Информационно-образовательный портал. «Главное – это жизни людей»

27 декабря отмечается День спасателя Российской Федерации. Профессиональный праздник тех, кто, не раздумывая, пойдёт на помощь человеку в любое время дня и ночи, тех, кто, по роду своей деятельности и по призванию своего сердца, является спасателем. Поиск пропавших туристов, водолазные работы на морской акватории и реках Приморского края, ликвидация последствий ЧС, дорожно-транспортных происшествий и другие работы - дело спасателей.

В преддверии профессионального праздника мы поговорили с начальником Приморской краевой поисково-спасательной службы Александром Юрьевичем Мартыновым о спасательном деле.

Александр Юрьевич, примите поздравления с профессиональным праздником. Вы возглавляете Приморскую краевую поисково-спасательную службу более 10 лет. С чего всё начиналось?

Спасибо за поздравления! Свое летоисчисление Приморская краевая поисково-спасательная служба ведет с 1975 года, когда для оказания помощи туристам и туристическим группам в удаленных районах Приморья была образована контрольно-спасательная служба. 21 октября 1992 года на базе контрольно-спасательной службы Приморской краевой туристско-экскурсионной фирмы «Приморсктурист» была образована Дальневосточная региональная поисково-спасательная служба. В октябре 2001 года Приморская краевая поисково-спасательная служба была подчинена Администрации Приморского края. А с 2006 года наша служба входит в структуру государственного казённого учреждения Приморского края по пожарной безопасности, делам гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Для того чтобы стать спасателем надо закончить специальные курсы? Есть ли в нашем регионе учебно-тренировочный центр, где необходимо пройти медицинскую, физическую и специальную подготовку?

В законе «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» сказано, что к непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее общее образование, прошедшие профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ.

Первоначальное обучение спасателей, может проводиться как в составе своих формирований, так и на базе образовательных учреждений МЧС России. В нашем регионе обучение по программе первоначальной подготовки спасателя можно пройти на факультете дополнительного профессионального обучения Дальневосточной пожарно-спасательной академии в городе Артёме и в Учебном центре подготовки спасателей ДВРПСО МЧС России в городе Хабаровск.

Спасатели должны обладать физической силой, выносливостью. Быть морально подготовленными к любой нештатной ситуации. Это кропотливый и упорный труд, постоянное совершенствование своих знаний и умений. Как в повседневной деятельности вы совершенствуете свои навыки?

Спасатель кроме хорошей физической подготовки, должен уметь работать с инструментами и оборудованием, ориентироваться и выживать в природной среде, иметь навыки управления различными транспортными средствами, быть психологом в общении с людьми.

Для совершенствования уровня специальной, медицинской, психологической подготовки, поддержания себя в физической форме, необходимой для оказания помощи терпящему бедствие человеку, организуется и проводится профессиональная подготовка спасателей в период их дежурств (теоретические занятия) или в составе формирования во время проведения учебно-тренировочных сборов.

Одно из самых важных правил - это выполнить свою работу безопасно для себя, окружающих, природы, не усугубить и помочь. При проведении сборов по водной, горной, водолазной, десантной подготовке основное внимание уделяется на безопасность проведения работ - прежде всего, надо уметь сохранить свою жизнь, чтобы потом сохранить жизнь человеку, который нуждается в помощи. При этом нужно быть в постоянной готовности к возникновению нештатной ситуации. Совладаешь с собой - не допустишь выхода ситуации из-под контроля. Самое главное - это самообладание и уверенность в себе. Уверенность приходит с опытом, а для этого надо учиться, в том числе и на ошибках, как чужих, так и своих.

Известно, что большинство российских спасателей владеют сразу несколькими специальностями, например - водолаза, десантника. Какова спасательская специализация приморских спасателей?

Раз в три года проводится периодическая аттестация спасателей. Чтобы повысить свой класс, нужно иметь не только отличные физические данные и отменные знания, но и приобретать навыки новых профессий, связанных с безопасностью: стропальщик, электрик, сварщик, взрывотехник, водолаз, промышленный альпинист, водитель. В нашей поисково-спасательной службе 48 спасателей, которые владеют специальностями: водолаза, десантника, стропальщика, газодымозащитника, промышленного альпинизма, владеют навыками управления маломерным судном и являются водителями категорий С, Д, Е.

- Есть ли романтика в работе спасателя?

Конечно, есть! Но так как человек по своему индивидуален, то, наверное, и романтика у каждого своя. К нам приходят работать молодые ребята, некоторые из них с детства мечтали работать спасателями. Хорошо, если выбор профессии их не разочарует. Они представляют себя героями, думают, что сразу будут спасать людей, а начинается рабочая рутина, где героики очень мало, а очень много физического труда, пота и бытовых трудностей.

Но все-таки есть и определенная романтика в работе спасателя, и это уже гораздо больше, чем просто уважение к собственной профессии. Может быть, именно благодаря этой романтике они и готовы отправляться в любое время суток на проведение спасательных работ. Однако, далеко не каждому дано стать спасателем и главное получать удовольствие от этой работы.

