Какая отрасль права является главной. Соотношение отрасли законодательства и отрасли права

Отраслью права является совокупность обособленных юридических норм и правовых институтов, которыми регулируется определённая область общественных отношений, отличающаяся своеобразием. Нормы, объединённые в отрасль права, регулируют определённую область общественных отношений, которая отличается своей спецификой. Нормам, принадлежащим к определённой отрасли права, присуще общее для них своеобразие, которое и является основой для объединения их в отрасль); подотрасль права (родств. институты одной и той же отрасли права.

Например.: конституц. , гражданское, уголовное право);

При­менительно к отрасли права , в частности, функциональными качествами (при­сущими ей как элементу именно системы права) следует считать государствен­но-волевой характер, нормативность и свойство официально-властного регуля­тора общественных отношений; общеправовые принципы и функции. Эти каче­ства отрасль права приобретает будучи взаимосвязана с другими однопорядковыми элементами (отраслями) системы права.

Материальные признаки отрасли права рассматриваются с учетом общих системных свойств. Каждая отрасль права имеет свойственный только ей одной предмет, которым и определяется ее самостоятельность, и от которого зависят своеобра­зие и особенности правового регулирования ею общественных отношений. Сле­довательно, у двух непосредственно регулятивных юридических норм (норм- правил поведения) различной отраслевой принадлежности не должно быть сов­падения по предмету правового регулирования. В противном случае налицо юридическая коллизия; регулятивные особенности отрасли (собственно юридические признаки) проявляются в наличии специфически отраслевых принципов и функций, других средств и способов правового воздействия на предмет. Обычно в отрасль права входят правовые нормы, выражающие в совокупности определенную юридическую целостность, т.е. данная группа правовых норм выступает перед лицом всех других отраслей права как «нерасчленяемое» целое.

Специфическим признаком отрасли права является то обстоятельство, что данная группа правовых норм способна взаимодействовать с другими отраслями права как элементами единой системы. Такой характер взаимодействия наблюдается, например, между нормами уголовного и уголовно-процессуального права, где процессуальные нормы являются специфической формой бытия материального права, обслуживают процессы реализации уголовного права. Целостность отрасли права и ее способность вступать во взаимодействие с другими отраслями являются ее важными структурно-функциональными признаками . Важным признаком для выделения отрасли права является наличие у нее специфического метода правового регулирования.


Соотношение отрасли законодательства и отрасли права Отрасль системы права: группируется по признаку единства предмета и метода правового регулирования общественных отношений. Отрасль законодательства: комплекс законов и подзаконных нормативны актов, содержащих нормы одной или нескольких отраслей права. Отрасли законодательства формируются в зависимости только от предмета правового регулирования и не обладают самостоятельным методом. Они делятся на несколько самостоятельных видов. Во-первых, имеются отрасли, в основном совпадающие с одноименными отраслями права. Таковы, например, гражданское, трудовое, уголовное законодательство и некоторые другие. Во-вторых, отрасли законодательства складываются на базе определенных частей (подотраслей, юридических институтов) крупных отраслей права с добавлением некоторых норм близкого содержания, взятых из других О.п. Таково, например банковское законодательство в системе норм финансового права и др. Наконец, в систему отраслей законодательства входят так называемые комплексные отрасли, которые регулируют отношения в той или иной сфере государственной деятельности (образование, здравоохранение, транспорт, оборона и т.д.) и включают в себя нормы нескольких О.п. Пиголкин А.С.

Контрольная работа

Дисциплина: правоведение

Выполнила:

Студентка 4 курса

Экономического факультета

Бух. учет анализ и аудит (заочное)

Кехян Аревик

Проверила преподаватель:

Полесск 2011 г.

Вопрос №:

1. Отрасли права; материальные, процессуальные, публичные, частные………………………………………………………………2

2. Права и обязанности по пользованию земли собственниками, арендаторами землепользователями. Принцип платности за пользование землей…………………………………………………10

3.Задача………………………………………………………………….15

Список использованной литературы ………………………………...16

1 вопрос:

Правовые отрасли - это основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, которые соответственно регулируют и наиболее обширные сферы общественных отношений. Каждая правовая отрасль имеет свою специфику, свой предмет и метод, которые в совокупности и позволяют разграничивать отрасли в системе российского права. В рамках правовой системы Российской Федерации имеется большое количество различных отраслей права, однако целесообразно выделить и дать краткую характеристику лишь тринадцати основным правовым отраслям - конституционное, административное, гражданское, гражданско-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное, трудовое, семейное, финансовое, земельное, сельскохозяйственное, международное право.

1. Конституционное право - это совокупность юридических норм и правовых институтов, которые опосредуют наиболее важные, исходные государственные отношения. Главным нормативным актом, опосредующим конституционно-правовые отношения, является Конституция Российской Федерации. Методом конституционной отрасли права является учредительно-закрепительный метод в сочетании с общим регулированием без установления конкретных санкций за какие-либо нарушения Конституции Российской Федерации.

2. Административное право - это совокупность правовых норм и институтов, которые регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц. Основным методом административной отрасли права является власть и подчинение, императивные указания, иерархия и субординация по службе, ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных полномочий.

3. Гражданское право - это совокупность юридических норм и правовых институтов, которые распространяются на обширную сферу имущественных и личных неимущественных отношений и регулируют такие институты, как имя, честь, достоинство, авторство. Гражданско-правовая отрасль использует чаще всего диспозитивный метод, но имеет место также установление и императивных норм.



В рамках гражданского права выделяется множество подотраслей - наследственное, изобретательское, авторское, жилищное, страховое право и др. Основным нормативным актом, опосредующим гражданско-правовые отношения, является ГК РФ, некоторые подотрасли гражданского права также имеют свои кодифицированные нормативные акты.

