Разряды гпз по возрасту. Пребывание в запасе

Материал подготовили:

С 15 сентября 2015 года вступает в силу новый Федеральный закон - Кодекс административного судопроизводства (далее КАС), который будет регламентировать процедуру рассмотрения отдельных категорий административных дел.


Перечень дел, подлежащих рассмотрению в порядке КАС РФ, а также процессуальные нововведения, предусмотренные данным документом, и станут предметом исследования в настоящем материале.


Сразу следует отметить, что КАС РФ распространяет свое действие лишь на ряд административных дел, подлежащих рассмотрению в судах общей юрисдикции. Административные дела, рассматриваемые арбитражными судами, регулированием КАС РФ не охватываются. Предусмотрено, что в порядке КАС РФ будут рассматриваться следующие дела:


1. Об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;


2. Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;


3. Об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;


4. Об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;


5. Об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии);


6. О защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;


7. О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.


8. О приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;


9. О прекращении деятельности средств массовой информации;


10. О взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций);


11. О помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее - иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии), в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (далее - специальное учреждение), и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении (далее - административные дела о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении);


12. Об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также - административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы) - раннее положения об административном надзоре были урегулированы ГПК РФ.


13. О госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке - раннее данную процедуру также регулировал ГПК РФ;


14. О госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;


15. Иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.


Т.е. фактически предусмотрено изъятие определенных категорий дел из предмета регулирования ГПК РФ и передача их в сферу действия КАС РФ.


В свою очередь, такая смена источника правового регулирования рассмотрения указанных категорий дел, будет означать не просто смену реквизитов документа, регулирующего процедуру их рассмотрения, а введение ряда принципиально новых особенностей судопроизводства по данным делам, раннее не предусмотренных другими процессуальными кодексами.


На анализе данных особенностей следует остановиться более подробно.

1. Введен ряд изменений понятийного аппарата, используемого при обозначении процессуальных терминов.

Так, привычные понятия «Истец», Ответчик«, «Исковое заявление» заменяют такие понятия, как «Административный истец», «Административный ответчик», «Административное исковое заявление».


Лица, права и обязанности которых могут быть затронуты при разрешении административного дела, именуется Заинтересованными лицами, а не Третьими лицами, как это предусмотрено ГПК И АПК РФ. Смысл указанных терминов при этом остается неизменным.

2. Возрастает степень самостоятельности суда при рассмотрении дела.

Так, КАС предусматривается возможность привлечения второго административного ответчика в качестве надлежащего даже при отсутствии согласия истца. Т.е. в случае, когда изначально требование предъявлено к ненадлежащему ответчику, суд по своей инициативе может привлечь к участию деле лицо, являющееся надлежащим ответчиком, согласие истца при этом требоваться не будет.


Указанная ситуация невозможна в гражданском и арбитражном процессах, где замена ненадлежащего Ответчика может быть произведена только с согласия Истца.


КАС напрямую предусмотрено право суда истребовать доказательства по своей инициативе, в отличие от гражданского и арбитражного процесса, в которых формально истребование судом доказательств возможно лишь по заявлению участников процесса.


Надо отметить, что подобная норма КАС РФ по сути кодифицирует уже сложившуюся практику судов общей юрисдикции, которые зачастую самостоятельно истребуют доказательства, подтверждающие по их мнению обстоятельства, имеющие значение для дела.


Законодательное закрепление данного правила свидетельствует о стремлении законодателя увеличить роль суда в формировании доказательственной базы по делу.


КАС предусматривается право суда выходить за пределы заявленных требований и доводов сторон.


Из данного правила можно сделать вывод, что суд при рассмотрении дела в порядке КАС РФ не связан аргументами, приводимыми участниками процесса, и проверяет правомерность заявленных требований с учетом всех обстоятельств, признанных им в качестве имеющих значение для дела.

3. КАС вводит ряд дополнительных мер процессуального принуждения.

Предусмотрена возможность принудительного привода любого лица, участвующего в деле.


Так, в случае, когда участие в рассмотрении дела конкретного лица признано судом обязательным, и это лицо не является в судебное заседание без уважительных причин, такое лицо может подвергнуто судом принудительному приводу.


В этом заключается весьма существенное отличие КАС от ГПК РФ, где принудительно в судебное заседание можно доставить лишь надлежащим образом уведомленного свидетеля, но никак не лицо, являющееся стороной по делу.


