Переданные государственные полномочия. Понятие отдельных государственных полномочий, которыми наделены либо могут наделяться органы местного самоуправления

Поиск в тексте

Действующий

Название документа:
Номер документа: 50
Вид документа: Закон города Москвы
Принявший орган: Московская городская Дума
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 14 июля 2004
Дата начала действия: 15 августа 2004
Дата редакции: 20 сентября 2017

О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями)

ГОРОДА МОСКВЫ

О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских
муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями
города Москвы (государственными полномочиями)


Документ с изменениями, внесенными:
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 69, 12.12.2007);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 55, 30.09.2008) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года);
(Тверская, 13, N 54, 05.05.2011);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 36, 29.06.2012);
Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 19 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 19.05.2014);
Законом города Москвы от 27 января 2016 года N 2 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 08.02.2016);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 03.10.2017).
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
На основании Закона города Москвы от 28 сентября 2005 года N 47 действие части 5 статьи 7 настоящего Закона приостановлено.
____________________________________________________________________


Настоящий Закон устанавливает порядок наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления) отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями), порядок их реализации, осуществления государственного контроля за их реализацией, а также порядок отзыва указанных полномочий у органов местного самоуправления.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Правовые основы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) (далее - отдельные государственные полномочия) осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации , федеральными законами, Уставом города Москвы , законами города Москвы.

Статья 2. Принципы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

1. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется законами города Москвы.

2. Органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом могут быть наделены отдельными государственными полномочиями по предметам ведения города Москвы, по предметам совместного ведения Российской Федерации и города Москвы - субъекта Российской Федерации.

3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется одновременно с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств.

4. Органы местного самоуправления обязаны реализовывать отдельные государственные полномочия, которыми они наделяются в установленном настоящим Законом порядке.

5. Реализация органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий подконтрольна органам государственной власти города Москвы.

6. Отдельными государственными полномочиями могут наделяться органы местного самоуправления одного, нескольких или всех внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - муниципальные образования) (часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 .

Глава 2. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Статья 3. Внесение законопроекта о передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий

1. С инициативой наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями вправе выступать субъекты законодательной инициативы в Московской городской Думе.

2. Проекты законов города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями вносятся в Московскую городскую Думу в порядке, установленном законом города Москвы.

3. В пояснительной записке к проекту закона города Москвы приводится обоснование необходимости (целесообразности) наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и оценка возможности реализации ими указанных полномочий.

4. К проекту закона города Москвы прилагается финансово-экономическое обоснование, содержащее расчеты материальных ресурсов и финансовых средств, необходимых для реализации органами местного самоуправления передаваемых им отдельных государственных полномочий.

5. Обязательным условием рассмотрения Московской городской Думой проекта закона города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями является наличие заключения Мэра Москвы.

6. В случае непредставления Мэром Москвы заключения в тридцатидневный срок со дня получения им проекта закона города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, Московская городская Дума вправе приступить к его рассмотрению в порядке, установленном Регламентом Московской городской Думы .

7. Проект закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями направляется на рассмотрение в представительные органы внутригородских муниципальных образований в городе Москве (часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 .

Статья 4. Срок, на который органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями

1. Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями на определенный срок или на неограниченный срок.

2. Законом города Москвы может быть изменен срок, на который органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями.

Статья 5. Содержание закона города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Закон города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должен содержать:

1) полное определение соответствующих государственных полномочий;

2) наименования внутригородских муниципальных образований в городе Москве, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными государственными полномочиями;

3) срок, на который органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями;

4) перечень материальных ресурсов, необходимых для реализации отдельных государственных полномочий;

5) нормативы по штатам административно-управленческого и технического персонала, необходимым для реализации отдельных государственных полномочий;

6) нормативы или способ (методика) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из бюджета города Москвы для осуществления отдельных государственных полномочий;

7) порядок передачи органам местного самоуправления необходимых для реализации отдельных государственных полномочий материальных ресурсов и финансовых средств;

8) порядок отчетности органов местного самоуправления по реализации ими отдельных государственных полномочий;

9) порядок завершения реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они наделены на определенный срок, порядок и сроки возврата неиспользованных материальных ресурсов и финансовых средств;

10) перечень органов государственной власти города Москвы, уполномоченных осуществлять контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, а также контролирующих органов города Москвы;

11) порядок контроля уполномоченными органами государственной власти города Москвы за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе целевого использования материальных ресурсов и финансовых средств, предназначенных для реализации этих полномочий;

12) нормы об ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей при реализации отдельных государственных полномочий;

13) другие положения, необходимые для регулирования вопросов передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий и их реализации.

Глава 3. Порядок передачи материальных ресурсов и финансовых средств органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий

Статья 6. Порядок передачи органам местного самоуправления материальных ресурсов для реализации отдельных государственных полномочий

1. Передача органам местного самоуправления материальных средств для реализации отдельных государственных полномочий осуществляется в порядке, установленном законом города Москвы, наделяющим органы местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

2. Материальные ресурсы безвозмездно передаются органам местного самоуправления в пользование и (или) управление на срок осуществления ими отдельных государственных полномочий.

