В каких формах осуществляется общественный экологический контроль. Как это работает

Любое лицо, как физическое, так и юридическое, считающее, что его права и охраняемые законом интересы кем-либо нарушены имеет право обратиться за их защитой в суд (например, в случае посягательства на личную свободу, честь и достоинство, имущество и т.д. ).

Как отмечалось выше, защита в суде этих прав и интересов в зависимости от рассматриваемого материально-правового отношения осуществляется одним из трех видов гражданского судопроизводства: исковым; по делам, вытекающим из административно-правовых отношений; особым производством.

Возбуждение дела в исковом судопроизводстве производится посредством подачи заинтересованным лицом иска или искового заявления; по делам, возникающих из административно-правовых отношений - жалобы, делам особого производства - заявления (ст. 4 ГПК ).

Слово "иск" означает обращенную к суду просьбу юридически заинтересованного лица о защите его материального права, когда речь идет о его спорности. При этом требование имеет гражданско-правовой характер. Таким образом, понятием "иск" охватывается как само спорное правовое требование истца к ответчику, так и обращение в суд с просьбой о защите интереса и возложении государственной обязанности на ответчика к принудительному исполнению им заявленного требования.

Право на иск

Иск представляет собой единое целое. Вместе с тем он как бы состоит из двух сторон: материально-правовой и процессуально-правовой.

Под материальной стороной понимается требование заинтересованного лица к ответчику об осуществлении нарушенного или оспариваемого права. Под процессуальной - обращение заинтересованного лица к суду с требованием о защите его нарушенного или оспариваемого права.

При отсутствии у заинтересованного лица права на иск в материальном смысле суд отказывает ему в иске (например, при отсутствии доказательства, свидетельствующего о наличии правоотношения между сторонами, участвующими в деле и т.п. ).

В том случае, если нет права на иск в процессуальном смысле, наступают другие последствия: отказ в приеме искового заявления, прекращение производства по делу, оставление иска без рассмотрения.

Предпосылки права на иск

Право на обращение лица в суд за защитой своих нарушенных прав и охраняемых законом интересов, другими словами, право на иск в процессуальном смысле, возникает при наличии ряда условий.

В силу ст. 129 ГПК такое право возникает если: заявление подлежит рассмотрению в суде; соблюден установленный законом для данной категории дел порядок предварительного внесудебного разрешения дела (например, некоторые трудовые споры ) или его урегулирования самими сторонами (например, споры клиентуры с органами транспорта ), отсутствует вступившее в законную силу вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение или определение суда о принятии отказа истца от иска или об утверждении мирового соглашения; в производстве суда не имеется дела по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям; между сторонами нет заключенного договора о передаче данного спора на разрешение третейского суда; дело подсудно данному суду; наличие процессуальной правоспособности у истца и ответчика; у лица. подающего заявление от имени истца, имеются полномочия на ведение дела.

Судья единолично выносит определение о приеме искового заявления к рассмотрению после того как убедится в том, что все условия, необходимые для разрешения данного спора, налицо. Все эти обстоятельства устанавливаются путем опроса судьей лица, заявляющего иск.

Если обнаруживается несоответствие заявления указанным требованиям, судья обязан отказать в его приеме.

Исковое заявление и его реквизиты

Для того чтобы исковое заявление получило дальнейшее движение, необходимо соблюдение ряда условий. К ним относятся: предъявление иска дееспособным лицом; соблюдение надлежащей формы искового заявления.

Обязательные реквизиты письменного заявления перечислены в ст. 126 ГПК: наименование суда, в который оно подается; стороны, представители и их адреса местожительства (нахождения ); обстоятельства с которыми истец связывает свои требования и доказательства, их подтверждающие; суть требований истца; цена иска, если он подлежит оценке; сведения об оплате заявления госпошлиной; подтверждение документом полномочии представителя; перечень прилагаемых документов.

Заявление должно быть подписано истцом. Если оно подписывается представителем, то к нему должна быть приложена доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия.

Порядок предъявления искового заявления

Исковое заявление подается в суд с копиями по числу ответчиков. Судья может обязать истца представить и копии документов, приложенных к нему. В случае если оно подается с отступлением от требований, предъявляемых к его форме или без оплаты госпошлиной, судья выносит определение об оставлении заявления без движения, извещает об этом истца и дает ему срок для устранения недостатков. При выполнении требований судьи в указанный срок оно считается поданным в день первоначального поступления в суд. При невыполнении - возвращается истцу и считается неподанным (ст. 13 0 ГПК ).

Неподсудное данному суду дело не принимается к производству. Истцу разъясняется, в какой именно суд надлежит обратиться.

Нарушение правил предъявления иска не препятствует возникновению процесса, как в случае отсутствия какой-либо из предпосылок существования права на иск, но из-за него рассмотрение откладывается до исправления недостатков искового заявления.

Поскольку право на иск имеет материально-правовой и процессуально-правовой аспекты, последствия предъявления иска в суд также двояки. Последствия материально-правового характера выражаются в том, что предъявление иска прерывает исковую давность (ст. 203 ПС ); периодические платежи присуждаются именно со дня предъявления иска и др.

Процессуальные же последствия заключаются в самом факте начала судопроизводства по спору с появлением ряда процессуальных прав и обязанностей у каждой из сторон и суда.

Элементы иска

В любом иске могут быть выделены два элемента: основание и предмет . Основанием иска называются обстоятельства дела, обосновывающие требование истца к ответчику, т.е. факты, свидетельствующие о наличии права истца и о его нарушении. Юридические факты, подтверждающие существование правоотношений между сторонами (например, наличие договора найма жилого помещения ), носят название активного основания, а удостоверяющие наступление срока выполнения обязанности ответчиком, вытекающей из договора, или отсутствие исполнения - пассивного основания иска (например, неуплата суммы аренды к обозначенному сроку ).

Предметом иска называют само материально-правовое требование истца к ответчику (уплата долга при договоре займа, выселение ответчика из жилого помещения при нарушении им своих обязанностей и др. ).

Иногда, кроме основания и предмета иска, говорят еще и о содержании иска. понимая под ним суть конкретной просьбы истца к суду (заставить ответчика снести незаконно возведенную постройку на участке истца ).

Право определить предмет и основание иска принадлежит только истцу. Без его согласия они не могут быть изменены.

