10 основных принципов конституционного строя. Основы конституционного строя, народовластие в рф

Большинство стран мира имеет конституцию, но при этом в немногих из них сложился конституционный строй.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства.

Конституционный строй – это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностью государства.

В Конституции РФ (преамбула и гл. 1) находит выражение целостная система принципов конституционного строя.

К первой группе этих принципов можно отнести основы организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская Федерация – часть мирового сообщества.

Вторую группу принципов составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение – обязанность государства.

Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества. Ее составляют следующие принципы: идеологический и политический плюрализм; светский характер государства; свобода экономической деятельности; многообразие и равноправие различных форм собственности; социальный характер государства.

Рассмотрим эти принципы с тем, чтобы получить представлениеобосновах конституционного строя Российской Федерации.

Принцип народовластия

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерациюкак демократическое государство (ст. 1 Конституции). В преамбулеКонституции утверждается незыблемость демократической основы России. Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции). Народный суверенитет означает, что «народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах».* «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, – отмечается в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ. – Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы государственной власти (прежде всего представительные: Федеральное Собрание, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации)** и органы местного самоуправления. Российская Федерация признает и гарантирует местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции).

* Государственное право Российской Федерации. Курс лекций для юридических институтов и факультетов / Под ред. акад. О.Е. Кутафина. М., 1993. Т. 1. С. 129.

** Подробнее о народовластии и его формах см. гл. 9.

Российская Федерация – федеративное государство

Российская Федерация – федеративное государство. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.

Федерализм в России выступает, прежде всего, как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на ее территории. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации – республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразовании одних форм национальной государственности в другие.

Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни. Поэтому субъектами Российской Федерации наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. Таким образом. Российская Федерация построена на сочетании территориальных и национально-территориальных начал добровольного объединения ее субъектов. Это объединение было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., а позднее нашло отражение в Конституции РФ 1993 г.

Основы конституционного строя включают следующие принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство Российской Федерации: 1) государственная целостность; 2) равноправие и самоопределение народов; 3) единство системы государственной власти; 4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ)*.

* Подробнее о федеративном устройстве Российской Федерации см. гл. 11.

Верховенство права

Верховенство права – один из важнейших принципов конституционного строя РФ, характеризующих Россию как правовое государство. Как отмечалось ранее, правовое государство, кроме принципа верховенства права, имеет и ряд других признаков, охватывающих и основы организации государственной власти, и взаимоотношения человека и гражданина с государством.

Примат права выражается в верховенстве Конституции и связанности государства правом.

Верховенство Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России, означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Государственная власть ограничена, таким образом, правом.

Конституция РФ содержит требование официального опубликования законов. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции).

Разделение властей

Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, судебные органы и аналогичные им органы субъектов Федерации)*.

* Президент РФ стоит как бы над всеми органами, являясь главой государства, участвуя в той или иной форме и в законодательной, и в исполнительной деятельности.

Принцип разделения властей находит свое проявление, с другой стороны, в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладания над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой сдержек и противовесов, которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем*.

* Подробнее о принципе разделения властей см. гл.12.

Суверенитет Российской Федерации

Суверенитет Российской Федерации провозглашается в Конституции РФ как одна из основ конституционного строя.

Суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении.

Особое место в обеспечении подлинного суверенитета Российской федерации занимает Декларация «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятая 12 июня 1990 г. Первым Съездом народных депутатов РСФСР. Эта Декларация стала основой для разработки новой Конституции.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости*.

* Государственное право Российской Федерации. Т.1. С.119

Верховенство государственной власти

Верховенство государственной власти характеризуется тем, что она определяет весь строй правовых отношений в стране, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности всех участников общественной жизни. Именно в правотворчестве, прежде всего, осуществляется государственная власть. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации – главное выражение верховенства государственной власти. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между ними действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Единство государственной власти

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Это означает, что государственные органы, осуществляя свои полномочия, воплощают в жизнь функции государства, выполняют общие, единые задачи государства. Поэтому и при разделении властей органы государства должны действовать согласованно, не принимать взаимоисключающих решений.

Независимость власти

Независимость власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами. Российская Федерация заботится о целостности и неприкосновенности своей территории. Суверенитет РФ обеспечивается рядом политических, экономических и правовых гарантий, в том числе военной и дипломатической защитой, деятельностью правоохранительных и других государственных органов.

