Правовое регулирование энергосбережения и обеспечение энергетической безопасности. Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: особенности и проблемы

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3423. Государственное регулирование и правовое обеспечение туризма в Тверской области 8.9 KB
Государственное регулирование и правовое обеспечение туризма в Тверской области. Закон Тверской области О туристской деятельности в Тверской области. Комитет по туризму курортам и международным связям Тверской области. в Тверской области.
6046. Правовое обеспечение сервисной деятельности в системе правовых дисциплин 22.92 KB
Источники сервисного права. Среди ученых рассматривающих сервисное право как самостоятельную отрасль права Гущин В. Сервисное право рассматривает следующие ключевые вопросы: сервисное право как наука и как отрасль права; источники сервисного права...
1077. Нормативно-правовое обеспечение деятельности по регламентации и нормированию труда 22.82 KB
Регламентация труда - это установление правил, положений, инструкций, норм, определяющих порядок деятельности работников при осуществлении ими трудовых функций.
1267. ОТКРЫТОЕ И ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОНЫЕ ОБЩЕСТВА: ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, СТАТУС, УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ, ЛИКВИДАЦИЯ, ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ 49.42 KB
В России более половины юридических лиц имеют форму АО, она стала одной из самых распространенных форм хозяйствования, глубоко вошла в механизм экономических преобразований и оказывает существенное влияние на его развитие
7533. Программное обеспечение 71.79 KB
Антивирусы Как ни странно но до сих пор нет точного определения что же такое вирус. либо присущи другим программам которые никоим образом вирусами не являются либо существуют вирусы которые не содержат указанных выше отличительных черт за исключением возможности распространения. макровирусы заражают файлы документов Word и Excel. Существует большое количество сочетаний например файловозагрузочные вирусы заражающие как файлы так и загрузочные сектора дисков.
9261. Качество и его обеспечение 10.04 KB
Различные определения понятия качества таким образом можно разделить на два основных вида: трактующие понятия качества как пригодность к употреблению или как соответствие техническим и прочим требованиям. Ни одно из многих определений качества не является универсальным. Возникает вопрос: что же такое система управления качеством В большинстве зарубежных стран под системой управления качеством понимается система интегрирующая деятельность различных производственных групп и ориентированная на...
17271. Документационное обеспечение предприятием 331.76 KB
За счет более совершенной системы документационного обеспечения управления достигается более быстрое движение и исполнение служебных документов их сохранение использование и правильный отбор на государственное хранение. Вместе с тем правильное составление и оформление документов в соответствии с новыми нормативами – важнейшая обязанность работников делопроизводственных служб. Нормативно - методическая база делопроизводства Нормативно-правовую базу современного делопроизводства в России составляет совокупность законодательных актов РФ...
15090. Обеспечение права на жизнь 411.6 KB
Обязано ли государство например в силу этого обязательства нести ответственность если не установило на уровне закона ограничения скорости для мотоциклистов хотя эта мера могла бы уменьшить количество человеческих жертв на дорогах Однако как справедливо замечает Fwcett1 автор книги Обращение в Европейский Суд по правам человека законом...
21603. Социальное обеспечение граждан 501.7 KB
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Обязательное пенсионное страхование - часть пенсионной системы обеспечивающая за счёт обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наёмным и само занятым работникам а так же страховой части пенсии инвалидам и иждивенцам умершего кормильца...
6180. ПРИКЛАДНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЭВМ 17.7 KB
Например в последние годы значительно возрастает популярность обработки с помощью персональной ЭВМ текстовой и графической информации системы управления базами данных входящих в пакет прикладных программ общего назначения. Системы управления базами данных Банк данных Прежде чем ввести понятие системы управления базой данных СУБД дадим общее представление о банке данных для создания которого она используется и основным компонентом которого она является. Неформально банк данных представляет собой хранилище информации для различных...

Энергосберегающая политика государства заключается в обеспечении:

Государственного регулирования в области использования энергетических ресурсов Российской федерации;

Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности устройств и помещений;

Приоритета эффективного использования энергетических ресурсов;

Осуществления государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;

Обязательности учета энергетических ресурсов;

Сертификации топливо-, энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, а также энергетических ресурсов;

Сочетания интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов и заинтересованности в эффективном использовании энергоресурсов;

Международного сотрудничества в области повышения эффективности использования энергетических ресурсов;

Реализации экономических, информационных, образовательных и других направлений деятельности в области энергосбережения;

Разработки и реализации государственных проектов и программ энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии, альтернативных видов топлива и вторичных энергетических ресурсов;

Совершенствования нормативно- правовой базы;

Создания структуры организации и управления энергосбережением на федеральном, региональном и местном уровнях.

