Международное гуманитарное право. IV

Она подлежит к исполнению гражданами страны и подразумевает строгое соответствие определенным нормам. Но, каковы основные обязанности военнослужащего? Прежде чем определить этот круг, необходимо ознакомиться с тем, кто же принадлежит к этой группе лиц.

Какие граждане считаются военнослужащими

Законодательство трактует, что статус военнослужащего может получить гражданин РФ или подданный другого государства.

Сюда относятся:

  • Мичманы, прапорщики, офицерский состав армии, курсанты, обучающиеся в военных ВУЗах, старшины, сержанты, матросы, солдаты, которые находятся на или поступили в армию по призыву.
  • Офицеры, которые призваны на службу указом Президента страны.

Каждый гражданин получает соответствующее имеющие подразделение на корабельные и войсковые.

Любой человек, проходящий службу в армии, обладает гражданскими правами и свободами. Однако, федеральные и конституционные законы накладывают некоторые ограничения. Например, права, обязанности и ответственность военнослужащих зависят от того, находятся ли они на службе или нет.

Когда происходит исполнение обязанностей?

Согласно законодательным нормам военнослужащий исполняет свои обязанности в указанных случаях:

  • Подготовка к вооруженной защите страны.
  • Осуществление вооруженной защиты страны.
  • Точная реализация поставленных задач, вне зависимости от окружающих условий.
  • Военный является участником боевых действий, в том числе в условиях военного или чрезвычайного положения, при развитии вооруженных конфликтов.
  • Исполнение задач и указаний в условиях военного положения в соответствии с принципами международного права - для иностранных граждан.
  • Ведение боевого дежурства, службы в нарядах и гарнизонах.
  • Несение
  • Участие в походах кораблей или учениях.
  • Выполнение распоряжения или приказа, отданного вышестоящим начальником.
  • Нахождение в служебной командировке или на территории войсковой части в соответствии с принятым регламентом или в другое время, обусловленное служебной необходимостью.
  • Защита жизни, здоровья, достоинства и чести личности.
  • Участие в ликвидации или предотвращение чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения.
  • Охрана правопорядка и обеспечение безопасности граждан.

Военнослужащий, следуя приказу командира, должен немедленно приступить к реализации своих обязанностей в любое время.

Это важно знать

Гражданин, соблюдая права, обязанности и ответственность военнослужащих в своей служебной деятельности должен руководствоваться Конституцией РФ, следовать нормам, установленным ФЗ, уставом и иными правовыми актами.

Основные принципы

Каковы основные обязанности военнослужащего? Общие принципы раскрываются следующим образом:

Воинский долг

Каковы основные обязанности военнослужащего, исходя из существа воинского долга? Вопрос раскрывается указанным образом:

  • Соблюдение верности своим обязательствам и Военной присяге.
  • Беззаветная служба народу.
  • Умелая и мужественная защита страны.
  • Строгое соблюдение конституционных принципов, обеспечение реализации законности, требований уставов.
  • Беспрекословное исполнение приказов руководства.
  • Совершенствование воинского мастерства.
  • Содержание вооружения в режиме постоянной готовности.
  • Основные обязанности военнослужащего состоят в сбережении военного имущества.
  • Хранение
  • Соблюдение бдительности и дисциплины, норм международного права.
  • Офицеры и солдаты обязаны дорожить своей честью, воинской и боевой славой, проявлять патриотизм, направлять усилия на укрепление дружбы и мира между народами.
  • Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы должны предотвращать религиозные и национальные конфликты.
  • Уважение достоинства и чести других военнослужащих, оказание помощи в случае возникновения опасности, удерживание сослуживцев от недостойных поступков, недопущение издевательств и грубостей среди коллектива.
  • Соблюдение всех норм безопасности, которые действуют на военной службе.
  • Забота о сохранности собственного здоровья, в том числе регулярная физподготовка, закаливание.
  • Обращение по служебным и личным вопросам к непосредственному или старшему начальнику.
  • Общие обязанности военнослужащих состоят в соблюдении и знании норм гуманитарного права, действующего на международном уровне.
  • Знание правил, регламентирующих обращение с пострадавшими, ранеными или больными лицами, с военнопленными, гражданским населением, которое присутствует в зоне боевых действий.
  • Оказание решительного сопротивления противнику даже в одиночном бою.
  • В чем основные обязанности военнослужащего, попавшего в плен? В случае захвата, обусловленного тяжёлым ранением или контузией, он обязан использовать любую возможность для собственного освобождения.

Если лицо находится в плену, оно вправе сообщить противнику только своё звание, фамилию, имя, отчество, личный номер и дату рождения. О том, каковы обязанности военнослужащего, должен знать каждый солдат.

Солдаты

Матросы и солдаты в условиях военного или мирного времени должны своевременно и максимально точно исполнять возложенные на них обязанности, выполнять все поставленные задачи и скрупулезно соблюдать нормы безопасности военной службы, следить за состоянием собственного оружия, вверенной техники и имущества. Матросы и солдаты подчиняются командиру отделения.

Общие обязанности военнослужащих солдат и матросов:

  • Глубокое осознание собственного долга воина РФ.
  • Образцовое, беспрекословное исполнение служебных обязанностей, соблюдение норм внутреннего распорядка.
  • Тяга к обучению.
  • Скрупулезное знание фамилий своих непосредственных начальников, воинских званий и должностей.
  • Оказание должного уважения командирам, старшим, уважение достоинства и чести товарищей по службе.
  • Соблюдение норм, касающихся воинской вежливости и пиетета.
  • Аккуратное ношение формы и исполнение воинского приветствия.
  • Забота о сохранности собственного здоровья, совершенствование физической подготовки, закаливание.
  • Общие обязанности военнослужащих состоят в соблюдении правил общественной и личной гигиены.
  • Совершенное знание правил обращения с оружием.
  • Содержание техники и оружия в постоянной готовности к бою.
  • Соблюдение требования безопасности, которые действуют на военной службе, в том числе на учениях, стрельбах, занятиях, в наряде.
  • Знание нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, норм гуманитарного права в тех пределах, которые установлены для матросов и солдат. По сути, это правовой минимум.
  • Основные обязанности военнослужащего подразумевают знание кодекса поведения военнослужащего, знаков сигнализирования и различия.
  • Аккуратное ношение обмундирования, своевременное производства текущего ремонта мундира, ежедневная чистка и хранение приспособлений в специально предназначенном для этого месте.
  • Если у матроса или солдата возникла необходимость отлучиться, он обязан спросить разрешения у командира подразделения. После возвращения, старший начальник оповещается о прибытии.
  • При нахождении вне территории войсковой части военнослужащий обязан вести себя с честью и достоинством, не совершая правонарушений.

Если матрос или солдат в течение службы образцово исполняет свои обязанности, соблюдает воинскую дисциплину и заслужил успехи в боевой подготовке, он может получить воинское звание старшего матроса или ефрейтора.

Ефрейтор или старший матрос обязаны помогать командиру в воспитании и обучении солдат.

Военная присяга и обязательства

Гражданское лицо принимает свои обязательства, когда происходит приведение к присяге. Это осуществляется в нескольких случаях: по прибытии к первому месту прохождения службы или на первые военные сборы. Основные права и обязанности военнослужащих сразу попадают под защиту закона.

Прекращение обязанностей

Военнослужащий прекращает исполнение своих обязанностей в случае лишения звания, что осуществляется только по приговору суда. Гражданин должен совершить особо тяжкое или тяжкое преступление. После погашения судимости, звание может быть восстановлено.

