Алексей Макаров: Партия не имеет права вмешиваться в образовательный процесс! «Имеет ли право учитель принуждать ученика участвовать в субботнике?».

Когда родители провожают своего ребенка в школу, то хотят быть уверенными в том, что он будет там находиться в безопасности и под присмотром взрослых. Но к сожалению, в школе, как и везде, могут произойти ситуации, требующие от родителей некоторых правовых знаний, и одна из таких ситуаций – конфликт с учителем. На портале «Я Родитель» недавно уже была статья на эту тему, однако в ней рассматривался подобный . Сейчас речь пойдет о юридической стороне проблемы.

Каждому родителю необходимо знать, что все взаимоотношения ученика и школы строятся на основании Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». На основании этого же закона, к слову, ребенок имеет право получать бесплатное полное среднее образование. Также интерес для родителей должен представлять Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», где отдельно прописаны основные права ребенка, в том числе связанные с процессом обучения. Кроме того, права и обязанности ученика, в частности связанные с порядком и формой аттестации, графиком каникул и учебным расписанием, могут быть перечислены в уставе школы.

Нужно понимать, что ребенок, когда он находится в школе, остается гражданином страны, а если ему уже исполнилось четырнадцать, то он, в правовом понимании, наделен частичной дееспособностью. Это означает, что законодательство закрепляет за ребенком полный пакет гарантий, который есть у любого гражданина, и статус школьника никак не может на это повлиять.

«Имеет ли учитель право вмешиваться в личную жизнь ученика?»

Этот вопрос, наверное, является самым распространенным, так как основная масса конфликтов с педагогом возникает как раз из-за того, что взрослый, как кажется, ученику «лезет не в свои дела».

Сразу скажем, что учитель, равно как и любой сотрудник учебного заведения, не в праве вмешиваться в личную жизнь ученика. Но нужно сделать оговорку. Несмотря на некоторою простоту понятия «личная жизнь», ни в одном законе нет четкого определения этого понятия. При этом существуют пределы неприкосновенности личной жизни, включающие в себя недопустимость разглашения личной и семейной тайны, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, семейных и дружеских отношений, привязанностей, увлечений. В эти сферы жизни ученика учитель вторгаться не должен. Однако исключением в данном случае из этого правила могут служить ситуации, которые требуют от педагога определенного вмешательства в жизнь школьника, если тот находится в трудной жизненной ситуации или, к примеру, совершает правонарушение. Например, если ученик связался с плохой компанией и стал пропускать занятия, учитель должен сообщить об этом родителям, а затем, если ситуация не улучшится – инспектору по делам несовершеннолетних. С одной стороны, педагог, вроде как, вмешивается в личную жизнь ученика, а с другой - этого требует Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», возлагающий ответственность за поступки ученика в том числе и на школу.

Бывают ситуации, при которых нарушение правил самим школьником порождает . Например, во время уроков ученик обменивается с кем-то СМС-сообщениями. В таком случае также нельзя забывать об общеобязательных правилах, предусмотренных законом. Например, если учитель отобрал у школьника телефон или записку, то он не имеет права знакомиться с их содержанием и разглашать его.

Учитель также не вправе разглашать личную информацию об ученике и, тем более, обсуждать его личные проблемы в присутствии класса. Сюда же относится любая информация об отношениях в семье ученика, о состоянии его здоровья и здоровья его родителей, его взглядах, имуществе, заработке родителей и многом другом, что не связано непосредственно с учебой и поведением в школе. При этом высказывать, как лично ученику, так и публично, свои собственные оценочные суждения, способные оскорбить, унизить или нанести психологическую травму школьнику, преподавателю категорически запрещено – его задача научить, а не оскорблять.

«Имеет ли право учитель принуждать ученика участвовать в субботнике?»

Зачастую у ребят может возникнуть конфликт с учителем, если их принуждают, например, к участию в так называемых субботниках, уборках, дежурстве. Подобные мероприятия законом никак не регулируются, однако они могут быть предусмотрены в уставе школы в разделе «Обязанности учащихся». Об этом лучше узнать заранее и не спорить с Уставом.

«Обязан ли учитель отпускать с урока освобожденного от физкультуры ученика?»

Такой вопрос задают юристам довольно часто, так как обычно учитель заставляет школьника присутствовать в спортивном зале, даже если тот освобожден от физкультуры.