Виды исков

Цель, к которой стремится истец, предъявляя иск, заключается либо в получении от ответчика определенного материального удовлетворения, либо в определении своих гражданско-правовых отношений с ответчиком. Кроме материальной, существует цель процессуальная, выражающаяся в том, что истец, предъявляя иск, стремится прежде всего получить от суда решение, подтверждающее его право на принудительное осуществление своего материально-правового требования к ответчику, или подтверждающее наличие или отсутствие между истцом и ответчиком определенного материального правоотношения.

В зависимости от процессуальной цели иски делятся на два вида: иски о присуждении и иски о признании.

В исках о присуждении требование истца направлено на понуждение ответчика к совершению какого-либо действия, соответствующего его обязанности перед истцом (передачи вещи, уплаты денег ). Цель такого иска - реальное исполнение обязанности должником, принудительное исполнение подтвержденной судом обязанности ответчика.

В исках о признании требование направлено на подтверждение судом наличия или отсутствий определенного правоотношения между истцом и ответчиком (право на автомашину, жилой дом и др. ).

Помимо классификации исков по процессуальной цели, существует деление исков по предмету: на вещные - направленные на защиту права собственности, и личные - направленные на защиту обязательственных правоотношений, целью которых является понуждение должника к совершению им действия (воздержанию от него ).

Наконец, существует используемая в судебной практике классификация по признакам материально-правового отношения, защите которого они служат. Так, в деятельности судов принято делить гражданские иски по категориям правоотношений: алиментные, трудовые, жилищные и др.

Процессуальные средства защиты против иска

В соответствии с принципом процессуального равноправия сторон ответчику предоставляется возможность защищаться против предъявленного иска. К числу важнейших процессуальных средств защиты ответчика против предъявленного иска относятся возражения против иска и встречный иск.

Для ответчика важно не просто отрицать право истца, но противопоставить ему такие факты, которые бы погашали его требования. Доводы ответчика, имеющие своей целью добиться отказа истцу в иске по существу или в его рассмотрении, именуются возражениями.

Средства защиты могут быть материально- и процессуально-правового характера. Примером процессуальной защиты путем возражений может служить утверждение ответчика о том, что дело неподсудно данному суду, истец недееспособен и т.п. Материально-правовыми возражениями могут считаться как необоснованность заявленных истцом требований, так и их недоказанность (например, ответчик опорочивает доказательства, которыми истец обосновывает свое право на получение с него денег, так как, по его мнению, не был заключен сам договор займа ).

Встречный иск

Помимо возражений против иска, ответчик может в том же процессе предъявить к истцу самостоятельное требование в виде особого иска для совместного рассмотрения с первоначальным иском, такое требование называется встречным иском.

В соответствии со ст. 132 ГПК он может быть предъявлен и принят судом, если направлен к зачету первоначального; исключает полностью или частично удовлетворение первоначального требования; между ним и первоначальным иском имеется тесная связь, и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и более правильному рассмотрению спора. Предъявление встречного иска должно соответствовать всем правилам, которые характеризуют условия предъявления первоначального иска, за исключением правил о подсудности. Встречный иск подлежит рассмотрению в том суде, в который заявлен иск первоначальный.

Встречный иск может быть заявлен лишь до удаления суда в совещательную комнату.

Судья может отказать в принятии встречного иска.

Пленум Верховного Суда РСФСР в Постановлении от 14 апреля 1988 г. (с изменениями и дополнениями ) "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" разъяснил, что определение об отказе в принятии встречного иска по мотиву отсутствия условий, предусмотренных ст. 132 ГПК, не подлежит обжалованию, поскольку не препятствует предъявлению самостоятельного иска.

Поскольку встречный иск является самостоятельным требованием, решение о нем должно быть вынесено даже в том случае, если оно не может быть вынесено по основному иску (например, ввиду отказа истца от иска ).

Признание иска

Признание иска - согласие ответчика с заявленным требованием истца. Как и отказ от иска, признание может быть полным и частичным. Однако процессуальным последствием такого признания в случае его принятия судом будет вынесение решения об удовлетворении иска.

Признание ответчиком иска проходит под контролем суда. Суд не принимает признания иска, если это действие противоречит закону или нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

Гражданский иск в уголовном деле

В производстве по уголовному делу к обвиняемому или к лицам, несущим материальную ответственность за его действия, может быть предъявлен гражданский иск (ст. 29 УПК ), рассматриваемый совместно с уголовным делом (например, требования о возмещении потерпевшему материального ущерба, причиненного преступлением и др. ).

Предъявление гражданского иска возможно до начала судебного следствия по уголовному делу без оплаты его государственной пошлиной.

Прокурор вправе предъявить или поддержать предъявленный гражданский иск, если этого требуют интересы государства, общества или конкретного гражданина.

Статьи 54 и 55 УПК определяет права и обязанности гражданского истца и гражданского ответчика в уголовном процессе, а в ст. 29 УПК приведены основные правила предъявления и рассмотрения гражданского иска в уголовном деле. Судебная практика допускает применение к таким случаям норм ГПК, если уголовно-процессуальные нормы не регулируют в достаточной степени те или иные действия.

При невозможности произвести подробный расчет ущерба без отложения уголовного дела суд может признать за гражданским истцом право на удовлетворение иска, а размер конкретного возмещения предложить определить суду в порядке гражданского судопроизводства. Если уголовное дело прекращено, гражданский иск может быть рассмотрен в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.

Изменение иска

В соответствии со ст. 34, 165 ГПК истец вправе изменить основания иска, его предмет, увеличить или уменьшить размер исковых требований, отказаться от иска. Ответчик вправе признать иск. Стороны могут окончить дело миром. Все эти действия совершаются под контролем суда.

Изменение иска может касаться либо его предмета, либо основания. Одновременно изменить и то и другое нельзя, так как произойдет коренное изменение правоотношения, с которым был связан первоначальный иск.

Отказ от иска

Отказ от иска не является отказом истца от принадлежащих ему материальных прав, хотя в основе его может лежать и прощение долга (ст. 415 ГК ), и другие правовые формы отказа управомоченного лица от своего права. В любом случае отказ от иска является по своей сути отказом от судебной защиты своих прав, что лишний раз доказывает невозможность отождествления иска с субъективным материальным правом.

Отказ от иска может быть полным или частичным (уменьшение размера исковых требований ) и возможен в суде как первой, так и второй инстанций.