При государственном регулировании в области использования энергетических ресурсов и энергосбережения устанавливается порядок определения нормативной энергоемкости технологических процессов и помещений, фактической энергоемкости устройств и помещений, а также коэффициента энергоэффективности устройств и помещений.

Государство определяет требования к запрету на ввоз в Российскую Федерацию и производство устройств, а также на введение в эксплуатацию помещений, коэффициент энергоэффективности которых не соответствует нормативному уровню. В будущем в обязанности производителя или импортера устройств будет входить оформление энергетической декларации, содержащей сведения об энергоемкости устройств, и представление в уполномоченный орган государственной власти сведений о коэффициентах энергоэффективности используемых ими устройств и помещений. Если фактическая энергоемкость устройств и помещений более чем на 50% обеспечивается за счет вторичных, возобновляемых энергетических ресурсов и альтернативных источников топлива, то пользователи освобождаются от обязательного определения коэффициента энергоэффективности.

Государством должны быть созданы экономические и правовые условия заинтересованности юридических и физических лиц в энергосбережении на основе сочетания интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов, в том числе с помощью стимулирования производства и применения техники и технологий, повышающих эффективность использования энергетических ресурсов, приборов учета и контроля за расходом энергетических ресурсов.

В рамках заинтересованности в эффективном использовании энергетических ресурсов государство может предоставлять бюджетные субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим разработку и внедрение устройств и проектов помещений, коэффициент энергоэффективности которых соответствует требуемому уровню, а также устройств и проектов помещений, энергоемкость которых в полном объеме обеспечивается за счет вторичных и возобновляемых энергетических ресурсов или альтернативных источников топлива.

К числу основных социально-экономических факторов, определяющих необходимость перевода экономики страны на энергосберегаюшие рельсы и соответствующего формирования политики энергосбережения, относят ся:

Общее оздоровление экономической ситуации и ускорение темпов экономического роста и уровня жизни населения, улучшение экологической обстановки;

Повышение уровня надежности и бесперебойности снабжения топливно-энергетическими ресурсами потребителей различных категорий;

Укрепление инвестиционной основы развития топливно- энергетических комплексов;

Снижение финансового бремени по оплате использования энергоресурсов и соответственно обеспечение их экономической доступности для бюджетов различных уровней и всех категорий энергопотребителей:

Повышение экономической конкурентоспособности промышленной продукции (услуг), производимой в стране на внутреннем и международных рынках за счет снижения удельного веса энергетической составляющей.

Реализация государственной политики управления энергосбережением должна привести к созданию экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в эффективном Использовании имеющегося потенциала энергосбережения, прежде всего за счет инвестирования энергосберегающих проектов. И задача состоит в том, чтобы за счет проведения целенаправленной государственной политики создать устойчивую и эффективную систему инвестирования в энергосбережение, обеспечив на период действия энергетической стратегии более привлекательные условия для вложения отечественного капитала в эту сферу деятельности, исключив возможные финансово-экономические риски.

В состав Программы входят три подпрограммы энергосбережения: в ТЭК, в жилишно-коммунальном хозяйстве и в энергоемких отраслях.

ФЦП “Энергосбережение России “стала эффективным инструментом проведения энергосберегающей политики, по экономическим, технологическим и социальным задачам она находится в числе других приоритетных программ выхода страны из кризиса.

Программа включает решение задач в следующих сферах :

Ценовое регулирование;

Стандартизация;

Оснащение потребителей приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов;

Применение нетрадиционной и малой энергетики;

Развитие демонстрационных зон высокой энергоэффективности;

Стимулирование энергосбережения у потребителей.

Подпрограмма “ Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве”. Основная цель этой подпрограммы - повышение эффективности использования высококачественных энергоносителей. Основной акцент в программе был сделан на повышение эффективности теплоснабжения.

Подпрограмма разделена на три части:

«Повышение эффективности использования энергии в системах тепло- и водоснабжения

«Здания с эффективным использованием энергии«;

«Энергокомпас.

