Судебный конституционный контроль понятие специфика модели. Судебный конституционный контроль как средство охраны и защиты конституции

Конституционное правосудие как высшая форма конституционного контроля в правовом государстве

Принцип верховенства конституции, его действие. Охрана конституции. Конституционный контроль как функция властей в правовом государстве. Виды конституционного контроля. Судебный конституционный контроль как разновидность конституционного контроля. История развития судебного конституционного контроля.

Правовое государство есть организация и функционирование публичной (политической) власти, в том числе в ее взаимоотношениях с индивидами, на основе конституции и зако­нов в соответствии с требованиями права, из которых существен­ным является признание и гарантирование неотчуждаемых прав и сво­бод человека и гражданина. Господство права возможно лишь при надлежащей организации самой государственной (политической) власти, исключающей монополизацию власти и обеспечиваю­щей соответствие всей ее системы (структуры, полномочий от­дельных видов органов, способов формирования, форм деятель­ности и т.д.) требованиям права. Как показал опыт, наилучшим способом такой организации является разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Основные принципы (признаки) правового государства од­новременно выступают в качестве требований, предъявляемых к правовому государству. К их числу следует отнести: разделе­ние властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство права, то есть соответствие праву конституции, законов; верховенство конституции в системе законодательства и ее прямое, непосредственное действие; взаимная ответствен­ность государства и личности; уважение прав и свобод челове­ка и гражданина; судебная защита лиц и других субъектов об­щественных отношений от произвола кого бы то ни было; со­ответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права.

Одним из принципов организации и функционирования правового государства является верховенство конституции в системе нормативных актов, ее прямое, непосредственное дей­ствие . Конституция государства занимает особое место в системе законов. Она является основным (высшим) законом государства и обладает верховенством на всей его территории. Конституци­онная законность есть реально действующая система конститу­ционализма, обеспечивающая полное действие конституции.

Конституционная законность означает следующее:

/. Правовой характер самой конституции как основного закона государства.

Иными словами, конституция своим содержанием (при всем его возможном разнообразии) должна выражать принципы де­мократии, свободы и справедливости, закреплять права и свобо­ды человека и гражданина, прежде всего отраженные в международных стандартах и нормах, воплощать принципы (требова­ния) правового государства.

2 Верховенство конституции в правовой системе государства, т. е. конституция имеет высшую юридическую силу.

Все законы и иные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления издаются на основе и в соот­ветствии с конституцией. Законы и подзаконные (в том числе ведомственные) акты, противоречащие конституции, не имеют юридической силы.

Так, согласно статье 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу... Законы и иные правовые акты, принимае­мые в Российской Федерации, не должны противоречить Кон­ституции Российской Федерации".

3. Принципы и нормы конституции имеют прямое действие. Правоприменительная практика всех государственных орга­нов должна соответствовать конституции. Все должностные лица независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение ее принципов и норм.

Согласно статье 15 (часть 2) Конституции Российской Фе­дерации "органы государственной власти, органы местного са­моуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и за­коны". Однако если судебные или иные правоприменительные органы обнаруживают, что закон или отдельные eго положения не соответствуют Конституции, то они непосредственно при­меняют нормы Конституции. Постановление Пленума Верхов­ного Суда Российской Федерации от 31 декабря 1995 года "О некоторых вопросах применения судами Конституции Россий­ской Федерации при осуществлении правосудия" отмечает, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конститу­цию, когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения; б) когда Конституционным Судом Российской Федерации выявлен пробел в правовом регулировании либо когда пробел образовался в связи с признанием не соответствующими Конституции нормативного правового акта или его отдельных положений с учетом порядка, сроков и особенностей исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации, если они в нем указаны. В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ подлежащий применению по конкретному делу закон, суд обращается в КС РФ с запросом о его конституционности. Такой запрос может быть сделан судом любой инстанции и в любой стадии рассмотрения дела.

4. Конституция действует на всей территории государства. В условиях федеративного устройства государства федеральная конституция действует во всех субъектах (членах) федерации, консти­туции субъектов (членов) федерации - на всей их территории.

Спорным оказался вопрос о действии устава края или облас­ти, в состав которого входят автономные округа, на территории указанных округов, так как автономные округа согласно дейст­вующей Конституции Российской Федерации являются равно­правными субъектами Российской Федерации (статья 5). Однако вхождение автономного округа в состав края или области является условием распространения устава края или области на всю ее тер­риторию, в том числе на территорию автономного округа.

Принципы верховенства конституции, конституционной за­конности не реализуются автоматически. Их действие может быть нарушено умышленно либо в силу правоприменительной ошибки. Для предотвращения и ликвидации таких "сбоев" су­ществует система правовых средств охраны конституции (например, институт конституционной ответственности в виде импичмента главы государства).

Специфическим институтом обеспечения и охраны действия принципа верховенства конституции является конституционный контроль . Судебный конституционный контроль означает спе­циализированный механизм охраны конституции как норматив­ного правового акта высшей юридической силы. Конституционный контроль есть специфическая функция компетентных государственных органов по обеспечению верхо­венства конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общест­венных отношений.



Государственными органами, осуществляющими конститу­ционный контроль, являются:

Глава государства, парламент, правительство;

Специализированные органы конституционного контроля в виде органов конституционного надзора (квазисудебные ор­ганы);

Судебные органы.

Конституционный контроль, осуществляемый главой госу­дарства, парламентом, правительством, другими государствен­ными органами (исключая судебные) в процессе осуществления основных функций либо наряду с другими функциями, в значи­тельной степени испытывает влияние проводимой ими политики. Этот вид конституционного контроля можно квалифициро­вать как общий (общеполитический) конституционный кон­троль. Для его осуществления указанные государственные орга­ны могут создавать специальные вспомогательные органы и уч­реждения (комитеты, советы, комиссии и т.п.) либо специали­зированные органы, подобные парламентскому институту омбудсменов (уполномоченных по правам человека, народных за­щитников).

Органы конституционного надзора (квазисудебные органы) осуществляют конституционный контроль на постоянной осно­ве. Их решения, как правило, не являются окончательными, а носят предварительный, консультативный характер (Консти­туционный Совет Франции, Конституционный Трибунал Поль­ши, бывший Комитет конституционного надзора СССР, Кон­ституционный Совет Республики Казахстан и др.).

Конституционный контроль могут осуществлять и судебные органы - как суды общей юрисдикции (включая администра­тивные, арбитражные и др.), так и специализированные суды конституционного контроля - конституционные суды.

Конституционный контроль как самостоятельное направле­ние государственной деятельности начинался собственно с про­верки законов, принимаемых парламентом. Как свидетельствует мировая практика, число объектов конституционного контроля постепенно росло, и для каждого государства этот набор объек­тов индивидуален.

Объектами конституционного контроля , в том числе осуще­ствляемого судебными органами, являются:

Законы, их различные разновидности: законы, вносящие из­менения и дополнения в конституцию, законы, принятые ре­ферендумом, конституционные, органические законы, обык­новенные законы; регламенты и иные акты, принятые зако­нодательными (представительными) органами;

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти;

Нормативные правовые акты органов местного самоуправле­ния;

Внутригосударственные договоры (в федерациях и конфеде­рациях);

Акты судебных органов;

Акты и действия общественных объединений;

Индивидуальные правоприменительные акты и правоприменительная практика компетентных государственных органов и должностных лиц;

Международные договоры;

Действия должностных лиц в порядкеих конституционной ответственности (обычно действия высших должностных лиц государства - Президента, членов правительства, судей выс­ших судебных инстанций);

Организация и проведение, подтверждение итогов референду­мов и выборов;

Создание и деятельность политических партий и других обще­ственных объединений.

Данный перечень объектов конституционного контроля не является исчерпывающим.

