Военная безопасность общества. Большая энциклопедия нефти и газа

Введение

Понятие безопасности и ее принципов

Опасность и ее виды

Управление безопасностью как система минимизации опасностей и вредных факторов

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Данная реферативная работа посвящена теме: «Безопасность общества и личности. Опасности и их воздействия на организм человека».

Актуальность выбора темы работы определяется тем, что жизнедеятельность человека и общества вызывает неизменно высокий интерес со стороны многих наук. Особое место отводиться понятиям безопасности жизнедеятельности, а значит и смежным с ними понятиям -опасности, риска, вреда. Активно изменяя среду своего обитания, человек постоянно оказывается под различными угрозами: социальными, экономическими, техногенными, экологическими. Во многих странах этот вопрос всесторонне изучен и уровень безопасности человека и общества высок, что проявляется в незначительном количестве аварий, катастроф, низкой заболеваемости, травматизации и смертности населения, а значит в - значительной продолжительности и качестве жизни. Уровень безопасности - это не просто теоретическая единица, но очень важный показатель развития общества, в т.ч. его экономики и культуры, это показатель благополучия народа, страны.

Россия, к сожалению, находится в числе небезопасных стран, как свидетельствует статистика, ежегодно в РФ происходит около 70000 несчастных случаев на производстве, что в 2 раза больше, чем в США и странах Европы. Также за последние 10 месяцев в нашей стране имели место 167000 тысяч ДТП, в которых погибло свыше 21000 человек. А недавняя трагедия с крушением «Бионга-737» над Казанью снова заставила задуматься о плачевном состоянии авиационной безопасности нашей страны.

Поэтому мы в нашей работе должны дать определение основным понятиям безопасности человека и общества, и рассмотреть факторы, влияющие на повышение опасности.

1. Понятие безопасности и ее принципов

В теории безопасность общества и личности должна обеспечиваться государством в лице его законодательных органов, которые принимают законы, регулирующие ту или иную сферу общественных отношений. Так хозяйственное и административное право гарантируют упорядоченность производства, уголовное право защищает людей от посягательств на их главные права и свободы, экологическое право обеспечивает сохранность окружающей среды, в которой живет человек. В свою очередь, эти официальные правила, закрепленные в виде законов являются основанными на достижениях науки и культуры, определяющих, что является для личности и общества желательным, а что нет, и какое направление общественного развития будет соответствовать прогрессу, а не наоборот - упадку.

Согласно такому теоретическому подходу безопасность - это такое сочетание природных и социальных процессов, при котором здоровью и жизни человека, а также устоявшему общественному порядку ничто не угрожает. Но в реалиях жизни, как правило, такое идеальное состояние невозможно, всегда находятся факторы, нарушающие это равновесие, поэтому безопасность требует постоянного поддержания с применением информации, энергии и времени в ходе энтропического процесса создания безопасных условий для развития личности и общества. Поэтому под безопасностью можно также понимать минимальный уровень угроз для человека и общества, т.к. безопасность отдельных индивидов тесно связанна с опасностью групп людей в целом. Отсюда можно сделать вывод, что если существует безопасность, то существует и ее антагонист - опасность.

В отечественной правовой литературе термин «безопасность» слабо разработан. Чаше под ним понимается «нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на отдельной территории или объекте». Так в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. под национальной безопасностью понимается отсутствие ущерба для конституционных прав, свобод граждан, достойное качество и уровень их жизни, суверенитет и территориальная целостность страны.

Безопасность личности человека зависит от состояния объектов, процессов, которые окружают его. Безопасность общества определяется безопасностью личностей и их групп. Безопасность жизнедеятельности человека - комплексное состояние, для которого характерны минимум рисков и негативных факторов воздействия на организм человека. Риск - это степень вероятности вреда - болезни, травмы, смерти, аварии. Риск и определяет опасность.

Выделяют три группы факторов безопасности общества и личности:

социально-экономические,

естественные.

К социально-экономическим факторам, прежде всего, относят качество и глубину законодательного регулирования: правила нормы, стандарты, лимитирующие и гарантирующие безопасность. Поимо этого к ним можно отнести политические процессы в обществе, психологический климат в нем и отдельно взятых группах людей, включая трудовые коллективы и семьи. Особое место занимают экономические предпосылки безопасности - размер заработной платы, система социальной защиты населения, материальная мотивация труда и пр.

Технико-организационные факторы безопасности личности и общества наиболее тесно касаются условий общественного производства материальных благ. Это всевозможные теоретические и практические системы и средства рациональной организации труда, особенно там, где риски наиболее велики, например в промышленности. Эти факторы охватывают не только требования к организации труда, но и связанные с ними требования к качеству производимой продукции.

Третья группа факторов - характеризует влияние на человеческий организм, как и на организацию жизни общества, естественных природных факторов, таких как климат, состояние природных ресурсов и пр.

Кроме факторов важным понятием являются принципы безопасности.

Принцип (от лат. «начало», «основание») - фундаментальный тезис любой научной дисциплины. С точки зрения безопасности личности и общества, а также безопасности жизнедеятельности человека сформировались четыре основные группы принципов: организационные, ориентирующие, технические, управленческие.

