Исполнительная власть. Глава исполнительной власти

Согласно принципу разделения властей, на основе которого строится государственная власть в Российской Федерации, основное назначение исполнительной власти состоит в осуществлении управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых представительными органами.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации (ст. 110 Конституции РФ).

Правительство в основном несет ответственность за свои действия перед Президентом РФ. Его члены, председатель и заместители не могут быть депутатами Государственной Думы, как и депутаты не могут быть членами Правительства.

В соответствии с Федеральным конституционным законом о Правительстве РФ, члены Правительства обязаны по приглашению палат Федерального собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на их вопросы.

Совсем по-другому Правительство взаимодействует с Президентом РФ, который согласно действующей Конституции не входит ни в одну из трех властей. Однако в этой же Конституции закреплен ряд конституционных полномочий Президента в сфере исполнительной власти, согласно которым Президент по существу входит в эту власть. Так, например. Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы и единолично смещает Председателя Правительства, а также назначает и смещает всех членов Правительства, напрямую минуя Правительство руководит некоторыми министерствами. Такими как министерство обороны, министерство иностранных дел.

Кроме того. Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

Указы Президента РФ по своей юридической силе выше постановлений Правительства РФ.

Анализируя сказанное, можно сделать вывод о том, что главой исполнительной власти по существу является не Председатель Правительства или Правительство в целом, а Президент РФ.

Такое соотношение между властью Президента РФ и Правительством РФ не означает, что Правительство никакой самостоятельности не имеет. Так оно самостоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Правительство РФ возглавляет единую систему органов исполнительной власти. Оно издает свои правовые акты, т.е. занимается правотворчеством, при этом не спрашивая согласия Президента РФ. Самостоятельно взаимодействует с Федеральным Собранием и судебной властью.

В Конституции РФ Правительству РФ уделена специальная глава 6. Другие полномочия Правительства нашли свое закрепление в федеральных законах и указах Президента РФ.

В ст. 114 Конституции РФ закреплен перечень вопросов, относящихся к компетенции. Правительства РФ, но в заключении его говорится, что оно осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Следовательно, конституционный перечень не является исчерпывающим.


Правительство РФ в пределах своих полномочий: организуют реализацию внутренней и внешней политики РФ, осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, реализует право законодательной инициативы.

Правительство по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ законом.

Правительство осуществляет регулирования экономических процессов, обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики. Кроме того, осуществляет управление федеральной собственностью, разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества.

В ст. 114 Конституции РФ определена роль Правительства в организации бюджетного процесса, то есть в регламентированной законом деятельности органов государственной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального бюджета. В обязанности Правительства входят разработка и представления Государственной Думе федерального бюджета, обеспечение его исполнения; Правительство представляет в Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

Без заключения Правительства не могут быть внесены в Государственную Думу законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

В области государственных финансов к важнейшим проблемам, решаемым Правительством, относятся сокращение дефицита федерального бюджета, предотвращение неконтролируемого роста расходов бюджета.

В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Правительство создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, реализации правового механизма рыночной экономики. Оно разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. В условиях рыночной экономики Правительство, естественно, прямо не управляет предприятиями свободно - предпринимательского сектора, но осуществляет широкие меры по финансовой стабилизации страны, государственным ценным бумагам, валютным отношениям, таможенному делу, инвестированию. В тоже время в сфере полномочий Правительства остаются государственные предприятия, государственный заказ и другое.

Кроме указанных областей, Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в социальных областях, таких как культура, наука, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, экология.

Правительством осуществляются: контроль за реализацией государственных программ поддержки культуры, науки и образования, и меры по социальной защищенности граждан, охране окружающей среды, по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, стихийных бедствий.

Важная обязанность Правительства состоит в обеспечении гарантий законодательно установленных размеров оплаты труда и уровня социального обеспечения. Оно обеспечивает поддержку наименее социально защищенных групп населения, разрабатывает направления государственной социальной политики и принимает меры по обеспечению социальной и правовой защищенности граждан, их права на труд. Другими не менее важными направлениями деятельности Правительства являются оборона, безопасности и внешняя политика.

Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализация внешней политики Российской Федерации. Руководители министерств и ведомств, осуществляющих управление в этих областях, подчиняются Президенту РФ, но вместе с тем значительные полномочия и ответственность возложены на Правительство РФ. Так, Правительство РФ занимается вопросами оснащения вооружением и военной техникой, обеспечения материальными средствами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации; руководит гражданской обороной.

Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 года закрепляет полномочия Правительства в области обороны.

Значительны также полномочия Правительства РФ в области безопасности. Они определены в Законе РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года. Правительство обеспечивает руководство органами обеспечения безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности органами исполнительной власти. Так оно координирует деятельность ФСБ с органами исполнительной власти.

При решении внешнеполитических задач Правительство проводит переговоры и заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции, принимает меры к выполнению международных договоров Российской Федерации.

Согласно ст. 114 Конституции РФ в сферу полномочий Правительства РФ входит осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство решает вопросы, связанные с финансированием правоохранительных органов, обеспечением деятельности органов судебной власти, проводит анализ состояния законности в стране и эффективности борьбы с преступностью.

Соблюдение основных прав и свобод граждан находится под контролем исполнительной власти.

Перечень полномочий Правительства, предусмотренный ст. 114 Конституции РФ, не является исчерпывающим Конституцией, федеральным законом, указами Президента Правительства наделено и другими полномочиями. Так, например, право законодательной инициативы, полномочия определенные Таможенным кодексом РФ и другие.

Одним из важных вопросов деятельности Правительства является нормотворчество.

В ст. 115 Конституции РФ говорится, что на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, Правительства РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Этим определяется подзаконных характер актов, издаваемых Правительством, обязательность их соответствия Конституции, законом и нормативным указам Президента РФ.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ Правительство России обладает правом законодательной инициативы, которая означает, что оно может самостоятельно подготавливать проекты законов и выносить их на рассмотрение в Государственную Думу.

Правовые акты Правительства являются важным звеном правовой системы России, и их основные формы устанавливаются в Конституции. Конституция определяет. Что формами правовых актов Правительства России являются постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Постановлениями Правительства Российской Федерации должны оформляться решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение. Решение по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Постановление принимается на заседаниях Правительства при наличии кворума и путем голосования. Постановление Правительства подписывается Председателем Правительства или его Первым заместителем.

Кроме того, в качестве постоянного органа Правительства в его аппарате действует Президиум Правительства, который призван решать текущие и оперативные вопросы.

Заседание его проводятся по мере необходимости, а принятые решения оформляются в форме постановлений и распоряжений Правительства, однако они не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях Правительства Российской Федерации.

Необходимо отметить, что, устанавливая правовые формы актов, издаваемых Правительством РФ, Конституция РФ в то же время возлагает на Правительство обязанность обеспечивать их исполнения. Это помогает их оперативному и точному практическому внедрению, поскольку чаще всего тяжесть исполнения падает на те же органы исполнительной власти, которые подготавливают соответствующие акты.

Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации, т.е. на всей ее территории и всеми субъектами и органами местного самоуправления. Обязательность распространяется на всех граждан и должностных лиц, на все общественные объединения, государственные и частные предприятия. Таким образом, конституционный статус актов Правительства ставит эти акты по их обязательности в один ряд с законами и указами Президента РФ. Хотя по юридической силе они стоят ниже, чем последние, так как принимаются на основании и во исполнении выше стоящих актов.

Интересен вопрос о том, могут ли акты Правительства РФ отменять или приостанавливать акты исполнительной власти субъектов РФ. Статья 77 Конституции РФ определила, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти. Кроме того, из установленного Конституцией РФ обязательного характера актов Правительства РФ ясно вытекает вывод о том, что в случае расхождения этих актов с актами исполнительной власти субъектов РФ приоритет отдается постановлению или распоряжению Правительства РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Такое правило выглядит совершенно естественным, так как Президент РФ, во-первых, является гарантом Конституции РФ, а во-вторых, по существу возглавляет исполнительную власть.

