Теория и методика обучения праву. Певцова Е.А

Рабочая программа составлено в соответствии с программой Е.А. Певцова, И.В. Козленко Право. Основы правовой культуры. 10 – 11 классы. М., «Русское слово».2012 учебниками: «Право. Основы правовой культуры» 10 класс. ч. 1, 2.

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено» «Согласованно» «Утверждаю»

на заседании МО Зам.директор по НМР Директор МОУ СОШ № 42

протокол № 1 Пасынкова С.А.______ Бачалдина В.П.__________

от « » августа 2013г.

председатель МО

Фролова С.В.

______________

Рабочая программа

по праву

для 10 класса (уровень: базовый)

Разработчики:

Пасынкова Светлана Анатольевна, учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория;

Фролова Светлана Викторовна, учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория

Программа:

Е.А. Певцова, И.В. Козленко. Право. Основы правовой культуры. Программа курса. 10-11 классы общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД Русское слово», 2012. – 72 с.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная область «Общественные дисциплины. Право » входит в инвариантную (неизменную) часть структуры базисного учебного плана ОУ РФ. Рабочая программа составлена на основе:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании», 1996г. с последующими изменениями и дополнениями;
  2. Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164 , от 31.08.2009 № 320 , от 19.10.2009 № 427 , от 10.11.2011 № 2643 , от 24.01.2012 № 39 , от 31.01.2012 № 69 );
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 15785 с изменениями от 22.09.2011 г. № 2357);
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373»;
  5. Учебный план ОУ МОУ СОШ № 42 на 2013-2014 учебный год.
  6. Примерная программа (основного общего образования) по праву: Е.А, Певцова, И.В. Козленко. Право. Основы правовой культуры. Программа курса 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД Русское слово», 2012. – 72 с.
  7. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.

Рабочая программа составлено в соответствии с программой Е.А. Певцова, И.В. Козленко Право. Основы правовой культуры. 10 – 11 классы. М., «Русское слово».2012 учебниками: «Право. Основы правовой культуры» 10 класс. ч. 1, 2.

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.

Роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;

Гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;

Вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;

Основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;

Особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.

Условием решения образовательных задача правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.

Цели:

Изучение права направлено на достижение следующих целей:

Развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

Освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях право-вой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задача в образовательном процессе;

Формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год) 34 рабочие недели.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание курса учитывает современные взгляды ученых на самые актуальные вопросы правоведения и государствоведения, обеспечивая адекватное уровню подростков познание характера эволюции важных общественных институтов, осуществление исследовательской, проектной и иной творческой деятельности в рамках позитивного преобразования мира. Учебный курс «Основы правовой культуры» на базовом уровне позволяет изучить не только нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права. К ведущим темам курса относятся те, которые более всего ориентированы на правовую жизнь несовершеннолетних в настоящем и будущем. Однако при выстраивании логики правового обучения обращено внимание на мировой опыт правовой подготовки граждан, а потому признано целесообразным включить в программу обучения теоретические вопросы, ставшие основой для понимания норм права: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; юридическое образование.

Обучение праву в рамках курса формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Так, например, школьники знакомятся со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта. Это обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.

Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

В этой связи содержание курса ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры, а также порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом.

3. МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Данный курс изучается как самостоятельный учебный предмет Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 17 часов для обязательного изучения учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования, а именно в Х и ХI классах, из расчета 0,5 час в неделю. Исходя из возможностей учебного плана школы, курс проводиться в X классе из расчета 1 час в неделю, т.е. в объеме 34 часа в год

№ раздела

Название раздела.

Кол-во часов

Теория государства и права.

Государство и право

Отрасли права.

Гражданское право

Семейное, жилищное, трудовое право

Международное право

4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО КУРСА

Личностные результаты освоения основной образовательной программы по праву относятся включают следующие убеждения и качества:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

11) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

12) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по праву выражаются в следующих качествах:

1) умении самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

2) умении продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владении навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умении использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умении определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владении языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владении навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты изучения права учащимися должны отражать:

1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;

2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;

3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;

4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;

5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;

6) сформированность основ правового мышления;

7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;

8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;

9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;

10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА . (18 час)

Вводная тема. Роль права в жизни человека и общества (2ч)

Значение изучения права. Система юридических наук. Информация и право. Теория происхождения права. Закономерности возникновения права. Исторические особенности зарождения права. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян. Право и основные теории его понимания. Норсы права. Система регулирования общественных отношений.

