Федеральные конституционные законы источники административного права. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д

административного - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду различных государственных органов, содержащие такого рода , т.е. нормативные акты.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся:

  1. Конституция РФ;
  2. Законодательные акты РФ, а также ее субъектов;
  3. РФ, указы высших должностных лиц субъектов РФ;
  4. постановления Правительства РФ, постановления правительств субъектов Федерации;
  5. акты федеральных министерств, других федеральных органов , а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации (в межотраслевом и отраслевом масштабе);
  6. нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления (в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями - ст. 132 Конституции РФ);
  7. межгосударственные соглашения;
  8. акты внутриорганизационного характера (нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений или акты их коллективных органов).

Конституция РФ , многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности , реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. 22, 24-25, 27, 30-35), разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. 71-73).

В нее включены нормы, направленные на регулирование отношений в сфере деятельности исполнительной власти, например, глава 6 Конституции РФ "Правительство РФ", устанавливающая конституционное положение об осуществлении Правительством РФ исполнительной власти в РФ, статус Правительства РФ, его функции, полномочия, порядок взаимоотношений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, иными государственными органами.

Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав РФ; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Законодательные акты РФ, а также ее субъектов. Наибольшее значение при этом имеют федеральные конституционные и федеральные законы. Среди данных источников административного права можно назвать Федеральный конституционный закон "О Правительстве РФ", Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие законы по вопросам, касающимся государственного управления.

Административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации.

Ключевую роль среди источников административного права занимают указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ). Источниками административного права являются и нормативные указы высших должностных лиц субъектов РФ.

К числу источников административного права относятся постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ). Источниками административного права могут быть также нормативные постановления правительств субъектов Федерации, например, постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2007 г. N 282 "Об Управлении ветеринарии при Министерстве сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)", постановление Правительства Калининградской области от 28 июня 2007 г. N 408 "О мерах по оптимизации бюджетного сектора в Калининградской области".

К источникам административного права можно отнести и акты внутриорганизационного характера - нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования. В некоторых случаях нормативные акты государственных корпораций, концернов могут выходить за границы данных коллективных образований (например, в сфере топливно-энергетического комплекса).

Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся:

1. Конституция РФ, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы: закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. ст. 22, 24 - 25, 27, 30 - 35); определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. ст. 77, 110 - 117); разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. ст. 71 - 73).

Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

2. Законодательные акты Российской Федерации, а также ее субъектов. Наибольшее значение при этом имеют законы Российской Федерации, поскольку они содержат административно-правовые нормы, действие которых распространяется и на ее субъекты. В качестве примера можно назвать Федеральные законы: от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации"; "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

В настоящее время законодательная форма источников административного права значительно расширена. Соответственно административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации.

3. Нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения.

Принципиальное значение имеют Указы Президента РФ: "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 г. <1>; "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" от 13 мая 2000 г. <2>; "О Государственном совете Российской Федерации" от 1 сентября 2000 г. <3> и др. Следует указать также на утверждаемые им положения о федеральных органах исполнительной власти (например, о Министерстве юстиции РФ <4> и др.).

Источниками административного права являются и указы высших должностных лиц субъектов РФ.

4. К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ). Примером может служить Постановление "О порядке взаимодействия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов" от 12 августа 2004 г. Правительство РФ утверждает различного рода положения (например, Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе от 2 ноября 2000 г.; Положение о Федеральной инспекции труда от 28 января 2000 г.; Положение о Федеральном агентстве по атомной энергии от 28 июня 2004 г. и т.д.).

Источниками административного права могут быть также нормативные постановления правительств субъектов Федерации.

5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных министерств, служб и агентств Российской Федерации, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.

6. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).

7. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

8. Наконец, источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования, например, Правилами внутреннего трудового распорядка. В некоторых случаях нормативные акты государственных корпораций, концернов могут выходить за границы данных коллективных образований (например, в сфере топливно-энергетического комплекса).

Приведенная многообразная система источников административного права остро ставит проблему систематизации и кодификации административно-правовых норм.

Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более - некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

Долгие годы четких подходов к его систематизации не наблюдалось. Между тем административное право по сравнению с многими другими отраслями права отличается исключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификация). Конституция РФ создает прочную правовую базу для проведения такого рода работы, включая формирование стабильного законодательства по кардинальным вопросам организации функционирования механизма исполнительной власти, упорядочения огромного массива действующих административно-правовых норм различного уровня, нередко устаревших и противоречивых.