Организационные принципы - это ряд положений, обязательных для исполнения, относительно предельно возможной безопасности, особе место среди них занимают принципы эргономики и рационального труда. Ориентирующие принципы касаются информационной и методологической базы обеспечения безопасности человека и социума. Управленческие принципы служат связующим звеном между различными этапами обеспечения безопасности, главные среди них - принцип эффективности и ответственности. Технические принципы безопасности определяют характер взаимодействия человека и внешней среды, как природной (биосфера), так и искусственной созданной (техносфера).

2. Опасность и ее виды

Итак, мы убедились, что опасность - противоположность безопасности. Это положение объектов и явлений, при которых неблагоприятные физические, биологические, социальные, психические факторы могут нанести вред людям с большой вероятностью. Опасность - это потенциальная возможность получения травмы или смерти, происшествия аварии или иной чрезвычайной ситуации, способной навредить обществу.

Виды опасности могут выделяться по признаку их локализации (естественные или техногенные, в атмосфере или гидросфере); по последствиям (стресс, болезнь, инвалидизация, смерть, полное или частичное разрушение объекта); по способу влияния (социальная, экологическая, техническая); по сфере влияния (производственно-трудовые, бытовые и пр.); по структуре (простые, сложные) и, наконец, по особенности влияния (активные и пассивные). Из отдельных видов формируются целые классы и группы опасностей (приложение 1).

Все они по-разному влияют на организм человека - прямо или опосредованно. Так техническая опасность может привести к травматизации человека, инвалидности или смерти, а экологические опасность может влиять на иные живые организмы, например растения или животных, со временем нанося ущерб организму человека (голод, отравление и т.д.). Можно различать также активное (действующие механизмы) и пассивное влияние (неподвижные острые и непрочные предметы, неровности - приложение 2, Нейман Л.А, 2013).

Группы опасностей, стоящие выше видов и классов, могут делиться на явные и латентные, насильственные и ненасильственные и т.д. Выше в этой классификации стоят роды опасности - государственно-политические, социальные, природные и пр. Например, в классе социальных опасностей можно выделить - наркоманию. А среди родов опасностей - распространение смертельных заболеваний у наркоманов, рост преступности в связи с приемом наркотических препаратов. Конкретный вид опасности - смерть человека или группы людей. Таким образом, одновременно проявляется взаимосвязь разных опасных явлений и факторов.

А значит, опасности поддаются определенному анализу.

Например, тип опасности - экологическая; класс - явная; подтип - загрязнения окружающей среды; род - загрязнение гидросферы; вид - загрязнение конкретного водоема. При этом учитывается не только состояние конкретного водоема, но и состояние всего биоценоза в нем, прилегающих почв и т.д., чему способствуют специальные стандарты и перечни, например, Красные книги. Сам же анализ производится в комплексе «природа - человек - технологии».

Безусловно, в иерархии объектов изучения безопасности главенствующие место занимает человек, затем общество, нации (в это понятие входят такие категории как «государство», «экономика», «среда» и др.) и цивилизации. А понятие цивилизации является глобальным, охватывая порой все человечеству, всю ноосферу, т.н. «разумную» оболочку планеты.

Поэтому при анализе какого-либо из этих объектов, учитывается и состояние всех прочих объектов. Предположим, мы определяем состояние объекта - S, тогда S1= f(82;83), S2= f(81;83), S3= f(S1;82). Смысл символов S1, S2, S3 - заключается в степени безопасности объектов, именуемых этими символами. Здесь прослеживается тесная взаимосвязь индивидуальной и коллективной безопасности, системность.

Системный подход в анализе безопасности человека и общества, предложенный в 1972 г. Л. Берталанфи, заключается в выявлении причин, вызывающих нежелательные результаты, разрешает предусмотреть последствия действия опасных и вредных факторов в разнообразных сферах деятельности. То есть любая деятельность предопределяет появление двух областей: гомосферы (пространства человека) и ноксосферы (пространство опасностей). И обе эти сферы должны быть максимально удалены друг от друга. Их разграничение осуществляется во времени и пространстве при помощи удаленного, дистанционного управления деятельностью. Это может быть автоматизация труда, использование системы предупреждения и реагирования и пр. В основе данного разграничения основной критерий - минимизация опасности, максимизация безопасности.

Опасность всегда потенциальна, а значит, скрыта и требует для проявления определенного набора условий. Эти условия - это недостаток знаний, отсутствие должной дисциплины, стечение естественных обстоятельств, которые актуализируют опасность, выступая ее катализаторами. При этом чаще всего актуализируют опасность не природные условия, а люди, это т.н. человеческий фактор. Парадокс заключается в том, что человек сам является главным источник опасности для себя и сам же себя предохраняет.

Помимо общего анализа можно производить и количественную оценку опасностей. Для этого каждый конкретный случай, будь то авария, травма и гибель людей оцениваются для формирования рекомендаций и советов предотвращения аналогичных случаев. Общими основаниями и методиками такой оценки становятся специальные национальные реестры актов и нормативов относительно безопасности личности и общества.

В этих реестрах применяются пометки: «не больше - не меньше» или «разрешено - запрещено», позволяющие выявить нарушение в том или ином случае, и определить какое условие безопасности было нарушено. При этом количественное выражение безопасности колеблется в пределах:

комфортное (К) - +/- 50%

безопасное (Б) - 100% или около 100% от установленного регламента.

