В стране Выученных уроков.: Правоведение. Эссе

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Структура правовой нормы

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

1) Взгляды 2) идеалы 3) принципы 4) мировоззрение 5) ценности.

3

Ниже приведен перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.

1) достоверность результатов 2) образность 3) устремленность к поиску объективных знаний 4) эмоциональность 5) наглядность 6) творческая деятельность

Укажите эти две характеристики.

4

Укажите верные суждения о налогах.

1. Косвенные налоги выплачивают исключительно юридические лица.

2. Прямые налоги взимаются с доходов, собственности и определённых видов деятельности граждан и фирм.

3. Акциз - это основной вид прямых налогов.

4. В зависимости от использования налоги бывают общие и индивидуальные.

5. К местным налогам в Российской Федерации относится земельный налог.

5

Установите соответствие между условием трудового договора (обозначено буквами) и его видом (обозначено цифрами).

6

Государство Б является конфедерацией. Чем характерна конфедерация?

1. Это союз суверенных государств, созданный для осуществления конкретных совместных целей.

2. Конфедерация состоит из метрополии и колоний.

3. Субъекты конфедерации не могут иметь собственного законодательства.

4. В конфедерации отсутствуют общие законодательные органы и системы управления.

5. Конфедерация имеет общие для всех ее субъектов территории и государственную границу.

6. В конфедерации действуют общие для всех участников Конституция, законодательство, гражданство, финансовая система.

7

Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов.

2. Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса и предложения.

3. Предприятиям приходится решать проблему ограниченности ресурсов.

4. Производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей.

5. Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями и имуществом для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.

8

Установите соответствие между функциями и осуществляющими их банками.

9

В посёлке А. поставку продуктов питания в магазины осуществляет одно фермерское хозяйство, другие производители не представлены. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. рынок товаров

2. местный рынок

3. олигополия

4. рынок труда

5. избыток продукции

6. монополия

10

Во многонациональном городе был проведен социальный опрос. Респондентами выбирали 30-летних и 60-летних граждан. Они отвечали на вопрос «По Вашему мнению, каким должно быть поведение представителей различных этносов, проживающих на одной территории, чтобы предотвратить межнациональные конфликты?». Результаты опроса (в процентах от числа ответивших) представлены в диаграмме.

Проанализируйте полученную информацию. Какие выводы можно сделать на основании диаграммы?

1. Наибольший процент молодежи считает самым важным аспектом научиться находить общий язык.

2. Доля тех, кто считает, что для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо научиться понимать друг друга, среди 60-летних больше, чем среди 30-летних.

3. Одинаковые доли опрошенных из обеих групп считают, что для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо больше знать о культуре других этносов.

4. Наименьшие доли опрошенных в обеих группах не задумывались над поставленным вопросом.

5. Половина опрошенных 30-летних считает, что уважение к правам и свободам друг друга поможет предотвращать межнациональные конфликты.

11

Выберите верные суждения, которые характеризуют особенности социальных норм.

1. В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.

2. Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм.

3. Обычаи и традиции всегда закрепляются в законах.

4. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государства.

5. Правила поведения, основанные на представлениях общества о добре и зле, плохом и хорошем, называют корпоративными нормами.

6. В отличие от обычаев, нормы морали фиксируются в письменных источниках.

12

В стране Q было проведено социологическое исследование на предмет разделения обязанностей по домашней работе среди мужчин и женщин. Респондентам задавали вопросы: «Вы лично выполняете какую-либо работу по дому? Если да, то сколько времени это у Вас занимает?».

Результаты опроса (в процентах от числа опрошенных) приведены на диаграмме.

1. Пятая часть мужчин, принимавших участие в опросе, не выполняет работу по дому.

2. Среди женщин доля тех, у кого работа по дому занимает мало времени, больше доли тех, у кого работа по дому занимает много времени.

3. Равные доли мужчин и женщин затруднились ответить.

4. Больше трети опрошенных мужчин ответили, что работа по дому занимает много времени.