Программа “ Энергосбережение Минобразование России”,

Цели программы:

Снижение затрат образовательных учреждений на оплату энергоносителей

Обеспечение экономии ТЭР, потребляемых образовательными учреждениями

Разработка и внедрение энергосберегающих технологий, техники, современных приборов учета энергоресурсов

Создание на базе вузов инфраструктуры и нормативно-правовых механизмов, способствующих повышению эффективности методов экономии энергоресурсов.

Вопросы для самопроверки :

1.Что может стимулировать экономию энергии у населения?

2.Какие государственные органы организуют и контролируют энергосбережения?

3.Перечислите основные пути экономии энергоресурсов на предприятиях промышленности.

4. Назначение энергоаудита.

5. Перечислите основные социально-экономическе факторы, определяющие необходимость перевода экономики страны на энергосбережение.

6.Что определяет Федеральная целевая программа “Энергосбережение России” по основным направлениям эффективности использования энергоресурсов.

Литература по разделу:

1.Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 11.11.2009) скачать файл, pdf, 292 кБ

2. Энергетическое обследование (энергоаудит) промышленного предприятия собственными силами.Практическое пособие/Научно-производственное объединение “Радикал”/Екатеринбург.2010.- 362 с.

3.http://window.edu.ru/catalog/resources

Лекция № 2. Правила проведения энергетических обследований промышленных предприятий и гражданских объектов (4 часа).

Перечень рассматриваемых вопросов: Этапы и технология проведения энергетических обследований. Перечень работ при проведении энергетического обследования. Уровни энергетических обследований . Методика проведения предаудита. Анализ энергоэкономических показателей предприятия. Удельные расходы электроэнергии.Алгоритм действия аудитора .

Энергоаудит проводится в соответствии с Федеральным законом “Об энергосбережении” 1 28-Ф3 от 03.04.96, постановлением Правительства Российской Федерации Х 1087 от 02.11.95 “О неотложных мерах по энергосбережению” и “Правилами проведения энергетических обследований”, угвержденными первым заместителем министра топлива и энергетики РФ 25.03.98, в целях оценки эффективности использования организациями и предприятиями энергетических ресурсов, снижения затрат потребителей и реализации энергоэффективных решений.

Настоящая методика определяет порядок проведения энергоаудита предприятий (организаций) и распространяется на предприятия (организации), являющиеся юридическими лицами, независимо от форм собственности, их филиалы, использующие топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) для производства продукции и услуг, на собственные нужды, а также организации. осуществляющие энергетические обследования.

Энергоаудит направлен на решение следуюших основных задач:

Оценка фактического состояния энергоиспользования на предприятии, выявление причин возникновения и определение значений потерь топливно-энергетических ресурсов;

Разработка плана мероприятий, направленных на снижение потерь топливно- энергетических ресурсов;

Выявление и оценка резервов экономии топлива и энергии;

Определение рациональных размеров энергопотребления в производственных процессах и установках:

Определение требований к организации по совершенствованию учета и контроля расхода энергоносителей;

Получение исходной информации для решения вопросов создания нового оборудования и совершенствования технологических процессов с целью снижения энергетических затрат, оптимизации структуры энергетического баланса предприятия путем выбора оптимальных направлений, способов и размеров использования подведенных и вторичных энергоресурсов.

Перечень работ при проведении энергетического обследования

Система электроснабжения

    Анализ лимитов и фактического потребления электроэнергии за последние 2 года

    Анализ схемы электроснабжения организации с учетом перспективы развития (вновь вводимых мощностей и отключения потребителей), технического состояния электрооборудования, внутренних и внешних электрических сетей, системы освещения

    Перечень и характеристика электрооборудования оборудования

    Оценка состояния электроснабжающего и потребляющего электроэнергию оборудования, сетей по результатам энергоаудита СРО

    Анализ загрузки и режима работы электрооборудования и сетей электроснабжения по результатам энергетического обследования СРО

    Расчет потерь электроэнергии в системе электроснабжения

    Анализ суточных и месячных графиков нагрузки и потребления электроэнергии

    Анализ состояния коммерческого и технического учета

    Выборочные контрольные измерения

    Анализ фактических и нормативных удельных расходов электроэнергии (на I кв. м площади, на одного человека)

    Расчетно-нормативный баланс электроэнергии

    Разработка мероприятий по результатам энергоаудита СРО по рациональному использованию электрической энергии.

