Какова роль конституции российской федерации в формировании. Какова роль Конституции Российской Федерации в регулировании земельных отношений? Хронология принятия поправок

Конституция Российской Федерации - основной источник земельного права. Именно в Конституции РФ определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере земельных отношений, федеративное устройство, органы государственной власти, их компетенция и др. В Конституции содержатся главные, основополагающие принципы, определяющие цели, методы и формы правового регулирования земельных отношений в нашей стране.

В ст. 2 Конституции определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, согласно ст. 42 Конституции, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено ст. 9 Конституции, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Указанные природные объекты могут находиться, согласно данной статье, в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Предусмотрено также (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Важное значение для правового регулирования земельных отношений имеют и конституционные положения, касающиеся определения компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Так, в п. «д» ст. 72 предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся: природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.

Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует Федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае же противоречия между Федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации - основной источник экологического права. Именно в Конституции РФ определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере экологических отношений, федеративное устройство государства, органы государственной власти, их компетенция и др. В Конституции содержатся основополагающие принципы, определяющие цели, порядок, методы и нормы правового регулирования экологических отношений в нашей стране.
В статье 2 Конституции определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, согласно статье 42, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено статьей 9 Конституции, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, при этом указанные природные объекты могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Предусмотрено также (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Важное значение для правового регулирования экологических отношений имеют и конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации. Так, в статье 72 п. «д» предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры.
Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае же противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях. Политическая функция Конституции РФ заключается прежде всего в признании и закреплении политического многообразия, многопартийности, идеологического плюрализма. Предоставляя политическим силам равные возможности в борьбе за государственную власть, конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Конституция не допускает вмешательства общественных объединений в деятельность органов государства и тем более создание политических организаций в их структурных подразделениях. В свою очередь и государственные органы не должны вмешиваться в деятельность общественных формирований.

Следующая функция Конституции РФ - правовая. Она заключается в том, что Конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Конституция как бы стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обладая высшей юридической силой, она обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства. А в основе их реализации лежат такие краеугольные положения конституции как государственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина, верховенство законов, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и т.д.

Целевое назначение Конституции Российской Федерации выражается и в ее гуманистической функции. Она состоит в том, что в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью. При этом конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного существования.

Основные черты и юридические свойства конституции отражают ее особое место в системе права, специфику механизма конституционного регулирования общественных отношений. К числу этих характеристик можно отнести следующие: легитимность, перспективность, преемственность, верховенство, стабильность, особый порядок принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

Легитимный характер Конституции РФ 1993 года заключается в том, что она была принята конституционным референдумом, который проводился впервые за всю историю существования России. Гражданам предоставлялся проект, предложенный Президентом РФ и одобренный Конституционным совещанием.

В этом выражается еще одна существенная черта конституции: в наличии особого субъекта – народа, который устанавливает конституцию и от имени которого она принимается. В Конституции Российской Федерации 1993 года наиболее последовательно, по сравнению с предшествующими, отражена рассматриваемая черта, в ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации … принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Конституция является своего рода моделью для регулирования новых общественных отношений. Вот почему ей присущ прогностический характер, такая черта как перспективность. Поэтому наряду с закреплением итогов достигнутого в Конституции Российской Федерации 1993 года отражаются стремления и цели, представляющие задачи будущего, исторические перспективы.

Важной чертой конституции является ее преемственность. Она обусловлена непрерывностью исторического развития государственности. Она обусловлена непрерывностью исторического развития государственности.

Ядро преемственности федеральной Конституции 1993 года – российский народ, суверенная государственная власть, государственное единство России.

Идея преемственности новой российской Конституции содержится в ее преамбуле, где выражена воля народа к сохранению исторически сложившегося государственного единства, незыблемости демократического строя, осознание ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями.

Важной чертой конституции правового государства является ее реальность. Главным критерием для оценки реальности конституции служит соответствие ее действительности. Если конституция и действительность находятся в единстве, если обеспечивается соответствие конституционных предписаний социально-экономическим условиям развития общества, можно говорить о реальности конституции.