По существу, сейчас кодифицирован лишь один институт российского административного права. Имеется в виду Кодекс РФ об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это лишь частичная кодификация. Конечно, трудно представить возможность общей административно-правовой кодификации. В силу этого на первый план выдвигается задача систематизации административно-правовых норм, приведения их в соответствие с потребностями сегодняшнего дня, с интересами проводимой социально-экономической и административной реформ, с институтами, закрепленными в Конституции. Разумеется, при этом требуется существенное обновление соответствующего административно-правового нормативного материала, а также устранение довольно частых пробелов в административно-правовом регулировании управленческих общественных отношений, инкорпорация административного права (объединение и расположение в систематизированном порядке норм по его важнейшим институтам) и т.п.

Право как система общеобязательных правил, чтобы стать действительным регулятором общественных отношений, должно получить какое-то внешнее выражение. В правовой доктрине способы, с помощью которых государственная воля становится юридической нормой, обозначаются условным термином «источники права ».

Источники административного права

Для мирового юридического пространства, где сосуществуют и взаимно влияют друг на друга различные правовые системы, характерно разнообразие источников права. Они различаются в зависимости оттого, каким способом тому или иному предписанию придается нормативный, общеобязательный характер. Исходя из специфики этого способа, в теории права различают следующие основные источники права: правовой обычай; нормативный правовой акт; судебный прецедент; договор нормативного содержания; общие принципы права; идеи и доктрины.
Любая система права обычно признает одновременно несколько источников права. Однако их значение в каждый данный момент может быть неодинаково. Ответ на вопрос об источниках права применительно к конкретной стране может меняться в зависимости от разных исторических этапов, от специфических черт каждой из правовых систем, от особенностей национального права в рамках единой правовой семьи и даже отрасли права, в отношении которой вопрос поставлен.
Для российского административного права из всех известных в теории права видов источников применимы лишь два — нормативный правовой акт и нормативный договор (соглашение).
Наиболее характерным источником административного права является нормативный правовой акт. Правом на издание нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы административного права, обладают управомоченные государством субъекты правотворчества. Прежде всего, к ним относятся законодательные (представительные) органы государственной власти и различные органы исполнительной власти. При этом каждый орган может издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление и т. д.) и только по вопросам, входящим в его компетенцию. Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в государственном механизме.
Аксиомой в определении приоритетов нормативных актов служит положение о том, что ядром всей правовой системы является Конституция Российской Федерации. Для Конституции РФ характерно наличие в ней значительного количества норм, имеющих непосредственную административно-правовую направленность, что обусловливает ее значение как важнейшего источника административного права.
Среди этих норм следует выделить нормы:
закрепляющие административно-правовой статус гражданина, его права и обязанности, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. 24, 27, 30—33, 46);
устанавливающие предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов в различных сферах и областях государственного управления (ст. 71—73, 76);
определяющие систему исполнительной власти, основы формирования деятельности органов исполнительной власти (п. «г» ст. 71, п. «н» ч. 1 ст. 72, ст. 77, ст. 110—117);
закрепляющие многообразие форм собственности, их равную защиту, различные аспекты обеспечения хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений (ст. 8, 34, 35);
уделяющие внимание согласительным процедурам, средствам предотвращения и разрешения юридических коллизий, что повышает роль Конституции РФ как реальной правовой базы для обеспечения равноправия различных социальных интересов (ч. 3 ст. 76, ст. 85, ч. 3 ст. 109, ст. 115).
После Конституции РФ на верхней ступени нормативных актов стоят законы. В юридическом смысле закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регламентацию наиболее важных общественных отношений.
На современном этапе для российского административного права характерно возрастание роли закона как способа правового воздействия. Эта тенденция должна доминировать и впредь, поскольку по своей социальной природе закон в наибольшей степени способен обеспечить устойчивость регулирования управленческих отношений, юридическую целостность законодательства, повысить эффективность реализации самих административно-правовых норм.
Будучи едиными по положению в правовой системе государства, сами законы в то же время различаются определенными видами и формами. Это могут быть конституционные законы (такой термин впервые введен Конституцией РФ 1993 г.); законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ (см. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»); федеральные законы, не имеющие значения первых двух (в доктрине права они называются обычными законами).
К федеральным конституционным законам относятся те законы, которые, во-первых, предусмотрены самой Конституцией (ч. 1 ст. 108) и, во-вторых, не только названы в Конституции (это могут быть и обычные законы), но и поименованы в ней именно как конституционные.
Федеральные конституционные законы регулируют наиболее важные общественные отношения и касаются соответственно ключевых конституционных институтов народовластия, федерализма, обеспечения общественной безопасности, статуса федеральных органов государственной власти. В качестве примера федеральных конституционных законов, содержащих нормы административного права и в связи с этим являющихся источником административного права, следует назвать прежде всего федеральные конституционные законы от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».
Для федеральных конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия. На принятый федеральный конституционный закон не может быть наложено вето Президента РФ. В случае возникновения коллизий между обычным и конституционным законами приоритет отдается последнему (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ).
Законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации могут касаться только вопросов, предусмотренных ее гл. 3—8. Существо вносимых поправок отражается в наименовании закона. Порядок его принятия аналогичен порядку принятия федерального конституционного закона. Однако он вступает в силу только после его одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
В качестве иллюстрации можно назвать Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации», в соответствии с которым Правительство РФ должно представлять Государственной Думе отчет не только об исполнении федерального бюджета, но и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.
