Конспекты юриста. Понятие, предмет, задачи, методы и функции уголовного права

Уголовный кодекс Российской Федерации был принят Государственной думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года и введен в действие с 1 января 1997 года Федеральным законом № 64-Ф3 от 13 июня 1996 года. Тем самым был завершен период подготовки качественно нового уголовного законодательства, регулирующего и охраняющего общественные отношения Российского государства на современном этапе. Ранее действовавший Уголовный кодекс РСФСР, принятый 27 октября 1960 года и введенный в действие с 1 января 1961 года прекратил свое существование, как и все законы, которые внесли изменения и дополнения в Уголовный кодекс РСФСР в период его действия.

Чем же вызвана необходимость разработки и принятия нового Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ)? Прежде всего, это продиктовано коренными изменениями в социально-экономических отношениях в условиях перехода к рынку . На смену коллективным формам собственности (государственной, общественной) пришла преимущественно частная форма собственности , вместо государственного планового хозяйства формируется рыночный механизм, что требует создания иного правового механизма и разработки законодательной базы уголовно-правового регулирования, ориентированного на охрану не только личности и интересов личности и государства, но и рыночных отношений, всех форм собственности, предпринимательства от преступных посягательств.

Коренным образом изменилось государственное устройство, политическая и идеологическая системы. Взамен Советской власти , основанной на социалистических принципах и идеологии, пришло светское демократическое правовое государство с президентской формой правления (ст. 11 Конституции Российской Федерации). Современный период характеризуется также отсутствием господства одной идеологии во всех сферах жизни общества и Российского государства. Это обусловило при разработке и принятии нового уголовного законодательства адекватно отразить изменения государственно-правовых, социально-экономических, идеологических и иных аспектов российской действительности.

Источником уголовного законодательства России, как это следует из ст. 1 УК РФ, является только настоящий кодекс. Все новые законы, дополнения и изменения, предусматривающие уголовную ответственность , подлежат кодификации, т. е. включению в УК РФ.

Уголовное право - это совокупность правовых норм , принятых в установленном порядке высшим законодательным органом России, в которых содержатся общие положения, определяются преступные формы поведения, устанавливаются виды и размеры уголовной ответственности и наказания , а также меры, подкрепляющие и заменяющие уголовно-правовое воздействие.

Уголовное законодательство России, нашедшее отражение в УК РФ, таким образом, представляет собой систематизированное и кодифицированное уголовное законодательство, включающее в себя всю совокупность обязательных и исчерпывающих уголовно-правовых норм, действующих в России. Уголовный кодекс РФ - единственный источник уголовного права , все остальные нормативные правовые акты государства, решения Конституционного суда РФ , Верховного, Высшего арбитражного суда РФ, иных судебных органов, приказы Генеральной прокуратуры РФ, других правоохранительных и правоприменительных органов, субъектов РФ носят лишь ориентирующий, вспомогательный и разъясняющий характер и не могут быть источником уголовного законодательства.

Задачи теснейшим образом связаны с функциями уголовного права . В теории уголовного права выделяются:

регулятивная функция , проявляющаяся в воздействии на поведение людей уголовно-правовых предписаний с целью формирования законопослушных форм поведения («не убий», «не укради» и т. п.) Эта функция является как бы производной от конкретных запретов;

охранительная функция , связанная с непосредственной охраной тех объектов (общественных отношений), посягательство на которые влечет уголовную ответственность ;

воспитательная функция , проявляющаяся в формировании законопослушного поведения людей при реализации как регулятивной функции путем исполнения уголовно-правовых предписаний, так и охранительной функции под угрозой санкций при выходе за рамки законопослушного поведения. Для уголовного права при этом неважна мотивация законопослушного поведения, важно, чтобы гражданин просто не нарушал уголовный закон ;

