Основы БЖД. Что такое БЖД? Понятие, цели и факторы безопасности жизнедеятельности

Для целенаправленной деятельности по улучшению условий жизни и деятельности человека в разных сферах необходимо знать группы факторов безопасности, влияющих на человека. В соответствии с Законом Украины "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера" и классификации, разработанной НИИ труда они объединены в три группы: 1) социально-экономические, 2) технико-организационные, 3) природные.

Первая группа факторов - это нормативно-правовые факторы (законы о труде, природоохранное законодательство, правила, нормы, стандарты, практика государственного и общественного контроля за их соблюдением) социально-психические факторы, характеризующие отношение рабочего к труду, психологический климат в коллективе, семье, мотивы труда; общественно-политические факторы (общественные формы направлены на создание благоприятных условий труда, изобретательство) экономические факторы - адекватная плата за труд, система льгот и компенсаций, моральное и материальное стимулирование за вредные условия труда.

Вторая группа факторов оказывает непосредственное влияние на формирование материально-вещественных элементов условий труда. Это средства труда, предметы и орудия труда, технологические процессы, организационные формы производства, применяемые режимы труда и отдыха, которые составляют основу научной организации труда (НОТ). Целью НОТ является разработка и внедрение в практику рационально построенного трудового процесса, который обеспечивает заданное качество продукции и высокую производительность труда, создание условий для сохранения здоровья работающих, увеличение периода их трудовой деятельности, роста культурного уровня.

Третья группа факторов - характеризует влияние на рабочих климатических, химических и физико-химических, биологических факторов, особенностей местности, где находится человек. В процессе жизнедеятельности весь этот сложный комплекс факторов, объединенный различными взаимными связями, которые могут формироваться под влиянием опасных и вредных факторов, влияет на человека, его здоровье, безопасности.

Итак, всегда существует вероятность проявления опасности. Это эмпирическое утверждение, аксиома опасности - в природе нет абсолютно безопасных явлений, факторов - все опасно при формировании определенных условиях. Это связано с тем, что при определенных обстоятельствах даже безопасный объект, вещество могут стать опасными. Например через процессы старения любого объекта - неживого, живого. Из-за этого могут формироваться так называемые системные кризисы, когда разрушение, или изменения в одном звене, части системы, выводят из строя весь объект и связанные с ним другие объекты. Формируется цепная реакция негативных изменений в системе. Поэтому главная задача БЖДЛ - разработка методов определения и управления рисками, создание машинных систем мало опасных для человека. Важной теоретической основой безопасной деятельности в любой сфере есть общие принципы безопасности.

Принципы безопасности

Принцип (лат. Основа, начало) - исходные положения любой науки, на которых базируются все остальные положения. В безопасной жизнедеятельности человека выделяют четыре комплексных классы принципов, знание которых обеспечивают безопасность: организационные, ориентирующие, технические, управленческие.

Принципы - направлены на реализацию положений научной организации труда для обеспечения максимально возможной безопасности человека. Они состоят из четырех блоков. Несовместимость - обязательное разграничение опасных объектов (разделение производственных, бытовых, подсобных и складских зон, раздельное хранение опасных веществ). Обязательное отделения опасной сферы деятельности - ноксосферы (гр. Ноксос - опасность) от более или менее безопасной, где человек находится в относительной безопасности - гомосфера (гр. Гомо - человек). Компенсация или возмещение - поддержка нервно-психической, физиологической равновесия в организме (повышение тарифных ставок, лечебно-профилактическое питание, дополнительные льготы). Эргономичность - создание наиболее благоприятных условий труда для достижения максимальной производительности при минимальной утомляемости и опасности. Рациональность организации труда - применение прогрессивных методов труда, внедрение прогрессивных средств защиты человека от вредных, опасных факторов, проведение регулярных осмотров, ремонтов оборудования.

Ориентирующие принципы - направлены на поиск, внедрение решений, которые являются методологической и информационной основой безопасности человека в его деятельности. По структуре, значимости их можно разделить на группы, отражающие определенные свойства объекта с которым взаимодействует человек. Прежде всего это системность - закон диалектики, обусловливает взаимосвязь явлений, причин и последствий и связей. Упреждающий ликвидация опасности - устранение наиболее опасных элементов в данной системе, например изменение технологии, внедрение менее опасной техники, веществ. Снижение риска опасности - уменьшение предельных значений определенных параметров (напряжения, температуры, давления). Замена оператора-человека автоматизированной системой, роботом. Информированность - обеспечение знаний об окружающей реальности, необходимых для обеспечения безопасности. Сюда относят законодательные акты о труде, нормативные документы (инструкции, правила, условные обозначения). Нормирование или дозирования ориентирует на непревышение критических значений негативных факторов. Например, нормы предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ, предельно допустимых уровней (ПДУ) невещественного факторов - освещенности, шума, вибрации, параметров микроклимата, нормирование рабочего времени и отдыха. Важны требования к средствам защиты, нормы по противопожарного водоснабжения, норм переноса грузов.

Управленческие принципы - устанавливают взаимосвязи между отдельными стадиями процесса, обеспечивая безопасность рабочего - их девять. Принцип управления - состоит в разработке и внедрении систем управления безопасностью на научных основах. Этот принцип лежит в основе профилактической работы по безопасности труда. Принцип плановости - устанавливает на определенные периоды направления деятельности по охране труда, количественные показатели - снижение уровня травматизма, заболеваемости, смертности по производственным причинам. Принцип адекватности включает в себя компетентность, деловые и организаторские качества рабочих служб охраны труда. Принцип обратной связи - требует получения объективной информации об условиях труда, охрану рабочих от вредных, опасных воздействий и всех ситуаций. Принцип эффективности - требует сопоставления фактических результатов с плановыми оценкам показателей. Принцип отбора кадров ("Кадры решают все!") Заключается в подборе специалистов по управлению безопасностью, которые имеют необходимые знания и навыки. Как правило, они должны одновременно иметь систему знаний в области техники, экономики, экологии, психологии, педагогики, промышленной санитарной. Принцип стимулирования требует обеспечения определенной оплаты труда по ее определенное количество. Принцип контроля - это система надзора и проверок объектов на их соответствие установленным требованиям безопасности. Принцип ответственности - за безопасность должна отвечать определенная ответственное лицо и каждый рабочий должен знать и выполнять свои функции. Нарушение этих принципов обязательно ведет к формированию и проявлению опасных и даже чрезвычайных ситуаций.

Технические принципы безопасности должны автоматически обеспечивать безопасность человеку в любом состоянии системы Человек-Машина, независимо от действий работника. Для этой группы характерно применение различных технических устройств - от очень простых, например ограждения опасной зоны, до очень сложных электронных устройств, в которых используются различные материалы, конструктивные особенности реле, блокираторы, автоматические сигнализаторы. При этом учитывают ряд свойств таких устройств. Устойчивость - обеспечение устойчивости материалов, конструкций, устойчивости технологий при возникновении экстремальной ситуации. Слабое звено - наличие специально созданного элемента, который разрушается при возникновении перегрузки в системе, препятствует разрушению всей системы (противовзрывные оконные проемы, клапаны, мембраны, предохранители). Недоступность - отделение ноксосферы от безопасной, где находится человек - гомосферы (ограждения - сетки, экраны, изоляция, всевозможные замки). Блокировка - обеспечивает невозможность функционирования любой системы, если не обеспечена безопасность - осуществляется за счет последовательного взаимодействия устройств безопасности, взаимосвязаны - механических, электрических, например с помощью реле.

