Сколько длится конкурсное производство. Процедура банкротства предприятия: этапы, сроки и цели

На сегодняшний день конкурсное производство является неотъемлемой процедурой, которая вводится на предприятии, близком к банкротству , для удовлетворения всех требований кредиторов. Однако что представляет собой эта процедура на деле и на какой срок она вводится? Иногда оказывается очень полезно и важно разобраться в нюансах конкурсного производства, разобрать по полочкам банкротство, ведь если банкротство коснется непосредственно вас или фирму, в которой вы работаете, то вам наверняка придется отстаивать собственные права.

Конкурсное производство – что это

По сути, конкурсное производство обычно представляет собой финальную стадию, завершающую банкротство должника. Эта процедура необходима в некоторых случаях для того, чтобы банкротство прошло надлежащим образом, ведь предприятие имеет множество обязательств перед кредиторами , инвесторами, непосредственными работниками и иногда нуждается во внешнем руководстве для погашения всех долгов.

Конкурсное производство, которое сопровождает банкротство компании, имеет ряд отличительных признаков, которыми на сегодняшний день принято считать такие:

Назначение лица, распоряжающегося имуществом должника. Дело в том, что банкротство чаще всего приводит к достаточно затруднительному финансовому положению должника и самостоятельно он не в состоянии надлежащим образом распорядиться своим имуществом. Никто не хочет терять имущество, поэтому конкурсное производство включает в себя назначение конкурсного управляющего, который полностью отвечает за имущество и направляет средства на погашение долгов.

Текущее руководство компании может быть полностью отстранено от процесса управления предприятием и распоряжения имуществом. Дело в том, что банкротство предполагает погашение всех долгов, однако если поручить управление фирмой и имуществом должнику, он может распорядиться имуществом по своему усмотрению, например передать его и окажется не в состоянии погасить какие-либо долги, действуя, таким образом, лишь в своих интересах.

Некоторые требования кредиторов могут быть приостановлены. Если банкротство сильно ударило по финансовому положению предприятия, то в рамках конкурсного производства часть обязательств перед кредиторами может быть приостановлена для погашения первостепенных долгов.

Также в рамках конкурсного производства могут быть в судебном порядке отменены сделки, заключенные еще до начала конкурсного производства. Другими словами, партнеры, которые не были в курсе, что фирме угрожает банкротство, могут оказаться в крайне невыгодном положении, однако в судебном порядке имеют возможность обжаловать законность сделок.

Формирование так называемой конкурсной массы . Это все имущество, которое принадлежит должнику и продажа которого может быть направлена на погашение задолженности перед кредиторами.

Кто такой конкурсный управляющий

Банкротство – процесс иногда затяжной и всегда непростой, при этом фирма может действовать в собственных интересах и не желать расставаться с собственным имуществом. Однако долги есть долги, и поэтому в компании вводится конкурсное производство и назначается в судебном порядке конкурсный управляющий. На это лицо переходят функции фактического управления предприятием. Кроме этого, конкурсный управляющий берет полностью под свой контроль имущество должника и в его обязанности часто входит оценка всего имущества. А если в качестве должника выступает унитарное предприятие, конкурсный управляющий вообще занимает место прямого руководителя компании.

Круг обязанностей и задач конкурсного управляющего довольно широкий. Прежде всего, он принимает имущество и проводит полную его перепись. Вторая важная задача – это оценка имущества должника. Как правило, оценка имущества должника выполняется самим конкурсным управляющим, в других случаях оценка имущества должника выполняется специально назначенным специалистом по оценке. После того, как проведена комплексная оценка имущества должника, оно может быть взято под охрану.

Впрочем, бывает, что имущество скрывается должником, который совсем не рад перспективе его реализации, в таком случае конкурсный управляющий обязан организовать розыск имущества. Далее, когда активы оказываются найденными, схема соответствующая – проводится оценка имущества должника , его реализация и покрытие долгов перед кредиторами. Стоит отметить, что оценка имущества должника может быть проведена только надлежащими специалистами, ведь в противном случае реализация имущества может быть связана с определенными махинациями.

В список обязанностей конкурсного управляющего входят и другие функции – это увольнение рабочего персонала , ведь по закону все сотрудники должны быть уволены в определенный срок. Также конкурсный управляющий осуществляет контроль над требованием кредиторов, которые следует удовлетворить. Если предприятие собирает кредиторские собрания, то принятые на них решения закрепляются подписью конкурсного управляющего.

Конкурсное производство в процедуре банкротства

Срок традиционного конкурсного производства

Не смотря на то, что положение предприятия, которое оказалось банкротом, может быть разным, срок обычного конкурсного производства устанавливается единый во всех случаях – ровно 1 год. Он отсчитывается от момента принятия решения арбитражным судом о банкротстве должника. Срок может быть продлен, однако лишь по решению суда. Как правило, срок обычного конкурсного производства продлевают на несколько месяцев, максимальный же срок составляет + 6 месяцев. Впрочем, в особых случаях арбитражный суд может перенести даже этот крайний срок и продлить его, например, срок может растянуться на дополнительные месяцы, если не завершился процесс продажи имущества, необходимый для расчета с кредиторами. Часто срок такого конкурсного производства приходится многократно продлевать, если имущество должника объявлено в розыск.

Период производства зависит еще и от того, как быстро осуществляется перепись и оценка имущества должника. В отдельных случаях оценка имущества должника затягивается на месяцы.

Кроме этого, сроки конкурсного производства зависят еще от многих других факторов:

  • Период исполнения денежных обязательств. Все денежные обязательства, возникшие еще до наступления периода конкурсного производства, должны быть выполнены, также должны быть произведены все обязательные платежи.
  • Осуществления уплаты всех неустоек – начисленных предприятию штрафов, пени. Все соответствующие платежи также должны быть проведены в рамках периода конкурсного производства. К ним относятся и различные проценты и финансовые санкции. Завершение конкурсного производства невозможно до оплаты неустоек.
  • Должны быть переданы все запрашиваемые сведения о должнике, в том числе и конфиденциальные. После признания должника банкротом, даже сведения, составляющие коммерческую тайну, могут быть переданы кредиторам.
  • Полное завершение оценки – оценка имущества должника может быть проведена только в рамках конкурсного производства. Оценка имущества должника производится сразу после его переписи.
  • Все запрашиваемые судебными приставами исполнительные документы также должны быть переданы во время конкурсного производства и сроки его привязываются к данной процедуре. Завершение конкурсного производства означает закрытие доступа к таким документам.