предупредительная функция (ее называют еще превентивная) имеет две сферы воздействия. Во-первых, общее предупреждение. Оно связано с угрозой наказания для всех членов общества, независимо от социальных, национальных, экономических, религиозных и иных обстоятельств, характеризующих личность, в случаях совершения ими преступления. Речь, конечно же, идет прежде всего о недопущении совершения преступления так называемыми лицами «зоны криминального риска», которые при определенных условиях могут совершить преступление (например, «семейные дебоширы», недисциплинированные водители автотранспорта и др.) Но это превентивное воздействие также обращено и к законопослушным гражданам, так как предостерегает их от легкомыслия и небрежности в поведении, что в противном случае может привести к преступным последствиям. Во-вторых, специальное предупреждение. Оно связано с превентивным воздействием на лицо, которое уже ранее совершало преступление и привлекалось к уголовной ответственности или наказанию. Ответственность или наказание для таких лиц является разновидностью социального контроля государства за их поведением (осуждение к лишению свободы , исправительным работам и другим видам наказания), что существенно сводит к минимуму саму возможность совершения в таких условиях нового преступления. В то же время это не может служить гарантией того, что данное лицо вновь не совершит преступление. Повторная уголовная ответственность и наказание может назначаться судом в более широких рамках, чем за первое преступление данного вида. Специальное предупреждение связано с общим предупреждением, так как «показывает», к каким последствиям приводит совершение преступления. Это имеет важное значение, прежде всего, в отношении лиц, находящихся в «зоне криминального риска». В УК РФ специально выделена задача предупреждения преступлений (ст. 2), что придает большую значимость рассматриваемой функции;

стимулирующая (поощрительная) функция , которая, несмотря на преимущественно «карательный» характер, выражающийся в наказании лиц, совершающих преступления, свойственна уголовному праву. Благодаря ей предоставляется возможность активных действий по пресечению преступлений и устранению (смягчению) преступных последствий (нормы необходимой обороны , причинение вреда или задержание лица, совершившего преступление, и др.). Перечень данных , значительно расширен (он приведен в §§ 26 - 30, а также в примечаниях к ст.ст. 126, 205, 304 УК РФ и др.)

Задачи уголовного законодательства могут уточняться и дополняться в период реформирования общественных отношений, а также при изменении уголовной политики России. Реформирование уголовного законодательства связано с крупными и кардинальными изменениями в политической, социально-экономической и правовой стратегии государства. Уголовная политика, как составная часть социальной политики Российского государства, подготавливает, во-первых, концептуальные основы реформы и формирования задач уголовного закона . Во-вторых, готовит базу для приведения законодательства в соответствие со складывающимися реалиями, общественными притязаниями и ожиданиями населения по противодействию криминальной ситуации. В-третьих, реализует уголовное законодательство и отраженные в нем задачи и функции на правоприменительном уровне через органы уголовной юстиции, добиваясь стабильности в обществе, обеспечения защиты личности, ее интересов, а также интересов общества и государства путем применения уголовно-правовых средств воздействия на преступность .

Уголовное право России, как учебная дисциплина, принадлежит к числу профилирующих в профессиональном обучении студентов юридических образовательных учреждений. Его целью является формирование знаний в области уголовного права, а также умений и навыков в применении основных положений уголовного законодательства России в будущей деятельности.

Задачами уголовного права, как учебной дисциплины, являются:

  • формирование и развитие уголовно-правовых знаний и знаний о практике применения уголовного права в профессиональной деятельности;
  • формирование навыков правильного анализа уголовно-правовых норм и институтов и их применения в конкретных правоприменительных ситуациях;
  • выработка навыков и умений квалификации преступлений с учетом состояния современного уголовного законодательства, уголовно-правовой теории и правоприменительной практики.

Реализация в полном объеме этих задач позволит подготовить профессионально грамотных юристов, способных эффективно вести борьбу с преступностью уголовно-правовыми средствами.

Наука уголовного права

Содействие социальной адаптации лиц, отбывших наказание, осуществляется с целью предупреждения рецидивов преступлений и заключается в привлечении судимых к нормальному образу жизни на свободе путем их трудоустройства и наделения иными социальными позициями, а также с помощью различных форм профилактического воздействия на них.

Уголовно-правовые меры пресечения преступлений характеризуются тем, что профилактические цели достигаются посредством применения к правонарушителям правомерного уголовно-правового принуждения. Пресечение преступлений вследствие необходимой обороны и задержания преступников основано на закрепляемом Конституцией социальном праве личности на неприкосновенность, на обязанности государства охранять личность и ее права, а также на нормах уголовного закона , в которых определены одобряемые пределы причинения вреда правонарушителям.

Государство и общество заинтересованы в активном, успешном и законном применении гражданами и представителями власти необходимой обороны и задержании преступников, исключающих преступность деяний. Относительно этих целей и следует определять эффективность практики применения этих обстоятельств. Среди них особое место занимает обеспечение законности правовой оценки актов необходимой обороны и задержания преступников и других обстоятельств, исключающих преступность деяния .

