Международная правовая защита жертв международных конфликтов сообщение. Конспект урока на тему: "Международно - правовая защита жертв вооружённых конфликтов (9 класс)

Международное право в период вооруженных конфликтов

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Одним из важнейших направлений международного гуманитарного права является международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим правовым актам в данной сфере относятся Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, касающиеся защиты жертв вооруженных конфликтов. В них речь идет об обеспечении воюющими государствами в период войн и вооруженных конфликтов международно-правовой защиты следующим категориям лиц: раненым, больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, военнопленным, а также гражданскому населению, находящемуся в районе боевых действий, т.е. предоставления им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательство, глумление над личностью.

Кроме того, к жертвам военного конфликта международное гуманитарное право относит пропавших без вести, умерших (погибших). Принцип защиты жертв войны обязывает воюющих охранять интересы названных лиц, обращаться с ними при всех обстоятельствах гуманно и предоставлять им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход. Между ними не должно проводиться никакого различия независимо от цвета кожи, исповедания, религии, пола, национального и социального происхождения, политических и других убеждений. При этом следует учитывать, что жертвы вооруженных конфликтов пользуются уважением и находятся под защитой международного гуманитарного права, если они воздерживаются от любых враждебных действий по отношению к вооруженным силам.

В отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также лиц, которые приравнены к ним по правовому положению, запрещаются следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложников, коллективные наказания, угрозы совершить любое из перечисленных деяний, проведение медицинских или научных экспериментов, лишение права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, применение практики апартеида и другие негуманные и унижающие действия, оскорбляющие достоинство личности, основанные на расовой дискриминации.

Международное гуманитарное право обязывает воюющих принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждать их от ограбления и дурного обращения. При этом воюющие стороны могут обращаться к местным жителям с просьбой подбирать и ухаживать за ранеными и больными под их контролем, предоставляя, изъяснившим желание выполнять такую работу необходимую помощь и льготы.

Военные власти должны разрешать гражданскому населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственной инициативе подбирать раненых и больных и ухаживать за ними. При этом никто из таких лиц не должен подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными или больными. В тех случаях, когда позволяют обстоятельства войны, стороны должны заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения для того, чтобы подобрать раненых, больных, оставшихся на поле боя, транспортировать их, обеспечить доступ к ним медицинского персонала, а также произвести обмен между ними.

В содержание принципа защиты жертв войны входит также обеспечение воюющими правового режима военнопленных. Из международного гуманитарного права вытекает, что правами военнопленных пользуются комбатанты и некомбатанты. Женевская конвенция об обращении с военнопленными (ст. 4) более конкретно говорит о том, кто считается военнопленным. Это попавшие во власть неприятеля следующие лица: лица, принадлежащие к личному составу вооруженных сил воюющего государства, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления, партизаны, а также лица, сопровождающие вооруженные силы, но не входящие в их состав непосредственно, члены экипажей судов торгового флота и другие.

В случае сомнения в отношении того, является ли лицо, принимающее участие в боевых действиях и попадающее во власть противника, военнопленным, оно считается военнопленным до тех пор, пока его статус не будет определен судебным органом.

Говоря о правовом режиме военнопленных, нужно подчеркнуть, что нормы международного гуманитарного права исходят из того, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Именно государства должны обеспечивать соблюдение надлежащего правового режима военнопленных и нести ответственность за его нарушения.

В основе правового статуса рассматриваемой категории лиц лежит норма, согласно которой с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Никакие физические или моральные пытки и другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Они не могут быть подвергнуты научным или медицинским опытам, физическому калечению. К офицерам и приравненным к ним следует относиться с уважением, полагающимся по их званию и возрасту. После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, которые должны быть расположены достаточно далеко от зоны военных действий. Они не могут посылаться в районы, где могли бы подвергаться действию огня, а также использоваться для прикрытия каких-либо пунктов или районов военных операций.

Допрос должен проводиться на понятном им языке, без применения пыток и других мер принуждения. При допросе каждый военнопленный обязан сообщить только свои фамилию, полное имя, воинское звание, дату рождения и личный номер или за неимением такового другую равноценную информацию. Если он сознательно нарушает это положение, то лишается преимуществ, предоставляемых военнопленным его звания или положения. Все вещи и предметы личного пользования, за исключением оружия, лошадей, воинского снаряжения и военных документов, остаются в их владении. Военнопленные никогда не должны оставаться без удостоверений личности. Держащая в плену сторона выдает удостоверения тем, у кого их нет. Знаки различия и государственной принадлежности, отличия и предметы, имеющие главным образом субъективную ценность, не могут быть изъяты у военнопленного. Деньги, находящиеся у них, могут быть отобраны только по распоряжении офицера и только после того, как в специальном реестре будут зарегистрированы размеры денежных сумм и данные об их владельцах. Последним выдается расписка об изъятии у них денег. Ценные вещи у военнопленных могут быть изъяты только по соображению безопасности. Указанные вещи, а также изъятые у военнопленных деньги возвращаются им по окончании их плена в том виде, в каком они были отобраны.