В этой ситуации родителям важно понять, что школьник освобождается от занятий физической культурой, а не от присутствия на конкретном уроке. Согласно закону, школа несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся в период пребывания их в школе, то есть в течение времени, отведенного на все уроки в данный день в соответствии с расписанием. Поэтому просто так разрешать ученику уходить с уроков категорически нельзя.

Иными словами, даже если школьник освобожден от физкультуры, он должен в момент урока находиться в спортивном зале под присмотром учителя, а вот отпустить ребенка домой или погулять на это время учитель права не имеет.

«Что делать, если учитель применил силу и кто несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка в школе?»

Стоит поговорить и о физическом воздействии на ребенка со стороны учителя. Любые физические действия педагога, направленные (специально или косвенно) на физический вред обучающемуся, не только категорически запрещены, но и уголовно наказуемы. Важно разобраться, что же подразумевается под физическим воздействием. Сюда относятся любые наказания с применением силы, в том числе разные «шлепки», «толчки», кидание предметов и подобные проявления «эмоций». Иными словами, если вашему ребенку учитель дал подзатыльник – это повод для серьезного разбирательства, вплоть до обращения в судебные инстанции.

Необходимо также отметить, что ответственность за жизнь и здоровье ребенка в школе несут преподаватели и администрация учебного заведения, поэтому любое потакание с их стороны детской агрессии или развитию конфликтных ситуаций между учениками административно наказуемо.

Если вы видите, что в школе происходит нечто подобное, необходимо незамедлительно сообщить об этом или директору образовательного учреждения, или вышестоящему органу (окружное управление образование, районная администрация, региональное министерство образования), или в правоохранительные органы (прокуратору).

Ответственность за поступки детей несут их родители, законные представители, опекуны или попечители, поэтому именно они будут отвечать за любой вред, нанесенный в результате конфликтной ситуации среди подростков в школе. Кроме того, ответственность в таких ситуациях ложится также и на плечи администрации школы. И если, например, дело дойдет до возмещения вреда, то отвечать в суде придется как родителям, так и администрации школы.

Конфликт, безусловно, далеко не лучший способ общения и решения проблем, и вы должны научить вашего ребенка избегать их. Если же все-таки проблемы возникли, всегда действуйте в соответствии с законом и не бойтесь привлекать к разрешению споров администрацию школы.

1. Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

2. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

3. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

4. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

5. Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях - в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

Комментарий к Ст. 30 федерального закона «О полиции» в РФ

1. Прямыми начальниками являются лица, которым сотрудники полиции подчинены по службе, в том числе временно. Ближайший к подчиненному прямой начальник сотрудника полиции является его непосредственным начальником (ч. ч. 1 - 3 ст. 39 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1). Никто, кроме прямых и непосредственных начальников, не вправе вмешиваться в служебную деятельность сотрудников полиции.

2. Сотрудники полиции, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими. Старшинство определяется специальным званием, а при равных званиях - занимаемой должностью. Между тем не являющийся прямым начальником старший сотрудник полиции также не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции.

3. Исполнение приказа или распоряжения является обстоятельством, исключающим преступность совершенного сотрудником полиции деяния. Исходя из содержания ст. 42 УК РФ не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам сотрудником полиции, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. Несмотря на наличие такого основания освобождения от уголовной ответственности, законодатель закрепил еще два уточнения к нему:

Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях;

Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

4. Закрепленное в ч. 2 комментируемой статьи правовое положение продублировано и конкретизировано ч. 3 ст. 16 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в части правового статуса сотрудников полиции, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

5. Незаконное принуждение сотрудников полиции к осуществлению каких-либо действий может быть уголовно или административно наказуемым, в зависимости от степени общественной опасности примененной формы принуждения. Так, уголовно наказуемым считается посягательство на жизнь сотрудника полиции, а равно его близких в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность. За совершение указанного преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненного лишения свободы, либо смертной казни (ст. 317 УК РФ) .

6. Средством вмешательства в законную деятельность сотрудника полиции могут выступать применение к нему насилия либо угроза применения такового. Применение в отношении сотрудника полиции или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей насилия, опасного для их жизни или здоровья, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет (ч. 2 ст. 318 УК РФ).

7. В процессе вмешательства в законную деятельность сотрудника полиции может иметь место его публичное оскорбление. Такого рода оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением наказывается штрафом в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года (ст. 319 УК РФ).