С группой технических принципов связаны так называемые универсальные принципы безопасности - защита расстоянием, временем и веществом. Защита расстоянием - действие опасных, вредных факторов ослабевает или почти исчезает при увеличении расстояния между их источником и человеком (противопожарные разрывы, санитарно-защитные зоны). Защита временем -сокращение времени пребывания в условиях воздействия вредных и опасных факторов (сокращение продолжительности рабочей смены, увеличение времени для отдыха, перерывов). Защита веществом или экранирование - предполагает наличие экранов, преград между человеком и источником опасных, вредных факторов (различные экраны, рабочая одежда, обувь). Все эти принципы лежат в основе техники безопасности производственной и непроизводственной сфер деятельности человека.

Итак, принципы БЖД является основой менеджмента любого вида деятельности, имеют профилактическое значение, поскольку предотвращают проявления вредностей в любой сфере деятельности. Это теоретические основы безопасности, на которых основываются основные ее методы - статистический учет и анализ данных о травматизме, метод комплексного обследования объектов, профилактические методы. Использование совокупности всех принципов, прежде всего организационных, технических - условие обеспечения безопасности в любой сфере деятельности - промышленности, сельском хозяйстве, быту, природе. Несоблюдение этих принципов становится основой для появления профессиональных вредностей, а следовательно возникновения профессиональных заболеваний, возникновение аварий, катастроф.

Важное значение в трудовом процессе имеют стандарты безопасного труда - международные, государственные, отраслевые, которые составляют организационную основу безопасного труда. На международном уровне стандартизация безопасного труда происходит по направлениям: ограничение использования и реализации вредных и опасных веществ; повышение требований к производственным процессам, которые могут причинить вред окружающей среде, здоровью человека; утилизация вредных и радиоактивных веществ; предоставление человеку своевременной и достоверной информации об опасности производственных процессов и продукции; определение допустимых уровней вещественного загрязнения и шума; требования к средствам индивидуальной защиты. По данным направлениям осуществляют свою деятельность технические комитеты Международной организации стандартизации, которые выдают стандарты группы ТК / ISO, а также комитеты Европейской организации стандартизации (TK / CEN). На основе международных стандартов принимаются и вводятся в действие государственные стандарты по безопасности труда. Таким образом, учитывая реакцию национальных комитетов по стандартизации, требований деловых и промышленных кругов, готовится почва для широкого внедрения международных стандартов систем управления безопасностью труда (МС СУОТ), известные как стандарты серии ISO 18000, ISO 14000, ISO 9000.

Вопрос

1. Как классифицируют факторы безопасности?

2. Охарактеризуйте все виды принципов, ориентирующих.

3. Как Вы понимаете значение организационных принципов?

4. Какова роль принципа нормирования?

5. На какие группы можно разделить технические принципы?

6. Охарактеризуйте стандарты безопасного труда.

Задачи БЖД :

  • идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;
  • предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
  • защита от опасности;
  • ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
  • создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности

Цель изучения безопасности жизнедеятельности — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий , и естественного происхождения. Объектом защиты является человек.

Причины возникновения дисциплины БЖД в России:

  • Высокая смертность (особенно среди мужчин репродуктивного возраста)
  • Низкие показатели средней продолжительности жизни (характеры для мужской части населения)
  • Ежегодное снижение средней общей численности населения

Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения.

Для решения демографической проблемы необходимо:

  • Увеличить рост
  • Модернизировать государственную систему защиты человека
  • Сформировать , направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения
  • Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности

По данным Всемирной организации здравоохранения индивидуальная продолжительность жизни человека во многом связана с условиями жизнедеятельности (до 70% зависит от поведения ).

Профилактика негативных факторов:

  • Личное безопасное поведение
    Выбор места жительства
    Соблюдение правил и норм
    Соблюдение здорового образа жизни
  • Коллективные меры безопасности деятельности
    Безопасные условия деятельности
    Защита населения от и катастроф
    Разработка законодательной базы в области здравоохранения
  • Обеспечение качественного состояния среды обитания
    Рациональное использование ресурсов и отходов
    Соблюдение норм безопасности и экологичности

Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном взаимодействии человека с .

В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочисленные негативные факторы антропогенного происхождения ( , электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только , но и здоровья людей.

Возникновение данной науки — объективная потребность современного общества.

Безопасность жизнедеятельности как наука

На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них — актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.

В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. — это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности — формирования соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается наука безопасность жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — это наука, изучающая общие проблемы опасностей, угрожающих человеку, обществу, государству, всему миру, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них.

Задачи БЖД как науки сводятся к следующему:

  • теоретический анализ и разработка методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления);
  • разработка принципов и методов защиты от опасностей;
  • разработка и рациональное использование средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений;
  • непрерывный контроль и мониторинг среды обитания;
  • моделирование и прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций;
  • обучение населения основам защиты от опасностей;
  • разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей;
  • разработка мер по обеспечению национальной и международной безопасности.

Сегодня БЖД опирается на осознанную потребность общества, на правила безопасного повеления, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства и международного права по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. В основе БЖД должны лежать систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.

Специфической особенностью БЖД является то, что ее нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все, области человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем. Поэтому здесь требуется своеобразный синтез методологий многих наук.

БЖД как учебная дисциплина

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) — обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Изучение дисциплины формирует у специалиста представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Объектом познания данной дисциплины являются люди (человек и коллектив людей) как объект защиты от опасностей избыточных потоков вещества, энергии и информации.

Предметом исследования в БЖД являются опасности и их совокупности, а также условия и средства, необходимые для безопасной жизнедеятельности человека или коллектива людей.

Определяется взаимодействие этого направления образования с другими областями знаний и дисциплинами. Представляется, что в сфере, обеспечивающей задачи безопасности жизнедеятельности, в эту область знаний естественно интегрируются соответствующие разделы философии и психологии, социологии и правоведения, валсологии и основ медицинских знаний, физиологии, гигиены и физической культуры, экологии и эргономики, знаний окружающего мира и природоведения, других областей фундаментальных и прикладных наук.

Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

  • идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;
  • прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;
  • создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
  • проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;
  • разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
  • обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;
  • принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» специалист должен знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек — среда обитания»; основы взаимодействия человека со средой обитания и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; экобиозащитную технику; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных си туациях, методы мониторинга опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; правовые, нормативно-технические и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности; методы оценки ущерба и экономической эффективности в области БЖД.

Специалист должен уметь и иметь навыки: проведения контроля параметров негативных воздействий и оценки их уровня на их соответствие нормативным требованиям; эффективного применения средств эко- биозащиты от негативных воздействий; разработки мероприятий по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планирования и осуществления мероприятий по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планирования мероприятий по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных условиях и при необходимости участия в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайно опасных ситуаций.

Наука о БЖД изучает условия и средства достижения безопасности взаимодействия человека с внешним миром — окружающей его средой, основанные на передаче потоков вещества, энергии и информации, поскольку, по утверждению Ю.Н. Куражсковского, «жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации».