Если ранее на имущество должника был наложен арест , то именно в период конкурсного производства арест по требованию суда может быть снят, как и все остальные ограничения по распоряжению имуществом. При этом наложение новых арестов в период конкурсного производства не допускается.

Требования кредиторов и конкурсное производство

Сроки, на которое вводится конкурсное производство, напрямую связаны с требованиями кредиторов. Именно из-за неудовлетворенных требований сроки могут быть существенно растянуты во времени. Стоит отметить, что требования кредиторов удовлетворяются не за счет имущества должника, а лишь за счет средств, вырученных за счет реализации имущество. Именно поэтому в период конкурсного производства следует успеть провести оценку и реализацию имущества и только после этого производится расчет с кредиторами.

Все средства от реализации имущества должника поступают на единый счет. Все остальные счета должника подлежат закрытию, при этом имущество может быть реализовано только посредством торгов.

  • Сроки конкурсного производства могут быть продлены, как уже говорилось, в случае невыполнения требований кредиторов. Именно поэтому сразу после реализации имущества конкурсный управляющий проводит расчет со всеми должниками в порядке очередности. Очередность предусматривается в реестре и некоторые лица могут быть рассчитаны в первую очередь. Существует также несколько категорий расходов, которые оплачиваются до расчета с кредиторами, это:
  • Все судебные расходы должника
  • Коммунальные платежи, штрафы, финансовые санкции предприятия. Выплата вознаграждения конкурсному управляющему
  • Требования кредиторов, которые возникли после объявления должника банкротом и начала конкурсного производства
  • Задолженность по выплате заработной платы работникам предприятия. Зарплата выплачивается также в рамках строгой очередности – сначала оплачивается работа сотрудников, которым начислена текущая заработная плата, а во вторую очередь производится расчет по заработным платам, начисленным еще до начала процедуры банкротства.

Как видите, конкурсное производство – непростой и достаточно запутанный период банкротства, в рамках которого должны быть выполнены многие обязательства как перед кредиторами, так и перед другими лицами. Сроки конкурсного производства устанавливаются арбитражным судом и первоначальный срок устанавливается на отметке в один год. Впрочем, если в оглашенный период не были выполнены все поставленные задачи, конкурсное производство может быть продлено еще на период до шести месяцев. Если и в эти сроки обязательства перед кредиторами все еще не выполнены, по решению арбитражного суда период конкурсные процедуры могут быть снова продлены.

Эксперты «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) предлагают внести изменения в закон о банкротстве, законодательно запретив продление общего срока конкурсного производства более чем на 24 месяца. С такой инициативой ОНФ обратился в Верховный суд РФ. Письмо с призывом внести предлагаемые изменения направлено на имя председателя ВС Вячеслава Лебедева, рассказала «Известиям» руководитель Центра правовой поддержки журналистов, член Центрального штаба ОНФ Наталья Костенко.

Поправки предлагается внести в ст. 124 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно действующей редакции которой, конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев и может продлеваться по решению арбитражного суда на такой же период времени. Однако, по мнению активистов ОНФ, судебная практика пошла по другому пути.

Как показывает анализ судебной практики, основной причиной увеличения сроков рассмотрения банкротных дел является именно неоднократное продление срока конкурсного производства, - отмечают в ОНФ.

«Фронтовики» обратили внимание на эту проблему, участвуя в деятельности комиссии, созданной по инициативе губернатора Краснодарского края для решения спорных вопросов фермеров, связанных с использованием сельхозземель. Так, по одному из дел, поступившему на рассмотрение в рабочую группу от представителей сельхозпредприятия, конкурсное производство в рамках процедуры банкротства длится уже пять лет.

Из-за тянущихся годами судебных споров производственные предприятия не работают тогда, когда могли бы заниматься производством и импортозамещением, считает Костенко. По ее данным, во многих регионах России распространена схема, при которой конкурсные управляющие обанкротившихся предприятий извлекают прибыль с обычной хозяйственной деятельности, например, сдавая в аренду спорное имущество, а установленные законом цели конкурсного производства не достигаются.

Верховный суд РФ обладает правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а данная проблема напрямую связана с деятельностью судов, поэтому мы считаем правильным, чтобы именно высший судебный орган выступил с подобной законодательной инициативой, - объясняет она. - Такие случаи можно встретить почти во всех регионах Российской Федерации. Например, в Томской области по девяти делам производство длится более четырех лет, в Белгородской области зафиксирован случай, когда срок конкурсного производства составил более семи лет.

Как пояснил руководитель Центра правового мониторинга МГЮУ им. О.Е. Кутафина «фронтовик» Олег Гринь, в качестве предельного срока конкурсного производства ОНФ предлагает закрепить период в 24 месяца.

Главной целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов, для чего конкурсному управляющему необходимо провести инвентаризацию всего имущества и в необходимых случаях организовать проведение торгов по продаже такого имущества, - объясняет он. - В ряде зарубежных стран установлены предельные сроки конкурсного производства, такая же идея закреплена и в нашем законе - при буквальном толковании п. 2. ст. 124 закона «О банкротстве» можно прийти к выводу о том, что срок конкурсного производства с учетом его продления не может составлять более одного года. Вместе с тем Пленум Высшего арбитражного суда РФ в 2012 году сформулировал положение, в соответствии с которым продлеваться этот срок может неограниченное количество раз. На практике это привело к тому, что в ряде случаев в рамках процедуры конкурсного производства фактически осуществляется хозяйственная деятельности под руководством конкурсного управляющего.

Предлагаемые временны е ограничения в одних случаях будут полезны, но в других кредиторы могут недополучать деньги, которые могли бы получить, считает эксперт в сфере банкротства, председатель комиссии Российской коллегии аудиторов Иван Рыков. По его словам, в зависимости от конкретной ситуации срок конкурсного производства может существенно варьироваться.

Для того чтобы получить деньги (украдены они или переписаны на подставные компании), требуется время. По некоторым компаниям достаточно 1–2 лет. Поэтому сроки должны быть гибкими, - объясняет эксперт.

