Разворотнева жкх контроль. Светлана Разворотнева: Помогаем россиянам разобраться с «коммуналкой

Кандидат от некоммерческой организации

Организация: Некоммерческое партнерство «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль»

Направление деятельности: Сфера услуг и потребительский рынок

Председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике действующего созыва, исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль»

Проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве сегодня являются одними из самых сложных и болезненных для граждан. Об этом свидетельствует поток обращений в Общественную палату РФ. Ежедневно в мою комиссию поступает до 30 обращений от граждан, по каждому из них ведется работа, многим удалось помочь. Понимая, что решить проблемы каждого дома из Москвы невозможно, с 2012 мы вместе с группой единомышленников приступили к формированию сети общественного контроля в субъектах РФ. Сегодня в 71 субъекте РФ созданы Центры общественного контроля, которые занимаются защитой прав потребителей коммунальных услуг, консультируют граждан по вопросам ЖКХ, проводят обучающие семинары. Сеть осуществляет постоянный контроль за качеством работы жилищно-коммунального комплекса. Например, В 2013-2014 году силами общественников было проведено 5 общероссийских мониторингов качества жилищно-коммунальных услуг.

· Январь-март 2013 года - сбор информации о причинах резкого роста платежей на оплату коммунальных ресурсов на общедомовые нужды. По итогам мониторинга были не только выявлены, но и устранены силами общественников массовые случаи воровства коммунальных ресурсов, приводящие к повышению оплаты граждан.

· Июль 2013 года – анализ раскрытия информации о тарифах на коммунальные услуги на официальных сайтах. По итогам мониторинга Руководителем Федеральной службы по тарифам принято решение о внедрении единого стандарта раскрытия информации о коммунальных тарифах.

· Август-сентябрь 2013 года - мониторинг роста конечных платежей граждан в связи с плановым повышением тарифов (на основании обращений на «горячие линии» и сбора квитанций). По итогам мониторинга выявлены и устранены при поддержке Министерства регионального развития РФ массовые случаи завышения платежей граждан.

· Октябрь-ноябрь 2013 года - организация «горячих линий» в связи с наступлением отопительного периода. По итогам поступивших обращений был выявлен и направлен в профильное министерство список муниципалитетов, нарушающих условия начала отопительного периода.

· Февраль 2014 года – мониторинг работы субъектов РФ по информированию граждан о новых системах капитального ремонта.

Во многих субъектах Российской Федерации осуществлялись и другие меры по защите прав потребителей коммунальных услуг. В том числе – выездные проверки, помощь гражданам в защите их интересов в суде, формирование общественных рейтингов управляющих компаний и другие. В ряде регионов началось формирование корпуса общественных инспекторов при жилищных инспекциях, проведение уроков жилищного просвещения в школах. НП «ЖКХ контроль» подготовило и распространило среди граждан 10 методических пособий по вопросам ЖКХ. Также на сайте организации (http://gkhkontrol.ru/2013/09/13050) собраны и другие пособия по вопросам ЖКХ, воспользоваться которыми может любой желающий.

НП «ЖКХ Контроль» проводит постоянную работу по жилищному просвещению граждан через СМИ. Так, в течение 2013 года в центральных, региональных и местных СМИ вышло более 1000 материалов, содержащих комментарии, разъяснения по вопросам ЖКХ.

В зоне пристального внимания комиссии и НП «ЖКХ контроль» в 2014 году находится реализация региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов. Для консультирования граждан и выявления злоупотреблений в общественной палате РФ открыта «горячая линия» по вопросам капитального ремонта (http://zkh.oprf.ru).

Сеть общественного контроля также осуществляет постоянный мониторинг программ переселения граждан из аварийных домов. Активисты ведут ежемесячную фотофиксацию домов, строящихся для переселения граждан из аварийного жилья. Все фотографии вывешиваются на сайте Фонда содействия реформирования ЖКХ. Фотофиксация позволяет бороться с «приписками» регионов и контролировать качество строительства.

Наша задача на ближайшее будущее – сформировать такую сеть общественного контроля, чтобы в каждом многоквартирном доме появился хотя бы один собственник, знающие свои права и умеющий за них бороться. А если «коммунальщики» не прислушиваются к законным требованиям собственников – исполнять законы их заставит Общественная палата РФ.

Наша цель – повысить эффективность работы ЖКХ и качество жизни граждан. Наши партнеры в решении этой задачи – не только государственная жилищная инспекция, прокуратура и счетные палаты, но и все добросовестные работники сферы ЖКХ, в том числе – управляющие и ресурсоснабжающие компании. Наши враги – все жулики и воры, которые стремятся «нагреть руки» на потребителях коммунальных услуг. И мы объединяется, чтобы таких жуликов и дилетантов в отрасли становилось все меньше, а добросовестных профессионалов и ответственных собственников – все больше!