Классификация видов конституционного контроля может быть осуществлена по следующим основаниям:

по времени осуществления - предварительный (превентивный, предупредительный) и последующий (репрессивный) конституци­онный контроль. При предварительном контроле акт проверя­ется до его вступления в силу, последующий контроль рас­пространяется на вступившие в силу акты, юридически дей­ствующие;

по правовым последствиям - консультативный и учреждающий (постановляющий) конституционный контроль;

по обязательности проведения - обязательный и факультатив­ный конституционный контроль. Как показывает практика, предварительный конституционный контроль зачастую явля­ется обязательным, реже факультативным. Факультативный контроль проводится лишь по инициативе управомоченного органа либо индивида в случае сомнений относительно кон­ституционности закона;

по способу проведения - абстрактный и конкретный конститу­ционный контроль. Абстрактный контроль означает проверку конституционности закона вне связи с каким-либо делом, конкретный контроль осуществляется только в связи с кон­кретным делом, при разрешении которого применен или подлежит применению определенный закон, конституцион­ность которого оспаривается. Конкретный контроль преду­сматривается обычно для управомоченных индивидов, юри­дических лиц, во всех остальных случаях используется абст­рактный конституционный контроль;

по основаниям проверки конституционности актов - конституци­онный контроль содержания актов (материальный контроль), по форме акта и способу его принятия (формальный контроль). Мате­риальный контроль означает проверку соответствия содержания акта положениям конституции. При формальном контроле прове­ряется соблюдение конституционных требований относительно издания акта (входило ли издание акта в компетенцию издавшего органа, соблюдены ли при этом процедурные правила, в надле­жащей ли форме издан акт).

Между приведенными видами конституционного контроля наблюдаются определенные взаимосвязи. Так, предварительный контроль, как правило, является консультативным, обязатель­ным (реже факультативным), абстрактным, материальным и формальным одновременно. Последующий контроль, как прави­ло, является постановляющим, факультативным, абстрактным (конкретным), материальным (формальным).

Сущность конституционного контроля заключается в решении двух задач: 1) в определении конституционности правовых актов органов государственной власти (конституционность - это соответствие юридических актов и действий органов государства действующей Конституции); 2) в лишении неконституционного акта юридической силы, т.е. признании такого акта недействительным.

От понятия "конституционный контроль" необходимо отличать понятие конституционного надзора . В отличие от контроля надзор сводится лишь к обнаружению неконституционных актов, он обращен к органу, принявшему неконституционный акт (или вышестоящему по отношению к нему органу), с требованием отмены данного акта. Назначение конституционного надзора заключается в том, что надзирающий орган осуществляет систематическое наблюдение (мониторинг) за соответствием правовых актов Конституции. Такая деятельность может осуществляться как по чьей-либо собственной инициативе, так и по сообщениям об имеющих место нарушениях. В отношении актов федеральных министерств (иных ведомств), актов органов государственной власти субъектов РФ функцию государственного надзора в РФ выполняют органы прокуратуры. Конституционный контроль помимо специализированного судебного органа - Конституционного Суда осуществляют также Президент РФ, парламент, Правительство, суды общей юрисдикции. Право конституционного контроля дает такому органу право отмены или признания недействительным акта, противоречащего Конституции.

Судебный конституционный контроль представляет собой особую разновидность конституционного контроля.

Судебный конституционный контроль есть проверка на со­ответствие конституции объектов такого контроля судебными органами. Существуют две разновидности судебного конститу­ционного контроля: 1) конституционный контроль, осуществ­ляемый судами общей юрисдикции, и 2) конституционный кон­троль, осуществляемый специализированными судами.

Особенность первой разновидности судебного конституци­онного контроля заключается в том, что конституционность объектов контроля проверяют суды общей юрисдикции при рас­смотрении конкретных дел в соответствии с обычной процеду­рой (децентрализованный контроль) либо верховные (высшие) суды или их специальные палаты по особой процедуре (централизованный контроль).

В США, Аргентине, Норвегии любой суд общей юрисдикции может признать закон неконституционным. Если дело доходит до Верховного Суда и он также признает закон не соответст­вующим Конституции, то это решение Верховного Суда стано­вится уже обязательным для всех судов. В Австралии, Индии, на Мальте конституционность закона вправе проверять только Вер­ховный Суд после того, как дело поступит к нему, будучи рас­смотрено нижестоящими судами, которые проверять законы на их соответствие конституции не могут. Формально закон, при­знанный Верховным Судом неконституционным, продолжает действовать. Но действие его блокировано судом: ни один суд применять его не станет. Неконституционный закон, таким об­разом, лишается судебной защиты, фактически он утрачивает юридическую силу. Парламент, как правило, подобный закон отменяет.

Для осуществления конституционного контроля в верховных судах ряда государств создаются специальные конституционные коллегии, палаты (конституционная палата Верховного Суда правосудия Коста-Рики, конституционная коллегия Националь­ного Суда Эстонии и др.).

Особенность второй разновидности судебного конституцион­ного контроля заключается в том, что конституционность объек­тов контроля проверяют специальные конституционные суды (централизованный контроль). Они обладают специальной конституционной юрисдикцией, осуществляемой посредством само­стоятельного судопроизводства - конституционного судопроиз­водства. Судебная конституционная юрисдикция и соответствую­щее конституционное судопроизводство составляют конституци­онную юстицию, то есть конституционное правосудие.

Признание органами конституционного правосудия, напри­мер, закона неконституционным означает прекращение действия этого закона, т. е., по существу, его отмену. Дополнительного решения парламента по вопросу действия неконституционного закона не требуется.

Конституционное правосудие представляет собой синтез, сплав двух начал - сущности конституционного контроля и фор­мы правосудия, в результате чего мы имеем дело с самостоятель­ным видом государственно-властной контрольной деятельности в специализированной форме конституционного правосудия.

Конституционное правосудие как разновидность правосудия имеет следующие основные черты (признаки ): 1) наличие кон­ституционных судов как специализированных судебных органов конституционного контроля; 2) автономное положение судов в иерархии судебных органов; 3) самостоятельная процессуальная форма отправления конституционного правосудия; 4) юридиче­ская сила решений конституционного правосудия, приравненная к юридической силе конституции; 5) особая система законода­тельства, регулирующего конституционное правосудие.

Таким образом, конституционное правосудие есть высшая форма конституционного контроля. Как правило, оно является последующим (репрессивным), учреждающим (постановляющим), обязательным, как абстрактным, так и конкретным (с возмож­ными комбинациями), материальным и формальным.

С распадом СССР в новых независимых государствах реаль­ностью стал институт конституционного контроля, чаще всего в форме конституционного правосудия на основе создания спе­циализированных судов - конституционных судов.

Конституционный Суд в России был создан и начал функ­ционировать с 1991 года.

Конституция Литвы 1992 года впервые закрепила учреждение Конституционного Суда. Закон о Конституционном Суде при­нят сеймом (парламентом) Литвы 3 февраля 1993 года. В этом же году Конституционный Суд начал свою работу.

В Эстонии система судебного конституционного контроля впервые введена Конституцией от 28 июня 1992 года (чуть ранее Суд конституционного контроля предусматривался законом о судах 1991 года). Закон о процедуре Суда конституционного контроля, определяющий его полномочия и процедуру, был принят парламентом 5 мая 1993 года. Суд конституционного контроля действует в виде конституционной палаты Националь­ного Суда Эстонии с 1993 года. Конституционные суды созданы и функционируют в Арме­нии, Республике Беларусь, Грузии, Кыргызстане, Молдове, Тад­жикистане, Узбекистане, Украине.

Много споров .

Но классически считается, что есть 2 модели:

1. американская

2. европейская.

Первая модель возникла на американской континенте. Предпосылкой стало в 1803 году решении мербери против меддисона. Судья маршал применил функцию судебного контроля.

В США осуществляется децентрализованный судебный контроль, т.е все судебные органы штатов осуществляют проверку всех НА. Но закон признанный неконституционным судом штата не применяется в этом суде, а если это судебное решение было подтверждено верховным судом США, то этот закон не применяется вообще в Америке. Применение КК в США в соответствии с конституцией США – это то что сказали судьи.