Комфортные условия постепенно превращаются в опасные, проходя стадии неблагоприятности, угрозы, вредности.

безопасность человек общество опасность

3. Управление безопасностью как система минимизации опасностей и вредных факторов

Если уровень безопасности-опасности можно анализировать, оценивать, то на него можно и нужно влиять. Как правило, управление безопасностью включает минимизацию вредных и опасных факторов при помощи правовых, организационных, управленческих и технических средств.

В мировом масштабе управление безопасностью в первую очередь касается стандартизации этих вредных и опасных факторов. Основная тенденция этого процесса - повышение внимание к промышленным факторам глобальной безопасности. Это всевозможные лимиты и стандарты использования опасных веществ в производстве, нормирование их наличия в окружающей среде и взаимодействия с организмом человека. Не менее важна унификация систем и средств охраны жизнедеятельности, охраны труда на международном уровне.

Для этого создаются специальные международные организации и их органы, которые занимаются работой по стандартизации. В качестве примера результатов их работы можно привести такие акты, как: TKІSO 11 «Котлы и сосуды, которые работают под давлением», TKІSO 92 «Испытания строительных материалов» и т.д. На основе международных стандартов принимаются и вводятся в действие национальные стандарты безопасности и охраны труда.

В странах, где состояние безопасности, в частности охраны труда, низкое, безопасность не гарантирована: нередки случаи производственного травматизма, катастроф, аварий. К таким странам относится, к сожалению, и Россия. Наиболее печальным пример является авария на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 г., унесшая жизни 75 человек и причинившая огромный экономический ущерб району и стране. Чтобы подобное предотвратить в будущем, необходимо внедрять систему управления безопасностью труда в широчайшем ее понимании - в производственной, бытовой сферах, не разрывая понятия безопасности отдельной личности и всего общества.

Так, система управления безопасностью труда (СУБ) любого предприятия должна быть направлена в первую очередь на охрану главных ценностей - здоровья и жизни человека от вредных и опасных факторов. При этом под вредностью в отличие от опасности понимается не травма или смерть, а болезнь человека, в результате длительного воздействия фактора на организм. В основании такой системы должны находиться хорошо продуманные нормативно-правовые акты, в т.ч. целевые программы развития. «Скелет» должны формировать мероприятия по мотивации персонала к соблюдению этих актов, поддержанию дисциплины и благоприятного психологического климата. Обеспечение людей дополнительным лечебно-профилактическим обслуживанием должно венчать эту систему.

Комплексное, системное управление охраной труда - важная составляющая безопасности личности и общества, которая охватывает все задачи и функции управления. При этом она применима не только для производственных предприятий, но прочих организаций, учебных заведений и всей социально-экономической инфраструктуры общества.

Следовательно, безопасность личности и общества - это комплексная проблема, решение которой требует общих усилий каждого члена общества.

Заключение

После написания данной реферативной работы, мы убедились в том, что безопасность человека - это сложное многофакторное явление, которое проявляется в таком протекании природных и социальных процессов, когда здоровью и жизни человека, а также устоявшему общественному порядку ничто не угрожает.

Опасность можно измерить качественно и количественно. Количественное выражение безопасности колеблется в пределах: 50 и больше процентов вероятности болезни, травмы, смерти, аварии - опасная ситуация - меньше 50%, - комфортная ситуация, около 100% - безопасность. При этом все риски условно делятся по факторам их возникновения: социально-экономические, технико-организационные и естественные. А сами опасности классифицируются по большему числу признаков на отдельные виды, роды и классы.

Помимо опасных факторов, выделяют также вредные факторы, которые способны вызывать заболевания людей. В целом опасности могут воздействовать на организм человека физически (в т.ч. механические, электрические и электромагнитные влияния), химически, биологически и психофизиологически, проявляясь как прямо, так и через косвенное влияние, например в случае с экологическими угрозами.

В РФ, к сожалению, понятие безопасности мало проработано в правовом поле, хотя и существует ряд нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность жизнедеятельности. В мире управление безопасностью, прежде всего, предполагает стандартизацию безопасности и строгую дисциплину при ее соблюдении. Поэтому и для РФ является целесообразной разработка соответствующей методологической базы, особенно при внедрении систем управления безопасностью труда (СУБ) и повышение общей культуры безопасности населения.

Список использованной литературы

1.Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды. - М.: Юрайт, 2010. - 672 с.

2.Гончаренко Л.П. Куценко Е.С. Управление безопасностью. - М.: КноРус, 2010. - 272 с.

.Карнаух Н.Н. Охрана труда. - М.: Юрайт, 2013. - 384 с.

.Махов С.Ю. Безопасность личности. - М.: МАБИВ, 2012. - 178 с.

.Нейман Л.А. Безопасность жизнедеятельности. Теория, вопросы, ответы. - М.: Вузовская книга, 2013. - 140 с.

.Тихонова Г.И. и др. Профессиональный риск по показателям производственного травматизма в России // Медицина труда и промышленная экология. 2012. №3. С. 9-14.

.Управление рисками и безопасностью. - СПб.: Ленанд, 2010. - 200 с.

.Фуко М. Безопасность, территория, население. - СПб.: Наука. Ленинградское отделение, 2011. - 544 с.

