным федеральным законодательством запретом на совмещение функций по передаче и продаже электроэнергии, наличие присоединеных сетей у продавца теперь не является необходимым условием для осуществления энергосбытовой деятельности энергоснабжающей организацией.

Потребитель, заключая договор с энергоснабжающей организацией, может выбрать два варианта действий. Для приобретения электроэнергии он может заключить договор энергоснабжения с продавцом, в котором потребитель даст продавцу указание урегулировать отношения по передаче электроэнергии с сетевой организацией, к сетям которой присоединен потребитель. Или потребитель может обратиться в сетевую организацию и заключить договор на передачу электроэнергии непосредственно с ней.

К кому обратиться потребителю, чтобы подключиться к сети?

Необходимо обращаться в сетевую организацию, владеющую электрическими сетями, к которым планируется подключение. Посредничество сбытовых компаний или ГП в данных случаях не предусматривается.

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор (контракт) энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком считается заключенным на неопределённый срок. Договор (контракт) энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком, заключённый на определенный срок, считается продлённым на тот же срок и на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия потребитель не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если за 30 дней до окончания срока действия договора, заключённого на определенный срок, потребителем внесено предложение об изменении договора или заключении нового договора, то отношения сторон до изменения договора или до заключения нового договора регулируются в соответствии с условиями ранее заключённого договора.

Вид цены на электрическую энергию (фиксированная или переменная)

Стоимость электрической энергии, поставляемой потребителям (за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей) рассчитывается по нерегулируемым ценам, определяемым в соответствии с действующим законодательством. Электрическая энергия оплачивается потребителями по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничном рынке. Предельные уровни нерегулируемых цен рассчитываются гарантирующим поставщиком в соответствии с действующим законодательством. Значения предельных уровней нерегулируемых цен публикуются гарантирующим поставщиком на официальном сайте сайт, а также доводятся до сведения потребителей в счетах на оплату электрической энергии.

Предельные уровни нерегулируемых цен на розничных рынках на территориях, объединённых в ценовые зоны оптового рынка, за соответствующий расчётный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по следующим ценовым категориям:
первая ценовая категория - для объёмов покупки электрической энергии (мощности), учёт которых осуществляется в целом за расчётный период;
вторая ценовая категория - для объёмов покупки электрической энергии (мощности), учёт которых осуществляется по зонам суток расчётного периода;
третья ценовая категория - для объёмов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых осуществляется почасовой учёт, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении;
четвертая ценовая категория - для объёмов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых осуществляется почасовой учёт, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении;
пятая ценовая категория - для объёмов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчётный период осуществляются почасовое планирование и учёт, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении;
шестая ценовая категория - для объёмов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчётный период осуществляются почасовое планирование и учёт, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении.

Выбор ценовой категории осуществляется потребителем самостоятельно посредством уведомления гарантирующего поставщика в течение 1-го месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации. При этом выбранная ценовая категория применяется для целей расчётов за электрическую энергию (мощность) с даты введения в действие указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Потребитель выбирает ценовую категорию для осуществления расчётов в соответствующей точке поставки с учётом установленных приборов учёта, наличия в договоре условия о почасовом планировании потребления электрической энергии и выбранного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии (в случае если в точке поставки осуществляется почасовой учёт объемов потребленной электрической энергии).

При этом потребитель имеет право выбрать для проведения расчётов за электрическую энергию (мощность) вторую ценовую категорию при наличии приборов учёта, позволяющих получать данные о потреблении электрической энергии по зонам суток, а третью, четвертую, пятую или шестую ценовую категорию - при наличии приборов учёта, позволяющих получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток. Если потребитель выбрал вариант расчёта за услуги по передаче электрической энергии по двухставочному тарифу, он вправе выбрать четвертую или шестую ценовую категорию.

Потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены, в том числе опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, к объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в том числе к объектам и (или) их частям, переданным организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью в аренду территориальным сетевым организациям (покупатели в отношении таких потребителей), а также потребители, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, выбирают между четвертой и шестой ценовыми категориями. При этом указанные потребители (покупатели) имеют право выбрать шестую ценовую категорию, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии включения в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток. При этом в случае отсутствия уведомления о выборе четвертой или шестой ценовой категории для расчетов за электрическую энергию (мощность) в отношении указанных потребителей (покупателей) применяется четвертая ценовая категория.

Изменение ценовой категории потребителем покупателем для осуществления расчётов в соответствующей точке поставки осуществляется путем направления уведомления гарантирующему поставщику за 10 рабочих дней до начала расчётного периода, с которого предполагается изменить ценовую категорию. При этом изменение уже выбранного на текущий календарный год варианта расчёта за услуги по передаче электрической энергии не допускается.

