Федеральные фонды регионального развития. Региональные фонды

Фонды регионального развития представляют собой относительно новый и в настоящее время не окончательно разработанный инструмент региональной политики. Впервые о создании фонда регионального развития (ФРР) говорится в утвержденной в 1998 г. Правительством РФ концепции реформирования межбюджетных отношений. Согласно этой концепции фонд представляет собой методологически объединенную совокупность соответствующих частей федеральных программ, региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и иных, ныне разрозненных, капиталовложений. Дальнейшее развитие идея создания ФРР получила в 2001 г. с принятием программы развития бюджетного федерализма на период до 2005 г. В соответствии с этой программой в ФРР должны быть объединены федеральные средства, направляемые субъектам Федерации на поддержку инвестиций в региональную инфраструктуру .

Особенности применения фонда:

средства фонда предоставляются в форме субсидий и используются для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов;

средства фонда могут быть источниками формирования фондов муниципального развития;

объектами финансирования являются объекты общественной инфраструктуры регионального значения.

Предполагается, что средства фонда регионального развития должны распределяться между субъектами Федерации на основе единой методики, предусматривающей конкурс инвестиционных проектов. Отбор инвестиционных проектов должен осуществляться с помощью единой системы критериев.

Общим условием получения помощи является то, что финансовая политика региона не должна противоречить действующему федеральному законодательству, а инвестиционная политика должна соответствовать направлениям проводимых федеральным правительством экономических и социальных реформ. Общим правилом является конкурс и заявительный принцип участия в нем регионов. При этом конкурс проходит в два этапа: на первом отбираются регионы, получающие допуск к участию в конкурсе проектов, на втором проводится конкурс самих проектов. Объем средств фонда определяется только по результатам конкурса проектов.

Успешно прошедшими первый этап признаются субъекты Федерации, у которых показатели соответствуют установленным критериям нуждаемости в федеральной финансовой помощи и критериям качества управления региональными финансами.

Все субъекты Федерации распределяются на пять групп в зависимости от величины их интегрального показателя развития: с уровнем выше среднего; со средним уровнем; с уровнем ниже среднего; с низким уровнем; с крайне низким уровнем. Субъекты Федерации с интегральным показателем развития ниже среднего уровня признаются нуждающимися в федеральной инвестиционной поддержке. Но для того чтобы успешно пройти первый этап отбора, эти субъекты должны быть подвергнуты мониторингу кредитоспособности и качества управления их бюджетами и получить проходную оценку эффективности их инвестиционной политики и качества управления региональными финансами, определяемую по методике Минфина России.

Регионы, прошедшие первый этап отбора, допускаются к конкурсу проектов, который проводится в рамках соответствующих групп регионов. При этом в конкурсе участвуют проекты разной отраслевой принадлежности. Основным условием допуска к конкурсу проектов является включение этих проектов в комплексную региональную программу социально-экономического развития.

Для каждого региона, допущенного к конкурсу проектов, определяется максимально возможный объем получаемой им финансовой помощи.

Конкурс проектов проводит конкурсная комиссия Минэкономразвития России, в которую включаются представители Минфина России и субъектов Федерации.

В настоящее время финансовая помощь регионам из федерального бюджета предоставляется из следующих фондов:

· Фонда финансовой поддержки субъектов РФ;

· Фонда компенсаций;

· Фонда софинансирования социальных расходов;

· Фонда регионального развития;

Фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР) создается и распределяется с целью выравнивания возможностей консолидированных бюджетов регионов финансировать закрепленные за ними социально значимые расходы, а также создания стимулов для развития собственной налоговой базы и оптимизации бюджетных расходов на региональном и местном уровнях.

Средства фонда (трансферты) распределяются на основе сопоставления бюджетной обеспеченности субъектов РФ, измеренной величиной приведенных к сопоставимым условиям удельных (в расчете на душу населения) валовых налоговых ресурсов.

Распределение трансфертов проводится в два этапа, исходя из необходимости создания стимулов для развития собственной налоговой базы региона (первый этап) и поддержания минимального гарантированного уровня бюджетной обеспеченности (второй этап).

Фонд компенсаций , созданный в 2001 году, формируется и распределяется с целью обеспечения равных возможностей финансирования из консолидированных бюджетов регионов расходов на реализацию социальных федеральных законов «О государственных пособиях граждан, имеющих детей», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Формирование в составе федерального бюджета Фонда компенсаций означает использование новой схемы целевого финансирования этих законов. Распределение субвенций фонда между всеми без исключения регионами, вне зависимости от уровня их бюджетной обеспеченности, пропорционально численности соответствующих категорий населения.

