Из каких частей состоит экологическое право. Право собственности на природные ресурсы

Экологическое право – совокупность юридических норм, предназначенных для регулирования поведения людей по отношению к окружающей среде. Предмет экологического права образуют отношения :

Экологическое право делится на два раздела: международное и национальное. Международное экологическое право – совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений по поводу окружающей природной среды, возникающих между государствами, группами государств, международными организациями. Международное экологическое право делится на две категории: обязательное и рекомендательное. Национальное экологическое право устанавливается государствами самостоятельно и закрепляется в различных источниках, в первую очередь в законах. Экологическое право делится на Общую, Особенную и Специальную части.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право , которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права/

Принципы экологического права:

1. принцип народовластия.

2. принцип гуманизма – су четом интересов нынешнего и будущего поколений людей.

3. принцип социальной справедливости – равноправие перед судом и законом, право на благоприятную окружающую среду, гарантия судебной защиты.

4. принцип законности

5. принцип интернационализма

6. принцип строго целевого использования природных объектов

7. рационального и эффективного использования природных объектов. Минимальные затраты, наибольший эффект от хозяйственной деятельности, без экологического вреда.

Основные принципы охраны окружающей среды сформулированы в ст. 3 Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которые представляют собой, как известно, основополагающие начала, положения, подходы к решению вопросов, к мероприятиям, содержанию, концепции, целям и задачам:

  • принцип соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду;
  • принцип научного обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека;
  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;
  • принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территория.
  • принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  • Принцип независимости контроля в области охраны окружающей среды.
  • Принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • Принцип обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
  • принцип сохранения биологического разнообразия;
  • Принцип запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
  • Принцип соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством,
  • принцип ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
  • Принцип участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды

Объектами экологического права является то, по поводу чего совершается правовое регулирование. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит к объектам охраны окружающей среды:

Земли, недра, почвы;

Поверхностные и подземные воды;

Леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;

Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В системе источников экологического права ведущее место занимает Конституция РФ, в которой есть много норм общего характера, имеющие отношение к регулированию вопросов природопользования и охраны окружающей среды, защиты прав человека. Ст.9 установила, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Положения ст. 56 указывают на то, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не нарушает прав и законных интересов других лиц. Граждане РФ обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ»). В соответствии с нормами ст. 114 Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области экологии.

Основы экологического права заложены ФЗ «Об охране окружающей среды».

Регулирование экологических правоотношений осуществляется актами субъектов РФ,

Орган местного самоуправления издают нормативные акты об охране зеленых насаждений и благоустройстве территорий населенных пунктов, о порядке пользования водными объектами для питьевых и хозяйственных нужд и т.п.

Субъектами экологических правоотношений могут быть:

· граждане,

· юридические лица,

· публичные субъекты.

Граждане имею право: на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, требовать предоставления своевременной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, на возмещение вреда, причиненного здоровью в результате загрязнения природной среды и др. Граждане обязаны: принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранного законодательства, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства и др. Участие юридических лиц предусматривает выполнение ими целого ряда природоохранных мероприятий. Государство в лице его уполномоченных органов обеспечивает разработку экологической политики и экологических программ, правовое регулирование в сфере охраны окружающей среды, учет и социально-экономическую оценку природных ресурсов, выдает лицензии на комплексное природопользование и выполняет иные властные полномочия. Объектами экологических правоотношений являются естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля и ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность и др. объекты.

Введение.

"Экологическое право – одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколения людей".

Впервые в научную терминологию слово "экология" было введено немецким учёным Геккелем в 1886г. и длительное время имело узкую сферу применения – в рамках биологии. Свою популярность оно получило сравнительно недавно – в середине XX века, точнее во второй его половине, когда слишком обострились отношения между человеком и средой, обществом и природой.

Нельзя не заметить, что здесь прослеживается взаимодействие живых организмов (в том числе человека, общества) с природной средой, а не вообще с окружающей средой. Именно здесь делается ударение на необходимость соблюдать законы развития природы, экологические закономерности, каковые, разумеется, отсутствуют в неприродной среде, куда мы включаем непроизводственную, бытовую сферу (улицы, площади – всё что окружает человека помимо природы).

20-е столетие характеризуется интенсивным ростом населения Земли, развитием урбанизации. Появились города-гиганты с населением более 10-ти млн. человек. Развитие промышленности, транспорта, энергетики, индустриализация сельского хозяйства привели к тому, что антропогенное воздействие на окружающую среду приняло глобальный характер.

Формы взаимодействия общества и природы.

Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территорией на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы. Первая – потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Эта форма может быть названа экономической формой взаимодействия. Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название экологической формы.

Использование природной среды и его последствия.

Человек воздействует на естественную среду своего обитания не только потребляя её ресурсы, но и изменяя природную среду, приспосабливая её для решения своих практических, хозяйственных задач. В силу этого человеческая деятельность, оказывает существенное влияние на окружающую среду, подвергая её изменениям, которые затем влияют на самого человека. За всю историю цивилизации было вырублено 2/3 лесов, уничтожено в результате человеческой деятельности более 200 видов животных, растений, на 10 миллиардов тонн уменьшились запасы кислорода, деградировано около 200 млн. га земель в результате неправильного, нерационального ведения сельского хозяйства. Двадцатый век научно-технического прогресса существенно усилил экономическое давление человека на природную среду. Ежедневно в результате нерациональной деятельности человека 44 гектара земель обращаются в пустыни, в минуту уничтожается свыше 20 гектаров лесов, ежедневно исчезают по одному виду животных и растений, ежегодно от голода умирают свыше 40 тыс. детей. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трёх взаимосвязанных формах. Это – загрязнение окружающей природной среды, истощение природных ресурсов, разрушение природной среды.

Загрязнение окружающей природной среды.