Кроме того, в законе фигурирует такое понятие, как предельный возраст пребывания на службе. Если это маршал, генерал, адмирал, генерал-полковник - должностное лицо не должно быть старше 65 лет; генерал-лейтенант, вице/контр-адмирал, генерал-майор - 60 лет; капитан первого ранга или полковник - 55 лет; для иных званий - 50 лет. Если службу проходит лицо женского пола, оно складывает свои обязанности в 45 лет.

Права и ответственность - общие принципы

Лицо, находящееся на службе, может носить, хранить и применять вверенное ему оружие. Нормы, применяемые относительно оружия, регламентируются законодательством. Все военнослужащие находятся под социальной защитой, гарантированной государством и обладают всеми правами и свободами, что и остальные граждане страны.

Если лицо признано виновным в неисполнении своих обязанностей, оно несет гражданско-правовую ответственность по всей строгости закона.

Вместо завершения

Многих молодых людей до принятия на службу, волнует вопрос о том, каковы основные обязанности военнослужащего. Обществознание дает четкую трактовку всех норм и правил. Действующий офицерский состав отмечает, что твердое знание собственных прав и обязанностей - основа успешной военной службы. Беспрекословное исполнение всех требований позволяет обеспечить рост боевого мастерства и укрепить дисциплину.