Наиболее распространенным видом федеральных законов являются законы, получившие, как уже отмечалось, в доктрине права наименование обычного федерального закона (в отличие от конституционного). Во многих федеральных законах содержатся нормы административного права. Они закрепляют административно-правовой статус гражданина, принципы организации и деятельности органов исполнительной власти, регламентируют порядок прохождения государственной службы в аппарате управления, контрольно-надзорную деятельность, регулируют управленческие отношения в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах государственной жизни.
В качестве примеров федеральных законов, являющихся источниками административного права, можно назвать следующие законы:
от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»; от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях»; от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.
Для принятия обычного федерального закона (в отличие от конституционного) не требуется квалифицированного большинства в парламенте. На них может быть наложено вето Президента РФ.
Федеральные законы, в свою очередь, подразделяются на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся прежде всего кодексы. Кодекс — это закон интегративного свойства, в котором объединены на основе единых принципов все или основная масса норм, достаточно детально регламентирующих определенную область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права. Важнейшим кодифицированным источником административного права является Кодекс РФ об административных правонарушениях, объединивший материальные и процессуальные нормы об административной ответственности физических и юридических лиц. Но есть кодексы и межотраслевого характера, например Лесной, Водный, Земельный, Воздушный, Градостроительный. В таких кодексах всегда имеются нормы административного права. Поэтому большинство межотраслевых кодексов являются источниками административного права.
Издание законов — не единственная форма нормотворчества Федерального Собрания РФ. Помимо законов, палаты Федерального Собрания РФ полномочны принимать постановления, которые также могут содержать нормы права и быть источником административного права. Примером таких актов могут быть постановления Совета Федерации об утверждении указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения (п. «б», «в» ст. 102 Конституции РФ), постановления Государственной Думы об объявлении амнистии (п. «ж» ст. 103 Конституции РФ), если в постановлении речь идет об амнистии в связи с административными правонарушениями, регламенты палат Федерального Собрания РФ, поскольку они закрепляют не только внутреннюю структуру палат, процедуру их деятельности, но и порядок их взаимоотношений с федеральными органами исполнительной власти при решении вопросов о недоверии Правительству РФ, об ответах на запросы депутатов, внесенные в адрес органов исполнительной власти.
Среди источников административного права особое место занимают нормативные указы Президента РФ. Не являясь главой исполнительной власти, Президент РФ тем не менее наделен Конституцией РФ рядом полномочий, связанных с ее организацией и функционированием. Так, принципиальное значение для административно-правового регулирования имеют указы Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Этими указами закреплены организационно-правовые формы федеральных органов исполнительной власти — министерства, федеральные службы, федеральные агентства, определены их основные функции и организационная подчиненность.
Согласно Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» Президенту РФ дано право утверждать своими указами положения о федеральных органах исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций (ст. 32). Такие нормативные указы также являются источниками административного права.
Нормы административного права содержатся в многочисленных указах Президента РФ, касающихся вопросов организации государственной службы, повышения квалификации государственных служащих, их аттестации, порядка присвоения классных чинов государственной гражданской службы, укрепления дисциплины в системе государственной службы. В этом блоке как иллюстрацию можно привести указы Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 90) указы Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Из этого следует вывод о том, что если определенный круг общественных отношений урегулирован законом, то полномочий на издание нормативных указов по этому кругу вопросов у Президента нет. С принятием федеральных законов сфера «указного» права неуклонно сужается, и изданные до закона указы должны отменяться Президентом. Именно на такое понимание проблемы ориентирует Конституционный Суд РФ, который в постановлении от 30 апреля 1996 г. записал: «Не противоречит Конституции РФ издание Президентом России указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат федеральным законам, а их действие во времени ограничивается до принятия соответствующих законодательных актов».
Акты Правительства Российской Федерации как источник административного права. В соответствии со ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Распоряжения Правительства обычно содержат конкретные предписания, т. е. являются актами индивидуального характера. Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственной и культурной жизни. Они, как правило, имеют общий характер, содержат нормы права и поэтому являются источниками права. Такие критерии установлены ст. 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».
Постановления Правительства РФ принимаются в соответствии с его компетенцией, определенной этим Законом (ст. 13—21), а также с иными полномочиями, осуществляемыми в соответствии с Конституцией по предметам ведения Российской Федерации и совместного ее ведения с субъектами Федерации.
Широта административно-правовой тематики постановлений Правительства РФ определяется общим характером его компетенции как высшего органа исполнительной власти.
Важную группу постановлений Правительства РФ составляют постановления, которыми утверждаются положения о федеральных министерствах, службах и агентствах, деятельностью которых руководит непосредственно Правительство РФ.
Известно много постановлений Правительства РФ, которыми утверждены различного рода административные правила деятельности в сферах государственного управления по конкретным вопросам, например постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».
Правительство РФ как высший орган исполнительной власти много внимания уделяет комплексности и системности в решении проблем организации исполнительной власти в стране. Этому блоку вопросов посвящены, например, такие нормативные акты Прави-
тельства РФ, как Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30; Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452; Положение о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725. Эти постановления Правительства, безусловно, являются важными источниками административного права.