Военнопленному с момента взятия в плен и не позднее семи дней после прибытия в сборный пункт, а также в случае его заболевания, отправки в медицинский пункт (госпиталь) и другой сборный пункт предоставляется возможность заполнить и отправить в Центральное справочное агентство карточку-извещение о взятии в плен. Кроме того, он имеет право письменно сообщить своей семье о состоянии своего здоровья и факте взятия в плен.

Привлечение к опасным видам работ (в том числе к разминированию) может осуществляться только с письменного согласия самих военнопленных.
Военнопленные из числа командного состава могут привлекаться к работам только в качестве руководящих или контролирующих работу военнопленных рядового состава.

Исключительно важным элементом принципа защиты жертв войны является международно-правовая охрана гражданского населения. На недопустимость нападения воюющих сторон на мирное население указывалось еще в Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года. В ней отмечалось, что «единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля».

Исторический опыт современных вооруженных конфликтов свидетельствует о всевозрастающих масштабах жертв среди гражданского населения. Если в Первую мировую войну военные потери составляли 95 процентов, а потери среди гражданского населения - 5 процентов, то во Второй мировой войне военные потери равнялись 52 процентам, а гражданские возросли до 48 процентов. Причем тенденция к увеличению потерь среди гражданского населения имела место и в последующих войнах: во время войны в Корее военные потери составили 16, а гражданские - 84 процента; в период агрессии США во Вьетнаме они составляли соответственно 10 и 90 процентов, в ходе агрессивной войны Израиля в Ливане удельный вес жертв среди гражданского населения увеличился до 95 процентов. В международном гуманитарном праве содержится определение гражданского населения. Под ним понимаются гражданские лица, не принадлежащие ни к одной категории участников вооруженного конфликта и непосредственно не принимающие участия в военных действиях.

Гуманитарные нормы в отношении данной категории жертв вооруженного конфликта направлены на то, чтобы способствовать смягчению порождаемых войной страданий гражданского населения, особенно детей. К гражданским не должны применяться никакие меры ни физического, ни морального порядка в целях получения от них или от третьих лиц каких-либо сведений.

Воюющим государствам в ходе вооруженного конфликта запрещается причинять физические страдания гражданскому населению или предпринимать какие-либо меры, приводящие к его гибели. Это запрещение распространяется не только на убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские, научные опыты, но равным образом и на всякое другое грубое насилие со стороны гражданских или военных представителей воюющей стороны.

Кроме того, в отношении гражданского населения запрещаются следующие действия: коллективные наказания, использование голода в качестве метода ведения войны, физическое или моральное воздействие, террор, грабеж, взятие заложников. Воюющие стороны не должны использовать передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты определенных объектов, пунктов или районов от нападения.

Участники вооруженного конфликта: Вооруженные силы государства, чтобы пользоваться правами, определенными международными договорами, должны удовлетворять следующим условиям: - находиться под командованием лица...

Вооруженные конфликты и международное право

Вооруженные конфликты и международное право

Для практики непосредственное значение имеет проблема пределов действия нормативных правовых актов. Она традиционно включает в себя вопросы действия во времени (с какого и по какое время нормативный акт имеет силу)...

Защита прав человека в условиях вооруженных конфликтов

Международно-правовое регулирование защиты личности в случае вооруженного конфликта

Правовая защита гражданского населения осуществляется в вооруженных конфликтах как международного, так и немеждународного характера, даже в том случае, если одна из воюющих сторон не признает состояния войны...

Международное гуманитарное право

Международное право в период вооруженных конфликтов

Право вооруженных конфликтов (право войны) является особым разделом международного права, действующим в условиях вооруженных конфликтов. Право вооруженных конфликтов представляет собой совокупность норм и принципов...

Международное право и права человека

Одной из разновидностей защиты прав человека является международно-правовое регулирование условий труда и охраны законных прав работников посредством международных соглашений. Основополагающие нормы...

Международный конфликт в Южной Осетии

Международно-правовое запрещение агрессивных войн само по себе не привело к искоренению из общественной жизни причин, порождающих вооруженные конфликты. Несмотря на запрет обращаться к вооруженной силе в международных отношениях...

Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспекты

Права человека в конституционном праве зарубежных стран

После второй мировой войны по мере осознания мировым сообществом планетарного значения проблемы прав человека интенсивное развитие получила международно-правовая защита прав человека...

Правовые аспекты защиты жертв войны

жертва война защита вооруженный конфликт В период вооруженных конфликтов чаще всего испытывают страдания и тяжелые последствия войны ни в чем не повинное гражданское население, отдельные гражданские лица...

Преступления, относящиеся к контрабанде оружия

Применение норм международного гуманитарного права во внутренних вооружённых конфликтах: вопросы, теория

Проблемы международной ответственности в спектре мнений

В международных нормах указываются типы тех преступлений или правонарушений, которые по своей жестокости не могут остаться безнаказанными со стороны государств. Любая дальнейшая классификация нарушений является делом самих государств...

Вспомните: Какие бедствия претерпело мирное население стран - участников мировых войн XX в.?

Подумайте: Можно ли соблюдать права человека во время войны? Можно ли создать правовые нормы, обязательные для участников военных действий?

Войны происходят на протяжении всей истории человечества. За последние 5000 лет, как подсчитали ученые, было около 14 000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд человек. В XX в. в двух мировых войнах погибло более 70 млн человек.

Устав Организации Объединенных Наций отразил решимость государств - членов ООН избавить грядущие поколения от бедствий войны. Однако и во второй половине XX в. произошли десятки вооруженных конфликтов между государствами или внутри государств. Жертвами их становятся не только военные. Как считают эксперты, в настоящее время на каждого убитого военного приходится по 10 погибших гражданских лиц. В случае же ядерной войны соотношение погибших военных и гражданских лиц будет 1:100, т. е. гражданских погибнет в 100 раз больше, чем солдат и офицеров воюющих армий. Но счет жертв войны на этом не кончается: а раненые, искалеченные люди? Гражданское население, потерявшее жилища и имущество, нажитое годами? Беженцы, спасающиеся в чужих краях от насилия, грабежей и унижений?

Вот что думали о войне известные писатели:

«Война есть убийство, и сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все же остается худшим грехом в мире» (Л. Толстой (1828-1810) - русский писатель).

«Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин, но только с одних взимает кровь, с других - слезы» (У. Теккерей (1811-1863) - английский писатель).

Война есть война: вооруженные люди одной армии убивают воинов армии противника. Но можно ли защитить людей, которые не являются вооруженной силой (гражданское население) или уже не могут воевать (раненые, военнопленные)?

Опыт, накопленный человечеством, содержит и отрицательный, и положительный ответ на эти вопросы.

Знаменитая картина великого художника Пикассо «Герника» отражает чувство ужаса, вызванного атакой фашистскими бомбардировщиками испанского города, уничтожившей его население. История дает немало примеров мучительной смерти раненых, оставшихся без помощи на поле боя; пыток и расстрелов военнопленных; грабежей мирного населения; страданий женщин, детей, стариков от голода и холода вследствие разрушения предприятий, снабжающих пищей, теплом, энергией.

Но история знает и другое. Археологи, изучавшие памятники Древнего Египта, нашли запись, датируемую вторым тысячелетием до нашей эры: «Накорми врага своего». А в 1785 г. Фридрих Великий и Бенджамин Франклин заключили договор, в котором обязались содержать и кормить военнопленных как собственных солдат. Но таких примеров в истории немного.

Международное гуманитарное право.

Так называют нормы, которые содержатся в международных документах о защите жертв войны. Эти нормы защищают раненых и больных в действующих армиях, военнопленных, лиц из состава вооруженных сил на море, потерпевших кораблекрушение, гражданское население в зоне вооруженного конфликта и на оккупированной территории.

Ситуация. В 1859 г. при Сольферино в Ломбардии произошла битва между австрийскими и франко-итальянскими войсками. На поле боя осталось 6000 убитых и 36 000 раненых. Оказавшийся на месте завершившегося сражения молодой швейцарец Анри Дюнан, увидев тысячи раненых солдат, оставленных умирать на поле боя, терпящих невыразимые муки, сделал для несчастных все, что было в его силах. А потом он развернул деятельность, результатом которой стала международная Женевская конференция 1864 г. и подписание на ней первой Конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов.

В 1860 г. возникает организация, которая впоследствии стала называться Международным комитетом Красного Креста. Первоначально она ставила задачи оказания помощи раненым во время военных конфликтов. В 1864 г. состоялась дипломатическая конференция, на которой была принята Женевская конвенция об улучшении участи раненых на поле боя.