§ 131. Основное положение, на котором зиждется современное право нейтралитета, заключается в полном невмешательстве государства в войну, так что всякое косвенное или прямое вмешательство нейтрального в войну лишает его охраны нейтралитета и дает воюющему право рассматривать его как неприятеля. Поэтому нейтральное государство, оказывающее одному из воюющих союзную помощь, на основании заключенного договора, может быть предметом военных действий со стороны другого. В настоящее время нейтралитет может быть только абсолютный. Те различия, которые и теперь еще допускаются некоторыми писателями, доказывающими, что нейтралитет бывает "полный" и "неполный", "договорный", "благожелательный" (neutralite bienveillante), не имеют никакого значения. Нейтралитет есть безусловное неучастие в военных действиях. Из этого положения вытекают следующие три основные принципа: 1) Нейтральное государство обязано не допускать на своей территории никаких враждебных действий или продолжения их со стороны воюющих, но вместе с тем не имеет права препятствовать операциям воюющих вне нейтральной территории. 2) Нейтральное государство не должно разрешать вмешательство в войну со стороны своих подданных. 3) Нейтральное государство имеет неотъемлемое право на продолжение во время войны, насколько фактически возможно, мирных сношений с обеими воюющими сторонами. Война не прекращает сама собой в особенности торговли нейтрального с воюющими, и только блокада, законным образом установленная, и военная контрабанда ограничивают в этом отношении свободу нейтральных. Развитием этих принципов являются нижеследующие троякого рода права и обязанности нейтральных: 1) права и обязанности в отношении территориальном; 2) права и обязанности по отношению к лицам, подданным нейтральных государств, и 3) права и обязанности в отношении торговли. § 132. 1. Действие права нейтралитета по отношению к территориальному верховенству. Права и обязанности нейтрального государства в отношении своей территории суть: a) отрицательные и b) положительные. Первые состоят в недопущении в пользу воюющих нарушения территориальных прав нейтрального государства, вторые - в положительных мерах, принимаемых с целью обеспечения неприкосновенности этих прав. a) К отрицательным правам и обязанностям нейтральных в отношении своей территории можно отнести нижеследующие. aa) Нейтральная территория есть убежище, охраняющее от военных действий все вещи и лица, на ней находящиеся. На этом основании в пределах нейтральных владений как сухопутных, так и водных, безусловно запрещаются всякого рода военные операции и действия, преследующие военные цели, как-то: продолжение борьбы с неприятелем, перешедшим на нейтральную территорию; набор (вербовка) солдат; снаряжение каперов или военных судов для одного или обоих воюющих и т.п. В прежние времена вербовка солдат на нейтральных территориях была обычным явлением и не считалась нарушением нейтралитета. Мало того, целые отряды солдат отдавались нейтральными внаймы воюющим. В настоящее время о найме войск, понятно, не может быть и речи. Но попытки вербовать на нейтральной территории солдат и даже организовать отряды для войны с неприятелем встречались в последнее время. Между прочим, в Женеве, в 1870 г., было опубликовано через газеты приглашение, обращенное к французам, составить франтирерский отряд для борьбы с пруссаками. Швейцарский союзный совет не оставил этот факт без внимания и предписал женевским властям строго следить, чтобы на швейцарской территории не организовывались и не вооружались отряды франтиреров, равно запрещать обнародование с этой целью всякого рода воззваний. Ни в каком случае не дозволяется снаряжение в нейтральных водах военных судов или каперов и вообще обращать нейтральную территорию в базу военных операций. Когда в 1808 г. прусский король, находясь в мире со Швецией, разрешил России снарядить в Мемельском порту десантную эскадру против Швеции, он знал, что нарушает свои обязанности главы нейтрального государства и вызовет против Пруссии враждебные меры как со стороны Швеции, так и ее союзницы, Англии. Вопрос о снаряжении каперов в портах нейтрального государства подробно изучался в переговорах между правительствами Вашингтонским и Лондонским по делу об Алабаме. Стороны заключили в 1871 г. Вашингтонский трактат, определяющий обязанности в рассматриваемом отношении каждого нейтрального государства. Правила, в нем выставленные и подробно развитые Институтом международного права на съезде в Гааге, в 1875 г., заключаются в следующих трех основных положениях. Нейтральное правительство обязано: во-первых, употреблять должное старание (to use due diligence), чтобы в пределах своей юрисдикции предупреждать снаряжение и вооружение всяких кораблей, имеющих назначение участвовать в войне против государства, с которым оно само в мире, во-вторых, ни дозволять, ни терпеть, чтоб какая-либо воюющая сторона обращала его воды в базу своих военных операций; в-третьих, зорко следить в своих водах и портах за всеми лицами, с целью предупредить всякое нарушение этих правил. Чтобы избавить себя от нареканий со стороны воюющих государств, нейтральные принимают двоякого рода меры с целью предупредить вмешательство своих подданных в войну: они или обнародывают специальные законы (как английский и североамериканский Foreign-Enlistment Act), или издают ad hoc, на случай каждой войны, особенные распоряжения. В особенности целесообразен первый способ. В североамериканском Foreign-Enlistment Act 1818 г. точно определены условия, необходимые для сохранения за территорией Соединенных Штатов полного нейтралитета. Английские подобные же акты 1819 и 1870 гг. только развивают американские положения. Впрочем, в начале последней русско-турецкой войны английское правительство нашло нужным еще обнародовать специальную прокламацию, запрещающую вербовать в Англии солдат или обращать английскую территорию и воды в базу военных операций. bb) Нейтральное государство должно не дозволять устраивать у себя призовые суды воюющих, продажу призов и проход через нейтральную территорию армий воюющих. Например, в 1806 г. Наполеон I, будучи в мире с Пруссией, провел свои войска через принадлежащий ей Аншпах, несмотря на протесты прусских властей. В 1805 г. император Александр I неоднократно обращался к прусскому королю с просьбами о разрешении провести русскую армию через его владения, но получил отказы, так как Пруссия боялась вызвать этим объявление войны со стороны Наполеона. Наконец, состоялось секретное соглашение по этому предмету, но ранее его осуществления сам Наполеон, вступив на нейтральную Прусскую территорию, дал России право сделать то же самое. В 1813 г. союзные армии, под начальством князя Шварценберга, прошли через нейтральную швейцарскую территорию, не обращая внимания на протесты швейцарского правительства. В настоящее время проход войск через нейтральную территорию всегда рассматривается как неуважение или нарушение нейтралитета, и если русская армия в войну 1877-1878 гг. направилась в Турцию через румынскую территорию, то на основании специального соглашения и в силу союза России с Румынией. cc) Транспортировка воюющими через нейтральную территорию амуниции и военных запасов точно так же не разрешается. Но эвакуация этим путем больных и раненых воинов не дозволяется только в пользу одного воюющего в явный вред другому. Статья 59 Гаагской конвенции 1899 г. категорически разрешает вопрос о перевозке раненых через нейтральную территорию в смысле гуманности. Она гласит: "Нейтральное государство может разрешить перевозку по своей территории раненых и больных, принадлежащих к воюющим армиям, под условием, чтоб везущие их поезда не перевозили ни войск, ни военных припасов. В этом случае нейтральное государство обязано принять необходимые меры предосторожности и надзора..." dd) Воюющим не дозволяется делать на нейтральной территории государственные займы. § 133. b) Положительные права и обязанности, принадлежащие нейтральным в отношении территориальном, суть нижеследующие: aa) Разоружение неприятельских отрядов, перешедших границу нейтральной территории, и водворение их как можно далее от театра военных действий. Для безопасности самого нейтрального государства обезоруженные неприятельские войска могут быть содержимы в крепостях или лагерях. От нейтрального правительства зависит разрешить офицерам оставаться на свободе, с отобранием от них обязательства не отлучаться, под честным словом, из пределов нейтральной территории. Продовольствие, пища и одежда водворенных воюющих падает на нейтральную державу. Но по окончании войны она освобождает задержанных и имеет право на справедливое вознаграждение со стороны отечественного их государства (Гаагская конвенция, ст. 57 и 58). bb) На обязанности нейтрального государства лежит освобождение призов, сделанных в пределах его территориальных вод. В 1789 г. возникла весьма любопытная переписка между Россией и Пруссией, вследствие того, что австрийское судно "Princesse de Ligne", находившееся, по словам русской ноты от 25 июля 1789 г., в данцигской гавани, под защитой прусских батарей, было захвачено шведским капером с грузом, составляющим собственность русского подданного и имевшим назначение Петербург. Павел I требовал возвращения судна и удовлетворения от Пруссии. Но последняя доказывала, что судно "Princesse de Ligne" не находилось под действием прусских батарей будучи удалено от них на расстоянии 6360 футов, т.е. находилось в открытом море. Русское правительство согласилось с этими доводами. cc) Военным судам воюющих государств отказывается в пребывании в портах и гаванях нейтрального государства. Но, по исключению, во время непогоды или по случаю аварии, а также для пополнения запасов продовольствия и угля, необходимых во время перехода до ближайшего отечественного порта, обыкновенно дозволяется заходить в нейтральные порты военным кораблям обоих воюющих. Если бы при этих условиях в нейтральных водах встретились два неприятельских корабля, то, по уходе одного, другой задерживается по крайней мере в продолжение суток, чтоб дать первому время уйти и не подвергнуться нападению. dd) Нейтральное государство обязано принять меры, чтобы военные суда, допущенные в его воды, не злоупотребляли гостеприимством: не вооружались, не сражались и т.п. Всякое подобное злоупотребление может быть остановлено вооруженной силой. ee) Нейтральное государство обязано, насколько возможно, противодействовать воюющим злоупотреблять его флагом. Но дозволяется поднятие воюющим нейтрального флага, как военная хитрость, под условием только, при вступлении в бой, заменить этот флаг национальным. Так, например, в начале последней войны русские суда обвинялись в поднятии итальянского флага при встрече с турецким флотом, но это была военная хитрость. ff) Нейтральное государство обязано принимать надлежащие меры против организации на своей территории подвоза, равно и складов военной контрабанды. § 134. 2. Действие права нейтралитета в отношении лиц. Как сказано выше, в прежнее время допускалось в широкой степени участие нейтральных подданных в войне. Наем солдат на нейтральной территории, выдача нейтральным подданным каперских свидетельств не считались действиями, нарушающими нейтралитет. В настоящее время нейтральное государство обязано: a) не дозволять вмешательство своих подданных в военные действия. Но отсюда не следует, чтобы нейтральное правительство было обязано удерживать отдельных частных лиц, своих подданных, от поступления в ряды воюющих армий. Обязанность эта существует только по отношению к служебному персоналу и, в частности, по отношению к офицерам, которые могут отправиться под знамена воюющих, только выйдя в отставку или получив увольнение. На таком же основании участвовали в сербско-турецкой войне 1876 г. русские добровольцы. Между ними были и офицеры, но прежде чем отправиться в Сербию, они обыкновенно получали отставку. Английские офицеры, в последнюю русско-турецкую войну, в значительном числе сражались против русских в рядах турецкого войска и флота. Можно предполагать, что они также вышли предварительно в отставку из английской службы. По крайней мере, так смотрело на них русское военное начальство, хотя иногда были веские основания сомневаться в действительном их увольнении от английской военной службы. Сражаясь в качестве английских военнослужащих, они заслуживали бы наказания в своем отечестве и давали бы право обвинять последнее в нарушении нейтралитета. b) В ином положении находятся военные агенты нейтральных держав. Они посылаются к армиям воюющих с научно-военными целями или с политическими поручениями, и служат официальными представителями своих правительств. В этом качестве они пользуются неприкосновенностью, но насколько ни словом, ни делом не вмешиваются в военные операции. В противном случае они комбатанты, подлежащие всем последствиям военных действий: смерти и военному плену. Так, английский генерал, сэр Арнольд Кэмбалл, состоявший военным агентом при армии Мухтара-паши, в войну 1877-1878 гг., как доказывали некоторые факты и известия самих англичан, руководил операциями турок. Поэтому, захваченный русскими, он был бы простым турецким военнопленным. c) Нейтральное государство вправе и обязано оказывать своим подданным, находящимся на территории воюющих государств, всякое покровительство и защиту. Дипломатические агенты и консулы нейтральных государств имеют право продолжать на территории воюющих исполнение своих обязанностей, с тем только условием, что ни они, ни их соотечественники не освобождаются от различного рода стеснений и неприятностей военного положения, если добровольно остаются на театре войны. d) Нейтральные подданные должны уважать законные распоряжения воюющих государств. К числу таких распоряжений относятся, между прочим, правила, издаваемые воюющими, по случаю минных заграждений своих портов и гаваней. Так, Россия в войне с Турцией 1877-1878 гг. применила это новое средство обороны к своим черноморским портам и обнародовала особые правила, которые обязаны были соблюдать капитаны судов при входе и выходе из портов. Понятно, что несоблюдение этих правил подвергает опасности, прежде всего, самого виновного, но также и обороняющееся государство, которое, в случае прорыва цепи заграждений, рискует пострадать от неприятельского нападения. Нет сомнения относительно права воюющего государства погасить свои маяки, с целью затруднить неприятелю доступ к своим берегам. Нейтральные державы не могут претендовать на убытки, могущие последовать отсюда для их торговых интересов. Сопровождающие воюющие армии доктора, корреспонденты газет и простые флаперы или, как их называют, Schlachtenbummler, подвергаются всем неизбежным последствиям военных действий и могут быть взяты в плен, исключая докторов, исполняющих свои обязанности под охраной "красного креста"; они при первом удобном случае препровождаются обратно к неприятельской армии. Воюющее государство имеет право подвергать иностранцев, подданных нейтральных государств, которые находятся на его территории или в занятой неприятельской местности, всем мерам, вызываемым военным временем и военной необходимостью и обязательным также для собственных его подданных. Так, например, оно может, в случае надобности, захватить в своих портах нейтральные коммерческие суда и воспользоваться ими для своих военных целей (jus angariae). Германское военное начальство распорядилось, во время осады Парижа, потопить 6 английских судов с грузом каменного угля, стоявших на Сене, чтобы прекратить доступ неприятелю по реке в местности, занятой немецкими войсками. Германское правительство оправдывало перед английским свой образ действия в данном случае правом необходимой обороны, но признало себя обязанным вознаградить потерпевших. e) Нейтральное правительство, как сказано выше, обязано не покровительствовать своим подданным в подвозе воюющим предметов военной контрабанды, ни его разрешать. Но нельзя обвинять нейтрального в неисполнении своих обязанностей, если доставкой военной контрабанды занимаются отдельные лица, подданные его, на свой собственный страх и риск. Требовать от нейтрального государства учреждения специального надзора за торговлей своих подданных нельзя. В таком же смысле было сделано заявление английским правительством русскому в июне 1877 г. По мнению королевского правительства, "согласно международному праву, нейтральный отправитель военной контрабанды не совершает никакого преступления против своего государя, и нейтральная держава не обязана запрещать своим подданным, или наказывать их, если они пытаются везти такие предметы морем воюющим государствам". Руководствуясь этим принципом, английское правительство отказало в исполнении требования, предъявленного нашим правительством, задержать 50 млн. патронов, заказанных турецким правительством в Бирмингаме и подлежавших отправке в Константинополь. В том случае, когда отдельные подданные из своих коммерческих видов рискуют своей собственностью подвозом военной контрабанды, нельзя подозревать у нейтрального государства намерения вмешаться в войну. f) Нейтральным подданным, получившим в мирное время заказ на поставку военных судов, не может быть разрешено исполнение этого заказа в военное время для воюющих, ибо такие суда не могут быть выпущены из нейтрального порта без нарушения нейтралитета. g) Нейтральным подданным запрещается наниматься за счет воюющих для перевозки войск, амуниции и вообще предметов военной контрабанды, или в качестве лоцманов на военные суда воюющих держав. В этом случае нейтральные подданные уже прямо вмешиваются в войну, и наказания их одной конфискацией судна недостаточно; они могут подвергнуться, в качестве воюющих, военному плену. § 135. 3. Права нейтральной торговли. Свобода нейтральной торговли является одним из самых важных вопросов для каждой нейтральной державы. Нейтральные государства заинтересованы не только в свободных сношениях друг с другом, но и с воюющими, насколько это возможно во время войны. Отсюда понятна необходимость точного определения прав нейтральной торговли по отношению к воюющим. Из исторического очерка нейтралитета видно, что в отношении нейтральной торговли действовали различные системы, из коих английская, заимствованная из Consolato del Mare, допускала конфискацию неприятельской собственности на нейтральном корабле и уважала нейтральную собственность на неприятельском корабле; напротив, континентальная требовала, чтобы нейтральный флаг покрывал неприятельский груз, и чтобы собственность нейтральная была неприкосновенна на неприятельских судах. Согласно первой системе, судьба неприятельской частной собственности всегда подвергала опасности захвата нейтральную. На чем же основывалось это право неуважения неприкосновенности нейтральной собственности? - Существуют различные объяснения. Одни авторы доказывают, что право воюющего государства, в случае столкновения с правом нейтрального, всегда имеет преимущество, есть первенствующее право необходимости. Но согласиться с этой точкой зрения значит совершенно отказаться от нейтральной торговли, потому что воюющий всегда может найти, что она нарушает его интересы, и нанести ей удары. Противники этой теории исходят из другого, совершенно правильного начала, что нейтральное судно есть часть нейтральной территории и потому настолько же неприкосновенно, насколько неприкосновенно само государство, не участвующее в войне. Следовательно, на нейтральном судне может быть конфискована только военная контрабанда. Таким образом, в принципе, нейтральный флаг покрывает неприятельский груз, за исключением предметов военной контрабанды. В настоящее время это положение сделалось действующим правом в силу 2-й и 3-й ст. Парижской декларации 1856 г. Но в Англии и теперь еще некоторые юристы защищают разумность правила Consolato del Mare, которое дает возможность вредить нейтральной торговле в пользу воюющих. Согласно с ныне действующим правом должен быть разрешен в утвердительном смысле и другой вопрос, относящийся к нейтральной торговле: о праве нейтрального государства воспользоваться новой отраслью торговли, которую предоставляет ему та или иная воюющая сторона на время войны, например, каботажной торговлей, которую в мирное время некоторые государства признают исключительным правом местных подданных. Нейтральная торговля во время войны свободна, и всякая собственность нейтральная, в принципе, должна считаться неприкосновенной.