Юридические свойства - это правовые признаки конституции как основном закона государства. Рассмотрим, какими свойствами она обладает.

В Конституции Российской Федерации 1993 года впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства. Ни в одной из предыдущих конституций России такого положения не содержалось. Установление в Конституции 1993 года принципа верховенства на всей территории России означает прежде всего утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. В признании верховенства Конституции заложена не свойственная прежним, советским конституциям идея подчинения государства конституции, праву.

В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.

Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в российской Федерации.

Конституция России является ядром правовой системы государства и системы права. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества - устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества – устанавливает, какие нормативные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней.

3. Какова роль Конституции РФ 1993 года в формировании новой российской государственности?

Конституция РФ 1993 года стала правовой основой формирования новой российской государственности. Она ввела в России смешанную (полупрезидентскую) республику, наделив Президента правом назначать и отправлять в отставку Правительство, а также в определенных случаях распускать Государственную Думу. Современным российским парламентом (законодательным органом) стало Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Конституция закрепила федеративную форму государства, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, разнообразие форм собственности (включая частную), права и свободы человека и гражданина.

Конституция РФ рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Впервые признаны естественные права и свободы человека как субъективные права, защищаемые судом и ограничиваемые лишь законом. В Конституции Россия провозглашается государством народовластия. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно (референдум и свободные выборы), так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Демократия в Российской Федерации в соответствии с Конституцией осуществляется на основе принципа политического и идеологического многообразия – плюрализма, в рамках которого реализуется многопартийность.

Прошедшее с момента принятия Конституции время явилось периодом восприятия всем российским обществом ценностей подлинного конституционализма, практического воплощения – порой болезненного, драматического – всех без исключения конституционных положений. Люди стали привыкать к свободе слова и совести, к многопартийности и открытости границ, к рыночным отношениям и судебной защите своих прав. В этом смысле Конституция РФ вошла в жизнь каждого россиянина.

4. Какие этапы прошел в своем развитии российский федерализм?

Становление системы федеративных отношений в Российской Федерации проходило в 1990-е годы. В этом процессе можно выделить ряд этапов.

Первый этап: 12 июня 1990 года – декабрь 1991 года. В Декларации «О государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года подтверждалась необходимость значительного расширения прав автономных республик, автономных округов и автономных областей, а также краев, областей. В июле – ноябре 1990 года большинством российских автономных республик были приняты декларации о государственном суверенитете. Республики по существу отказывались от статуса автономных и провозглашали себя суверенными государствами. Вслед за республиками тенденция суверенизации охватила и другие составные части России.



Второй этап: декабрь 1991 года – март 1992 года. Это был период опасного усиления центробежных тенденций, когда вслед за распадом СССР появилась прямая угроза развала и Российской Федерации. Центр попытался восстановить былую стабильность не законом сверху, а на основе договоренности с регионами. 31 марта 1992 года субъекты РФ подписали Федеративный договор, который позволил остановить распад России.

Третий этап: март 1992 года – декабрь 1993 года. Это было сложное время, поскольку не все субъекты РФ согласились с положениями Федеративного договора: не подписали договор Татарстан и Чечено-Ингушская Республика.

Республики по Федеративному договору получили более привилегированное положение, чем иные территории. Неравноправие провоцировало остальных участников Федеративного договора на борьбу за уравнивание в правах с республиками. Появились проекты образования Вологодской, Уральской и других республик. Вопрос о равноправии субъектов Федерации стал источником напряженности.



Четвертый этап: декабрь 1993 года – февраль 1994 года. Принятая 12 декабря 1993 года Конституция РФ определила конституционные основы российского федерализма: государственный суверенитет, единство системы государственной власти, равноправие субъектов РФ, единство конституционно-правовой системы, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.

Однако появление новой Конституции не устранило всех проблем в сфере государственного устройства РФ. Так, на территории Республики Татарстан референдум по принятию Конституции РФ не состоялся. Федеральный центр вынужден был пойти на заключение отдельного договора с этой республикой. В феврале 1994 года был подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан. Этот договор, с одной стороны, вернул Татарстан в политико-правовое пространство страны, но, с другой стороны, создал опасный прецедент нарушения конституционных положений: согласно договору федеральный центр вопреки Конституции РФ передал республиканским органам слишком большой объем полномочий.