Загрязнением окружающей природной среды считается физико-химическое изменение состава природного вещества (воздуха, воды, почвы), которое угрожает состоянию здоровья и жизни человека, окружающей его естественной среды. Загрязнение бывает естественное – космическое, которое земля в значительном количестве получает из космоса, от извержения вулканов, и антропогенное – совершённое в результате хозяйственной деятельности человека. Рассмотрим второй вид загрязнения, совершаемого по воле человека.

Понятия и формы проявления экологического права.

Развитие экологической функции государства и права приводит к формированию правовой общности, которая получает название экологического права. Процесс формирования отрасли права объективен в своей основе, т.е. не зависит от принятия или отсутствия головного закона типа охраны природы либо охраны окружающей природной среды. Скорее всего, сам закон такого типа является следствием действия внутренних процессов развития данной общности, если её существование вызывается коренными потребностями населения.

Становление и развитие правового регулирования природопользования.

Этапы развития правового регулирования природопользования.

Исторически система правового регулирования природопользования подразделяется на четыре этапа: гражданско-правовой, земельный, земельно-ресурсный, экологический. Движущими силами их развития выступают производительные силы общества, увеличение масштабов использования природных ресурсов, накопление правового материала.

Заглавную роль в системе регулирования "общество – природа" всегда выполняло земельное право. Именно через свои регулятивные нормы выражало интересы общества в потреблении природных ресурсов.

В русском дореволюционном законодательстве земельное право не рассматривалось в качестве самостоятельной правовой области. Оно входило составной частью в гражданское право на том основании, что земля объявлялась недвижимостью, объектом купли-продажи, дарения, залога, аренды, наследования и других гражданско-правовых сделок.

Декретом 1917 г. частная собственность на землю была отменена, земля была изъята из гражданского оборота и передана в исключительную собственность государства. Тем самым земельные отношения вышли из гражданских и получили самостоятельное значение.

Дальнейшее развитие земельного права пошло по пути дифференциации земельных отношений. По мере вовлечения в хозяйственную эксплуатацию других природных ресурсов – минеральных, лесных, водных, а также накопления правового материала, предназначенного для регулирования отношений по их использованию, из земельного права стали выделяться другие отрасли права – лесное, водное, горное.

Однако процессы дифференциации, столь характерные для правовых систем ХХ столетия, не перешли пределы дозволенного. Земля, недра, воды, леса были исключительной собственностью лишь одного субъекта – государства. Так создалась интегрированная область права – природноресурсовое право. Первоначально цель правового регулирования со стороны прироноресурсового права состояла в организации рационального использования природных ресурсов для удовлетворения экономических интересов общества. Но постепенно, по мере отрицательного воздействия хозяйствования на окружающую среду в требование рационального использования включается экологический элемент и образуется новая отрасль права – природоохранительное право.

Таким образом, исторический процесс, проходивший в рамках административного социализма, привёл к созданию экологического права как совокупности природоохранительного и прироноресурсового отраслей права. Их общей основой была государственная социалистическая собственность на землю, недра, воды.

Экологическое право на рубежах рыночной экономики.

Распад системы административного социализма и переход на рельсы рыночной экономики сопровождался денационализацией природных ресурсов. Вместо единой, исключительно государственной собственности устанавливается множественность форм собственности на природные ресурсы (государственная, частная, муниципальная). Земля и другие природные ресурсы включаются в хозяйственный оборот. Земля объявляется недвижимостью, предметом купли-продажи, аренды, залога, наследования и т.п.

Денационализация природных ресурсов и приватизация земель внесли весьма существенные изменения в содержание экологических отношений. Из них стала выпадать та часть природноресурсовых отношений, которые приобрели имущественный характер. Перестроился и метод правового регулирования. Вместо административного, господствующее место начинает занимать гражданско-правовой метод регулирования, основанный на равенстве сторон. Эта часть земельных (и других природноресурсовых) отношений, которая носит имущественный характер, уходит из экологического права. В экологическом праве остаются те виды экологических отношений, которые имеют своими объектами землю, недра, леса, воды, животный мир в качестве составных частей окружающей среды, направленных на обеспечение экологической функции природы.

Формы проявления экологического права.

Три формы проявления.

В самом начале экологическое право определялось как совокупность норм, регулирующих общественные экологические отношения. Но на современном этапе развития взаимоотношений между человеком и окружающей его средой данное понимание экологического права оказалось недостаточным. Оно, как выяснилось, не вскрывает сущности, не позволяет определить то место, которое оно должно занимать в гармонизации отношений с природой.

Чем вызвана подобная постановка вопроса? Она объясняется таким массовым явлением, как неисполнение, игнорирование норм экологического права. В данных условиях невольно возникает необходимость подразделить экологическое право на две категории: право бумажное и право реальное. Нынешний этап экологического кризиса показывает на большой отрыв нормы права, провозглашенной в законе, от уровня её реализации в жизни.