Вводится такая мера, как обязательство о явке. Представляет собой оформленное в письменной форме обязательство лица своевременно являться по вызову суда в судебное заседание, а в случае перемены места жительства или места пребывания (нахождения) незамедлительно сообщать об этом суду.


Закреплена возможность ограничения выступления участника судебного разбирательства. Заключается в фактической остановке со стороны суда выступления участника процесса, если он касается вопроса, не имеющего отношения к судебному разбирательству.


Установлено право суда лишить участника судебного разбирательства слова, т.е. по сути лишить его права на дальнейшее выступление в судебном заседании. Это допустимо, если участник процесса самовольно нарушает последовательность выступлений, неоднократно не исполняет требования судьи, а также допускает оскорбления либо призывает к осуществлению незаконных действий.


Надо отметить, что применение указанных мер принуждения (ограничение выступления и лишение слова) может быть обжаловано только при обжаловании решения суда по делу. На практике это может означать возникновение ситуации, при которой любого участника процесса можно будет лишить слова в самом начале судебного заседания, что нельзя будет оспорить до момента вынесения судом итогового судебного акта.

4. Участие представителя по ряду дел становится обязательным.

Предусмотрено обязательное участие представителя при рассмотрении следующих категорий дел:


Дела об оспаривании нормативных правовых актов. Лично по таким делам гражданин может выступать лишь в случае наличия у него высшего юридического образования.


Дела о принудительном помещении в психиатрический стационар;


Дела о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке;


В последних двух случаях суд при отсутствии представителя сам назначает адвоката.


Кроме того, установлено обязательное требование о наличии высшего юридического образования у представителя по любому делу, рассматриваемому в порядке КАС. Наличие образования представители будут обязаны документально подтверждать перед рассмотрением дела.

5. Коллегиальное рассмотрение по первой инстанции для ряда дел.

Выделен перечень дел, подлежащих коллегиальному рассмотрению уже в суде первой инстанции.


Среди них дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем суда в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи; дела о расформировании избирательных комиссий и т.д.

6. Новые технологии при введении судопроизводства.

Расширяются возможности использования технических средств при рассмотрении дела.


Участники процесса смогут с их согласия получать судебные извещения путем отправки СМС сообщения либо по электронной почте. Информирование участвующего в деле лица в подобной форме допускается при наличии его согласия, подтверждаемого распиской.


Предусмотрена возможность представления в суд документов в электронном виде;


Предусмотрена возможность для участников процесса получать копии судебных актов и иных документов в электронном виде при наличии соответствующего ходатайства.


Антон Поликутин , юрист компании «ЮрИнвест»:

В целом основные нововведения КАС РФ заключаются в увеличении роли суда в рассмотрении дел и повышении требований к представителям.

Предполагается, что такой подход будет способствовать укреплению механизма судебной защиты нарушенных государством прав и законных интересов, а также приведет к повышению качества рассмотрения административных дел.

Эффективность защиты нарушенных прав при рассмотрении дел в порядке КАС РФ возможно будет оценить с течением времени, но уже сейчас хочется выразить надежду, что наделение суда активной ролью в административном судопроизводстве не приведет к нарушениям принципа состязательности сторон и ограничению для них возможности доказывать свою правоту всеми не запрещенными законом способами.

Кодекс административного судопроизводства, N 21-ФЗ | ст. 38 КАС РФ

Статья 38 КАС РФ. Стороны (действующая редакция)

1. Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик.

2. Под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

3. Административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица.

4. Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.

5. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 38 КАС РФ

1. Стороны в административном деле - это лица, материально-правовой спор которых становится предметом судебного разбирательства.

Можно выделить следующие обязательные признаки стороны в административном деле:

1) стороной может быть лишь субъект права. Следовательно, требование административного истца всегда должно быть обращено к определенному субъекту; стороной в административном деле не может быть объект (как это имеет место в некоторых случаях в гражданском судопроизводстве - см., например, п. 3 ст. 1175 ГК);

2) наличие у субъекта процессуальной правоспособности (см. комментарий к ч. ч. 1, 5, 7 - 9 ст. 5 КАС). Процессуальная дееспособность признаком стороны не является (стороной может быть и малолетний ребенок, и любое иное недееспособное лицо);

3) субъект должен быть заинтересован в определенном разрешении материально-правового спора. Эта заинтересованность может носить непосредственный характер либо вытекать из факта наделения конкретного субъекта властными (публичными) полномочиями, реализация которых связана со спорным публичным правоотношением. По этому критерию от административных истцов отличают иных лиц, обратившихся за защитой чужих публичных интересов (см. комментарий к ст. ст. 39, 40 КАС).