Пятый этап: февраль 1994 года – 1999 год. Этот этап характеризовался подписанием двусторонних договоров. Начиная с 1994 года, было заключено 42 договора с 46 субъектами РФ (в некоторых из них участвовали три или четыре стороны). Договоры закрепляли за ними такие полномочия, которые не соответствовали Конституции РФ. (Эту проблему в дальнейшем пришлось решать Президенту РФ В. Путину).

Итак, в первом десятилетии федерализации России (1990 – 1999) удалось не просто сохранить российское государство, но создать обновленную на основе Конституции 1993 года Российскую Федерацию.

5. Каковы итоги и уроки развития российского государства в 1990-е годы?

Последнее десятилетие XX в. было ознаменовано возвращением России на магистральный путь мирового развития – путь формирования гражданского общества и правового государства. В Российской Федерации утвердилась подлинная парламентская традиция. Страна на деле превратилась в федеративное государство. Она прошла первый, переходный этап экономических и политических реформ на пути к рыночной экономике, демократии, свободе и раскрепощению личности.

Этот путь оказался далеко непростым. Одни издержки обновления страны стали результатом недостатка опыта и просчетов российского руководства, другие – платой за советское наследие. Почти семь десятилетий советская страна двигалась по тупиковому маршруту, идеологизированный подход к экономике обрек ее на неуклонное отставание от развитых стран. Власть Советов не сделала страну процветающей, а человека – свободным. Надо извлечь уроки из нашего прошлого.

Опыт 1990-х годов показывает, что действительно успешное обновление России не может быть достигнуто простым переносом на российскую почву зарубежных моделей. Мы можем рассчитывать на успех реформ только в том случае, если сумеем органически соединить универсальные принципы рыночной экономики с собственной моделью преобразований, основанной на реальностях России.

Плодотворная созидательная работа невозможна в обществе, находящемся в состоянии раскола, когда основные социальные слои и политические силы придерживаются различных базовых ценностей. На протяжении XX века Россия дважды оказывалась в таком состоянии: после Октября 1917 года и в 1990-е годы. Одна из основных причин того, что реформы в стране идут медленно, трудно, заключается, по мнению Путина, в отсутствии гражданского согласия, общественной консолидации.

Выход видится в органичном соединении универсальных, общечеловеческих ценностей (свобода слова, выезда за границу, права собственности) с исконными российскими ценностями, выдержавшими испытание временем (патриотизм, державность, государственничество, социальная солидарность).

6. Какие события и действия властей способствовали укреплению российской государственности в начале 2000-х годов? Какие задачи стоят перед современной Россией?

В марте 2000 года Президентом РФ был избран В. Путин. Он предпринял определенные меры по реформированию страны.

Была проведена реформа Совета Федерации, куда теперь входят не главы администраций и руководители органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ, как это было раньше, а просто представители субъектов Федерации. Созданы семь федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ, что позволило значительно усилить роль центральной власти. Приведено в соответствие с общефедеральным законодательство субъектов РФ.

В экономической, правовой и социальной сферах в начале 2000-х годов была начата серия преобразований: это бюджетная, налоговая, судебная, пенсионная реформы; принятие нового трудового законодательства; реформирование естественных монополий. В 2003 году состоялась реорганизация силовых структур РФ с целью повышения эффективности их действий. Проведенная в 2002 году перепись населения России показала, что в стране проживает 145 млн. человек. Некоторые позитивные моменты просматриваются и в экономике страны, однако экономические результаты, по оценке самого Путина, скромны.

Выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ в мае 2003 года, Президент отметил слишком низкий уровень благосостояния населения. В качестве важнейших он определил три задачи:

– увеличение в ближайшие десять лет валового внутреннего продукта в два раза;

– преодоление бедности;

– модернизация Вооруженных Сил.

По словам Путина, «Россия переживает один из самых трудных периодов своей многовековой истории. Пожалуй, впервые за последние 200–300 лет она стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне государств мира. Чтобы этого не произошло, необходимо огромное напряжение всех интеллектуальных, физических и нравственных сил нации».

