Почему были созданы шариатские суды. Шариатский суд в мусульманском государстве орган правосудия

Чтобы говорить о суде шариата, необходимо представлять себе, а что же, собственно говоря, такое шариат.


Исторически сложилось так, что жизнь каждого мусульманина полностью регулируется Сунной и Кораном, также во внимание принимаются труды авторитетных религиозных деятелей по правам мусульман или, как их называют, фикху. Таким образом, шариат - это определенная совокупность принципов нравственности, юриспруденции и поведения, которые диктуют мусульманину, как себя следует вести в той или иной жизненной ситуации.

Как по нотам

Шариат - очень подробный «путеводитель» по жизни, в нем, как в солдатском уставе, прописаны права и обязанности до самых мелких подробностей и нюансов, что исключает какое-либо их неверное или двузначное толкование. Например, в той части, что регулирует рацион питания мусульманина, содержатся запреты на употребление в пищу мяса свиньи, умершего (павшего) скота и прочие тонкости. Также есть в нем положения о супружеской жизни, налогообложении, торговле, правилах поста, о том, как следует соблюдать религиозные обряды.

Правила шариата в некоторых моментах носят индивидуальный и гибкий характер, учитывающий различные жизненные ситуации, например, женщине, ожидающей ребенка, разрешается не держать пост в рамадан, а перенести его на любой другой месяц. Однако существуют положения, которые должны быть выполнены беспрекословно. К ним относится вера в Аллаха, смирение его воле, умение принимать события своей жизни (рождение, болезни, смерть и т.д.), как должное, своевременно молиться. Все положения шариата не могут быть отменены по человеческой воле, так как были даны богом, и только он может их изменять. Человеческие нравы и обычаи изменчивы, шариат же является эталоном на все времена.

Суд шариата

Таким образом, разумно будет сказать, что суд шариата - это суд по божьему закону. Он не имеет права быть унижающим для человека, его достоинства и чести. Суд шариата возглавляется кади (судьей-чиновником). Осуждаются им те, кто умышленно игнорирует и не выполняет исламские законы - ворует, убивает, чинит разбой и прочее.

В принципе, государственные суды осуждают те же самые действия и назначают наказания преступникам, которые их совершают. Так чем же отличается от них? Почитайте обсуждения интернет-публикакций, в которых говорится о любом совершенном тяжком преступлении. Гуманными их можно назвать с большой натяжкой. Все эти доводы о праве преступников на гуманный приговор звучат, по большей части, из уст лицемеров. А коснись их это в реальной жизни, мнение было бы совершенно другим. Суд шариата является достойной заменой государственному, поскольку в нем соотношение тяжести преступления и наказания за него является более уравновешенным. Чем тяжелее правонарушение, тем, соответственно, строже приговор. Этот суд не подкупается и не делает исключений для обвиняемых на основе их положения в обществе или размера состояний, наказание за одинаковое действие для плотника и президента будет тоже одинаковым.

Несмотря на заявления прессы, в реальной жизни совершается крайне мало тяжких преступлений в Афганистане или Палестине, поскольку каждый точно знает, что возмездие его настигнет и будет справедливым, но суровым. Суд - это орган власти государства, а суд шариата - власти бога и людей, живущих по законам, данным создателем.

Шариа́тский суд (араб. махкама шария , реже - диван шарий ) - суд, выносящий решения в соответствии с законами шариата. Действуют во многих мусульманских странах. Шариатские суды действовали в послереволюционной России для мусульман Северного Кавказа.

