Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека гласит. Аксиомы и потенциальной опасности технических систем

1. Аксиома о потенциальной опасности деятельности.

Весь жизненный опыт человека показывает, что любой вид деятельности, будучи полезен для его существования, одновременно может быть источником негативных воздействий. Потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла как в бытовой, так и в производственной сферах. Любая деятельность потенциально опасна. Это утверждение называют аксиомой о потенциальной опасности деятельности. Из аксиомы следуют:

А) ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность (нулевой риск).

Б) невозможно разработать абсолютно безопасную технику.

Опасности, создаваемые человеком, имеют два важных для практики качества:

Потенциальный характер опасностей, т.е. опасности м.б., но не приносить вреда, они могут проявляться при определенных, зачастую трудно предсказуемых условиях.

Ограниченная зона влияния (зона действия опасности).
^ 2. Классификация опасностей. Классы опасностей:

Опасности бывают реальные и потенциальные (скрытые). Чтобы потенциальная опасность реализовалась, нужны соответствующие условия, которые называются причинами.

Причины - это совокупность обстоятельств, при которых опасности про

являются и вызывают нежелательные последствия. Триада "опасность - причины - нежелательные последствия" - это логиче

ский процесс развития потенциальной опасности в реальное последствие. Поиск и устранение причин лежит в основе профилактики проявления опасности, а следовательно и в предотвращении несчастных случаев.


1. По происхождению

Естественные (природные) - землетрясения

Технические (движущиеся части машин)

Антропогенные (результат деятельности)

Экологические (загрязнения биосферы)

Смешанные.

2. По локализации (в литосфере, гидросфере, космосе, атмосфере)

3.По виду источника

Физические (различные излучения, высокая температура воздуха, движущиеся части и предметы);

Химические (химические вещества)

Биологические (бактерии, микробы)

Психофизиологические (эпилепсия, лунатизм)

4. По времени проявления последствий:

Мгновенные (действующие сразу)

Отложенные (действующие с запаздыванием)


5. По способу проявления последствий

Детерминированные - стохастические

6. По вызываемым последствиям (травмы, смерть)

7. По виду ущерба:

Технический,

Экономический,

Экологический,

Социальный.

Комбинированный

8. Сферы проявления (бытовая, производственная, ДТП, спортивная)

9. По структуре (строению): (простые, сложные)

10. По характеру воздействия:

Активные (воздействуют сами)

Пассивные (колющие, режущие; неровности, уклоны).

^ 3. Классификация оборудования по степени опасности (критичности)

I- безопасный. Состояние, связанное с ошибками персонала, конструктивными недостатками, которые не приводят к существенным нарушениям, не вызывает повреждений оборудования и несчастных случаев.

II- граничный. Состояние, приводящее к нарушению работы оборудова

ния, которое может быть взято под контроль, без повреждения оборудования и несчастных случаев.

III- критический. Состояние, приводящее к нарушениям в работе оборудования, его повреждению, появлению опасной ситуации, требующей немедленного спасения персонала.

IV- катастрофический. Состояние, приводящее к утере оборудования, ги

бели людей или массовому травматизму. При прогнозировании и моделировании условий возникновения опасных ситуаций в первую очередь необходимо проводить анализ опасностей IV класса.
^ 4. Методы обеспечения безопасности

Для раскрытия применяемых на практике методов введем:

Гомосфера - пространство (рабочая зона), где находится человек в про

цессе рассматриваемой деятельности. Ноксосфера - пространство, в котором постоянно существуют или пе

риодически возникают опасности.

Метод А состоит в пространственном и (или) временном разделении гомосферы и ноксосферы. Совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо с позиции безопасности. Реализация осуществляется автоматизацией, средствами дис

танционного управления.

Метод Б состоит в нормализации ноксосферы путем исключения или в значительном снижении опасностей. Реализуется через совокупность меро

приятий, защищающих человека от пыли, шума, излучений.

Метод В повышение адаптации человека к среде - осуществляется при помощи СИЗ, профотбора, обучения. В реальных условиях используется комбинация этих методов.

^ Средства обеспечения безопасности

Средства коллективной защиты - вентиляция, заземление, зануление ограждения.

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) - специальная одежда, противогазы, беруши, каски.

Повышение надежности систем. Под надежностью понимается свойство системы выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных показателей.

Показатели надежности: а) среднее время безотказной работы; б) вероят

ность безотказной работы; в) интенсивность отказов. Показатели ремонтопри

годности: вероятность восстановления; среднее время восстановления; интенсивность восстановления.
^ 5. Концепция приемлемого (допустимого) риска. Понятие риска

Риск – это количественная характеристика действия опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека.

R-риск (1/год), n- число неблагоприятных проявлений опасности за определенный промежуток времени (год), N- возможное число проявлений опасности за тот же период

^ Виды риска : А) Индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует реализацию опасности определенного вида деятельности для конкретного индивидуума. Коэффициент частоты несчастных случаев.

Кч = Т*1000/Р, Т – количество несчастных случаев (травм), произошедших за определенный период времени. Р – среднесписочное число трудящихся за тот же период.

Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного человека.

Групповой, или социальный, риск представляет собой зависимость между частотой происшествий (аварий, катастроф) и числом пострадавших в них людей.

Б) Различают также прямой и косвенный риск.

Прямой риск связан с непосредственным действием на человека той или иной опасности, например подвижных частей оборудования. Загрязняя ОС отходами своей деятельности, человек подвергает себя косвенному риску, поскольку измененная человеком среда может, в конечном счете, стать непригодной для его существования в ней.

^ Концепция приемлемого риска . В современных условиях от тезиса абсолютной безопасности перешли к концепции допустимого (приемлемого) риска, суть которой в стремлении к такой опасности, которую примет общество в данный период времени.


Σриск имеет min при определённом соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. В настоящее время принято считать, что действие техногенных опасностей (технический риск) должно находиться в пределах 10 -7 – 10 -6 (1/год). Максимально приемлемым уровнем индивид. риска гибели 10 -6 в год. Приемлемый риск обычно на 2 - 3 порядка строже фактического.

Помимо коллективной приемлемости существует также и индивидуальная приемлемость, установленная для себя сознательно или неосознанно, это баланс между риском и выгодой.
^ 6. Мотивированный и немотивированный риск

В случае производственных аварий, пожаров в целях спасения людей приходится идти на риск, превышающий приемлемый - риск считается обоснованным (мотивированным).

Немотивированный (необоснованный) риск - превышающий приемлемый и возникающий в результате нежелания работников на производстве соблюдать требования безопасности, использовать средства защиты. Это приводит к травмам и формирует предпосылки аварий на производстве.