Уровни энергетических обследований

Методология проведения энергоаудита включает следующие уровни энергетических обследований:

Предварительный энергоаудит (предаудит);

Энергоаудит первого уровня - расчет энергопотребления и затрат:

Энергоаудит второго уровня углубленное обследование энерготехнологических систем и промышленного предприятия в целом, расчет энергетических потоков.

Предаудит имеет цель оценить необходимость проведения аудиторской проверки. для этого проводится :

Оценка доли энергозатрат в суммарных затратах предприятия (электроэнергия. тепловая энергия, топливо, вода);

Выявление динамики изменения доли затрат за 2-3 последних года. Если доля энергозатрат составляет:

5-10%, то энергоаудит можно пока не проводить;

11-15%, то энергоаудит проводить необходимо;

16-20% и более, то энергоаудит следует проводить срочно.

Энергоаулит первого уровня имеет цели:

Определить структуру энергозатрат и структуру энергоиспользования; определить и убедительно показать руководству предприятия потенциал энергосбережения:

Выявить участки, где нерационально или расточительно расходуются энергоресурсы;

Расставить приоритеты будущей работы;

Выявить и доказать руководству предприятия целесообразность проведения углубленного обследования.

Энергоаудит второго уровня имеет цели:

Найти возможности внедрения энергосберегающих проектов;

Оценить их технико-экономическую эффективность;

Создать предпосылки для подготовки комплексного долговременного плана реализации энергосбережения на предприятии.

Обращение к вопросам детального регулирования энергосбережения является весьма актуальным для нашего времени и нашей страны. Обладая значительными природными ресурсами, долгие годы потребляя их в неограниченных количествах, наша страна мало заботилась о том, как организовать их эффективное использование .

Ситуацию осложняет то, что функционирование современных экономических и производственных систем обеспечивается в значительной степени за счет использования не возобновляемых источников энергии. В связи с этим возникает проблема исчерпания данных источников, тогда как проблема стимулирования использования возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ) окончательно не решена, и возможность перехода на их полномасштабное применение остается задачей на долгосрочную перспективу.

Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030г. (далее - Энергетическая стратегия России), энергетическая эффективность экономики признается одним из главных стратегических ориентиров долгосрочной государственной энергетической политики. При этом стратегической целью государственной энергетической политики является максимально рациональное использование энергетических ресурсов на основе обеспечения заинтересованности их потребителей в энергосбережении, повышении собственной энергетической эффективности и инвестировании в эту сферу . Исходя из этого, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в широком смысле понимаются как направление энергетической политики российского государства, тогда как определение энергосбережения, данное в ст. 1 Закона об энергосбережении, отражает лишь функциональный смысл содержания данного понятия . При этом сама концепция повышения энергоэффективности представляется более широкой по своему содержанию, чем энергосбережение, поскольку предполагает не только экономичное отношение к использованию энергоресурсов, но также качественное изменение технологий и режимов их потребления. Законом об энергосбережении вводится ряд новых институтов и механизмов реализации политики энергосбережения. Однако в его содержании не удалось избежать существенных недостатков юридического плана.

В связи с этим представляется необходимым проанализировать основные особенности устанавливаемого Законом об энергосбережении регулирования. Закон об энергосбережении закрепил следующие основные принципы, на которых основана политика энергосбережения и которые могут восприниматься как приоритетные направления осуществления указанной политики (ст. 4):

  1. эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;
  2. поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  3. системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
  4. планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  5. использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

Исходя из содержания Закона об энергосбережении, указанные направления обеспечения энергоэффективности не связываются законодателем с осуществлением политики энергосбережения и повышения энергоэффективности. Так, в самом Законе об энергосбережении возобновляемые источники упоминаются лишь дважды: при регламентации значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и при установлении содержания перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Приоритетным направлением осуществления политики энергоэффективности должно считаться не энергосбережение в узком смысле слова (как сокращение объемов потребления), а пересмотр подходов к применению источников энергии (энергоресурсов).

Действующее на сегодняшний день законодательство в сфере использования ВИЭ является недостаточным и свидетельствует о существующей недооценке законодателем важности проблемы развития возобновляемой энергетики , несмотря на присутствие в нем основополагающих положений о необходимости расширения использования ресурсов малой энергетики и возобновляемых источников энергии.