.Статистика ГИБДД РФ

.Стратегия Национальной безопасности РФ до 2020 г.

Приложение 1

Общая классификация опасностей

Приложение 2

Виды опасностей по характеру воздействия на организм человека

Введение

Характерной чертой современного общества является его информатизация - активная разработка и внедрение во все сферы человеческой деятельности информационных технологий и средств.

Информация и информационные ресурсы становятся одним из решающих факторов развития личности, общества и государства. Широкие возможности компьютеров и информационных технологий позволяют автоматизировать процессы мониторинга и управления государственными, экономическими, социальными, оборонными и другими объектами и системами, получать, накапливать, обрабатывать и передавать информацию об этих процессах практически с любой требуемой скоростью, в любом количестве. Все это дает основание утверждать, что информатизация играет сегодня решающую позитивную роль в развитии человечества, что информационное общество объективно неизбежно.

Но история учит нас тому, что многие достижения научно-технической мысли использовались не только во благо людей. Достаточно вспомнить достижения ядерной физики - атомное оружие; оптоэлектроники - лазерное оружие; химии - отравляющие газы; биологии - биологическое оружие и т.д. Всегда находились силы, которые стремились использовать в своих интересах открытия в научно-технической сфере.

Поэтому сегодня у определенных субъектов (коалиций, государств, организаций, личностей) возникает стремление единолично обладать информационными ресурсами, средствами и технологиями и использовать их для удовлетворения своих интересов и противодействия интересам вероятных конкурентов в экономическом, коммерческом и даже военном противоборстве. Информация и информационные технологии при этом начинают выступать в качестве объектов угроз, что порождает проблему информационной безопасности.

Цель работы: изучение направлений информационной безопасности личности, общества, государства.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Информационная безопасность личности, общества, государства: понятие и проблемы

В современном обществе в связи с бурной информатизацией всё более актуальной становится проблема защиты информации. Безопасность - одна из главнейших целей и неотъемлемая слагаемая деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества.

Информационная безопасность - это состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Социальная информатика: конспект лекций / Сост. Н.М. Воронина. - Томск: ТПУ, 2013. - С. 51.

В Законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - информационная безопасность определяется - как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 (ред. от 28.12.2013) / Собрание законодательства РФ от 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448.

При этом информационная безопасность - это: Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. В.Ф. Пилипенко. - М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005. - 160 с.

Состояние объекта, когда ему путем воздействия на его информационную сферу не может быть нанесен существенный ущерб или вред;

Свойство объекта, характеризующее его способность не наносить существенного ущерба какому-либо объекту путем оказания воздействия на информационную сферу этого объекта.

Проблемы нарушения информационной безопасности актуальны и для отдельных граждан, и для общества и государства в целом.

Детально цели защиты информации также перечислены в ФЗ «Об информации, информатизации и о защите информации»: Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 (ред. от 28.12.2013) / Собрание законодательства РФ от 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448.

Предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

Предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

Предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;

Защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

Сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;

Обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

Таким образом, объектами информационной безопасности являются: Крат Ю.Г. Основы информационной безопасности: учеб. пособие / Ю.Г. Крат, И.Г. Шрамкова. - Хабаровск: ДВГУПС, 2008. - С. 51.

Личность (ее права и свободы);

Общество (его материальные и духовные ценности);

Государство (его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, экономика, военное дело и т. д.).

Личность - базовый элемент, ячейка общества. Без личности нет общества, но и личность вне общества существовать не может. Государство обеспечивает условия существования и личности, и общества. Государства, которые не нужны ни личности, ни обществу, не могут существовать долго и исчезают с исторической арены. Баланс взаимоотношений между личностью, обществом и государством выступает главным условием их устойчивого развития.

Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком из разных источников информация не препятствует свободному формированию и развитию его личности. В процессе информатизации человек стал информационно «прозрачен». При наличии желания и средств любая имеющаяся информация о конкретной личности может стать доступной и быть использована в своих целях другой личностью, группой лиц, общественной группой и государством. Только незначительная часть населения способна предотвратить нежелательный доступ к своей информации. Большинство людей такой возможности не имеют и остаются беззащитными в этом плане. Поэтому информационная безопасность личности - это состояние человека, в котором его личности не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на окружающее информационное пространство.

Информационная безопасность общества - это состояние общества, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем воздействия на его информационную сферу. В ее основе - безопасность индивидуального, группового и массового сознания граждан при наличии информационных угроз, к которым в первую очередь следует отнести информационно-психологическое воздействие. Действие этих угроз может вызывать психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность, искажение нравственных критериев и норм, морально-политическую дезориентацию и, как следствие, неадекватное поведение отдельных лиц, групп и масс людей. В результате таких воздействий возможны глубокие трансформации индивидуального, группового и массового сознания, негативные изменения морально-политического и социально-психологического климата в обществе.

Информационная безопасность государства - это состояние государства, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на его информационную сферу. Обеспечение информационной безопасности государства неразрывно связано с обеспечением национальной безопасности. В последние годы мы имели возможность видеть, сколь тяжкими могут быть последствия нарушения информационной безопасности, связанные с использованием современных технологий.