Комментируемая статья впервые на легальном уровне закрепляет два новых для отечественного процессуального законодательства понятия - "административный истец" и "административный ответчик". Таким образом, законодатель отказался от принятой в ГПК и АПК для дел, возникающих из публичных правоотношений, терминологии ("заявители" и "заинтересованные лица"). В то же время понятие "заинтересованные лица" получило в КАС совершенно новое смысловое наполнение (см. комментарий к ст. 47 КАС).

2. Административный истец - это:

а) лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов;

б) лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином;

в) прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

Следует обратить внимание на то, что ч. 2 комментируемой статьи в качестве главного признака, который позволяет квалифицировать обратившегося в суд субъекта в качестве административного истца, использует предполагаемую принадлежность этому субъекту того публичного права или интереса, которые выступают объектом судебной защиты. Именно поэтому для наделения субъекта статусом административного истца совершенно неважно, обратился ли в суд он сам, его представитель или же какой-то иной субъект. Даже если при разрешении дела по существу будет установлено, что конкретное публичное право субъекта не нарушено, то это никоим образом не повлияет на статус административного истца - судебное решение об отказе в удовлетворении административного иска такой статус не прекратит и не изменит.

Применительно к случаям, когда статусом административного истца наделяются прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций, необходимо иметь в виду следующее. Указанные субъекты, обращаясь в суд, всегда действуют, осуществляя те или иные возложенные на них контрольные или иные публичные функции. Поэтому, чтобы отграничить в подобных ситуациях административного истца от внешне схожих, но содержательно иных процессуальных конструкций (имеются в виду конструкции, указанные законодателем в ст. ст. 39, 40 КАС), необходимо выяснить, существуют ли какие-либо конкретные частные или публичные субъекты, которые имеют непосредственную заинтересованность в материально-правовом разрешении спора. Если такие субъекты есть, если обращение в суд затрагивает их интерес, то тогда именно они и должны быть наделены статусом административного истца, а прокурор и иные органы в этом случае будут участвовать в деле в порядке ст. ст. 39, 40 КАС. Если же, напротив, реализация публичной функции прокурором и иными органами не связана с защитой интересов других лиц, то здесь как раз и возникает необходимость в наделении статусом административного истца.

3. Часть 3 комментируемой статьи определяет конкретный перечень субъектов, которые могут иметь статус административного истца.

Условно всех этих субъектов можно разделить на две группы:

1) субъекты, для наделения которых статусом административного истца не требуется специального указания в законе:

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства;

Российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации;

Общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами;

2) субъекты, возможность наделения которых статусом административного истца связана с прямым указанием КАС: органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица. Например, Председатель ВС РФ при обращении в Дисциплинарную коллегию по вопросу о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка будет наделен статусом административного истца в соответствии с ч. 2 ст. 229, ч. 2 ст. 230 КАС. Органы государственной власти, органы местного самоуправления при обращении в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта РФ или муниципального образования, по смыслу ч. 2 ст. 245 КАС также будут являться административными истцами.

Если административное дело об оспаривании нормативного правового акта возбуждено не на основании административного искового заявления прокурора, прокурор, вступивший в судебный процесс, дает заключение по этому административному делу. В силу части 1 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик. По настоящему делу прокурор стороной в административном деле не является...

Кто такие военнообязанные? Это люди, которые как-то связаны с воинской службой. Именно такое определение первым приходит на ум. На самом деле это не совсем так. Далее будет рассказано все о военной обязанности населения РФ. Что о ней необходимо знать всем гражданам? До какого возраста гражданин считается военнообязанным? Когда он может не бояться службы? Какие категории годности существуют в России? Ответив на все эти вопросы, каждый сможет спать спокойно.

Воинская обязанность - это...

Военнообязанные - это кто? Данный термин можно разделить на 2 части - "война" и "обязанность". Любое государство создается для защиты населения. Но сами граждане тоже должны нести ответственность за безопасность страны.

В России военнообязанные - это люди, которые будут служить, служат или служили в армии или воинских частях. Также сюда относят лиц, уволенных в запас.

Под воинской обязанностью принято понимать срочную/контрактную службу в армии. Но после этого действия с гражданина не снимается статус военнообязанного. Освободиться от него можно либо путем достижения конкретного возраста, либо при присвоении категории годности к службе "Не годен".