Статья 7. Порядок передачи органам местного самоуправления финансовых средств для реализации отдельных государственных полномочий

1. Передача органам местного самоуправления финансовых средств для реализации отдельных государственных полномочий осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законами города Москвы.

2. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых бюджетам муниципальных образований субвенций из бюджета города Москвы.

3. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

4. Пункт утратил силу с 19 февраля 2016 года - Закон города Москвы от 27 января 2016 года N 2 ..

5. Субвенции на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в законе города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год, если закон города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями принят не позднее чем за три месяца до внесения в Московскую городскую Думу проекта закона города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год.

Глава 4. Порядок реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

Статья 8. Правовые основы реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

1. Органы местного самоуправления реализуют отдельные государственные полномочия самостоятельно в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы, уставом муниципального образования (часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 .

2. Порядок реализации переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий может устанавливаться правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с настоящим Законом и иными законами города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 .

3. Часть утратила силу с 1 июля 2012 года - Закон города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 ..

4. По вопросам осуществления переданных отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны исполнять нормативные правовые акты органов исполнительной власти города Москвы, изданные в пределах их компетенции.

5. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны осуществлять собственный контроль за реализацией переданных отдельных государственных полномочий и оказывать содействие в осуществлении государственного контроля за их реализацией органам государственной власти города Москвы. При невозможности надлежащей реализации переданных отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны принять меры по устранению причин, препятствующих исполнению отдельных государственных полномочий, и своевременно известить органы государственной власти города Москвы о сложившемся положении.

Статья 9. Порядок использования органами местного самоуправления материальных ресурсов и финансовых средств, предназначенных для реализации отдельных государственных полномочий

1. Органы местного самоуправления не вправе использовать материальные ресурсы и финансовые средства, предназначенные для реализации переданных отдельных государственных полномочий, не по целевому назначению.

2. Часть исключена с 11 октября 2008 года Законом города Москвы от 17 сентября 2008 года N 40 ..

3. Финансовые средства, предназначенные для реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, указываются отдельными строками в доходной и расходной частях бюджета соответствующего муниципального образования в соответствии с бюджетной классификацией.

4. В случае изменения в течение финансового года ожидаемых объемов расходов на исполнение отдельных государственных полномочий по сравнению с ранее принятыми нормативами органы местного самоуправления вправе направить обоснованные предложения Правительству Москвы о внесении изменений в соответствующий нормативный правовой акт города Москвы в части уточнения соответствующего норматива.

5. Органы местного самоуправления или выборные должностные лица местного самоуправления представляют уполномоченному органу исполнительной власти города Москвы ежегодный отчет о фактическом использовании материальных ресурсов и финансовых средств в порядке и сроки, установленные законом города Москвы.

6. Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета города Москвы в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
(Часть в редакции, введенной в действие с 3 октября 2017 года Законом города Москвы от 20 сентября 2017 года N 36 .

6.1. В случае если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субвенций, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход бюджета города Москвы, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета города Москвы в порядке, установленном финансовым органом города Москвы соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 16 мая 2011 года Законом города Москвы от 20 апреля 2011 года N 16 ; в редакции, введенной в действие с 3 октября 2017 года Законом города Москвы от 20 сентября 2017 года N 36 .

6.2. Часть дополнительно включена с 16 мая 2011 года Законом города Москвы от 20 апреля 2011 года N 16 ; утратила силу с 19 мая 2014 года - Закон города Москвы от 30 апреля 2014 года N 19 ..

6.3. Остатки межбюджетных трансфертов, полученных в форме субвенций, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году, могут быть возвращены в текущем финансовом году в доход бюджета муниципального образования, которому они были ранее предоставлены, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством города Москвы.
(Часть дополнительно включена с 3 октября 2017 года Законом города Москвы от 20 сентября 2017 года N 36)

7. Субвенции в случае их нецелевого использования подлежат возврату в бюджет города Москвы (часть дополнительно включена с 11 октября 2008 года Законом города Москвы от 17 сентября 2008 года N 40 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года).

Статья 10. Содействие органов государственной власти органам местного самоуправления в реализации отдельных государственных полномочий

Органы государственной власти города Москвы и их должностные лица содействуют органам местного самоуправления в реализации отдельных государственных полномочий посредством:

1) координации деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований между собой, а также с органами государственной власти города Москвы;

2) изучения, обобщения, распространения опыта работы органов местного самоуправления по реализации переданных отдельных государственных полномочий;

3) методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

4) осуществления мер по подготовке кадров муниципальных служащих и повышению их квалификации;

5) предоставления органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления по их запросам необходимых для реализации отдельных государственных полномочий материалов и документов;

6) оказания содействия в обеспечении занятости и социальных гарантий муниципальным служащим, высвобождаемым в связи с завершением реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Статья 11. Порядок завершения реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

1. Завершение реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляется по истечении срока, на который они были наделены соответствующими отдельными государственными полномочиями, либо в результате их отзыва.