В качестве источников административного права могут выступать так называемые ведомственные акты — нормативные акты федеральных министерств, службу агентств. В общем объеме правового регулирования эти акты занимают большое место. Особенно значительны полномочия по нормотворчеству у федеральных министерств, а также тех служб и агентств, которые находятся в непосредственном ведении Президента РФ и Правительства РФ.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» установлен исчерпывающий перечень видов нормативных правовых актов, которые могут издавать федеральные органы исполнительной власти. В этом перечне названы постановления, приказы, правила, инструкции и положения. Издание нормативных ведомственных актов в виде писем и телеграмм запрещается. Не вправе издавать нормативные акты структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
Иллюстрацией ведомственных актов, являющихся источниками административного права, могут выступать приказы федеральных министерств и федеральных служб, которыми определяются (в соответствии с КоАП РФ) перечни должностных лиц, полномочных составлять протоколы об административных правонарушениях.
В последние годы появилось большое число нормативных ведомственных актов, утверждающих административные регламенты исполнения управленческих функций и предоставления государственных услуг. В качестве примеров можно назвать приказ Министерства труда РФ от 29 января 2014 г. № 59-н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы»; приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 апреля 2013 г. № 196-н «Об утверждении
Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по контролю за обращением медицинских изделий».
Крупнейший блок административно-правовых норм содержится в нормативных правовых актах субъектов Федерации. Источниками административного права на региональном уровне являются, прежде всего, учредительные акты субъектов Федерации: конституции республик в составе Российской Федерации, уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, а также законы субъектов Федерации.
Многие законы субъектов Федерации являются источниками административного права, поскольку содержат административные нормы. Так, во многих республиках приняты законы о правительстве; в большинстве субъектов Федерации имеются законы о государственной гражданской службе, об административной ответственности, о схемах управления в субъектах Федерации.
Кроме законов субъектов Федерации источниками административного права могут быть нормативные акты органов исполнительной власти, принимаемые на уровне субъектов Федерации. Их многочисленность и разнообразие обусловлены разновидностями систем организации самой исполнительной власти в субъектах Федерации. К нормативным актам этой группы относятся: указы президентов республик (в тех республиках, где был учрежден институт президентства), постановления региональных правительств, губернаторов краев и областей, других глав администраций.
Источниками административного права могут быть также акты органов местного самоуправления в случае наделения этих органов отдельными государственно-властными полномочиями (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ).
Источниками административного права могут быть также внутрифедеральные договоры и соглашения нормативного характера. Возможность заключения таких договоров и соглашений предусмотрена ст. 11 Конституции РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В названном Законе говорится о договорах по разграничению полномочий между органами государственной власти края, области и органами государственной власти входящего в их состав автономного округа. Причем подчеркивается, что договоры о разграничении полномочий должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий.
В этом же Федеральном законе предусматривается возможность заключения внутрифедеральных соглашений о взаимном делегировании части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. В соглашениях должны определяться условия и порядок передачи осуществления полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения. Как примеры нормативных соглашений можно назвать Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Коми от 20 марта 1996 г. № 8 «О разграничении полномочий в бюджетных взаимоотношениях»; Соглашение «Об изменении границы между субъектами Российской Федерации — городом Москвой и Московской областью» (заключено 29 ноября 2011 г.)
В последнее время в литературе появилась точка зрения о том, что в число источников права (в том числе и административного) должны быть включены те решения Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, которыми признаются неконституционными, недействующими оспариваемые заявителем конкретные нормативные акты или их части. Возможность отнесения подобного рода решений судов к источникам права аргументируется тем, что оспариваемые нормативные акты в случае признания их противоречащими Конституции РФ или федеральным законам признаются утратившими силу. Бесспорно, содержащиеся в решениях названных судов правоположения имеют важное юридическое значение. Они могут создавать правовой вакуум неприменения вокруг нормативного акта, признанного неконституционным, недействующим. Но поскольку суд по действующей Конституции РФ не является органом, наделенным правом принимать нормативные акты, признание его решений источником права представляется дискуссионным.
Широкий перечень источников административного права и большой массив самих нормативных правовых актов, обусловленный динамичностью и многообразием управленческой деятельности, остро ставит проблему упорядоченности норм административного права и предопределяет особые пути их кодификации.
Многие административисты отрицают возможность создания единого для административного права кодификационного акта в форме Административного кодекса. Кодекс как особая форма законодательного акта должен представлять собой закон, обеспечивающий единообразное регулирование и содержащий в систематизированном виде
всю или основную массу норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Именно такое обязательное требование к акту типа кодекса вряд ли можно практически выполнить в силу чрезвычайного разнообразия исполнительной деятельности, регулируемой административным правом, отсутствия моноцентризма в его нормотворчестве и правоприменении.
Кодификация норм административного права традиционно проходит через создание самостоятельных кодифицированных актов по отдельным отраслям или сферам государственной жизни и по отдельным административно-правовым институтам. Например, по институту «исполнительные органы государственной власти» принят Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»; институт государственной службы представлен интегрированными федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Наиболее полной кодификации подвергнут институт административной ответственности, представленный Кодексом РФ об административных правонарушениях.
В марте 2015 г. принят Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Дебатируется вопрос о разработке Административно-процессуального кодекса Российской Федерации.

