Мощная и слабая позиция звука. План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Сильные и слабые позиции согласных звуков.Позиции согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными
Звуки речи изучаются в разделе языкознания, который называется фонетикой.
Все звуки речи разделяются на две группы: гласные и согласные.
Гласные звуки могут находиться в сильной и слабой позициях.
Сильная
позиция - позиция под ударением, в ней звук произносится отчетливо,
долго, с большей силой и не требует проверки, например: город, земля,
величие.
В слабой позиции (без ударения) звук произносится
неотчетливо, кратко, с меньшей силой и требует проверки, например:
голова, лесной, преподаватель.
Под ударением различаются все шесть гласных звуков.
В безударном положении вместо [а] , [о] , [з] в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки.
Так,
вместо [о] произносится несколько ослабленный звук [а] - [вад] а,
вместо [э] и [а] в безударных слогах произносится [иэ] - звук, средний
между [и] и [э] , например: [м"иэста] , [ч"иэсы] , [п"иэт"брка] ,
[с*иэло] .
Чередование сильной и слабой позиций гласных звуков в
одной и той же части слова называется позиционным чередованием звуков.
Произношение гласных звуков зависит от того, в каком слоге по отношению к
ударному они находятся.
В первом предударном слоге гласные звуки изменяются меньше, например: ст [о] л - ст [а] ла.
В остальных безударных слогах гласные изменяются больше, а некоторые
вообще не различаются и в произношении приближаются к нулю звука,
например^: перевёз - [п"ьриэв"6с] , садовод - [съдавот] , водовоз -
[въдавбс] (здесь ъ к ь обозначают неясный звук, нуль звука) .
Чередование гласных звуков в сильной и слабой позициях на письме не
отражается, например: удивляться - диво; в безударном положении пишется
та буква, которая обозначает ударный звук в этом корне: удивляться -
значит «встретиться с дивом (чудом)» .
Это ведущий принцип русской
орфографии - морфологический, предусматривающий единообразное написание
значимых частей слова - корня, приставки, суффикса, окончания вне
зависимости от позиции. Морфологическому принципу подчиняется
обозначение безударных гласных, проверяемых ударением.
В русском языке 36 согласных звуков.
Согласные звуки русского языка - это такие звуки, при образовании
которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду, они
состоят из голоса и шума или только из шума.
В первом случае
образуются звонкие согласные, во втором - глухие. Чаще всего звонкие и
глухие согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] - [п] , [в] -
[ф] , [г] - [к] , [д] - [т] , [ж] - [ш] , [з] - [с] .
Однако
некоторые согласные являются только глухими: [х] , [ц] , [ч"], [ш] или
только звонкими: [л] , [м] , [н] , [р] , [Г] . Различают также твердые и
мягкие согласные. Большинство из них образуют пары: [б] - [б"], [в] -
[в"], [г] - [г"], [д] - [д»] , [з] - [з"], [к] - [к"], [л] - [л"], [м] -
[м*], [н] - [н*], [п] - [п"], [р] - [р"], [с] - [с"], [т] - [т"], [ф] -
[ф"], [х] - [х"]. Не имеют парных звуков твердые согласные [ж] , [ш] ,
[ц] и мягкие согласные , [ч"], [т"].
В слове согласные звуки могут занимать разные позиции, т. е. месторасположение звука среди других звуков в слове.
Позиция, при которой звук не изменяется, является сильной. Для
согласного звука это позиция перед гласным (слабый) , сонорным (правда) ,
перед [в] и [в*] (свить) . Все остальные позиции являются для согласных
слабыми.
При этом согласный звук изменяется: звонкий перед
глухим становится глухим: подшить - [патшыт"]; глухой перед звонким
становится звонким: просьба - [прбз"ба] ; звонкий в конце слова
оглушается: дуб - [дуп] ; звук не произносится: праздник - [праз"н"ик] ;
твердый перед мягким может стать мягким: власть - [влас"т"].
1. Сильные и слабые позиции согласных по звонкости-глухости.
Сильные и слабые позиции согласных звуков разнообразны. Различают сильные и слабые позиции согласных
по звонкости/глухости и твердости/мягкости.
Сильной позицией согласных по звонкости-глухости является та позиция, которая не оглушает и не озвончает звуки
– перед гласными и сонорными, и звуками [в], [в`], а также у звонких перед звонкими, а у глухих перед глухими: подбирать [пъдбират`], слон [слон].