Поставка электрической энергии населению и/или приравненным к нему категориям потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам). Цена на электроэнергию является фиксированной в течение всего периода тарифного регулирования, подлежит государственному регулированию и устанавливается Департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области.

Форма оплаты

Оплата стоимости потреблённой электрической энергии (мощности) производится путём перечисления потребителем денежных средств на расчётный счет Общества с ограниченной ответственностью «Энергосбыт Волга».

Формы обеспечения исполнения обязательств сторон по договору

Применяются предусмотренные действующими нормативными актами, а также согласованные в письменном договоре с Потребителем, формы обеспечения исполнения обязательств (в том числе пеня за нарушение сроков оплаты и т.п.).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электроэнергии, в соответствии с порядком оплаты, Гарантирующий поставщик имеет право при наличии задолженности в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан - потребителей за 2 расчетных периода, ввести полное или частичное ограничение.

В случае если по договору потребителем не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то Гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора.

Зона обслуживания

Зоной обслуживания гарантирующего поставщика Общества с ограниченной ответственностью «Энергосбыт Волга» в соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ № 166 от 20 марта 2018 года является территория Владимирской области, за исключением зон деятельности гарантирующих поставщиков АО «Владимирские коммунальные системы» и ООО «Русэнергосбыт».

Условия расторжения договора

Расторжение договора допускается по следующим основаниям:

  1. по соглашению сторон;
  2. по одностороннему отказу от его исполнения со стороны Потребителя;
  3. по одностороннему отказу от его исполнения со стороны Гарантирующего поставщика:
  4. а) при установлении факта ненадлежащего присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики Потребителя;

    б) при неисполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности);

    в) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Расторжение Договора влечет за собой прекращение подачи электрической энергии (мощности) по договору.

В случае принятия Потребителем решения об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, Потребитель обязан:

  1. передать Гарантирующему поставщику письменное уведомление за 20 рабочих дней до даты расторжения договора;
  2. не позднее 10 рабочих дней до планируемой даты расторжения оплатить стоимость потребленной до заявленной даты расторжения договора электрической энергии, а также в случаях, предусмотренных действующих законодательством, суммы компенсации.

При неисполнении Потребителем указанных условий в установленные законодательством сроки, договорные отношения между Потребителем и Гарантирующим поставщиком сохраняются в неизменном виде вплоть до момента надлежащего выполнения указанных требований.

В случае одностороннего расторжения договора Гарантирующим поставщиком, Гарантирующим поставщик обязан уведомить Потребителя не позднее 10 рабочих дней до даты отказа от исполнения договора.

Ответственность сторон

Стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством РФ, а также письменными договорами между Обществом с ограниченной ответственностью «Энергосбыт Волга» и потребителями.

Иная информация, являющаяся существенной для потребителей

Предусмотрено право Общества с ограниченной ответственностью «Энергосбыт Волга» инициировать полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) после предварительного уведомления потребителя в порядке и в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

Формы договоров энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) размещены на официальном сайте гарантирующего поставщика сайт.

Коммерческая организация, осуществляющая поставку электрической энергии физическому лицу, организации или производственному предприятию в обязательном порядке заключает договор с потребителем . Существенные условия договора энергоснабжения определяются следующими пунктами, соблюдение которых является обязательной процедурой.

  • Непосредственно предмет договора
  • Указание точной даты и времени, согласно которым обязательства данного договора вступают в силу
  • Одна или несколько точек поставок (оговаривается в договоре)
  • Основные требования, которые предъявляются к качеству потребляемого продукта (электроэнергия)
  • Оговаривается объем электроэнергии, которая будет поставляться в определенный срок
  • Указывается стоимость и порядок ее определения за электроэнергию, полученную в указанный временной период
  • Определяются условия, рассчитывающие объем поставленной электроэнергии потребителю
  • Распределяются условия ответственности по обслуживанию и уходу электросетевого хозяйства между потребителем и организацией, поставляющей электрическую энергию.

Договор купли-продажи

Поставщик электроэнергии или мощности в обязательном порядке должен заключить договор купли-продажи, согласно установленным законам РФ. Такой договор составляется в письменном виде и при условии согласия двух сторон относительно всех оговоренных пунктов является основанием для осуществления передачи электроэнергии согласно указанным тарифам. Существенными условиями договора энергоснабжения являются довольно простые истины – поставщик принимает на себя обязанность поставлять оговоренный предварительно объем мощности, а потребитель обязуется оплачивать полученную электрическую энергии согласно принятой им тарификации.

Поставщик может отказать в предоставлении электроэнергии в случае, если электропринимающие устройства не соответствуют установленным нормам или находятся вне зоны деятельности организации, предоставляющей эту энергию.