8. К административной ответственности может быть привлечено лицо, виновное в воспрепятствовании исполнению сотрудником полиции своих служебных обязанностей, а равно в неповиновении его законному распоряжению или требованию в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Согласно ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ совершение такого административного проступка влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до одной тысячи рублей или административного ареста на срок до пятнадцати суток.

9. Сотрудник полиции может быть дознавателем либо должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении. Умышленное невыполнение требований такого должностного лица является административным правонарушением. О наказании за таковое см. комментарий к п. 4 ст. 12 настоящего Федерального закона.

10. Буквальное толкование ч. 3 комментируемой статьи приводит к выводу, что незаконные требования сотрудника полиции не обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Со всеми вытекающими из данного правила правовыми последствиями.

11. О понятии "выполнение служебных обязанностей" см. комментарий к ст. 43 настоящего Федерального закона.

12. См. также комментарий к ст. ст. 6, 18 настоящего Федерального закона.

Тема: Когда родителям не нравится школьный официоз.

Ольга Бычкова : Приглашают, например, какого-нибудь там местного важного дяденьку из партии, которая начинается на букву «е», а заканчивается на букву «р». И вот он им что-нибудь, значит, вот вправляет в голову. Такое бывает. Да.

Алексей Макаров , учитель истории и обществознания школы «Интеллектуал»: Смотрите, это просто-напросто незаконно.

Ольга Бычкова : Да. Но это тем не менее происходит.

Алексей Макаров : Потому, что политика отделена от школы. Партия не имеет права вмешиваться в образовательный процесс. На самом деле вопрос надо разделить на несколько частей. Во-первых, как предотвратить это мероприятие, которое тебе не нравится в школе, которое ты считаешь официозным. А другое дело – как не него не пойти, потому что как на него не пойти… Ну, строго говоря, можно… Родитель может написать заявление, что ребенок не идет там по семейным обстоятельствам и так далее.

Ольга Бычкова : А! Ну, подождите. Что делать дальше мы… мы это еще обсудим. Тут много разных вариантов существует. Ну, в общем, мы поняли официозом, что Вы считаете. Иван Внуков, замдиректора лицея 1502, вот Ваше представление о том, что такое неприятный школьный официоз.

Иван Внуков , заместитель директора лицея №1502 при МЭИ: Неприятный школьный официоз – это как вообще любое событие, любое мероприятие отображается в сознании. Если накануне 9 мая попросили вот для того, чтобы провести такой полезный, я считаю, флешмоб и облачиться в георгиевскую ленточку, это, на мой взгляд, нормально. В конце концов сомневаюсь, что какие-то санкции вот в какой-то школе могли последовать для ребенка, который это не сделал. Что касается военной песни 1 сентября, не знаю, у нас такого не практиковалось. Обычно мы подводим итоги лета чем-нибудь таким лёгоньким, ну, понятно, сопряженным…

Ольга Бычкова : Веселеньким.

Иван Внуков : Веселеньким, сопряженным с тем, что впереди день Москвы обычно, может быть, здесь какая-то песня и прозвучала, допустим, гимн Москвы – «И врагу никогда не добиться». Мне кажется, очень резко родители сегодня ставят вопросы вот системе образования. Две крайности. Когда-то родители считали, что учитель во всем прав. И я это тоже время хорошо запомнил, что учитель это вот если не бог, то где-то рядом. Сегодня тенденция, к сожалению, пошла очень сильно отрицательная. Этому способствуют и средства массовой информации, и… Вот вчера с родительницей… позавчера разговаривал. Пришла немножко раздраженная. Я говорю: «А Вы почему там накручены?» Она говорит: «Вот в сетях происходит это. Мы же там вот крутимся». И там и положительные в этом, конечно же, есть, и просто вот кто-то забросил какую-то тему, – да? – вот моему ребенку сказали так. И все 30 родителей в этом сообществе уже наэлектризовались, даже не прояснив, что происходит. Что касается вот местного дяденьки, я просто… Можно, да? Потому, что мне близко. Местный дяденька вместо урока пришел. Ну, наверное, может местный дяденька прийти.

Болат Палымбетов рассказал в эфире сайт о том, кто и как защищает бизнес.

3385 21 Июнь 2016 09:30 Саяжан Каукенова

Болат Абылкасымович, для начала расскажите, пожалуйста, что это за должность- бизнес-омбудсмен? Я думаю, что еще не все в этом разбираются.

