Список использованной литературы нормативно-правовые акты. Список использованных источников Список использованной литературы

Заключение

Исследуя научный и практический материал по данной теме, проанализировав российское законодательство, регулирующее такой институт как нотариат, можно сделать следующие выводы:

1) Российский нотариат представляет собой, прежде всего, систему органов, на которую возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельств с документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Во-вторых, это отрасль законодательства, нормами которой регулируются нотариальная деятельность.

Нотариат является одной из составляющих правового механизма рыночной экономики. Существовавшая на территории Российской Федерации система только государственных нотариальных контор не в полной мере соответствовала новым экономическим отношениям. Параллельно с существующей системой государственных нотариальных контор создан институт частного нотариата, который имеет некоторые особенности, обусловленные его положением в системе нотариальных органов и деятельностью, а именно:

Частный нотариат дополняет существующую систему государственного нотариального обслуживания физических и юридических лиц;

Деятельность частного нотариуса базируется не на бюджетном финансировании. Частный нотариус как представитель свободной профессии организует свою работу, нанимает и увольняет работников, обеспечивает материально свою профессиональную деятельность.

Применение нового законодательства сопровождается рядом проблем в нотариальной практике. Например, возникают вопросы, касающиеся ответственности нотариуса, как частного, так и государственного. Актуальны вопросы, связанные с изменением перечня сделок, для совершения которых в силу закона обязательно соблюдение нотариальной формы, а также вопросы, связанные с появлением учреждений органов юстиции, которые теперь регистрируют сделки с недвижимостью. Кроме того, по ряду объективных причин в стадии становления частного и резкого сокращения государственного нотариата отмечалось снижение качества и объема нотариальных услуг.

По многим вопросам деятельности российского нотариата необходима разработка мер, направленных на повышение квалификации российских нотариусов и их профессионального уровня.

Список использованной литературы

нотариат право юридический гражданский

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изм. и доп. от 30.12.2008 №6 - ФКЗ и от 30.12.2008 №7 - ФКЗ // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, №4.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301, 31.12.2012, №53 (ч. 1), ст. 7627

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 14.06.2012) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, №5, ст. 410, 18.06.2012, №25, ст. 3268

Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 04.03.2013) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, №25, ст. 2954, 04.03.2013, №9, ст. 875

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 №4462-1), (ред. от 29.06.2012, с изм. от 02.10.2012)) // Российская газета», №49, 13.03.1993, http://www.pravo.gov.ru

Федеральный закон от 02.11.2004 №127-ФЗ (ред. от 29.11.2012) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 08.11.2004, №45, ст. 4377.

Полтавская Н., Кузнецов В. Нотариат. Курс лекций. - М., 2002 г.

Репин В.С. Комментарии к «Основам законодательства о нотариате». - М., 1998 г.

Галустьян, О.А. Правоохранительные органы: учебник / О.А. Галустьян. - М.: Юнити-Диана, Закон и право, 2007.

Нормативные акты:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993 года.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 11 марта 1993 г. - N 10. - Ст. 357.

Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 августа 1998 г. - №31. - Ст. 3824.

Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 5 декабря 1994 г. - №32. - Ст. 3301; Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 января 1996 г. - N 5. - Ст. 410; Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 декабря 2001 г. - N 49. - Ст. 4552.

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17 июня 1996 г. - №25. - Ст. 2954

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 января 1996 г. - N 1. - Ст. 16.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13 августа 2001 г. - N 33 (Часть I) - Ст. 3431.

Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. N 767 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 июля 2002 г. - N 30. - Ст. 3036

Постановление ВС РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" // Российская газета. - 13 марта 1993 г.

Приказ Минюста РФ от 10 апреля 2002 г. N 99 "Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 20 мая 2002 г. - N 20.

Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 179 "Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса" // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации. - N 7. - 2000 г.

Приказ Минюста РФ от 14 апреля 2000 г. N 132 "Об утверждении Стоит сказать - положения о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности" // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации. - №5. - 2000 г.

Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 178 "Об утверждении Стоит сказать - положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности" // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации. - N 8. - 2000 г.

Приказ Минюста РФ от 26 октября 1998 г. N 150 "Об утверждении Порядка выдачи лицензий на право нотариальной деятельности" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 16 ноября 1998 г. - №32.

Стоит сказать - положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса (утв. приказом Минюста РФ от 17 февраля 1997 г. N 19-01-19-97) // Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1997 г. - №7.

Приказ Минюста РСФСР от 16 октября 1991 г. N 152/13-3-23 "Об утверждении Инструкции о порядке приϲʙᴏения классных чинов работникам органов юстиции и государственного нотариата РСФСР" // Сборник основных нормативных правовых актов о федеральной юстиции. - 2002 г. – том 4.

Письмо ПФР от 1 октября 1997 г. N ЛЧ-16-28/7063 "О нотариусах, занимающихся частной практикой" // Финансовая Россия. - №38. -1997 г.

Материалы судебно-арбитражной практики:

Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 22 июля 2002 г. - N 29. - Ст. 3007.

Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 1998 г. - №5.

Письмо Высшего арбитражного суда РФ от 28 мая 1993 г. N С-13/ОСЗ-169 "В связи с введением в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. - N 7. - 1993 г.

Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 17 марта 1981 г. N 1 "О практике применения Судами законодательства при рассмотрении дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении" // Сборник постановлений Пленума Верховного суда Российской Федерации. – М.: Юридическая литература. – 1994.

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 февраля 2000 N Ф04/424-45/А46-2000

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 1999 г. "Создание в субъекте Российской Федерации альтернативной нотариальной палаты признано незаконным" (Извлечение) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1999 г. - №10. - с.2.

Специальная литература:

Аргунов В.Н. Нотариальное удостоверение фактов (историко-правовой очерк) // Законодательство. - N5 – 2000.

Герасимов В. Потенциал нотариата не востребован // Российская юстиция. – 2000. - N 1.

Грушицина В.А., Квачева Н.Е., Сафонов А.В. Должны ли частнопрактикующие нотариусы уплачивать налог с продаж? // Российская юстиция. – 1999 - N6.

Жуйков В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция. – 1998. - №№6-7.

Калиниченко Т. Конституционные основы деятельности нотариата // Российская юстиция. - №7. - июль 2001 г.

