Административно-правовой статус предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений в российской федерации. устанавливать и свободно поддерживать всесторонние связи между соотечественниками и связи с Российской Федерацией, получать информацию

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Административное право

1. Понятие, основные черты и законодательные основы административной ответственности

Административная ответственность как вид юридической ответственности

Административная ответственность - это особый вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением). С другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами Приводится определение административной ответственности, данное Батрахом Д.Н. в одноименном учебнике. Поскольку административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, то, с одной стороны, ей присущи все признаки последней, а, с другой стороны, она обладает определенными отличиями от прочих видов юридической ответственности.

Как разновидность юридической ответственности административная ответственность обладает всеми признаками, присущими юридической ответственности в целом:

Представляет собой меру государственного воздействия (принуждения);

Наступает при совершении правонарушения и наличии вины;

Применяется компетентными органами и должностными лицами;

Состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;

Применяемые санкции строго определены законом.

В то же время выделяются следующие характерные черты и основные отличительные признаки административной ответственности в сопоставлении с другими видами юридической ответственности:

Административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, отличную от нормативно-правовых основ других видов ответственности, а ее нормы образуют самостоятельный институт административного права;

Административная ответственность устанавливается законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения;

Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица. Санкции (то есть меры юридической ответственности за правонарушение), предусмотренные за административные правонарушения, административные взыскания. Административные взыскания применяются весьма широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями);

Административные взыскания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. Применение административного взыскания не влечет за собой судимости и увольнения с работы, а лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание только в течение установленного срока;

Дела об административной ответственности рассматриваются и административные взыскания налагаются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Законодательная основа административной ответственности

Законодательную основу административной ответственности образует система нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении (то есть в совместной деятельности и ответственности) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

По предметам ведения Российской Федерации и по предметам ее совместного ведения с субъектами Федерации законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам, а в случае такого противоречия действует федеральный закон. То есть, не подлежит применению любой нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам административного и административно процессуального законодательства, если он противоречит какому-либо федеральному закону по этим вопросам.

В административном праве основным федеральным нормативным правовым актом сводного характера (кодификационным актом) является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Кодекс состоит из Общей и Особенной частей.

В Общей части определены понятие административного правонарушения, субъекты административной ответственности, виды административных взысканий, общие правила и сроки наложения административных взысканий.

В Особенной части дана классификация административных правонарушений с указанием административного взыскания за каждое. Кроме того, Кодекс определяет систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (раздел III), регламентирует производство по делам об административных правонарушениях (раздел IV) и исполнение постановлений о наложении административных взысканий (раздел V).

2. Организация управления административно-политической сферой в РФ

Одним из основных правил организации деятельности Правительства является деление всех федеральных органов исполнительной власти на блоки и внутриблочные комплексы органов, объединенные по признаку однородности управленческих отношений. Различаются три основные направления управленческой деятельности федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов:

1. Управление в экономической сфере, которое включает управление государственным имуществом, осуществление антимонопольнойполитике и поддержке предпринимательства, управление промышленным, военно-промышленным, агропромышленным, транспортно-дорожным, строительно-жилищным и экологическим комплексами, финансами и другими отраслями экономического профиля;

2. Управление в социально-культурной сфере, включающее такие отрасли, как образование, наука, культура, труд и социальное развитие, здравоохранение;

3. Управление в административно-политической сфере:

- оборона

- безопасность

- внутренние дела

- иностранные дела

- юстиция.

Управление в административно-политической сфере

Управление внутренними делами

Организационно-правовая система управления

Управление внутренними делами заключается в осуществлении системы мер, направленных на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, охрану собственности и борьбу с преступностью.

Общественный порядок - это система общественных отношений и регулирующих их правовых норм, целью которых является создание нормальных условий для деятельности государственных и не государственных организаций, труда и отдыха граждан, защита прав и их законных интересов. В то же время государством регулируется ответственность должностных лиц за невыполнение своих обязанностей в этой области деятельности, а граждан - за нарушение правил поведения в общественных местах,

Понятие обеспечения общественной безопасности тесно связано с понятием обеспечения общественного порядка, так как цели при этом преследуются одни и те же. Однако обеспечение общественной безопасности связано, прежде всего, с предупреждением и устранением угрозы здоровью, жизни и имуществу граждан, имуществу государственных и негосударственных организаций. Такая угроза существует при использовании объектов и предметов, предоставляющих повышенную опасность, или в связи со стихийными бедствиями, другими чрезвычайными обстоятельствами.

Особую опасность для людей и общества в целом представляют террористические действия и другие преступления. Поэтому 25 июля 1998 г. Был принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». Он определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в РФ, порядок координации деятельности осуществляющих эту борьбу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

В соответствии с названным Федеральным законом постановлением Правительства от 6 ноября 1998 г. Образована Федеральная антитеррористическая комиссия, в реализации задач которой важная роль принадлежит Министерству внутренних дел РФ.

В связи с тем, что в ряде крупных городов в результате терактов погибло много людей и причинен большой материальный ущерб, Правительством 15 сентября 1999 г. Принято постановление «О мерах по противодействию терроризму» для координации деятельности федеральных органов исполнительные власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации образован Межведомственный оперативный штаб во главе с Министром внутренних дел РФ. Постановлением определены меры, которые должны предприниматься исполнительными органами всех уровней по усилению общественной безопасности, защите населения от терроризма, обеспечению надежной охраны объектов особой важности, расположенных в крупных городах, других населенных пунктах.

Вопрос о борьбе с преступностью в целом является одним из самых злободневных. И это понятно: такого размаха преступности Россия еще не знала. Регистрируется 2-3 млн. преступлений в год. Растет организованная преступность, количество заказных убийств и экономических преступлений. Криминогенная обстановка продолжает оставаться сложной, реально угрожающей основным правам и свободам человека и гражданина, стабильности государства.

Милиция, которая имеет 2 млн. сотрудников ведет борьбу с преступностью совместно с другими правоохранительными органами, прежде всего с органами безопасности и прокуратуры. Содержание оперативно-розыскной деятельности осуществляемой на территории РФ, определяет Федеральный закон от 12 августа 1995 г.

В результате дорожных происшествий ежегодно гибнут и становятся инвалидами 150-200 тыс. человек. Поэтому 15 июня 1998 г. Издан Указ Президента «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденное этим Указом, имеет своей целью улучшить работу данного органа управления и сократить потери людей.