Одной из важнейших была и остается проблема социальной безопасности. Она связана с защитой интересов страны и народа в социальной сфере, развитием социальной структуры и общественных отношений, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни, соответствующего потребностям прогресса нынешних и будущих поколений. В современной России информационная безопасность определяется наличием негативных процессов в обществе. С одной стороны, это сложные, противоречивые и негативные процессы в политической, социально-экономической и духовной сферах, что снижает устойчивость личности, ее психики к различным информационным воздействиям. С другой стороны, это колоссальный рост эффективности средств информационного воздействия на психику людей и общественное сознание. Современные и перспективные информационные технологии и средства позволяют управлять информационным взаимодействием людей, общественным сознанием и контролировать их. В частности, имеются потенциальные возможности подслушивать все телефонные переговоры, осуществлять контроль за перепиской, создавать и противоправно использовать компьютерные базы конфиденциальных данных о персоналиях, осуществлять скрытое информационное воздействие на психику людей и т.д.

Таким образом, информационные технологии - огромное благо для человечества, они определяют будущее общества. Но в то же время в руках злоумышленников это - страшное оружие; главная опасность заключается в несанкционированном доступе (активном или пассивном) к его источнику или потребителю (личности). Последнее и есть информационное воздействие на личность. В современном обществе информационная безопасность является системообразующим фактором всех сфер его жизни. Она оказывает определенное влияние на состояние экономической, оборонной, социальной, политической и других составляющих национальной безопасности. В то же время информационная безопасность сама выступает составной частью национальной безопасности, особая роль которой объясняется теми глобальными процессами, которые характерны сегодня для социально-экономического развития мира. Поэтому можно уверенно утверждать, что информационная безопасность может рассматриваться как важнейший компонент национальной безопасности, «пронизывающий» все остальные виды безопасности.

Предотвращение и ликвидация угроз информационной безопасности интересам и правам личности, общества и государства основывается на разработке и реализации комплекса средств и механизмов защиты, основные направления которой рассмотрим в следующей главе.

«Война» и «мир» в современную эпоху информационного противоборства стали приобретать иной оттенок, и вопросы военной безопасности все чаще и чаще становятся предметом тревожных научных дискуссий. Военная сфера в XXI в. становится жизненно важной для обеспечения национальной безопасности, которая, как пишет российский исследователь И.В. Бернацких, определяется мощью и военным потенциалом государства и призвана обеспечить защищенность людей от гибели в ходе войн . Как отмечает другой исследователь М.М. Кучерявый, в настоящее время под влиянием использования, прежде всего США, современных информационных и коммуникационных технологий в рамках проведения так называемых информационных операций возникала и набирает силу новая военно-политическая угроза всеобщему миру и международной стабильности .

Социальная стабильность общества и его национальная безопасность определяются сегодня во многом тем, каким содержанием наполнено информационное пространство, в котором осуществляют свою деятельность как отдельные индивиды, социальные группы, организации, так и государства, политические группировки и силы. Российский социолог М.К. Горшков пишет, что современные способы воздействия на массовое сознание людей стары как мир и надо только создать миф и заставить в него поверить, но в современных условиях информационного общества сделать это стало гораздо легче, проще, и в итоге информационно-сетевые войны стали реальной угрозой безопасности государства .

Поразительно, что огромные перспективы позитивного, связанного с распространением гуманистических ценностей и утверждением ценности мира и миролюбия воздействия информационных технологий человечеством не используются и прекрасная возможность духовного взаимообогащения культур и развития человека в русле мирного сотрудничества остается нереализованной. Но иначе и быть не могло, поскольку создание глобальной сети было подчинено, как написано в «Национальной стратегии для нового столетия» США (1997 г.), созданию «условий, необходимых для процветания наших интересов и ценностей» . Соответственно, ничего удивительного нет в том, что сегодня Всемирная паутина используется США в сугубо личных целях и в выборе средств информационного воздействия и достижения целей нравственные императивы никакой роли не играют.

В этой связи закономерно возникает вопрос: что есть «мир» в условиях, когда в интернет-пространстве разгораются информационные войны, осуществляется массированное информационное воздействие на массовое сознание, и даже происходит виртуальная мобилизация, формирующая так называемые диванные войска . Судьбы целых народов и государств ежечасно находятся под угрозой в тот момент, когда разворачиваются запланированные определенными силами «информационные операции» в угоду господствующим на международной арене политическим силам.

Именно в информационной среде происходит возрастание угроз военно-политического и террористического характера, и сегодня, после воссоединения России с Крымом, новая волна информационной войны Запада против России, никогда еще не принимавшая столь резко негативной и откровенной в своем выражении формы, стала основанием для осознания российским государством важности информационного воздействия на массовое сознание. В Администрации Президента РФ со всей серьезностью был обсужден вопрос о создании комиссии по формированию имиджа России на международной арене . Надо сказать, что информационное освещение процесса воссоединения России и Крыма было проведено на высшем с точки зрения формирования положительного общественного мнения уровне, что сильно изменило не только внешнеполитический, но и внутриполитический имидж России .

Понятие мира в настоящее время стало шатким, неустойчивым и концептуально размытым, поскольку очевидно, что войны, помимо реальных военных действий, которые, к сожалению, имеют место в обществе, вступившем в третье тысячелетие, - переместились также в виртуальное пространство. В нем также разворачиваются военные действия, происходят баталии за господство над массами и их сознанием. Основным оружием в этой войне становятся информационные и коммуникационные технологии.