Основные обязанности военнослужащих многочисленны. Ведь эти люди являются представителями государственной власти. А, соответственно, обязанностей у них предостаточно. И ответственность на военных людях лежит большая. Однако, помимо всего этого, у них есть ещё и права. Впрочем, обо всём – по порядку.

Общее положение

Для начала хотелось бы перечислить основные обязанности военнослужащих. Во-первых, каждый из них должен хранить веру присяге и, соответственно, Отечеству. Служить народу, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг и мужественно переносить трудности.

Во-вторых, каждый из них обязан соблюдать законы РФ, Устав и Конституцию. В-третьих, постоянно овладевать новыми профессиональными знаниями, улучшать мастерство и совершенствовать уже имеющиеся навыки.

Также в основные обязанности военнослужащих входит знание и содержание в постоянной боевой готовности техники и вооружения, которые были им вверены. Ещё они должны беречь всё перечисленное, хранить в целостности и сохранности. И следить, чтобы посторонние лица не могли приблизиться к орудию.

Моральная составляющая

Каждый военный должен оставаться честным, храбрым и дисциплинированным. Одобряется проявление разумной инициативы в ходе исполнения долга. Но беспрекословное повиновение начальникам и командирам обязательно. Также все военные должны оберегать Боевое Знамя. И, конечно, дорожить товарищами, уважать каждого из них и соблюдать все правила воинской вежливости и чести – хранить государственные и прочие тайны.

Служебные нюансы

Выше были перечислены основные обязанности военнослужащих. Но это – лишь их малый перечень.

Помимо этого, каждый военный должен знать – если возникают какие-либо служебные вопросы, то обращаться нужно только к начальнику, напрямую. В случае необходимости для разрешения ситуации его направят к вышестоящим личностям.

То же самое касается личных вопросов. Если имеются какие-либо предложения, жалоба, хочется сделать заявление или обращение, то, в первую очередь, нужно руководствоваться положениями Конституции и Уставом. Ведь основные права и обязанности военнослужащих определены именно этими документами.

Ещё все обязаны соблюдать и знать нормы международного гуманитарного права. Военный должен уметь общаться с ранеными, больными, прочими потерпевшими, а также с пленными, духовными лицами и медицинским персоналом.

В бою

Рассказывая о том, какие основные обязанности военнослужащего являются самыми важными, нельзя не отметить вниманием те, которые он должен выполнять в ходе боевых действий.

Даже если он находится в отрыве от своего подразделения, ему необходимо всеми силами оказывать сопротивление, чтобы не оказаться в плену. Воинский долг надо выполнить с честью. И, даже в случае абсолютной беспомощности и тяжелого ранения, он обязан попытаться найти возможность спасти свою жизнь и товарищей, если они тоже попали в плен.