В начале 20 века в Австрии, при принятии конституции в 1921 году, по теории Кельзена, для осуществления конституционного судебного контроля создается новый вид судебных органов - конституционные суды – это специализированный орган, занимающийся только судебным контролем. При этом заявляются более высокие требования для судей, и кроме этого данные суды принимают окончательные решения для всей страны.

При американской решение обязательно только для участников процесса. Европейская модель может быть централизованная и децентрализованная. В РФ централизованная система.

Американская модель Европейская модель
1. КК занимаются общие суды 2. Осуществление КК одна из прочих функций 3. конституция – это просто нормативный акт 4. функция КК осуществляется в рамках прочих производств гражданского административного и др 5. по общему правилу решения обязательны только для сторон. Но через понятие судебного прецедента то оно обязательно для учета этого прецедента др судами этого штата. Но если решение принято высшим судом то оно обязательно для всех штатов. 6. возможность обжаловать решения в вышестоящий суд. 7. акт или норма акта признается не соответствующей конституции, но органы, осуществившие данные функции не могут признать недействующей. При этом другие суды как бы не видят нормы. Модель такая – суд признает не конституционной а парламент ее должен отменить или изменить. 8. регулирование осуществляется на основе… 1. Создаются специализированные судебные органы конституционного судебного контроля 2. Единственная функция осуществление КК, но целесообразнее говорить о том, что это приоритетная функция. 3. конституцию он воспринимает как данность, как аксиома. Т.е особое отношение к конституции. 4. судебный орган осущ свои функций в рамках специализированного производства. Специальное производствоспециальный орган. 5. решения обязательны для всех. 6. института обжалования для конституционной юстиции нет. 7. если орган конституционной юстиции признает норму не конституционной, то она утрачивает силу с момента вступления в силу решения конституционного суда. 8. по степени правового регулирования: с т/з правового регулирования органы находятся в особом положении, так в конституции заложены важнейшие основы их статуса, полномочия определяются конституцией. Предполагается наличие ФЗ который регулирует деятельность органа КК

История развития конституционного контроля в России .

самостоятельно.

Конституционный судебный процесс учебник – кафедра.

Начинаем с 1918 года с принятием конституции. До этого были теории. Фактически с принятием конституционных норм. Функцию конституционного контроля осуществлял Съезд всероссийского центрального исполнительного комитета ВЦИК и президиум при нем. Реально функции осуществлял только президиум.

С 1924 функции конституционного надзора, которой наделяется верховный суд и прокуратура, которая функционировала при суде. ВС по заданию ЦИК оценивал конституционность актов, а дальше ВЦИК признавал акт не действующим. При ЦИКе Формируется отдел законодательных предложений, который также занимается теми же функциями.

Все это существует до 1934 года.

В 1934 прокуратура отделяется от ВС поэтому функция от суда переходит только к прокуратуре и ВС эту функцию не осуществляет.

В 1937 функция контроля передаются только законодательному органу – верховному совету и президиуму при ней. Это система просуществовала до 1989 года – 90, только в апреле 1990 года – образован комитет конституционного надзора СССР. Пришли к выводу что ВС не может, полноценно, всесторонне и объективно рассматривать дела о соответствии конституции. Он просуществовал всего 1,5 года. За 1,5 года он рассмотрел 23 (или 29) дела по существу. - Принудительное лечение и трудовое перевоспитание лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.

Деятельность его возглавлял Алексеев С.С.

ККН – рассматривал в полном составе заявление и принимал решение принять к рассмотрению или не принять, если принимался то он подготавливал проект заключения и только потом запрашивались отзывы заинтересованных сторон. Все проводило к тому что очень долго рассматривались дела.

По предложению Алексеева и Собчака в функции ККН было добавлены изменения там создавались рабочие группы. Позже установили для себя сроки.

ККН принимал заключение о том, что он считает что это акт не конституционный. Потом это заключение направлялось в законодательный орган и законодательный орган мог 2/3 не поддержать решение ККН. ККН мо также приостановить действие акта на время рассмотрения вопроса о конституционности.

Но было одно полномочие: в особых случаях нарушающих массово права и свободы граждан ККН может отменить этот акт.

ККН сыграл и положительную роль, так он показал, что необходимо создание специализированного органа, что это эффективно.

Негативный опыт СССР привел к позитивному опыту в России.

В 1991 году в России создается Конституционный суд.

Его можно разделить до переезда в Питер и поле. До 1994 и после.

Специфическим видом охраны и зашиты конституции слу­жит конституционный контроль, т. е. проверка на соответствия конституции законов и других нормативных правовых актов? решений и действий органов публичной власти и других субъ-

§ 3. Судебный конституционный контроль 125

ектов права в целях утверждения конституционности и консти­туционного порядка. Для многих органов публичной власти конституционный контроль является одной из осуществляемых ими функций, для специализированных же органов публичной власти он служит основной функцией, определяющей их дея­тельность.

К специализированным органам, осуществляющим консти­туционный контроль, следует отнести конституционные суды, а также органы конституционного надзора несудебного {квазису­дебного) характера (конституционные советы Франции, Казах­стана, Марокко, Сенегала и др.), суды обшей юрисдикции.

Именно судебный конституционный контроль является наи­более действенным и эффективным в охране и защите консти­туции. Его объективность и беспристрастность обеспечивается самостоятельностью и независимостью судов от законодатель­ной и исполнительной ветвей власти. Определяющее значение судебного конституционного контроля в механизме охраны и защиты конституции обусловлено:

Целью и задачами обеспечения верховенства, высшей юридической силы, прямого действия конституции на всей территории государства;

Распространением конституционного контроля на сферу деятельности органов законодательной, исполнительной и су­дебной власти;

Постоянным осуществлением конституционного контроля в специальной процессуальной форме конституционного судо­производства;

Обязательной юридической силой решений органов, его осуществляющих, для всех субъектов права.

В Российской Федерации судебный конституционный кон­троль осуществляют Конституционный Суд РФ, конституцион­ные (уставные) суды субъектов РФ, а за пределами их полномо­чии - суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ был учрежден в 1990 г и сфор­мирован в конце октября 1991 г. Его появление стало своего рода символом приверженности правовому государству, уваже­нию прав и свобод человека.

С момента создания Конституционного Суда РФ (1991 -1993 гг.) конституционный контроль осуществился на основеКонституции РСФСР 1978 г. (ст. 105 и др.) и Закона РСФСР от 12 июля 1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР» В этот пе-

126 Глава 4. Охрана и защита конституции

риод им: было рассмотрено 27 дел, из них 19 - по ходатайствам о проверке конституционности правовых актов (законов, ука­зов Президента РФ и т. п.), восемь - по индивидуальным жа­лобам граждан.



Первые два года деятельности Конституционного Суда РФ были для него непростыми. Иначе и не могло быть. Конститу­ционный Суд РФ - детище времени, своего общества, в кото­ром происходят качественные преобразования. Нельзя не учи­тывать решающего воздействия комплекса объективных и субъ­ективных факторов, чрезвычайно сложной экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуации в России в этот период, противоречивости этой ситуации, ее динамизма, непредсказуемости.

В условиях острой политической борьбы в российском об­ществе, постоянного и разрастающегося противостояния Пре­зидента и парламента, переходящего в прямой конфликт. Дея­тельность Конституционного Суда по проверке соответствия Конституции РФ актов указанных властных органов не могла не приобрести остро политического характера. В деятельности Конституционного Суда РФ наступил кризис, что дало основа­ние Президенту РФ в Указе от 7 октября 1993 г. № 16)2 «О Конституционном Суде Российской Федерации» согласить­ся с решением Конституционного Суда РФ о временном пре­рывании своих заседаний по рассмотрению конкретных дел до принятия новой конституции.

Переходный период в деятельности Конституционного Су­да РФ (1993-1995 гг.) был посвящен подготовке нового закона о Конституционном Суде РФ на основании Конституции РФ 1993 г., которая определила состав и порядок назначения судей, полномочия Конституционного Суда РФ, субъектов обращения в Суд, юридические последствия признания Судом неконститу­ционными актов или их отдельных положений, международных договоров.

