Теория государства и права. Курс лекций

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву

Учебный год

Класс

Максимальный балл - 120

Задание I . Тест (39 баллов)

Выберите правильный ответ (ответы).

1. Президент Российской Федерации издаёт:

б) распоряжения

в) постановления

г) инструкции

2. Какие социальные нормы подкрепляются средствами государственного принуждения:

а) этические нормы

б) эстетические нормы

в) корпоративные нормы

г) правовые нормы

д) нормы морали

3. Не относятся к принципам гражданства:

а) равенство

б) открытость

в) добровольность

г) возмездность

4. В обязательстве сторона, обязанная совершить определенное действие, называется:

а) оферентом

б) акцептантом

в) должником

г) кредитором

5. Лишение родительских прав производится:

б) органами опеки и попечительства

в) прокуратурой

г) органами местного самоуправления

6. Какие из перечисленных наказаний являются административными:

а) относительная дисквалификация

б) административный штраф

в) строгий выговор

г) административный арест

д) лишение физического лица специального права

7. К признакам юридического лица относятся:

а) организационное единство

б) имущественная обособленность

в) наличие почтового адреса, контактного телефона;

г) самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам

д) выступление в гражданском обороте от собственного имени.

8. Правовой нигилизм- это:

а) отрицание социальной ценности права;

б) отрицание нарушений права как явлений, вредных для общества;

в) отрицание любых иных социальных норм, отличных от права;

г) отрицание на основе права любых явлений, противоречащих интересам общества и индивида.

9. Признаки административно-правовых отношений:

а) отношения возникают в сфере государственного управления;

б) одним из субъектов отношений является орган государственной власти;

в) орган исполнительной власти как субъект правоотношения реализует свои государственно-властные полномочия;

г) результатом возникновения отношений является назначение наказания, установленного Уголовным Кодексом РФ.

10. Признать брак действительным может:

а) органы записи актов гражданского состояния (органы ЗАГС);

б) администрация муниципального образования;

г) административная комиссия.

11. Гражданское право регулирует:

а) имущественные отношения;

б) личные неимущественные отношения;

в) должностные отношения;

г) организационные отношения;

д) отношения гражданства.

12. Срочный трудовой договор может заключаться:

а) со всеми работниками по взаимному согласию работника и работодателя;

б) с лицами, поступающими на работу по совместительству;

в) с работниками на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;

г) с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

13. По общему правилу, при заключении трудового договора поступающее на работу лицо предъявляет работодателю:

а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

б) документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

в) документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

г) медицинскую справку;

д) характеристику с предыдущего места работы.

14. Полномочия представителя в суде по гражданским делам должны быть установлены:

а) в доверенности, выданной представителю лицом, интересы которого он представляет;

б) в договоре между представителем и лицом, интересы, которого он представляет;

в) на основании закона, в котором указывается, кто может быть представителем данного конкретного лица;

г) в судебном решении по согласованию с прокурором.

15. В действующем гражданском законодательстве закреплены следующие способы защиты гражданских прав:

а) признание права;

б) признание обязанности воздерживаться от нарушения права;

в) самозащита права;

г) возмещение убытков;

д) административный штраф.

16. Адвокат может присутствовать на допросе свидетеля, если он приглашен:

а) следователем;

б) прокурором;

в) самим свидетелем;

г) обвиняемым.

17. К функциям прокуратуры относится:

а) надзор за исполнением законов;

б) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

в) расследование наиболее сложных преступлений;

г) оказание юридической помощи гражданам и организациям;

д) участие в судебном процессе.

18. В гражданских правоотношениях несовершеннолетние могут совершать следующие действия:

а) покупать продукты в магазине;

б) получать подарки;

в) распоряжаться собственным заработком;

г) проводить операции по обмену квартир.

19. Назовите форму вины:

а) умысел;

б) неаккуратность;

в) небрежность;

г) неосторожность.

20. К противоправным проступкам относятся:



а) административные;

б) дисциплинарные;

в) гражданско-правовые;

г) уголовные.

21. К обстоятельствам, исключающим уголовную ответственность, относятся:

а) необходимая оборона;

б) явка с повинной;

в) причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;

г) обоснованный риск;

д) исполнение приказа или распоряжения;

е) крайняя необходимость;

ж) чистосердечное признание.

22. Договор займа считается заключенным:

а) с момента достижения соглашения по всем существенным условиям;

б) с момента определенного соглашением сторон;

в) с момента передачи денег или других вещей;

г) с момента передачи денег или других вещей, если иное не установлено договором.

23. В состав наследства не входят:

а) предметы обычной домашней обстановки и обихода;

б) доля в складочном капитале товарищества;

в) вещи, ограниченно оборотоспособные;

г) личные неимущественные права.

24. Общий срок исковой давности равен:

в) сроку, установленному сторонами;

25. По закону близкими родственниками считаются:

а) родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, супруг(а);

б) родители, дети, а также супруг(а);

в) все проживающие с потерпевшим родственники;

г) родители, братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Социальное нормирование, т. е. процесс разработки и применения социаль­ных норм, нормативов и социальных стандартов, играет все возрастающую роль в реализации задач активной социальной политики государства.

На осно­ве данного метода достигается пропорциональность и сбалансированность вос­производственного процесса, особенно рабочей силы, устанавливается приори­тетность социальных факторов экономического роста в стране.

Социальные нормы, нормативы и стандарты, действуя в соответствующем хозяйственном периоде, отражают конкретные соотношения отдельных видов труда и потребления, дополняют информационную базу социальной политики государства, поскольку характеризуют объемы и структуру ресурсов социаль­ного развития, определяют уровень потребления населением материальных благ и услуг социального назначения.

Научно обоснованное социальное нормирование представляет собой про­цесс установления государственной меры затрат живого и овеществленного труда на производство единицы продукции, работ или услуг, удовлетворяю­щих общественные и личные социальные потребности. Одновременно это про­цесс установления государственной меры потребления различных видов мате­риальных благ и услуг социального назначения по конкретным слоям и соци­ально-демографическим группам населения страны и регионов, включая от­дельных граждан и членов их семей. Это механизм обеспечения принципа со­циальной справедливости и равенства возможностей каждого в получении ми­нимума социальных благ и услуг.

Наконец, социальное нормирование - это мощный рычаг повышения эф­фективности и интенсификации рыночных преобразований в экономике, спо­соб решения задач в области социального развития, социальной поддержки и социальной защиты населения, особенно его малоимущих и малообеспеченных слоев и социально-демографических групп, подъема общего уровня благосо­стояния в стране.

Понятия и виды социальных норм и нормативов.

Очень сложен в теоретическом плане вопрос о разграничении понятий «со­циальная норма», «социальный норматив», «социальный стандарт».

Социальная норма - законодательно утверждаемый показатель макси­мально допустимого расхода ресурсов на производство и потребление единицы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, удовлетворяющих общественные или личные потребности социального характера установленного качества.

Социальный норматив - более общее понятие, не относящееся к конкрет­ному субъекту (отдельному гражданину, семье, социально-демографической группе) нормирования. Социальный норматив устанавливается либо в процен­тах, либо в стоимостном выражении.

Социальный стандарт - устанавливаемая мера потребления гражданами соответствующих социальных благ и услуг не ниже минимально допустимых размеров. Нормируются продукты питания, предметы потребления, лекарст­ва, социальные услуги и т. д.

Цель создания единой государственной системы социального нормирова­ния - установить на всей территории РФ единые условия социального развития, социальной поддержки и социальной защиты населения, т.е. единые условия реализации социальной политики государства.

Основная масса социальных норм и нормативов, действующих ныне в экономике РФ, связана с регулированием важнейших областей жизнедеятельнос­ти населения. К ним относятся сферы:

· труда, трудовых отношений и охраны труда;

· занятости населения;

· формирования и развития трудового и кадрового потенциала;

· пенсионного обеспечения;

· стипендиального обеспечения;

· социальной поддержки и социальной защиты граждан.