При допросе военный может сообщить своё звание, ФИО, личный номер и дату рождения. Главная задача – сохранить достоинство, честь, и государственную тайну. Любые попытки соперника воспользоваться военнослужащим для нанесения ущерба России и ВС РФ должны пресекаться на корню. Всё, что остается, – ждать освобождения, которому командиры и начальники обязательно поспособствуют.

Ответственность

Её несет абсолютно каждый военный – вне зависимости от должности и звания. Все равны перед законом.

Военный обязан нести дисциплинарную ответственность. Если он совершил проступок, нарушил Устав, честь или мораль, то должен понести наказание.

Административную ответственность военные несут на общих основаниях. Но такие взыскания, как штрафы и исправительные работы, к ним применены быть не могут.

Гражданско-правовую ответственность они несут за неисполнение своего долга. Или за ущерб, причиненный государству. Также военные могут нести материальную ответственность. И уголовную. Но, обычно, за правонарушения их привлекают лишь к одному виду ответственности. В наказание военных подвергают дисциплинарным взысканиям. Если был нанесен материальный ущерб, то виновный возмещает его. От уголовной ответственности военный не освобождается, невзирая на его положение и звание.

О правах

Как уже говорилось в самом начале, не только ответственность и обязанности имеются у военных. У них есть ещё и права.

Каждый из них находится под защитой своего государства. Основные права и обязанности военнослужащих определены конституционными и федеральными законами. И никто не имеет права ограничивать их в свободах, которые им гарантированы властью. Также никому не позволено вмешиваться в служебную деятельность военных. За исключением, конечно, уполномоченных для этого лиц.

Но в остальном государство гарантирует своим защитникам не только правовую, но и социальную защиту. Их жизни и здоровье охраняются властями. Начальники и командиры, которые пренебрежительно относятся к правам военнослужащих и не исполняют свои обязанности по отношению к подчиненным, несут соответствующее наказание.

Оружие

Рассказывая о том, какие существуют основные обязанности военнослужащего, а также о его правах, нельзя не затронуть тему оружия. У людей, защищающих государство, есть право на его хранение, ношение, применение и использование. Причем как во время исполнения обязанностей, так и вне службы. Только при этом владелец оружия должен обеспечить его сохранность.

В особых случаях оно может быть применено. Военный имеет право прибегнуть к оружию, чтобы отразить вооруженное или групповое нападение на военные и государственные объекты, воинские части, подразделения, эшелоны, караулы и т.д. А ещё - если кто-то насильственно пытается завладеть техникой и вооружением.

Защитить гражданских и военнослужащих лиц также можно при помощи оружия. Но в том случае, если другой способ не представляется возможным. И если некто предпринимает противоправные действия, сопротивляется и отказывается прекратить их, то задержать его тоже разрешается, используя оружие.

Солдаты и матросы

Бо́льшая часть людей в ВС РФ – это рядовые. В нашей стране каждый парень должен пройти срочную службу. Что большинство из них и делает. И поначалу они все – рядовые (низшее звание). Некоторым удается заслужить за год звание ефрейтора или младшего сержанта. Но рядовых, по статистике, всё равно большинство. И об их обязанностях также необходимо рассказать, так как это – самая многочисленная категория в ВС РФ.

Все рядовые (солдаты и матросы) подчиняются командиру отделения. Они обязаны сохранить целостность имущества, которое им было выдано. Когда солдату вверяется оружие, он должен вернуть его исправным.

Всё, чему рядовых обучают командиры, они обязаны запоминать. Естественно, в основные, общие обязанности военнослужащих (рядовых) входит повседневная закалка и самоподготовка. Каждый солдат должен знать ФИО всех прямых начальников, их должности и звания, а также оказывать им должное уважение.

Рядовой обязан всегда быть одет по форме. За её состоянием надо бережно следить, как и за обувью. Оружие всегда должно быть исправным, вычищенным и готовым к бою. Требования безопасности, естественно, тоже надо соблюдать. А, если есть необходимость отлучиться, солдат должен подойти к командиру отделения, чтобы спросить разрешения. После – доложить о прибытии.

Особенности срочной службы

Вышеперечисленное – это ещё не всё, что должен будет делать солдат. Помимо физической, строевой, огневой, теоретической и служебной подготовки, его ещё ожидает дежурство, патрулирование и вахта. Одним словом – наряды. Каждый рядовой через них проходит.

Дежурство по роте подразумевает выполнение массы обязанностей. Во-первых, назначенный на эту должность следит за точным распорядком дня, сохранностью ящиков с боеприпасами, оружием и за правильным несением службы дневальными. Когда объявляют тревогу, дежурный поднимает личный состав. То же самое он делает и в установленное время (6:00). Если случается какое-то происшествие – принимает меры по его устранению. Это – самое основное. Список обязанностей исчисляется десятками пунктов.

Любому солдату может быть назначен объектовый, суточный и гарнизонный наряд. Иногда – вне очереди, но это за провинность.

Командир

То, что должны выполнять люди, под контролем которых находится целые части, роты, взводы, батальоны, тоже следует знать. Нередко, кстати, эту тему даже затрагивают в школах – для общего образования не помешало бы знать основные обязанности военнослужащих. ОБЖ – так называется предмет, в рамках которого данные знания школьники и получают. Обычно такие темы поднимаются в последнем классе, чтобы будущие защитники Родины знали, с чем им нужно будет иметь дело.

Так вот, нередко ученикам дают такой вопрос: «Перечислите основные обязанности военнослужащих и командира». Ответить на него можно довольно легко.

Главная задача командира – обучать своих подчиненных (солдат). Он укрепляет их любовь к Родине, прививает уважение к службе, военной технике и оружию, вырабатывает строевую выправку и улучшает физическую выносливость. Также контролирует выполнение подчиненными боевых задач. Причем не только в мирное, но и в военное время. Но ещё каждый командир обязан заботиться о солдатах, вникать в их нужды и обеспечивать всем необходимым. Видя перед собой достойный пример, рядовые будут с чувством долга выполнять свои основные обязанности военнослужащих.

ОБЖ, 11 класс просвещая в данной теме, также может пробудить в будущих солдатах интерес к армии. Так что основы безопасности жизнедеятельности - предмет довольно-таки полезный.

О несении службы

И напоследок – пару слов о том, в каких случаях военный человек считается находящимся на службе.

Он является таковым, если участвует в боевых действиях или выполняет задачи в условиях ЧП или вооруженного конфликта. Также человек несет службу, находясь при исполнении должностных обязанностей, боевого дежурства (наряда, караула), приказа или распоряжения, отданного командиром.

Если военный отправился в служебную командировку, попал в больницу, на сборы, в плен – он всё равно находится на службе. Более того, даже в случае его пропажи (безвестного отсутствия), формально так считается. В общем, если делать вывод – военный человек, принявший присягу, находится на службе всегда.

Нейтралитет во время войны - это юридическое положение государства, которое должно, согласно международному праву, занимать позицию полного неучастия в воине. Именно в таком плане высказываются известные ученые-международники, інапример, Е.

А. Коровин 120 и Г. Бриггс121.

В преамбуле Гаванской конвенции 1928 г. о нейтралитете- во время морской войны также говорится: «Нейтралитет является правовым состоянием государства, которое не принимает участия в военных действиях, и... такое состояние создает известные права и налагает обязанность беспристрастности...» 122. Действительно, нейтралитет как юридическое положение государства порождает широкий круг прав и обязанностей в отношениях между ним и воюющими странами. Эти права и обязанности, вытекающие из нейтралитета, естественно, отличаются от основных прав и обязанностей государств как субъектов международного права. В частности, одним из основных суверенных прав государства является право на" нейтралитет. Государство, осуществляя право на нейтралитет, приобретает определенные права и несет обязанности, установленные международными соглашениями. Осуществление права государства на нейтралитет возможно при наличии воюющих сторон.