5. Среди женщин доля тех, кто затруднялся ответить, больше доли тех, кто не выполняет работу по дому.

13

Выберите верные суждения о государстве.

1. Государство обладает правом взимания налогов и сборов с населения.

2. Законы и полномочия государства распространяются только на его граждан, проживающих на определённой территории.

3. Наличие единственного государственного языка как средства общения.

4. Защита интересов отдельных групп и общественных слоев.

5. Верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешних отношениях.

14

Установите соответствие между функциями государственной власти и субъектами, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15

Конституция РФ предусматривает защиту прав и свобод человека и гражданина. Какие из приведенных прав относятся к социальным правам?

1. право избирать и быть избранным

2. право на охрану здоровья

3. право на предпринимательскую деятельность

4. право на образование

5. право участвовать в отправлении правосудия

6. право на благоприятную окружающую среду

16

Какие из приведённых ниже примеров иллюстрируют функционирование гражданского общества?

1. Министерство науки и образования объявило о проведении ученического конкурса «Знаток русского языка».

2. Большинство граждан страны являются приверженцами одной религии.

3. По всей стране граждане стали активными участниками выборов в органы местного самоуправления.

4. Органы ГИБДД провели лекции для студентов о важности соблюдения правил дорожного движения.

5. На собрании местных жителей небольшого городка было принято решение о благоустройстве пустыря и посадки там декоративных растений.

17

Установите соответствие между полномочием (обозначено буквами) и видом банков (обозначено цифрами) избирательной системы.

18

Общество является сложной системой. Какие его признаки позволяют сделать соответствующие выводы?

1. обособление от природы

2. способы взаимодействия людей

3. сохранение связи с природой

4. часть материального мира

5. наличие определенных традиций

6. иерархия социальных позиций

19

Будущие супруги, граждане РФ Незнайка и Ромашка обратились к нотариусу для заключения брачного договора. Найдите в приведенном ниже перечне положения, по причине которых нотариус отказал супругам в нотариальном удостоверении документа. Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) договор предусматривает режим раздельной собственности супругов

2) указаны права супругов в отношении будущих детей

3) определены обязанности жены по отношению к родителям мужа

4) зафиксировано место проживания супругов

5) Незнайка и Ромашка не зарегистрировали брак

6) названы способы участия Незнайки и Ромашки в доходах друг друга

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

Возникновение такой социальной общности, как ______ (А), связано с развитием капиталистических отношений. Современные ученые считают, что ключевым признаком этой общности является общность духовной культуры, важным элементом которой является национальное ______ (Б). Основными направлениями в развитии межнациональных отношений являются ______ (В) и дифференциация. Межнациональное сотрудничество может осуществляться в различных сферах: экономической, политической, ______ (Г), духовной. Причинами межнациональных ______ (Д) могут являться: бытовые предрассудки, территориальные споры, ______ (Е) на расовой и религиозной почве.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. интеграция

2. национализм

3. социальная

4. конфликты

5. дискриминация

6. гуманизация

8. традиция

9. самосознание

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Договор представляет собой важнейшее (помимо издаваемых нормативных актов) средство правового регулирования отношений между членами общества.

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении гражданских прав и обязанностей.

Договор определяется наличием ряда присущих ему черт. Заключение договора ведет к установлению юридической связи (правоотношения) между его участниками. Издаваемые нормативные правовые акты определяют правила поведения для широкого круга лиц. В отличие от этого заключение договора влечет возникновение конкретного отношения между двумя или несколькими субъектами. Договор служит созданию правовых связей между отдельными лицами, является инструментом установления таких связей.

Содержанием договорной связи является выполнение действий, ведущих к достижению целей участников договора, удовлетворению их экономических и иных интересов. Устанавливаемые на основе договора отношения выражаются в действиях лиц. Это могут быть, например, единичные действия по просмотру спектакля в театре или сдаче посетителем на хранение пальто в гардеробе института.