Привлечение к ответственности за приготовление или покушение на преступление как мера пресечения преступлений основана на уголовно-правовой норме о наказуемости так называемой «предварительной преступной деятельности» (ч. 3 ст. 29 УК РФ). Эта норма обязывает сотрудников правоохранительных органов предотвращать возможные вредные последствия преступной деятельности, при выборе момента пресечения и лишь при невозможности пресечения преступления можно руководствоваться интересами получения доказательств обвинения. Эффективность применения данной уголовно-правовой нормы зависит от своевременного выявления приготовления либо покушения на преступление, что требует тесной связи правоохранительных органов с населением.

В последние годы декриминализированы некоторые общественно опасные деяния (бродяжничество, немедицинское потребление наркотических веществ и т. д.), которые потенциально создают почву для тяжких преступлений. Это, к сожалению, уменьшило профилактический потенциал уголовного законодательства, но такое положение должно восполняться за счет применения иных отраслей законодательства, например административного, для противодействия декриминализированным формам правонарушающего поведения.

Выявление, регистрация преступлений, возбуждение уголовных дел и раскрытие преступлений основаны на уголовном законе, а также на законах, определяющих компетенцию правоохранительных органов и порядок производства предварительного расследования преступлений. Причины, по которым какую-то часть преступлений (порой весьма значительную) не удается выявить и раскрыть, весьма разнообразны. И одна из них - ограниченность сил и средств правоохранительных органов, что вынуждает их ранжировать свои задачи в деле выявления и раскрытия преступлений и использовать ограниченные силы и средства, прежде всего, для борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями.

Уголовно-правовые меры реализации ответственности лиц, совершивших преступление, представляют собой разнообразную деятельность правоохранительных органов, начиная от выявления преступлений до исполнения наказаний. Они подчинены общим целям реализации уголовной ответственности и наказания.

Возмещение вреда, причиненного преступлениями, кроме иных, преследует цель исключить преступное обогащение правонарушителей. Эта мера регулирует совокупность уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, гражданских и гражданско-процессуальных норм. Эффективность этой деятельности остается низкой. Следует предусматривать возможность проведения обыска и выемки ценностей, орудий и средств совершения преступления, конфискации орудий и средств преступления и имущества, полученного преступным путем (гл. 15.1 УК РФ).

Квалификация общественно опасных деяний - уголовно-правовая мера, призванная обеспечить законность реализации уголовной ответственности путем определения наличия ее основания и пределов последующей ответственности виновного лица.

Замена уголовной ответственности иной, более мягкой, ответственностью позволяет экономить уголовно-правовое принуждение при соблюдении условий, позволяющих обеспечить достижение общих целей уголовной ответственности. Эффективность практики применения этой уголовно-правовой меры определяется применительно к целям специального и общего предупреждения преступлений на основе сопоставления динамики совершения менее тяжких преступлений, объема замены уголовной ответственности за эти преступления на более мягкие меры. При этом следует также сопоставлять приведенные показатели с долей преступлений лиц, которые после замены уголовной ответственности на иные меры повторно совершили преступление.

В последние годы по многим причинам замена уголовной ответственности на иные меры стала значительно меньше применяться (сохранилась лишь замена уголовной ответственности несовершеннолетним на принудительные меры воспитательного характера), что создает опасность увеличения доли судимых в составе населения.

Смягчение наказание осужденным - судебная функция, однако обоснованность судебных решений во многом зависит от полноты и достоверности информации об осужденном, представляемой органами дознания, предварительного следствия и исправительно-трудовыми учреждениями. Об уровне их деятельности в этом отношении можно судить по динамике доли рецидивов преступлений со стороны тех осужденных, которым наказание было смягчено.

Основные меры в контексте уголовной политики - это, наряду с мерами организационного, нормативного, методического и ресурсного обеспечения, меры непосредственного правоприменения : профилактика с использованием воспитывающего и предупреждающего значения уголовного закона, а также норм с так называемой «двойной превенцией»; реализация уголовной ответственности преступников; исправительное воздействие на лиц, к которым применены меры наказания или заменяющие его меры и последующей помощи им в социализации. Таким образом, уголовная политика государства призвана обеспечивать разработку и реализацию направлений и задач, способствующих эффективной борьбе с преступностью, противодействию преступности с использованием правовых, управленческих, воспитательных и просветительных мер, имеющихся в распоряжении общества и государства.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Понятие, функции, принципы и основания юридической ответственности


Выполним работу на заказ

Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое


Юридическая ответственность – это обязанность лица возлагаемая в установленных законом формах претерпевать определенные мнения и неблагоприятные последствии за совершенное правонарушение.