4. Гражданско-процессуальное право - это совокупность юридических норм и правовых институтов, которые регулируют деятельность органов правосудия и иных субъектов гражданско-процессуальных отношений при разрешении гражданских, трудовых, семейных, личных и финансовых споров. Кроме того, гражданско-процессуальное право регламентирует

деятельность третейских судов и нотариальных органов. Основным нормативным актом гражданско-процессуального права является ГПК РФ.

5. Уголовное право - это совокупность юридических норм и правовых институтов, которые регулируют сферу общественно-опасного поведения, криминальных действий и поступков и все вытекающие из этого вопросы. Основной нормативный акт, который регулирует уголовно-правовые отношения, - это УК РФ. Методом уголовно-правовой отрасли права является императивно-запретительный метод.

6. Уголовно-процессуальное право - это совокупность юридических норм и правовых институтов, которые регулируют деятельность правоохранительных органов - суда, прокуратуры, органов предварительного расследования и др. Кроме того, уголовно-процессуальное право определяет процессуальные формы правоохранительной деятельности, права и обязанности ее субъектов, их правовое положение, статус. Основным нормативным актом, регулирующим уголовно-процессуальные отношения, является УПК РФ. Данная отрасль права использует методы равенства сторон, а также императивный метод.

7. Уголовно-исполнительное право - это совокупность юридических норм и правовых институтов, которые регламентируют порядок отбывания наказания лицами, которые были осуждены к лишению свободы, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по профилактике правонарушений. Нормативным актом, регулирующим данную сферу правовых отношений, является УИК РФ. Методом правового регулирования уголовно-исполнительной отрасли является воспитание, поощрение в сочетании с методом власти и подчинения.

8. Трудовое право - это такая отрасль российского права, которая регулирует сферу трудовых отношений. Методом трудового права является сочетание поощрения, стимулирования, придания соответствующим договорам нормативного значения.

9. Семейное право - это совокупность юридических норм и правовых институтов, которые регулируют порядок заключения и расторжения брака, брачных договоров, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы патронажа, усыновления (удочерения), установления опеки и попечительства, вопросы имущественного положения членов семьи, их взаимные права и обязанности. Основной нормативный акт, который регулирует семейно-правовые отношения, - это Семейный кодекс РФ. Методом правового регулирования данных отношений является сочетание равенства сторон и диспозитивного метода.

10. Финансовое право - данная отрасль российского права регулирует сферу финансово-правовых отношений, а именно -вопросы формирования и расходования государственного бюджета Российской Федерации, муниципальных образований и внебюджетных фондов. Кроме того, финансовые нормы регулируют денежное обращение, банковские операции, предоставление кредитов, займов, деятельность финансовых и налоговых органов.

11. Земельное право - это совокупность юридических норм и правовых институтов, которые регулируют вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земельной собственности. Основным нормативным актом, регулирующим земельно-правовые отношения, является Земельный кодекс РФ. Главным методом правового регулирования в рамках земельной отрасли права выступает метод, сочетающий в себе дозволения, разрешения и запреты. Подотраслями земельного права являются лесное, водное, горное право и др.

12. Сельскохозяйственное право - это совокупность юридических норм и правовых институтов, которые регулируют порядок организации и деятельности крестьянских хозяйств, колхозов, акционерных обществ, арендаторов, их взаимоотношения с другими субъектами сельскохозяйственных отношений. Кроме того, сельскохозяйственное право регламентирует порядок использования и оплаты труда, распределения доходов, отражает особенности сельскохозяйственного производства. Метод правового регулирования данной отрасли права - диспозитивный.

Нормативными актами, используемыми для регулирования сельскохозяйственных отношений, являются Примерный Устав о сельскохозяйственной артели, уставы колхозов, законодательство о собственности, аренде и др.

13. Международное право - данная отрасль права не входит в национальную систему российского права, однако действует на территории Российской Федерации. Международное право регулирует межгосударственные отношения, принципы поведения государств на международной арене. Основными нормативными актами данной отрасли права являются международные договоры, соглашения, уставы, конвенции, декларации, документы Организации Объединенных Наций.

Российская Федерация, установив Конституцию, признала приоритет международного права, а также принципов международного законодательства над внутригосударственным, особенно в гуманитарной области. В Конституции Российской Федерации указано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью российской правовой системы.

Помимо отраслей, в рамках российской системы права также выделяются правовые институты. Вообще, институт права - это составная часть, блок, звено отрасли права. В каждой правовой отрасли правовых институтов множество, все они обладают относительной автономией, т. к. касаются самостоятельных вопросов.

Следует отметить, что все правовые институты функционируют в тесной взаимосвязи как внутри данной системы права, так и вне ее. Юридические институты призваны регламентировать отдельные наиболее важные, отличительные участки, фрагменты, стороны общественной жизни.

Например, в гражданском праве в силу значительности отдельно выделяется институт исковой давности.

Правовые институты классифицируются следующим образом:

1. По отраслям права - на гражданско-правовые, уголовные, административные и др. Соответственно количеству отраслей права выделяются и виды правовых институтов.

2. По предмету правового регулирования - на материальные и процессуальные.

3. На отраслевые и межотраслевые (смешанные). Межотраслевые правовые институты состоят из норм двух и более отраслей российского права.

4. На простые и сложные (комплексные). Комплексные правовые институты состоят из нескольких субинститутов.

5. По способу правового воздействия - на регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

1.1.Материальное и процессуальное право .

Материальные отрасли права регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов.

Материальное право - это совокупность отраслей (и подотраслей) права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.