Современный этап деятельности Конституционного Су­да РФ начался после вступления в силу Закона о Конституци­онном Суде РФ и формированием полного состава Суда.

Согласно ст. 1 данного Закона Конституционный Суд РФ оп­ределяется как судебный орган конституционного контроля, са­мостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Как орган го­сударственной власти он стоит в одном ряду с такими высшими

§3. Судебный конституционный контроль127

органами, как глава государства, парламент и правительство. Целью, его деятельности- является охрана и защита Конститу­ции РФ, обеспечение верховенства, высшей Юридической силы й прямого действия Конституции РФ" в законодательной, испол­нительной и судебной деятельности на всей территории Россий­ского государства. Задачами Конституционного Суда РФ служат обеспечение и защита основ конституционного строя, фунда­ментальных конституционных идеалов и ценностей.

Цель и задачи Конституционного Суда РФ обусловливают осуществление им таких основных функций, как защита прав и свобод человека и гражданина; толкование Конституции РФ; конституционный контроль законов и других нормативных правовых актов; разрешение споров о компетенции между ор­ганами публичной власти. Ему присущи и некоторые дополнительные функции: содействие законодательной деятельности; дача экспертных заключений; осуществление регистрационных актов (операций) по вопросам конституционного значения.

Основные и дополнительные функции Конституционного Суда РФ реализуются через полномочия, предусмотренные Конституцией РФ, Законом о Конституционном Суде и Зако­ном о референдуме.

Конституционный Суд РФ своей деятельностью оказывает значительное воздействие на функционирование органов пуб­личной власти в сфере их нормотворчества и правоприменения, исключая из правового поля положения федеральных законов, других нормативных правовых актов, не соответствующих Кон­ституции РФ, корректируя правоприменительную практику, в том числе административную и судебную, выявляя конституци­онно-правовой смысл законов, разрешая споры о компетенции, защищая конституционные права и свободы граждан и их объ­единений, официально толкуя Конституцию РФ-Конституционный Суд РФ в известном смысле и в извест­ных пределах развивает конституционное право, определяет стратегию развития отраслевого (текущего) законодательства. Он одновременно создает конституционно-правовую доктрину, мотивируя принятие своих решений. Он играет особую роль в обеспечении принципа разделения властей, в системе сдержек и противовесов. Решая конфликты, споры между органами публичной власти на различных уровнях, Конституционный Суд РФ выступает как орган компромисса, примирения, как гарант политического мира и стабильности в обществе и госу-

128 Глава 4. Охрана и зашита конституции

дарстве, как хранитель конституционных ценностей, стоящий на страже конституционного строя в стране.

Конституционный Суд РФ последовательно придерживается стратегической линии защиты конституционных принципов уважения прав и свобод человека и гражданина, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и других основ конституционного строя. При этом Конституционному Суду РФ приходится подчас решать вопросы сочетания, балан­са действия тех или иных конституционных принципов, разре­шение конфликта частных и публичных интересов, поиска оп­тимального конституционно-правового решения возникающих проблем. Он играет положительную роль в утверждении в Рос­сийской Федерации международно-правовых стандартов в за­щите прав и свобод человека и гражданина, иных общепри­знанных принципов и норм международного права.

Судебный конституционный контроль в Российской Феде­рации наряду с Конституционным Судом РФ осуществляют конституционные и уставные судье субъектов РФ. Право субъ­ектов РФ создавать конституционные и уставные суды вытека­ет из положений Конституции РФ; предусматривающей, что республики и другие субъекты РФ функционируют на основе своих учредительных актов - конституций и уставов, контроль за соблюдением которых входит в компетенцию самих субъек­тов РФ. Конституционные и уставные суды действуют в 16 субъектах РФ 1 .

Конституционные и уставные суды являются хранителями и защитниками конституций и уставов субъектов РФ, закреп­ленных ими ценностей, превращают их в реально действующее право. Они позволяют существенно усилить защиту прав и сво­бод личности, поднять качество законотворчества, самого зако­нодательства в субъектах РФ.

Деятельность конституционных и уставных судов направле­на на децентрализацию государственной власти по вертикали. Она привносит в политику субъектов РФ специфику, способст-

1 Специализированные органы судебного конституционного контроля функционируют к республиках: Адыгея (1997 г.). Башкортостан (1996 г.), Буря­тия (1995 г.), Дагестан (1991 г.), Кабардино-Балкария (1993 г.), Карелия (1994 г.). Коми (1994 г.), Марий Эх (1998 г.), Саха (Якутия) (1992 г.). Северная Осетия - Алания (1990 г.), Татарстан (1990 г), Тыва (2003 г); Чеченская (2007 г.); уставные суды -- и Свердловской области (1998 г.). Калининградской области (2003 г); в г. Санкт-Петербурге (2000 г.).

Глава 5. Конституционная ответственность129

вует поддержанию политической стабильности и самодостаточ­ному развитию субъектов РФ, более полной реализации прин­ципа разделения властей, сотрудничеству и взаимодействию за­конодательных и исполнительных органов публичной власти.

Суды общей и арбитражной юрисдикции осуществляют кон­ституционный контроль в рамках своей компетенции в тесном единстве с контрольной деятельностью Конституционного Су­да РФ, конституционных и уставных судов субъектов РФ, соз­давая единое конституционно-правовое пространство, что осо­бенно важно в условиях федеративного устройства Российского государства.

Вопросы для повторения и самостоятельной работы

1. Можно ли провести различие между понятиями охраны и защиты Конституции РФ?

2. Чем охрана и защита отличаются от обеспечения (гаран­тирования) Конституции РФ?

3. Назовите субъектов конституционного права, осуществ­ляющих охрану и защиту Конституции РФ.

4. Каковы полномочия Президента РФ, Федерального Со­брания РФ, Правительства РФ по охране и защите Конститу­ции РФ?

5. Участвуют ли в охране и защите Конституции РФ иные органы публичной власти?

6. В чем специфика судебного конституционного контроля как средства охраны и защиты Конституции РФ?

7. Какие суды участвуют в охране и защите Конституции РФ?

Глава 5. Конституционная ответственность: понятие, виды, основания, меры

1. Принцип верховенства конституции, его действие. Охрана конституции

Одним из принципов организации и функционирования правового государства является верховенство конституции в системе нормативных актов, ее прямое, непосредственное дей­ствие.

Конституция государства занимает особое место в системе законов. Она является основным (высшим) законом государства и обладает верховенством на всей его территории. Конституци­онная законность есть реально действующая система конститу­ционализма, обеспечивающая полное действие конституции.

Конституционная законность означает следующее.

/. Правовой характер самой конституции как основного закона государства.

Иными словами, конституция своим содержанием (при всем его возможном разнообразии) должна выражать принципы де­мократии, свободы и справедливости, закреплять права и свобо­ды человека и гражданина, прежде всего отраженные в между­народных стандартах и нормах, воплощать принципы (требова­ния) правового государства.


2 Верховенство конституции в правовой системе государства, т. е. конституция имеет высшую юридическую силу.

Все законы и иные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления издаются на основе и в соот­ветствии с конституцией. Законы и подзаконные (в том числе ведомственные) акты, противоречащие конституции, не имеют юридической силы.

Так, согласно статье 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу... Законы и иные правовые акты, принимае­мые в Российской Федерации, не должны противоречить Кон­ституции Российской Федерации".

3. Принципы и нормы конституции имеют прямое действие. Правоприменительная практика всех государственных орга­нов должна соответствовать конституции. Все должностные лица независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение ее принципов и норм.

Согласно статье 15 (часть 2) Конституции Российской Фе­дерации "органы государственной власти, органы местного са­моуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и за­коны". Однако если судебные или иные правоприменительные органы обнаруживают, что закон или отдельные ere положения не соответствуют Конституции, то они непосредственно при­меняют нормы Конституции. Постановление Пленума Верхов­ного Суда Российской Федерации от 31 декабря 1995 года "О некоторых вопросах применения судами Конституции Россий­ской Федерации при осуществлении правосудия"" отмечает, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конститу­цию, если придет к выводу, что федеральный закон, действо­вавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации либо принятый по­сле вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей.