Факты. В 1854 г., когда началась Крымская война, великая княгиня Елена Павловна основала в Санкт-Петербурге общину сестер милосердия. Во время героической обороны Севастополя эта община под руководством выдающегося хирурга Н. И. Пирогова оказывала помощь раненым и больным. Из 202 медсестер 17 погибли. Спустя много лет Анри Дюнан писал, что пример этой общины повлиял на его деятельность. Россия ратифицировала Женевскую конвенцию в 1867 г.

В 1899 и 1907 гг. была принята Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, а в 1949 г. - Женевские конвенции о защите жертв войны. Эти международные документы с многочисленными дополняющими их протоколами содержат правовые нормы, которые принято называть международным гуманитарным правом.

По отношению к раненым установлено, что их должны подбирать на поле боя, им должны быть обеспечены медицинская помощь и уход той стороной, во власти которой они находятся. Для выполнения этой миссии медицинский персонал, учреждения, транспортные средства и оборудование пользуются правом на защиту. Недопустимы нападения на госпитали, лазареты, врачей, медсестер.

Документ. Из Конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г.:

«Статья 15

Во всякое время, и в особенности после боя, стороны, находящиеся в конфликте, немедленно примут все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных и оградить их от ограбления и дурного об ращения, обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению.

Каждый раз, когда это позволят обстоятельства, будут заключаться соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения, чтобы позволить подобрать раненых, оставшихся на поле боя, транспортировать их, а также произвести обмен ими.

Равным образом между сторонами, находящимися в конфликте, могут быть заключены местные соглашения об эвакуации раненых и больных из осажденной или окруженной зоны, об обмене ими и о пропуске в эту зону направляющегося туда санитарного и духовного персонала и имущества».

Военнопленные имеют право на уважение их жизни и достоинства. Запрещается их убивать или наносить им увечья. Как и гражданское население на чужой территории, военнопленных запрещается подвергать жестокому или унизительному обращению, физическим и моральным пыткам.

Как видите, речь идет прежде всего о праве лиц, вышедших из строя в результате боевых действий, на гуманное обращение с ними.

Мнения. Познакомьтесь с высказыванием по этому поводу в XVIII в. известного французского философа Ж.-Ж. Руссо:

«Если цель войны - уничтожение враждебного государства, то другая сторона имеет право истреблять его защитников, пока они держат в руках оружие, но как только они бросают его и сдаются - они перестают быть врагами или инструментом в руках врагов и вновь становятся просто людьми, чьи жизни не позволено никому отнимать».

Другие нормы международного гуманитарного права направлены на защиту мирного населения. От участников вооруженного конфликта требуется делать различие между гражданским населением и военными. Гражданские лица и гражданские объекты не должны подвергаться нападениям. Недопустимы бомбардировки и обстрелы жилых кварталов. Однако во время войны может возникнуть необходимость атаковать военный объект, рядом с которым находятся гражданские объекты (жилые дома, школы, больницы). Как должны поступить военные, если их нападение на военный объект повлечет за собой жертвы и среди гражданских лиц? Нормы международного гуманитарного права требуют, чтобы военачальники соразмеряли возможный ущерб гражданскому населению с ожидаемым военным результатом. И если имеется вероятность больших потерь среди гражданского населения, военная операция должна быть отменена или отложена (например, до того времени, пока гражданское население не покинет район предполагаемой атаки).

Запрещается вызывать голод среди гражданского населения, в частности, путем уничтожения или приведения в негодность объектов, необходимых для выживания (запасов продуктов питания, посевов, скота, сооружений для снабжения питьевой водой и ее запасов, ирригационных сооружений). Правом на защиту пользуются и беженцы, которых военные действия или преследования заставили покинуть свою родину.

Международными соглашениями установлены ограничения методов и средств ведения войны. Запрещено применять оружие, снаряды и вещества, способные причинить людям чрезмерные страдания. Так, еще сто лет назад было запрещено использовать пули, легко разворачивающиеся и сплющивающиеся в человеческом теле (пули «дум-дум»). В дальнейшем запрет был установлен и на применение в вооруженных конфликтах ядовитых и других подобных газов, аналогичных жидкостей и веществ, а также бактериологических средств ведения войны (бактерий, вирусов, токсических продуктов их жизнедеятельности, используемых с помощью зараженных живых переносчиков заболеваний, например насекомых, или в боеприпасах с целью вызвать массовые заболевания людей, животных и растений).

Во время боевых действий успех может принести то, что называется военной хитростью. Но международные нормы не разрешают такие «хитрости» (например, использование эмблемы Красного Креста для маскировки транспорта, перевозящего оружие, или белого флага для прикрытия военной операции).