Направление энергосберегающей политики должно быть переориентировано с населения, влияние которого на данный процесс весьма невелико и проявляется лишь на конечной стадии производственного цикла оборота энергии (ее потреблении), на крупных промышленных потребителей, генерирующие компании и предприятия энергетической инфраструктуры, от которых напрямую зависят способы (технологии) производства электрической энергии, порядок ее передачи, а также режимы ее потребления. Политика энергетической эффективности может быть в полной мере осуществлена при условии реализации соответствующих мероприятий на всех стадиях производственного цикла, включаемых в оборот электроэнергии: ее производство, распределение, передача, потребление (крупными промышленными потребителями и населением). Именно в таком подходе должны выражаться заявленные в ст. 4 Закона об энергосбережении системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

  1. услуги по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (п. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении);
  2. энергетическое обследование (аудит) (ст. 15, 16 Закона об энергосбережении);
  3. услуги по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (гл. 5 Закона об энергосбережении).

Исходя из анализа содержания данных услуг, можно выделить следующие их особенности:

  1. оказание данных услуг должно оформляться посредством заключения договора возмездного оказания услуг . Напрямую правовая природа договорной конструкции возмездного оказания услуг прямо закреплена в Законе об энергосбережении только в отношении оказания услуг по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования энергетических ресурсов. Однако подобная квалификация договорных отношений по оказанию двух других видов энергосервисных услуг вытекает из существа соответствующих обязательств. В связи, с чем представляется возможным говорить о появлении в рассматриваемой сфере особой разновидности договора возмездного оказания услуг - договора возмездного оказания энергосервисных услуг;
  2. субъектами, оказывающими данные услуги, могут выступать самостоятельные энергосервисные предприятия, сетевые и ресурсоснабжающие организации;
  3. эти услуги оказываются в рамках специфической сферы - энергосбережения;
  4. осуществление деятельности по оказанию услуг является потенциально конкурентной сферой деятельности.

Сегодня правовое регулирование в Законе об энергосбережении энергосервисных услуг не структурировано и нуждается в доработке. Представляется целесообразным урегулировать их в рамках отдельной главы Закона об энергосбережении. При этом целесообразно предусмотреть единую конструкцию энергосервисного договора и детализации на основании энергосервисного договора (контракта), и прогнозируемую стоимость проведения таких отдельных мероприятий.

Таким образом, можно констатировать, что устанавливаемые механизмы едва ли создают необходимые условия для реализации в полном объеме политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности, основные положения которой установлены Энергетической стратегией России. Их перечень и особенности свидетельствуют о явной недооценке законодателем значения рыночных механизмов в сфере энергосбережения. Поэтому представляется необходимым указать следующие основные направления реализации политики обеспечения энергоэффективности, которые необходимо развить в законодательстве об энергосбережении:

  • обеспечение государственного стимулирования использования ВИЭ с установлением конкретных механизмов, обеспечивающих повышение доли выработки и потребления энергии на основе ВИЭ, разработка и реализация соответствующих программ;
  • законодательное обеспечение и создание условий для развития предпринимательской деятельности и конкуренции в сфере энергосбережения;
  • формирование рынка энергосервисных услуг;
  • установление в Законе об энергосбережении механизмов реализации инновационной и научно-технической политики в энергетике;
  • обеспечение комплексного подхода к реализации политики энергосбережения с созданием экономико-правовых механизмов ее реализации на всех стадиях оборота энергоресурсов;
  • разработка и реализация разъяснительных, учебно-образовательных программ, направленных на пропаганду энергосбережения.

Литература

  1. Янтовский Е.И.Потоки энергии и эксергии. М.: Наука, 1988. С. 144.
  2. Об энергетической стратегии России на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
  3. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 10.01.2014)// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
  4. Копылов А.Е. Разработка основ законодательной поддержки развития возобновляемой энергии в России: к истории вопроса// Энергетика и право. 2009. № 2. С. 334.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.12.2013)// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»

Описание:

Процесс повышения энергоэффективности российской экономики находится под пристальным вниманием государства. Нормативно-правовое обеспечение данного направления является залогом успешного достижения поставленных целей по энергосбережению, поэтому необходимо периодически пересматривать и актуализировать законодательство в соответствии с реальностью.