Целенаправленные действия субъектов могут носить сложный многозвенный характер, как, например, действия строительной организации в договоре подряда с заказчиком на строительство здания. Договор может предусматривать неоднократное повторение его участниками определенных взаимосвязанных действий: регулярную отгрузку предприятием хлебобулочных изделий в магазин и оплату последним их стоимости по договору на поставку товара, постоянное выполнение банком поручений клиента по договору банковского счета.

Договор не только создает юридическую взаимосвязь между субъектами, но также устанавливает требования к порядку и последовательности совершаемых ими необходимых действий.

Исполнение договоров в целом опирается на возможность принуждения со стороны судебных и иных государственных органов, что свойственно правовому регулированию в целом.

Таким образом, договор представляет собой соглашение двух или большего числа лиц об осуществлении целенаправленных взаимосвязанных действий и установлении регулирующих такие действия взаимных прав и обязанностей, исполнение которых обеспечивается мерами государственно организованного принуждения.

Сторонами (участниками) договора могут быть физические лица, обладающие дееспособностью, организации, являющиеся юридическими лицами, и иные субъекты права.

(Б.И. Пугинский)

Какое определение понятия «договор» дает автор? Какие черты (признаки) договора он выделяет?

Показать ответ

ИЛИ «соглашение двух или нескольких лиц об установлении гражданских прав и обязанностей»;

2) признаки, например:

Установление юридической связи (правоотношения) между его участниками;

Определение действий, ведущих к достижению целей участников договора;

Установление требования к порядку и последовательности необходимых действий

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) сходство:

исполнение и договоров, и нормативных актов опирается на возможность принуждения со стороны судебных и иных государственных органов;

2) отличие:

нормативные правовые акты определяют правила поведения для широкого круга лиц, а заключение договора влечет возникновение конкретного отношения между двумя или несколькими субъектами.

Какие виды действий могут стать содержанием договорных отношений? Укажите авторский и приведите собственный пример таких действий.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) виды действий:

Единичные действия;

Действия, носящие сложный многозвенный характер;

Неоднократно повторяющиеся действия;

Единичные действия по просмотру спектакля в театре или сдаче посетителем на хранение пальто в гардеробе института;

Многозвенные действия строительной организации в договоре подряда с заказчиком на строительство здания;

Регулярная отгрузка предприятием хлебобулочных изделий в магазин и оплата последним их стоимости по договору на поставку товара;

3) собственный пример, допустим:

регулярная оплата аренды квартиры арендатором согласно договору аренды.

Опираясь на полученные знания, приведите пример любого договора. Укажите его участников и отношения, которые договор регулирует, а также вытекающие из него права и обязанности сторон.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать элементы:

1) пример договора (например, брачный договор);

2) его участников (супруги);

3) отношения, которые договор регулирует (имущественные отношения);

4) права и обязанности сторон (имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения)

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах деятельности, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «активность человека, направленная на удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью»;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о видах деятельности, опирающейся на знания курса, например: «Существует много классификаций человеческой деятельности, в том числе выделение трех ее ведущих видов: труд, учение, игра»;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о видах деятельности. )

3) одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности, например: «Учение направлено на усвоение знаний, приобретение умений и навыков».

(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

Назовите любые два неценовых фактора спроса и проиллюстрируйте примерами действие каждого из них.

Показать ответ

В ответе могут быть названы и проиллюстрированы, например, следующие факторы:

1) Количество потребителей - например, в условиях международной торговли количество потребителей вырастает при продвижении товара на рынки других стран, что приводит к существенному росту спроса;

2) цены товаров-заменителей, например, телевизоры различных производителей, разные марки автомобилей, - рост цены на товары-заменители вызывает возрастание спроса на заменяемый товар, снижение цены на заменители приводит к сокращению спроса на этот товар;

3) ожидания потребителей - например, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости (соль, спички, мыло), поскольку покупатели боятся исчезновения их с прилавков;

4) цены дополняющих товаров, например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти, - если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот.

В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

1. Определение понятия ВВП - макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг.

2. Методы расчёта ВВП.

а) Расчет по доходам.