Подконтрольные арбитражному суду внешнее управление и конкурсное производство при банкротстве юридического лица вводятся с целью максимально полного исполнения обязательств должника перед кредиторами с последующей ликвидацией предприятия и исключением из Единого Реестра. Данные процедуры направлены, в первую очередь, на удовлетворение интересов третьих лиц, долги которых до сих пор не погашены компанией-банкротом. Также эти меры обязательны и для должника, поскольку без их осуществления невозможна официальная ликвидация предприятия. Разберемся детально, что представляет собой конкурсное производство как процедура банкротства. В этой статье вы найдете все актуальные ссылки на российское законодательство.

Процедура конкурсного производства - нормативные аспекты

  • Должнику окончательно предъявляются обязательства путем наступления сроков исполнения требований.
  • Начисление всевозможных неустоек, процентов, штрафов прекращается.
  • Информация о текущем финансовом положении дел банкрота более не признается коммерческой тайной и может разглашаться публично.
  • Заключение сделок, направленных на отчуждение активов компании, запрещается.
  • Действие применяемых ранее исполнительных документов прекращается с передачей конкурсному управляющему.
  • Любые требования кредиторов допускаются к предъявлению только непосредственно в процессе КП.
  • Все ранее наложенные на имущество ограничительные аресты снимаются - к примеру, блокировка счетов и др.
  • Расчеты по текущим обязательствам банкрота, включая по налоговым платежам, выполняет конкурсный управляющий с учетом действующих законодательных норм.
  • Все руководящие полномочия, включая передачу отчетности, иной документации, печатей, переходят к конкурсному управляющему с даты вынесения судебного решения о КП.

Результатом КП становится лишение банкрота правового статуса, выведение бизнеса из числа хозсубъектов, ликвидация юридического лица. Утверждение кандидатуры управляющего (конкурсного, не внешнего) проводится судом (стат. 127 № 127-ФЗ) с немедленным вступлением в должность с даты издания определения. Контроль над действиями управляющего во избежание злоупотреблений возлагается на собрание/комитет кредиторов и органы суда.

Ходатайство о введении конкурсного производства - образец скачать здесь.

Основные этапы конкурсного производства:

  1. Вынесение арбитражным судом решения о необходимости проведения КП и назначении управляющего.
  2. Уведомление компании-банкрота о введении производства, отстранении прежнего руководства, издание приказа о передаче полномочий.
  3. Извещение территориального подразделения ИФНС по утвержденному бланку о банкротстве организации.
  4. Публикация объявления в СМИ с указанием данных о месте приема требований и предстоящих сроках составления реестра.
  5. Аккумуляция сведений об активах банкрота, формирование конкурсной массы из имущества, при необходимости также проводится розыск активов, взыскание дебиторских долгов, анализ и контроль сделок.
  6. Введение моратория на исполнение требований.
  7. Формирование реестра конкурсных кредиторов, то есть с получением приоритетных преимуществ при выплате долгов.
  8. Оценка имущества конкурсной массы, организация и последующее проведение открытых торговых мероприятий.
  9. Расчет с кредиторами с учетом реестровых требований и очередности.
  10. Закрытие счетов в банках после удовлетворения требований.
  11. Формирование отчета управляющего о результатах производства и представление документации в суде. При положительном рассмотрении суд выносит решение о признании компании банкротом.
  12. Публикация сообщения в СМИ.
  13. Передача решения в ФНС для официальной ликвидации предприятия в течение 5 дней (рабочих) от даты получения налоговыми органами решения суда.
  14. Внесение записи в ЕГРЮЛ, что означает прекращение полномочий управляющего и закрытие бизнеса.

Предъявление требований кредиторов в конкурсном производстве

Недостаточно только признать должника банкротом и открыть конкурсное производство, нужно максимально полно расплатиться по долгам с кредиторами. Погашение всех требований осуществляется по установленной в стат. 134 № 127-ФЗ очередности:

  • Вне очереди - осуществляется погашение текущих обязательств по очередности, определенной п. 2 стат. 134.
  • Выплаты первой очереди - осуществляется погашение требований, связанных с причинением вреда здоровью граждан или жизни.
  • Выплаты второй очереди - производятся по расчетам с персоналом в рамках трудовых договоров или по авторским вознаграждениям.
  • Выплаты третьей очереди - выполняются все прочие виды расчетов.

Обратите внимание! Законодательно запрещается переходить от одной очереди к другой до полного закрытия долгов по предыдущей, что в некоторых ситуациях лишает возможности некоторых кредиторов получить свои деньги.

Завершение конкурсного производства

В соответствии со стат. 149 № 127-ФЗ определение о завершении КП выносится судом на основании рассмотрения отчета управляющего о фактических результатах производства. После погашения долгов выносится решение о признании банкротства. Далее в течение 30-60 дней суд направляет сведения в регистрирующий орган для внесения соответствующей записи о ликвидации должника в Единый Реестр. На подобные действия ИФНС отводится 5 рабочих дней с момента получения судебного определения.

Вывод - в этой статье мы выяснили, что конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику с целью расчетов с кредиторами и последующего исключения банкрота из ЕГРЮЛ.

Арбитражный суд вправе продлить срок на 6 месяцев. При необходимости арбитражный суд может продлить срок конкурсного производства, но определение может быть обжаловано.

С момента принятия арбитражным судом решения об открытии конкурсного производства:

Срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим;


Прекращается начисление неустоек (штрафов), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолжности;

Сведения о финансовом состоянии должника перестают быть конфиденциальными;

Снимаются ранее наложенные аресты имущества, а введение новых ограничений по распоряжению имущества не допускаются;

Органы управления должника отстраняются от руководства, также прекращаются полномочия собственников имущества должника - унитарного предприятия.

По ходатайству конкурсного управляющего, одобренному собранием кредиторов или комитетом кредиторов, арбитражный суд может назначить несколько конкурсных управляющих с определением ответственности каждого из них.

Бесплатная юридическая консультация:


С момента назначения к конкурсному управляющему переходят все полномочия по управлению имуществом должника. Он:

Принимает в ведение имущество должника, проводит его инвентаризацию и оценку (вправе привлекать оценщиков и иных специалистов (недвижимость - обязательно независимых оценщиков) с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом кредиторов;) и принимает меры по сохранности имущества;

Анализирует финансовое состояние должника;

Предъявляет к 3-им лицам, имеющим задолжность перед должником, требования о ее взыскании;

Уведомляет работников должника о предстоящем увольнении;

Бесплатная юридическая консультация:


Заявляет возражения по предъявленным требованиям кредиторов;

Заявляет отказ от исполнения договоров должника (как на стадии внешнего управления);

Принимает меры по поиску, выявлению и возврату имущества должника, находящегося у 3-их лиц;

передает на хранение документы должника;

осуществляет иные действия по возврату имущества должника.