Заключение и выводы

На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивалось с проблемой обеспечения безопасности. Благодаря прогрессу, изменившему мир, выросло благосостояние людей, улучшились качество жизни и условия их труда, невиданных размеров достигли производства промышленности и сельского хозяйства, особенно в экономически развитых странах. Вместе с тем во второй половине XX в. появились крайне неблагоприятные тенденции для жизни человечества, возросло негативное воздействие на человека и среду обитания антропогенных опасностей, отмечался рост природных, техногенных и экологических катастроф. При этом одновременно увеличился их разрушительный эффект, отмечались огромные потери людей и экономический ущерб.

Безопасность любой деятельности для каждого человека и окружающей его среды, а также для общества в целом должна рассматриваться с учетом всех экономических, социальных и экологических последствий.

Развитие техносферы ведет к повышению не только качества жизни, но и уровня опасности для жизнедеятельности человека. Антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек сам стал жертвой своей техногенной деятельности. Снижение качества среды обитания негативно отражается на эффективности труда и отдыха, продолжительности жизни, состоянии здоровья. В современной техносфере формируются такие факторы условий труда и жизни человека, которые начинают превышать адаптационные, физиологические и психологические возможности человека.

Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы становятся причиной профессиональной заболеваемости, уровень которой в России за последние годы возрос почти вдвое, а число лиц с профессиональной патологией стало самим высоким в мире.

В соответствии с прогнозом Минэкономразвития России существующая тенденция к сокращению численности работающих, занятых в основных отраслях производства, сохранится, и в ближайшие 10-15 лет она составит 50,1 млн. человек, около 7 млн. из которых будет занято на работах с вредными и опасными условиями труда. При этом общие потери рабочей силы за 2006-2015 гг. составят более 10 млн. человек.

В связи с демографическим кризисом следует главный экономический вывод: требуется существенное (в несколько раз) повышение производительности труда. Поэтому необходимы не только глубокая модернизация производства, но и создание для работающих безопасных условий труда. Рост профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве со смертельными исходами свидетельствует об отсутствии ответственности и экономической заинтересованности работодателей за выполнение правил по охране труда и здоровья работников.

Разработанная программа “Здоровье работающего населения России на 2004-2015 гг. ” ориентирована на поэтапный переход к обеспечению здоровых и безопасных условий труда, формирование системы охраны и медицины труда, адаптированных к организационно-правовым формам учреждений. Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время технически осуществимо ликвидировать производственную опасность или снизить ее до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (2006) все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

В последние десятилетия для всех промышленно развитых стран характерно нарастание опасностей и угроз в природно-техногенной сфере. По мере развития техносферы на первое место вышли чрезвычайные ситуации техногенного характера, которые составляют до 75% от общего их количества. В результате различных чрезвычайных ситуаций ежегодно в мире погибает около 3 млн. человек, а материальные потери составляют от 50 до 100 млрд. долл. в год.

Социальные и экономические потери общества от природных и техногенных катастроф растут стремительными темпами. Без принятия эффективных мер уже к середине XXI в. величина ущербов от катастрофических явлений на Земле может превысить прирост глобального валового продукта. Поэтому одной из важнейших проблем, от решения которой зависит безопасность общества и его устойчивое развитие, является борьба за снижение риска природных и техногенных катастроф.

По данным МЧС России (приводимым в ежегодных государственных докладах), величина экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций составляет сейчас около 70-80 млрд. руб. в год, причем это так называемый “заявленный” экономический ущерб, составляющий лишь некоторую часть от реального экономического ущерба, который с учетом косвенных последствий чрезвычайных ситуаций может достигать нескольких сотен миллиардов руб., т. е. составлять определенное количество процентов от ВВП Российской Федерации.

Масштаб крупных техногенных и природных катастроф в последнее время вполне соизмерим с чрезвычайными ситуациями военного времени. Возросла угроза террористических акций и диверсий, которые могут быть направлены на потенциально опасные объекты и привести к катастрофическим последствиям, выходящим даже за рамки национальных границ.

В течение последних лет существенно возросла значимость терроризма как фактора стратегических угроз национальной безопасности. Особую опасность приобретает технологический терроризм. Так, трагические масштабы последствий терактов в Нью-Йорке обусловлены в первую очередь именно технологической уязвимостью современной цивилизации. Технологический терроризм можно классифицировать как биологический, химический, терроризм с использованием взрывчатых веществ особо разрушительной силы, кибернетический (компьютерный), ядерный (радиологический) и сельскохозяйственный терроризм.

Техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия требуют как профессиональной подготовки специалистов, занимающихся предупреждением и ликвидацией их последствий, так и обучения населения умелым действиям в условиях возникающих чрезвычайных ситуаций. Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат население, занятое в сфере производства и обслуживания; учащиеся общеобразовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; население, не занятое в сферах производства и обслуживания; руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них — необходимое условие безопасности жизнедеятельности. Отсутствие естественных механизмов защиты от них требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Поэтому все больше возрастает значение подготовки специалистов с высшим образованием, способных не только обеспечить личную безопасность, но и выработать мероприятия по защите персонала объекта экономики, а также организации их выполнения в чрезвычайных ситуациях различного характера в качестве руководителя объекта или члена одного из органов управления .

Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы являются причиной профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве со смертельными исходами, что приводит к потерям трудоспособного населения.

Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время производственные вредные и опасные факторы осуществимо ликвидировать или снизить их до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Для современного состояния как России, так и других промышленно развитых стран мира характерно нарастание угроз в природно-техногенной сфере, а техногенные и природные катастрофы становятся постоянно действующими факторами не только экономики, но и политики.

Анализ опасностей и угроз природного и техногенного характера, а также их прогноз на перспективу показывают, что на территории России в ближайшие годы будет сохраняться высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера и увеличение ущерба от них, который уже исчисляется в целом триллионами рублей в год. Это будет существенно тормозить экономический рост в стране, переход России к стратегии устойчивого развития.

Предварительный прогноз основных опасностей и угроз для России в начале XXI века указывает на то, что до 2010 года могут произойти разрушительные землетрясения в трех сейсмологических регионах: Камчатка- Курильские острова, Прибайкалье и Северный Кавказ. В каждом из указанных регионов может произойти одно разрушительное землетрясение. Без принятия превентивных мер возможны потери десятков тысяч жизней людей и ущерб порядка 10 млрд. долл. США. Нельзя исключать возникновения 3-5 техногенных землетрясений, одного разрушительного цунами на тихоокеанском побережье, одного-двух катастрофических наводнений, а также увеличения количества лесных и торфяных пожаров.

Нарастание риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций в России обусловлено тем, что в последние годы в наиболее ответственных отраслях потенциально опасные объекты имеют выработку проектного ресурса на уровне 50-70%, иногда достигая предаварийного уровня.

В целом, на территории страны в период до 2010 г. не исключается возникновение одной трансграничной (глобальной), 1-2 федеральных, 2-10 региональных, 50-100 территориальных, до 3000 местных аварий и катастроф.