Нормативно-правовое обеспечение государственной политики энергосбережения

И. Д. Грачев , председатель комитета Государственной Думы Российской Федерации по энергетике

Процесс повышения энергоэффективности российской экономики находится под пристальным вниманием государства. Нормативно-правовое обеспечение данного направления является залогом успешного достижения поставленных целей по энергосбережению, поэтому необходимо периодически пересматривать и актуализировать законодательство в соответствии с реальностью.

Участники прошедшего 11 февраля 2013 года круглого стола «Нормативно-правовое обеспечение государственной политики энергосбережения и повышения энергоэффективности», возглавляемого председателем комитета Государственной Думы РФ по энергетике И. Д. Грачев ым, оценили текущую ситуацию и сформулировали предложения по усовершенствованию законодательства по энергосбережению.

Оценка момента

Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» по мере реализации его основных положений становится одним из ключевых документов, определяющих сегодняшнюю ситуацию, в первую очередь в жилищно-коммунальном хозяйстве и, в меньшей степени, в топливно-энергетическом комплексе в целом.

Закон содержит последовательность мероприятий, которые после их окончательной реализации должны качественно повысить энергоэффективность российской экономики, а также определяет сроки и ответственность по выполнению этих мероприятий.

На предыдущих этапах была, в той или иной степени, решена задача составления региональных программ по энергосбережению. Сегодня для реализации этих программ начинают поступать реальные инвестиции, направляемые в первую очередь в ЖКХ и на капитальный ремонт жилого фонда.

Индивидуальные и коллективные приборы учета энергоресурсов как у потребителей, так и у ресурсоснабжающих организаций должны были быть установлены в 2012 году. Для тех, кто этого не сделал, в 2013 году вступает в действие норма о принудительной установке таких приборов.

Следующим этапом реализации закона № 261-ФЗ, который должен был быть выполнен до 1 января 2013 года, является повсеместное проведение обязательного энергетического обследования и составление энергетического паспорта. Ясно, что необходимой частью такого обследования должен быть анализ потребления и потерь энергоресурсов, проведенный на основе показаний приборов учета.

Далее, по результатам этих обследований, естественным является переход к собственно энергосберегающим мероприятиям, которые могут проводиться специалистами в рамках энергосервисных договоров (контрактов).

Одним из шагов по реализации государственной политики в области энергосбережения явилась Государственная программа Российской Федерации «Энерго-сбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» 1 (далее – Программа). Ее цель – снижение за счет реализации мероприятий Программы энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) страны на 13,5%, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить решение задачи по снижению энергоемкости ВВП на 40% в 2007–2020 годах.

Энергетические обследования

До тех пор, пока есть спрос не на качественную, а в первую очередь на дешевую работу по энергоаудиту, доминировать на этом рынке будут низкосортные компании-однодневки. В этих условиях бесполезно обучать энергоаудиторов, повышать их квалификацию, проводить их аттестацию. Заказчиком выступает потребитель, обязанный провести энергетическое обследование. Он платит за эту услугу, и он диктует условия, по которым зачастую даже опытные энергоаудиторы вынуждены выполнять некачественную работу.

Основным документом по результатам энергетических обследований является энергетический паспорт строго установленного образца, а отчет по результатам энергетических обследований и программа (предложения по комплексу мероприятий повышения энергетической эффективности) вторичны. Из-за этого к самим результатам энергетических обследований относятся как к бесполезному документу.

Из-за того, что при энергетическом обследовании приходится обследовать практически весь объект (а это иногда крупное многофункциональное предприятие с развитой энергетикой, расположенное на нескольких гектарах земли), стоимость таких обследований объективно становится высокой из-за больших трудозатрат. При этом в основном приходится сталкиваться с отклонениями от условий правильной эксплуатации энергопотребляющих установок. Иными словами, платятся большие деньги за услуги высококвалифицированных специалистов для фиксации очевидного разгильдяйства потребителя.

Одним из наиболее востребованных таких источников может и должен стать механизм энергосервиса.

Финансирование Государственной программы РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»

Предусмотренные программой объемы финансирования программных мероприятий из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников до конца 2020 года должны составить 9 532 млрд руб.

Необходимо отметить, что за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ планируется обеспечить только около 7% от заявленных средств.