Теоретические основы права как системы (4 ч)

Понятие и системы права. Правовая норма и её характеристика. Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных актах. Институты права. Отрасли права. Методы правого регулирования. Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника. Источники права. Правовой обычай. Договор как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативно правовой акт. Система иерархии нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов.

Правоотношения и правовая культура. (4 ч)

Юридические факторы как основа правоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Функции юридической ответственности. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания для освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступное деяние. Правовое сознание и его структура. Правовая психология. Правовая идеология. Правовая культура. Понятие правовой системы общества. Романно-германская правовая семья. Англосаксонская правовая семья. Религиозно-правовая семья. Социалистическая правовая семья.

Государство и право (6 ч)

Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Происхождение древневосточного государства. Происхождение античного государства. Происхождение государства у древних германцев и славян. Теории происхождения государства. Признаки государства. Формы государства и его элементы. Монархия и республика как форма власти. Государственное устройство. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная, исполнительная, судебная власти. Местное самоуправление, его принципы. Конституция РФ – основной закон страны. Структура Конституции РФ. Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента РФ.

Правосудие и правоохранительные органы. (2ч)

Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы РФ. Система органов внутренних дел. Прокуратура им её деятельность. Органы Федеральной службы безопасности РФ. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральная служба охраны РФ, Федеральная пограничная служба, Служба специальной связи и информации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба исполнения наказания, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба.

ОТРАСЛИ ПРАВА (16 часов)

Гражданское право (6 час)

Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Физческое и юридическое лицо как субъект права. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Авторское право. Патентное право. Право средств индивидуализации участников гражданского оборота. Понятие общей собственности. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданско-правовой ответсвенности. Виды гражданско-правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав. Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства государственного регулирования экономики. Организационно правовые формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности. Права потребителей. Понятие и сущность наследования. Правила наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследование по закону.

Семейное, жилищное, трудовое право (2 ч)

Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и неимущественные права супругов, выраженные в законе. Договорной режим имущества супругов. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Реализация гражданами права на жилье. Жилищные правоотношения. Понятие трудового права. Принципы и источники трудового договора. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Трудовой договор. Порядок и условия трудового соглашения. Расторжение трудового договора. Трудовые споры и дисциплинарная отвественность. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних.

Административное право и административный процесс (2 ч)

Административное право и административные правоотношения. Особенности административного права. Административные правонарушения. Административная ответственность, ее основания. Меры административноего наказания. Производство по делам об административных правонарушениях.

Уголовное право и уголовный процесс. (2 ч)

Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступлений. . Понятие уголовной ответственности, её основания. Уголовное наказание. Ответственность несовершеннолетних. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе. Уголовное судопроизводство.

Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни (2 ч)

Пенсионная система и страхование. Правовое регулирование денежного обращения. Экологические правоотношения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Юридические профессии – прокуроры, нотариусы, следователи.

Международное право (2 ч)

Понятие международного права. Источники принципы международного права. Субъекты международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие истемы прав человека. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав человека. Международные споры и международно-правовая отвественность. Международное гуманитарное право и права человека.

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы уроков

Кол.

часов

Тип урока

Вид деятельности

Дата

Коррекция даты

Дом. задание

Роль права в жизни человека и общества

Юриспруденция как важная часть человеческих знаний

Лекция

Беседа

Система регулирования правовых отношений

Комбинированный

Фронт. Опрос

Теоретические основы права как системы

Система права

Лекция-практикум

Составление схемы, работа с учебником

Правотворчество

Лекция-практикум

Практическая работа

Формы права

Лекция-практикум

Групповая работа

Действие норм права

Лекция-практикум

Работа в парах, беседа

Правоотношения и правовая культура

Правоотношения и их виды

Лекция-практикум

Моделирование ситуации и их анализ

Правонарушения и их характеристика

Лекция-практикум

Заполнение таблицы, групповая работа

Юридическая ответственность

Лекция-практикум

Выполнение практ.работы

Правовая культура

Лекция-практикум

Работа по учебнику – поиск информации

Государство и право

Понятие государства и его признаки

Лекция-практикум

Беседа, фронт.опрос, практич. Работа

Происхождение государства

Лекция-практикум

Заполнение таблицы

Формы государства

Лекция-практикум

Групповая работа по таблице

Политический режим, государственное устройство

Лекция-практикум

Практическая работа

Ветви власти

Лекция-практикум

Работа в группах

Конституция РФ. Гражданство.