^ Пути управления риском. Управление риском осуществляется по направлениям:

Обучение персонала и профотбор

Психологическая подготовка персонала

Совершенствование технических систем

Экономическое стимулирование

Управление режимами труда и отдыха

Использование СИЗ и коллективной защиты

Воспитание культуры безопасного поведения.

Организация контроля

Материально - техническое обеспечение

Прогнозирование и организация управления ЧС.

В первых 9 случаях средства расходуются на снижение вероятности аварии, в последнем – на уменьшении ее масштабов.

Можно сильней снизить риск для населения, если больше уделять внимания действиям в случае аварии, чем техническим средствам ее предотвращения, которые: все равно не дают абсолютных гарантий и имеют Rкосвенный.

Дополним эконом методами: страхование, денежная компенсация ущерба, платежи за риск. В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска.
^ 7. Методические подходы к изучению риска.

1. Инженерный – опирается на статистику поломок и аварий, на вероятностный анализ безопасности с использование графо-аналитических методов, расчета деревьев событий и деревьев отказов.

С помощью первых предсказывают, во что может развиться тот или иной отказ техники. Графически представлять возможные сценарии развития, начиная от исходного события – отказа того или иного элемента системы. В этом случае используется прямая (индуктивная) логика от частного к общему. Во втором случае проводится анализ того, какие исходные события могут привести к венчающему событию.

Когда деревья построены, рассчитываются вероятности реализации каждого из сценариев (каждой ветви), а затем – общая вероятность аварии на объекте.

2. Модельный – построение моделей воздействия вредных факторов на человека и ОС. Эти модели могут описывать как последствия обычной работы предприятия, так и ущерб от аварий на них.

3. Экспертный – вероятности различных событий, связи между ними и последствия аварий определяют не вычислениями, а опросом опытных экспертов. Эффективен, когда для двух первых способов мало данных.

4. Социологический – исследуется отношение населения к разным видам риска (опрос).
^ 8. Построение дерева причин и опасностей

Причины и опасности образуют цепные структуры или системы. Графическое изображение таких зависимостей напо

минает ветвящееся дерево. Для построения и анализа деревьев используют символы событий (логи

ческие символы) и логические операции.

Операция (или вентиль) "И" указывает, что для того, чтобы произошло событие А, должны произойти оба события: Б и В. Операция "ИЛИ" указывает, что для того, чтобы произошло событие Г, должно произойти одно из событий: Д или Е.

Вероятность событий А или Г рассчитывается по формулам: Р(А)=Р(Б)*Р(В)

Р (Г)=Р(Д)+Р(Е)+Р(Д)*Р(Е), где Р(А) - вероятность события А.

1 - символ события; 2 - И; 3 - ИЛИ; 4,5 -символы, обозначающие исходные события, обеспеченные (достаточными) данными; 6 - домик, событие, которое может случиться или не случиться

^ 9. Методы анализа безопасности

Анализ безопасности осуществляется априорно или апостериорно, т. е. до или после нежелательного события. При апостериорном анализе рассматриваются такие нежелательные события, которые являются потенциально возможными для данной системы и пытаются составить набор различных ситуаций, приводящих к их появлению.

Априорный анализ особенно эффективен, когда анализируются системы или оборудование, у которых есть аналоги, т. е. продолжительный опыт экс

плуатации аналогичных систем и механизмов. При анализе сложных систем, новой техники (отсутствии опыта эксплуатации) используют апостериорный анализ - определяют при

чину после свершившегося события.
^ 10. Последовательность изучения опасностей. Изучение опасностей в 3 стадии.

Стадия 1 - предварительный анализ опасностей, разбита на 3 этапа.

а) выявление источников опасностей (утечки, коррозия)

б) определение конкретных частей системы, которые могут вызвать эти
опасности (ёмкости, трубопроводы)

в) введение ограничения на анализ (исключаем землетрясения).

Стадия 2 - выявления последовательности опасных ситуаций, построение деревьев причин и опасностей. Стадия 3 - анализ последствий аварии (отравление людей). В последующем, исходя из сопоставления затрат и выгод, разрабатывают

ся и внедряются мероприятия по предотвращению аварий.

^ 11. Рефлекторный характер деятельности человека

Деятельность нервной системы носит рефлекторный (отражательный) характер.

Рефлекс - это цепь событий, включающая передачу сигнала с помощью нервной системы от какого-либо органа чувств, с развитием ответной автоматической реакции. Путь, по которому проходит нервное возбуждение при внешнем раздражении называется рефлекторной дугой и состоит из следующих этапов.

1. Передача вызванного раздражителем возбуждения в центр - спинной и головной мозг. Эта часть рефлекса называется чувствительной, афферентной.

2. Центральная (мозговая) часть, где происходит передача возбуждения от клетки чувствительного нерва к клетке двигательного нерва.

3. Передача нервного возбуждения в мышцы или в желёзы. Эта часть рефлекса называется двигательной, эфферентной.

Все рефлексы на две группы: безусловные и условные. Безусловными рефлексами называются врожденные рефлексы, осуществляющиеся отделами нервной системы, лежащими ниже коры головного мозга.

В течение жизни организма (с накоплением жизненного опыта) постоянно возникают новые изменчивые формы реагирования - условные рефлексы. Они формируются и осуществляются у высших животных корой головного мозга. При образовании условных рефлексов раздражитель, который ранее был безразличен для организма, становится сигналом другого раздражителя, имеющего для организма прямое жизненное значение. Безразличный до этого (индифферентный) раздражитель приобретает тем самым новую сигнальную функцию.
^ 12. Анализаторы человека. Строение.

Анализатор человека - подсистема ЦНС, обеспечивающая приём и первичный анализ информации. В составе каждого анализатора 3 отдела:

1) периферический, состоящий из рецепторов и специальных образований, способствующих работе рецепторов (органы чувств - слуха, зрения).

2) проводниковый - проводящие пути и подкорковые нервные центры

3) корковый - области коры больших полушарий, воспринимающие информацию от соответствующих рецепторов.

Необходимо отметить, что все части анализатора действуют как единое целое. Нарушение одной из них вызывает нарушение функции всего анализатора. Основной функцией анализаторов Павлов считал разложение сложностей внешнего и внутреннего мира на отдельные элементы и их анализ.

Выделяют рецепторы: внешние (зрительный, слуховой, тактильный, болевой, t, обонятельный, вкусовой) и внутренние (давления, кинетический, вестибулярный).
^ 13. Основные характеристики анализатора

1. Нижний порог чувствительности - min величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение (Jo). Сигналы, интенсивность которых меньше Jo, человеком не ощущаются. Верхний порог - max величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор (Jmax). Интервал между Jo и Jmax носит название диапазона чувствительности.