· В сфере труда, трудовых отношений и охраны труда действуют:

· гарантируемый минимальный размер оплаты труда;

· тарифные сетки по оплате труда;

· стандарты безопасности труда, нормы и правила по охране труда, гигие­нические нормативы, санитарные нормы и правила, перечни произ­водств, работ, профессий и должностей с вредными и опасными услови­ями труда;

· льготы, получаемые работниками в связи с вредными и опасными усло­виями труда;

· продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни,

· ежегодный отпуск. В сфере занятости населения предусмотрены:

· защита от безработицы (пособия по безработице, стипендии на период учебы, компенсации работникам при переводе их на другую работу);

· государственная помощь в поддержании, реконструкции и создании ра­бочих мест;

· организация общественных работ.

· В сфере формирования и развития трудового и кадрового потенциала стра­ны введены:

· государственные профессиональные стандарты, соответствующие меж­дународным требованиям, для аттестации персонала;

· общероссийская система подготовки и переподготовки кадров, дополни­тельное профессиональное образование.

В сфере социального обеспечения объектами социального нормирования выступают размеры и виды пенсий (пенсии по старости, инвалидности, по слу­чаю потери кормильца, за выслугу лет, в связи с особыми условиями труда, пенсии в связи с работой на Крайнем Севере, социальные пенсии, льготные пенсии).

В сфере стипендиального обеспечения студентов государственных и муни­ципальных высших учебных заведений среднего специального и начального профессионального образования, подготовки докторантов и аспирантов норми­рованы минимальные размеры стипендий конкретных категорий обучающих­ся, а также минимально допустимые размеры стипендиальных фондов соответ­ствующих учебных заведений.

В сфере социальной поддержки и социальной защиты граждан законом ус­тановлены:

· социальные выплаты и пособия малоимущим, инвалидам, пожилым гражданам, участникам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам, семьям военнослужащих, погибших в вооруженных кон­фликтах, и иным лицам;

· государственные пособия гражданам по безработице, в связи с рождением и воспитанием детей, несчастным случаем на производстве и профессио­нальным заболеванием, по временной нетрудоспособности, беженцам и вынужденным переселенцам, уволенным с военной службы, на санаторно-курортное лечение, оздоровление детей, на погребение и в иных случаях;

· нормы и нормативы бесплатного или за доступную плату предоставле­ния жилья (субсидии на строительство жилья) малоимущим, уволен­ным с военной службы и иным лицам;

· льготы и субсидии по оплате: жилищно-коммунальных услуг; за пользо­вание телефоном и радиоточкой; за проезд на транспорте;

· нормы и нормативы предоставления бесплатного питания учащимся об­щеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений из многодетных семей;

· бесплатная медицинская помощь в государственных, муниципальных и других учреждениях;

· бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное об­разование в государственных, муниципальных и других образователь­ных учреждениях;

· государственная поддержка развития культуры;

· социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей-сирот.

Социальные нормы и нормативы, а в последнее время и государственные ми­нимальные социальные стандарты (ГМСС) определяют систему типичных требо­ваний, предъявляемых социальными объектами друг к другу в ходе их взаимо­действия, регламентируют значения важнейших социальных показателей.

В связи с многообразием разного рода социальных норм и нормативов их можно классифицировать по ряду признаков.

По времени действия они подразделяются на:

· временные, т. е. устанавливаемые на определенный период времени;

· длительные или стабильные, действующие весь период хозяйствования;

· опытные, создаваемые опытным путем, когда нет аналогов или фактиче­ски невозможно жесткое научно обоснованное нормирование.

· материальных ресурсов;

· финансовых ресурсов;

· ресурсов природы (воды, рекреационных ресурсов и т. д.).

По отраслевому признаку выделяются нормы и нормативы: »

· здравоохранения;

· просвещения;

· строительства (строительные нормы и положения СНиПы) и т. д.

По своему статусу социальные нормы и нормативы делятся на:

· государственные, устанавливаемые в виде социальных гарантий, предус­мотренных в законодательном порядке (размеры пенсий, пособий и т. д.);

· ведомственные расчетного характера.

Некоторое представление о размерах действующих в нашей стране соци­альных норм и нормативов дают данные табл. 3.

В законодательном порядке определена номенклатура бесплатных и льготных (частично оплачиваемых населением) социальных услуг, оказываемых учрежде­ниями образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания и жилищно-коммунальной сферы, а также установлены типы и виды учреждений и организаций, занимающихся оказанием этих услуг. Кроме того, российским за­конодательством введены отдельные нормативы финансирования образования, просвещения, здравоохранения и культуры. Например, в ст. 40 п. 1 федерально­го закона «Об образовании» указан норматив ежегодного выделения финансовых ресурсов на нужды образования - не менее 10% национального дохода страны. При этом доля расходов на финансирование высшего профессионального образо­вания не может составлять менее 3% расходной части федерального бюджета.

Табл.12. Нормы и нормативы сферы обслуживания населения

Единица измерения Города и райпосел. Сельск.местн. Нормативный источник
1 2 3 4 5
Жилой фонд (до 2000 г.) м2 общей площади на 1 чел. 17,6 17,6 Жилищный кодекс РСФСР
Водоснабжение литр на чел. в сутки 410 145 СНиП п. 31-74 « Водоснабжение »
Канализация % отведе­ния 88 88 СНиП п. 31-74 « Канализация »
Газоснабжение сетевой газ, м3 на чел. в год 100 - при наличии центрального водоснабжения 200 - при горячем водоснабжении от газовых водонагревателей 145 - при отсутствии источников газоснабжения 165 - в сельской местности
Гостиницы и дома отдыха для приезжих мест на 1000 жителей 3-6 СНиП п. 60-75 п. Т. 9 табл. 60
Пассажирский транспорт метров путей на км2 1500-2000 СНиП п. 60-75
Прачечные (производственные мощности) кг сухого белья в смену на 1000 жителей 120 40 Временные указания по составлению перспективных планов развития предприятий обслуживания населения
Бани (единовременная вместимость) мест на 1000 жителей 2 7 Гос. комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое М.: Стройиздат, 1997
Предприятия бытового обслуживания населения раб. мест на 1000 жителей 8 4 СНиП п. 60-75 П. 6.24
Детские дошкольные учреждения: ясельные 1) младшая: 8 мес.-1 год 2) средняя: 1-2 года 3) старшая: 2-3 года детей на 1000 15 20 20 15 20 20
Дошкольные группы: 1) младшая: 3-4 года 2) средняя: 4-5 лет 3) старшая: 5-6 лет детей на 1000 25 25 25 25 25 25 СНиП п. 64-80 часть 11 гл. 64
Больницы мест на 1000 138,6 138,6 Утверждены коллегией Минздрава с 1983 по 1991 г.
Торговая сеть Магазины В том числе: продовольственные непродовольственные торговая площадь м2 на 1000, жителей 230 255 Приказ Минторга СССР Госгражданстроя
Общественное питание: при общеобразова­тельных школах при вузах и ссузах при ПТУ общедоступная сеть посадочных мест на 1000 жителей 250 250 Постановление Госплана СССР от 31.03.80 г. №63 Постановление Центросоюза от 26.08.83 г. Протокол № 2

Некоторые одобренные Правительством РФ социальные нормы и нормати­вы, в частности нормативы обеспеченности населения учреждениями культу­ры, разработаны для населенных пунктов, различных по численности жите­лей, с выделением центров субъектов РФ (республиканских, краевых, област­ных) и центров райгоробъединений, а также для разных районов города. Дей­ствующие в РФ социальные нормы и нормативы учитывают региональные осо­бенности: природно-климатические, расселенческие, демографические и др> Это происходит, например, при расчетах размеров и структуры МПБ в разрезе 16 территориальных зон РФ.

На основании принятых федеральных социальных норм и нормативов, а также социальных стандартов определяются потребности в текущих расходах на социальные цели из бюджетов соответствующих уровней.

Принципиально новые социальные нормативы развития здравоохранения легли в основу Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью. На основании соответствующих соци­альных норм определяются подушевые нормативы финансирования здравоо­хранения за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного меди­цинского страхования и других поступлений.

Существенно расширилась сфера использования социальных норм и норма­тивов в области социального страхования. До принятия Федерального закона о едином социальном налоге в стране действовала система страховых взносов, взимаемых в фонды социального назначения. Страховые взносы составляли 38,5% от размера начислений на фонд оплаты труда, в том числе в Фонд соци­ального страхования РФ - 5,4%; Пенсионный фонд РФ - 28; Государствен­ный фонд занятости населения РФ - 1,5; фонды обязательного медицинского страхования - 3,6%. Кроме того, в Пенсионный фонд РФ отчислялся 1% не­посредственно из заработной платы работников.