2. Порядок завершения реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий устанавливается законом города Москвы, в котором определяются сроки возврата неиспользованных материальных ресурсов и перечисления в бюджет города Москвы неиспользованных финансовых средств.

3. Органы местного самоуправления при содействии органов государственной власти обеспечивают трудоустройство и социальные гарантии муниципальным служащим, высвобождаемым в связи с завершением реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Статья 12. Порядок возврата материальных ресурсов и финансовых средств при завершении реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

При завершении реализации отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления в установленные законом города Москвы сроки возвращают по актам установленной формы неиспользованные материальные ресурсы и перечисляют в бюджет города Москвы неиспользованные финансовые средства, переданные им для реализации указанных полномочий.

Статья 13. Отзыв отдельных государственных полномочий у органов местного самоуправления

1. Отдельные государственные полномочия могут быть отозваны в случаях:

1) неисполнения или ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, факт которого подтвержден по результатам проверки, проведенной уполномоченными органами;

2) невозможности осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, а также возникновения форс-мажорных обстоятельств (стихийные и природные бедствия, общественные беспорядки, боевые действия в условиях чрезвычайного положения, военного положения или проведения контртеррористической операции);

3) перераспределения полномочий между органами государственной власти города Москвы и органами местного самоуправления.

2. Отдельные государственные полномочия могут быть отозваны у органов местного самоуправления одного, нескольких или всех муниципальных образований.

3. Отзыв отдельных государственных полномочий осуществляется по инициативе Мэра Москвы или Совета муниципальных образований города Москвы законом города Москвы. В законе города Москвы об отзыве отдельных государственных полномочий указываются муниципальные образования, у органов местного самоуправления которых отзываются переданные им отдельные государственные полномочия, и перечень причин отзыва отдельных государственных полномочий по каждому муниципальному образованию соответственно. Законопроект об отзыве отдельных государственных полномочий рассматривается Московской городской Думой в первоочередном порядке.

4. В случае если факты неисполнения или ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления по их вине отдельных государственных полномочий будут подтверждены решением суда, органы местного самоуправления обязаны в соответствии с федеральным законодательством возместить материальные и финансовые потери органам государственной власти города Москвы, юридическим и физическим лицам.

5. В целях защиты законных прав и интересов населения муниципального образования Мэр Москвы вправе с момента внесения в Московскую городскую Думу законопроекта об отзыве отдельных государственных полномочий и до вступления закона города Москвы в силу поручить временное осуществление указанных полномочий Правительству Москвы либо соответствующему органу исполнительной власти города Москвы.

6. Вступление в силу закона города Москвы об отзыве отдельных государственных полномочий влечет за собой прекращение передачи финансовых средств для реализации отдельных государственных полномочий в соответствии с законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 .

Глава 5. Государственный контроль за реализацией органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Статья 14. Государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

1. Государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляют органы государственной власти города Москвы, определенные законом города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, а также контролирующие органы города Москвы.

2. Органы государственной власти города Москвы осуществляют государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в следующих формах:

1) проведения комплексных проверок и принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений и их предупреждению;

2) ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления в части расходования выделенных для реализации этих полномочий материальных ресурсов и финансовых средств;

3) заслушивания информации, отчетов должностных лиц местного самоуправления о ходе реализации отдельных государственных полномочий;

4) назначения уполномоченных должностных лиц для наблюдения за реализацией переданных государственных полномочий;

5) запроса от органов местного самоуправления объяснений и необходимых сведений о реализации ими отдельных государственных полномочий;

6) выдачи предписаний руководителям органов местного самоуправления об устранении выявленных нарушений. Руководители органов местного самоуправления обязаны в месячный срок или в срок, установленный в предписании, принять меры по устранению нарушений и о результатах сообщить в орган исполнительной власти города Москвы, выдавший предписание;

7) правовой экспертизы и анализа решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятых по вопросам реализации отдельных государственных полномочий;

8) анализа деятельности органов местного самоуправления по реализации отдельных государственных полномочий и внесения предложений в установленном законодательством порядке по совершенствованию деятельности указанных органов или по отзыву отдельных государственных полномочий.

3. Споры и разногласия, возникающие между органами государственной власти города Москвы и органами местного самоуправления в процессе реализации отдельных государственных полномочий, разрешаются посредством согласительных процедур путем создания согласительных комиссий или в судебном порядке.

4. В состав согласительных комиссий включаются представители органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления.

Статья 15. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей при реализации переданных отдельных государственных полномочий

1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут установленную законодательством ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей при реализации переданных отдельных государственных полномочий.

2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за реализацию отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными ресурсами и финансовыми средствами.

3. При обнаружении фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления обязанностей по реализации переданных отдельных государственных полномочий уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы вправе обратиться к главе муниципального образования, Председателю представительного органа муниципального образования, иным должностным лицам местного самоуправления с предложением о наложении дисциплинарных взысканий на виновных должностных лиц местного самоуправления (часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 .