Несколько слов о себе:

Закончила Московский государственный университет им.Ломоносова, психологический факультет, училась в аспирантуре Института США и Канады РАН. Защитила диссертацию, получив степень кандидата политических наук;

Член Общественной палаты Российской Федерации (3 и 4 созывы),

Член Экспертного Совета Правительства РФ

Член Коллегии Министерства регионального развития

Член Наблюдательного Совета Фонда содействия реформированию ЖКХ

Заместитель Председателя Общественного совета Министерства строительства и ЖКХ

Член межведомственной рабочей группы по обеспечению законности в сфере ЖКХ

Член Общественного Совета при ФСТ

Член Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам по местному самоуправлению

Член Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса

Руководитель рабочей группы по развитию общественного контроля в сфере ЖКХ при Общественной палате РФ;

Член Центрального Совета «Всероссийского Совета местного самоуправления»

Семейное положение: замужем, двое сыновей – 14 и 15 лет.

Избран от некоммерческой организации

Организация: НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА "ЖКХ КОНТРОЛЬ"

Направление деятельности: 13. Развитие сферы услуг, потребительского рынка и ЖКХ

С марта 2012 года по настоящий момент – исполнительный директор «Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль».

В настоящее время Разворотнева С.В. также является:

Членом Экспертного Совета Правительства РФ,

Заместителем Председателя Общественного совета Министерства строительства и ЖКХ РФ,

Членом Наблюдательного Совета Фонда содействия реформированию ЖКХ,

Членом Общественного совета Министерства энергетики РФ,

Членом Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса.

Членом Центрального совета «Всероссийского Совета местного самоуправления».

Предыдущие места работы и общественные должности

В 2010 – 2014 году - Член Общественной палаты РФ Ш и IY созыва, в ОПРФ IY созыва возглавляла комиссию по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике.

2012 год – ответственный секретарь Ассоциации «Совет муниципальных образований города Москвы»

С 2006 года по 2012 год – руководитель Центрального исполнительного комитета «Всероссийского Совета местного самоуправления»

С 1992 года по 2006 год – работа в руководящих органах ряда коммерческих и строительных организациях, экспертно-консультационная деятельность.

С 1992 по 1993 г. работа в Институте США и Канады РАН.

1990 – 1992 год – учеба в аспирантуре института США и Канады РАН.

С 1985 по 1990 год – учеба в МГУ им. Ломоносова, специальность – психолог, преподаватель психологии

Ежемесячно в федеральных и региональных СМИ выходит 300-400 публикаций с информацией о деятельности Разворотневой и «ЖКХ Контроль».

Замужем. Двое сыновей: Иван, 1998 года рождения и Дмитрий 1999 года рождения.

Ссылки

    НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА "ЖКХ КОНТРОЛЬ"

    ОТЧЕТ О РАБОТЕ НП «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЖКХ «ЖКХ КОНТРОЛЬ» в 2015-2016 годах

    НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» создано в 2013 году.

    Цель создания организации - развитие сети общественного контроля в ЖКХ.

    Важнейшие задачи организации:

    1. Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

    2. Мониторинг правоприменительной практики в сфере ЖКХ, общественный контроль в сфере ЖКХ;

    3. Объединение, методическая и организационная поддержка региональных НКО, работающих в сфере жилищного просвещения и защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

    Организационная структура сети общественного контроля

    В настоящий момент сформирована региональная сеть общественного контроля в сфере ЖКХ. Региональные центры общественного контроля созданы на базе профильных некоммерческих организаций во всех субъектах РФ. Информация о региональных центрах общественного контроля в сфере ЖКХ доступна на сайте НП «ЖКХ Контроль» http://gkhkontrol.ru/regions. С 2015 года началось формирование сети представителей центра в муниципальных образованиях. На начало 2017 года в 1020 муниципальных образованиях России работают 1291 представитель регионального центра.

    Деятельность сети общественного контроля

    РЦОК являются ресурсными площадками для поддержки и развития активности граждан. В течение 2015-16 гг. систематически проводились консультации граждан по вопросам ЖКХ, были организованы многочисленные мероприятия в сфере жилищного просвещения, велась просветительская деятельность. В целом за два года общественниками проведено более 5 тысяч мероприятий: семинаров, совещаний, круглых столов, встреч с жилищным активом, лекториев и пр. В 2015-16 годах в приемные и на «горячие линии» РЦОК и в приемную Общероссийского центра «ЖКХ Контроль» от граждан поступило более 63 тысяч обращений.

    В сети «Интернет» размещен разработанный организацией проект «Диктант ЖКХ»- онлайн-тест, состоящий из 30 вопросов, относящихся к основам по управлению и содержанию жилого фонда, защите прав потребителей в сфере ЖКХ. Это первый в стране проект, который призван привлечь внимание граждан к основам жилищно-коммунального хозяйства, а также способствует популяризации знаний в данной сфере и повышению правовой грамотности потребителей жилищно-коммунальных услуг.

    Сеть общественного контроля активно осуществляет разъяснительную работу через сеть «Интернет», СМИ. Только в 2015-2016 году было инициировано более 7000 публикаций. Реализуется совместный проект НП «ЖКХ Контроль» и Общественного телевидения России. 1 раз в 2 недели на ОТР выходит рубрика «Все о ЖКХ», автор и ведущий – исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

    За два года активистами сети общественного контроля было подготовлено более 50 методических пособий. Лучшие из них размещены на сайте НП «ЖКХ Контроль». В течение 2016 года НП «ЖКХ Контроль» был реализован совместный проект с «Российской газетой»: в серии «Библиотечка Российской газеты» выпущены два справочных пособия, подготовленные экспертами НП «ЖКХ Контроль». Первое – «Как эффективно управлять своим домом и решать возникающие проблемы» – содержит ответы на множество вопросов, связанных с управлением домом, подготовкой и проведением общего собрания многоквартирного дома, оформлением его решений. В пособии содержатся также типовой договор, который позволит собственникам максимально конкретизировать условия взаимодействия со своей управляющей компанией, а также формы документов для подготовки и проведения собрания. Также издание содержит советы по оформлению процедуры смены управляющей организации.