Левадная Т. Налогообложение доходов частнопрактикующих нотариусов // Финансовая газета. Региональный выпуск. - N51 – 2000.

Левадная Т.Ю. Неправомерность применения частными нотариусами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. // Российский налоговый курьер. - N11 -1999.

Мамишов З. Нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью обязательно // Российская юстиция. – 1996 - N8.

Международный союз латинского нотариата. Некᴏᴛᴏᴩые нотариальные действия следует включить в конвенцию о признании судебных решений. // Российская юстиция. №2. – 2000.

Меньков А. Порядок налогообложения частных нотариусов // Финансовая газета. Региональный выпуск. - N39. – 2002.

На вопросы нотариусов отвечает Научно-методический совет Московской областной нотариальной палаты // Российская юстиция. – 2000. - N1.

На вопросы нотариусов отвечают специалисты Федеральной нотариальной палаты // Российская юстиция. – 1999 - N9.

Назаров В.Л., Сазонова М.И. О дисциплинарной ответственности нотариусов // Российская юстиция. - №4. - апрель 2000 г.

Ответы специалистов методического отдела Московской городской нотариальной палаты на вопросы нотариусов // Российская юстиция. – 1999 - N11.

Пиепу Ж.-Ф., Ягр Ж. Профессиональное нотариальное право. М., 2001.

Пономареф А.Ф. Из истории Российского нотариата // Сборник «Нотариат в России» - М.: 2001.

Постатейный комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / Под ред. Аргунова В.Н. – М.: Спарк. – 1996.

Руднев В. Беньягуев Г. Возможно ли участие нотариуса в уголовном судопроизводстве? // Российская юстиция. - N8 – 2002.

Сазонова М. Нотариат обеспечивает стабильность оборота недвижимости // Российская юстиция. - N 4. - апрель 2000 г.

Сучкова Н. Правовое обеспечение деятельности нотариата // Российская юстиция. – 1996 - N6.

Сучкова Н. Российский нотариат и некᴏᴛᴏᴩые тенденции в гражданском законодательстве // Российская юстиция. – 1998 - №8.

Титова Г. Частные нотариусы как индивидуальные предприниматели // Финансовая газета. Региональный выпуск. - N49 – 2002.

Тихенко А. Законодательство о нотариате требует совершенствования. // Российская юстиция. – 1997 - N3.

Хышиктуев О. Министерство юстиции и нотариат // Российская юстиция. – 1999. - N11.

Черемных Г. Нотариус-необходимая фигура в экономическом процессе // Российская юстиция. – 1996 - N10.

Щенникова Л.В. Гражданское законодательство и нотариат в России: проблема ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия // Законодательство. - №11. -ноябрь 2002 г.

Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса (утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты и приказом Минюста РФ от 26 мая, 21 июня 2000 г. №179)

Нормативные акты

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета - 25 декабря 1993 г. № 237.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. №197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 7 января 2002 г. - №1 (часть I) - Ст. 3.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. №4462-1 // Российская газета - 13 марта 1993 г.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства Российской Федерации - 28 июля 1997г. - №30 - Ст. 3594.

Федеральный закон от 30 июня 2006г. №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 июля 2006г. - №27. - Ст.2881.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации.- 18 октября 1999г. - №42. - Ст.5005.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации - 13 августа 2001г. - №33 (Часть I) - Ст. 3430.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13 августа 2001г. - №33. - Ст.3431.

Постановление ВС РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" // Российская газета. - 13 марта 1993г.

Распоряжение Правительства РФ от 12 октября 2005 г. N 1640-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17 октября 2005г. - №42. - Ст.4324.

Приказ Минюста РФ от 14 апреля 2000 г. №132 «Об утверждении Положения о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности» // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации - №5, 2000 г.

Приказ Минюста РФ от 19 августа 1976 г. №32 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФСР» // СПС Гарант.

Приказ Минюста РФ от 2 декабря 2003 г. №306 «Об утверждении Порядка ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 19 января 2004г. - №3.

Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. №178 «Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности» // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации - №8 - 2000 г.

Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. №179 «Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса» // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации - №7 - 2000г.

Приказ Минюста РФ от 26 октября 1998 г. №150 «Об утверждении Порядка выдачи лицензий на право нотариальной деятельности» // Российская газета - 24 ноября 1998 г.

Постановление Собрания представителей нотариальных палат субъектов РФ от 18 апреля 2001г. №10 «О Профессиональном кодексе нотариусов Российской Федерации» // Нотариальный вестник, июль 2001 г. - №7.

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Подготовлена Минэкономразвития РФ.

Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (включая Основы законодательства РФ о нотариате). Подготовлен Минэкономразвития РФ.

Специальная литература

Алферов И.А. Возникновение и развитие нотариальных учреждений в России // Законодательство, 2006, №1.

Барановский С. Пасынки Фемиды // Нотариальный вестник. 1903. №2.

Богомолова Е. От писца до нотариуса // эж-ЮРИСТ, №46, ноябрь 2004 г.

Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб: «Питер», 2002. – с.257.

Гражданскийпроцесс России: Учебник / Под ред. М.А. Викут. - М.: Юристъ, 2004.

Жуйков В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция, 1998 - №6-7.

Зацепина С.А. Очерк истории советского нотариата // Нотариальный вестник, 1999, № 5-6

Из жизни нотариальной палаты // Восточный Базар - №69, июнь 2004.

Из истории российского нотариата // Нотариус. 1997. №1.

Интервью Президента ФНП Е.Н.Клячина радио «Свобода» 06.02.2007 // http://notariat.ru/news/news_2079_2.aspx

Концепция развития нотариата в России // Центр нотариальных исследований http://www.notiss.ru/index.php?id=13

Мурадьян Э.М. Нотариальные и судебные процедуры. – М.: Юристъ, 2006.

Настольная книга нотариуса. Том I. Учебно-методическое пособие. (2-е изд., испр. и доп.)- М.: Издательство БЕК, 2003.

Олейнова, А. Г. История становления законодательства о нотариате в России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. - М.,2004.

Оптимизация гражданского правосудия (аналитическая записка). Екатеринбург. – 2006.

Официальный сайт небюджетного нотариата Российской Федерации Notariat . Ru - http://www.notariat.ru/inter2003/press_404_13.aspx

Победоносцев К.П. Курс гражданского права, 3 тома - С.-Петербург, Синодальная типография, 1896 г.