  • Вопрос 9. Принципы Общей части экологического права
  • Вопрос 10. Принципы Особенной части экологического права
  • 1. Все принципы экологического права, как уже отмечалось, классифицируются на общеправовые, на принципы Общей и Особенной частей.
  • 6. Экологическое законодательство рф составляют:
  • Вопрос 12. Становление и развитие экологического права
  • 1. Процесс становления и развития экологического права условно можно разделить на четыре этапа".
  • Вопрос 13. Экологическая функциягосударства и права
  • Вопрос 14. Экологический кризис
  • Вопрос 15. Современные концепции взаимодействия общества и природы
  • Вопрос 18.Характеристика природных объектов
  • Вопрос 16. Окружающая природная среда как объект экологического права
  • Вопрос 17.Природные объекты в качестве объектов экологического права
  • Вопрос 13. Экологическая функция государства и права
  • Вопрос 14. Экологический кризис
  • Вопрос 19. Особо охраняемые объекты окружающей среды
  • Вопрос 20. Экологические права и обязанности граждан Российской Федерации
  • Вопрос 21. Общественные экологические объединения
  • 3. Для государственной регистрации общественного объединения необходимо
  • 5. Основания прекращения права собственности на землю и другие природные ресурсы:
  • Вопрос 23. Содержание правасобственности на природные объекты
  • 3. Право распоряжения собственника землей и природными объектами -
  • Вопрос 24. Экологизациязаконодательства
  • 1. Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды
  • Вопрос 26. Экологическое страхование
  • Вопрос 27. Экономическоестимулирование охраны окружающей природной среды
  • Вопрос 28. Нормирование качества окружающей природной среды
  • 2. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ,
  • I. Нормативы предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения
  • Вопрос 29. Государственнаяэкологическая экспертиза
  • Вопрос 30. Права и обязанностизаказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе
  • 1. Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, вправе:
  • 2. Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе обязаны:
  • Вопрос 31. Экологический контроль
  • 1. Задачи экологического контроля:
  • 3. Цели государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды:
  • Вопрос 32. Ответственность за экологические правонарушения
  • Вопрос 33. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением
  • Вопрос 34. Экологические функции правоохранительных органов
  • Вопрос 35. Эколого-правовой режим использования земли
  • Вопрос 36. Правовая охрана земель
  • Вопрос 37. Эколого-правовой режим недропользования
  • Вопрос 38. Государственное регулированиеэколого-правового режима недропользования
  • Вопрос 38. Государственное регулированиеэколого-правового режима недропользования
  • Вопрос 39. Разрешение споровпо вопросам пользования недрами
  • 2. В суде или арбитражном суде рассматриваются:
  • Вопрос 40. Право недропользования и его виды
  • Вопрос 41. Эколого-правовой режим водопользования
  • Вопрос 42. Государственное регулирование эколого-правового режима водопользования
  • Вопрос 43.Характеристика права водопользования
  • Вопрос 44. Эколого-правовой режим лесопользования
  • Вопрос 45. Правовое регулирование, восстановление лесов и лесоразведение. Разрешение споров о лесопользовании
  • 2. Виды распорядительных действий".
  • 3. Функции владельцев лесного фонда:
  • Вопрос 46. Государственное регулирование эколого-правового режима лесопользования
  • Вопрос 47. Право лесопользования и его виды
  • 4 . Виды лесопользования:
  • 5. Права лесопользователей".
  • Вопрос 48. Государственная лесная охрана
  • Вопрос 49. Эколого-правовой режим пользования животным миром.
  • Вопрос 50. Государственноерегулирование в области охраны и использования животного мира
  • 1. Функции государственного регулирования в области охраны и использова­ния животного мира:
  • Вопрос 51. Право пользования животным миром и его виды
  • 2. Виды пользования животным миром:
  • Вопрос 52. Правовая охрана животного мира
  • 3. Меры охраны животного мира:
  • Вопрос 53. Эколого-правовая защита атмосферного воздуха
  • Вопрос 54. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха
  • 1. Задачи государственного контроля за охраной атмосферного воздуха:
  • 4. Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие конт­роль за охраной атмосферного воздуха, вправе:
  • Вопрос 55. Эколого-правовая защита
  • Вопрос 56. Правовой режим
  • 2. Задачи государственных природных заповедников:
  • Вопрос 57. Правовой режим национальных парков
  • Вопрос 58. Правовое положение природных парков
  • Вопрос 59. Правовое положение
  • Вопрос 6о. Правовой режим памятников природы
  • Вопрос 61. Правовое положение
  • Вопрос 62. Правовое положение
  • Вопрос 63. Правовая охрана окружающей природной среды на стадиях хозяйственного процесса
  • Вопрос 64. Экологические требования к использованию радиоактивных материалов и химических веществ
  • Вопрос 65. Право и охрана окружающей природной среды в сельском хозяйстве
  • Вопрос 66. Право и охрана окружающей природной среды в городах
  • Вопрос 67. Эколого-правовое
  • Вопрос 68. Международно-правовая охрана окружающей среды
  • Вопрос 69. Международные конференции по охране окружающей среды
  • Вопрос 7о. Международные организации по охране окружающей среды
  • Понятие, предмет, субъекты

    и система экологического права

    1, Экологическое право - совокупность норм, регулирующих общественные

    отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью со-

    хранения, рационального использования и оздоровления окружающей

    природной среды, а также предупреждения вредных последствий хо-

    зяйственной деятельности.

    2. Предмет экологического права составляют общественные отношения в

    области взаимодействия человека и природы. Различают две группы та-

    ких отношений: отраслевые и комплексные.

    3. Отраслевые экологические отношения предусматривают регулирование

    использования и охраны земель, лесов, атмосферного воздуха, водо-

    емов, животного мира, недр, а также хранения, обработки и утилиза-

    ции радиоактивных веществ и других опасных отходов.

    Комплексные экологические отношения касаются прав природопользо-

    вания и охраны природных ресурсов в целом - территорий и заповедни-

    ков, лечебно-оздоровительных, санитарных, рекреационных и иных зон.

    Взаимодействие этих видов отношений и обеспечивает возможность ох-

    раны окружающей природной среды, бережного отношения к природ-

    ным богатствам посредством соблюдения требований экологического

    Ч. Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан охранять природу и ок-

    ружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Субъек-

    тами экологического права являются физические и юридические лица,

    Правительство РФ, специально уполномоченные и иные государствен-

    ные органы, субъекты РФ и Российская Федерация в целом.

    5. Система экологического права включает в себя юридические нормы, пред-

    ставленные в виде главных частей, основных разделов, институтов и

    входящих в них норм. Как и в других отраслях права, в экологическом -

    выделяют Общую и Особенную части. Кроме того, ряд норм составляет

    Специальную часть экологического права.

    Обшая часть предусматривает:

    Предмет и систему экологического права;

    Источники и принципы экологического права;

    Экологические правоотношения;

    Права собственности и природопользования;

    Экологическую экспертизу;

    Экологический контроль;

    Управление экологией;

    Ответственность за экологические правонарушения.