Серьезные опасения вызывает также состояние пожарной безопасности в России. Ежегодно гибнут десятки тысяч людей в результате пожаров, а материальные потери от пожаров составляют десятки млрд. рублей. В целях создания условий для укрепления пожарной безопасности, уменьшения человеческих и материальных потерь от пожаров постановлением Правительства от 5 сентября 1998 г. Утверждена Федеральная целевая программа «Пожарная безопасность и социальная защита на период до 2000 года». Исполнителем основных мероприятий Программы определено Министерство внутренних дел, участвуют в их реализации и другие федеральные органы исполнительной власти.

Управление внутренними делами включает в себя и иные важные направления деятельности.

Общее руководство в области внутренних дел осуществляют Президент и Правительство, высшие органы исполнительной власти субъектов Федерации, а непосредственное управление - система Министерства внутренних дел РФ.

Правительство - участвует в разработке и реализации государственной политике в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов.

Органы управления внутренними делами:

- Министерство внутренних дел РФ (МВД России) ;

- милиция;

- государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД России);

- государственная противопожарная служба МВД РФ;

- паспортный стол;

- внутренние войска МВД России.

Организационно-правовая система управления иностранными делами

Внешнеполитическая деятельность соответствующих государственных органов представляет собой комплекс мер политического, дипломатического и иного характера, имеющих своей целью обеспечить защиту общегосударственных интересов, создать наиболее благоприятные условия для решения кардинальных внутренних задач. В первую очередь это: сохранение территориальной целостности России, обеспечение национальной безопасности, демократизация общества, проведение реформ, выход на мировые рынки без всякой дискриминации, вхождение в международные организации, участие в которых стимулирует нашу экономику.

Согласно п. «к» ст. 71 Конституции, внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры, вопросы войны и мира относятся к ведению Российской Федерации.

Федеральным законом от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»2 установлен порядок заключения, выполнения и прекращения этих договоров. Они образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН. 27 мая 1997 г. был подписан Основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора. Этот акт заложил основу для развития конструктивного взаимодействия между нашей страной и НАТО. Однако агрессия НАТО против суверенной Союзной Республики Югославии в начале 1999 г. показала, что США и другие участники агрессии утратили все основания для использования лозунгов о защите прав и свобод человека. Ими утверждаются военно - силовые методы решения международных и внутренних проблем суверенных государств.

После распада Советского Союза около 25 млн. человек оказались за пределами России. Большинству наших соотечественников в новых независимых государствах живется тяжело. Поэтому 24 мая 1999 г принят Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»2. Цели этой политики заключаются в оказании государственной поддержки и помощи соотечественникам в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и законодательством России, а также с учетом законодательства иностранных государств в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Сюда относятся права:

свободно выражать, сохранять и развивать свою самобытность, поддерживать и развивать духовный и интеллектуальный потенциал;

устанавливать и свободно поддерживать всесторонние связи между соотечественниками и связи с Российской Федерацией, получать информацию из России;

создавать национально-культурные автономии, общественные объединения, СМИ и участвовать в их деятельности;

участвовать в работе неправительственных организаций на национальном и международном уровнях;

участвовать в развитии взаимовыгодных отношений между государством проживания и Россией;

осуществлять свободный выбор места жительства или права на возвращение в Россию.

Осуществление важнейших функций в области внешнеполитической деятельности возложено на высшие органы государственной власти страны.

Статья 106 Конституции устанавливает, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой законы по вопросам: ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы; войны и мира.

Президент, согласно ст. 80, 83 и 86 Конституции: определяет основные направления внешней политики государства, представляет страну в международных отношениях, осуществляет руководство внешней политикой; ведет переговоры и подписывает международные договоры; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей; назначает и освобождает от должности министра иностранных дел по предложению Председателя Правительства; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.

Важную роль в обеспечении содержательной части текущих внешнеполитических мероприятий играет Управление Президента Российской Федерации по внешней политике. Согласно Положению о нем, утвержденному Указом Президента от 19 сентября 1997 г. (с изменениями от 25 сентября 1999)1, Управление осуществляет:

участие в разработке концепции военно-технического сотрудничества;

участие в подготовке проектов указов и распоряжений Президента в сфере внешней политики страны, в том числе по вопросам военнотехнического сотрудничества; проектов международно-правовых актов и решений по вопросам заключения и прекращения международных договоров;

контроль за выполнением указов, распоряжений и поручений Президента по оперативным внешнеполитическим вопросам;

взаимодействие с Министерством иностранных дел РФ и другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам планирования и подготовки содержательной части зарубежных визитов Президента и визитов на высшем уровне в Российскую Федерацию иностранных государственных деятелей, руководителей международных

организаций, а также обеспечивает решение других задач, предусмотренных Положением.

Правительство, согласно п. «д» ст. 114 Конституции, осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации. Оно обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; заключает межправительственные соглашения, принимает меры к исполнению международных договоров Российской Федерации; осуществляет руководство в области внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятельности.

Органы управления иностранными делами:

- Министерство иностранных дел РФ (МИД России);

- Министерство Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств (МИН Содружество России).

Представительства и консульства за рубежом:

- Посольство РФ;

- Консульское учреждение РФ;

- постоянное представительство Российской Федерации при международной организации.

Организационно-правовая система управления в области юстиции

Органы и учреждения юстиции, осуществляя свою исполнительно распорядительную деятельность, решают ответственные задачи по обеспечению законности и правопорядка в стране, повышению эффективности правоохранительной деятельности органов исполнительной власти, защите доступными им средствами конституционных прав и свобод граждан, прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, по реализации конституционного принципа построения в России правового государства.

Государственное управление в области юстиции до недавнего времени заключалось в основном в организационном обеспечении функционирования судов, государственного нотариата, органов записи гражданского состояния, судебно-экспертных учреждений, регулировании деятельности юридической службы и сотрудничества с организациями адвокатов (защитников).

Постановлением Правительства от 7 октября 1996 г. Утверждена Концепция реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации. В ней предусмотрены существенные изменения в направлениях деятельности органов и учреждений юстиции с учетом возложенных на них новых задач.

В соответствии с Концепцией суды всех юрисдикции объединены в Судебном департаменте при Верховном Суде РФ, что соответствует принципу независимости судебной власти. Согласно Федеральному закону от 8 января 1998 г.2, этот департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Судебный департамент, а также его управления (отделы) в субъектах Федерации и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Федеральным законом от 8 января 1998 г. определены полномочия, структура и основы организации деятельности Судебного департамента. Он выполняет разнообразные управленческие функции, в частности: разрабатывает и представляет в Правительство предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судов; изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании; определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов; ведет судебную статистику; рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции и т.д.

Таким образом, согласно названной Концепции, суды всех юрисдикции перешли из ведения органов государственного управления юстицией в ведение Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Одновременно уголовно-исполнительная система (места лишения свободы) была выведена из системы Министерства внутренних дел РФ и передана в ведение органов юстиции.