Полный отказ от иска влечет за собой прекращение производства по делу (ст. 219 ГПК ) и исключает в последующем возможность обращения истца с тем же самым иском. Однако это правило не распространяется на требования, возникающие из длящихся правоотношений (или о разделе общей собственности, о взыскании алиментов и др. ). Отказ от иска в таких случаях не лишает истца права повторного его предъявления, если в будущем вновь возникнут факты, обосновывающие аналогичные требования.

Отказ истца от иска имеет безусловное значение для суда. Суд не вправе обсуждать последствия таких действий и обязан прекращать производство по делу, как только будут соблюдены все процессуальные формальности, связанные с отказом истца от иска (суд выяснит, соответствует ли действие истца его действительным намерениям и разъяснит ему последствия такого действия ). Это правило, однако, не соответствует задаче защиты интересов третьих лиц.

Мировое соглашение

Мировое соглашение - договор, на основе которого истец и ответчик путем соглашения или взаимных уступок разрешают возникший между ними конфликт, в связи с чем необходимость в разрешении спора судом по существу заявленного требования отпадает, дело прекращается, о чем судом выносится определение. Оно может быть заключено на любой стадии процесса, кроме стадии надзора и возвращения дела.

Мировое соглашение может быть заключено только участниками спорного материального правоотношения - сторонами и третьими лицами, но никак не прокурором, не органами государственного управления, не общественной организацией или гражданином, предъявившими иск в защиту интересов других лиц. Не принадлежит такое право и третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора (ст. 46 ГПК ).

Область применения мирового соглашения ограничена. Если мировым соглашением нарушаются права и охраняемые законом интересы других лиц, то такое соглашение не утверждается. Ряд правоотношений вообще не может быть урегулирован таким образом (например, споры о лишении родительских прав. признании брака недействительным и т.д. ), поскольку решение этих вопросов отнесено к специальной компетенции суда. Недопустимо утверждение мировых соглашений в тех случаях, когда они нарушают трудовые права работника.

Обеспечение иска

Обеспечение иск - гарантия реального исполнения будущего судебного решения. По искам о присуждении с его помощью охраняются интересы истца от недобросовестного ответчика.

Согласно ст. 133 ГПК, обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер обеспечения может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного решения (например, ответчик может продать, скрыть имеющееся у него имущество и др. ). Просьба об обеспечении иска может быть заявлена любым лицом, участвующим в деле. Суд или судья вправе и по своей инициативе принять необходимые меры по его обеспечению.

Заявление об обеспечении иска разрешается судьей или судом, рассматривающим дело, в тот же день без соответствующего извещения ответчика и других лиц, участвующих в деле (ст. 136 ГПК ). После его рассмотрения выносится определение, которое немедленно исполняется в порядке, установленном для исполнения судебных решений (ст. 137 ГПК ).

Меры обеспечения иска

В силу ст. 134 ГПК мерами обеспечения иска являются: наложение ареста на имущество или денежные суммы, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или третьих лиц; запрещение совершать ему определенные действия; запрещение другим лицам, у которых находится имущество ответчика, передавать ему имущество или выполнять по отношению к нему иные обязательства; приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении его от ареста; приостановление взыскания по исполнительному документу, оспариваемому должником в судебном порядке, если по закону это возможно.

Отмена мер обеспечения иска

В соответствии со ст. 138 ГПК принятые меры по обеспечению иска могут быть отменены тем же судом или судьей. Этот вопрос разрешается в судебном заседании. О времени и месте заседания суд должен известить лиц, участвующих в деле. Однако их неявка не препятствует рассмотрению данного вопроса по существу.

Обеспечение иска сохраняет действие до вступления решения в законную силу. Однако суд (судья ) вправе одновременно с решением или после его постановления вынести определение об отмене обеспечения. Заинтересованное лицо вправе подать на определение суда частную жалобу (протест ). Ее подача приостанавливает исполнение определения (ст. 139 ГПК ).

Возмещение ответчику убытков, причиненных обеспечением иска

Посредством принятия мер по обеспечению иска защищаются не только интересы истца, но и ответчика.

Защищая права ответчика, суд (судья ) может потребовать от истца обеспечения возможных для ответчика убытков (например, с помощью внесения на депозитный счет суда соответствующей денежной суммы ). Однако независимо от этого, ответчик в случае вынесения судом решения об отказе в иске вправе требовать от истца возмещения убытков, которые были причинены ему принятыми по просьбе истца мерами обеспечения иска (ст. 140 ГПК ).

Кроме того, к нормам обеспечения иска может быть отнесено и определение суда (судьи ) о временном взыскании с ответчика средств на содержание его детей, когда в отцовстве ответчика нет сомнений, поскольку оно установлено свидетельством, выданным загсом.

Защищая интересы истца в необходимых случаях, суд (судья ) может принять несколько видов обеспечения иска.

Ответственность за нарушение мер по обеспечению иска

При нарушении запрещений, связанных с мерами по обеспечению иска, в частности; запрещении ответчику совершать определенные действия или другим лицам передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства, виновные в этом лица по определению суда подвергаются штрафу в размере до ста установленных МРОТ. Кроме того, истец вправе взыскать с этих лиц и убытки, причиненные неисполнением определения суда.

За растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу имущества, подвергнутого аресту, виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности (ст. 312 УК РФ ).