Российская Федерация самостоятельно определяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает субъектом международного права. Она постоянный член Совета Безопасности ООН.

Российская Федерация – полноправный член мирового сообщества

Российская Федерация – полноправный член мирового сообщества. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации – составная часть ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

В соответствии с Конституцией Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя России (ст. 79). Так, обладая в полной мере государственным суверенитетом, Российская Федерация добровольно на договорной основе входит в Содружество Независимых Государств, координируя на равноправной основе различные аспекты своей политики с другими государствами этого Содружества.

Основы конституционного строя охватывают также принципы взаимоотношений государства и человека, гражданина.

Для правового государства характерно то, что оно находится на службе у человека, общества. Признавая, соблюдая и защищая неотчуждаемые права человека и гражданина, государство выполняет возложенную на него обществом обязанность. Это не исключает ответственности человека и гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов.

Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, называется гражданством. Гражданство может быть только единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции). Если гражданин совершает тяжкое преступление, он привлекается к уголовной ответственности, ему назначается суровое наказание, но лишить гражданства на этом основании нельзя. Право на гражданство - неотчуждаемое право человека.

Государство считается демократическим и правовым, если представляет собой политическую организацию гражданского общества. Демократия осуществляется на основе принципов идеологического и политического плюрализма.

Идеологический плюрализм

Идеологический плюрализм означает, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1,2 ст. 13 Конституции).

Российская Федерация провозглашается светским государством (ч. 1 ст. 14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется также и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ч. 2 ст. 14).

Политический плюрализм

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ч. 3 ст. 13 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д.). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоев населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст.13).

Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8). Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9).

Государство гарантирует также единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Российская Федерация – социальное государство

Принципы организации экономической жизни общества, нашедшие отражение в Конституции, определяют пределы вмешательства государства в экономику. Вместе с тем Конституция устанавливает, что Российская Федерация – социальное государство. Это означает, что государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). Под социальным государством принято понимать государство, главная задача которого – достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Основные задачи социального развития российского общества определяют и основные направления социальной политики Российской Федерации: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (ч. 2 ст. 7).

Таковы основы конституционного строя Российской Федерации. Поскольку они основополагающие в жизни государства и общества, для изменения норм Конституции, их определяющих, установлен особо жесткий порядок: специально созванным Конституционным Собранием либо подтверждается неизменность Конституции РФ, либо разрабатывается проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием или выносится на всенародное голосование (

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Конституционный строй – это совокупность экономических, социальных, политических, правовых, идеологических отношений, регулируемых нормами Конституции, возникающих по поводу организации высших органов власти и управления, государственного устройства и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством.

Иными словами, конституционный строй – это порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с Конституцией.

Наличие в государстве Конституции не означает, что в нем установлен конституционный строй. Конституционное государство характеризуется, прежде всего, приоритетом прав личности, подчинением праву всех органов государства, должностных лиц и граждан.

Основы конституционного строя - это положения, которые определяют основные устои общества, форму государства той или иной страны.

Основы конституционного строя закреплены в главе 1 Конституции РФ и детализируются в последующих главах.

Существуют различные точки зрения по поводу того, сколько основ конституционного строя, какие?

На наш взгляд, можно выделить следующие основы :

1. гуманистические

2. экономические

3. политические

Эти основы находят свое выражение в принципах конституционного строя, содержащихся в статьях главы 1 Конституции РФ.

Принципы конституционного строя:

1) Приоритет прав и свобод человека;

2) Народный суверенитет;

3) Верховенство права;

4) Народовластие;

5) Федерализм;

6) Республиканская форма правления;

7) Социальный и светский характер государства;

8) Разделение властей;

9) Политический плюрализм;

10) Многообразие форм собственности и экономической деятельности;

11) Целостность и незыблемость основ конституционного строя.

Приоритет прав и свобод человека

Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Признание прав и свобод означает закрепление в Конституции РФ всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права.

Соблюдение прав и свобод требует от органов государства, его должностных лиц воздерживаться от любых действий, нарушающих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, а также создавать все условия для реализации их людьми.

Защита прав и свобод предполагает деятельность органов государства по восстановлению нарушенных прав и свобод или недопущению таких нарушений, а также создание соответствующих правовых гарантий такой защиты.

Принцип конституционного строя, закрепленный в ст. 2 Конституции РФ, часто называют принципом гуманизма.