б) Расчёт по расходам.

3. Выражение ВВП.

а) Номинальный ВВП.

б) Реальный ВВП.

в) Национальная валюта, соотношение валют, валютная биржа.

4. ВВП и ВНП.

а) ВНП как основной показатель состояния экономики (до 1991 г.).

б) Значение показателя ВВП для страны.

5. Расчёт ВВП на душу населения.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Чем хуже Ваша логика, тем интереснее следствия, к которым она может привести». (Б. Рассел)

29.2. Экономика «Капитал - мёртвая производственная сила, которая, подобно вампиру, живёт только при всасывании живой рабочей силы, и живёт тем больше, тем больше труда она всасывает». (Карл Маркс)

29.3. Социология, социальная психология «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе». (Русская мудрость)

29.4. Политология «Не важно, как проголосовали, - важно, как подсчитали». (И. В. Сталин)

29.5. Правоведение «Да сильные ж в правах Бывают часто слепы.

У них на это свой устав:

Кто одолеет, тот и прав».

(Ж. Даламбер)

Удивительно, как точно Жан Ленор Даламбер - французский ученый-энциклопедист, механик, математик и философ-просветитель дает характеристику, правовому государству. Именно в государстве такого типа верховенство закона, словно аксиома в математике

Философ затрагивает очень важные темы, среди них: равенство граждан перед законом, принцип верховенства закона.

Данная тема актуальна и в наши дни. Большинство населения страны выступают за демократию, за равенство, за уничтожение такого сильного социального расслоения. Все жаждут одного: равноправия. Часто по телевидению журналисты говорят о том, что чиновника-N, его детей, жену, неважно кого, не посадили в тюрьму за преступление, а дали условный срок, тогда как обычные граждане не верят в правосудие, все понимают, у кого деньги, у того и сила. Принцип равенства - идеал современного общества. Закон должен выстраивать всех в одну линию, а не по росту, начиная с самых влиятельных.

Ж. Даламбер полагает, что истинное равенство граждан заключается, в первую очередь, в равенстве перед законом. Если все будут в одинаковых условиях, будут подчиняться единым законам, то справедливость восторжествует.

Я полностью солидарна с автором высказывания. Принцип равноправия — основополагающий принцип конституционного статуса личности, означающий юридическое равенство граждан перед законом и судом. Все люди равны между собой в принадлежащих им правах и свободах, а государство обеспечивает им равные права независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения и т.д. В современной истории России не может быть законов, которые бы давали привелегии определенным слоям общества(исключая особые категории граждан (недееспособные). Недаром говорят:"Закон один для всех".

Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина перед законом и судом, но это далеко не всегда так. Достаточно вспомнить "Оборонсервис", чтобы понять, насколько закон может быть не справедлив. Евгения Васильева обвинялась в хищении более 350 млн.руб, свою вину она отрицала, суду понадобилось около 10 месяцев, чтобы вынести приговор. Ее приговорили к 5 годам заключения в колонии общего режима. Однако, уже на 34 день Евгению Васильеву освободили по условно-досрочному освобождению. Естественно, все это вызвало волну критики, негодования. Ведь люди за менее тяжкие преступления годами добиваются УДО. "Разделение следствия и судопроизводства на два уровня — „элитное“ и „для всего остального народа“ — бьёт по авторитету судебно-правоохранительной системы и подрывает у граждан страны веру в справедливость», — прокомментировала событие Уполномоченный по правам человека в России Элла Памфилова. Где равноправие, где равенство, где демократия?