Постатейный комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате - М: «СПАРК», 1996.

Правоохранительные органы / Под. ред. О.А.Галустьяна, А.П.Кизлыка. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2005.

Российский нотариат в изменяющейся государственной и правовой системе России: современное состояние и перспективы развития (аналитическая записка) // Подготовлена ЦНИ совместно с Институтом государства и права Российской академии наук. Москва. 2004.

Селянин А.В. Нотариат. Краткий курс. – Спб, «Питер», 2004.

Синайский В.И. Русское гражданское право. Выпуск I. Общая часть. Вещное право. Авторское право. Издание второе, исправленное и дополненное. Киев: типолитография «Прогресс», 1917 г.

Скрипилев Е. Слово «нотариус» - латинского происхождения // Российская юстиция, 2003 – №5

Собрание узаконений РСФСР. 1917. №4. - Ст. 50.

Тарбагаева Е.Б. Организация и деятельность нотариата в Российской Федерации: Учебное пособие. – СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, изд-во юр. фак-та СПбГУ, 2006. – с.59-60.

Тезисы выступления Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашина на Всероссийской научно-практической конференции «Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы» (Москва, 15 февраля 200 г.) // Сайт Счетной палаты Российской Федерации http://www.ach.gov.ru/psp/dv/70.php

Устав Федеральной нотариальной палаты РФ http://www.notariat.ru/section39668

Фемелиди А.М. Русский нотариат. История нотариата и действующее нотариальное положение 14 апр. 1866г. Из книги История нотариата в России. – СПб., 1902.

Шарафетдинов Н. Ф. Нотариальная тайна: аспекты теоретические и практические // Нотариальный вестник, 1998 - №2.

Энциклопедия государства и права / под. ред. П. Стучка. Том. II . – М.: Изд-во коммунистической академии, 1925-26гг.

Материалы практики

Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 июня 1998г. - №22. - Ст.2491.

Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Собрание законодательства Российской Федерации - 1 июня 1998 г. – №22 - Ст. 2491.

Определение Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. №36-О «По запросу Калининского федерального районного суда города Санкт-Петербурга о проверке конституционности части четвертой статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 1999г. - №3.

Определение Конституционного Суда РФ от 6 июля 2001 г. №150-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Октябрьского районного суда города Ижевска о проверке конституционности пункта 2 статьи 339 ГПК РСФСР, пункта 13 статьи 35, статей 89 и 93 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2002г. - №2.

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 августа 2003 г. N 86-Г03-9

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 1999 г. «Создание в субъекте Российской Федерации альтернативной нотариальной палаты признано незаконным» (Извлечение) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1999 г. - №10 - Стр. 2.

    Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014, N 31, ст. 4398.

    Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом » (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // СЗ РФ. 2001, N 2, ст. 163.

    Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994) (с изм. от 28.03.1997) // СЗ РФ. 1995, N 17, ст. 1472.

    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2015) // СЗРФ. 1994, N 32, ст. 3301.

    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 06.04.2015, с изм. от 07.04.2015) // СЗ РФ. 1996, N 5, ст. 410.

    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. 2001, N 49, ст. 4552.

    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // СЗ РФ. 2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.

    Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 06.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015) // СЗ РФ. 2002, N 46, ст. 4532.

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.06.2015) // СЗ РФ. 2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

    Федеральный закон от 08.11.2010 N 293-ФЗ (ред. от 22.10.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» // СЗ РФ. 2010, N 46, ст. 5918.

    Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004 N 11, ст. 945.

    Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 29.12.2014) // Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, N 10, ст. 357.

    Положение Генеральной Прокуратуры РФ от 15.02.2007 «О Главном управлении международно-правового сотрудничества». URL: КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/search/?q=

    Положение Генеральной прокуратуры РФ от 05.12.2007 «Об управлении по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму». URL: КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/search/?q=

    Постановление Правительства РФ от 07.10.1996 N 1177 «Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. N 42, ст. 4806.

    Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 N 523 «О предоставлении Министерству обороны Российской Федерации полномочий на проставление апостиля на официальных архивных документах о военной службе (работе) в Вооруженных Силах Российской Федерации, Вооруженных Силах Союза ССР и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, выдаваемых в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008, N 29 (ч. 2), ст. 3521.

    Приказ МВД РФ от 19.08.2008 N 730 «О проставлении апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/search/?q=

    Приказ Минкультуры РФ от 28.12.2009 N 894 «Об утверждении Административного регламента Федерального архивного агентства по предоставлению государственной услуги «Организация исполнения запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод, оформления в установленном порядке архивных справок, направляемых в иностранные государства» URL: КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/search/?q=

    Приказ Минюста России от 03.07.2012 N 130 (ред. от 02.04.2014) «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.07.2012 N 25000) // Российская газета, N 194, 24.08.2012.

    Приказ Минюста России от 29.11.2011 N 411 (ред. от 22.08.2014) «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензии на право нотариальной деятельности» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2011 N 22628) // Российская газета, N 293, 28.12.2011.

    Приказ Минюста РФ от 24.12.2007 N 249 «Об утверждении Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи» URL: КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/search/?q=

Научная и учебная литература

    Авакъян С.А, Барабашев Г.В. Советы и совершенствование деятельности местных контрольных органов. М.: Вестник МГУ Сер «Право» 1984, № 1.

    Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 1014.

    Административное право России: учебник: в 2 ч. / Под ред. А.П. Коренева. М., 2012. Ч. 1. Государственное управление и административное право.

    Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учебник. М., 2014.

    Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учебник. М.: ИКД «ЗЕРЦАЛО-М», 2010.

    Бахрах Д.Н. Административное право: учебник. Часть общая. М.: БЕК, 2003.

    Беляев В.П. Прокурорский надзор в правовом регулировании общественных отношений Конституционные основы организации н функционирования института публичной власти в Российской Федерации. М., 2011.

    Бессарабов В.Г. Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001.

    Большая советская энциклопедия. М., 1973. T. 13.

    Бородушко И.В. Институт контроля в Российской Федерации; организационно-правовые основы и система контролирующих органов. СПб., 2012.

    Брокгауз Ф.А, Ефрон Е.А. Энциклопедический словарь. Общество и государство. Правители и полководцы. Народы и страны. М.: Эксмо, 2003.