- Что самое трудное в работе?

Это когда заранее знаешь, что помощь оказывать уже некому, и нужно будет извлекать погибших людей. Вот это, пожалуй, самое трудное - когда умирают люди, когда спасти человеческую жизнь не удается.

Самое главное в спасательном деле - понимать, что ты просто должен выполнять свою работу и не ждать благодарности от спасённых. Вам близко это мнение?

- Основным принципом деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей являются принцип гуманизма и милосердия, а милосердный человек не ждет благодарности за свои деяния. Поэтому данное выражение - это неписаный закон для спасателей, традиция, которой они следуют.

- Есть ли текучка в коллективе?

Небольшая. За два последних года уволилось четыре спасателя, а после службы в вооружённых силах России вернулось двое.

- Как для вашей службы прошёл 2016 год?

Год для службы выдался непростым. Спасатели Приморской краевой поисково-спасательной службы провели свыше 120 поисково-спасательных операций, в ходе которых спасено 182 человека, более трёх тысяч человек получили нашу помощь. Отдельные спасатели свыше 300 часов отработали на поисково-спасательных работах.

Спасатели принимали участие в ликвидации последствий ЧС в Кавалеровском, Чугуевском и Красноармейском районах Приморского края, вызванной тайфуном «Лайонрок». В ходе проведения поисково-спасательных и других неотложных работ было спасено 147 человек. Мы оказывали всевозможную помощь людям. До сих пор спасатели проводят неотложные работы по ликвидации чрезвычайной ситуации в посёлке Светлая.

- Спасибо за интервью.

Фото из архива Приморской краевой поисково-спасательной службы

Александр Попов, анестезиолог-реаниматолог, сотрудник отряда «Центроспас» МЧС России из Москвы, является одним из разработчиков системы авиационно-медицинской эвакуации в системе МЧС. На своих руках вынес 16 детей во время трагедии в Беслане.

«Когда я узнал о том, что меня МЧС признало лучшим врачом года, было, конечно, очень приятно. Но я считаю, что это не моя победа, а всего нашего дружного коллектива. Всей медслужбы отряда «Центроспас». Врачи, сестры, инженеры - все вместе мы делаем свое важное дело. Я не люблю громких пафосных слов, но я хочу сказать, что все мы действительно работаем в команде».


Об аэромобильном госпитале

Наша медицинская служба занимается ликвидацией медико-санитарных последствий ЧС и проведением медицинской эвакуации пострадавших из зоны ЧС. Одним из переломных моментов в развитии нашей службы стали события в Беслане в 2004 году. Десятки раненных людей нуждались в скорейшей эвакуации в другие специализированные учреждения. Тогда внутри самолета Ил-76 пришлось выстилать матрасы, над ними устанавливать капельницы и таким образом перевозить пострадавших.

О Беслане

Сентябрь 2004. Беслан. Во время освобождения заложников наша группа спасателей «Центроспаса» вынесла более 180 человек из школы, я вынес на руках 16 детей. Почти трое суток, днем и ночью боевики держали под прицелом автоматов ребятишек, среди которых было множество совсем маленьких детей, даже младенцев-грудничков, которых мамы, провожая старших детей, взяли с собой на праздник 1 сентября. Людей на корточках собрали в спортивном зале - не менее 1300 человек. После переговоров, на третьи сутки, боевики разрешили нам забрать убитых. Двух моих коллег убили сразу, трое получили ранения… Мы заходили в школу со стороны мастерских. Длинный коридор. Эти метры казались бесконечными. Сначала они пускали нас внутрь, во двор школы, а потом начиналась охота. Три раза я чувствовал, что в прицел попадал, но, слава богу, пронесло. До сих пор помню, как вытаскивал из этого ада маленькую девочку. Она меня по щеке гладила все время и говорила: «Вы наш, вы хороший, вы так не ругаетесь, как они». Я ей говорю: «Наш - наш, руки только спрячь». Мы помогали пострадавшим, оказывали первую помощь - я накладывал жгуты, обезболивал, делал перевязки. Дальше отправляли санитарным транспортом в госпиталь. В Аэромобильном госпитале МЧС России медицинскую помощь получили 235 пострадавших, по неотложным показаниям сделано 4 операции. Всех пострадавших мы вывозили в различные медицинские центры федерального подчинения.