К отраслям материального права относятся:

конституционное право - закрепляет основы конституционного строя страны, правового положения личности, систему государственных органов и их основные полномочия. Главным нормативным актом этой отрасли является Конституция РФ. Конституционное право в последние годы получило бурное развитие. Вот почему в его составе начинают просматриваться такие подотрасли, как гуманитарное право (основные права и свободы человека), избирательное право, парламентское право;

административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе деятельности исполнительных органов государства. Основной нормативный акт - Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП);

финансовое право, которое в своем составе имеет три подотрасли (бюджетное, налоговое, банковское право), регулирует доходы и расходы государства (источники и порядок получения доходов, направления их использования). Основные нормативные акты - Бюджетный кодекс РФ (БК), Налоговый кодекс РФ (НК); Закон о банковской деятельности;

предпринимательское право - это система норм, регулирующих экономические рыночные отношения, среди которых наиболее значимыми по содержанию являются корпоративные (внутрифирменные) отношения, а также отношения по управлению хозяйственным комплексом. Если в основе первых лежит принцип автономии, то вторые регулируют отношения предпринимателей с органами управления и основаны на началах подчиненности. Основные нормативные акты - Закон об ограничении монополистической деятельности, Закон об акцио-нерных обществах и др.;

гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права. Оно регулирует разнообразные имущественные отношения. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина. Гражданский кодекс РФ (ГК) - основной нормативный акт. Граж-данское право имеет подотрасли: авторское право, патентное право, наследственное право, торговое право. Некоторые ученые склонны считать их самостоятельными отраслями права;

жилищное право, являясь пока в основном подотраслью гражданского права, регулирует порядок предоставления и использования жилья. Основной нормативный акт - Жилищный кодекс РСФСР;

семейное право регулирует брачно-семейные отношения. Основной нормативный акт - Семейный кодекс РФ;

природоресурсное право определяет порядок владения, пользования и распоряжения природными ресурсами - землей {Земельный кодекс РФ), недрами (Закон о недрах), водой {Водный кодекс РФ), воздухом (Воздушный кодекс РФ), лесными богатствами (Лесной кодекс РФ);

экологическое право выделяется в самостоятельную отрасль, но этот процесс практически уже завершен. Оно регулирует защиту природных объектов и всей окружающей среды. Закон об охране окружающей среды - основной нормативный акт. Охранительные нормы экологического права имеются также во многих нормативных актах (УК, КоАП, ГК и др.);

трудовое право регулирует общественные отношения, связанные с применением наемного труда. Основной нормативный акт - Трудовой кодекс РФ (ТК).

Право социального обеспечения - подотрасль трудового права, главным нормативным актом которого является Закон о государственных пенсиях;

уголовное право - система норм, которые устанавливают, какие деяния являются общественно опасными, т. е. преступлениями, и какое наказание за их совершение применяется. Основной нормативный акт - Уголовный кодекс РФ (УК).

Процессуальные отрасли регулируют процедурные и организационные вопросы реализации материальных норм, разрешения юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений.

Группировка норм на материальные и процессуальные может проводиться на уровне правовой отрасли в целом либо внутри одной отрасли права.

При этом собственно материально-правовой характер носят нормы гражданского, трудового, семейного, уголовного права. Уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное право целиком состоит из процессуальных норм.

Есть отрасли права, носящие смешанный характер, т.е. В них имеются как нормы материального характера, так и нормы процессуального характера. Конституционное, административное и финансовое право включает как материально-правовые, так и процессуальные нормы.

Система законодательства - это группировка правовых норм, принятых законодателем, т. е. законов и других актов парламента. К этим нормам примыкают подзаконные акты органов управления и судебная практика. Таким образом, система законодательства в целом - это система всех правовых норм.

Систему законодательства можно строить по горизонтали и по вертикали. По горизонтали - это разделение всего комплекса аконодательства на отдельные отрасли, регулирующие определенные области общественных отношений. Иными словами, это система его отраслей. По вертикали система законодательства строится по иерархии правовых норм. Вертикальный разрез связан, во-первых, с устройством государства: является оно простым (унитарным) или сложным (федеративным); и, во-вторых, с правовой силой самих норм (конституция, законы, другие законодательные акты, подзаконные акты). Ниже речь пойдет о горизонтальной структуре, о системе отраслей законодательства. О федеративной структуре законодательства мы будем говорить в следующем параграфе (об иерархии правовых норм рассказывалось в 3 предыдущей главы).

Разделение законодательства на отдельные отрасли, казалось бы, не должно вызывать серьезных трудностей. Нужно просто выделить отрасли по предмету регулирования, по той группе общественных отношений, которые составляют реальную жизнь правовых норм. Однако в нашей правовой теории проблема эта оказалась излишне усложненной.

В 1938 г. в докладе об основных задачах науки советского социалистического права А. Я. Вышинский (который занимал тогда пост Генерального прокурора страны и одновременно считался главным ученым-юристом) в директивном порядке определил отрасли советского права: государственное, административное, гражданское, трудовое, земельное, колхозное, уголовное, процессуальное и международное. Список был исчерпывающим, никаких других отраслей не предусматривалось. Отрасли, названные Вышинским, составили альфу и омегу системы советского законодательства (или системы социалистического права, как тогда говорили).

Однако в 50-е гг., особенно после XX съезда партии, когда дышать стало свободнее и появилась первая возможность с чем-то в официозе не соглашаться, выяснилось, что этот исчерпывающий перечень отраслей явно не достаточен. Потребности развития законодательства, обусловленные усложнением общественных отношений требовали расширения круга признанных ранее отраслей. Особенно остро этот вопрос встал во время дискуссии о хозяйственном праве, проходившей в конце 50-х - начале 60-х гг. В то время велась подготовка Основ гражданского законодательства и в связи с этим возникла проблема: должно ли гражданское законодательство регулировать имущественные отношения между всеми субъектами - и гражданами, и предприятиями - или только отношения с участием граждан, а отношения между предприятиями и другими юридическими лицами (хозяйственные отношения) нужно выделить в специальную отрасль и разрабатывать для нее специальные законы. В том, что хозяйственные отношения имеют серьезные отличия от отношений с участием граждан, никто не сомневался. Но достаточны ли эти отличия для формирования новой отрасли?