4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по реализации отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Законом города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45

Статья 16. Ответственность органов государственной власти города Москвы и их должностных лиц

Органы государственной власти города Москвы и их должностные лица несут установленную законодательством ответственность за ненадлежащее обеспечение органов местного самоуправления материальными ресурсами и финансовыми средствами для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 17. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) (с изменениями на 20 сентября 2017 года)

Название документа: О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) (с изменениями на 20 сентября 2017 года)
Номер документа: 50
Вид документа: Закон города Москвы
Принявший орган: Московская городская Дума
Статус: Действующий
Опубликован: Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 45, 04.08.04

Ведомости Московской городской Думы, N 8, 24.08.2004

Тверская, 13, N 114, 21.09.2004

Дата принятия: 14 июля 2004
Дата начала действия: 15 августа 2004
Дата редакции: 20 сентября 2017

Следующая составная часть компетенции местного самоуправления – отдельные переданные государственные полномочия.

Статьей 132 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

В развитие Конституционных норм Главой 4 Закона 131-ФЗ регулируются вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Если иное не установлено федеральным законом, законом субъекта РФ о передаче полномочий, по общему правилу отдельные государственные полномочия осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Следовательно, для передачи полномочий поселению (поселениям) в соответствующем законе должно быть прямо указано, что данные полномочия передаются для осуществления органам местного самоуправления поселения (поселений).

Надо отметить, что, в соответствии с Законом 131-ФЗ, органом, осуществляющим реализацию переданных государственных полномочий, является местная администрация.

Законом подчеркивается, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами; отдельными государственными полномочиями субъектов РФ – законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными, помимо законов, нормативными правовыми актами не допускается . Надо при этом учитывать, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, установленным ст. 72 Конституции РФ, допускается, только если это не противоречит федеральным законам. В частности, ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» установлено, какие полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения могут быть переданы органам местного самоуправления. Например, допускается передача полномочий субъекта РФ по поддержке сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий федеральных целевых программ), по организации и поддержке учреждений культуры (за исключением федеральных) и ряд других. Вместе с тем, передача полномочий по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности органов государственной власти, государственных учреждений, по организации транспортного обслуживания населения по пригородным и межмуниципальным перевозкам; по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей; по предоставлению материальной и иной помощи для погребения федеральным законом не предусматривается.



Говоря о передаче отдельных государственных полномочий, необходимо остановиться на вопросе, а что же считается переданными государственными полномочиями. Статьей 19 Закона 131-ФЗ установлено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным названным ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. В этой части возникает ряд проблем, связанных с отраслевым законодательным регулированием, так как довольно трудно по ряду законов четко установить, являются те или иные полномочия относящимися к вопросам местного значения, или выпадают из объема функций, осуществляемых органами местного самоуправления для решения установленных Законом вопросов местного значения.

Как иллюстрацию можно привести полномочие органов местного самоуправления, установленное Жилищным Кодексом, по переводу жилых помещений в нежилые (вне зависимости от формы собственности на жилое помещение). К вопросам местного значения в жилищной сфере новый ФЗ относит обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском, сельском поселении, городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Перевод жилых помещений в нежилые мало связан с названными вопросами местного значения. Аналогичная ситуация складывается и с полномочиями органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков в собственность, по сдаче их в аренду до разграничения государственной собственности на землю. Среди вопросов местного значения, связанных с земельными правоотношениями, указаны лишь правомочия собственника муниципальных земельных участков и осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Очевидно, что возложение на органы местного самоуправления обязанности выделения земельных участков или сдачи их в аренду является передачей отдельных государственных полномочий. Вместе с тем, при отнесении данных вопросов к передаваемым государственным полномочиям, в федеральном бюджете на очередной финансовый год должны быть предусмотрены средства на их исполнение, иначе считается, что полномочия в действие не введены. А это может привести к признанию актов органов местного самоуправления по названным вопросам незаконными, их отмене судом и признании совершенных сделок недействительными.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (п.5 ст.19 того же Закона). Органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом МО.

Закон 131-ФЗ (п.7 ст.19) и БК РФ устанавливают, что положения федеральных законов, законов субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии , если федеральным законом о федеральном бюджете, законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Это необходимо учитывать органам местного самоуправления, так как осуществление полномочий, которые переданы не введенными в действие положениями законодательства, является превышением компетенции органов местного самоуправления.

Поправками, внесенными в статью 20 Закона 131-ФЗ Федеральным Законом от 31.12.2005 года № 199-ФЗ, как исключение из общего правила допускается возможность участия органов местного самоуправления в осуществлении государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления в установленном порядке, и возможность расходования из местного бюджета на эти цели финансовых средств в случае, если возможность этого участия и расходования средств местного бюджета предусмотрена федеральными законами. Органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать за счет собственных доходов бюджета дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, причем теперь на это не требуется специального разрешения закона. Надо заметить, что финансирование как указанных государственных полномочий, не переданных в установленном порядке, так и дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи является не обязанностью, а правом органов местного самоуправления и осуществляется при наличии возможности.

