Возникновение прав человека. Формирование и развитие прав человека в россии

В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции, находившихся у власти классов.

Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.Дальнейшим этапом углубления и развития каталога, прав человека стала вторая половина XX в. После, Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного внимания международного сообществ: признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, и ряда других, важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.Что же касается конституций, то они, подстраиваясь под определенный этап жизни общества, постоянно дополнялись правами и свободами человека, но, при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся «правящей верхушкой» такого общества.Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные, фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

Возникнув в глубокой древности, права человека приобретают универсальное значение лишь в буржуазную эпоху, с утверждением в обществе принципов свободы и юридического равенства. Их дальнейшая эволюция совпадает с тремя эпохами новой и новейшей истории, наложившими свой отпечаток на характер понимания прав человека, степень их универсальности, а также механизмы реализации и защиты.



Так, права человека первого поколения - политические и гражданские права формируются с победой буржуазных революций в Европе.

Теоретической основой были концепции буржуазного либерализма, естественного права, общественного договора, разделения властей. Права человека рассматривались как один из краеугольных камней конституционного устройства. Так, во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. провозглашалось, что «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».

Права человека второго поколения - экономические, социальные и культурные - отражали уже иные исторические условия: становление экономической и социальной функций государства и появление в мире иной концепции прав человека, отражавшей марксистско-ленинскую модель социализма. Процесс формирования этого поколения прав человека, начавшись в конце XIX в. в отдельных странах Европы (в частности, в Германии), получил свое развитие в советских конституциях, прежде всего в Конституции СССР 1936 г. Существенно отличаясь от буржуазной, советская доктрина прав человека исходила, по существу, из позитивистского правопонимания, а также из рассмотрения экономических, социальных и культурных прав - наряду с гражданскими и политическими - в качестве обязательного элемента структуры основных прав человека.

Важно подчеркнуть, что период формирования второго поколения прав человека совпадал с окончанием Второй мировой войны, созданием ООН и началом принятия в ее рамках Международного билля о правах человека. Права человека приобретают в этот период двойное измерение - не только национальное, но и международное.

Права человека третьего поколения сложились в условиях, когда уже были приняты Международный билль о правах человека, а также значительное число развивающих его международных правовых актов. Они отражают глубокую культурно-историческую специфику афро-азиатских развивающихся стран, состоящую в их прошлой колониальной зависимости.

России пришлось пройти очень тяжелый в плане построения и структуры правовой системы этап - советский период. Начало становления советского права, ограничений прав и свобод можно отнести еще к 1918 году, когда была принята Конституция РСФСР, где были закреплены права на свободу совести, защиту в суде, личной неприкосновенности. Помимо Конституции, существовали некоторые правовые акты, кодексы, которые закрепляли некоторые права граждан, например, в ст.5 Гражданского кодекса РСФСР было провозглашено: «...каждый гражданин РСФСР... имеет право свободно передвигаться селиться на территории РСФСР.» . Таким образом, не закрепленное в Конституции право на свободу передвижения в Советской России имело место.

Конституция 1978 года коренным образом изменила представление о личных правах человека. Она послужила началом нового периода в жизни общества - периода «утепления» отношений между обществом и государством.

В Основном законе страны жизнь человека была закреплена как объект конституционной охраны, населению были дарованы права тайны телефонных переговоров, телеграфных сообщений, было наиболее раскрыто понятие свободы совести.

Седьмой этап. Современный период (время с принятия современной Конституции Российской Федерации 1993 года до настоящего времени).

В ряду основ конституционного строя России приоритетом обладает именно положение о правах и свободах человека как высшей ценности, причем принцип их уважения пронизывает все содержание Конституции РФ

Ограничения личных прав и свобод человека и гражданина получила четкую регламентацию.

Возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина предусматривается ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Она обусловлена целями защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

К конституционным основам института ограничения прав и свобод относятся положения ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации, регулирующей режим чрезвычайного положения, а также ряд некоторых других статей (23, 25, 29, 32, 35, 36 и др.), которыми сделаны оговорки о пределах осуществления некоторых конкретных прав и свобод или возможности их ограничения при определенных обстоятельствах. Кроме того, в ч.3 ст.17 Конституции РФ закреплено традиционное для российской и мировой правовой системы положение, согласно которому «осуществление прав и свобод человекам и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц».

Итак, для того чтобы Российская Конституция приняла тот вид, который она имеет сейчас, для того чтобы создать в обществе максимально комфортную атмосферу посредством наделения его личными правами и свободами, стране пришлось пройти этапы послереволюционной экономической и политической разрухи, тяжелого военного времени, а также послевоенного восстановления. Все эти этапы были закономерным путем развития государства.

Особенностью данной концепции является повышенное внимание к проблеме развития этих народов. Отсюда - провозглашение их права на развитие, на благоприятную окружающую среду, на международный мир и безопасность и т.д. Следствием такого подхода является подчеркивание важности социальных, экономических и культурных прав в общем, комплексе прав человека. К нормативно-правовым актам данной группы концепций является и Конституция РФ 1993 года.

Права человека формировались из многократно повторяющихся актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. Это был поиск способов взаимодействия индивидов как с государством, так и между собой.

Каждая эпоха вносила свои коррективы в понимание сущности и общепризнанный набор прав и свобод человека. Так, античный раб свободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной крестьянин свободнее античного раба, а наемный рабочий раннего буржуазного общества свободнее средневекового крепостного.

В первобытном обществе существовали определенные нормы поведения человека, которые носят название «мононормы», поскольку они еще не могут быть подразделены на нормы морали, религии и права. Мононормы никогда не давали преимущество одному члену общества перед другим. Ими закреплялось так называемое «первобытное равенство». Индивидуум полностью поглощался обществом себе подобных, все действия которых строго регламентировались.

Формы рабовладельческого государства были разнообразны и определялись разным соотношением сил между группировками господствующего класса (военная, бюрократическая, религиозная).

Своеобразной формой рабовладельческого государства была деспотия. Специфической разновидностью рабовладельческого государства была полисная форма, которая выступала в виде рабовладельческой демократии, тирании, аристократии. Полисная демократия породила начальные формы прав человека. Это связано с возникновением определенного пространства свободы, которое создало условия для появления равных политических прав у лиц, являющихся гражданами.

Мыслители того времени стали задумываться над взаимоотношениями личности и государства. Так, Аристотель, анализируя современное ему общество, наделял личность некоторыми правами, прежде всего политическими. Впервые появился термин «равенство». Но какое это было равенство и для кого?

В VI веке до н.э. архонт Солон разработал Конституцию (Закон XII таблиц), закреплявшую некоторые элементы демократии и устанавливавшую право на привлечение к ответственности государственных чиновников. Вклад в развитие гражданских свобод внесли римляне, которые ввели разделение властей, приняли и разработали идеи естественного права. На этом этапе возникает понятие «свобода», хотя само употребление слова «свобода» появилось еще в XXIV в. до н.э., когда монарх Шумера установил «свободу» для своих подданных: он применял санкции к бессовестным сборщикам налогов, защищал вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладающих властью, и т.д. Однако права, закрепленные в законах древних греческих и римских городов-государств, еще нельзя назвать правами человека, в том смысле, в котором мы сейчас понимаем этот термин. Сам человек еще не стал полноценной личностью и играл в обществе ту роль, которая определялась и диктовалась ему социальным положением. Неравномерность распределения прав между различными классовыми и сословными структурами (и полное лишение рабов этих прав) было неизбежным для тех этапов общественного развития.

В эпоху Средневековья возникают попытки ограничения прав монарха, соединения монархии с сословным правительством, стремление определить для владычества монарха правила, которым он должен следовать. В Англии противостояние монарха и рыцарства закончилось подписанием в 1215 году Великой хартии вольностей, ставшей фундаментом для становления личных и политических прав и свобод.

В эпоху Просвещения были сделаны самые важные шаги для становления прав человека.

Одним из достижений в развитии взглядов на общество в эпоху Просвещения явилась созданная на новом этапе развития общества теория естественного права. Естественные права - это врожденные, неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек.