Гуманизм конституционного строя означает безусловный приоритет человека перед государством, означающий, что государство создано для человека, а не человек для государства. Этим принципом Конституция РФ кардинально отличается от всех прежних конституций советского периода, когда высшей ценностью признавалось государство и его интересы.

Народный суверенитет

В ч.1 ст.3 Конституции РФ говорится, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

В науке конституционного права выделяют 3 вида суверенитета: народный, национальный и государственный.

Народный суверенитет – это верховенство и полновластие народа. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких-либо социальных сил. На практике абсолютный суверенитет народа трудно осуществим, поэтому в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Национальный суверенитет – это право нации на самоопределение вплоть до создания национального государства. В России национальный суверенитет подразумевает самостоятельность нации в рамках многонационального государства: создание автономий, развитие национальной культуры, образования, традиций. Суверенитет принадлежит не отдельным нациям, а всему российскому народу. В основе власти народа лежит его воля, реализуемая через различные государственные органы.

Из народного суверенитета вытекает суверенитет государственный , который означает верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее в международных отношениях. Внутри страны оно независимо от политических партий и других общественных объединений, а за ее пределами - от других государств.

Никакие политические партии, общественные объединения, религиозные объединения и церковь, частные лица, юридические лица и г. д. не вправе присваивать власть в Российской Федерации. В ч. 4 ст. 3 Конституции РФ запрещена узурпация власти, т. е. захват власти или присвоение властных полномочий. Такие действия преследуются по федеральному закону.

Верховенство права

Как принцип конституционного строя означает, что Российская Федерация – правовое государство, т.е. деятельность государства основана на подчинении праву и обеспечении прав и свобод человека в сферах правотворчества и правопримения.

Еще в суждениях античных философов звучала идея о властвовании закона. К сожалению история советского государства знает примеры, когда в форму закона облекался государственный произвол. Советское государство было антиподом правового. Только с принятием Конституции 1993 г. начался процесс построения правового государства, в основу которого положены принципы верховенства закона, разделения властей, ответственности государства перед своими гражданами, равенство всех перед законом. Однако для России правовое государство пока еще цель, а не реальность.

Политический плюрализм

Демократическое правовое государство не может нормально функционировать без политическое многообразия жизни. Ее основу составляет политический плюрализм – проявление политической свободы человека. В отличие от советского прошлого, в российском обществе нет официальной идеологии, а Конституция РФ охраняет право граждан на инакомыслие. Свобода мысли и слова лежит в основе политического плюрализма. А одним из важнейших его проявлений выступает многопартийность (ст. 13. ч.3 Конституции РФ).

Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках Конституции РФ всех политических сил с помощью различных средств.

Через политические партии может осуществляться политическая деятельность граждан, их участие в общественной жизни страны. От других общественных объединений партии отличаются тем, что они открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность управлять государством и обществом.

О многопартийности можно говорить только в том случае, когда в политической борьбе за власть участвуют более 2 – х политических партий.

Деятельность политических партий в РФ регламентируется ФЗ «О политических партиях» от 2001 г.

В то же время устанавливается конституционный запрет крайностям политического плюрализма: запрещается создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды.

Многообразие форм собственности и экономической деятельности

Важнейшей основой конституционного строя России является рыночная экономика (ст.8 Конституции РФ). Ее принципы состоят:

1) в единстве экономического пространства;

2) свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств;

3) поддержке конкуренции.

В России провозглашается свобода экономической деятельности, т.е. люди могут беспрепятственно создавать и преобразовывать предприятия, распоряжаться продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли, свободно вести торговлю. Однако государство, гарантируя эту свободу, должно регулировать ее использование, придавая экономике социальную ориентацию. Свобода предпринимателя, например, не должна нарушать права работников, потребителей и социальную справедливость в обществе.

В ч.1ст.8 Конституции РФ говорится, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, т.е. признается многообразие форм собственности.

В частной собственности может находиться не только личное имущество граждан, но и предприятия, земля. Государство не вправе вмешиваться в управление частными предприятиями, но собственники обязаны соблюдать законы и платить налоги.

В государственной собственности находится все, что было создано на средства государства (заводы, железные дороги и т.д.). Государственные собственники – РФ и ее субъекты.

Муниципальная собственность включает имущество городских и сельских поселений, других муниципальных образований (небольшие предприятия, жилые дома, больницы).

Иные формы собственности – собственность общественных объединений – профсоюзов, политических партий и т.д. (санатории, автобазы).