Замена одного вида обеспечения иска другим

В некоторых случаях после принятия мер обеспечения иска возникает необходимость их замены. Например, вместо наложения ареста на имущество ответчика требуется наложить арест на его вклад в банке. Все вопросы, связанные с изменением мер обеспечения иска (ст. 13 5 ГПК ), разрешаются в судебном заседании с извещением участвующих в деле лиц. Однако их неявка не препятствует разрешению вопроса. Оформляется это определением, на которое может быть подана частная жалоба или принесен протест. Подача жалобы (протеста ) приостанавливает исполнение.
  • 10.Принцип состязательности.
  • 11.Принцип процессуального равенства сторон.
  • 12.Сочетание единоличного и коллегиального начал в рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции.
  • 13.Принцип осуществления правосудия только судом.
  • 14.Независимость судей и подчинение их только закону.
  • 15.Принцип диспозитивности.
  • 16.Устность, непрерывность судебного разбирательства и непосредственность в исследовании доказательств.
  • 17.Понятие, особенности гражданских процессуальных правоотношений, основания их возникновения.
  • 18.Элементы гражданских процессуальных правоотношений.
  • 19.Гражданская процессуальная правоспособность.
  • 20.Гражданская процессуальная дееспособность.
  • 21.Понятие сторон в гражданском процессе, ненадлежащая сторона.
  • 22.Права и обязанности сторон.
  • 23.Процессуальное соучастие.
  • 24.Процессуальное правопреемство.
  • 25.Понятие третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, их права и обязанности.
  • 26.Понятие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, их права и обязанности.
  • 27.Основания и формы участия прокурора в гражданском процессе.
  • 28.Процессуальные права и обязанности прокурора в гражданском процессе.
  • 29.Основания и формы участия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций или граждан, защищающих права, свободы и законные интересы других лиц.
  • 30.Процессуальные права и обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права, свободы и законные интересы других лиц.
  • 32.Понятие, цели, субъекты судебного представительства.
  • 33.Основания и виды судебного представительства.
  • 34.Полномочия судебного представителя и порядок их оформления.
  • 35.Участие специалиста в гражданском процессе.
  • 36.Понятие и виды подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции.
  • 37.Понятие и виды подсудности, отличие от подведомственности.
  • 38.Понятие и виды родовой подсудности.
  • 39.Понятие и виды территориальной подсудности.
  • 40.Понятие и элементы судебного доказывания.
  • 41.Распределение бремени доказывания и доказательственные презумпции.
  • 42.Факты, не подлежащие доказыванию.
  • 43.Понятие судебных доказательств, их свойства.
  • 44.Классификации судебных доказательств.
  • 45.Обеспечение доказательств.
  • 46.Объяснения сторон и третьих лиц.
  • 47.Письменные доказательства.
  • 48.Вещественные доказательства.
  • 49.Аудио- и видеозаписи.
  • 50.Экспертиза в гражданском процессе.
  • 51.Показания свидетелей.
  • 52.Понятие иска в гражданском процессе.
  • 53.Виды исков.
  • 54.Элементы иска, тождество.
  • 55.Право на иск в гражданском процессе.
  • 56.Обеспечение иска.
  • 57.Понятие и виды процессуальных сроков, их течение.
  • 58.Понятие и виды судебных расходов.
  • 59.Судебные извещения и вызовы.
  • 60.Судебные штрафы.
  • 61.Содержание и форма искового заявления.
  • 62.Основания к отказу в принятии искового заявления.
  • 63.Возвращение искового заявления.
  • 64.Основания для оставления искового заявления без движения.
  • 65.Подготовка дела к судебному разбирательству.
  • 66.Судебное разбирательство как основная стадия гражданского процесса.
  • 67.Временная остановка судебного заседания.
  • 68.Протокол судебного заседания.
  • 69.Окончание гражданских дел без вынесения решения.
  • 70.Понятие, сущность и значение судебного решения.
  • 71.Содержание судебного решения.
  • 72.Требования, предъявляемые к судебному решению.
  • 73.Законная сила судебного решения.
  • 75.Понятие и виды определений суда первой инстанции.
  • 76.Понятие судебного приказа и основания для его вынесения.
  • 77.Порядок вынесения, отмены или выдачи судебного приказа.
  • 78.Понятие и условия вынесения заочного решения.
  • 79.Особенности заочного производства.
  • 80.Порядок обжалования заочного решения и вступления его в законную силу.
  • 81.Производство по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
  • 82.Основные черты производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, отличие от искового производства.
  • 83.Процессуальные особенности рассмотрения дел о признании недействующими нормативных правовых актов.
  • 85.Судопроизводство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме.
  • 86.Понятие и сущность особого производства, его отличие от искового.
  • 87.Установление фактов, имеющих юридическое значение.
  • 88.Усыновление (удочерение) ребенка.
  • 89.Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим.
  • 90.Признание гражданина недееспособным и ограничение дееспособности гражданина.
  • 91.Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация).
  • 92.Порядок возбуждения апелляционного производства.
  • 93.Порядок рассмотрения гражданских дел в суде апелляционной инстанции.
  • 94.Полномочия апелляционной инстанции.
  • 95.Основания к отмене судебного постановления в суде второй инстанции.
  • 96.Порядок возбуждения кассационного производства.
  • 97.Порядок рассмотрения в суде кассационной инстанции.
  • 98.Полномочия кассационной инстанции.
  • 99.Основания к отмене судебного постановления в суде кассационной инстанции.
  • 100.Порядок возбуждения надзорного производства.
  • 101.Порядок рассмотрения в суде надзорной инстанции.
  • 102.Полномочия суда надзорной инстанции.
  • 103.Основания к отмене судебных постановлений в порядке надзора.
  • 104.Основания для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся и новым обстоятельствам.
  • 105.Процессуальный порядок рассмотрения заявления о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся и новым обстоятельствам.
  • 106.Сущность и значение стадии исполнения судебных постановлений. Исполнительные документы.
  • 107.Субъекты исполнительного производства.
  • 108.Общий порядок исполнения исполнительных документов, выданных судами общей юрисдикции.
  • 52.Понятие иска в гражданском процессе.

    Иском в гражданском процессе называется обращение в суд заинтересованного лица с требованием о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права или охраняемого законом интереса путем разрешения спора о праве.

    Иск служит процессуальным средством разрешения спора о праве между сторонами материально-правового отношения.

    Исковое заявление – важное средство возбуждения процесса по конкретному спору. Согласно закону любое заинтересованное лицо может обратиться в суд за защитой нарушенного или оспоренного права. Такое обращение и принято называть предъявлением иска.

    В иске следует различать три составные части: содержание, предмет и основание (элементы иска).

    Истец может просить суд о различных действиях:

    1) о присуждении ответчика к совершению какого-либо действия или к воздержанию от совершения действия;

    2) о признании наличия или отсутствия определенного права или правоотношения;

    3) об изменении или прекращении правоотношения.

    Под предметом иска понимается указанное истцом субъективное право, о котором он просит суд вынести решение одним из указанных выше способов.

    Предметом иска может быть охраняемый законом интерес (ст. 152 ГК), а также правоотношение в целом.

    53.Виды исков.

    Существует две системы классификации исков:

    1) процессуально-правовая,

    2) материально-правовая.

    Процессуально-правовая классификация исков основана на содержании иска, т.е. способе требуемой истцом судебной защиты; по этой классификации иски делятся на 3 вида:

    a. Исполнительные иски (иски о присуждении),

    b. Установительные иски (иски о признании),

    c. Конститутивные иски (преобразовательные иски - иски об изменении/прекращении правоотношений).