Фонд софинансирования социальных расходов (ФССР) создан в 2002 г. для стимулирования субъектов федерации поддерживать на определенном уровне предоставление (финансирование) основных общественных услуг.

Средства (субсидии) Фонда должны распределяться между всеми без исключения регионами для долевого финансирования (частичного возмещения) приоритетных социально-значимых расходов (прежде всего, на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение, социальную помощь населению) при соблюдении определенных условий.

Финансовая помощь регионам на поддержку инвестиций в региональную инфраструктуру сосредоточена в рамках Фонда регионального развития (ФРР) . Сущность Фонда – объединить средства распыленные по многочисленным федеральным и региональным инвестиционным программам и предназначенные для финансирования социальной инфраструктуры, а также объектов производственной инфраструктуры, необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством РФ. Его цель – предоставление (на конкурсной основе) инвестиционных субсидий на развитие региональной производственной и социальной инфраструктуры.


Общими принципами распределения субсидий Фонда являются:

· целевая поддержка капитальных вложений в общественную инфраструктуру;

· софинансирование капитальных вложений из бюджетов субъектов РФ (обратно пропорционально уровню бюджетной обеспеченности);

· определение долгосрочных квот субъектов федерации на основе формализованной методики и объективных критериев;

· соблюдение регионами федеральных стандартов инвестиционного процесса.

Обязательным условием для получения финансовых средств ФРР является разработка органами власти регионов плана инвестиционной деятельности по развитию социальной инфраструктуры на территории субъекта РФ.

Выделение средств из федерального бюджета осуществляется пропорционально расходам на реализацию проекта (программы) из бюджетов регионов и других источников финансирования. В противном случае выделение средств из федерального бюджета запрещено.

Проект федерального закона

"Об основах государственной региональной политики,

порядке ее разработки и реализации"

Настоящий Федеральный закон устанавливает цели и содержание государственной региональной политики, определяет компетенцию и регламентирует действия и правоотношения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере организации разработки и реализации государственной региональной политики в Российской Федерации (далее - государственной региональной политики).

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Нормативная правовая база формирования государственной региональной политики Российской Федерации

Нормативной правовой основой формирования региональной политики Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы по установленным в настоящем федеральном законе предметам государственной региональной политики. В соответствии с федеральными законами по предметам государственной региональной политики органы власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы субъектов Российской Федерации. Иные нормативные правовые акты по предметам государственной региональной политики могут приниматься только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Государственная региональная политика - самостоятельное направление государственной политики по регулированию регионального развития в соответствии с федеральными приоритетами.

Региональное развитие - режим функционирования региональной системы, ориентированный на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым и сбалансированным воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов региона.

Регулирование регионального развития - специально организуемые системные действия общегосударственного, регионального и местного масштаба но обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования региональных систем, направленного на улучшение качества и повышение уровня жизни населения.

Объект государственной региональной политики - регион, в отношении которого осуществляется установленная настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами государственная региональная политика.

Регион - определенная часть социального, природного, экономического, инфраструктурного, культурно-исторического и собственно пространственного потенциалов государства, которая находится в юрисдикции органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Приоритеты государственной региональной политики - научно обоснованные, наиболее значимые и определяемые стратегическими задачами внутренней и внешней политики государства направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по совершенствованию региональных отношений.

Федеральная целевая программа регионального развития - взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленных на решение проблем развития инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциалов региона и обеспеченный финансовыми и иными материальными средствами Российской Федерации.

Региональный мониторинг - постоянно действующая система учета, сбора, анализа и распространения информации, используемой для обоснования приоритетов, определения задач, выявления конфликтов, сдерживающих факторов реализации государственной региональной политики.

Статья 3. Предмет настоящего Федерального закона

Предметом настоящего Федерального закона являются правоотношения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, возникающих по поводу организации разработки и реализации государственной региональной политики.

Статья 4. Цель и задачи государственной региональной политики

Государственная региональная политика имеет своей целью:

Реализацию конституционно установленных принципов федеративных отношений в Российской Федерации, и обеспечение целостности и неразрывности России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.

К задачам государственной региональной политики относятся:

Формирование единого экономического, социального и правового пространства на всей территории Российской Федерации, с учетом интересов и приоритетов регионального развития;

Создание условий для обеспечения самодостаточного, сбалансированного и устойчивого экономического и социального развития каждого региона;

Создание условий для обеспечения равного качества жизни в различных регионах Российской Федерации.

Статья 5. Содержание государственной региональной политики

Содержание государственной региональной политики определяется в соответствии с целью и задачами государственной региональной политики, установленными в статье 4 настоящего закона, предметом ведения Российской Федерации и предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закрепленными в статье 71 и 72 Конституции Российской Федерации.