Конституционный строй – это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами Конституции.

Иными словами – это общественный порядок установленный нормами реально действующей конституции государства. Основы конституционного строя определяют порядок функционирования основных систем общества (экономической, политической, социальной), принципы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и человека и т.д. Источником основ конституционного строя является 1 глава Конституции РФ.

Конституционные принципы, с учетом их характера, можно разделить на три основные группы:

  • Универсальные;
  • Особенные;
  • Единичные.

К универсальным относятся принципы, имеющие общечеловеческую ценность, выработанные мировой цивилизацией к концу ХХ века и присущие большинству современных конституций: принцип народного суверенитета, правового государства, основ народовластия, социального государства, гарантированности прав и свобод человека, принципа разделения властей, принцип плюрализма и т.д.

К особенным принципам относят те основы, которые закреплены только в конституциях отдельных типов государств. Так, например, для социалистической конституционной модели характерны свои принципы: руководящая роль одной партии, господство общественной собственности, единство государственной власти, демократический централизм и т.д. Особенные принципы присуще также конституциям развивающихся стран, например, принцип национализма (для стран юго-восточной Азии) или принцип африканского единства, провозглашенный в конституции ряда стран Африки.

Но есть принципы, характерные лишь для отдельных конституций и отражающие национальную специфику данной страны, такие принципы и принято считать единичными . Так, например, в конституции Пакистана провозглашен принцип «исламского образа жизни», а в конституциях Японии и Италии провозглашается принцип «отказа от войны».

Но при классификации основ конституционного строя наиболее распространенным является деление по сферам жизни общества. Так, выделяют конституционные принципы:

· Экономического строя,

· Социальных отношений,

· Политической системы,

· Основ духовной жизни общества.

Экономическая система – это единство экономических структур и отношений между ними: отношений собственности, производства и распределения, обмена и потребления материальных и духовны благ.

Конституционные принципы экономической системы зависят от того, какая модель экономики используются в стране: государственная или рыночная. Так в Конституции РФ в ст.8 и ч.2., ст.9 закреплен принцип экономического многообразия и свободы экономической деятельности. Данный принцип включает в себя многообразие форм собственности (частной, государственной, муниципальной и т.д.) и их равная охрана и защита. Допускается переход собственности из одной формы в другую (национализация, приватизация). В различных формах собственности может находиться и земля. В РФ гарантируется свобода единого экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, поддерживается конкуренция. Провозглашается свобода предпринимательства, гражданин РФ может свободно заниматься любой не запрещенной государством деятельностью.

Социальная система – это единство социальных общностей и отношений между ними: отношений различных социальных групп, труда и капитала, города и деревни, производителей и потребителей, национальных отношений и др. Они могут быть дружественными и конфликтными. При всей неизбежности социальных конфликтов, порождаемых неодинаковыми интересами различных социальных слоев и достигающих различной силы, одна из задач государства и права, в том числе конституционного строя, состоит в том, чтобы не дать этим конфликтам разрастись до такой степени, чтобы возникла угроза гражданской войны, анархии и распада общества. К данной группе принципов относят: принцип социального государства, закрепленный в ст.7 Конституции РФ. В частности под данным принципом понимается то, что государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье, охраняется установленный государством минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пенсии и пособия, гарантируется бесплатное здравоохранение, основное среднее образование и т.д.

Термин «политическая система» был введен в обиход конституционным правом Болгарии в 1971 г., в законодательстве РФ не содержится определения политической системы, а в современной политологии имеются различные взгляды. В отечественной литературе политическая система характеризуется как универсальная управляющая система социально асимметричного общества, компоненты которой связанны между собой различными отношениями. Для разных политических систем (демократической, авторитарной, тоталитарной) конституционные принципы не будут одинаковыми. Так, для демократической системы будут характерны такие признаки как:

  • Принцип партиципации – участие народа в решении вопросов общественной жизни сверху донизу (принцип народовластия ст.1. и ч.1 ст.3 Конституции РФ – народ признается единственным источником власти (принцип народного суверенитета), а также свою власть народ осуществляет либо непосредственно (прямая демократия), либо через избранные органы государственной власти, либо через органы местного самоуправления (представительная демократия)).
  • Принцип политического плюрализма , который говорит о том, что ни одна партия не может быть государственной или общеобязательной (ч.3-5 ст.13 Конституции РФ). Но, несмотря на создание различных общественных объединений, государство вводит четкий запрет на деятельность таких общественных организаций, деятельность которых направлена на насильственное свержение конституционного строя, нарушение прав и свобод граждан, разжигание социальной, национальной, расовой, религиозной вражды. Кроме того, принцип политического плюрализма означает свободу собраний, печати, участие всех групп общества в выборе лидеров и в определении политики государства. Все партии существуют в стране только на условиях состязательности и конкуренции.
  • Принцип правового государства – что означает верховенство закона над государством (ч.1ст.1). Все органы государственной власти формируются и действуют только на основании законов. Кроме того, необходимо отметить, что в нашем государстве существует иерархия нормативных актов, где верховное положение принадлежит Конституции РФ.
  • Принцип разделения властей – который означает, что единая государственная власть разделена на три ветви (ст.10 Конституции РФ) – законодательную, исполнительную и судебную. (Надеюсь это расписывать не надо, и так сотни, раз об этом говорили).
  • Принцип приоритета прав и свобод человека – данный принцип означает, что человек, его права и свободы признаются наивысшей ценностью государства (глава.2 Конституции РФ).
  • Принцип федерализма – обеспечивается равноправие и самоопределение народов, проживающих на территории РФ, в составе РФ созданы различные формы государственности народов (ч.1 ст.1, ст.5 Конституции РФ). Кроме того, федерализм означает и единство территории РФ и децентрализацию государственной власти (разграничение полномочий между федерацией и субъектами).

Духовная жизнь общества состоит из многих слагаемых. Главное в ней – это отношения между людьми, а также их объединениями с государством и обществом по поводу культуры и духовных благ.

Среди конституционных основ общественного строя духовной жизни общества уделяется наименьшее внимание. Демократические конституции почти не регулируют эту сферу, поскольку в основной части она относится к внутреннему миру личности. В демократическом обществе, к числу различных сторон духовной жизни, можно отнести: идеологический и культурный плюрализм; свобода выражения мнений; свобода образования, научной, художественной и иной творческой деятельности; свобода религий и атеизма. Многие из данных положений неразрывно связаны с правами и свободами человека. Среди конституционных положений в духовной сфере жизни общества России выделяют:

· Принцип идеологического плюрализма – в РФ признается принцип идеологического многообразия, допускается свободное существование и развитие любых идеологических учений и теорий, свободная борьба их между собой. Никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или общеобязательной (ч.1-2. ст.13 Конституции РФ).

· Светский характер государства – церковь в РФ отделена от государства, а школа от церкви. Каждый человек может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Никакая религия не может быть установлена в качестве государственной. Все религии равны между собой.

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.

Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права.

Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.

Основы конституционного строя

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

  • человек, его права и свободы как высшая ценность;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода как условие развития экономической системы;
  • разделение властей;
  • гарантии местного самоуправления;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, Конституция тем самым определяет порядок взаимоотношений государства и личности. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, — указывается в ст. 2 Конституции, — обязанность государства». Этот принцип является основополагающим при установлении правового статуса человека и гражданина в нормах гл. 2 Конституции РФ. а также свидетельствует о возможности формирования правового государства.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Сущность принципа народовластия заключается в том, что народ осуществляет власть непосредственно, путем референдума и свободных выборов, а также через избираемые представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократия защищена конституционным запретом присваивать власть в Российской Федерации кем- либо. Захват власти или присвоение властных полномочий в соответствии с ч. 4 ст. 3 преследуется по федеральному закону.

Полнота суверенитета Российской Федерации составляет основу государственности нашей страны. Содержание этого принципа — характеристики российской государственности: верховенство государственной власти, се единство, независимость в отношениях с другими государствами. Несмотря на федеративное устройство России, она является целостным государством, а Конституция и федеральные законы действуют на всей территории государства. Нормы ст. 4, закрепляющей рассматриваемый принцип, составляют наряду со следующим принципом основу для положений гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции.

Равноправие субъектов РФ впервые закреплено действующей Конституцией. Часть 1 ст. 5 дает полный перечень видов субъектов РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Основой равноправия субъектов РФ является конституционно закрепленное равенство их во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вместе с тем это положение является программным. Фактического равенства субъекты РФ не достигли, о чем свидетельствует процесс заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между значительной частью субъектов РФ и федеральными органами государственной власти.