Для ответа на вопрос (а речь велась не только о хозяйственном праве, но и о других молодых отраслях) была создана теоретическая конструкция, основывающаяся на отличии отрасли нрава от отрасли законодательства. Отрасль права, по этой конструкции, должна была обладать своим собственным предметом регулирования (по принципу один предмет - одна отрасль права) и особым методом регулирования.

Если оба эти признака наличествовали, мы имели дело с отраслью права. Если же предмет <делился> с другой отраслью или метод оказывался несамостоятельным, то речь шла об отрасли законодательства.

По этой конструкции, отрасли права всегда выглядят образованиями первосортными, полноценными, а отрасли законодательства - подчас второсортными, не вполне полноценными. Чтобы признать отрасль законодательства отраслью права, нужно было признать за ней двойной мандат - свой предмет и свой метод. Отрасли, названные Вышинским, получили статус отраслей права, в отношении же молодых, нарождающихся отраслей вопрос решался каждый раз в длительных дискуссиях, увы, не всегда плодотворных. Был выдвинут и формальный признак отличия отрасли права от отрасли законодательства: первая (отрасль права) имела в качестве первичного основания конкретную правовую норму, а вторая (отрасль законодательства) - нормативный акт.

Так в теории права родилась дихотомия: отрасль права - отрасль законодательства. Нетрудно заметить, что такой подход был объясним нормативистским пониманием права. Если право - система норм и законодательство - также система норм, то дуализм самого понимания системы очевиден. Если отойти от нормативистской трактовки права, то проблема отпадает сама собой: система права - это идеи, нормы, отношения, а система законодательства - это составляющие его отрасли. С этой точки зрения можно и нужно говорить о системе отраслей законодательства, а категория <отрасль права> утрачивает свое содержание. Но такой упрощенный прием, решение проблемы с помощью простых силлогизмов вряд ли достаточны, дихотомию <система права - система законодательства> нужно рассматривать и по существу.

Можно констатировать, что теоретические доводы об отличии отрасли права от отрасли законодательства оказались несостоятельными, не получили практического подтверждения. Так, оказалось, что невозможно провести различие, границу между нормой права и нормативным актом. Может быть, норма - одно правило, а нормативный акт - несколько? Вряд ли, потому что и в норме может быть несколько правил, и в нормативном акте - только одно из них. Примеров тому немало. Но главное не в этом. Если на стадии первичного элемента чисто количественный признак еще может быть относительным критерием различия, то на стадии отрасли это его значение утрачивается полностью. Ведь отрасль - это всегда совокупность, а в совокупности норм или нормативных актов значение исходного элемента теряется. Как совокупности, и отрасли права, и отрасли законодательства оказывались тождественными по содержанию.

Не удалось доказать и тезиса о том, что определенной группе отношений соответствует одна и только одна отрасль права. Практика правового регулирования постоянно опровергала этот тезис, хотя он служил основой для конструкции системы отраслей права. Нельзя было найти ни одной группы отношений, регулируемых признанными отраслями права, которые не регулировались бы и другими отраслями. Наиболее ярко это было видно на примере таких фундаментальных отраслей, как гражданское и административное право. В регулировании имущественных отношений (предмет гражданского права) и управленческих отношений (предмет административного права) участвуют многие другие отрасли права - трудовое, земельное, природоохранительное, финансовое и др. Это очевидное несоответствие исследователи попытались разрешить с помощью идей о разных уровнях системы права, о наличии профилирующих и специальных, основных и комплексных отраслей. Неподобные попытки лишь усложнили вопрос, перевели его в очередное терминологическое противоречие, но не внесли ясности. Какие бы термины ни использовать, основной вопрос остается: есть соответствие определенной группы общественных отношений определенной отрасли права (и только ей) или нет? Практика свидетельствует, что подобной односторонней связи нет, что для всех известных отраслей права и групп общественных отношений характерна многосторонняя связь. Значит, предмет не может служить однозначным признаком отрасли права. Таков однозначный вывод практики правового регулирования.

Но допустим, что практика ошибается, идет в неверном направлении. Можно ли теоретически обосновать конструкцию <один предмет - одна отрасль>? Чтобы ответить на этот вопрос положительно, нужно было бы найти такую группировку, такую структуру общественных отношений, которая совпадала бы со структурой отраслей права. Сделать это, как неоднократно доказывалось в литературе (выше мы об этом говорили), невозможно. Все известные критерии деления общественных отношений непригодны для правовой классификации. Правовое регулирование, напомним, осуществляется через три слоя, три <сквозных жилы> в общественных отношениях: имущественные отношения, управленческие отношения и отношения по обеспечению общественного порядка. Если допустить, что каждому слою соответствует своя отрасль права, то мы получаем искомую систему, построенную по предметному критерию. Возможно, на ранних этапах развития права так оно и было. Об этом свидетельствует историческое деление права на частное и публичное. Но затем правовое регулирование все более и более усложнялось, далеко перешагнуло рамки частного и публичного права, как бы растеклось по множеству отраслей. Процесс этот продолжается и сейчас во всех развитых странах. О прошлом напоминает только положение государственного, административного, гражданского и уголовного права в общей системе права. Рецепцией конструкции публичного и частного права в современных условиях явилась идея профилирующих отраслей права, к которым прежде всего было отнесено государственное, административное, гражданское и уголовное право. Но в современных условиях, когда и сами общественные отношения, и их правовое регулирование значительно усложнились, выделить в чистом виде имущественные, управленческие и охранительные отношения как объекты правового регулирования невозможно. Эти отношения регулируются не сами по себе, а в определенных сферах, которым подчинено отраслевое регулирование: в хозяйстве, в труде, в семье, в экологии и др. Регулирование фактически осуществляется в пределах каждой сферы, а они не разделены стенками и сплошь и рядом <наползают> друг на друга, пересекаются. И вот здесь-то и кроется неустранимое теоретическое противоречие конструкции <один предмет - одна отрасль>. Если исходить из того, что имущественные отношения составляют предмет гражданского права, управленческие - государственного и административного, а охранительные - уголовного, то предмета для других отраслей не остается. А если исходить из того, что каждая из специальных отраслей (хозяйственное, трудовое, семейное, природоохранительное и др.) <отрезает по куску> предмета у исторически исходных отраслей, то предмет последних приобретает остаточный характер и постепенно исчезает. Для конструкции системы отраслей права это убийственно.