При характеристике источников административного права необходимо выяснить вопросы о:

понятии источника административного права,

видах и формах источников,

задачах и состоянии кодификации административного права в современных условиях.

К источникам административного права относятся те правовые нормативные акты органов государственной власти и государственного управления, которые содержат нормы административного права, например, Кодекс об административных правонарушениях или Положение о конкретном министерстве. В последнем определяется компетенция данного органа по руководству отраслью. Не относятся к источникам административного права правовые акты ненормативного характера.

Особенности предмета административно-правового регулирования (обширность, многообразие отношений) влекут за собой большое число нормативных актов. Вследствие этого является полезной их классификация, в особенности по признакам правовых свойств, а также форм правовых нормативных актов.

Правовые свойства нормативных правовых актов, как известно, неодинаковы. Различаются акты с высшими юридическими свойствами (законы), акты подзаконные (акты управления) и др. В числе источников административного права имеют следующие нормативные акты.

Существует значительное количество чисто административно-правовых источников. Но много и "смешанных", многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и трудового, административного и гражданского).

В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а значит, и по их юридической силе все источники административного права нужно поделить на несколько групп:

I. Акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов;

II. Акты Президента Российской Федерации;

III. Акты государственной администрации;

IV. Акты муниципальных органов;

V. Публичные договоры;

VI. Акты правосудия;

VII. Административные обыкновения.

I. В первой группе источников можно различать:

  • 1. Федеральные законы и иные нормативные акты Федерального Собрания Российской Федерации и Верховного Совета РСФСР:
    • а) Конституция Российской Федерации;
    • б) федеральные конституционные законы (О Правительстве Российской Федерации, об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации и др.);
    • в) федеральные законы и законы РСФСР (Основы законодательства, кодексы и др.);
    • г) декларации, положения, акты об амнистии и другие акты Верховного Совета РСФСР, палат Федерального собрания Российской Федерации.
  • 2. Законодательные акты субъектов Федерации:
    • а) конституции, уставы субъектов Федерации;
    • б) законы субъектов Федерации.

II. Вторая группа - акты Президента Российской Федерации. Поскольку Конституция Российской Федерации не отнесла Президента ни к одной из трех ветвей власти, Президент и его акты занимают особое место в правовой системе России. Акты Президента - важнейший источник административного права.

Акты Президента Российской Федерации - это:

  • а) указы Президента;
  • б) распоряжения Президента.