Бесплатная юридическая консультация:


Конкурсный управляющий вправе предъявить требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством РФ несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведения его до банкротства. Размер указанных требований определяется исходя из разницы между суммой требований кредиторов и конкурсной массой (имуществом несостоятельного должника; для его ведения учета конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов).

При наличии имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет собственника изъятого из оборота имущества и в месячный срок передает его собственнику или иному им закрепленному лицу. Если собственник не принимает - через месяц все расходы за его счет.

Вся социальная сфера передается соответствующему муниципальному образованию в месячный срок по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий.

Конкурсный управляющий обязан использовать только один счет, с которого оплачиваются расходы:

Вознаграждение конкурсному управляющему;

Текущие коммунальные и эксплуатационные платежи;

Бесплатная юридическая консультация:


Расходы за публикацию сообщения о банкротстве и уведомления кредиторов;

Иные расходы, связанные с осуществлением конкурсного производства.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

Вне очереди - судебные расходы, вознаграждение арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства;

В 1-ую очередь - требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на момент принятия арбитражным судом решения об открытии конкурсного производства, подлежащих выплате гражданину до достижения им возраста 70 лет, но не менее чем за 10 лет; если возраст превышает 70 лет, то период для капитализации равен 10 годам; при наличии согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к РФ;

Бесплатная юридическая консультация:


Во 2-ую очередь - по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, в том числе по контракту (принимается во внимание непогашенная задолжность, образованная на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

В 3-ью очередь - требования кредиторов, обеспеченным залогом имущества должника (требования кредитора подлежат удовлетворению за счет всего имущества должника, в том числе не являющегося предметом указанного залога);

В 4-ую очередь - по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды; суммы штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов 5-ой очереди; они учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения задолжности и причитающихся процентов;

В 5-ую очередь - с другими кредиторами.

Продажа имущества должника осуществляется на открытых торгах, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи. Порядок и сроки продажи должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Организует торги либо конкурсный управляющий, либо специализированная организация на основании договора, которая не может быть заинтересованным лицом должника или заинтересованным лицом конкурсного управляющего. Имущество, не проданное на 1-х торгах, выставляется на повторные торги или реализуется конкурсным управляющим на основании договора купли-продажи, заключенного без проведения торгов.

Бесплатная юридическая консультация:


Расчеты с кредиторами производятся в соответствии с реестром требований кредиторов. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности средств они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований.

Требования кредиторов, заявленных после закрытия реестра, в том числе требования по обязательным платежам, возникшим после открытия конкурсного производства, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд либо такие требования признаны арбитражным судом необоснованными.

Кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме, имеют право требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника (В течение 10 лет после окончания производства о банкротстве).

Не реализованное в ходе конкурсного производства имущество, при отсутствии заявления от собственника или участника передаются (1 месяц) на баланс муниципального образования.

Бесплатная юридическая консультация:


Полномочия конкурсного управляющего прекращаются в момент внесения в реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Срок - конкурсное производство

Срок конкурсного производства не может превышать один год.  

Срок конкурсного производства не может превышать один год. Арбитражный суд вправе продлить указанный срок на шесть месяцев, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.  

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов; открывается после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Срок конкурсного производства не превышает одного года, однако допускается его продление арбитражным судом на б месяцев.  

Основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и открытии конкурсного производства является заявление должника, кредиторов, или одного из них, а также прокурора. Срок конкурсного производства не может превышать один год, но решением арбитражного суда его можно продлить на шесть месяцев и более.  

Конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, не более чем на шесть месяцев.  

Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Срок конкурсного производства не может превышать одного года, в исключительных случаях арбитражный суд может продлить указанный срок на 6 месяцев.  

При необходимости срок конкурсного производства может быть продлен арбитражным судом сверх сроков, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Определение арбитражного суда о продлении срока конкурсного производства сверх сроков, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, может быть обжаловано.  

Бесплатная юридическая консультация:


Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Оно открывается после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Срок конкурсного производства не превышает один год с возможным продлением сроком на шесть месяцев.  

Открытие конкурсного производства в отношении должника производится со дня вынесения соответствующего определения хозяйственным судом. Законом об экономической несостоятельности (банкротстве) общий срок конкурсного производства при проведении ликвидационного производства определен в шестнадцать месяцев, при проведении санации - двадцать два месяца. Срок конкурсного производства может быть сокращен или продлен хозяйственным судом в соответствии с положениями указанного закона. Информация об открытии конкурсного производства в отношении должника в целях извещения всех кредиторов и заинтересованных лиц публикуется в средствах массовой информации в порядке, установленном настоящим Законом.  

Конкурсное производство вводится на срок…

Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства выносит арбитражный суд (п. 1,2 ст. 53, п. 1 ст. 124 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ – далее Закон N 127-ФЗ). Сразу оговоримся, что данное решение может быть обжаловано (п. 4 ст. 53 Закона N 127-ФЗ).

Бесплатная юридическая консультация:


Конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев (п. 2 ст. 124 Закона N 127-ФЗ). Конкретный срок конкурсного производства указывается в упомянутом выше решении суда. Этот срок исчисляется с даты принятия решения суда, а если резолютивная часть решения была объявлена отдельно, то с даты ее объявления (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35).

Если конкурсное производство длится более 6 месяцев

Хотя изначально установленный срок конкурсного производства не может превышать 6 месяцев, он может быть продлен. Но опять же не более чем на 6 месяцев. Для этого необходимо подать в суд ходатайство о продлении. Сделать это может лицо, участвующее в деле о банкротстве, к примеру, конкурсный управляющий (п. 2 ст. 124, п. 1 ст. 34 Закона N 127-ФЗ).

По итогам рассмотрения ходатайства суд может вынести определение о продлении срока конкурсного производства (п. 3 ст. 124 Закона N 127-ФЗ). При этом Закон не требует, чтобы сведения о продлении процедуры были опубликованы в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

Причины, по которым срок конкурсного производства может быть продлен, в Законе 127-ФЗ не поименованы. То есть в каждом отдельном случае обстоятельства дела рассматриваются в суде индивидуально и с учетом их судьи оценивают необходимость продления процедуры.