Следовательно, конструкция <один предмет - одна отрасль права> не находит подтверждения.

Точно так же не подтверждается конструкция <один метод - одна отрасль>. Выше, в изложении вопроса о характере правового регулирования (2 предыдущей главы) было показано, что правовому регулированию присущи, в принципе, всего два метода - диспозитивный и императивный. В каждой отрасли в большей или меньшей степени используются оба метода. Сочетание методов, преобладание императивных или диспозитивных начал, обусловленное природой регулируемых отношений, имеет свои особенности в той или иной отрасли. Но ни одна отрасль не обладает единственным, неповторимым методом.

При характеристике метода правового регулирования, помимо начал диспозитивности и императивности, используется и такой признак, как правовое положение субъектов (сторон) регулируемых отношений. По правовому положению стороны могут быть либо равноправны, либо находиться в отношениях власти - подчинения. Равноправие сторон отличает диспозитивный характер регулирования. Эти особенности метода и характера регулирования свойственны в основном имущественным отношениям, они охватывают главным образом гражданское законодательство и тесно связанные с ним отрасли. Отношения власти - подчинения относятся к императивному регулированию.

Эти черты свойственны управленческим отношениям, они охватывают главным образом конституционное и административное законодательство и связанные с ними отрасли. Статус равенства субъектов и статус власти - подчинения не свойственны только той или иной отрасли. Оба статуса используются во всех отраслях, поскольку каждая из них регулирует имущественные и управленческие отношения в определенной сфере. Следовательно, и с позиций правового положения субъектов отношений ни одна отрасль не обладает единственным, неповторимым методом.

Полагаем, что сказанного достаточно, чтобы даже с позиций нормативистского правопонимания убедиться в некорректности различия отраслей права и законодательства. Тем более очевидна эта истина с позиций ненормативистского понимания, когда право рассматривается не только как система правовых норм. Как система правовых норм понимается законодательство, именно в нем нужно проводить группировку по отраслям. Система законодательства в горизонтальном разрезе - это система его отраслей. В терминологии сохраняется и, повидимому, еще долго будет сохраняться термин <отрасль права>. Нужно только иметь в виду, что между этим термином (когда речь идет о системе норм) и термином <отрасль законодательства> нет различий. В обоих случаях речь идет о системе норм, регулирующих определенную область общественных отношений. С позиции различия права и закона корректнее, говоря об отрасли, употреблять термин <отрасль законодательства>. Однако речь шла вовсе не о терминологических несовпадениях. Сама конструкция отраслей права оказалась окостенелой, застывшей, не учитывающей динамику правового регулирования и неизбежное появление новых отраслей. Вот почему эта конструкция должна уступить место идее отраслей законодательства, идее более подвижной, динамичной.

Очевидно то, что создание правовых норм не может осуществляться лишь по чисто субъективному усмотрению конкретных законодателей. Соответствующее содержание и необходимость принятия правовых актов детерминированы реально существующей сложной системой социальных отношений, выступая частью которой правовое сознание отображает и воспроизводит ее специфику и структуру на юридическом уровне. В связи с этим право также имеет вид определенной системы.

Российское право: система, отрасли

Это два основополагающих понятия, ввиду чего стоит начать с их определения. Система права – так называемое единство действующих в рамках государства правовых норм, сгруппированных во взаимосвязанные отрасли, которое упорядочено структурно. Она выражает внутреннее единство права, обусловленное системой сложившихся социальных отношений. Ее первичные элементы – правовые предписания - .

Разделение всех существующих норм (юридических) на материальные (они регулируют реальные взаимосвязи между людьми, их объединениями, к примеру, по форме собственности, госуправления, политической и трудовой деятельности и пр.) и процессуальные (они устанавливают процедуру разрешения конфликтов, споров, расследования, судебного рассмотрения правонарушений, можно сказать, регламентируют чисто организационные вопросы) обуславливает формирование аналогичного рода отраслей права.

Деление данной системы на обособленные части зависит от сферы социальных отношений, которую регулируют определенные нормы (основной критерий выделения отдельных отраслей – это предмет регулирования (правового), дополнительный – метод регулирования ).

Система права (отрасли права в своей совокупности) имеет 3 вида:

  1. Англо-саксонская (источники права – ряд судебных процедур, нормативно-правовых актов; носит казуистичные черты).
  2. Традиционно-религиозная, мусульманская (правовой источник – религиозные догмы, каноны, обычаи).
  3. Романо-германская (присутствует строгая системность; основной правовой источник – закон, ряд нормативно-правовых актов, подлежащих систематизации и кодификации).

Отрасль права – автономная совокупность действующих правовых норм, входящих в структуру его системы, которая регулирует качественно однородный образ социальных отношений. Один из критериев разделения вышерассмотренной системы на отрасли – отличительные признаки одних социальных отношений от других (содержание, цели, задачи). Прежде всего, все отрасли российского права различают по предмету регулирования (правового). Также они имеют отличительные признаки:

  • особый предмет, метод;
  • способность равноправно взаимодействовать с другими правовыми отраслями (на одном уровне);
  • количественная достаточность норм;
  • специфические признаки соответствующей отрасли;
  • потребность социума в регулировании соответствующей общественной сферы непосредственно на конкретном уровне;
  • наличие автономного чаще всего кодифицированного законодательства.