Слабая позиция по звонкости-глухости
- в абсолютном конце слова: дуб - [дуп], зуб - [зуп], лов - [лоф], а также у глухих перед звонкими (кроме сонорных и в) и у звонких перед глухими: снег [сн`эк].
Абсолютно сильная позиция
бывает у согласных при совпадении сильных по звонкости-глухости и твердости – мягкости позиций.
Абсолютно слабая позиция
бывает у согласных при совпадении слабых по звонкости-глухости и твердости – мягкости позиций.
Слабые позиции по глухости / звонкости:
1) на конце слова: ко[с] от коза и коса;
2) перед шумным глухим: ло[т]ка, но ло[д]очка;
3) перед шумным звонким: [з]дать, но [с]верить.
Сильные позиции по глухости / звонкости:
1) перед гласным: [г]од, [к]от;
2) перед сонорными согласными: [c]лой, [з]лой;
3) перед [в], [в]: [т]вой, [д]вое.
2. Позиционная мена и изменения звонких и глухих согласных.
Позиционная мена для согласных звуков
находит отражение в следующих звуковых законах:
1. Фонетический закон конца слова
: шумный звонкий на конце слова оглушается. Такое произношение приводит в образованию омофонов: порог
[ п/\ро´к] – порок
[п/\ро´к]; молот
[мо´лът] – молод
[мо´лът]. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласных оглушаются: груздь
[гру´с´т´] – грусть
[гру´с´т´], подъезд
[п/\дjэ´ст] – подъест
[п/\дjэ´ст].
2. Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости.
Ассимиляция
- это уподобление одного звука другому. В современном русском литературном языке ассимиляция имеет регрессивный характер, то есть предыдущий звук уподобляется последующему: глухой перед звонким парным становится звонким: к деду [гд´э´ду], парный звонкий перед глухим становится глухим: ложка
[ло´шкъ]. Заметим, что озвончение глухого перед звонким встречается реже, чем оглушение звонкого перед глухим. В результате ассимиляции создаются омофоны: дужка [ду´шкъ] - душка [д´шкъ], везти [в´ и э с´т´и´] – вести [ в´ и э с´т´и´].
Ассимиляция происходит:
1.На стыке морфем: сделал
[з´д´э´лъл],
2.На стыке предлога со словом: с делом
[з´д´э´лъм],
3.На стыке слова с частицей (постфиксом): год-то
[го´ттъ],
4.На стыке знаменательных слов, произнесенных без паузы: раз пять
[расп´ат´].
Все парные по мягкости смягчаются: перед гласными переднего ряда: [б´э´лый], [х´и´трый], [в´и э сна´].
Ассимиляция по месту образования
Ассимиляция зубных перед шипящими [ж], [ш], [ч´, [ш´] и заключается в полном уподоблении зубных [з] и [с]:
1.
На стыке морфем: сшить
[шы´т´], разжать
[р/\ ЖА
´т´], счет
[шо´т], с шаром
[ ША
´ръм], без жара
[б´ и э ЖА
´ръ];
2.
Внутри корня: позже
[по´ЖЪ
], езжу
,
3.
Зубные [д], [т], находясь перед [ч], [ц], уподобляются последним: отчет
.
4.Сокращение групп одинаковых согласных.
При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога
или приставки со следующим словом, на стыке корня и суффикса сокращаются до двух: с ссылки
[ссы´лк´и].
Ассимиляции согласных по мягкости-твердости.
Перед мягкими согласными обычно смягчаются зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф] : [в´ и э з´д´э´], [с´н´э´ к], [гро´с´т´], [ус´п´э´х], [м´э´с´т´].
Однако ассимиляция по мягкости происходит непоследовательно. Так, зубные [з], [с], [н], [д], [т] перед мягкими зубными и [ч´], [ш´] смягчаются в корнях: [з´д´э´с´], [с´т´э´п´]; зубные перед мягкими губными могут смягчаться в корнях и на стыке приставки и корня: [с´в´э´т], [м´ и э д´в´э´т´], [из´м´а´т´]. Однако иногда в одной и той же позиции согласный может произноситься и мягко, и твердо: [в/\з´н´и´к] - [в/\зн´и´к]. Не смягчаются перед мягкими согласными заднеязычные и [л].