Поскольку без применения многоуровнего социального нормирования в ус­ловиях рыночных механизмов хозяйствования практически невозможно обос­новать размеры бюджетного финансирования процессов социального разви­тия, социальной поддержки и социальной защиты населения, то в настоящее время ведется активная работа в этой области не только на федеральном, но на региональном (субъекты РФ) и муниципальном уровнях.

Тем не менее в сфере формирования и использования социальных норм и нормативов на всех уровнях сохраняется ряд существенных недостатков.

1. Разработка качественно новой, адекватной рыночным условиям хо­зяйствования системы социального нормирования и механизмов ее реализа­ции в РФ носит четко выраженный конъюнктурный характер: слабо учиты­ваются сложность и быстрая изменчивость социальных процессов, протекающих в российском обществе, а также социальные последствия применения нормативов.

2. Отсутствует единая методологическая основа формирования отраслевых и региональных социальных норм и нормативов, нет механизма финансирова­ния их реализации.

3. Размеры социальных норм и нормативов постоянно пересматриваются, что приводит к дестабилизации деятельности подразделений социальной сфе­ры и заметным колебаниям в уровне потребления социальных благ и услуг.

4. Явно выражена тенденция расширения практики получения социаль­ных льгот различными категориями и социально-демографическими группа­ми населения РФ. Число социальных льгот и граждан, их получающих, суще­ственно превышает реальные возможности экономики страны.

5. Отсутствуют единая скоординированная по уровням хозяйственного ру­ководства организационная система управления социальным нормированием в РФ и система социальных гарантий гражданам страны, закрепленные Кон­ституцией РФ.

6. Не все сферы социального нормирования в РФ подкреплены соответству­ющей законодательной базой.

Государственные минимальные социальные стандарты

Как инструмент регулирования процессов социального развития, социаль­ной поддержки и социальной защиты населения в новых рыночных условиях государственные минимальные социальные стандарты вводятся в практику хозяйствования федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В настоящее время работа по созданию и принятию отдельных отраслевых систем социальной стандартизации проводится в рамках подготовки следую­щих федеральных законов РФ:

· «О государственном образовательном стандарте основного общего обра­зования »;

· «О государственном страховании по временной нетрудоспособности, ма­теринству и на случай смерти»;

· «О здравоохранении в Российской Федерации»;

· «Об общих принципах, критериях и условиях предоставления социаль­ных выплат и льгот, разграничении источников их финансирования»;

· «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и др.

Создание единой общенациональной системы социальной стандартизации выступает одним из важнейших условий укрепления местного самоуправле­ния и федерализма в нашей стране, средством роста управляемости социаль­ных процессов. Формируется качественно новый механизм государственной поддержки отраслей социальной сферы, позволяющий перейти от постатейного к подушевому финансированию расходов бюджетов всех уровней на соци­альные нужды.

ГМСС - устанавливаемый законом минимально необходимый объем соци­альных гарантий (выражаемый в нормах и нормативах социальной защиты) предоставления населению общественных социальных благ и услуг, финанси­руемых из бюджетов всех уровней и государственных фондов социального на­значения.

Систему ГМСС составляют:

· области и объекты социальной стандартизации;

· социальные нормы и нормативы, определяющие минимально необходи­мый уровень гарантий социальной защиты населения;

· технология разработки и изменения стандартов;

· научное, проектное и статистическое обеспечение разработки и реализации ГМСС;

· организационные структуры управления системой государственной со­циальной стандартизации, включающие органы исполнительной и представительной власти РФ, субъектов РФ и органы местного само­управления.

Поскольку ГМСС - это социальные стандарты федерального уровня, то их минимальный размер постоянно (примерно раз в пять лет) пересматривается в сторону увеличения по мере роста ресурсных возможностей экономики, на­правленных на социальное развитие, социальную поддержку и социальную за­щиту населения. В субъектах РФ и отдельных муниципальных образованиях могут быть установлены региональные и местные социальные стандарты, пре­вышающие уровень федеральных ГМСС. Средства на эти цели поступают не из федерального бюджета, а из других источников (от спонсоров, зарубежной гу­манитарной помощи и т. д.).

Исходя из конституционных прав и социальных гарантий ГМСС применя­ются в области доходов населения, социальной поддержки и социального об­служивания граждан, в сфере образования, здравоохранения, культуры, в жилищно-коммунальной сфере и юридической помощи гражданам. Эти объекты и сферы в свою очередь определяют систему приоритетов федерального (РФ), регионального (субъектов РФ) и муниципального финансирования социаль­ных процессов.

Конституцией РФ не гарантируется предоставление бесплатных и льгот­ных услуг туризма, физической культуры, санаторно-курортного обслужива­ния и организации досуга детей и подростков, поэтому эти виды услуг исклю­чаются из числа объектов ГМСС и предоставляются населению исключительно на платной основе.

Поскольку состояние охраны труда и техники безопасности обусловлено действием производственных факторов и зависит от качества техники и техно­логии производства, они также не входят в систему ГМСС, а соблюдение норм и нормативов охраны труда и техники безопасности осуществляется за счет собственных средств предприятий и организаций. В тех отраслях экономики, которые содержатся за счет ассигнований из соответствующих бюджетов, за­траты на эти цели включаются в общие нормативы финансового обеспечения ГМСС.

В систему ГМСС не входят также стандарты в области охраны окружающей среды, так как эта функция государственной деятельности не относится к сфе­ре социальной политики. В систему ГМСС не включаются и показатели возме­щения ущерба, нанесенного здоровью или имуществу граждан экономически­ми правонарушениями.

Становление системы ГМСС в нашей стране осуществляется на договорной основе, позволяющей согласовывать возможности и интересы личности, обще­ства и государства в лице органов федеральной, региональной и муниципаль­ной власти.

Сочетание этих возможностей и интересов достижимо только при соблюде­нии следующих основных принципов.

1. Доходы и расходы на социальные нужды закрепляются за бюджетами всех уровней в соответствии с разграничением полномочий органов власти и с учетом переноса бремени социальных расходов на соответствующие уров­ни.

2. Недопустимо строить систему ГМСС, ориентируясь лишь на критичес­кий уровень финансирования социальной сферы и необходимость финансовой поддержки малообеспеченных слоев граждан.

3. ГМСС и финансовые нормативы должны устанавливаться не менее чем на 5 лет, чтобы они определяли среднесрочные и долгосрочные направления государственной политики в социальной сфере.

4. Поэтапный переход к полному финансированию ГМСС по мере экономи­ческого роста и увеличения финансовых возможностей страны.

5. Ежеквартальная индексация в соответствии с ростом розничных цен на потребительские товары и тарифов на платные услуги величины нормативов бюджетной обеспеченности и реализации ГМСС.

6. Исключение какой-либо территориальной дифференциации ГМСС и нор­мативов финансового их обеспечения при предоставлении услуг образования, лечения и диагностики, социального обслуживания. Это касается и номенкла­туры бесплатных услуг.

7. Территориальная дифференциация основной части ГМСС с выделением однородных субъектов РФ по социально-экономическому развитию и природ-но-климатическим условиям.

8. Использование в финансовом обеспечении текущих затрат для каждого субъекта РФ коэффициентов, учитывающих кадровый и материальный потен­циал развития конкретных отраслей социальной сферы регионов, среднюю ве­личину ее учреждений и густоту их сети.

9. Введение региональных социальных стандартов, дифференцированных по отдельным категориям, функциональным типам поселений, типичным му­ниципальным образованиям.

10. Установление некоторых МГСС, дифференцированных по основным со­циально-демографическим группам населения регионов (трудоспособное насе­ление, пенсионеры, дети), например, прожиточного минимума.

Кроме того, должны неукоснительно выполняться такие принципы, как:

· общедоступность социальной защиты, бесплатность и частичная плат­ность услуг вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов, пола, возраста и места жительства;

· целевое, адресное и подушевое обеспечение ГМСС из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

· заявительность граждан при назначении им социальных выплат и госу­дарственных пособий;

· эффективность и экономность использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов при соблюдении ГМСС;

· транспарентность (прозрачность) бюджетного и внебюджетного финан­сирования реализации ГМСС;

· государственное регулирование тарифов на частично платные услуги;

· гласность, т. е. обязательное информирование населения через средства массовой информации о ГМСС, их разработке, утверждении, примене­нии и финансовом обеспечении, а также открытость для общества проце­дур рассмотрения и принятия решений при формировании и примене­нии системы ГМСС.