Законом установлены требования к содержанию законов о передаче отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления. Наиболее значимыми для муниципальных образований являются обязательное указание в законе:

· перечня прав и обязанностей органов местного самоуправления и органов государственной власти при осуществлении переданных полномочий;

· способа (методики) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из соответствующего государственного бюджета для осуществления полномочий;

· перечня подлежащих передаче органам местного самоуправления материальных средств для осуществления полномочий или порядка определения данного перечня;

· порядка отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных полномочий;

· условий и порядка прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий.

Отсутствие в законе о передаче всех или отдельных из названных положений может являться основанием для оспаривания в суде этого закона. Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов РФ, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям статьи 19 Закона 131-ФЗ, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий. Однако до установления судом факта несоответствия закона установленным требованиям органы местного самоуправления обязаны осуществлять исполнение переданных государственных полномочий, если они введены в действие законом о государственном бюджете соответствующего уровня на очередной год. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за исполнение переданных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Контроль осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, а также использования переданных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств проводят уполномоченные органы государственной власти. Закон о передаче полномочий должен содержать порядок контроля органов государственной власти за осуществлением отдельных государственных полномочий и наименования органов, осуществляющих указанный контроль.

Таким образом, основу компетенции местного самоуправления поселения составляют установленные ст.14 Закона 131-ФЗ вопросы местного значения, полномочия по которым определяются тем же Федеральным Законом и Уставом МО, и при исполнении которых органы местного самоуправления самостоятельны. Органы государственной власти законом могут передавать органам местного самоуправления для осуществления отдельные государственные полномочия. Кроме того, органы местного самоуправления могут принимать к своему рассмотрению и иные вопросы с учетом ограничений, установленных Закона 131-ФЗ. Допускается также передача отдельных полномочий между поселением и муниципальным районом.

В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Следовательно, в компетенцию органов местного самоуправления, помимо вопросов местного значения, могут входить и отдельные государственные полномочия, которые им передаются государством.

На практике при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в соответствующих нормативных актах обычно не указывается, что эти полномочия являются государственными, следовательно, возникают споры по поводу их финансирования. В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. при определении, относится ли конкретное полномочие, возложенное на орган местного самоуправления, к государственным или нет, необходимо руководствоваться ст. 14-16, которые устанавливают перечень вопросов местного значения. Если указанное полномочие входит в один из вопросов местного значения для данного типа муниципального образования, оно является муниципальным, в противном случае -государственным и требует отдельного финансирования.

На практике субъекты РФ чаще всего передают органам местного самоуправления полномочия в сфере:

1) государственной регистрации актов гражданского состояния;

2) лицензирования розничной продажи алкогольной продукции;

3) лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов;

4) лицензирования образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений;

5) совершения нотариальных действий;

6) назначения и выплаты компенсационных выплат;

7) ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности;

8) медико-социальной экспертизы;

9) установления значений отдельных корректирующих коэффициентов для расчета единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

10) порядка пользования отдельными природными ресурсами;

11) формирования и организации деятельности административных комиссий на территориях субъектов РФ и т.д.

Поскольку передача отдельных государственных полномочий должна в обязательном порядке сопровождаться выделением бюджетных средств, вступление в силу соответствующих положений возможно только с началом нового финансового года.

3.Административное право: предмет, метод, источники.

Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России, которая отличается от других прежде всего по предмету и методу правового регулирования. Административное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.

Исполнительная власть и ее органы выполняют огромный объем работы в сфере управления государственными делами. Поэтому в российском законодательстве и юридической литературе для определения сферы действия административного права используются такие близкие по смыслу понятия как исполнительная власть, государственное и муниципальное управление, государственная администрация, административная власть. Все они обозначают понятие, которое складывается из трех основных компонентов. Это: 1) управленческий аппарат (совокупность служащих, административных органов); 2) исполняемая им деятельность (административная, исполнительно-распорядительная) и 3) используемая им при этом власть.

Таким образом, административное право регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, оно обслуживает сферу государственного и муниципального управления.

Административно-правовое регулирование производится посредством:

а) упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественных отношений;

б) формирования новых общественных отношений, соответствующих объективным законам развития общества, положениям Конституции РФ;

в) охраны общественных отношений, регулируемых нормами административного и других отраслей права;

г) вытеснения из сферы государственного управления общественных отношений, не соответствующих интересам граждан, общества, государства.

Под понятием государственной администрации главным образом подразумеваются: а) властная деятельность аппарата управления, исполнительно-распорядительных органов; б) внутриорганизационная деятельность руководителей иных государственных и муниципальных органов (премьер-министра, прокуроров, председателя суда); г) деятельность судей при рассмотрении ими мелких дел (о мелком хулиганстве, неповиновении и т.п.), предполагающих реализацию не судебной, а административной власти; г) деятельность иных формирований, осуществляющих административный контроль на основании предоставленных им государством полномочий.