Оставшиеся 8 837 млрд руб. предполагается привлечь за счет внебюджетных источников финансирования, к которым относятся:

  • плата по договорам на поставку мощности, инвестиционные составляющие тарифов регулируемых организаций;
  • взносы участников реализации подпрограмм программы, включая организации различных форм собственности;
  • средства частных инвесторов, привлекаемые в рамках государственно-частного партнерства, в том числе на условиях оплаты из полученной экономии энергетических ресурсов в стоимостном выражении;
  • доходы от продажи единиц сокращения выбросов в рамках проектов совместного осуществления, целевые отчисления от прибыли организаций, заинтересованных в осуществлении программы;
  • кредиты, займы кредитных организаций, средства фондов и общественных организаций, иностранных инвесторов, заинтересованных в реализации подпрограмм или отдельных мероприятий программы;
  • иные внебюджетные источники.

К сожалению, в программе отсутствует информация о фактическом исполнении прогнозных показателей по привлечению средств из внебюджетных источников за истекший период. При этом целесообразным было бы включение в документ детализированной информации о ходе реализации программных мероприятий, в частности по источникам внебюджетного финансирования.

Энергосервис

Классическая схема энергосервиса (перфоманс-контрактинга) состоит из:

  • профессионального энергоаудита;
  • разработки программы энергосбережения и бизнес-плана;
  • привлечения инвесторов или заемных средств, если таковых нет у заказчика и исполнителя;
  • разработки необходимых проектов;
  • реализации проектов;
  • эксплуатации (сервисного обслуживания), возврата заемных средств и получения прибыли.

В России проводится определенная работа по энергосервисным мероприятиям в рамках отдельно взятых компаний и финансовых структур. Но, к сожалению, кроме названия, эта работа мало напоминает энергосервис.

Основные причины недостатков видятся в следующих факторах:

  • Отсутствие нормативно-правовых основ, регулирующих энергосервисный контракт, в частности:
    • методических и нормативных материалов по получению экономии денежных средств при реализации энергосервисных проектов;
    • практики доказательного мониторинга экономии денежных средств после внедрения проектов;
    • правил бухгалтерской проводки получаемой экономии на систематической основе, ее дифференцированного учета и аккумуляции;
    • принятых и юридически обеспеченных правил по определению периода начисления экономии, определению базы сравнения;
    • механизмов преодоления хотя бы очевидных рисков, учитывающих специфику выполнения энергосервисных контрактов.
  • Отсутствие единой цели (мотивации) у участников процесса. Работа складывается по принципу нескольких «самостийных» команд.
  • Существующее методическое обеспечение не нацелено на выявление подлинности (верификации) экономии энергии.
  • Непривычность концепции энергосбережения для менталитета людей, принимающих финансовые решения.
  • Недостаток профессионалов в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности.

В результате трех лет действия закона «Об энерго-сбережении…» имеются единичные энергосервисные договоры, которые остаются в большинстве своем незаконченными или не полностью реализованными в финансовом плане. Подавляющее большинство этих договоров заключаются исключительно в добровольно-принудительном порядке.

Изменение законодательства

Для обеспечения единства целей всех заинтересованных сторон процесса следует особое внимание уделить разработке комплекса мер, в частности:

Необходимо энергосервисную деятельность уравнять в правах с другими видами подрядной деятельности. Для этого целесообразно:

  • в главе 30 Гражданского кодекса РФ ввести определение «договор энергосервиса», по аналогии с «договором энергоснабжения»;
  • В главе 37 Гражданского кодекса РФ ввести новый вид деятельности «энергосервисный подряд»;
  • В Бюджетном кодексе РФ указать, что энергосервисный подряд становится самостоятельным бюджетным процессом. В связи с этим статью 72 Бюджетного кодекса необходимо дополнить словами: «Главные распорядители бюджетных средств осуществляют планирование бюджетных ассигнований с учетом результатов энергосервисной деятельности бюджетных организаций на весь период действия энергосервисных контрактов (договоров) плюс один год дополнительно».

В энергосервисном договоре целесообразно предусмотреть следующие разделы:

  • Порядок передачи подрядчиком энергосервисного оборудования заказчику.
  • Обязанности сторон по обеспечению эффективного и надежного содержания энергосервисного оборудования.
  • Порядок распределения реализованной экономии.

На основании этих норм должны заключаться дополнительные соглашения, направленные на достижение единой мотивации у всех участников процесса.

Верификация данных о полученной экономии

Необходимо обеспечить достижение подлинности данных о полученной экономии энергии (топлива). Это особая категория информации, поскольку если подходить формально, то достигнутые сбережения энергии не могут быть фактически прямо измерены. Сбереженная энергия – это энергия, которая уже не потребляется.