В целях совершенствования системы исполнения уголовных наказаний в Российской Федерации и в соответствии с рекомендациями Комитета Министров Совета Европы о единых европейских пенитенциарных правилах Указом Президента от 8 октября 1997 г. Было предусмотрено поэтапное реформирование уголовно-исполнительной системы МВД России в указанном направлении. В механизм управления юстицией включена также система, обеспечивающая проведение единой государственной политики в области регистрации недвижимости. Такая деятельность осуществляется на основе Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»2. Законом предусмотрено, что для реализации его требований субъектами Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством, создаются учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Примерное положение о таком учреждении утверждено постановлением Правительства от 6 марта 1998 г.3 Оно может создавать в пределах регистрационного округа свои филиалы. Территория, на которой филиалом учреждения юстиции осуществляется государственная регистрация прав, определяется учреждением юстиции по согласованию с органом государственной власти субъекта РФ.

Постановлением Правительства от 18 февраля 1998 г. Утверждены Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним1. А постановлением Правительства от 5 сентября 1998 г. Государственная регистрационная палата, находившаяся при Министерстве экономики, передана в ведение Минюста России.

Принципиальное значение имеет также создание в системе управления юстицией Службы судебных приставов, организация и деятельность которой регулируются Федеральными законами от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Это единая вертикальная, общегосударственная, самоокупаемая структура, имеющая на сегодняшний день более 23 тыс. сотрудников. Они призваны в принудительном порядке исполнять решения судов различных юрисдикции, а также выполнять новую функцию -- обеспечивать порядок в судах и безопасность участников процессов. Кроме того, с 1 января 2000 г. на Службу возложена обязанность взыскивать недоимки по налогам и сборам по постановлению органов налоговой полиции. Это миллиардные суммы.

Таким образом, происшедшие за последние годы изменения в системе государственного управления Российской Федерации потребовали серьезной реорганизации работы органов и учреждений юстиции. Федеральные законы «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Указ Президента «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» дают органам юстиции реальные рычаги власти.

Кроме того, постановлением Правительства от 4 июня 1999 г. установлено, что заместитель Министра юстиции РФ является полномочным представителем Правительства в Федеральном Собрании и Конституционном Суде РФ и для выполнения этой роли наделен соответствующими полномочиями.

Органы управления в области юстиции:

- Министерство юстиции РФ (Минюст России).

Органы управления в области обороны:

- Министерство обороны РФ (Минобороны России);

- Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ;

- Главное управление специальных программ Президента РФ (ГУСП).

Органы управления в области государственной безопасности:

- Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России);

- Служба внешней разведки РФ (СВР России);

- Государственная техническая комиссия при Президенте РФ (Гостехкомиссия России);

- Федеральная служба охраны РФ (ФСО России);

- Федеральная пограничная служба РФ (ФПС России).

3. Задача

Член избирательной комиссии выдал гражданину, пришедшему на избирательный участок, несколько бюллетеней для голосования с тем, чтобы тот проголосовал и за себя, и за членов своей семьи.

Установите, совершено ли административное правонарушение?

Укажите его состав и меру административной ответственности.

Кто наделен право возбудить дело по данному правонарушению?

Будет ли составлен протокол об административном правонарушении?

Определите, кто уполномочен рассматривать данное дело.

Ответ: В данном случае совершено административное правонарушение предусмотренное статья 5.22. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме».

Выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления возможности гражданину проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Согласно статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (милиции).

Согласно статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 5.22 рассматриваются судьями.

Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2003

ФЗ РФ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. // СЗ РФ. 2002. № 1 ч. 1. Ст. 2.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1

Административное право (Общая часть) / Под ред. В. П. Сальникова. - СПб.: СПб., 2000.

Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2002.

Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981.

Алехин А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право РФ. Учебник. М., 1997.

Бахрах Д.Н. Принуждение и ответственность по административному праву. Екатеринбург, 1999.

Бельский К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Государство и право. 1999. № 12.

Борисов А.Н., Махров И. Е. Административное производство в судах и органах исполнительной власти. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2003.

Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность (Очерк теории). М., 1976.

Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976.

Варкалло В. Ответственность по гражданскому праву (возмещение вреда - функции, виды, границы). М., 1978.

Ветрова Г. Н. Санкции в судебном праве. М., 1991.

Виговский Е.В. Административная ответственность в области предпринимательской деятельности // Главная книга. - 2002. - № 16. - с. 80-91

Габричидзе Б.Н., Елисеев В. П. Российское административное право. М., 1998.

Подобные документы

    Административная ответственность: понятие, характеристика, основные черты и законодательные основы. Основания административной ответственности. Применение административного наказания как завершающий элемент в структуре административной ответственности.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    Понятия и основания административной ответственности. Отличие от других видов юридической ответственности. Законодательные основы. Освобождение от административной ответственности. Административное наказание: понятие и виды, правомерность их применения.

    контрольная работа , добавлен 30.09.2007

    Понятие, признаки, особенности административной ответственности как вида юридической ответственности. Понятие и состав правонарушения, виды, основания и порядок применения мер административного наказания. Административное приостановление деятельности.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2009

    Понятие, основные черты и признаки административной ответственности. Основания, условия и последствия освобождения от нее. Применение наказаний применительно к юридическим лицам за административное правонарушение. Принципы юридической ответственности.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    Общее понятие юридической ответственности. Административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц. Особенности, основные принципы, виды и цели административной ответственности. Граждане как субъектами административной ответственности.

    презентация , добавлен 09.02.2016

    Понятие административной ответственности как вида юридической ответственности. Основания для освобождения от административной ответственности. Общественные отношения, возникающие в сфере привлечения юридических лиц к административной ответственности.

    курсовая работа , добавлен 31.12.2015

    Понятие, признаки принципы и цели института административной ответственности, ее источники и основные черты. Общественные отношения в сфере административной ответственности, их правовое регулирование; административное наказание как составная часть.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2014

    Понятие, основное черты, законодательные основы административной ответственности граждан. Административное правонарушение: состав, объект и субъект, объективная и субъективная сторона. Административная ответственность организаций, предупреждение и штраф.