Гражданство — это особая политико-правовая связь между личностью и государством, характеризующаяся установлением взаимных прав, обязанностей и ответственности между ними, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство является основополагающим элементом правового статуса личности. В полном объеме правами и свободами на территории государства пользуются лишь его граждане. Конституция РФ в ст. 6 провозглашает единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения. Впервые установлен конституционный запрет на лишение гражданина российскою гражданства, равно как и запрет на лишение его права изменить российское гражданство на гражданство иного государства.

Рыночные отношения могут развиваться лишь в условиях экономической свободы и равенства всех форм собственности. Статьи 8 и 9 Конституции устанавливают гарантию единообразного гражданско-правового регулирования на всей территории РФ. Это выражается в единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, в том числе на землю. При этом земля и другие природные ресурсы рассматриваются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Разделение властей характеризует Россию как вступившую в период формирования демократического правового государства. Целью разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную — является избежание произвола в деятельности органов государственной власти, разделение между ними полномочий таким образом, чтобы они своей деятельностью создавали наиболее благоприятные условия для реализации гражданами собственных прав, свобод и исполнения обязанностей. Провозглашение этого принципа в ст. 10 Конституции также является программным, поскольку существует еще два вида органов государственной власти: Президент и органы прокуратуры. В соответствии со ст. 11 государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды Российской Федерации. Статья 129 Конституции устанавливает, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему, не указывая места этого органа в системе разделения властей.

Таким образом, в соответствии с действующей Конституцией образованы следующие виды государственных органов: Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть; Правительство РФ — исполнительную власть; федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды) — судебную власть; Президент РФ — глава государства, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80); прокуратура — органы надзора.

Важным принципом формирования правового государства является установление гарантии местного самоуправлении. Конституция не закрепляет системы и видов органов местного самоуправления, так как они не входят в систему органов государственной власти, но указывает (в ст. 12) на самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Нормы ст. 13 Конституции устанавливают два принципа, определяющих формирование и развитие политической системы российского общества. Принцип идеологического многообразия заключается в том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Принцип политического плюрализма (политического многообразия) подразумевает многопартийность. Особенностью реализации этих принципов является конституционно гарантированное равенство всех общественных объединений перед законом. Часть 5 ст. 13 Конституции устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Россия — конституционное государство, где Конституция как Основной закон обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие, т. е. применяется судами при отправлении правосудия и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Основным в проявлении принципа приоритета закона является конституционное обязыванис всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 3 ст. 15). Содержание этого принципа дополняется конституционной гарантией, устанавливающей правовые рамки для государства, заинтересованного в соблюдении законов, так как именно оно и является законодателем: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15).

Принцип приоритета норм международного права и международных договоров России перед национальным правом характеризует положение Российской Федерации в международном сообществе государств. Являясь участницей ООН, Совета Европы, других международных организаций, Россия несет обязательства, вытекающие из решений, принимаемых этими организациями. Заключая договоры с другими государствами, Россия принимает на себя обязательство выполнять их условия. В состав российского национального права все эти нормы включаются только после ратификации указанных актов Государственной Думой. Часть 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Гарантией реализации этого принципа является конституционно закрепленное требование: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Особый порядок изменения положении Конституции , составляющих основы конституционного строя России, выступает как основополагающий принцип, обеспечивающий не только стабильность Основного закона, но и незыблемость государственного строя Российской Федерации. В содержание этого принципа входят два основных положения;

  • положения гл. 1 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;
  • никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Основы конституционного строя это главные устои государства, его основные принципы, характеризующие Российскую Федерацию как кон­ституционное государство, которые гарантируются и обеспечиваются государством.

Конституция Российской Федерации, прежде всего, закрепляет принципы, основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гумани­стическая направленность и демократическая сущность, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.

В Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя признаются такие принципы и свойства государственной власти, как суверенитет госу­дарства, разделение властей, органы государственной власти и соотношение с ними мест­ного самоуправления.

Каждый конституционный принцип действует не сам по себе. Все они в совокуп­ности и взаимосвязи конституируют государство, дополняют друг друга и находятся во взаимозависимости.