Итак, международное гуманитарное право - это совокупность международных норм, составляющих так называемые правила ведения войны, или законы и обычаи войны, регулирующие отношения между воюющими государствами, а также между ними, с одной стороны, и нейтральными - с другой, и имеющие своим назначением гуманизацию средств и методов ведения войны. Эти правила являются важной отраслью (т. е. частью) международного права, которое представляет собой более широкую совокупность норм, регулирующих разнообразные отношения между государствами в политической, экономической, социальной, культурной и других областях. Субъектами международного права - участниками международных правоотношений - являются главным образом государства.

Значение международного гуманитарного права.

В чем же состоят особенности и значение международного гуманитарного права?

Во-первых, оно отражает гуманистическую традицию, которая наиболее полно воплотилась в Международной хартии прав человека. Однако международные нормы о правах человека действуют главным образом в мирное время и могут быть ограничены в военное время. А цель международного гуманитарного права состоит в защите жизни и достоинства человека в условиях войны, в том, чтобы оградить человека от воздействия грубой силы.

Во-вторых, законодательство о правах человека регулирует отношения между государством и его собственными гражданами, а гуманитарное право - между государством и гражданами государства противника.

В-третьих, международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной.

В-четвертых, наряду с нормами, устанавливающими абсолютные запреты (например, запрещение пыток), оно включает в себя нормы, которые лишь ограничивают некоторые действия рамками, обусловленными абсолютной военной необходимостью.

Как и любые законы, международное гуманитарное право соблюдается далеко не всегда. Но его наличие побуждает многих людей соблюдать эти правила, а также дает возможность осудить тех, кто их нарушает. К тому же международное гуманитарное право содержит нормы, предусматривающие санкции за нарушение установленных правил, в их числе - возмещение убытков той стороной вооруженного конфликта, которая нарушила установленные правила. Участники Женевских конвенций 1949 г. обязались обеспечить уголовные наказания для лиц, совершивших серьезные нарушения международного гуманитарного права, включающие преднамеренные убийства, пытки, причинение чрезмерных страданий и серьезного увечья и некоторые другие формы негуманного обращения. Международное право содержит понятие военные преступления, которое включает в себя применение запрещенных международными соглашениями средств и методов войны: бессмысленное разрушение городов и других населенных пунктов; уничтожение культурных ценностей; жестокое обращение с военнопленными, ранеными и больными, а также с мирным населением; угон в рабство; взятие заложников, грабежи и т. п. Совместные усилия государств по уголовному преследованию лиц, виновных в совершении военных преступлений, регламентируются специальной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН о международном сотрудничестве в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества. Международное гуманитарное право является юридической базой деятельности Международного комитета Красного Креста, который в качестве нейтральной организации оказывает большую помощь жертвам вооруженных конфликтов.

Проверьте себя

  1. Почему совокупность норм, защищающих жертв войны, называют гуманитарным правом?
  2. Кем и когда были приняты нормы международного гуманитарного права?
  3. Какие нормы направлены на защиту раненых, военнопленных, мирного населения?
  4. Назовите методы и средства ведения войны, которые запрещены.
  5. В чем особенности и значение международного гуманитарного права?
  6. Что означает понятие «военные преступления»?
  1. Объясните, чем проблема прав человека в условиях войны отличается от такой проблемы в условиях мира.
  2. Сопоставьте два высказывания:
    «Война - зло; ее ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют некоторые законы. Нельзя гнаться за победой, если выгоды, какие дает она, будут приобретены путем низости и преступления» (древнегреческий историк Плутарх);
    «Когда гремит оружие, законы молчат» (римский политический деятель, философ Цицерон).
    Какое из этих высказываний более соответствует современным представлениям о войне и законах? Свой ответ аргументируйте.
  3. Немецкий философ И. Кант сказал: «Право наций в ходе военных действий - это самая деликатная проблема, какую только можно себе представить. Как можно устанавливать законы для управления ситуацией, которая по самой природе своей не допускает никаких законов?» Ответьте на вопрос, поставленный философом.
  4. Раскройте смысл и значение статьи 15 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г., который гласит: «Установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно плотины, дамбы и атомные электро-станции, не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения».
  5. «На войне всякая идея человеколюбия - пагубное заблуждение, нелепость» (немецкий военный теоретик К. Клаузевиц). Как вы относитесь к этому высказыванию? Применима ли к войне идея гуманизма? Аргументируйте свой ответ.
  6. Командир подразделения, ведущего бой в городе, видит, что в верхних этажах жилого дома засели снайперы противника, выстрелы которых привели к гибели нескольких его бойцов. Командир обращается к вертолетчикам с просьбой нанести по огневым точкам ракетный удар.