2. Дифференциальный, разностный порог - наименьшая величина различий между раздражителями (ΔJ), когда они еще ощущаются как различные.

Величина ΔJ ~ интенсивности сигнала J; ΔJ/J = К - закон Вебера. Для зрительного анализатора К = 0,01, для слухового К = 0,1.

3. Оперативный порог различимости сигналов - та величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают max. Оперативный порог в 10-15 раз выше дифференциального порога.

4. Интенсивность ощущения (Е) прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя J (закон Вебера-Фехнера ) Е = klogJ + с. k и с характеристики отдельного индивида и определяют его меру чувствительности

5. Для каждого анализатора характерна min длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений.

Латентный период реакции - промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. После окончания воздействия раздражителя ощущения исчезают

не сразу, а постепенно, т.е. характерна инерция восприятия (инерция зрения = 0,1 - 0,2 сек). Поэтому время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами должны быть не меньше времени сохранения ощущений, равного 0,2-0,5 сек. В противном случае будет замедляться скорость и точность реагирования, поскольку во время прихода нового сигнала еще будет оставаться образ предыдущего сигнала.

В вопросах зашиты от опасностей большое значение имеет время реакции организма на раздражители. Для различных людей и разных анализаторов время реакции на раздражители не одинаково, поэтому при решении задач в области безопасности труда обычно учитывают среднее время реакции.

6. Пространственный порог определяется min размером едва ощутимого раздражителя. Они специфичны для каждого анализатора.

7. Адаптация (привыкание) и сенсибилизация ( чувствительности). Характеризуются временем и присущи каждому типу анализаторов.

Важная особенность анализаторов - парность одноимённых органов чувств (два глаза)→ обеспечивается высокая надёжность работы анализаторов.

Анализаторы отличаются высокой чувствительностью. Наилучшая чувствительность в области средней интенсивности раздражителя.
^ 14. Зрительный анализатор

При обеспечении безопасности необходимо учитывать время, требуемое для адаптации глаза. Приспособление зрительного анализатора к большей освещённости называется световой адаптацией. Она требует от 1-2 до 8-10 минут. Приспособление глаза к плохой освещённости (расширение зрачка и повышение чувствительности) называется темповой адаптацией и требует от 40 до 80 минут.

В период адаптации глаз деятельность человека связана с определённой опасностью. Чтобы исключить необходимость адаптации или уменьшить её влияние, в производственных условиях не разрешается использовать только одно местное освещение. Необходимо применять меры для защиты человека от слепящего действия источников света и различных блестящих поверхностей, устраивать тамбуры при переходе из тёмного помещения (например, в фотолабораториях) в нормально освещённое.

Зрение характеризуется остротой, то есть минимальным углом, под которым две точки ещё видны как раздельные. Острота зрения зависит от освещённости, контрастности и других факторов. Размеры предметов выражаются в угловых величинах, которые связаны с линейными размерами по формуле tgα/2 = h/2L, α - угловой размер объекта, h - линейный размер, L - расстояние от глаза до объекта.

У людей с нормальным зрением пространственный порог остроты зрения равен 1 угл.мин, минимально допустимые размеры элементов отображения, предъявляемые человеку, должны быть на уровне оперативного порога и составлять не менее 15 угловых минут. Однако это справедливо только для предметов простой формы. Для сложных предметов, опознание которых ведется по внешним и внутренним признакам, оптимальные условия будут в том случае, если их размеры составляют не менее 30-40. Объем зрительного восприятия - число объектов, которые может охватить человек в течение одной зрительной фиксации (один взгляда) - при предъявлении не связанных между собой объектов объем восприятия составляет 4-8 элементов.

Стробоскопический эффект - зрительная иллюзия, возникающая в случаях, когда наблюдение какого-либо предмета или картины осуществляется не непрерывно, а в течение отдельных периодически следующих один за другим интервалов времени. Стробоскопический эффект может быть опасным.

С позиции безопасности должны учитываться все отклонения от нормы в восприятии цвета. К этим отклонениям относятся: цветовая слепота, дальтонизм и куриная слепота. Цвета оказывают на человека различное психофизиологическое воздействие, что необходимо учитывать при обеспечении безопасности и в технической эстетике.

^ 15. Слуховой анализатор и вибрационная чувствительность

Ухо по своему строению делится на три части: наружное, среднее и внутреннее, и выполняет две функции: восприятие звуков и сохранение равновесия тела. Ушная раковина способствует улавливанию и определению направления звуков. Барабанная перепонка имеет толщину около 0,1 мм. Под влиянием звукового давления перепонка колеблется. За перепонкой находится среднее ухо и далее внутреннее ухо, заполненное особой жидкостью, с двумя органами - органом слуха и вестибулярным аппаратом.

Механические колебания создают слуховое восприятие, когда их частота лежит в области 16 – 20 000 Гц.

Звуковое давление - разность м/у мгновенным значением давления в данной точке пространства, где распространяется звук и средним значением давления в невозмущенной среде. Органом слуха воспринимается среднеквадратичная величина звукового P за T осреднения 30-100 мс.

При распространении звука происходит перенос энергии. Энергетической характеристикой звука является интенсивность (мощность звука).Поток энергии, приходящийся на единичную площадку в направлении, нормальном к распространению звуковой волны. [Вт/м 2 ].

J – интенсивность звука (дБ), - среднеквадратичное звуковое давление, ρ – плотность среды, в которой распространяется звук, с – скорость звука в этой среде.

Пороги восприятия звука: подпороговые звуки, 0дБ –порог ощущения, 140дБ-болевой порог, травмирующие звуки.

Важная особенность слуха - бинауральный эффект - возможность определения направления звука. У людей, глухих на одно ухо, бинауральный эффект отсутствует. Бинауральный эффект мало помогает при поступлении звука сверху.

Вредное влияние вибраций на человека заключается в их локальном раздражающем и повреждающем воздействии на ткани и содержащиеся в них рецепторы. Поскольку эти рецепторы связаны с ЦНС, их рефлекторное действие оказывает влияние на различные системы организма.

При НЧ механических колебаний (до 10 Гц), вибрации охватывают весь организм независимо от расположения их источника. Систематическое воздействие НЧ вибраций обычно поражает мышцы человека. При воздействии ВЧ вибраций зона их распространения ограничивается местом контакта, что вызывает изменения в стенках кровеносных сосудов и приводит к нарушению сосудистой системы.