Статья 6. Участники разработки и реализации государственной региональной политики

Участниками разработки и реализации государственной региональной политики являются:

Президент Российской Федерации и его полномочные представители в федеральных округах;

Органы законодательной (представительной) власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

Органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

Органы местного самоуправления;

Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации;

Федеральные фонды регионального развития.

По усмотрению государственных органов, обеспечивающих реализацию государственной региональной политики, к разработке государственной региональной политики могут привлекаться иные заинтересованные органы, организации и граждане.

Статья 7. Участие органов местного самоуправления в разработке и реализации государственной региональной политики

При разработке и реализации государственной региональной политики учитываются интересы соответствующих органов местного самоуправления и обеспечивается их участие в ее осуществлении.

Порядок и формы участия органов местного самоуправления в разработке и реализации государственной региональной политики определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Глава 2. Организация разработки государственной региональной политики в Российской Федерации

Статья 8. Базисные условия разработки государственной региональной политики в Российской Федерации

Базисными условиями разработки государственной региональной политики в Российской Федерации являются:

концепция и долгосрочные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, разработанные в исполнение требований Федерального закона "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 года N 159-ФЗ;

Социальные и макроэкономические показатели развития субъектов Российской Федерации;

Финансово-экономические обоснования развития регионов на трех-пятилетний срок;

План развития государственного и муниципального сектора социальной сферы и экономики региона;

Социально-демографическая статистика;

Данные о реализации федеральных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации за три года, предшествующих разработке государственной региональной политики;

иные сведения, необходимые для разработки государственной региональной политики.

Статья 9. Руководство и координация разработки государственной региональной политики

Организацию разработки государственной региональной политики осуществляет Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации определяет функции федерального органа исполнительной власти, координирующего действия всех других федеральных органов исполнительной власти в части разработки государственной региональной политики.

Статья 10. Полномочия федерального органа по координации разработки государственной региональной политики

Федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации осуществляет координацию и методическое руководство деятельности федеральных министерств и ведомств, а также исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации по разработке государственной региональной политики Российской Федерации и подготавливает проект государственного доклада о реализации государственной региональной политики.

Федеральный орган исполнительной власти по координации разработки государственной региональной политики Российской Федерации вправе:

Запрашивать у министерств и ведомств Российской Федерации, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления информацию, необходимую для разработки государственной региональной политики и сведения (отчеты) о результатах ее проведения за определенный период;

Проводить анализ состояния выполнения федеральных целевых программ государственной региональной политики на местах, проверять по поручению Правительства Российской Федерации деятельность федеральных фондов регионального развития и выдавать им обязательные предписания, направленные на повышение эффективности реализации федеральных целевых программ.

Статья 11. Государственный доклад о реализации государственной региональной политики

Правительство Российской Федерации ежегодно рассматривает проект государственного доклада о реализации государственной региональной политики и утверждает указанный доклад.

В указанном государственном докладе представляется фактическая, аналитическая и прогнозная информация:

о состоянии и перспективах развития федеративных отношений в Российской Федерации;

о состоянии и перспективах развития отдельных субъектов Российской Федерации;

о состоянии и перспективах развития местного самоуправления в Российской Федерации;

об эффективности и результативности государственной региональной политики и о задачах Правительства Российской Федерации по реализации этой политики на следующий год.

Указанный доклад Правительства Российской Федерации вносится в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в дополнение к документам и материалам, предусмотренным статьей 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Материалы доклада Правительства Российской Федерации о реализации государственной региональной политики служат основанием для внесения Государственной Думой изменений и дополнений в федеральные целевые программы регионального развития.

Статья 12. Орган координации разработки государственной региональной политики в субъекте Российской Федерации

Орган координации разработки предложений по формированию государственной региональной политики в субъекте Российской Федерации определяет высшее должностное лицо соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 13. Полномочия органа по координации разработки государственной региональной политики субъекта Российской Федерации

Орган по координации разработки государственной региональной политики субъекта Российской Федерации:

По согласованию федеральным органом исполнительной власти, координирующим действия всех других федеральных органов исполнительной власти в части разработки государственной региональной политики изучает ход выполнения федеральных целевых программ и эффективность участия в их реализации органов и организаций соответствующих субъектов Российской Федерации;

Запрашивает у исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и других органов и организаций необходимую информацию для подготовки и обоснования предложений по формированию государственной региональной политики и направляет их в федеральный орган исполнительной власти, координирующий действия всех других федеральных органов исполнительной власти в части разработки государственной региональной политики;

Взаимодействует с иными федеральными органами исполнительной власти, федеральными фондами регионального развития, ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в сфере разработки и реализации государственной региональной политики. Органы и организации, к которым обратился федеральный орган координации разработки государственной региональной политики Российской Федерации и орган по координации разработки государственной региональной политики субъекта Российской обязаны в месячный срок направить в их адрес соответствующую информацию.