    В еще одном пособии «Кто хозяин в доме: управление, содержание и ремонт многоквартирного дома» освещены ключевые моменты, связанные с участием собственников в управлении своим многоквартирным домом: распоряжение общедомовым имуществом, создание ТСЖ, проведение капитального ремонта. В пособиях использованы материалы, подготовленные региональными центрами из Воронежской, Тверской и Костромской областей, а также экспертами Фонда содействия реформированию ЖКХ.

    НП «ЖКХ Контроль» на постоянной основе осуществляет методическую поддержку работы региональных центров общественного контроля и муниципальных представителей.

    На площадке «ЖКХ Контроль» регулярно проходят бесплатные онлайн семинары для руководителей РЦОК и жилищных активистов. В 2015 было проведено 10 семинаров, и еще 9 проведено в 2016 году. Семинары посвящены актуальным вопросам в сфере ЖКХ, среди которых: способы борьбы с должниками, работа с ГИС ЖКХ, контроль за качеством жилья, построенного по программам переселения граждан, эксплуатация и замена лифтов в жилом фонде, восстановление прав на общее имущество в многоквартирном доме, защита законных прав собственников МКД и другие.

    Ежеквартально НП «ЖКХ Контроль» осуществляет мониторинг работы региональных центров, проводит выявление и обнародование лучших практик работы.

    В 2015-2016 году было проведно 8 межрегиональных и 2 общероссийских мероприятия, в ходе которых руководители РЦОК получили возможность получить информацию о последних новациях в законодательном регулировании отрасли, обсудить с представителями федеральных органов власти проблемы в сфере правоприменительной практики, обменяться опытом работы.

    Одно из ключевых направлений работы НП «ЖКХ Контроль» - мониторинг правоприментильной практики в сфере ЖКХ.

    На постоянной основе осуществляется мониторинг реализации программ переселения из аварийного жилья, мониторинг реализации региональных программ капитального ремонта, мониторинг подготовки и прохождения регионами осенне-зимнего отопительного периода, мониторинг роста платежей граждан в связи с очередным повышением тарифов.

    Мониторинг региональных программ капитального ремонта МКД

    Одно из ключевых направлений работы партнерства в 2015-2016 году - мониторинг реализации региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов.

    Производился анализ содержания региональных программ капитального ремонта МКД, осуществлялся контроль за ходом реализации программ, консультирование и обучение собственников правилам приемки произведенных работ. В ряде регионов представители сети общественного контроля выступили с инициативами по корректировке сроков и содержания программ.

    В течение 2015 года НП «ЖКХ Контроль» проводил работу по анкетированию граждан, участвующих в приемке домов после проведенного капитального ремонта. Анкета для представителей собственников предлагала оценить такие вопросы как:

    Удовлетворенность проведенным капитальным ремонтом;

    Наличие претензий к проведенному ремонту, сроку, полноте выполнения работ;

    Наличие подписи в акте выполненных работ по капитальному ремонту представителя собственника.

    В третьем квартале 2016 года силами региональных центров проведено анкетирование председателей ТСЖ, председателей советов многоквартирных домов и иных лиц, ответственных за согласование работ по капитальному ремонту МКД на предмет участия собственников жилья в процессах обсуждения срока проведения, начала ремонта, перечне и стоимости работ.

    Контроль реализации программ переселения граждан из аварийного жилья

    Одним из основных направлений деятельности сети НП «ЖКХ Контроль» в 2015-2016 годах. стал общественный контроль над процессом строительства домов по программам переселения из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 года.

    Региональные центры осуществляли:

    Фото-фиксацию процесса строительства домов по программам переселения;

    Мониторинг сведений, размещенных на cайте reformagkh.ru;

    Проведение анкетирования граждан, переехавших во вновь построенное жилье.

    Эксперты и представители РЦОК приняли участие в большинстве выездных проверок государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее -Фонд).

    Данные мероприятия проводились силами региональных и муниципальных (там, где они созданы) центров общественного контроля в сфере ЖКХ. Вся информация о выявленных нарушениях передана в Фонд.

    В течение 2015-2016гг. представители РЦОК провели около 3 тыс. проверок многоквартирных домов, построенных по программам переселения граждан, и выявили нарушения в более чем 600 сданных домах.

    На контроле представителей региональных центров также находились дома, включенные в реестр обращений граждан, размещенный в разделе «на контроле», сайта fondgkh.ru. На конец 2016 года в данный реестр были включены 47 обращений, поступивших из НП «ЖКХ Контроль» и региональных центров.

    Работа по улучшению управления МКД

    НП «ЖКХ Контроль» ведет последовательную работу по улучшению качества управления многоквартирными домами.