Как вы оцениваете действия командира?

Говорят мудрые

  • «Война есть не только потрясение, но духовное испытание и духовный суд».
    И. А. Ильин (1882 - 1954), русский философ
  • «Несправедливо ликовать над телами погибших».
    Гомер (VIII в. до н. э.), древнегреческий поэт

Международное гуманитарное право - совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающее обязательства государства по обеспечению, закреплению и охране этих прав.

Права человека - это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо.

К ним относятся:

Источники современного международного гуманитарного права

К источникам современного международного гуманитарного права относятся:

  • Четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.
  • Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. и другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.

Отраслевыми принципами МГП являются следующие:

  • гуманизация вооруженных конфликтов - всеобщий и основополагающий принцип МГП;
  • защита жертв войны;
  • защита гражданских объектов;
  • охрана природной среды в период вооруженных конфликтов;
  • защита интересов нейтральных государств;
  • ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны;
  • ответственность государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права.

Принцип гуманизации вооруженных конфликтов , в отличие от других принципов международного гуманитарного права, распространяется на все сферы вооруженной борьбы и означает обязанность соблюдения воюющими государствами (сторонами) системы норм, направленных на смягчение суровости и жестокости войны, на проявление человеколюбия к жертвам войны в процессе боевых действий.

Принцип защиты жертв войны выражается в обеспечении воюющими сторонами правовой защиты жертв войны: раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданского населения, т.е. в предоставлении им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал бы насилие, издевательство, глумление над личностью.

Принцип защиты гражданских объектов означает сосредоточение усилий воюющих сторон на сохранении гражданских объектов, включая культурные ценности, недопустимости нападения на них в целях обеспечения безопасности и нормальных условий жизни гражданского населения.

Принцип охраны природной среды в период вооруженных конфликтов включает систему мер, направленных на предотвращение, ограничение и устранение ущерба природной среде в период ведения боевых действий, недопустимость военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду, которые могут причинить ей обширный, долговременный и серьезный ущерб.

Принцип защиты интересов нейтральных государств означает соблюдение воюющими государствами норм, направленных на обеспечение в период международного вооруженного конфликта прав и законных интересов (правового статуса) государств, внешняя политика которых направлена на неучастие их в войне, а также отказ нейтральных государств от оказания помощи воюющим сторонам.

Принцип ограничения воюющих в выборе методов и средств ведения войны означает применение воюющими сторонами только таких методов и средств нанесения вреда неприятелю, которые не противоречат международному праву.

Принцип ответственности государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права означает неотвратимость ответственности государств и индивидов за причинение вреда в период вооруженных конфликтов и совершение серьезных нарушений Конвенций 1-ГУ и Дополнительных протоколов I, II 1977 г., а также за совершение деяний, подпадающих под юрисдикцию Международного уголовного суда.

Принципы МГП обеспечивают праву, применяемому в период вооруженных конфликтов, определенное единство и системность его норм. Эти принципы определяют цель, направления нормативного регулирования, его содержание и характер. Без учета принципов не могут быть в полной мере поняты смысл и назначение конкретных правил ведения войны. Отраслевые принципы МГП не закреплены в каком-то едином или нескольких международно-правовых актах, как, например, основные принципы международного права. Они вытекают из анализа всех договорных источников, применяемых в период международных и внутренних вооруженных конфликтов.

Сражающиеся (комбатанты) - лица, входящие в состав вооруженных сил каждой из воюющих сторон и имеющие право непосредственно участвовать в военных действиях.

Основным условием для признания лица комбатантом является возможность его законного участия в боевых действиях от имени и в интересах того государства, в ряды комбатантов которого включено данное лицо.

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся:

  • личный состав регулярных вооруженных сил;
  • ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил;
  • личный состав движений сопротивления и партизанских формирований;
  • лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие;
  • члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказывающие помощь сражающимся;
  • население, которое при приближении противника взялось за оружие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

Партизаны и бойцы национально-освободительных движений являются комбатантами, если они:

При соблюдении этих условий члены партизанских отрядов при попадании в плен признаются комбатантами.

  • Разведчики - лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, носящие военную форму и проникающие в расположение неприятеля в целях сбора сведений о нем для своего командования. Захваченные в плен разведчики пользуются статусом военнопленных. От разведчиков следует отличать лазутчиков (шпионов) - лиц, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают сведения в районе военных действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется.
  • Иностранные военные советники и инструкторы- это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил. Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.
  • Не являются комбатантами наемники (см. гл. 18).
  • От наемников следует отличать добровольцев (волонтеров) - иностранных граждан, которые в силу политических или иных убеждений (а не из материальных соображений) поступают на службу в армию какой-либо воюющей стороны и включаются в личный состав вооруженных сил.