Лекция-практикум

Работа по Конституции – поиск информации

Правосудие и правоохранительные органы

Судебная система РФ

Лекция-практикум

Беседа, опрос, практикум

Правоохранительные службы РФ

Лекция-практикум

Опрос, практикум, заполнение таблицы

Гражданское право.

Понятие и сущность гражданского права

Лекция-практикум

Беседа, ответить на вопросы

Гражданские правоотношения

Лекция-практикум

Опрос, коллективная работа

Договор

Лекция-практикум

Работа с ГК РФ

Право собственности и его виды

Лекция-практикум

Заполнение таблицы, опрос

Гражданско-правовая ответственность

Лекция-практикум

Беседа, практикум

Предпринимательская деятельность.

Лекция-практикум

Моделирование ситуации и её анализ

Семейное, трудовое, жилищное право

Семейное право

Лекция-практикум

Работа с СК РФ

Трудовое и жилищное право

Лекция-практикум

Работа с ТК РФ

Административное право и административный процесс

Административные правоотношения

Лекция-практикум

Работа с админ. Кодексом

Административные правонарушения

Лекция-практикум

Беседа, моделирование ситуаций, анализ

Уголовное право и уголовный процесс

Уголовное право

Лекция-практикум

Беседа, опрос

Уголовный процесс

Лекция-практикум

Работа с УК РФ

Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни

Экологическое право

Лекция-практикум

Опрос, анализ статей СМИ

Правовое регулирование в сфере образования

Лекция-практикум

Работа в группах по СМИ

Международное право

Понятие международного права

Лекция-практикум

Беседа, практикум

Правозащитные организации и развитие системы прав человека

Лекция-практикум

Опрос, тестирование

Принтер

Сканер

Экран

Проектор

Аудиоколонки

Литература для учащихся:

  1. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10 класса. Базовый и профильный уровни: В 2 ч.-М.: ООО «ТИД « Русское слово - РС», 2012.
  2. Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
  3. Практикум по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл., 10-11-х кл./С.Н. Ловягин, С.И. Володина и др.; Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе»-М.: Вита-Пресс, 2010.

Литература для учителя:

  1. Основные кодексы и законы РФ.-СПб.: ИД «Весь», 2010.
  2. Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с: Школа», - М.: Дрофа, ВИТА-Пресс, 2012
  3. Право в школе. АНО «Центр правового образования».

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2009.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.

Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.

8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

В результате изучения права на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

Права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;

уметь

правильно употреблять: основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство) ;

характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;

объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;

различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
  • анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
  • и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
  • решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций)
  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
  • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
  • применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
  • осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способов и порядка разрешения споров;
  • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

Право. Основы правовой культуры. 11 класс. В 2 ч. Певцова Е.А.

4-е изд. - М.: 2017; Ч.1 - 248с., Ч.2 - 264с. М.:Ч.1 - 200 5, 2 24 с.; Ч.2 - 2012, 264с.

Учебник «Право. Основы правовой культуры» доктора юридических наук и доктора педагогических наук Е.А. Певцовой предназначен для общеобразовательных организаций: школ, гимназий, лицеев и колледжей. Курс формирует правовую компетентность молодёжи в области гражданского, трудового, семейного, жилищного права. Использование новых технологий обучения обеспечивает успешность школьников, возможность стать лидером в жизни, повысить уровень правосознания и правовой культуры.

Часть 1.

Формат: pdf (2017, 248с.)

Размер: 44 Мб

Скачать: drive.google

Часть 2.

Формат: pdf (2017, 264с.)

Размер: 48 Мб

Скачать: drive.google

Часть 1.