Бизнес-омбудсмен согласно Предпринимательскому кодексу, который был принят в прошлом году и вступил в силу с этого года, является уполномоченным по защите прав предпринимателей и назначается распоряжением главы государства. Основная задача - защита предпринимателей от неправильных действий со стороны госорганов. Если есть какое-то недопонимание между предпринимателями, то омбудсмен не имеет право вмешиваться. Он вмешивается только в случаях, когда неправильно действуют госорганы.

- Какие полномочия имеет бизнес-омбудсмен?

Согласно закону бизнес-омбудсмен имеет самые широкие полномочия. Это запрос и право требовать предоставления всех необходимых материалов, которые существуют в спорных случаях, рекомендации по приостановлению тех или иных нормативно-правовых актов и так далее. Они довольно жесткие и понятные. Они позволяют заниматься непосредственной защитой предпринимателей.

- Скажите, а с какими проблемами и трудностями к вам чаще всего обращаются предприниматели?

Надо четко понимать, как создавался институт бизнес-омбудсмена. Сначала у нас была создана уникальная организация Национальная палата предпринимателей «Атамекен» (НПП), которая создала свое правовое поле. После этого был принят Предпринимательский кодекс, и уже после того, как были созданы все органы и нормативно-правовые документы, законодательный орган, появился бизнес-омбудсмен. Он появился на поле, где уже активно работает НПП, поэтому чтобы не путать предпринимателей, поскольку и там защита, и здесь защита, аппаратом бизнес-омбудсмена являются подразделения НПП, которые занимают этими вопросами. Я думаю, что это абсолютно правильно, чтобы предприниматели не путались. За два года поступило 12,5 тысяч жалоб. Они тщательно проанализированы, вплоть до областей, вплоть до того, на что больше всего они жалуются. В основном это жалобы, касающиеся предоставления земельного участка под строительство того или иного объекта, споры с ГАСКом, жалобы на санэпидемстанцию, на налоговиков. Спектр очень большой. Для каждой области он разный.

Вы только что говорили об НПП, и у меня на руках статданные, где говорится, что Нацпалата из числа проблемных вопросов бизнесменов 69% решает положительно. Скажите, а как строятся ваши взаимоотношения с Национальной палатой предпринимателей? Не дублируете ли вы друг друга?

Абсолютно не дублируем. По тем вопросам, где не хватает полномочий Нацпалаты, подключается бизнес-омбудсмен. НПП решает не только вопросы защиты предпринимателей. Вы прекрасно знаете, что сегодня она представлена во всех секторах экономики. Она представлена во всех госорганах и во всех рабочих группах, где обсуждаются изменения в нормативно-правовых актах, касающихся предпринимательской деятельности.

- Вы сказали, что у вас есть представитель в каждом регионе. А непосредственно вы кому подчиняетесь?

Согласно закону, я непосредственно подчиняюсь главе государства. И никто не имеет права вмешиваться в деятельность бизнес-омбудсмена.

Хорошо. Я знаю, что буквально недавно в Москве был подписан меморандум между двумя бизнес-омбудсменами. С казахстанской стороны его подписали вы, а с российской - Борис Титов, расскажите поподробнее об этом?

Да, по приглашению Бориса Титова наша делегация была в Москве, где присутствовали на конференции, темой которой была защита прав предпринимателей. И на которой присутствовали региональные бизнес-омбудсмены из всех областей и краев России. Дело в том, что на федеральном уровне бизнес-омбудсменом согласно указу президента РФ был назначен Борис Титов, а в субъектах федерации бизнес-омбудсмены назначаются по согласованию с ним. Поэтому это была очень интересная и большая конференция. Там я рассказал о том, как у нас создавался институт бизнес-омбудсмена, что делается в Казахстане. Основная задача была помощь нашим предпринимателям, которые работают в России, и наоборот. Это было необходимо, чтобы в случае если бизнесмены России попадали в трудную ситуацию в Казахстане, то им помогали наши бизнес-омбудсмены и наоборот. Это было главным нашим обсуждением. Вторая тема обсуждения - обмен опытом, потому что в России институт бизнес-омбудсмена был создан в 2012 году. Мы, в частности, говорили, что многие проблемы, которые подымались в России, в Казахстане они решены пять лет назад. По защите предпринимателей, по законодательской деятельности, честно скажу, мы далеко ушли.