Комбатанты обладают особым правовым статусом:

  • за ними признается право применять военное насилие,
  • к ним самим может быть применено военное насилие, включая физическое уничтожение,
  • комбатанты, попав в руки неприятеля, имеют право на обращение с ними как с военнопленными.

Режим военного плена - это совокупность прав и обязанностей удерживающей стороны и прав и обязанностей военнопленных.

Согласно Женевской конвенции 1949 г. удерживающая сторона должна содержать военнопленных в таких же условиях, как и собственных военнослужащих.

Военнопленных нельзя привлекать к тяжелому труду. Военнопленных нельзя привлекать к труду на благо удерживаемого государства.

Военнопленные могут выполнять только те работы, которые содействуют их благу (только рядовые, а офицеры, по их желанию). Запрещается ставить на военнопленных эксперименты, изымать органы, даже если военнопленный подпишет бумагу на согласие.

Пытки - запрещены. Нельзя применять унижающие человеческое достоинство обращение или наказание. Военнопленные должны соблюдать дисциплину в местах их содержания, меры ответственности за нарушение дисциплины, не должны унижать их человеческое достоинство. Смертная казнь не может быть применена к военнопленным.

Удерживающая сторона должна регистрировать военнопленных.

Информацию, которую можно требовать у военнопленных:

  • Ф.И.О.;
  • Номер жетона;
  • Адрес родственников.

Никакой стратегической информации у военнопленных требовать нельзя. На адрес родственников надо послать уведомление, что военнопленный не погиб, а находится в плену. Военнопленным можно писать родственникам письма.

За военнопленными сохраняются все основные права человека, но некоторые права могут быть ограничены (на свободу, информацию, передвижение).

Режим военного плена прекращается после окончания войны. Военнопленные должны быть отпущены, за исключением тех, которые обвиняются в совершении различных преступлений.

К некомбатантам относятся лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны, оказывают ей всемерную помощь в достижении военных успехов, но непосредственно не участвуют в военных действиях. Главная черта правового статуса некомбатанта - неучастие в боевых действиях. Некомбатантами являются военный духовный и медицинский персонал, интенданты, военные корреспонденты, юристы и др. С одной стороны, эти лица не могут быть объектом военных действий противника, а с другой - могут применять имеющееся у них оружие только в целях самообороны и охраны вверенного им имущества. Поэтому некомбатанты имеют право на покровительство со стороны врага, если окажутся у него в руках.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

К жертвам вооруженных конфликтов относятся: военнопленные, раненые и больные, лица из состава вооруженных сил, потерпевшие кораблекрушение на море, а также гражданское населœение, в т.ч. на оккупированных территориях. Каждая из этих категорий находится под защитой одной из четырех соответствующих Женевских конвенций 1949 ᴦ. и Дополнительных протоколов 1977 ᴦ. Согласно этим международно-правовым актам, жертвы войны должны при всœех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой бы то ни было дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев. Запрещается любое посягательство на их жизнь и физическую неприкосновенность, в частности убийство, нанесение увечья, жестокое бесчеловечное обращение, пытки, истязания, посягательство на человеческое достоинство, оскорбительное и унижающее обращение, осуждение и применение наказания за несовершенные правонарушения, в т.ч. коллективное наказание. Особой защитой и покровительством пользуются дети. К женщинам предписывается относиться с особым уважением. С военнопленными воюющие обязаны обращаться гуманно. Их запрещается убивать, а также подвергать физическому калечению, научным и медицинским опытам. Οʜᴎ считаются находящимися во власти неприятеля, который несет полную ответственность за их судьбу. По этой причине воюющие должны защищать военнопленных от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений, уважать их личность и честь, с военнопленными-женщинами обращаться не хуже чем с мужчинами, не применять к военнопленным никаких физических пыток и принуждения для получения каких-либо сведений (военнопленный обязан сообщить только свою фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер). Работа военнопленных должна оплачиваться, но они не могут привлекаться к работам военного, опасного для здоровья и унизительного характера. Военнопленные могут посœеляться в специальных для них лагерях. Οʜᴎ должны обеспечиваться питанием, одеждой и медицинской помощью. Запрещаются коллективные наказания. К военнопленным должна быть индивидуально применено дисциплинарное и уголовное наказание, но только один раз за один и тот же проступок или преступление.