Содержание деятельности органов управления весьма разнообразно. Осуществляя свои функции, исполнительная власть вступает в определенные взаимоотношения с гражданами, юридическими лицами, общественными организациями, регулируя таким образом деятельность обеих сторон связей: как управляющих, так и управляемых. Примером тому служат правила дорожного движения, санитарные нормы и т.п. Иногда функции управления могут быть столь специфичны, что регламентируются нормами не административного, а других отраслей права, например, трудового, уголовно-процессуального, финансового.

В современных условиях особую актуальность приобрела проблема взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Основной формой их взаимодействия становится институт наделения последних отдельными государственными полномочиями.

В современной теории муниципального управления предусматриваются две основные формы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: передача полномочий и делегирование полномочий. Под передачей полномочий понимается способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие органа государственной власти исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов местного самоуправления. При этом срок такой передачи, как правило, не оговаривается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, как правило, происходит в форме передачи полномочий.

Делегирование полномочий - это предоставление органам государственной власти принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно. Исходя из этого, следует обратить внимание на различия в содержании понятия «передача полномочий», которая происходит на постоянной и безусловной основе, расширяя перечень вопросов ведения муниципального образования, и «делегирования полномочий», которое осуществляется на временной основе с соблюдением определенных требований, расширяя лишь компетенцию отдельных муниципальных органов.

Возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями закрепляется, как уже ранее отмечалось, в Конституции Российской Федерации Государственная власть и местное самоуправление в Российской Федерации. Часть 2. Правовой статус органов местного самоуправления и правовое регулирование их деятельности в бюджетной и налоговой сфере. Учебное пособие / Под ред. В.И. Новоселова, Л.А. Лукашова. Саратов: Изд-во ПАГС, 2000.

До сих пор на федеральном уровне вопрос о порядке передачи (наделения) местных органов власти отдельными государственными полномочиями практически не регулировался. Регламентировалось законодательно только то, что передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления должна осуществляться одновременно с передачей необходимых для их осуществления денежных средств.

Законодательство Российской Федерации в настоящее время называет наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями различными терминами: «наделение», «делегирование», «передача», «возложение» и «предоставление». Такое многообразие в терминологии данного института объясняется социально-политическими факторами. При введении новых терминов в законодательство необходим комплексный подход: лингвистический анализ, учет международного опыта в этой сфере, использование сложившегося в отечественной юридической науке понятийного аппарата.

Впервые термин «наделение отдельными государственными полномочиями» появился в Конституции Республики Татарстан от 6 ноября 1992г., согласно которой указывалось, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, а реализация переданных полномочий подконтрольна государству Сов. Татария. 1992. 12 дек.. Аналогичная формулировка была закреплена впоследствии в ч. 2 ст. 132 Конституции РФ и основных законах субъектов Российской Федерации.

Однако следует отметить, что в начале 90-х гг. XX в. в Российской Федерации не было формальных оснований для введения самого понятия «наделение отдельными государственными полномочиями» ввиду его отсутствия как в конституционных актах прошлых лет, так и в Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985г. Логично было бы иное: чтобы законодательная власть РФ, изучив зарубежный опыт, использовала бы правовые категории, применяемые, например, в той же Европейской хартии местного самоуправления, текст которой содержит упоминание о возможности «предоставления органам местного самоуправления в соответствии с законом полномочий для выполнения конкретных задач», а ниже сообщается о возможности делегирования полномочий органам местного самоуправления Европейская хартия местного самоуправления. Принята Советом Европы 15 октября 1985 г. // СЗ РФ. 1998. N 36. Ст. 4466.

Следовательно, в данном случае понятия «предоставление» и «делегирование» используются как синонимы.

Термин «наделение» получил дальнейшее закрепление в Федеральном законе от 28 августа 1995г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506., а затем в пришедшем ему на замену одноименном Федеральном законе от 6 октября 2003г. Там же. 2003. N 40. Ст. 3822..

В Законе 1995г. нет специального раздела, посвященного наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (возможность их передачи была обозначена лишь термином «наделение», который употреблялся в тексте четыре раза). В Законе 2003г. есть уже специальная глава «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», в которой понятие «наделение» употреблено не менее десяти раз. В то же время использован и термин «передача»: согласно п. 8 ст. 19 федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления. Как видно, понятия «передача» и «наделение» применяются в качестве слов-синонимов.

В законодательных актах субъектов РФ, принятых после введения в действие Конституции РФ, для обозначения данного правового института используется ряд понятий: «наделение», «делегирование», «передача», «возложение» и «предоставление». При этом следует заметить, что все они употребляются как вместо термина «наделение», так и одновременно с ним, как-то: «возложение и наделение» (Республики Башкортостан и Калмыкия, Смоленская область); «делегирование и наделение» (Республика Адыгея, Архангельская, Орловская, Рязанская, Самарская области); «передача и наделение» (Республика Коми, Алтайский край, Амурская, Иркутская, Кемеровская, Нижегородская, Тверская, Ярославская области); «возложение, наделение, передача» (Коми-Пермяцкий автономный округ, Красноярский край, Курганская, Тульская области); «возложение, делегирование, передача» (Костромская, Ростовская области); «делегирование, наделение, передача» (Республики Алтай и Мордовия, Вологодская, Ивановская, Ленинградская области); «наделение, передача, предоставление» (Краснодарский край, Кировская область); «возложение, делегирование, наделение, передача, предоставление» (Пермская область) Дитятковский М.Ю. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. М., 2007. С. 64 - 67..