    Габричидзе Б.Н, Чернявский А.Г. Административное право Российской Федерации: учебник для вузов. М., 2001.

    Гражданское процессуальное право России: учебник. / Под ред. Л.В. Тумановой, П.В. Алексия, Н.Д. Амаглобели. М.: Юнити-Дана, 2012.

    Дмитриев А.Т. Правовые и организационные проблемы административного надзора ОВД: автореф дис. канд. юрид. наук. М., 1998.

    Жуйков В. Нотариат как институт превентивного правосудия: единство и различие с судебными органами // Нотариальный вестник. 1998. № 9.

    Исторические хроники российского нотариата / Б.И. Лившиц. М.: РИА «Внешторгиздат», 2003.

    Калиниченко Т. Конституционные основы деятельности нотариата // Рос юстиция. 2011. № 7.

    Кашурин И.Н. Нотариат в правовой системе Российской федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. М., 2009.

    Козуб Т.Р. Взаимодействие органов государственной власти и нотариата в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

    Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Юриспруденция, 2002.

    Контрольные органы и организации России: учебник. / Под ред. А.П. Гуляева. M., 2013.

    Косарева И.А. Роль нотариальных действий в гражданско-правовом регулировании: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Хабаровск. 2004.

    Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. М., 1988.

    Лазарева Н.П. Административно-правовая организация механизма управления нотариатом Российской Федерации: по материалам Дальневосточного федерального округа: дис.... канд. юрид. наук / Н.П. Лазарева. Хабаровск, 2004.

    Москаленко И.В. Сущность и значение нотариата // Нотариус. 2012. № 5.

    Нотариат в Российской Федерации: проблемы развития / О.В. Романовская, Г.Б. Романовский. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

    Нотариат: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. Г.Б. Мирзоева, Н.А. Волковой, Л.В. Щербачевой. - 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015.

    Нотариат: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Л.Б. Щербачева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1989.

    Олейнова А.Г. История становления законодательства о нотариате в России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01, 12.00.11. М., 2004. С 15.

    Погосян Т.Ю. Уголовно-правовая ответственность государственных нотариусов за злоупотребления своими полномочиями // Нотариус. 2014. № 5-6.

    Романовская О.В., Романовский Г.Б. Нотариат в Российской Федерации: Проблемы развития. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

    Российская юридическая энциклопедия / Под ред. А.Я. Сухарева. М.: Инфра-М, 1999.

    Российский Б.В. Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения: Тенденции, проблемы и перспективы развития: автореферат дис. ... д-ра юрид. наук. М.: Акад. МВД России, 1993.

    Славин М.М. Судебная практика как источник права. М.: Юристъ, 2000.

    Судебная практика по вопросам нотариальной деятельности (2014-2015):сборник / сост. Е.Ю. Юшкова. – 3-еизд. М.: Инфотропик Медиа, 2015.

    Тарасов А.М. Технология государственного (президентского контроля) - элементы эффективности // Право и политика. 2011. № 12.

    Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. М., 1998.

    Фемелиди А.М. РУССКИЙ НОТАРИАТ: История нотариата и действующее нотариальное положение 14 апреля 1866 года. ПОСОБИЕ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО НОТАРИАЛЬНОГО ПРАВА. Изд.2. 2015.

    Филимонов Ю. Нотариат – в исключительное ведение Российской Федерации // Рос. Юстиция. 2007 № 2.

    Чайка Ю.Я. Министерство юстиции Российской Федерации в юбилейном году: проблемы и совершения // Адвокат. 2002 № 3.

    Черемных Г.Г., Черемных И.Г Нотариальное право. М.: Эксмо, 2014.

    Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. М.: ОКТБ, 2009.

    Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления. М., 1981.

    Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. М.: Наука, 1981.

    Ярков В.В. К проекту нового закона о нотариате // Нотариус. 2009. № 4.

Информационно-справочные источники и интернет-сайты

    ИПС Гарант.

    СПС Консультант плюс.

    ИСТОРИЯ НОТАРИАТА // URL: http://www.notariatsakha.ru/history.php (дата обращения: 13.04.2015).

    Мир марок // Гербовая Бумага URL: http://mirmarok.ru/termins/140/ (дата обращения: 14.04.2015).

    Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля URL: https://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый%20словарь%20Даля/?ncrnd=1988 (дата обращения: 23.06.2015).

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/80605/ (дата обращения: 13.04.2015).

    Энциклопедический Словарь. Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. URL: http://www.vehi.net/brokgauz/ (дата обращения: 23.06.2015).

    Яркова В.В. Указ. соч. С. 60. // Ресурс www.twirpx.com URL: http://www.twirpx.com/file/1022227/ (дата обращения: 18.05.2015).

1 ИСТОРИЯ НОТАРИАТА // URL: http://www.notariatsakha.ru/history.php (дата обращения: 13.04.2015).

2 Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/80605/ (дата обращения: 13.04.2015).

3 Мир марок // Гербовая Бумага URL: http://mirmarok.ru/termins/140/ (дата обращения: 14.04.2015).

4 Фемелиди А.М. РУССКИЙ НОТАРИАТ: История нотариата и действующее нотариальное положение 14 апреля 1866 года. ПОСОБИЕ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО НОТАРИАЛЬНОГО ПРАВА. Изд.2. 2015. С. 69-70.

5 Там же. С. 61.

6 Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. М.: ОКТБ, 2009. С. 27.

8 Олейнова А.Г. История становления законодательства о нотариате в России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01, 12.00.11. М., 2004. С 15.

9 Исторические хроники российского нотариата / Б.И. Лившиц. М.: РИА «Внешторгиздат», 2003. С. 242-243.

10 См.: СП РСФСР. 1947. № 980.

11 См.: ВВС СССР. 1973. №30. Ст. 393

12 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2015) // СЗРФ. 1994, N 32, ст. 3301.; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 06.04.2015, с изм. от 07.04.2015) // СЗ РФ. 1996, N 5, ст. 410.; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. 2001, N 49, ст. 4552.; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // СЗ РФ. 2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.

13 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 06.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015) // СЗ РФ. 2002, N 46, ст. 4532.

14 Филимонов Ю. Нотариат – в исключительное ведение Российской Федерации // Рос. Юстиция. 2007 № 2. С. 31.

15 Калиниченко Т. Конституционные основы деятельности нотариата // Рос юстиция. 2011. № 7. С. 38.