Побег военнопленного не считается уголовным деянием, в случае его неудачи он может влечь лишь дисциплинарное взыскание. После окончания войны государства должны освобождать и возвращать в страну гражданства или постоянного проживания всœех военнопленных в порядке общей репатриации на основании специальных соглашений. При этом частичная репатриация может производиться по соглашениям и до окончания войны.

Лица из состава вооруженных сил воюющих в случае их ранения или болезни пользуются особой защитой. Женевские конвенции 1949 ᴦ. и Дополнительные протоколы к ним 1977 ᴦ. обязывают воюющие стороны обеспечить медицинскую помощь и уход за ранеными и больными противника, категорически запрещают убивать их, оставлять без помощи. Их должно разыскивать, подбирать и предоставлять им те же условия, что и своим раненым и больным. Воюющие стороны обязаны сообщать фамилии раненых, больных и умерших, хоронить их, ограждать от ограбления, разрешать местному населœению (а на море - военным и торговым судам нейтральных стран) подбирать раненых и больных, ухаживать за ними без боязни преследования, разрешать госпитальным судам противника покидать захваченные порты. Санитарные формирования (санитарные отряды, госпитали, поезда, суда, самолеты) не бывают объектами военных действий, они неприкосновенны. Отличительной эмблемой санитарных служб является белый флаг с красным крестом, красным полумесяцем. Госпитальные суда должны окрашиваться в белый цвет с соответствующими эмблемами. Воюющие должны возможно скорее доводить до сведения Центрального справочного агентства по делам военнопленных в Швейцарии всœе данные о раненых, больных и военнопленных, находящихся у них, и об их смерти.

Рассмотрев вопрос о защите жертв вооруженных конфликтов, можно сделать следующие выводы:

1. Жертвы войны должны при всœех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой бы то ни было дискриминации.

2. Лица из состава вооруженных сил воюющих в случае их ранения или болезни пользуются особой защитой.

3. Мирное гражданское населœение неприкосновенно.

Искоренение войн и вооруженных конфликтов из жизни общества продолжает оставаться острейшей проблемой, стоящей перед человечеством. Оценивая в целом процесс послевоенного развития права вооруженных конфликтов, можно выделить ряд присущих ему характерных черт.

В первую очередь, указанный процесс протекал в условиях научно-технической революции, обусловившей качественные изменения в военном делœе.

Во-вторых, в международном праве появился принцип запрещения применения силы или угрозы ее применения, исключающий право государств на войну.

В-третьих, в данный период в международных отношениях сформировался и стал утверждаться принцип, согласно которому основные права и свободы человека должны соблюдаться как в мирное, так и в военное время. Новизной права вооруженных конфликтов является норма о преступности наемничества. Вооруженная поддержка колониальных и расистских режимов - международное преступление. Исходя из этого, право вооруженных конфликтов устанавливает, что наемники являются уголовными преступниками.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, основные положения международного гуманитарного права, применяемые в вооруженных конфликтах, сводятся к следующему:

1. Лица, вышедшие из строя, и те, кто не принимает непосредственного участия в боевых действиях, имеют право на уважение к их жизни, на моральную и физическую неприкосновенность. При всœех обстоятельствах они имеют право на защиту и гуманное обращение без какой-либо дискриминации.

2. Запрещается убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен или является вышедшим из строя.

3. Раненые и больные должны подбираться и обеспечиваться уходом той стороной конфликта͵ во власти которой они находятся. Защите также подлежат медицинский персонал, учреждения, транспортные средства и оборудование. Эмблема красного креста и красного полумесяца обозначает право на такую защиту и должна уважаться.

4. Захваченные в плен участники боевых действий (комбатанты) и гражданские лица, находящиеся на территории, контролируемой противником, имеют право на уважение их жизни, достоинства, личных прав и убеждений. Им должна быть обеспечена защита от насилия и репрессалий, они имеют право на переписку со своей семьей и на получение помощи.

5. Каждый вправе на основные юридические гарантии. Никто не должен подвергаться физическим или моральным пыткам, телœесным наказаниям, а также жестокому или унизительному обращению.

6. Стороны в конфликте и их вооруженные силы не могут пользоваться неограниченным выбором методов и средств ведения войны. Запрещается использовать такое оружие и такие методы ведения боевых действий, которые по своему характеру могут вызвать не обусловленные крайне важно стью потери или повлечь за собой чрезмерные страдания.

7. Стороны в конфликте обязаны постоянно делать различие между гражданским населœением и комбатантами и по возможности щадить гражданское населœение и имущество. Ни гражданское населœение в целом, ни отдельные гражданские лица не должны быть объектом нападения. Нападению могут подвергаться только военные объекты.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов" 2017, 2018.



Просмотров