Воздействие общей вибрации с частотой от 4-5 до 8-12 Гц связано с явлением резонанса (увеличением амплитуды колебаний отдельных органов тела человека), поэтому воздействие этих частот имеет наиболее негативные последствия. Вибрации воздействуют на сенсорную систему.

Интенсивная вибрация при продолжительном воздействии приводит к серьёзным изменениям деятельности всех систем организма и, при определённых условиях, может вызвать тяжёлое заболевание - виброболезнь.

Вибрация ощущается в диапазоне частот от 1 до 10 000 Гц. Наиболее высокая чувствительность к частотам от 200 до 250 Гц.
^ 16. Психология безопасности деятельности

Проблемы безопасности труда и травматизма невозможно решить только инженерными методами. Практика свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма часто лежат не инженерно-конструкторские ошибки, а организационно-психологические причины.

Структура психической деятельности человека: психические процессы (память, внимание, восприятие, мышление), свойства (х-р, темперамент) и состояния.

Психические состояния. Среди психологических факторов, влияющих на безопасность деятельности выделяют факторы устойчиво (о собенности темперамента,

неудовлетворенность данным видом деятельности, проф непригодность) и временно (неопытность, неосторожность, утомление) повышающие индивидуальную подверженность опасности.
^ 17. Закон Йеркса-Додсона

В процессе деятельности реакция организма на внешние воздействия не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности. При этом возникает состояние психической напряженности, которое канадский физиолог Ганс Селье назвал стрессом.

Стресс является необходимой и полезной реакцией организма на увеличение общей внешней нагрузки. Он характеризуется рядом психологических сдвигов в организме, способствующих повышению его возможностей. Йеркс и Додсон показали, что по мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием (мобилизующий эффект стресса), а затем начинают падать. Закон Йеркса-Додсона, связывающий активацию нервной системы (А) с продуктивностью действий (W).
В первом случае активация ведет к продуктивности, во втором случае – к ↓. Эта зависимость - инвертированной v-образной кривой.
^ 18. Работоспособность и ее динамика

Работоспособность проявляется в поддержании заданного уровня деятельности в течение определенного времени. Предел работоспособности – величина переменная. Изменение ее во времени называют динамикой работоспособности.

Вначале рабочего дня человеку необходимо время, чтобы войти в работу, мобилизовать свой организм. Фаза I – фаза мобилизации организма. Субъективно выражается в обдумывании предстоящей работы, вызывает определенные сдвиги в нервно-мышечной системе, соответствующие характеру предстоящей нагрузки.

Фаза II – фаза первичной реакции на которой может следовать кратковременное незначительное снижение почти всех показателей функционального состояния.

Фаза III – фаза гиперкомпенсации – это фаза врабатывания или стадия нарастающей трудоспособности, т.е. период, в течение которого совершается переход от состояния покоя к рабочему, налаживается координация между участвующими в деятельности системами организма.

Фаза IV – фаза максимальной эффективности, длится от 2 до 3 часов в зависимости от тяжести труда. Пик работоспособности бывает между 2 и 3 часами работы.

Фаза V – Фаза субкомпенсации – В этот период нарастает утомление, которое компенсируется за счет нагрузки на внутренние органы.

Фаза VI – фаза декомпенсации, появляются ошибки в работе, функциональные нарушения и утомление.

Фаза VII – фаза срыва. Происходит динамическое рассогласование организма и внешних условий, появляются ошибки и выполняются неверные действия.

Введение пауз и перерывов в работе радикально меняет кривую работоспособности, существенно удлиняя период устойчивой эффективной работы.

Эмоциональное напряжение организма приводит к чрезмерным формам психического состояния, которые называют дистрессом или запредельными формами. Запредельные формы психического напряжения вызывают нарушения нормального психического состояния человека: снижается скорость реакций, нарушается координация движений, могут появляться негативные формы поведения и другие отрицательные явления.

В экстремальных условиях у человека состояние эмоционального напряжения может проявляться в следующих формах поведения.

^ Напряженный тип поведения – проявляется в скованности, импульсивности и напряженности выполнения рабочих функций. Поддается исправлению в процессе специально организованного обучения, направленного на формирование навыков. При этом трудовая деятельность приобретает свойство стабильности, надежности и помехоустойчивости.

Уклонение человека от выполнения своих функций. Под действием страха оператор начинает действовать по привычному шаблону, однако не адекватному сложившейся ситуации. Этот тип поведения в экстремальных условиях называют трусливым. Этот тип поведения может быть улучшен путем воспитательных действий, помогающих преодолеть эмоции страха.

Тормозной тип эмоционального поведения характеризуется полной заторможенностью действий человека при необычных и ответственных ситуациях.

Наиболее яркой и опасной формой проявления эмоциональной неустойчивости человека являются аффективные срывы деятельности, в результате чего он начинает действовать агрессивно, бессмысленно бесконтрольно, что усугубляет состояние управляемой им системы, ускоряя наступление катастроф и аварий. Это агрессивно-бесконтрольный тип поведения. Пока не найдены эффективные средства психологического воздейстивя на представителей такого типа поведения. Поэтому лучшим путем повышения надежности систем управления является своевременный отсев таких лиц.

Существует категория людей, которые при наличии надлежащей мотивации, находясь в экстремальных условиях, значительно улучшают показатели своей работы. Такой тип поведения называется прогрессивным.
^ 20. Основные психологические причины травматизма

Причинами травм могут являться нарушения правил и инструкций по технике безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, неспособность их выполнить. В основе травматизма лежать психологические причины. Психологические причины возникновения опасных ситуаций можно подразделить на несколько типов:

1. Нарушение мотивационной части проявляется в нежелании действия, обеспечивающего безопасность. Эти нарушения возникают, если человек недооценивает опасность, склонен к риску, критически относится к техническим рекомендациям. Причины этих действий действуют в течение длительного времени или постоянно, если не принять специальных мер для их устранения. Но могут носить и временный характер, связанный с состоянием алкогольного опьянения или депрессии.

2. Нарушение ориентировочной части проявляется в незнании норм и способов обеспечения безопасности, правил эксплуатации.

3. Нарушение исполнительской части действий человека возникает из-за несоответствия психофизических возможностей человека (плохое зрение) требованиям данной работы.
^ 21. Эргономические основы БЖД

Эргономика – это научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности в современном производстве. Объект исследования эргономики – система «человек – машина – производственная среда». В трудовом процессе все компоненты этой системы находятся в тесной взаимосвязи, и чтобы она функционировала

эффективно и не приносила ущерба здоровью человека, необходимо обеспечить совместимость характеристик среды и человека.