Отметим, что истечение срока конкурсного производства не является основанием для прекращения процедуры, а также для прекращения полномочий конкурсного управляющего (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35).

Максимальный срок конкурсного производства

На какой максимальный срок вводится конкурсное производство? С одной стороны, в Законе 127-ФЗ указано, что процедура может быть введена не более чем на 6 месяцев и еще на 6 месяцев продлена. То есть в общей сложности на конкурсное производство отводится год.

Бесплатная юридическая консультация:


С другой стороны, прямого ограничения по продолжительности процедуры конкурсного производства в Законе 127-ФЗ нет. Более того, как разъяснял ВАС РФ, в определенных случаях возможно неоднократное продление срока указанной процедуры. В том числе для реализации имущества должника и завершения расчетов с кредиторами (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35). При этом вынесенные судом определения о продлении должны быть обоснованными и мотивированными (ч. 4 ст. 15 АПК РФ).

Соответственно, верхний предел для периода конкурсного производства законодательно не установлен.

Срок конкурсного производства не может превышать

2. Срок проведения конкурсного производства.

Надо отметить, что до принятия Закон а о банкротстве 1998 г. ни раз вставал вопрос о сроках осуществления конкурсного производства. В Законе о банкротстве 1992 г. срок не был определен, поэтому такие дела длились годами, не оставляя кредиторам надежды на получение хотя бы части задолженности. В Законе о банкротстве 1998 г. сроку продолжительности конкурсного производства посвящена ст. 97. В данной статье говорится, что «срок конкурсного производства не может превышать один год. Арбитражный суд вправе продлить указанный срок на шесть месяцев». Кажется, что данная проблема решена, но на самом деле все остается по прежнему, так как в п. 3 вышеназванной статьи отмечается, что «при необходимости срок конкурсного производства может быть продлен арбитражным судом сверх сроков, предусмотренных п. 2» этой статьи. В итоге, предельный срок конкурсного производства не определен. Определение срока осуществления конкурсного производства остается на усмотрение арбитражного суда. Продолжительность осуществления конкурсного производства зависит от объема и сроков проведения соответствующих мероприятий. Например, принятие мер, направленных на поиск и возвращение имущества должника, находящегося у третьих лиц. Представляется, что предельный срок конкурсного производства должен быть установлен. Если в течении определенного законом срока на лицо будет абсолютная неплатежеспособность должника, неспособность удовлетворить хотя бы часть требований кредиторов, должник должен быть ликвидирован. Ликвидация должника в данном случае прекратит судебные расходы, в том числе и расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.

Бесплатная юридическая консультация:


3. Конкурсный управляющий

При принятии решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего.

Конкурсный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных полномочий (ст. 2 Закона о банкротстве). Конусным управляющим может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредитора (п. 1 ст. 19 Закона о банкротстве).

Закон о банкротстве 1998 г. разрешил существенный вопрос. Он определил статус конкурсных управляющих как плательщиков страховых взносов. Ранее данная проблема стояла перед Пенсионным фондом РФ. В настоящее время эта проблема решена, так как ст. 19 Закона о банкротстве арбитражные управляющие отнесены к индивидуальным предпринимателям. Следовательно, на них распространяется порядок уплаты и тариф, на основании которых уплачивают страховые взносы индивидуальные предприниматели.

Порядок и условия назначения управляющего

Бесплатная юридическая консультация:


Существует определенный ст.ст.71 и 72 Закона о банкротстве порядок назначения конкурсного управляющего. Кандидатура конкурсного управляющего может предлагаться на собрании кредиторов либо самими кредиторами, либо налоговым или иным уполномоченным органом, а также должником или собственником имущества должника унитарного предприятия. Утверждает выдвинутую кандидатуру собрание кредиторов. После того как кандидатура конкурсного управляющего получила большинство голосов, она предлагается на утверждение арбитражному суду. Арбитражный суд, рассматривая предложенную кандидатуру арбитражного управляющего, проверяет ее на предмет соответствия требованиям, установленным Законом о банкротстве. Здесь надо отметить необходимость разъяснения данного положения. Так, в Письме ФСДН от 1 октября 1998 г. № Р-1 «О вопросах, связанных с применением процедур банкротства» разъясняется, что отклонение предложенной кандидатуры арбитражного управляющего возможно в случае несоответствия данной кандидатуры требованиям, установленным Законом о банкротстве. Отклонение предложенной кандидатуры по иным основаниям, в том числе по результатам оценки деловых и иных личных качеств кандидата в арбитражные управляющие, незаконно. Данное положение доказывает объективность суда в выборе арбитражного управляющего. Законом предусмотрена и ситуация, когда собрание кредиторов не предложило ни одной кандидатуры. В этом случае арбитражный суд назначает конкурсного управляющего по предложению других лиц, участвующих в деле или из числа лиц зарегистрированных в арбитражном суде в качестве управляющих. В случае, если нет возможности назначить конкурсного управляющего в указанном порядке, арбитражный суд может назначить конкурсного управляющего из числа сотрудников ФСДН по представлению последнего (п. 4 ст. 185 Закона о банкротстве).

По ходатайству конкурсного управляющего, одобренному собранием кредиторов, арбитражный суд может назначить нескольких конкурсных управляющих (ст. 99 Закона о банкротстве). В функции арбитражного суда при назначении нескольких управляющих входит распределение между ними обязанностей в зависимости от сложности выполняемых задач, а также определение пределов ответственности каждого из них.

В настоящее время деятельность конкурсных управляющих подлежит лицензированию. До введения положений о лицензировании деятельности арбитражного управляющего конкурсные управляющие могли осуществлять свою деятельность на основании полученного в установленном порядке аттестата специалиста по антикризисному управлению при условии назначения конкурсным управляющим и регистрации в соответствующем арбитражном суде. Согласно Закону о банкротстве 1998 г. вводится обязательное лицензирование деятельности арбитражного управляющего. Данное положение действует с 1 января 1999 г. Лицензия на осуществление деятельности арбитражного управляющего выдается Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.