Об эвакуации

Эта ситуация и привела к пониманию того, что нужны специальные медицинские системы транспортировки. Нужны были мобильные медицинские модули, чтобы создать на борту целое реанимационное отделение. В 2008 году по распоряжению Сергея Шойгу была создана межведомственная комиссия из врачей нашего отряда, инженеров Казанского вертолетного завода ЗАО «Заречье» и специалистов из ВЦМК «Защита». На Казанском вертолетном заводе было создано два варианта медицинских модулей: двухместный для вертолета МИ-8 на шесть тяжелых пострадавших - и четырехместный для самолета ИЛ-76. По его оси можно разместить до пяти модулей и вывезти 20 человек! Эти модули позволяли перевозить крайне тяжелых больных, что было ранее невозможно. Мои коллеги, Игорь Якиревич, Алексей Сальников и я, как члены летно-испытательной бригады, непосредственно участвовали в испытательных полетах на Ил-76, Ми-8, Ан-148 и Ка-226. Был сформирован пакет документов, пройдена сертификация и получен допуск к полетам. Сейчас наш воздушный госпиталь может отправиться на помощь в любую точку планеты. Больной во время взлета и посадки жестко фиксируется по авиационным правилам. За границей воздушные суда стационарно оборудованы для медицинских целей, а у нас вертолеты и самолеты многоцелевого использования. Это намного экономичнее и практичнее.

О «Хромой лощади»

Модули помогли нам спасти жизни 45 человек после страшного пожара в пермском ночном клубе «Хромая лошадь». Мы прибыли в Пермь утром, провели медицинскую сортировку, установили очередность доставки обожженных на борт. Наша задача заключалась в доставке пострадавших в специализированные клиники Москвы и Санкт-Петербурга. Всего было совершено пять вылетов, за двое суток мы вывезли 49 человек. Такого до нас в мире не делал никто. Мы вывезли за один рейс 17 человек, находившихся на искусственной вентиляции легких. Сейчас мы успешно перевозим пострадавших с ожогами 60-70% кожи. Как-то мы перевозили ребенка из Чечни. Во время детских игр в руках у него взорвалась бутылка с бензином. Он получил тяжелые ожоги 70% кожи. Мы его доставили в Нижний Новгород, где мальчишку удалось спасти.

О плазмаферезе

Землетрясение в Пакистане. Октябрь 2005 года. В госпиталь из завала спасатели принесли 14-летнего мальчика. Мы решали, оставить его ноги или ампутировать. Время сдавливания ног пострадавшего - более двух суток, но кости целы. КРАШ-синдром или синдром длительного сдавливания характеризуется тем, что в зажатых органах длительное время не циркулирует кровь. После того, как пострадавшего достают из завалов, в его организм резко поступают токсины, продукты распада, что вызывает острую почечную недостаточность и гибель. Мы разработали методику лечения синдрома длительного сдавливания непосредственно в зоне ЧС, силами аэромобильного госпиталя. Мы попробовали провести плазмаферез - очистку крови от токсинов. Когда мальчику мы стали фильтровать кровь через мембрану, первая партия содержавшей токсины плазмы была коричнево-бурая. Но мы продолжали, и профильтровали весь объем за двое суток. На третий день у ребенка исчезла боль, стали сгибаться ноги. На следующее утро, когда ему разрешили встать, он сначала долго сидел, а потом резко вскочил и выбежал на улицу. Потом вернулся, и упал перед нами на колени. Вот так мы спасли ему ноги. А ведь по законам военно-полевой хирургии их надо было ампутировать.

Об операции

Во время миротворческой операции в Южной Осетии госпиталь был развернут в городе Цхинвал, работали в круглосуточном режиме. Привезли несколько раненых, я обратил внимание на то, что у одного правое плечо гораздо больше левого. При осмотре на операционном столе оказалось, что в плече у солдата застрял неразорвавшийся снаряд от гранатомета, и при операции в любую секунду может произойти взрыв. Всех женщин-медиков, бывших в операционной, убрали сразу же. Остались только мужчины. Мы попросили наших ребят, чтобы нам бронежилеты и каски принесли на всякий случай. А в этот момент на территории медицинского лагеря около нашего модуля, где мы оперировали, министр Шойгу общался с журналистами. И он сказал: «Мои работают, я здесь останусь». И пока операция шла, министр был с нами с той стороны палатки. Операция прошла успешно. После операции его и еще одного бойца мы эвакуировали с медсестрой Д. Кабуловой в тыл в Джаву. Оттуда его на вертолете переправили во Владикавказ. Руку ему спасли полностью…»

Новосибирск нельзя понять, Новосибирск нужно пережить, желательно не оставшись при этом калекой. Плыть по течению жизни, огибая своим телом Бугринские мосты и пьедесталы для селфи на рельсах, приковав себя наручниками к спокойствию, тоже не получится, ведь сибирское спокойствие чревато смертью от переутомления. Поэтому мы живем порой слишком опасно, как и подобает сказочным героям, не знающим запаха смерти. Пережить приключения и испытания нам помогают спасатели, которые держат тела людей, словно дрожащих бабочек, в ладонях, укрывая их от сильных порывов реальности и беззаботных мечтаний. Мы поговорили с сотрудником муниципальной аварийно-спасательной службы Ильей Сапроненко , чтобы узнать о всех тонкостях работы спасателя.

О работе

Спасатель МАСС — это те же спасатели МЧС, только без льгот. Это кропотливый и упорный труд, постоянное совершенствование своих знаний и умений, ибо цена наших знаний и умений — жизнь человека. У нас эти слова даже в клятве есть, которую мы произносим на присяге.