Ряд средневековых мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон и др.) защищали идею свободы, равенства всех перед законом. Характерна в этом отношении антикрепостническая позиция известного французского юриста 13 в. Бомануара, утверждавшего, что «Каждый человек свободен».

Зародившееся в эпоху рабовладения, христианство также выступило как религия свободы и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных понятий прав человека. Согласно христианству, все люди равны как «дети Божии». Это сочетается с всеобщей свободой. «Закон Христов есть закон совершенный, закон свободы, ибо дан не рабам, но детям Божиим, которые побуждаются исполнять его не рабским страхом, но живущею в них любовью Христовой» (Иак., 1, 25). Новозаветные идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августина, Фомы Аквинского и др.).

Век Просвещения заговорил о правах человека мыслящего, рассуждающего. Его деятели пропагандировали царство разума - гуманизм. Преодоление невежества, воспитание уважения к человеческому достоинству виделись основным инструментом такого общества.

Так, голландский философ Спиноза утверждал, что есть права, которые вообще не могут быть отчуждены от индивида, например, способность суждения, способность познания Бога, право не свидетельствовать против себя. Вольтер утверждал, что свобода существует в первую очередь как свобода личная, частная, а не свобода общества вообще; основой личной свободы является свобода слова.

Решающим этапом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII - XVIII веков, которые провозгласили не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократическое звучание.

Сторонники естественного права (Дж. Локк, Г. Гроций, Т. Гоббс) полагали, что независимость человека может быть ограничена, но лишь в связи с заключением общественного договора и образованием государства. Взгляды этих просветителей не полностью совпадают между собой, а в некоторых отношениях даже противоположны. Так, английский просветитель Дж. Локк считал, что жизнь, свобода и собственность являются неотъемлемыми правами каждого человека, независимо от его социального происхождения. Этими правами человек наделен от рождения, в них сущность и смысл человеческого существования, и никто ни под каким предлогом не имеет права отнять или отменить их.

Другой ведущий представитель школы естественного права голландский юрист Г. Гроций в своем труде «О праве войн мира» писал о праве, «которое имеет источником саму природу или установлено законами божескими, или же введено правами или молчаливым соглашением».

Английский философ и политический мыслитель Т. Гоббс полагал, что воля государства (суверена), выраженная в законах, важнее свободы каждого отдельного гражданина - в противном случае наступает хаос, и начинается борьба всех против всех. Свобода, по Гоббсу, - лишь на те случаи жизни, которые регулируются законом.

Французский просветитель Ж.-Ж. Руссо в своей работе «Об общественном договоре, или Принципы политической правды» отмечал различия между индивидом как частным лицом и индивидом как гражданином - членом «публичной персоны». Его дуализм человека - члена гражданского общества и человека - гражданина государства позже стал основной концепцией прав человека и гражданина.

Учение естественного права было развито американскими общественными деятелями Т Джефферсоном и Т. Пейном. Ими была подготовлена Декларация прав Вирджинии (1776 г.), которую иногда называют первой декларацией прав человека. Идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в Декларации независимости США 1776 года.

Права человека, которые сложились в период буржуазных революций, в дальнейшем получили всеобщее конституционное признание и развитие. Закрепление того, что понималось под принципами естественного права, в революционных декларациях о независимости, создание документально оформленных конституций, - все это способствовало представлению о праве как первооснове общества. И хотя в различных государствах отдельные положения трактовались неодинаково, идея прав человека как средства защиты личности от государственного произвола и государства как орудия защиты прав человека оставалась неизменной.

В XIX и XX веках ряд проблем прав человека привлек широкое внимание общественности и стал рассматриваться на международном уровне и оформляться в письменном виде. К этому периоду относится принятие первых международных соглашений, относящихся к правам человека.

В Англии и Франции рабство было объявлено вне закона, а в 1814 году британское и французское правительства подписали Парижский договор о сотрудничестве с целью пресечения работорговли. На Брюссельской конференции 1890 года был подписан Акт против рабства, который позднее был ратифицирован восемнадцатью государствами.

Первые Женевские конвенции (1864 и 1929 гг.) обозначали еще одно поле раннего периода международного сотрудничества государств, а именно, начало выработки правил ведения войны. В частности, Конвенция установила правила обращения с больными и ранеными солдатами.

Идея защиты прав людей от правящих властей получила широкое признание. Отдельные страны уже признали важность этих прав в письменной форме, и описанные выше документы стали предвестником многих нынешних соглашений по правам человека.

После Первой мировой войны была создана Лига Наций, межправительственная организация, которая пыталась защищать основные положения прав человека. Но лишь после всех зверств, совершенных во время Второй мировой войны, и в основном как их следствие, возникла совокупность международных правовых норм. Именно из-за того, что произошло во время войны, стало возможным и необходимым международное согласие, принятие международных мер для защиты и систематизации прав человека.

Устав Организации Объединенных Наций, подписанный в 1945 году, отразил это положение. В Уставе записано, что основной задачей ООН является «избавить грядущее поколение от бедствий войны» и «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин».

Всеобщая декларация прав человека была разработана Комиссией по правам человека ООН и принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года. С той поры международным сообществом был разработан целый ряд основополагающих документов, признанных гарантировать декларированные принципы.

План.

1. Понятие прав человека и их сущность.

2. История идеи прав человека.

3. Теория поколений прав человека.

Цель лекции: Изучить развитие понятия «права человека» в мировой истории, современные концепции понимания прав человека. Охарактеризировать теорию поколений прав человека.

Ключевые понятия: естественное право, идея прав человека, юридическое равенство, система позитивных прав, солидарные права

1. Права человека - это определенные возможности человека, которые необходимы для ее существования и развития в конкретно-исторических условиях, объективно определяются достигнутым уровнем развития человечества и должны быть общими и равными для всех людей.

Следовательно, это, во-первых, некоторые свободы человека, то есть ее способность действовать определенным образом или воздерживаться от определенных поступков с тем, чтобы обеспечить себе (и своей семьи) должное существование, развитие, удовлетворение тех потребностей, которые сформировались. И, если речь идет именно об основных правах, то следует иметь в виду такие возможности, без которых человек не может нормально существовать.

Что означает "Нормально"? Ответ на этот вопрос обусловлено биологической и социальной обоснованностью потребностей человека. Сами же потребности как результат исторически природного и социального развития человека не являются неизменными. В таком понимании рассматриваемого феномена реализовано теоретико-методологический подход, который можно назвать "потребовать". Ведь указанные возможности человека должны использоваться прежде всего для удовлетворения его жизненно необходимых потребностей и именно в этом заключается личностная значимость, ценность таких возможностей (т.е. прав человека).

Во-вторых, содержание и объем возможностей человека зависят прежде всего от возможностей всего общества, главным образом от уровня его экономического развития. И с этой стороны, права человека - явление социальное: они порождаются самим обществом.

В-третьих, эти возможности по их основным, "начальными" показателями ("дозами") должны быть ровными, одинаковыми у всех людей. Только тогда они будут правовыми (согласно срокам или понятий "праведный", "правильный", "справедливый", "правый" и т.п.).

В-четвертых, они не должны отчуждаться, отбираться, ликвидироваться кем-либо, они быть и "подарком" со стороны государства или любой другой организации или лица.

В документах различных организаций (в частности, международных) и в национальном законодательстве, в научной и публицистической литературе часто употребляется выражение "права и свободы человека". Однако различие между правами и свободами как социальными явлениями, а также между соответствующими понятиями (если не считать их тождественными) еще и доныне однозначно не выяснена даже на общетеоретическом уровне. Поэтому термины "права" и "свободы" в основном используются как синонимы. И если содержание понятия прав человека раскрывается нами через философскую категорию "возможностей", то такая его интерпретация занимает, пожалуй, также и понятие свобод человека.

Понимание прав человека как ее определенных возможностей имеет место, так или иначе, в трудах многих юристов, обществоведов. Что касается других интерпретаций данного понятия в современной научной литературе, отметим лишь, что они могут быть сведены в самом общем виде к следующему:

· права человека - это определенным образом нормирован ее свобода;

· права человека - это определенные его потребности или интересы;

· права человека - это его требования о предоставлении определенных благ, направленные обществу, государству, законодательству;

· права человека - это определенный вид (форма существования, способ проявления) морали.