4. Конституция действует на всей территории государства. В условиях федеративного устройства государства федеральная конституция действует во всех субъектах (членах) федерации, консти­туции субъектов (членов) федерации - на всей их территории.

Спорным оказался вопрос о действии устава края или облас­ти, в состав которого входят автономные округа, на территории


указанных округов, так как автономные округа согласно дейст­вующей Конституции Российской Федерации являются равно­правными субъектами Российской Федерации (статья 5). Однако вхождение автономного округа в состав края или области является условием распространения устава края или области на всю ее тер­риторию, в том числе на территорию автономного округа.

Принципы верховенства конституции, конституционной за­конности не реализуются автоматически. Их действие может быть нарушено умышленно либо в силу правоприменительной ошибки. Для предотвращения и ликвидации таких "сбоев" су­ществует система правовых средств охраны конституции (например, институт конституционной ответственности в виде импичмента главы государства).

Специфическим институтом обеспечения и охраны действия принципа верховенства конституции является конституционный контроль. Судебный конституционный контроль означает спе­циализированный механизм охраны конституции как норматив­ного правового акта высшей юридической силы.



2. Конституционный контроль

как функция властей в правовом государстве. Виды конституционного контроля

Конституционный контроль есть специфическая функция компетентных государственных органов по обеспечению верхо­венства конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общест­венных отношений.

Государственными органами, осуществляющими конститу­ционный контроль, являются:

Глава государства, парламент, правительство;

Специализированные органы конституционного контроля в виде органов конституционного надзора (квазисудебные ор­ганы);

Судебные органы.

Конституционный контроль, осуществляемый главой госу­дарства, парламентом, правительством, другими государствен­ными органами (исключая судебные) в процессе осуществления основных функций либо наряду с другими функциями, в значи­тельной степени испытывает влияние проводимой ими полити-


ки. Этот вид конституционного контроля можно квалифициро­вать как общий (общеполитический) конституционный кон­троль. Для его осуществления указанные государственные орга­ны могут создавать специальные вспомогательные органы и уч­реждения (комитеты, советы, комиссии и т.п.)" либо специали­зированные органы, подобные парламентскому институту ом-будсменов (уполномоченных по правам человека, народных за­щитников).

Органы конституционного надзора (квазисудебные органы) осуществляют конституционный контроль на постоянной осно­ве. Их решения, как правило, не являются окончательными, а носят предварительный, консультативный характер (Консти­туционный Совет Франции, Конституционный Трибунал Поль­ши, бывший Комитет конституционного надзора СССР, Кон­ституционный Совет Республики Казахстан и др.).

Конституционный контроль могут осуществлять и судебные органы - как суды общей юрисдикции (включая администра­тивные, арбитражные и др.), так и специализированные суды конституционного контроля - конституционные суды.

Конституционный контроль как самостоятельное направле­ние государственной деятельности начинался собственно с про­верки законов, принимаемых парламентом. Как свидетельствует мировая практика, число объектов конституционного контроля постепенно росло, и для каждого государства этот набор объек­тов индивидуален.

Объектами конституционного контроля, в том числе осуще­ствляемого судебными органами, являются:

Законы, их различные разновидности: законы, вносящие из­менения и дополнения в конституцию, законы, принятые ре­ферендумом, конституционные, органические законы, обык­новенные законы; регламенты и иные акты, принятые зако­нодательными (представительными) органами;

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти;

Нормативные правовые акты органов местного самоуправле­ния;

Внутригосударственные договоры (в федерациях и конфеде­рациях);

" Во Франции до 1958 г. таким органом был Конституционный комитет под председательством Президента республики, в Венгрии - Конституционно-правовой совет, в Швеции в настоящее время это Законодательный совет.


Акты судебных органов;

Акты и действия общественных объединений;

Индивидуальные правоприменительные акты и правоприме-нительная практика компетентных государственных органов и должностных лиц;

Международные договоры;

Действия должностных лиц в порядкеих конституционной ответственности (обычно действия высших должностных лиц государства - Президента, членов правительства, судей выс­ших судебных инстанций);

Организация и проведение, подтверждение итогов референду­мов и выборов;

Создание и деятельность политических партий и других обще­ственных объединений.

Данный перечень объектов конституционного контроля не является исчерпывающим.

Классификация видов конституционного контроля может быть осуществлена по следующим основаниям:

по времени осуществления - предварительный (превентивный, предупредительный) и последующий (репрессивный) конституци­онный контроль. При предварительном контроле акт проверя­ется до его вступления в силу, последующий контроль рас­пространяется на вступившие в силу акты, юридически дей­ствующие;

по правовым последствиям - консультативный и учреждающий (постановляющий) конституционный контроль.

Вряд ли можно согласиться с проф. В.В. Маклаковым, полагающим, что "решение в порядке консультативного контроля обладает моральной, а не юридической силой - юридически оно никого не обязывает и не связывает"". Решение в порядке консультативного контроля имеет не только высокий мо­ральный авторитет, но и юридически значимо, оно обязывает к рассмотре­нию заключения конституционного суда либо аналогичного ему органа тем органом, от которого зависит дальнейшая судьба проекта закона или самого закона, принятого парламентом:

по обязательности проведения - обязательный и факультатив­ный конституционный контроль. Как показывает практика, предварительный конституционный контроль зачастую явля­ется обязательным, реже факультативным. Факультативный контроль проводится лишь по инициативе управомоченного

" Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. - /Ore. ред. проф. Б.А. Страшун. - М.: 1995. - Т.2. - С. 327.


органа либо индивида в случае сомнений относительно кон­ституционности закона;

по способу проведения - абстрактный и конкретный конститу­ционный контроль. Абстрактный контроль означает проверку конституционности закона вне связи с каким-либо делом, конкретный контроль осуществляется только в связи с кон­кретным делом, при разрешении которого применен или подлежит применению определенный закон, конституцион­ность которого оспаривается. Конкретный контроль преду­сматривается обычно для управомоченных индивидов, юри­дических лиц, во всех остальных случаях используется абст­рактный конституционный контроль;

по основаниям проверки конституционности актов - конституци­онный контроль содержания актов (материальный контроль), по форме акта и способу его принятия (формальный контроль). Мате­риальный контроль означает проверку соответствия содержания акта положениям конституции. При формальном контроле прове­ряется соблюдение конституционных требований относительно издания акта (входило ли издание акта в компетенцию издавшего органа, соблюдены ли при этом процедурные правила, в надле­жащей ли форме издан акт).

Между приведенными видами конституционного контроля наблюдаются определенные взаимосвязи. Так, предварительный контроль, как правило, является консультативным, обязатель­ным (реже факультативным), абстрактным, материальным и формальным одновременно. Последующий контроль, как прави­ло, является постановляющим, факультативным, абстрактным (конкретным), материальным (формальным).

3. Судебный конституционный контроль как разновидность конституционного контроля

Судебный конституционный контроль есть проверка на со­ответствие конституции объектов такого контроля судебными органами. Существуют две разновидности судебного конститу­ционного контроля: 1) конституционный контроль, осуществ­ляемый судами общей юрисдикции, и 2) конституционный кон­троль, осуществляемый специализированными судами.

Особенность первой разновидности судебного конституци­онного контроля заключается в том, что конституционность


объектов контроля проверяют суды общей юрисдикции при рас­смотрении конкретных дел в соответствии с обычной процеду­рой (децентрализованный контроль) либо верховные (высшие) суды или их специальные палаты по особой процедуре (централизованный контроль).

В США, Аргентине, Норвегии любой суд общей юрисдикции может признать закон неконституционным. Если дело доходит до Верховного Суда и он также признает закон не соответст­вующим Конституции, то это решение Верховного Суда стано­вится уже обязательным для всех судов. В Австралии, Индии, на Мальте конституционность закона вправе проверять только Вер­ховный Суд после того, как дело поступит к нему, будучи рас­смотрено нижестоящими судами, которые проверять законы на их соответствие конституции не могут. Формально закон, при­знанный Верховным Судом неконституционным, продолжает действовать. Но действие его блокировано судом: ни один суд применять его не станет. Неконституционный закон, таким об­разом, лишается судебной защиты, фактически он утрачивает юридическую силу. Парламент, как правило, подобный закон отменяет.