Новосибирск — это мегаполис, где люди попадают в различные ситуации. Мы достаем людей, как из колодцев теплотрассы, так и из-под обломков зданий, искореженных автомобилей, с крутых склонов.

У спасателей принято не запоминать выезды, чтобы не накручивать себе потом рабочие моменты, смешных случаев никогда не было, если нас вызвали, значит для кого-то приключилась беда.

Самые распространенные летние ситуации — это конечно, переоценка своих сил на воде. У нас каждый день кого-то спасают из воды. К сожалению иногда пострадавшие и тонут.

Советы на случай происшествий

Мы же русские и не можем пройти мимо беды, но иногда гражданские герои, пытаясь помочь, только вредят человеку, особо это выражено при ДТП, когда начинают тянуть из машины пострадавших как за руки так и за ноги, а у пострадавших могут быть травмы позвоночника и после такой помощи — все, инвалидное кресло. Героям только кровотечение остановить нужно и незамедлительно вызвать скорую и на по номеру 051 или 231-06-49.

То же самое при падениях, гражданские плохо понимаю характеристики травм, поэтому лучше им просто побыть с человеком и ни в коем случае не дергать пострадавших.

Взрослые стали более безответственные, все в своих делах, не следят, дети же познают мир им хочется все попробовать, пощупать. Главное родителям уяснить, что сетка — это не безопасно , закрывайте окна и следите за своими малышами, тогда в Новосибирске не будет случаев падения детей из окон многоэтажек.

Свидетелям попытки суицида лучше просто попытаться поговорить с человеком.

Нельзя допустить того, чтобы он отвернулся от вас, ведь главное — дать понять человеку, что он не один. Поговорите, узнайте как зовут, что толкнуло на такой поступок, иногда человеку просто надо, чтобы кто-то его выслушал, выговориться. И, конечно, незамедлительно сообщите нам об инциденте.

Как стать спасателем

Наверное, спасателями не становятся, а рождаются. Многое зависит от правильного воспитания родителей, ведь главная черта спасателя — это способность пожертвовать собой ради другого человека. Способность быстро реагировать на меняющиеся условия, так как все бегут из очага поражения, а спасатели идут туда, чтобы оказать помощь. Никто, кроме нас ее не окажет. Берегите себя и своих близких, а если вы попали в беду или стали очевидцем, то незамедлительно сообщите нам. С уважением, ваши Спасатели МАСС.
















Каждое утро мы встаем и идем на работу… Кто в офис, кто на завод, а кто садиться за руль автомобиля и колесит сутками по городу. Чем интересна каждая профессия? Какие трудности, и какие радости она несет?

Рубрика «Один день из…» создана специально для того, чтобы приоткрыть завесу тайны каждой профессии всего на один день. Мы расскажем вам об обычном дне обычных ярославцев. А вот чем они с нами поделятся - читайте далее...

Завершая цикл репортажей о «слугах государевых», мы не могли пройти мимо одной из самых опасных, а вместе с тем, героических профессий – пожарных . Для освещения трудовых будней «огнеборцев» руководство ГУ МЧС России по Ярославской области (МЧС 2013) любезно позволило (приказ МЧС) нам провести один день вместе с сотрудниками спецчасти №24 (далее СЧ-24, прим. автора), которая, к слову, является самой крупной и задействованной на территории региона.

Сотрудники СЧ-24 регулярно принимают участие в тушении крупных пожаров, аварийно-спасательных работах и ликвидации последствий ЧС не только в Ярославской области, но и в границах других субъектов Российской Федерации. За примерами далеко ходить не надо, командировки в Крымск, Московскую область и др. лучше всего отражают уровень доверия к СЧ-24.

Командировки в Крымск, Московскую область и др. лучше всего отражают уровень доверия к СЧ-24.

Штат вышеуказанного подразделения насчитывает четыре караула , которые несут службу по графику «сутки через трое», все пожарные (МЧС пожарная) - аттестованные сотрудники при погонах.

Рабочий день пожарных начинается в 8:00, отправной точкой заступления на службу является развод личного состава и смена караула (прием/сдача техники, заполнение служебной документации, доклад начальнику о результатах дежурства).

]]>

Сегодняшнее утро для наших героев началось далеко не гладко, На пульт диспетчера, который поддерживает постоянную связь с пожарными, как на территории части, так и в ходе выездов, поступило сообщение о возгорании одного из бревенчатых срубов в одном из частных секторов Ярославского района, куда мы и отправились с «огнеборцами».

Одно из важных качеств пожарного – искреннее желание помогать людям, спасать жизни. Ради денег в МЧС никто не идет.

Пожары делятся на категории по степени сложности , априори, после поступления сигнала о происшествии пожару присвается первая степень, далее в порядке возростания «1-БИС» (промежуточная между 1-ой и 2-ой), 2 ранг, 3 ранг. В зависимости от этого, учитывая территориальное расположение места происшествия, формируется состав высылаемых сил и средств.