16 Ярков В.В. К проекту нового закона о нотариате // Нотариус. 2009. № 4. С. 3.

17 Романовская О.В., Романовский Г.Б. Нотариат в Российской Федерации: Проблемы развития. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 28.

18 Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Юриспруденция, 2002. С. 7.

19 Гражданское процессуальное право России: учебник. / Под ред. Л.В. Тумановой, П.В. Алексия, Н.Д. Амаглобели. М.: Юнити-Дана, 2012. С. 543.

20 Тумановой Л.В., Алексия П.В., Амаглобели Н.Д. Указ. соч. С 543.

21 Брокгауз Ф.А, Ефрон Е.А. Энциклопедический словарь. Общество и государство. Правители и полководцы. Народы и страны. М.: Эксмо, 2003. С 547.

22 Российская юридическая энциклопедия / Под ред. А.Я. Сухарева. М.: Инфра-М, 1999. С. 607.

23 Жуйков В. Нотариат как институт превентивного правосудия: единство и различие с судебными органами // Нотариальный вестник. 1998. № 9. С. 28-31.

24 Москаленко И.В. Сущность и значение нотариата // Нотариус. 2012. № 5. С. 6-8.

25 Нотариат: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Л.Б. Щербачева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. С. 31.

26 Кашурин И.Н. Нотариат в правовой системе Российской федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. М., 2009. С. 44.

27 Яркова В.В. Указ. соч. С. 60. // Ресурс www.twirpx.com URL: http://www.twirpx.com/file/1022227/ (дата обращения: 18.05.2015).

28 СЗ РФ 12.05.2003, N 19, ст. 1750.

29 Ведомости СНД и ВС РСФС, 1991, N 28, ст. 959.

30 Приказ Минюста России от 03.07.2012 N 130 (ред. от 02.04.2014) «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.07.2012 N 25000) // Российская газета, N 194, 24.08.2012.

31 Положение Генеральной Прокуратуры РФ от 15.02.2007 «О Главном управлении международно-правового сотрудничества».; Положение Генеральной прокуратуры РФ от 05.12.2007 «Об управлении по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму».

32 Приказ МВД РФ от 19.08.2008 N 730 «О проставлении апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации».

33 Приказ Минюста РФ от 24.12.2007 N 249 «Об утверждении Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи»

34 Приказ Минкультуры РФ от 28.12.2009 N 894 «Об утверждении Административного регламента Федерального архивного агентства по предоставлению государственной услуги «Организация исполнения запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод, оформления в установленном порядке архивных справок, направляемых в иностранные государства»

35 Федеральный закон от 08.11.2010 N 293-ФЗ (ред. от 22.10.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» // СЗ РФ. 2010, N 46, ст. 5918.

36 Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 N 523 «О предоставлении Министерству обороны Российской Федерации полномочий на проставление апостиля на официальных архивных документах о военной службе (работе) в Вооруженных Силах Российской Федерации, Вооруженных Силах Союза ССР и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, выдаваемых в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008, N 29 (ч. 2), ст. 3521.

37 Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994) (с изм. от 28.03.1997) // СЗ РФ. 1995, N 17, ст. 1472.

38 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом » (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // СЗ РФ. 2001, N 2, ст. 163.

39 Нотариат: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. Г.Б. Мирзоева, Н.А. Волковой, Л.В. Щербачевой. - 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. С.174.

40 Славин М.М. Судебная практика как источник права. М.: Юристъ, 2000. С. 135.

41 СЗ РФ. 2012, N 35, ст. 4773.

42 Тарасов А.М. Технология государственного (президентского контроля) - элементы эффективности // Право и политика. 2011. № 12. С. 58.; Авакъян С.А, Барабашев Г.В. Советы и совершенствование деятельности местных контрольных органов. М.: Вестник МГУ Сер «Право» 1984, № 1. С. 11.; Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления. М., 1981. С. 110.

43 Большая советская энциклопедия. М., 1973. T . 13. С. 70.

44 Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля URL: https://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый%20словарь%20Даля/?ncrnd=1988 (дата обращения: 23.06.2015).

45Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1989. С. 293.

46 Энциклопедический Словарь. Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. URL: http://www.vehi.net/brokgauz/ (дата обращения: 23.06.2015).

47 Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля URL: https://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый%20словарь%20Даля/?ncrnd=1988 (дата обращения: 23.06.2015).

48 Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1989. С. 293.

49 Энциклопедический Словарь. Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. URL: http://www.vehi.net/brokgauz/ (дата обращения: 23.06.2015).

50 Российский Б.В. Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения: Тенденции, проблемы и перспективы развития: автореферат дис. ... д-ра юрид. наук. М.: Акад. МВД России, 1993. С. 25.

51 Контрольные органы и организации России: учебник. / Под ред. А.П. Гуляева. M ., 2013. С. 7.

52Беляев В.П. Прокурорский надзор в правовом регулировании общественных отношений Конституционные основы организации н функционирования института публичной власти в Российской Федерации. М., 2011, С. 243.; Бородушко И.В. Институт контроля в Российской Федерации; организационно-правовые основы и система контролирующих органов. СПб., 2012. С. 122-127.

53 Административное право Российской Федерации: учебник. М., 2014. С. 297.; Габричидзе Б.Н, Чернявский А.Г. Административное право Российской Федерации. учебник для вузов. М., 2001. С. 311.

54Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. М., 1988. С. 164; Административное право России: учебник: в 2 ч. / Под ред. А.П. Коренева. М., 2012. Ч. 1. Государственное управление и административное право. С. 6.

55Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. М.: Наука, 1981. С. 97-104.; Бессарабов В.Г. Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001. С. 17.

56 Дмитриев А.Т. Правовые и организационные проблемы административного надзора ОВД: автореф дис. канд. юрид. наук. М., 1998. С. 69-78

57Козлов Ю.М. Административное право. С. 215-219.

58 Мирзоева Г.Б., Волковой Н.А., Щербачевой Л.В. Указ. соч. С. 23-24.

59 Черемных Г.Г., Черемных И.Г Нотариальное право. М.: Эксмо, 2014. С. 200.

60Козуб Т.Р. Взаимодействие органов государственной власти и нотариата в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 35.

61 Нотариат в Российской Федерации: проблемы развития / О.В. Романовская, Г.Б. Романовский. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 73.

