Набор в вс рф офицеров запаса. Российское руководство в последнее время стало очень внимательно относится к вопросу повышения престижа службы

Фото пресс-службы МО РФ

Некоторые подразделения Восточного военного округа (ВВО) испытывают значительный некомплект офицерского состава, а кадровые органы Минобороны, видимо, пока не способны эту проблему быстро решить. Такой вывод напрашивается из инициативы командующего войсками ВВО генерал-полковника Сергея Суровикина, который приказал подчиненным убыть в центральные регионы страны и там набрать в части и соединения округа офицеров из запаса.

Как сообщалось ранее, Минобороны развертывает на Чукотке целую дивизию. Формируются новые части и соединения в Арктике и на Курилах. Инфраструктура, гарнизоны для них строятся опережающими темпами, а вот с набором в новые подразделения квалифицированных военных специалистов, видимо, есть проблемы.

Чтобы решить их, «сформированные в ВВО выездные группы будут работать в военных комиссариатах 26 субъектов РФ». Об этом вчера сообщил врио начальника пресс-службы ВВО полковник Александр Гордеев. По его словам, представители ВВО развернут агитационную деятельность во многих городах РФ. Мол, «это делается с целью привлечь на военную службу офицеров запаса, ранее уволенных по организационно-штатным мероприятиям». Такая инициатива командования в новейшей истории Дальнего Востока и ВВО имеет место впервые. Известно, что в этом регионе ощущается дефицит трудовых кадров, в том числе и не хватает молодых офицеров, находящихся в запасе. Именно поэтому осуществляется набор запасников в подразделения ВВО по всей России. Но, как правило, такую работу централизованно организует Главное управление кадров (ГУК) Минобороны. Из официальной информации ВВО следует, что такая работа ГУКом ранее уже проводилась. И в результате в войска ВВО было набрано 564 офицера запаса из 50 субъектов РФ. «Все они назначены на должности более чем в 130 воинских частей ВВО, в том числе в общевойсковые объединения, Тихоокеанский флот и объединение ВВС и ПВО», - отметил Гордеев.

Но источники «НГ» в штабе ВВО информируют о том, что организованные ранее централизованные мероприятия по набору в войска из запаса офицеров кадровых проблем округа не решили. Не укомплектовано, особенно в новых создаваемых частях и соединениях, значительное число офицерских должностей. В начале 2016 года статс-секретарь – замминистра обороны Николай Панков сообщал, что укомплектованность армии и флота офицерами в 2015 году составила 92%. «Это беспрецедентный уровень укомплектованности. Теперь мы поставили задачу в 2016 году выйти на 93%», – заявлял он. Это будет достигнуто за счет «призыва на военную службу офицеров, уволившихся в предыдущие годы».

Так сейчас, видимо, и происходит, но с проблемами. Грубая прикидка показывает, что Российской армии не хватает около 17 тыс. офицеров. Некомплект в 8% незамечен в действующих подразделениях. Но как набрать офицеров в те подразделения, которые вновь формируются?

Как рассказал «НГ» председатель ЦК Общероссийского профсоюза военнослужащих капитан первого ранга Олег Шведков, «в результате непродуманных реформ в 2010–2012 годах Минобороны почти полностью прекратило набор курсантов в военно-учебные заведения страны. И сейчас количество выпускников из военных училищ незначительное. Кадрового голода Минобороны, конечно, пытается избежать за счет офицеров запаса. Это правильное решение». Шведков обращает внимание на то, что при бывшем министре обороны Анатолии Сердюкове штатная численность офицеров в армии и на флоте была уменьшена почти в два раза.

«Многие молодые офицеры оставили службу. Но сейчас хотят служить. Практика показывает, что реально это сделать очень трудно, – говорит Шведков. – Есть большой элемент бюрократии. К нам в военный профсоюз по этому поводу приходят десятки жалоб от офицеров запаса. Мы обращаемся в ГУК, военкоматы за помощью, но встречаемся с различными бюрократическими препонами. И практически никто из наших запасников так и не стал действующим офицером. Видимо, командующий ВВО это понял и решил своими силами решать кадровую проблему своего округа».

В свою очередь, военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев уверен, что трудности с набором офицеров из запаса в войска ВВО связаны со слабой социальной защищенностью военнослужащих и членов их семей. Он долгое время прослужил в отдаленных гарнизонах на Дальнем Востоке и знает об этих проблемах не понаслышке: «Ранее мотивация офицера к службе в этом регионе подкреплялась хорошим денежным довольствием, продовольственным пайком, предоставлением жилья, различными надбавками».