Формат: pdf (2005, 224с.)

Размер: 39,2 Мб

Скачать: drive.google

Формат: djvu

Размер: 18,2 Мб

Скачать: drive.google

Часть 2.

Формат: pdf (2012, 8-е изд., 264с.)

Размер: 8,2 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ЧАСТЬ 1.
Введение 3
Глава I. Гражданское право
§ 1. Гражданское право как отрасль российского права 6
§ 2. Субъекты (участники) гражданско-правовых отношений 16
§ 3*. Сделки и представительство 27
§ 4*. Обязательственное право 38
§ 5. Понятие и сущность договора. Виды договоров 46
§ 6. Право собственности и его виды 61
§ 7. Общая собственность и порядок защиты права собственности. Защита неимущественных прав 79
§ 8. Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав 92
§ 9. Предпринимательство и предпринимательское право 100
§ 10*. Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики 106
§ 11. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 114
§ 12. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей 126
§ 13. Права потребителей 129
§ 14. Наследственное право 141
Глава II. Семейное право
§ 15. Правовые нормы института брака 152
§ 16. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений 161
Глава III. Жилищное право
§ 17. Жилищные правоотношения 167
Глава IV. Трудовое право
§ 18. Трудовое право в жизни людей 175
§ 19. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей 188
§ 20*. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность 205
§ 21*. Рабочее время и время отдыха 213
§ 22. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством 221
Словарь терминов 230
Нормативные правовые акты 242
Литература 244
Ресурсы Интернета по праву 245

ЧАСТЬ 2.
Глава V. Административное право и административный процесс
§ 23*. Административное право и административные правоотношения 3
§ 24. Административные правонарушения и административная ответственность 15
§ 25. Как разрешить административный спор? Производство по делам об административных правонарушениях 24
Глава VI. Уголовное право и уголовный процесс
§ 26. Понятие и сущность уголовного права 39
§ 27*. Основные виды преступлений 53
§ 28-29. Уголовная ответственность и наказание 63
§ 30. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних 73
Глава VII. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни
§ 31. Пенсионная система и страхование 95
§ 32*. Правовое регулирование денежного обращения 100
§ 33. Экологическое право 107
§ 34. Правовое регулирование отношений в области образования 120
§ 35*. Профессиональное юридическое образование 133
§ 36*. Юридические профессии: судьи и адвокаты 145
§ 37*. Юридические профессии: прокуроры, нотариусы, следователи 162
§ 38*. Особенности профессиональной юридической деятельности 185
Глава VIII. Международное право
§ 39*. Международное право как основа взаимоотношений государств 193
§ 40. Международная защита прав человека 205
§ 41. Международное гуманитарное право и права человека 225
Тесты 234
Задания для олимпиады 246
Словарь терминов 250
Нормативные правовые акты 259
Литература 261
Ресурсы Интернета по праву 262

Дорогие старшеклассники! В 10 классе на уроках права BI познакомились с историей и теорией юриспруденции, государства и права, деятельностью правоохранительных органов
Теперь вам легко ориентироваться в отраслях права учиться его практическому использованию.
Продолжая изучение курса, вы узнаете о правовом регулировании трудовых, гражданских, семейных, административных, уголовных, международных отношений, а также тех, которые возникают в процессе применения права и формирую нормы процессуального права.

Учебник «Право. Основы правовой культуры» доктора педагогических наук, кандидата юридических наук Е.А. Певцовой адресован учащимся старших классов общеобразовательных учреждений. Содержание полностью соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего среднего (полного) образования.
В книге представлены материалы по теории права, современному российскому законодательству, основные сведения по таким отраслям права, как трудовое, гражданское, административное, уголовное, международное.
Основная идея курса - сформировать правовую культуру, повысить уровень правового сознания молодежи.

Гражданское право.
Среди многочисленных отраслей права важную роль играет гражданское право. Нормы, объединенные в его рамках, представляют собой сложный механизм правового регулирования различных жизненных ситуаций

Формирование этой отрасли права имеет глубокие исторические корни.
В латинском языке слову «гражданский» соответствует слово civilis. Много веков тому назад в Риме гражданскому праву соответствовало частное право, которое защищало интересы отдельных лиц.