Конечно, предыдущая ситуация такого масштаба-редкость, но мы сами каждый день сталкиваемся с подобными событиями. На контрольных по физике мы получаем разноуровневые задачи: ученикам-отличникам - повышенный уровень, а остальным - средний. Для "среднячков" это нормальное явление, которое они оценивают положительно, а вот отличникам порой становится обидно, ведь их четверка сравнима с пятеркой среднего ученика, а они то могли тоже получить 5. На контрольных по экономике нас также рассаживают по рядам: 1 ряд для ребят со средними знаниями, 2 - для ребят с хорошими знаниями и 3 ряд для тех, кто обладает повышенным уровнем знаний. И у некоторых обучающихся есть страх, что их посадят вместо 2 или 3 на 1 ряд, тем самым демонстрируя их не очень высокий уровень успеваемости. Нельзя не отметить положительное влияние этого метода: есть стимул быть лучше, но в политике так невозможно. Если с точки зрения социологии, философии равенство не является основным решающим признаком, то в политологии принцип равенства - основополагающий.

В заключение хотелось бы сказать, что цивилизованное общество возможно лишь в случае неукоснительного выполнения, подчинения закону. Мы все - люди, все равны. Не должно быть никакой разницы между теми, кто правит и теми, кем правят. Только в этом случае возможно абсолютное верховенство и закона, и принципа равноправия. Однако, это уже явно высокоразвитое цивилизованное общество, которое, я думаю, невозможно, другими словами - высший разум, неосязаемая материя.

«Возможно, равенство – это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом» (О. Бальзак).

Возможно ли становление равенства? Одни видят в нём огромную пользу и уверены, что оно реально. Другие утверждают, что в условиях современного общества становление равенства невозможно.

Равенство – положение людей в обществе, обеспечивающее их одинаковое отношение к средствам производства, одинаковые политические и гражданские права, равноправие.

Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-либо делать.

Виды прав:
 личные;
 политические;
 социально-экономические;
 культурные.
Сущность данного высказывания О. Бальзака состоит в том, что равенство является правом, но общества, в котором все люди равны, не может существовать. Это высказывание актуально до сих пор, т. к. социальное неравенство является предметом изучения современных учёных-социологов.

Данное высказывание соответствует взглядам социалистов. Социализм - экономическая, социально-политическая система социального равенства, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества. Это высказывание также соответствует теории правового государства, по которой законы в равной степени относятся ко всем без исключений.

С позиций прагматизма, равенство является сильным социальным регулятором. Я считаю, что обществу, где господствует равноправие, и люди имеют одинаковый доступ к средствам производства, не грозят революции и социальные конфликты. В атмосфере всеобщего равенства не может возникать противоречий, а значит и столкновений. Тогда получается, что каждый человек должен стараться приблизить к данной модели государство, гражданином которого он является?

Но, с позиций экзистенциализма, все стремятся улучшить уровень своего существования. Из этого следует неравномерное распределение доходов, разным становится уровень влиятельности индивидов... Всё отражается на положении человека в обществе или же его социальном статусе. В зависимости от социальных статусов формируются социальные слои, образующие социальную стратификацию, главным принципом которой является социальное неравенство.

Это высказывание также подтверждается биологической точкой зрения. Люди рождаются уже неравными: каждый ребёнок обладает определёнными врождёнными способностями, отличающими его от других. Кроме того, истории известны случаи дискриминации людей по внешности – теория Гитлера о превосходстве арийской расы, конфликт «белых и чёрных» в Америке, где индейцам до сих пор запрещено выезжать из своих резерваций. В современности также существуют фашистские группировки, ставящие свою расу выше всех остальных.

Поэтому я считаю, что равенства никогда не было. Пусть в первобытном обществе люди и не отличались друг от друга ни материальным положением, ни наличием особых прав (отличия появляются лишь с возникновением земледелия и скотоводства), люди всё же различались и физической подготовкой, и личными качествами, а, следовательно, они имели разный доступ к ресурсам (добычу получит тот, кто сильнее и ловчее). В рабовладельческом обществе (по формационной теории К. Маркса) права, доходы и власть распределялись неравномерно: всё зависело от происхождения человека. То же происходило и в феодальном обществе, изменился только способ производства, и у крестьян по сравнению с рабами было больше прав (могли иметь своё хозяйство и средства производства, семью…). При капитализме начинали появляться признаки равноправия, но доступ к средствам производства всё же оставался разным. При социализме, провозглашённом в начале 20 века как общественный строй некоторых стран, равенства тоже не было. Так Декрет о земле, принятый в России в 1917 году привёл не к равенству, а к диктатуре рабоче-крестьянских масс и ущемлению прав дворянства и интеллигенции. Также небезызвестны жестокие репрессии (борьба с вредительством, «дело врачей», гонения на деятелей культуры и искусства), которые делали бесправными определённые слои общества. А сформировавшийся позже слой номенклатуры, пользовавшийся явными привилегиями и в доступе к средствам производства, и процветающее «телефонное право» окончательно опровергает существование равенства в СССР.

