Возникновение и прекращение юридических лиц - Гражданское право. Лекции

Юридическим лицом в соответствии со статьей 48 ГК РФ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Признаки юридического лица:

организационное единство;

имущественная обособленность (экономический признак);

способность выступать в гражданско-правовом обороте от своего имени (материально-правовой признак);

способность быть истцом и ответчиком в суде (процессуально-правовой признак).

Юридическое лицо приобретает гражданские права и обязанности через свои органы, структура и компетенция которых определены в учредительных документах.

Юридическое лицо вправе создавать вне места своего нахождения представительства и филиалы, не являющиеся самостоятельными юридическими лицами, руководители которых действуют на основании доверенности и в соответствии с учредительными документами юридического лица.

Возникновение юридического лица состоит из двух стадий: принятие решения о его создании и составление учредительных документов; государственная регистрация юридического лица, с момента которой оно считается созданным (ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, в ред. ФЗ РФ от 23.12.2003 N 185-ФЗ). Для некоторых организаций законом предусмотрен иной порядок государственной регистрации. Например, для банков в соответствии с ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1, в ред. от 08.07.1999 № 144-ФЗ.

Основания прекращения деятельности юридических лиц:

добровольное, т.е. прекращение по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (в определенных случаях с разрешения компетентного государственного органа);

распорядительное: -

по решению компетентного государственного органа; -

по решению суда.

Виды прекращения юридического лица: 1.

Реорганизация - прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другому юридическому лицу (ранее существовавшему или вновь созданному).

Виды реорганизации юридических лиц: 1)

слияние - возникновение вместо нескольких старых юридических лиц одного нового; 2)

присоединение - вливание одного юридического лица в другое; 3)

разделение - возникновение вместо одного старого юридического лица нескольких новых; 4)

выделение - выделение нового юридического лица без прекращения старого; 5)

преобразование - изменение организационно-правовой формы юридического лица. 2.

Ликвидация - полное прекращение юридического лица без перехода к кому-либо его прав и обязанностей. Юридическое лицо считается прекращенным с момента государственной регистрации его ликвидации или реорганизации. Этому предшествует длительный подготовительный переход, который обязательно включает учет имущества юридического лица, уведомление кредиторов и удовлетворение их интересов.

Виды ликвидации юридического лица: 1)

с распределением оставшегося имущества между учредителями (участниками) юридического лица (ликвидация хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов); 2)

с передачей оставшегося имущества собственнику (унитарные предприятия и финансируемые собственником учреждения); 3)

с передачей оставшегося имущества на цели, определенные в учредительных документах юридического лица (общественные и религиозные объединения, фонды).

Гарантии прав кредиторов при прекращении юридического лица: 1.

Обязательное уведомление кредиторов. 2.

Право кредиторов требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств с возмещением вызванных этим убытков. 3.

Солидарная ответственность вновь образованных юридических лиц по обязательствам реорганизованного юридического лица, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника.

Если юридическое лицо не в состоянии удовлетворить требования всех кредиторов, то оно может быть объявлено банкротом, что влечет его ликвидацию. Решение о признании банкротом может быть принято судом или самим юридическим лицом совместно с его кредиторами.

Банкротом может быть объявлена любая коммерческая организация (кроме казенного предприятия), а также потребительский кооператив и благотворительный или иной фонд (ст. 65 ГК). Отношения, связанные с банкротством юридического лица, урегулированы ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

Еще по теме 4.3. Понятие, признаки, возникновение и прекращение юридических лиц:

  1. § 15. Требования к юридической правоспособности физических лиц. Физическое существование: возникновение и прекращение. Способы доказательства
  2. 6.3. Основания (юридические факты) возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений
  3. 3.1. Понятие, основания возникновения, субъекты, виды, исполнение, ответственность за нарушение и прекращение обязательств

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Согласно ГК, в отличие от ранее действовавшего законодательства, все юридические лица в принципе возникают в явочном (нормативно-явочном) порядке. Они подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном специальным законом о регистрации юридических лиц, и внесению в единый Государственный реестр юридических лиц (ст. 51)*(108). При регистрации целесообразность создания юридического лица не проверяется, и в регистрации может быть отказано только в случае нарушения установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствия закону его учредительных документов. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (ст. 51 ГК).

Явочный (нормативно-явочный) порядок состоит в том, что государство не вправе отказать в регистрации юридического лица, если оно создано и организовано в соответствии с требованиями норм действующего права. Отсюда и его название. Нормативно-явочному порядку противостоит разрешительный, при котором государство вправе проверять целесообразность создания данного юридического лица и может отказать в регистрации, если считает его создание нецелесообразным.

Явочный (нормативно-явочный) порядок не исключает необходимости получения специальной лицензии для определенных видов деятельности, но и в этом случае орган, выдающий лицензию, проверяет только соответствие заявителя требованиям закона в отношении данного вида деятельности и не может отказать в ее выдаче, ссылаясь на то, что считает нецелесообразным осуществление данной деятельности данным лицом. Однако принципиальное принятие нормативно-явочного порядка не исключает возможности установления специальным законом требования получить, в определенных нормой этого закона случаях, согласие государства на создание юридического лица*(109).

2. Прекращение юридических лиц возможно в виде (форме) их реорганизации или ликвидации, причем реорганизация юридического лица не всегда влечет его прекращение.