^ Антропометрическая совместимость - предполагает учет размеров тела человека, возможности обзора внешнего пространства, положения (позы) оператора в процессе работы. Сложность обеспечения этой совместимости заключается в том, что антропометрические показатели у людей разные.

^ Биофизическая совместимость - подразумевает создание такой окружающей среды, которая обеспечивает приемлемую работоспособность и нормальное физическое состояние человека. Биофизическая совместимость учитывает требования к микроклимату производственных помещений, виброакустическим характеристикам, освещенности, электромагнитным излучениям и другим физическим параметрам.

^ Энергетическая совместимость - предусматривает согласование органов управления машиной с оптимальными возможностями человека в отношении прилагаемых усилий, затрачиваемой мощности, скорости и точности движений, то есть соответствия управляющего воздействия на оборудование биомеханическим возможностям человека.

^ Информационная совместимость – Информационная совместимость предполагает соответствие информационной модели психофизиологическим возможностям человека: учет скорости двигательных (моторных) операций человека и его сенсорных реакций на различные виды раздражителей (световые, звуковые и др.) при выборе скорости работы машины и подачи сигналов.

^ Технико-эстетическая совместимость - заключается в обеспечении удовлетворенности человека процессом труда, общением с техникой, цветовым климатом. Поэтому для решения многочисленных технологических задач эргономика привлекает художников-конструкторов, дизайнеров.

Экзаменационные вопросы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

1. Аксиома «О потенциальной опасности».

2. Безопасность быта и потребительских услуг.

3. Важнейшие международные документы в сфере охраны окружающей природной среды и безопасности человечества.

4. Всемирная программа действий «Повестка дня на 21 век».

5. государственное управление в чрезвычайных ситуациях.

6. Затраты на охрану окружающей среды и защитные мероприятия по безопасности труда.

7. Использование защитных сооружений и организация работ по обезвреживанию техники, местности, дезактивизации и обработке людей.

8. Классификация и основы применения экобно-защитной техники.

9. Классификация негативных факторов: естественные, антропогенные, физические и др.

10. Классификация основных форм деятельности человека.

11. Классификация способов обеспечения экономической безопасности.

12. Классификация чрезвычайных ситуаций: техногенные, природные, экологические и др.

13. Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

14. Критерии оценки деятельности оператора и стимулирование безопасности деятельности.

15. Медицинское обеспечение и помощь в чрезвычайных ситуациях.

16. Международные организации, занимающие вопросами безопасности жизнедеятельности.

17. Методы оценки тяжести труда.

18. Мониторинг окружающей среды.

19. Надежность человека как звена технологической системы.

20. Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды.

21. Нормативные показатели безопасности.

22. Общие требования безопасности технических средств и технических процессов.

23. Объект и предмет экономической безопасности.

24. Определение допустимой продолжительности пребывания людей в зараженной местности.

25. Организация государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

26. Организация гражданской обороны на объектах экономики.

27. Основные внутренние и внешние угрозы экономической безопасности.

28. Основные законодательные акты обеспечения безопасности жизнедеятельности.

29. Основные направления международного сотрудничества в области безопасности жизнедеятельности.

30. Основные направления обеспечения безопасности в организации, обществе.

31. Основные предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций.

32. Основы обеспечения безопасности по факторам вредности.

33. Основы пути снижения утомления.

34. Особенности структурно-функциональной организации человека.

35. Оценка обстановки при чрезвычайных ситуаций.

36. Подзаконные акты по охране труда и нормативно-техническая документация.

37. Показатели оценки негативного воздействия.

38. Понятие и ее задачи.

39. Постоянно действующие органы управления системой чрезвычайных ситуаций на региональном и территориальном уровне.

40. Постоянно действующие органы управления системой чрезвычайных ситуаций на федеральном и объективном уровнях.

41. Постоянно действующие органы управления системой чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне.

42. Правовые и организационные основы расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, пожаров, катастроф и стихийных бедствий.

43. Причины аварий и катастроф н объекты экономики.

44. Прогнозирование аварий и катастроф.

45. Профессиональная подготовка, инструктаж и обучение операторов технических систем правилами безопасности и экологичности.

46. Психофизиологическая деятельность человека и его роль в проблеме безопасности.

47. Разработка мер по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

48. Решение социальных проблем безопасности.

49. Система «человек-среда обитания»: бытовая, производственная, городская, природная среда.

50. Система стандартов «Охрана природы» и правила контроля состояния окружающей среды.

51. Система стандартов безопасности труда.

52. Система управления охраной труда на объектах экономики.

53. Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

54. Функциональная характеристика человека и ее роль во взаимодействии с внешней средой.

55. Характеристика нервной системы человека.

56. Целевые и комплексные проверки готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.

57. Экологическая экспертиза техники, технологии, материалов. Этапы экологической экспертизы.

58. Экономические последствия и материальные затраты по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

59. Экспертиза безопасности оборудования и технических процессов, порядок проведения.

60. Этапы формирования оптимального взаимодействия человека со средой обитания.

1.Аксиома «о потенциальной опасности».

Анализ деятельности и жизни людей даёт основание для утверждения, известного как «Аксиома о потенциальной опасности». Она подразумевает что любая деятельность потенциальна опасна. Потенциальная опасность – воздействие на человека негативных или несовместимых с жизнью факторов. Негативные факторы делятся на естественные (природные), антропогенные (вызванные деятельностью человека), физические (движущиеся машины и механизмы, неустойчивые конструкции, острые и падающие предметы, повышение и понижение температуры, повышенная запыленность, загрязненность, уровень шума и акустических колебаний и т. д.), химические (промышленные яды, ядохимикаты с/х и быта, боевые отравляющие вещества), биологические (бактерии, вирусы, микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности) – возникает в результате аварий на биотехнических предприятиях очистных сооружений недостаточной остатки стоков, психофизиологические (особенности характера и организации труда, параметры рабочего места и оборудования), травмирующие (повреждение в организме человека, вызванные действием факторов внешней среды). Потенциальную опасность оценивают с помощью риска. Риск – вероятность реализации опасности. Состояние безопасности – отсутствие риска. На практике полная безопасность недостижима, пока существует источник опасности, всегда сохраняется некоторый остаточный риск.

2 Безопасность быта и потребительских услуг.