Нельзя согласиться с мнением американского юриста Френсиса Лоу-Би"ра о том, что нейтралитет есть раз -и навсегда определенное отношение государства к специфическому.конфликту. Он пишет: «Государство А является нейтральным к конфликту X между государствами В и -С, если и только если А не стремится воздействовать на исход X»123. Такая схема лишает нейтральные государства возможности побудить воюющие страны к примирению, -применить экономические санкции против агрессора, так как она запрещает (воздействовать на исход конфликта. Ясно, что эта схема надумана. Международное право, например, поощряет посредническую деятельность нейтрального государства, ведущую к установлению мира, т. е. поощряет определенное воздействие на исход военного конфликта.

Каковы же права и обязанности государств, вытекающие из их позиции нейтралитета в войне между другими державами? На наш взгляд, можно выделить следующую группу прав нейтральных государств: 1) нейтральное государство

имеет право на укрепление своей армии и строительство оборонных сооружений, а также право на нейтрализацию, и демилитаризацию части своей территории; 2) оно вправе требовать от воюющих соблюдения неприкосновенности его граждан, территории, имущества; 3) оно имеет.право дать вооруженный отпор или применить иные методы воздействия в отношении государства, нарушившего его нейтралитет; 4) может заключать с воюющими международные соглашения невоенного характера; 5) имеет право на торговлю, за исклю чением "Военной контрабанды, со всеми воюющими; 6) имеет право на переговоры с воюющими, на примирение воюющих сторон, используя целый ряд выработанных международным правом способов; 7) оно может принимать на своей территории войска воюющих, бежавших военнопленных с условием их интернирования, а также разрешать перевозку по своей территории раненых и больных воюющих сторон без войск и военных припасов; 8) нейтральное государство, исходя из гуманных побуждений, может взять на себя заботу о защите жертв войны; 9) оно может взять на себя заботу о сохранении дипломатического и консульского имущества одного из воюющих по его просьбе; 10) имеет право вступить в войну на стороне жертвы агрессии при условии, что у него нет договорных обязательств не участвовать в войне. Состояние нейтралитета этим самым прекращается; 11) имеет право на поставку военного снаряжения другому нейтральному государству, а также на заключение с ним военных соглашений; 12) имеет право на возмещение ущерба, причиненного ему воюющими; 13) нейтральное государство имеет право участвовать после окончания войны в международной организации по обеспечению коллективной безопасности.

Из обязанностей нейтрального государства следует выделить основную - обязанность полного неучастия в войне. Это выражается в том, что нейтральное государство обязано не допускать, например, военных действий на своей территории, проход через свою территорию войск или обозов с припасами воюющих, снабжения воюющих оружием. Оно обязано запретить воюющим устраивать на своей территории станции беспроволочного телеграфа и другие средства сообщения для связи с силами воюющих государств, а также запрещать воюющим пользоваться подобными сооружениями, которые установлены на нейтральной территории для военных целей еще до войны. Нейтральное государство обязано запрещать воюющим создавать в своих водах базы для морских операций против противника. Оно обязано не допускать формирования на своей территории военных отрядов и открытия учреждений для вербовки войск в пользу воюющих. Оно обязано интернировать попавшие на его территорию войска воюющих и заботиться об их содержании.

Нейтральное государство должно принимать ограничительные и запретительные меры к обеим враждующим.сторонам одинаково, на равных основаниях. В связи с этим американский юрист Фенвик справедливо подчеркивает трудность положения нейтрального государства, так как даже малейшее с его стороны пренебрежение своими обязанностями не может не сработать в пользу одного из воюющих. С другой стороны, нейтральное государство не может отказаться от 86 своих прав, вытекающих из состояния нейтралитета. Это послужило бы интересам одного из воюющих и нарушило бы принцип беспристрастия.

Правам и обязанностям нейтрального государства должны соответствовать определенные права и обязанности воюющих. Некоторые юристы, например, финский ученый Кастрен, видят в этом компромисс интересов воюющих и нейтральных. По нашему мнению, современное международное право должно исходить из полного соответствия прав и обязанностей воюющих и нейтральных, неуклонного соблюдения правил нейтралитета воюющими. «Осуществление одними субъектами международного права своих прав должно сопровождаться неукоснительным уважением и соблюдением ими прав других» 2®. Природа прав и обязанностей нейтрального государства не должна служить нарушению его суверенитета. Несомненно, что во время войны ограничиваются интересы нейтрального государства, хотя оно и поддерживает мирные отношения со всеми воюющими. Но они не должны быть беспредельными. Ограничения касаются лишь тех моментов, которые могут содействовать втягиванию нейтрального государства в войну. Они. не должны распространяться на те сферы деятельности государства, которые носят исключительно мирный или гуманный характер.

Ограничения интересов нейтрального государства должны гарантировать его неучастие в войне, а не нарушать его нейтралитет. Но они распространяются Tie только на "нейтральные государства, но и на воюющие. Юридические ограничения воюющих есть правовая гарантия того, что нейтральное государство останется вне войны при условии соблюдения им своих обязанностей.

Объем ограничений интересов нейтрального и воюющих государств существенно влияет на объем их прав и обязанностей. Права и обязанности нейтрального и воюющих государств связаны с юридической фиксацией их взаимных ограничений. Следовательно, недопустимо, чтобы нейтральные государства имели меньше прав, чем воюющие, а воюющие имели меньше обязательств, чем нейтральные. Определенный круг соответствующих прав и обязанностей нейтральных и воюющих закреплен в международных соглашениях, в частности в пятой и тринадцатой Гаагских конвенциях 1907 г. о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной и морской войны124.

Пятая Гаагская конвенция 1907 г., содержащая правила нейтралитета, в сухопутной войне, закрепляет основное положение о том, что территория нейтральных держав неприкосновенна. Нейтральная держава карает действия воюющих, противные нейтралитету, лишь тогда, когда они совершены в пределах ее собственной территории. Согласно ст. 10 конвенции нейтральное государство имеет право на самооборону. Это не рассматривается как враждебное действие. Конвенция далее запрещает воюющим пересекать территорию нейтральных государств, устанавливать на ней средства связи, а также формировать войска и открывать вербовочные пункты. Однако.нейтральное государство не несет ответственности, если его граждане по своей инициативе поступают в армию одного из воюющих. Специальный раздел пятой Гаагской конвенции посвящен воюющим, «водворенным» в нейтральном государстве, а также раненым. Здесь содержится обязанность нейтрального государства интернировать армию воюющего государства, попавшую на его территорию, и содержать ее в специальных местах, по возможности далеко от театра войны. Бежавшие военнопленные должны оставаться на территории нейтрального государства на свободе. Ст. 14 этой конвенции разрешает нейтральному государству давать согласие на проход по его территории обозов с ранеными п больными воюющих сторон при условии, если вместе с ними не перевозятся войска и боеприпасы. Нейтральное государство не должно допускать, чтобы доставленные таким образом раненые и больные снова могли принять участие в военных действиях.