Действительно, проблемы есть. Оклады офицеров не индексировались уже четыре года. Проезд с Дальнего Востока в отпуск офицера, за исключением некоторых регионов, осуществляется за его счет. В ряде отдаленных гарнизонов ВВО закрыты военные поликлиники и госпитали. Многие военные пенсионеры, живущие на Дальнем Востоке, считают себя брошенными, обманутыми государством. И нынешнее поколение офицеров, видимо, не хочет повторить их участь. На Дальний Восток они, как правило, не стремятся.

Контракт может быть первым или новым (Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы").

В вашем случае это именно новый контракт.

Контракт не может быть заключен с гражданином (иностранным гражданином), в отношении которого вынесен обвинительный приговор и которому назначено наказание, в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также отбывавшим наказание в виде лишения свободы. Контракт не может быть заключен с гражданином, лишенным на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинскую должность, в течение этого срока.

Заключение контракта , прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются Федеральным законом (Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

Контракт о прохождении военной службы вправе заключать (Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"):

военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва на военную службу высшее образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев;

граждане, пребывающие в запасе; Это ваш случай!!!

граждане мужского пола, не пребывающие в запасе и получившие высшее образование;

граждане женского пола, не пребывающие в запасе;

другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и желающий продолжить ее прохождение, заключает новый контракт в следующих случаях (Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237) статья 9:

а) при окончании срока предыдущего контракта;

б) при зачислении в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру;

в) при отчислении из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры;

г) при переводе из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой.

Новый контракт заключает желающий продолжить прохождение военной службы военнослужащий (Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237) статья 9 пункт 2:

а) освобожденный от должности руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

б) ранее проходивший военную службу по контракту при прекращении оснований для приостановления военной службы.

Новый контракт может быть заключен с гражданином, пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу по контракту , не достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, при условии его соответствия требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, и при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 10 статьи 8 настоящего Положения, либо при зачислении в военно-учебное заведение.

Пунктом 10 статьи 8 настоящего Положения это:

Основаниями для отказа кандидату в заключении с ним первого контракта являются:

а) отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;

б) решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;

в) решение комиссии военного комиссариата по отбору кандидатов (совместной комиссии пункта отбора и военного комиссариата, аттестационной комиссии воинской части) о несоответствии кандидата требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту.

Других условий, а тем более сроков по заключению нового контракта в:

Постановления от 14 февраля 2000 г. "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" дал следующие разъяснения.

В случае незаконного увольнения с военной службы военнослужащего до приобретения им права на пенсию за выслугу лет либо без обеспечения его жилым помещением он на основании п. 2 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит восстановлению на службе в прежней (или с его согласия - равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков и компенсацией морального вреда. При этом признание военнослужащего не годным по состоянию здоровья к военной службе или достижение им предельного возраста состояния на военной службе не может служить препятствием к принятию такого решения.

В том случае, когда увольнение военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, произведено на законных основаниях, но нарушен установленный Положением о порядке прохождения военной службы порядок увольнения военнослужащего, должно приниматься решение не о восстановлении военнослужащего на военной службе, а только об отмене приказа об исключении этого лица из списков личного состава воинской части, восстановлении непосредственно нарушенных прав и возмещении ущерба. При этом срок, в течение которого восстанавливались нарушенные права, подлежит включению в срок военной службы путем возложения на соответствующее должностное лицо обязанности изменить дату исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

В случае если сам военнослужащий не ставит вопрос об этом восстановлении, выносится решение только об устранении допущенного нарушения.

Полное восстановление нарушенных прав военнослужащего, уволенного с военной службы без производства расчета, предполагает восстановление его в списках личного состава части до момента выплаты всех причитающихся сумм.

Принципиальное решение принято Военной коллегией Верховного Суда РФ по делу Д.

Майор Д. обжаловал в суд действия командира войсковой части, связанные с исключением его из списков личного состава части ввиду увольнения с военной службы без производства с ним расчета по всем видам довольствия, положенным на день увольнения.

Военный суд удовлетворил жалобу: действия командира признал неправомерными, а его приказ в части, касающейся исключения Д. из списков личного состава части, - незаконным и не действующим с момента его издания. Кроме того, суд обязал командира части восстановить Д. на военной службе, выплатить причитающиеся ему деньги с учетом индексации, а денежную компенсацию взамен продовольственного пайка выплатить исходя из его стоимости, действующей на момент фактической выплаты, после чего исключить заявителя из списков личного состава части.

Приволжский окружной военный суд решение изменил, признав неправильным указание об отмене приказа об исключении Д. из списков личного состава и восстановлении его на военной службе, в остальной части решение суда первой инстанции оставил без изменения.