Следует согласиться с данным высказыванием О. Бальзака, что равенство является правом, но общества, в котором все люди равны, не может существовать. Равенство может предотвратить революции и социальные конфликты в обществе, но стремление людей повысить свой социальный статус, неравномерное распределение доходов и власти делают его нереальным. В современном мире дети ограничены в правах, существует неравенство между мужчиной и женщиной… Не смотря на то, что Конституция Российской Федерации утверждает, что все равны перед законом и судом (ст. 19), заголовки СМИ всё чаще пестрят фактами коррупции и несправедливости властей к «простым людям». Верить этому или нет – личное дело каждого, но может не зря В. И. Ленин говорил: «Равенство по закону не есть еще равенство в жизни»?..


Проблема равенства людей, которую поднял Оноре де Бальзак в своем высказывании, всегда была очень актуальна. Актуальна она и сейчас. Кроме того, социальное неравенство сейчас является предметом активного изучения учеными-социологами. Оноре де Бальзак говорит о том, что, с одной стороны, равенство - это право, то есть все имеют право быть равными. Действительно, все люди, независимо от их национальности, происхождения и т.д. имеют право на жизнь, на свободу, на свободу мысли, совести и вероисповедания и многое другое. С другой же стороны полное равенство никогда не наступит. Все люди имеют разные возможности, во-первых, от природы (например, мужчины, как правило, физически сильнее женщин; кто-то глухой, а у кого-то идеальный слух), во-вторых, в результате какой-то деятельности (один человек хорошо выполнял работу и получил повышение, а другой работу выполнял плохо и повышения не получил), в-третьих, от социального положения в обществе (полицейский имеет право проверять документы у граждан, а обычный человек - нет).

Я согласен с Оноре де Бальзком.

Я считаю, что все люди должны иметь право на равенство. Конечно, нельзя уравнять совершенно разных людей, например, в их физических возможностях. Но зато можно дать им равные права на жизнь, на свободу, сделать граждан одной страны равными перед законом. Не стоит также забывать, что каждый человек - это индивидуум, то есть он уже отличается от других людей своими качествами, способностями, внешними признаками, и равными все люди быть не могут. Можно представить, что все люди полностью равны. Может ли существовать общество, состоящее из совершенно одинаковых копий друг друга, одинаково мыслящих, занимающих одно и то же социальное положение? Нет, не может. В любом обществе есть социальная дифференциация, она существовала еще с зарождения человечества и будет существовать, если только людей не начнут штамповать, как на заводе.

Если бы в таком обществе был хотя бы один "руководитель", вполне возможно, что оно было бы реально, иначе в нем бы происходил хаос. Но это опять-таки социальная дифференциация, главный человек не будет равным с остальными.

Таким образом, Оноре де Бальзак был прав, говоря, что равенство - это право, но полностью равенство никогда не наступит, а все люди никогда не станут абсолютно равными.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-12-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Эссе по высказыванию французского лексикографа П.Буаста "Самый бедный - это тот,кто не умеет пользоваться тем,чем располагает"
  1. Раскрытие смысла афоризма
  2. Формулировка тезисов
  3. Тезисы
  4. Аргументы

а) теоретический уровень

б) обыденный уровень

Ваша оценка -5 баллов

Предложите ваши варранты.



Справедливость отнюдь не создана законом, наоборот, закон всегда есть истолкование и воплощение справедливости.

Речь идет о соотношении таких понятий как закон и справедливость.