Набор ГМСС ограничивается наиболее важными, обобщающими долговременными показателями, к которым относятся:

· прожиточный минимум;

· минимальные доходы в виде минимального размера оплаты труда и др.;

· номенклатура, перечни и наборы бесплатных и льготных (частично платных) общедоступных услуг, оказываемых населению за счет финан­сирования из бюджетной системы РФ;

· контингенты населения, имеющие право на получение социальной помо­щи;

· стандарты необходимых требований и технологий предоставления соци­альных услуг;

· нормы обеспечения населения социальными услугами и соответствующими учреждениями;

· нормы кадрового, материально-технического и другого обеспечения учреждений социального обслуживания населения

Основные МГСС дополняются стандартами материально-технического обеспечения учреждений социальной сферы. К этим стандартам относятся, на-1ример, нормы площади помещений, технического оснащения, нормы питания, обслуживания, личного инвентаря в учреждениях социального обслуживания населения, здравоохранения, просвещения и т. п. При разработке таких стандартов учитывается специфика деятельности отраслей социальной сферы I специфика обслуживаемого контингента (школьники, студенты, пенсионе-1Ы и т. д.). Например, нормы наполняемости классов общеобразовательных школ, нормы наполняемости студенческих групп, число посадочных мест в вагонах поездов и т. д.

В последнее время особое значение приобретает включение в систему ГМСС эталонов) медицинских технологий, устанавливающих гарантированный объем диагностических, лечебных и профилактических процедур, а также требований к результатам, качеству лечения и профилактике заболеваний. Причем только на базе этих стандартов может быть основана правовая защита пациен­тов. Практика таких стандартов уже получила широкое применение в зару-5ежных странах, например, медицинские протоколы в Германии.

Система ГМСС используется для расчетов нормативов бюджетного финансирования текущих расходов на социальные нужды:

· по отдельным видам услуг и в целом по отрасли - подушевые нормативы;

· по разным типам и видам учреждений социальной сферы.

В условиях становления экономики рыночного типа особое значение приоб­ретают нормативы, связанные с развитием и совершенствованием межбюджетных отношений, в частности, нормативы финансирования текущих затрат по отдельным отраслям социальной сферы и нормативы, связанные с созданием системы социальной защиты населения - показатели минимальной потребно­сти в бюджетных средствах в расчете на одного жителя страны, региона, муни­ципального образования. На их основе рассчитываются минимальные размеры доходов и расходов бюджетов всех уровней.

В соответствии со складывающейся в РФ системой бюджетного федерализ­ма, закрепленной в новом Бюджетном кодексе РФ, разрабатываемые стандарты (удельные капитальные вложения на строительство учреждений социаль­ной сферы) положены в основу определения текущих расходов бюджетов раз­личных уровней, за счет средств которых осуществляется строительство объек­тов социальной сферы. Текущие расходы будут финансироваться из бюджета текущих расходов, расходы на капитальное строительство - из бюджета раз­вития.

В последнее время в систему ГМСС в качестве социальных нормативов вхо­дят показатели долей ВВП или долей бюджетных расходов на финансирование образования, здравоохранения, культуры и т. д. Поэтому на основе МГСС мож­но определять реальную минимальную потребность региональных (субъектов РФ) и муниципальных (районных, городских) бюджетов в финансовых средст­вах на социальные нужды и перераспределять и закреплять доходы по уров­ням бюджетной системы (налоги, обязательные платежи и сборы, акцизы и т. д.). Такой подход позволяет перевести подавляющую часть региональных и муниципальных образований на самообеспечение и самообслуживание за счет расширения доходной базы бюджетов соответствующих уровней. А доходную базу бюджетов соответствующих уровней можно поднять только за счет реаль­ного развития производства, расширения налоговых поступлений в бюджет. Одновременно такой подход упорядочит движение межбюджетных финансовых потоков, будет способствовать росту уровня жизни населения, повышению потенциала и качества услуг социальной сферы.

Важнейшие социальные последствия создания и использования системы ГМСС прямо зависят от эффективности действий организационной структуры управления социальной стандартизацией, адекватной условиям хозяйствова­ния. Разработка и внедрение организационной системы управления ГМСС не требует дополнительных финансовых затрат, так как строится на базе уже дей­ствующих структур. К числу таких организационных структур управления от­носятся:

В области доходов, социальной поддержки и социального обслуживания - Министерство труда и социального развития РФ во взаимодействии с Го­сударственным фондом занятости населения РФ, Фондом социального страхования РФ, Пенсионным фондом РФ; финансовое обеспечение го­сударственных пособий беженцам и вынужденным переселенцам осуще­ствляется Федеральной миграционной службой;

· в области здравоохранения - Министерство здравоохранения РФ во вза­имодействии с Фондом обязательного медицинского страхования РФ;

· в области образования - Министерство образования РФ;

· в области культуры - Министерство культуры РФ;

· в жилищно-коммунальной сфере - Государственный комитет РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике;

· в области юридической помощи гражданам - Министерство юстиции РФ.

Общие вопросы установления и применения ГМСС в РФ решает Минэконо­мики РФ, вопросы финансирования реализации ГМСС - Минэкономики РФ совместно с Минфином РФ. Ответственными за комплексное применение ГМСС в субъектах РФ выступают Министерство региональной политики РФ и Министерство национальной политики РФ.

По способам установления и обеспечения:

Нормы права;

Нормы морали;

Корпоративные;

Религиозные нормы.

По сфере регулируемых отношений:

Политические;

Этические;

Экономические;

Эстетические и т. д.

По способам образования :

Складываются стихийно;

Создаются сознательно.

По уровню обобщения регулируемых отношений:

Принципы;

Правила поведения.

Активное воздействие на мотивы поведения оказывают не только конкретные правила, но и юридические, моральные и другие принципы. Они оказывают влияние на выбор определенного варианта поведения субъектов в случае отсутствия норм, непосредственно регулирующих данный вид отношений.

Право отличается от простого социального регулирования присущим ему этатистским характером и особенностями связанного с ним принуждения. В то же время это отличие не означает, что право не может – и даже не стремится – сблизиться в том, что касается содержания его норм, с механизмом социального регулирования, и воспринять некоторые из его правил, которым впоследствии будет придан юридический характер.

Право есть проявление нормативной функции государственно-организованного общества. Каждое политическое общество, каждое государство вырабатывает свое собственное право в зависимости от присущих ему характеристик, состояния его развития, его философии, идеологии, верований и устремлений. В определенном смысле право того или иного конкретного общества носит особенный характер, будучи выражением усвоенной этим обществом особой концепции социального порядка, а также подтверждением той задачи, которую общество возлагает на право.

Право является отражением общества. Различным политическим обществам, различным странам и даже различным историческим эпохам присущи различные государственные правовые системы со своими особыми базовыми принципами, юридическими концепциями и категориями, со своими особыми построениями, исполнением и назначением правовых норм.

В то же время, несмотря на многообразие права разных стран, в нём прослеживаются некоторые сходные черты и определенная техническая, историческая, культурная взаимосвязь.

Право как главный регулятор общественных отношений является мерой возможного (когда в нормах права закрепляются дозволения) или должного (т. е. норма права содержит обязанности или запреты на какое-либо действие) поведения.



Право является важнейшим регулятором общественных отношений. Посредством законодательства закрепляются основополагающие институты и отношения:

Основы общественного и государственного строя;

Форма правления, порядок формирования органов государственной власти;

Административно-территориальное и национально-территориальное устройство государства;

Система и компетенция государственных органов, порядок их взаимодействия;

Основные права и свободы личности;

Обязанности граждан;

Отношения в экономической, политической, духовной сферах.

Правовое регулирование, как и в целом социальное регулирование, выступает в двух основных видах – нормативное и индивидуальное.

Нормативное регулирование распространяется на все случаи в рамках закона, оно рассчитано на неоднократное использование.

