Учение об идеях (эйдосах). Платон, как основатель идеализма

в античной философии (особенно у Платона) и далее – идеи, первичные нематериальные прообразы вещей, их духовные смыслы. Мир эйдосов (идей) – особый мир первосущностей – основание бытия по Платону. Учение Платона об идеях – важнейшая часть платоновской философии и философского платонизма, предтеча философского идеализма.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭЙДОС

греч. eidos - вид, образ, образец) - термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия - соответственно - в традиционном и нетрадиционном контекстах. В древнегреческой философии понятие Э. использовалось для обозначения внешней структуры: вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение Э. с субстратным архэ выступает фундаментальной семантической оппозицией античной философии, и обретение вещью Э. фактически мыслится как его оформленность, что задает тесную семантическую связанность понятия Э. с понятием формы (см. Гилеморфизм). Принципиальная изначальная оформленность структурных единиц мироздания фиксируется у Демокрита посредством обозначения атома термином "Э.". Эйдотическое оформление вещи мыслится в досократической натурфилософии как результат воздействия на пассивное субстанциальное начало начала активного, воплощающего закономерность мира и связанного с ментальностью и целеполаганием как несением в себе образа (Э.) будущей вещи (логос, Нус и т.п.). В греческой философии, языке и культуре в целом, в этой связи, понятие Э. оказывается фактически эквивалентным с точки зрения семантики понятию идеи (греч. idea - вид, образ, наружность, род, способ). И если феномен субстрата сопрягается в античной культуре с материальным (соответственно - материнским) началом, то источник Э. - с отцовским, мужским - см. Идеализм). Если в рамках досократической философии под Э. понималась внешняя структура объекта, то у Платона содержание понятия "Э." существенно трансформируется: прежде всего, Э. понимается не как внешняя, но как внутренняя форма, т.е. имманентный способ бытия объекта; кроме того, Э. обретает в философии Платона онтологически самостоятельный статус: трансцендентный мир идей или - синонимично - мир Э. как совокупность абсолютных и совершенных образцов возможных вещей. Совершенство Э. (= идеи) обозначается у Платона через семантическую фигуру неподвижности его сущности (oysia), изначально равной самой себе (ср. с Бытием элеатов, чья самодостаточность фиксировалась как неподвижность). Способом бытия Э., однако, является его воплощаемость и воплощенность во множественных предметах, структурированных в соответствии с его гештальтом (Э. как образец) и потому несущих в своей структуре и форме (Э. как вид) его образ (Э. как образ). В этом контексте взаимодействие между объектом и субъектом в процессе познания интерпретируется Платоном как общение (koinonia) между Э. объекта и душой субъекта, результатом чего является отпечаток Э. к душе человека, т.е. ноэма (noema) как осознанный Э., - субъективный Э. объективного Э. (Парменид, 130-132в). В философии Аристотеля Э. мыслится как имманентный материальному субстрату объекта и неотделимый от последнего (в 19 в. этот акцент установки Аристотеля получил название гилеоморфизма: греч. hile - материя, morphe - форма). Любые трансформации объекта трактуются Аристотелем как переход от лишенности того или иного Э. (акциденциальное небытие) к его обретению (акциденциальное становление). В систематике Аристотеля (в сфере логики и биологии) термин "Э." употребляется также в значении "вид" как классификационная единица ("вид" как множество объектов определенного "вида" как способа организации) - в соотношении с "родом" (genos). В аналогичном значении термин "Э." употребляется также в традиции античной истории (Геродот, Фукидид). Стоицизм сближает понятие Э. с понятие логоса, акцентируя в нем креативное, организующее начало ("сперматический логос"). В рамках неоплатонизма Э. в исходном платоновском смысле атрибутируется Единому в качестве его "мыслей" (Альбин), Нусу как Демиургу (Плотин), а многочисленные Э. в аристотелевском смысле (как имманентные гештальты объектной организации) - продуктам эманации. Семантика Э. как архети-пической основы вещей актуализируется в средневековой философии: archetipium как прообраз вещей в мышлении Божьем в ортодоксальной схоластике (см. Ансельм Кентерберийский об исходном предбытии вещей как архетипов в разговоре Бога с самим собой, аналогичном предбытию художественного произведения в сознании мастера); Иоанн Дунс Скот о haecceitos (этовости) как предшествующей вещи ее самости, актуализирующейся в свободном креационном волеизъявлении Божьем) и в неортодоксальных направлениях схоластической мысли: концепция species (образ - лат. эквивалент Э.) в позднем скотизме; презумпция visiones (мысленных образов у Николая Кузанского и др. В позднеклас-сической и неклассической философии понятие Э. обретает второе дыхание: спекулятивные формы разворачивания содержания Абсолютной идеи до объективации ее в инобытии природы у Гегеля; учение Шопенгауэра о "мире разумных идей"; эйдология Гуссерля, где species мыслится в качестве интеллектуальной, но при этом конкретно данной абстракции как предмета "интеллектуальной интуиции"; концепция "идей" Э.И. Гайзера в неотомизме и др. В современной психологии термином "эйдетизм" обозначается характеристика феномена памяти, связанного с предельно яркой наглядностью фиксируемого предмета, в рамках которой представление практически не уступает непосредственному восприятию по критериям содержательной детальности и эмоционально-чувственной насыщенности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.

Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями.

Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.

Отсюда — важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей.

Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. Вообще, сам философ напоминает Эрота: от также стремится достичь блага, он и не мудр и не невежественен, но является посредником между одним и другим, он не обладает красотой и благом и именно поэтому стремится к ним.

И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей.

Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении.

В «Государстве» Платон также дает нам учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет в качестве добродетели мудрость, вожделеющее начало (страстное начало души) — умеренность и воздержанность, а яростный дух (который может быть союзником как первого, так и второго) — мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе эти добродетели составляют справедливость.

Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен.

Особое место в «Государстве» Платон уделяет стражам (воинам) и их воспитанию, которое должно сочетать в себе две части: мусическую и гимнастическую. Гимнастическое воспитание позволяет подчинить страсти разумному началу и развить в себе качество воли. А мусическое — позволяет смягчить яростный дух и подчинить его законам ритма и гармонии.

ЭЙДОС
ЭЙДОС
(греч. eidos - вид, образ, образец) - термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия, соответственно, в традиционном и нетрадиционном контекстах. В древнегреческой философии понятие Э. использовалось для обозначения внешней структуры: вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение Э. с субстратным архэ выступает фундаментальной семантической оппозицией античной философии, и обретение вещью Э. фактически мыслится как его оформленность, что задает тесную семантическую связанность понятия Э. с понятием формы (см. Гилеморфизм). Принципиальная изначальная оформленность структурных единиц мироздания фиксируется у Демокрита посредством обозначения атома термином ‘Э.’. Эйдотическое оформление вещи мыслится в досократической натурфилософии как результат воздействия на пассивное субстанциальное начало начала активного, воплощающего закономерность мира и связанного с ментальностью и целеполаганием как несением в себе образа (Э.) будущей вещи (логос, Нус и т.п.). В древнегреческой философии, языке и культуре в целом, в этой связи, понятие Э. оказывается фактически эквивалентным с точки зрения семантики понятию идеи (греч. idea - вид, образ, наружность, род, способ). И если феномен субстрата сопрягается в античной культуре с материальным (соответственно - материнским) началом, то источник Э. - с отцовским, мужским - см. Идеализм). Если в рамках досократической философии под Э. понималась внешняя структура объекта, то у Платона содержание понятия ‘Э.’ существенно трансформируется: прежде всего, Э. понимается не как внешняя, но как внутренняя форма, т.е. имманентный способ бытия объекта. Кроме того, Э. обретает в философии Платона онтологически самостоятельный статус: трансцендентный мир идей или - синонимично - мир Э. как совокупность абсолютных и совершенных образцов возможных вещей. Совершенство Э. (= идеи) обозначается у Платона через семантическую фигуру неподвижности его сущности (oysia), изначально равной самой себе (ср. с ‘Бытием’ у элеатов, чья самодостаточность фиксировалась как неподвижность). Способом бытия Э., однако, является его воплощаемость и воплощенность во множественных предметах, структурированных в соответствии с его гештальтом (Э. как образец) и потому несущих в своей структуре и форме (Э. как вид) его образ (Э. как образ). В этом контексте взаимодействие между объектом и субъектом в процессе познания интерпретируется Платоном как общение (koinonia) между Э. объекта и душой субъекта, результатом чего является отпечаток Э. к душе человека, т.