Способы регулирования экологического права. Метод правового регулирования экологического права

Для возникновения самостоятельной отрасли права в системе российского права необходимы, как минимум, четыре условия:

1) наличие государственного интереса в создании такой отрасли;

2) четкое выражение специфики регулируемых общественных отношений, составляющих предмет самостоятельного регулирования;

3) потребность в особом методе правового регулирования;

4) наличие либо потребность в особых источниках права.

Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, специ­фическим способом регулирующих экологические общественные отношения с целью достижения гармоничных отношений между обществом и природой. Окружающая среда становится объектом общественных отношений из-за ее использования, эксплуатации полезных свойств природных объектов, присвоения людьми продуктов природы. Окружающая среда - совокупность компо­нентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропо­генных объектов. Это обстоятельство и определяет значение отношений в сфере охраны окру­жающей среды, их специфику и отличие от иных общественных отношений.

Хозяйственная деятельность человека оказывает влияние на всю окружающую среду, а не только на отдельные виды природных объектов. Взаимосвязь отношений по поводу использования природных объектов и их охраны заложена в самом характере пользования природными ресур­сами. Именно в результате эксплуатации природных ресурсов и возникает необходимость охраны как непосредственно используемого объекта природы, так и других объектов, находящихся в есте­ственной экологической взаимосвязи с ним, от неправильного, нерационального использования.

Правильное определение предмета правового регулирования является обязательным условием правильного применения правовых норм.

Предметом правового регулирования могут быть лишь те общественные отношения, которые обладают определенными признаками.

1. Эти отношения должны иметь волевой характер, то есть их возникновение, изменение и прекращение определяются в значительной степени волей людей. Определение волевого характера общественных отношений равносильно определению возможности правового воздействия на те или иные общественные отношения. Например, изменить путь миграции диких животных человек не может; это не зависит от воли человека. Но учесть это условие при строительстве дорог, маги­стралей вполне возможно. Таким образом, в качестве предмета правового регулирования могут выступать общественные отношения, поддающиеся правовому регулированию и имеющие право­вую природу.

2. Эти отношения должны складываться по поводу объектов природы, образующих различ­ные экологические системы (это и есть окружающая среда), а также многообразных экономи­ческих связей. В силу того, что объекты природы являются одновременно компонентами окру­жающей среды и имуществом, общественные отношения, возникающие по поводу этих объектов, имеют эколого-имущественный характер.

3. Эти отношения должны быть направлены на регулирование совокупности объектов, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

Природа объекта, по поводу которого складываются общественные отношения, имеет двойст­венный характер: 1) общую для всех объектов природу возникновения и состояния; 2) специфи­ческую природу возникновения и существования, обусловленную особенностями природного объекта.

Специфика природных объектов определяет и специфику общественных отношений. Это общественные отношения, связанные с изъятием объекта из природной среды (полезные ископае­мые, животные и т.п.); связанные с использованием полезных качеств природного объекта (почва, лечебно-оздоровительные местности); связанные с внесением в природную среду вещества или энергии, ранее не существовавших в природе или существовавших в незначительных количествах (отходы, выбросы, сбросы); возникающие в связи с преобразованием используемого природного объекта (улучшение почв и т.п.).

Следует отметить, что экологические общественные отношения имеют особенности: 1) они носят исторический характер, т.к. связаны с исторической обстановкой, сложившейся в результате их использования (на данном этапе преобладает потребность в развитии природоохранных норм); 2) они зависят от уровня развития производительных сил и состояния международного сотруд­ничества; 3) во всех экологических отношениях присутствует государство, действуя от имени народа и в его интересах (публичный характер); 4) кроме цели непосредственной эксплуатации природного объекта всегда присутствует цель сохранения, улучшения и восстановления природ­ного объекта.

Таким образом, экологические общественные отношения – отношения между людьми по поводу объектов природы, охраны окружающей природной среды.

Предмет экологического права – общественные отношения по поводу сохранения, улучше­ния, восстановления, эффективного использования природных объектов в целях сохранения окру­жающей среды в интересах настоящих и будущих поколений.

Для характеристики законодательства об охране окружающей среды особое значение имеют методы правового регулирования как способы воздействия на участников общественных отноше­ний или конкретную сферу общественных отношений.

Предмет и метод должны обладать определенным единством. Специфика экологических общественных отношений порождает и специфичность метода. Любой вид экологопользования связан с применением законов природы, а для успешной реализации природопользования необхо­димо еще и подчиняться данным законам, т.е. экологизировать каждое свое действие, связанное с вторжением в природную среду. Метод экологизации считается основным в экологическом праве и включает следующие элементы .

1. Закрепление в действующем законодательстве тех элементов экологической системы страны, которые экологически и экономически значимы и использование которых нуждается в правовом регулировании.

2. Закрепление в законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное регулирование использования природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологической системы страны.

3. Закрепление в законодательстве круга экологопользователей, а также лиц (физических и юридических), которые своими жизнеобеспечительными функциями влияют на экосистему страны.

4. Четкая регламентация правил экологопользования.

5. Установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования.

Перечисленные элементы составляют содержание метода экологического права.

Но метод экологизации будет проявляться через императивный или диспозитивный подходы при установлении обязанностей и прав субъектов правоотношений.

Императивный подход в определении правомочий субъектов выражается в установлении обязательных предписаний и запретов. Они адресованы государственным органам, органам мест­ного самоуправления, юридическим и физическим лицам. В области охраны окружающей среды – это установление разного рода запретов и ограничений на использование природных объектов, нормативов антропогенных взаимодействий на природную среду; выдача лицензий, сертификатов, разрешений и т.п.

Диспозитивный подход выражается в рекомендациях, санкционировании принятых экологопользователем решений и в разрешениях.

Санкционирование как форма диспозитивного подхода в установлении правомочий субъектов правоотношений выражается в том, что субъект наделяется правом принимать решения по уста­новленному кругу общественных отношений, но при условии, что юридическая сила этих реше­ний появится с момента утверждения их компетентным органом.

Разрешение как форма диспозитивного подхода выражается в предоставлении неограни­чен­ного права принимать решения по определенному кругу вопросов.

Таким образом, метод правового регулирования экологического права – это способ право­вого воздействия на экологические общественные отношения (путем законодательного закреп­ления элементов экологической системы страны, значимых для правового регулирования, струк­туры органов управления и круга экологопользователей, а также установление четкой регламента­ции правил экологопользования).

В основе правового регулирования экологических отношений лежат определенные начала и принципы, которые отражают сущность экологического права и определяют тенденции развития.

Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных эколо­гических условий для жизни, труда и отдыха населения является основополагающим в экологи­ческом праве.

Одним из способов реализации этого права является нормирование в сфере окружающей среды, которое проводится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения.

Принцип научно – обоснованного сочетания экологических и экономических интересов обще­ства . Следование этому принципу призвано создать условия для выработки реальных гарантий прав человека на здоровую и благоприятную среду для жизни и в то же время обеспечить развитие экономики, учитывая негативное влияние хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды. Наиболее эффективным и действенным средством, позволяющим решить эту проблему, являются оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза. Эти правовые инструменты применяются на стадиях принятия решений о хозяйственной деятельности, проекти­ровании хозяйственных объектов и т.д. и носят превентивный характер.

Принцип рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды . Реализация этого принципа увязана с необходимостью охраны и воспроизводства природных ресурсов и недопущения необ­ратимых последствий для окружающей среды и здоровья человека. С этой целью разрабатываются правила экологически обоснованного поведения природопользователей, которые регулируют процесс эксплуатации природных ресурсов путем закрепления прав и обязанностей субъектов по использованию природных ресурсов, их охране и восстановлению. Наряду с правилами поведения в необходимых случаях устанавливаются соответствующие ограничения и запреты, а также лимиты в сфере природопользования.

Принцип соблюдения требований природоохранительного законодательства, неотвра­ти­мость наступления ответственности за их нарушения. Нарушение данных требований влечет отрицательные экологические последствия, наносит ущерб природе и здоровью человека. Соблю­дение принципа законности обеспечивается посредством осуществления государственного контроля за выполнением требований законодательства об охране окружающей среды и привле­чения лиц, виновных в нарушении его требований, к уголовной, административной, дисципли­нарной и гражданско-правовой ответственности.

Принцип гласности . Гласность в сфере охраны окружающей среды означает право граждан и общественных экологических объединений требовать от соответствующих органов предостав­ления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Принцип международного сотрудничества в охране окружающей среды . Воздействие обще­ства на природу носит глобальный характер. Игнорирование экологических требований одним государством может нанести ущерб интересам других государств. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды реализуются в нормах международного права окружающей среды и часто находят отражение в национальном праве.

Перечисленные принципы не являются чем-то раз и навсегда установленным. С изменениями исторических условий и политических задач они могут изменяться, дополняясь новыми принци­пами (рис. 2).


Рис.2. Принципы экологического права.

Соблюдение принципов в процессе законотворчества позволяет:

а) создать стройную, сбалансированную систему норм, регулирующих экологически значи­мое поведение людей, не способную нарушить устойчивость, общеправовой порядок и структуру права в целом;

б) рассчитывать на эффективную реализацию предписаний об охране окружающей среды.

Метод правового регулирования – это способ воздействия на участников, субъектов общественных отношений.

Метод является юридическим критерием. Он отвечает на вопрос как, каким образом, какими способами происходит правовое регулирование.

Сущность правового регулирования выражается в официальном издании НПА, закрепляющий модели поведения участников общественных отношений.

В теории права выделяют 2 базовых метода :

1. Императивный

2. Диспозитивный

В экологическом праве сочетаются оба метода.

Императивный (административно-правовой) метод – это метод запрета или метод предписаний. Проявляется обязанность совершать определенные действия (а если не совершишь – последует наказание) или не совершать его (запрет).

По сути, лицу предоставляется лишь один строго определенный вариант поведения. В основе этого метода лежат отношения (в качестве подчинения), то есть одним из участников правоотношения всегда выступает государство.

В экологическом праве императивный метод (административно правовой метод проявляется) при осуществлении экологического контроля, установление нормативов в области охраны окружающей среды, лицензировании.

Диспозитивный метод – это метод дозволения; метод автономии воли у субъектов и их равенства. Нормами устанавливается не запрет или предписание определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего поведения.

В сочетании и взаимодействии административно-правового и гражданско-правового специфическая черта экологического права как комплексной отрасли права.

Некоторые авторы в экологическом праве выделяют так же особый метод – экологизации . Под экологизацией в законодательстве понимается процесс …, регулирующие хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное влияние на окружающую среду и отдельными видами природных объектов. Например: внедрение экологических норм в градостроительный кодекс.

Нормы направленные на охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов содержаться в Уголовном кодексе, КоАП, Налоговом кодексе, а так же различных НПА.

1)Как наука – это система научных знаний о специфических закономерностях правового регулирования, экологических отношений, его задачах, основных направлениях, содержании и формах, формулирующие эти знания в виде правовых категорий теорий и идей. Предмет науки включается изучение не только основных правовых институтов отрасли экологического права, но также изучение истории экологического права, изучение зарубежного опыта и теории правового регулирования охраны окружающей среды, изучение пробелов и противоречий законодательства, и формулирование различных точек зрения на тот или иной вопрос, а также идей доктрин.

2)Как учебная дисциплина – это система научных знаний об экологическом праве как отрасли объем учебной дисциплины завит от учебной программы учебного ВУЗа.

4. Принципы правовой охраны окружающей среды.