Все указанные подходы (кроме первого) отражают, как кажется, достаточно существенные, но не онтологические, не "субстанциональные" статусы исследуемого феномена. И только категория возможности (свободы) позволяет наиболее адекватно отразить именно онтологическую социальную сущность прав человека.

Права человека, как и любое другое явление, характеризуются определенными качественными и количественными показателями. Качественные показатели раскрываются, прежде всего, содержанием прав человека, количественные - понятием объема прав человека.

Понятие содержания прав человека и понятия объема прав человека, например, в ст. 22 Конституции Украины. В частности, часть 3 этой статьи устанавливает, что при принятии новых законов или внесении изменений в действующее законодательство не допускается сужение содержания и объема существующих прав человека. Упомянутое положение является очень важным, поскольку в нем Конституция Украины касается рассматриваемой нами проблемы ограничения прав человека. Ведь сужение содержания и сокращения объема прав человека и основным следствием их ограничения.

Характеризуя содержание прав человека, необходимо опираться на философскую категорию содержания. С философской точки зрения, смысл - это определенным образом упорядоченная совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление. Структура, внутренняя упорядоченность является необходимым компонентом содержания. С изменением структуры, организации существенно изменяется содержание объекта, его свойства. Какие же элементы можно выделить в таком явлении, как права человека?

Из приведенного выше понимания прав человека становится очевидным, что центральным, стержневым их элементом есть определенные возможности человека - возможности действовать определенным образом или воздерживаться от определенных действий для удовлетворения его потребностей и интересов. Как известно из общей теории деятельности, последняя характеризуется определенными составляющими, свойствами, чертами. К ним относятся: цель, предмет (объект) деятельности, условия деятельности, способы (формы) деятельности, возможностях, результатах деятельности и другие составляющие. Наиболее важными, определяющими среди них есть условия и средства деятельности, поскольку именно ими обусловлено реальность использования возможностей субъекта, то есть их осуществимость. Поэтому понятие содержания прав человека можно определить как условия и средства, они составляют возможности человека, необходимые для удовлетворения потребностей его существования и развития.

2. История идеи прав человека «берет» свои истоки в древности. Уже в Библии содержатся положения о ценности и неприкосновенности человеческой жизни, равенства людей. В античных государствах и странах Древнего Востока обосновывалась равенство людей одинаковыми природными условиями их происхождения из Космоса, «неба». И хотя во времена рабовладения и феодализма господствовала идея о правах «свободных» людей (Аристотель, Платон и др.). Ее развитие способствовало накоплению интеллектуального материала для дальнейшего (буржуазного) скачка в этом направлении - признание равенства всех людей перед законом.

Активность в развитии идеи о правах человека приходится на эпоху Возрождения и Просвещения. В XVII-XVIII вв. эта идея отражается в теории естественного (прирожденного) права (лат. jus naturale ), которая позволила оценивать с позиций справедливости действующее в государстве позитивное право, проводить преобразования в направлении гуманизма и свободы. Г. Гроций, Дж. Локк,Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, Т. Джефферсон, И. Кант, Дж.-Ст. Милль, И. Бентам утверждают права человека (на жизнь, свободу, собственность и др.) как священные императивы и закладывают основы современного понимания прав человека. Каждый народ внес свою лепту в развитие идеи о правах человека, решая эту проблему в зависимости от исторических обстоятельств своего бытия.

Идея прав человека, основанная на теории естественного (прирожденного) права, находит воплощение в нормативных актах государств Европы и мира. Американская Декларация независимости 1776 г. выразила фундаментальный принцип, на котором основана демократическая форма правления: «Мы считаем самоочевидной истиной, что все люди созданы равными, что они наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью». Французская Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1798 изложила «естественные, неотчуждаемые и священные права человека»: личная свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению; неограниченность сферы проявления свободы человека и ограниченность сферы действия государственной власти; привлечения к уголовной ответственности только на основании закона (нет преступления, не указанного в законе; нет наказания, не указанного в законе), презумпция невиновности, свобода взглядов, мысли, слова и прессы, защищаемой «угрозой ответственности за злоупотребление этой свободой» и др. Названные документы США и Франции стали своего рода моделью (эталоном, образцом) для законодательного закрепления личных (гражданских) и политических прав человека.

Процессу развития идеи прав человека присущи как количественные, так и качественные изменения. Количественные изменения знания о правах человека (их умножение, уточнение и конкретизация, увеличение объема и др.) Происходят в целом с позиций и в пределах того или иного понятия права. Качественные изменения идеи прав человека связаны с переходом от предыдущего к новому понятию права. Новое понятие права означает концептуальный подход к изучению, понимания, толкования к, государства и права, так и уже накопленных теоретических знаний о них. Безусловно, каждое новое понимание прав человека является качественным скачком в юридическом познании. История развития идеи о правах человека - это прежде всего история новых понятий права и тех новых юридических теорий, которые формируются на основе этих понятий (юридико-позитивистская, социологическая, марксистско-ленинская, современная теория естественного права и др.).

В середине XX в. идея прав человека высветилась новыми красками благодаря поднятию ее на конституционном уровне. Правда, не все конституции в странах мира основывались на теории естественного права. Многие из них создавались на основе юридико-позитивистского подхода к пониманию права, что приводило к отождествлению права и закона, либо на основе марксистско-ленинской теории (СССР), согласно которой права человека «даруются» государством. Естественно-правовой подход к пониманию прав человека как естественных и неотчуждаемых, данных от рождения, получил закрепление в конституциях США, Франции, Италии, Испании.

Во второй половине XX века под влиянием международных документов о правах человека произошло смягчение исторического противостояния естественно-правового и позитивистского (что отождествляет право и закон) подходов к праву, даже их сближение, что отразилось в конституционной и судебной практике государств. Позитивистский подход к природе прав человека, взаимоотношений государства и личности, содержится в конституциях Австрии, ФРГ, преодолел разрыв с нравственными, личными, социальными ценностями и направился путем положительного закрепления естественных прав и принципов, их охраны и защиты.

И это понятно. Принадлежность человеку прав от рождения предусматривает защиту и обеспечение их государством, требует законодательного формулирования. Следовательно, ограничение власти государства правами человека не умаляет ее роль. Права человека, не закрепленные в позитивном праве (законодательных актах), затрудняют осуществление государством функции их охраны и защиты.

В результате научной систематизации прав человека в историческом обзоре появилась теория трех поколений прав человека.

3. Первое поколение прав человека - неотчуждаемые личные (гражданские) и политические права. Это - право гражданина на свободу мысли, совести и религии, на участие в осуществлении государственных дел, на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и др. Личные и политические права приобрели юридическую форму сначала в актах конституционного национального права, а вскоре и в актах международного права.

Первое поколение прав человека является основой индивидуальной свободы и квалифицируется как система негативных прав, обязующих государство воздерживаться от вмешательства в сферы, урегулированы этими правами.

Первые акты английского конституционализма, закрепляющие права человека - Петиция о правах (1628), Habeas Corpus Act (Закон о неприкосновенности личности) (1679) и Билль о правах (1689). К первому поколению прав человека относятся также американские декларации, а именно: Декларация прав Вирджинии (1776), Декларация независимости США (1776), Конституция США (1787), Билль о правах (1791), а также французская Декларация прав человека и гражданина (1789) и др..

Некоторые ученые относят к первому поколению прав человека Великую хартию вольностей (1215), где, в частности, говорится: «Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или в любой (другой) способ обездоленная.. . как по законному приговору равных ему и по закону страны ». С таких же оснований к первому поколению прав человека можно отнести и Литовские Уставы (1529, 1566, 1588 гг.) - Юридический памятник литовского, белорусского и украинского народов. У них было провозглашено идеи равенства свободных людей перед законом, личной неприкосновенности, юридической защиты прав свободной (благородной) лица, личной ответственности перед законом и др.. Однако средневековое законодательство (Великая хартия вольностей, Литовские Уставы и др.). Строилось согласно феодально-иерархической, сословной структуры общества, когда отсутствовала юридическое равенство граждан.