Для осуществления конституционного контроля в верховных судах ряда государств создаются специальные конституционные коллегии, палаты (конституционная палата Верховного Суда правосудия Коста-Рики, конституционная коллегия Националь­ного Суда Эстонии и др.).

Особенность второй разновидности судебного конституцион­ного контроля заключается в том, что конституционность объек­тов контроля проверяют специальные конституционные суды (централизованный контроль)". Они обладают специальной кон­ституционной юрисдикцией, осуществляемой посредством само­стоятельного судопроизводства - конституционного судопроиз­водства. Судебная конституционная юрисдикция и соответствую­щее конституционное судопроизводство составляют конституци­онную юстицию, то есть конституционное правосудие.

Признание органами конституционного правосудия, напри­мер, закона неконституционным означает прекращение действия этого закона, т. е., по существу, его отмену. Дополнительного решения парламента по вопросу действия неконституционного закона не требуется.

" Наличие конституционного суда не означает, что другие суды, действующие в данном государстве, лишаются права осуществлять конституционный контроль.


Конституционное правосудие представляет собой синтез, сплав двух начал - сущности конституционного контроля и фор­мы правосудия, в результате чего мы имеем дело с самостоятель­ным видом государственно-властной контрольной деятельности в специализированной форме конституционного правосудия.

Конституционное правосудие как разновидность правосудия имеет следующие основные черты (признаки): 1) наличие кон­ституционных судов как специализированных судебных органов конституционного контроля; 2) автономное положение судов в иерархии судебных органов; 3) самостоятельная процессуальная форма отправления конституционного правосудия; 4) юридиче­ская сила решений конституционного правосудия, приравненная к юридической силе конституции; 5) особая система законода­тельства, регулирующего конституционное правосудие.

Таким образом, конституционное правосудие есть высшая форма конституционного контроля. Как правило, оно является последующим (репрессивным), учреждающим (постановляющим), обязательным, как абстрактным, так и конкретным (с возмож­ными комбинациями), материальным и формальным.

4. К истории развития судебного конституционного контроля

Истоки, зачаточные формы конституционного контроля как самостоятельного вида государственной деятельности можно об­наружить уже в ряде государств эпохи средневековья. В Велико­британии в XVII веке Тайный совет признавал законы законода­тельных собраний (легислатур) американских колоний недейст­вительными, если они противоречили законам английского Парламента или общему праву. Распространение идей верховен­ства конституции и права привело к тому, что уже в конце XVIII века некоторые английские акты были признаны судом не дей­ствующими на территории северо-американских штатов. Ре­шающее влияние на формирование института судебного консти­туционного контроля оказало ставшее знаменитым дело "Мэрбери против Мэдисона" (1803 г.), в котором Верховный Суд США установил, что закон Конгресса, противоречащий фе­деральной Конституции, может быть признан судом неконсти­туционным, т. е. наделил себя полномочиями судебного контро­ля за соответствием законов Конституции.

После первой мировой войны идея судебного конституцион­ного контроля активно развивается и воплощается в жизнь на


европейском континенте в виде специализированных конститу­ционных судов с исключительными полномочиями по проверке конституционности законодательных актов. Эта модель судебного конституционного контроля получила название "европейской" в отличие от "американской" (англосаксонской), согласно кото­рой конституционный контроль осуществляют общие суды (суды общей юрисдикции).

Видную роль в формировании института судебного консти­туционного контроля сыграл профессор права Венского универ­ситета Ганс Кельзен. В сентябре 1919 года был создан Высший Конституционный суд Австрии, а институт конституционного судопроизводства был закреплен в Конституции 1920 года. Сле­дуя австрийской модели, перед второй мировой войной судеб­ный конституционный контроль был учрежден также в Чехосло­вакии (1920 г.), Греции (1927 г.), Испании (1931 г.), Ирландии (1937 г.), Египте (1941 г.).

Особо широкое распространение судебный конституционный контроль в различных модификациях получил после второй ми­ровой войны. Он был введен в Бирме, Японии, Италии (1947 г.), Германии, Таиланде, Индии (1949 г.), Сирии, Люксембурге (1950 г.), Уругвае (1952 г.), на Кипре (1960 г.), в Турции (1961 г.), Алжире, Югославии (1963 г.). В некоторых странах конституционный контроль учрежден после свержения дикта­торских режимов - в Греции (1968 г.), Португалии (1976 г.), Ис­пании (1978 г.). В 60-е годы некоторые системы конституцион­ного контроля были подвергнуты пересмотру в европейских го­сударствах (Австрия, Бельгия, Германия, Франция, Чехослова­кия, Швеция), на латиноамериканском континенте (Аргентина и др.). В различных формах он утвердился в ряде других стран Азии, Африки, Центральной и Южной Америки.

Следует особо сказать о практике конституционного контроля в бывших социалистических странах. Как известно, господствовавшая в социалистиче­ских странах государственно-правовая доктрина не признавала идею право­вого государства и его основополагающего принципа - разделения властей. В социалистической теории государства и права подчеркивалось единство и неделимость государственной власти, полновластие представительных ор­ганов, осуществляющих функции законодательства, исполнения законов и контроля за их исполнением. Допускалось, что представительные органы го­сударственной власти могут в определенной мере осуществлять даже след­ственные и судебные функции. Различие законодательства, управления и правосудия проводилось в мягкой форме как принцип простого разделения труда в рамках единства государственной власти в лице ее представитель­ных органов (Советов и др.). Но и этот теоретический постулат не был реа­лизован на практике, так как все органы государственной власти в конечном счете были подконтрольны и подотчетны руководящим органам коммуни-


стической партии. Именно они на деле осуществляли свое полновластие. В социалистических странах сложился единый государственно-партийный ме­ханизм, в чем и состояла сущность тоталитарной системы организации по­литико-государственной жизни. Функция конституционного контроля при­знавалась в первую очередь (или даже исключительно) за высшими пред­ставительными органами государственной власти, которые могли осуществ­лять ее непосредственно либо с помощью создаваемых ими постоянно дей­ствующих органов общей компетенции.

Во всех Конституциях СССР (и в конституциях республик, входящих в СССР, а также в конституциях автономных республик, входящих в союзные республики) предусматривалось, что контроль за соблюдением Конституции относится к ве­дению высших органов государственной власти и управления СССР (п. "г" ст. 14 Конституции СССР 1936 года; п. 11 ст. 73 Конституции СССР 1977 года). Конституция СССР 1977 года функции конституционного контроля закрепила и за Президиумом Верховного Совета СССР - постоянно действующим органом высшего органа государственной власти, осуществляющим в период между сессиями его функции (п.4. ст.121).

В некоторых социалистических государствах (в особенности на первых этапах их развития) осуществление функций конституционного контроля признавалось за высшими судебными инстанциями.

Так, в первые годы после образования СССР Верховный Суд участвовал в процедуре конституционного контроля в соответствии со ст. 30, 46 (п.6) Конституции СССР 1924 года. Основные же полномочия по осуществлению конституционного контроля принадлежали Президиуму Центрального Ис­полнительного Комитета (ЦИК) СССР. Как справедливо отмечал В.К. Дябло", Верховному Суду СССР отводилась роль вспомогательного органа Прези­диума ЦИК СССР по вопросам определения конституционности законов. На практике уже с начала 30-х годов Верховный Суд СССР прекратил играть ка­кую-либо роль в осуществлении конституционного контроля.

В Основном Законе Кубы 1959 года, принятом после прихода к власти Ф. Кастро, предусматривалось создание Палаты конституционных и соци­альных гарантий Республики Куба как составной части Верховного Суда, на­деленной функциями конституционного контроля. Однако уже по Конститу­ции 1976 года данный институт не предусматривался.