Не стоит забывать о том, что информационная война может разворачиваться и в пространстве культуры. Через информационные каналы со стороны Запада сегодня интенсивно осуществляется культурная экспансия России, что следует рассматривать не иначе, как проявление угрозы внешнего характера национальной безопасности страны. При этом данная угроза находит отражение в системе внутренних социокультурных связей и отношений, ценностей и норм российского общества. Поразительные с точки зрения их угрожающего характера данные были получены сотрудниками Института социологии РАН в ходе проведения масштабного социологического исследования «О чем мечтают россияне»: рост агрессивности в стране отметили около 80% опрошенных россиян; снижение доброжелательности, искренности во взаимоотношениях между людьми, альтруизма отметили более 70% опрошенных; 67% указали на рост неуважительного отношения к женщине и значительное снижение душевности среди россиян; 64% отметили снижение патриотизма у российского народа; 70% опрошенных россиян считают, что произошло снижение честности; 68% отметили рост цинизма в российской среде .

Россия находится в очень сложной ситуации: с одной стороны, ее поразила внутренняя болезнь под названием «социокультурный кризис», выражающийся в трансформации духовных ценностей и духовном обнищании россиян, перенимающих потребительскую культуру с такой скоростью, с какой разрушается созидательная культура; а с другой стороны, сильное внешнее воздействие со стороны Запада и прежде всего США, которые приняли у Европы эстафету европоцентризма и начали новый этап колонизации незападного мира, навязывая ему свое видение политического устройства и организации социальных отношений. Мирный характер навязываемого Западом господства стал чертой «западнизма», - именно таким термином определяет А.А. Зиновьев свое видение Запада и проводимую им принудительную по отношению к остальному миру политику . США целенаправленно ведут информационную войну уже много десятилетий, подвергая информационной агрессии сознание масс, в результате чего, как пишет М.К. Горшков, сосед превращается во врага, русский - в «кацапа», а вполне нормальные люди начинают действовать во вред себе, заглушая инстинкт самосохранения, т.е. «желанная 1Т-свобода оборачивается антисвободой» .

Иными словами, понятие войны также расширило свои концептуальные рамки с момента формирования глобальной информационной системы, однако распространение виртуальных войн в сети Интернет имеет самые реальные последствия и не только в изменениях на уровне массового сознания и поведения, но и в военно-политических стратегиях государств. Так, сегодня со всей очевидностью следует констатировать возрастание влияния вооруженных сил в политических процессах, и на этом фоне актуализируется проблема наращивания военной мощи РФ и конституционного закрепления применения вооруженных сил в целях регулирования внутренних и международных отношений России .

На уровне общественного мнения, как показало исследование Левада-Центра, фиксируется ощущение роста военной угрозы России со стороны других стран: в январе 2015 г. 68% россиян высказали уверенность в том, что эта угроза реально существует, в то время как в 2013 г. такого мнения придерживались 51% опрошенных жителей России (для сравнения: в 2000 г. - 48%, в 2003-м - 55%, в 2005-м - 44%, 2007-м - 49%, в 2011-м - 53%) . Как видим, в 2015 г. ощущение военной угрозы достигло самой высшей точки. При этом большинство россиян (82%) верят в то, что наша армия в случае реальной военной угрозы со стороны других стран способна защитить страну (для сравнения: в 2013 г. таких было 57%) , что говорит о повышении имиджа государства, его мощи и силы в газах российских граждан, и информационные технологии сыграли в этом далеко не последнюю роль.

Национальная безопасность напрямую связана с имиджем государства, который в современном информационном обществе во многом формируется под воздействием СМИ. Россия утратила статус сверхдержавы после распада СССР, а вместе с ним и все основания, выступавшие предметом гордости россиян, которых долгие годы постсоветского периода преследовал комплекс цивилизационной неполноценности по причине резкого снижения международного имиджа России и осознания того, насколько она далека от стандартов высокого качества жизни, принятых в сообществе экономически развитых стран. Сегодня ситуация значительно изменилась, и чувство стыда за страну испытывает уже меньшая часть россиян - 25%, в то время как в 1999 г. таковых было 65%

Россия постепенно приходит в себя, ощущая свою духовную мощь, базирующуюся на многовековой российской культуре, духовности, но полномасштабная информационная война, которую ведет против нашей страны Запад, формируя во всем мире анти-российские позиции и настроения, заставляет принимать меры и российскому государству. Оно демонстративно повернулась на Восток в противовес западному давлению, обозначив тем самым евразийское направление в имиджевой политике России как стратегически важное и приоритетное в сложившихся условиях, что неудивительно, поскольку именно на Востоке Россия нашла политическую поддержку после присоединения Крыма и связанных с этим событием агрессивных информационных нападок Запада .

Совершенно очевидно, что сильная, самодостаточная и самостоятельная в проведении международной политики Россия Западу не нужна, но зато Восток она вполне устраивает. Несмотря на то, что позиции России значительно укрепились на международной арене с точки зрения проявления ее политической субъектное-ти, способности проводить самостоятельную политику и противостоять США и западному миру в целом, опасность информационных угроз, а следовательно и угроз национальной безопасности России, сохраняется. М.М. Кучерявый считает, что информационное оружие против России может быть использовано в военнополитических целях для осуществления враждебных действий и актов агрессии; в террористических целях, а также в целях разжигания межнациональных конфликтов и пропаганды расистских и ксенофобских настроений и идей; для совершения преступлений, в том числе связанных с неправомерным доступом к компьютерным программам и распространением вредоносных компьютерных программ .