Человек стремится к обеспечению личной безопасности и сохранения здоровья. На человека воздействует бытовая среда – совокупность факторов и элементов, воздействующих на человека. Вредные элементы – загрязняющие вещества в воздухе, которую дают мебель, формальдегид, выделение из синтетических материалов (особенно при пожаре), различные моющие средства, газовое оборудование, поля электроприборов и т.д. Также влияет неблагоприятная социальная обстановка – шантаж, мошенничество, разбой, бандитизм, террор. Особо опасные террористические угрозы: взрывы, захват транспортных средств, нападение на объекты, потенциально опасные для жизни в случае их разрушения или нарушения технологий. Отравления, системы водоснабжения, продуктов питания, искусственное распространение инфекционных болезней, вывод из строя информационных сетей и телекоммуникаций. Особую тревогу вызывают применение высокотоксичных химических отравляющих веществ и биологических соединений. Опасны взятия заложников, алкоголизм, наркомания, курение, СПИД, венерические заболевания. Особенно важны для здоровья населения качество питьевой воды и безопасность человека как потребителя товаров и услуг. Разработаны законы РФ 1992 г. «О защите прав потребителей». Право потребителя на безопасность товара закреплено в статье 7 этого закона..

По данным ВОЗ здоровье населения на 20% зависит от наследственности, на 20% - от социальных условий, на 10% от условий здравоохранения, на 50% от образа жизни чел.

Современное жилище нельзя назвать экологичным, т.к. строительные и отделочные материалы часто вредные, материалы, вентиляция не отвечает требованиям очистки квартир, нарушен шумовой режим, велики потери тепла. В ряде случаев загрязняющих веществ в помещении бывает в десятки раз больше, чем на улице.Мебель – в ее составе содержится очень вредный компонент – фармальдегид, загрязняющий воздух на 70%. Моющие, чистящие вещества, телевизор, компьютер, пыль, синтетические ковры, одежда и пр.

Против защиты от электромагнитных излучений практически ничего не найдено. Очень серьезные социальные опасности от шантажа, мошенничества, разбоя и т.д. Серьезную опасность представляют недоброкачественная пища, продукты. По данным ВОЗ 70% вредных веществ в организм человека попадает с продуктами питания..

Анализ реальных аварийных ситуаций, событий и факторов и человеческая практика уже сегодня позволяет сформулировать ряд аксиом об опасности технических систем:

Аксиома 1 . Любая техническая система потенциально опасна. Потенциальность опасности заключается в скрытом, неявном характере и проявляется при определенных условиях. Ни один вид технической системы при ее функционировании невозможно достичь абсолютной безопасности.

Аксиома 2 . Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения. Пороговые или предельно допустимые значения опасностей устанавливаются из условия сохранения функциональной и структурной целостности человека и природной среды. Соблюдение предельно допустимых значений потоков создает безопасные условия жизнедеятельности человека в жизненном пространстве и исключает негативное влияние техносферы на природную среду.

Аксиома 3 . Источниками техногенных опасностей являются элементы техносферы. Опасности возникают при наличии дефектов и иных неисправностей в технических системах, при неправильном использовании технических систем. Технические неисправности и нарушения режимов использования технических систем приводят, как правило, к возникновению травмоопасных ситуаций, а выделение отходов (выбросы в атмосферу, стоки в гидросферу, поступление твердых веществ на земную поверхность, энергетические излучения и поля) сопровождается формированием вредных воздействий на человека, природную среду и элементы техносферы.

Аксиома 4 . Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени. Травмоопасные воздействия действуют, как правило, кратковременно и спонтанно в ограниченном пространстве. Они возникают при авариях и катастрофах, при взрывах и внезапных разрушениях зданий и сооружений. Зоны влияния таких негативных воздействий, как правило, ограничены, хотя возможно распространение их влияния и на значительные территории, например, при аварии на ЧАЭС.

Для вредных воздействий характерно длительное или периодическое негативное влияние на человека, природную среду и элементы техносферы. Пространственные зоны вредных воздействий изменяются в широких пределах от рабочих и бытовых зон до размеров всего земного пространства. К последним относятся воздействия выбросов парниковых и озоноразрушающих газов, поступление радиоактивных веществ в атмосферу и т.п.



Аксиома 5 . Техногенные опасности оказывают негативное воздействие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно. Человек и окружающая его техносфера, находясь в непрерывном материальном, энергетическом и информационном обмене, образуют постоянно действующую пространственную систему "человек - техносфера". Одновременно существует и система "техносфера - природная среда". Техногенные опасности не действуют избирательно, они негативно воздействуют на все составляющие вышеупомянутых систем одновременно, если последние оказываются в зоне влияния опасностей.

Аксиома 6 . Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материальным потерям и к деградации природной среды.

ТАКСОНОМИЯ ОПАСНОСТЕЙ

Таксономия - слово греческого происхождения (taxis - расположение по порядку + monos - закон) - определяется в словаре иностранных слов как "теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих обычно иерархическое строение". Таким образом, таксономия в науке - классификация и систематизация сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного зрения в области безопасности деятельности и позволяет познать природу опасностей, дает новые подходы к задачам их описания, введения количественных характеристик и управления ими. Представляется возможным привести примеры имеющихся таксономий:

По природе происхождения: природные, техногенные, антропогенные, экологические, смешанные;

Производственные опасности: физические, химические, биологические, психофизиологические, организационные;

По времени проявления отрицательных последствий: импульсивные (в виде кратковременного воздействия, например удар) и кумулятивные (накопление в живом организме и суммирование действия некоторых веществ и ядов);



По месту локализации в окружающей среде: связанные с атмосферой, гидросферой, литосферой;

По сфере деятельности человека: бытовые, производственные, спортивные, военные, дорожно-транспортные и т.д.;

По приносимому ущербу: социальный, технический, экономический, экологический и т.д.;

По характеру воздействия на человека: активные (оказывают непосредственное воздействие на человека путем заключенных в них энергетических ресурсов); пассивно-активные (активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек, неровности поверхности, уклоны, подъемы, незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.); пассивные - проявляются опосредованно (к этой группе относятся свойства, связанные с коррозией материалов, накипью, недостаточной прочностью конструкций, повышенными нагрузками на оборудование и т.п. Проявляются в виде разрушений, взрывов и т.п.);

Добровольные и принудительные опасности: воздействию опасностей можно подвергаться как добровольно, например, занимаясь горнолыжным спортом, альпинизмом или работая на промышленном предприятии, так и принудительно, находясь вблизи места событий в момент реализации опасностей. Такой подход позволяет выделять опасности производственные и непроизводственные (риск для населения);

По структуре (строению): простые (электрический ток, повышенная температура) и производные - порожденные взаимодействием простых (пожар, взрыв и т.п.).

По сосредоточению: сконцентрированные (например, место захоронения токсичных отходов) и рассеянные (например, загрязнение почвы осажденными из атмосферы выбросами тепловых электростанций).

Список можно продолжить. Таксономия проводится в зависимости от того, какую цель поставил исследователь, например: оценить эффекты изменения состояния окружающей среды на организм человека.