Функции юридической ответственности

Карательная (штрафная) функция юридической ответственности выражается в наказании лиц, виновных в совершении правонарушений. Наказание (кара) - это причинение правонарушителю определенных ограничений, лишений, возложение на него дополнительных обременительных обязанностей.

Превентивная (предупредительная) функция юридической ответственности заключается в предупреждении новых правонарушений как со стороны самого правонарушителя (частная превенция), так и со стороны других лиц (общая превенция).

Воспитательная функция юридической ответственности состоит, прежде всего, в перевоспитании и исправлении правонарушителей. Оказывает она воздействие и на других лиц, ориентируя их на уважение к праву, закону.

Правовосстановительная функция юридической ответственности проявляет себя в том, что способствует восстановлению нарушенных противоправным деянием субъективных прав потерпевших. Эта функция наиболее характерна для гражданско-правовой ответственности.

Компенсационная функция юридической ответственности связана с возмещением материального или морального ущерба, причиненного противоправным деянием.

Принципы юридической ответственности

Принцип законности состоит, прежде всего, в том, что юридическая ответственность может устанавливаться и возлагаться лишь компетентными органами, органами, уполномоченными на это. Исключение составляет только гражданско-правовая договорная ответственность, которая согласно диспозитивным нормам может устанавливаться непосредственно сторонами. Кроме того, принцип законности означает, что юридическая ответственность может и должна возлагаться только на основе и в пределах закона либо договора, только при наличии противоправного деяния и только в соответствии с предусмотренной законом процедурой.

Принцип целесообразности означает соответствие избираемой в отношении лица, совершившего противоправное деяние, меры воздействия целям юридической ответственности. Данный принцип предполагает индивидуализацию мер юридической ответственности и выбор наиболее оптимального ее варианта с учетом всех конкретных обстоятельств юридического дела. Кроме того, принцип целесообразности предполагает воз-можность смягчения юридической ответственности и даже отказа от нее, если ее цели могут быть достигнуты иным путем.

Принцип справедливости юридической ответственности выражается, по мнению многих исследователей, в том, что:

  • - нельзя за проступки устанавливать уголовные наказания;
  • - недопустимо вводить меры наказания и взыскания, унижающие человеческое достоинство;
  • - ответственность, возлагаемая на лицо, совершившее противоправное деяние, должна быть соразмерной тяжести и общественной вредности этого деяния;
  • - закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет;
  • - нельзя за одно и то же противоправное деяние дважды привлекать к юридической ответственности.

Принцип неотвратимости выражается в неизбежности привлечения к юридической ответственности за совершенное правонарушение. Это значит, что ни одно правонарушение не должно остаться «незамеченным» для государства и за всякое правонарушение должна последовать предусмотренная законом ответственность.

Принцип ответственности за вину , согласно которому юридическая ответственность по общему правилу может и должна возлагаться лишь на лиц, виновных в совершении противоправных деяний. Вместе с тем из этого правила российское законодательство делает два исключения. Гражданское законодательство, предусматривая в целом ответственность за вину, допускает вместе с тем и безвиновную ответственность. Аналогичная возможность предусмотрена и трудовым законодательством.

Принцип своевременности ответственности означает, что юридическая ответственность должна возлагаться своевременно, вскоре после совершения физическим или юридическим лицом противоправного деяния. В противном случае юридическая ответственность теряет свою актуальность и эффективность. Поэтому законодательством устанавливаются определенные сроки, в течение которых должны расследоваться и рассматриваться дела о правонарушениях.

Основания юридической ответственности

Выделяют три основания юридической ответственности:

  • 1. Норма права - фактическое основание. Нет нормы, следовательно нет деяния.
  • 2. Само правонарушение - фактическое основание. Это виновное, противоправное деяние (действие либо бездействие) лица, причиняющее вред обществу, государству, отдельным лицам.
  • 3. Правоприменительный акт - юридическое основание.

Только если присутствуют все три основания, может быть применена юридическая ответственность.

Сам термин уголовно право происходит еще из древности (со времен «русской правды»), корневым был термин голова (значение – убить).

Уголовное право понимается в 3 значениях:

· Как отрасль права

· Отрасль науки

· Учебная дисциплина

Уголовное право как отрасль права.

Уголовное право является одной из отраслей российского права, которое представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний опасных для общества.

Уголовное законодательство состоит только из УК РФ. Все остальные уголовно-правовые нормы подлежат обязательному включению в уголовный кодекс.

Уголовное право – это совокупность юридических норм, установленных высшими органами законодательной власти, определяющих преступность и наказуемость деяния, основания уголовной ответственности, виды наказаний и иных принудительных мер, общие начала и условия назначения наказаний, а так же основания освобождения от уголовной ответственности и наказаний.