Поскольку военная безопасность обеспечивается прежде всего политикой безопасности государства, механизмами политического контроля и политической воли, отражаясь на уровне обороноспособности страны, правомерно употреблять термин «военнополитическая безопасность» как значительно расширяющий и углубляющий перспективы научной рефлексии по вопросу обеспечения национальной безопасности страны, под которой, напомним, понимается специально созданная в стране и конституированная совокупность установлений, институтов и учреждений, а также средств, методов и направлений их деятельности по обеспечению надежной защиты национальных интересов государства . В контексте данного понимания национальной безопасности военная безопасность предстает как структурный элемент национальной безопасности, отвечающий за способность государства и его вооруженных сил успешно противостоять внешним и внутренним рискам, угрожающим обеспечению надежной защиты национальных интересов государства.

Обеспечение военной безопасности невозможно вне развития военной сферы общества и совершенствования ее основных структурных компонентов, к которым И.В. Бернацких относит следующие: институционально-управленческий (военно-политическое руководство страны); военно-силовой (военная организация государства); ресурсно обеспечивающий (оборонно-промышленный комплекс); профессионально-кадровый (система военного образования, обучения и воспитания военнослужащих); военно-научный (военная наука); инфраструктурный, будучи убежденным в том, что развитие указанных компонентов военной сферы необходимо для ее укрепления как ключевого фактора обеспечения военной и национальной безопасности России .

Видимо, в условиях возрастающей угрозы национальной безопасности России, пока явно фиксируемой на уровне информационной агрессии со стороны стран Запада, наращивание военной силы становится оправданной стратегией, но решит ли это задачу, тысячелетиями и веками стоявшую перед человечеством, которое так и не выработало иной траектории цивилизационного развития, кроме той, что вписывается в так хорошо знакомую фразу «война и мир». Однако в современной реальности она уже не означает то, что прежде, когда «мир» означал отсутствие военных действий, соответствовавших понятию «война». Мирное и военное переплелось в виртуальном пространстве, породив страшное явление «информационная война», которая способна втянуть в ареал военноинформационных действий миллионы людей за крайне сжатый период времени. Расстояния, границы, временные и иные препятствия мира реального в виртуальном мире ничего не значат, а следовательно, информационное оружие стало мощным оружием XXI в., под прицелом которого находится как отдельный индивид, так и человечество в целом.

  • Бернацких И.В. Военная сфера общества и пути ее развития // Власть. 2014. № 9. С. 83.

В теории национальной безопасности рассматриваются основные виды безопасности - безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства, предложенные в ранее действовавшем Законе РФ «О безопасности» 1992 г.

В Конституции РФ используются различные термины: «безопасность государства» (ст. 13), «безопасность граждан» (ч. 1 ст. 56), «общественная безопасность» (ч. 1 ст. 72). В. Т. Кабышев отмечал, что «советское конституционное законодательство при закреплении устоев общественного строя исходило из постулата “государство - общество - личность”. Во главу угла российского конституционного строя была положена принципиально иная концепция - “человек - общество - государство”» . В соответствии со ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Таким образом, произошел принципиально новый для нашей страны подход к проблеме обеспечения национальной безопасности, означающий недопустимость игнорирования интересов личности и общества.

В настоящее время во многих развитых государствах мира приоритетной является безопасность государства. Это характерно для США, Японии, Германии и многих стран. В США «национальная безопасность» до 1947 г. понималась как «оборона». Однако после принятия Закона США от 26 июля 1947 г. «О национальной безопасности» это определение стало иметь отношение к таким социально-политическим условиям, при которых наиболее полно обеспечиваются интересы подавляющего большинства людей, населяющих страну, и ликвидируются угрозы независимости и существования нации.

В настоящее время Федеральный закон «О безопасности» (ст. 1) выделил следующие виды безопасности: безопасность государства, общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность личности и иные виды. В Стратегии национальной безопасности РФ указывается, что «национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности».

Как видим, в этих основных правовых актах отсутствует строгая классификация видов национальной безопасности, а также их определения, что приводит к бесконечному дроблению родового понятия национальной безопасности. Поэтому сегодня учеными предлагаются многочисленные виды национальной безопасности, не соответствующие логическим правилам классификации. В результате возникают трудности в формировании системы национальной безопасности и ее правового регулирования.

В связи с этим предлагается в основу классификации положить существенные единые признаки:

  • - объекты национальной безопасности;
  • - характер угроз национальной безопасности;
  • - сферы жизнедеятельности и др.

В зависимости от объекта, интересы которого защищаются от внутренних и внешних угроз национальной безопасности, выделяют безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства.

Используя определение национальной безопасности, представленное в Стратегии национальной безопасности РФ, можно определить эти виды национальной безопасности. Под безопасностью личности понимается состояние защищенности личности от внутренних и внешних угроз. Безопасность общества - состояние защищенности общества от внутренних и внешних угроз. Безопасность государства - состояние защищенности государства от внутренних и внешних угроз.