Реорганизацией юридических лиц закон (ст. 57 ГК) называет их слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование; под преобразованием юридического лица понимается изменение его организационно-правовой формы (п. 5 ст. 58).

При слиянии прекращается самостоятельное существование сливающихся организаций - юридических лиц и на их базе образуется новое юридическое лицо. При присоединении одно юридическое лицо вливается в другое и таким образом перестает существовать как таковое. При разделении на базе прекратившегося юридического лица возникают новые. При выделении возникает новое юридическое лицо, а то, из которого оно выделилось, продолжает существование. При преобразовании преобразуемое юридическое лицо прекращает существование и на его базе возникает новое. Таким образом, в четырех случаях реорганизации из пяти юридическое лицо прекращает существование, причем в двух из них - при разделении и преобразовании - наряду с прекращением имеет место возникновение нового (слияние и преобразование) или нескольких новых (при разделении) юридических лиц. При выделении налицо лишь возникновение нового юридического лица.

Согласно ст. 57 ГК реорганизация юридического лица, по общему правилу, может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то его учредительными документами. Однако в случаях, предусмотренных специальными законами, разделение или выделение может иметь место и по решению уполномоченных на то государственных органов, а слияние, присоединение и преобразование - только с их согласия. Так, ст. 19 уже упоминавшегося выше Закона о конкуренции предоставляет такие полномочия федеральному антимонопольному органу в целях предупреждения и ликвидации доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения - с момента регистрации (внесения в Государственный реестр) записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

3. При слиянии и преобразовании юридических лиц происходит универсальное правопреемство - права и обязанности прекращенных юридических лиц в виде комплекса переходят к вновь возникшим, а при присоединении - к поглотившему прекращенное (прекращенные юридические лица) существующему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При разделении и выделении к вновь возникшим юридическим лицам переходят в соответствии с разделительным балансом права и обязанности при разделении прекращенного, а при выделении - часть прав и обязанностей сохранившегося и продолжающего деятельность юридического лица.

Как передаточный акт, так и разделительный баланс должны содержать исчерпывающие указания о переходе к правопреемникам всех прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, включая и те, которые оспариваются, о всех его кредиторах и должниках и их распределении между правопреемниками, если последних несколько. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника по какому-либо обязательству реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут по этому обязательству солидарную ответственность (см. § 5 гл. 29).

Передаточный акт или, соответственно, разделительный баланс должны быть представлены для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц вместе с их учредительными документами и, соответственно, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы сохраняющегося юридического лица. Непредставление передаточного акта или разделительного баланса или отсутствие в них полных и исчерпывающих указаний о правопреемстве влекут отказ в государственной регистрации и, следовательно, на основании п. 4 ст. 57 ГК реорганизация должна считаться несостоявшейся.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его реорганизации, обязаны письменно уведомить о принятом решении всех его кредиторов, которые вправе потребовать досрочного исполнения реорганизуемым лицом его обязательств и возмещения причиненных этим убытков (ст. 60 ГК).

Прекращение юридических лиц в порядке реорганизации происходит, как уже было сказано, с применением правопреемства, без ликвидации их дел и имущества.

4. Иное дело - прекращение юридических лиц в порядке ликвидации, когда правопреемства в отношении прав и обязанностей ликвидированного юридического лица нет, все его обязательства и иные права и обязанности прекращаются с соблюдением установленного порядка, а оставшееся имущество (актив), если таковое имеется, передается по назначению, предусмотренному законом или учредительными документами ликвидированного юридического лица.

Ликвидация осуществляется добровольно, по решению самого юридического лица - его учредителей (участников) или его органа, уполномоченного на то учредительными документами, либо в принудительном порядке, как правило, по решению суда, а в исключительных предусмотренных законом случаях - по решению уполномоченного органа государственного управления, причем в этих последних случаях решение органа государственного управления может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.

Согласно ст. 61 ГК в добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется и в случаях истечения срока, на который оно было образовано, а также достижения цели, ради которой оно было создано*(110).

По решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления им деятельности, запрещенной законом либо требующей по закону специальной лицензии при отсутствии таковой, а в отношении общественной или религиозной организации (объединения), благотворительного или иного фонда - и деятельности, противоречащей его уставным целям и, следовательно, выходящей за пределы его специальной правоспособности. Иск может быть предъявлен в суде государственным органом или органом местного самоуправления, которому такое право предоставлено законом. В качестве этого органа обычно выступает прокуратура. В отношении отдельных видов юридических лиц иск может быть заявлен и в некоторых других случаях, о чем будет сказано при рассмотрении специфики соответствующих юридических лиц.

Принявший решение о ликвидации юридического лица обязан письменно сообщить об этом органу, ведущему государственную регистрацию юридических лиц для немедленного внесения соответствующей записи в Государственный реестр юридических лиц, который открыт для всеобщего сведения, дабы каждый заинтересованный мог узнать, что данное лицо находится в стадии ликвидации. Затем он обязан по согласованию с органом государственной регистрации назначить ликвидатора или ликвидационную комиссию (ст. 62 ГК). Если решение о ликвидации принял суд, он может возложить функции ликвидатора (ликвидационной комиссии) на учредителей (участников) ликвидируемого лица либо его орган, уполномоченный учредительными документами (п. 3 ст. 61 ГК).