Выделяются следующие основные принципы конституционного строя РФ:

1 ) народовластие (оно характеризуются верховен­ством власти народа; происхождением государ­ственной власти только от имени многонациональ­ного народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);

2 ) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;

3 ) верховенство закона;

4 ) фе­дерализм (он включает в себя территориальную це­лостность государства; верховенство государствен­ной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единствен­ной носительницей государственного суверенитета и г. д.);

5 ) государственный суверенитет (он вклю­чает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полно­мочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);

6 ) со­циальный характер РФ (т. е. политика РФ направле­на на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

7 ) светский характер российского государства (т. е. в РФ дея­тельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви);

8 ) республиканская форма правления (осо­бенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не пре­зидентской или парламентской);

9 ) разделение вла­стей;

10 ) политический плюрализм (в РФ гаранти­руется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);

11 ) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ являет­ся единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкурен­ции, свобода экономической деятельности).

Общество свободных людей (гражданское общество) обязывает государство слу­жить человеку, предъявляет определенные требования в отношении организации государственной власти и ее преде­лов. Основы конституционного строя содержат гарантии от уста­новления тотального государственного контроля общественной жизни. Статья 4 Конституции РФ является одной из отправных статей, входящих в главу 1 "Основы конституционного строя". Суть части первой статьи 4 состоит в провозглашении суверенитета. Этот суверенитет предполагает верховенство и единство власти Федерации и обязательность актов ее органов для всех граждан и вообще всех физических лиц на территории Российской Федерации. А принцип разделения властей, закрепленный в общей форме в статье 10 Конституции РФ, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус и компетенцию Федерального Собрания, Президента, Правительства и судов Российской Федерации.

Экономическая основа конституционного строя

Содержится в восьмой статье, конституционные принципы формируют основы конституционного экономического строя. Эти принципы лежат в основе большой совокупности конституционных норм, объединенных логико-правовыми связями и в силу этого представляющих собой определенное единство, подсистему норм, построенную с использованием концепции "экономической конституции". Усилиями экономистов и юристов Германии, Франции, Испании, Италии, США, Португалии создана теоретическая конструкция, встроенная в систему конституционного права, которая пытается объяснить, как конституция регулирует экономические отношения. Она позволила связать в единое целое такие разнородные и противоречивые явления, как свобода экономической деятельности и интервенция государства в сферу экономики. Будучи сопряженной с концепцией социального государства, экономическая конституция превращается в конституционно-правовую основу социально ориентированной рыночной экономики.

Как подсистема конституционно-правовых норм экономическая конституция охватывает:

1) принципы основ конституционного строя о свободе экономической деятельности, едином экономическом пространстве, многообразии и равноправии различных форм собственности, защите конкуренции (ст. 8), о социальном характере государства (ст. 7);

2) конституционные нормы об основных экономических правах и свободах и основных правах, имеющих хозяйственно-конституционное значение, а также о конституционных гарантиях предпринимательства (ст. 7, ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 74, ч. 2 ст. 75); о значении общепризнанных норм и принципов международного права и норм, содержащихся в международных договорах РФ (ст. 15);

3) нормы, устанавливающие конституционный экономический публичный порядок: а) конституционные принципы государственного регулирования экономической деятельности; б) нормы о возможности ограничения основных экономических прав; в) нормы о полномочиях федеральных и региональных органов государственной власти в сфере правового регулирования предпринимательства. Общей тематикой объединены положения Конституции, касающиеся финансов и налогов. Конституционное финансовое право является самостоятельной частью "экономической конституции". Принцип единства экономического пространства имеет особое значение в федеративных государствах, субъекты которых имеют свое законодательство (ст. 5 Конституции). Он также связан с категорией "государственное единство", использованной в преамбуле Конституции. Целый ряд конституционных положений в гл. 3 Конституции "Федеративное устройство" устанавливают гарантии экономической целостности федеративного государства.

В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право частной собственности охраняется законом. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Экономической основой конституционного строя России является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль. Свобода экономической деятельности – основополагающий принцип рыночной экономики. В сочетании с правом частной собственности это главный антипод тоталитарной государственной экономики с ее плановой и административно-командной системами. Свобода экономической деятельности означает, что люди могут беспрепятственно создавать и преобразовывать предприятия, распоряжаться продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли. Они вправе свободно вести торговлю, открывать банки и биржи, создавать хозяйственные объединения. Индивидуальное обогащение от такой деятельности, если она не противоправна, не только не враждебно интересам общества, но как раз служит этим интересам. Поэтому граждане вправе требовать от государства защиты от непомерного налогообложения, коррупции государственных чиновников, рэкета и организованной преступности. Чем реальнее и прочнее гарантии в этой области, тем выше темпы экономического развития и жизненный уровень народа.