Отрасль уголовного права состоит из уголовного законодательства и уголовно-правовых отношений.

В широком смысле слова уголовно-правовые отношения – это такие отношения, которые возникают со вступлением уголовного закона в силу. Именно с этого момента начинают действовать превентивные функции уголовного закона.

В узком смысле – это отношения между государством и преступником, которые возникают с момента совершения преступления и заканчиваются либо снятием или погашением судимости, либо освобождением виновного от уголовной ответственности и наказания.

Специфические черты уголовного права:

· Только уголовное право является законодательной базой для определения преступности и наказуемости деяний, основанием уголовной ответственности и применения наказания.

· Предметом регулирования уголовного права являются общественные отношения, которые возникают в связи с совершением преступлений, а субъектами правоотношений могут быть лишь лица, совершившие преступление, с одной стороны и государства, в лице его правоприменительных органов, с другой стороны.

· Метод правового регулирования только императивный.

Уголовное право как отраслевая наука.

Уголовное право как отраслевая наука – это система теоретических взглядов, идей, представлений и понятий о таких фундаментальных уголовно-правовых явлений, как закон, преступление, наказание в их историческом развитии.

Предмет науки уголовного права включает в себя:

· Комментирование, т.е. доктринальное толкование уголовного закона.

· Изучение истории уголовного права

· Сравнительный анализ отечественного и зарубежного права


· Разработка социологии уголовного права

· Исследование международного уголовного права

Уголовное право как учебная дисциплина

Уголовное право представляет собой специальную юридическую дисциплину. Содержание дисциплины:

· Изучение действующего законодательства

· Изучение практики применения уголовного законодательства

· Изучение основных положений теорий уголовного права

· Изучение истории уголовного законодательства

· Уголовное право зарубежных стран

Уголовное право и его взаимодействие с другими отраслями права

· Вертикальные связи (взаимодействует с конституционным правом).

· Горизонтальные связи – взаимодействие с криминологией, уголовно-исполнительным правом, уголовно-процессуальным правом, административным правом, гражданским правом, экологическим правом, трудовым правом, международным правом.

· Криминология изучает преступность в целом, ее причины, рассматривает предупреждение преступлений.

· Уголовно-исполнительное право регламентирует порядок исполнения наказаний, взаимодействует с уголовным правом в таких вопросах, как наказание, рецидив, освобождение от уголовной ответственности и тд. Уголовное право определяет основания и пределы, а так же порядок назначения наказаний.

· Уголовно-процессуальное право определяет предметную деятельность правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений, а так же судопроизводство по уголовным делам.

· Административное право регулирует ответственность за административные правонарушения и соприкасается с уголовным правом по вопросам разграничения правонарушений и преступлений.

· Уголовное право соприкасается с охраной трудовых прав личности, с использованием техники и при особых условиях труда.

· С международным правом – проблемы уголовного закона связаны с территорией действия уголовного закона, с ответственностью иностранных граждан, вопросы экстрадиции, а так по вопросам соответствия.

Предмет правового регулирования

Предметом уголовно-правового регулирования выступают общественные отношения, которые в большинстве своем возникают в результате совершения преступлений.

· Охранительные уголовно-правовые отношения – возникают в связи с совершением преступлении. Эти правоотношения носят относительный характер (с одной стороны государство, с другой преступник). У государства есть право привлечь к ответственности лицо, которое совершило. У преступника есть обязанность надлежаще понести наказание, а также есть право на защиту.

· Обще-предупредительные правоотношения. Такие отношения удерживают лиц от совершения преступления путем установления уголовно-правового запрета.

· Регулятивные уголовно-правовые отношения связанные с совершением правомерных действий. Эти отношения наделяют граждан правом причинения вреда для защиты личности и собственности (самозащита).

Уголовно-правовые отношения имеют свои специфические методы уголовно-правового регулирования.

Задачи уголовного права

· Охранительная

· Предупредительная (превентивная)

В УК перечисляются задачи уголовного кодекса:

· охрана прав и свобод человека и гражданина

· охрана собственности

· охрана общественного порядка и общественной безопасности

· охрана окружающей среды

· охрана конституционного строя РФ от преступных посягательств

· обеспечение мира и безопасности человечества

· предупреждение преступлений

Охранительная задача раскрывается как охрана личности, ее прав и свобод, природной среды, иных интересов общества и государства от преступных посягательств. Средства решения этой задачи:

· закрепление принципов и оснований уголовной ответственности

· определение круга деяний, объявляемых преступными

· установление наказания за них, установление иных мер уголовно-правового характера

Предупредительная задача выражается в недопущении совершения преступления. она решается следующими средствами:

· общей превенцией уголовного закона (наказуемость неизбежна)

· общая и специальная превенция наказания.