]]>

О том, как проходит тушение пожара поэтапно нам рассказал заместитель командира СЧ-24 майор Макаров Сергей Николаевич: «Первым этапом тушения пожара считается разведка и оценка обстановки. Проведение этого комплекса мероприятий начинается с момента поступления сигнала на пульт диспетчера. Исходя из района происшествия, формируется вывод о наличии/отсутствии водоисточников, необходимых для заправки цистерн, ведь в ходе тушения пожара необходимо бесперебойное обеспечение расчета водой. Для примера, на территории региона существуют районы, где водоисточников нет вовсе, в этом случае выделяется (выделяются) дополнительные автоцистерны, которые меняют друг друга на месте происшествия. По прибытию начальник караула оценивает обстановку и устанавливает степень опасности пожара в соответствие с рангами, при тушении необходимо руководствоваться техникой безопасности, рисковать жизнями людей нельзя.

Затем, расчет производит развертывание сил и средств и приступает к ликвидации очага возгорания. После этого сотрудники надзорной деятельности и работники испытательно-пожарной лаборатории устанавливают причину пожара» .

На деле все происходит именно так, как нам рассказал Сергей Николаевич. Важнейшим условием работы «огнеборцев» является оперативность и слаженность действий.]]>
]]>
Зачастую, именно от этого зависят человеческие жизни и сохранность имущества. Поэтому для пожарных предусмотрен комплекс нормативов, к примеру, время от получения указания о выезде до выезда экипажа из бокса должно составлять 40 секунд на «отлично». Эта цифра фиксирована для любого времени суток, за такой промежуток времени сотрудник должен одеть боевую одежду и снаряжение, спуститься по шесту в шахте лифта (как в голливудских фильмах) и сесть в пожарную машину. Нормативы сотрудники МЧС сдают ежеквартально, тем самым подтверждая свою квалификацию и отрабатывая необходимые для работы навыки до автоматизма.

К слову, об автопарке СЧ-24 , его представляет полный спектр автотехники, необходимой для тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий ЧС. Для работы в многоэтажных квартирных домах предусмотрены два автомобиля на базе «КамАЗ» (лестница одного из них рассчитана на подъем до 9-ого этажа, второго – до 16-ого). Также, в автопарке представлен аварийно-спасательный автомобиль (часто используется при выездах на ДТП), оснащенный по последним технологиям, пожарный автомобиль на базе «КамАЗ» (среди его оборудование присутствует пожарный ствол, управляемый из кабины с помощью пульта), автоцистерна повышенной емкости на базе «МАЗ-543М», дозиметрическая лаборатория на базе автомобиля «УАЗ» (на случай работ в условиях радиационной и химической опасности).

]]>

]]>

Если коснуться бытовых условий службы наших героев, то СЧ-24 оборудована всем необходимым для быта, досуга и отдыха пожарного караула . Начальник части Мирошин Анатолий Петрович провел для нас небольшую экскурсию по помещениям здания, в нем присутствуют кухня, комната психологической разгрузки (досуга), душевая, помещения для отдыха личного состава караула и многое другое.

]]>

]]>

Мы пообщались не только с руководством части, в кулуарах рядовые сотрудники рассказали о своих тяжелых буднях . По их словам одно из важных качеств пожарного – искреннее желание помогать людям, спасать жизни . Ради денег в МЧС никто не идет. Также, большую роль играет, так называемое «пожарное братство». В тяжелых и опасных условиях, как никогда важно, надежное плечо товарища. Стоит признать, что коллектив СЧ-24 действительно очень сплоченный и дружный , «огнеборцы» дружит семьями, отмечают дни рождения. Особый интерес представляют «приметы пожарного» .

]]>

Так, суеверия многих из сотрудников гласят о том, что лучше не бриться перед дежурством (иначе, ждет трудный выезд), не стирать одежду перед заступлением в караул (иначе, обязательно испачкаешься, естественно на пожаре), нельзя «каркать» (один из сотрудников периодически произносит фразу: «Что-то скучно стало». По словам его товарищей это неминуемо приводит к скорому выезду на пожар).

Время от получения указания о выезде до выезда экипажа из бокса должно составлять 40 секунд.

Зарплата сотрудников (она складывается по формуле: оклад по званию+оклад по должности+оклад за выслугу лет+ежемесячная премия 25% от общего оклада) устраивает, после переаттестации, как и во всех госслужбах она выросла. Но пожарные напоминают, в очередной раз, что главное в их работе – это желание помогать людям!

Подводя итоги, хочется поблагодарить сотрудников СЧ-24, ГУ МЧС России по Ярославской области и всех пожарных региона за профессионализм, отличную подготовку и стремление помогать ближним.