Значительная часть перечисленных выше опасностей не всегда приводит к возникновению происшествий, но усложняет выполнение работ при регламентированной технологии. Таксономия позволяет выделить основные опасности.

Примеры таксономий

Здесь не приводится таксономия производственных опасностей. Классификация вредных и опасных производственных факторов подробно рассматривается в курсе БЖД. Приведенные примеры характерны для опасностей, возникающих при отказе технических систем.

Классификация по эффектам изменения окружающих условий. Любое заметное отклонение от привычных, определившихся в ходе длительной биологической эволюции условий существования человека приводит к травмам или заболеваниям. Наиболее существенные параметры среды обитания человека, имеющие значение для его нормальной и безопасной жизнедеятельности, таковы:

а) температура;

б) давление окружающего атмосферного воздуха;

в) внешнее давление, оказываемое на отдельные участки тела;

г) концентрация кислорода;

д) концентрация токсичных или коррозионно-активных веществ;

е) концентрация болезнетворных микроорганизмов;

ж) плотность потока электромагнитного излучения;

з) уровень ионизирующих излучений;

и) разность электрического потенциала;

к) звуковые нагрузки.

Воздействия, связанные с повышением или понижением температуры человеческого тела (как изнутри, так и снаружи), могут приводить к травмам или смертям. К таким воздействиям относятся тепловое излучение, конвекция и прямая теплопередача с кожного покрова или к нему, вдыхание чересчур холодного или горячего воздуха, употребление внутрь слишком холодных или теплых жидкостей или твердых веществ.

Внезапные изменения окружающего воздуха, обусловленные действием воздушных ударных волн, могут приводить к травмам или смерти.

Механические травмы возникают из-за приложения чрезмерного давления к отдельным участкам человеческого тела. Механические травмы - это рваные и резаные раны, ушибы, переломы, размозжение, отрывы частей тела, травмы, затрагивающие жизненно важные органы - мозг, сердце, легкие и другие органы.

Снижение концентрации кислорода в воздухе приводит к травмам и смертям. Перерыв в дыхании происходит, если человек тонет или погребен под твердыми материалами. С другой стороны, и избыток кислорода опасен. При концентрации кислорода резко возникает пожарная опасность.

Хорошо известно, что присутствие определенных веществ в окружающей среде приводит к заболеванию или смерти (например, избыточная концентрация оксида или диоксида углерода).

Не менее хорошо известно, что избыточная концентрация болезнетворных микроорганизмов вредна и приводит к инфекционным заболеваниям.

Для всех длин волн электромагнитного излучения существуют пределы интенсивности, за которыми их воздействие на организм человека становится опасным для здоровья.

Человеческий организм приспособился к существованию в условиях естественного радиоактивного фона, а вклад относительно небольшой техносферной составляющей (ядерной энергетики в нормальных условиях эксплуатации, медицинской диагностики, неразрушающих методов контроля в технике и т.д.) можно считать безвредным. Повышенный уровень дозовых нагрузок приводит к хроническим заболеваниям, значительные дозы вызывают лучевую болезнь и смерть.

Человеческий организм чувствителен к разности потенциалов порядка десятков вольт. Разность потенциалов в сотни вольт (безразлично - постоянного или переменного напряжения) вполне может привести к гибели.

Звуковые и вибрационные нагрузки могут привести к хроническим заболеваниям несмертельного характера.

Таксономия по времени реализации. В медицине издавна используются термины "острый" и "хронический" для описания характера заболевания: быстро развивающуюся и бурно протекающую болезнь называют "острой", медленно развивающаяся и долго текущая болезнь обозначается как хроническая. В медицине никогда не придавалось точного значения понятиям "быстро" и "медленно". С медицинской точки зрения понятия "острый" или "хронический" никоим образом не связывалось с тяжестью заболевания, такое понимание этих терминов сохранено при рассмотрении опасностей. Легко видеть, что термины "острый" и "хронический" отвечают противоположным полюсам некоего диапазона значений; провести строгую разделительную черту между ними весьма непросто. Термин "острая" будет относиться к опасностям, для которых время проявления действия не превышает часа. Опасность будет называться "хронической", если ее реализация занимает более месяца. Опасности, срок реализации которых находится внутри обозначенного интервала, будут рассматриваться как нечто среднее между острыми и хроническими опасностями. Табл.1.1.4.1 иллюстрирует использование такой классификации. Под временем действия опасности понимается период, в течение которого зарождаются, развиваются и действуют поражающие факторы.

Опасность – это такое воздействия которая может привести к нарушению деятельности отдельных органов человеческого организма, либо к летальному исходу.

Вредный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия и заболеванию.

Травмирующий фактор (травмоопасный) - негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

При идентификации опасностей необходимо исходить из принципа «все воздействует на все» . Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду, реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, и существуют в пространстве и во времени.

Опасности, создаваемые деятельностью человека, имеют два важных для практики качества: они носят потенциальный характер (могут быть, но не приносить вреда) и имеют ограниченную зону воздействия (зона действия опасности). Различают опасности естественного и антропогенного происхождения.

Все виды опасностей (негативных воздействий), формируемых в процессе трудовой деятельности, разделяют в соответствии с ГОСТ 12.0.003-74 на следующие группы: физические, химические, биологические и психофизиологические (социальные).

Опасные и вредные физические факторы:

Движущиеся машины и механизмы (различные подъемно-транспортные устройства и перемещаемые грузы, незащищенные подвижные элементы производственного оборудования - приводные и передаточные механизмы, режущие инструменты, вращающиеся и перемещающиеся приспособления и др.);

Отлетающие частицы обрабатываемого материала и инструмента;

Электрический ток;

Повышенная температура поверхностей оборудования и обрабатываемых материалов и т. д.

Вредными для здоровья физическими факторами являются:

Повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

Высокие влажность и скорость движения воздуха;

Повышенные уровни шума, вибраций, ультразвука и различных излучений: тепловых, ионизирующих, инфракрасных и др.;



Запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

Недостаточная освещенность рабочих мест, проходов и проездов;

Повышенная яркость света и пульсация светового потока.

Химические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия на организм человека подразделяются на следующие группы:

Общетоксические, раздражающие, сенсибилизирующие (вызывающие аллергические заболевания), канцерогенные (вызывающие развитие опухолей), мутагенные (действующие на половые клетки организма). В эту группу входят многочисленные пары и газы: пары бензола и толуола, оксид углерода, сернистый ангидрид, оксиды азота, аэрозоли свинца и др.,

Токсичные пыли, образующиеся, например, при обработке резанием бериллия, свинцовистых бронз, латуней и некоторых пластмасс. Сюда относятся также агрессивные жидкости (кислоты, щелочи), которые могут причинить химические ожоги кожного покрова при соприкосновении с ним.