Отсчет первого поколения прав человека можно вести с периода установления юридического равенства, когда разрушились сословные рамки средневекового общества. На этот период приходятся развитие буржуазных отношений и утверждения буржуазного общества с его законодательными актами. Только тогда равноправие с идеальной категории начала воплощаться в реальную действительность, приобретя конституционного или другого законодательного оформления. Принцип юридического равенства, ставший основой универсальности прав человека, сказал им подлинно демократического характера.

После Второй мировой войны необходимость обеспечения основных прав человека была признана в большинстве развитых стран.

Второе поколение прав человека - углубление личных (гражданских) и развитие социально-экономических и культурных прав (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь и др.). - сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического положения и повышение культурного статуса. Эти требования возникли после Первой мировой войны, а повлияли на демократизацию и социализацию конституционного права стран мира и международное право после Второй мировой войны, когда благодаря бурному развитию производства сложились реальные предпосылки для удовлетворения социальных потребностей граждан.

Второе поколение прав человека называют еще системой позитивных прав. Они не могут реализоваться без организационной, координирующей и других форм деятельности государства, направленных на их обеспечение.

Каталог естественных и гражданских прав и свобод человека пополнился социально-экономическими и социально-культурными правами и свободами в ряде конституций XX в. (Мексиканские Соединенные штаты, 5 февраля 1917 p.; Итальянская Республика, 2 декабря 1947 и др.)., Во внесенных дополнениях и поправках в старых конституциях. Социальные, экономические и культурные права нашли нормативное выражение во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и особенно Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Третье поколение прав человека можно назвать солидарными (коллективными), т.е. правами всего человечества - правами человека и правами народов. Это право на мир, безопасность, независимость, на здоровую окружающую среду, на социальное и экономическое развитие как человека, так и человечества в целом. Речь идет о тех правах лица, не связанные с его личным статусом, а диктуются принадлежностью к какой-то общности (ассоциации), т.е. являются солидарными (коллективными), в которых правам человека отведено главное место (право на солидарность, право на международное общение и др..).

Становление третьего поколения прав человека (права человека - часть прав человечества) связано с национально-освободительным движением развивающихся, а также с обострением глобальных мировых проблем после Второй мировой войны. Последние привели к интернационализации юридических формулировок прав человека, создание международных (или континентальных) пактов о правах человека, законодательного сотрудничества стран в вопросах о правах человека, достояние наднационального характера законодательствами тех государств, подписали международные пакты о правах человека. Международное признание прав человека стало ориентиром для развития всего человечества в направлении создания сообщества правовых государств. Между двумя первыми и третьим поколениями прав человека взаимозависимость, осуществляемая через принцип: реализация коллективных прав не должна ограничивать права и свободы личности.

Заключение: Права человека неотъемлемы. Это означает, что вы не можете их утратить, поскольку они имеют отношение к самому факту человеческого существования. При определенных обстоятельствах действие некоторых из них, хотя и не всех, может быть приостановлено или ограничено. Например, если кто-то признан виновным в совершении преступления, его или ее могут лишить свободы; или во время гражданских беспорядков правительство может ввести комендантский час, ограничивающий свободу передвижения.

Они неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Это означает, что различные права человека по существу связаны между собой и не могут рассматриваться по отдельности. Осуществление одного права зависит от осуществления многих других прав, и нет ни одного права, которое было бы важнее остальных.

Они универсальны, что означает, что они равно применимы ко всем людям во всем мире, причем без ограничений по времени. Каждый имеет право пользоваться правами человека, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Следует отметить, что универсальность прав человека никоим образом не угрожает богатому многообразию индивидуальностей или культурных различий. Многообразие может существовать и в обществе, где все равны и в равной мере заслуживают уважения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что являют собой права человека?

2. На какую эпоху приходится активность в развитии идеи о правах человека.

3. Охарактеризируйте «естественные, неотчуждаемые и священные права человека» которые изложила Французская Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1798года.

4. Какие нормативно-правовые документы можна отнести к первому поколению прав человека?

5. Охарактеризируйте первое поколение прав человека.

6. Что являет собой второе поколение прав человека?

7. С какими процесами связано становление третьего поколения прав человека?

Тесты:

1. Понятие прав человека как отдельная категория возникло в эпоху:

а) Средневековья;

б)Просвещения;

в) Гуманизма;

2. Признаны обществом и обеспечены всей системой общественной жизни формы и способы человеческой самореализации это:

а) обязанности;

3. Права человека- это права:

1)дарованные государством (октроированные);

Естественные.

Права человека и гражданина – явление социально-историческое. Осознание их социальной ценности имело долгий путь в истории человечества. Теория прав и свобод личности в западном мире сформировалась в Новое время (XVII–XVIII вв.) в основном в рамках либеральной традиции правопонимания.

Однако идеи индивидуальных прав, выработанные в рамках естественного права, уходят корнями в античность.

В Древнем мире, в эпоху зарождения государственности и политикоправовых идей, вся культура и жизнь людей были пронизаны мифологией. В мифологии выражались понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства. В это время шел процесс становления политического и этнического самосознания, что дало человечеству возможность политической организации общественной жизни.

Античная классическая правовая теория и практика строились на этатистских началах, в том числе и в вопросе о положении личности в государстве. Политико-правовая мысль и практика полисной организации общества еще не знали понятия прав личности. Условием обладания правами в античном полисе («город-государство») являлось гражданство. Основной ценностью полиса признавалась не индивидуальная свобода личности, а коллективная свобода – свобода человека в качестве гражданина полиса, считавшаяся основой разумного законопорядка. Все граждане в полисе воспринимались как равные.

Появление идеи прав индивида (свободных граждан) в V–IV вв. до н. э. в древних полисах (Афины, Рим), т. е. принципа гражданства – крупный шаг на пути к прогрессу и свободе. Свободные граждане полисов имели определенные права и обязанности, в частности, право участвовать в управлении государственными делами на народных собраниях (экклесия), право участвовать в отправлении правосудия, право на частную собственность, возможность совершения различных сделок, право на свободу слова и др. Наличие этих прав, особенно права на частную собственность, и создавало предпосылки для формирования гражданского общества и гражданских законов. Именно в античных полисах берет свое начало правовая система Запада, основанная на частной собственности и активной роли индивидуума.

На основе принципа разделения властей на законодательную и судебную был достаточно четко разработан механизм реализации и защиты прав афинских граждан при главенствующей роли государственных интересов. Афинскому праву принадлежит целая система мер, обеспечивающих стабильное развитие общества и предотвращение антидемократических переворотов. Выдающееся значение института гражданства состоит в том, что впервые в истории человечества было не только выдвинуто, но и утверждено представление об определенных правах граждан, а также об их защите государством. Однако в древнегреческих государствах человек не пользовался свободой в современном понимании,

так как граждане полисов полностью отождествляли себя со своим государством, его целями и стремлениями.

Древнегреческие философы-софисты выступили с идеей равенства всех людей от рождения, имеющих одинаковые, обусловленные природой естественные права, которые должны гарантироваться законом. Гражданин любого города, по утверждению софистов, такой же, как гражданин другого города, а представитель одного класса равен представителю другого, ибо по природе своей один человек равен другому человеку: все они имеют одни и те же естественные потребности. Основополагающий принцип воззрений софистов был сформулирован Протагором: «Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют» (Платон, Теэтет, 152а). Именно человеческое, а не традиционно божественное начало выступало, по Протагору, в качестве масштаба и меры всего существующего. Ось всего мироздания у Протагора – человек.

Таким образом, наряду со стремлением найти всеобщие нормы, регулирующие человеческие отношения, появляются представления, в которых учитывается природа индивида. В основе этих представлений лежит мысль о том, что государство создается главным образом для защиты и удовлетворения его нужд. Выполнить данную задачу государство способно лишь в том случае, если оно основано на договорных началах. А таким договором между людьми, который «взаимно гарантирует права», по Ликофрону, являются закон или обычай. Со ссылкой на Аристотеля (Политика, 1280а) К. Р. Поппер утверждает, что Ликофрон рассматривал государство как орудие защиты граждан от несправедливости и считал государство союзом «в целях предотвращения возможности обид»1.