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого юридического лица, она выступает от его имени везде, в том числе в суде (п. 3 ст. 62). Ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами; этот срок не может быть менее двух месяцев, считая со дня публикации. Согласно ст. 63 ГК, ликвидационная комиссия принимает и иные меры к выявлению кредиторов ликвидируемого лица и получению дебиторской задолженности, исполнению обязательств его должниками, а также письменно уведомляет о ликвидации известных ей кредиторов.

По окончании срока, установленного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне и результатах рассмотрения требований кредиторов. Этот баланс утверждается принявшим решение о ликвидации по согласованию с органом государственной регистрации юридических лиц. Если выясняется, что у ликвидируемого лица нет денежных средств, достаточных для удовлетворения всех его кредиторов, ликвидационная комиссия продает его имущество с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Расчеты с кредиторами ликвидационная комиссия производит в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК*(111). В первую очередь удовлетворяются требования граждан, вытекающие из причинения вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. Во вторую очередь выплачиваются суммы, причитающиеся в качестве оплаты труда и выходных пособий лицам, работающим по трудовому договору (контракту), а также вознаграждения по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (о залоге см. § 3 гл. 27). В четвертую очередь - задолженность по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. В пятую очередь производятся платежи всем другим кредиторам. При ликвидации банков и иных кредитных организаций, привлекающих средства граждан (физических лиц), в первую очередь удовлетворяются требования граждан-кредиторов по этим операциям.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для полного удовлетворения всех требований данной очереди вырученные средства распределяются между кредиторами данной очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению (как иногда говорят - по соразмерности), если иное не установлено законом.

Выплата кредиторам производится в соответствии с утвержденным промежуточным ликвидационным балансом по первым четырем очередям платежей начиная со дня его утверждения, а по пятой очереди - по истечении месяца со дня его утверждения.

Если ликвидационная комиссия отказала в удовлетворении требования кредитора или уклонилась от ответа, кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса (окончательного ликвидационного баланса) обратиться с иском в суд. Иск может быть судом удовлетворен за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. Требования, заявленные после истечения установленного ликвидационной комиссией срока, удовлетворяются (до момента признания юридического лица ликвидированным) из имущества, оставшегося после удовлетворения требований, заявленных своевременно. Требования, не удовлетворенные вследствие недостаточности имущества юридического лица, считаются погашенными (прекращаются). Также погашенными считаются требования, не признанные ликвидационной комиссией и не переданные в суд, и те, в удовлетворении которых суд отказал.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс (окончательный ликвидационный баланс), который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с органом государственной регистрации юридических лиц.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидированного юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении данного юридического лица (п. 2 ст. 48 ГК, см. об этом § 1), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения записи о ликвидации в соответствующий реестр органом регистрации юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

В предусмотренных законом случаях при недостаточности имущества юридического лица для полного удовлетворения всех требований кредиторов дополнительную (субсидиарную, вспомогательную) ответственность несут другие указанные в законе лица. Так, согласно п. 6 ст. 63 ГК при недостаточности имущества казенного предприятия субсидиарную ответственность по его обязательствам несет учредившее его государство - собственник закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества. Аналогичным образом в случае недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств, необходимых для полного расчета с кредиторами (на иное имущество учреждения взыскание в силу п. 3 ст. 63 обращено быть не может), субсидиарную ответственность по его долгам (обязательствам) несет учредивший и финансирующий это учреждение собственник имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления.

Ликвидация государственных предприятий и предприятий, в которых доля участия (паев) государства составляет 25 и более процентов, обладает некоторыми особенностями, установленными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г.*(112) и изданным на его основе постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г.*(113). Однако эти акты действуют лишь в той части и постольку, поскольку не противоречат принятому впоследствии законодательству о банкротстве.

5. Согласно п. 4 ст. 61 ГК, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, кроме так называемых казенных предприятий, благотворительные и иные фонды (все эти юридические лица специально рассматриваются в гл. 7 и 8) могут быть признаны (объявлены) несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в особом порядке, предусмотренном ст. 65 ГК и действующим с 1 марта 1998 г. Законом о банкротстве; названный Закон предусматривает возможность объявления несостоятельным (банкротом) также и физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя. Если имущества любого из перечисленных юридических лиц недостаточно для полного удовлетворения всех адресованных ему требований, оно может быть ликвидировано только в этом особом порядке.

Существование института несостоятельности (банкротства) обусловлено несколькими причинами. Необходимо оградить экономический оборот и его участников от последствий неэффективной работы тех из них, кто не способен надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства и такое неисполнение приобретает стойкий, систематический характер. С одной стороны, возникает необходимость принудительной ликвидации (если речь идет о физическом лице - принудительного устранения) такого участника оборота. С другой стороны, когда возникает такая угроза, желательно попытаться сохранить его как производителя ценностей (товаров, работ, услуг) и работодателя, что особенно важно в настоящий переходный период.

Поскольку юридические лица, по общему правилу, отвечают всем своим имуществом, следует по возможности предотвратить обращение всего или большей части этого имущества на удовлетворение требований одного или нескольких наиболее активных и расторопных кредиторов, лишив таким образом остальных кредиторов возможности получить хотя бы частичное удовлетворение. Наряду с этим нужно защитить интересы и самого несостоятельного должника и решение вопроса о его существовании подчинить установленным законом процедурам.