    Иском о присуждении (исполнительным иском) истец требует от суда обязать ответчика совершить определенное действие или воздержаться от него (обычно вызывается тем, что должник оспаривает право истца, не исполняя своих обязанностей). Вследствие спора право лишается определенности: его нельзя принудительно осуществить до тех пор, пока не будет установлено, существует ли в действительности оспоренное право и каково его содержание. Конечная цель - принудительное исполнение обязанности, поэтому иски о присуждении называют также исполнительными исками. Т.о. иском о присуждении, или исполнительным иском, называется иск, направленный на принудительное исполнение подтвержденной судом обязанности ответчика.

    Предмет - нарушенное материальное право; право истца требовать от ответчика определенного поведения в связи с невыполнением соответствующей обязанности добровольно (в любом случае предметом исков о присуждении являются субъективные права, возможность принудительного осуществления которых наступила).

    Основание - 1) наличие права (факты, с которыми связано возникновение самого права); 2) нарушение права - (факты, с которыми связано возникновение права на иск).

    Иск о признании (установительный иск) - требование, направленное на подтверждение судом существования или отсутствия определенного правоотношения (именуют также установительными исками). Иск о признании, направленный на подтверждение существования права или правоотношения, называется положительным (позитивным), а на подтверждение отсутствие правоотношения - отрицательным (негативным).

    Предмет - материальное правоотношение - в большинстве случаев правоотношение между истцом и ответчиком, но допускаются иски, предметом которых является правоотношение между другими лицами, которые в таких случаях оказываются соответчиками в процессе (иск прокурора о признании недействительной сделки, заключенной между двумя лицами).

    Основание иска положительного - наличие факта правоотношения (факты, с которыми истец связывает возникновение спорного правоотношения).

    Основание иска отрицательного - отсутствие факта правоотношение (факты, вследствие которых спорное правоотношение, по утверждению истца, не могло возникнуть).

    В основание иска о признании не входят факты, вызывающие возможность принудительного осуществления права, т.к. в иске о признании истец ограничивается просьбой о подтверждении существования или отсутствия правоотношения.

    Конститутивный (преобразовательный) иск - иск, направленный на изменение или прекращение существующего с ответчиком правоотношения. Закон предоставляет суду право выносить такое решение, установив, что одним из способов защиты субъективных гражданских прав является прекращение или изменение правоотношения. Во всех случаях, когда одностороннее прекращение сделки допустимо, решение суда служит важной гарантией правомерности од является прекращение или изменение правоотношения. Во всех случаях, когда одностороннее прекращение сделки допустимо, решение суда служит важной гарантией правомерности односторонних волеизъявлений и защиты законных интересов сторон; в некоторых случаях прекращение правоотношения возможно только по решению суда.

    Один из видов преобразовательных решений - решение о дополнительном урегулировании таких правоотношений, которые нормой права полностью не урегулированы (регламентирующее решение) - разновидность решений об изменении правоотношений.

    Важно: суд может выносить такие решения только в случаях, указанных законом, если имеются налицо те факты, с которыми закон связывает возникновение права на изменение или прекращение правоотношения.

    Предмет - материальное правоотношение (право истца односторонним волеизъявлением прекратить или изменить правоотношение).

    Основание - 1) наличие правоотношения (факты, с которыми связано возникновение правоотношения, подлежащего изменению или прекращению); 2) основания для изменения/прекращения правоотношения (факты, с которыми связана возможность осуществления преобразовательного правомочия на изменение или прекращение правоотношения).

    Для таких исков возможны два случая:

    Правоотношение может быть изменено или прекращено только судом;

    Необходимость обращения в суд вызвана отсутствием согласия одной из сторон на изменение или прекращение правоотношения.

    Материально-правовая классификация: в судебной практике принято выделение дел по отдельным категориям материально-правовых отношений: алиментных, трудовых, жилищных, по железнодорожным перевозкам, по причинению вреда и др. Материально-правовая классификация - в основе статистики, показывающей динамику различных категорий гражданских дел. Эта классификация применяется также для научных исследований материально-правовых и процессуальных особенностей гражданских дел.

    Экологический контроль - это система мер, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

    Классификацию видов экологического контроля можно производить по нескольким критериям. По критерию субъекта, осуществляющего экологический контроль, следует выделить государственный, производственный и общественный экологический контроль. Ведомственный экологический контроль ФЗ «Об охране окружающей среды» не упоминается, что вполне обоснованно, поскольку соответствующие функции вписываются в систему государственного экологического контроля.

    По критерию направленности контроля, следует различать внешний (надведомственный) и внутренний (внутриведомственный) экологический контроль. Внутренний экологический контроль осуществляется самим хозяйствующим субъектом (соответствующими экологическими службами) для самоконтроля и носит название производственного. Экологический контроль в отношении организационно не подчиненных объектов проявляется в форме государственного и общественного экологического контроля.

    Как указано в п. 1 статьи 63 ФЗ «Об охране окружающей среды», целью экологического контроля является обеспечение исполнения экологического законодательства, а также соблюдения экологических требований, включая экологические нормативы и нормативные документы. В юридической науке выделяют четыре основные формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование и применение. Реализация права - это процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов публичной власти и юридических лиц. В комментируемой статье речь идет только о двух формах реализации права.

    При соблюдении экологических требований субъекты обязаны пассивно воздерживаться от совершения противоправных действий, нарушающих эколого-правовые нормы и содержащиеся в них ограничения и запреты. Данная форма реализации права осуществляется вне конкретных правоотношений, никак не фиксируется и охватывает всех индивидуальных и коллективных субъектов экологического права. Типичным примером соблюдения экологических норм гражданином может служить складирование гражданами бытовых отходов в специально отведенных местах, повышение уровня своего экологического образования, бережное отношение к природным богатствам при выезде на природу (разжигание костров, уничтожение деревьев) или в ходе повседневной деятельности и т.д.

    При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции и полномочия, в результате чего происходит реализация соответствующих эколого-правовых норм. Особенностью данной формы реализации права является то, что она предполагает активные действия субъектов и отличается императивностью, а соответствующие правоисполнительные действия так или иначе фиксируются, оформляются. Например, должностные лица государственных специально уполномоченных органов исполнительной власти обязаны предоставить в указанный законом срок гражданам и их объединениям по их запросу экологическую информацию, которая должна быть полной и достоверной.


    До недавнего времени состояние системы публичного экологического контроля в России характеризовалось разнообразием видов контроля и множеством органов, его осуществляющих.

    Новейшая история преобразований в системе публичного экологического контроля насчитывает несколько этапов.