Суды по странам [ | ]

Израиль [ | ]

Шариатский суд является религиозным судом, рассматривающим вопросы личного статуса мусульман в Израиле. Согласно 52 статье Указа короля в Совете относительно Эрец-Исраэль , в исключительную юрисдикцию шариатского суда входят вопросы брака и развода, а также некоторые другие вопросы . По другим вопросам личного статуса шариатский суд имеет параллельную юрисдикцию с судом по семейным делам. Шариатский суд состоит из двух инстанций: к первой относится окружной шариатский суд, ко второй - Шариатский апелляционный суд. В компетенцию Шариатского апелляционного суда входит рассмотрение апелляций на решения окружного шариатского суда. Шариатский апелляционный суд находится в Иерусалиме, он также может проводить заседания в Бака эль-Гарбия. В Израиле действуют 8 окружных шариатских судов, которые расположены в следующих городах: Акко , Бака эль-Гарбия , Беэр-Шева , Иерусалим , Назарет , Тайбе , Хайфа , Яффо . Порядок назначения судей (кади ) и окончания срока их полномочий устанавливается Законом о кадиях . Руководство шариатскими судами осуществляется Управлением шариатских судов, которое до 2001 года действовало в рамках министерства по делам религий , затем оно было переведено в ведомство министерства юстиции .

Верховный суд не является апелляционной инстанцией по отношению к религиозным судам и БАГАЦ вмешивается в решения шариатского суда лишь в немногих случаях . В начале 90-х годов прошлого века шариатский суд Израиля в значительной мере расширил права мусульманских женщин на получение развода . Это было достигнуто путём назначения представителей семей супругов в качестве арбитров в соответствии со статьёй 130 Оттоманского закона о семье от 1917 года, который применяется в Израиле по отношению к мусульманским семьям . Сложнее обстоит дело с вопросом о месте жительства детей после развода родителей. Шариатский суд отдаёт предпочтение исламским , отличающимся от действующего в государстве Закона о дееспособности и опекунстве. Согласно положениям ханафитского мазхаба , принятого в Израиле метода шариатского права, мальчик до 7 лет и девочка до 9 лет должны находиться у матери (или у другой женщины, например, бабушки), а затем они переходят к отцу. С другой стороны, решения БАГАЦа обязывают религиозные суды выполнять Закон о дееспособности и опекунстве (и его принцип «благо ребёнка»). В последнее время шариатский суд постановил, что принцип «благо ребёнка» признаётся шариатом .

Пакистан [ | ]

Федеральный шариатский суд Пакистана был учреждён в 1980 году указом № 1 президента Мухаммеда Зия-уль-Хака. Указ был включён в конституцию Пакистана 1973 года в соответствии с главой 3-А. Суд является уникальным учреждением, не имеющим аналогов во всем мусульманском мире . В преамбуле конституции Пакистана утверждается, что суверенитет над всей вселенной принадлежит всемогущему Аллаху. В статье 227 сказано, что все существующие законы должны быть приведены в соответствие с канонами исламского права, изложенными в Коране и Сунне Пророка . В главе 3-А сказано какие функции у Федерального шариатского суда, какие дела он правомочен рассматривать по подсудности. Федеральный шариатский суд решает - соответствуют законы страны или нет предписаниям ислама.

Россия [ | ]

Одним из главных лозунгов революции 1917 года на Северном Кавказе было восстановление в полном объёме исламской правовой системы. В мае 1917 года на I Съезде горских народов Кавказа во Владикавказе было принято решение о создании первых шариатских судов (сокр. «шарсуд»). Городские шариатские суды открылись во Владикавказе, Нальчике, Грозном, Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск) и других крупных городах, сельские суды - в отдельных селениях. К шариатским судам перешли функции так называемых словесных и народных судов. На западе Северного Кавказа суды следовали ханафитскому мазххабу, на востоке - шафиитскому (среди суннитов) и джафаритскому (среди шиитов) .

После окончания гражданской войны в Адыгейской, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Северо-Осетинской, Чеченской и Ингушской автономных областях были разработаны законы о шариатских судах. Ежегодно шариатскими судами разбиралось от 30-50 (на Северо-Западном Кавказе) до 70-80 % (a Дагестане и Чечне) всех судебных дел .