Понятие предмета отрасли права может быть интерпретировано как качественно однородный образ социальных отношений, который попадает под воздействие норм конкретной отрасли права. Он - главное объективное основание для распределения соответствующих норм по конкретным отраслям. К примеру, нормы права, предмет которых – отношение сотрудника и работодателя, составляют отдельную отрасль, а те, которые регулируют социальные отношения в имущественной сфере, формируют совсем иную отрасль и т. п.

Также понятие отрасли права допустимо трактовать как главный особый компонент в правовой структуре, сосредотачивающий в значительной степени качественные особенности регулирования права. Это самый автономный компонент. Понятие отрасли права подразумевает, что в пределах ее предмета регулирования формируется особый правовой режим взаимосвязи субъектов правоотношений с их участниками. Она обеспечивает целостность в процессе урегулирования социальных отношений.

Итак, система права, отрасли права, ее предмет – основные понятия рассматриваемого вопроса.

Типология отраслей права

Есть определенное соотношение отраслей права. Важно очертить общие границы между разными группировками норм, учитывая их тесную взаимосвязь. Существуют общепринятые виды отраслей права, а именно:

  1. Конституционное право – это, безусловно, ведущая отрасль.
  2. Финансовое право (его нормы тесно взаимосвязаны с административным).
  3. Административное право (объекты управления – экономика, культура, здравоохранение, правопорядок, наука, образование, оборона, охрана гражданских прав и пр.).
  4. Сельскохозяйственное право (нормативный акт – это примерный устав с/х артели, уставы колхозов и пр.).
  5. Земельное право (главным нормативным актом является Земельный кодекс).
  6. Гражданское право – самая обширная отрасль.
  7. Трудовое право – достаточно крупная отрасль.
  8. Семейное право (главным нормативным актом выступает Семейный кодекс).
  9. Уголовное право (правовая база – Уголовный кодекс).
  10. Уголовно-процессуальное право (правовая база – Уголовно-процессуальный кодекс).
  11. Уголовно-исполнительное право (нормативным актом признается Уголовно-исполнительный кодекс).
  12. Гражданско-процессуальное право (нормативный акт – это Гражданский процессуальный кодекс).

Из всего перечня выделяют: основные отрасли права и производные. Особое место отводится международному праву (комплекс юридических норм, принципов, регулирующих взаимосвязи, которые возникают между государствами и иными участниками мирового общения). Его принципы прописаны в Уставе ООН, иных документах.

По мере эволюции цивилизации выделяют и такие виды отраслей права, как морское, таможенное и космическое. В связи с этим, можно сказать, что сфера применения юридической деятельности постоянно расширяется.

Отрасли права РФ

В нашей стране оно имеет четко структурированную систему, имеющую свою иерархию. Так, ведущей отраслью права является конституционное . Оно определяет, закрепляет основы права человека, государственного устройства, а также порядок формирования соответствующих органов госвласти, принципы их работы. Это комплекс норм, фиксирующих основы российской политики и общественного строя, правового положения российских граждан, их свободы, права, обязанности, национально-государственное устройство России, систему ее госорганов.

Нормы госправа устанавливают требуемую политическую, экономическую социальную основу, госдеятельность в сфере соцразвития и культуры, защиты Отечества и внешней политики и регулируют взаимосвязи личности с государством, определяют систему, порядок образования органов судебной, исполнительной, законодательной власти, а также местного самоуправления, принципы их деятельности. Госправо – ведущая отрасль из-за его способности фиксировать основы всей общественной и государственной организации страны.

Конституционное право как отрасль права особая система его норм, которые регулируют качественно однородную совокупность общественных отношений, формирующихся в ходе организации, функционирования контроля, выполняемого конституционными судами в качестве автономного вида судопроизводства. Оно подразделяется на 2 подотрасли:

  • конституционно-судебный процесс;
  • конституционно-судебное право.

Ведущий характер рассматриваемого права заключается в наличии основного источника – Конституции государства, которая содержит базовые нормы для остальных отраслей, где они впоследствии находят конкретное развитие и воплощение. В связи с этим, можно сказать, что конституционное право как отрасль права – так называемое ядро всей системы (правовой).

Первый уровень российской системы права

Он включает 3 основные отрасли права:

  1. Гражданское право . Предмет регулирования – имущественные (личные неимущественные) отношения.
  2. Административное право . Оно регулирует взаимосвязь в области госуправления (между госорганами, между гражданами и государством).
  3. Уголовное право . Здесь регулирование направлено на отношения, связанные с охраной общественного порядка и социальной безопасности, а также на защиту здоровья и жизни граждан. Нормы данного права устанавливают характер преступлений, размеры наказаний.

Вышеперечисленные виды отраслей права (каждая) имеют 2 уровня. Это так называемый второй и третий. На них расположены достаточно автономные отрасли российского права. Однако они по-прежнему считаются производными от рассмотренных ранее (основных).

Гражданское право как отрасль права

Оно признано самым большим, исходя из охвата регулирования социальных отношений. Гражданское право как отрасль права включает определяющие начала для нескольких его отраслей, а именно:

  1. Хозяйственное право . Предмет регулирования – социальные взаимосвязи в области имущественного, хозяйственного оборота. Оно существенно дополняет, конкретизирует обширное гражданское право.
  2. Земельное право . Предмет регулирования – отношения касаемо охраны и использования земли.
  3. Таможенное право . Оно нацелено на взаимосвязи, которые формируются в процессе перемещения товаров, транспортных средств, граждан через существующую таможенную госграницу.
  4. Трудовое право . Предмет регулирования – отношения, появляющиеся в ходе трудовой деятельности. Оно могло быть частью гражданского, если бы действующие в нем нормы не прописывали жесткие требования касаемо соблюдения установленной трудовой дисциплины, а также строгую зависимость (административную) сотрудника от работодателя.
  5. Жилищное право . Предмет его регулирования – общественные отношения, которые появляются в жилищной области. Жилые строения принадлежат к такой категории, как недвижимое имущество, отчуждение либо приобретение которого также попадает под регулирование гражданского права.
  6. Семейное право . Оно регулирует отношения (имущественные, неимущественные) между супругами, детьми и родителями, остальными членами семьи.