Объявление предприятия банкротом - институт, завершающий систему мер, организующих и обеспечивающих конкурентную борьбу агентов (участников) рыночной экономики, осуществляющих принципы предпринимательства, т.е. ведущих хозяйственную деятельность на свой риск и под свою ответственность. Вынужденное принудительное прекращение такого юридического лица и есть реализация, с одной стороны, максимально возможного риска, а с другой - наивысшей степени ответственности субъекта, поскольку он рискует и отвечает самим своим существованием.

Вопрос о несостоятельности (банкротстве) юридического лица рассматривается и решается арбитражным судом, кроме случаев, когда о своем банкротстве добровольно объявляет сам должник (ст. 181 и 182 Закона о банкротстве). Однако и в этом последнем случае при наличии возражений хотя бы одного из кредиторов должник обязан передать дело в суд, а кредитор вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением. Таким образом, процедуры рассмотрения вопроса о несостоятельности должника, о признании его банкротом и о ликвидации в порядке банкротства могут быть как принудительными - по решению арбитражного суда, так и добровольными, проводимыми по решению самого должника-банкрота, принятому им совместно с кредиторами в соответствии с п. 2 ст. 65 ГК и ст. 181-183 Закона.

Внешним признаком, дающим основание предполагать несостоятельность должника, влекущую необходимость объявить его банкротом и ликвидировать в порядке банкротства, является трехмесячная просрочка в исполнении им денежных обязательств перед кредиторами или такая же просрочка в уплате налогов и иных обязательных платежей. Право обратиться в суд с заявлением о возбуждении дела принадлежит кредиторам по денежным обязательствам, в отношении неуплаты обязательных платежей - соответствующим органам власти, а также прокурору.

В связи с отмеченной выше двоякой целью института банкротства рассмотрение вопроса о несостоятельности должника может включать несколько стадий. Первой является наблюдение, для проведения которого возбудивший дело арбитражный суд назначает временного управляющего. С этого момента самостоятельность должника ограничивается, совершение им ряда распорядительных сделок запрещено, другие могут быть совершены его органами лишь с согласия временного управляющего, взыскания с должника по исполнительным документам приостанавливаются (за установленными законом исключениями), все претензии и требования к должнику могут быть заявлены только в рамках данного процесса о несостоятельности. Созывается первое собрание кредиторов, в соответствии с решением которого арбитражный суд принимает решение либо о признании должника банкротом, открытии конкурсного производства и ликвидации должника либо, если выявлена возможность восстановления платежеспособности должника, о введении внешнего управления для осуществления этой возможности - для оздоровления (санации) должника, восстановления его платежеспособности и нормальной деятельности.

Внешнее управление осуществляется назначаемым судом внешним управляющим, к которому полностью переходят все функции по управлению должником и который действует под контролем собрания (комитета) кредиторов и суда. По всем адресованным должнику требованиям, кроме зарплаты работникам и некоторых других приравненных к ней платежей, вводится мораторий (приостановление платежей). Внешнее управление вводится на срок до 12 месяцев и в случае необходимости может быть продлено еще на 6 месяцев. Внешний управляющий разрабатывает план внешнего управления, предусматривающий меры по восстановлению платежеспособности должника, подлежащий утверждению собранием кредиторов, и проводит его в жизнь. Принятый собранием кредиторов и утвержденный арбитражным судом отчет внешнего управляющего, свидетельствующий о восстановлении платежеспособности должника, служит основанием для прекращения судом производства по делу о банкротстве. Если платежеспособность должника не восстановлена и (или) суд не утвердил отчет внешнего управляющего, суд принимает решение об объявлении должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство как непосредственное следствие объявления должника банкротом может быть открыто и по завершении стадии наблюдения, минуя стадию внешнего управления. Внешнего управляющего заменяет конкурсный управляющий (это может быть одно и то же лицо), к которому переходят все полномочия по управлению делами и распоряжению имуществом должника и на которого возлагается проведение всех мероприятий по ликвидации должника-банкрота и удовлетворению требований кредиторов в порядке организации и проведения конкурса над его имуществом. Действуя под контролем собрания кредиторов и арбитражного суда, конкурсный управляющий собирает все возможное имущество должника-банкрота и формирует конкурсную массу, за счет которой производится удовлетворение всех выявленных требований кредиторов.

Процедура конкурса в основном совпадает с описанной выше процедурой удовлетворения кредиторов при ликвидации юридического лица без объявления его банкротом (те юридические лица, к которым может быть применено банкротство, при недостаточности у них имущества для полного погашения всех их долгов могут быть ликвидированы только в порядке банкротства - п. 4 ст. 61 ГК). Удовлетворение требований кредиторов происходит в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК и ст. 106 Закона о банкротстве с учетом приоритета норм ГК. Вне очередей покрываются судебные расходы и расходы по проведению процедур банкротства и в связи с ними. По завершении расчетов конкурсный управляющий представляет арбитражному суду отчет с приложением необходимых документов, и после его утверждения арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства и ликвидации юридического лица. На основании определения суда в реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации юридического лица, и оно считается ликвидированным.

На всех стадиях разбирательства в суде дела о несостоятельности (банкротстве) допускается заключение мирового соглашения между кредиторами и должником, которое подлежит утверждению судом.

Статья 10 Закона о банкротстве вводит понятия фиктивного банкротства и преднамеренного банкротства. Под фиктивным банкротством Закон понимает подачу должником в арбитражный суд заявления о своем банкротстве при наличии у него фактической возможности удовлетворить требования своих кредиторов в полном объеме. Согласно п. 1 ст. 10 должник в этом случае несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления. Под преднамеренным банкротством п. 2 ст. 10 понимает банкротство должника, возникшее по вине его учредителей или участников или иных лиц (включая руководителей), которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия; все перечисленные виновные лица несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам банкрота.