Накануне коллективизации окрепшее Советское государство решило уничтожить шариатское судопроизводство. В августе-декабре 1922 года были ликвидированы шариатские суды Горской АССР. В январе 1925 года были отменены суды в Кабардино-Балкарии и Адыгее, в январе 1926 года - в Чечне и Ингушетии, а в апреле-октябре 1927 года - в Дагестане. Согласно введённой в 1928 году в УК РСФСР Х главы «О преступлениях, составляющих пережитки родового быта» уличенные в участии в шариатских судах на год ссылались в концентрационный лагерь. Насильственное объединение крестьян-мусульман в колхозы и гонения на шариатские суды вызвали волну долго не прекращавшихся крестьянских волнений, одним из главных целей которых было восстановление шариатских судов. Восстания были жестоко подавлены советскими властями. В 1944 году чеченцы, ингуши, карачаевцы и балкарцы были депортированы в Казахстан и Среднюю Азию. Однако, несмотря на репрессии в 1930-50-х годах, во многих сельских районах Северного Кавказа и даже в среднеазиатской ссылке продолжали тайно действовать шариатские суды .

После распада Советского Союза в 1991 году на волне движения за мусульманское возрождение началось восстановление шариатских судов. В сельских и городских мусульманских общинах Северного Кавказа было учреждено несколько десятков судов. В 1996 году из Уголовного Кодекса РФ были изъяты статьи 212 и 235, которые приравнивали применение шариатского права к тяжкому преступлению, но шариатские суды так и не были признаны в РФ. В 1996 году шариатские суды стали действовать в Чеченской Республике Ичкерия, и в Ингушетии, где в декабре 1997 года принят закон, который обязывал мировых судей «руководствоваться нормами адата и шариатa». В XXI веке шариатский суд чаще всего представляет имам (дибир/эфенди) соборной мечети, который по пятницам выполняет обязанности местного кади и председательствует на заседаниях совета старейшин общины .

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Указы короля в Совете относительно Эрец-Исраэль 1922-1947 годы (ивр.) (неопр.) . Проверено 26 февраля 2011. Архивировано 22 июля 2012 года.
  2. Отчёт министерства юстиции за 2008 года в соответствии с Законом о свободе информации (иврит) . (неопр.) . сайт Министерства юстиции Израиля (2009). Проверено 30 июня 2011. Архивировано 22 июля 2012 года.
  3. (неопр.) . сайт Министерства юстиции Израиля. Проверено 30 июня 2011.

ШАРИАТСКИЙ СУД

правосудия в мусульманском государстве, возглавляемый кади. Его организация и юрисдикция, а также применяемые им процессуальные правила рассмотрения дел регулируются фикхом, прежде всего теми его институтами, которые касаются статуса кади, доказательств, свидетельских показаний и записи судебных дел. С момента становления мусульманского государства Ш.с. были основным институтом, применявшим мусульманское право. До XIX в. они занимали центральное место в судебных системах исламских стран. С середины XIX в. в результате образования в большинстве из них светских судов, которые начали применять законодательство европейского образца, роль Ш.с. стала падать и постепенно свелась к рассмотрению вопросов, касавшихся личного статуса мусульман - брака, семьи, наследования, опеки, попечительства и т.п.

В настоящее время в ряде стран (например, в Египте, Тунисе, Ливии) Ш.с. ликвидированы и их функции перешли к общегражданским судам. Однако во многих странах сохраняются или вновь создаются самостоятельные Ш.с. В Саудовской Аравии, Йемене, Иране, Пакистане, некоторых странах Персидского залива Ш.с. остаются центральным звеном судебной системы, решая широкий круг дел, в том числе и уголовных.

В царской России в районах традиционного распространения ислама действовали Щ.с. (суды кади), применявшие нормы шариата и адата, не противоречившие законодательству. После 1917 г. они были ликвидированы, но затем в ряде районов Северного Кавказа восстановлены. Они действовали параллельно с общегражданскими судами и рассматривали брачно-семейные, наследственные, а также незначительные гражданские и уголовные дела. К концу 20-х гг. эти суды были ликвидированы. В настоящее время в Чечне создается система Ш.с.