III. Третья группа - акты государственной администрации - самая многочисленная как по количеству актов, так и по их источникам.

  • 1. Административные акты федеральных органов и организаций:
    • а) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
    • б) постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции;
    • в) приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований;
    • г) акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.;
    • д) акты Банка России.
  • 2. Административные акты субъектов Федерации:
    • а) указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций);
    • б) постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации;
    • в) приказы, постановления центральных органов специальной компетенции субъектов Федерации;
    • г) приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве);
    • д) приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации.

IV. Любые правовые нормы, регулирующие вопросы административного принуждения, являются административными. И если такие нормы принимаются решениями муниципальных органов, эти акты становятся источниками отраслевых норм. Так, местные органы исполнительной власти на основе ч.7 ст.245 КоАП РСФСР устанавливают порядок хранения и порядок оплаты хранения транспортных средств. Акты муниципальных органов содержат также нормы административного права, регулирующие лицензирование, регистрацию, общественный порядок и другие вопросы.

V. В правовой жизни России постепенно увеличивается роль публичных договоров, содержащих нормы административного права. В пятую группу источников административного права входят четыре вида договоров.

1. Международные договоры.

В ч.4 ст.15 Конституции России сказано: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Конечно, правительство, министерство не вправе заключать с органами зарубежных государств договоры, которые противоречат законам России.

  • 2. Федеративные договоры. Уже заключено более 50 договоров Российской Федерации с ее субъектами Демин А.В. Нормативный договор как источник административного права // Государство и право. 1998. № 2. С.15-21.
  • 3. Административные договоры. Нормы административного права имеются в договорах федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Федерации, только между федеральными органами, только между органами субъектов Федерации, между государственными органами и муниципальными и т.д.
  • 4. Нормативными общефедеральными являются соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством России, а также аналогичные трехсторонние соглашения, заключаемые на уровне субъектов Федерации между профсоюзами, предпринимателями и администрациями субъектов Федерации.

VI. Акты правосудия все чаще становятся источниками административного права.

Известно, что нормативными являются не только те акты, которые содержат новую норму права, но и те, которые отменяют, изменяют старую.

Акты правосудия могут двумя способами влиять на систему норм. Во-первых, признавая незаконными или неконституционными действующие нормы, и тем самым прямо или косвенно отменяя, изменяя их. Во-вторых, в тех случаях, когда законом установлено, что решения определенных судов являются обязательными для судов той же или низшей инстанции.

В России акты правосудия не считаются правовыми прецедентами. И существующие суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих норм несоответствующими нормам, имеющим более высокую юридическую силу. Существуют два вида актов правосудия как источников права. Во-первых, акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России. Второй вид актов правосудия, которые признаны источниками административного права, - постановления Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Конституционному Суду РФ предоставлены полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции России федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов, названных в ст.125 Конституции. Акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Конституционный Суд РФ принял ряд постановлений, которыми признал несоответствующими Конституции РФ, федеральным законам многие административно-правовые нормы, содержащие ограничения, связанные с регистрационным учетом (пропиской) граждан, регулирующие применение мер административного принуждения (задержания, конфискации), закрепляющих полномочия органов государственной власти.

VII. Административные обыкновения в наше время в России, во-первых, существуют как правила деятельности в отдельных государственных организациях, это локальные нормы. Во-вторых, они ни письменным, ни устным актом власти не закреплены, являются сложившимися в конкретных организациях обычаями (неформальными нормами) деятельности (распределения дел между служащими, существующими процедурами визирования документов и т.д.). В-третьих, они субъективны, в том смысле, что используются, если их признает руководитель организации или пока их не закрепят в актах субъектов власти.

Для того чтобы правило поведения в той или иной сфере государственного управления приобрело характер правовой нормы, оно должно быть выражено в определенных источниках (формах) административного права . Иными словами  для юридических норм необходима их внешняя форма выражения.

Таким образом, под источниками административного права понимаются нормативные правовые акты различных органов государственной власти и местного самоуправления , содержащие в себе административно-правовые нормы. Для административного права характерно наличие большого количества источников права. Это связано с тем, что административное право регулирует очень широкую сферу общественных отношений , в которой задействовано большое количество властных структур, наделенных правом принимать различного рода нормативные правовые акты.

На основе этих актов устанавливается и обеспечивается административно-правовой статус субъектов административного права ; осуществляется административно-правовое регулирование в сфере экономики, социально-культурной сфере, а также государственное управление в области обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, юстиции; применяются меры административной ответственности и т. д.