Некоторые современные конструкции гражданского права складываются из понятий, которые были разработаны в римском праве, поэтому и сегодня римское право остается основой при изучении гражданского законодательства. Именно тогда были разработаны такие институты гражданского права, как право собственности, наследование, договоры и иные обязательства, определен порядок взаимоотношений покупателей и продавцов, кредиторов и должников и т.д. Разобраться во многих сложных юридических конструкциях современного гражданского права невозможно, не узнав об истоках их возникновения (к примеру, именно в римском праве разработаны такие понятия, как «реституция», «виндикация», «наследственная трансмиссия»). К римскому праву относятся и вопросы защиты частных прав людей, учение об исках как формах защиты их интересов.

Содержание
Глава I. Гражданское право
§ 1. Гражданское право как отрасль российского права
§ 2. Субъекты гражданско-правовых отношений
$ 3 Сделки и представительство
§ 4. Обязательственное право
§ 5. Понятие и сущность договора. Виды договоров
§ 6. Право собственности и его виды
§ 7. Общая собственность и порядок защиты права собственности. Защита неимущественных прав
§ 8. Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав
§ 9. Предпринимательство и предпринимательское право
§ 10. Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики
§ 11. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
§ 12. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей
§ 13. Права потребителей
§ 14. Наследственное право
Глава II. Семейное право
§ 15. Правовые нормы института брака
§ 16. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений
Глава III. Жилищное право
§ 17. Жилищные правоотношения
Глава IV. Трудовое право
§ 18. Трудовое право в жизни людей
§ 19. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей
§ 20. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность
§ 21. Рабочее время и время отдыха
§ 22. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством
Словарь терминов
Нормативные правовые акты и литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Право, Основы правовой культуры, 11 класс, Часть 1, Певцова Е.А., 2005 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - pdf
Скачать файл № 2 - djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Скачать: Право. Основы правовой культуры. 11 класс. В 2 ч. Певцова Е.А. (pdf) 10. Государство как субъект экономических отношений, Правовые.

М.: Ч.1 - 2005, 224 с.; Ч.2 - 2012, 264с. Учебник доктора педагогически наук, кандидата юридических наук Е.А. Певцовой адресован учащимся старших классов общеобразовательных учреждений. Содержание полностью соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего среднего (полного) образования. В книге представлены материалы по теории права, современному российскому законодательству, основные сведения по таким отраслям права, как трудовое, гражданское, административное, уголовное, международное. Основная идея курса - сформировать правовую культуру, повысить уровень правового сознания молодежи. Часть 1. Формат: pdf / zip (2005, 224с.) Размер: 39,2 Мб Скачать: rusfolder.com ; RGhost Формат: djvu / zip Размер: 18,2 Мб Скачать: rusfolder.com ; RGhost Часть 2. Формат: pdf (2012, 8-е изд., 264с.) Размер: 8,2 Мб Смотреть, скачать: docs.google.com ; rusfolder.com ЧАСТЬ 1. Глава I, Гражданское право § 1. Гражданское право как отрасль российского права 5 § 2. Субъекты гражданско-правовых отношении 12 § 3*. Сделки и представительство 21 § 4. Обязательственное право 51 § 5. Понятие и сущность договора. Вилы договоров § 6. Право собственности и его виды § 7. Общая собственность и порядок защиты права собственности. Защита неимущественных прав 68 § 8. Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав 81 § 9. Предпринимательство и предпринимательское право 89 § 10. Государство как субъект экономических отношений, Правовые средства государственного регулирования экономики 94 § 11. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 10! § 12. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей 113 § 13. Права потребителей 116 § 14. Наследственное право 127 Глава II. Семейное право § 15. Правовые нормы института брака - 137 § 16. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений 145 Глава III. Жилищное право § 17. Жилищные правоотношения 151 Глава IV. Трудовое право § 18. Трудовое право в жизни людей § 19. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей § 20. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность § 21 Рабочее время и время отдыха 196 § 22 Правовое регулирование труда несовершеннолетних, Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством 212 Словарь терминов 221 Нормативные правовые акты и литература ЧАСТЬ 2. Глава V. Административное право и административный процесс § 23*. Административное право и административные правоотношения 3 § 24*. Административные правонарушения и административная ответственность 14 § 25. Как разрешить административный спор? Производство по делам об административных правонарушениях 23 Глава VI. Уголовное право и уголовный процесс § 26*. Понятие и сущность уголовного права 40 § 27*. Основные виды преступлений 54 § 28-29*. Уголовная ответственность и наказание 63 § 30. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних 73 Глава VII. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни § 31. Пенсионная система и страхование 94 § 32*. Правовое регулирование денежного обращения 99 § 33. Экологическое право 106 § 34. Правовое регулирование отношений в области образования 120 § 35*. Профессиональное юридическое образование 132 § 36*. Юридические профессии: судьи и адвокаты 144 § 37*. Юридические профессии: прокуроры, нотариусы, следователи 161 § 38*. Особенности профессиональной юридической деятельности 184 Глава VIII. Международное право § 39*. Международное право как основа взаимоотношений государств 192 § 40. Международная зашита прав человека 204 § 41. Международное гуманитарное право и права человека 224 Итоговые задания 234 Словарь терминов 250 Нормативные правовые акты и литература 259 О том, как читать книги в форматах pdf, djvu - см. раздел "Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др."