Лит.; Me ц А. Мусульманский ренессанс. М., 1966; Сюкияйнен Л.Р. Мусульманские суды в странах Арабского Востока. М., 1984. :

Сюкияйнен Л.Р.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ШАРИАТСКИЙ СУД" в других словарях:

    Юридический словарь

    шариатский суд - орган правосудия в мусульманском государстве, возглавляемый кади. Его организация и юрисдикция, а также процессуальные правила регулируются фикхом, прежде всего теми его институтами, которые касаются статуса кади, доказательств, свидетельских… … Большой юридический словарь

    Federal Shariat Court عدالت عظمیٰ پاکستان Вид шариатский суд … Википедия

    Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия

    Пакистан - Исламская Республика Пакистан Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Южной Азии, на севере… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

    Необходимо заметить, что согласно исламской доктрине шариатская судебная система выглядит так: 1. Высшая судебная шура, возглавляемая главой государства назначение судей и высшая апелляционная инстанция по наиболее значимым делам. 2. Система… … Википедия

    Риядус Салихийн, «Исламский (разведывательно диверсионный) батальон шахидов Риядус Салихийн» (араб. «Сады праведников») разведывательно Диверсионная группа, которая, по утверждению одного из лидеров чеченских сепаратистов Шамиля Басаева, была… … Википедия

Шариатский суд в дореволюционной России (по материалам Южного Урала)

Шариатский суд в дореволюционной России (по материалам Южного Урала)

У.И. Гибадатов

Добровольное вхождение башкир в состав России было оговорено множеством условий. Со стороны башкир требовалась абсолютная преданность государству, несение военной службы предполагало не только охрану границ от набегов других народов, но и участие в военно-политических походах Российской империи.

После вхождения Башкирии в состав России шариатский суд мог рассматривать все гражданские дела, кроме земельных споров и дел об убийствах, которые теперь составляли исключение (хотя данный факт зачастую игнорировался башкирами). Кроме того, в башкирских «инстанциях» не могли решаться дела, касающиеся представителей других национальностей, дабы не затрагивать интересы лиц других сословий или вероисповеданий. В этом случае даже если одной из сторон являлся башкир, дело передавалось гражданским судам. Так, Указом Сената от 11 декабря 1835 года шариатские суды не имели права рассматривать спорные дела, возникающие в браке магометанки с «новокрещенным из татар», они были «ограничены рассмотрением браков чисто между магометанами». Исключение составляли случаи, когда «немусульманская» сторона добровольно изъявляла желание о рассмотрении дела шариатским судом. Кроме того, категорически запрещалось рассмотрение дел башкир, входивших в компетенцию уездных, земских судов и судебных палат.

Это повлекло за собой декларирование новых концепций решения религиозно-политических проблем в крае, в том числе и в сфере правовой культуры.

Тем не менее шариатские суды продолжали существовать. Несмотря на то, что правительство пересмотрело организационное строение, процедурные правила и компетенцию шариатских судебных учреждений, последние обладали практически безграничной властью над коренным населением.

Как известно, шариатские суды пользовались несомненным авторитетом у населения. Решения ими принимались окончательно и практически не подлежали апелляции. В связи с этим не было необходимости вести какие-либо записи, дела шариатских судов решались устно. К юрисдикции этих судов относились раздел имущества и наследства, бракоразводные дела, ссоры, драки, мелкая кража либо захват чужого имущества, а также взыскание долгов, земельные споры. Кроме того, шариатские суды рассматривали дела по религиозным проступкам мусульман, нарушающих предписания шариатных законов и Корана, а также по мелким проступкам по службе духовных лиц мусульман. Параллельно разбирательство мелких гражданских дел относилось к компетенции волостных старшин.