Статья 14. Финансирование разработки государственной региональной политики

Финансирование разработки государственной региональной политики и программ содействия ее проведения в конкретных субъектах Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статья 15. Особенности содержания государственной региональной политики в депрессивных регионах

При формировании федеральных целевых программ государственной региональной политики в депрессивных регионах, наряду с основными направлениями государственной региональной политики, выделяются дополнительные направления государственной региональной политики, определяющие конкретные меры вывода этих регионов из депрессивного состояния. В эти программы включается раздел о выделении соответствующему субъекту Российской Федерации федеральных субвенций, бюджетных ссуд на длительный период, иных финансовых заимствований, а также источники их погашения.

Статья 16. Сроки проведения государственной региональной политики

Государственная региональная политика оформляется в виде среднесрочных (три-пять лет) федеральных целевых программ.

По депрессивным территориям федеральные целевые программы государственной региональной политики составляются на период, необходимый для вывода этих территорий из депрессивного состояния.

Статья 17. Требования к федеральной целевой программе регионального развития

Федеральная целевая программа регионального развития должна включать:

Порядок информационного обеспечения разработки и реализации государственной региональной политики;

Порядок разработки прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

Порядок разработки и реализации федеральных программ в сфере экономического, социального, природно-ресурсного, экологического и культурного развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

Порядок распределения расходов и доходов между федеральным бюджетом Российской Федерации, бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетами муниципальных образований;

Порядок распределения расходов и доходов государственных внебюджетных фондов между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;

Порядок финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам муниципальных образований за счет средств федерального бюджета Российской Федерации;

Порядок деятельности федеральных фондов регионального развития;

Порядок межрегиональной интеграции совместно с ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации;

Механизм содействия развитию внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

Порядок государственной поддержки депрессивных территорий в границах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

Порядок защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

Порядок установления и введение на отдельных территориях особых режимов их функционирования (сложно-построенные субъекты Российской Федерации, закрытые административно-территориальные образования, свободные экономические зоны, зоны чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий, особо охраняемые природные территории).

Статья 18. Порядок утверждения федеральных целевых программ государственной региональной политики

Проекты федеральных целевых программ государственной региональной политики подготавливаются федеральным органом исполнительной власти, координирующим действия всех других федеральных органов исполнительной власти в части разработки государственной региональной политики, и представляются для одобрения Правительству Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации одобренные проекты федеральных целевых программ государственной региональной политики вносит в Государственную Думу, которая рассматривает их в порядке, установленном для рассмотрения и принятия федеральных законов. Одновременно в Государственную Думу вносятся технико-экономическое и финансовое обоснование необходимости утверждения соответствующей федеральной целевой программы и ожидаемые социально-экономическое, экологические и иные результаты ее реализации.

Федеральные законы об утверждении федеральных целевых программ государственной региональной политики подписываются и обнародуются в порядке, установленном статьей 107 Конституции Российской Федерации.

Глава 3. Реализация государственной региональной политики

Статья 19. Порядок реализации государственной региональной политики

Государственная региональная политика реализуется путем организации согласованных действий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными целевыми программами, утвержденными соответствующими федеральными законами. Такие законы могут приниматься:

По инициативе Правительства Российской Федерации;

По инициативе полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе;

По инициативе законодательных и исполнительных органов государственной власти субъекта (группы субъектов) Российской Федерации, поддержанной полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе;

По инициативе ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, поддержанной полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе;

По инициативе представительных и исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования (группы муниципальных образований), поддержанной органами государственной власти субъекта (группы субъектов) Российской Федерации, а также полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе.

Свои инициативы по данному вопросу полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе, ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, представительные и исполнительные органы местного самоуправления муниципального образования (группы муниципальных образований) реализуют через законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 20. Федеральные фонды регионального развития

В соответствии с гражданским законодательством Правительство Российской Федерации образует федеральные фонды регионального развития - некоммерческие организации, предназначенные для проведения в жизнь федеральных целевых программ государственной региональной политики в соответствующих регионах Российской Федерации.

Порядок учреждения федеральных фондов регионального развития определяется Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст.7 ).

Правовой статус и состав попечительского совета каждого федерального фонда регионального развития утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, координирующего действия всех других федеральных органов исполнительной власти в части разработки государственной региональной политики и согласованию с соответствующим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В своей деятельности федеральные фонды регионального развития активно сотрудничают с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и Ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации.