В договор следует ввести раздел «Сопоставимость условий», с учетом приказа Минэкономразвития России № 591 2 , материалов международного протокола IPMVP и других руководящих документов. При этом следует избегать сравнения только по абсолютным (валовым) показателям, для чего использовать удельные показатели экономии и т.п.

Несомненно, одним из условий обеспечения подлинности данных о достигнутой экономии энергии (топлива) является создание демонстрационных объектов с проведением сертификации удельных показателей достигнутой экономии.

Необходима наработка законодательных инициатив по мере накопления практики договорных отношений. Основные направления здесь следующие:

  • Наличие юридически оформленных дополнительных документов (соглашений):
    • по распределению средств от экономии между всеми участниками контракта, с приоритетом возврата платежей по кредиту;
    • по форме участия заказчика в возврате платежей, в случае роста кредитной ставки, вызванной изменением Центробанком РФ ставки рефинансирования (пересмотр срока действия договора, суммы договора и т.п.).
  • При определении причин недостижения заявленной, но ранее подтвержденной экономии следует рассматривать и вариант возникновения форс-мажорных обстоятельств, пока энергосервисный подряд не будет реализовываться как «самостоятельная финансовая система».
  • Существенным фактором для минимизации рисков при заключении энергосервисного контракта для энергосервисной компании (потенциального инвестора) могло бы стать замораживание роста тарифов на энергоресурсы у заказчика на срок действия энергосервисного контракта (например, не более 5 лет).

Однако возникающие при этом последствия, связанные с механизмом компенсаций выпадающих доходов у энергоснабжающих организаций, требованиями к продукции и технологиям, являющимся предметом энергосервисных контрактов, а также механизмом определения (подтверждения) этих самых требований, потребуют комплексной нормативной и методологической проработки, включая отраслевую специфику объектов внедрения с участием заинтересованных министерств и ведомств (Минэкономразвития, Минэнерго, Минрегион, Минфин, Минпромторг, ФСТ, ФАС).

Опыт энергосервиса в России

Основной итог «энергосервисной двухлетки» – энергосервисный рынок сам себя не отрегулирует.

Только административными методами и локальными нормативно-правовыми актами привлекательность энергосервисной деятельности не сформировать.

Необходим комплексный подход к разработке и утверждению нормативно-правовых актов с обязательным привлечением представителей профессионального сообщества.

Самое обязательное нормативное требование – введение в бюджетную практику правила, разрешающего заказчику вносить в смету расходов ЭСКО затраты на эксплуатацию используемого энергосервисного оборудования в течение всего срока действия энергосервисного контракта.

Требуется разработка действенных механизмов мотивации для всех заинтересованных сторон энергосервисного контракта (в задачах Программы данный вывод можно сформулировать как необходимость «формирования механизмов стимулирования деятельности энергосервисных компаний»).

Предложения по развитию энергосбережения в России

Для дальнейшей поддержки государственной политики энергосбережения и повышения энергоэффективности российской экономики следует:

  • Сконцентрировать полномочия по формированию и реализации государственной политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках единого государственного органа, возложив на него соответствующие функции.
  • Разработать основные направления государственной политики энергосбережения страны.
  • Разработать методические указания по оценке резервов экономии по различным секторам экономики и оценке реальных возможностей энергосбережения.
  • На основе оценки резервов экономии по различным секторам экономики провести внеочередную корректировку региональных программ энергосбережения.
  • Внести необходимые изменения в принятые в целях реализации закона № 261-ФЗ нормативно-правовые акты с учетом существующей правоприменительной практики и для наиболее успешной реализации положений указанного закона.
  • Разработать комплекс мер по созданию действенного механизма функционирования и стимулирования деятельности в области энергосервиса.
  • Определить по федеральным округам базовые регионы по созданию региональных нормативно-правовых актов в области энергосбережения и реализации региональных программ с учетом экономических и климатических особенностей.
  • Разработать региональные нормативно-правовые акты по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
  • Создать рабочую группу по разработке дополнений в федеральное законодательство в области энергосбережения, направленных на обеспечение нормативно-правового регулирования и стимулирования деятельности в области энергосервиса.

2 Приказ Минэкономразвития России от 24 октября 2011 года № 591 «О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях».



Просмотров