Основные принципы охраны окружающей среды закреплены в ст. 3 Федерального закона (ФЗ) «Об охране окружающей среды».
1. Принцип соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Центральное место в системе экологических прав занимает право граждан на благоприятную окружающую природную среду, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11,12 Закона РФ «Об охране окружающей среды».Закрепление данного права не означает полного запрета на осуществление вредного воздействия на окружающую среду, поскольку полностью исключить такое воздействие невозможно по объективным причинам.Законодательство определяет границы допустимого воздействия на окружающую среду с учетом характера и степени вредного воздействия на здоровье человека и состояние естественных экологических систем.
2. Принцип научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.
Данный принцип имеет несколько аспектов в своем значении.
Во-первых, предполагает требование научной обоснованности экологических нормативов. Их разработка осуществляется на основе научных данных о степени воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
Во-вторых, означает требование экономической эффективности природоохранных мероприятий.
Законодательно закреплены правовые методы экономического регулирования охраны окружающей среды.Согласно ст. 14 Закона «Об охране окружающей среды» к таким методам относятся: разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде; иные методы экономического регулирования по со-вершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
3. Принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
ст. 3, 11 и 12 Закона РФ «Об экологической экспертизе» и ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Потенциально опасной является любая деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду, что влечет, во-первых, обязанность инициатора хозяйственной и иной деятельности подготовить экологическое обоснование проекта соответствующей деятельности и выполнить установленные в проекте меры, направленные на предотвращение экологического вреда; во-вторых, обязанность соблюдения разрешительного порядка воздействия на окружаю-щую среду, а в необходимых случаях - проведение государственной экологической экспертизы.
4. Принцип охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды.
Находит отражение в законодательстве в форме требований комплексного, экологически безопасного природопользования.Под комплексным понимают природопользование, не наносящее вред другим природным объектам и окружающей среде в целом. Экологически безопасное природопользование означает использование природных ресурсов способами, не приводящими к причинению вреда здоровью и жизни граждан.Экономический аспект данного принципа заключается в установлении требования экономически целесообразного и эффективного природопользования, при котором обеспечивается максимальное достижение положительного экономического эффекта при минимальных затратах природных ресурсов.
5. Принцип приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и комплексов.
Данный принцип предусмотрен в ч. 13 ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Рассматриваемый принцип содержит единый критерий допустимого воздействия на окружающую среду, который является основой для разработки нормативов в области охраны окружающей среды и установления экологических требований к осуществлению хозяйственной и иной деятельности.
6. Принцип гласности в области охраны окружающей среды реализуется в двух формах:
1) обеспечение открытого доступа к экологической информации;
2) обеспечение гласности природоохранных мероприятий.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ «каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды». Обязанность предоставления такой информации возлагается на государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и управлением области охраны окружающей среды.Специальным законодательством регламентирован порядок ограничения доступа к экологической информации, т. е. отнесения данной информации к разряду коммерческой либо государственной тайны.
7. Принцип международного сотрудничества в области охраны природной среды обусловлен межгосударственным характером проблем охраны природной среды.
Международное сотрудничество в данной сфере осуществляется по следующим основным направлениям: - охрана озонового слоя; - предотвращение и устранение трансграничных заг-рязнений; - охрана природных объектов, находящихся в общем пользовании нескольких государств; - предотвращение антропогенного изменения климата на планете.
Правовую основу международного сотрудничества в данной области составляют акты международного нормотворчества, которые подразделяются на три группы:
1) нормативно-правовые акты, принимаемые между народными организациями (ООН и др.);
2) международные соглашения (Договор об охране ресурсов моря и др.);
3) международные конвенции, которые принимаются в рамках международных конференций.

5. Соотношение экологического права с иными отраслями российского права: конституционным, административным, гражданским, земельным, финансовым и другими.

Государственное (конституционное) право предусматривает конституционные нормы по охране окружающей природной среды; здесь же закрепляются основные базовые положения, регулирующие деятельность представительных и исполнительных органов власти в данной сфере.

административного права - предусматривает нормы, регулирующие административные отношения применительно к экологическим требованиям по охране природной среды.

Приоритетными функциями гражданского права по отношению к экологическому являются охранительная и компенсационная. Ключевым для экологических правоотношений служит институт возмещения вреда. Гражданско-правовой договор рассматривается в качестве оптимальной формы установления правоотношений применительно к охране окружающей среды и рационального природопользования

Уголовное право - уголовного права закрепляют составы экологических преступлений как виды общественно опасных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде.

Взаимовлияние экологической и природно-ресурсных отраслей права прослеживается на протяжении достаточно длительного периода. С включением земель в хозяйственный оборот возросла актуальность экономического элемента в земельных отношениях. Земельным правом регулируются земельно-охранительные и экологические отношения. Аналогичные тенденции просматриваются и во взаимодействии экологического права с водным, горным и лесным правом.

6. Понятие и особенности источников экологического права. Классификация источников экологического права. Система источников экологического права.

Источники права – это официально определенные формы внешнего выражения содержания права.

После принятия К 1993 года в РФ стало формироваться 4 уровневая система источников права:

1. На уровне РФ

2. На уровне субъектов РФ

3. На уровне муниципальных образований

4. На уровне организаций, учреждений, предприятий

Классификация источников экологического права:

1. По юридической силе – законы и подзаконные акты

2. По территориальном действию актов (международные, федеральные, региональные, субъектов РФ, местного самоуправления и локальные). Примеры международные - Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Конвенция ООН о морском праве (1998 года), Конвенция о биологическом разнообразии (1992)

3. По предмету правового регулирования

Общие экологические акты (ФЗ «Об охране окружающей среды», Закон КО от 29 ноября 2006 года № 55-ЗО «Об охране окружающей среды на территории Кировской области», Закон КО от 7 июня 2008 года № 247-ЗО «Об экологической экспертизе»). Подобные нормативно правовые акты обычно называют экологическими актами.

Специально экологические (в зависимости от объекта регулирования можно выделить нормативные правовые акты регламентирующие охрану недр, водных лесных ресурсов, охрану животного мира, особо охраняемых природных территорий). Подобные НПА обычно называют природоресурсными и относят их преимущественно к источникам природоресурсного права.

По объекту правового регулирования

Акты, устанавливающие правила охраны и использования средообразующих элементов (воздуха, лесов и т.д.). Например: ФЗ «Об охоте», ФЗ «О недрах».

НПА устанавливающие правила отдельных видов деятельности (генная инженерия) ФЗ № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генной инженерии»

НПА устанавливающие правила функционирования отдельных отраслей экономики. Например: ФЗ «О промышленной безопасности», ФЗ «О безопасности гидросооружений»

НПА устанавливающие требования к обороту отдельных видов материалов веществ. Например: ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах», Закон КО 6 июня 2007 года № 131 –ЗО «Об отходах в Кировской области», ФЗ № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия»

4. По характеру правового регулирования

Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а так же ответственность участников соответствующих отношений. Например: ФЗ «Об экологической экспертизе».

НПА процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Они касаются предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведение государственной экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических прав и интересов и т.д. Например: ГПК, УПК, Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденные Правительством РФ № 698, Постановление Правительства № 147 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды».

Особенность источников экологического права предопределяется комплексностью отрасли. Все источники экологического права условно можно разделить на 2 группы :

1. Источники комплексные (источники общего характера) – регулируют как экологические, так и иные отношения. Например: КРФ, УК, КоАП, ФЗ «О гос. регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ФЗ «О кадастре».

2. Специальные источники (специализированными) – это акты целиком посвященные вопросам охраны окружающей среды. Например: ФЗ «Об окружающей среде».

Теория права, как известно, выделяет несколько видов источников права, так помимо НПА (является основным источником права в РФ) источниками права в разных правовых системах являются правовые обычаи, судебная практика, доктрины и т.д.