    Особенную часть составляет ряд эколого-правовых режимов использо-

    вания природных объектов и защиты экологической системы, а также

    эколого-правовой режим и охрана экологических систем, находящихся

    в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия.

    В этот перечень входят следующие эколого-правовые режимы:

    Недропользования;

    Водопользования;

    Лесопользования;

    Пользования животным миром;

    несельскохозяйственного производства;

    Использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере

    сельскохозяйственного производства;

    Экологических систем, в которых находятся населенные пункты.

    Нормы Особенной части предусматривают эколого-правовую защиту

    атмосферного воздуха, природных объектов и комплексов, эколого-пра-

    вовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия на-

    селения и экологическое обеспечение Вооруженных Сил РФ;

    Специальная часть экологического права регулирует следующий спектр

    вопросов:

    Международно-правовая охрана окружающей среды;

    Загрязнение Мирового океана;

    Экология и космос.

    Вопрос 2. Метод экологического права

    2. Административно-правовой и

    1 правовой методы -"г ft" |......\~\

    3. Суифость Метода экологического

    I, Методом в праве называется способ воздействия на общественные отно-

    шения. В современной системе права закреплены два возможных спосо-

    ба воздействия на поведение человека с целью соблюдения правовых

    норм: административно-правовой и гражданско-правовой.

    2. Административно-правовой способ базируется на неравном положении

    сторон, которые находятся во властно-подчиненных отношениях.

    Гражданско-правовой способ, напротив, основан на равенстве сторон",

    при этом приоритетными являются экономические инструменты регули-

    Специфика природных объектов как объектов регулирования нормами

    экологического права выражается в их естественном характере проис-

    хождения и функционирования, органической взаимосвязи с окружа-

    ющей природной средой. Потому наиболее эффективным способом пра-

    вового регулирования является метод власти и подчинения, то есть

    административный метод.

    Для данного метода характерно преобладание запретительных, предуп-

    редительных, управомочивающих норм. Соблюдение этих норм и при-

    звано обеспечить выполнение экологических предписаний, требований

    охраны окружающей среды.

    В последнее время возрастает актуальность экономического способа воз-

    действия на общественные отношения, в том числе в экологической

    сфере. Заинтересованность хозяйствующего субъекта в рациональном

    использовании природных богатств и охране окружающей среды обус-

    лавливается материальными стимулами, применение которых характерно

    для гражданско-правового метода регулирования.

    3. Экологическое правовое регулирование предусматривает, как правило,

    интеграцию этих двух методов. Экономические способы регулирования

    качества окружающей природной среды сочетаются с административ-

    но-правовыми средствами воздействия на пbйродопользователя. Разработана система нормативов качества окружающей среды, устанавливаются пределы допустимого воздействия хозяйствующих субъектов на природу. Превышение предусмотренных показателей влечет за собой юридическую ответственность.

    Метод экологического права реализуется на практике путем установления политических, организационных, экономических, юридических гарантий соблюдения эколого-правовых требований.

    Вопрос 3. Нормы экологического права

    1. Нормы экологического права - это правила, регулирующие деятельность человека в области охраны и использования окружающей природной среды. Различают нормы:

      отраслевые - охрана и использование таких природных объектов, как земля, недра, вода, леса и т.д.;

      комплексные - охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом;

      экологизированные, предусмотренные другими отраслями права (административным, уголовным, хозяйственным и т. д.) и требующие соблюдения правил охраны окружающей природной среды.

    2. Исходя из содержания юридического предписания, эколого-правовые нормыподразделяются на нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-правила.

    3. Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей природной среды (ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды»).

    4. Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды.

    Экологические приоритеты означают, что любые мероприятия хозяйственного или иного содержания запрещаются, если они угрожают здоровью и экологической безопасности человека.

    Выделяют нормы-приоритеты трех уровней", отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня:

      отраслевые приоритеты устанавливаются в положениях природно-ресурсных отраслей законодательства;

      межотраслевые приоритеты предусматриваются нормами отраслевого законодательства, при этом они устанавливают преимущества в охране определенных природных объектов;

      общие экологические приоритеты преследуют высшие цели - обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы. Перечень общих экологических приоритетов предусмотрен ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды». Их действие не ограничивается какой-либо областью, территорией или сферой хозяйствования.

    5. Нормы-правила предусматривают экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений. / содержанию экологические императивы подразделяются:

      на предупредительные;

      запретительные;

      обязывающие;

      разрешительные;

      восстановительные (компенсационные);

      карательные;

      управомочивающие;

      поощрительные.

    Предупредительные направлены на то, чтобы помешать осуществлению неправомерного действия, которое может повлечь за собой вредные последствия. Предупредительные и запретительные императивы - это основной комплекс эколого-правовых норм.

    Цель запретительных императивов - не допустить совершения действий, могущих причинить вред окружающей природной среде. Так, например, запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами очистки и утилизации отходов, не разрешается использование просроченных препаратов, применение полученных в ходе научно-исследовательских работ химикатов, природа которых не выявлена.

    Разрешительные и обязывающие нормы определяют порядок деятельности природопользователей. В первом случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право выполнять определенные действия, посредством которых осуществляется воздействие на природную среду. Во втором случае - природопользователь как участник экологического правоотношения вынужден выполнять соответствующие требования.

    Восстановительные, или компенсационные, нормы права предусматривают адресованное правонарушителю требование о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации не только расходов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий.

    Карательные императивы имеют место в случаях привлечения к административной. гражданско-правовой, дисциплинарной, имущественной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление. Основаниями для наложения взыскания являются, соответственно. Кодекс об административных правонарушениях, гражданско-правовое, трудовое законодательство или Уголовный кодекс. Засовершенные экологические правонарушения предприятия, организации и учреждения несут административную и гражданско-правовую ответственность.