Поскольку ассимиляция по мягкости не имеет характера закона, можно говорить не о позиционной мене, а о позиционных изменениях согласных по мягкости.
Парные по твердости мягкие согласные могут подвергаться ассимиляции по твердости. Позиционные изменения по твердости наблюдаются на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: [с´л´э´сър´], но [с´л´ и э са´рный]. Перед губным [б] ассимиляция не происходит: [про´з´бъ].
Ассимиляции по твердости не подвергается [л´]: [н/\по´л´ный].
3. Позиционная мена согласных с нулем звука.
Другими словами - нейтрализация фонемы, представленной согласным нулем, и отсутствия фонемы. Здесь есть несколько случаев.
1.Сочетание фонем (стн) и (здн) реализуется звукосочетанием [сн], [зн]: честен - честный - че [сн] ый, звезда - звё [зн] ый.
Сравним:
че[сн]ый и те[сн]ый; слышим в обоих случаях [сн], но в сильной позиции (не между [с...н]) есть различие: честен, но тесен. Значит, в словах че(стн)ый и те(сн)ый фонемосочетания (стн) и (сн) совпали по звучанию; фонема (т), реализованная в позиции между [с...н] нулем, совпала с отсутствием фонемы!
Эти чередования хорошо отражают рифмы (из стихотворений Н. А. Некрасова; рифма у поэта точная): известных - чудесных, бесстрастна - прекрасна, честный - тесный, несчастной - безгласной, самовластно- прекрасна, прелестней - песней, ненастный - ясный.
Замечания требует слово бездна. Это, собственно, не одно, а два слова. 1) Бездна - много. Слово бытовой речи: У меня бездна всяких дел. Произносится: [б’эзнъ]. Вряд ли можно говорить, что здесь фонема (д) представлена нулем согласного, так как связь с сочетанием без дна в настоящее время у этого слова бездна отсутствует.
Другое подобное же чередование: сочетание (нтк) реализуется звуком [нк]: студе[нк]а, лабора[нк]а. Такое чередование является позиционным (т. е. представлено во всех словах с фонемосочетанием (нтк)) лишь у некоторых лиц, владеющих литературным языком, преимущественно старшего поколения.
Такие слова, как стройка, строю, строй, строящийся или трамвай, трамваю, трамвайный; или свой, своя, свое... явно имеют корни, оканчивающиеся фонемой (j); она реализуется неслоговым гласным [и]. Но в словах строить, строитель, строишь; трамваи; свои никакого йота не слышно. Это потому, что фонема (j) в позиции после гласного перед [и] представлена нулем: свои - [свай] = (cBojft).
В словах могут быть сочетания двух одинаковых фонем, например(нн): ванна - [ван:ъ] = (ванна);
Такие сочетания реализуются долгими, «двойными» согласными (они не обязательно в два раза длиннее кратких, обычных [н]). Но долгие согласные возможны только между гласными, один из которых (предшествующий или последующий) является ударным. Когда же такое сочетание двух одинаковых фонем, например (нн), попадает в соседство с согласным, то вместо долгого звучит краткий: финны (с [н:]) - финский (с [н]); манная крупа - манка, тонна - двухтонка и т. д. Здесь даны примеры, где чередование
отражено в орфографии, но оно существует и там, где орфография не отмечает этого чередования: ветер в два ба[л:]а - двухбалльный (с обычным кратким [л’]). ;
Следовательно, в позиции «рядом с согласным» \ сочетание фонем типа (нн), (лл) и т.д. представлено кратким согласным; одна из фонем реализована нулем.
Нередко, говоря о позиционных чередованиях, употребляют глаголы подчеркнуто процессуальные: «ударный гласный [о] без ударения переходит в [а]», «звук [з] на конце слова превращается в [с]» и т. д. На самом деле налицо синхронные отношения, а не процессы. Правильные формулировки такие: [о] ударный в безударных позициях меняется на гласный [а]; звонкий согласный [з] чередуется с глухим согласным [с].