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 11 класс. Базовый и профильный формы предпринимательской деятельности 10. Скачать файл.

Учебник Право. Основы правовой культуры доктора юридических наук и доктора Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 11 класс. Базовый и Скачать. Чтобы бесплатно скачать этот файл на максимальной скорости.

Право: основы правовой культуры: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: в 2 ч. Ч. 2, Певцова Е.А.

Скачать pdf, djvu: Право, Основы правовой культуры, 11 класс, Базовый и профильный уровни, Часть 2, Певцова Е.А., 2012. Учебники, ГДЗ, решебники, ЕГЭ, ГИА, экзамены, книги. Право, 10 класс, Боголюбов Л.Н., Лукашева Е.А., Матвеев А.И., 2012 · Криминалистика, Сорокина Л.О.

Учебник для вузов

Е.А. ПЕВЦОВА

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032700 «Юриспруденция»

ББК 74.266.7я73 П23

Певцова Е.А.

П23 Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.

ISBN 5-691-01011-5.

Учебник посвящен теоретическим и прикладным аспектам методики обучения праву. В нем систематизирован опыт правового образования, накопленный педагогами-практиками различных регионов России. Авторы раскрывают методы, знакомят с приемами и средствами обучения праву. Особое внимание уделено роли преподавателя в повышении правовой культуры учащихся и педагогов, знакомству с традиционнымииинновационнымитехнологиями приизучениипредмета.

Учебник адресован студентам педагогических вузов, будет полезен учителям школ и преподавателям средних специальных учебных заведений.

Введение

Раздел 1. Методика обучения праву как педагогическая наука

1.1. Предмет, задачи, основные функции методики

обучения праву

1.2. Роль методики обучения праву в системе школьного

образования страны

1.3. Из истории становления права как учебной

дисциплины

1.4. Развитие современной системы обучения праву

1.5 Основные концепции правового образования

1.6. Учебная литература по праву и планирование правового

обучения в школе

Раздел 2. Методы, приемы и средства обучения праву

2.1. Основные методы обучения праву

2.2. О методических приемах правового обучения

2.3. Наглядность в обучении праву

2.4. Методика работы с юридическими документами

Раздел 3. Современный урок по праву

3.1. Учебное занятие по праву и основные требования

3.2. Основные типы, виды и формы учебных занятий

3.3. Межпредметные и внутрикурсовые связи в правовом

обучении

3.4. Самостоятельная работа обучаемых по праву

3.5. Диагностика результативного компонента правовой

обученности

Раздел 4. Роль учителя в правовом обучении

4.1. Учитель права современной школы

4.2. Методические основы подготовки учителя

к уроку права

4.3. Научная организация труда учителя права

5.1. Инновации в обучении праву. О сочетании традиционных

и инновационных технологий в правовом обучении. . . 183

5.2. Игры в обучении праву

5.3. Методики правового обучения в практике

работы школ

Раздел 6. Методика преподавания отдельных правовых тем

6.1. Особенности учебных занятий по теории права

и конституционному праву

6.2. Проблемы методики преподавания отдельных отраслей

частного права

6.3. Методика преподавания тем по вопросам правового

регулирования экологии и образования

6.4. Преподавание уголовного права в школе

Приложения

Литература:

Введение

«Правоестьискусстводобраисправедливости,оносоздано для пользы человечества», - заметили наши предки, подчеркнув тем самым глубокую функциональную значимость изучения юридических правил поведения, призванных обеспечить стабильное и счастливое общество. Не случайно потребность в более глубоком изучении его таинств не ослабевала в различные эпохи, приобретая то одни, то другие особенности. Общеизвестно, что именно в праве аккумулированы многие достижения человеческой культуры, которые каждое поколение людей путем трансляционной функции передает своим потомкам, пытаясь защитить их, предотвратить бедствия и несчастья.

Социологические прогнозы о лидерстве правовых знаний и юридических наук на рубеже столетий оказались пророческими. Их восхождение на олимп началось в нашей стране в 90-е годы XX в., и теперь формирование конкурентоспособной личности, адекватно ориентирующейся в современном мире, невозможно без изучения комплекса правовых знаний.

Рейтинговые исследования последних лет показывают популярность юридической профессии в мире, которая, однако, не всегда соответствует прямым интересам и желаниям личности, стремящейся проверить свои способности в различных сферах деятельности, где непременно пригодятся правовые знания.

Обучение и воспитание относятся к древнейшему виду культурной деятельности людей. Приобретая определенный комплекс знаний и умений, человек всегда стремился передать их другим. А вот то, каким способом это осуществлялось и как это лучше сделать в современном мире, всегда вызывало пристальное внимание ученых, пытавшихся разобраться в существующих методах и подходах в области правового обучения.

Данная книга посвящена теоретическим и методическим особенностям обучения праву и адресована студентам, преподавателям, призванным обеспечить трансляцию сложных юридических конструкций и научных концепций обучаемым.

В учебнике систематизирован опыт правового образования, накопленный на протяжении многих лет учителями-прак- тиками в различных регионах России. Знакомство с разнообразными авторскими методиками, которые порой очень не похожи друг на друга, позволило, однако, выявить общие науч-

ные закономерности правового обучения, которые следует учитывать в своей работе педагогу, особенно начинающему.

В книге представлены некоторые поурочные разработки, которые помогут разобраться в механизме применения тех или иных методик на практике.

Учебник состоит из нескольких разделов, структурированных в отдельные параграфы. В них отражены основные дидактические единицы Государственного стандарта знаний, адресованного студентам высших учебных заведений РФ, обучающихся по специальности 03.27.00-Юриспруденция, получающих квалификацию «Учитель права».

В Приложении представлен дополнительный материал, который может быть использован как студентами, молодыми специалистами, так и опытными профессионалами-практиками при работе с детьми в системе общего образования. Книга содержит различные рисунки, таблицы, схемы и другой наглядный материал, который позволит активизировать процесс правового обучения и воспитания граждан нашей страны.

У наших предков был замечательный афоризм: «Обучая, мы учимся сами». Действительно, сколько бы рекомендаций не давали нам специалисты-ученые, практика создает неисчислимое количество новых, интересных вариантов преподавания, изучения того или иного материала. Мы многому учимся у наших детей, творчески и наивно воспринимающих сложные и, казалось бы, неразрешимые для взрослых проблемы. В этой книге автор не пыталась сделать «открытия», оспорить отдельные понятия - хотелось всего лишь обобщить маленькую крупицу того опыта, который накопили за многолетнюю практику наши педагоги и юристы. И пусть такая книга послужит ориентиром для новых открытий на пути правового образования в Российской Федерации.

Раздел 1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА

1.1. Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву

Среди множества наук, существующих в нашем обществе, особую роль играют науки педагогические, определяющие гуманную миссию человечества - передать своим потомкам весь тот багаж знаний, который позволит им творить, изменять окружающий мир, жить в мире и согласии. Воспитывая и обучая тех, кому принадлежит будущее, наши предки пыталась отыскать многочисленные закономерности того, как это сделать лучше.