Несмотря на то, что шариатские суды находились под контролем администрации края, они продолжали свою привычную деятельность, зачастую игнорируя российское законодательство. Так, несмотря на запрет по поводу разбирательства земельных споров, шариатские судьи продолжали их рассматривать. Дела по шариату часто решались относительно справедливо и незамедлительно. Так, для разрешения споров о земельных угодьях было достаточно свидетельских показаний в пользу одной из сторон, и споры старались заканчивать полюбовной мировой. Спорная вотчина переходила тому, кто мог предоставить на нее более «старую грамоту».

Помимо земельных дел шариатские суды продолжали рассматривать и дела об убийствах, сами устанавливали наказания, наиболее суровым из которых была смертная казнь. Так, наиболее распространенным видом наказания за мелкие проступки (обман, непослушание родителей, хулиганство) было избиение плетьми, розгами, а также воздействие словом. За кражи был распространен следующий вид наказания: виновного сажали на черную корову лицом к хвосту, подвешивали на шею чугунный казан (иногда кость или украденную вещь) и в таком виде «катали» по деревне, а иногда и вокруг дома потерпевшего. Сам вор при этом должен был кричать: «Мин бур!» («Я вор!»). По свидетельствам некоторых легенд, таким же образом наказывали женщину, родившую вне брака, к тому же ее лицо мазали сажей. Иногда (летом) провинившихся оставляли раздетыми у реки на «съеденье» комарам. Некоторые наказания отличались некоторой степенью наивности. Например, при воровстве, когда не могли определить вора, применялся такой способ наказания, как «сжигание сухожилий волка». Считалось, что при этом процессе виновный начинал биться в конвульсиях и умирал.

Несмотря на то, что по поводу определения более сурового наказания шариатский суд должен «обратиться к губернатору или к мировым и общим судам», шариатские суды не всегда считались с указаниями правительства и действовали по правилам шариата, который в основном предусматривал жестокие меры наказания. Так, «к высшей мере наказания» приговаривали за убийства, увечья, кражи (в основном скота), прелюбодеяние, рождение внебрачных детей. Эти преступления считались наиболее позорными, порочными и противоречащими всяческим мусульманским и общечеловеческим нормам.

К примеру, виновных за воровство, вместо того чтобы призвать к совести и заставить возместить убытки (как того требовало российское законодательство), привязывали к конскому хвосту и пускали по степи. Сохранились также сведения о таком виде наказания, как обмазывание преступника медом и бросание его в муравейник. Были также зафиксированы случаи, когда у согрешившего отрезали уши, бросали его в горячую золу, а затем живьем закапывали в яму.

Возрастают требования к личности шариатского судьи: отныне только «указные» муллы имеют право исполнять его обязанности. Кандидаты после избрания их населением проверялись на знание шариатских законов, в то время как полиция отслеживала благонадежность кандидатур. После проверок такого рода претендент должен был получить одобрение Духовного Собрания, и только после этого губернатор издавал указ о назначении его муллой, и, следовательно, шариатским судьей.

Что касается остальных священнослужителей, то указом «О правах духовенства, принадлежащего к округу Оренбургского Магометанского Духовного Собрания» было установлено, что «в округе Оренбургского Магометанского Духовного Собрания высшее магометанское духовенство составляют Оренбургский муфтий и ахуны», ответственность за деятельность соборных мечетей ложится на муллу, простых мечетей - на имама и маязина. Для священнослужителей устанавливался свой ценз -- образовательный. Муфтий назначался на должность путем тщательной и всесторонней проверки по представлению министерства внутренних дел; помимо знания шариата и Корана будущий муфтий должен был владеть русским языком и быть преданным Российскому государству. Причем эти два требования были основополагающими. Кроме всего прочего, кандидатура муфтия обязательно согласовывалась с местной полицией и губернским прокурором по месту проживания лица. И только после всяческих проверок представленная кандидатура муфтия утверждалась в должности именным указом императора. Суд над провинившимся муфтием согласно Указу от 22 сентября 1788 г. вершил Правительствующий Сенат.