Определяющая роль обширного гражданского права относительно остальных отраслей в том, что в ситуации, когда вышеперечисленные виды отраслей права будут иметь пробелы в законодательстве, в ход пойдут нормы гражданского.

Административное право и перечень близких ему отраслей

Для начала стоит напомнить суть данного юридического понятия. Административное право как отрасль права – совокупность норм, которые регулируют социальные отношения, появляющиеся в ходе осуществления исполнительной и распорядительной работы госорганов, а также устанавливают их структуру, компетенцию. Именно его нормы регламентируют деятельность органов управления (кабинета министров, правительств), федеральных служб, агентств, министерств, муниципальных органов.

Административное право как отрасль права имеет схожие отрасли, такие как банковское, финансовое, налоговое право и пр. Объекты данных отраслей – деньги. Главное отличие их от гражданского права (в рамках которого государство не осуществляет вмешательство в работу лиц, выполняющих перераспределение имущества) – применение административных методов регулирования. К примеру, в соответствии с нормами финансового права именно государство устанавливает размер бюджета, а также занимается его распределением.

Уголовное право: второй уровень

Это отрасль права, его нормы определяют, какие из деяний являются преступлениями, а также какие наказания положены за их совершение. Данное право закрепляет основания соответствующей уголовной ответственности, характер, объем и цели наказания, условия его реализации по отношению к преступникам.

Его второй уровень – уголовно-исполнительное право, которое регулирует посредством действующих норм взаимосвязи, сопряженные с правосудием по конкретным уголовным делам, и определяет порядок отбывания преступниками уголовного наказания.

Третий уровень рассматриваемых отраслей права

Он включает следующие отрасли процессуального права:

  • уголовно-процессуальное;
  • арбитражное и гражданское;
  • административно-процессуальное.

Эти отрасли регулируют установленный порядок судопроизводства по административным, уголовным и гражданским делам.

Частное и публичное право: определение, отрасли

Первое – упорядоченная совокупность норм, которые обеспечивают частный интерес отдельно взятых личностей, коллективов, защищающих и регулирующих взаимосвязи между частными лицами. В зависимости от предмета регулирования существуют различные отрасли частного права.

Второе – нормы, которые защищают публичный интерес, общее благо. Оно взаимосвязано с разного рода полномочиями, организационно-властной работой госорганов. Данное право фиксирует установленный порядок органов госвласти и госуправления.

Отрасли частного права, которые призваны обеспечить существующие интересы отдельных организаций и граждан, следующие:

  • гражданское право;
  • жилищное;
  • трудовое;
  • семейное и пр.

Отрасль публичного права – конституционное .

Систематизация законодательства: понятие, формы

Такие категории, как «система законодательства » и «» достаточно близки. Иногда их даже отождествляют. Однако они все же не совпадают по критерию содержания. Последнее – более обширное понятие. К примеру, уголовное законодательство – комплекс ряда нормативно-правовых актов, которые регулируют социальные отношения, относящиеся к компетенции уголовного права. Здесь само уголовное право охватывает и уголовное законодательство, и уголовно-правовые взаимосвязи. Помимо этого, оно выступает отраслью научного знания (теоретическая, учебная дисциплина).

В той ситуации, если система права представлена совокупностью его отраслей, то система законодательства – это упорядоченная совокупность их источников (официальных госдокументов, в рамках которых закрепляются соответствующие юридические нормы, предназначенные для регулирования социальных отношений в одной из отраслей права). Для целей упорядочивания и совершенствования норм права государство осуществляет их систематизацию, вследствие чего становится очевидным употребление понятия системы законодательства.

Существуют следующие формы рассматриваемой категории:

1. Кодификация особая деятельность правотворческих госорганов в сфере упорядочивания, корректировки, переработки существующего законодательства в определенной области социальных отношений для формирования нового единого, логически непротиворечивого нормативного акта (сводного). Как правило, выделяют 3 ее вида:

  • законодательные основы;
  • уставы;
  • кодексы.

Последний вид считается наиболее распространенным (ГК, СК, УК и пр.). Кодифицированные акты нацелены на продолжительное регулирование социальных отношений. А их принятие – шаг вперед в эволюции законодательства.

2. Инкорпорация – объединение существующих нормативных актов в соответствующие сборки через их репродуцирование (без переработки). Она бывает:

  • систематической (например, принятые в течение месяца нормативные акты объединяются в сборники по конкретному предметному признаку – отраслям права);
  • хронологической (нормативные акты сгруппированы в сборниках, исходя из их времени принятия).

Инкорпорация также может быть неофициальной (внешняя обработка действующего законодательства для создания сборников, справочников, предназначенных конкретной категории специалистов, которые работают на предприятии, в организации, учреждении; на них нельзя ссылаться в ходе правотворчества, применения права) и официальной.

Иногда выделяют и консолидацию в качестве формы систематизации законодательства. Она может быть трактована как группировка ряда нормативно-правовых актов, которые действуют в рамках одной и той же сферы социальных отношений, в единый (общий) сводный акт без какого-либо изменения содержания.

Консолидация по форме близка к инкорпорации (систематической), ввиду того что нововведения в регулирование социальных отношений не вносятся, однако по своей сути она схожа с кодификацией из-за того, что консолидированный акт выступает сводным нормативным. Чаще всего данная форма применяется в местах, где отсутствует необходимость либо возможность кодификации.