В науке экологического права идет дискуссия о тенденциях расширения круга источников экологического права. Некоторые ученые считают помимо НПА к источникам экологического права можно отнести:

1. Федеральные, региональные и ведомственные целевые программы, которые обычно принимаются постановлением правительства РФ и содержат не только нормы поведения, плановые показатели, нормативно вредных воздействий и т.д., но и меры экологической политики в определенной сфере или регионе либо по отношению к группе объектов. Например: Постановление правительства КО от 22 августа 2011 года утверждена областная целевая программа «Развития системы обращения с отходами производства и потребления на территории КО на 2012-2017 гг.»

2. Доктрины, стратегии, концепции, принимаемые чаще указами Президента. Например: Стратегия национальной безопасности РФ до2012 года, Экологическая доктрина; Водная стратегия на период до 2012 года и Климатическая доктрина РФ.

Метод правового регулирования связан с вопросом, каким образом право регулирует общественные отношения. Под методом правового регулирования общественных отношений понимают совокупность средств и приемов, посредством которых право через поведение субъектов влияет на общественные отношения. Это общее определение метода правового регулирования общественных отношений в своей основе касается и метода регулирования экологических отношений.

В действующей системе права относительно регулирования общественных отношений используют два основных способа воздействия на поведение человека: диспозитивный, характеризующийся автономией и равноправием сторон; императивный, основанный на властных предписаниях. Если исходить из этой классификации метода правового регулирования, то нет необходимости в обязательном определении метода для каждой отрасли права, поскольку указанные элементы охватывают основные способы и приемы воздействия на общественные отношения. Однако использование указанных методов не исключает, а даже предполагает установление дополнительных и специфических способов воздействия на субъектов регулируемых отношений, с учетом их характера. Кроме того, в литературе справедливо отмечается, что метод правового регулирования является багатоелементним явлением и может заимствовать приемы и способы воздействия на субъектов в однородных отраслях права, формируя при этом определенные специфические черты метода самостоятельной отрасли права.

В экологическом праве применяются приемы и способы диспозитивного (гражданско-правового) и императивный (административно-правовой) методов правового регулирования экологических отношений. Этот особый (смешанный) метод правового регулирования составляют названные элементы их сочетание образует этот отраслевой метод, определяет его специфику, что проявляется во всех элементах системы экологического права.

Приемы и способы диспозитивного метода используются чаще всего при регулировании отношений собственности на природные объекты, договорных отношений, отношений по поводу совместного использования природных объектов, при решении эколого-правовых споров, при возмещении ущерба разных видов и т.д. В современных условиях, учитывая развитие рыночных отношений, этот метод будет получать все более широкое применение. Оптимальное сочетание двух методов правового регулирования экологических отношений - единственно верный путь надлежащего правового регулирования. Использование императивного метода регулирования экологических отношений в настоящее время является необходимым и оправданным. Этому методу присущ проявление власти и подчинения. Сущность метода заключается в установлении предписаний, разрешений, запрещений, ограничений и др. Он проявляется в проведении экологической экспертизы, в случаях возникновения чрезвычайных экологических ситуаций, при осуществлении необходимых охранных экологических мероприятий и т.п. В таком случае следует преимущественно использовать властные предписания, обязательные для исполнения. Необходимо подчеркнуть, что при регулировании экологических отношений применяется преимущественно именно императивный метод.

Итак, метод правового регулирования экологических отношений базируется на сочетании императивных и диспозитивных способов и приемов воздействия норм экологического законодательства на субъектов таких отношений. Таким образом, экологическое право как самостоятельная отрасль права имеет свой метод правового регулирования экологических отношений.

Понятие экологического права

Экологическое право является юридической формой экологических отношений. Вопрос о экологическое право как отрасль права, его становление, впервые были рассмотрены в правовой литературе в монографии О. С. Колбасовим. Его развитие и становление проходит в широкой научной дискуссии, что является вполне оправданным, ибо только в процессе научного обсуждения можно выработать оптимальный подход к пониманию экологического права.

И.И. Каракаш обращает внимание на то, что когда в 80-е годы прошлого века преимущественно признавалось природоресурсовое право, в которое включались и экологические отношения, то в 90-е - наоборот, приоритетным стало экологическое право, что интегрировало природноресурсовые отношения. Несмотря на схожесть этих отраслей законодательства и права, они все же имеют существенные различия и отличаются своей структурой, системой, источниками, методами и принципами регулирования, содержанием правовых институтов и т.д. В связи с этим И. Каракаш считает, что природноресурсовые отношения являются достаточно самостоятельными и могут рассматриваться как отдельные общественные отношения. Этим он объясняет выделение природноресурсових отношений со склада экологических отношений. Кроме того, природноресурсовые отношения имеют комплексный характер, поскольку объединяют земельные, горные, водные и лесные общественные отношения, также отношения по использованию объектов природно-заповедного фонда, растительного и животного мира и других природных объектов и их ресурсов. Вызывает определенные сомнения позиция автора относительно характера природноресурсових отношений, поскольку вряд ли можно на основании указанных разновидностей отношений говорить об их комплексность. Скорее всего более обоснованным будет положение относительно сложного характера правоотношений. Но впоследствии автор приходит к выводу, что так или иначе дифференцированный и интегрированный взгляды на современное экологическое право предоставляют основания для определения однородности или комплексности содержания его правовых норм и структуры как отрасли права. Однако они существенно не влияют на определение самостоятельной природы самой отрасли экологического права. Таким образом, экологическое право рассматривается им как самостоятельная отрасль отечественного права, которая представляет собой совокупность правовых норм, установленных и гарантируемых государством, регулирующих общественные отношения в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, с целью защиты экологических прав и свобод граждан, обеспечения экологической безопасности общества и экологических интересов нынешних и будущих поколений людей в качественном состоянии окружающей среды.

Высказанные в науке мнения относительно понятия экологического права в общих чертах сводятся к двум основным направлениям. Одни авторы считают, что экологическое право принадлежит комплексных (интегрированных) отраслей права, в состав ее входит несколько самостоятельных отраслей права, которые регулируют различные виды экологических отношений. При этом комплексность экологического права такие авторы трактуют по-разному. Например: а) каждая отрасль права, входит в состав экологического права, регулирующая самостоятельный вид экологических отношений, в основу которых положены различные экологические объекты. Поэтому и существуют такие самостоятельные отрасли права, как земельное, лесное, водное, горное, фаунистическое, атмосфероповітряне и др.; б) экологическое право - интегрированная правовая общность (комплексная отрасль права), которая объединяет совокупность эколого-правовых норм, регулирующих экологические отношения в целях эффективного использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, обеспечения качества окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, реализации защиты экологических прав. С точки зрения Ю. С. Шемшученко, определяющим для предмета экологического права как комплексной отрасли являются четыре группы общественных отношений: а) отношения по охране окружающей природной среды; б) отношения по использованию природных ресурсов; в) отношения по обеспечению экологической безопасности; г) отношения по поводу формирования, сохранения и рационального использования экосети. Несколько похожей является позиция В. В. Костицкого.