Пятая Гаагская конвенция о нейтралитете в сухопутной войне дает, далее, определение нейтральных лиц как граждан государства, не принимающих участия в войне. Она определяет условия, при которых нейтральное лицо не может ссылаться на свой нейтралитет, если оно совершает враждебные действия по отношению" к воюющему или совершает действия в пользу воюющего. Такими действиями может явиться добровольное поступление на службу в армию одного из воюющих. Ст. 28 пятой Гаагской конвенции перечисляет некоторые услуги нейтральных лиц воюющим, не считающиеся нарушением нейтралитета. В последней главе этой конвенции регулируется вопрос о подвижном составе железных дорог. Последний, если он происходит с территории нейтрального государства и может быть опознан, подлежит реквизиции пли использованию воюющими только в случае крайней необходимости. После использования воюющая сторона должна отослать подвижной состав нейтральному государ ству. То же самое может сделать нейтральная держава в отношении подвижного состава воюющих государств. Обе стороны выплачивают друг другу за использование состава вознаграждение.

Ст. 54 пятой Гаагской конвенции запрещает воюющим государствам захватывать и уничтожать подводные кабели, соединяющие нейтральную территорию с оккупированной территорией. В случае уничтожения кабеля воюющий возмещает убытки125.

Права и обязанности нейтральных государств в морской войне устанавливаются тринадцатой Гаагской конвенцией 1907 г. Согласно конвенции, воюющие не должны допускать в нейтральных водах действий, которые нарушили бы нейтралитет морской державы. Недопустимым является, например, захват судов в нейтральных водах или их досмотр военными кораблями воюющих государств. Если захват все же произведен, то нейтральное государство обязано добиться, чтобы приз был отпущен вместе с его экипажем, а экипаж взятого судна воюющего государства подвергается водворению. Разумеется, нейтральное государство осуществляет названные меры, если приз находится в пределах его юрисдикции.

Воюющие не могут создавать, далее, в нейтральных водах базы для боевых действий против противника, а также свои средства сообщения. Может сложиться ситуация, когда военное судно воюющего, несмотря на предупреждение нейтрального государства, не уходит из порта, в котором не имеет права оставаться. В этом случае нейтральная держава имеет право задержать воюющее судно вместе с его офицерами и экипажем на все время войны. В нейтральных портах военные корабли воюющих государств не могут увеличивать свои военные запасы, вооружение, пополнять экипаж.

В отношении нахождения их в территориальных водах нейтрального государства действует правило 24 часов126. В свою очередь нейтральная держава не имеет права передавать воюющим военные корабли и боеприпасы. Она должна препятствовать снаряжению, вооружению и выходу из-под ее юрисдикции судов, предназначенных для военных действий воюющих. Различные ограничения, устанавливаемые нейтральным государством относительно допуска в нейтральные воды, должны применяться к воюющим сторонам одинаково.

Наконец, статья 23 тринадцатой Гаагской конвенции 1907 г. регулирует вопросы конвоирования приза127.

Многие государства также подписали Лондонскую декларацию о праве морской войны от 26 февраля 1909 г., затрагивавшую ряд вопросов военного нейтралитета, но она не была ратифицирована. Однако нормы, закрепленные декларацией, сейчас стали общепризнанными. Эти нормы, как уже говорилось, регулируют вопросы блокады во время войны, военной контрабанды, услуг воюющему, уничтожения нейтральных призов, перемены флага, сопротивления осмотру и т. д.128 В частности, действует правило о том, что возможность захвата нейтрального судна за нарушение блокады обусловливается действительной или предполагаемой его осведомленностью о блокаде, а его захват разрешается* только в районе действия военных судов, которые осуществляют фактическую блокаду. Нейтральное судно, перевозящее контрабанду. конфискуется вместе с грузом. Кроме того, оно конфискуется также, если совершает плавание специально для перевозки отдельных пассажиров, которые входят в состав вооруженных сил неприятеля, или для передачи сведений в интересах неприятеля. Оно конфискуется и в случае перевозки военного?отряда, одного или нескольких лиц воюющей стороны, которые во время плавания прямо содействуют военным действиям и об этом известно капитану, собственнику судна или лицу, зафрахтовавшему корабль! Наконец, нейтральный корабль конфискуется, если: 1) принимает прямое участие в военных действиях; 2) находится под властью специального представителя правительства воюющей стороны; 3) зафрахтован целиком неприятельским правительством.

Международные соглашения, регулируя нейтралитет государств в сухопутной и морской войне, не устанавливают пра вил нейтралитета во время воздушной войны129. Правда, в некоторых д-оговорах, "специально не регулирующих положение нейтральных государств, есть отдельные статьи, связанные с нейтралитетом в воздушной войне130. В целом же следует сказать, что относительно нейтралитета государств в воздушной войне должны действовать общие правила нейтралитета. Несомненно, что воздушные границы нейтрального государства являются неприкосновенными, так как воздушное пространство"- это часть территории государства. Враждебные акты воюющих в воздушном пространстве нейтрального государства недопустимы. С другой стороны, война не затрагивает права нейтрального государства осуществлять воздушные полеты. Члены экипажа нейтрального судна, попавшие на территорию воюющего государства, не должны задерживаться, а воздушное судно не подлежит конфискации. Но нейтральное государство не должно передавать летательных военных аппаратов и боеприпасов воюющим, а также должно препятствовать в пределах своей юрисдикции снаряжению летательных аппаратов, если есть подозрение, что они предназначаются для содействия военным действиям какой-либо из воюющих сторон. Нейтральное государство не до.лжно разрешать воюющим устраивать на своей территории аэродромы, станции радиосвязи для корректировки полетов и т. д. Оно не должно разрешать военным воздушным судам воюющих государств транзитный перелет над своей сухопутной и водной территорией. Нейтральное государство не должно также разрешать заход в его территориальные воды гидросамолетов и авианосцев воюющих. В случае же захода они должны быть задержаны, а экипаж интернирован. Здесь анало гия с правилами морской войны ие применима, так как это противоречило бы общему положению о том, что военные самолеты воюющих государств не должны появляться на нейтральной территории. Что касается гражданских воздушных судов воюющих, то их полеты в пределах территории нейтрального государства зависят от усмотрения последнего.

Воюющие не имеют права не только использовать воздушное пространство нейтральной державы для полетов авиации и ведения военных действий, но и посылать артиллерийские снаряды и ракеты в сторону противника через территорию нейтрального государства.

В случае покушения на нейтралитет - нарушения воздушного пространства нейтрального государства самолетами воюющих оно имеет право на самооборону, т. е. применение вооруженной силы. Если нейтральное государство узнало о начале военных действий, а на его территории в это время имелись военные самолеты воюющего государства, то им должно быть указано время, в течение которого они -обязаны покинуть территорию страны. Возможно задержание военных самолетов воюющих и интернирование их экипажа в случае неумышленного пересечения воздушной границы нейтрального государства, например, аварии. Подлежат интернированию самолеты воюющих и их экипаж независимо от того, вынужденно или добровольно перелетели они на нейтральную территорию.

Недопустимо также нападение воздушных сил воюющих на гражданские самолеты нейтральных государств над открытым морем.

В условиях современного развития военной техники, отсутствия договора о нейтрализации космоса возникает опасность нарушения нейтралитета государств воюющими со стороны космического пространства. Это пространство, как известно, не находится под суверенитетом государств. Но если воюющие нарушат неприкосновенность сухопутной, морской или воздушной территории нейтрального государства военными действиями из космоса, то такие действия нужно рассматривать как нарушение нейтралитета. Причем не имеет значения, произошло ли это нарушение случайно, вследствие могучей разрушительной силы примененного воюющими оружия или в силу других причин. Исходя из права на самооборону, нейтральное государство может оказать в таком случае сопротивление агрессору. Неспособность же нейтрального государства защитить себя от военного нападения из космического пространства не должна вести к изменению прав и обязательств нейтрального государства вообще131. Интересы мира во всем мире требуют, чтобы космическое пространство использовалось только в мирных целях. Шаг к этому уже сделан. Как известно, московским договором от 5 августа 1963 г. запрещены испытания ядерного оружия под водой, в воздушном и космическом пространстве.