Индивидуальное регулирование рассчитано на данный конкретный случай, на реализацию субъективного права. Оно рассчитано на однократное применение.

Мораль (от лат. moralis – нравственность) является одной из форм общественного сознания. Она представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм, определяющих и регулирующих отношение людей друг к другу, обществу, окружающей действительности.



Нормы морали – это правила общего характера, основанные на представлении людей о добре и зле, чести и справедливости, служащие регулятором отношений людей в обществе и мерилом оценки поведения.

Нравственное регулирование осуществляется в том случае, когда проявляются характер поведения субъектов, цели и мотивы их поступков. Оно представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм, определяющих и регулирующих отношение людей друг к другу, обществу, окружающей действительности.

Соотношение понятий мораль, нравственность, этика:

Мораль – под этим термином понимается мотивация и саморегуляция поведения субъекта;

Нравственность – это проявление морали;

Этика – философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность;

Этикет – принятый порядок поведения, форма обхождения и т. п.

Следует отметить, что существует определенное различие между нормами права и нормами морали. Это различие объясняется тем, что право не ставит перед собой главной целью совершенствование человеческого сознания путем постоянных поисков добра. Право стремится, прежде всего, обеспечить эффективность регулирования общественных отношений.

Теоретически и по своей сути право не тождественно нравственности: оно может быть и соответствующим морали, и нейтральным по отношению к морали, и противоречащим морали:

Право нейтрально по отношению к морали, если речь идет о нормах права, устанавливающих лишь технические принципы, не влияющие на совершенствование индивидов: правостороннее движение на дорогах, организация уборки улиц, регламентация деятельности лиц, выполняющих технические функции и т. п.;

Право противоречит морали, если речь идет о нормах права, юридически закрепляющих ситуации, не совместимые с понятиями нравственности.

В то же время, поскольку право есть отражение общественных умонастроений, отдельные понятия и нормы морали во многих юридических системах включены в состав права, будучи преобразованы в юридические нормы, подкрепленные материальными средствами принуждения.

Соотношение норм права и норм морали проявляется в наличии общих черт, различиях, взаимодействии и противоречиях.

Общие черты:

Право и мораль являются разновидностями социальных норм;

Право и мораль имеют нормативное содержание;

Право и мораль являются регуляторами общественных отношений;

Право и мораль основаны на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей определенным идеалам;

Право и мораль формируются, как правило, из соображений справедливости;

Право и мораль определяют границы возможного и должного поведения людей, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;

Право и мораль являются элементами культуры общества;

Право и мораль характеризуются преемственностью их норм.

Различия:

По времени возникновения: право возникает вместе с государством; мораль зарождается уже в первобытном обществе;

По способам формирования, структуре и форме выражения: право состоит из норм, установленных или санкционированных компетентными органами и зафиксированных в источниках права; мораль основывается на культурном уровне общества, складывается в общественном сознании, включает в себя не только нормы, но и представления, чувства, т. е. является более сложным по своей структуре явлением;

По степени детализации: нормы права характеризуются определенностью и конкретностью требований; моральные нормы отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования;

По характеру гарантии соблюдения: соблюдение норм права обеспечивается силой государственного принуждения; соблюдение норм морали обеспечивается силой внутреннего убеждения индивида и общественным мнением, социально-психологическими санкциями (неодобрение, отказ от общения и т. п.);

По критериям оценки: право предполагает необходимость всесторонней оценки поведения человека, без решающего учета мотивации; мораль в первую очередь оценивает мотивацию поступка;

По характеру ответственности и порядку её возложения: нарушение норм права влечет юридическую ответственность, осуществление которой носит процессуальный характер; за нарушение моральных норм воздействие осуществляется без соблюдения каких-либо определенных процессуальных норм.

Взаимодействие норм права и норм морали:

Влияние морали на формирование права. Право основывается на морали и является одной из форм её осуществления. Оно под влиянием моральных факторов постоянно обогащается (расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает роль как социального регулятора общественных отношений). Моральные нормы учитываются в правотворческом процессе;

Влияние права на формирование нравственных норм. Активно влияя на мораль, право способствует более глубокому её укоренению в обществе. Нормы права в определенной мере формируют нравственные ценности;

Охрана правом моральных норм. Некоторые правовые нормы непосредственно нацелены на охрану моральных интересов общества. Система права закрепляет жизненно важные для общества требования морали;

Использование нравственных норм в процессе правоприменения. Использование нравственных норм при применении права, морально-правовое воздействие проявляется в следующих формах:

Учете моральных факторов;

Моральном осуждении;

Оценке правонарушений с помощью нравственных категорий.

Между правом и моралью постоянно возникают противоречия:

Мораль более консервативна и меняется значительно медленнее. Необходимо отметить, что относительно этого положения существуют противоположные взгляды;

Право и мораль могут по-разному оценивать одни и те же факты;

Наряду с общечеловеческой моралью существует мораль различных социальных, этнических, профессиональных и других групп. Мораль для различных социальных групп может быть разной, а право одно для всего общества.

Наличие противоречий обусловлено:

Изменениями в экономической жизни и необходимостью их учета в процессе правотворчества;

Влиянием социально-политических факторов на формирование права, носящем более предметный характер;

Противоречия объективно отражают диалектику развития правового и нравственного регулирования. Пути их преодоления: – выработка новых нравственных принципов и норм в ходе развития общества и внесение корректив в действующее законодательство.

Перспективы развития морали и права:

Сближение норм права и морали, но не поглощение морали правом;

Взаимопроникновение норм права и морали;

Усиление согласованного воздействия на общество;

Гармонизация нравственного и правового сознания;

Усиление морального начала в процессе правоприменения и в самих создаваемых нормах права.

В то же время невозможно представить себе абсолютное слияние норм права и норм морали. Это привело бы к потере ориентиров правового развития, следовательно, и к снижению эффективности самого права.

Нормы морали, регулируя различные отношения, никогда не смогут заменить право в сфере публичной политики, общественного производства, где требуется четкая регламентация, однозначные решения, исключающие различные толкования и т. д. Однако моральный фактор играет и будет играть большую роль в повышении эффективности государственного управления и производства.

Корпоративные нормы – это правила, выраженные в уставах, положениях, решениях организаций для реализации целей их функционирования. К ним относятся нормы различных коллективов, учреждений, общественных организаций, движений, ассоциаций и т. п.

Большая часть корпоративных норм – это правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, построения, функционирования организаций и учреждений, а также права, обязанности, ответственность их членов.

Корпоративные нормы распространяются только на членов организации и регулируют, в первую очередь, внутренние отношения в ней, компетенцию её органов, отчасти взаимоотношения с другими субъектами и т. п. Их особенность в том, что они выражают общую (коллективную) волю и ответственность всех членов организации.

Корпоративные нормы устанавливаются самими членами организациями, выражают интересы определенного коллектива. Они соблюдаются членами организации, как правило, в силу их целесообразности, справедливости, совпадения интереса индивида и коллектива. Но нельзя исключать возможности существования организаций, где соблюдение корпоративных норм может основываться на страхе, моральном и физическом принуждении.

Корпоративные нормы обеспечиваются определенными организационными мерами. По отдельным признакам они близки к юридическим:

Формализованности;

Установленным процедурам принятия;

Предусмотренными санкциями за их нарушение.

Любая корпорация находится в правовом пространстве государства. Поэтому корпоративные нормы не должны противоречить нормам права. В случае появления такого противоречия, государство вправе принять меры к вытеснению таких норм из системы нормативного регулирования общественных отношений.

Религиозные нормы – это нормы, регулирующие отношение верующих к богу, церкви, друг к другу, к окружающим, а также внутреннюю структуру и функции религиозных организаций. В принципе они являются разновидностью корпоративных норм, имеющих некоторые черты норм морали и обычаев.