В соответствии с ч.2 ст. 110 Конституции РФ в состав Правительства входят: Председатель, заместители Председателя и федеральные министры. Кандидатуры на должности заместителей Председателя и федеральных министров предлагаются Президенту РФ Председателем Правительства.

Таким образом, практически количество членов Правительства определено Президентом РФ. Количество заместителей Председателя Правительства РФ Конституцией РФ не лимитируется, в это понятие включаются, и первые заместители - общее их число определяется Президентом РФ по его усмотрению.

Указами Президента РФ создаются, упраздняются, сливаются и разделяются министерства и ведомства, осуществляется их преобразование и переименование. В соответствии с ними Правительство РФ устанавливает функции и полномочия, преобразованных и вновь созданных федеральных органов исполнительной власти, а также уточняет положения о действующих органах в целях обеспечения или реализации государственной политики в установленных сферах ведения.

Как правило, общая структура федеральных органов исполнительной власти разрабатывается и принимается при формировании Правительства РФ после выборов Президента РФ, в дальнейшем она только изменяется и дополняется, хотя иногда и существенно.

Статья 1. Исполнительную власть в Российской Федерации возглавляет Президент Российской Федерации.
2. Президент избирается гражданами Российской Федерации всеобщими равными и прямыми выборами при тайном голосовании сроком на шесть лет.
3. Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом, не имеющий иностранного гражданства (подданства) и проживавший на территории Российской Федерации не менее пяти лет непосредственно перед выдвижением.
4. Никто не может быть избран на должность Президента более двух раз подряд.
5. Порядок выборов Президента определяется федеральным законом.
Статья Президент не может быть одновременно членом какого-либо представительного органа. Президент не может одновременно занимать какую-либо судебную должность. Президент не может также заниматься предпринимательской деятельностью, входить в состав руководящих органов коммерческих и иных предприятий, а также выполнять любую оплачиваемую работу. Президент не может состоять в какой-либо партии.
Статья 1. Президент вступает в должность с момента принесения присяги.
2. Текст присяги:
"Клянусь своей честью и совестью верно служить Российской Федерации, соблюдая ее Конституцию и законы, защищая ее суверенитет, уважая и охраняя права и свободы ее граждан, права народов, добросовестно исполнять возложенные на меня народом России обязанности".
Статья 1. Президент неприкосновенен.
2. Президент не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, личному досмотру, допросу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, а также привлечен к уголовной ответственности.
Статья Президент Российской Федерации:
а) возглавляет систему исполнительной власти Российской Федерации и руководит ее деятельностью;
б) назначает с учетом заключения Федерального Собрания Государственного министра по экономике; Государственного министра по финансам; Государственного министра по обороне; Государственного министра по безопасности; Государственного министра по внутренним делам; Государственного министра по иностранным делам; Государственного министра по труду и занятости населения; Государственного министра по сельскому хозяйству; Государственного министра по экологии; Государственного министра по транспорту; Государственного министра по связи и информатике;Государственного министра по вопросам юстиции; Государственного секретаря; Директора Службы внешней разведки; освобождает их от должности;
в) назначает Генерального прокурора, учреждает федеральные ведомства, назначает и освобождает от должности их руководителей;
г) назначает и освобождает от должности главу Администрации Президента и иных должностных лиц Администрации;
д) назначает выборы в Народное Собрание и дату начала работы Федерального Собрания нового созыва;
е) назначает референдум после консультаций с председателями палат Парламента Российской Федерации, по требованию Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также по требованию не менее одного миллиона граждан Российской Федерации;
ж) направляет ежегодные послания Парламенту об осуществлении внутренней и внешней политики России;
з) представляет ежегодно проект федерального бюджета и отчет о его исполнении;
и) осуществляет право законодательной инициативы;
к) подписывает и публикует федеральные законы в соответствии с процедурой, предусмотренной статьей 72 настоящей Конституции;
л) руководит осуществлением внешней политики; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, в случаях, предусмотренных Конституцией, представляет их на ратификацию Парламенту; назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации; присваивает дипломатические ранги; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей;
м) руководит обеспечением безопасности Российской Федерации;
н) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации; присваивает высшие воинские звания; руководит выработкой и осуществлением оборонной политики;
о) назначает с согласия Парламента Российской Федерации и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