Политико-правовые воззрения софистов характеризуются гуманистическим и эгалитаристическим началами в вопросах общественно-политического устройства и положения индивида в государстве.

Римское право как самостоятельная светская юридическая наука возникло в начале III в. до н. э. Римские юристы весьма тщательно разработали многие институты права как теоретически, так и в отдельных его отраслях. Особое место принадлежит в их наследии правовому положению личности в государстве. В целом римская юриспруденция дала человечеству такие институты права, как субъективное право, субъект права, юридическое лицо, а также многие другие институты публичного и частного права, не потерявшие своего значения по сей день.

В рамках христианского мировоззрения впервые появилось понятие личности, которая не может всецело принадлежать государству, так как создана «по образу и подобию Божию», и «Вселенский Божественный Разум – Логос более всего отражен в личностном разуме и воле человека». Духовная жизнь человека, таким образом, была отделена от политической, духовный опыт от деятельности во благо государства. Поскольку в религиозном опыте Божество могло открываться как высшая свобода и

1 Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. В 2 т. Т. I. М., 1992. С. 153.

высшее творчество, присущие человеку, именно в сфере духа человек начал считать себя свободным от государства.

В христианском учении были выражены общечеловеческие ценности, попрание которых могли наблюдать первые христиане, нормы нравственности и справедливости: «и так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», – говорится в Новом Завете (Матф. 7: 12). В Новый Завет из Ветхого перешла и часть знаменитых заповедей Моисея (Втор. 5: 7–21), в том числе: не сотвори себе кумира, почитай отца и матерь твою, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй и т. д., в заповедях христианской религии раскрывались такие естественные права, как право на жизнь, собственность, право на семью2.

Христианство выдвинуло идею дуализма человеческой природы: с одной стороны, человек – творение Бога, а с другой – социальное существо. Тем самым духовная власть была отделена христианством от светской. Из новых идей христианства главная – отделение духовной жизни от мирской, церковной власти от светской – означала не поглощение личности государством, как это было свойственно греко-римской традиции, а приобретение ею первого неотъемлемого права – права на совершенствование и бессмертие. Если Ветхий Завет призывал к определенным действиям или запрещал их, то Новый Завет говорил «будь»: «Будьте совершены, как совершенен Отец ваш Небесный».

В целом христианство содействовало гуманизации политической мысли, пропитав ее идеями нравственной ответственности. Греко-римское понимание уравнивающей или распределительной справедливости христианство обогатило призывом к милосердию. Провозглашение равенства всех людей независимо от этнического происхождения и социального положения, уважение к физическому труду тоже справедливо связывают с христианством. При этом, однако, новой религии было свойственно некое пренебрежение проблемами земного мира и выдвижение на первый план религиозного идеала спасения души. Важнейшим вкладом христианства в современную культуру является концепция личности. Из этой концепции личности и происходит сегодняшняя идея о правах человека. Лишь постепенно, с течением столетий, она утверждалась в умах людей, но свое начало ведет именно с христианской идеи о человеке как уникальной и неповторимой личности.

В Средние века было характерным понимание прав как привилегий, дарованных сеньором вассалам. Феодализм, с одной стороны, и церковь с ее религиозной нетерпимостью, с другой, немало сделали, чтобы преградить все пути стремлениям человека к политической свободе, свободе совести. О реальных правах широких слоев общества вопрос даже не ставился. В кодексах прав, появившихся в это время, права на политическую и

2 Баскин Ю. Я. Святоотеческая литература о власти и государстве // Правоведение. 1997. № 1. С. 52.

гражданскую свободу, свободу совести не были универсальными и признавались только для одного слоя общества – дворянства. Самый знаменитый из таких кодексов – Великая хартия вольностей (1215). В этом документе провозглашался конституционный принцип, в силу которого король мог устанавливать налоги не иначе, как с согласия налогоплательщиков, – принцип, последовательное осуществление которого ведет к организации народного представительства, а вместе с тем и к обеспечению политической свободы3. Там же впервые был законодательно закреплен и принцип гражданской свободы. Таким образом признавалось, что индивид вправе свободно располагать собой и может быть подвергнут наказанию не иначе как по приговору суда.

Позже Статутом о неналожении податей (1295) также был провозглашен принцип установления налогов королем только с согласия налогоплательщиков, где говорилось, что «никакой налог или пособие не будет впредь налагаться или взиматься в королевстве нашем без воли и общего согласия архиепископов, епископов и других прелатов, графов, баронов, рыцарей, горожан и других свободных людей в королевстве нашем»4.

Принятие этих документов – важный шаг вперед в области прав человека. Именно из данных актов в дальнейшем в англоязычных странах выводили права человека, к ним во многом восходит современное понимание личной свободы человека. Все, что достигнуто английским правом со времен утверждения Великой хартии, является не чем иным, как дальнейшим развитием ее основных положений.

Этот период характеризуется и тем, что в общественно-политической жизни английского общества начал учреждаться институт парламентаризма. Парламент возник в результате перехода власти в руки восставших против короля баронов в 1264 г. В 1265 г. было созвано совещание с целью укрепления союза между различными слоями населения Англии, которое и стало английским парламентом. Постепенно парламент превратился в высший законодательный орган страны. В тот же период в английском обществе стали понимать необходимость создания независимой судебной власти, без чего невозможны гарантии личных свобод. Основной принцип такой судебной власти – никто не может быть лишен свободы и имущества без приговора суда5.

В эпоху Возрождения и Реформации стало складываться собственно юридическое мировоззрение. После долгих веков господства теологии и религиозного идеала в центре внимания оказался человек. Сложились представления гуманизма, которые концентрировались на нуждах, интересах и природе личности. Индивид постепенно освобождался от оков церкви и

3 Горбунов А. Гарантии личной свободы в Англии. Ростов-н/Д., 1905. С. 8.

4 Памятники истории Англии XI–XIII вв. М., 1936. С. 228.

5 Юдовская А. Я. Эволюция права в государствах Европы и Америки (XVII–XIX вв.). СПб., 1996. С. 15.

государственного диктата. Именно тогда зародился индивидуализм в современном понимании – как утверждение самостоятельной ценности человека, поглощавшегося до той поры различного рода религиозными и мирскими корпорациями6.

Юридическое мировоззрение Нового времени придало идеям естественно-правовой теории качественно новую трактовку. Индивидуализм как учение, сложившееся в рамках естественно-правовой доктрины, провозгласил права человека высшей ценностью. Считалось, что эти права стоят выше законов, учреждаемых государством. Важно отметить, что основная функция естественных прав виделась в защите индивида от посягательств со стороны государства.

Эта идея прослеживается в учениях почти всех мыслителей естественно-правового направления. Но только у Джона Локка она получает логическое завершение. Характеризуя действующие гражданские законы государств, Локк утверждает, что «они лишь настолько справедливы, насколько они основываются на законе природы, посредством которого они должны регулироваться и истолковываться»7.

В центре учения Локка – система естественных прав и свобод личности, включающая право на жизнь, право на свободу, право на имущество. Человек, пишет Локк, по природе обладает властью охранять «свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имущество»8. Частную собственность Локк рассматривает как неотъемлемое естественное право каждой личности: «То, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит, и тем самым делает это своей собственностью»9. Локк видит в собственности основу не только свободы и независимости человека, но и организации общества в соответствии с законом природы.

Политико-правовые воззрения Дж. Локка развил Ш. Монтескье. Основная заслуга Монтескье – в отстаивании политической свободы личности и разработке концепции разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, необходимых для обеспечения политической свободы личности, нормального функционирования государственной жизни и общественной безопасности.

С возникновением государства и утратой первоначального равенства, утверждает Монтескье, возникает новая свобода – политическая, которая состоит в зависимости лишь от законов, а сами законы должны учитывать требования социальной среды. Задача политической власти – восстановление утраченной свободы в рамках закона.