Должны ли пожарные снимать кошек с деревьев? В каких случаях они помогают вскрывать двери? Приедут ли спасатели на вызов об обнаруженной в квартире змее? Хватает ли длины автолестниц, чтобы дотянуться до верхних этажей самых высоких зданий? Могу ли пожарные передвигать мешающие им машины?..
Пару недель назад вместе с коллегами из других изданий пообщался с начальником зеленоградского управления МЧС Евгением Алаевым. Прямо скажем, некоторые темы обсуждались на встрече с ним не в первый раз, но с другой стороны, получилась неплохая подборка часто задаваемых вопросов по работе сотрудников МЧС, которую я и решил опубликовать в формате интервью. Думаю, это будет интересно не только жителям Зеленограда, так как многие темы не имеют географической привзяки.

«ЖИЛИЩНИКИ» ОБЛЕГЧИЛИ РАБОТУ ПОЖАРНЫМ

— Начнем со статистики за прошлый год. В 2017 году произошел 101 пожар, на котором, к сожалению, погибло два человека и пострадали 13 человек. Пожары принесли материальный ущерб на сумму более 12 млн рублей. Но по сравнению с 2016 годом произошло снижение количества пожаров на семь случаев. Количество погибших осталось на том же уровне, пострадавших — сократилось на одного человека. Все погибшие были в конце года, оба пожара случились в жилом секторе, в квартирах. В обоих случаях причиной пожара стало неосторожное обращение с огнем, в одном из них — при курении.

— А что чаще всего служит причиной пожаров в Зеленограде?
— Вообще, неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении и в состоянии алкогольного опьянения, — одна из самых частых причин возникновения пожаров в Зеленограде. В прошлом году было 35 таких случаев. При этом пожаров из-за технической неисправности электросети случилось 39, из-за технической неисправности транспортных средств — 11, из-за поджогов — 6.

— На какие еще цифры обратите внимание?
— Значительно снизилось количество загораний. Если при пожарах причиняется материальный ущерб, то загорания — это случаи, в которых ущерб не причинен, — например, горение мусора, травы или торфа. В 2016 году у нас было 386 загораний, в 2017-м стало 204. Это сокращение на 47%. Мы связываем этот результат прежде всего с тем, что «Жилищники» и управы районов наладили работу по вывозу мусора и очистке мусорокамер от его остатков. И, конечно, с профилактическими мероприятиями — встречами с населением, встречами с детьми. Мы сейчас организуем экскурсии в пожарные части, проводим конкурсы, в виде игры преподносим, объясняем детям, как надо вести себя в определенной ситуации. И делаем упор на то, чтобы они потом занимались с родителями. Дети иногда подробнее любого взрослого объяснят, что нужно делать.
К сожалению, у нас были погибшие на воде. На Быковом болоте рыбак упал в воду — стало плохо с сердцем — и захлебнулся. Это несчастный случай. Там неохраняемая зона отдыха без купания. На водоемах с пляжами все прошло нормально — погибших не было. Конечно, надо отметить, что прошлое лето было не самым жарким по сравнению с 2016 годом.

По чрезвычайным ситуациям. Все помнят майские и июньские грозы, проливные дожди, поваленные деревья. Ветер действительно был ураганный. Чрезвычайная ситуация эта показала, что природа сильнее человека, но мы справились с этой проблемой. И совместно с другими службами сделали все возможное, чтобы в кратчайшие сроки ликвидировать все последствия — в основном, занимались уборкой поваленных деревьев.
Зоной подтопления Зеленоград не является. Маленькие подтопления в низменностях у нас были, но вода уходила, скажем так, в положенный срок — подтоплений домов допущено не было.

ОДНАЖДЫ СПАСЛИ НА ПОЖАРЕ ПИТОНА

— В прошлом году происходили сильные подтопления на 2-м Западном проезде, где вода заливала всю дорогу, лишая людей возможности выбраться с расположенных там предприятий. Каково участие МЧС в таких ситуациях? Есть ли какой-то регламент, в котором сказано, на сколько сантиметров должен подняться уровень воды, чтобы туда выехали сотрудники МЧС?
— Мы приезжали на 2-й Западный проезд и вывозили оттуда людей на пожарных машинах, но эвакуацией это назвать нельзя, поскольку людям ничего не угрожало. МЧС выезжает при любой заявке, а дальше все зависит от ситуации. Если дорожное полотно покрыто водой, это еще не зона подтопления. Главное — есть ли угроза людям. А она может возникнуть и при 10-сантиметровом уровне воды, если, например, произошло подтопление фундамента дома. Мы приедем в любой ситуации, когда требуется помощь: от спасения котенка с дерева до эвакуации людей. Мы спасаем всех.

— То есть по поводу кошек вам можно звонить?
— Звонить можно, но знаете, есть поговорка, что на деревьях никто никогда не видел мертвых кошек — они всегда найдут способ слезть.