В статье 101 Закона о банкротстве перечислены функции и полномочия конкурсного управляющего. Согласно п.1 ст. 101 Закона о банкротстве «с момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника» за исключением случаев, когда необходимо получение согласия кредиторов относительно продажи имущества на открытых торгах (п. 1 ст. 112 Закона о банкротстве). Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей должника конкурсному управляющему, в противном случае органы управления и руководитель должника несут ответственность в соответствии с законодательством. С момента назначения конкурсного управляющего вся деятельность должника находится под контролем последнего. Согласно ст. 101 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий вправе предъявлять иски о признании недействительными сделок, предъявлять требования к учредителям, собственнику имущества должника, иным лицам, связанным обязательствами с должником. В случае, если банкротство организации произошло по вине вышеперечисленных лиц, последние несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства (п. 3 ст. 56 ГК РФ). К вышеуказанным лицам могут относиться лица, имеющие в собственности или доверительном управлении контрольный пакет акций акционерного общества, или, например, собственник имущества унитарного предприятия, давший обязательные для него указания.

Бесплатная юридическая консультация:


Конкурсное производство

Конкурсное производство

Конкурсное производство представляет собой завершающую процедуру банкротства предприятия должника.

Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Ликвидация предприятия-должника осуществляется в процессе конкурсного производства, основными признаками которого являются:

  1. назначение специального лица (как правило, судом) для управления имуществом должника;
  2. отстранение должника от управления своим имуществом;
  3. приостановление индивидуальных требований кредиторов;
  4. возможность отказа в судебном порядке специальным лицом от сделок, совершенных должником до начала конкурсного производства;
  5. формирование конкурсной массы за счет всего имущества, принадлежащего должнику;
  6. удовлетворение претензий кредиторов за счет имущества, составляющего конкурсную массу в соответствии с установленным приоритетом.

Сроки конкурсного производства

Процедура конкурсного производства открывается принятием арбитражным судом решения о признании должника банкротом и вводится сроком на один год, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. При необходимости срок конкурсного производства может быть продлен арбитражным судом сверх этих сроков. Основанием для продления срока могут служить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости завершить продажу имущества должника и расчеты с кредиторами.

Основанием для признания гражданина банкротом является неспособность исполнить денежные обязательства или уплатить налоги и иные обязательные платежи в связи с тем, что сумма имеющихся долгов превышает стоимость имущества гражданина. При осуществлении процедуры банкротства свои требования к гражданину смогут предъявить также кредиторы по обязательствам, связанным с возмещением вреда жизни и здоровью, взысканием алиментов и иным обязательствам личного характера. Но если даже такие требования не будут предъявлены, они, в отличие от других обязательств гражданина, сохранят свою силу и после окончания процедуры банкротства.

Бесплатная юридическая консультация:


С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

  • срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
  • прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
  • сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;
  • прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства;
  • исполнительные документы подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему;
  • снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.

В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства все договоры страхования, которые заключены такой организацией в качестве страховщика и по которым страховой случай не наступил до даты принятия этого решения, прекращаются. Страхователи (выгодоприобретатели) по прекратившимся договорам страхования имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который этот договор был заключен, и сроком, в течение которого он действовал.

Страхователи (выгодоприобретатели) по договорам страхования, по которым страховой случай наступил до момента принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства, имеют право требовать выплаты страховой суммы.

При осуществлении процедуры признания банкротом гражданина к нему должны быть предъявлены все требования по обязательствам, связанным с его предпринимательской деятельностью; одновременно могут быть заявлены и требования по другим обязательствам (о взыскании алиментов, возмещении причиненного вреда, по оплате коммунальных услуги т. п.). Признание банкротом гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, означает также, что утрачивает силу его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя и аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Аналогичным образом утрачивает силу государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя в случае признания банкротом крестьянского (фермерского) хозяйства. Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение одного года с момента признания его банкротом. Арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Дело о банкротстве не может быть возбуждено повторно по заявлению гражданина в течение пяти лет после признания его банкротом.

Конкурсный управляющий

Конкурсный управляющий действует с момента его утверждения арбитражным судом до даты завершения конкурсного производства. К нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника.

Бесплатная юридическая консультация:


В течение 5 дней с даты своего утверждения конкурсный управляющий обязан направить сообщение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в официальное издание, определенной Правительством РФ, в настоящее время изданием является «Российская Газета».

Контроль за деятельностью конкурсного управляющего осуществляют:

  • комитет кредиторов или собрание кредиторов, которым конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц представляет отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию;
  • арбитражный суд, по требованию которого конкурсный управляющий обязан предоставлять все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.

Конкурсная масса

Конкурсная масса - все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства. В составе имущества должника отдельно учитывается имущество, являющееся предметом залога.

В конкурсную массу не входит:

  1. Имущество, изъятое из оборота.
  2. Имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности.
  3. Социально значимые объекты (дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения). Они продаются путем проведения торгов в форме конкурса в таком же порядке, как и остальное имущество.
  4. Ценные бумаги и иное имущество клиентов, находящиеся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, поскольку с момента введения внешнего управления или конкурсного производства оставшиеся ценные бумаги клиентов подлежат возврату клиентам, если другое не предусмотрено соглашением арбитражного управляющего с клиентами. Если требования клиентов в отношении возврата принадлежащих им ценных бумаг одного вида (одного эмитента, одной категории, одного типа, одной серии) превышают количество этих ценных бумаг, находящихся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, их возврат клиентам осуществляется пропорционально требованиям клиентов. Требования клиентов в неудовлетворенной их части признаются денежными обязательствами и удовлетворяются в рамках процедур банкротства.

В целях правильного ведения учета имущества должника, составляющего конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов.

Бесплатная юридическая консультация:


Удовлетворение требований кредиторов

Следует особо подчеркнуть, что требования кредиторов удовлетворяются не за счет непосредственно имущества, составляющего конкурсную массу (имущества и имущественных прав), а за счет денежных средств, вырученных от продажи этого имущества на торгах. При этом используется только один расчетный счет должника, остальные счета подлежат закрытию.

После продажи с торгов имущества должника, конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований в порядке очередности. Следует заметить, что до этого погашаются все внеочередные расходы:

  • судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений о банкротстве;
  • расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника; требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства;
  • задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, в том числе и в ходе конкурсного производства;
  • иные связанные с проведением процедур банкротства расходы;

В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсация морального вреда (кредиторы первой очереди);

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам (кредиторы второй очереди);

В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами (кредиторы третьей очереди).