Список военнообязанных

Военнообязанные - это кто? Чаще всего к данной категории граждан относят мужчин. Именно они должны в обязательном порядке проходить службу в армии. Женщины не подвергаются обязательному призыву. Они могут стать военнообязанными только при определенных обстоятельствах и по собственному желанию.

Среди военнообязанных в запасе на сегодняшний день в России выделяются:

  • люди, находящиеся в увольнении;
  • не проходившие службу в вооруженных силах страны;
  • граждане, получившие звание офицеров;
  • люди, закончившие учебные заведения (чаще всего вузы) военной направленности;
  • мужчины, получавшие отсрочки от службы в армии;
  • все освобожденные от призывов в вооруженные силы;
  • девушки с военно-учетными специальностями.

В общих чертах военнообязанных описывают так - мужчины, достигшие определенного возраста, состоящие на военном учете и так называемые "запасники" (парни, уволенные в запас).

Призывной возраст

Военнообязанные - это преимущественно мужчины. Когда гражданина могут призвать в армию? И до какого возраста можно этого бояться? Именно такие вопросы интересуют многих молодых людей в России.

Призывным возрастом считается период с 18 до 27 лет. Все юноши, достигшие совершеннолетия, призываются для службы в армии. При этом первый военный сбор и постановка на воинский учет в военкомате начинается в 16-17 лет (10-й класс в школе).

От призыва к срочной службе освобождаются/получают отсрочку:

  • ученые;
  • люди, получающие высшее образование;
  • граждане, обучающиеся в учебных заведениях с военными кафедрами;
  • государственные служащие.

Также призыву не подлежат:

  • уголовники;
  • люди, воспитывающие самостоятельно несовершеннолетних;
  • ухаживающие за тяжелобольным родственником;
  • граждане с судимостями или задолженностями.

Разумеется, в армию призывают только здоровых молодых людей. Освободиться от службы, но не от воинской обязанности, можно по состоянию здоровья. Но об этом немного позже.

Предельный возраст (мужчины)

Каким может быть возраст военнообязанного в России? На сегодняшний день однозначного ответа нет. Многое зависит от должности гражданина. Кто-то освобождается от военных сборов и вероятности призыва при военных действиях раньше, кто-то позже.

Военнообязанный до какого возраста будет считаться таковым? Ориентироваться необходимо на следующие показатели:

  • звания до старшего прапорщика - 50 лет;
  • лейтенанты и капитаны - 55 лет;
  • звания от майоров до подполковников - 60 лет;
  • генерал-майоры и до генералов - 65 лет.

Данные изменения произошли в России в 2016 году. До этого момента максимальный возраст несения военной службы составлял 60 лет. Данные ориентиры актуальны только для мужчин. С женщинами воинская обязанность предусматривает иные ограничения.

Воинская обязанность для женщин

Военнообязанные женщины в России - это довольно большая редкость. По закону, обязательному призыву в вооруженные силы страны девушки не подлежат. Только в перечисленных ранее случаях женщина будет военнообязанной.

До какого возраста девушка может беспокоиться за призыв на войну или мобилизацию? На сегодняшний день в России действуют следующие ограничения:

Все военнообязанные переводятся в запас и отставку, а после достижения указанных возрастов снимаются с воинского учета.

Обязанности в запасе

Военнообязанные - это люди, которые не только проходят службу, но и находятся в запасе. У таких граждан есть определенные обязанности.

Раз в 3 года проводятся сборы военнообязанных. Они направлены на подготовку военных и повышение их квалификации. Продолжительность сборов не может превышать 2 месяцев. Некоторые категории военнообязанных освобождаются от подобных "встреч".

Например, к ним относятся:

  • многодетные семьи (3 и более детей);
  • учащиеся вузов;
  • государственные служащие.

После прохождения сборов можно сдать зачеты и получить очередное воинское звание. Подобная операция разрешается только 2 раза за все время пребывания в запасе.

Также военнообязанные должны вставать на воинский учет. Необходимо обратиться в военный комиссариат для постановки в качестве уволенного не позже, чем через 2 недели с момента увольнения. Если гражданин переезжает или меняет прописку, нужно будет сообщить об этом государству и встать на учет в новом комиссариате.

Военнообязанные - это зачастую призывники. Все граждане с воинской обязанностью должны приехать в военкомат по полученной повестке. Кроме того, гражданин обязан пройти медкомиссию по направлению от военного комиссариата. Это необходимо для определения категории годности к службе.