Сильной называется такая позиция звука, когда его невозможно спутать с другим звуком и он отчетливо произносится. Для гласных звуков сильной позицией является их позиция под ударением, и этим способом, постановкой гласной под ударение ее проверяют на правильность написания. Соответственно и слабой позицией для гласных будет их безударное положение в слове. Согласные звуки под ударение не ставятся, но и для них есть варианты, когда произношение согласного отчетливое - перед гласной, перед сонарной, и перед согласной В. Напротив слабой позицией для согласных оказывается их расположение в конце слова или перед противоположным по звонкости звуком.
У каждого звука есть свои сильные и слабые позиции.
Звук считается в сильной позиции тогда, когда мы четко слышим ее и у нас не возникает никаких сомнений в написании этой буквы.
Звук считается в слабой позиции тогда, когда у нас возникают сомнения в том, какая буква слышится и пишется.
Таблица сильные и слабых сторон гласных и согласных звуков:
Сильная позиция гласной - позиция под ударением, где звук не требует проверки при написании, так как он слышится отчетливо.
Слабая позиция гласной- позиция,не находящаяся под ударением, где звук требует проверки при написании,так как он слышится неотчетливо.
Что касается согласных звуков, то сильными позициями для них являются:
- перед гласными
- перед сонорными
- перед в и в.
Позицией звуковой в фонетике называют положение звука в единице словарной:
- перед гласным / согласным;
- на конце, а также в середине или начале лексем и их форм;
- под ударением или при отсутствии такового (для звуков гласных).
Сии позиции подразделяются на две категории:
Сильной именуем ту, звук в коей слышен отчтливо и своей буквочкой обозначен:
- дама дама; ровный ровный; интеллигент интеллигэнт;
- золото з, о, л, т; сольный с, о, л, н; пятнышко п, а, т, н, к;
Слабой ту, где звук обозначен буковкой чужой, где буквонаписание частенько вызывает сомнение и потому требует проверки либо применения иного правила, обусловливающего его выбор (положение (позиция) звукового неразличения ) посадить деревья (пасадить диревья):
- в 1-х слогах обеих единиц словарных звуки А, И буквочками обозначены чужими (О, Е), потому в 1-м случае надо вспомнить о единообразном написании приставки, во 2-м слове найти однокоренную лексему, дабы проверить ударением корневую гласную: деревце;
- в слоге 2-м (слово 1-е) звук А обозначен буковкой своей, (А), но и у него позиция слабая (неударная), потому выбор А ещ надо доказать, для чего тоже производим проверку: посадка.
Таким образом, характер позиции звуков гласных тесно связан с акцентом (ударением) .
У любого звука гласного, под ударением находящегося, позиция сильная:
- предоставить предоставить;
- терем тэрем;
- ястреб йастреб.
У гласных неударных позиция, безусловно, слабая, например:
- морозец марозиц;
- ленивый линивый;
- пешеход пишихот.
Количественное, а также качественное изменение звука гласного, напрямую связанное с ударением (с положением безударным), именуют редукцией .
Если звук неударный произносится лишь короче ударного, но не меняет своего качества (допустим, У в лексемах уход, уходящий), мы говорим о наличии редукции количественной , причм чем дальше гласный неударный оказывается от ударного (позиции предударные и заударные: 1-я, 2-я, 3-я), тем он менее длителен.
Если гласный при этом ещ и качество сво меняет (допустим, И в лексеме запятнать на письме обозначен буквочкой Я), говорим, что, помимо количественной, он подвергся ещ и редукции качественной . Рассмотрим как пример звуки на месте буковок О в трх родственных лексемах:
- колос 1-я буковка О звук О и обозначает (позиция сильная), у 2-й О звук короче, в вузах его принято обозначать значком Ъ (в школе используют значок А; позиция 1-я заударная слабая);
- колосья 1-я О обозначен звук (в школе тоже применяют значок А; позиция 1-я предударная слабая), он короче по звучанию, чем А, но длиннее, чем Ъ;
- колоситься 1-я буковка О уже известный нам звук Ъ обозначает (позиция 2-я предударная слабая); в 1-й позиции предударной (слог 2-й), также слабой, вс той же буковкой О обозначен звук.
Для наглядности я составила такую табличку:
Сила / слабость позиции звуков согласных зависит от таких факторов, как:
- вид звуков, следующих за ними (гласный / согласный);
- место, занимаемое звуком в словарной единице (начало, середина, конец);
- иной согласный, занимающий постпозицию по отношению к 1-му (глухой / звонкий, мягкий / тврдый, шумный / сонорный).