    На постоянной основе осуществляется мониторинг реализации раздела Х Жилищного кодекса РФ в части применения закона о лицензировании. На базе НП «ЖКХ Контроль» также ведется работа по внедрению типовых договоров. В ряде регионов региональные центры ведут работу по формированию рейтингов управляющих компаний.

    Особое внимание НП «ЖКХ Контроль» было уделено вопросам использования общедомового имущества МКД. В составе Партнерства сформирована постоянно действующая комиссия по контролю за обеспечением имущественных прав собственников помещений многоквартирных домов в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации (далее Комиссия по ОДИ), которая проводит рабочие встречи в субъектах РФ, разъясняя собственникам и органам власти законодательные основы использования общедомового имущества, механизмы возврата незаконно отчужденного имущества. Комиссия по ОДИ также проводит консультации по данному вопросу on-line и по телефону. Усилиями общественников-добровольцев подготовлен ряд методических материалов, воспользоваться которыми могут все желающие. Решением Совета Партнерства от 22.02.2017 протокол №13, данная Комиссия по ОДИ получила официальный статус. Ее руководителем назначен Председатель ассоциации ТСЖ Костромской области А.П. Пинчуков.

    В 2016 году НП «ЖКХ Контроль» проводил мониторинг за реализацией и внедрением информационной системы «ГИС ЖКХ». В частности, в июле-августе 2016 года НП «ЖКХ Контроль» провел опрос среди председателей ТСЖ по вопросам использования системы и размещения в ней информации. Результаты исследования были направлены в Министерство связи и информации Российской Федерации.

    По итогам мониторинга правоприменительной практики НП «ЖКХ Контроль» осуществляет подготовку аналитических материлов.

    Постоянными потребителями материалов НП «ЖКХ Контроль» по вопросам правоприменительной практики –

    Контрольное управление Президента РФ

    Государственная Дума

    Совет Федерации

    Министерство строительства и ЖКХ РФ,

    Общественная палата РФ.

    Отдельные аналитические материалы в отчетном периоде были подготовлены для Генеральной Прокуратуры, Министерства связи и массовых коммуникаций, Министерства юстиции РФ, Министерства энергетики РФ.

    НП «ЖКХ Контроль», региональные эксперты на постоянной основе участвуют в обсуждении проектов региональных и федеральных нормативно-правовых актов в сфере ЖКХ. Подготовлен ряд собственных предложений по совершенствованию нормативного обеспечения сферы ЖКХ.

Контрольная сумма данных кандидата:

– Светлана Викторовна, расскажите, чем занимается Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ.

– В первую очередь мы осуществляем правовую поддержку собственников, помогая им добиться качественных услуг от управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций. Активно мониторим ситуацию в сфере ЖКХ в каждом регионе страны. Итоги этого мониторинга, а также наиболее острые проблемы и вопиющие случаи нарушения прав граждан мы доводим до сведения федеральных органов власти, СМИ, что также способствует решению отдельных проблем. Подавляющее большинство руководителей региональных центров общественного контроля, из которых состоит наша сеть, входят в состав лицензионных комиссий, общественных советов при региональных министерствах ЖКХ, получая дополнительные возможности влияния на ситуацию.

Одна из ключевых тем общественного контроля – капитальный ремонт многоквартирных домов (МКД). И здесь мы выстроили тройной уровень контроля. Помогаем собственникам проанализировать сметы и перечни работ, если капитальный ремонт проходит в их доме, оценить качество проведенных работ. Представители региональных центров общественного контроля входят в состав попечительских советов Фондов капитального ремонта, контролируют отбор подрядчиков, проводят выборочные опросы среди собственников домов, в которых прошел капремонт. На федеральном уровне НП «ЖКХ-Контроль» ежегодно формирует рейтинг информационной открытости региональных операторов. Это является хорошим стимулом для регионов улучшать работу по информированию населения.

Наши представители в обязательном порядке участвуют в приемке домов по программам переселения. Нашими активистами были выявлены существенные нарушения в более чем 50 сданных домах на конец 2016 года – в Амурской, Архангельской, Астраханской, Иркутской, Ленинградской, Магаданской, Московской, Новосибирской, Оренбургской, Псковской, Томской, Свердловской областях, Пермском, Краснодарском и Красноярском краях, Республиках Коми, Марий-Эл, Бурятия, Хакасия, Чувашской Республике, Еврейской Автономной области. Мы добились, чтобы их включили в реестр «На контроле» Фонда содействия реформированию ЖКХ (который финансирует программу переселения) и добиваемся, чтобы все дефекты были устранены.

– В «ЖКХ-Контроль» хорошо налажена обратная связь с конечными потребителями услуг – простыми гражданами. С какими проблемами к вам обращаются наиболее часто?

– За прошлый год в наши региональные центры поступило более 32 тысяч обращений. «Лесенка» вопросов­-лидеров выглядит так: первое место – качество коммунальных услуг, потом по порядку – начисление платы за жилищно­-коммунальные услуги, вопросы управления МКД; неудовлетворительное состояние МКД, вопросы по организации и проведению капитального ремонта.

– Удается ли оперативно реагировать на все запросы потребителей?