    контрольная работа , добавлен 15.10.2009

    Понятие, характерные черты, виды и субъекты административной ответственности, ее цели, принципы и отличия от других видов юридической ответственности. Структура, элементы состава и признаки административного правонарушения, критерии его отличия.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2014

    Признаки административного правонарушения. Сравнительный анализ административной ответственности с другими видами юридической ответственности. Правила назначения административных наказаний. Анализ мер административной ответственности и их эффективности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Контрольная работа

По дисциплине «Административное право»

Тема: «Административная ответственность»

1. Понятие и основные черты административной ответственности

2. Законодательные основы административной ответственности

3. Административное правонарушение

4. Освобождение от административной ответственности

5. Ограничение административной ответственности

6. Понятия и виды административных наказаний

7. Наложение административного наказания

Список использованной литературы

1. Понятие и основные черты административной ответственности

Административная ответственность - это мера государственного принуждения, выражающаяся в неблагоприятных последствиях для лица, совершившего административное правонарушение. Это вид юридической ответственности, поэтому ей присущи общие признаки юридической ответственности.

Основными чертами административной ответственности являются:

· Основание ответственности - совершение лицом административного правонарушения.

· Правовую основу административной ответственности составляют не только законы, но и подзаконные нормативные акты, в том числе и правовые акты субъектов РФ.

· Ст. 2.1 КоАП РФ в числе субъектов административной ответственности наряду с физическими лицами называет также юридические лица.

· Следствием совершения лицом административного правонарушения является наложение на него административного взыскания.

· Административное взыскание налагается, как правило, должностными лицами государственных или муниципальных органов власти.

· Применение к лицу административного взыскания влечет за собой определенные юридические последствия. Так, например, при повторном привлечении лица к административной ответственности данный факт будет учитываться как отягчающее вину обстоятельство. Наложение административного взыскания, однако, не влечет судимости. Срок погашения административного взыскания 1 год.

· Меры административной ответственности налагаются а виновное лицо в особом административно-процессуальном порядке, отличном от уголовного, гражданского, дисциплинарного производства.

Из перечня признаков административной ответственности видно, что она обладает как общими чертами юридической ответственности, так и самостоятельными признаками.

2. Законодательные основы административной ответственности

Это совокупность нормативно-правовых актов в их иерархии, устанавливающих основания и порядок применения административной ответственности. В систему административного законодательства входят общие принципы и нормы международного права, Конституция РФ, Кодекс об Административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ), а также законы субъектов РФ.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Основой всей правовой системы Российской Федерации является Конституция РФ. Она определяет предметы ведения федерации, ее субъектов, а также совместного ведения. Статья 72 Конституции относит административное и административно-процессуальное законодательство к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Согласно конституционному принципу, нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с правовыми актами РФ и не могут им противоречить. В случае правовой коллизии напрямую действуют нормы законодательства РФ.

Правовые акты, смягчающие или отменяющие ответственность за какое-либо правонарушение, имеют обратную силу, т.е. применяются к отношениям, возникшим до их принятия (распространяются на правонарушения, совершенные до их издания). Правовые акты, устанавливающие вновь или усиливающие административную ответственность, обратной силы не имеют.

Основным документом, устанавливающим основания и порядок применения мер административной ответственности, является КоАП РФ. Он был принят 30 декабря 2001 года. КоАП РФ состоит из 5 разделов: Общие положения (ст.ст.1.1-4.7), Особенная часть (ст.ст.5.1-21.7), Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.ст.22.1-23.62), Производство по делам об административных правонарушениях (ст.ст.24.1-30.11), Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 31.1-32.11). Как видно из перечня разделов, новый КоАП РФ является комплексным нормативно-правовым актом, сочетающем в себе нормы материального и процессуального права, а также положения организационно-функционального характера и исполнительного производства.

Отвечая своему юридическому назначению, КоАП РФ закрепляет важные положения, общие для применения административной ответственности как на федеральном, так и региональном уровнях. Такими положениями являются: определение компетенции Российской Федерации в лице ее органов государственной власти и представляющих их должностных лиц; закрепление единственного основания административной ответственности - административного правонарушения; установление единой системы юридического реагирования на противоправное поведение - административных наказаний, а также общих правил их назначения; распространение сферы применения административной ответственности не только на физических, но и различного рода юридических лиц; определение круга органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания; систематизированный перечень составов административных правонарушений.

Наряду с КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях составляют также законы субъектов РФ, устанавливающие административную ответственность. Четких указаний на этот счет КоАП РФ не содержит. Как известно, в соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации самостоятельно законодательствуют; органами государственной власти субъектов принимаются законы, устанавливающие административную ответственность, которые должны соответствовать основным положениям КоАП РФ.

3. Административное правонарушение

Это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Понятие административного правонарушения более подробно раскрывается через его основные признаки:

1) административное правонарушение - это, прежде всего, деяние, т.е. волевой поступок. Оно может совершаться в форме действия или бездействия. Действие характеризуется активным поведением субъекта (активное невыполнение возложенной обязанности, законного требования, нарушение запрета), а бездействие - пассивным (пассивное невыполнение обязанности). Так, изготовление или распространение анонимных агитационных материалов - действие, а непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов - бездействие. Зачастую одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием;

2) противоправность - совершается деяние, нарушающее нормы права. Могут быть нарушены не только административно-правовые нормы, но также и нормы других отраслей права (например, финансового). В данном случае важно то, что соблюдение соответствующих правил обеспечивается нормами административного права;

3) виновность - следующий признак административного правонарушения. Только виновное (умышленное или неосторожное) нарушение субъектом установленных правил влечет административную ответственность. Данное положение отвергает возможность объективного вменения, т.е. привлечения к административной ответственности без учета наличия вины. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть;

4) наказуемость означает, что административным правонарушением может быть признано только конкретное противоправное, виновное действие (бездействие), за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность, т.е. предусматривается применение к нарушителю закрепленных в КоАП РФ мер административных наказаний. С одной стороны административное правонарушение - основание административной ответственности, с другой - такая ответственность - признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу;

5) общественная опасность или вредность: административное правонарушение имеет определенную степень опасности для общества, т.к. при его совершении нарушаются нормы и правила, установленные государством. Тем не менее, общественная опасность правонарушения гораздо ниже, нежели у преступления, т.к. посягательство происходит на различные объекты, значение которых для государства не одинаковое. В сфере уголовного права это прежде всего жизнь и здоровье человека, отношения собственности, безопасность государства и т.п. Под защиту же административного права поставлены отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.

Рассмотрим понятие состава административного правонарушения. Под ним подразумевается совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих деяние как административный проступок. Элементами состава правонарушения являются объект, субъект, объективная и субъективная стороны. Понимание состава административного правонарушения необходимо для отграничения административных правонарушений от сходных с ними преступлений.

Объект - общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. В качестве объекта выступают конкретные нормативные предписания, законные требования, запреты.