Наличие звука гласного , располагающегося непосредственно за согласным, способствует чткому произношении первого, следовательно, создат для согласного позицию сильную :
- быль б пыль п;
- садик с, д седой с, д;
- жил ж шил ш.
Для парных звонких / глухих согласных сильными являются позиции перед гласными :
- дока д,к;
- тога т,г.
а также перед согласными :
- шумными в, в (утварь т двести д);
- сонорными (жмот ж шмат ш),
слабыми же
- на конце лексем и их форм (столб п столп п; луг к лук к);
- в начале, а также на конце единиц словарных перед шумными, кроме в, в (здание з сделать з, сказка с маска с).
Для парных тврдых / мягких согласных сильными называем такие позиции:
- перед гласными (мыло м мило м);
- на конце лексем и их словоформ (сел л сель л; вяз з вязь з);
- перед согласными тврдыми: (асфальт с перед ф; косьба з перед б),
а слабой
- перед согласными мягкими (степь с в препозиции к т, зонтик н перед т).
Слабые позиции звуков согласных связаны с явлением фонетической ассимиляции (уподобление находящихся впереди согласных находящимся позади). В школьной практике термин ассимиляция , как правило, заменяется выражениями:
- оглушение звонких согласных перед глухими;
- озвончение глухих согласных перед звонкими;
- смягчение тврдых согласных перед мягкими.
Примеры:
- футболка, косьба (озвончение: д перед б и з перед б);
- сказка, лавка (оглушение: с и ф перед к);
- бантик, гостинец (смягчение: н и с перед т).
Позиции звуков согласных я представила в следующей табличке:
Слабой позицией гласных и согласных звуков называют позицию, когда звуки неразличимы. например, согласная звонкая на конце слова оглушается, появляется сомнение, правильно ли букву пишем. И тогда нужно вспомнить правило по глухости - звонкости.
Позицию называют сильной, если происходит различение звуков от других.
Лучше всего объяснить на примерах.
Нас учительница раз научила так - скажи резко и грубо любое слово. Сказали, каждый сво. А теперь надо сказать какую вы все букву услышали громко и резко, та и будет стоять на сильной позиции, а остальные, которых ели слышно будут на слабых позициях.
Сильные и слабые позиции гласных
Позиция гласного звука под ударением называется СИЛЬНОЙ .
В этой позиции различаются все шесть гласных звука (мАл - мОр - мИр - мУл - мЭр - мЫл).
В сильной позиции гласные произносятся с наибольшей силой, очень отчетливо и не требуют проверки.
Позиция гласного в неударных слогах - это СЛАБАЯ позиция.
В этой позиции вместо некоторых гласных в одной и той же части слова произносятся другие гласные, например, вАда и вОды, рИка и рЕки, мЕсто и мИста, рЯд и рИды.
Произношение гласных звуков в слабой позиции зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному слогу они находятся.
В первом предударном слоге после твердых согласных гласные а и о произносятся одинаково, то есть совпадают в одном звуке a, например, сАды, гАра. Русским литературным произношением считается аканье.
Гласные звуки а и е после мягких согласных в первом предударном слоге произносятся как звук, близкий к и (скорее, звучит с призвуком э).
Например, сравним произношение слов пятак и петух : пИ(э)так, пИ(э)тух.
Нормативным в русском языке считается иканье.
Во всех остальных предударных слогах и заударными гласные а, о звучат еще слабее и нечетко.
Слабая позиция гласных а, о, е после шипящих и Ц выражается несколько по-другому.
Приведу только один пример. После твердых ж, ш, ц перед мягкими согласными вместо а обычно звучит звук ы с призвуком э : жакет => жы(э)кет, шалаш => шы(э)лаш, тридцать => трицы(э)ть.
В отдельных случаях в слабой позиции при быстром произношении гласные могут выпадать, например, наВОлочка.
Сильные и слабые позиции согласных
Позиция, в которой согласный звук не изменяется, называется сильной .
Для согласных это месторасположение согласного перед:
ГЛАСНЫМИ : док--ток, лук--люк, раса--ряса, милая--мыла;
СОНОРНЫМИ : слон--клон, сноп--озноб, вниз--книзу, трава--дрова;
согласной В : сватать, творить.
СЛАБАЯ позиция - это позиция, при которой согласные не противопоставлены по звонкости-глухости и твердости-мягкости.