Увы, не сразу удалось понять: чему нужно учить своих детей?

Зачем следует учить вообще? и Как учить их? Ответы на все

сложности поставленных вопросов и пыталась дать Методика, главной задачей которой, по мнению специалистов, и было найти, описать и оценить способы обучения, которые бы оказались очень успешными и достигли хороших результатов. Предметом любой методики всегда выступал педагогический процесс обучения, который, как мы знаем, включает в себя и деятельность учителя, и работу учеников по освоению новых знаний.

- отбор учебного правового материала и формирование специальных правовых курсов для системы обучения,

- создание специальных правовых обучающих программ, учебников и методических пособий,

- отбор средств обучения, определение системы методических приемов и организационных форм обучения праву,

а также преподавания правового курса,

- постоянное совершенствование методов обучения праву

с учетом результативности применения уже существующих. Методика обучения праву - весьма динамичная наука, что

обусловлено не только тем, что меняется законодательство, которое нужно рассматривать по-другому, появляются новые нормы права и модели поведения людей, но и тем, что изменяются подходы ученых к вопросам организации правового образования, предусматривающего формирование правовой культуры общества. Обозначим основныефункции такой науки:

1.Практико-организационная. Она позволяетдать конкретные рекомендации педагогам по выстраиванию грамотной системы правового обучения и воспитания в государстве. С этой целью обобщается и систематизируется опыт правового обучения за рубежом и в нашей стране, выявляются определенные закономерности, которые оказались весьма результативными в образовании и формировании правовой грамотности человека.

2. Мировоззренческая. Такая функция обеспечивает формирование определенных устойчивых взглядов обучаемых на вопросы правовой действительности, понимание ценности права и его установок, а следовательно, необходимости уважения и соблюдения законов государства, прав личности.

3. Эвристическая. Она позволяет выявлять некоторые пробелы в изучении правовых вопросов и по необходимости восполнять их новыми идеями по передаче и осмыслению правовой жизни.

4. Прогностическая. В рамках решения задач правового обучения, формирования правовой культуры личности такая функция позволяет предвидеть заранее возможный результат процесса обучения в виде моделей обученности и корректировать пути их достижения.

В рамках методики обучения праву рассматриваются вопросы организации конкретных учебных занятий по праву, диагностики знаний и умений обучаемых, а также научной организации труда учителя и ученика. Любой профессионал в этой

области должен научиться создавать свою методику правового обучения (даже если она не будет носить авторский характер и будет сформирована на базе существующих подходов обучения праву, с особыми отличиями, применительно к конкретной аудитории учеников). Общеизвестно, что нельзя повторить ничто уникальное, а это значит, что нет смысла слепо заимствовать чужой опыт, накопленный годами и обобщенный наукой. В этой связи преподаватель права должен научиться творческому осмыслению предлагаемых вариантов правового обучения.

Любое обучение напрямую зависит от целеполагания, т. е. определения целей, которые, как правило, исходят от государства (или закреплены его силой) и формируются потребностями общественного развития. Цель - это мысленное представление конечного результата педагогической деятельности, а потому она определяет необходимые действия учителя для ее достижения. Педагог, организующий познавательную деятельность учеников, формирует конкретную цель в единстве трех ее компонентов:

- обучения (речь идет об усвоении знаний, умений, навыков);

- воспитания (формирования личностных качеств, мировоззрения);

- развития (совершенствования способностей, умственных сил и т. д.).

Выделяют общие цели и конкретные (оперативные). Последние связаны с организацией отдельных мероприятий, уроков. В 2001-02 гг. проводилась работа по уточнению общих целей правового обучения в нашей стране. В новых государственных нормативных документах (Концепции граждановедческого, обществоведческого и правового образования, базисном учебном плане, инструктивных письмах Министерства образования РФ) определена важность воспитания человека с высоким уровнем правовой культуры, хорошо знающего свои права, обязанности и уважающего права других людей, толерантного в общении, демократически и гуманно настроенного в решении правовых конфликтов. Кцелям правового обучения можно также отнести:

- повышение уровня правовой культуры общества;

- воспитание гражданина, способного отстаивать и защищать свои и чужие законные интересы, формирование его активной гражданской позиции;



Просмотров