Субъект - лицо, совершившее административный проступок. В качестве субъектов, как уже было сказано выше, КоАП РФ признает не только физических, но и юридических лиц. Физическими лицами являются граждане, иностранцы, апатриды, специальные субъекты (должностные лица организаций и государственных органов и другие категории с учетом особенностей их правового положения, выполняемых функций и т.п.). Возраст, с которого наступает административная ответственность, составляет 16 лет. Впервые КоАП РФ закрепил в качестве субъекта административного правонарушения юридическое лицо. Для характеристики юридического лица как субъекта административного правонарушения его понятие заимствовано из частного права. Юридическими лицами признаются коммерческие и некоммерческие организации, созданные в организационно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ, и имеющие статус юридического лица.

В настоящее время в соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ вина юридического лица признается в том случае, если будет установлено, что у него имелась возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Ответственность юридического лица возможна только в случаях, если она прямо предусмотрена в конкретных составах. Например, ст.5.3 КоАП РФ устанавливает наложение штрафа на юридических лиц за неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума; ст.14.7 КоАП РФ предусматривает ответственность юридических лиц в виде штрафа за обман потребителей.

В ч.3 ст.2.1 КоАП РФ закрепляется важное положение о том, что субъектом одного правонарушения могут быть одновременно и физическое, и юридическое лицо. При этом назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Одновременно привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Следовательно, орган, рассматривающий конкретное дело об административном правонарушении, должен будет доказать вину как юридического лица, так и физического.

Объективная сторона - внешнее выражение противоправного деяния. Она выражается в форме действия или бездействия, а также наступивших последствиях. Содержание объективной стороны включает в себя также такие факультативные признаки, как время, место, способ, характер совершенного деяния.

Субъективная сторона - психическое отношение лица к противоправному действию или бездействию и наступившим последствиям. Действия лица могут быть как умышленными, так и неосторожными. Следовательно, лицо, совершившее правонарушение либо умышленно, либо по неосторожности, признается виновным в его совершении. КоАП РФ не допускает возможность объективного вменения, т.е. привлечения к ответственности лица за невиновное причинение им вреда. Умысел лица предполагает, что оно осознавало противоправность своих действий, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий и желало или допускало их наступление. Неосторожное административное правонарушение подразумевает, что лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение (легкомыслие), или не предвидело, но по обстоятельствам дела могло и должно было их предвидеть.

Факультативными признаками субъективной стороны административного правонарушения являются мотив и цель его совершения.

4. Освобождение от административной ответственности

КоАП РФ называет случаи, когда лицо, совершившее правонарушение, формально содержащее признаки административного проступка, освобождается от административной ответственности. Среди них совершение правонарушения в условиях крайней необходимости (ст.2.7 КоАП РФ), в состоянии невменяемости (2.8), освобождение от административной ответственности в силу малозначительности совершенного деяния (2.9), а также освобождение от административной ответственности несовершеннолетнего в возрасте от 16 до 18 лет по усмотрению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч.2 ст.2.3). Рассмотрим эти основания более подробно.

1. Освобождение от административной ответственности за совершенное деяние в условиях крайней необходимости. Крайняя необходимость является важным условием защиты личности и прав человека, охраняемых законом интересов общества и государства, способствует развитию социальной активности людей в охране правопорядка.

Законодатель, раскрывая понятие крайней необходимости, указывает на три условия, при которых противоправное деяние не является административным правонарушением:

1) причинение вреда охраняемым законом интересам для устранения непосредственно угрожающей опасности. То есть опасность должна быть не мнимой, а реальной, и не в будущем, а в настоящий момент;

2) опасность, угрожающая охраняемым интересам, не могла быть устранена иными средствами, т.е. не было возможности избрать другие меры для защиты, не причиняющие вреда. Орган (должностное лицо), рассматривающий данное дело, с учетом конкретных обстоятельств должен решить вопрос о том, являлось ли совершение противоправного деяния единственной возможностью для предотвращения вреда;

3) причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный. При оценке предотвращенного и причиненного вреда следует учитывать значимость интересов, которые защищались и которые были нарушены. Бесспорно, что интересы, связанные с жизнью, здоровьем человека, более значимы, чем имущественные интересы. Если речь идет об имущественных интересах, то здесь должен быть применен оценочный критерий - стоимость вреда предотвращенного и причиненного.

При наличии всех этих условий причинение лицом вреда охраняемым законам интересам признается уполномоченным органом (должностным лицом) крайней необходимостью, т.е. не является правонарушением и не влечет административной ответственности.

2. Освобождение от административной ответственности лица, действовавшего в состоянии невменяемости. Под понятием невменяемости законодатель подразумевает невозможность физического лица осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. В рассматриваемом понятии указаны два критерия невменяемости: медицинский и юридический.

Медицинский критерий указывает на различные формы болезненных расстройств психической деятельности. В статье указаны четыре такие формы: а) хроническое психическое расстройство - т.е. когда динамика болезненного процесса имеет длительный характер и тенденцию к прогрессированию, например, шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и т.д.; б) временное психическое расстройство - кратковременное расстройство психики человека, протекающее скоротечно и заканчивающееся выздоровлением, например, алкогольный психоз (белая горячка), реактивные симптоматические состояния, такие как патологический аффект, т.е. расстройство психики, вызванное тяжелым душевным потрясением; в) слабоумие - дефект психики, проявляющийся в слабости интеллекта, который может быть врожденным - олигофрения - или приобретенным в результате изменений мозга при различных заболеваниях - деменция; г) иное болезненное состояние психики - различные заболевания, которые сопровождаются временным расстройством психики, но не относятся собственно к психическим расстройствам.

Юридический критерий невменяемости состоит в отсутствии у лица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) - интеллектуальный момент и руководить ими - волевой момент.

3.Освобождение от административной ответственности лица в силу малозначительности содеянного. Поскольку ст.2.9 КоАП РФ устанавливает не обязанность, а возможность судьи, органа, должностного лица, уполномоченного решать дело об административном правонарушении, освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, то, соответственно, решение будет принято по усмотрению этого лица. Однако в данном случае усмотрение должно быть основано на учете всех обстоятельств совершения правонарушения, оценке его последствий, личности правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Лишь оценив всю совокупность указанных обстоятельств, уполномоченные органы и должностные лица могут принять решение об освобождении от ответственности.

5. Ограничение административной ответственности

Ограничение административной ответственности предполагает наличие каких-либо специальных условий, при которых меры административного воздействия применяются не в полном объеме. В данном случае ограничиваются либо взыскания, либо основания их применения.

Ограничение перечня взысканий имеет место, когда к определенному субъекту не может быть применено то или иное взыскание из предусмотренных за данное правонарушение. Например, административный арест не может назначаться беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II групп (ст.3.9 КоАП РФ).