— Люди иногда сталкиваются и с другими ситуациями с животными. Был случай, когда обнаружили змею у себя в ванной. Приехали сотрудники МЧС, у которых была с собой только лопата, — никаких сачков или других приспособлений для ловли животных. Год назад спасали утку на Малинских прудах, которая не могла выбраться из замерзающего водоема. Там был спасатель МЧС, но у него тоже не было специальной специальной сетки. Он спросил: «А чем я ее буду ловить? Голыми руками?» В конце концов, ее выловил сотрудник управы, который как старый рыболов знал, что надо делать.
— Уточку эту я помню, спасали ее всеми силами. И мы ее все-таки спасли, ведь сотрудник управы тоже входит в состав спасательных служб — это комплексная операция проводилась. (улыбается)
Что касается змеи. Честно говоря, я про эту змею не знаю, хотя с 2015 года, когда пришел на работу в Зеленоград, каждый день просматриваю все вызовы. [Евгений Алаев был назначен на должность начальника зеленоградского управления МЧС летом 2015 года, а случай со змеей произошел в июле 2014-го — прим. Инфопортала] Змееловов у нас нет. И, честно скажу, своего сотрудника на ядовитую змею я не пошлю.
Когда служил в Южном округе Москвы, мы однажды тушили салон красоты и спасли там питона. Причем, когда спасли, он, несмотря на пожар, был холодный. Потом еще около недели жил у нас в ванной комнате в службе пожаротушения, извивался там. Сейчас люди кого только не держат дома...

— Но речь не о тех, кто держит, а о тех, кто с этим столкнулся. Им что делать?
— Звонить в МЧС. Если потребуется, мы перенаправим информацию. С нами приедет полиция, мы вызовем ветеринарную службу, организацию по отлову диких животных. У нас есть контакты со всеми службами города. Буквально со всеми.

ФАКТ ПОДЖОГА МОЖНО УСТАНОВИТЬ ПРИ ЛЮБОЙ СТЕПЕНИ ВЫГОРАНИЯ

— Пожалуйста, расскажите подробнее о случаях поджогов.
— Все материалы по поджогам передаются в органы внутренних дел. Мы делаем лишь предварительные выводы о том, что где-то имеются явные следы занесения огня. В прошлом году был случай, когда погибли две женщины . Они не вошли в наш статистический учет как погибшие на пожаре, поскольку там была криминальная составляющая — с помощью огня пытались скрыть следы преступления. Мужчина убил двух женщин и устроил поджог. Там по всей квартире были расставлены баночки с «уайт спиритом», ацетоном, бензином. Если бы не своевременный вызов пожарных и наш быстрый приезд, квартира могла бы превратиться в факел.

— А если бы пожарные приехали позже, потом можно было бы установить, что это поджог?
— Да. Техника и наука везде шагают семимильными шагами, наши эксперты — хорошие специалисты и имеют современную технику, поэтому при любой степени выгорания можно определить, что горело, где был очаг, какие факторы сопутствовали развитию пожара.

— Как часто зеленоградские пожарные выезжают на помощь подмосковным подразделениям МЧС и растет ли число этих выездов в связи с активным строительством и заселением жилья — например, в Андреевке и Голубом?
— Не готов назвать сейчас конкретные цифры, но, как правило, они колеблются в незначительном количестве. Да, на основании соглашения правительства Москвы и Московской области мы выезжаем на помощь коллегам. Чаще всего, конечно, выезжает район Крюково — 70-я часть и 213-й отряд, иногда — 61-я пожарная часть, расположенная рядом с Ленинградским шоссе.
Нельзя сказать, что в связи со строительством вокруг Зеленограда число таких выездов растет. Надо понимать, что большая часть пожаров происходит в старых домах. Новые дома построены из качественных современных материалов и имеют новую проводку — это самое главное.

— Сохраняется ли проблема подъезда пожарных машин к жилым домам? Ставят ли машины на разметку для пожарных автомобилей?
— К сожалению, да. Машин не становится меньше, и ситуация, видимо, будет ухудшаться. Мы прекрасно понимаем жителей, которым надо где-то ставить машину, но и они должны понимать, что в случае возникновения пожара, если наша техника встанет где-то далеко, мы потратим драгоценное время на то, чтобы развернуть рабочую магистральную линию для подачи огнетушащих средств. А подъемные механизмы? Это в первую очередь жизнь людей, их спасение с верхних этажей.
Каждый житель должен понимать, что, ставя машину на место, обозначенное знаком для пожарной техники, он тем самым подвергает и свою жизнь опасности. Не надо думать, что это никогда не может произойти с вами. Люди, купившие билет на «Титаник», тоже были в твердой уверенности, что через две недели они окажутся в Нью-Йорке.

— Есть ли у вас право эвакуировать машину?
— Конституция защищает частную собственность. Мы можем аккуратно перенести машину, но не имеем права оттолкнуть ее техническими средствами. Понятное дело,что в случае явной угрозы людям мы не будем на это дело смотреть и в суде мы защитимся, но на моей памяти здесь у нас такого не было.