    Первый этап - развитие системы экологического контроля до 2004 г. В этот период на территории муниципального образования было возможно осуществление трех видов публичного экологического контроля: федеральный, региональный и муниципальный.

    Характерной чертой данного этапа являлось отсутствие четко разграниченных полномочий взаимодействие указанных органов, что нередко приводило к открытому конфликту между ними.

    Начало второго этапа становления системы публичного экологического контроля было ознаменовано, во-первых, проведением в 2004 г. административной реформы и передачей полномочий по осуществлению федерального государственного экологического контроля от федеральных министерств федеральным службам (ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды»), и, во-вторых, внесением в августе 2004 г. в ФЗ «Об охране окружающей среды» изменений, фактически исключивших субъекты РФ из системы государственного экологического контроля. Таким образом, в период с 2004 по 2006 гг. публичный экологический контроль осуществлялся на федеральном и муниципальном уровне.

    В качестве третьего этапа можно обозначить период времени с 2006 по 2008 гг. В 2006 г. субъектам РФ были возвращены полномочия по проведению государственного экологического контроля: редакция ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды» опять претерпела изменения - в ч. 1 указанной статьи вновь было внесено положение об осуществлении государственного экологического контроля как федеральными органами исполнительной власти, так и органами исполнительной власти субъектов РФ. Таким образом, на третьем этапе (с 2006 по 2008 гг.) имелись все правовые основания для проведения государственного экологического контроля на трех уровнях (федеральном, субъектов РФ и муниципальном).

    Четвертый этап становления системы публичного экологического контроля начался в 2008 г. и продолжается по сегодняшний день. На данном этапе муниципальный экологический контроль был исключен из видов экологического контроля. В настоящее время существует только государственный экологический контроль, осуществляемый федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

    Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и имеет многолетнюю историю. Впервые термин "общественный контроль" был использован в январе 1956 г., когда постановлением Совета Министров РСФСР был утвержден "Устав Всероссийского общества содействия охране природы и озеленению населенных пунктов". Однако долгие годы общественный экологический контроль не имел самостоятельного значения и был придатком системы государственных контрольных органов.

    Целью проведения общественного экологического контроля является проверка соблюдения требований экологического законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, а также оказание содействия компетентным органам в проведении мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Проведение данных мер будет способствовать реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращению нарушений экологического законодательства.

    Правовую основу участия общественности в экологическом контроле составляют Конституция РФ, Закон РФ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ЛК РФ, ВК РФ и иные нормативные акты.

    По критерию видов (направлений) общественного экологического контроля, следует выделить контроль за состоянием отдельных видов природных объектов (например, объектов животного мира в соответствии со ст. 10 Закона о животном мире), контроль за осуществлением экологически значимой хозяйственной и иной деятельности (радиационная безопасность, соблюдение экологических требований в сельском хозяйстве, градостроительной деятельности и т.д.), контроль за осуществлением экологических процедур общего характера (своевременностью, полнотой и достоверностью предоставления компетентными органами экологической информации, участие в общественных экологических экспертизах и т.д.).

    Общественный экологический контроль, как и государственный, осуществляется в форме предупредительного и текущего. Предупредительный контроль может проявляться в участии граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в проведении общественных обсуждений в ходе осуществления ОВОС, референдумах по экологическим вопросам, участии в проведении общественной экологической экспертизы, а также направлением своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе. Текущий экологический контроль граждане, общественные и иные некоммерческие объединения осуществляют, предъявляя требования органам государственной власти, органам местного самоуправления, хозяйствующим субъектам о предоставлении информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, сообщая компетентным органам об известных им экологических правонарушениях, обращаясь в суд с исками об отмене решений о строительстве, реконструкции или эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на природу и т.д.

    Проведение общественного экологического контроля (в том числе в форме предупредительного контроля - общественной экологической экспертизы) является одним из вариантов контроля гражданского общества за деятельностью органов публичной власти и коммерческих структур.

    В осуществлении общественного экологического контроля могут принимать участие не только специализированные экологические общественные и иные не коммерческие объединения, но и профессиональные союзы. Так, согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством (текущий контроль).

    Профсоюзы вправе участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов (предупредительный контроль).

    Результаты общественного экологического контроля, оформленные в форме обращений, жалоб или иных предусмотренных законодательством формах, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению. Например, граждане вправе обратиться с обращением в орган местного самоуправления, в котором высказать предложения по совершенствованию его работы в области охраны окружающей среды, либо с требованием о предоставлении информации о намечающемся строительстве и необходимости учета общественного мнения в соответствии с градостроительным и экологическим законодательством. Должностные лица соответствующего органа местного самоуправления обязаны в течение месяца дать письменный ответ гражданам по существу обращения. В противном случае такие муниципальные должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности (ст. 32 Закона о местном самоуправлении).

    Появление подобных норм в федеральных и региональных законах вполне оправдано в свете нередкого противостояния экологической общественности и органов власти, которое иногда принимает крайние формы.

    Однако в целом, сегодня система общественного экологического контроля еще продолжает формироваться. Наиболее перспективная сфера, которую он может занять - это создание дополнительных информационных возможностей для работы государственного экологического контроля. Дублирование функций государственного экологического контроля представляется малоэффективной задачей. В тоже время при налаженном взаимодействии с государственными контрольными органами, общественные объединения и граждане могли бы оперативно предупреждать компетентные органы о существующей экологической обстановке во дворе, микрорайоне, квартале и т.д.

    Права, свободы человека - самая высока ценность в нашем обществе. Не последнее место среди прочих занимает право проживания в благоприятных условиях. С целью его соблюдения сформулирована концепция экологического общественного контроля. Через него (вероятно) получится решить проблему недостаточности экологической функции на федеральном уровне. В то же время специалисты обращают внимание: реальные подвижки будут лишь в том случае, когда удастся сформулировать такую концепцию с учетом правовых норм, а также реализовать ее постулаты на практике.

    Новейшие тенденции

    Природа и общество в последнее время взаимодействуют более тесно. В некоторой степени это даже можно назвать «демократичным». Во многом это реализовано через имеющийся в настоящее время экологический общественный контроль, так как организации и отдельные активисты могут принимать меры по улучшению обстановки и контролировать исполнение обязательств, возложенных на власть. Многие признают, насколько действительно важно в настоящее время отследить предприятия, управленческую деятельность властных структур, чтобы решения, важные для окружающей среды, формулировались и успешно принимались.