Закон о банкротстве устанавливает определенные особенности рассмотрения дел в отношении отдельных категорий юридических лиц - градообразующих, сельскохозяйственных, кредитных, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг. В отношении кредитных организаций (включая банки) наряду с общим Законом о банкротстве действует специальный Федеральный закон О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций*(114); некоторые правила, относящиеся к ликвидации или реорганизации кредитных организаций, содержатся в Федеральном законе О реструктуризации кредитных организаций

Возникновение юридического лица. Порядок возникновения юридических лиц устанавливается законодательством, регламентирующим деятельность предприятий, организаций или учреждений данного вида. Но если рассматривать данный вопрос в целом, можно выделить несколько способов возникновения юридических лиц.

Распорядительный порядок создания юридического лица действует, когда предприятие, организация или учреждение возникают на основе распоряжения собственника имущества (в большинстве случаев - государственные предприятия и организации). Согласно законодательным актам о предприятиях, предприятие может создаваться по решению собственника (собственников) имущества или органа, уполномоченного собственником.

Разрешительный порядок имеет место, когда для возникновения юридического лица необходимо согласие какого-либо органа, предприятия или организации. Так, при создании малых предприятий посредством выделения из состава действующего предприятия или объединения одного или нескольких структурных подразделений по решению их трудовых коллективов необходимо согласие собственника имущества предприятия (уполномоченного им органа, предприятия, объединения). В этом случае

предприятие или объединение выступает в качестве учредителя малого предприятия*.

Явочно-нормативный порядок возникновения юридических лиц применяется, если для этого не требуется чьего-либо распоряжения или разрешения. Так, в соответствии со ст. 11 Закона о кооперации кооператив организуется по желанию граждан исключительно на добровольных началах. В аналогичном порядке возникают акционерные общества, общественные объединения, религиозные общества, пользующиеся правами юридических лиц.

Договорно-правовой порядок возникновения юридических лиц состоит в том, что юридическое лицо образуется на основании учредительного договора, заключаемого предприятиями, организациями или гражданами. В названном порядке возникают, например, хозяйственные товарищества, ассоциации и концерны, создаваемые юридическими лицами.

В современных условиях все перечисленные способы могут быть сведены к двум: явочно-нормативному (нередко называемому также "регистрационным") , включающему создание юридического лица по решению (распоряжению) собственника или в соответствии с учредительным договором нескольких собственников, и разрешительному. При этом явочно-нормативный становится общим порядком образования юридических лиц, а разрешительный - исключительным (по прямому указанию законодательного акта).

Государственная регистрация юридического лица. Действующим законодательством предусмотрена обязательная государственная регистрация всех без исключения юридических лиц. Предприятие, учреждение, организация или объединение приобретают права юридического лица лишь с момента их регистрации в установленном законом порядке (п. 3 ст. 13 Основ гражданского законодательства). Коммерческие организации по действующему законодательству регистрируются в органах местной администрации районов и городов, что порождает неквалифицированную оценку учредительных документов и злоупотребления. Основы гражданского законодательства, следуя общепринятому в мировой коммерческой практике порядку, предусмотрели их регистрацию в органах юстиции (которыми могут быть территориальные отделы или управления юстиции, нотариальные конторы или даже коммерческие (арбитражные) суды). Представляется, что в будущем гражданское законодательство должно ориентироваться на этот подход. Данные такой регистрации включаются в республиканские реестры юридических лиц, открытые для всеобщего ознакомления.

Необходимость такой регистрации и государственного учета действующих юридических лиц в условиях рыночной экономики имеет важное значение не только для возникновения правоспособности и дееспособности данного юридического лица, но для обеспечения финансового (налогового) контроля за их деятельностью.

Для регистрации юридического лица в соответствующий орган представляются: заявление, устав предприятия или организации, утвержденный в установленном порядке, решение о его создании (распоряжение, в надлежащих случаях - согласие собственника имущества или его органа,

См. п. 4 постановления Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. № 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий".-В: СП СССР. 1990.Отд. 1.№19.Ст. 101.

учредительный договор и т.п.) и иные документы, перечень которых определяется республиканским законодательством (например, законодательство требует представления протокола учредительного собрания при создании акционерного общества).

Некоторые виды юридических лиц регистрируются в специально уполномоченных на то органах государственного управления. Так, средства массовой информации подлежат регистрации в соответствующих министерствах и ведомствах информации и печати, а общественные организации (объединения) регистрируют лишь свои уставы (обычно - в республиканских министерствах юстиции). Коммерческие банки регистрируются в центральном банке республики (одновременно с выдачей лицензии).

Отказ в регистрации организаций возможен только в случаях, когда нарушен установленный законом порядок их создания либо когда представляемые для регистрации учредительные документы не соответствуют требованиям закона. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания данного юридического лица не допускается.

Регистрация юридического лица должна быть проведена в течение 30 дней (в отношении малых предприятий - в двухнедельный срок) с момента подачи заявления и других документов для регистрации. Если соответствующий орган отказал в регистрации юридического лица по мотивам, которые учредитель считает необоснованными, либо не провел регистрацию в установленные законом сроки, заявитель вправе обжаловать это решение в суде, арбитражном суде.