Федеральные фонды регионального развития вправе выступать гарантами кредитов, получаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 21. Региональные фонды содействия реализации федеральных целевых программ

Исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе учреждать региональные фонды содействия реализации федеральных целевых программ. В качестве соучредителей таких фондов могут выступать федеральные фонды регионального развития.

Статья 22. Финансовое обеспечение государственной региональной политики

Финансовое обеспечение государственной региональной политики осуществляется из федерального бюджета и финансовых средств, полученных от предпринимательской деятельности федеральных фондов регионального развития и фондов содействия реализации федеральных целевых программ.

При разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Правительство Российской Федерации включает в него специальный раздел "Государственная региональная политика", содержащий показатели финансирования федеральных целевых программ государственной региональной политики на очередной финансовый год, который составляется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

После принятия федерального бюджета на очередной финансовый год расходование соответствующих финансовых средств, выделенных на реализацию государственной региональной политики осуществляется соответствующими федеральными фондами регионального развития.

Статья 23. Отчетность о реализации государственной региональной политики

Федеральные фонды регионального развития ежегодно, не позднее 1 февраля нового финансового года представляют Правительству Российской Федерации (федеральному органу исполнительной власти, координирующему действия всех других федеральных органов исполнительной власти в части разработки государственной региональной политики) отчеты о ходе выполнения соответствующих федеральных целевых программ государственной региональной политики и согласованные с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации предложения по корректировке этих программ.

Правительство Российской Федерации ежегодно, не позднее 10 февраля нового финансового года, представляет Президенту Российской Федерации материалы о ходе реализации государственной региональной политики.

Президент Российской Федерации в своем ежегодном послании о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства Федеральному Собранию Российской Федерации выделяет специальный раздел о государственной региональной политике.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 10 марта информирует законодательный (представительный) орган государственной власти об участии исполнительных органов государственной власти соответствующего субъекта в реализации федеральной целевой программы государственной региональной политики по конкретному региону.

Глава 4. Информационное обеспечение государственной региональной политики

Статья 24. Государственная система регионального мониторинга

В Российской Федерации формируется и действует государственный мониторинг социально-экономической, национально-этнической и политической ситуации в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (далее - региональный мониторинг).

Региональный мониторинг представляет собой постоянно действующую систему учета, сбора, анализа и обобщения информации, используемой для обоснования приоритетов, определения задач и выбора механизмов государственной региональной политики, а также для оценки результативности и эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной региональной политики.

Статья 25. Задачи регионального мониторинга

Региональный мониторинг должен обеспечить информационно-аналитическую базу для:

Обоснования приоритетов, определения задач и выбора механизмов реализации государственной региональной политики;

Прогнозирования и анализа кризисных региональных ситуаций и региональных конфликтов;

Оценки результативности деятельности федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной региональной политики;

Обоснования с учетом остроты и общефедерального значения конкретных региональных ситуаций мер государственной поддержки отдельных территорий с использованием в этих целях федеральных целевых программ решения проблем регионального развития, особых организационно-правовых режимов на отдельных территориях (в том числе приграничных), механизмов дополнительной поддержки депрессивных территорий, межбюджетных отношений и содействия межрегиональной интеграции;

Разработки системы прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и федеральных округов;

Подготовки ежегодных государственных докладов о региональной социально-экономической, национально-этнической и политической ситуации и о приоритетах государственной региональной политики в Российской Федерации.

Статья 26. Содержание регионального мониторинга

Региональный мониторинг включает деятельность по учету, сбору, анализу и обобщению информации правового, экономического, социального (в том числе, демографического и этно-национального) и политического характера на уровне федеральных округов, экономических районов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Органы, осуществляющие региональный мониторинг обязаны обеспечить:

Методическое сопровождение учета, сбора, анализа и распространения информации, необходимой для реализации задач регионального мониторинга;

Внесение в Федеральные программы статистических работ дополнений и изменений в части сбора и обработки необходимой статистической информации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

Развитие существующих и организация новых баз данных по вопросам правового, экономического, финансового и социального характера;

Обеспечение методической и технической совместимости этих баз данных в рамках единой информационной системы "Региональный мониторинг";

Координация системы регионального мониторинга с другими системами государственного мониторинга, а также с ведомственными системами мониторинга и соответствующими базами данных;

Организация мониторинга материалов, характеризующих региональные ситуации и распространяемых через средства массовой информации федерального, регионального и местного уровней;

Организация анализа данных регионального мониторинга, составления целевых информационно-аналитических материалов для органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Обеспечение гласности и общедоступности первичной информации и информационно-аналитических материалов системы регионального мониторинга.

Статья 27. Организация регионального мониторинга

Организация работ по формированию системы регионального мониторинга возлагается на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации. По представлению этого федерального органа исполнительной власти Правительство Российской Федерации утверждает порядок проведения государственного регионального мониторинга.