Кстати, у нас в редакции есть небольшой комментарий Бориса Титова по поводу подписания меморандума. "Проблемы, которые волнуют бизнес во многом схожи, хотя по-разному некоторые вещи решаются и регулируются где-то в одной стране лучше, а где-то хуже. Поэтому для нас очень важно, кроме того, что мы должны периодически мониторить ситуацию в обоих странах, изучать лучший опыт, и находить совместные решения между предпринимателями либо органами двух стран с точки зрения предпринимательства". Борис Титов упомянул, что проблемы во многом схожи. Это так?

Абсолютно правильно. Он прав: проблемы схожи, но решаются по-разному. У нас глава государства всегда подчеркивает, что предпринимательская деятельность - это номер один в Казахстане. У нас в каждом регионе, в каждом акимате есть департамент по поддержке предпринимателей и развитию предпринимательства. Также в каждом регионе существует региональная палата предпринимателей. У нас даже в силовых органах есть департамент по защите прав предпринимателей. Поэтому в этом плане в Казахстане проще и ни один госчиновник не скажет, что он против предпринимательства. В то же время я много регионов объездил, сделал анализ тех жалоб, которые поступали в прошлом году. Когда я встречаюсь с руководством областей, то говорю, что практически 90% жалоб, которые поступают в Астану можно решать на местах. Ну что такое, что не предоставляют земельный участок под строительство?

Расскажите о механизме оказания помощи предпринимателям, которые оказались в трудной ситуации за границй, в том числе в России .

Там они могут обратиться к российскому бизнес-омбудсмену и соответственно к нам. Мы промониторили, связались с бизнес-омбудсменами, где случилась проблема, чтобы понять, как этот вопрос решить. Поэтому здесь однозначно они могут обращаться как к нам, так и к бизнес-омбудсменам России.

На полях Петербургского экономического форума президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, встречаясь с российскими бизнесменами сказал, что в Казахстане успешно работают 6 тысяч предприятий с российским участием. Я думаю, что примерно столько же работают наших в России. Я так полагаю, что объем работы у вас будет большой.

Я надеюсь, что там не будет столько проблем у наших предпринимателей, потому что у нас очень хорошо относятся к российским предпринимателям, а в России к казахстанским. Я не скажу, что поступает много жалоб от наших казахстанских бизнесменов в России. Было несколько просьб о помощи. Когда я был в Москве, я поблагодарил бизнес-омбудсменов, которые помогли нашим предпринимателям. Бывает, что в таможне товар застрял. Было несколько проблем, где омбудсмены России помогли. Тоже самое наблюдается с нашей стороны.

- Недавно состоялся третий съезд НПП. Я знаю, что вы принимали в нем участие. Расскажите об этом?

Любой съезд - это подведение определенных итогов. Сегодня три года НПП, и можно сказать, что организация состоялась. Во-первых, чтобы принять за три года два таких важных документа, как законы об НПП и Предпринимательский кодекс - это многого стоит. Плюс «Атамекен» состоялся во всех регионах, там существуют его представительства. Это мощнейшая организация, которая действительно представляет предпринимателей. Съезд показал, какие сегодня есть вопросы и проблемы. Наверное, на сегодняшний день ключевым вопросом является занятость. Я думаю, что основная задача - это целенаправленно кредитовать сельских предпринимателей. Я знаю, что «Даму» на сумму порядка 23 млрд тенге собирается кредитовать сельских предпринимателей. Сегодня основная безработица наблюдается на селе, поэтому необходимо усилить точечное кредитование сельских предпринимателей. Это ключевая проблема, это и премьер-министр подчеркнул. Я считаю, что любая инициатива предпринимателя должна быть взята на вооружение и нужно помогать ему, потому что он платит налоги, трудоустраивает и решает массу социальных вопросов.

- Я знаю, что вы недавно побывали в областях Казахстана. Расскажите, к какому выводу Вы пришли?

Основная задача - донести те проблемы, которые были озвучены на встречах с бизнесом. Встречаясь с руководством области, я доношу эти проблемы. После этого встречаюсь с прокурором области, где также ставлю проблемы. Реально 90% поступающих к нам жалоб можно решать на местах, не доводя до Астаны.

- Насколько на местах госорганы реагируют на ваши предложения?

Очень хорошо реагируют. Это польза, потому что понятно, что акиму области и руководству не хватает времени на решение тех или иных проблем. Одно дело, когда ему дают один отчет его подчиненные, а другое дело, когда мы даем реальную картину в области, говорим о жалобах. Поэтому очень хорошая реакция была со стороны руководителей области и прокуроров.

Руслан Мелекша, Саяжан Каукенова



Просмотров