е. ноэма (noema) как осознанный Э., - субъективный Э. объективного Э. (Парменид). В философии Аристотеля Э. мыслится как имманентный материальному субстрату объекта и неотделимый от последнего (в 19 в. этот акцент установки Аристотеля получил название гилеморфизма). Любые трансформации объекта трактуются Аристотелем как переход от лишенности того или иного Э. (акциденциальное небытие) к его обретению (акциденциальное становление). В систематике Аристотеля (в сфере логики и биологии) термин ‘Э.’ употребляется также в значении ‘вид’ как классификационная единица (‘вид’ как множество объектов определенного ‘вида’ как способа организации) - в соотношении с ‘родом’ (genos). В аналогичном значении термин ‘Э.’ употребляется также в традиции античной истории (Геродот, Фукидид). Стоицизм сближает понятие Э. с понятие логоса, акцентируя в нем креативное, организующее начало (‘сперматический логос’). В рамках неоплатонизма Э. в исходном платоновском смысле атрибутируется Единому в качестве его ‘мыслей’ (Альбин), Нусу как Демиургу (Плотин), а многочисленные Э. в аристотелевском смысле (как имманентные гештальты объектной организации) - продуктам эманации. Семантика Э. как архетипической основы вещей актуализируется в средневековой философии: archetipium как прообраз вещей в мышлении Божьем в ортодоксальной схоластике (см. Ансельм Кентерберийский об исходном предбытии вещей как архетипов в разговоре Бога с самим собой, аналогичном предбытию художественного произведения в сознании мастера); Иоанн Дунс Скот о haecceitos (этовости) как предшествующей вещи ее самости, актуализирующейся в свободном креационном волеизъявлении Божьем) и в неортодоксальных направлениях схоластической мысли: концепция species (образ - лат. эквивалент Э.) в позднем скотизме; презумпция visiones (мысленных образов у Николая Кузанского) и др. В позднеклассической и неклассической философии понятие Э. обретает второе дыхание: спекулятивные формы разворачивания содержания Абсолютной идеи до объективации ее в инобытии природы у Гегеля; учение Шопенгауэра о ‘мире разумных идей’; эйдология Гуссерля, где species мыслится в качестве интеллектуальной, но при этом конкретно данной абстракции как предмета ‘интеллектуальной интуиции’; концепция ‘идей’ Э.И.Гайзера в неотомизме и др. В современной психологии термином ‘эйдетизм’ обозначается характеристика феномена памяти, связанного с предельно яркой наглядностью фиксируемого предмета, в рамках которой представление практически не уступает непосредственному восприятию по критериям содержательной детальности и эмоционально-чувственной насыщенности. В современной постмодернистской философии с ее парадигмальными установками ‘постметафизического мышления’ и ‘постмодернистской чувствительности’ (см. ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ , ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ , ПОСТМОДЕРНИЗМ ) понятие Э. оказывается в ряду тех, которые очевидно связаны с традицией метафизики и логоцентризма (см. МЕТАФИЗИКА , ЛОГОЦЕНТРИЗМ ) и потому подвергаются радикальной критике. Особенно сокрушительной эта критика оказывается в контексте постмодернистской концепции симулякра (см. СИМУЛЯКР , СИМУЛЯЦИЯ ) и конституируемой постмодернизмом ‘метафизики отсутствия’: так, Деррида непосредственно связывает традиционалистскую презумпцию ‘наличия вещи’ со ‘взглядом на нее как на eidos’. (см. также ГИЛЕМОРФИЗМ .)