    Поощрительные эколого-правовые нормы касаются преимущественно экономического стимулирования охраны окружающей природной среды. Широкий спектр таких норм предусмотрен Законом РФ «Об охране окружающей среды». Закон устанавливает, например, возможность применения налоговых и иных льгот при внедрении предприятием безотходной технологии, обеспечивающей природоохранительный эффект, поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, льготного кредитования предприятий, эффективно реализующих мероприятия по охране окружающей природной среды. В числе таких мероприятий можно назвать вывод за пределы населенных пунктов экологически небезопасных производственных комплексов.

    Управомочивающие нормы устанавливают компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства (Правительства РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, местных органов самоуправления, специально уполномоченных органов) в области охраны окружающей природной среды.

    Страница 4 из 5

    2.4. Система экологического права

    В теории права под системой права понимают внутреннее строение (структуру) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.Таким образом, система экологического права представляет собой совокупность взаимосвязанных норм и институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности в зависимости от их содержания и роли в регулировании экологических правоотношений. Существует несколько точек зрения о системе экологического права. Так, О.И. Крас- сов считает, что система экологического права состоит из общей и особенной частей.
    По его мнению, Общая часть экологического права включает институты, содержащие наиболее важные положения, определения и принципы, имеющие общее для всей системы экологического права значение. К ним относятся:
    - экологическая правоспособность и дееспособность;
    - управление в сфере охраны окружающей среды;
    - процедуры оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы;
    - экономический механизм охраны окружающей среды;
    - нормирование в сфере охраны окружающей среды;
    - ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды и др.
    Правовые институты Особенной части занимают подчиненное по отношению к институтам Общей части положение, и сфера их действия ограничена отношениями в области охраны окружающей среды по поводу соответствующего вида негативного воздействия на окружающую среду или отношениями по поводу особо охраняемых природных территорий и объектов животного мира. В частности, в Особенную часть экологического права им включаются такие правовые институты, как:
    - правовая охрана окружающей природной среды от химического загрязнения;
    - правовая охрана окружающей природной среды в сфере обращения с отходами производства и потребления;
    - правовая охрана окружающей природной среды от вредных физических воздействий;
    - правовая охрана окружающей природной среды от радиоактивного загрязнения и др.
    Кроме того, по мнению О.И. Крассова, в Особенную часть экологического права входят также две его подотрасли:
    - заповедное право, в рамках которого определяется правовой режим особо охраняемых природных территорий;
    - фаунистическое право, регулирующее вопросы использования и охраны животного мира. Р. К. Гусев считает, что структура отрасли экологического права представлена тремя частями: общей, особенной и специальной. По его мнению, Общая часть экологического права включает:
    - общие положения (предмет, цели, задачи, принципы, источники и т.п.);
    - право собственности на природные ресурсы (формы, виды, субъекты, объекты, виды и содержание вещных и иных прав и т.п.);
    - управление охраной окружающей среды и природопользованием (системы и виды органов управления, компетенция и функции управления и т.п.);
    - право граждан на здоровую, благоприятную окружающую среду, защиту экологических прав и интересов граждан;
    - экономико-правовой механизм охраны окружающей среды (плата за природопользование, плата за загрязнение, порядок формирования и расходования средств экологических фондов, меры экономического стимулирования);
    - нормирование качества окружающей среды;
    - право природопользования (виды, принципы, содержание правомочий и т.п.);
    - юридическую ответственность за экологические правонарушения.
    Особенная часть экологического права включает такие институты, как:
    - правовые режимы использования и охраны каждого вида природных ресурсов: земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира;
    - правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя;
    - правовой режим особо охраняемых природных территорий (государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и т.п.);
    - правовой режим экологически неблагоприятных территорий;
    - правовая регламентация обращения с опасными, радиоактивными веществами и твердыми отходами. Специальная часть экологического права посвящена международно-правовой охране окружающей среды и международно-правовому сотрудничеству в данной области.
    Наконец, по мнению В.В. Петрова, система экологического права включает в себя пять частей.
    Первая - это предмет, источники, объекты экологического права. В ней рассматриваются концепция взаимодействия общества и природы, формы проявления экологического права, его источники, объекты, право собственности и природопользования.
    Вторая часть посвящена механизму экологического права, включающему концепцию механизма охраны природной среды и его звенья: экологическое управление с его органами и функциями, нормирование природной среды, экономический механизм природной среды, экологическая экспертиза, экологический контроль и др.
    Третья часть рассматривает правовую охрану окружающей среды в народном хозяйстве. В центре внимания здесь находятся следующие вопросы: механизм охраны природной среды в хозяйственной деятельности, охрана природной среды в промышленности, энергетике и других отраслях народного хозяйства, в городах, пригородных и рекреационных зонах, особо охраняемых территориях.
    Четвертая посвящена рассмотрению юридической ответственности за экологические правонарушения, а именно: основания и виды этой ответственности, нормы, закрепляющие концепцию экологической ответственности, формы возмещения вреда и методы предупреждения нарушений.
    Пятая часть раскрывает механизм международно-правовой охраны окружающей среды и посвящена изучению комплекса вопросов, связанных с международным сотрудничеством в данной области (принципы, договоры и конвенции, международные объекты охраны, международные природоохранные организации и т.п.).

    Под системой вообще понимается логически обусловленное взаимное расположение относительно самостоятельных частей целого. В этом смысле говорят, например, о нервной системе, периодической системе элементов в химии, солнечной системе, системе взглядов и т.д. В праве существуют понятия правовая система, система отрасли права, система законодательства и т.д.

    Применительно к экологическому праву мы будем говорить о системе отрасли права, учебной дисциплины и системе законодательства.


    1.4.1. Система экологического права как отрасли права

    Напомню, что первичными структурными элементами отрасли права являются правовые нормы. Однородные нормы объединяются в правовые институты, а сходные институты – в отрасль права. Отрасль права подразделяется на общую и особенную части.