Техногенные и природные чрезвычайные ситуации являются существенными источниками риска для жизнедеятельности населения. Поэтому необходимым условием достижения безопасности жизнедеятельности является компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Мир опасностей вполне познаваем и у человека есть достаточно средств и способов защиты от связанных с ними угроз. Недостаточное внимание человека к проблемам природной и, особенно техногенной безопасности, склонность к риску и пренебрежению опасностью во многом связаны с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления. Поэтому в обеспечении устойчивого безопасного развития большую роль играет профессиональная подготовка лиц, принимающих управленческие решения, то есть руководителей законодательной и исполнительной власти, предприятий и организаций всех форм собственности. Поскольку часто главным виновником чрезвычайных ситуаций в конечном счете оказывается конкретный человек, его образование, воспитание и самосознание являются важными факторами, влияющими на риск чрезвычайных ситуаций.

С самого рождения человек сталкивается с различными опасностями, связанными с технической сферой и биологической средой. Для того чтобы не подвергать собственную жизнь риску, каждый должен иметь определенный набор знаний, которые помогут защитить его от этих угроз и опасностей. Вопросами разработки правильных способов защиты от негативных технических и природных воздействий и безопасного взаимодействия людей с окружающей средой занимаются представители такой научной области, как безопасность жизнедеятельности. Эта статья поможет разобраться с тем, что такое БЖД, а также какие цели и задачи преследует эта дисциплина.

Определение и основные понятия

Перед тем как начать глобальное рассмотрение вопроса, что такое БЖД, для начала необходимо дать ему четкое определение. Итак, безопасность жизнедеятельности - это наука, которая рассматривает вопросы о взаимодействии человека с технической сферой, а также взаимодействие людей с природной средой. А также система БЖД включает в себя разработку основных правил и рекомендаций по защите человека от различных негативных факторов. Объектом безопасности жизнедеятельности является человек, а предметом изучения БЖД - выработка безопасного и комфортного существования людей.

Правила безопасного поведения, которые выводит эта наука, основываются на практическом опыте человечества, а также на теоретической основе других смежных наук.

В понятие БЖД также входит и одноименная школьная дисциплина, которой обучают детей с целью привития им знаний о возможных опасностях и угрозах. Основы БЖД помогают приобрести теоретический и практический опыт поведения в сложных или чрезвычайных ситуациях.

Задачи

После того как было дано определение, что такое БЖД, крайне важно понять, какие задачи ставит перед собой эта область знаний. Основными задачами этой дисциплины являются:

  • определение, классификация и оценка различных негативных воздействий внешней среды обитания;
  • предупреждение различных негативных воздействий;
  • ликвидация последствий негативного воздействия;
  • контроль за окружающей средой;
  • создание для человека комфортного и безопасного состояния внешней окружающей среды;
  • обучение людей правильному поведению в условиях угрозы или воздействия негативных факторов.

Таким образом, можно сказать, что задачи безопасности жизнедеятельности - это комплекс мероприятий, направленный на защиту человека от различных негативных факторов.

Цели

Основополагающей целью БЖД является пропаганда знаний, направленных на уменьшение смертельных случаев, и сохранение здоровья людей, столкнувшихся с опасными внешними факторами. Безопасность жизнедеятельности является крайне важной наукой, так как благодаря ей есть возможность научить людей правильно действовать при угрозах.

Безопасность жизнедеятельности рассматривает следующие вопросы:

  • Профилактика негативного воздействия, что включает в себя определение и выбор безопасного места для жизни, соблюдение норм и правил охраны труда, а также привитие населению здорового образа жизни.
  • Коллективные мероприятия по организации безопасной жизнедеятельности, что включает создание безопасных условий труда, защиту людей от катастроф природного и техногенного характера, а также разработку нормативной базы в сфере защиты здоровья и жизни населения в целом.
  • Создание благоприятного состояния окружающей среды, что включает соблюдение правил сохранения окружающей среды и уменьшения различного негативного воздействия на нее со стороны человечества, а также рационального и правильного использования природных ресурсов.

Существует ряд аксиом, которые были определены данной наукой, а именно:

Данная наука занимается определением и классификацией факторов, которые делятся на опасные и вредные. Вредными факторами являются те, которые приводят к ухудшению здоровья и могут понизить работоспособность человека, однако после отдыха человек приходит в норму, и его организм способен продолжать функционировать. Опасные факторы - это те, которые приводят к травматизму, нарушениям здоровья или смерти человека.

Оба этих фактора бывают природными и антропогенного характера. Опасные и вредные факторы делятся на биологические, химические, физические и психофизические.

Биологические факторы - это грибки, бактерии и вирусы, а также выбросы предприятий, биологическое оружие, средства для обработки растений и т. д.

Химические факторы - это вещества, которые вдыхает или употребляет человек, а также химическое оружие.

Физические факторы - это влажность и температура воздуха, солнечная радиация, скорость ветра, атмосферное давление, а также различные вибрации и шумы, ток, ионизирующее излучение, оружие массового поражения и т. д.

Психофизические факторы - это нервно-психологическое воздействие на человека.

Заключение

Подводя итог рассмотрению вопроса, что такое БЖД, следует отметить, что человек на протяжении всей жизни сталкивается с множеством опасных и вредных факторов. Отсутствие теоретического и практического опыта защиты собственной жизни может привести к летальному исходу, что в сумме создает угрозу повышения уровня смертности.

Каждый человек должен самостоятельно взять на себя ответственность за свою безопасность с целью сохранения собственной жизни людей. А для того чтобы понимать, как правильно вести себя при угрозах, поможет заблаговременное и тщательное изучение такой дисциплины, как безопасность жизнедеятельности.

Вредные и опасные факторы

Говоря об опасностях жизни и здоровью людей, необходимо ввести два понятия - вредный фактор и опасный фактор.


Вредным фактором называется воздействие на организм человека, которое может вызывать временное или стойкое ухудшение самочувствия, привести к заболеванию, нарушению здоровья потомства.


Опасным считается такой фактор среды, который при однократном кратковременном воздействии может привести к травме или гибели человека.


Вредные и опасные факторы действуют не только на производстве. Их неблагоприятному влиянию в настоящее время подвергается все население независимо от рода занятий. В Российской Федерации ежедневно от различных причин погибает 1000 чел.


По природе происхождения вредные и опасные факторы классифицируют на 5 групп:

1. Физические факторы

Это наиболее многочисленная группа негативных воздействий, широко распространенных в промышленности.


Данная группа включает следующие факторы:
A) Механические, получившие свое название в силу того, что они вызывают у человека возникновение механических травм (ушибов, переломов, порезов и т.д.). Источниками механических воздействий являются движущиеся предметы, механизмы, а также высота. Последняя относится к числу механических факторов потому, что при падении у человека также развивается травма. В нашей стране в дорожно-транспортных происшествиях ежедневно заканчивается жизнь 100 человек. В мире ежегодно на производстве тяжело травмируется 100 млн. человек, из них 250 тыс. погибает.
Б) Термические (повышенная и пониженная температура поверхности, огонь). Источники термических воздействий широко распространены как на производстве, так и в быту. Результатом их воздействия являются ожоги.
B) Аномальный микроклимат. Понятие «микроклимат» включает ряд показателей: температуру, влажность, подвижность воздуха, а также атмосферное давление. При отклонении значений любого из них от оптимальной величины микроклимат считается аномальным, то есть вредным.


Так, при повышении температуры воздуха уменьшается теплоотдача во внешнюю среду, происходит повышение температуры внутренних органов. Исследователями установлено, что при температуре воздуха более 30°С работоспособность человека начинает падать. Длительное воздействие высокой температуры может привести к значительному накоплению теплоты в организме и перегреванию организма. Предельная температура вдыхаемого воздуха, при которой человек в состоянии дышать в течение нескольких минут без специальных средств защиты, составляет около 116°С. Пониженная температура, напротив, может стать причиной охлаждения и даже переохлаждения организма.