В этом порядке должны быть отражены:

Согласованное по срокам и содержанию распределение заданий между исполнительными органами государственной власти;

Виды и исполнители работ;

Объем и содержание необходимой информации для составления федеральных целевых программ регионального развития;

Перечень и содержание аналитических материалов;

Формы представления и распространения информации и аналитических материалов;

Мера ответственности и контроля за ходом выполнения работ по региональному мониторингу.

Статья 28. Контроль за реализацией государственной региональной политики

Контроль за реализацией государственной региональной политики осуществляется Президентом Российской Федерации и его представителями в субъектах Российской Федерации.

Контроль за расходованием средств федерального бюджета, выделяемых на федеральные целевые программы государственной региональной политики осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 29. О приведении в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Предложить органам законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять законы и иные нормативные правовые акты о содействии в реализации государственной региональной политики в соответствующих субъектах Российской Федерации.

Статья 30. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Инвестиционный фонд Российской Федерации

Инвестиционный фонд Российской Федера­ции – это государственный финансовый фонд, направленный на софинансирование инвестици­онных проектов. Он был создан в ноябре 2005 г. как инструмент государственной инвестицион­ной политики для активизации структурных преобразований в экономике России. Министерство регионального развития России ответственно за управление этим фондом с 2007 г. (до этого вре­мени фонд был в ведении Министерства экономического развития и торговли).

Экспертиза проектов состоит из трех основ­ных этапов: рассмотрение инвестиционным ко­митетом, правительственным комитетом и ут­верждение на заседании правительства. Для получения средств из Инвестиционного фонда РФ предусмотрены следующие базовые ограниче­ния: правительство, как предполагается, финан­сирует бизнес-проекты с бюджетом, превышаю­щим 5 млрд руб., на период до пяти лет; частный инвестор должен финансировать не менее чем 25% от стоимости проекта, рентабельность про­ела должна быть в пределах 4-11%. Не менее чем 45% ресурсов Инвестиционного фонда направляется на финансирование проектов, связан­ных с развитием логистической инфраструктуры. Государственная поддержка инвестиционных проектов из Инвестиционного фонда может вы­ряжаться в следующих основных формах:

1) прямое финансирование проектов;

2) участие в акционерном капитале компании, которая будет заниматься проектом;

3) система государственных гарантий, которая будет отличаться от действующих гарантий, обеспечиваемых Министерством финансов РФ;

4) субсидии государственной компании «Автодор» (проектирование автомобильных дорог, строительство, техническое обслуживание и мо­дернизация);

5) субсидии на капитальное строительство объектов региональной и муниципальной соб­ственности (строительство и реконструкция).

Пример прямого софинансирования – про­ект многофункционального грузового морского комплекса «Бронка». Ожидаемое финансирова­ние проекта из Инвестиционного фонда РФ соста­вит 15,2-1 5,9 млрд руб. (общая стоимость проек­та – 58,9-59,6 млрд руб.). Средства Инвестицион­ного фонда будут использованы для финансиро­вания строительства канала к порту Бронка, под­готовки шунтирования акватории и создания на­вигационного оборудования. Без поддержки Инвестиционного фонда проект был бы непри­влекательным для потенциальных инвесторов в связи с отрицательной чистой приведенной стои­мостью (NPV= -3500000000 руб.) и очень боль­шим сроком окупаемости – более 30 лет.

Также в качестве примера можно рассмотреть проект речного порта Дмитров – 4,95 млрд руб. из Инвестиционного фонда РФ (45% от общего бюджета проекта). Средства используются для финансирования строительства грузового прича­ла, укреплений, портовых зон, создания линий связи, строительства дорог, а также железнодо­рожной ветки. Ожидаемый срок окупаемости – около 10 лет.



Средства Инвестиционного фонда РФзадей-ствовались и в проекте «Усть-Луга» (строитель­ство универсального морского торгового порта Усть-Луга). Общий объем финансирования из Ин­вестиционного фонда и федерального бюджета составил около 27,4 млрд руб. Эти ресурсы были использованы для строительства каналов досту­па, подготовки маневровой акватории, создания морских систем безопасности и пр.

1. Региональные инвестиционные фонды. Их средства предназначены для финансирования региональных инициатив, касающихся объектов логистической инфраструктуры, с помощью средств федерального бюджета. Этот инструмент государственной поддержки был разработан Министерством регионального развития России со ссылкой на инструкцию, предусмотренную Постановлением Правительства №1189 от 31 декабря 2009 г. , и направлен на повышение использо­вания механизмов государственно-частного пар­тнерства (ГЧП) на региональном уровне. 30 октя­бря 2010 г. Правительство утвердило «Правила распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение» (Постановление Правитель­ства РФ №880) . Правила вступили в силу с 1 января 2013 г. Порядок создания региональных ин­вестиционных фондов определяется региональным законодательством.