    В отдельных отраслях права структурными элементами могут быть подотрасли. Подотрасли права выделяются в рамках крупных отраслей права. Они регулируют отдельные относительно самостоятельные массивы общественных отношений, характеризующиеся своей спецификой. Подотраслями ЭП как комплексной отрасли права являются земельное право, водное право и другие ресурсные отрасли права.

    Экологическое право как отрасль права состоит из общей и особенной частей.

    Общая часть включает в себя правовые институты, нормы которых регулируют отношения, касающиеся всей отрасли права. В нашем случае – это отношения, касающиеся использования всех природных ресурсов, охраны всей окружающей среды.

    По такому признаку к общей части экологического права как отрасли права в широком смысле можно отнести такие правовые институты, как право собственности на природные ресурсы, государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды, право природопользования и другие институты общего характера.



    Особенная часть экологического права объединяет относительно самостоятельные подотрасли права, к которым мы отнесли земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое и воздухоохранное право. В эту часть ЭП как отрасли права уместно отнести отдельные совокупности норм, регулирующие самостоятельные группы отношений, которые не вписываются в общую часть. Это нормы, определяющие правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов, и нормы, направленные на охрану окружающей среды в отдельных отраслях народного хозяйства и сферах деятельности.

    1.4.2. Система экологического права как учебной дисциплины

    Было бы идеально, если бы экологическому праву как отрасли права в широком смысле соответствовал единый учебный курс «Экологическое право». В этом случае общей и особенной частям экологического права как отрасли права соответствовали бы общая и особенная части экологического права как учебной дисциплины. Но Государственный общеобразовательный стандарт высшего профессионального образования предписал изучать отношения по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов (экологическое право в широком смысле) в двух самостоятельных учебных курсах: «Экологическое право» и «Земельное право».

    Но эти два учебных курса по существу являются общей и особенной частями учебного курса по ЭП в широком его понимании. Я так их и рассматриваю и пытаюсь приспособить к этому свои учебники.

    Структура ЭП как учебной дисциплины по образовательному Стандарту с некоторой корректировкой представлена следующим образом.

    Общая часть

    Глава 1. Предмет и система экологического права.

    Глава 2. Источники правового регулирования экологических отношений.

    Глава 3. Право собственности на природные ресурсы.

    Глава 4. Государственное экологическое управление (управление в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов).

    Глава 5. Экономико-правовой механизм рационального природопользования и охраны окружающей среды.

    Глава 6. Экологический контроль.

    Глава 7. Право природопользования.

    Глава 8. Разрешение экологических споров.

    Глава 9. Ответственность за экологические правонарушения.

    Особенная часть

    Глава 10. Правовая охрана окружающей среды в отдельных отраслях народного хозяйства и сферах деятельности.

    Глава 11. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов.

    Специальная часть

    Глава 12. Международно-правовая охрана окружающей среды.

    Глава 13. Краткая характеристика экологического права (экологического законодательства) зарубежных стран.

    В заключение хочу отметить, что такие темы общей части учебного курса «Экологическое право», как право собственности на природные ресурсы, государственное экологическое управление, экологический контроль, право природопользования и ответственность за экологические правонарушения являются общими и для учебной дисциплины «Земельное право», которую предстоит изучить.


    1.4.3. Система экологического права как отрасли законодательства

    Экологическое право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих экологические отношения (отношения по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды). Экологическое право как область законодательства в конечном счете – также совокупность норм, регулирующих экологические отношения.

    Нормы экологического права как отрасли регулируют только экологические отношения и наоборот – экологические отношения регулируются только нормами экологического права. Этого не скажешь о нормах, содержащихся в экологическом законодательстве. Дело в том, что не все нормы (статьи, пункты) экологического законодательства регулируют экологические отношения. В экологическом законодательстве можно встретить немало норм, которые регулируют неэкологические отношения. Например, раздел V «Платежи за пользование лесным фондом и финансирование расходов на ведение лесного законодательства ЛК РФ» относится к финансовому праву. Ст. 75 ЗК РФ «Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения» является нормой трудового права. Во всех природноресурсовых кодексах и законах содержатся нормы о возмещении причиненного вреда. Это, например, ст. 76 ЗК РФ «Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями»; ст. 111 ЛК РФ «Ответственность граждан и юридических лиц за причинение ущерба лесному фонду». Это нормы гражданского права.

    Таким образом, экологическое законодательство содержит много норм, которые регулируют не экологические, а иные отношения.

    С другой стороны, нормы экологического права содержатся в законодательстве других отраслей права или в законодательстве комплексного характера. Так, нормы экологического (земельного) права содержатся в ФЗ «О крестьянских (фермерских) хозяйствах» (условия предоставления и порядок использования земельных участков для ведения крестьянских хозяйств); в ФЗ «О железнодорожном транспорте» (понятие земель транспорта, полосы отвода и порядок их использования); В Законе РФ «О государственной границе» (понятие пограничной зоны, порядок использования земель и других природных ресурсов в этой зоне).

    Многие статьи гл. 17 ГК РФ «Право собственности и другие вещные права на землю» являются земельно-правовыми. Это, например, ст. 268 «Основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком».

    Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота (а это трудовое законодательство) содержит нормы об обязанностях работников и работодателей по сохранению рыбных запасов и охране окружающей среды, то есть нормы экологического права.

    Таким образом, с одной стороны, экологическое законодательство содержит нормы, которые регулируют не экологические, а иные отношения, а с другой, – многие нормы экологического права содержатся в законодательстве неэкологического профиля.

    Почему это происходит? Во-первых, для целостного правового регулирования отношений в данной сфере жизни и, во-вторых, для удобства пользования законом.

    Знать это юристу необходимо для того, чтобы правильно ориентироваться в законодательстве, уметь находить нормы, регулирующие экологические отношения, в законодательстве неэкологического профиля и, наоборот, не относить к экологическим нормы других отраслей права лишь потому, что они содержатся в экологическом законодательстве.