Переносимость человеком температуры, как и его теплоощущение, в значительной мере зависит от влажности и скорости окружающего воздуха. Чем больше относительная влажность, тем медленнее испаряется пот в условиях высокой температуры воздуха и тем быстрее наступает перегрев тела. В холодном климате высокая влажность способствует развитию холодовых травм. Недостаточная влажность воздуха также может оказаться неблагоприятной для человека. Она вызывает интенсивное испарение влаги со слизистых оболочек, их пересыхание и растрескивание, а затем и загрязнение болезнетворными микроорганизмами.


Атмосферное давление оказывает существенное влияние на процесс дыхания и самочувствие человека. Действию пониженного атмосферного давления человек подвергается при подъеме в горы. При этом насыщение крови кислородом снижается до такой степени, что вызывает нарушение деятельности сердца и легких, развитие гипоксии и даже смерть.


Повышенное давление действует на человека, например, при производстве работ под водой. Избыточное давление воздуха приводит к повышению парциального давления кислорода в альвеолярном воздухе, к уменьшению объема легких и увеличению силы дыхательной мускулатуры, необходимой для производства вдоха-выдоха. Кроме того, происходит уменьшение частоты дыхания и пульса. Длительное пребывание при избыточном давлении приводит к токсическому действию некоторых газов, входящих в состав вдыхаемого воздуха. Оно проявляется в нарушении координации движений, возбуждении или угнетении, галлюцинациях, ослаблении памяти, расстройстве зрения и слуха.


Г) Акустические воздействия, включающие шум, ультразвук и инфразвук. Шумом называют любой звук в слышимом диапазоне (16-20000 Гц), воспринимаемый человеком как неприятный или болезненный. Вредное воздействие шума проявляется в снижении остроты слуха, нарушении деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем.


Инфразвук - это звуковые колебания с частотой менее 16 Гц. Человеческое ухо такие звуки не воспринимает, однако они оказывают воздействие на организм, поскольку внутренние органы человека также колеблются в полостях тела с определенной частотой, иногда совпадающей с частотой внешних инфразвуковых колебаний. В результате этого возникает явление резонанса - увеличение амплитуды (то есть размаха) колебаний внутренних органов, ощущаемое человеком в виде тошноты, боли в груди, головокружения и т.д. Источником инфразвука в городе является автотранспорт.


Ультразвук - акустические волны с частотой выше 20 тыс. Гц. До недавнего времени ультразвук не был распространен. Однако изобретение ультразвуковых стиральных машинок расширило сферу взаимодействия человека с источниками ультразвука, ранее ограниченную производством и медицинскими процедурами. Влияние столь частых звуковых волн подобно действию на организм вибрации.


Д) Вибрация - отклонение центра тяжести предмета или человека от положения равновесия. Она может быть общей или местной. В первом случае колебаниям подвергается все тело в результате нахождения, например, на какой-то колеблющейся поверхности. В случае использования в трудовой деятельности или в быту вибрирующих предметов (отбойного молотка, электродрели, миксера и т.д.) действию местной вибрации подвергается рабочая рука.


Вредное влияние общей вибрации в первую очередь проявляется в возникновении патологии позвоночника, застойных явлений в органах малого таза и гинекологических заболеваний у женщин. При систематическом использовании ручных вибрирующих приборов и инструментов снижается температурная и болевая чувствительность рабочей руки, нарушается подвижность суставов.


Е) Электрические факторы. К их числу относятся электрический ток и статическое электричество. Первые статьи с описанием симптомов электротравм появились в журнале «Электричество» еще в 60-х гг. XIX в. Очень много электротравм возникало в начале XX в., когда началась повсеместная электрификация жилых и производственных помещений. Этому благоприятствовал низкий уровень культуры безопасности людей. Кроме того, патроны лампочек и корпусы выключателей изготавливались из металла, а в качестве изоляции использовался картон, что также способствовало возникновению опасных ситуаций. В настоящее время ежегодно в мире регистрируется около 25 тыс. электротравм.


Электрический ток оказывает на организм разностороннее действие: термическое, биологическое, электролитическое и механическое. Причиной смерти человека, пораженного электротоком, становится нарушение сердечной или дыхательной деятельности.


Статическое электричество, за исключением молний, как правило, непосредственной угрозы для жизни не представляет. Однако разряды статики могут стать причиной пожара, а также травм человека вследствие непроизвольного движения.


Ж) Ионизирующие излучения (ИИ) - потоки частиц и электромагнитных квантов, образующихся при радиоактивном распаде. Ионизирующими их называют потому, что при прохождении через какое-либо вещество или среду они вызывают ионизацию атомов или молекул.


Источники ИИ постоянно действуют на человека в условиях Земли. Это и космические излучения, и радиоактивные вещества, присутствующие во всех средах: земной коре и почве, атмосфере, воде. Однако действие ИИ в различных районах планеты неодинаково. Так, в гористой местности, как правило, уровень радиации выше, чем в равнинной. В городских условиях большую опасность представляет радиоактивный газ - радон, выделяющийся из земной коры, и скапливающийся в плохо проветриваемых помещениях.


Действие ИИ зависит от вида облучения (внешнее, внутреннее), его равномерности и дозы облучения. В целом выделяют три группы эффектов облучения: генетические (врожденные уродства, вызванные мутациями клеток половых желез под действием облучения), эмбриотоксические (пороки развития плода, связанные с облучением беременной женщины) и соматические (то есть изменения в органах и тканях). Последние разделяют на ранние, возникающие в скором времени после облучения (катаракта, лучевая болезнь, стерилизация, эпиляция), и поздние, проявляющиеся в отдаленные сроки жизни (опухоли).


З) Электромагнитные поля и излучения (ЭМИ)


К действию природных электромагнитных полей, в частности, геомагнитному, человек адаптировался в ходе эволюции. Проблема электромагнитного загрязнения планеты искусственными полями и излучениями в последнее время стоит очень остро. Их источниками являются высоковольтные линии электропередач, радио- и телестанции, бытовые и промышленные электрические приборы, мобильные телефоны и т.д.


Негативное воздействие ЭМИ проявляется в нарушении деятельности центральной нервной системы (раздражительность, бессонница, ухудшение памяти и внимания), ухудшении работы сердца и сосудов (аритмия, брадикардия или тахикардия, боли за грудиной, колебания артериального давления), эндокринных нарушениях (особенно щитовидной и половых желез), половых дисфункциях (бесплодие, невынашивание беременности, пороки внутриутробного развития), развитии катаракты.


И) Аномальная освещенность. Вредной считается не только недостаточная, но и избыточная освещенность рабочего места, наличие бликов. Это создает зрительный дискомфорт, а в ряде случаев, например, в заснеженных горах, может привести к развитию ожогов сетчатки.


К) Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения (УФ). Инфракрасное излучение испускает любой нагретый предмет или тело человека. Воспринимается оно как тепло, а следствием чрезмерного действия инфракрасного излучения являются ожоги.