Биологические опасные и вредные производственные факторы: микроорганизмы (бактерии, вирусы и т. д.) и макроорганизмы (растения и животные), воздействие которых на работающих вызывает травмы или заболевания.

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы: физические перегрузки (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов слуха, зрения и др.)

Аксиома о потенциальной опасности деятельности - утверждение, согласно которому ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, любая деятельность потенциально опасна; презумпция потенциальной опасности любого вида деятельности.

Таксономия (классификация) опасностей.

1. Опасности бывают:

Реальные;

Потенциальные.

2. По происхождению:

Естественные (природные) – землетрясения, бури, ураганы и т.д.;

Технические (движущиеся части машин);

Антропогенные (обрушение зданий, отравление рыбой);

Экологические (загрязнения биосферы);

Смешанные.

3. По локализации (месту существования): в литосфере, гидросфере, космосе, атмосфере.

4. По виду источника:

Физические (различные излучения);

Химические (химические вещества);

Биологические (бактерии, микробы);

Психофизиологические (эпилепсия, лунатизм, усталость, монотонность);

5. По времени проявления последствий:

Мгновенные (действующие сразу, так называемые импульсивные);

Кумулятивные (действующие с запаздыванием);

6. По вызываемым последствиям: утомление, травмы, заболевания, стресс, летальные исходы.

7. По виду ущерба:

Технический;

Экономический;

Экологический;

Социальный.

8. Сферы проявления:

Бытовая;

Производственная;

Дорожно–транспортная;

Спортивная и т.д.

9. По структуре (строению): простые, сложные, порождаемые взаимодействием простых.

10. По характеру воздействия:

Активные (воздействуют сами)

Пассивные, активизирующиеся за счет энергии человека (колющие, режущие, неподвижные элементы; неровности, уклоны, по которым перемещается человек).

Классификация опасностей (их более 10, но мы рассмотрим 6 основных):

1.По происхождению: природные(молния,земля) и антропогенные(от д-ти чел-ка)

2.По воздействию: физические(раны,ушибы), химические(ожоги), биологические(поражение ЦИС), психофизиологические(перенапряжение анализаторов)

3.По носителю: от действий человека, от поведения животных и насекомых

4.По величине: большие, малые, чрезвычайные(оценив-т по возможным последствиям)

5.По длительности действия: постоянные(эл.ток), кратковременного действия(молния, взрыв, удар), цикличные(рабоч.ход. оборудования), сезонные и т.п.

6.По наносимому ущербу: социальный(снижение продолжительности жизни), экономический.

Жизненный опыт человека показывает, что любой вид деятельности должен быть полезен для его существования, но одновременно деятельность может быть источником негативных воздействий или вреда, привести к травматизму, заболеваниям, а порой закончиться и полной потерей трудоспособности или смертью. Вред человеку может наносить любая деятельность. Потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла как в бытовой, так и в производственной сфере.

Любая деятельность потенциально опасна.

Аксиома о потенциальной опасности деятельности – основополагающий постулат – положена в основу научной проблемы обеспечения безопасности человека. Эта аксиома имеет, по меньшей мере, два важных вывода, необходимых для формирования системы безопасности:

  • невозможно разработать (найти) абсолютно безопасный вид деятельности человека, разработать абсолютно безопасную технику;
  • ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека (нулевой риск).

Опасности это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное воздействие на жизнь и здоровье человека.

Опасности, создаваемые деятельностью человека, имеют два важных для практики качества:

  • потенциальный характер опасностей – т.е. опасности могут быть, но не приносить вреда и проявляться при определенных, зачастую трудно предсказуемых, условиях;
  • ограниченная зона влияния (зона действия опасности).

Источники формирования опасностей в конкретной деятельности:

  • сам человек как сложная система «организм – личность», в которой неблагоприятная для здоровья человека наследственность, физиологические ограничения возможностей организма, психологические расстройства и антропометрические показатели непригодны для реализации конкретной деятельности – внутренние источники ;
  • процессы взаимодействия человека и элементов среды обитания – внешние источники .

Безопасность – это деятельность человека, в процессе которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на его здоровье .

Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является продолжительность жизни. На ранних этапах антропогенеза (для первобытного человека) она составляла приблизительно 25 лет. На человека воздействовали в основном опасности природного характера: климатические условия, низкий уровень белкового питания и др.

Развитие цивилизации, под которой мы, в частности, понимаем прогресс науки, техники, экономики, индустриализацию сельского хозяйства, использование различных видов энергии, вплоть до ядерной, создание машин и механизмов, применение различных видов удобрений и средств для борьбы с вредителями, значительно увеличивает количество вредных факторов, негативно воздействующих на человека. Важным элементом в обеспечении жизнедеятельности человека становится защита от этих факторов.

Когда на смену примитивным станкам, приводимым в движение человеческими мускулами, пришли мощные агрегаты, небрежное обращение с которыми стало грозить работающему серьезной травмой, возникла техника безопасности – свод простых и эффективных эмпирических правил. Сегодня оператор имеет делосо сложнейшими промышленными комплексами, и простых эмпирических правил уже недостаточно. Техника безопасности должна смениться теорией безопасности , способной обнаруживать наиболее рискованные звенья производственных комплексов и подсказывать оптимальные пути их замены.

На протяжении всего существования человек, развивая экономику, создавал и социально-экономическую систему безопасности. Вследствие этого, несмотря на увеличение количества вредных воздействий, уровень безопасности человека возрастал. В начале ХХI века средняя продолжительность жизни в наиболее развитых странах составляет около 77 лет.

Вторгаясь в природу, законы которой еще далеко не познаны, создавая новые технологии, люди формируют искусственную среду обитания – техносферу . Если учесть, что нравственное и общекультурное развитие цивилизации отстает от темпов научно-технического прогресса, становится очевидным постоянное увеличение риска для здоровья и жизни современного человека. По данным ВОЗ, смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. От несчастных случаев гибнут молодые, трудоспособные люди. Травматизм является основной причиной смерти человека возрасте от 2 до 41 года. Так, в настоящее время ежегодно в России в авариях и катастрофах гибнет около 50 тысяч человек, получают травмы 250 тысяч человек, что связано с повышением риска во всех областях деятельности и сфере жизни человека.

Организм человека безболезненно переносит те или иные воздействия до тех пор, пока они не превышают пределы его возможностей, т.е. адаптации.



Просмотров