Все отрасли права оснащены собственной системой законодательства (источниками права). Рассматриваемое понятие также разграничено на законодательные отрасли, а именно:

  1. Отраслевое . Данное законодательство включает нормы лишь 1-ой отрасли права. К примеру, трудовое законодательство состоит из норм исключительно трудового права.
  2. Внутриотраслевое . Оно содержит нормы только конкретной части отрасли. Например, В гражданском праве можно выделить такое законодательство, как авторское, о предпринимательстве и прочие, выступающие именно внутриотраслевым законодательством ввиду того, что регулируют отдельно взятые сферы гражданско-правовых взаимосвязей.
  3. Комплексное . Оно встречается достаточно редко и состоит из комплекса норм, которые относятся сразу к нескольким отраслям, однако входят в самостоятельную отрасль. К примеру, военное законодательство включает часть норм административного права, а часть – других отраслей.

Итак, отрасль законодательства может совпадать по форме с отраслью права, однако по содержанию она более узкая.

Заключение

Таким образом, стоит отметить, что все российские отрасли права тесно взаимосвязаны и, более того, проникнуты особым органическим единством, однако они вовсе не равнозначны, исходя из таких критериев, как значение, объем, роль в процедуре воздействия на социальные взаимосвязи, потому что разные области данных отношений совсем не идентичны ни по широте, ни по составу.

В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения. Большинство отраслей права относится к категории материального.

  • - конституционное (государственное) право;
  • - административное право;
  • - гражданское право;
  • - предпринимательское право
  • - трудовое право;
  • - финансовое право;
  • - уголовное право;
  • - экологическое право;
  • - семейное право
  • - коммерческое
  • - жилищное и др.

Конституционное право -- ведущая отрасль российской правовой системы, представляющая собою совокупность норм, регулирующих основы общественного и государственного строя, правовое положение человека и гражданина, определяющих форму государства, компетенцию высших органов государственной власти и должностных лиц, конституционно-правовые основы местного самоуправления. Конституционное право имеет особый предмет и метод регулирования. Предмет -- правовые отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета Российской Федерации. Методы -- дозволение, предписание, запрещение (они характерны для всех публичноправовых отраслей), а также установление (характерно только для конституционного права).

Административное право -- совокупность норм, регулирующих отношения в сфере государственного управления. Нормы административного права устанавливают систему, порядок и компетенцию государственных органов и должностных лиц исполнительной власти, закрепляют права и обязанности граждан в отношениях с этими органами и должностными лицами, определяются понятие и виды административных правонарушений, устанавливаются меры административной ответственности.

Финансовое право -- отрасль права, состоящая из норм, с помощью которых регулируются отношения в процессе создания, распределения и использования денежных фондов государства. Административно-правовые отношения имеют неимущественный характер, тогда как финансово-правовые носят именно имущественный (денежный) характер. В состав финансового права входят подотрасли -- бюджетное, налоговое и банковское право, тяготеющие к обособлению.

Уголовное право -- совокупность норм, закрепляющих основание и принципы уголовной ответственности, определяющих понятие и виды преступлений, виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера. Нормы уголовного права носят запретительный характер и запрещают общественно опасные действия или бездействия под угрозой применения средств уголовного наказания. Уголовное право подразделяется на Общую и Особенную части. В Общей содержатся положения об уголовной ответственности, понятие преступления, формы и виды вины, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность и т.д. В Особенной части предусматриваются конкретные виды преступлений и определяются наказания, применяемые за их совершение.

Экологическое (природоохранное) право -- молодая отрасль права, нормы которой регулируют отношения людей, юридических лиц и государства в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Нормами этой отрасли закрепляются стандарты здоровой окружающей среды. Некоторые исследователи считают, что экологическое право -- это комплексная отрасль современного российского права, сходная с аграрным или хозяйственным правом.

Гражданское право -- ведущая отрасль права. Предмет регулирования: имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, свободе волеизъявления и имущественной самостоятельности сторон.

Подотраслями гражданского права являются авторское, изобретательское, наследственное право и другие, которые, впрочем, не тяготеют к обособлению. В качестве подотрасли гражданского права, тяготеющей к обособлению, можно выделить предпринимательское право.

Семейное право -- отрасль права, нормы которой регулируют личные неимущественные отношения, связанные с браком и семьей, родством, опекой и усыновлением и связанные с ними имущественные отношения Они устанавливают, в частности, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, признания его недействительным, определяют порядок и формы опеки и попечительства.

Трудовое право -- отрасль, регулирующая отношения по применению труда на предприятиях различных форм собственности, в учреждениях и организациях. Предмет регулирования: отношения работника и работодателя по поводу труда первого.

Земельное право -- отрасль, регулирующая отношения по поводу владения, пользования и эксплуатации земли. Предмет регулирования: отношения между лицами, а также государством и его органами по реализации права собственности на землю, по ее обработке, эксплуатации, повышению плодородия, охране и т.д.

Исправительно-трудовое право -- отрасль, нормы которой определяют порядок и условия отбывания наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия к лицам, осужденным к лишению свободы, ссылке, высылке, исправительным работам, а также порядок функционирования учреждений и органов, исполняющих приговоры и т.д.

Международное публичное право -- не является составной частью национальной системы права. Это совокупность норм, а также принципов, содержащихся в международных конвенциях, договорах, актах, уставах международных организаций, регулирующих отношения между государствами и иными лицами, наделенными международно-правовой субъектноетью.

Международное частное право -- совокупность норм права, регулирующая гражданские, брачно-семейные и трудовые отношения, имеющие международный характер. Предмет -- отношения, регулируемые в Российской Федерации нормами национального гражданского, брачно-семейного и трудового права, осложненные иностранным элементом и имеющие международный характер.



Просмотров