Окружной суд указал, что увольнение Д. произведено на законных основаниях и не оспаривалось заявителем, однако при этом не соблюден порядок увольнения, и названное нарушение в полной мере могло быть устранено путем выплаты задолженности с учетом ее индексации и своевременного исполнения судебного решения, а не путем восстановления заявителя на военной службе.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене определения суда второй инстанции.

Военная коллегия протест удовлетворила, отменила определение Приволжского окружного военного суда и оставила в силе решение военного суда о восстановлении Д. на военной службе до момента производства с ним окончательного расчета, указав следующее.

Как видно из материалов дела, Д., уволенному с военной службы и исключенному из списков личного состава части, не выплачены: единовременное денежное вознаграждение по итогам 1997 и 1998 годов; денежные компенсации взамен продовольственного пайка, за поднаем жилых помещений, за санаторно - курортное лечение и взамен вещевого имущества; пособие на детей; материальная помощь и выходное пособие.

Вместе с тем согласно ст. ст. 12, , , 15, и Федерального закона "О статусе военнослужащих" перечисленные выплаты и компенсации установлены для военнослужащих, т.е. для лиц, проходящих военную службу. Поэтому упомянутыми видами довольствия военнослужащий должен быть обеспечен в период прохождения военной службы, а не после увольнения с нее.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 66 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил, объявленного приказом Министра обороны Российской Федерация No. 100 1985 г., днем увольнения офицера с действительной военной службы считается день, с которого офицер приказом по воинской части исключается из списков личного состава части. Согласно же ч. 4 ст. 65 инструкции к названному приказу "О порядке применения Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил" увольняемый военнослужащий своевременно и полностью должен быть удовлетворен всеми видами положенного ему на день увольнения довольствия (данные нормативные акты действовали на момент возникновения спорных правоотношений и в период рассмотрения дела судом).

Поскольку с Д. на день увольнения не был произведен окончательный расчет, то издание приказа об исключении его из списков личного состава воинской части нарушало требования названных нормативных актов и ущемляло права военнослужащего. В связи с этим суд первой инстанции правильно удовлетворил требования заявителя о восстановлении его в списках личного состава воинской части до производства с ним окончательного расчета. Определение же суда второй инстанции не устраняло допущенные в отношении Д. нарушения.

Это решение Военной коллегии согласуется с требованиями нового законодательства, в частности с нормами п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. No. 1237, в соответствии с которыми военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Искаженное истолкование закона часто приводит к путанице, объединяющей в себя несколько смежных вопросов, и хотя подавляющая часть аудитории склонна уточнять нюансы о срочной службе в армии, остаются и те, кто никак не может разобраться с понятием службы для офицера запаса. Причиной тому является навязчивая аналогия с гражданами, которые пришли в армию в звании рядового и уволились в том же ранге.

Известно, что после демобилизации гражданин отправляется в запас. По мере необходимости Указом Президента он может быть направлен на военные сборы. Здесь не стоит заниматься статистикой, так как зачастую сборы предусмотрены для офицеров, не прошедших срочную службу. Как раз положение для этой категории и вызывает острые вопросы.

Лица, не стремящиеся сделать себе военную карьеру, обязательно будут призваны на срочную службу и, возможно, привлекутся на сборы. Офицер запаса, вне зависимости от того, как было присвоено звание, может быть призван в армию, но назвать это срочной службой нельзя:

  • Во-первых, обучение в военном учебном заведении приравнивается к срочной службе.
  • Во-вторых, после окончания гражданского ВУЗа с военной кафедрой, выпускник получает военный билет и отправляется в запас.

О какой срочной службе тогда может идти речь? Офицера в армию призывают, но она приравнивается к службе по контракту. В итоге, чтобы полностью поднять вопрос, освещающий призыв в общем смысле для офицеров запаса, мы разделим это мероприятие на два вида: прохождение сборов и прохождение службы.

Военные сборы

В большинстве своем учебные сборы офицеров запаса по организации похожи на сборы для рядовых и сержантов. Определен срок единовременного пребывания, он составляет не более двух месяцев. Таким образом, суммарное количество мероприятий, в которых будет участвовать гражданин, определяется общей продолжительностью учений. Она составляет 12 месяцев. Период и продолжительность военных сборов на календарный год устанавливает Верховный Главнокомандующий своим Указом.

В отличие от призывной кампании, учебные сборы стартуют с 5 февраля. Необходимо отметить, что все офицеры, отправленный в запас без прохождения срочной службы, будут призваны, если не на военную службу, то на учебные сборы, причем при отсутствии уважительных причин, они отбудут в итоге все 12 месяцев.