– Ко многим горящим и вопиющим случаям мы привлекаем внимание федеральных телеканалов. И этого бывает достаточно. Так в ноябре жителям Подмосковья после серии репортажей телеканала Москва­-24 администрации городов оперативно отремонтировали текущие крыши и установили батареи, снятые для капитального ремонта. В Щелковском районе, который за новогодние праздники просто погряз в мусоре, после публикации обличительных текстов и фотоматериалов тоже все решилось – появились контейнеры и исчезли завалы. Вообще средства массовой информации – наш союзник. Мы и просветительскую работу через них ведем, и помощь оказываем во многом благодаря им. Ежеквартально в региональных и федеральных СМИ (включая радио и интернет-­издания) у нас выходит более тысячи оригинальных материалов.

– Насколько хорошо у вас развита региональная сеть представительств? Есть ли шансы у жителей регионов решать свои проблемы с вашей помощью?

– Наша сеть охватывает 84 субъекта. В регионах созданы наши центры на базе профильных НКО и СРО. В свою очередь они за минувший год сумели подключить заинтересованных активистов в муниципалитетах и районных центрах. Так что сеть включает уже более полутора тысяч человек. На территориях, где получилось наладить взаимодействие нашего центра и органов власти – работа поставлена на качественно более высоком уровне. Многие регионы пошли дальше контроля федеральных программ по переселению из аварийного жилья и капитального ремонта – начали разработку дополнительных проблемных тем, которыми раньше никто и нигде не занимался. Например, возврат общедомового имущества, неправомерно захваченного муниципалитетами – этот вопрос впервые поднял наш костромской центр еще 2 года назад. Теперь эта практика успешно распространилась на Ленинградскую и Калининградскую область. Проблему завышенных общедомовых начислений по электроэнергии успешно решил наш ярославский региональный центр – они добились того, что каждый дом, где были подозрительно высокие счета, разобрали буквально «до костей» и нашли в индивидуальном порядке корень зла – где-то потери, где-­то незаконные подключения извне, где­-то воровство соседей. В результате размеры платежей откорректировали и все встало на свои места. Карельский региональный центр успешно борется с некачественной холодной и горячей водой в регионе – это проблема еще советская, но с каждым годом качество ресурса становится все хуже, а цена на него все выше. В прошлом году, когда количество сероводорода в воде превысило норму в 65 раз, наш центр вынудил администрацию г. Сегежа остановить зимой ее подачу, промыть котлы вместе с системой, очистить воду. Все собственники, которые зафиксировали в актах этот факт и обратились за перерасчетом, его получили. Наш центр через региональные СМИ постоянно консультировал жителей по этому вопросу.

Шансы получить нашу помощь и решить проблемы есть всегда. Но нужно понимать, что хозяин в доме – собственник и только он принимает решение, как ему жить. Делается все это на общем собрании. Это значит, что собственник должен действовать сам – мы его грамотно консультируем, какие шаги в каком порядке нужно предпринять с юридической точки зрения. Все зависит от инициативы и энергии каждого. Если что-­то идет не так, можно обратиться к нам. Общественники подскажут, есть ли в конкретной ситуации нарушение закона и как исправить ситуацию. Ну, а действовать дальше должен сам жалобщик.

– Этой зимой регулярно происходили массовые отключения теплоснабжения из­-за сильных морозов. Вы смогли чем­-то помочь людям в рамках своей компетенции?

– Да, мы принимаем сигналы на наши «горячие линии» в регионах. Вся информация аккумулируется и оперативно направляется в соответствующие органы власти и контрольно­-надзорные службы. На особом контроле находилась ситуация в Ижевске – теплопроводящие сети там сильно изношены и в прошлом году там было особенно много прорывов. Мы помогли подключить к решению этой проблемы федеральное министерство и консультировали граждан, как добиться перерасчета за недополученную услугу и проведенные в холоде дни. Сейчас городские власти ведут работу по передаче неэффективных теплосетей в концессию. Предполагается, что это должно улучшить ситуацию. Этой зимой были выявлены случаи отключений в Московской, Ярославской, Нижегородской областях. Мы докладывали обо всех на селекторе Минстроя России, писали местным администрациям. Благодаря нашим обращениям эти вопросы начали решаться гораздо быстрее.

– Одна из самых острых тем сегодня – подготовленный Министерством юстиции законопроект, по которому можно будет изымать за долги единственное жилье. Каково Ваше отношение к таким мерам воздействия?

– Законопроект предусматривает лишать жилья не всех, а лишь тех, собственников, у которых есть лишние квадратные метры (двойная норма). Кроме того отчуждение единственного жилья должно быть обосновано – если долг не превышает 5% от кадастровой стоимости квартиры, то на нее не могут наложить взыскание. После проведения торгов собственник получает сумму не ниже минимальной (необходимой для покупки другого жилья) – ее определяет суд. Далее в течение 3 месяцев он может сам приобрести на эти деньги новую недвижимость, если этого не произошло, то органы муниципальной власти объявляют конкурс на покупку недвижимости. Если купить не удастся, то суд исковую квартиру не изымет.