В зависимости от характера угроз национальной безопасности выделяются: безопасность от угроз природного характера, безопасность от угроз социального характера, безопасность от угроз техногенного характера и др. Кроме того, эти угрозы можно дифференцировать конкретнее (например, безопасность от угрозы терроризма).

В зависимости от сферы жизнедеятельности выделяют: безопасность в социальной сфере, безопасность в политической сфере, безопасность в экономической сфере, безопасность в информационной сфере и т.п.

Cтраница 1


Защита общества, граждан и окружающей природы от опасной продукции является одной из важнейших задач государства. Именно для решения этой задачи устанавливаются требования к безопасности продукции и услуг и вводятся регулирующие меры на пути движения товара от изготовителя к потребителю.  

Государство есть система защиты общества от насилия, и поэтому государство терпится людьми. Другое дело, что властью в государстве можно злоупотреблять во вред обществу.  

В системе разделения труда страхование выполняет функцию защиты общества от стихийных бедствий.  

Более того, православного мировоззрения, к сожалению, будет совершенно недостаточно для защиты общества и веры от постоянных и агрессивных внешних угроз.  

Своевременная подготовка претензий и исков в суды общей юрисдикции и арбитражный суд в интересах защиты Общества.  

Теория регулирования в интересах общества (public interest theory of regulation) - допущение, согласно которому цель регулирования отрасли заключается в защите общества (потребителей) от злоупотребления естественными монополиями своей властью.  

ТЕОРИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ ОБЩЕСТВА (public interest theory of regulation) - допущение, согласно которому цель регулирования отрасли заключается в защите общества (потребителей) от злоупотребления властью, какой обладают естественные монополии.  

Тот факт, что при его подготовке был максимально учтен международный и отечественный опыт, позволил российской метрологии достойно выполнять главную задачу - обеспечить защиту общества и государства от недостоверных результатов измерений.  

В целом ограничения на свободу печати в целях борьбы с возможными злоупотреблениями идут во французском законодательстве по трем основным направлениям: защита частных лиц от клеветы, диффамации и оскорблений: защита общества от распротранения непристойностей (хотя в последующие годы в этой области допущена значительная либерализация, в частности, разрешена исключительно для взрослых-порнография в виде печатных изданий), защита государства от распространения публикаций и устных заявлений, способных поставить под угрозу внутренний порядок и внешнеполитические интересы страны.  

Настоящий Регламент разработан в целях систематизации основ нормативного регулирования процессов управления, определения ответственных подразделений за оперативное управление личным, имущественным и другими видами страхования в ООО Баштрансгаз, поддержания деловых отношений со страховыми компаниями; оказания помощи работникам, членам их семей, неработающим пенсионерам в поддержании здоровья, материального положения; защиты Общества от последствий чрезвычайных ситуаций.  

Поскольку существует насилие, существует и необходимость защиты от него. Для защиты общества от всех видов насилия создается система защиты, которую мы называем государством.  

У нас в Америке существуют Акт о ценных бумагах 1933 года, Акт о биржах 1934 года, соответствующие подзаконные инструкции КЦББ и сама Комиссия по ценным бумагам и биржам. Эти законы и инструкции предназначены для защиты общества от введения людей в заблуждение, махинаций и прочей незаконной практики при покупке и продаже ценных бумаг. В соответствии с ними, определенные инвестиции могут быть доступны только для аккредитованных и искушенных инвесторов и должны быть максимально прозрачны. КЦББ была создана, чтобы стоять на страже этих законов.  

Когда в каком-либо обществе возникает озабоченность по поводу последствий, если таковые предвидятся, воздействия опасных и потенциально токсичных веществ, в оценке таких опасностей для здоровья человека эпидемиология занимает центральное место. Научный метод, привносимый эпидемиологией в изучение экологических факторов заболеваемости, может быть основным для защиты слаборазвитых обществ, как от опасных факторов, существующих в окружающей среде, так и от разрушения самой окружающей среды. Оценка риска, проведенная до транспортировки отходов, скорее всего, попадает в сферу легальной торговли. Оценка риска после транспортировки отходов проводится уже только для того, чтобы определить, оправданы или нет любые тревоги по поводу вреда для здоровья людей, связанных с данной поставкой, которая, если бы эти опасения оправдались, становилась бы нелегальной.  

Специфические особенности присущи банковским системам мусульманских государств. Статья 15 Всеобщей исламской декларации прав человека в частности закрепила, что для обеспечения развития сбалансированной экономики и защиты общества от эксплуатации исламский закон запрещает... Ростовщичество (получение ссудного процента риба) в Исламе занимает третье место в иерархии грехов после вероотступничества и дружбы с врагами бога. II Всемирный конгресс исламской экономики, подтвердив запрещение риба, указал на необходимость перестройки валютно-финансовой системы мусульманских стран на беспроцентной основе.  

Для профилактики преступлений должна существовать угроза перерегистрации или лишения прав деятельности. Приостановка, аннулирование прав деятельности и даже гражданская и уголовная ответственность за нарушение должны стать частью целой системы защиты общества. Человеческая натура такова, что на нее следует оказывать постоянное давление. Таким образом, для усиления существующего этического кодекса контролирующим механизмом должны служить дисциплинарные меры.  



Просмотров