    1.5. Экологические функции государства
    и экологические функции права

    1.5.1. Экологические функции государства

    Под функциями государства вообще понимаются основные направления его деятельности на пути достижения поставленных им целей в социально-экономической, культурно-воспитательной и других областях жизни общества. Одной из важнейших функций государства является экологическая. В той или иной мере государство всегда выполняло такую функцию. Первоначально она ограничивалась регулятивной деятельностью, то есть деятельностью, направленной преимущественно на организацию использования природных ресурсов. Постепенно в ее содержание включается и деятельность по сохранению чистоты воды и воздуха, многообразия животного и растительного мира, то есть по охране окружающей природы, и она приобретает и охранительный характер.

    Экологическая функция государства – это деятельность государства по организации рационального использования природных ресурсов и эффективной охраны окружающей природной среды, по обеспечению экологического благополучия населения на основе гармоничного сочетания экономических и экологических интересов общества.

    Как известно, функции государства делятся на внутренние и внешние. Внутренние экологические функции государства можно разделить на четыре основные группы: воспитательная, организаторская, экономическая и правовая.

    Воспитательная функция. Воспитательная функция государства в области экологии – это его деятельность по воспитанию у россиян, особенно у молодежи, чувства любви и бережного ответственного отношения к природе, по искоренению у них психологии потребительского отношения к ней.

    Важность и необходимость проведения в жизнь воспитательной функции государства основана на том, что используют рационально, по-хозяйски или губят природу не заводы, фабрики и другие хозяйственные субъекты, а работающие там люди. Часто это делают не по злому умыслу, а от экологического невежества.

    Поэтому не случайно, что в Экологической доктрине среди основных факторов деградации природной среды называется «низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения». Поэтому воспитательная функция государства нашла отражение в экологическом законодательстве. Так, в ФЗоООС ей отведена специальная глава Основы формирования экологической культуры. Представляется, что было бы правильнее говорить не о формировании экологической культуры, а об экологическом воспитании, ибо сама культура есть результат воспитания.

    Составными частями экологического воспитания ФЗоООС называет образование и просвещение.

    Экологическое образование. Ст. 71 ФЗоООС провозглашает всеобщность и комплексность экологического образования. «В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды, – записано в ней, – устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и школьное образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов».

    ФЗоООС не называет принцип непрерывности экологического образования, но по существу провозглашает его, давая перечень всех звеньев образовательной системы, в которых должно осуществляться экологическое образование (ст. 72).

    ФЗоООС предусматривает также, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

    Таким образом, экологическое образование должно быть всеобщим, комплексным и непрерывным.

    Принцип всеобщности означает, что экологическое образование должно охватить все слои населения независимо от возраста и социально-профессионального положения.

    Принцип комплексности предполагает экологическое образование всесторонним, дающим не фрагментарное представление о природе, ее использовании и охране, а наиболее полное, которое только и способно выработать у обучающегося экологическую культуру.

    Принцип непрерывности означает получение экологического образования последовательно в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях, на курсах и факультетах повышения квалификации и т.д.

    Экологическое просвещение. В целях формирования экологической культуры, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, – записано в ст. 74 ФЗоООС, – осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

    Такое просвещение осуществляется всеми звеньями власти, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма и иными учреждениями и организациями.

    Особое место в пропаганде экологических знаний занимают газеты (в том числе региональные) и журналы, радио и телевидение.

    В последнее время свою лепту в экологическое просвещение и пропаганду вносят поэты. В их числе можно назвать А. Вознесенского,
    Е. Евтушенко, С. Кирсанова, А. Плотникова, А. Поперечного, Р. Рождественского, В. Шефнера. В качестве примера хотел бы сослаться на некоторые наиболее экологически емкие стихи названных авторов.

    Вот стихи-предупреждение А. Плотникова:

    Стали люди сильными, как боги,

    И судьба земли у них в руках.

    Но темнеют страшные ожоги

    У земного шара на боках.

    Мы давно «освоили» Планету,

    Широко шагает новый век.


    На земле уж белых пятен нету.

    Черные смоешь ли человек?

    Раздумьем-призывом можно назвать следующий стих В. Шефнера:

    Ты, человек, люби природу,

    Ее по-доброму жалей;

    В увеселительных походах

    Не растопчи ее полей.

    Не жги ее напропалую

    И не исчерпывай до дна

    И помни истину простую:

    Нас много, а она – одна.

    Берегите

    всех зверей

    внутри природы.

    Убивайте лишь зверей

    внутри себя,

    призывает Евтушенко.

    Краткий экскурс в экологическую поэзию хотел бы завершить четверостишьем С. Кирсанова:

    О, человек,

    венец природы,

    что без природы

    твой венец?

    Организаторская функция. Любое дело, любую деятельность надо организовать. Организовать – значит подготовить планомерное, строго продуманное и упорядоченное осуществление какой-либо деятельности (функции), выполнение какой-либо работы. Без такой организации ни одна из государственных функций не может быть успешно реализована.

    Организаторская функция государства – это в основном функция управленческая. Она осуществляется в четырех основных направлениях. Во-первых, – это создание соответствующих государственных органов, которые осуществляли бы надлежащее экологическое планирование, проводили бы объективные государственные экологические экспертизы проектов и решений, влияющих на окружающую среду, вели бы кадастры природных ресурсов, организовали бы экологическую сертификацию и страхование, экологическое лицензирование и аудирование и т.д. Во-вторых, содействие в лице соответствующих государственных органов созданию и деятельности общественных организаций и движений «зеленых», своевременное утверждение уставов и их регистрация, защита интересов этих организаций и т.п. В-третьих, деятельность государства по развитию науки, способной обеспечить разработку и внедрение методов и приемов рационального использования природных ресурсов и эффективной охраны природной среды, дать необходимые научные рекомендации по созданию и совершенствованию экологически чистой и безвредной технологии производства. В-четвертых, – это повседневная организаторская деятельность в области экологии.