Хотя лично я считаю, что вместо такой борьбы с должниками логичнее было бы просто приостанавливать им подачу услуг, если это касается долгов за ЖКУ. Сегодня, как мы знаем, ограничения возможны только в сфере электроснабжения и водоотведения. Хотя появление обязательной «единой платежки» (эту меру предлагает Минстрой, подготовивший законопроект) позволит отключать электричество за любые долги в сфере ЖКХ. Но нужно помнить, что пока продажа единственного жилья – это только инициатива, которая проходит общественное обсуждение до 12 сентября. Какой текст в итоге окажется в Думе, зависит, в том числе от нас с вами, активных граждан, которые имеют возможность его прокомментировать. Найти документ можно на сайте regulation.gov.ru .

Вообще­-то моя главная идея – люди могут остаться без собственности, но они не должны остаться без крыши над головой. Прежде чем принимать подобный закон, государство должно создать эффективную систему обеспечения жильем нуждающихся. В соответствии с действующим законодательством, это обязанность органов местного самоуправления. Но у них нет маневренного жилья и денег, чтобы его строить. Без эффективного развития арендного сектора закон принимать нельзя.

«Новости»

Кто останется на трубе

Господин министр, почему проблем в ЖКХ больше, чем решений?

«Необходимо провести огромную работу в сфере ЖКХ и в первую очередь – органам государственной власти»

Батареи просят тепла

Эксперты: В России необходимо развивать социальную аренду жилья

Комментируя положения указа, председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева привела пример Дании, где проблема обеспечения граждан жильем во многом решается за счет развития рынка доступного арендного жилья, который составляет 22% от общего рынка. Причем в арендуемом жилье предпочитают жить не только малообеспеченные граждане, но и довольно состоятельные, что всячески поощряется со стороны государства.

А те же самые малообеспеченные семьи получают субсидии от государства на оплату жилья и коммунальных услуг. Как подчеркнула Светлана Разворотнева, в результате Дания имеет один из самых высоких показателей по количеству площади жилья на человека. В среднем на каждого датчанина приходится по 52 квадратных метра комфортабельной жилой площади.
ссылка: http://www.rosbalt.ru/ business/2012/05/24/984518. html

Всероссийский молодежный образовательный форум «Селигер-2012» посетили председатель Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева и исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис

7 июля 2012 года площадку смены «Молодежь в ЖКХ» Всероссийского молодежного образовательного форума «Селигер-2012» посетили председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева и исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис. Приглашенные эксперты в сфере ЖКХ выступили на форуме с вип-лекциями, приняли участие в работе «круглого стола», а также оценили проекты, представленные участниками смены «Молодежь в ЖКХ».
ссылка: http://www.fondgkh.ru/news/ 75026.html

Член ОП РФ Светлана Разворотнева рассказала, как будет улучшена ситуация в сфере ЖКХ

На этой неделе была создана межведомственная рабочая группа по координации деятельности правоохранительных и контролирующих органов в целях обеспечения законности при использовании финансовых ресурсов в сфере ЖКХ, в которую вошла председатель комиссии ОП РФ по местному самоуправлению и ЖКХ Светлана Разворотнева.
ссылка: http://top.oprf.ru/news/6465. html

Светлана Разворотнева: «С местным самоуправлением надо разбираться на федеральном уровне»

Местное самоуправление – это школа демократии и важнейший элемент гражданского общества, уверена Светлана Разворотнева. Руководитель Центрального исполнительного комитета общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления» и член Общественной палаты РФ комментирует статью Владимира Путина в газете «Коммерсант»

«Мы часто говорим о том, что местное самоуправление у нас является не только самым нижним уровнем власти, но и важнейшим элементом гражданского общества. Такое понимание местного самоуправления проистекает из европейской хартии местного самоуправления, которую Россия ратифицировала. Там говорится, что каждый гражданин имеет право участвовать самостоятельно, под свою ответственность, в решении местных вопросов. И эта деятельность как раз и является той школой демократии, которая позволит гражданам более ответственно участвовать в управлении своей страной.
ссылка: http://rus.ruvr.ru/2012/02/07/ 65518564.html

ОП: россияне не знают, из чего складываются тарифы ЖКХ

Россияне не понимают, как формируются тарифы ЖКХ, заявила председатель комиссии Общественной палаты (ОП) по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева. Об этом свидетельствует анализ звонков на «горячую линию», сообщает ОП.
ссылка: http://www.bfm.ru/realty

Общественная Палата РФ расширяет поддержку велосипедного движения

Председатель Комиссии ОП по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева (фото внизу), сама активная велосипедистка, высказала готовность содействовать шагам в этом направлении и предложила использовать площадку ОП РФ для получения поддержки этого проекта среди региональных ОП. Она считает возможным создание комплексной экспертной группы из представителей различных ведомств, регионалов, специалистов, предпринимателей и представителей вело-сообщества для дальнейшего продвижения ФЗ. Предполагается провести в сентябре специальное заседание РГ по этому вопросу. От вело-сообщества и специалистов ожидаются конкретные предложения по продвижению ФЗ, которые будут внимательно рассмотрены на заседаниях РГ и рекомендованы к реализации.
ссылка: http://velotransunion.ru/node/ 1114

Получить субсидии на ЖКХ станет проще

Федеральная служба по тарифам предлагает изменить схему предоставления субсидий на оплату коммунальных услуг. О перспективе нововведения в студии программы «Утро России» рассказала председатель комиссии по жилищно-коммунальной политике Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева.
ссылка: http://www.vesti.ru/doc.html? id=830694