62 Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 45.

63 Коренев А.П. указ. соч. С. 23.

64 Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 1014. С. 68.

65Косарева И.А. Роль нотариальных действий в гражданско-правовом регулировании: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Хабаровск. 2004. С. 15.

66Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учебник. М.: ИКД «ЗЕРЦАЛО-М», 2010. С. 405-407.

67 Козлова Ю.М, Попова Л. Л. Указ. соч. С. 77-84.

68Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Указ. соч. С 51-52.

69 Л азарева Н.П. Административно-правовая организация механизма управления нотариатом Российской Федерации: по материалам Дальневосточного федерального округа: дис.... канд. юрид. наук / Н.П. Лазарева. Хабаровск, 2004. С. 103-104.

70 Бахрах Д.Н. Административное право: учебник. Часть общая. М.: БЕК, 2003. С. 124.

71 Козлова Ю.М., Попова Л.Л. Указ. соч. С. 256.

72Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Указ. соч. С. 234.

73Габричидзе Б.Н„ Чернявский А.Г Указ. соч. С. 224.

74Чайка Ю.Я. Министерство юстиции Российской Федерации в юбилейном году: проблемы и совершения // Адвокат. 2002 № 3. С. 89.

75 Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004 N 11, ст. 945.

76 Постановление Правительства РФ от 07.10.1996 N 1177 «Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. N 42, ст. 4806.

77 СЗ РФ. 2010, N 26, ст. 3331.

78Романовский Г.Б., Романовская О.В. Организация нотариата в России. С. 180.

79 Приказ Минюста России от 29.11.2011 N 411 (ред. от 22.08.2014) «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензии на право нотариальной деятельности» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2011 N 22628) // Российская газета, N 293, 28.12.2011.

80 Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 29.12.2014) // Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, N 10, ст. 357.

81 Там же.

82Судебная практика по вопросам нотариальной деятельности (2014-2015):сборник / сост. Е.Ю. Юшкова. – 3-еизд. М.: Инфотропик Медиа, 2015. С. 46-48.

83 Российская газета, N 95, 25.04.2014.

84 Бюллетень Минюста РФ, N 4, 2000.

85 Российская газета, N 156, 15.07.2014.

86 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.06.2015) // СЗ РФ. 2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

87Погосян Т.Ю. Уголовно-правовая ответственность государственных нотариусов за злоупотребления своими полномочиями // Нотариус. 2014. № 5-6. С.45.

План
1 Понятие нотариата

2 Система нотариальных органов

Список использованной литературы

1 Понятие нотариата
Нотариат - от латинского “notarius” - писец, секретарь.

Термин “нотариат” в современном российском праве многозначен и используется в нескольких смыслах:

1) он обозначает систему органов и должностных лиц, включающую нотариусов и иных лиц, от имени Российской Федерации совершающих предусмотренные нормативно-правовыми актами нотариальные действия в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц), граждан и организаций иностранных государств, а также лиц без гражданства.

2) отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность;

3) учебный курс, предметом которого является изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере.

Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание доку-ментам исполнительной силы и выполнение в установленном законом по-рядке других предусмотренных законом действий в целях обеспечения защи-ты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц 1 .

Охрана прав граждан и юридических лиц, их законных интересов осуществляется посредством совершения нотариусом предусмотренных законом нотариальных действий. Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) предусматривается 20 видов нотариальных действий, в их числе:

Удостоверение сделок;

Выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имущест-ве супругов;

Наложение и снятие запрещения отчуждения имущества;

Свидетельствование верности копий документов и выписок из них;

Свидетельствование подлинности подписи на документах;

Свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой;

Удостоверение факта нахождения гражданина в живых;

Удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте;

Удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

Удостоверение времени предъявления документов;

Передача заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

Принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг;

Совершение исполнительной надписи;

Совершение протеста векселей;

Предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков;

Принятие на хранение документов;

Совершение морских протестов;

Обеспечение доказательств;

Выдача свидетельств о праве на наследство;

Принятие мер к охране наследственного имущества.

Этот перечень не является исчерпывающим. Законодательными актами РФ могут быть предусмотрены и другие нотариальные действия. Нотари-альные действия классифицируются по их направленности следующим образом:

Направленные на удостоверение бесспорных прав;

Направленные на удостоверение бесспорных фактов;

Направленные на придание долговым и платежным документам ис-полнительной силы;

Охранительные нотариальные действия, к которым обычно относят принятие мер к охране наследственного имущества, наложение запрета отчуждения имущества и принятие документов на хранение.

Данная классификация в известной мере носит условный характер, так как все без исключения нотариальные действия в широком смысле являют-ся правоохранительными. Но она позволяет выделить в единой правоохра-нительной функции нотариата ее различные направления. 1

Нотариальные действия эффективно обеспечивают охрану и защиту бесспорных прав и интересов в том случае, если эти действия совершаются в соответствии с установленными законом правилами. Между участниками нотариального производства возникают взаимные права и обязанности, составляющие содержание нотариальных процедурных или процессуаль-ных правоотношений. Права и обязанности участников этих правоотноше-ний, с одной стороны, гарантируют защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций при совершении нотариальных действий, а с другой - обеспечивают реализацию нотариальной функции.

Нотариальная функция не сводится лишь к совершению нотариальных действий. Удостоверение фактов, копий документов и другие нотариаль-ные действия в отношении граждан и организаций совершаются таким образом, чтобы при этом не были затронуты (ущемлены) права третьих лиц, государственные и общественные интересы. Нотариальная функция является юрисдикционной функцией. Нотариус обязан, установив фактиче-ские обстоятельства по конкретному нотариальному действию, применить соответствующую правовую норму. Все действия совершаются в заранее установленной последовательности и по строго регламентированным пра-вилам, отступление от которых может привести к недействительности но-тариального акта. Нотариус, оказывая физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и законных интересов, разъясняя пра-ва и обязанности, а также юридические последствия совершаемых нотари-альных действий, тем самым стабилизирует гражданский оборот, преду-преждает возможность нарушения прав и интересов его участников.

Ряд юридических фактов и обстоятельств, некоторые виды сделок требуют обязательного нотариального удостоверения. Аналогичные требования предъявляются к некоторым документам. В других случаях нотариальные действия по удостоверению бесспорных прав и фактов совершаются в зависимости от волеизъявления граждан и организаций. Но и в этих случаях они совершаются по общим для всех нотариальных действий правилам, обеспечивающим соблюдение прав и интересов других лиц, законность и правопорядок.