Социальные нормы отличаются друг от друга по происхождению, по способу формирования, по способам обеспечения.
Виды социальных норм:
- моральные;
- религиозные;
- обычай;
- правовые;
- политические;
- корпоративные.
Иногда выделяются так же эстетические нормы, нормы этикета (в том числе дипломатического), экономические, технические.
Моральные нормы, представляющие собой правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе критериев добра и зла, добродетели и порока, чести и бесчестья. Эти оценочные понятия применяются к поведению человека и его деятельности.
Норма морали формируются в практических отношениях людей между собой. То, что плохо и вредно для общества, (т. е. поведение, не способствующее его стабильности) осуждалось и запрещалось, а то что способствовало согласию и мирному сосуществованию людей и обеспечивало выживание вида в условиях борьбы за существование, оценивалось положительно и одобрялось большинством.
Носителями общественной морали является как общество в целом, так и отдельные люди. Придерживаясь положительных моральных норм, человек руководствуется ими в своих действиях и осуждает тех, кто их нарушает.
Реализация норм морали контролируется общественным мнением, поддерживается мерами духовного воздействия, а их нарушение пресекается с помощью общественного порицания и осуждения со стороны авторитетных для человека лиц.
В обществе со сложной социальной структурой каждая из них имеет в соответствии со своими специфическими интересами разные понятия о справедливости и морали, в пределах группы обязательность той или иной нормы определяется степенью усвоения ее групповым или общественным сознанием. Более того, индивидуальные представления о содержании норм порой противоречивы, причем могут меняться в процессе спора, обсуждений или сдвигов в общественном климате.
В морали не существует четкой разницы между нормой и взглядами. То что для одного является правилом поведения, для другого - не более чем возможная, но необязательная оценка (взгляд).
Тем не менее, существует общественная мораль. Она включает те нормы, которые признаются общераспространенными и необходимыми во всем обществе. Это прежде всего нормы выражающие социальные качества человека по отношению к другим людям - гуманизм, милосердие, доброжелательность, правдивость, порядочность, трудолюбие, справедливость. Эти нормы представляют собой нравственные ценности и являются системообразующими началами, защита их объединяет большинство членов общества.
Религиозные нормы представляют собой правила поведения, установленные различными вероисповедованиями.
Религиозные нормы содержатся в религиозных текстах: Коран, Сунна, Пятикнижие, Талмуд, многочисленные священные книги буддистов; в решениях собраний верующих и духовенства (постановление соборов, коллегий, конфессий); в произведениях авторитетных религиозных писателей.
Нормы религии регулируют отношение верующих к Богу, церкви, друг к другу и иноверцам, организацию и функции религиозных организационных структур. Реализация этих норм подкрепляется божественным авторитетом их происхождения, понятием «грех».
Свод религиозных канонов представляют собой регулятивную систему, действующую с самых ранних этапов развития человечества. Мировые религии оказали влияние не только на духовную жизни общества, но и на развитие правовых систем.
Обычай - социальная норма, представляющая собой правило поведения, утвердившееся в обществе в результате многократного применения, устоявшегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива, социальной группы.
Обычай представляет собой привычную (т. е. вытекающую из привычки) для членов общества, социальной группы форму общественной регуляции. Обычай как правило поведения связан с той частью общественного сознания, которая состоит из исторически сложившихся и в значительной степени развивающихся по стихийно проявляющимся законам чувств, эмоций, иллюзий, образцов, нравов. Обычай - это правило, соблюдаемое вследствие осознания его как необходимого, общественным и групповым сознанием и обеспеченное общественной санкцией.
Реализация обычая обычно осуществляется без размышлений о том, каково происхождение реализуемой нормы. Переходя в обычай, та или иная норма теряет оценочный характер, а критерии, лежащие в основе ее выполнения отходят на второй план перед привычностью ее существования. Обычай оказывает регулирующее воздействие в силу его эмоционального восприятия членами общества, привыкшими к его соблюдению настолько, что его реализация стала потребностью.
К сфере обычаев относится и такое явление, как традиции. Их возникновение не обязательно связано с длительным существованием какой-либо нормы. Традиции выражают стремление сохранить унаследованные от предыдущих поколений формы поведения: они возникают в силу распространения какого-либо примера, воспринятого и одобренного обществом. В области бытовых отношений обычаи предстают в обрядах и ритуалах. Традиции представляют собой способ передачи социальной информации.
Обычаи при возникновении не были связаны с государством, но в последующем многие обычаи были санкционированы государством и стали правовыми нормами.
Обычай вырабатывается внутри социальной группы и никогда не навязывается извне, поэтому он представляет собой механизм саморегулирования группы, действующей как самоуправляющаяся, т. е. самодеятельная, самоорганизующая и саморегулирующая структура.
Место обычая в системе источников права в разные эпохи и в различных правовых системах было различным:
Правовые нормы в совокупности предстают как система формально-определенных общеобязательных правил поведения общего характера, исходящих или санкционированных государством и обеспеченных силой государственного принуждения.
Нормы права - это предписания государства и обязательны для исполнения под угрозой государственного принуждения всеми физическими и юридическими лицами, которых они касаются. Нормы права различны по способам воздействия на людей (запрет, обязывание, дозволение), они четко регулируют поведение людей, требуя от них однозначного внешнего поведения и могут быть выражены только в строго определенных данным государством формах - нормативно-правовой акт, юридический прецедент, нормативный договор, правовой обычай и др. Четко установлена и форма каждого вида юридического акта. Конкретное содержание нормы можно подтвердить использованием ее официального текста. Реализация норм права обеспечивается угрозой применения законного насилия, исходящего от государства. Для норм права характерна системность, они организованы в структурированную систему и действуют комплексно
Политические нормы - это правила поведения регулирующие отношения между социальными группами по поводу захвата, удержания и использования публичной политической власти.
Политические нормы регулируют участие народа, социальных групп в государственной власти и жизни государства, его организации, взаимоотношениях государства с другими организациями политической системы общества. Они различны по объему содержания регулируемых отношений. Нормы, обладающие наибольшей широтой содержания, общественно-политической значимостью, называются политическими принципами, к которым относятся принцип народовластия, равноправия наций и народностей, единства государственной власти, мирного, ненасильственного разрешения политических конфликтов.
Формы политических норм различны. Они выражаются в политических декларациях, программных документах политических партий, политических соглашениях и заявлениях политических лидеров.
Соблюдение политических норм обеспечивается необходимостью постоянного включения в политический процесс, постоянным функционированием политической системы общества, страхом осуждения со стороны других политических субъектов и исключения из политической игры. Меры, применяемые к нарушителю, чаще всего заключаются в масштабном доведении до сведения всех через средства массовой информации не устраивающего поведения и его осуждения со стороны наиболее влиятельных политических фигур.
Корпоративные нормы - это правила поведения, принятые в отдельных организациях, трудовых и иных коллективах.
Корпоративные нормы устанавливаются самими объединениями, и выражают волю тех, кто создал и вошел в эти организации, принадлежат структурным единицам гражданского общества и отражают их специфику; выражаются в уставах, положениях, внутрикорпоративных кодексах поведения, правилах внутреннего трудового распорядка.
Большая часть корпоративных норм регулирует правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, организации и построения общественных объединений и предприятий, а также права, обязанности, ответственность и взаимоотношения членов этих организаций. Корпоративные нормы соблюдаются в силу их целесообразности. Каждый член организации должен принять эти правила и быть в согласии с ними. Нарушение корпоративных норм вызывают определенные организацией санкции, меры воздействия на нарушителя.
Как самостоятельный вид социальных норм рядом исследователей выделяются так же нормы этикета.
Исходя из средств, при помощи которых оказывается воздействие на людей, ведущих себя в соответствии с социальными нормами, последние делятся на социальные предписания и технические правила.
Социальные предписания - это социальные нормы в узком смысле слова. Они определяют социальное поведение человека, т.е. отношение человека к другим членам общества. Когда люди поступают в соответствии с общественными предписаниями, устанавливается социальное состояние, которое может считаться полезным для общества, создающего данные правила. Социальное предписание регулирует отношения между людьми в государстве и в более узких общностях, т.е. в социальных группах. Для того чтобы обеспечить уважительное отношение к данным нормам, общность принимает определенные меры, начиная с воспитания и вплоть до санкций, при помощи которых нарушителя социальных норм лишают тех или иных благ.