Что касается УФ, в данном случае дело обстоит гораздо сложнее. С одной стороны, оно необходимо для нормального формирования и развития костей, положительного эмоционального фона. Недостаток УФ проявляется в виде рахита у детей или так называемой зимней депрессии у взрослых. С другой стороны, избыток УФ приводит к нежелательным явлениям: ожогам кожи, развитию фотоаллергии и опухолей кожи. Как известно, наиболее часто встречающейся опухолью у людей является мела-нома, а чрезмерное действие УФ способствует возникновению этой опасной патологии.


Таким образом, физические вредные и опасные факторы очень широко распространены в повседневной жизни людей и на производстве.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Среда обитания сельского и городского жителя, ее негативные факторы

2. Загрязнение атмосферы вредными веществами. Меры борьбы и средства защиты.

3. Последствия промышленных взрывов.

4. Доврачебная помощь при укусах животных, змей, ядовитых насекомых.

5. Состояние и особенности охраны труда и травматизма в отраслях сельскохозяйственного производства (животноводстве, пчеловодстве, растениеводстве).

6. Охарактеризуйте требования к спецодежде, спецобуви, другим средствам индивидуальной защиты. Применение их во время трудового процесса.

Список использованной литературы

1. Среда обитания сельского и городског о жителя, ее негативные факторы

Среда обитания, окружающая современного человека, включает в себя природную среду, искусственную среду, созданную человеком и социальную среду.

По мере роста промышленного производства выпускалось все больше разнообразных изделий и товаров, и вместе с тем резко возрастали загрязнения среды

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Под опасным принято понимать такой фактор, воздействие которого на человека в определенных условиях может привести к травме или другому резкому ухудшению здоровья, а под вредным - воздействие которого приводит к заболеванию или снижению работоспособности и является более опасным для человека.

По характеру воздействия вредные вещества делятся на:

* токсические - вызывающие отравление всего организма (окись углерода, циан, свинец, ртуть, мышьяк, бензол и др., а также их соединения);

* раздражающие - вызывающие раздражение дыхательного центра и слизистых оболочек (хлор, аммиак, ацетон, фтористый водород, циан, окислы азота и др.);

* сенсибилизирующие - вызывающие аллергические реакции (формальдегид, растворители и лаки на основе нитросоединений и т.п.);

* канцерогенные - вызывающие развитие раковых заболеваний (никель и его соединения, хром и его соединения, амины, асбест, бензоевая кислота и т.п.);

* мутагенные - вызывающие изменение наследственных признаков (свинец, марганец, стирол, радиоактивные вещества и т.п.);

* влияющие на репродуктивную функцию человека (ртуть, свинец, марганец, стирол, радиоактивные вещества и т.п.).

2. Загрязнени е атмосферы вредными веществами

Меры борьбы и средства защиты

Атмосфера -- это газообразная оболочка планеты, состоящая из смеси различных газов, водяных паров и пыли. Главными составными частями атмосферы являются азот, кислород, аргон, углекислый газ.

Загрязнение атмосферы имеет естественное и искусственное происхождение.

Среди естественных факторов выделяют:

а) внезапное загрязнение воздуха космической пылью и космическим излучением;

б) земное загрязнение атмосферы при извержении вулканов, выветривании горных пород, пыльных бурях, лесных пожаров, возникающих от ударов молний, выносе морских солей.

Искусственное загрязнение атмосферы разделяют на радиоактивное, электромагнитное, шумовое, дисперсное и газообразное, а также по отраслям промышленности и видам технологических процессов.

Сжигание ископаемого топлива (уголь, нефть) играет определяющую роль в загрязнении атмосферы. За счет газов антропогенного происхождения образуются кислотные осадки и смог. Кислотные осадки -- это серная и азотная кислоты, образующиеся при растворении в воде диоксидов серы и азота и выпадающие на поверхность земли вместе с дождем, туманом, снегом или пылью.

В атмосферном воздухе, в первую очередь в воздухе промышленных центров и городов, в результате сложных химических реакций смеси газов (главным образом окислов азота и углеводородов, содержащихся в выхлопных газах автомобилей), протекающих в нижних его слоях под действием солнечного света, образуются различные вещества, которые, накапливаясь, образуют ядовитый туман -- смог.

К основным загрязнителям атмосферы, которых по данным ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), ежегодно выделяется до 25 млрд т, относят:

Диоксид серы и частицы пыли -200 млн т/год;

Оксиды азота (NxOy)-60 млн т/год;

Оксиды углерода (СО иСО2)-8000 млн т/год;

Углеводороды (СхНу) -80 млн т/год.

Россия входит в Конвенцию по SO2 и участвует во всех процессах, способствующих снижению выбросов окислов серы в атмосферу.

Разработано большое число методов для улавливания двуокиси серы из отходящих дымовых газов. Весьма привлекательными оказались скрубберные установки, дающие отходы в виде продуктов, имеющих спрос на рынке: один из таких скрубберов производит серу высокой чистоты, другой - разбавленную серную кислоту.

Оксиды азота(Nx Oy). В природе оксиды азота образуются при лесных пожарах. Высокие концентрации оксидов азота в городах и окрестностях промышленных предприятий связаны с деятельностью человека.

Загрязняют атмосферу:

N2O - оксид азота 1 (веселящий газ), обладают наркотическими свойствами, используется при хирургических операциях;

NO - оксид азота 2, действует на нервную систему человека, вызывает паралич и судороги, связывает гемоглобин крови и вызывает кислородное голодание;

NO2 N2 O4 - оксиды азота V (N2O4 = 2NO2), при взаимодействии водой образуют азотную кислоту 4NO2+2H2O+O2 = 4HNO3. Вызывают поражение дыхательных путей и отек лёгких.

Оксид углерода 2(СО). Концентрация оксида углерода 2 в городском воздухе больше, чем любого другого загрязнителя. Однако поскольку этот газ не имеет не цвета, ни запаха, ни вкуса, наши органы чувств не в состоянии обнаружить его.

Самый крупный источник оксида углерода в городах - автотранспорт. В большинстве городов свыше 90% СО попадает в воздух вследствие неполного сгорания углерода в моторном топливе по реакции: 2С+ О2 = 2СО. Полное сгорание дает в качестве конечного продукта диоксид углерода: С+О2=СО2.

Для достижения установленного стандарта выхлопные газы смешиваются с воздухом в присутствии катализатора. Дальнейшее окисление оставшегося оксида углерода происходит в каталитическом преобразователе (платина - палладий).

Другой источник оксида углерода - табачный дым, с которым сталкиваются не только курильщики, но и их ближайшее окружение. Доказано, что курильщики поглощая вдвое больше оксида углерода по сравнению с некурящими.

СО2 (Оксид углерода 4) Влияние углекислого газа (СО2) связано с его способностью поглощать инфракрасное излучение в диапазоне длин волн от 700 до 1400 нм. Земля, как известно, получает практически всю свою энергию от Солнца в лучах видимого участка спектра (о 400 до 700 нм), отражает в виде длинноволнового ИК - излучения.

Пыль. Причины основных выбросов в атмосферу- это пыльные бури, эрозия почвы, вулканы, морские брызги. Около 15-20% общего количества пыли и аэрозолей в атмосфере дело рук человека: производство стройматериалов, дробление пород в горнодобывающей промышленности, производство цемента, строительство.

Физико-химические методы очистки атмосферы от газообразных загрязнителей.