Таким образом, определяющим правовую природу нотариата призна-ком, следует считать его юрисдикционную, правоохранительную функцию. Эта функция определяет порядок и структуру нотариата, его компетенцию и, наконец, методы его деятельности, составляющие основу нотариальной процессуальной формы 1 .

В системе правоохранительных органов нотариат наиболее тесно связан с судом, нотариат даже иногда называют органом предварительного, превентивного правосудия. В России эта связь имеет ярко выраженный характер, обусловленный историческими причинами, так как начиная с XVIII в. нотариат относился к судебному ведомству, нотариальные действия вы-полняли либо судьи, либо нотариусы, считавшиеся должностными лицами суда. Согласно гражданскому процессуальному законодательству России суды рассматривают и разрешают дела по спорам в целях защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. Удостоверительная деятельность нотариата предупреждает возникновение споров о праве, разрешение которых отнесено к компетенции суда. Нотариальный орган удостоверяет бесспорные факты, в наличии которых он может убедиться непосредственно либо на основании соответствующих документов. Если отсутствуют документы, подтверждающие тот или иной юридический факт, он может быть установлен судом общей юрисдикции или арбитраж-ным судом в порядке особого производства.

Нотариат и суд осуществляют единую функцию предварительного и последующего контроля за соблюдением законности в гражданском обороте. Поэтому их деятельность тесно соприкасается. При совершении некоторых действий нотариальный орган, как и суд, руководствуется нормами ГПК, принудительное взыскание по исполнительной надписи осуществляется по правилам исполнительного производства и т. п.

В отличие от суда, который рассматривает в гражданском процессе спо-ры о праве, нотариат выполняет функции, направленные на юридиче-ское закрепление гражданских прав и предупреждение их возмож-ного нарушения в будущем. Таким образом, деятельность нотариата имеет предупредительный характер. Нотариально удостоверенный договор об-легчает заинтересованной стороне доказывание своего права, поскольку содержание договора, подлинность подписей участников сделки, время и место ее совершения и другие обстоятельства, официально зафиксирован-ные нотариусом, являются очевидными и достоверными. Предметом нота-риальной деятельности являются дела, в которых отсутствует спор о праве гражданском. Если в ходе выполнения нотариальных действий такой спор возникает, то он должен быть рассмотрен в суде. Суд также рассматривает жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении, нотариаль-ные акты оспариваются в порядке искового производства в суде общей юрисдикции или арбитражном суде 1 .

Согласно Конституции РФ нотариат находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Основным нормативным актом, регламенти-рующим деятельность нотариата, являются «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» - закон, принятый 11 февраля 1993 г., существенно реформировавший организацию нотариата.

Изменение института нотариата и принятие нового законодательства были обусловлены экономическими причинами, переходом к рыночным экономическим отношениям. Многообразие форм собственности, развитие предпринимательства, выход в экономическое пространство, в том числе и на международный рынок частных фирм и граждан-предпринимателей, вызвали необходимость изменения форм и методов контроля со стороны государства за гражданским оборотом, сближения способов правового регулирования деятельности участников гражданского оборота с междуна-родно-принятыми нормами.

Поскольку законодательство о нотариате относится к совместной компетенции Федерации и ее субъектов, принятие Основ не исключает установления республиканскими, краевыми, областными органами государственной власти норм, не противоречащих Основам и регламентирующих деятельность нотариата. В некоторых случаях это прямо предусмотрено в Основах 1 Существует ряд приказов и инструкций, утвержденных Министерством юстиции Российской Федерации (например, приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 99, зарегистрирован в Минюсте РФ 18 апреля 2002 г., регистрационный № 3385, «Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах», Инструкция о порядке совер-шения нотариальных действий должностными лицами органов исполни-тельной власти от 19 марта 1996 г., регистрационный № 1055). Помимо перечисленных нормативных актов к законодательству о нотариате отно-сится достаточно большая группа нормативных актов различных уровней, развивающих отдельные положения Основ.

Нормы, регулирующие организацию и деятельность нотариата, составляют самостоятельную отрасль законодательства. Она самым тесным обра-зом связана с такими отраслями законодательства, как гражданское, гражданское процессуальное, семейное, земельное, трудовое, жилищное. При совершении нотариальных действий, составляющих компетенцию нотариа-та, нотариусу приходится не только применять законодательство о нота-риате, но и обращаться к нормам указанных отраслей законодательства. Так, при удостоверении договора купли-продажи жилого дома или квартиры нотариус руководствуется целым рядом норм гражданского, семейного, жилищного кодексов, разъясняет их содержание обратившимся к нему гражданам и должностным лицам 1 .
^ 2 Система органов нотариата
Как отмечалось ранее, нотариат призван в соответствии с Кон-ституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Федерации Основами обеспечивать защиту прав и законных интересов граж-дан и юридических лиц путем совершения нотариусами от имени государства нотариальных действий, предусмотренных законода-тельными актами.

Нотариат в России представляет собой систему органов, а также должностных лиц, которым в соответствии с Основами и иными нормативно-правовыми актами РФ предоставлено пра-во совершать нотариальные действия. В эту систему входят нотариусы, работающие в государственных нотариальных конто-рах или занимающееся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учрежде-ний и другие должностные лица, которые действующим законо-дательством наделены правом в исключительных случаях со-вершать нотариальные действия. Административно единство этой системы обеспечивается Министерством юстиции РФ, ми-нистерствами юстиции республик, входящих в состав Российской Федерации» управлениями юстиции субъектов Федерации, а кроме того, нотариальными палатами, действующими как на федеральном, так и на региональном уровнях,

Полномочия органов, входящих в систему нотариата, раз-личны. В полном объеме нотариальные действия совершают но-тариусы как работающие в государственных нотариальных кон-торах, так и частнопрактикующие. Однако следует отметить, что ведение наследственных дел возложено на государственных но-тариусов и только в случае отсутствия в нотариальном округе государственной нотариальной конторы наследственные дела передаются частнопрактикующему нотариусу. Несколько уже круг полномочий должностных лиц консульских учреждений Россий-ской Федерации 1 .

На должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном настоящими Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты.

Нотариальной деятельностью в России вправе заниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на право этой деятельности.

Лицензия на право нотариальной деятельности выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии.

Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции.

Гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в должности нотариуса в течение трех лет, допускается к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного экзамена не сдает.

Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению министерствами и другими органами юстиции субъектов Российской Федерации 1 . Нотариус же, занимающийся частной практикой является членом нотариальной палаты (профессионального объединения частных нотариусов) и вправе иметь собственную контору, открывать расчетный и иные счета в банках, нанимать и увольнять сотрудников

Нотариус имеет право совершать все нотариальные действия, предусмотренные Основами.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, совершают следующие нотариальные действия:

1) удостоверяют сделки;

2) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

3) налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;

4) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

5) свидетельствуют подлинность подписи на документах;

6) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

7) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

8) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

9) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

10) удостоверяют время предъявления документов;

11) передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

14) совершают протесты векселей;

15) предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;

16) принимают на хранение документы;

17) совершают морские протесты;

18) обеспечивают доказательства 1 .

Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия.

Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, совершают те же нотариальные действия, что и частные нотариусы а также выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества. При отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение названных нотариальных действий поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой 1 .

Должностные лица органов исполнительной власти совершают лишь несколько нотариальных действий и только в случаях отсутствия в населенном пункте нотариуса. При этом совершение нотариальных действий возлагается решением орга-на исполнительной власти на одно из должностных лиц аппара-та этого органа. Круг нотариальных действий, выполняемых ими 5 значительно уже, чем у любого нотариуса.

На территории других государств нотариальные действия по просьбе российских граждан совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномочен-ные на их совершение. Должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации следующие нотариальные действия:

1) удостоверяют сделки, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;

2) принимают меры к охране наследственного имущества;

3) выдают свидетельства о праве на наследство;

4) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

5) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

6) свидетельствуют подлинность подписи на документах;

7) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

8) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

9) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

10) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

11) удостоверяют время предъявления документов;

12) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

13) совершают исполнительные надписи;

14) принимают на хранение документы;

15) обеспечивают доказательства;

16) совершают морские протесты.

Инструкция о порядке удостоверения завещаний, утверж-денная Минюстом СССР по согласованию с Минздравом СССР и Минсоцобеспечения СССР 20 июня 1974 г., наделяет правом совершать отдельные нотариальные действия главных врачей, их заместителей по медицинской части, дежурных врачей боль-ниц, других санитарно-профилактических учреждений, санато-риев, а также директоров и главных врачей домов для преста-релых и инвалидов. Завещания, удостоверенные названными лицами, приравниваются к нотариально удостоверенным доку-ментам. Завещания вправе удостоверять и командиры воинских частей.

Гражданский кодекс приравнивает к нотариаль-но удостоверенным ряд доверенностей, удостоверенных долж-ностными лицами 1 . К ним относятся доверенности лиц, находящих-ся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы, Администрация учреждений социальной защиты населения или руководитель (заместитель) соответствующего органа социальной защиты вправе удостоверять доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в этих учреждениях. Следовательно, руко-водители этих учреждений также входят в систему нотариата.

Организация, в которой работает или учится доверитель, жилищно-эксплуатационная организация по месту его житель-ства, а также администрация лечебных стационарных учрежде-ний обладают правом удостоверять доверенности на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми от-ношениями, пенсий, пособий и стипендий, вкладов граждан в банках, получение корреспонденции, вознаграждения авторов и изобретателей. Однако названные организации и лица, их представляющие, не входят в систему органов нотариата, так как удостоверенные ими доверенности не приравниваются к нотариальным 1 .

Взаимоотношения входящих в систему нотариата органов регулируются Основами, Хотя нотариус в профессиональной деятельности независим и подчиняется только, закону, он вхо-дит в состав иерархической пирамиды и является нижним и основным звеном. Он находится в трудовых отношениях с соот-ветствующим органом юстиции субъекта Федерации который устанавливает нотариальным конторам, в том числе и частным, режим работы, утверждает правила трудового распорядка, кон-тролирует соблюдение трудовой дисциплины, осуществляет другие организационные и контрольные функции

На вершине системы - Министерство юстиции РФ и мини-стерства юстиции республик, входящих в состав Российской Феде-рации, а также управления юстиции иных субъектов Федерации. В их состав входят отделы нотариата, которые вырабатывают стра-тегию развития нотариата, разрабатывают методические указа-ния и инструкции по специальным вопросам и осуществляют кон-троль за нотариальной деятельностью.

Особняком стоят нотариальные палаты - некоммерческие организации, членами которых могут быть как нотариусы, так лица, желающие получить лицензию и заниматься нотариальной деятельностью, В соответствии с Основами функции палат доста-точно широки; и представительство в государственных органах, и разработка методических рекомендаций, и полномочия по конт-ролю за профессиональной деятельностью нотариусов. Система нотариальных палат состоит из региональных палат, образуемых в субъектах Федерации, и возглавляющей эту систему Федераль-ной палаты, президент которой представляет интересы частно-практикующих нотариусов всей России во взаимоотношениях с Министерством юстиции РФ, другими учреждениями и организациями, а также в Латинском нотариате.

Развитая система нотариата способствует и помогает судебной реформе в трех основных направлениях:

1) по предупреждению споров уже на стадии согласования условий сделки и ее заключения, тем самым профилактически снижая количество гражданско-правовых споров;

2) значительно облегчая рассмотрение гражданско-правовых споров и процесс доказывания в суде, поскольку нотариальные акты имеют особую доказательственную силу, позволяют суду яснее выявить, истинную волю сторон и менее опровержимы, чем документы в простой письменной форме;

3) путем принятия на себя гражданско-правовых дел бесспорного характера, уменьшая абсолютное количество дел в судах 1 .

^ Список использованной литературы


  1. « Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» ред. от 18 10 2007г. М. « Проспект» 2008г.

  2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ принят ГД ФС РФ 21.10.1994г. ред. от 17.07.2009г. , с изм. от 18.07.2009г. М. «Юрист» 2009г.

  3. Вергасова Р. И. «Нотариат в России « Учебник М. «Юрист» 2009г.

  4. Власов Ю. Н. Калинин В. В. «Нотариат» Учебник М. «Юстицинформ» 2009г.


Просмотров