Одним словом, несмотря на сравнительно незначительную с юридической точки зрения подсудность, шариатские суды обладали безграничной властью над народом. Существует мнение о том, что такое положение было связано с тем, что дела, относящиеся к юрисдикции шариатских судей, как правило, имели массовый характер. Тем не менее автор склонен считать, что власть шариата над народом объясняется богобоязненностью народа и благоговением перед толкователями Корана, которые, как им казалось, являли собой «глас Аллаха».

Чувствуя покорность народных масс и постепенно начиная верить в «святость» своего предназначения, священнослужители Корана постепенно начали злоупотреблять данной им властью. На этой почве зародилось взяточничество, частыми стали случаи подлога, присвоения чужого имущества и т. д. Так, в Оренбургской палате уголовного суда рассматривалось дело муфтия Гусейнова о его противозаконных действиях и отказе от дачи показаний. После этого разбирательства императором было принято решение впредь вершить правосудие над муфтиями в Правительствующем Сенате с последующим докладом Его Величеству. Нарушителей часто лишали всех чинов, порой даже отправляли на ссылку в Сибирь.

Более того, народ, безгранично веривший в эту «святейшую касту», постепенно начинает в ней разочаровываться; частыми стали случаи выражения недовольства, порой довольно агрессивного.

Ход развития истории показывает, что, несмотря на «антихристианский» характер судов шариата, они не представляли особой опасности для Российской империи. Скорее всего, наоборот, они осуществляли значительное содействие при усмирении коренных народов края, и, несмотря на некое игнорирование российского законодательства, верно служили царскому режиму. Что касается местного населения, то оно, по своей наивности, немало страдало от «правосудия» шариата, которое часто вступало в конфликт с местными законами башкирского народа. В результате произошло некоторое смешение традиций, норм и законов шариата с местным «законодательством»: мусульманство, несмотря на определенную власть над народом, так и не прижилось в той же самой степени, в какой оно существовало (и существует) на Востоке. Что касается шариатских судов, то постепенно они стали изживать себя как противоречащие основным принципам гуманности и соблюдения прав и свобод человека. С приходом Советской власти они были ликвидированы окончательно.

суд шариат право

Примечания

  • 1 СУУУДД МВД. Ст. 1345, 1416. Отд. 1. № 9158.
  • 2 См.: Асфандияров А.З., Асфандиярова К.М. История башкирских сел Пермской и Свердловской областей. Уфа, 1999. С. 95.
  • 3 Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан. Ф. 225. Оп. 3. Д. 1.
  • 4 МИБ. Т. 3. С. 27.
  • 5 Там же. С. 252.
  • 6 СУУУДД МВД. Т. 2, ч. 1. Разд. 2. Ст. 1348, 1339.
  • 7 МИБ. Т. 3. С. 526.
  • 8 Под собирательным словом «мулла» мы подразумеваем всех мусульманских духовных лиц, наделенных судебной властью. Нередко муллой называется также грамотный человек, владевший арабской письменностью.
  • 9 Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан. Ф. 225. Оп. 3. Ф. 1. Л. 11.

Реже - "диван шарий": арабская калька с русских выражений "шариатский суд", "шариатская канцелярия", сокращенно "шарсуд" - судебная инстанция, учрежденная в послереволюционной России для мусульман Северного Кавказа. Основным источником права для шариатских судов признавались нормы шариата. На западе региона махкамы шария следовали ханафитскому толку фикха, на востоке - шафиитскому (среди мусульман-суннитов) и джафаритскому (среди мусульман-шиитов).

Восстановление шapиaтa в полном объеме было одним из главных лозунгов революции 1917 года на Северном Кавказе. Решение о создании первых махкам шария приняли I Съезд горских народов Кавказа во Владикавказе в мае 1917 г. и I Съезд народов Терека в Моздоке в январе 1918 г. Городские суды (араб. "махаким/дававин ал-мадина") открылись во Владикавказе, Грозном, Нальчике, Темир-Хан-Шуре и других крупных городах, сельские суды (араб. "махаким/дававин ал-карйа") - в отдельных селениях в горах, предгорьях и на равнине. К ним перешли функции так называемых словесных и народных судов, которые до революции разбирали уголовные и отчасти поземельные дела согласно местному обычному праву (адат), а гражданско-семейные и наследственные споры - по шapиaтy.