За регистрацию юридического лица учредитель обязан внести плату, размер которой устанавливается законодательством республик. Указанные платежи зачисляются в доход местного бюджета.

Прекращение деятельности юридического лица. Деятельность юридического лица прекращается посредством его реорганизации или ликвидации. Реорганизация юридического лица происходит в случаях разделения предприятия или организации и создания на их основе нескольких юридических лип; слияния нескольких юридических лиц в одно; присоединения одного юридического лица к другому. Во всех этих случаях права и обязанности прекратившего деятельность юридического лица или лиц переходят к созданным на их основе юридическим лицам, т.е. возникает преемство прав и обязанностей. Правопреемство наступает также при преобразовании одного юридического лица в другое, например при создании на базе государственного предприятия арендного предприятия путем сдачи его имущества в долгосрочную аренду арендному коллективу (ст. 1 б Основ законодательства об аренде).

При реорганизации юридического лица должны быть соблюдены все правила, установленные для создания нового юридического лица. Реорганизация юридического лица может быть как добровольной (по решению собственника имущества, учредителя данного юридического лица), так и принудительной*.

* Так, ст.ст. 11 и 19 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предусмотрена возможность принудительного разделения хозяйствующих субъектов в случаях осуществления ими монополистической деятельности и существенного ограничения конкуренции вследствие их доминирующего положения на рынке.

- В: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 199). № 16. Ст. 499.

Реорганизация оформляется составлением передаточного.или. разделительного баланса, фиксирующего передачу или раздел соответствующего имущества.

Ликвидация юридического лица также возможна как в добровольном, так и в принудительном порядке. В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется на основании решения собственника имущества или уполномоченного им органа по причинам нецелесообразности дальнейшей деятельности, выполнения данным юридическим лицом возложенных на него задач и т.п.

В принудительном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано на основании решения суда или арбитражного суда (а кооперативных организаций также по решению исполкома местного Совета (местной администрации), зарегистрировавшего кооператив).

По решению суда или арбитражного суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случаях: признания его банкротом; если принято решение о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения установленных законодательством условий в надлежащий срок, например неосуществление природоохранных мероприятий и т.п.; если решением суда будут признаны недействительными учредительные акты о создании предприятия и в иных слулаях, предусмотренных законодательством.

Ликвидация юридического лица означает прекращение его деятельности при отсутствии какого-либо правопреемства. Удовлетворение претензий кредиторов и распределение оставшегося после этого имущества осуществляет ликвидационная комиссия, образуемая собственником имущества или уполномоченным им органом (а в случае банкротства -конкурсным управляющим). По их решению ликвидация может производиться и органом управления предприятия (например, его директором) . Конкретный порядок ликвидации регулируется законодательством и уставом соответствующей организации (см., например, ст. 17 Основ).

Процесс ликвидации регулируется законодательством о соответствующем виде юридических лиц (см., например, ст.ст. 37, 38 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности"), а также специальными законодательными актами о банкротстве*. Ликвидационная комиссия объявляет в официальной печати по месту нахождения юридического лица о его ликвидации и определяет в соответствии с законом срок ее проведения, а также специальный срок для заявления претензий кредиторов (по общему правилу - не менее двух месяцев с момента объявления о ликвидации). Кроме того, она обязана принять меры по выявлению возможных кредиторов. После удовлетворения претензий кредиторов составляется ликвидационный баланс, который вместе с остатком имущества передается собственнику или органу, назначившему ликвидком. Юридическое лицо считается прекратившимся с момента внесения об этом записи в соответствующий государственный реестр.

При объявлении банкротства (несостоятельности) юридического лица обычно предусматривается определенный период его возможной санации (оздоровления), на который управление имуществом передается специ-

* Закон Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"- Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской федерации. 1993. № 1. Ст. 6.

ально назначенным лицам без согласия собственника. В случае недостижения целей санации наступает следующая стадия - собственно банкротство. В ходе ее осуществления имущество банкрота распределяется между его кредиторами в порядке конкурсного процесса (в ходе которого они "конкурируют" за максимально возможное удовлетворение своих требований) . Условия и последствия признания юридического лица банкротом регулируются специальным законом.

"Традиционно существуют три способа образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный. Распорядительный порядок предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (государственные и муниципальные унитарные предприятия). При разрешительном порядке инициатива исходит от учредителей юридического лица, однако необходимо согласие соответствующих государственных или муниципальных органов на его создание (например, создание банков). Явочно-нормативный порядок означает, что согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После создания учредительных документов достаточно лишь "явиться" для регистрации. В ходе регистрации проверяется, соответствует ли образованное юридическое лицо надлежащим нормам права и соблюден ли порядок его создания. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности не допускается (хозяйственные общества и товарищества).

При создании юридического лица разрабатываются учредительные документы (учредительный договор или устав либо и то, и другое). В них должны быть определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью и т.д. Предмет и цели деятельности указываются в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Что касается учредительных документов хозяйственных обществ и товариществ, то в них предмет деятельности может и не указываться, поскольку последним разрешено заниматься любой деятельностью...".

"Учредительный договор должен включать обязательство о создании юридического лица, в том числе порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в собственность юридического лица имущества создателей и участие в его деятельности. В учредительном договоре также фиксируются условия и порядок распределения прибыли и убытков между учредителями (участниками), порядок -- управления деятельностью юридического лица, условия выхода из состава учредителей (участников).

Изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, -- с момента уведомления органа, осуществляющего такую регистрацию, о внесенных изменениях. Для юридического лица и его учредителей такие изменения обязательны с момента их внесения в учредительные документы.

В соответствии с ГК РФ юридические лица должны регистрироваться в органах юстиции в порядке, предусмотренном законом о регистрации юридических лиц.

Прекращение юридических лиц осуществляется путем реорганизации либо ликвидации. Различие между ними заключается в том, что при реорганизации происходит правопреемство, а при ликвидации нет.

В свою очередь, реорганизация делится на слияние (из двух и более юридических лиц образуется одно), присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделение (юридическое лицо делится на два и более юридических лиц), выделение (из юридического лица выделяется одно или несколько…"

"…юридических лиц; при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать), преобразование (изменение организационно-правовой формы юридического лица).

Ликвидация юридического лица -- прекращение юридического лица, при котором не возникают новые юридические лица. Ликвидация может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация проводится по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами по любому основанию, в том числе в связи с истечением срока, на который оно было создано, или достижением цели создания или с признанием судом регистрации недействительной.

Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случаях осуществления деятельности без лицензии либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

Для ликвидации предусмотрена определенная процедура. Начинается она с того, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший соответствующее решение, незамедлительно направляют письменное сообщение о предстоящей ликвидации органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц. Выступившие с инициативой ликвидации назначают и ликвидационную комиссию. Ее персональный состав, а также порядок и сроки ликвидации должны быть согласованы с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц…".

"… С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Она публикует сообщение о ликвидации юридического лица, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, удовлетворяет требования кредиторов, продает имущество с публичных торгов, составляет промежуточный и окончательный ликвидационные балансы и осуществляет иные действия, связанные с ликвидацией.

Требования кредиторов удовлетворяются в порядке, предусмотренном ГК РФ. Не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица требования кредиторов считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано…".

1. Возникновение юридических лиц – это создание юридического лица и его государственная регистрация.Эта процедурасостоит из двух стадий:

Непосредственного создания юридического лица (в узком смысле слова);

Его государственной регистрации, с момента кото­рой юридическое лицо считается созданным.

Существует три основных порядка создания юридических лиц.

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения (решения) собственника имущества или уполномоченного им органа.

Разрешительный порядок характеризуется тем, что инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юридического лица. Компетентный государственный орган или другое юридическое лицо проверяет законность образования данного юридического лица и дает на то соответствующее разрешение.

Наиболее распространен явочно-нормативный порядок создания юриди­ческих лиц: юридическое лицо создается по инициативе учредителей, а компетентный государственный орган при регистрации проверяет только соблюдение установленного порядка представления документов и их соответствие закону. Явочно-нормативный порядок не требует ни распоряжения, ни специального разрешения. Требуется лишь инициатива учредителей, их «явка». Компетентный государственный орган лишь проверяет соблюдение установленного порядка образования и соответствия характера и целей создаваемого юридического лица общим требованиям, предъявляемым законодательством к этой организационно-правовой форме.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК).

2. Прекращение юридических лиц. Основания прекращения юридических лиц:

- добровольное, то есть прекращение по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (в опре­деленных случаях с разрешения компетентного государственного орга­на);

- распорядительное:

а)по решению учредителей (участников) юридического лица;

б) по решению компетентного государственного органа;

в) по решению суда.

3. Виды прекращения юридического лица:

- реорганизация– относительное прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другому юридическо­му лицу (ранее существовавшему или вновь созданному);

- ликвидация– абсолютное (полное) прекращение юридического лица без перехода к кому-либо его прав и обязанностей.

Отличительной особенностью ликвидации является создание специального образования – ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора), которое действует от имени ликвидируемого юридического лица по аналогии с его органами и к которому переходят полномочия по управлению делами этого юридического лица.



Юридическое лицо считается прекращенным с момента государствен­ной регистрации его реорганизации или ликвидации. Этому предшеству­ет длительный подготовительный период, который обязательно вклю­чает учет имущества юридического лица, уведомление кредиторов и удовлетворение их интересов.

4. Виды ликвидации юридического лица:

- с распределением оставшегося имущества между учредителями (участ­никами) юридического лица (ликвидация хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов);

- с передачей оставшегося имущества собственнику (унитарные предпри­ятия и финансируемые собственником учреждения);

- с передачей оставшегося имущества на цели, определенные в учредитель­ных документах юридического лица (общественные и религиозные объе­динения, фонды).

5. Виды реорганизации юридических лиц:

- слияние- возникновение вместо нескольких старых юридических лиц одного нового;

- присоединение- вливание одного юридического лица в другое;

- разделение- возникновение вместо одного старого юридического лица нескольких новых;

- выделение- выделение из юридического лица нового юридического лица без прекращения старого,

- преобразование- изменение организационно-правовой формы юриди­ческого лица

6. Гарантии прав кредиторов припрекращении юридического лица . Гражданское законодательство уделяет большое внимание вопросу гарантий прав кредиторов юридического лица при его прекращении. Такими гарантиями являются:

Обязательное письменное уведомление кредиторов субъектом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, или ликвидационной комиссией, о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения;



Право кредиторов требовать прекращения или досрочного исполне­ния обязательств с возмещением вызванных этим убытков;

Солидарная ответственность вновь образованных юридических лиц по обязательствам реорганизованного юридического лица, если раздели­тельный баланс не дает возможности определить правопреемника.