· Специальная (частная) превенция – удержание наказанием и его исполнением осужденного от рецидива.

· Общая превенция – наказанием виновных удержать других лиц от совершения преступлений.

· Нормы о добровольном отказе от совершения преступления. Добровольный отказ полностью исключает ответственность лица за начатое преступление, если он окончательно отказался от совершения этого преступления, осознавая при этом возможность его беспрепятственного завершения, и если в его действиях не содержится состава какого-либо преступления. Тем самым закон стимулирует непричинение вреда лицом, начавшим преступление.

· Нормы о деятельном раскаянии. Деятельное раскаяние заключается в добровольном возмещении уже причиненного преступного ущерба.

· Нормы об обстоятельствах, исключающих преступность деяния. Такие нормы стимулируют социальную активность граждан в предупреждении вреда правоохраняемым интересам.

Функции уголовного права

Под функцией понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.

Функции уголовного права:

· Охранительная функция состоит в защите приоритетных ценностей от преступных посягательств. Существует 3 способа осуществления этой функции:

· Законодательное закрепление в общей части УК оснований и условий уголовной ответственности, а так же основных принципов уголовного права.

· Через криминализацию, т.е. определение круга деяний, которые соответствуют понятию преступления, и включение таких деяний в УК.

· Путем установления наказаний за совершенное преступление.

· Превентивная (предупредительная) функция.

· Функция общей превенции – принцип неотвратимости наказания за преступление. Он проявляется в том, что норма с ее репрессивной санкцией направлена на неперсонифицированное и неопределенное число граждан, которые, в сущности, могут совершить преступление.

· Функция частной превенции

· Поощрительная функция. Эта функция стимулирует к защите правоохраняемых интересов и к пресечению преступлений.

· Воспитательная функция. Воспитание чувства уважения к закону.

Методы уголовного права

Методология представляет собой систему категорий, позволяющую исследовать и практически применять познанные закономерности, сущность и содержание уголовно-правовой борьбы с преступностью.

· Юридический метод включает в себя юридико-техническую методику и методы толкования законов. Система УК и каждая его статья должны отвечать определенным правилам конструирования. Они должны быть четкими, ясными, логически последовательными, не должны содержать двусмысленных понятий и тд.

· Уголовно-статистический метод – это познание качественного своеобразия уголовно-правовых явлений посредством количественных показателей. С помощью этого метода проводится обобщенно-количественное измерение норм, диспозиций, санкций, судимостей. Сюда же будут относиться обобщения судебной практики с целью выяснения эффективности уголовного закона.

· Социологический метод включает в себя опросы (анкеты, интервью).

· Системный метод подразумевает, что проводятся исследования уголовно-правовых явлений как целостных систем, состоящих из каких-либо элементов.

· Историко-сравнительный метод

· Математические методы: моделирование, кибернетические методы. Подразумевают использование компьютерных ресурсов для обработки различного рода информации

Предупредительная функция уголовного права

Наряду с охранительной в уголовном законодательстве закреплена и предупредительная функция уголовного права. В числе задач уголовного права предупреждение преступлений выделено впервые, хотя очевидно, что она стояла всегда. Эта задача - предупредительная роль - реализуется, прежде всего, через психологическое воздействие на сознание граждан путем их устрашения и убеждения. Содержание этого воздействия неоднозначно и зависит от отношения людей к уголовному запрету. Большинство не совершает преступления не из-за страха быть наказанным, а в силу своих положительных нравственных качеств и моральных принципов. Для них уголовное право является дополнительным регулятором поведения. Уголовное право, следовательно, в первую очередь адресовано двум категориям лиц:

  • 1) Воздерживающимся от совершения преступлений из-за боязни ответственности и наказания;
  • 2) Игнорирующим уголовно-правовой запрет и совершающим преступления. Предупредительная функция уголовного права выражена не только в запрещающих, но и в поощрительных нормах.