Бесплатная юридическая консультация:


Реестр требований кредиторов

Конкурсный управляющий (собственник, учредитель - если они исполняют обязательства должника) производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов, который закрывается по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Реестр требований кредиторов - документ, представляющий из себя перечень кредиторов, содержащий информацию об очередности удовлетворения и размере их требований. В соответствии с реестром требований кредиторов проходит голосование на собраниях кредиторов, а также расчеты с кредиторами. Ведет реестр арбитражный управляющий или реестродержатель (профессиональный участник рынка ценных бумаг осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг).

Особенности расчетов с кредиторами

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Если после завершения расчетов с кредиторами осталось имущество, а кредиторы отказались от него для погашения своих требований и отсутствуют заявления собственника, учредителей (участников) о правах на него, то это имущество передается органам местного самоуправления по месту нахождения должника.

При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

В случае невозможности перечисления денежных средств на счет кредитора причитающиеся ему суммы вносятся конкурсным управляющим в депозит нотариуса по месту нахождения должника. Если кредитор не забирает эти средства в течение трех лет, то они поступают в федеральный бюджет.

Требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр.

Требования кредиторов первой и второй очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами, в том числе после закрытия реестра требований кредиторов, подлежат удовлетворению независимо от того, когда они были заявлены.

В качестве отступного может быть предоставлено только имущество, не обремененное залогом. Зачет требования и погашение требования предоставлением отступного допускаются только при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов. Не допускается погашение требований с помощью новации обязательства.

Конкурсный управляющий вносит в реестр требований кредиторов сведения о погашении требований кредиторов.

Кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право предъявить требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника, в течение 10 лет после окончания производства по делу о банкротстве.

После завершения расчетов по заявленным требованиям гражданин освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью, независимо от того, были, заявлены такие обязательства или нет. Что касается обязательств, не связанных с его предпринимательской деятельностью, то погашаются лишь заявленные и учтенные требования. Особенность последствия признания банкротом индивидуального предпринимателя, в отличие от банкротства юридического лица, состоит в том, что кредиторы по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, которые не предъявили свои требования до признания его банкротом, сохраняют право на их предъявление и после завершения процедуры банкротства.

Кроме того, не погашаются требования граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также другие требования личного характера независимо от того, были они заявлены при процедуре банкротства или нет.

Если в отношении должника не вводилось ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление, а в ходе конкурсного производства появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена и у него есть имущество, необходимое для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности, то арбитражный суд может вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

Если по обязательствам расплатились учредитель, собственники, то арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу.

Если этого не произошло и не было заключено мировое соглашение, то после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

Конкурсный управляющий в течение десяти дней с момента вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства представляет это определение в орган, в который должны представляться необходимые документы для осуществления государственной регистрации предприятия-должника в связи с его ликвидацией.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

С момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а предприятие-должник - ликвидированным.

Конкурсное производство и сроки его введения, проведения и завершения

Перед тем, как начать детально разбирать этапы процедуры банкротства предприятия , нужно определить, что из себя представляет банкротство как правовое явление. Если же читателя интересуют не теоретические вопросы, а цена или другие нюансы банкротства юридических лиц, то используйте любую из форм обратной связи на сайте.

Термин «банкротство » происходит от итальянских слов bancа и rottа, что дословно означает «сломанная скамья». Этот термин возник в средневековой Италии, где ростовщики, осуществлявшие свою деятельность в людных местах на скамьях, ломали их, если разорялись.
В соответствии с современным российским законодательством, а именно с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве), банкротство можно рассматривать в двух понятиях:

  • банкротство – как юридический факт, неспособность физического лица или организации погасить задолженность , рассчитаться по своим долгам перед кредиторами в связи с отсутствием средств, разорением.
  • банкротство – как судебная процедура, которая вводится арбитражным судом по заявлению либо самого должника, либо его кредитора. Порядок введения данной процедуры регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами, основным из которых является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Хочется сразу сделать оговорку, что в данной статье речь пойдет только о банкротстве организаций (юридических лиц) , поскольку банкротство физических лиц, несмотря на то, что оно предусмотрено в законе, в нашей стране пока не реализуется из-за отсутствия проработанных правовых механизмов. В настоящее время в Государственной думе находится соответствующий законопроект, который призван более детально урегулировать отношения между заемщиком – физическим лицом и кредитором-организацией (речь идет прежде всего о неспособности вернуть задолженность по банковскому кредиту). Однако эти вопросы будут рассмотрены в отдельной статье. В 2015 году банкротство физических лиц было введено, но по состоянию на 2016-2017 годы работоспособность механизма вызывает сомнения по ряду причин.

Чаще всего банкротство организации наступает из-за неспособности погасить долг , возникший вследствие ведения хозяйственной деятельности, заключения гражданско-правовых договоров или из-за неуплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Суть процедуры банкротства заключается следующем: если организация не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам перед контрагентами, она либо предоставляет свое имущество кредиторам для реализации в счет долга, либо в отношении нее вводятся специальные процедуры, направленные на улучшение финансового состояния и восстановление платежеспособности для последующего погашения задолженности.

Для признания должника банкротом необходимо, чтобы компания обладала предусмотренными законом признаками банкротства. Таких условий два: у компании должна быть задолженность не менее 300 000 рублей, а просрочка платежа составлять более трех месяцев с момента, когда обязанность по оплате должна была быть исполнена.

Процедура банкротства начинается с заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано самой компанией, которая таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом, либо одним или несколькими из ее кредиторов, в качестве крайней меры вернуть свои денежные средства.

Стоит отметить, что процедура банкротства может использоваться как противоправное средство ухода от своих обязательств, введения контрагентов в заблуждение, также может применяться с целью сокрытия хищения имущества организации. Такое банкротство квалифицируется как фиктивное банкротство, и является уголовно наказуемым. Кроме этого, в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство– действия (бездействия) руководителя, участника организации, которые причиняют ущерб компании и приводят к несостоятельности.
После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления, а именно проверяет наличие вышеуказанных признаков банкротства. Убедившись, что требования кредиторов не удовлетворены на момент данного судебного заседания, суд вводит наблюдение – одну из четырех процедур, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве).

Наблюдение не вводится и заменяется конкурсным производством в случае, когда подано заявление о банкротстве компании, находящейся в стадии ликвидации.