В годы гражданской войны эти суды были преобразованы в военно-шариатские суды, игравшие роль военно-полевых трибуналов. "Положение о военно-шариатском суде" утверждено в январе 1919 года Советом министров Горской республики. Эти суды продолжали работать при сменявших друг друга военных режимах: турецких оккупационных властях, под властью полковника Л.Ф.Бичерахова и Добровольческой армии генерала А.И.Деникина. Независимо от них с сентября 1919 по март 1920 г. в чеченском селении Ведено, дагестанских селениях Анди, Ботлих и некоторых других действовали махкамы шария Северо-Кавказского эмирата шайх ал-ислам Узун-хаджи. На территориях, контролируемых большевиками, в 1919-1920 годах работали революционно-шариатские суды. Махкамы шария использовались для расправы над политическими врагами. Так, в июле 1919 г. главный военно-шариатский суд Темир-Хан-Шуры приговорил к смертной казни У. Буйнакского и других советских работников Дагестана, арестованных деникинцами. В свою очередь, в марте 1920 года при большевиках члены этого суда были расстреляны по приговору Темир-Хан-Шуринского революционно-шариатского суда.

После окончания гражданской войны в каждой советской автономии была создана своя иерархия шариатских судов. Основные принципы их деятельности закрепили "Положение о шариатских судах" Дагестанского Ревкома и ЦИК ДАССР от июня 1920 и июля 1922 гг., постановление "О введении шариатского судопроизводства" в Горской АССР от апреля 1921 г., законы о шариатских судах, разработанные в Адыгейской, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Северо-Осетинской, Чеченской и Ингушской автономных областях, на которые распались Горская АССР и Кубано-Черноморская республика.

В Дагестанской АССР организация шариатского правосудия была трехступенчатой. Ее низовой уровень составляли сельские и городские суды - "шариатские тройки" из двух членов и председателея (дибира). Они рассматривали иски о разделе имущества размером до 300 рублей (в ценах 1922 года), гражданские и наследственных споры на сумму до 100 рублей, мелкие уголовные и поземельные дела. Апелляции на их решения подавались в окружные суды (араб. "махаким/дававин ан-нахийа") в составе "шариатской тройки", писца и рассыльного. Эти же суды рассматривали гражданские и наследственные споры, дела о разделе имущества на сумму до 1 тысячи рублей, поземельные тяжбы между селениями, убийства и другие тяжкие преступления. Кассационной инстанцией для махкам шария всех уровней были Шариатский подотдел и следственные комиссии при Народном комиссариате юстиции ДАССР.

В Горской АССР и образовавшихся из нее автономиях система шариатского правосудия была иной. Основным его звеном были не сельские и городские суды, а окружные "шариатские тройки" во главе с кади (эфенди). Они разбирали гражданские и наследственные споры на сумму до 200 рублей, кражи размером до 50 рублей, другие мелкие уголовные правонарушения, а также составляли "списки порочных лиц", т. е. преступников-рецидивистов, подлежавших административной высылке за пределы региона или заключению в концентрационный лагерь. Наиболее широкими полномочиями шариатские суды обладали в Чечне и Ингушетии, где их решения могли быть обжалованы только в Верховном суде РСФСР, которому был поручен надзор за деятельностью махкам шария. В Кабардино-Балкарии и Адыгее кассационной инстанцией для махкам шария был местный Народный комиссариат юстиции. Наконец, в Кубано-Черноморской республике вместо махкам шария была учреждена должность кади в составе местных народных судов. Шариатские суды ежегодно разбирали от 30-50 (на Северо-Западном Кавказе) до 70-80% (a Дагестане и Чечне) всех судебных дел.