В условиях современности все больше обращается внимание на общепризнанные принципы приоритета международного права, согласно которым государство обязано адаптировать свою эколого-правовую терминологию международных стандартов. Некоторые специалисты считают, что целесообразно употреблять термин "среды", который является более адекватным срочные "окружающая среда", чем "окружающая среда" или "экологический", в названии отрасли права. А ситуацию, когда одна и та же отрасль права имеет разные названия, нельзя считать нормальной.

Одновременно получает развитие и концепция, согласно которой экологическое право является комплексной отраслью права, а представляет собой самостоятельную отрасль в общей системе права. Так, Ю. О. Волк считает, что природоресурсове (экологическое) право имеет единый предмет правового регулирования - общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов. Другие авторы, поддерживая такое мнение, считают, что единые экологические отношения имеют несколько разновидностей (земельные, водные, лесные, горные, фаунистические, атмосфероповітряні и др.), которым присущи свои существенные специфические особенности и специальные правовые формы в виде подотраслей экологического права: земельного, водного, лесного, горного, фаунистических, атмосфероповітряного, природно-заповедного и т.д. По их мнению, такой подход к пониманию экологического права обеспечивает его единство как самостоятельной (некомплексної) отрасли права и внутреннюю дифференциацию.

Важно подчеркнуть, что В. В. Петров, который длительное время не разделял таких взглядов, в последних трудах обоснованно отмечает, что экологическое право, учитывая его предмет является совокупностью однородных общественных экологических отношений, поэтому его не следует относить к комплексным отраслям права. В литературе справедливо отмечается, что экологические отношения являются единственными.

Еще одна интересная точка зрения: О. Л. Дубовик рассматривает экологическое право как самостоятельную комплексную отрасль права, регулирующая отношения в сфере взаимодействия общества и человека с окружающей природной средой, предлагает определить место экологического права в правовой системе как над/супер/более отрасль права, мотивируя это тем, что главная цель экологического права-сохранение жизни на Земле и обеспечение необходимых условий жизнедеятельности человека.

В юридической литературе имеются и другие предложения по выделению подотраслей (сфер) экологического права - флористического права, ландшафтного права и др. Юристы также обосновывают наличие комплексной отрасли экологического права - права экологической безопасности, а также эколого-процессуальной подотрасли.

Можно сделать вывод, что в науке идет активный поиск оптимального понимания сущности экологического права, его места в системе права. Наиболее аргументированным является мнение тех авторов, которые рассматривают экологическое право как самостоятельную (некомплексну) отрасль права с підгалузевою структурой. Изложенное позволяет сделать вывод, что экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, регулирующих экологические отношения, которые возникают между субъектами по поводу обеспечения экологической безопасности, принадлежности, использования, воспроизводства (восстановления) природных объектов и комплексов, охраны, а в определенных случаях - защиты человека, окружающей природной среды от вредного воздействия с целью предупреждения, предотвращения, устранения его негативных последствий, и удовлетворение экологических и других интересов соответствующих субъектов и поддержания устойчивого экологического развития, экологического равновесия в стране и отдельных ее регионах.

Наряду с изложенным следует помнить, что экологическое право - это относительно "молодая" отрасль права, которая развивается очень динамично в современных условиях. Многочисленность и разнообразие нормативно-правовых актов, регламентирующих экологические отношения, обусловленные большим количеством объектов указанной отрасли права и их видовой дифференциацией. Много общественных отношений уже екологізовано, часть еще нуждается в дальнейшей экологизации, продолжается процесс систематизации экологического законодательства.

а) Под методом права в юриспруденции понимают способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства.

Применительно к экологическому праву можно сказать, что метод - это устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственника природных ресурсов, обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В правовой науке признается два метода - административно-правовой и гражданско-правовой, хотя в системе российского права выделено примерно несколько десятков отраслей права. Это означает, что большинство отраслей не имеют собственного метода правового регулирования, который был бы вполне адекватен их предмету. Как правило, используются комбинации названных методов правового регулирования. Причем административно-правовой метод применяется преимущественно в отраслях публичного права, к числу которых относится в основном и экологическое право. Применение гражданско-правового метода преобладает в отраслях частного права.

Суть административно-правового метода регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравном положении - между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения. В экологическом праве административно-правовой метод опосредуется в специфических формах: нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он выражается в установлении допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду предприятиями природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, дозволении на принятие решения о строительстве, к примеру, высокоскоростной магистрали С. Петербург – Москва (лишь при положительном заключении государственной экологической экспертизы), запрете ввоза в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, и применении мер юридической ответственности и др.

Гражданско-правовой метод регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними соглашения они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках.


В современном экологическом праве применяются оба метода правового регулирования. Причем в условиях перехода к рыночной экономике, гражданско-правовой метод применяется в данной отрасли права все более широко. Согласно новому экологическому законодательству, право пользования природными ресурсами предоставляется на основе лицензии и заключаемого в соответствии с ней договора. Хотя договор заключается природопользователем с органом исполнительной власти субъекта РФ, по своей природе такой договор является гражданско-правовым.

Необходимо отметить, что к одним и тем же отношениям по природопользованию и охране окружающей среды, регулируемым правом, может быть при определенных условиях применены оба названных метода. Например, заключение договора на природопользование представляет собой пример гражданско-правового метода регулирования. Но если в процессе природопользования нарушаются условия, предусмотренные договором, и причиняется существенный экологический вред, может быть применен административно-правовой метод регулирования этих отношений.

Для экологического права характерно преобладание административно-правового метода воздействия на регулируемые отношения, характерными чертами которого являются не отношения юридического равенства сторон, присущего гражданско-правовому методу, а отношения власти и подчинения. Именно такими, властными, полномочиями обладают природоохранительные органы, стоящие на страже интересов общества и гражданина.

Говоря об особенностях правового регулирования экологических отношений, следует отметить, что в современных условиях значительно возросло значение экономических методов воздействия на экологические отношения, что находит выражение в установлении платы за использование природных ресурсов, чего ранее не было, а бесплатность природопользования квалифицировалась как одно из «достижений и преимуществ социалистического строя». Усиление экономических методов воздействия на экологические отношения проявляется и в создании особых экологических фондов, учреждении определенных льгот и преимуществ за рациональное использование природных ресурсов и др.