Договор и существенные условия энергоснабжения

Одним из основных условий является передача электроэнергии поставщиком, а также самостоятельное или с помощью привлечения третьей стороны обслуживание точек приема мощности. В свою очередь, покупатель энергии, организация, производственное предприятие или физическое лицо гарантируют своевременную оплату потребленной мощности в определенный отрезок времени в полном объеме по оговоренной заранее тарификации.

Договор энергоснабжения предусматривает условия о порядке определения необходимого объема мощности в определенный срок. Порядок определения объема рассматривается в случае наличия или отсутствия приборов, предусмотренных для учета данных.

Потребитель со своей стороны обязан гарантировать соответствующий нормам, оговоренным в договоре купли-продажи, уход, обеспечивающий правильное функционирование энергопринимающих устройств. Важно помнить, что потребительская организация несет ответственность за содержание объектов в аварийном состоянии и несоблюдение пунктов договора.

Соблюдение договора

Соответствие качества электрической энергии установленным стандартам государственного образца является прямой обязанностью организации поставщика. Энергия - предмет договора энергоснабжения. Если стороны не соблюдают оговоренные условия, договор может быть расторгнут. В случае отсутствия энергии или сбоев в подаче, ответственность ложится на организацию, которая подает электропитание. Договор по истечению срока может быть продлен при соглашении двух сторон.

Изменение и расторжение договора

Физическое лицо, которое использует электроэнергию в личных бытовых целях, может самостоятельно в одностороннем порядке расторгнуть договор , заключенный с поставщиком. Если это не противоречит условиям самого договора. При этом важно соблюдать полную оплату потребленной энергии на момент расторжения соглашения.

Когда договор заключается на оговоренный срок, то его действие по истечению этого времени продлевается на тех же условиях, если ни одна из сторон не заявила о расторжении.

Существенные условия договора энергоснабжения с юридическим лицом несколько отличаются. В этом случае организация, предоставляющая энергию, имеет право в одностороннем порядке отказать, если не соблюдаются условия или имеются другие веские основания. Отсутствие оплаты может стать поводом для отключения электроэнергии без согласования с потребителем. Но при этом поставщик обязан предупредить в письменном формате о намерении прекратить подачу энергии.

Существенными условиями договора энергоснабжения помимо предмета договора (п. 1 ст. 539 ГК РФ) являются количество (ст. 541 ГК РФ) и качество энергии (ст. 524 ГК РФ), режим потребления энергии, цена, а также условия по обеспечению содержания и безопасной эксплуатации сетей, приборов и оборудования (ст. 543 ГК РФ).

Специфика предмета договора энергоснабжения, его отличие от предмета обязательств, вытекающих из иных видов договора купли-продажи, состоят в следующем.

Во-первых, передача товара потребителю осуществляется путем подачи энергии через присоединенную сеть на энергоустановку этого потребителя (абонента).

Во-вторых, на абонента возлагаются дополнительные обязанности в связи с использованием такого товара, как энергия: обеспечить соблюдение режима ее потребления, безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им соответствующих приборов и оборудования.

В-третьих, энергоснабжающая организация наделяется дополнительными правами в области контроля за техническим состоянием энергоустановки абонента, его приборов и оборудования.

В-четвертых, правовое регулирование договора энергоснабжения не исчерпывается нормами, содержащимися в ГК РФ. Напротив, детальное регулирование указанных правоотношений должно обеспечиваться законами и иными правовыми актами об энергоснабжении, а также принятыми в соответствии с ними обязательными правилами. К таким правовым актам относятся:

Действия энергоснабжающей организации по передаче энергии потребителю также отличаются значительным своеобразием, которое предопределено особыми свойствами энергии. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязана предоставить потребителю возможность использовать энергию из ее сети в обусловленных договором пределах. Именно в этом состоит существо обязательства на стороне энергоснабжающей организации.

В ГК РФ (ст. 541) по-разному определяется условие договора энергоснабжения о количестве подаваемой абоненту энергии, в зависимости от того, кто выступает в качестве последнего: физическое лицо или организация. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве (п. 3 ст. 541 ГК РФ).

Что касается договоров энергоснабжения, заключаемых с абонентами-организациями, то энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (п. 1 ст. 541 ГК РФ), определяемом либо расчетным способом (в соответствии с определенной мощностью) либо показаниями прибора учета. Таким образом, количество подаваемой абоненту энергии является существенным условием договора энергоснабжения, заключаемого с абонентом-организацией. Договор энергоснабжения, в котором отсутствует данное условие, признается незаключенным.