Для правовой регламентации деятельности управленческой сферы требуется большое количество законов и актов подзаконного характера.

Все источники административного права можно разделить на четыре вида.

II. Нормативные правовые акты, издаваемые в субъектах Российской Федерации.

III. Международно-правовые источники административного права.

IV. Ряд нормативных правовых актов, которые были приняты до вступления в силу Конституции РФ 1993 г., рассматриваются в качестве источников в части, не противоречащей Конституции страны.

Рассмотрим более подробно все представленные группы.

I. Нормативные правовые акты федерального уровня.

1. Конституция Российской Федерации.

Это законодательный акт высшей юридической силы, который является источником многих отраслей права, в том числе административного.

Среди конституционных норм есть такие, которые напрямую связаны с административным правом. Это нормы, устанавливающие , например право граждан на участие в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ); право граждан на проведение публичных мероприятий (ст. 31 Конституции РФ); право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ); право на подачу обращений (ст. 33 Конституции РФ); право на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства (ст. 27 Конституции РФ) и ряд других. Административно-правовая направленность этих норм связана с законодательным регулированием органов исполнительной власти в их осуществлении. При реализации обозначенных прав граждане чаще всего вступают в отношения с органами исполнительной власти, их должностными лицами . Регулируются эти отношения различного рода законами и актами подзаконного характера, которые развивают положения Конституции РФ.

Важную группу конституционных норм составляют нормы, касающиеся вопросов системы и структуры федеральных органов исполнительной власти; закрепляющие единство системы исполнительной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами; устанавливающие статус, порядок формирования, компетенцию и формы деятельности Правительства РФ.

2. Законодательные акты Российской Федерации.

А. Федеральные конституционные законы. Например, Федеральные конституционные законы: от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» ; 1 от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» ; 2 от 30 января 2002 г. «О военном положении» 3 и ряд других. Эти законодательные акты обладают высшими юридическими свойствами, их административно-правовые нормы имеют важное значение и составляют основу административного права.

Б. Федеральные законы. В качестве примера можно выделить Федеральные законы от 6 октября 1999 г. (в ред. от 4 июля 2003 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ; 4 от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ; 5 от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» ; 6 от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» 7 и др. Эти акты содержат административные правовые нормы, регламентирующие важные институты административного права. Среди них особое место занимают акты кодифицирующего характера.

Важнейшим кодифицированным источником административного права является Кодекс РФ об административных правонарушениях . К данной группе актов относятся также Градостроительный кодекс РФ , Земельный кодекс РФ , Таможенный кодекс РФ и ряд др.

3. Нормативные правовые указы Президента РФ.

По своим правовым свойствам они занимают следующую позицию после законов, издаются на основе и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов, таким образом, носят подзаконный характер. Вместе с тем некоторые из них являются актами первичного нормотворчества. Так, в связи с отсутствием закона о системе федеральных органов исполнительной власти возникший правовой вакуум восполнен соответствующим актом Президента страны.

Несмотря на то что по Конституции РФ Президент России не является главой исполнительной власти, он оказывает на нее большое влияние, создавая определенную нормативную правовую базу ее формирования и функционирования. Ярким подтверждением этого являются Указы Президента РФ от 9 марта 2004 г. (с изменениями и дополнениями) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»; 8 от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». 9 Кроме того, в связи с тем, что Президент РФ осуществляет непосредственное руководство рядом федеральных органов исполнительной власти (МО РФ, МВД РФ, МИД РФ, ФСБ и др.), он своими указами утверждает положения об этих органах.

Важное значение для развития института государственной службы имеют, например, следующие Указы Президента РФ: от 19 ноября 2002 г. «О федеральной программе “Реформа государственной службы Российской Федерации (20032005 гг.)”», 10 от 12 августа 2002 г. «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». 11

Указами Президента РФ регулируются отдельные вопросы, связанные с совершенствованием деятельности в некоторых сферах государственного управления. Это Указы от 23 февраля 2002 г. «О совершенствовании государственного управления в сфере миграционной политики»; 12 от 11 марта 2003 г. «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации»; 13 от 28 июля 1998 г. «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» 14 и др.

4. Нормативные правовые акты Правительства РФ.

Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти. Оно возглавляет единую систему исполнительной власти в стране. В ходе реализации своих полномочий Правительство РФ издает постановления и распоряжения. В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» постановления Правительства РФ являются актами, носящими нормативный характер. Они издаются на основе и во исполнение законов. Посредством этих актов регулируются различные вопросы организации и осуществления деятельности органов исполнительной власти в разнообразных сферах государственного управления (например, постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»). 15

Кроме того, постановлениями Правительства РФ утверждаются различного рода правила в сфере государственного управления (к примеру, постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»); 16 регулируется лицензирование отдельных видов деятельности, (например, постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. «О лицензировании деятельности по производству табачных изделий»); 17 утверждаются федеральные целевые программы (так, постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2000 г. утверждена Федеральная целевая программа «Культура России» (20012005 гг.). 18

Постановлениями Правительства РФ утверждаются положения о федеральных органах исполнительной власти, за исключением тех, которые напрямую подчинены Президенту РФ.

5. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. (с изменениями) под функциями по применению нормативных правовых актов понимается издание на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти , органами местного самоуправления , их должностными лицами , юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Эти функции возложены на федеральные министерства, которые самостоятельно осуществляют правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

В случаях, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, федеральные службы и федеральные агентства также могут осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленных сферах деятельности.

В качестве примера можно привести приказ Министерства юстиции РФ от 14 июля 1999 г., которым утверждены Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, должны пройти государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и быть официально опубликованы.

II. Нормативные правовые акты, издаваемые в субъектах РФ.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 5) субъекты РФ имеют свое законодательство , которое действует в правовой системе Российской Федерации.

Важную роль в качестве источников административного права играют конституции республик в составе Российской Федерации и уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов . Во всех этих актах содержатся нормы, определяющие полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, полномочия высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 76 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ последние осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иными актами, изданными в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ , изданными вне пределов ведения Российской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта.

За последние годы в субъектах РФ было принято много различных законов. Среди них, например, Закон Саратовской области от 30 июля 2001 г. «О схеме управления Саратовской областью»; Законы Республики Карелия от 27 апреля 1999 г. (с изменениями и дополнениями от 9 января 2003 г.) «О Правительстве Республики Карелия», от 27 июня 2002 г. «О структуре органов исполнительной власти Республики Карелия»; Закон Калужской области от 29 декабря 2001 г. «О порядке ведения реестра государственных служащих Калужской области»; Закон Республики Татарстан от 25 ноября 1998 г. «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан»; и др.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) издает указы (постановления) и распоряжения. Эти акты, а также акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте РФ.

Среди таких актов можно выделить, например, Указ главы Республики Карелия от 19 сентября 2002 г. «О Постоянном представительстве Республики Карелия при Президенте Российской Федерации»; постановление губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 февраля 2003 г. «Об утверждении Правил осуществления государственного экономического контроля» и др.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции достаточно разнообразны. Это различного рода приказы, инструкции, распоряжения и т. п.

В целях обеспечения единства правового пространства России и реализации Указа Президента РФ 19 постановлением Правительства РФ 29 ноября 2000 г. утверждено Положение о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ. 20 Федеральный регистр ведется в целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции России федеральным законам.

К источникам административного права относятся также нормативные правовые актыорганов местного самоуправления . Наименование и виды правовых актов этих органов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования .

III. Международные правовые источники административного права.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данное положение включено в Конституцию впервые в истории нашей страны. В связи с принятием данного принципа открылась возможность прямого действия и применения норм международного права различными органами государства.

Следует отметить, что включая в правовую систему международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) не указывает в качестве необходимого условия инкорпорированиератификации договоров Российской Федерации. Однако на практике в большинстве случаев речь идет о ратифицированных договорах.

Для административного права значение международно-правовых актов как источников права наиболее проявляется в тех областях административно-правового регулирования, где в большей степени необходимо согласование национального и международного права. Одна из таких важнейших сфер  реализация и защита прав человека. В ст. 17 Конституции РФ говорится, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. В соответствующем разделе Конституции (глава 2 «Права и свободы человека и гражданина») закреплены основные права и свободы, которые получили отражение в различных международно-правовых актах, таких как Конвенция МОТ № 111 о дискриминации в области труда; Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования и др.

Различного рода международные договоры России с другими государствами, межправительственные соглашения, затрагивающие вопросы экономической, социально-культурной и других сфер, содержат разнообразные нормы, в том числе административно-правовой направленности, например Договор государств  членов СНГ об обмене аэронавигационной информацией от 25 января 2000 г.

IV. Нормативные правовые акты, принятые до вступления в силу Конституции РФ 1993 г.

В число источников административного права в настоящее время входят отдельные нормативные правовые акты, действовавшие на территории страны до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. в части, не противоречащей ей. К ним можно отнести, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в редакции от 4 марта 1980 г.); 21 Закон РФ от 1 октября 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»; 22 Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» 23 и др.



Просмотров