Светлана Разворотнева: «Формировать тарифы с участием потребителей»

Главная задача в сфере ЖКХ — перестать устранять последствия, а начать устранять причины, считает председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике, руководитель ЦИК ВСМС Светлана Разворотнева. Об этом она заявила в ходе пресс-конференции «Изменение тарифов ЖКХ в 2012 году. К чему готовиться россиянам?», которая состоялась 9 февраля, в Москве.
ссылка: http://vsmsomsk.ru/

О расширении полномочий местного самоуправления в Москве

До 2010 года проблемы взаимоотношения граждан с управляющими компаниями считались личным делом жильцов, - комментирует член Общественной палаты Светлана Разворотнева. - Включение органов МСУ в контроль за ремонтом и обслуживанием многоквартирных домов - большой шаг вперед.
ссылка: http://www.upravanekrasovka. ru

Регионы вступают в борьбу за эффективное ЖКХ

Глава Комиссия ОП РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева отметила, что «одной из главных проблем жилищной реформы является образование огромного класса собственников жилья».

«К сожалению, не все эти люди достаточно информированы о правах, обязанностях и способах управления собственностью. Вдобавок рынок управления жильем не регламентировался государством, появлялись сомнительные управляющие компании, собирали деньги с жильцов и исчезали. Граждане вынуждены были самостоятельно решать проблемы ремонта жилья», - заявила член Общественной палаты.
ссылка: http://www.oprf.ru/press/news/ 2012/newsitem/17823

Право на собственность

«На сегодняшний день проблема взаимодействия граждан и ТСЖ - одна из самых актуальных и острых. Мы это чувствуем по обращениям, которые поступают в Общественную палату. Государство отказалось от взаимодействия. К сожалению, это ситуация привела к тому, что стали появляться однодневные организации. Однако еще больше усугубляется ситуация из-за пассивности и неграмотности собственников квартир», - отметила член ОП Светлана Разворотнева.
ссылка:

Одна из самых проблемных сфер в нашей стране – пожалуй, ЖКХ. О несовершенствах законодательной системы и о том, как вывести нечестных коммунальщиков на чистую воду, рассказывает исполнительный директор «Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль» (г.Москва) Светлана Разворотнева.

«Слабое место – отсутствие денег»

– Светлана Викторовна, с какой целью создана организация «ЖКХ контроль», какие вопросы она решает?

– В Общественную палату всегда приходило много обращений в сфере коммунального хозяйства. Я была председателем комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению и ЖКХ. Вопросов поступало так много, что для их решения пришлось создать специальную комиссию. Но следить за благоустройством в Астрахани, находясь в Москве, согласитесь, как минимум неудобно. Это была бесперспективная затея. Однако в 2012 году, на наше счастье, подоспел 600-й указ президента, согласно которому органам власти было поручено способствовать созданию общественных организаций. И мы, размахивая этим указом, как флагом, продолжили развивать систему ЖКХ-контроля, но уже в регионах. Теперь наши центры есть во всех регионах кроме Крыма, Севастополя и Курганской области. Они занимаются развитием жилищной активности, решением проблем. В региональных центрах работают общественные приемные. Они принимают обращения граждан, реагируют на них. Все адреса есть на нашем сайте .

– Какие вопросы волнуют россиян? На что чаще всего жалуются?

– В прошлом году чаще всего люди просили разобраться в начислении платежей. В частности, много вопросов вызывала плата за общедомовые нужды. В этом году очень актуальны вопросы, связанные с капитальным ремонтом.

– Многие жильцы в принципе отказываются платить в фонд капитального ремонта. В Ярославской области, например, таких людей 27%. Будут ли наказывать неплательщиков?

– Есть общие правила законодательства: если полгода не платишь за услугу, то дело передают в суд. Дальше судебные приставы взыскивают долг. Однако в нашей стране половина судебных решений просто не исполняется. Перспективы взыскания этих долгов весьма сомнительные. Поэтому сейчас обсуждают вопрос создания единой базы неплательщиков.

Таким людям не будут выдавать кредиты. В некоторых случаях долги списывают с банковских карточек. Я убеждена, что главным мотивом к оплате должен быть не страх. Воодушевлять должна нормальная реализация программы. У нас есть примеры регионов, которые в программу капитального ремонта вступили раньше: это Татарстан, Башкортостан, Белгород. В этих городах люди видят, что идет качественный ремонт. И, как следствие, там хорошая собираемость платежей.

– Светлана Викторовна, не секрет, что многие россияне настроены к программе капитального ремонта скептически. Каково, на ваш взгляд, самое слабое место в ее реализации?

– Самое слабое место в реализации программы – отсутствие денег. Из популистских соображений многие регионы приняли достаточно низкий размер минимального взноса на капитальный ремонт. К примеру, в Питере люди платят два рубля за квадратный метр. Или в Еврейской автономной области, там три рубля. Понятно, что за эти деньги сделать ремонт невозможно. Конечно, должны доплачивать субъекты. Но у нас кризис. И потому, на мой взгляд, определенная поддержка региональных программ капитального ремонта из федерального бюджета, через Фонд содействия реформирования ЖКХ, должна осуществляться.