История Философии: Энциклопедия. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко . 2002 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЭЙДОС" в других словарях:

    эйдос - эйдос, а … Русский орфографический словарь

    - (от греч. eidos образ, вид) термин др. греч. философии и феноменологии Э. Гуссерля. Первоначально Э. внешний вид, образ, позднее вид как единица классификации. У Демокрита одно из обозначений атома. У Платона синоним термина «идея»,… … Философская энциклопедия

    Сущность, явленность Словарь русских синонимов. эйдос сущ., кол во синонимов: 3 прообраз (8) … Словарь синонимов

    эйдос - ЭЙДОС (греч. ei5oc, вид, облик) термин древнегреч. философии, означающий смысловые очертания предмета, тип, вид (в таксономическом смысле). Обычное значение Э. внешний облик в философском узусе досократиков и софистов приобретает… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Эйдос - (гр.eidos түр, бейне, үлгі) объектінің ұйымдасу амалын белгілейтін антикалық философияның термині, сол сияқты терминнің алғашқы мағынасын түсіндіруге байланысты ортағасырлық пен қазіргі философияның категориясы. Платонда сыртқы ретінде емес,… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (греческое eidos вид, образ), термин древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и идея) означал видимое, то, что видно, наружность (Гомер), затем конкретную, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон), форму… … Современная энциклопедия

    - (греч. eidos вид образ),..1) термин древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и идея) означал видимое, то, что видно, наружность (Гомер), затем конкретную явленность, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон) … Большой Энциклопедический словарь

    - (греч. eidos вид, образ, образец) термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия соответственно в… … Новейший философский словарь

    Эйдос - (греческое eidos вид, образ), термин древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и “идея”) означал “видимое”, “то, что видно”, “наружность” (Гомер), затем конкретную, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Содержание 1 Доплатоновская традиция 2 Платоновская традиция … Википедия

IV век – расцвет греческой философии.
Его тексты дошли до нас почти полностью, правда есть сомнения в подлинности некоторых.
Все свои сочинения Платон написал в форме диалогов.
Форма диалогов избрана на основе метода Сократа: рассуждение, противоречие, продолжение споров и установление истины.
Академия Платона (с 386 до н.э. до 529 н.э.) – 915 лет. Академия находилась в роще посвященной герою Академа. Академия – общество художников или ученых.

Для Сократа основой является фиксирование понятий.
Сократовский путь не очень эффективен, определения понятий зыбкие. Один и тот же термин в разных контекстах различен. Различаем понятия, но рационального определения понятия дать не можем.
Платон делает вывод, что Сократ и прав и не прав. Не понятия являются основными единицами мышления.
Приходит слово “идея”. Основными элементами бытия и мышления являются идеи или эйдосы.
ИДЕЯ = ЭЙДОС (образ) = бытие-в-себе.

Идеи отличаются от понятий: понятия носят абстрактный характер (мы их определяем), идеи же являются самой действительностью.
Учение Платона – система объективного идеализма. Объективный идеализм утверждает, что дух, мышление, идеи существуют объективно, независимо от сознания и первично по отношению к природе. Идеи существуют сами по себе.
Объективный идеализм говорит о некоем объективном мире идей или эйдосов.
Идеи более подлинны, чем вещи, которые мы воспринимаем своими чувствами.

Например, обсуждаем, что такое КРАСОТА.
Наблюдаем осеннее солнечное утро –> все соглашаются, что очень красиво –> встречают лошадь –> вот красивая лошадь –> встречают женщину, она красива –> на кухне красивый цветочный горшок => 4 предмета назвали красивыми, объединили “понятием” красоты.
Есть прекрасное само по себе – идея.

Красота не есть вещь. Это нечто, что мы видим в вещах, то, что присуще им. Но лошадь и женщина не похожи. Это объединение возможно, т.к. за понятием красоты, которое существует в реальности, в действительности стоит идея красоты.
Красота существует не только как физическое явление, но и как идея.
Идея (идеал) красоты содержится в нашем мышлении. Сравниваем идею с реальными вещами.
=> Значит, существует два мира: мир вещей (материальный, путь физиса, путь Фалеса) и мир идей (тот мир, который подозревал Парменид, о котором подразумевал Сократ).