В то же время свобода экономической деятельности требует от государства особенного внимания, ибо злоупотребление ею чревато социальным взрывом. Государство должно не просто гарантировать эту свободу, но и регулировать ее использование, придавая экономике социальную ориентацию. Свобода предпринимателя, например, не должна порождать произвол в создании условий труда для работников, нарушать права потребителей и социальную справедливость в обществе. Таким образом, провозглашение свободы экономической деятельности не только не исключает, но предполагает детальное и систематическое государственное регулирование экономических отношений. В Конституции закреплены многообразие форм собственности, их равная защита. «В Российской Федерации, – установлено в ст.8 п.2 Конституции РФ, – признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Данное положение дополняется нормами ст.35 Конституции РФ, которое устанавливает, что право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведен только при условии предварительного и равноценного возмещения. Государственная собственность делится на федеральную и собственность субъектов Российской Федерации. Муниципальная собственность – это собственность города, района или другого муниципального образования, на территории которого осуществляется местное самоуправление. К иным формам собственности можно отнести собственность общественных объединений, некоммерческих организаций. Право частной собственности, дополняется также правом граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной закрепленной законом экономической деятельности (ст. 34 п.1 Конституции РФ).По-иному, чем ранее действовавшая Конституция, Конституция 1993 года устанавливает правовой режим земли. В ст.9 Конституции закреплено, что «1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности». Положения этой статьи дополняются нормами ст. 36 Конституции РФ, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. В 2001 г. принят Земельный кодекс РФ, который устанавливает правовой режим нескольких категорий земель (земли поселений, лесного фонда, земли специального назначения – обороны, транспорта и др.), разрешает их свободный оборот (куплю-продажу земель населённых пунктов, земель под строениями, дачных, садовых участков и др.). Из оборота исключаются земли лесного фонда, водоохранные земли, особо охраняемых территорий и др. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом. Сельскохозяйственные земли могут находиться только в российской собственности (государства, муниципальных образований, граждан РФ, юридических лиц РФ). Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также юридические лица, где доля неграждан РФ в уставном (складочном) капитале составляет более 50%, могут обладать участками земель сельскохозяйственного назначения только на правах аренды. Максимальные и минимальные размеры земельных участков устанавливаются субъектами Федерации. Так, в соответствии с п.2 ст.9 Закона «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Белгородской области» от 31 декабря 2003г. минимальный размер земельного участка не может быть менее 50гектаров. В случае ненадлежащего использования сельскохозяйственных земель участок может быть принудительно изъят через суд. Участок земли может быть реквизирован (за плату) в случае стихийных бедствий и других ситуаций, изъят по суду (за плату) или национализирован для государственных или муниципальных нужд (переход частной собственности в публичную), но только на возмездных началах и при справедливой оплате, которая не может устанавливаться принудительно государственными или муниципальными органами. Развитие частной собственности в России связано с приватизацией государственных и муниципальных предприятий, участков земли, а также жилья. В настоящее время приватизация продолжается в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ (ред. от 18.07.2005 г.) «О приватизации государственного и муниципального имущества» путём продажи на аукционах (публичных торгах). Правительство ежегодно устанавливает сроки и списки предприятий, подлежащих приватизации. Эти списки рассматриваются парламентом одновременно с утверждением бюджета. Конституция РФ разрешает и обратный процесс: принудительное отчуждение частной собственности (в том числе юридических лиц) в интересах общества и государства (ч.3 ст.35). Это может быть осуществлено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Учитывая федеративный характер национально-государственного устройства России, Конституция РФ 1993 года определяет: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст.8 п.1 Конституции РФ). Под конституционным термином «гарантируются» понимается требование ко всем органам государственной власти России и их должностным лицам не нарушать единства экономического пространства, не создавать каких-либо препятствий для перемещения внутри страны товаров, услуг, финансовых средств, не принимать решений не предпринимать каких-либо действий, направленных на ограничение конкуренции или самостоятельной экономической деятельности граждан и других субъектов экономических отношений. Гарантия свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств состоит в обеспечении режима с отсутствием внутренних таможенных границ, одинаковым (равным) положением предпринимателей на всей территории России, независимо от места их регистрации и расположения. Кроме того, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств должно обеспечиваться едиными стандартами правового регулирования порядка образования и деятельности предприятий, едиными стандартами сертификации товаров и услуг, едиными правилами лицензирования различных видов предпринимательской деятельности.



Просмотров