6 Азаркин Н. Н., Левченко В. Н., Мартышин О. В. История политических учений. В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 7.

7 Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч. В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 268.

8 Локк Дж. Избр. философские произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1960. С. 50.

9 Там же. С. 19.

Родоначальник немецкой классической философии И. Кант в систематизированной форме обосновал политическую доктрину либерализма. Кант считал либерализм учением, единственно соответствующим разуму, и пытался подвести под него философскоэтическую основу. Канта по праву называют философом свободы. Квинтэссенцией этики Канта является учение о том, что человек – существо не только природное, но и свободное. «Кант пролагает новые начала развития и определяет направление юридико-политической мысли XIX в.»10,

– писал П. И. Новгородцев.

Кант считает, что необходимо возвысить право над государством. А государство – это прежде всего орган защиты прав личности. Личность может потребовать от государства того же, что и государство от нее. Таким образом, Кант развивает идею взаимной ответственности государства и личности. В целях охраны индивидуальных прав личности он обосновывает и развивает также идею правовой государственности.

Принцип приоритетности неотчуждаемых прав личности и положение о необходимости их законодательного закрепления (в юридическом законодательстве) вытекают из всей этико-правовой концепции Канта. Данные принципы служат критерием легитимности всех юридических актов, вытекающих из воли законодателя.

Либеральные традиции учения И. Канта о правах и свободах человека и гражданина, его идеи о правовом государстве и правовом законе играли и продолжают играть огромную роль в философии права и в практике государственно-правовой организации общества. В конституциях большинства стран нашли отражение такие основные принципы правовой государственности, как верховенство права, неотчуждаемость естественных прав и свобод, разделение властей, взаимная ответственность личности и государств. Особое значение имеют эти ценности для государств, выбравших демократический путь развития.

Русские ученые-юристы опирались на разработанное в классических философско-правовых и юридических учениях понятие естественных прав личности, по-своему преломляя его в отечественной духовной, этической и правовой традициях. Наиболее значительную разработку концепция индивидуальных прав получила в правовых доктринах либерального направления.

В истории русского правового либерализма прослеживаются последовательно сменяющие друг друга концепции: концепция естественного права, возникшая как альтернатива несправедливости привилегий сословного общества в конце XVIII – начале XIX в., теоретическое обоснование принципов консервативного либерализма в пореформенный период после отмены крепостного права и «возрождение» философии естественного права в начале XX в.

10 Новгородцев П. И. История новой философии права (немецкие учения XIX в.): Лекции. М., 1898. С. 18.

Концепция естественных прав впервые была законодательно закреплена английским парламентом в Билле о правах 1689 г. И хотя ни здесь, ни в других законодательных памятниках Англии мы не находим упоминания о каких-либо прирожденных и естественных правах личности, в тот период права личности были обеспечены в Англии в большей мере, чем в других странах. Если в некоторых государствах естественные и прирожденные права личности просто декларировались, то в Англии их существование подтверждалось намного раньше и полнее, начиная еще со времен Великой хартии вольностей, которая впервые закрепила принцип политической и гражданской свободы личности.

Одной из важнейших гарантий личной свободы в английском праве является так называемый институт Habeas Corpus. В окончательном виде он сложился во второй половине XVII в. после того, как в 1679 г. был издан статут Habeas Corpus Act.

Принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем (Habeas Corpus Act), который закрепил институт Habeas Corpus и устанавливал строгую ответственность должностных лиц за подобного рода нарушения закона, является несомненной заслугой парламента. Таким образом, была достигнута гарантия неприкосновенности личности от преследования короля и его сподвижников. Позднее этот закон стал одним из важнейших конституционных документов Англии.

Следующий важнейший шаг в обеспечении прав личности в Англии – принятие Петиции о правах. Этот закон принадлежит к числу немногих основных актов, на которых зиждется английское конституционное право. В этот период уже в Англии сложилась определенная традиция понимания прав личности, и принятие Билля о правах 1689 г., в котором обстоятельно перечислялись политические права как парламента, так и отдельных граждан, стало итогом всего предшествующего развития политической и правовой культуры английского общества. Вместе с тем Билль о правах зафиксировал новую веху в развитии европейской правовой системы.

Немаловажное значение имеет и установление законом 1701 г. принципа несменяемости и независимости судей, что также является большим достижением в законодательном закреплении гарантий обеспечения свободы личности.

Правовые документы штатов североамериканского континента, следуя английской правовой традиции, очертили определенный круг естественных неотчуждаемых прав личности. Одним из первых таких документов была Декларация прав Виргинии, принятая конвентом США 12 июня 1776 г. Этот акт, представлявший собой по сути билль о правах, оказал заметное влияние на последующее конституционное развитие института прав и свобод человека. Вслед за тем аналогичный акт – Декларацию независимости (4 июля 1776 г.) – обнародовали 13 североамериканских штатов. Эти декларации послужили образцом для всех других штатов. Аналогичные акты

были приняты во всех североамериканских штатах еще до принятия Конституции США в 1787 г.

Институт неотчуждаемых прав и свобод личности, сложившийся в естественно-правовой доктрине XVII–XVIII вв. – одна из важнейших ценностей человеческой культуры. Такие документы, как Декларация прав Виргинии (1776 г.), Декларация независимости США (1776 г.), Конституция США (1789 г.), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), знаменовали выдающиеся вехи в развитии человечества, в истории права и государственности. Все дальнейшее развитие теории прав человека и их реализация так или иначе испытывали влияние этих документов.

В современном мире институт прав и свобод человека и гражданина является неотъемлемой составной частью конституций демократических государств. Концепция неотчуждаемых прав и свобод личности, утвердившаяся в естественно-правовой доктрине XVII–XVIII вв., в последующем стала реально воплощаться в конституционном развитии многих государств. Длившаяся столетиями в Европе и Америке борьба за права личности (разумное право) получила конституционное признание, которое положило начало новому их осмыслению.

Появилась новая конституционная идея – принцип признания достоинства человеческой личности, ограничивающий государственную власть основными правами человека. Тем самым было положено начало формированию свободного общества свободных граждан. В этом смысле основные права составляют фундаментальное содержание западной концепции государства в современную эпоху.

Если особенностью XVIII в. в борьбе за права человека являлось стремление к ограничению власти государства, то с начала XIX столетия в конституционном развитии формируется новый подход к проблеме прав и свобод. После законодательного закрепления личных прав ярко обозначилась тенденция борьбы за политические права граждан, особенно за избирательное право. В плане обеспечения прав и равенства граждан центральное место заняло постепенное расширение круга лиц, участвующих в выборах, с конечной целью всеобщего избирательного права.

ХХ столетие характеризуется качественно новым подходом к правам и свободам человека и гражданина. Они не просто декларируются и закрепляются в конституционно-правовых актах, но, что очень важно, на государство возлагается обязанность их защищать и создавать условия для их реализации. В настоящее время во многих странах принимаются реальные меры по созданию условий для практической реализации прав и свобод.

Особенности современных конституций свидетельствуют о том, что в настоящее время институт прав и свобод наиболее значим в системе ценностей конституционно-правового развития государства.

В настоящее время существенно шире стал сам перечень конституционных прав и свобод. В ХХ в. появились и принципиально новые права и свободы, незнакомые конституционному праву XVIII–XIX вв. Это социально-экономические права (так называемые «права второго

поколения»), которые касаются сферы трудовых отношений, социального обеспечения, здравоохранения и образования, профсоюзной деятельности, а также права различных категорий населения – молодежи, женщин, престарелых, защита которых обеспечивает охрану семьи и материнства, свободу научного и художественного творчества и др. Они имеют особую значимость в наши дни, в эпоху социального и технического прогресса, когда человек оказывается один на один с рыночной стихией и социальной незащищенностью.

Приобретение институтом социально-экономических прав конституционного значения характеризует дальнейшее развитие демократии не только в политической, но и в социальной сфере. В конституциях большинства стран содержится положение, характеризующее «социальную» природу данного государства. Среди прав и свобод, которым специально посвящены целые главы или даже разделы основных законов многих европейских государств, большое внимание уделяется социальноэкономическим правам.