Ограничение оснований для применения административных взысканий установлено в отношении различных категорий субъектов. Среди них военнослужащие, судьи, работники прокуратуры, лица, пользующиеся депутатской, консульской и иной неприкосновенностью. Так военнослужащие за административные правонарушения несут ответственность по Дисциплинарному уставу ВС РФ.

6. Понятие и виды административных взысканий

Административное наказание является формой государственного и разновидностью административного принуждения и представляет собой правовую оценку деяния (действия или бездействия) административного правонарушения. Оно назначается во всех случаях от имени государства, а лицо, совершившее правонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные ограничения и лишения.

Сущность наказания как меры административной ответственности определяется целями его применения. Оно применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение (ст.3.4 КоАП РФ) - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме;

2) административный штраф (3.5) - денежное взыскание;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (3.6) - принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (3.7) - принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (3.8);

6) административный арест (3.9) заключается в содержании правонарушителя в условиях изоляции от общества на срок до 15 суток;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (3.10) заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации;

8) дисквалификация (3.11) заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

7. Наложение административного наказания

Глава 4 КоАП РФ предусматривает порядок назначения административного наказания.

Административное наказание должно назначаться с учетом всех положений Общей части КоАП РФ. Прежде всего, должны быть соблюдены все принципы административной ответственности (законность, равенство всех перед законом, справедливость, принцип презумпции невиновности и др.).

Основополагающим правилом наложения наказания является законность его применения. Это означает, что административное наказание налагается в пределах, установленных КоАП. Пределы для каждого административного наказания определяются путем указания их в санкции нормы, устанавливающей конкретный вид и размер наказания. Руководствуясь данной статьей, орган (должностное лицо), судья не вправе выйти за пределы, установленные законодателем в санкции правовой нормы.

Санкция может содержать указание на возможность применения как основного, так и дополнительного наказания. За конкретное административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное наказание.

При назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения. Характер административного правонарушения является категорией качественной. При определении данного вопроса имеют значение способ и мотивы совершения правонарушения, формы вины, квалифицирующие признаки, социальная значимость охраняемых общественных отношений, а, следовательно, и степень общественной опасности.

Степень общественной опасности зависит от противоправного деяния и определяется обстоятельствами, связанными с признаками данного правонарушения, которые в конкретном случае могут быть выражены по-разному. На степень общественной опасности оказывают влияние квалифицирующие признаки административного правонарушения, имеющие большое значение при назначении наказания в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ. К таким признакам относится повторность, длительность.

Наказание назначается конкретному лицу. Индивидуализация административного наказания зависит от многих факторов. При назначении административного наказания учитывается личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. При назначении некоторых административных наказаний имеют особое значение совершение административного правонарушения несовершеннолетним, состояние здоровья, а также социальные характеристики, например, имущественное и финансовое положение правонарушителя.

При назначении наказания учитываются смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Наряду с обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, в КоАП РФ предусмотрены и условия, при которых возможно усиление административной ответственности. Таковыми признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст.4.6; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Перечень обстоятельств, усиливающих административную ответственность, является исчерпывающим.

С писок использованной литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

2. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (под ред. Ю.М.Козлова) - Юристъ, 2002.

3. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. М.: “БЕК”, 1993.

Подобные документы

    Административная ответственность: понятие, характеристика, основные черты и законодательные основы. Основания административной ответственности. Применение административного наказания как завершающий элемент в структуре административной ответственности.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    Понятие и основные черты административной ответственности. Объективная и субъективная сторона административного правонарушения. Схема субъектов административной ответственности. Физические лица в качестве субъектов административной ответственности.

    реферат , добавлен 17.04.2011

    Понятие административной ответственности. Основания административной ответственности. Меры административной ответственности. Ограничение и освобождение от административной ответственности.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2004

    Понятия и основания административной ответственности. Отличие от других видов юридической ответственности. Законодательные основы. Освобождение от административной ответственности. Административное наказание: понятие и виды, правомерность их применения.

    контрольная работа , добавлен 30.09.2007

    Понятие и основные принципы административной ответственности. Законодательные основы и меры административной ответственности. Совершение административного правонарушения. Порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

    реферат , добавлен 24.02.2015

    Административная ответственность как необходимый стимулятор правомерного поведения. Принципы административной ответственности. Анализ видов административного наказания. Состав административного правонарушения и основания привлечения к ответственности.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Понятие административной ответственности как вида юридической ответственности. Основания для освобождения от административной ответственности. Общественные отношения, возникающие в сфере привлечения юридических лиц к административной ответственности.

    курсовая работа , добавлен 31.12.2015

    Общее понятие, принципы, цели и функции административной ответственности. Юридическая сущность и признаки административного правонарушения. Применение административного наказания как завершающий элемент в структуре административной ответственности.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2015

    Принципы административной ответственности, ее основные черты. Физические лица как субъекты административной ответственности. Условия привлечения к административной ответственности, основания освобождения от нее. Административные взыскания и их виды.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2015

    Обстоятельства, при которых лицо освобождается от административной ответственности. Малозначительность правонарушения как основание освобождения от административной ответственности. Амнистия и отмена закона, установившего административную ответственность.

Законодательную основу для принятия актов, которые регулируют вопросы установления административной ответственности, составляет Конституция Украины, имеющая наивысшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей (ст. 8 Конституции Украины).

Административная ответственность регулируется многими нормативно-правовыми актами, которые в своей совокупности образуют законодательство об административных правонарушениях. В его систему входят законодательные и подзаконные акты, нормы, которые включены в КоАП и которые в него не включены.

Важным источником правоохранительных норм в свое время были Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, принятые Верховным Советом СССР 23 октября 1980 г. В них впервые были кодифицированы наиболее важные материальные и процессуальные нормы, относящиеся к административной ответственности, определены задачи и закреплена система законодательства об административных правонарушениях, установлены понятие и структура административного правонарушения, виды административных взысканий, общие правила и сроки их наложения, закреплены система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, порядок исполнения, обжалования и опротестования постановлений о наложении административных взысканий.

В регулировании административной ответственности особая роль принадлежит КоАП, который принят 7 декабря 1984 г. (введен в действие с 1 июня 1985 г.). КоАП состоит из пяти разделов: I. Общие положения; И. Административное правонарушение и административная ответственность; III. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; IV. Производство по делам об административных правонарушениях; V. Исполнение

постановлений о наложении административных взысканий. Разделы содержат 33 главы, а последние - статьи.

В КоАП кодифицировано законодательство Украины об административной ответственности. Наряду с материальными нормами этот акт содержит административно-процессуальные нормы, которые регулируют производство по делам об административных правонарушениях и порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

Параллельно с КоАП действуют нормы, которые устанавливают административную ответственность, но они содержатся в законодательных межотраслевых актах (Воздушный, Таможенный кодексы, законы Украины «О борьбе с коррупцией», «Об охране государственной границы», «О правовом режиме чрезвычайного положения» и др.).