7. Расчеты с кредиторами юридического лица при его ликвидации - производятся в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК. В соответствии с ней предусмотрены четыре последовательно удовлетворяемых очере­ди привилегированных кредиторов, требования которых удовлет­воряются преимущественно перед другими кредиторами. Имеет­ся также пятая очередь, куда включены требования всех остальных (непривилегированных) кредиторов, выплаты которым начинают­ся лишь по истечении месяца со дня утверждения промежуточно­го ликвидационного баланса. При этом требования каждой по­следующей очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 64 ГК). Следовательно, при недостатке или отсутствии необходимого иму­щества требования последующих очередей могут остаться неудов­летворенными. Между кредиторами одной очереди имущество ликвидируемого юридического лица при его недостатке распреде­ляется пропорционально суммам их требований.

В первую очередь включены требования граждан к ликвиди­руемому юридическому лицу по возмещению вреда, причиненно­го жизни или здоровью, а во вторую очередь - требования по оплате труда и вознаграждений по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются требования залоговых кредиторов (по обязательствам юридического лица, обеспеченным залогом его имущества). В четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет (налоги) и во внебюджетные фонды (пенсионный и т. п.). Все остальные требования относятсяк пятой очереди.

Если при принятии решения о ликвидации юридического лица или утвержде­нии промежуточного баланса обнаружится недостаточность стоимости его иму­щества для удовлетворения требований его кредиторов, ликвидация должна про­водиться в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь подлежат удовлетворению любые требова­ния граждан, являющихся их кредиторами (в том числе и требования их вкладчи­ков) (ст. 64 ГК).

После завер­шения всех расчетов с кредиторами ликвидком составляет окон­чательный ликвидационный баланс , который утверждается лица­ми или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим органом (п. 5 ст. 63 ГК). Остаток имущества передается учредителям или участникам юри­дического лица, а при ликвидации некоторых некоммерческих организаций используется на цели, предусмотренные законода­тельством и их учредительными документами. Ликвидация счита­ется завершенной, а юридическое лицо - прекратившим сущес­твование с момента внесения записи об этом в государственный реестр (п. 8 ст. 63 ГК).

Тема 9. Публично-правовые образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования) как субъекты гражданских правоотношений

1. Статус публично-правовых образований в гражданском обороте. Государство как субъект гражданских правоотношений имеет те же признаки, что и юридическое лицо: организационное единство, обособленное имущество (ст. 214, 215 ГК), ответственность по своим обязательствам (ст. 216 ГК), возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде (ст. 125 ГК). На государство распространяется принцип равенства с другими субъектами (ст. 1 ГК), несмотря на то, что государство обладает властными полномочиями.

Государственные и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях наравне с другими субъектами гражданского права.

Характеризуя правосубъектность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, закон устанавливает, что в этих случаях следует применять нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). Однако считать эту группу субъектов гражданского права юридическими лицами нельзя. Особенности их участия в гражданском обороте:

Они не используют свои публично-властные полномочия,

К отношениям с их участием применяются нормы, относящиеся к юри­дическим лицам, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов,

От имени данных субъектов права и обязанности приобретают их органы либо специально уполномоченные на то граждане и юридические лица;

Указанные субъекты участвуют в таких специфичных гражданско-право­вых отношениях, как изъятие в доход Российской Федерации всего по­лученного по некоторым недействительным сделкам, принудительным сделкам, от принудительного выкупа памятников истории и культуры, от приватизации;

По своим обязательствам они отвечают всем своим имуществом, кроме имущества, закрепленного за унитарными предприятиями или изъято­го из оборота;

Указанные субъекты несут субсидиарную ответственность по обязатель­ствам казенных предприятий, финансируемых ими учреждений и в иных случаях, предусмотренных законом,

По общему правилу указанные субъекты не несут ответственности по обязательствам друг друга;

Они несут ответственность за незаконные действия их органов и долж­ностных лиц.

2. Казна. В имуществе Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований выделяют казну, то есть имущество, не распределенное между государственными и муниципальными унитар­ными предприятиями и учреждениями.

3. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях осуществляется через их органы власти (ст. 125 ГК). При этом не требуется специального уполномочия. Органы государственной власти и местного самоуправления действуют от имени государства или его субъекта, или муниципального образования в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно п. 3 ст. 125 ГК от имени государства, его субъектов и муниципальных образований по их специальному поручению в гражданских правоотношениях могут выступать юридические лица и граждане. Случаи и порядок таких выступлений должны предусматриваться федеральными законами, указами Президента, постановлениями правительства, нормативными актами РФ и муниципальных образований.

4. Сфера участия государства, субъектов РФ и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством , определяется их специальной гражданской правоспособностью. Допускающей возможность иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом.

5. Ответственность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по обязательствам. Закон устанавливает, что Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам . Подчеркивается, что они не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц (ст. 126 ГК). Исключение содержится в п. 6 ст. 126 ГК, согласно которому это право не распространяется на случаи, когда Российской Федерации приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 56 ГК на РФ, субъектов РФ и муниципальные образования как на учредителей унитарных предприятий и собственников их имущества может быть возложена ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей, собственников их имущества. Аналогично на них как на собственников имущества создаваемых ими учреждений возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в распоряжении этих учреждений денежных средств (п. 2 ст. 120 ГК). Российская Федерация несет субсидиарную ответственность также по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК).



Просмотров