Социальное предписание состоит из диспозиции и санкции. Диспозиция представляет собой ту часть социального предписания, которая определяет поведение индивида таким образом, чтобы был соблюден интерес общности, коллектива. Санкция предусматривает лишение того, кто нарушил диспозицию, известных благ, тем самым удовлетворятся стремление общности к наказанию тех членов общества, которые не придерживаются принятого способа поведения. Более суровые санкции по отношению к нарушителю предусматривают те общественные предписания, которые созданы организованными социальными общностями, т.е. социальными организациями. Правовые нормы являются типичным представителем данных социальных предписаний.
Технические правила по существу представляют собой такие нормы поведения, которые являются социальными лишь опосредованно, поскольку они регулируют не отношения человека к другим людям, а отношения человека к природе. Это те нормы, которые основываются на знаниях о природе и определяют поведение человека в процессе взаимодействия с природой. Однако человек относится к природе не только как биологическое, но и как общественное существо, т.е. его отношение к природе и обществу является социальным отношением. В этом смысле рассматриваемые нормы также являются социальными нормами. Данные нормы определяют деятельность по преобразованию природы в широком смысле слова, служат достижению определенной цели, в которой заинтересованы либо отдельный человек, либо множество людей. Это не только правила организации работ на производстве, но и «нормы телесного развития» или «техника владения телом» (преобладание правой руки, привычка сидеть определенным образом), при этом «установлено, что все это подчиняется не только инстинктам, но и регулируется также другими, неотслеживаемыми факторами».
Что касается поведения в соответствии с этими правилами, то здесь существует полное совпадение интересов общества и индивида: как общество, так и индивид заинтересованы в соблюдении технических норм, и между ними нет разногласий. Технические нормы по существу представляют собой инструкции индивиду по поводу того, каким образом ему следует поступать, они выступают в качестве помощи индивиду со стороны общества, а не в качестве приказов.
Закономерность существования и развития нормативно-регулятивной системы:
1) каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной системы - ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация. Эта мера, выражающая объем и интенсивность социального регулирования, зависит от этапа развития общества, уровня его внутренней организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее общественные отношения.
2) в процессе развития нормативно-регулятивной системы в обществе возрастает удельный вес социальных форм. Возникает потребность выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей. В современных условиях, требующих наряду с конкретизацией границ свободы человека как автономной личности возрастает нормативность, и в связи с этим абстрактность, всеобщность - то, что так или иначе, относится к общественному сознанию.
3) тенденцией развития социального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов;
4) по мере развития социальной жизни происходит изменение качества регулирования, усложнение, утончение, и совершенствование регулятивных средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создается в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов - процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественной системы, общественного развития, в том числе на необходимость в условиях современной цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы. Изменение качества социального регулирования в свою очередь выражается в ряде направлений, сторон и характеристик развития и функционирования инфраструктуры нормативно-регулятивной системы.
Инфраструктура - это не просто разделение социального регулирования в обществе на виды, а сложившееся объективно обусловленное построение системы, выражающееся в устойчивой модели нормативных форм регулирования, причем такой модели, узловые звенья которой опираются на определенные, тоже устойчивые организационные формы. Поэтому инфраструктура - это организационный «базис», «или «скелет», особое построение нормативно-организационных форм, от которых непосредственно зависит и развитие, и само функционирование социального регулирования.
Следует строго разделять идеальную и фактическую инфраструктуру социального регулирования. Идеальная инфраструктура - это такая модель основных организационно-нормативных форм социальных регуляторов, которая объективно обусловлена данным социальным строем и является оптимальной для обеспечения функционирования общественной системы в соответствии с ее объективными законами.
Фактическая же инфраструктура представляет собой реальное сочетание организационно-нормативных форм социальных регуляторов, действующих в данном обществе в данное время, их реально существующее взаимодействие, которое, выражая идеальную инфраструктуру, в то же время исторически находится под влиянием целого ряда разнообразных условий, обстоятельств, причин (в том числе и таких, которые относятся к субъективной стороне жизни общества: к сложившимся традициям, науке, даже личностным особенностям отдельных людей). В соответствии с этим фактическая инфраструктура есть особое существующее бытие нормативно-регулятивной системы.
Появление нормативного регулирования - один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующий качественный скачок в его развитии. При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего порядка в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями социальной жизни. Резко снижаются возможности для господства случая и произвола, и тем самым с максимальной полнотой достигается главная цель социального регулирования - устойчивость общественной жизни.
Нормативное регулирование имеет и свои минусы. Социальные нормы легко становятся орудием социальной власти авторитарного типа, носителем авторитарной идеологии. С точки зрения регулятивных особенностей оно само по себе не обеспечивает того, что достигается при индивидуальном, разовом решении жизненных проблем: учета конкретной, индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей данного случая. Этими недостатками и объясняется потребность, которая остро ощущается в процессе функционирования нормативно-регулятивной системы общества, - заполнить в необходимой мере нормативное регулирование, в том числе правовое содержание индивидуальным. Так, отмечаемая в современных правовых системах тенденция ко все большему вмешательству публичной власти в различные сферы жизнедеятельности человека, приводящая к увеличению общего числа правовых норм и к их все более изощренной детализации, ведет не столько к единообразию социального регулирования общественных процессов, сколько к образованию пустот и противоречий в многократно налагающихся друг на друга социальных нормах и как следствие - к правовому нигилизму и социальной дезориентации человека.
Немаловажным фактором функционирования нормативно-регулятивной системы в обществе становится знание социальных норм, регулирующих поведение конкретного человека. Современный механизм накопления информации о различных социальных нормах не справляется с огромным количеством этих норм, поэтому формирование массива необходимых человеку для жизни правовых норм рассматривается в качестве одной из современных задач государства. Поэтому особо необходимо отметить тенденцию к вовлечению в сферу правового социального регулирования ненормативных регуляторов, в частности директивного. В советский период это проявилось в функционировании правовой системы на основе решений съездов КПСС, формирующих содержание нормативно-правовых актов.
В европейском праве существуют акты особого вида - директивы (издаваемые институтами Европейского союза и содержащие цели и результаты, которые должны быть достигнуты, но предоставляющие национальным властям право самим определять, в какой форме, с помощью каких процедур и механизмов эти цели могут быть достигнуты; в них по общему правилу указываются и сроки достижения результатов).
Существуют директивы двух разновидностей:
- рамочные - образующие самостоятельную группу актов, иерархически не подчиненных регламенту, являющемуся актом общего характера, подлежащему применению во всех своих элементах всеми органами государств-членов Европейского союза);
- обычные - содержат, как правило, более детальную регламентацию, принимаются на основе и во исполнение регламента.
Необходимо отметить, что в условиях существования большого числа разнообразных социальных правил, отличающихся по многим основаниям от правил (норм) юридических, особая задача права состоит в том, чтобы суметь усвоить любое другое социальное правило. То есть имеется ввиду «нейтральный характер» юридической нормы, которая как «прозрачный сосуд» в зависимости от конкретной системы может получать любое содержание, приспособленное к требованиям, которое она должна выполнять. Некоторые правила неприменимы как «узаконенные средства управления», они как бы умалчиваются в содержании конкретной формы права, потому что они слишком абстрактны для того, что бы быть адаптированными к тонким нюансам реальной жизни и частным случаям принято говорить, что традиционное китайское право в большей мере основывается на чувстве приличия и знании обычаев, а так же на умении чувствовать другого человека, чем собственно на нормах.
Таким образом, можно констатировать, что социальное регулирование является результатом взаимодействия большого числа систем нормативного и ненормативного порядка, существующих в недрах общества, одни из которых формируются в социальном пространстве, а другие находят место в индивидуальном сознании.