Если личные права в основном направлены на обеспечение свободы от противоправного вмешательства государственной власти, то для социальных прав характерно наличие притязаний на обеспечение и осуществление интересов индивида с помощью государственных действий. На государство возлагаются дополнительные требования по осуществлению государственной социальной политики на основе тех ресурсов, которыми оно располагает для этих целей. Именно поэтому, если основные гражданские и политические права человека (такие как право на жизнь, право на признание правосубъектности, свобода мысли, совести, религии и др.) наполняются близким содержанием, уровень обеспечения социально-экономических прав в разных странах может значительно различаться, так как во многом обусловлен уровнем их промышленного и социально-экономического развития.

Проблема социально-экономических и культурных прав в научной литературе получила название так называемых «прав второго поколения». Эти права приобрели юридическое значение в основном в результате борьбы трудящихся за улучшение своего положения.

Сколько потребовалось человеческих жертв, чтобы перейти из мрачных подземелий, пыток и казней в светлый чертог правды и разума. Таков уж характер человеческой истории : железная пята эволюции придавливает тысячи людей к земле. Можно сказать, что каждое рациональное правило правильного суда покупалось ценою бесчисленных страданий. Оно выковывалось молотом истории, дробившей черепа и кости несчастных жертв темноты и злобы.

Феодальное общество строилось на отношениях господства и подчинения (никто в нем не свободен полностью, каждый имеет своего господина). Период феодализма был эпохой, в ходе которой осмысливались и получали формулировки отдельные принципы, права и свободы.

В Уставе Союза благоденствия (1813 г.) говорилось: «Союз старается также укрощать и искоренять властолюбие и презрение прав человеческих... и убедить всякого в истине, что общее благо народа требует непременно частного, и что каждый человек, какого бы он сословия ни был, вправе им пользоваться» .

Революционные события 1905-1907 гг., обострение обстановки в связи с Первой мировой войной, мощное наступление реакционных сил привели к роспуску I и II Государственных Дум или малоэффективности III и IV Государственных Дум. Поводом к разгону II Думы послужило сфабрикованное МВД и органами юстиции обвинение социал-демократической фракции в подготовке вооруженного восстания. В Манифесте от 3 июня 1907 г. «О роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Ду-му» Николай II указывал, что она «не оправдала его ожиданий».

Февральская революция 1917 г. положила конец самодержавию и дала новый импульс буржуазно-демократическому развитию России. Временное правительство в Декларации о его составе и задачах от 3 марта 1917 г. провозгласило полную и немедленную амнистию по всем делам политическим и религиозным; свободу слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих ; отмену всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений; подготовку к созыву Учредительного собрания на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования.

Вместе с тем нельзя забывать, что происходящие в период 3040-х гг. прошлого века изменения в советском праве были направлены на укрепление всех систем жизнеустройства в таком их виде, который обеспечивал, по мнению руководства СССР, быструю мобилизацию ресурсов для вывода страны на необходимый уровень обороноспособности, в том числе устранение социальной среды (возможной оппозиции), на которую мог опереться вероятный противник.

Поворотным пунктом, ознаменовавшим переход от тоталитаризма к ограниченным реформам, явилась так называемая «оттепель», во многом связанная с именем Н.С. Хрущева. В феврале 1956 г. XX съезд КПСС осудил злоупотребления и расправы периода 30-50-х гг. Происходит восстановление роли суда и правосудия, прокурорского надзора , расширение общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов. Ликвидируются органы внесудебного рассмотрения дел, упраздняются трибуналы войск МВД, транспортные суды и т.д.

Существенное значение имели обозначенные в октябре 1961 г. XXII съездом КПСС задачи по реформированию общественных отношений, усилению режима законности и правопорядка . Устанавливалось, что переход к коммунизму означает всемерное развитие свободы личности и прав советских граждан.

С начала 1970-х гг. провозглашается, что в СССР построено «общенародное государство», главная цель которого - благо народа. Важную роль в этом процессе играет принятие концепции «развитого социализма».

В этот период получает окончательное оформление социалистическая концепция прав человека, которую представители СССР неизменно стремились проводить в процессе принятия основных документов на международной арене. Так, в 1973 г. Президиум Верховного Совета СССР ратифицирует Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах .

Складывались основные особенности советской доктрины прав человека: отрицание идеи естественных и неотчуждаемых прав человека и их установлении только государством; претензия на превосходство социалистических представлений о правах перед буржуазными; утверждение о приоритете социально-экономических прав над личными и политическими; трактовка проблем прав человека как исключительно внутреннего дела государства, исключающая международное вмешательство и рассмотрение его как посягательство на суверенитет; отрицание частной собственности и гарантий ее независимости от государства; реализация прав и свобод с учетом первостепенной важности интересов социалистического общества.

Особый смысл придавался равенству прав личности как высшему достижению социалистической правовой системы. Государство стремилось к «выравниванию» положения некоторых категорий населения путем установления определенных льгот и преимуществ (для женщин, детей , инвалидов, пенсионеров), т.е. учету в законодательстве естественных и социальных различий. Ограничивался и верхний предел реализации прав личности, лимитировалась заработная плата , предельный размер жилья, в ряде случаев свобода передвижения и др. Поэтому принцип отрицания частной собственности и гарантий ее независимости от государства воспринимался как условие сохранения правового равенства граждан.

Исходя из этого, многие ученые того времени определяли, что право (правовой статус личности, ее права) не является самоцелью, а выступает в качестве специфического средства достижения определенного социального результата.

С середины 80-х гг. начинают формироваться новые подходы к проблемам законности, правопорядка, к системе защиты прав личности. В октябре 1987 г. создается Комиссия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х гг. и начала 50-х гг. 5 января 1989 г. ЦК КПСС принимает Постановление «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х гг. и начала 50-х гг.». В 1988 г. провозглашается курс на построение социалистического правового государства . Совершенствовалось законодательство, его положения постепенно приводились в соответствие с нормами международного гуманитарного права . Это стало фундаментом становления системы прав человека в Российской Федерации.

Права человека в СССР

Известно, что огромное влияние на судьбу прав человека не только в России, но и во всем мире оказала Октябрьская революция 1917 г. Правовая основа регулирования субъективных прав , созданная дореволюционным законодательством, рухнула, новым стало революционное правосознание (как его понимали исполнители на местах), что подразумевало отсутствие формальных гарантий личности от вмешательства в ее жизнь публичных органов. Более того, широко обсуждались (к счастью, здесь далеко не зашло) проекты полного обобществления (имущества супругов, детей и пр.).

Так, в течение 1904-1905 гг. было выработано несколько проектов конституции и избирательных законов . Два из них являются наиболее значимыми: проект конституции, разработанный осенью 1904 г. группой «Союз Освобождения», и проект, разрабатываемый в первой половине 1905 г. при участии известного юриста С.А. Муромцева.

Манифест 17 октября 1905 г. стал первым документом всесословного характера, так как в нем провозглашались основные политические права и свободы , предоставленные всем российским подданным вне зависимости от их социального происхождения.

Не будучи законом в формальном смысле, октябрьский манифест 1905 г. обладал огромной правообразующей силой. Все последующее конституционное законодательство России своим развитием обязано главным образом ему. Он не был конституцией и даже конституционным законом, а по своим юридическим характеристикам он походил на так называемые европейские конституционные хартии, получившие распространение в эпоху конституционных преобразований, предусматривающих участие народа в законотворчестве и подтверждавшие права человека.

В свою очередь, положения Высочайше утвержденных Основных государственных законов от 23 апреля 1906 г. говорят о том, что Россия восприняла и декларировала отдельные идеи правового государства . В них впервые были закреплены гражданские права и свободы (в том числе и естественные права). Правда, здесь еще не говорится о «гражданах» - так как монархию на тот момент никто не отменял, - а идет речь о российских подданных. Правам и свободам, наряду с обязанностями подданных, посвящена отдельная, вторая глава, содержащая четырнадцать статей. Правам уделено десять статей. Что касается естественных прав, то из первичных прав этой категории закрепляются право на личную неприкосновенность и некоторые составляющие права на свободу.