Как показала практика, социалистические страны не могли не испытывать влияния мирового опыта. Всякая система стре­мится к устойчивости (гомеостазису) и укреплению. Она допус­кает энтропию, но до известного уровня, до того порога, за ко­торым наступает ее развал. Поэтому общественная и государст­венная система вырабатывает внутренние и внешние механизмы контроля своего функционирования. Рост числа законодатель­ных и, особенно, подзаконных актов, создание федераций, рас­ширение международных связей, другие объективные факторы настоятельно формировали потребность осуществления консти­туционного контроля как фактора стабилизации государственно-правовой системы в социалистических обществах. Несомненно,

" См.: Дябло В.К. Судебная охрана конституций в буржуазных странах и в СССР - М.: 1928. С.94.


под влиянием международного опыта в ряде социалистических государств были предприняты первые попытки создания специ­альных структурных подразделений в высших представительных органах государственной власти или специализированных орга­нов, которые осуществляли в тех или иных пределах конститу­ционный контроль. Но и в этих случаях последнее слово отно­сительно конституционности или неконституционности законо­дательных актов принадлежало не им, а высшим органам госу­дарственной власти.

В бывшем СССР в его "перестроечный период" был учрежден специаль­ный орган конституционного контроля - Комитет конституционного надзора СССР - на основе Закона об изменениях и дополнениях статьи 125 Консти­туции СССР от 1 декабря 1988 года с последующими изменениями, в ре­зультате которых указанная статья получила новый порядковый номер (124) и новую редакцию. 23 декабря 1989 года был принят Закон СССР "О консти­туционном надзоре в СССР"".

Председатель Комитета конституционного надзора СССР был избран II Съездом народных депутатов СССР, немного позже - 26 апреля 1990 года - третьей сессией Верховного Суда СССР были избраны члены Комитета.

Для советского общества это был принципиально новый институт кон­ституционного контроля, призванный формировать в системе органов госу­дарственной власти механизм сдержек и противовесов.

Вплоть до прекращения деятельности Комитета конституционного надзо­ра СССР возможность его полнокровного функционирования была блокирова­на постановлением Съезда народных депутатов СССР от 23 декабря 1989 года "О порядке введения в действие Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР" 2 , п. 1 которого устанавливал, что положения Закона, "касающиеся над­зора за соответствием конституций и законов союзных республик Конституции СССР и законам СССР, вступают в силу одновременно с изменениями и до­полнениями раздела Конституции СССР о национально-государственном уст­ройстве", который так и не был изменен. По этим вопросам функции конститу­ционного контроля фактически в соответствии с конституционными положе­ниями имел право осуществлять Президент СССР.

Комитет конституционного надзора СССР прекратил свою деятельность в связи с распадом СССР и заключением 8 декабря 1991 года Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

Конституция РСФСР 1978 года в редакции Закона РСФСР от 27 октября 1989 года (ст. 119) предусматривала учреждение Комитета конституционно­го надзора и определяла его компетенцию. Комитет конституционного над­зора РСФСР не был создан.

В Польской Народной Республике в марте 1982 года в текст Конститу­ции была включена новая статья ЗЗа, согласно которой учреждался Консти­туционный трибунал и определялись основы его организации и деятельно­сти. Закон о Конституционном трибунале был принят сеймом (парламентом) Польши в апреле 1985 года. Конституционный трибунал начал свою дея­тельность в 1986 году и активно работает до настоящего времени. Он осу-

" См.: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1989.

№ 29. Ст. 572.

2 См.: Там же Ст. 573.


ществляет предварительный конституционный контроль в законотворческом процессе.

Вопрос о юридической природе Конституционного трибунала не являет­ся однозначным. В польской литературе ряд авторов считает его органом государственного надзора, другие - особым, специализированным судом. Представляется, что Конституционный трибунал занимает промежуточное место между органом конституционного надзора и конституционным судом.

В Польской Республике не прекращалась дискуссия относительно буду­щего Конституционного трибунала, большинство участников которой склоня­лось к преобразованию его в конституционный суд.

Создание Конституционно-правового совета было предусмотрено Зако­ном II об изменении Конституции Венгерской Народной Республики, приня­тым Государственным собранием в декабре 1983 года. Его статус в апреле 1984 года был урегулирован Законом I о Конституционно-правовом совете, а также регламентом Государственного собрания. Конституционно-правовой совет - это орган Государственного собрания, который осуществлял, по су­ществу, консультативно-совещательные функции контрольного характера. Он проверял конституционность принятых правовых норм, руководящих принципов и принципиальных решений Верховного Суда, правовых директив в правоприменении. Контрольно-правовой совет мог участвовать в толкова­нии положений Конституции. Как правило, он обращался к издавшему норму органу (или вышестоящему органу) с предложением в установленный срок устранить противоречие Конституции, мог приостановить исполнение соот­ветствующей нормы. Все споры по поводу конституционности окончательно решались Государственным собранием.

В Социалистической федеративной Республике Югославии в соответст­вии с положениями Конституционного Закона 1953 года, а затем - положе­ниями Конституции 1963 года и Конституции 1974 года были учреждены Федеральный Конституционный Суд и конституционные суды в шести ее республиках.

В ЧССР аналогичная модель федерального Конституционного Суда и конституционных судов в двух ее республиках была предусмотрена Консти­туционным законом №143 от 27 октября 1968 года о Чехословацкой феде­рации. Однако на практике указанные конституционные суды в ЧССР созда­ны не были.

Слом тоталитаризма как общественно-политической и госу­дарственно-правовой системы привел к коренным изменениям в бывших социалистических государствах Центральной и Восточ­ной Европы.

Государства молодой демократии оказались весьма воспри­имчивы к идее судебного конституционного контроля в виде конституционных судов.

В Венгерской Республике учреждение Конституционного Суда было закреплено в Конституции 1989 года. Его деятельность рег­ламентируется принятым в октябре 1989 года Актом о Конститу­ционном Суде. Суд начал работать с 1 января 1990 года.

С прекращением существования Чехословацкой Федерации Конституционные Суды были созданы в Чешской Республике на основании положений ее Конституции от 16 декабря 1992 года и


После распада СФРЮ в бывших ее республиках, а ныне в независимых государствах (Федеративная Республика Югосла­вия, Словения, Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина) функционируют Конституционные Суды, уточнена их компе­тенция, организация и порядок их деятельности. В Федератив­ной Республике Югославии сохранен Федеральный Конституци­онный Суд и Конституционные Суды в ее субъектах - Сербии и Черногории. Предполагается создание Конституционного Суда в мусульманско-хорватской федерации.

В Республике Болгарии Конституция от 12 июля 1991 года впервые предусмотрела создание Конституционного Суда, кото­рый действует на основе Закона о Конституционном Суде Рес­публики Болгария, принятого 16 августа 1991 года.

Конституция Румынии, принятая на референдуме 8 декабря 1991 года, учредила Конституционный Суд (статьи 140-145). Закон № 47 от 1992 года установил основы его организации и деятельности.

Предполагается создание Конституционного Суда Албании.

С распадом СССР в новых независимых государствах реаль­ностью стал институт конституционного контроля, чаще всего в форме конституционного правосудия на основе создания спе­циализированных судов - конституционных судов.

Конституционный Суд в России был создан и начал функ­ционировать с 1991 года.

Конституция Литвы 1992 года впервые закрепила учреждение Конституционного Суда. Закон о Конституционном Суде при­нят сеймом (парламентом) Литвы 3 февраля 1993 года. В этом же году Конституционный Суд начал свою работу.

В Эстонии система судебного конституционного контроля впервые введена Конституцией от 28 июня 1992 года (чуть ранее Суд конституционного контроля предусматривался законом о судах 1991 года). Закон о процедуре Суда конституционного контроля, определяющий его полномочия и процедуру, был принят парламентом 5 мая 1993 года. Суд конституционного контроля действует в виде конституционной палаты Националь­ного Суда Эстонии с 1993 года.