Попробуем определить по толковым словарям русского языка семантику каждого из названных терминов (см. таблицу № 1 (Приложении № 2 к настоящей к дипломной работе). В таблице приведены лишь те определения, которые наиболее подходят к рассматриваемой нами теме.

Как видно, рассматриваемые понятия по смыслу фактически тождественны, поскольку их содержание, как правило, раскрывается посредством друг друга.

Во избежание односторонности анализа рассмотрим толкование этих же терминов в юридических энциклопедиях и словарях. Так, в Большой юридической энциклопедии дается разъяснение только одному сложносоставному понятию - делегированию полномочий, обозначающему уступку одним государственным органом другому государственному органу некоторых исключительных полномочий Большая юридическая энциклопедия. М., 2008. С. 158.. В данном определении под делегированием полномочий понимается возможность их передачи только в системе органов государственной власти (одно- и разноуровневых).

Особое значение в определении понятия «наделение» в Основном Законе имеют решения Конституционного Суда РФ, так как именно Суд является основным «интерпретатором» Конституции. Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000г. № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года СЗ РФ. 2000. № 50. Ст. 4943. используется понятие «наделение»: «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем...» В названном акте Конституционного Суда наряду с термином «наделение» широко применяется понятие «передача». Оно встречается и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 января 1997г. № 1-П по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» Там же. 1997. № 5. С. 708. : «Муниципальным органам могут быть посредством закона переданы отдельные полномочия». Как мы видим, в Постановлениях Конституционного Суда РФ, так же как и в Конституции РФ, используются термины «наделение» и «передача», которые рассматриваются как синонимы. Иные понятия в отношении передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления не используются.

Большинство юридических словарей либо избегают рассматриваемых нами терминов, либо упоминают лишь один из них Большой юридический словарь / Под ред. Л.А. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М., 1998; Российская юридическая энциклопедия. М., 1999; Хачатуров Р.Л. Юридическая энциклопедия / Под ред. В.А. Якушина. Т. II. Тольятти, 2004; Т. IV. Тольятти, 2005.

В Словаре по конституционному праву Российской Федерации под делегированием понимается поручение (передача) одним органом другому рассмотрения и разрешения вопросов своей компетенции (на постоянной основе, на определенное время, на один раз) Словарь по конституционному праву Российской Федерации / Сост. В.И. Борисов, А.А. Ильюхов, О.А. Кажанов. М., 2003. С. 109.

Аналогичное определение зафиксировано и в Энциклопедическом словаре по конституционному праву Конституционное право: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2001.. В Словаре по конституционному праву «делегирование полномочий» рассматривается как передача полномочий одним органом другому Конституционное право: Словарь / Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 2001. С. 121 - 122..

Интересны результаты исследований и отдельные комментарии к Конституции РФ, где также отсутствует единое понимание данной формулировки. Трактуется, что наделение полномочиями может осуществляться в двух формах: посредством передачи или в результате их делегирования. Передача представляет собой способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие государственного органа исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов самоуправления. Специфика же делегирования заключается в том, что предоставление государственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления осуществляется на один раз, на определенный срок или бессрочно.

В Научно-практическом комментарии к Конституции Российской Федерации (под ред. В.В. Лазарева) отмечается, что, рассматривая понятие «наделение», следует иметь в виду, что речь идет о временном или постоянном делегировании полномочий, но не о полной передаче их органам местного самоуправления Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев // ИПС «Гарант».

В комментариях к Конституции РФ поочередно встречаются понятия «наделение» и «передача», которые рассматриваются авторами как синонимы. Одновременно через понятие «делегирование» была обозначена возможность передачи органами местного самоуправления на основании договора своих полномочий органам государственной власти.

Эти примеры свидетельствуют о том, что в Словаре по конституционному праву Российской Федерации и комментариях к Конституции используются разные подходы к трактовке понятия «наделение».

Как видно, многие ученые-авторы при определении передачи отдельных государственных полномочий используют понятие «делегирование». На наш взгляд, это не совсем корректно. Если обратиться к конституционному праву зарубежных стран, то мы встретим термин «делегированное законодательство». Большая юридическая энциклопедия определяет делегированное законодательство как нормативные акты органов исполнительной власти, которые издаются по делегации парламента по вопросам, входящим в их компетенцию, и имеют силу закона Большая юридическая энциклопедия. С. 158.. Такое делегирование является по своей сути передачей права на принятие законов государственному органу (в частности, правительству), который в соответствии со своей компетенцией такими правами не обладает. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что делегирование представляет собой наиболее широкое понятие, предполагающее передачу обширного круга полномочий по сравнению с наделением отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления. Таким образом, можно прийти к выводу, что использование термина «делегирование» в данной области представляется не совсем удачным.