    Экономическая функция. Воспитательная и организаторская функции государства могут оказаться напрасными и малоэффективными, если не будут обеспечены материально-техническими и финансовыми ресурсами такие экологические мероприятия, как внедрение малоотходных и безотходных технологий, строительство сооружений и устройств по очистке и обезвреживанию вредных выбросов и отходов в окружающую природу, создание соответствующей аппаратуры по учету использования природных ресурсов и контролю за состоянием природной среды, проведение мелиоративных, противоэрозионных, полезащитных и других работ, проведение крупномасштабных научных исследований и т.п.

    К сожалению, на протяжении уже многих лет Российское государство обеспечивает нужды экологии вместо необходимых трех процентов расходной части бюджета лишь примерно на 0,5 процента. В результате многие благие начинания сильно затягиваются, а иногда пребывают на нуле.

    К экономическим функциям государства в области экологии относятся и различные виды материального стимулирования рационального природопользования и надлежащей охраны природной среды, о чем подробно будет сказано в главе 5 «Экономико-правовой механизм рационального природопользования и охраны окружающей среды».

    Правовая функция. Правовая функция – это деятельность государства по правовому обеспечению гармоничного взаимодействия общества и природы. Поскольку об экологической функции права будет сказано отдельно, то здесь ограничусь лишь упоминанием о ней.

    Внешняя экологическая функция государства. Общей правовой базой для осуществления внешней экологической функции государства является раздел XV ФЗоООС «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды». Внешняя экологическая функция государства выражается в его сотрудничестве с другими государствами, с международными правительственными и неправительственными организациями в целях обеспечения экологических интересов России и глобальной экологической безопасности.

    Международное сотрудничество исходит из того, что каждое государство имеет право на использование природных ресурсов и окружающей среды для обеспечения нужд своих граждан. Вместе с тем экологическое благополучие одного государства не должно обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов, что неизбежно при решении экологических вопросов в рамках изолированных друг от друга государств. Хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории того или иного государства, не должна наносить ущерб окружающей среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции.
    А этого добиться легче всего путем международного сотрудничества. При этом следует иметь в виду, что при современном уровне науки, техники и технологии в рамках одного государства невозможно надлежащим образом осуществлять даже контроль за состояние природы, не говоря уже о предотвращении глобальных экологических катастроф и аварий. В силу взаимосвязанности и взаимообусловленности природных ресурсов и природных явлений государства Планеты обречены на сотрудничество.

    Подробнее о таком сотрудничестве с участием России будет сказано в главе «Международно-правовая охрана окружающей среды».

    1.5.2. Экологические функции права

    Функции права, как известно, складываются из трех сфер деятельности: нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной.

    К нормотворческой относится деятельность по подготовке и принятию таких эколого-правовых норм, которые обеспечили бы выполнение государством всего комплекса его экологических функций. При осуществлении нормотворческой деятельности очень важно последовательно проводить линию на дальнейшую экологизацию тех отраслей российского законодательства, нормы которых распространяются на область экологических отношений.

    Экологизация законодательства осуществляется путем включения в него новых и совершенствования действующих норм таким образом, чтобы оно соответствовало современным экологическим требованиям. Разумеется, что прежде всего должны быть экологизированы нормы природноресурсовых отраслей законодательства (земельного, горного и др.). Особенно должно быть экологизировано законодательство в области
    планирования, строительства и в целом в сфере практически любой хозяйственной деятельности. Эту мысль можно проиллюстрировать на фоне одного эпизода из кинофильма «Счет человеческий». По сюжету этого фильма тюлени, напуганные шумом низко летящего самолета ледовой разведки, в панике давили друг друга и в результате погибло много детенышей и взрослых. Рыбинспектор и прокурор вели борьбу за изменение маршрута самолетов. Но это не всегда возможно и приемлемо, так как в этом случае сами полеты могут оказаться бессмысленными.

    Между тем есть простое решение. В правила полетов необходимо включить норму, запрещающую полеты самолетов в экологически уязвимых районах ниже определенной высоты. При этом, разумеется, что для таких районов должны быть составлены соответствующие карты и переданы авиапредприятиям.

    Следует заметить, что экологизация российского законодательства хотя и медленно, но происходит. Она коснулась и Основного закона России. Ст. 42 Конституции РФ провозглашает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В качестве примера можно назвать и ст. 58 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

    Примером экологизации уголовного законодательства является включение в УК 1996 года специальной главы (26) «Экологические преступления» и включение в нее многих важнейших составов, которые отсутствовали в УК 1960 года. Среди них можно назвать ст. 246 – «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ», ст. 247 – «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов», ст. 253 – «Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации», ст. 262 – «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов».

    Происходит экологизация и законодательства об административной ответственности. Свидетельством этому является сам факт принятия в 2001 нового КоАП, который содержит значительное количество новелл, о чем подробнее будет сказано в главе 9 «Ответственность за экологические правонарушения».

    Более экологизированным становится земельное, лесное и иное природоресурсовое законодательство. Подтверждением сказанного является хотя бы принятие в 2001 году нового Земельного кодекса, глава II которой специально посвящена охране земель.

    Но в последние годы, к сожалению, наблюдаются и факты деэкологизации законодательства, о чем я напишу несколько позже.

    Правоприменительная деятельность в области экологии – это точное и неуклонное исполнение всеми министерствами и ведомствами, предприятиями и гражданами законодательства об использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Правоприменительная деятельность направлена на то, чтобы нормы экологического законодательства, образно говоря, «работали». Как правильно заметил один из бывших Генсеков ЦК КПСС, мало иметь хорошие законы, надо чтобы они применялись. К сожалению, ни в бытность генсеков, ни в настоящее время не удается полностью применять даже самые хорошие законы в области экологии.

    Правоохранительная сфера функции права – это предупреждение и борьба с экологическими правонарушениями. Здесь главную обеспечительную роль выполняет прокуратура и особенно природоохранная, экологическая милиция и судебные органы, о деятельности которых будет сказано в главе 4 «Государственное экологическое управление».



    Просмотров