Вместе с тем следует констатировать, что в сфере экологических отношений не наблюдается так называемая «замена» административных методов экономическими, здесь по-прежнему преобладают административно-правовые методы воздействия на регулируемые отношения, что обусловлено спецификой последних, их особой социальной значимостью для общества в целом и для каждого гражданина в отдельности.

В экологическом праве ведущим методом является метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и природы. Этот метод вводится как сочетание обще экологического подхода с дифференцированным, по объектным, когда в правовом регулировании интересов каждого природного объекта осуществляется с позиции интересов сохранности данной системы, но в то же время учитываются особенности данного объекта.

Метод экологизации включает следующие элементы:

закрепление в действующем законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное управление использованием природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологической системы страны;

Закрепление в действующем законодательстве круга природопользователей;

регламентацию правил природопользования, которые, с одной стороны, обусловлены спецификой объекта природопользования, а с другого - правовым статусом природопользователя;

Установление юридической ответственности за нарушение прав природопользования.

Эколого-правовой метод регулирования проявляется, как и других отраслях российского права, через императивный и диспозитивный подход к установлению обязанностей и прав субъектов правоотношений.

б) Нормы экологического права

Нормами экологического права считают правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды. Они подразделяются на три группы: отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов т.д.), комплексные (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом). Экологизированные (нормы других отраслей права - административного, уголовного, хозяйственного и т.д., отражающие требования охраны природной среды).

Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей природной среды (ст. 3 Закона об охране окружающей среды).

Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды.

Различают эколого-правовые нормы-приоритеты трех уровней:

Отраслевого;

Межотраслевого и общего экологического уровня.

Отраслевые приоритеты содержатся в природоресурсовых отраслях законодательства. Так, в земельном законодательстве закреплены правовые приоритеты охраны земель сельскохозяйственного назначения, прежде всего, пахотных угодий. В законодательстве о недрах преимущественное право на охрану имеют месторождения полезных ископаемых, подземных вод, памятники истории и культуры. В водном законодательстве устанавливается приоритет пресной воды для питьевых и коммунально-бытовых, лечебно-оздоровительных целей. В лесном законодательстве приоритетное значение имеет охрана лесов первой группы, имеющих природоохранное, почвозащитное, водоохранное, полезащитное и иное экологическое назначение.

Межотраслевые приоритеты отражены в нормах отраслевого законодательства, но устанавливают преимущества в охране одних природных объектов перед другими. Они включаются в "работу", когда происходит столкновение отраслевых приоритетов. Например, земельное законодательство разрешает предоставление земельного участка на площадях залегания полезных ископаемых только по согласованию с органами геологии и использования недр. Здесь явное предпочтение отдается полезным ископаемым, т.е. элементам недр. Однако при сопоставлении хозяйственного и экологического значений территории, недра которой содержат полезные ископаемые, вопрос может быть решен и в пользу сохранения земельных угодий. Такой вопрос окончательно решают органы исполнительной власти субъектов РФ с участием, в случае необходимости, федеральных органов власти, или только федеральные органы Федерации, если рассматриваемая территория относится к федеральным ресурсам.

Общие экологические приоритеты закрепляют преимущество высшей цели охраны окружающей природной среды – обеспечение качества окружающей человека природной среды.

Экологические приоритеты означают, что любые мероприятия хозяйственного или иного содержания подлежат прекращению, если они угрожают здоровью и экологической безопасности человека. Общие экологические приоритеты вытекают из ст. 3 Закона об охране окружающей

природной среды и действуют повсеместно. Особенно велико их значение в тех сферах, где еще недостаточно разработаны экологические нормы. Например, в сельском цели охраны окружающей природной среды - обеспечение качества окружающей человека природной хозяйстве, где часто использование минеральных удобрений, ядохимикатов, различного рода стимуляторов роста происходит с нарушением установленных нормативов.

Нормы-правила - третья категория эколого-правовых норм. Они содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений. По содержанию экологические императивы подразделяются: на предупредительные, запретительные, восстановительные (компенсационные), карательные, поощрительные, управомочивающие, разрешительные и обязывающие.

Предупредительные императивы наряду с запретительными нормами образуют основную массу эколого-правовых норм. Предупредительные императивы призваны предотвратить наступление вредных последствий в результате неправомерного действия. Так, предупредительное значение в земельном законодательстве имеют нормы, регламентирующие порядок предоставления земель для осуществления промышленной или сельскохозяйственной деятельности с целью не допустить размещение экологически вредных производств. Предупредительное значение имеют также все нормы, регулирующие порядок экологического контроля, экологической экспертизы и т.п.

Запретительные императивы направлены на недопущение действий, причиняющих вред окружающей природной среде. Эти нормы занимают центральное место в природоохранительных правовых актах. В частности, по Закону РФ об охране окружающей природной среды, запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных системой очистки и обезвреживания отходов, применительно указанного закона запрещается ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств.

Восстановительные , или компенсационные, нормы права содержат требование, обращенное к правонарушителю, о восстановлении нарушенного" состояния природной среды, а также компенсации расходов и затрат, понесенных в процессе восстановления природной среды. Подобные меры принимаются в рамках гражданских или административных правоотношений по возмещению причиненного вреда природной среде либо имущественным интересам природопользователей.

Карательные императивы проявляются в случаях привлечения к административной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях или Уголовного кодекса. В зависимости от предусмотренных санкций и степени общественной опасности они подразделяются на административные экологические правонарушения и уголовные экологические преступления (Закон РФ об охране окружающей среды).

Поощрительные эколого-правовые нормы , как правило, относятся к правовым нормам, регулирующим функционирование экономического механизма охраны окружающей природной среды. Это может быть материальное стимулирование за выполнение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. К числу указанных норм относятся нормы, устанавливающие порядок внесения платежей за выбросы, сбросы вредных веществ. В наиболее полном объеме такие нормы содержатся в разделе III Закона РФ об охране окружающей природной среды ("Экономический механизм охраны окружающей природной среды").

Названные группы норм права входят в категорию эколого-правовых норм

охранительного назначения. Определенное место в правовом регулировании природоохранительной деятельности занимают нормы так называемого регулятивного направления. К их числу может быть отнесена компетенция представительных и исполнительных органов в области охраны окружающей природной среды, где преобладают управомочивающие нормы.