Субсидии из Инвестиционного фонда России региональным инвестиционным фондам представляются:

· для реализации проектов в соответствии с концессионными соглашениями;

· в случае если хотя бы один инвестиционный проект (ГЧП) был профинансирован из регионального инвестиционного фонда без получения суб­сидий из Федерального инвестиционного фонда;

· при софинансировании проектов, финанси­руемых региональным инвестиционным фондом и/или местным бюджетом, а также частными ин­весторами.

2. Региональные дорожные фонды. Данные фонды начали работу с 1 января 2012 г. в соответ­ствии с Федеральным законом №68-ФЗ от 6 апре­ля 2011 г. Основной целью их создания явля­ется предоставление финансирования для проек­тирования дорог, их строительства, модерниза­ции, обслуживания, эксплуатации. Общий объем средств, запланированных на эти цели в 2012 г., составил 388,2 млрд руб. (без учета данных по Москве и Санкт-Петербургу).

Основные источники формирования и пополне­ния региональных дорожных фондов следующие:

· поступающие в региональные бюджеты ак­цизы на моторные масла, которые производятся на территории России (77% от общего объема фондов в 2012 г., 72% – в 2013 г.);

· транспортный налог;

· иные поступления, которые определяются бюджетным законодательством РФ.

3. Фонды Европейского союза и международ­ных финансовых институтов. Эти источники недостаточно широко используются в России. Некото­рые крупномасштабные проекты развития логистической инфраструктуры, как ожидается, будут частично финансироваться за счет кредитов, пре­доставленных ЕБРР.

4. Частные инвестиции. Основными источни­ками частных инвестиций для проектов, направ­ленных на развитие логистической инфраструк­туры, являются национальные коммерческие банки, такие как Сбербанк, Внешторгбанк, Внеш­экономбанк, Проминвестбанк и т.д.

Некоторые проекты инициируются и финанси­руются профессиональными разработчиками и девелоперами. В области развития складских поме­щений это такие компании, как «Raven Россия», «Ев­разия Логистик», «Международное логистическое партнерство», PNK Group, «Эспро Девелопмент», «Евросиб» и т.д. Сравнительно небольшие объемы финансирования приходятся на иностранных част­ных инвесторов. Например, компания Gulftainer Global Logistics из ОАЭ участвовала в покупке доли некоторых портовых мощностей в Усть-Луге и инве­стировала приблизительно €192 млн в их развитие.

Значительный объем инвестиций в логистиче­скую инфраструктуру идет от естественных моно­полий, таких как Газпром и Роснефть, или круп­ных корпораций, таких как НЛМК или Новатэк - крупнейший в России независимый производи­тель природного газа. Минерально-химическая компания «ЕвроХим» инвестировала значитель­ные средства в инфраструктуру порта Усть-Луга, а именно в создание терминала минеральных удобрений. Строительство угольного терминала в порту Усть-Луга было профинансировано ОАО «Кузбассразрезуголь» – одним из крупнейших угледобывающих предприятий в России.

Металлургическая группа «НЛМК» является ос­новным инвестором в такие транспортно-логисти-ческие объекты, как «Морской порт Санкт-Петер­бург», многопрофильный перегрузочный ком­плекс «Усть-Луга», морские порты Туапсе и Таган­рога; кроме того, группа вкладывала средства в приволжские, северо-западные и западные судо­ходные компании, а также в ряд судостроитель­ных и логистических предприятий. Логистическая инфраструктура на севере России активно разви­вается за счет инвестиций горно-металлургиче­ского холдинга «Норильский никель». Предприя­тие, в частности, инвестирует в развитие перегру­зочного терминала в порту Мурманска (общий объем финансирования составляет около 996 млн руб.), а также в строительство терминала для хра­нения топлива в Архангельске (объемы хране­ния – до 50 тыс. м3 нефтепродуктов). Стоимость инвестиционного проекта составила 790 млн руб.

5. Прочие фонды. Существует несколько госу­дарственно-частных фондов прямых инвестиций, которые могут быть задействованы в целях финансирования проектов логистической инфра­структуры.