Категории годности

Возраст военнообязанного в России варьируется. Также при призыве в армию гражданину присваивается категория годности. От нее зависит то, в каких войсках он сможет служить.

  1. "А" - идеальное здоровье, может служить в любых войсках.
  2. "Б" - к военной службе годен, но с незначительными ограничениями. Например, можно служить на подводных лодках и в танковых войсках.
  3. "В" - ограниченная годность к службе. От призыва гражданин будет освобожден и уволен в запас. При войне служит для укомплектования частей 2-й очереди.
  4. "Г" - временно не годен. Такой призывник на время получает отсрочку. Причиной может послужить заболевание или недуг, который можно вылечить.
  5. "Д" - полная непригодность к службе. Данная категория полностью освобождается и от призыва, и от воинской обязанности. Гражданину выдадут военный билет, где будет указана его непригодность к участию в войне. В паспорт человеку проставляют соответствующий штамп.

Больше никаких категорий годности в России нет. Штамп "Военнообязанный" открывает двери к государственной службе и посвящению себя вооруженным силам. У граждан с категорией годности "Д" могут быть проблемы при трудоустройстве. Такие люди не имеют право на работу в качестве госслужащего или военного.

Продление срока службы

Последние нововведения в военной сфере не только установили новые сроки продолжительности воинской обязанности, но и позволили некоторым категориям служащих продлить время работы в вооруженных силах.

Так, люди с высшими управляющими чинами (генералы, адмиралы флотов и так далее) могут продлить срок службы в армии еще на 5 лет. Данная возможность реализуется по личному запросу военнообязанного. Обычным военным подобная привилегия не полагается.

Итоги

Военнообязанный до какого возраста? Принято считать, что в России в среднем снимаются с воинского учета в 50-65 лет. После этого гражданин может уйти на заслуженный отдых и не бояться призыва в армию при военной обстановке в стране. Если человек работал в качестве военного, ему будет назначена соответствующая пенсия (с надбавками).

Военнообязанные мужчины - вот люди, которые чаще всего встречаются в реальной жизни. Некоторые стараются уклоняться от своих обязанностей. Например, от службы в армии. Данное действие является поводом для возбуждения уголовного дела. А вот уклонение от военных сборов карается небольшим административным штрафом и не более того.

Запас - это стратегический людской резерв Вооруженных сил Российской Федерации. Согласно основному нормативно-правовому акту. регулирующему взаимодействие в этой сфере - Федеральному закону № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», к категории запаса принадлежат граждане, которые в мирное время не подлежат призыву на действительную военную службу, но могут быть призваны для осуществления боевых действий в случае, если начнется война.

Порядок пребывания в запасе, категоризации «запасных» военнослужащих и другие вопросы, связанные с этой темой, подробно освещаются в разделе VIII указанного нормативно-правового акта. В частности, 53, которая носит название «Состав запаса», устанавливает, что в общей сложности весь состав запаса разделяется на или разряда. При этом принадлежность к тому или иному разряду определяется на основании возраста военнослужащего, его пола и звания. В целом можно сказать, что максимальный возраст, установленный действующим законодательством для пребывания в запасе, составляет 65 лет: он установлен для высших офицеров, а остальные категории военнослужащих имеют более низкий порог максимального возраста пребывания в запасе. По достижении этого возраста военнослужащий снимается с воинского учета, то есть не может быть призван на службу даже в случае боевых действий.

Категория запаса 1

Первый разряд запаса состоит из военнослужащих, обладающих самыми лучшими боевыми качествами по сравнению с другими категориями запасников. Так, в эту категорию входят несколько групп военнослужащих, дифференцированных по своему возрасту и званию. При этом военные, имеющие более высокие звания, остаются в составе первого разряда запаса дольше, чем военнослужащие, имеющие младшие звания.

Так, к первой категории запаса относятся солдаты, матросы, сержанты, прапорщики, старшины и мичманы, возраст которых не превышает 35 лет и младшие офицеры не старше 40 лет. Кроме того, в указанную категорию входят майоры, подполковники, капитаны третьего и второго рангов, не достигшие возраста 45 лет, а также полковники и капитаны первого ранга не старше 50 лет. Высшие офицеры пребывают в первой категории запаса до достижения ими 60-летнего возраста.