Понятие Конституции

Определение 1

Конституция – это главный нормативно-правовой акт, в котором закреплены главные нормы конституционного права. Именно в ней установлены конституционно-правовые нормы, которые носят общий характер и являются основополагающими.

Конституция является юридическим документом, основой государственности , законности и правопорядка. И именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. К тому же Конституция является политическим документом, потому что регулирует политические от¬ношения в обществе.

Конституция, действующая в нашей стране, является конституцией демократического правового государства, она воплощает волю многонационального российского народа и признает высшей ценностью человека его права и свободы.

В ней закреплены начальные принципы и роль государства, функции, которые оно призвано выполнять и основные формы и методы деятельности . Поэтому Конституция необходима для существования современного государства.

Конституция - это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения. Благодаря Конституции все социальные слои общества согласованно взаимодействуют .

Конституция – это в своем роде уникальный учредительный правовой акт, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственной власти.

Россия - федеративное государство, поэтому на территории нашей страны действуют Конституция Федерации и конституции Республик в её составе. В ч. 2 ст. 5 Конституции РФ сказано: «Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство». Совокупность действующих в РФ конституций образуют систему конституций или конституционную систему. Основой является федеральная Конституция .

Роль Конституции в деятельности государства

Конституция России имеет очень большое значение в жизни страны. Через Конституцию государство реализует свою национальную идею и то, каким оно видит обновляемую государственность.

Конституции отведена своя роль в жизни страны и своё предназначение. Она является юридическим актом, которому присущи все черты и свойства Основного закона. Конституция занимает ключевое, приоритетное место в системе права нашей страны. В ней закреплены идеи и принципы, которые определяют характер общества, основные принципы экономики, политики, государства и права, социальной сферы. И чем ближе Конституция к национальной идее, тем эффективнее ее роль в развитии общества.

Если Конституция имеет расхождение с национальной идеей, игнорирует ее или идет против нее, то у нее практически нет никаких шансов на признание со стороны народа и государства.

Роль Конституции в жизни страны заключается в том, что она вносит порядок и организацию в общественную жизнь, регулирует взаимоотношения человека с государством и определяет место человека в обществе. В ней закреплены основополагающие принципы права, функции государственных органов, методы и формы их деятельности.

Конституцией определены характер и пределы государственного регулирования всех основных сфер жизни страны: экономической, политической, социальной, духовной. Помимо этого Конституция регулирует особенности внешней политики государства, а также международное и внутригосударственное право.

Любая Конституция - это самостоятельное явление социальной и правовой действительности, которому присуща совокупность основных черт и юридических свойств. Такие особенности Конституции способствуют выражению ее индивидуальности и говорят о качественном своеобразии высшего закона государства. В этих чертах отчетливо подчеркивается правовая природа Конституции.

Конституции отведено особое место в правовой системе, а механизм конституционного регулирования общественных отношений зависит от ее основных черт (рис. 1) и юридических свойств, к которым относятся:

  1. Легитимность.
  2. Итоговый характер предписаний.
  3. Перспективность.
  4. Преемственность.
  5. Реальность.
  6. Верховенство.
  7. Стабильность.
  8. Основа системы права.

Конституции присущи и такие черты, которые раскрывают ее роль в процессах жизни общества и государства. Этими чертами являются:

    основополагающий характер;

    народность;

    реальность;

    стабильность.

Основополагающий характер Конституции заключается в том, что она регулирует наиболее важные, базовые общественные отношения, которые являются отправными для других общественных отношений.

Замечание 1

Действующая Конституция РФ 1993 г. принята народом на референдуме, который состоялся 12 декабря 1993 г. И в этом состоит ее народность. Реальность конституции заключается в соответствии конституционных норм складывающимся в действительности общественным отношениям. Реальной является та Конституция, которая, провозглашая определенные принципы и нормы поведения, способствует и их реализации. А Конституции, которые этому требованию не отвечают, считаются фиктивными.

Высокая степень устойчивости и длительности действия Конституции говорит о ее стабильности.

Рисунок 1. Основные черты Конституции



Просмотров