Если в начале 1920-х гг. Советская власть пыталась привлечь на свою сторону мусульманское большинство населения Северного Кавказа, признав шариат "правомочным обычным правом" (И. В. Сталин), то накануне коллективизации окрепшее Советское государство решило уничтожить шариатское судопроизводство. В Горской АССР махкамы шария несколько раз то запрещали, то вновь открывали, пока окончательно не ликвидироваливали в августе-декабре 1922 года (на территории современной Северной Осетии с мусульманским меньшинством). В остальных автономиях в 1922-1924 годах их сняли с государственного обеспечения и перевели на содержание мусульманских общин, желавших судиться по шариату. Тяжкие уголовные правонарушения, поземельные тяжбы, дела по опеке над вдовами и сиротами, а также иски, в которых одна из сторон отказывалась обращаться в шарсуд, передавались в народные суды. В январе 1925 года махкамы шария были отменены в Адыгее и Кабардино-Балкарии, в январе 1926 года - в Ингушетии и Чечне, а в апреле-октябре 1927 года - в Дагестане. В 1928 году в УК РСФСР была введена Х глава "О преступлениях, составляющих пережитки родового быта". По ее ст. 203-204 уличенные в участии в махкамах шария на год ссылались в концентрационный лагерь.

Насильственное объединение крестьян-мусульман в колхозы и гонения на махкамы шария вызвали волну долго не прекращавшихся крестьянских волнений. Крупнейшие из них: движения 1928-1929 годов в Кабарде (Баксанское и Верхнекурповское "дела"), восстания 1930 года в Большом Карачае, Дагестане и Северном Азербайджане (Дидойский и Хновский мятежи, "дело" шайха Штульского), бунты горцев Чечено-Ингушетии и Северного Дагестана в 1934-1936 и 1940-1942 годах. Одним из главных требований восставших было восстановление шариатских судов. Восстания были жестоко подавлены Красной армией при поддержке отрядов НКВД и частей особого назначения. В 1944 году чеченцы, ингуши, карачаевцы и балкарцы были депортированы в Среднюю Азию и Казахстан. Однако, несмотря на репрессии в 1930-50-х годах, во многих сельских районах Северного Кавказа и даже в среднеазиатской ссылке шариатские суды продолжали тайно действовать.

После распада СССР на волне движения за мусульманское возрождение началось восстановление шариатских судов. Несколько десятков их учреждено в сельских и городских мусульманских общинах Дагестана и Чечни, единичные - в Адыгее, Карачае (Моздок), Кабарде (Нальчик) и Северной Осетии (Владикавказ). В 1996 году из Уголовного Кодекса РФ были изъяты статьи 212 и 235, приравнивавшие применение норм шариата к тяжкому преступлению, однако шариатские суды так и не были признаны в РФ. Их узаконили только в Чеченской Республике Ичкерия, где в 1996 г. рецепирован уголовный кодекс Судана, в целом основанный на нормах шариата, и в Ингушетии, где в декабре 1997 г. принят закон о мировых судьях, обязывающий их "руководствоваться нормами адата и шариaтa" (ст. 3). В отличие от 1920-х годов сегодня шариатский суд чаще всего представляет имам (дибир/эфенди) соборной мечети, который по пятницам председательствует на заседаниях совета старейшин общины и выполняет обязанности местного кади. Обычно эти суды ограничиваются разбором мелких уголовных и брачно-семейных дел, нотариальным оформлением завещаний. Наряду с шариатскими судами у мусульман Северного Кавказа работают российские народные и общественные третейские суды.

Литература:

  • Мисроков З.Х. Исчезновение шариата в автономиях Северного Кавказа. - М., 1979.
  • Мисроков З.Х. Адатские и шариатские суды в автономиях Северного Кавказа. Автореф. канд. дис. - М., 1979.
  • Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917-1918 гг.). Горская республика (1918-1920 гг.): документы и материалы. -Махачкала, 1994.

    Источники:

  • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 2., М., 1999.


Просмотров