Воспитательная функция уголовного права

Уголовному праву присуща и воспитательная функция. Она реализуется в первую очередь при применении уголовно-правовых норм. Совершение преступления вызывает негативную морально-политическую оценку со стороны не только государства, но и членов общества. Для реализации поставленных перед ним задач уголовное право наделено соответствующими специфическими средствами, перечисленными в ч.2 ст. 2 УК РФ. Для их осуществления в уголовном законодательстве устанавливаются основание и принципы уголовной ответственности; определяется, какие деяния признаются преступными; закрепляются виды наказаний и иные меры уголовно правового характера. Под иными мерами, о которых говорит Кодекс, понимаются принудительные меры воспитательного воздействия1 и принудительные меры медицинского характера. Преступность требует установления жесткого социального контроля со стороны государства, создания специальных государственных структур, использования государственно-властных полномочий, определения государственной политики в борьбе с ней. Политика борьбы с преступностью, будучи составной частью внутренней политики государства, характеризуется совокупностью основополагающих научно обоснованных идей и положений об исходных позициях, стратегических направлениях, путях и средствах преодоления преступных посягательств, которыми руководствуются государственные и общественные органы в своей практической деятельности. Ее основой выступает уголовная политика, под которой понимаются принципы и направления, формы и методы борьбы с:

  • 1) ст. 90, 91 УК РФ;
  • 2) ст. 99 УК РФ.

Таким образом, задачи уголовного права реализуются через уголовную политику. Она определяет:

  • 1) Исходные принципы и положения по борьбе с преступностью методами уголовного права;
  • 2) Круг общественно опасных деяний признаваемых преступлениями;
  • 3) Перечень деяний, подлежащих декриминализации;
  • 4) Характер наказуемости деяний;
  • 5) Основания и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания;
  • 6) Направления правоприменительной деятельности;
  • 7) Эффективность норм и институтов уголовного права;
  • 8) Воздействие на правовое сознание и правовую культуру населения. В качестве объекта уголовно-правовой защиты предусмотрен конституционный строй РФ, основы которого определены в Конституции Российской Федерации. Придавая исключительно важное, значение сохранению благоприятной для человека и иных живых существ, природной среды, экологического правопорядка и безопасности населения, УК выделил в виде самостоятельного объекта охраны окружающую среду. Наконец, впервые на законодательном уровне сформулирована такая задача уголовного права, как обеспечение мира и безопасности человечества. 3.2 Предупредительная функция уголовного права Наряду с охранительной в уголовном законодательстве закреплена и предупредительная функция уголовного права. В числе задач уголовного права предупреждение преступлений выделено впервые, хотя очевидно, что она стояла всегда. Эта задача - предупредительная роль - реализуется, прежде всего, через психологическое воздействие на сознание граждан путем их устрашения и убеждения. Содержание этого воздействия неоднозначно и зависит от отношения людей к уголовному запрету. Большинство не совершает преступления не из-за страха быть наказанным, а в силу своих положительных нравственных качеств и моральных принципов. Для них уголовное право является дополнительным регулятором поведения. Уголовное право, следовательно, в первую очередь адресовано двум категориям лиц:
  • 1) воздерживающимся от совершения преступлений из-за боязни ответственности и наказания;
  • 2) игнорирующим уголовно-правовой запрет и совершающим преступления.

Закрепленным в Уголовном кодексе РФ задачам соответствуют одноименные функции - охранительная и предупредительная, а также сформулированные теорией уголовного права на основе анализа уголовного законодательства и обобщения правоприменительной практики особые функции , именуемые как регулятивная и воспитательная.

Каждая функция уголовного права служит также целям правового воздействия на поведение людей и, в конечном счете, выходит за пределы прямого влияния уголовно-правовых норм на поведение правонарушителей. Но осуществляется это влияние посредством регулирования особой сферы общественных отношений, возникающих в связи с совершением преступлений. Содержание таких общественных отношений носит специфический характер, определяется институтами уголовного права, сущностью и особенностями применения уголовно-правовых норм.

Правовому регулированию охраняемых уголовным правом общественных отношений присущ достаточно сложный механизм реализации установленных законом уголовно-правовых отношений, представляющий целую систему правовых средств и методов их упорядочения.

Первостепенное значение в системе функций уголовного права придается его охранительной функции. При этом предметом охраны являются наиболее значительные и ценные общественные отношения, поставленные под защиту уголовного закона. Только негативные общественные отношения, возникающие при совершении преступных посягательств на охраняемые государством общественные отношения, претерпевают воздействие уголовно-правовых норм и приобретают форму охранительных уголовных правоотношений. Согласно им суд вправе принудить виновного понести наказание, предусмотренное той уголовно-правовой нормой, которую он нарушил, а правоохранительные органы - привлечь его к уголовной ответственности, назначить наказание или применить меру воздействия, его заменяющую.