В систему законодательства об административных правонарушениях входят законы, нормы которых не включены в КоАП. Вопросы административной ответственности регулируются также указами Президента Украины, постановлениями Кабинета Министров Украины. Акты, содержащие административные санкции, могут издавать сельские, поселковые, городские, областные советы по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями. Сельские, поселковые, городские советы имеют право устанавливать также правила благоустройства городов и других населенных пунктов, правила торговли на колхозных рынках, правила соблюдения тишины в общественных местах. Эти правила в КоАП не включены, но в нем за их нарушение предусмотрена административная ответственность, поэтому они тоже являются нормативной основой административной ответственности.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в соответствии со ст. 92 Конституции Украины исключительно законами Украины определяются деяния, являющиеся административными правонарушениями, и ответственность за них.

Задачами КоАП являются охрана прав и свобод граждан, собственности, конституционного строя Украины, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, установленного правопорядка, укрепление законности, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неукоснительного соблюдения Конституции и законов Украины, уважения прав, чести и достоинства других граждан, правил общежития, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом.

Выполнение этих задач зависит от правильного применения действующего законодательства об административных правонарушениях, соблюдения законности.

Роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постоянно растет. Резко увеличилось количество составов административных правонарушений, более строгими стали санкции за проступки. Установлена ответственность за действия, которые раньше вообще не относились к административным правонарушениям (неуважение к суду, коррупция, нарушение налогового законодательства и др.).

Административная ответственность вводится вместо уголовной (декриминализация). Проведенная в процессе реформы уголовного права декриминализация обусловливает расширение сферы применения мер административного воздействия.

Одновременно увеличивается и число правонарушений, за которые наряду с дисциплинарными и гражданско-правовыми мерами применяются административные взыскания (коррупция, недобросовестная конкуренция и др.).

Значительное место административное принуждение занимает в борьбе с пьянством, наркоманией, посягательствами на собственность, обеспечении нормальной деятельности представителя власти, выполнении требований должностных лиц, государственных органов, правил общественной безопасности, охраны природы.

Важным является вопрос об отграничении административных правонарушений от уголовных, дисциплинарных и гражданско-правовых. Законом предусмотрен ряд конкретных признаков, по которым уголовное правонарушение отличается от административного. В связи с этим для правильной квалификации необходимо сравнить ст. 9 КоАП Украины и ст. 11 Уголовного кодекса Украины, проанализировать их содержание и только после этого (и в соединении с фактическими обстоятельствами совершения правонарушения, с учетом последствий противоправных действий) решить вопрос о привлечении виновного лица к уголовной или административной ответственности.

Административная ответственность отличается от дисциплинарной тем, что субъект административного проступка не находится в служебной зависимости от органа или должностного лица, привлекающего его к административной ответственности. Дисциплинарный проступок является основанием для привлечения лица к дисциплинарной ответственности - это противоправное деяние (действие либо бездействие) работника, который нарушает установ-

ленный на предприятии, в организации или учреждении внутренний трудовой распорядок. Этот проступок может проявиться в нарушении служебной, в том числе трудовой, дисциплины и влечет предусмотренную законом дисциплинарную ответственность, выраженную в наложении на виновных дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарные правонарушения большей частью связаны со служебными, трудовыми обязанностями лица. Однако не всегда это условие является необходимым для отнесения проступка к дисциплинарным. Например, отдельные действия работников транспорта, совершенные при исполнении служебных обязанностей, рассматриваются как административные правонарушения (выпуск на линию транспортных средств, техническое состояние которых не соответствует установленным требованиям).

При отграничении административной ответственности от гражданско-правовой необходимо иметь в виду, что последняя наступает за нарушение обязательств, вытекающих из гражданско-правовых соглашений, т. е. соглашений, возникающих между равноправными сторонами, а административная ответственность, наоборот, предусматривает неравенство сторон отношений.

Это совокупность нормативно-правовых актов в их иерархии, устанавливающих основания и порядок применения административной ответственности. В систему административного законодательства входят общие принципы и нормы международного права, Конституция РФ, Кодекс об Административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ), а также законы субъектов РФ.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Основой всей правовой системы Российской Федерации является Конституция РФ. Она определяет предметы ведения федерации, ее субъектов, а также совместного ведения. Статья 72 Конституции относит административное и административно-процессуальное законодательство к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Согласно конституционному принципу, нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с правовыми актами РФ и не могут им противоречить. В случае правовой коллизии напрямую действуют нормы законодательства РФ.

Правовые акты, смягчающие или отменяющие ответственность за какое-либо правонарушение, имеют обратную силу, т.е. применяются к отношениям, возникшим до их принятия (распространяются на правонарушения, совершенные до их издания). Правовые акты, устанавливающие вновь или усиливающие административную ответственность, обратной силы не имеют.

Основным документом, устанавливающим основания и порядок применения мер административной ответственности, является КоАП РФ. Он был принят 30 декабря 2001 года. КоАП РФ состоит из 5 разделов: Общие положения (ст.ст.1.1-4.7), Особенная часть (ст.ст.5.1-21.7), Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.ст.22.1-23.62), Производство по делам об административных правонарушениях (ст.ст.24.1-30.11), Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 31.1-32.11). Как видно из перечня разделов, новый КоАП РФ является комплексным нормативно-правовым актом, сочетающем в себе нормы материального и процессуального права, а также положения организационно-функционального характера и исполнительного производства.

Отвечая своему юридическому назначению, КоАП РФ закрепляет важные положения, общие для применения административной ответственности как на федеральном, так и региональном уровнях. Такими положениями являются: определение компетенции Российской Федерации в лице ее органов государственной власти и представляющих их должностных лиц; закрепление единственного основания административной ответственности - административного правонарушения; установление единой системы юридического реагирования на противоправное поведение - административных наказаний, а также общих правил их назначения; распространение сферы применения административной ответственности не только на физических, но и различного рода юридических лиц; определение круга органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания; систематизированный перечень составов административных правонарушений.



Наряду с КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях составляют также законы субъектов РФ, устанавливающие административную ответственность. Четких указаний на этот счет КоАП РФ не содержит. Как известно, в соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации самостоятельно законодательствуют; органами государственной власти субъектов принимаются законы, устанавливающие административную ответственность, которые должны соответствовать основным положениям КоАП РФ.

Административная ответственность как правовой институт и как вид юридической ответственности (понятие, особенности).