и) объявляет в необходимых случаях чрезвычайное положение на всей или на части территории страны; объявляет состояние войны в случае вооруженного нападения на Россию или необходимости выполнения международных договоров о совместной обороне от агрессии;
р) решает вопросы гражданства и предоставления убежища;
с) осуществляет помилование граждан, осужденных судами;
т) награждает федеральными государственными наградами;
у) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и федеральными законами.
Статья 1. Президент Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов издает указы, имеющие подзаконный характер и обязательные к исполнению на всей территории Российской Федерации.
2. По вопросам организации работы Администрации Президента Российской Федерации Президент издает распоряжения.
Статья 1. Полномочия Президента прекращаются в случае:
а) истечения срока полномочий;
б) отставки Президента;
в) стойкой нетрудоспособности, делающей невозможным осуществление им своих полномочий;
г) отстранения от должности;
д) смерти.
2. Полномочия Президента в случае истечения срока прекращаются в момент принесения присяги вновь избранным Президентом.
3. Президент вправе в любое время подать в отставку. Полномочия Президента прекращаются с момента объявления им о своей отставке Парламенту Российской Федерации.
4. Стойкая нетрудоспособность Президента определяется утвержденным на заседании Народного Собрания заключением специальной медицинской комиссии, создаваемой на паритетных началах Федеральным Собранием и Верховным Судом.
5. Президент может быть отстранен от должности в соответствии с порядком, предусмотренным настоящей Конституцией.
6. В случаях, предусмотренных пунктами "б"-"д" части первой настоящей статьи, Президентом становится Вице-президент.
Статья 1. Вице-президент избирается одновременно с Президентом.
2. Вице-президент избирается гражданами Российской Федерации всеобщими равными и прямыми выборами при тайном голосовании сроком на шесть лет.
3. Вице-президент Российской Федерации вступает в должность одновременно с Президентом Российской Федерации.
На Вице-президента Российской Федерации распространяются ограничения и гарантии, предусмотренные частями 2-5 ст. 74, а также ст. 75 и 77 настоящей Конституции.
4. Вице-президент осуществляет отдельные полномочия Президента по его поручению.
5. Вице-президент замещает Президента в случае его временного отсутствия или временной невозможности исполнения Президентом своих полномочий.
6. Вице-президент замещает пост Президента по должности в случаях, предусмотренных частью шестой ст. 80 настоящей Конституции.
7. Полномочия Вице-президента прекращаются в случаях и в порядке, предусмотренных для прекращения полномочий Президента.
В случае досрочного прекращения полномочий Вице-президента по основаниям, предусмотренным пунктами "б"-"д" части первой ст. 80 настоящей Конституции, новый Вице-президент назначается Президентом и утверждается Федеральным Собранием.
Кроме того, полномочия Вице-президента в случае систематического неисполнения им своих обязанностей могут быть досрочно прекращены Верховным Судом Российской Федерации по ходатайству Президента.
8. При одновременной невозможности исполнения Президентом и Вице-президентом своих полномочий в случаях, предусмотренных пунктами "б"-"д" части первой ст. 80 настоящей Конституции, временное исполнение этих полномочий переходит к Председателю Народного Собрания.
Статья 1. Государственные министры обеспечивают осуществление функций государственного управления во вверенных им сферах и отраслях.
2. Государственный министр руководит работой соответствующего министерства.
3. Кандидатуры государственного секретаря и государственных министров представляются Президентом Российской Федерации Федеральному Собранию. Федеральное Собрание рассматривает представленные кандидатуры в десятидневный срок.
В случае отрицательного заключения Федерального Собрания Президент представляет новую кандидатуру либо производит назначение указанных должностных лиц на срок до одного года.
4. Федеральное Собрание вправе отстранить от должности государственного секретаря или государственного министра. Решение об отстранении от должности указанных должностных лиц принимается двумя третями от общего числа голосующих делегаций при наличии кворума. В случае отстранения Федеральным Собранием государственного секретаря или государственного министра от должности Президент производит новое назначение в установленном Конституцией порядке.
Статья 1. В целях обеспечения деятельности Президента учреждается Администрация Президента.
2. Администрация осуществляет организационно-технические и консультативные функции. Администрация Президента не имеет права принимать решения общеобязательного характера.
3. Положение об Администрации и ее структура определяются Президентом.
Статья 1. Полномочия федеральной исполнительной власти на местах осуществляют должностные лица и федеральные территориальные органы.
2. Федеральные должностные лица и федеральные территориальные органы не вправе вмешиваться в полномочия республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, а также органов местного самоуправления.