Резолюция 1884 (XVIII), принятая 17 октября 1963 г. Генеральной Ассамблеей ООН, ‘приветствует решение СССР и США не размещать в космосе объекты с ядерным оружием и призывает все государства «воздержаться от вывода на орбиту вокруг земли каких бы то ни было объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения...» 132. Это подтверждено и в открытом для подписания договоре об основных принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Тем самым государства взяли на себя обязательство в отношении ядерной демилитаризации космоса.

Правила нейтралитета во время сухопутной, морской или воздушной войны исходят из принципа беспристрастия нейтрального государства. Но это беспристрастие нельзя понимать в том смысле, что нейтральная сторона должна быть беспристрастной морально. В частности, неправ русский юрист Л. Камаровский, который требовал, чтобы печать нейтрального государства «сохраняла беспристрастное отношение к воюющим» 133.

Психологическая война, по мнению известного американского специалиста по ведению подрывной пропаганды Поля Лайибарджера, уже со времени первой мировой войны «из случайного оружия превратилась в один из главных военных инструментов»134. Империалистические страны взаимно стремились использовать идеологические органы нейтральных государств в своих интересах 135. С другой стороны, некоторые нейтральные государства пытались заниматься контролем печати, радио и т. п., чтобы добиться их беспристрастия. В этом отношении интересно положение прессы Швейцарии во время второй мировой войны. Накануне войны германские газеты писали, что критика нацистской Германии в швейцарских газетах и предоставление убежища противникам нацистского режима несовместимы с политикой швейцарского нейтралитета. Германия предложила Швейцарии заключить договор о прессе, по которому последняя брала бы на себя обязательство регулировать печать. Швейцария отказалась от такого предложения. Но отдел генерального штаба Швейцарии, занимающийся прессой и радио, 6 января 1940 г. установил для публикации материалов некоторые общие принципы: публикуемая информация не должна иметь одностороннего характера; было запрещено давать советы воюющим, предсказывать успехи, поражения одной из сторон38. Подобные правила деятельности прессы были направлены на то, чтобы утвердить принцип беспристрастия печати. Но международное право не налагает обязанности на граждан и органы нейтрального государства сохранять «идеологический нейтралитет». Следует отличать правовое положение нейтрального государства от идеологических, моральных позиций его общественных организаций, печати. Эти органы могут выражать своп симпатии или антипатии к одной из воюющих сторон. Например, правомерно моральное сочувствие нейтрального государства народам стран, вынужденных участвовать в несправедливой империалистической войне. В. И. Ленин говорил: «Ставши нейтральной страной, Российская Советская республика пользуется обращением к ней президента Вильсона, чтобы выразить всем народам, гибнущим и страдающим от ужасов империалистической войны, свое горячее сочувствие...»39.

Демократическому духу международного права противоречит использование идеологических органов нейтрального государства той воюющей стороной, которая является агрессором, или запрещение высказываний против агрессора. Нейтральное государство должно препятствовать пропагандистской деятельности агрессора, если он использует для этого территорию или органы данного государства.

Таким образом, международиоправовой обязанности нейтрального государства соблюдать беспристрастие в моральном плане не существует.

В связи с тем, что империалистические державы не оставляют попыток вести агрессивные войны, и так как ведутся справедливые национально-освободительные войны, международные соглашения о правилах военного нейтралитета не потеряли своего значения. С точки зрения международного права они являются действительными.

Выполнение правил нейтралитета способствует созданию мирных зон во время войны. Существование нейтральных го-, сударств ограничивает театр войны, т.о есть создаются определенные зоны, свободные от военных действий. Чем больше нейтральных государств в конкретной войне, тем обширнее мирные зоны. Этим самым нейтральные государства оказывают положительное влияние на воюющих, побуждают к заключению мира. «Нейтральные более всего заинтересованы в том, чтобы война была локализована (ограничена площадью своего проявления) и возможно кратковременна, - писал известный русский юрист Л. Камаровский, - поэтому усилия их должны направляться к устранению всего, что может питать или поддерживать войну» 136.

Правила нейтралитета дают юридическую возможность нейтральным государствам защищать свои права и интересы, а также связать действия воюющих определенными правовыми рамками. Они дают основание для предъявления агрессору после окончания войны справедливых требований о возмещении ущерба и наказания его за нарушения нейтралитета.

Еще по теме § 2. Основные права и обязанности нейтральных государств:

  1. § 2. Права и обязанности постоянно нейтрального государства
  2. § 4. Вопрос о совместимости обязательств постоянно нейтрального государства с обязанностями члена ООН
  3. 5. Граждане нейтральных государств и их собственность на территории воюющих государств
  4. 5.5. Правосубъектность постоянно нейтральных государств
  5. 12. Какие основные права и обязанности работодателя закреплены в ТК?
  6. 11. Какие основные права и обязанности работника предусматривает ТК?
  7. § 2. Права и обязанности в контексте юридико-антропологического анализа отношений человека и государства
  8. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА И РАБОТОДАТЕЛЯ
  9. 11.5. Основные права и обязанности работников и работодателей

Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего:

быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;

строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);

совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;

дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа Российской Федерации;

соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

17. Военнослужащий должен быть честным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу, защищать командиров (начальников) в бою, оберегать Боевое знамя воинской части.

18. Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению национальных и религиозных конфликтов.

19. Военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Он должен соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия.

Обо всех случаях, которые могут повлиять на исполнение военнослужащим его обязанностей, а также о сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику.

За нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, связанное с унижением чести и достоинства, издевательством или сопряженное с насилием, а также за оскорбление одним военнослужащим другого виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности, а при установлении в их действиях состава преступления - к уголовной ответственности.

20. Военнослужащий обязан знать и соблюдать в повседневной деятельности требования безопасности военной службы. Он должен заботиться о сохранении своего здоровья, повседневно заниматься закаливанием, физической подготовкой и спортом, воздерживаться от вредных привычек (курения, употребления алкоголя), не допускать употребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ.

(см. текст в предыдущей редакции)

21. По служебным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему непосредственному начальнику, а при необходимости с разрешения непосредственного начальника - к старшему начальнику.

По личным вопросам военнослужащий также должен обращаться к непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости - к старшему начальнику.

При обращениях (внесении предложения, подаче заявления или жалобы) военнослужащий руководствуется законодательством Российской Федерации и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

22. Военнослужащий обязан знать и соблюдать нормы международного гуманитарного права, правила обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, медицинским персоналом, духовными лицами, гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.

23. Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, должен оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. В бою он обязан с честью выполнить свой воинский долг. Если военнослужащий, находясь в беспомощном состоянии, в том числе вследствие тяжелого ранения или контузии, будет захвачен противником в плен, он должен искать и использовать любую возможность для своего освобождения и освобождения своих товарищей из плена и возвращения в свою воинскую часть.

Военнослужащий, захваченный противником в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер. Он обязан сохранять честь и достоинство, не разглашать государственную тайну, проявлять стойкость и мужество, помогать другим военнослужащим, находящимся в плену, удерживать их от пособничества противнику, отвергать попытки противника использовать военнослужащего для нанесения ущерба Российской Федерации и ее Вооруженным Силам.

За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также за интернированными в нейтральных странах сохраняется статус военнослужащих. Командиры (начальники) обязаны принимать меры по освобождению указанных военнослужащих в соответствии с нормами международного гуманитарного права.



Просмотров