Действенным способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать противоправные деяния, выступает юридическая ответственность. Юридическая ответственность характеризуется тремя специфическими признаками: 1) представляет собой вид государственного принуждения; 2) единственным основанием применения ответственности выступает правонарушение; 3) выражается в применении негативных, отрицательных мер к лицу, совершившему правонарушение.

Юридическая ответственность как вид государственного принуждения характеризуется тем, что таким способом приводится в действие санкция нарушенной нормы права.

Юридическая ответственность является государственным принуждением, однако далеко не всякая принудительная мера государства является юридической ответственностью.

Основное отличие юридической ответственности от иных форм государственного принуждения состоит в том, что она применяется за совершенное правонарушение. Применение ответственности всегда характеризуется отрицательными последствиями для правонарушителя. Такие последствия могут быть: – психологическими;– имущественными;– организационно-правовыми. Психологические меры выражаются в осуждении государством поведения правонарушителя.

Лишения имущественного плана, которые вынужден претерпевать правонарушитель, могут выражаться в уплате им штрафа, пени, неустойки, отбытии исправительных работ, лишении конфискованного имущества. Организационно-правовые меры сводятся к ограничению прав и свобод правонарушителя. Это, в частности, может быть административный арест, лишение специального права, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение свободы на определенный срок или пожизненно. Таким образом, юридическая ответственность – это психологические, имущественные и иные лишения, которые по решению компетентного государственного органа претерпевает гражданин или иное лицо за совершенное им правонарушение. В механизме правового регулирования юридическая ответственность выполняет три функции – общепревентивную, частнопревентивную и правовос-становительную.

Частнопревентивная функция ответственности состоит в применении санкции к правонарушителю конкретной нормы.

Правовосстановительная функция юридической ответственности направлена на восстановление нарушенного права и полное удовлетворение потребностей и интересов управомоченных лиц. В числе основных принципов юридической ответственности чаще всего называют следующие принципы: законности; обоснованности; справедливости; неотвратимости юридической ответственности; презумпции невиновности; права на защиту лица, привлеченного к ответственности; недопустимости привлечения к ответственности за одно и то же правонарушения два и более раз.



Структура административной ответственности: 1) основания административной ответственности (юридические, фактические, процессуальные); 2) субъекты ответственности; 3) условия ответственности, в том числе наличие вины, неистечение срока давности и т. д.; 4) меры ответственности – конкретные виды административных взысканий; 5) административное производство.

Административная ответственность применяется за правонарушения, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях. В отличие от УК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях не охватывает всех составов административных правонарушений, которые могут устанавливаться и другими актами.

За совершение административных правонарушений устанавливается 7 видов административных взысканий:1) предупреждение;2) штраф;3) возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;5) лишение специального права, предоставленного гражданину;6) исправительные работы на срок до двух месяцев;7) административный арест на срок до 15 суток. Порядок производства по делу об административном правонарушении регламентирован Кодексом РФ об административных правонарушениях. Круг органов, управомоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, является достаточно широким. В него входят суды, административные комиссии при органах местного самоуправления, органы милиции, разного рода государственные инспекции и другие государственные органы. Дело об административном правонарушении рассматривается, как правило, в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, которому разрешается давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться услугами адвоката.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд или вышестоящий по подчиненности орган. Дисциплинарная ответственность применяется за совершение дисциплинарного проступка. Порядок применения взыскания за нарушение дисциплины регламентируется ТК РФ, уставами о дисциплине и другими нормативно-правовыми актами. Согласно ТК РФ за нарушение трудовой дисциплины применяются следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор и увольнение. Последняя мера может применяться за наиболее грубые нарушения трудовой дисциплины, в том числе: 1) за систематическое неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей; 2) прогул; 3) появление на работе в нетрезвом виде, в состоянии наркотического или токсического опьянения; 4) совершение по месту работы хищения. Законодательством о дисциплинарной ответственности могут предусматриваться и иные дисциплинарные взыскания.

Законодательство устанавливает достаточно короткие сроки применения дисциплинарного взыскания. Оно может применяться непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В любом случае взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности – не позднее двух лет со дня его совершения. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.

Под законодательными основами понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Конституция Российской Федерации разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации в области административного законодательства, в том числе законодательства об административной ответственности. Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Действует принцип: законы и иные акты субъектов Российской Федерации принимаются в соответствии с федеральным законами и не могут им противоречить. В случае противоречия между федеральными законами, изданными по предметам ведения Российской Федерации и по предметам ее совместного ведения с субъектами федерации, действует федеральный закон.

По смыслу Конституции федеральное административное и административно-процессуальное законодательство имеет форму закона; субъектами федерации могут издаваться не только законы, но и другие акты.

Ответственность за административные правонарушения наступает на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.

Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов. Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.

Однако в законодательстве еще не разрешен вопрос о компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области установления и реализации ответственности за административные правонарушения. Хотя Кодекс РСФСР в этой части пока не изменен, тем не менее он вошел в противоречие с Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором. В результате практика весьма противоречива и не поддается однозначной правовой оценке с точки зрения ее законности.

В настоящее время обозначились две ветви законодательства об административных правонарушениях, распространяющегося на: а) физических лиц; б) коллективные образования - предприятия, учреждения и другие организации.

Основным федеральным актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц, является Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР). Он принят 20 июня 1984 года и введен в действие с 1 января 1985 года. КоАП РСФСР состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части конституируется сам институт административной ответственности, в Особенной части дается классификация административных правонарушений с указанием конкретных видов административных взысканий за их совершение.

Специфика структуры КоАП РСФСР состоит в том, что его составными частями являются также разделы, группирующие нормы, которые закрепляют систему органов юрисдикции по делам об административных правонарушениях, их компетенцию и подведомственность им дел; регламентируют производство по делам об административных правонарушениях, а также исполнение постановлений о наложении административных взысканий, то есть исполнительное производство.

Федеральные законы об административных правонарушениях до включения их в КоАП РСФСР применяются на территории Российской Федерации непосредственно.

В настоящее время необходимо учитывать три момента: во-первых, ряд положений кодекса утратили юридическую силу, хотя формально не отменены (например, о разграничении компетенции в области законодательства об административных правонарушениях и др.), а также устарели редакционно в связи с изменениями в государственном устройстве, экономической системе и т.п.; во-вторых, внесены весьма значительные изменения и дополнения в Особенную часть кодекса, которые поставили на повестку дня ее существенную переработку; в-третьих, положения об административных правонарушениях многих федеральных законов не включены в кодекс и действуют непосредственно (например, Таможенного кодекса и др.).

Законодательство об административных правонарушениях коллективных образований не кодифицировано. Отдельные его акты и нормы определяют виды административных правонарушений и круг их субъектов.



Просмотров