Исполнительная власть в РФ. Структура Правительства РФ, порядок назначения, полномочия

Исполнительная власть - это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ .

Правительство РФ состоит из:

Председателя Правительства РФ

Заместителей Председателя Правительства РФ

Федеральных министров

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Структура Правительства

    Председатель правительства

    Первый заместитель Председателя правительства

    Заместитель Председателя правительства

    Министр финансов Российской Федерации - Заместитель Председателя правительства

    Руководитель Аппарата правительства - Заместитель Председателя правительства

Федеральные министры:

    министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации

    министр сельского хозяйства Российской Федерации

    министр иностранных дел Российской Федерации

    министр транспорта Российской Федерации

    министр экономического развития и торговли Российской Федерации

    министр внутренних дел Российской Федерации

    первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации - министр Российской Федерации

    министр информационных технологий и связи Российской Федерации

    министр обороны Российской Федерации

    министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

    министр природных ресурсов Российской Федерации

    министр юстиции Российской Федерации

    министр образования и науки Российской Федерации

    министр промышленности и энергетики Российской Федерации

    министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Координационные и совещательные органы Правительства:

    Правительственная комиссия по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

    Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам в предстоящем (2005) году и на среднесрочную перспективу

    Комиссия Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам

    Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию

    Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации

    Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации

    Правительственная комиссия по вопросам экономической интеграции

    Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития

    Правительственная комиссия по вопросам комплексного развития транспортной системы Российской Федерации

    Комиссия Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности

    Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации

    Правительственная комиссия по организации перемещения архивных фондов и имущества Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург) в новое здание

    Правительственная комиссия по проведению административной реформы

Иные органы при Правительстве:

    Академия народного хозяйства

    Институт законодательства и сравнительного-правоведения

    Информационно-телеграфное агентство России (ФГУП)

    полномочные представители правительства при различных органах

    Экспертный совет при Правительстве России

    Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Полномочия Правительства РФ :

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации наделено довольно широкими полномочиями. Эти полномочия, в отличие от полномочий правительств многих зарубежных стран, определяются Конституцией (Основным законом) Российской Федерации и федеральными законами.

Разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет

Обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой

Обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики

Обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии

Управляет федеральной собственностью

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан

Организует охрану собственности и общественного порядка

В своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами

Издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение

Имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ)

В случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Порядок назначения

Порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации определён в ст. 111 Конституции РФ и ст.7 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Вопрос о процедуре назначения главы российского Правительства имеет большое значение, поскольку названная должность – одна из ключевых и ведущих в государстве.

В части 1 статьи 111 Конституции РФ содержится исходная норма: Председатель Правительства назначается Президентом – это одно из важнейших конституционных полномочий Президента РФ. В этой же части указанной статьи называется полномочие Государственной Думы – «с согласия Государственной Думы», которое корреспондирует со статьёй 103 часть 1, предусматривающей, что Государственная Дума даёт согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ. Далее следует предусмотренная Конституцией процедура выдвижения кандидатуры на пост Председателя Правительства. Выделим важнейшие моменты. Во-первых, право выдвигать кандидатуру на эту должность, имеет только Президент России. Во-вторых, внесение кандидатуры в Государственную Думу должно происходить в определённые сроки: а) не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента; б) не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства, если таковая имела место; в) в течение недели со дня отклонения Государственной Думой кандидата на этот пост. В части 3 статьи 111 установлен определённый срок для рассмотрения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя Правительства – в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре4.