Условие договора снабжения электрической энергией о количестве подаваемой энергии считается согласованным при соблюдении двух обязательных условий: в договоре должны быть предусмотрены, во-первых, количество киловатт-часов электроэнергии, подлежащей отпуску абоненту, и, во-вторых, величина присоединенной или заявленной мощности энергоустановки абонента. Дело в том, что суммарные договорные величины потребления электрической энергии и мощности не должны превышать производственных возможностей энергоснабжающих организаций по отпуску электроэнергии всем потребителям энергосистемы.

Отпускаемая энергоснабжающей организацией абоненту энергия по своему качеству должна соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (п. 1 ст. 542 ГК РФ и п. 65 Правил РРЭМ).

Когда речь идет о качестве электрической энергии, имеются в виду такие ее параметры, как напряжение и частота тока. Качество тепловой энергии характеризуется температурой и давлением пара, температурой горячей воды.

Существенной особенностью отношений, связанных со снабжением электрической энергией, является то, что соблюдение требований, предъявляемых к качеству электроэнергии, непосредственно зависит от действий не только энергоснабжающей организации, но и самих потребителей. Нарушение потребителями правил эксплуатации своих электроприемников и режима потребления электроэнергии может привести к снижению качественных показателей электроэнергии, в том числе подаваемой из энергосистемы другим потребителям. Причем энергоснабжающие организации зачастую не располагают техническими возможностями для устранения подобных нарушений.

Одна из основных обязанностей абонента (потребителя) по договору энергоснабжения - осуществлять оплату принятой им энергии. По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Иное может быть предусмотрено законом, другими правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).

Оплата полученной абонентом энергии должна производиться, как правило, по ценам, регулируемым государством. ГК РФ (п. 1 ст. 424) установлено, что в предусмотренных законом случаях подлежат применению цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Покупатели (за исключением граждан-потребителей и исполнителей коммунальной услуги по электроснабжению, приобретающих электрическую энергию в объеме, определяемом в соответствии с пунктом 89 Правил РРЭМ) оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и свободным (нерегулируемым) ценам за потребленный объем электрической энергии (мощности) (п. 70 Правил РРЭМ).

Как отмечалось, договор энергоснабжения является публичным договором (ст. 426 ГК РФ), что предполагает установление одинаковых цен для всех потребителей. Исключение могут составить лишь случаи, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Кроме того, энергоснабжающие организации являются субъектами естественных монополий и подпадают под действие Федерального закона "О естественных монополиях", что предполагает применение специальных методов регулирования их деятельности, обеспечивающих защиту потребителей. Данные обстоятельства делают необходимым государственное регулирование цен на электрическую и тепловую энергию.

Абонент по договору энергоснабжения обязан соблюдать предусмотренный договором режим потребления электрической и тепловой энергии, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ).

Соответствующие условия договора энергоснабжения относятся к категории существенных условий договора и должны быть в обязательном порядке включены в договор под страхом признания его незаключенным.

Реализация указанных условий договора энергоснабжения, заключенного с абонентом-организацией, предполагает исполнение абонентом следующих основных обязанностей:

Обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования;

Соблюдать установленный режим потребления энергии;

Немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией (п. 1 ст. 543 ГК РФ).

Соответственно, энергоснабжающая организация имеет корреспондирующее с названными обязанностями абонента право требовать от последнего неуклонного исполнения условий договора энергоснабжения, определяющих обязанности абонента по эксплуатации энергосетей, приборов и оборудования. В этих целях энергоснабжающие организации, а также органы госэнергонадзора вправе осуществлять контроль за обеспечением надлежащего технического состояния сетей, энергоустановок, приборов и оборудования и их безопасной эксплуатации.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии по общему правилу возлагается на энергоснабжающую организацию (п. 2 ст. 543 ГК РФ).

В случае нарушения обязательств по договору энергоснабжения обе стороны - и энергоснабжающая организация, и абонент - несут одинаковую (ограниченную) ответственность в виде возмещения причиненного этим реального ущерба. Таким образом, как в отношении энергоснабжающей организации, так и в отношении абонента не допускается взыскания убытков в виде упущенной выгоды.

Что касается оснований и условий ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору энергоснабжения, то в § 6 гл. 30 ГК РФ имеется лишь одно специальное правило, предусматривающее, что при определенных обстоятельствах энергоснабжающая организация отвечает за нарушение договора при наличии ее вины. Речь идет о случаях, когда энергоснабжающей организацией допущен перерыв в подаче энергии абоненту в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов (п. 2 ст. 547 ГК РФ).

В остальных случаях при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств сторон, вытекающих из договора энергоснабжения, подлежат применению общие положения об основаниях и условиях ответственности за нарушение гражданско-правового обязательства.



Просмотров