    Правила и реальность

    Функции экологического общественного контроля заключаются в отслеживании исполнения ряда значимых процедур. Сами процедуры отражены в действующем законодательстве, здесь же прописано, каковы их особенности, конкретные механизмы воплощения буквы закона в реальность. В то же время не зря считается, что на практике соблюдается декларированное правовыми актами далеко не всегда. И здесь на помощь правовой системе приходят общественные объединения.

    …или право имею?

    Во многом экологический общественный контроль обусловлен правовыми нормами, принятыми еще в период РСФСР. Именно тогда в Земельном кодексе были сформулированы возможности, закрепленные за общественностью и в наше время. Из декларированного следовало, что все граждане, также организации и сообщества, управленческие структуры, объединения вправе принимать участие в изучении различных вопросов, если при этом решается судьба земельного участка: его изъятия или предоставления для нужд сельского хозяйства, строительства, промышленности. Это распространялось исключительно на те участки, изменение которых сказывалось на интересах широких слоев населения.

    Как следует из нормативной документации, отвод участков земли должен сопровождаться выявлением общественного мнения по этому вопросу. Для этого организуются референдумы, интервьюирование, гражданские собрание. В то же время законодательство не содержит четкого описания того, как процедура должна происходить, а также нет корректных однозначных определений, какова юридическая сила выражаемого обществом мнения, поэтому в ряде случаев происходит замалчивание ситуации или мягкий отвод внимания от острого вопроса. Чтобы избежать этого, необходимо сделать более сильным общественный экологический контроль России, а его возможности и функциональность обосновать правовыми нормативными постулатами.

    Как это должно работать?

    В идеале общественный экологический контроль осуществляется через слушания, в которых принимают участие все заинтересованные граждане. При этом в рамках такого собрания необходимо проверить, в какой степени выполняют требования, установленные законодательством относительно экологии, а также оценить, как запланированная деятельность может сказаться на окружающей среде.

    Как отмечают эксперты, в нашей стране общественный экологический контроль осуществляется с учетом существенных пробелов в законодательстве. Если исправить эту ситуацию, граждане будут иметь действительно сильные позиции, а значит, смогут контролировать работу над решениями, важными для экологической обстановки.

    Общественная экспертиза

    Эта задуманная эффективной форма общественного экологического контроля имеет точно такие же проблемы, как и описанная выше система. В то же время эффективный подход к организации работы и осуществлению принятых решений на деле позволяет держать под контролем ситуацию, если планируется создание опасных объектов, вести деятельность, связанную с повышенным уровнем опасности. В рамках общественной экспертизы независимые специалисты могут исследовать все факторы экологической напряженности и определить, к появлению каких новых приведет введение в эксплуатацию спорного объекта или начало работ над ним.

    Общественная организация экологического контроля, активисты в настоящее время могут косвенно контролировать, каким образом на федеральном уровне происходит распоряжение природными ресурсами. Это касается только тех, что считаются собственностью державы. Организовано это через процедуру экологического обоснования - обязательное мероприятие, сопровождающее выдачу специализированной лицензии. Чтобы правильно оформить обоснование, необходимо сперва пройти экспертизу, производимую силами общественных объединений.

    Правые гарантии

    Общественный экологический контроль осуществляется в целях сохранения условий обитания нашей цивилизации адекватными. Задача производимых в его рамках мероприятий - защита окружающей среды и контроль деятельности отдельных элементов общества, в том числе предприятий и объединений, заинтересованных в создании потенциально опасных объектов. Чтобы общественные организации, взявшие на себя задачи обеспечения контроля, могли настаивать на сохранении справедливости, законодательством им даны возможности обращения к судебным инстанциям для защиты интересов и прав, декларированных законом.

    В этом аспекте порядок проведения общественного экологического контроля предполагает направление обращения в адрес судебной инстанции, если активность некоторого лица выглядит незаконной, принимаемые им решения противоречат нормативным актам. Обратиться за помощью к правоохранительной системе можно в ситуации, когда госорганы бездействуют, должностные лица, ответственные за этот вопрос, не проявляют положенной активности. В то же время есть строгое ограничение: допустимо обращаться только по таким вопросам, которые прямо связаны с экологическими интересами, правовыми возможностями граждан державы.

    Как это работает?

    Государственный производственный и общественный экологический контроль в нашей державе организованы во многом через информационные потоки - основную форму осуществления разрешенной законодательством деятельности. Общественные организации вправе использовать доступные им методы требования данных от госорганов, предприятий относительно деятельности по охране природы. Также у общественности есть право доступа к сведениям, отражающим текущую обстановку. Оно декларировано несколькими вступившими в силу законами федерального уровня.

    Отслеживание объектов общественного экологического контроля (потенциально опасных предприятий, ситуаций, спорных вопросов) на основании полученной официальной информации от частных лиц и госинстанций, госорганов позволяет в судебном порядке обжаловать решения, а также отсутствие активности либо, наоборот, принятие каких-либо мер, если таковое приводит к нарушению общественных, гражданских экологических прав.

    Как улучшить?

    Как говорят специалисты, повышение эффективности этой системы было бы достигнуто, если бы цели общественного экологического контроля удалось прописать в законодательстве предельно четко и корректно, вместе с тем на федеральном уровне организовать взаимодействие контролирующих структур как государственных, так и от общества. При этом важно сотрудничать, а не просто вступать в полемику. Участие должна принимать и прокуратура, ответственная за соблюдение принципов справедливости и равноправия.

    Демократия и возможности

    Как говорят специалисты по общественным, политическим наукам, именно сформированность гражданского сообщества - одно из ключевых показателей демократичности державы. Гражданское общество может быть источником положительного влияния на правовые отношения, связанные с экологической обстановкой. При этом сообщество должно иметь своеобразное, специфическое место в правовой системе, чтобы оказывать реальное влияние на состояние окружающей среды через продвижение и блокирование решений «власть имущих».

    Общественные слушания, экспертные мероприятия, контроль - все это позволяет защитить права каждого человека, проживающего в нашей стране, на хорошее состояние экологии.

    Что говорят аналитики?

    Общепризнанной считается позиция, что в настоящее время в державе наблюдается серьезная нехватка целостного подхода к проблемам, связанным с экологией. Мероприятия, которые регулярно организуются, имеют довольно низкий уровень эффективности. Следовательно, на государственном уровне улучшения качества применительно к обстановке в мире вокруг так и не наблюдается. Что касается местного самоуправления, то здесь существующие подходы провоцируют коррупцию.