Таким образом, содержанием правоохранительной функции является установление уголовно-правовых запретов совершать определенные действия, признаваемые опасными для личности, общества и государства (или преступное бездействие), а также реализация ответственности и наказания, связанных с установлением события совершения преступления и последующим назначением наказания или освобождением от уголовной ответственности и наказания.

Именно в рамках охранительных уголовно-правовых отношений, возникающих в связи с совершением преступления, реализуются права и обязанности их участников.

Предупредительная функция уголовного права заключается в том, что его нормы направлены на предупреждение совершения преступных посягательств. Нормативной основой этой функции являются положения, содержащиеся в ч. 1 ст. 2 и ч. 2 ст. 43, а также в ряде статей Особенной части УК (ст. , , и др.). В предмет уголовного права входит установление запретов, порождающих общественные отношения, направленные на удержание лица от совершения преступления путем угрозы применения наказания. В этом заключается одна из особенностей уголовного права как отрасли законодательства. Уголовный закон возлагает на граждан обязанность воздерживаться от совершения преступлений и тем самым регулирует поведение людей в обществе.

Теория уголовного права выделяет две разновидности предупредительной функции: общую и частную превенцию. Общая превенция уголовного закона заключается в предупреждении совершения преступлений гражданами путем воздействия уголовно-правового запрета и угрозы наказания. Частная превенция состоит в предупреждении совершения новых преступлений лицом, уже совершившим какое-либо преступление, путем применения к нему мер уголовного наказания и других принудительных мер, призванных усилить социальный контроль за поведением осужденного.

Особую группу уголовно-правовых отношений составляют нормы УК, наделяющие граждан правами на причинение вреда при защите от опасных посягательств в процессе осуществления необходимой обороны; задержания лиц, совершивших преступления; в состоянии крайней необходимости, и других обстоятельствах, исключающих преступность деяния. Уголовный закон наделяет граждан определенными правами, стимулирующими их правомерное поведение при оказании противодействия преступным посягательствам. Особенность этих отношений заключается в их субъектном составе, когда сторонами являются обороняющийся и лицо, посягающее на интересы личности, общества и государства. Общественные отношения, при этом возникающие, становятся предметом уголовно-правового регулирования, они имеют правоуполномочивающий характер и содержат элементы регулятивной функции уголовного права. Таким образом, уголовное право не только запрещает совершение противоправных общественно опасных действий, но и устанавливает определенные права, реализация которых служит более полному выражению правового статуса гражданина.

Воспитательная функция уголовного права выражается в том, что само содержание его норм, осуждающих и запрещающих противоправное поведение, способствует формированию правопослушного сознания и поведения, исключению деяний, направленных на причинение ущерба или угрозу такого вреда правам личности, интересам общества и государства. Развитию правосознания населения служит как издание уголовных законов, позволяющих осознать, какие действия считаются законодателем общественно опасными и вредными, так и применение норм уголовного закона, воспитывающее уважение к соблюдению установленных им запретов, удерживающее неустойчивых в моральном отношении лиц от совершения преступлений под страхом наказания.

Характерной особенностью осуществляемых уголовным правом функций является метод присущего им правового регулирования. Понимая метод как совокупность правовых средств воздействия на общественные отношения, мы не можем сводить его исключительно к осуществлению уголовной репрессии, к применению уголовного наказания за нарушение уголовно-правового запрета.

Метод правового регулирования - многоаспектное понятие, характеризующееся рядом признаков: порядком установления полномочий субъектов правоотношений, степенью определенности предоставленных им прав, формой использования правовых средств борьбы с негативными явлениями и т. п. Основными типами метода правового регулирования являются дозволение, предписание и запрет.

Для уголовного права наиболее типичен метод правового запрета. В качестве средства реализации этого метода выступает использование норм уголовного права, применение которых влечет за собой определенные юридические последствия.

Особенность уголовно-правового запрета проявляется в запрещении наиболее общественно опасных деяний, в тяжести правовых последствий, наступающих для лица, нарушившего правовой запрет. Учитывая строгость уголовного наказания, которое должно соответствовать тяжести содеянного и степени общественной опасности лица, совершившего преступление, закон ставит охранительные отношения, регулируемые уголовно-правовыми методами, в рамки детальной правовой регламентации. Это обстоятельство выступает дополнительной характеристикой метода регулирования охранительных отношений, устанавливаемых уголовным законом.

Понятие, предмет, функции, метод уголовного права



Просмотров