Конституционные суды созданы и функционируют в Арме­нии, Республике Беларусь, Грузии, Кыргызстане, Молдове, Тад­жикистане, Узбекистане, Украине. На пути к завершению нахо­дится процесс формирования конституционных судов в Азер-


байджане, Латвии. Созданный ранее в Казахстане Конституци­онный Суд в настоящее время преобразован в Конституционный Совет Республики Казахстан.


Конституционное правосудие

как отрасль права

и законодательства,

как наука и учебная дисциплина

1. Конституционное правосудие как отрасль права.

2. Конституционное право и судебное конституционное право и процесс.

3. Судебное конституционное право и процесс и другие отрасли права.

4. Конституционное правосудие как отрасль законодательства.

5. Конституционное правосудие как наука.

6. Конституционное правосудие как учебная дисциплина.

1. Конституционное правосудие как отрасль права

Формирование и функционирование судебного конституци­онного контроля в постсоциалистических государствах обуслов­ливает возникновение в них новой отрасли права - конституци­онного правосудия.

Право, как известно, не случайное и не хаотичное нагромо­ждение юридических норм, не механическая их масса, а строго согласованная и взаимосвязанная целостная система, в которой нормы выстраиваются в определенном порядке. Право есть сложное системное, иерархическое образование, пронизанное процессами дифференциации и интеграции.

Нормы права различаются по содержанию, по предмету и мето­ду регулирования, по характеру и сферам действия, по форме вы­ражения, по способам обеспечения и т.д. Поэтому право, будучи внутренне единым и целостным нормативным образованием, одно­временно подразделяется на отрасли (последние в свою очередь - на подотрасли, правовые институты), каждая из которых играет са­мостоятельную роль в упорядочении, регулировании общественных отношений. Каждая отрасль права (равно как и ее подотрасль) есть


подсистема юридических норм, осуществляющих регулирование общественных отношений определенного вида и их охрану собст­венными специфическими, отраслевыми средствами.

Правовой институт представляет собой относительно обособ­ленный элемент (блок) подотрасли. Главное назначение правового института состоит в том, чтобы в пределах данного вида общест­венных отношений обеспечить относительно законченное регули­рование. Правовому институту свойственна однородность содер­жания: правовой институт по предмету регулирования характери­зуется самостоятельной обособленной группой отношений.

Предмет является главным материальным критерием разгра­ничения юридических норм по отраслям и подотраслям и деле­нием последних на правовые институты.

В структуру предмета правового регулирования входят: субъ­екты общественных отношений, их поведение, объекты, на ко­торые направлено поведение субъектов, факты (события, дейст­вия и др.), с которыми связано возникновение, изменение, пре­кращение отношений между субъектами.

Метод правового регулирования (набор юридического инст­рументария, посредством которого юридические нормы воздей­ствуют на общественные отношения) служит дополнительным критерием разграничения норм по отраслям и институтам. К методу правового регулирования можно отнести установление целей и пределов правового регулирования общественных отно­шений, издание специфических нормативных актов, наделение участников общественных отношений специфическими право­выми качествами субъектов права (гражданство, правосубъект-ность и др.), определение мер юридической ответственности за правонарушения. От метода правового регулирования во многом зависит его результативность, эффективность достижения вы­двигаемых при этом целей.

Конституционное правосудие как отрасль права есть система норм права, регулирующих качественно однородный комплекс обще­ственных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования конституционного контроля, осуществляемого конституционными судами в форме самостоятельного вида судо­производства - конституционного судопроизводства.

Конституционное правосудие имеет"своим предметом пуб­личные общественные отношения, характеризуемые как отно­шения власти и подчинения между их субъектами. Обязатель­ным субъектом этих отношений выступает конституционный суд, который обладает властными контрольными функциями и


соответствующими властными полномочиями по разрешению дел о проверке конституционности законов и других объектов контрольной деятельности. В основе конституционного правосу­дия лежит анализ конституционно-правовых отношений, а так­же реальных правовых отношений, как конституционных, так и отраслевых, сложившихся между государством в лице государст­венных органов и другими субъектами права, их соотнесения (соответствия) между собой. Конституционный суд принимает решения властного характера, имеющие обязательную силу для всех субъектов права без исключения. Эти решения окончатель­ны и не подлежат обжалованию.

По структуре конституционное правосудие как отрасль права делится на две подотрасли - судебное конституционное право и судебный конституционный процесс.

Судебное конституционное право как подотрасль конституци­онного правосудия есть система норм права, устанавли

: разрешают конфликты, споры между участниками общественных отношений на основе конституции и закона; восстанавливают нарушенные права и свободы граждан и других субъектов общественных отношений; применяют меры юридической ответственности (конституционной, гражданской, дисциплинарной, административной, уголовной), в том числе в виде наказания за содеянные правонарушения на основе закона; проверяют законность применения мер пресечения в совершении правонарушений и других мер государственного принуждения, связанных с ограничением прав и свобод физических и юридических лиц; устанавливают юридические факты (недееспособности, безвестного отсутствия и др.). Наряду с указанными функциями судебная власть осуществляет в правовом государстве конституционный контроль, т. е. проверку на соответствие конституции законов и иных нормативных правовых актов, решений и действий органов публичной власти, их должностных лиц. Особое значение и преимущества этого контроля обусловлены специальной судебной процедурой его осуществления в виде судопроизводства и обязательной юридической силой его результатов. Конституционный контроль возможен в государстве, где система права иерархична, а Конституция имеет высшую юридическую силу. Конституционный контроль является одним из инструментов охраны и защиты Конституции (система мер, которые направлены на предотвращение нарушений Конституции РФ , и сведение к минимиму последствий этих нарушений). Помимо конституционного контроля такими инструментами являются: Конституционный надзор (осуществляется прокуратурой РФ); Усложненный порядок пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок; Конституционная ответственность .

Виды конституционного контроля можно классифицировать по субъектам осуществления: 1. Общий - тот, который осуществляется всеми органами государственной власти, и является дополнительной функцией для этих органов гос.власти. (Президент - Вето президента ; Совет Федерации - Парламентское расследование); 2. Специализированный - тот, который осуществляется специально созданными органами, для которых конституционный контроль является основной функцией. (Конституционный суды или Квази-судебные органы - не созданные в форме суда. Например, Французский Конституционный Совет).

Конституционный контроль - один из видов деятельности государства, который заключается в проверке определенного состояния того или иного объекта, желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному в Конституции. Существуют две основные модели судебного конституционного контроля: 1. Северо-американская модель (США, Канада, Аргентина, Боливия, Доминиканская республика, Индия, Иран, Пакистан, Япония).Характерные черты: Конституционный контроль осуществляется не специально созданным органом, а судами общей юрисдикции; Конституционный контроль - дополнительная функция для судов общей юрисдикции только в связи с конкретным делом; Рассмотрение дел происходит по обычной процедуре судопроизводства; Акт, признанный не соответствующим Конституции формально продолжает действовать. Суд не лишает его юридической силы. Признанный неконституционным акт лишается судебной защиты. Существуют две разновидности: децентрализованная - Конституционный контроль могут осуществлять все суды общей юрисдикции; централизованная - конституционный контроль осуществляется только высшими судебными инстанциями (Мальта, Австралия). 2. Европейская модель. (Восточная Европа, Коста-Рика, Турция, Южная Корея). Характерные черты: Конституционный суд занимает автономное положение в судебной системе; Конституционный контроль - это основная функция; Рассмотрение дело происходит по специальной процедуре конституционного судопроизводства; Судьями становятся не профессиональные судьи, а признанные ученые в области права; Это органы со специальной компетенцией; Решение Конституционного Суда лишает акт юридической силы. Помимо двух основных моделей существуют смешанные модели: Южно-американская (Аргентина, Бразилия, Мексика) - нет Конституционных судов, но у судов общей юрисдикции имеется специфическое полномочие - процедура «ампаро» (граждане могут обращаться в суд общей юрисдикции с целью отмены акта); Греция - существует специальный орган - Верховный специальный суд, но так же вопросы конституционности могут рассматривать и иные судебные органы (ГосСовет, Счетная палата).



Просмотров