По достижению порогового возраста все перечисленные категории военнослужащих переводятся в состав второго разряда запаса, где могут пребывать еще от 5 до 10 лет. После этого некоторые из них снимаются с военного учета, а некоторые - переводятся в третью категорию.

Статья 52. Зачисление в запас
1. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан:
уволенных с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;
успешно завершивших обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончивших эти образовательные учреждения;
не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет;
уволенных с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах;
прошедших альтернативную гражданскую службу;
женского пола, имеющих военно-учетную специальность.
Запас Службы внешней разведки Российской Федерации и запас Федеральной службы безопасности Российской Федерации создаются в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Гражданину, успешно завершившему обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, при зачислении в запас министр обороны Российской Федерации присваивает воинское звание офицера.
Абзац второй утратил силу.
3. Гражданину, не прошедшему военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу или предоставлением ему отсрочки, а также гражданину, лишенному воинского звания по решению суда, одновременно с зачислением в запас военным комиссаром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, присваивается воинское звание рядового или матроса.
4. Гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
5. Гражданам, проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, военно-учетная специальность устанавливается министром обороны Российской Федерации по согласованию с руководителями указанных органов и учреждений.

Статья 53. Состав запаса
1. Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда:

2. Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду: имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет, а остальные - до достижения ими возраста 45 лет.
3. Гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный в установленном настоящим Федеральным законом порядке не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится военным комиссариатом либо иным органом, осуществляющим воинский учет, в отставку и снимается с воинского учета.

Статья 54. Военные сборы
1. Для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы.
Проведение военных сборов в иных целях не допускается.
1.1. Военные сборы подразделяются на:
учебные сборы;
сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов (далее - проверочные сборы). (п. 1.1 вступил в силу от 21 июня 2009 г. №110-ФЗ)
2. Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.
3. Продолжительность военного сбора не может превышать два месяца. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев.
В продолжительность военных сборов не засчитывается время отбывания дисциплинарного ареста.
4. Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на учебные сборы не может быть чаще одного раза в три года. Граждане, пребывающие в запасе, призываются на проверочные сборы независимо от прохождения ими учебных сборов.

Статья 55. Освобождение от военных сборов. Граждане, не подлежащие призыву на военные сборы
1. От военных сборов освобождаются граждане женского пола.
2. От военных сборов также освобождаются:
а) граждане, забронированные за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и в военное время;
б) сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации;
в) гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации;
г) летно-технический состав, а также рабочие и служащие авиационного и железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие и обеспечивающие перевозки или занятые обслуживанием и ремонтом самолетов (вертолетов), аэродромной техники, подвижного состава и устройств железнодорожного транспорта;
д) плавающий состав судов морского флота, а также плавающий состав речного флота и флота рыбной промышленности - в период навигации;
е) граждане, непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, - в период проведения таких работ;
ж) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений;
з) граждане, обучающиеся по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в образовательных учреждениях;
и) граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях - на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы;
к) граждане, уволенные с военной службы, - в течение двух лет со дня увольнения в запас;
л) граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
м) граждане, имеющие основания для отсрочки от призыва на военную службу, предусмотренные подпунктами "а", "б", "б.1", "в", "и", "к" и "л" пункта 1 и пунктом 2 статьи 24 настоящего Федерального закона;
н) граждане, пребывающие за пределами Российской Федерации;
о) члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), граждане, временно исполняющие обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
о.1) граждане, представленные в установленном порядке законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации в качестве кандидатур высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), - до принятия решения об отклонении представленной кандидатуры или о наделении ее полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
п) граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу.
3. Утратил силу.
4. Не подлежат призыву на военные сборы граждане, указанные в пункте 3 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статья 56. Порядок прохождения военных сборов
1. Порядок прохождения военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, определяется Положением о проведении военных сборов, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
2. Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, которые определяются Положением о прохождении военных сборов.

Статья 57. Присвоение воинских званий гражданам, пребывающим в запасе
1. Гражданам, пребывающим в запасе, могут быть присвоены первые и очередные воинские звания, но не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга.
2. Гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено, если указанный гражданин приписан или может быть приписан к воинской части (предназначен или может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе, а очередное воинское звание, кроме того, - по истечении установленного срока пребывания в предыдущем воинском звании. При этом гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке.
3. Для граждан, пребывающих в запасе, сроки пребывания в воинских званиях, права должностных лиц по присвоению воинских званий и порядок присвоения воинских званий определяются Положением о порядке прохождения военной службы.



Просмотров