Закон – это писаное правило поведения, установленное государством в особом порядке и обязательное для всех. В случае его нарушения государство использует меры государственного принуждения.

В чем смысл любого закона, исходя из этого определения?

В том, что только государство определяет, что можно, а что нельзя делать, устанавливает степень свободы для человека.

По этой теории, у людей нет никаких естественных прав, все им даровано. Например, когда при Сталине целые народы назывались «народами –предателями» и выселялись из родных мест, то это было справедливо, т.к это было записано в законе. Конечно же, нет!

По отношению к нормам право это означает следующее. Люди постоянно взаимодействуют. В процессе взаимодействия сталкиваются интересы людей. Для урегулирования отношений люди вырабатывают социальные нормы, одной из форм которых и будет закон. Главный основополагающий принцип: хочешь, чтоб соблюдали твои интересы - уважай интересы других. Для большинства это и есть справедливость, которая используется в смысле «нормальность, правильность, истинность». Значит, если закон выражает потребности общества, вытекает из необходимости защищать свободы, то он справедлив.

Например, в начале 20 века чистого воздуха в городах хватало, и предприниматели могли строить где угодно и сколько угодно заводов. В наше время проблема сохранения окружающей среды стоит очень остро. Поэтому появляется экологическое законодательство, которое заставляет предпринимателей ставить очистные сооружения. Закон говорит: «Хочешь зарабатывать (Предпринимателю) – позаботься о том, чтобы твое желание не нарушало права других (жителей городов)» В этом случае закон будет истолковывать и воплощать справедливость.

Справедливо будет наказывать преступников и защищать добропорядочных граждан……………..

Поэтому, я считаю, что если закон становится «правильным», справедливым, когда рождается из интересов людей, из необходимости разрешит конфликты, защищает основные ценности гуманизма.

Собственная позиция

Аргументы

(теоретический уровень)

Аргументы обыденный уровень

Итоговая оценка

Лучшие законы бессильны, если люди никуда не годятся.


  1. Раскрытие смысла афоризма
  2. Формулировка тезисов
  3. Формулировка собственной позиции
  4. Наличие обществоведческих понятий по экономике
  5. Тезисы
  6. Аргументы

а) теоретический уровень

б) обыденный уровень

Ваша оценка -5 баллов

Предложите ваши варранты.


Я согласен с этим высказыванием.

Что такое закон? Это обязательное правило поведения, установленное государством. Закон стремится создать порядок в обществе, справедливость и границы поведения личности. Для того, чтобы граждане его выполняли, государство вправе применять к ним насилие - санкции.

Но сила закона - это внешний регулятор поведения. Страх человека перед наказанием может остановить от совершения правонарушений, но может побудить и искать лазейку в законе, или, если наказание кажется не слишком суровым, игнорировать закон.

НАПРИМЕР

- предприниматель, не желая уменьшать свою прибыль, может не платить налоги, скрывая часть доходов

- или владелец завода может не устанавливать очистные сооружения, считая, что штрафы гораздо меньше, чем полученная прибыль

- или проезд без билета на транспорте

- или распитие несовершеннолетними спиртных напитков, так как штраф за это административное нарушение составляет небольшую сумму……

Закон не предусматривает все жизненные ситуации и оказывается бессильным перед аморальным человеком.

Что же может побудить предпринимателя платить налоги, ставить очистные сооружения и тд…

Люди должны осознавать необходимость подчинения закону не из страха перед государственным наказанием, а из внутренней убежденности в справедливости закона и необходимости порядка.

Владелец фирмы стает выплачивать налоги добровольно, так как уверен что они обеспечивают нужды общества: образование, медицину, социальные программы.

Представитель власти не будет брать взятку, чувствуя ответственность за страну, за порученное ему дело, если у него не искажены понятия добра и зла.

Человек не украдет, так как считает неприемлимым для себя брать чужое.

Стыд и совесть – это те элементы внутреннего контроля, которые остановят человека от беззаконных действий.



Просмотров