У ПОЖАРНЫХ ЕСТЬ ТЕХНИКА НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ

— В прошлом году начальника базирующегося в Зеленограде 30-го отряда противопожарной службы Дмитрия Скороварова наградили медалью «За отвагу» за участие в тушении пожара в торговом-центре «Рио» в Москве. Не могли бы Вы рассказать подробнее о его роли в той операции? И, может быть, есть какие-то другие случаи, когда зеленоградских пожарных представляли к наградам, о которых нам пока неизвестно?
— Слава богу, в прошлом году в Зеленограде у нас не было крупных и серьезных пожаров, но в любом случае наши ребята тушат пожары, проявляют героизм, спасают людей. В 2016 году несколько человек были награждены медалью «За отвагу на пожаре» после пожара в районе Савелки, в высотном здании на улице Юности, кажется, на 23-м этаже. Что касается Дмитрия Александровича [Скороварова — прим. Инфопортала] , то они с начальникомом службы пожаротушения Москвы Юрием Жуковским — кстати, жителем Зеленограда — проводили разведку в торговом центре в тяжелейших условиях задымленности и повышенной температуры. Руководство «главка» оценило его работу такой наградой.

— Скороваров был единственным сотрудником МЧС, прибывшим на пожар из Зеленограда?
— Нет, помимо него туда выезжал наш расчет. У нас есть порядок выезда. На каждый пожар, в зависимости от его номера [категории сложности — прим. Инфопортала] и места, есть распределение: сколько техники на него выезжает и откуда эта техника привлекается. Это результат сложных расчетов, все это занесено в программу, и идет автоматическая высылка техники.

— В прошлом году правительство Москвы сообщало, что сотрудники пожарно-спасательного отряда, базирующегося в Малино, получили для испытания так называемые умные браслеты . Удалось уже попробовать их в деле?
— Это проводилось в тестовом режиме. Какое было принято решение насчет того, вводить их в действие или нет, я не могу сказать, потому что до нас такая информация пока не доводилась. Но каждый год что-то новое в пожарной охране появляется. Когда я пришел служить в 91-м году, из всего шанцевого инструмента у меня был лом, кувалда и еще пара приспособлений. Двери мы открывали ломом-фомкой, как профессиональные взломщики. (смеется) Хотя надо признать, что и двери тогда были, в основном, деревянные.
А теперь, открывая отсеки пожарного автомобиля, понимаешь, что на любую ЧС приедут люди, готовые ко всему. Надо поднять, разобрать машину — поднимут, разберут. Надо поднять бетонные плиты при обрушении — поднимут. На все есть механизированный инструмент.

100-МЕТРОВАЯ ЛЕСТНИЦА МЕЖДУ ДОМАМИ НЕ ПРОЕДЕТ

— Помогаете ли вскрывать закрытые двери, если в квартире оказался заперт человек?
— При угрозе жизни людей на такие вызовы выезжает аварийно-спасательный автомобиль и сотрудники МЧС помогают вскрыть дверь.

— А если угрозы жизни нет — просто человек забыл или потерял ключи?
— В этом случае обращайтесь в ГБУ «Жилищник», у них есть службы, которые помогают в таких ситуациях.

— Хватает ли вам длины лестниц для того, чтобы дотянуться до верхних этажей самых высоких зданий Зеленограда?
— У нас есть лестницы 30 и 50 метров. Считайте: три метра — один этаж.

— Но в Зеленограде есть и дома выше 20 этажей.
— Лестницу можно сделать и на 25 этажей. У нас в московском гарнизоне есть и 100-метровая лестница, но между жилых домов она не проедет — вы должны понимать, что она большая. Все высотные дома обеспечены компенсирующими мерами по пожарной безопасности: это и незадымляемые лестницы и противопожарное водоснабжение — понятно, что на высоких этажах подача огнетушащих средств составляет определенную сложность для наших подразделений.
И еще каждый житель должен понимать, что безопасность — это и его дело. Если он видит, что сосед хранит что-то огнеопасное на балконе или захламляет пути эвакуации, пишите заявление к нам в управление, обращайтесь через портал «Наш город» — мы выедем, разберемся. Обезопасьте сами себя. Купите себе огнетушитель...

— А у вас есть дома огнетушитель?
— Есть. На начальном этапе его может хватить. Та же электропроводка задымилась — пшикнули и потушили. Или те же самые щитовые. Когда они разгораются, огонь по этим кабель-каналам скачет таким образом... Потом весь дом будет обесточен, все будет пролито-залито. А так — пшикнул огнетушителем, вызвал на всякий случай пожарных — и все.
И никогда не стоит переживать, что накажут за вызов. Если почувствовали запах дыма — набрали 101 или 112, назвали адрес, объяснили, что, где. Мы приедем, посмотрим, проверим. И дай бог, чтобы это был «ложный» вызов.
А то часто бывает наоборот. Я сам однажды видел ситуацию. Все стоят смотрят на пожар, обсуждают, какие пожарные плохие, почему долго не едут. Я их спросил, а кто-нибудь «01» позвонил? Все друг на друга посмотрели — нет, никто не вызвал.



Просмотров