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) был основан Правительством России в июне 2011 г. для инвестирования в деятельность веду­щих компаний из самых быстрорастущих и наи­более перспективных отраслей экономики. Сре­ди этих секторов базовые отрасли модернизации, втом числе транспорт и логистика. Управляющая компания фонда является на 100% дочерней ком­панией Внешэкономбанка. Фонд оборотных средств, гарантированных Правительством Рос­сии, составляет $10 млрд. РФПИ планирует при­влечь институциональных инвесторов со всего мира (фондов прямых инвестиций, суверенных фондов) на условиях совместного финансирова­ния национальной экономики. Для того чтобы стать партнером РФПИ, компания должна иметь рыночную стоимость или годовой доход более $1 млрд. РФПИ может инвестировать $50-500 в акционерный капитал выбранной компании, но его доля не должна превышать 50% от общего бюджета проекта. Ожидаемый период инвестиро­вания РФПИ составляет пять-семь лет. По истече­нии данного срока фонд выйдет из проекта путем организации первичного размещения акций или продажи своих акций стратегическому инвестору.

Другой государственно-частный фонд прямых инвестиций в инфраструктурные проекты нахо­дится в ведении управляющей компании, которая была основана инвестиционным подразделением государственной корпорации «Ростехнологии», «ПромИнвест» и Gulftainer Global Logistics. Фонд ориентирован на инвестиции в объекты порто­вых и логистических центров, объем оборотных средств равен 500 млн руб.

Федеральный фонд софинансирования социальных расходов (ФССР)

Его цель – частично субсидировать расходы бюджетов субъектов РФ посредством:

  • осуществления мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла;
  • выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей;
  • обеспечения социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;
  • предоставления гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Распределение средств фонда производится исходя из численности соответствующих категорий граждан с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ после распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Федеральный фонд регионального развития (ФФРР)

Этот фонд функционирует с 2006 г. в составе федерального бюджета с целью оказания финансовой помощи регионам, инвестирующим в социальную и производственную инфраструктуру. Доля федерального бюджета в софинансировании расходов территорий не должна превышать половины совокупного объема средств. Распределение ресурсов и отбор инвестиционных проектов проводятся на конкурсной основе с использованием формализованных подходов и с учетом инвестиционной привлекательности регионов.

Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРФ)

Этот фонд, созданный в 2005 г., ставит целью субсидировать субъектов РФ и муниципальных образований, отобранных на конкурсной основе. Получателями средств из фонда являются преимущественно бездотационные регионы.

Обязательным условием получения средств из фонда является представление Программы реформирования региональных (муниципальных) финансов. За 2005–2009 гг. были субсидированы программы в 43 регионах и 22 муниципальных образованиях. В соответствии с этими программами из фонда софинансируются такие направления, как методическая помощь территориям в управлении финансами, включая финансовое планирование и отчетность, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (БОР); обучение кадров финансовых органов в регионах; разработка системы учета стоимости государственных и муниципальных услуг; погашение и обслуживание долговых обязательств; развитие социальной инфраструктуры; повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества.

В систему межбюджетных отношений входит поддержка закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО ).

ЗАТО – это городской округ, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

В 22 субъектах РФ функционирует 42 ЗАТО общей численностью населения 1,3 млн чел. Деятельность особо важных предприятий на их территории обусловливает необходимость компенсации из федерального бюджета расходов, связанных с режимом их безопасного функционирования. С 2006 г. бюджеты ЗАТО включены в единую систему бюджетов субъектов РФ с распространением на них механизмов межбюджетного регулирования, предусмотренных для муниципальных образований, имеющих статус городского округа. ЗАТО – высокодотационные образования: межбюджетные трансферты занимают в среднем 55% в структуре собственных доходов их бюджетов. Это позволяет сохранять повышенную бюджетную обеспеченность населения ЗАТО – в 1,4 раза выше, чем в среднем в муниципальных образованиях.

Взаимоотношениями федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ не исчерпываются межбюджетные отношения. Из бюджетов субъектов РФ на таких же принципах оказывается финансовая помощь местным бюджетам. Например, из бюджетов субъектов Федерации выделяются дотации из региональных фондов финансовой поддержки поселений, из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов, иные дотации и субсидии, а также бюджетные кредиты и субвенции. Субвенции, как правило, компенсируют расходы по делегированным полномочиям, не обеспеченные доходами местных бюджетов, точно так же, как федеральный бюджет компенсирует не обеспеченные полномочия субъектов Федерации.

В свою очередь, из бюджетов муниципальных районов финансовая помощь может транслироваться вниз – напрямую бюджетам городских и сельских поселений либо в виде субвенций в региональные фонды финансовой поддержки поселений и региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

Таким образом, межбюджетные трансферты направлены сверху вниз по всем уровням бюджетной системы. Обратное движение средств происходит лишь при погашении регионального и муниципального долга перед федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъекта РФ.

Так устроена современная система межбюджетного урегулирования.

Тем не менее полностью устранить бюджетное неравенство не удается.



Просмотров