Основное направление защиты воздушного бассейна от загрязнений вредными веществами - создание новой безотходной технологии с замкнутыми циклами производства и комплексным использованием сырья.

Многие действующие предприятия используют технологические процессы с открытыми циклами производства. В этом случае отходящие газы перед выбросом в атмосферу подвергаются очистке с помощью скрубберов, фильтров и т.д. Это дорогая технология, и только в редких случаях стоимость извлекаемых из отходящих газов веществ может покрыть расходы на строительство и эксплуатацию очистных сооружений.

Наиболее распространены при очистке газов адсорбционные, абсорбционные и каталитические методы. Санитарная очистка промышленных газов включает в себя очистку от СО2 , СО, оксидов азота, SO2, от взвешенных частиц.

Можно выделить несколько методов улавливания частиц пыли: гравитационное оседание; центрифугирование; электростатическое оседание; инерционное соударение; прямой захват; диффузия.

Все процессы очистки осуществляются с помощью специальных фильтров. Скрубберов и т.д.

3. П оследствия промышленных взрывов

Взрыв - это происходящее внезапно (стремительно, мгновенно) событие, при котором возникает кратковременный процесс превращения вещества с выделением большого количества энергии в ограниченном объеме.

Масштабы последствий взрывов зависят от их мощности детонационной и среды, в которой они происходят. Радиусы зон поражения могут доходить до нескольких километров. Различают три зоны действия взрыва.

Зона -1 действие детонационной волны. Для нее характерно интенсивное дробящее действие, в результате которого конструкции разрушаются на отдельные фрагменты, разлетающиеся с большими скоростями от центра взрыва.

Зона II -действие продуктов взрыва. В ней происходит полное разрушение зданий и сооружений под действием расширяющихся продуктов взрыва. На внешней границе этой зоны образующаяся ударная волна отрывается от продуктов взрыва и движется самостоятельно от центра взрыва. Исчерпав свою энергию, продукты взрыва, расширившись до плотности, соответствующей атмосферному давлению, не производят больше разрушительного действия.

Зона III -действие воздушной ударной волны. Эта зона включает три подзоны: III а - сильных разрушений, IIIб- средних разрушений, IIIв - слабых разрушений. На внешней границе зоны III ударная волна вырождается в звуковую, слышимую на значительных расстояниях.

4. Доврачебная помощь при укусах животных, змей, ядовитых насекомых

При оказании первой помощи пострадавшему от укуса животного не следует стремиться к немедленной остановке кровотечения, т.к. оно способствует удалению из раны слюны животного. Рану промывают мыльным раствором, кожу вокруг нее обрабатывают раствором антисептического средства (спиртовым раствором йода, раствором марганцовокислого калия, этиловым спиртом и др.), а затем накладывают стерильную повязку. Пострадавшего доставляют в травматологический пункт или другое лечебное учреждение. Вопрос о проведении прививок против бешенства решает врач.

При оказании помощи пострадавшему от укуса змеи категорически запрещаются следующие мероприятия:

* Прижигание места укуса.

* Обкалывание места укуса любыми препаратами.

* Разрезы места укуса.

* Перетягивание конечности жгутом (кроме укуса кобры).

* Употребление алкоголя в любых количествах.

При укусе змеи оказание первой медицинской помощи следует начинать с немедленного энергичного отсасывания содержимого ранок в течение 10-15 (20) минут (в первые 6 минут удаляется около 3/4 всего извлекаемого яда) с его отплевыванием, что позволяет удалить от 30 до 50% всего введенного в организм яда. Если ранки подсохли, их предварительно «открывают» надавливанием на складку кожи. Процедура отсасывания змеиного яда безопасна при отсутствии ранок во рту пострадавшего при самопомощи или во рту оказывающего помощь. Яд, попавший в желудок, обезвреживается желудочным соком!

Пораженная конечность должна оставаться неподвижной.

При обнаружении клеща нельзя его раздавливать или удалять с применением усилий. Необходимо наложить ватный тампон смоченный растительным маслом на клеща. В течение 20-30 минут клещ отпадает сам или легко удалится при незначительном потягивании. Ранку следует обработать йодом и срочно обратиться в лечебное учреждение для проведения профилактики клещевого энцефалита.

5. Состояние и особенности охраны труда и травматизма в отраслях сельскохозяйственного производств а (животноводстве, пчеловодстве, растениеводстве)

Анализ статистических данных показывает, что в агропромышленном комплексе (АПК) России нет отраслей, в которых показатель по травматизму с тяжелым исходом имел бы благоприятные тенденции. Наиболее тяжелое положение сложилось в растениеводстве, животноводстве, ремонте и техническом обслуживании машин. На две основные отрасли производства - растениеводство и животноводство приходится почти половина всех производственных травм. Каждая пятая травма с летальным и тяжелым исходом в АПК происходит при ремонте и техническом обслуживании машин.

В настоящее время существующая отраслевая система управления охраной труда в сельском хозяйстве лишена главного звена и фактически отсутствует (в новом Положении о Минсельхозе России исключен раздел об охране труда и, соответственно, исключена функция управления охраной труда, а также ликвидирован отдел охраны труда). Формально вопросы охраны труда отнесены к компетенции Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которое практически охраной труда в сельском хозяйстве не занимается.

Приоритетность, значимость вопросов охраны труда существенно снижены и подорваны. Понижен правовой статус органа, непосредственно занимающегося вопросами государственного управления охраной труда, хотя в Конституции, Трудовом кодексе России как в социальном государстве четко записаны положения об охране труда в нашей стране как на федеральном, так и на региональном уровнях органов исполнительной власти.

Подобные действия вышестоящих органов не способствуют обеспечению должного внимания к охране труда в регионах, на предприятиях, в хозяйствах АПК, повышению уровня безопасности и защищенности работников сельского хозяйства, в том числе работников на предприятиях ремонта и техсервиса МТП в АПК.

Сельскохозяйственный травматизм. Сюда относится совокупность факторов и условий, при которых возникают повреждения, связанные с сельскохозяйственными работами. Современное социалистическое земледелие, машинизация сельского хозяйства изменили характер сельскохозяйственного травматизма. Повреждения, полученные во время сельскохозяйственных работ, с одной стороны, совпадают с бытовыми травмами (падения, ушибы, раны, нанесенные домашними животными и т. д.), с другой -- в связи с механизацией труда в деревне эти повреждения приближаются по своему характеру к промышленным травмам. Однако здесь должны быть учтены особенности быта, метеорологические условия, нередко отражающиеся на количестве повреждений.

Особенностью этого вида травматизма является нередко наблюдаемое загрязнение ран землей, которое иногда осложняется инфекцией, в том числе анаэробной (столбняк).

Приближение врачебной помощи к населению, первичная обработка ран и ранняя госпитализация, несомненно, создают надлежащие условия для лечения пострадавших.

Следует отметить, что после Великой Отечественной войны сельскохозяйственный травматизм снизился по сравнению с довоенным. Это связано с широкой механизацией основных сельскохозяйственных работ и значительным улучшением техники безопасности (оградительные приспособления, соблюдение правил индивидуальной защиты).

Бытовой травматизм. Бытовой травматизм охватывает повреждения, получаемые в различных условиях бытовой обстановки (падение с высоты, во время уборки квартиры, ожоги во время приготовления пищи и т. п.). Многообразие моментов, лежащих в основе бытовой травмы, обусловливает и различную тяжесть повреждений, однако в своей массе этот вид травмы значительно легче уличной.