Разрешительные и обязывающие нормы обращены, прежде всего, к природопользователю. В одном случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право на определенное воздействие на природную среду, в другом к нему предъявляются соответствующие требования как к участнику экологического

правоотношения.

Управомачивающие нормы, устанавливающие компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства, излагаются в ст. 6-10 Закона РФ об охране окружающей природной среды.

Обязывающие нормы представлены в ст. 40-57 Закона РФ об охране окружающей природной среды, где провозглашаются экологические требования в различных сферах хозяйственной деятельности. Они определяют правила поведения хозяйствующих субъектов при осуществлении ими своей деятельности. Общей обязанностью всех субъектов, какими бы видами деятельности они ни занимались, является выполнение требований по охране природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, планов и мероприятий по оздоровлению окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов, восстановлению потерь в природной среде.

Разрешающие нормы регулируют порядок выдачи лицензий (разрешений) на использование природных ресурсов, включая выбросы, сбросы, захоронения вредных веществ. Субъектами этих отношений выступают хозяйствующие субъекты, включая граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, и специально уполномоченные для этого органы по охране окружающей природной среды. В разрешительных нормах в единое целое соединяются полномочия на выдачу разрешения со стороны органа государства и обязанность его получения и выполнения - со стороны хозяйствующего субъекта.

Все перечисленные выше нормы экологического права являются "первокирпичиками" отрасли экологического права. В тоже время, среди них выделяют совокупности эколого-правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений и получивших название институтов экологического права. Так, существуют такие важнейшие институты как институт государственной и других форм собственности, институт права природопользования и др.

1. Понятие экологического права, история его развития и становления

Экологическое право является одной из отраслей российского права. Оно регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия природы и общества в интересах человечества. Таким образом, под экологическим правом понимается совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения и рационального использования окружающей среды для настоящих и будущих поколений людей (экологические отношения).

С точки зрения истории система правового регулирования взаимодействия общества и природы делится на четыре этапа:

1) гражданско-правовой;

2) земельный;

3) земельно-ресурсный;

4) экологический.

Основная роль в системе регулирования «общество – природа» всегда принадлежала земельному праву. В русском дореволюционном законодательстве земельное право не являлось самостоятельной областью права. Первоначально оно входило в состав гражданского права. Это обуславливалось тем, что земля объявлялась недвижимостью, объектом купли-продажи, дарения, залога, аренды, наследования и других гражданско-правовых сделок.

Декрет 1917 г. и последующие декреты Советского государства отменили частную собственность на землю. Земля была изъята из гражданского оборота и передана в исключительную собственность государства. Таким образом, земельные отношения вышли из гражданских и стали самостоятельной правовой областью.

В дальнейшем земельное право развивалось по пути дифференциации земельных отношений. Однако процессы дифференциации, свойственные правовым системам XX в., не вышли за рамки дозволенного, т. е. только государство являлось собственником земли, недр, воды, лесов.

Исторический процесс, который проходил в рамках административного социализма, привел к тому, что экологическое право стало представлять собой совокупность природоохранительного и природно-ресурсового права.

При распаде системы административного социализма и переходе к рыночной экономике произошла денационализация природных ресурсов, в результате чего вместо единой исключительной государственной собственности установилось несколько форм собственности на природные ресурсы. К таким формам относятся: право государственной, частной и муниципальной собственности. Земля и другие природные ресурсы становятся объектами хозяйственного оборота. Постепенно из земельных отношений выделяются отношения, которые приобрели имущественный характер Метод правового регулирования становится гражданско-правовым, в основу которого положено равенство сторон.

В экологическом праве остались лишь те виды экологических отношений, которые направлены на обеспечение экологической функции природы.

2. Предмет и методы правового регулирования экологического права

В предмет правового регулирования могут входить такие общественные отношения, как:

1) отношения, имеющие волевой характер;

2) отношения, формирующиеся по поводу объектов природы и их экологических взаимодействий;

3) отношения, составляющие сферу действия эколого-правовых норм.

Предмет экологического права – это общественные отношения в области взаимодействия общества и природы.

Предмет экологического права отличается:

1) от природно-ресурсового права – более широким кругом общественных отношений, их иным качеством;

2) от гражданского права – отсутствием имущественного характера в использовании и охране природных объектов, отсутствием товарных отношений в сфере природопользования;

3) от аграрного права – отличием предмета права. Ведущим методом в экологическом праве является метод экологизации, который направлен на гармонизацию отношений общества и природы.

Основаниями возникновения экологических правоотношений являются юридические факты, которые в свою очередь подразделяются на события и действия. Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения независимо от воли человека. Действие представляет собой наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. Институтом экологического права является совокупность эколого-правовых норм, которые регулируют узкий круг подобных общественных отношений.

Метод экологизации составляют следующие элементы:

I) закрепление в действующем законодательстве структуры органов, осуществляющих конкретное управление использованием природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны;

2) закрепление в действующем законодательстве круга природопользователей;

3) регламентацию правил природопользования, обусловленных, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой – правовым статусом природопользователя;

4) установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

Также эколого-правовой метод регулирования проявляется и в других отраслях российского права. Это осуществляется через императивный и диспозитивный подходы к установлению обязанностей и прав субъектов правоотношений.

Экологическое право проявляется в следующих формах:

1) правовые доктрины и идеи в экологическом праве, которые составляют правовую концепцию взаимодействия общества и природы;

2) нормы экологического права, которые устанавливают правила поведения человека по поводу использования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности;

3) правоотношения.

3. Система и принципы экологического права

Система экологического права – совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности согласно экологическому законодательству.

Институтом экологического права является совокупность эколого-правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений.

В понятие «система экологического права» входят три смысловых значения: отрасль права, наука и учебная дисциплина.

Основные принципы экологического права определяются на базе концептуальных положений экологической доктрины о взаимодействии общества и природы. Данные принципы определены ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно основаниям ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей природной среды являются:

1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

2) научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

3) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;

4) ответственность за экологические правонарушения;

5) международное сотрудничество в сфере охраны окружающей природной среды.

Указанным принципам должны соответствовать все нормы, регулирующие экологические отношения охраны окружающей среды, которые закреплены в природоохранительном законе, приоритетными будут являться принципы, а не буква закона. Если же правоприменительный орган в регулировании экологических правоотношений встретил пробел и при этом отсутствует конкретная норма, то он имеет право руководствоваться общими принципами охраны окружающей природной среды, которые сформулированы в действующем законодательстве.