В кризис надо «поднимать» ЖКХ

– Какие бы поправки в законодательную базу внесли лично вы? Есть несовершенства в законодательной системе?

– Мы активно работаем и с Госдумой и Министерством ЖКХ в плане совершенствования законодательной системы. Сейчас ни одно постановление в сфере ЖКХ не выходит в свет без обсуждения с общественностью. Так, мы предложили около 50 поправок в закон о лицензировании. У нас действует рабочая группа по совершенствованию законодательства.

В данный момент очень важно определиться по ряду ключевых вопросов, чтобы развивать систему ЖКХ. К примеру, управление многоквартирными домами – это ответственность граждан? С одной стороны, говорят, что собственник должен следить за своим имуществом. С другой стороны, все больше вмешивается государство. Речь идет и о лицензировании управляющих компаний, и о том, что муниципальные органы власти диктуют тарифы на обслуживание домов. При таком подходе деятельность управляющих организаций теряет экономическую основу. Их штрафуют, наказывают, независимо от того, заплатили граждане за услугу, или нет. Надо определиться: либо мы сферу ЖКХ полностью передаем на государственное управление, и тогда субсидируем из бюджета управление части домов (к примеру, малоквартирных). Либо мы развиваем рынок и создаем условия для бизнеса.

– И какой вариант вам предпочтительнее?

– Второй вариант связан с модернизацией коммунальной структуры. Нам говорят: «Государство вкладывать не будет, привлекайте бизнес». Но бизнес выгоден только в крупных городах. В маленьких он никогда не окупится. Проект, который окупается дольше пяти лет, бизнесу неинтересен.

Государство не может устраниться от этой системы, нужен полноценный институт развития, государственный орган, который дает гарантии, помогает местным органам самоуправления работать с инвестором. Вот это самое главное решение, которое я жду. Нужна системная работа государства в этом направлении, без этого мы переживем череду катастроф. Посмотрите на наши водоканалы, они в жутком состоянии! Более-менее за счет частного бизнеса строятся котельные. А вот система водоотведения, канализация – это большая проблема. Государственная поддержка – это не собес, когда «дал деньги неизвестно на что». Должна быть система государственных кредитов, но под более низкие проценты. Но это даст такой кумулятивный эффект, в условиях спада экономики начнется стройка. Это потребление отечественных товаров, это рабочие места, это развитие регионов! Это во всех отношениях выгодный проект, который почему-то в системе антикризисных мер видеть вообще не хотят. Хотя большинство стран, успешно вышедших из кризиса, реализовывали инфраструктурные проекты. В нашем случае это ЖКХ.

Проверить счета сложно, но реально

– Светлана Викторовна, насколько часто встречаются ошибки в квитанциях ЖКХ? И реально ли проверить, верны ли расчеты, например, за отопление?

– Ошибки в квитанциях встречаются часто, это распространенная причина обращения к нам. Причина тому – запутанные методы расчета. К примеру, в доме стоит счетчик тепловой энергии. Казалось бы, вопрос решен. Но и здесь есть свои нюансы. Отопление можно считать за каждый месяц отдельно (грубо говоря, сколько натопили, столько и заплатили в этот месяц). Но в большинстве регионов, чтобы не вешать чрезмерную нагрузку на граждан в холодные месяцы, приняли решение об оплате усредненного показателя (одной двенадцатой). То есть общий объем потребления энергии делится на 12 месяцев. Это связано с перерасчетами. Такой метод очень трудно оценить. Бывает, что при плюсовой температуре тепло подают из расчета, будто на улице минус 26. В итоге люди платят больше. Я знаю, некоторые продвинутые ТСЖ пытаются следить за температурным режимом, но это, конечно, очень сложно. И сложно доказывать свою правоту. Однако в крупных городах многие жильцы судились и выигрывали суды.

Механизмы проверки расчетов есть, но они требуют активной позиции собственника. Надо проводить мониторинг температуры, устанавливать приборы учета. Есть калькуляторы, например, на сайте федеральной службы по тарифам. Есть обязанность поставщиков по коммунальным услугам раскрывать свои тарифы. Еще один путь – ставить умные счетчики, которые считают не только объем потребленного ресурса, но и его качество.

– Какое наказание понесут коммунальщики, допустившие ошибки?

– До недавнего времени при обнаружении неправильного начисления не следовало никаких действий: пересчитали – и все. Но сейчас рассматриваются поправки в жилищный кодекс, и за неправильные начисления будут взиматься штрафы. И эти штрафы пойдут не в бюджет органа власти, а на счет конкретного дома.

Досье
Светлана Викторовна Разворотнева, исполнительный директор НП «ЖКХ контроль».
Дата и место рождения: 25 марта 1968 г., Москва
Образование: Сентябрь 1985 г.-май 1990 г. – Московский Государственный Университет им. Ломоносова, факультет психологии.
Основные выборные должности: С декабря 2009 по июнь 2014 года – член Общественной палаты Российской Федерации (3 и 4 созывы), Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике. Член Экспертного Совета Правительства РФ.
2014 год – председатель Комиссии Общественной палаты Московской области по ЖКХ, капитальному ремонту и контролю за качеством работы управляющих компаний, Член Наблюдательного Совета Фонда содействия реформированию ЖКХ, Заместитель председателя Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.



Просмотров