В Регламенте Государственной Думы (глава 17) подробно определён порядок дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ. Президент России либо его полномочный представитель в Федеральном собрании официально представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ. Кандидат докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства РФ. Перед обсуждением кандидатуры в течение времени, определённого Государственной Думой, но не свыше 30 минут кандидат отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против неё. Согласие на назначение Председателя Правительства РФ считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 111 часть 4 предусматривает, что после трёхкратного отклонения Государственной Думой представленной Президентом кандидатуры Председателя Правительства РФ Президент самостоятельно назначает Председателя Правительства. Это объясняется тем, что государство не может в течение длительного времени обходиться без Правительства и его главы.

В юридической литературе статья 112 часть1 Конституции иногда рассматривается как право Президента определять структуру федеральных органов исполнительной власти. Это, однако, не бесспорно ввиду неурегулированности в законодательстве (в том числе и в самой Конституции) данного вопроса, который призван быть регламентирован в законе о системе федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядке их организации и деятельности. В настоящее время вопрос, например, о федеральных органах исполнительной власти регулируется рядом указов Президента.

ГЛАВА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

высший руководитель органов государственного управления на общенациональном или региональном уровне либо органов местного управления. На общенациональном уровне Г.и.в. во всех видах монархии является формально монарх (в парламентарных монархиях фактически - глава правительства), в президентских республиках- президент, в парламентарных - формально президент, а фактически глава правительства, в полупрезидентских республиках - президент (иногда формально - глава правительства).

В РФ применялись различные модели Г.и.в. При введении поста Президента РФ в 1991 г. в Конституции было записано, что он является высшим должностным лицом и Г.и.в. в РФ.

По действующей Конституции РФ Президент РФ - глава государства. Официально Г.и.в. на федеральном уровне является Председатель Правительства РФ. Реально исполнительная власть РФ полностью зависима от Президента РФ: она формируется Президентом. подотчетна ему, Президент может отправить в отставку Правительство в целом и отдельного члена Правительства.

В республиках в составе РФ их президенты чаще всего определяются как Г.и.в. и высшие должностные лица республик; обычно в республике имеется

правительство, возглавляемое специальным должностным лицом. В некоторых республиках (например, Татарстан) президент является главой государства.

В краях, областях и других субъектах. РФ Г.и.в. - соответственно губернатор, мэр, глава администрации субъекта РФ.

Авакьян С.А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ГЛАВА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ" в других словарях:

    ГЛАВА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - высший руководитель органов государственного управления на общенациональном или региональном уровне либо уровне органов местного управления. На общенациональном уровне Г.и.в. во всех видах монархии формально является монарх (в парламентарных… … Юридическая энциклопедия

    Юридический словарь

    Исполнительная власть Исполнительная власть Глава государства Диктатор Монарх Президент Правительство Глава правительства Канцлер Глава исполнительной власти Премьер министр Кабинет министров Министерство Министр … Википедия

    Высший руководитель органов государственного управления на общенациональном или региональном уровне либо органов местного управления. На общенациональном уровне Г.и.в. во всех вицах монархии формально является монарх (в парламентарных монархиях… …

    ГЛАВА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - высший руководитель органов государственного управления на общенациональном или региональном уровне либо органов местного управления, Г.и.в. во всех видах монархии является формально монарх (в парламентских монархиях фактически глава… … Политология: словарь-справочник

    глава исполнительной власти - ‘глава’ Syn: президент … Тезаурус русской деловой лексики

    глава исполнительной власти - высший руководитель органов государственного управления на общенациональном или региональном уровне либо органов местного управления. На общенациональном уровне Г.и.в. во всех видах монархии формально является монарх (в парламентарных монархиях… … Большой юридический словарь

    ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГЛАВА - ГЛАВА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ … Юридическая энциклопедия

    - (см. ГЛАВА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    ВЕРТИКАЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - группа иерархически установленных законом по прямой линии государственных и муниципальных должностей, которые предоставляют возможность занимающим их лицам осуществлять руководство и контроль на подчиненной территории, имеющей государственные или … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Книги

  • Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерации и ее субъектами , Сергей Чернов. Монография является продолжением темы исследования автора, по результатам которого в 2003 г. вышла его книга «Конституционно-правовой статус Республики Карелия». В новой работеэлектронная книга
  • Первичные документы: оформление, использование, хранение, выбытие , А. Н. Борисов. Книга посвящена первичным документам – документам, на основании которых ведется бухгалтерский и налоговый учет. В первой главе рассмотрены вопросы использования различных унифицированных… электронная книга
  • Основы законодательства Российской Федерации "О нотариате" . Примерная номенклатура дел государствнной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегосяся частнойпрактикой , . Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту…

Инструкция

Ключевой функцией исполнительной власти является управление государственными делами с опорой на законы. В демократических обществах исполнительная власть по сути - административная власть. К ее признакам относят организационный и универсальный характер. Исполнительная власть имеет предметный характер, т.к. она опирается на конкретные территории и ресурсы. Другой ее признак заключается в том, что она может использовать меры принуждения.

Отличием исполнительной власти от других ветвей является то, что она обладает иерархической структурой. Она имеет вторичный характер по отношению к законодательной власти, которая определяет ключевые направления ее деятельности и полномочия органов. Издаваемые исполнительной властью акты носят подзаконный характер.

Целями исполнительной власти являются обеспечение безопасности общества и государства, создание условий для полной реализации гражданами их прав и свобод, налаживание эффективного социального или экономического развития. Исполнительная власть осуществляет целеполагание и определяет текущую политику.

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ в лице его председателя, а также заместителей-министров. Правительство обеспечивает реализацию внешней и внутренней политики, регулирует социально-экономическую сферу, обеспечивает единство исполнительной власти и пр. Полномочия российского правительства весьма широкие и охватывают все важнейшие аспекты государства – международную, социальную, бюджетно-финансовую политику, а также отвечает за государственную безопасность. Оно принимает непосредственное участие в законотворческой деятельности, формирует госаппарат и управляет его деятельностью. Все функции правительства прописаны в Конституции РФ.

В структуру исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и агентства. Министерства - это федеральные органы исполнительной власти, которые отвечают за выработку государственной политики в определенной сфере. Например, в области экономики, транспорта, культуры, труда и пр.

В систему федеральных органов исполнительной власти также входят федеральные службы. Их ключевыми задачами являются контроль и надзор в определенной сфере, а также оказание услуг в определенной отрасли. Федеральные службы могут находиться в подчинении у министерств, либо напрямую контролироваться правительством или президентом. В их числе ФНС (налоговая), ФССП (судебных приставов), ФМС (миграционная), ФТС (таможенная) и пр.

Федеральные агентства осуществляют в установленной сфере функции по оказанию государственных услуг, а также управляют госимуществом. В их числе Ростуризм, Роснедра, Росавиация, Росимущество, Роскосмос и пр.

Служба по занятости и труду является органом исполнительной власти, который осуществляет надзор и контроль в сфере занятости и труда альтернативной гражданской службы. Такие службы есть в каждом городе , они оказывают населению услуги различной трудовой миграции, защиты от безработицы, урегулированию коллективных споров по труду.

Вам понадобится

  • - справочник города;
  • - стационарный или мобильный телефон;
  • - компьютер с интернетом.

Инструкция

Службы занятости в городах осуществляют деятельность непосредственно через территориальные органы – центры занятости населения, которые предлагают вакансии безработным лицам региона. Основными функциями таких центров являются: оказание услуг по содействию занятости населения, надзор за соблюдением законодательства и других нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Бюро занятости информируют о вакансиях и положении на трудовом рынке, ведет учет вакансий, организовывает проведение мероприятий по активной политике с помощью специальных программ.

Возьмите телефонный справочник своего города и отыщите там занятости , согласно алфавитному указателю. Наберите соответствующие номера телефонов и разузнайте точный адрес (обычно, он указан в телефонном справочнике) и как лучше проехать или пройти к месту назначения.



Просмотров