6. Охарактеризуйте требования к спецодежде, спецобуви, другим средствам индивидуальной защиты

Применение их во время трудового процесса.

Требования, предъявляемые к спецодежде, учитывают весь комплекс показателей качества Условно эти показатели можно разделить на специализированные (свои для каждой группы спецодежды) и общие (для всех групп). К специализированным свойствам относится теплопроводность, устойчивость к пыли, защита от кислот и т.п.

Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.011-87.

Спецодежду в зависимости от категории перерабатываемых грузов следует подвергать стирке, химчистке, обезвреживанию и другим видам санитарной обработки в соответствии с действующими нормами, утвержденными в установленном порядке.

Рабочие при получении спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты должны быть проинструктированы о порядке пользования этими средствами и ознакомлены с требованиями по уходу за ними.

При наличии опасности падения предметов сверху, работающие на местах производства погрузочно-разгрузочных работ должны носить защитные каски установленных образцов.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ следует использовать средства индивидуальной защиты в зависимости от вида груза и условий ведения работ.

Средства индивидуальной защиты должны соответствовать требованиям СТ СЭВ 1086-78 и стандартов СЭВ на средства защиты конкретных видов.

Интересно, что до середины XIX века во всем мире существовало единое представление о внешнем виде и стиле одежды для рабочих, едиными были и требования к спецодежде, которые, кстати, сохранились и до сего дня.

Что касается внешнего вида и стиля, то на протяжении веков спецодежда внешне практически не изменялась до того момента, пока не был придуман комбинезон, а после него - джинсы. Удобство (это одно из требований к спецодежде) в итоге привело к тому, что вещи, которые предназначались для рабочих, постепенно перекочевали в повседневный гардероб и даже со временем стали очень модными.

В наше время ассортимент спецодежды настолько расширился, что практически любой рабочий сможет подобрать для себя идеальную одежду для работы. Виды спецодежды, а также материал для нее и покрой, были продиктованы требованиями к ней. Так, например, халат для врача и для рабочего химической промышленности будут отличаться и покроем, и материалом (качество и свойства). Спецодежда подразделяется на множество видов: медицинская, рабочая, корпоративная, для работников сферы услуг, промоодежда и т.д.

Для пошива спецодежды используется различный материал и пропитки, которые придают ему нужные свойства. Требования к материалу различны, в зависимости от назначения рабочей одежды. Например, для пошива медицинской одежды (халаты, костюмы) необходима натуральная ткань, которая бы обладала высокой степенью гигроскопичности и кровоотталкивающими свойствами. Спецодеждасварщика должна быть пошита из брезента, сочетающегося с различного рода пропитками. Рабочая одежда для работников сферы услуг должна отлично отстирываться и также иметь отличные характеристики гигроскопичности и воздухопроницаемости.

Что же касается внешнего вида, то совершенно недавно стали уделять этому фактору надлежащее внимание. Дело в том, что внешний вид рабочей одежды в различной степени влияет на настроение/настрой рабочего, что в итоге сказывается и на производительности. Поэтому сегодня можно встретить спецодежду различных оттенков и покроя.

С помощью одежды вокруг тела создаётся искусственный микроклимат, в пододёжном пространстве поддерживаются ровная температура (28--32°С), невысокая относительная влажность (20--40%) и слабое движение воздуха. Одежда уменьшает теплопотери организма, сохраняя его энергетические ресурсы, защищает кожный покров от механических и химических повреждений, пыли, грязи, укусов насекомых и др. Основные гигиенические требования к спецодежде -- соответствие теплозащитной способности и воздухопроницаемости ее климатическим условиям, интенсивности мышечной работы, особенностям пола, состояния здоровья и т.п. Конструкция и покрой спецодежды должны обеспечивать максимальную свободу движений, отсутствие затруднений дыхания и кровообращения.

7. Задача

Определите необходимую площадь окон, если площадь пола 100м 2 , коэффициент естественной освещенности 2%, световая характеристика окон 20, коэффициент затенения противостоящим зданием 1, общий коэффициент светопропускания проема 0,3, коэффициент отражения света от стен и потолка 3. Как изменится рассчитываемая площадь, если коэффициент затенения уменьшится?

Решение По расчетам из данной формулы получается, что необходимая площадь окон равна 0,444 , рассчитанная площадь уменьшится, если коэффициент затенения уменьшить.

Список использованной литературы

1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. М.: Высшая школа 2000

2. Беляков Т.И. Охрана труда.-М.: «Колос», 1995

3. Шлендер П.Э. Безопасность жизнедеятельности. -М.: 2008

Подобные документы

    Внешний вид ядовитых змей Приморья: уссурийский и каменистый щитомордники, сахалинская гадюка. Токсикология яда гадюковых и клиническая картина поражения. Первая помощь при укусе змеи. Ядовитые медузы Приморья, среда их обитания, токсикология яда.

    презентация , добавлен 09.03.2017

    Принципы, методы, средства обеспечения безопасности. Эволюция среды обитания под воздействием деятельности человека. Загрязнение почвы, гидро- и атмосферы и средства их защиты. Техногенные опасности и их воздействие на человека. Организация охраны труда.

    курс лекций , добавлен 19.12.2012

    Техника безопасности и охрана труда. Виды воздействия электрического тока на организм человека. Виды инструктажей, порядок их проведения. Первая доврачебная помощь при термических, химических, электрических ожогах. Горение; пожаровзрывоопасные вещества.

    контрольная работа , добавлен 27.12.2008

    Перспектива развития науки о безопасности жизнедеятельности. Охрана атмосферного воздуха. Ответственность за нарушение требований охраны труда. Средства защиты атмосферы. Теоретические основы БЖД в системе "человек - среда обитания – машина - ЧС".

    контрольная работа , добавлен 02.02.2011

    Состав атмосферы, гидросферы и литосферы, источники их загрязнения. Негативные воздействия техносферы на окружающую среду. Факторы влияния на производительность труда. Факторы опасности химического, биологического и психофизиологического происхождения.

    контрольная работа , добавлен 07.03.2011

    Среда обитания и жизнедеятельности человека. Факторы, воздействующие на человека в процессе его жизнедеятельности. Техногенные опасности в зоне действия технических систем. Классификация основных форм деятельности человека. Допустимые условия труда.

    реферат , добавлен 23.02.2009

    Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания. Вредные вещества и их действие на человека. Загрязнение атмосферы. Воздействие вибраций и акустических колебаний на человека. Действие ионизирующих излучений на организм человека.

    реферат , добавлен 06.11.2005

    Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду. Основы физиологии, гигиены труда и производственной санитарии. Основы техники безопасности. Охрана труда в отрасли. Запыленность атмосферы и профессиональные заболевания.

    реферат , добавлен 10.11.2003

    Порядок выдачи, хранения, ремонта спецодежды и спецобуви. Действие электрического тока на организм человека и животных. Меры безопасности при эксплуатации зерноочистительных машин и зерносушилок. Виды и содержание инструктажей и обучения по охране труда.

    контрольная работа , добавлен 07.03.2014

    Влияние среды обитания и окружающей природной среды на жизнедеятельность человека. Основы физиологии труда. Воздействие на человека опасных и вредных факторов среды. Основы техники безопасности. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности.



Просмотров