Так, российским подданным конституционно гарантировались: неприкосновенность личности и законность юридического преследования («Никто не может быть задержан под стражею иначе, как в случаях, законом определенных», ст. 30); неприкосновенность жилища («Жилище неприкосновенно. Производство в жилище, без согласия его хозяина, обыска или выемки допускается не иначе, как в случаях и порядке, законом определенных», ст. 33); свобода передвижения, выбор занятий, места жительства , выезда за пределы государства («Каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства. Ограничения в сих правах установлены особыми законами», ст. 34), неприкосновенность собственности (ст. 35), свобода собраний (ст. 36), свобода слова и печати («Каждый может в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами», ст. 37), свобода союзов (ст. 38), свобода веры («Российские подданные пользуются свободою веры. Условия пользования этою свободою определяются законом», ст. 39).

Подлинное значение норм о правах и свободах человека зависело от текущих законов, регулирующих в каждом отдельном случае дарованные конституцией свободы, а также от связанной с этим административной практики. Однако за короткий период в России невозможно было привести законодательство и административную практику в полное соответствие с конституционными принципами, а также идеями «возрожденного» естественного права. Вместе с тем принятые еще до созыва Государственной Думы демократические акты (указы о печати, союзах и объединениях, собраниях, изданные как временные правила до окончательного урегулирования этих вопросов Думой) продолжали действовать. Это говорит о серьезных шагах в сфере демократизации общества , предпринятых самодержавием.

К сожалению, естественный ход дальнейшего поступательного развития прав человека в России был прерван Октябрьской революцией. В соответствии с установлением нового, большевистского правопорядка , стала создаваться новая правовая система . Так, первый декрет «О суде», принятый 5 декабря 1917 г., объявлял, что в своих решениях суды руководствуются «законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию », а в декрете 1918 г. ссылки на законы свергнутых правительств уже прямо запрещались. От новой правовой системы требовалось, чтобы она легко реагировала на постоянно меняющиеся партийные установки, а само право должно было быть простым и понятным широким массам.

В первых конституциях советского государства разделов о правах граждан не было, что можно объяснить, видимо, сложностью политической ситуации. В Конституции СССР 1936 г. вновь появляется соответствующая глава (глава Х «Основные права и обязанности граждан»). Здесь в целом правам посвящено двенадцать статей, по сравнению с основными государственными законами периода империи несколько увеличен и перечень прав советских граждан, и прежде всего за счет социально-экономических прав (на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, на образование).

Определенным образом закрепляются и основополагающие естественные права, причем формулировки, как видно из нижеследующих примеров, во многом сходны с императорскими. Так, согласно ст. 125 Конституции СССР 1936 г., гарантируются свобода слова, свобода печати, свобода собраний и митингов, свобода уличных шествий и демонстраций; далее указывается, что «эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления». Правда, тут делается оговорка, которой не было в Основных государственных законах и которая существенно ограничивает указанные свободы. Суть ее заключается в том, что перечисленные свободы гарантируются не вообще, а «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя».

Согласно Конституции, «гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора » (ст. 127), «неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом» (ст. 128).

В дальнейшем обозначенная тенденция находит свое подтверждение. Так, в Конституции СССР 1977 г. тема прав человека отражается в преамбуле, чего раньше не было. В главе седьмой, посвященной основным правам и свободам и обязанностям граждан СССР, содержится уже тридцать статей, из них правам и свободам уделена двадцать одна статья. Как и в предыдущей Конституции, основное внимание сконцентрировано на социально-экономических правах. Однако и естественные права находят большее закрепление. Конституцией гарантируются, в частности, «свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства^» (ст. 47), свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст. 50), свобода совести (ст. 52).

Несколько статей регулируют право человека на личную неприкосновенность. Так, согласно ст. 54, гражданам СССР гарантируется неприкосновенность личности. «Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора». Конституцией гарантируются также неприкосновенность жилища - «никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц» (ст. 55), личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений (ст. 56).

В рассматриваемой Конституции впервые появляется положение, где прямо говорится о защите жизни и достоинства личности, правда, это делается пока в рамках одной конституционной нормы. Речь идет о ст. 57, где указывается, что «уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов , общественных организаций, должностных лиц. Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество».

Наконец, в Конституции России 1993 г. (видимо, в связи с тем, что общественно-политическая ситуация в нашей стране изменилась коренным образом) содержится уже сорок семь соответствующих статей.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что даже количество статей в конституционно-правовых актах, в разные периоды регулирующие права, свободы и обязанности граждан, в том числе касающихся естественных прав, само по себе показательно (1906 г. - десять статей, 1936 г. - двенадцать, 1977 г. -двадцать одна, 1993 г. - сорок семь статей) и подтверждает отмеченную выше закономерность последовательно нарастающего закрепления естественных прав человека нормами позитивного права .

Если говорить о качественной стороне, то и здесь с течением времени очевидна более подробная и, если можно так выразиться, более фундаментальная регламентация естественных прав. Так, в действующей российской Конституции, в отличие от всех предшествующих, впервые появляются нормы, подчеркивающие особое положение естественных прав. Хотя в самой Конституции РФ понятие «естественное право» не используется, однако закрепленные в ней основные права и свободы человека по своей природе являются естественными и придают конституционному правопониманию естественно-правовой характер. Об этом свидетельствуют, в частности, положения ст. 2 Конституции РФ о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью и ч. 2 ст. 17 о том, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Позитивно-правовое значение и приоритетный характер основных прав и свобод человека и гражданина закреплены во многих статьях Конституции РФ. Так, в ст. 18 провозглашено, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти , местного самоуправления и обеспечиваются правосудием ».

В Конституции РФ закреплен обширный перечень прав и свобод человека и гражданина, соответствующий мировым стандартам в этой области и положениям международных пактов о правах человека. К числу таких прав и свобод относится, в частности, право каждого человека на жизнь, право на личное достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести, вероисповедания, свобода мысли и слова, право частной собственности , право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и др.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Конституции РФ «перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Это означает конституционное признание позитивно-правового значения всех общепризнанных в современном международном праве и международных пактах естественных прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, можно констатировать, что естественные права человека получают все более подробное закрепление в нормах позитивного права. Это относится не только к конституционно-правовым актам, но и к нормативно-правовым документам различных отраслей права , где достаточно подробно регулируются вопросы, касающиеся обеспечения естественных прав человека, причем обозначается тенденция к ужесточению санкций за противоправное ограничение или лишение естественных прав. Так, в Уголовном кодексе РФ 1996 г. значительно усилена уголовно-правовая защита естественных прав человека.

Например, согласно ч. 1 ст. 105 УК РФ, убийство (без отягчающих обстоятельств), т.е. умышленное противоправное лишение жизни другого человека - «первейшего» естественного права любого человека, карается наказанием в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет, в то время как по ранее действовавшему УК РСФСР 1960 г. за это же деяние предусматривалось лишение свободы сроком от трех до десяти лет. Кроме того, впервые введена уголовно-правовая защита таких прав, как права на неприкосновенность частной жизни (ст. 137 УК РФ), тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК РФ), неприкосновенность жилища (ст. 139 УК РФ).

Очевидно, что в дальнейшем данная тенденция сохранится, и естественные права, таким образом, будут получать все более детальное закрепление в нормах позитивного права. Одновременно это будет означать все большее сближение естественного и позитивного права.

Помимо указанного, наблюдается тенденция расширения перечня естественных прав, закрепляемых в нормативно-правовых актах , что отмечено выше на примере советских конституций. Здесь важно подчеркнуть, что такой перечень касается естественных прав человека, сформировавшихся в процессе развития социальных отношений. Речь идет прежде всего о правах на свободу, на достоинство личности, личную неприкосновенность и их составляющих (неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, свобода передвижения и др.). Можно предположить, что в перспективе к естественным правам будут добавляться и другие, отнесение которых к числу таковых в настоящее время еще спорно (например, право на собственность, некоторые политические права и др.).



Просмотров