Основные элементы мышления – идеи. Мы правильно мыслим, если наше мышление соприкасается с миром идей.
Демокрит словом “эйдос” назвал свои атомы. Эйдос – мельчайшая неделимая частица, из этих частиц состоит все.
Основное свойство эйдосов в том, что они чувственно не воспринимаемы, но у Демокрита эти частицы все-таки материальны.
Идея или эйдос – природа чувственной невосприимчивости – нематериальность. У Платона – это особая действительность.

Основные свойства эйдосов (идей)

1.Идея – подлинное бытие вещи.
Определения идеи:
Идея есть сущность вещи, которую мы познаем мышлением.
Идея есть то, что делает вещь тем, что она есть.

2.Идея – это эталон (образец) для вещи.
Любая вещь выражает собой идею, но выражает частично, неполно. Вещи являются несовершенными копиями вещей.

3.Идеи вечны и неизменны. Существуют сами по себе.
Если бы они менялись каждый день, то существование мира вряд ли возможно.

Бытие материальное и идеальное. Идеальное бытие противостоит идеальному бытию.
Материальный мир – неподлинное бытие.

Притча о пещере.
Седьмая книга диалога «Государство», притча о пещере:
Ситуация: пещера, в ней находятся люди, но они прикованы к стене спиной к огню. Это их жизнь. За их спинами другие люди проходят, проносят предметы, но прикованные люди видят лишь тени перед собой. Вход в пещеру: светлый день, сияет солнце.
Рассмотрим следующую ситуацию. Значительную часть жизни ты провел прикованным. О причине теней ты только мог догадываться. Потом тебя освобождают. Видишь то, что сзади. Ты осознаешь, то были тени, а на самом деле все по-другому.
Огонь слепит: ты зажмурился и тебе сложно освоится, ты привыкаешь.
Идешь дальше к выходу. Там яркий свет – тебя слепит. Адаптируешься => твой мир – убогая пещера, а вокруг него – богатый мир.

Толкование мифа.
Цепи – это чувственное познание. Ограниченность чувственного познания, познание мира материальных объектов не дает истины. Тени предметов – это материальный мир.
Необходимость получения образования. Мы можем ослепнуть от созерцания идей, т.е. стать догматиком или вообще отрицать идеи, т.е. стать слепым.
Всё нужно видеть в свете истины, а не мнения авторитета или своего личного.

Путь философа – выход из пещеры.
Образование – это переустройство души (современным языком: нашего сознания), а не просто наполнение души знаниями о материальном мире.
Истина – есть соответствие нашего знания действительности.

Бытие открывается нам только в свете идей. (Платон: познание – есть узнавание, узнавание с помощью идей.)
Душа бессмертна, идеи нам врождены.
Знание – это припоминание виденного в потусторонней жизни, когда душа до обретения тела пребывала в мире идей.
Пример математика. Аксиоматические положения математики.

Структура бытия:
материальный мир –> мир идей (подлинное бытие – идеи добра, справедливости, счастья и т.д.) –> идея Блага
Благо – это идея Бога, абсолютная гармония.
Мир рассматривается как восхождение от мене общего к более общему и, наконец, к самому общему и в своем роде единственному.
Телеология – учение о целесообразности. Человеческая жизнь и явления природы подчинены целям и есть реализация к-л цели или идеи. Природа в особенности, потому что она наилучшим образом устроена. У Платона цели – это этические ценности. Этический телеологизм.
Метемпсихоз – учение о переселении душ пифагорейства.

Доказательства бессмертия души:
1.Всё живое возникает из неживого и неживое из живого. Поэтому, души умерев, рождаются вновь.
2.Душа познает идеи. След., душа причастна идеям. Она им в чем-то подобна. Идеи вечны, след., душа вечна.
3.Знание – это припоминание виденного в потусторонней жизни. Анамнезис – припоминание. Идеи априорны (до опыта). След., душа вечна, т.к. она пребывала в царстве мертвых, созерцая идеи.
4.Жизнь – это, то что создала идея. Смерти нет т.к. это возврат назад, на низший уровень. Смерть человека не превращает идею жизни в идею смерти. Идеи в друг друга не превращаются. Идея жизни продолжает существовать. След., душа бессмертна, т.к. она выражает идею жизни.