    Одновременно с этим опросы показывают, что граждане откровенно недовольны тем, как складывается экологическая обстановка в пределах державы. Нарастает напряжение; и без того сложное (немалую роль играет экономический кризис) время сопряжено с дополнительным нагнетанием обстановки, обусловленным пренебрежением экологическими нормативами, законами, правилами. Уже не раз профессиональные исследователи пытались сформулировать, какие причины привели к подобной ситуации. Есть несколько подходов, объяснений, разработанных разными школами. Каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны, приверженцев и несогласных.

    Слова и дело

    Как отмечают аналитики, правоведы, современное законодательство в нашей стране богато сложными и длинными формулировками, якобы призванными обеспечить возможность контроля над экологической обстановкой гражданам и общественным организациям. В то же время на практике ситуация складывается совершенно иначе: несмотря на обилие слов, реальной пользы от них нет, так как все выражения слишком расплывчатые. Суть общественного контроля в законодательных документах отсутствует, хотя описанию самого этого явления уделено немало внимания.

    Еще более важно отсутствие алгоритмов, к которым можно было бы прибегать ради реализации возможностей. В настоящее время регулирование таково, что отдельные институты, субъекты просто не могут быть эффективными. В то же время специалисты отмечают: есть все задатки к улучшению системы, и доработка, ежели таковая будет иметь место, позволит повысить качество контроля общества над состоянием среды и факторами, его определяющими.

    А если на примерах?

    Довольно показательна тринадцатая статья федерального закона, посвященного вопросам охраны окружающей среды. Из формулировок нормативного акта следует, что должностные лица, равно как и госорганы, должны по мере сил помогать отдельным людям, образованиям и объединениям, имеющим некоммерческий характер, дабы таковые могли реализовывать свои права применительно к охране среды. С другой стороны, в законах нет никаких конкретных нормативов, декларирующих ответственность, если органы и лица не исполняют возложенное на них тринадцатой статьей обязательство.

    Сходная обстановка наблюдается с двадцать шестой статьей федерального закона, посвященного охране атмосферы. В нем установлено, что со стороны общества процедуры контроля должны организовываться в порядке, определенном нормами применительно к общественным объединениям, охране среды. Конечно, это свидетельствует о необходимости охранных мероприятий, но формулировка настолько расплывчатая, что никакого реального смысла, практического применения, как утверждают правоведы, не имеет.

    Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)

    1. Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и имеет многолетнюю историю. Впервые термин "общественный контроль" был использован в январе 1956 г., когда постановлением Совета Министров РСФСР был утвержден "Устав Всероссийского общества содействия охране природы и озеленению населенных пунктов". Однако долгие годы общественный экологический контроль не имел самостоятельного значения и был придатком системы государственных контрольных органов.

    Целью проведения общественного экологического контроля является проверка соблюдения требований экологического законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, а также оказание содействия компетентным органам в проведении мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Проведение данных мер будет способствовать реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращению нарушений экологического законодательства.

    Правовую основу участия общественности в экологическом контроле составляют Конституция РФ, Закон РФ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ЛК РФ, ВК РФ и иные нормативные акты.

    По критерию видов (направлений) общественного экологического контроля, следует выделить контроль за состоянием отдельных видов природных объектов (например, объектов животного мира в соответствии со ст. 10 Закона о животном мире), контроль за осуществлением экологически значимой хозяйственной и иной деятельности (радиационная безопасность, соблюдение экологических требований в сельском хозяйстве, градостроительной деятельности и т.д.), контроль за осуществлением экологических процедур общего характера (своевременностью, полнотой и достоверностью предоставления компетентными органами экологической информации, участие в общественных экологических экспертизах и т.д.).

    Общественный экологический контроль, как и государственный, осуществляется в форме предупредительного и текущего. Предупредительный контроль может проявляться в участии граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в проведении общественных обсуждений в ходе осуществления ОВОС, референдумах по экологическим вопросам, участии в проведении общественной экологической экспертизы, а также направлением своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе. Текущий экологический контроль граждане, общественные и иные некоммерческие объединения осуществляют, предъявляя требования органам государственной власти, органам местного самоуправления, хозяйствующим субъектам о предоставлении информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, сообщая компетентным органам об известных им экологических правонарушениях, обращаясь в суд с исками об отмене решений о строительстве, реконструкции или эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на природу и т.д.

    2. Проведение общественного экологического контроля (в том числе в форме предупредительного контроля - общественной экологической экспертизы) является одним из вариантов контроля гражданского общества за деятельностью органов публичной власти и коммерческих структур. Аналогичные по своей сущности инструменты гражданского общества мы обнаружим, например, при рассмотрении деятельности Общественных палат (федеральной, региональных, муниципальных), осуществляющих экспертизы законопроектов и осуществляющих поиск компромисса в не всегда простом диалоге формирующегося в России гражданского общества и государства.

    В осуществлении указанных форм общественного экологического контроля могут принимать участие не только специализированные экологические общественные и иные не коммерческие объединения, но и профессиональные союзы. Так, согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством (текущий контроль).

    Профсоюзы вправе участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов (предупредительный контроль).

    3. Результаты общественного экологического контроля, оформленные в форме обращений, жалоб или иных предусмотренных законодательством формах, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению. Например, граждане вправе обратиться с обращением в орган местного самоуправления, в котором высказать предложения по совершенствованию его работы в области охраны окружающей среды, либо с требованием о предоставлении информации о намечающемся строительстве и необходимости учета общественного мнения в соответствии с градостроительным и экологическим законодательством. Должностные лица соответствующего органа местного самоуправления обязаны в течение месяца дать письменный ответ гражданам по существу обращения. В противном случае такие муниципальные должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности (ст. 32 Закона о местном самоуправлении).

    Появление подобных норм в федеральных и региональных законах вполне оправдано в свете нередкого противостояния экологической общественности и органов власти, которое иногда принимает крайние формы.

    Однако в целом, сегодня система общественного экологического контроля еще продолжает формироваться. Наиболее перспективная сфера, которую он может занять - это создание дополнительных информационных возможностей для работы государственного экологического контроля. Дублирование функций государственного экологического контроля представляется малоэффективной задачей. В тоже время при налаженном взаимодействии с государственными контрольными органами, общественные объединения и граждане могли бы оперативно предупреждать компетентные органы о существующей экологической обстановке во дворе, микрорайоне, квартале и т.д.



    Просмотров