Следует отметить, что в научном сообществе также нет единого понимания соотношения понятий «наделение» и «делегирование», «наделение» и «передача», «делегирование» и «передача» государственных полномочий. В научной литературе сложилось несколько основных подходов:

данные категории являются различными понятиями Соломка Н.И. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: Дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999. С. 125 - 127.

«делегирование» и «передача» - элементы наделения государственными полномочиями Окуньков Л.А. Постатейные комментарий к Конституции Российской Федерации.;

«передача» - родовое понятие по отношению к видовым понятиям «наделение» и «делегирование» Пивоваров К.А. К проблеме передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления // Сиб. юрид. вестн. 1993. № 3. С. 12 - 13.

вместо понятия «наделение» более удачным представляется использование термина «делегирование государственных полномочий» Стукалова О.А. Понятие и сущность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями // Юрид. науки. 2006. № 4. С. 50..

Таким образом, можно сделать вывод, что ключевым понятием в законодательстве Российской Федерации, передающим истинный смысл данного правового института, является термин «наделение», а также понятие «передача», зафиксированное Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ.

Как уже было сказано выше, региональное законодательство в различных вариантах применяет термины «наделение», «делегирование», «передача», «возложение» и «предоставление», хотя следует отметить, что в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации воспроизводятся известные федеральные понятия «наделение» и «передача». Такое многообразие в терминологии института «наделение отдельными государственными полномочиями» является объективным на период его становления. Однако при введении новых терминов в законодательство необходим комплексный подход: лингвистической анализ, учет международного опыта в этой сфере, использование сложившегося в отечественной юридической науке понятийного аппарата.

Итак, следует констатировать, что, во-первых, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями называется в современной отечественной правовой системе следующими терминами: «наделение», «делегирование», «передача», «возложение» и «предоставление». Во-вторых, понятие «наделение», означающее предоставление в распоряжение, поручение кому-нибудь другому, в федеральном законодательстве заменяется, как правило, термином «передача» См., например: Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ; Об актах гражданского состояния: Федеральный закон от 15 ноября 1997г. № 143-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340., а в региональном - понятиями «делегирование», «передача», «возложение» и «предоставление».

- часть государственных (т.е. находящихся в ведении Российской Федерации и субъектов РФ) прав и обязанностей, к-рыми в соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации наделяются органы местного самоуправления сверх полномочий, обеспечивающих решение вопросов местного значения.

Выполнение муниципальными образованиями отд. государственных полномочий является отражением взаимодействия государственных органов с органами местного самоуправления. Подобное взаимодействие очень важно и государственным, и муниципальным органам, т.к. позволяет, с одной стороны, с наибольшей эффективностью решать вопросы лучшего обслуживания населения, а с другой-демократизирует процесс осуществления государственных функций.


Передача государственных полномочий органам местного самоуправления осуществляется только в отношении нек-рых государственных полномочий, а потому имеет свои пределы, ограниченные той ролью, к-рую могут играть органы местного самоуправления в эффективном выполнении этих полномочий.


По своему содержанию государственные полномочия , передаваемые органам местного самоуправления подразделяются на след. группы: полномочия, связанные с реализацией государственных социальных стандартов в части образования, медицинского обслуживания, получения бесплатной медицинской помощи и т.п.; полномочия, обусловленные гос. регистрацией вновь организуемых и преобразуемых предприятий, общественных объединений и т.п.; лицензированием отд. видов дея тельности; осуществлением нотариальных действий и т.д.; полномочия в области осуществления государственного контроля и учета использования земли и других природных ресурсов, а также охраны окружающей среды; полномочия по участию муниципальных образовваний в организации гражданской обороны и деятельности местных органов Министерства обороны РФ (деятельность военных комиссариатов, учетно-призывная работа, военно-мобилизационные мероприятия и др.; полномочия по участию в государственном контроле за соблюдением законодательства на подведомственной территории; некоторые др. полномочия.


Наделение органов местного самоуправления отд. государственными полномочиями может осуществлять ся либо применительно ко всей системе органов местного самоуправления, либо только по отношению к конкретным муниципальным образованиям.


Но в обоих случаях передача государственных полномочий органам местного самоуправления должна производиться лишь при обязательном соблюдении 3-х условий ; а) передача государственных полномочий оформляется законодательным актом, принимаемым либо Федеральным Собранием Российской Федерации, либо соответствующим представительным органом государственной власти субъекта РФ; б) любой акт передачи органам местного самоуправления государственных полномочий должен сопровождаться также и передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления этих полномочий, для чего вопрос о финансовом обеспечении должен решаться одновременно с принятием законодательного акта о передаче полномочий; в) переданные полномочия должны оставаться подконтрольными государству, однако при осуществлении государственного контроля должно соблюдаться требование, содержащееся в Европейской хартии о местном самоуправлении, состоящее в том, что вмешательство контролирующего органа в деятельность муниципального образования должно быть соразмерным значимости интересов, к-рые призвано защищать это вмешательство.



  • Просмотров