Концепция государства.
По Платону государством должны управлять мудрецы (власть аристократии). Государство по Платону основывается на ненасилии.
Платон создал теорию справедливого государства. Среди обучающихся был царь Дионисий. Он предложил Платону построить справедливое государство на острове. Дионисий увидел, что то, что восторгало его в теории, на практике не так уж привлекательно (власть мудрых людей и т.п.).
Дионисий хитростью продал Платона в рабство. Но ученик Платона, случайно, выкупил.
Позже Дионисий II – сын, предложил Платону то же самое. => Платон согласился, но опять пострадал. => Позже он отшатнулся в сторону насилия.

Философия Аристотеля (384-322).
Родился в семье врача македонского царя.
В 18 лет Аристотель остался без родителей, переехал в Афины и поступил в школу Платона. 343 году до н.э. был призван обратно ко двору Филиппа II в Македонию. Ему было предложено стать учителем молодого Александра Македонского.
Противоречивые сведения о его влиянии на Александра. Александр распространял греческую культуру.

Общий характер сочинений Аристотеля:
1.Аристотель попытался проанализировать и обобщить все идеи существовавших до него теорий.
2.Аристотель не вдохновленный пророк, а систематизатор (скучноватый). Похож на стиль научной литературы. Субъективное, личное выносится за скобки, стремится к объективности.
3.Аристотель – великий называтель. Очень много новых слов, непонятных терминов. Пытается каждому явлению дать конкретное имя, чтобы избежать двусмысленности.
4.Общая эволюция, общая тенденция: вначале – продолжатель Платона, чем дальше, тем критичнее. «Платон мне друг, но истина дороже».

Разделы учения:
1.Метафизика (первая философия)
2.Физика («Физика», «О небе», …)
3.Этика (не столько о нравственности, сколько о человека в целом)
4.Политика (об обществе и государстве)
5.Логика и риторика.

Аристотель критикует теорию идей Платона (первая глава в “метафизике”). Объяснения Платона не состоятельны, так как он вместо того, чтобы объяснять один мир (тот, в котором мы живем) придумывает другой мир (т.н. удвоение миров).
Необходимо объяснить порядок, структуру мира идей (мир идей объясняет порядок мира вещей, для объяснения мира идей нужен третий мир и так далее).
Аристотель: “Мир един и поэтому идеи (эйдосы) не существуют отдельно от вещей, отдельно от материи. Идея – в вещи”.

Концепция Аристотеля.
Бытие складывается из двух частей: формы и материи.
Материя и форма всегда едины: нет материи самой по себе, мы всегда видим материю в какой-то форме.
Материя, предоставленная самой себе – это хаос.
Форма есть активное начало.

Чувственное познание ощущает, познает форму. И, след., нет ничего в разуме, чего бы ни было в чувственном восприятии.
Что есть подлинная действительность – форма или материя?
Ответ: Форма.
У материи только возможность, возможность стать вещью, предметом. Но только форма сообщает вещи ее действительность. Если нет формы, то не существует. Форма и материя едины – это единства предмета и идеи.

Форма – активное начало, материя – пассивное. Форма первоначальна по отношению к материи. Форма – действительность, а материя – возможность.

Как взаимосвязаны форма и материя?
Главная проблема в движении и в причине.
Всё начинается с движения. Движение есть переход возможности в действительность.
Если какой-то предмет, тело движется, то в чем причина его движения?
Причиной движение тела является действие на него другого тела. Но на первое тело действует второе, на второе – действует третье и так далее. А где же главная причина?
Есть только один выход: конечный источник движения должен быть абсолютно неподвижен. Это перводвигатель. Только так можно объяснить движение. Движение перводвигателю присуще имманентно и не сообщается ему извне. Имманентное – внутренне присущее предмету свойство, внутренняя сущность.