Таким образом, положение о соотношении нормы закона и принципа, закрепленного в законе, одинаково для всех отраслей российского права.

Выделяют следующие принципы экологического права:

1) принципы, присущие Общей части экологического права (использование и охрана земли и других природных ресурсов в качестве основ жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; общегосударственное управление природопользованием; целевое использование природных объектов; рациональное и эффективное использование природных объектов; приоритет охранных мероприятий);

2) принципы, присущие Особенной части экологического права (приоритетность земель сельскохозяйственного назначения; приоритет вод питьевого и бытового назначения; приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых; приоритет условий существования животных в состоянии естественной свободы; приоритет лесов защитного значения).

4. Нормы экологического права и экологические правоотношения

Нормы экологического права представляют собой требования в области охраны окружающей среды, а экологические правонарушения – несоблюдение данных требований, закрепленных законодательством, нормами, правилами и пр. К таким требованиям относятся требования, предъявляемые при:

1) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов;

2) размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов;

3) проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов;

4) строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов;

5) вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов;

6) эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов;

7) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики;

8) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники;

9) эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения;

10) мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

11) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений;

12) производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств;

13) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки;

14) производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных и иных веществ и микроорганизмов;

15) использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов;

16) использовании химических веществ в сельском и лесном хозяйствах;

17) обращении с отходами производства и потребления;

18) установлении защитных и охранных зон;

19) приватизации и национализации имущества;

20) охране окружающей среды от негативного биологического воздействия;

21) охране окружающей среды от негативного физического воздействия.

За нарушение природоохранных требований предусмотрены меры воздействия административного уголовного характера.

5. Специфические черты экологического права

Законодательство в области охраны окружающей среды определяет правовые основы государственной политики в этой области, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологическое право регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

1) земли, недра, почвы;

2) поверхностные и подземные воды;

3) леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

4) атмосферный воздух, озоновый слои атмосферы и околоземное космическое пространство.

Граждане имеют право:

1) создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

2) направлять обращения в органы государственной власти и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

3) принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборах подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных акциях;

4) выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

5) оказывать содействие органам государственной власти в решении вопросов охраны окружающей среды;

6) обращаться в органы государственной власти и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

7) предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

6. Источники экологического права

Источники экологического права нормативные акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Общественный источник экологического права – экологическое законодательство, которое условно подразделяется на три подсистемы.

1. Нормативные акты комплексного регулирования, создаваемые на основе и в соответствии с Конституцией РФ. Примером таких актов служит ФЗ «Об охране окружающей среды». Данный закон является основным комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере охраны природной среды.

2. Нормативные акты, которые регулируют использование природных ресурсов, например Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200–ФЗ (ЛК РФ).

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69–ФЗ «О пожарной безопасности» и Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3–ФЗ «О радиационной безопасности населения».

Источники экологического права обладают всеми признаками, которые свойственны источникам права, т. е. носят официальный характер и признаются государством. Это и определяет поддержку содержащихся в них норм, их государственную обеспеченность. Особенностью является то, что особое место отведено международно-правовым актам. К таким актам относятся:

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.);

Протокол (1985 г.) о сокращении выбросов серы или ее трансграничных потоков по меньшей мере на 30 %;

Конвенция (1979 г.) о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.

В экологическом законодательстве объединено примерно 4 тыс. нормативных актов различной юридической силы.

Особенность экологического законодательства состоит в том, что в общем объеме нормативных актов превалируют подзаконные акты, а среди подзаконных актов – ведомственные акты. Это означает, что большинство общественных отношений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности регулируется не актами высшей юридической силы – законами, а подзаконными актами, чаще всего ведомственными.

Среди предписаний экологического законодательства имеется множество технических норм. Их роль в экологическом праве является одной из основных. Технические нормы включаются в нормативные акты и таким образом приобретают статус технико-юридических норм.

В первую очередь это относится к нормативам предельно допустимых сбросов и выбросов загрязняющих веществ, размерам санитарно-защитных зон, правилам сооружения и эксплуатации очистных сооружений и др.

Основополагающие экологические нормы закреплены в Конституции РФ 1993 г.

7. Понятие экологического правоотношения, основания его возникновения и прекращения

Экологические правоотношения – это общественные отношения, которые возникают в сфере взаимодействия общества и природы и регулируются нормами экологического права. Основаниями возникновения юридических правоотношений являются юридические факты, которые подразделяются на события и действия. Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения независимо от воли человека, например стихийные бедствия, извержения вулканов, лесные пожары, наводнения и т. п. Однако события не всегда выступают как чисто природные явления. Довольно часто они являются следствиями непродуманной человеческой деятельности.

Наиболее распространенным основанием возникновения экологических правоотношений является действие. Это обусловлено тем, что на современном этапе основным источником причинения вреда природной среде и, соответственно, через нее человеку является антропогенная деятельность. Проявление действий осуществляется через поступки людей. Выделяют следующие виды поступков: позитивные; негативные.

Позитивное поведение человека в качестве участника экологических правоотношений – выполнение им в процессе природопользования экологических предписаний закона.

Согласно двум формам взаимодействия общества и природы такие действия подразделяются на:

1) использование природных ресурсов – экономические действия, которые оказывают влияние на природную среду;

2) охрана окружающей среды – экологические действия, которые нейтрализуют вредные последствия вышеуказанной деятельности.

Основания для прекращения экологических правоотношений условно можно подразделить на две группы. Первую группу составляют основания, происходящие по воле природопользователя; к ним относятся: отказ от использования природного ресурса, ликвидация предприятия, смерть природопользователя. Вторую группу составляют такие основания, которые совершаются по воле органов государства, уполномоченных на охрану природной среды: изъятие природного ресурса; лишение права пользования в связи с нарушением закона, нерациональным использованием природного ресурса, неосвоением его в течение установленного срока, уклонением от уплаты налогов и других законных платежей, нарушением договорных обязательств.

Основаниями прекращения экологического правоотношения или его изменения являются:

1) решение органа, выполняющего функции государственного экологического контроля над охраной природной среды;

2) решение суда, арбитражного суда;

3) представление органов санитарного, горного надзора и других специально уполномоченных органов;

4) представление или протест органов прокуратуры в связи с нарушением действующего законодательства о порядке использования и охраны окружающей среды.

В случае несогласия компетентного органа выполнять предписания органов прокуратуры прокурор имеет право обратиться с иском в арбитражный суд по существу состоявшегося нарушения. Решение арбитражного суда является окончательным.



Просмотров