С момента рождения и по сей день представители человечества придумали множество различных правил, которые помогают в урегулировании отношений в обществе, семье, на работе и т. д. Некоторые из них переросли в многовековые традиции и обычаи. С появлением учебных заведений и вводом предмета социологии эти правила и традиции стали называться социальными нормами.

Понятие

Социальные нормы — это принятый в обществе образец поведения, который функционирует как регулятор взаимоотношений между людьми и сообществами людей. Примеры социальных норм прослеживаются в повседневном поведении людей в обществе.

Всем известно, например, что появление в обнаженном виде на людях является недопустимым, а в некоторых странах даже карается тюремным заключением. Не касается это правило только специально отведенных мест для собраний нудистов (исключительно в странах с прогрессивно-демократическим обществом), а также заведений типа сауны. Но даже такие места разделены по половой принадлежности.

До того как рассмотреть конкретные примеры социальных норм, необходимо определить их признаки и виды. Классификация поможет лучше понять конкретные модели поведения.

Возникновение

Развитие социальных норм напрямую связано с развитием общества. Первой общине для регулирования вопросов, возникающих в процессе совместного проживания, вполне хватало ритуалов. Ритуал — это одна из первых социальных норм, которая представляет собой заведенный в общине порядок выполнения определенных действий.

Обычаи считаются более развитой формой норм, чем ритуалы. Следующими после них идут религиозные нормы. Их формирование происходит в процессе осознания человека своей незначительности перед природными явлениями. Возникают культы различных божеств, поклонение силам природы.

Вместе с обычаями и религией появляются принципы нравственности. А с возникновением государственного строя формируются первые правовые и экономические нормы.

Классификация

Выделим, говоря про основные виды социальных норм, примеры норм международного действия. Они тесно переплетены и участвуют в регулировании отношений по нескольку сразу.

Одними из первоочередных норм масштабного характера являются политические. Они выражаются в различных декларациях и хартиях, регулируют взаимоотношения в политической сфере не только одного государства, но и в международном масштабе. Примеры социальных норм политического характера - это реализуемые в государствах формы власти. Например, для Великобритании монархия является социальной нормой.

Экономические принципы представляют собой правила распределения материальных благ в обществе. То есть эти нормы порождают социальные классы. В идеале должен действовать принцип деления поровну. Заработная плата является примером такого типа норм. Экономические правила, как и политические, могут действовать в масштабе нескольких государств и характеризуют финансовый и товарный оборот между ними. Остальные виды действуют в более мелком масштабе, в конкретных общественных формированиях.

Виды социальных норм. Примеры в масштабе одного государства

Правовые нормы являются основным регулятором взаимоотношений в государстве. Они представляют собой свод правил, за невыполнение которых наступает наказание в виде материального взыскания, административной ответственности или тюремного заключения. Если учитель просит: "Приведи примеры различных социальных норм правового государства", в качестве ответа можно назвать УК РФ и КоАП РФ.

Регулируют поведение человека в обществе, к которому он относится по рождению или роду увлечений. Если вас просят: "Приведите примеры социальных норм такого типа", то стоит говорить о правилах, которые формируются у человека в процессе его жизни в определенных кругах. Большую роль в этом формировании играет государство. Чем больше развита культура всей страны, тем больше в ней культурных норм. Например, в некоторых мусульманских странах женщине не положено появляться в обществе с открытым лицом — это культурная норма.

Общественные правила

Примеры социальных норм в обществе многообразны, но выделяют несколько глобальных. Самыми крупными сообществами являются Религиозные нормы служат для урегулирования отношений не только внутри таких сообществ, но и при взаимоотношениях с организациями и людьми, не относящимися к одному вероисповеданию. Примеры социальных норм такого характера подобрать просто. Самыми распространенными можно считать церемонии венчания и отпевания усопшего. К такому же виду норм относятся отношения между настоятелем монастыря и монахами, святым отцом и прихожанами его церкви.

Носят исторический характер. Они формируют понятия о красивом и безобразном. Эти правила относятся не только к человеку, но и к его поступкам, а также к произведениям искусства, видам животных и т. д. В современном обществе эстетические нормы иногда имеют отрицательное влияние на человека, его уверенность в себе, а соответственно, и его место в жизни. Это связано со стереотипным мышлением о привлекательном внешнем виде. В итоге человек, который не вписывается в общие рамки своей внешностью или поведением, может быть не принят определенным обществом. Отличным тому примером является сказка "Гадкий утенок".

Примеры различных социальных норм

Существуют также правила, которые не привязаны к конкретному обществу или государству. Это которые формируют понятия о хорошем и плохом. Они образуются на основе конкретного поведения, взятого за эталон. Некоторые подкреплены правовыми документами. В основном же они рассчитаны на совестливость человека и его моральную полноценность. За аморальное поведение следует осуждение обществом, а в некоторых случаях наказание по закону.

Нормы обычаев и традиций тоже носят исторический характер. Они устанавливались на протяжении многих веков и представляют собой шаблонные действия в определенных ситуациях. Какими будут в этом случае примеры социальных норм? Обычаи подразумевают совершение каких-либо действий в силу привычки, а традиции являют собой ценности или модель поведения, принятую обществом и неукоснительно выполняющуюся его членами. Обычаи и традиции тесно связаны с культурными нормами.

Также из различных социальных норм выделяют корпоративные, которые регулируют отношения между работниками одной структуры или членами одного клуба по интересам. Устанавливаются такие правила членами сообществ, они же выбирают и применяют меры воздействия на нарушителей.

Правила в семейных отношениях

Примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, насколько разнообразны, что выделить конкретные очень непросто. Семья контролируется со стороны государства, религиозных организаций и общества. Причем каждая сторона пытается направить семейные отношения по своему руслу. Иногда такое количество правил приводит к обратному эффекту.

Если преподаватель просит: "Приведите примеры социальных норм, которые влияют на отношения в семье", ответьте, что это правовые и религиозные нормы, нормы морали, традиции и обычаи. Однако не забывайте, что остальные правила также имеют определенное влияние, так как семья представляет собой миниатюрное государство со своими политическими и экономическими законами. Может быть, именно по этой причине многие молодые люди нынешнего поколения не спешат обзавестись семьей. Когда со всех сторон человеку указывают на то, что ему нужно сделать, чтобы выглядеть полноценным в глазах общественности, желание к каким-либо действиям исчезает.

Узаконенные социальные правила

Примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, которые закреплены законодательно, привести несложно. Например, основополагающее событие в жизни семьи — заключении брака. Законодательно брак регулируется правовыми нормами. В них оговаривается порядок вступления в брак (подача заявления, назначение даты бракосочетания, выдача документов, подтверждающих семейное положение), а также порядок бракоразводного процесса (заявление о разводе, развод через суд, деление имущества, назначение алиментов и т. д.).

Экономические социальные нормы также оказывают определенное влияние на семейные отношения. От них зависит доход семьи, а также возможность получения социальных льгот. Особенно это касается неполных семей с одним родителем. Во многих государствах им положена дополнительная материальная помощь для решения финансовых проблем.

Эти виды норм имеют под собой законодательную базу, и их влияние обусловлено отношением государственной власти к значению института семьи. Для полноценного развития семейных отношений такая поддержка необходима. Но ее избирательность часто только мешает этому развитию.

Регулирование семейных отношений социальными нормами

Большое влияние на отношения в семье оказывают обычаи и традиции. Они начинают свое действие с решения одного из пары о заключении брака. Предложение руки и сердца, помолвка и другие обычаи формируют понятие о том, как должна зарождаться семья. И те, кто не вписывается в эти рамки, часто осуждаются общественностью.

Религиозные нормы также оказывают определенное воздействие на человеческие отношения. В самой распространенной религии — христианстве - без венчания и создания семьи невозможно рождение детей. Иначе последует осуждение церкви. Эти исторически сложившиеся обстоятельства иногда только мешают образованию новой семьи.

Приведем примеры социальных норм, отвечающих за поведение супругов (норм нравственности). К примеру, измена в браке является недопустимой только с точки зрения морали. Законодательно это никак не наказывается (в демократических государствах). Но осуждение общественности в этом случае неминуемо приведет к краху семейных отношений.

Примеры воздействия социальных норм на характер человека

Характер человека во многом зависит от традиций воспитания, установленных в семье, а также от норм и правил, которые действуют в окружающем обществе. должны прививаться с рождения. Это залог формирования у ребенка с раннего возраста понятий о плохом и хорошем поведении.

Мнение окружающих значительно отражается на характере человека. Хорошее отношение людей к себе добавляет уверенности. И часто случается так, что плохое отношение основано исключительно на эстетических нормах. То есть человек для общества непривлекателен внешне. Такое мнение окружающих может привести к озлобленности и формированию аморальных принципов.

Современные социальные нормы

С появлением огромного количества различных общественных организаций появилась необходимость регулирования отношений между ними и внутри них. Корпоративные нормы являются наиболее поздним видом социальных норм. Как указывалось выше, они регулируются представителями таких организаций.

Если вам говорят: "Приведи примеры различных социальных норм, регулирующих отношения в современном обществе", что вы назовете первым пунктом? Можно смело ставить на первое место именно корпоративные нормы. Ведь без них нельзя представить цивилизованных отношений.



Просмотров