Но благодаря чему нечто становится тем, чем оно есть? Как реализуется идея? Благодаря движению, материи, форме и цели (идеи).
Оно становится благодаря четырем причин: материальной, формальной, движущей (деятельная) и целевой. Целевая объясняет цель и смысл движения.
Движение->Материя->Форма->Цель->И опять движение.= Перводвигатель.
И всё это есть перводвигатель.
Это переход возможности в действительность, переход материи в форму. Телеология – учение о целесообразности. Только у Аристотеля цели внутренне присущи природе, которая живет по свои собственным законам. А у Платона телеология – это цели присущие идеям и реализующим этические ценности (Благо).

По Платону красивой вещи предшествует Идея Красоты.
По Аристотелю действительность предшествует возможности.

Мировоззрение Аристотеля телеологично. Телеология философское учение, приписывающее явлениям природы цели, которые устанавливаются Богом или внутренними причинами природы (как у Аристотеля).
Силлогизм – открытие Аристотеля. Силлогизм – это умозаключение, в котором из двух посылок (высказываний) следует заключение (новое высказывание) той же логической структуры.
Сочетание посылок внутри каждой фигуры – модусы.

А=В
В=С
------ (Следовательно)
А=С

Средний термин. Как появляется общее? Общее появляется в результате размышления по индуктивному умозаключению. Наука о мышлении – аналитика.
Индукция объясняет восхождение от частного к общему. Дедукция – от общего к частному.
Если у Платона познание – это припоминание виденного в потусторонней жизни.
То Аристотель считает, что мысль – это есть движение от одного утверждения к другому. Мысль не есть идея в Пплатоновском смысле как припоминание виденного в потусторонней жизни. Переход от одного умозаключения (силлогизм) к другому.
В концепции государства – демократия наихудшая форма, а идеальная форма полития – республика.

Об идеях: человек идет от идей к вещам. Сначала идеи-образцы, потом вещи их воплощающие. В голове-много идей. Будет ли воплощение? Мир идей – действительность, мир вещей – тень.идея в голове - акт воспоминания о мире идей. Пример – вообразить пещеру. Первооснова – мир идей. Их нельзя пощупать, увидеть и осязать, их можно созерцать только умом, через понятия.

Учение Платона об идее и ее значение Основной вопрос философии он решает однозначно - идеалистически. Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь "тенью" и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Действительные, реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной, бесформенной "принимающей" материей (небытием). Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) является важной частью философского учения Платона. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы - идеи.

11.Учение Платона о душе (или учение о государстве).

О душе: Душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Тело - темница, “вспоминает о мире идей”.Душа - бессмертная сущность, три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделением. О государстве: достойную жизнь можно вести только в совершенном государстве, Платон создает в афинской школе для своих учеников условия идеального государства.“идеальное государство”– аристократия, аристократическая монархия; Тирания – наихудшая форма государственного устройства, а демократия была для него объектом общей критики. три основные формы правления - монархию, аристократию и демократию. Тройное деление (как и у души) население делится на три сословия: земледельцы-ремесленники, стражи и правители (мудрецы-философы). государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. совершенное государство - это такое государство, в первом сословии преобладает умеренность, во втором - мужество и сила, в третьем - мудрость. каждый делает то, что ему надлежит делать; государство – воплощение идей, а люди – игрушки, придуманные и управляемые Богом.Вывод: Философия Платона оказалась важнейшим интеллектуальным достижением античной эпохи. В основанной Платоном школе был воспитан Аристотель , наряду с Платоном оказавший определяющее влияние на развитие западно-европейской философии.

12.Учение Аристотеля (критика учения Платона).

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона. Ошибка Платона, по Аристотелю, в том что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др. Аристотель дает свою трактовку данной проблемы: · не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира; · существуют только единичные и конкретно определенные вещи. Данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является. – СУБСТАНЦИЯ · индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) – вторичной. Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), вопрос: что такое бытие?

Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания). Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. По Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признавал среди основных девяти категорий только три - время, место, положение (или сущность, состояние, отношение).

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.



Просмотров