Процедура “Наблюдение”

По общему правилу процедура наблюдения длится 7 месяцев. Ее главными задачами являются – принять эффективные меры по сохранению имущества должника. Сохранность этого имущества – ключевой фактор, который необходим для анализа финансового состояния несостоятельной компании и в дальнейшем принятия решения относительно справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также будущего организации. Для наиболее эффективного и независимого анализа финансового состояния организации, а также в целях ее управления на период процедуры наблюдения, суд назначает временного управляющего. Цель анализа финансового состояния – выяснить возможно ли восстановление платежеспособности данной организации, погасить кредиторскую задолженность, определить достаточность имеющихся активов для покрытия судебных расходов, задолженностей по зарплате сотрудникам должника.

Другой важной задачей процедуры наблюдения является составление реестра требований кредиторов. Каждый кредитор с момента введения процедуры наблюдения направляет свои требования временному управляющему и в арбитражный суд. Таким образом, выясняется общее количество кредиторов должника и характер их требований. Каждое требование кредитора суд рассматривает отдельно, проверяет обоснованность их требований и выносит определение о включении или об отказе во включении в реестр. Юристы ЮК Антанта оказывают услугу по включению в реестр кредиторов должника физических и юридических лиц. Кредиторы, заявившие свои требования в течение 30 дней со дня опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов , имеют право участвовать в первом собрании кредиторов. Требования кредиторов, пропустивших этот срок, рассматриваются в следующей процедуре, после наблюдения. Также такие кредиторы не имеют права голоса на первом собрании кредиторов.

Проведение первого собрания кредиторов – это еще один важный этап процедуры наблюдения. На этом собрании решается дальнейший ход процедуры банкротства, а именно прорабатываются следующие вопросы: какая из дальнейших процедур будет введена после наблюдения (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство), есть ли возможность заключить мировое соглашение. Также утверждается кандидатура арбитражного управляющего, который будет руководить следующей процедурой, создается комитет кредиторов, выбирается реестродержатель. Эти вопросы решаются путем голосования.
Далее рассмотрим три процедуры, которые могут быть введены после процедуры наблюдения. Это внешнее управление, финансовое оздоровление и конкурсное производство. Первые две процедуры схожи, поскольку обе направлены на восстановление платежеспособности должника и являются альтернативой конкурсному производству, которое обычно заканчивается ликвидацией предприятия.

Процедура банкротства – Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление имеет две важных особенности.
Во-первых, организация продолжает свою хозяйственную деятельность, участники (учредители) должника сохраняют относительный контроль над компанией, несмотря на введенную в отношении нее процедуру банкротства. Органы управления должником обычно остаются прежними. Хотя есть некоторые ограничения: например, должник не имеет права без согласия комитета кредиторов принимать решение о реорганизации . Без согласия административного управляющего организация не имеет права заключать сделки, которые связаны с отчуждением имущества должника (кроме имущества, изготовление и реализация которого является целью ее деятельности).
Во-вторых, при финансовом оздоровлении суд, вынося определение о введении финансового оздоровления, утверждает план погашения задолженности перед кредиторами, а также устанавливает срок финансового оздоровления. Данная процедура банкротства вводится на срок не более двух лет, и в случае, если требования по-прежнему не удовлетворены, то собрание кредиторов обращается с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления, либо конкурсного производства.

Процедура банкротства – Внешнее управление

Что касается внешнего управления, то здесь, в отличие от процедуры финансового оздоровления, отстраняются генеральный директор и другие органы управления должником, обязанность по руководству организацией возлагается на внешнего управляющего. Важной особенностью внешнего управления является установление моратория на удовлетворение требований кредиторов, которые возникли до его введения, что позволяет должнику отсрочить осуществление выплат. Благодаря этой мере увеличивается вероятность того, что у компании-должника будет достаточно времени для восстановления своего финансового благополучия.
Помимо этого, в рамках данной процедуры составляется план внешнего управления, в котором предусмотрены меры для устранения несостоятельности. Эти меры могут быть различны: закрытие убыточных производств, продажа имущества должника, перепрофилирование деятельности организации, уступка прав требования и др. Данная процедура вводится на 18 месяцев и может быть продлена судом на срок до полугода.

Конкурсное производство – завершающая стадия банкротства

В случае, если задолженность перед кредиторами устранить не удалось в рамках описанных выше процедур, вводится завершающая фаза процедуры банкротства – конкурсное производство . С момента введения этой процедуры должник считается банкротом. Цель данной процедуры – ликвидация должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет реализации имущества компании – банкрота. Конкурсное производство осуществляется конкурсным управляющим, и вводится на срок в шесть месяцев (может быть продлено по ходатайству лица, участвующего в деле). Одной из главной задач конкурсного управляющего является полная инвентаризация и оценка стоимости имущества должника. Это имущество образовывает конкурсную массу, из которой соразмерно удовлетворяются требования кредиторов, что отмечается в отчете конкурсного управляющего. На основании этого отчета, после удовлетворения всех требований (насколько это было возможно в рамках имевшейся конкурсной массы) арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий направляет данное определение в органы, осуществляющие государственную регистрацию, которые вносят запись о ликвидации данного юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц.

В рамках конкурсного производства управляющий при наличии оснований подает заявление об оспаривании сделок должника и о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

Стоит отметить, что конкурсное производство является крайней мерой , поскольку велика вероятность, что требования кредиторов не смогут быть удовлетворены в полном объеме в рамках сформированной из имущества должника конкурсной массы.

Таким образом, мы видим, что законодательством предусмотрены несколько сценариев развития процедуры банкротства должника – от полной финансовой «реабилитации» до ликвидации бизнеса и даже уголовной ответственности учредителей. Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления дают шанс организации привести свою деятельность в порядок, восстановить свое финансовое положение. Это также выгодно и кредиторам, поскольку появляется вероятность, что должник сможет полностью расплатиться по своим обязательствам, пусть даже и в несколько другой форме. Если же восстановить платежеспособность должника не получится, закон гарантирует защиту интересов кредиторов, предоставляя возможность для принудительной ликвидации должника и взыскания задолженности (или части задолженности) за счет его имущества. Таким образом, закон защищает и интересы должника, освобождая его от пожизненного «долгового рабства» и исключая парализацию хозяйственной деятельности должника одним кредитором с целью заставить должника исполнить перед ним свои обязательства.



Просмотров