Слабой является позиция:
а) в конце слова (звонкие и глухие согласные произносятся здесь одинаково - глухо): плот--плод, пруд--прут, бок--бог, стог--сток;
б) перед звонкими (глухие озвончаются): просить--просьба (с=>з)
и перед глухими (звонкие оглушаются): резок--резкий, низы--низкий (з=>с);
Часто позиция перед мягкими, а также перед lt;j> оказывается слабой для согласных, парных по твердости-мягкости. В этой позиции согласный произносится мягко, например: снег, бомбить, вьюга.
Сильная позиция от слабой отличается так:
Если мы говорим про гласные, то когда они стоят под ударением, то это и есть сильная позиция. А когда без ударения - слабая.
Но вот с согласными дело сложнее.
Сильная позиция считается, если после согласной стоит гласная.
И если после стоит сонорная согласная или буква В.
Слабая позиция считается, если согласная стоит в конце слова или перед звонкой согласной или перед глухой.
Вот табличка с примерами:
Сильной позицией гласных и согласных называют тот момент, когда звуки можно различить.
А слабая позиция гласных и согласных - это когда звуки не совсем различимы.
Допустим звук может оглушиться. Иногда при таком раскладе и возникают ошибки в словах, ведь не совсем понятно, какую букву нужно написать.
Вот если коротко о позициях звуков в таблицах:
Место нахождения звука в слове, его расположение относительно начала или конца слова, а также относительно других звуков, называется позицией. В зависимости от степени различимости звука в том или ином положении, выделяют его слабые и сильные позиции. В слабой или сильной позиции могут оказываться и гласные, и согласные звуки.
В слове согласные могут занимать разные позиции. В одних позициях согласные противопоставляются друг другу по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости; такие позиции называются сильными. Позиции согласного перед гласными и перед сонорными являются сильными по звонкости-глухости (т. е. звонкие и глухие согласные здесь всегда различаются): д ам – т ам, б ил – п ил, з лой – с лой, д рель – т рель. Позиции согласного перед гласными (кроме [э]) являются сильными также по твёрдости-мягкости: м ал – м ял,л ук – л юк, б ыть – б ить, в ол – в ёл (но перед [э] возможен как мягкий, так и твёрдый согласный звук: сер – сэр; метр (единица измерения; произносится с мягким [м"]) –метр (учитель, мастер; произносится с [м] твёрдым).
Позиции, в которых согласные не противопоставлены по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости, называются слабыми. Так, слабой по звонкости-глухости является позиция согласного в конце слова: звонкие и глухие согласные произносятся здесь одинаково – глухо (ср. сток и стог , прут и пруд ). Перед звонкими согласными все согласные, парные по звонкости-глухости, произносятся как звонкие (ср. з десь и с делать: в обоих словах в позиции перед звонким [д"] произносится звонкий [з"]), а перед глухими – как глухие (ср. труб ка и шап ка: в обоих словах в позиции перед глухим [к] произносится глухой [п]).
Позиция перед мягкими губными и зубными, а также перед
В одном и том же слове, но в разных его формах согласные могут чередоваться друг с другом – в зависимости от того, в какой позиции они оказываются: согласные звонкие перед гласными чередуются с глухими в позиции конца слова, глухие чередуются со звонкими в позиции перед звонкими, твёрдые чередуются с мягкими в позиции перед мягкими согласными. Такие чередования звуков называются позиционными. Они не нарушают морфологической целостности слова и на письме не отражаются. Сравните: труб а–труб (произносится [труп ]), косит ь–косьб а (произносится [каз "ба]), трав а–трав ка (произносится [траф къ]), бо[м б]а–о бо[м "б]е, [д "в"]е– [дв]умя.
Некоторые чередования характеризуют не современную фонетическую систему, а её состояние в прошлом; такие чередования называются историческими. Они закреплены за определёнными морфологическими формами и отражаются на письме в виде разных букв. Сравните: свет ить – свеч у, буд ить – буж у, стерег и – стереж ёт и под. Такие чередования не обусловлены позицией звука: и перед <и>, и перед <у> возможны как [т"], [д"], [г"], так и [ч], [ж] (сравните: светить–точить, стерегу–бужу и т. п.). (Подробнее об исторических чередованиях см. ниже, § 94–97.)