Чтобы повысить эффективность призыва офицерского состава, часто используется предварительное распределение. Оно подразумевает назначение и приписку к воинской части заблаговременно. Офицер, поступая в запас, получает мобилизационное предписание, это квиток, который служит дополнением к военному билету. В нем указана вся необходимая информация о том, что должен сделать военнообязанный и куда явиться в случае мобилизации.

Те, у кого с раннего детства проявлялась одна мечта: «Хочу служить», заведомо подготовили для этого почву и поступили в Высшее военное учебное заведение. По его окончанию выпускники имеют звание лейтенанта. Обычно государство обучает за свой счет кадры, на которые составлен предварительный заказ.

Это означает, что курсант еще в период обучения заключает контракт, согласно которому он будет распределен, вне зависимости от его волеизъявления. Если же кадр не востребован, что случается крайне редко, то его личное дело передается в отделы кадров всех округов, и офицер уходит служить по полученному запросу. В противном случае, он направляется в запас. Далее его могут ожидать только военные сборы.

Концепция развития обороноспособности государства

На протяжении двух десятков лет можно наблюдать тенденции развития российской армии. К концу 90-х годов популярность военной специальности достигла своего минимума. Свою лепту внесли и внутренние конфликты. Государство не могло достойно содержать молодые кадры, поэтому расторгались контракты и тысячи выпускников военных училищ были вынуждены искать себя в гражданской жизни. На пороге прошлого десятилетия картина кардинально поменялась. Анализ показал, что не хватает грамотных специалистов из числа офицеров.

Сегодня в значительной степени расширены квоты для бесплатного обучения практически во всех военных ВУЗах. Государство ведет строгий учет выпускников, чтобы не позволить им стать на биржу труда, а с другой стороны, обеспечить собственную потребность в кадрах. Можно смело сказать, что в настоящий момент реформа в армии стала давать весомые плоды.

Хромых Лариса Георгиевна (09.10.2012 в 12:50:19)

Статья 34. Заключение контракта о прохождении военной службы
1. Контракт о прохождении военной службы вправе заключать:
военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;
военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, окончившие до призыва на военную службу государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и получившие в указанных образовательных учреждениях высшее профессиональное образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее 3 месяцев;
граждане, пребывающие в запасе;
граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и получившие в указанных образовательных учреждениях высшее профессиональное образование;
граждане женского пола, не пребывающие в запасе;
другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Граждане, поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования, заключают контракт о прохождении военной службы в соответствии с пунктом 2 статьи 35 настоящего .
Контракт о прохождении военной службы также вправе заключать иностранные граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации.
2. Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать:
граждане в возрасте от 18 до 40 лет;
иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.
3. Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, не находящихся на военной службе, и иностранных граждан, осуществляется военными комиссариатами, а из числа военнослужащих - воинскими частями в порядке, устанавливаемом Положением о порядке прохождения военной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.
4. Определение соответствия граждан (иностранных граждан) требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на комиссии военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту.
Определение соответствия военнослужащих требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на аттестационные комиссии воинских частей.
В работе комиссий военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор.
Копия решения комиссии должна быть выдана гражданину (иностранному гражданину) по его просьбе в трехдневный срок со дня принятия решения.
5. Основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта являются:
отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;
решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта о прохождении военной службы с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;
решение комиссии военного комиссариата или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, гражданами, имеющими неснятую или за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы. Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу права занимать воинские должности, в течение указанного срока.
6. Командир (начальник) воинской части принимает решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.
7. В случае отказа гражданину (иностранному гражданину) в заключении контракта о прохождении военной службы он имеет право обжаловать данное решение в вышестоящий орган, прокуратуру или суд.

Статья 34.1. Испытание при поступлении на военную службу по контракту
1. Для поступивших на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами (за исключением обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования), в целях проверки их соответствия требованиям федеральных законов, общевоинских уставов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, устанавливается испытание сроком на три месяца.
В срок испытания не засчитываются периоды, когда военнослужащий фактически отсутствовал в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы, а также время отбывания дисциплинарного ареста.
2. Военнослужащему до окончания срока испытания очередное воинское звание не присваивается.
3. Если в течение срока испытания командирами (начальниками) будет установлено, что военнослужащий не соответствует требованиям федеральных законов, общевоинских уставов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, он признается командиром (начальником) воинской части не прошедшим испытание и увольняется с военной службы (направляется для прохождения военной службы по призыву) по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом.
4. По истечении срока испытания военнослужащий считается выдержавшим испытание и продолжает военную службу.

Обращайтесь с письменным заявлением в военкомат (Кстати в случае отказа его у Вас принять -направляйте по почте). Возможно имеющиеся вакантные должности просто уже заренее распределены и это является причиной "не знания " сотрудников военкомат



Просмотров