Памятка по проведению одиночного пикетирования. Классификация публичных мероприятий и организация охраны общественного порядка при их проведении

В Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» для обозначения всех собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований используется обобщенный термин «публичное мероприятие» (этот термин будем использовать далее и мы).

Публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Как следует из названия закона - «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в нем регулируется пять видов публичных мероприятий. Они различаются по способу проведения и числу участников. Виды публичных мероприятий указаны в статье 2 данного федерального закона.

Митинг - это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Как правило, на митинге принимается обращение с определенным требованием к властям или призывом к гражданам.

Демонстрация - это организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Демонстрация может начаться или завершиться митингом. Иногда демонстрация может быть «сидячей» - участники не движутся, а сидят массой в людном месте. В последнее время в некоторых странах стали проводиться «стоячие» демонстрации: демонстранты, держась за руки, образуют кольцо вокруг какого-либо объекта либо непрерывную линию, обычно вдоль шоссе, порой на десятки или сотни километров118.

Шествие - это массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам. Разновидностью шествий являются марши - шествия через многие населенные пункты, через всю страну или несколько стран. В шествиях и маршах обычно участвуют заранее сорганизовавшиеся люди119.

Пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Особой разновидностью пикета является палаточный городок, существующий более или менее продолжительное время120.

Собрание - это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких- либо общественно значимых вопросов. Отметим, что такое законодательное определение собрания может рассматриваться в качестве родового понятия для всех мероприятий с количеством участников более трех человек. Но не все собрания носят публичный характер, что, на наш взгляд, неправомерно расширяет круг регулируемых Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» правоотношений, большинство из которых не являются предметом этого закона. Это нередко вводит в заблуждение граждан, желающих провести какое-либо собрание, что подтверждается и судебной практикой. Приведем один из характерных примеров.

Л. обратился в суд с заявлением о признании недействующими глав 2 и 3 Закона Калининградской области № 110 от 12 февраля 1999 г. «О собраниях (сходах) граждан в Калининградской области», ссылаясь на то, что в соответствии с законом субъекта собрание граждан допускается только после получения соответствующего разрешения от представительного органа местного самоуправления. Между тем, согласно Федеральному закону от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», процедура созыва собрания носит уведомительный характер. Также в соответствии с данным федеральным законом организаторами собрания могут быть один или несколько граждан Российской Федерации, политические партии и другие общественные объединения, а в соответствии с местным законом организация собрания граждан (подготовка, проведение и подведение итогов собрания) лежит на комиссии по проведению собрания, члены которой назначаются представительным органом местного самоуправления. По мнению заявителя, Закон Калининградской области № 110 противоречит Федеральному закону № 54-ФЗ и не направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации.

В судебном заседании Л. свои требования поддержал и уточнил, что оспариваемые им положения Закона Калининградской области № 110 нарушают его права как гражданина Российской Федерации. Представители Калининградской областной Думы и администрации Калининградской области с требованиями Л. не согласились, пояснили суду, что Закон Калининградской области № 110 «О собраниях (сходах) граждан в Калининградской области» не противоречит Федеральному закону № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», так как имеет другой предмет регулирования. Решением Калининградского областного суда от 21 октября 2004 г. в удовлетворении заявленного Л. требования отказано.

В кассационной жалобе заявитель просил отменить указанное решение суда, утверждая, что оно основано на выводах суда, не соответствующих действительным обстоятельствам дела, и на неправильном понимании судом законодательства, регулирующего вопросы проведения собраний, митингов, демонстраций и шествий.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в судебном заседании от 26 января 2005 г. дело по заявлению Л. о признании недействующими и не подлежащими применению глав 2 и 3 Закона Калининградской области № 110 от 12 февраля 1999 г. «О собраниях (сходах) граждан в Калининградской области» по кассационной жалобе заявителя на решение Калининградского областного суда от 21 октября 2004 г., которым ему в удовлетворении заявленного требования отказано5. Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оставила вынесенное судом решение без изменения по следующим основаниям.

В силу Федерального закона № 154-ФЗ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Калининградской области № 31 от 18 января 1996 г. «Об основах местного самоуправления в Калининградской области» граждане Российской Федерации вправе осуществлять свое право на местное самоуправление путем прямого волеизъявления в отношении вопросов местного значения, к коим относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. В этой связи судом пра- 5

239 вильно обращено внимание на то, что одной из форм прямого волеизъявления является собрание (сход) граждан (статья 24 Федерального закона № 154-ФЗ и статья 29 Закона Калининградской области № 31). При этом Федеральным законом № 154-ФЗ правовое регулирование вопросов порядка созыва и проведения собраний граждан отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.

В то же время, как усматривается из преамбулы Закона Калининградской области «О собраниях (сходах) граждан в Калининградской области», данный закон регулирует порядок проведения собрания (схода) граждан, проживающих на территории муниципального образования, с целью решения вопросов местного значения, при этом согласно статье 1 данного закона под собранием (сходом) понимается форма прямого волеизъявления граждан, проживающих на территории муниципального образования, связанная с решением вопросов местного значения. Анализируя содержание и предмет правового регулирования оспариваемого заявителем закона в сравнении с положением федерального законодательства, суд правильно отметил принципиальное различие в характере регулируемых правоотношений.

Действительно, Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. В соответствии с положениями данного федерального закона (статья 2) под собранием граждан (как публичным мероприятием) понимается совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов; при этом участники публичного мероприятия вправе принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

В этой связи был признан правильным вывод суда о том, что, хотя в оспариваемых заявителем положениях Закона Калининградской области и Федеральном законе № 54-ФЗ регулируется порядок проведения собраний граждан, Л. ошибочно полагал, что этот порядок должен быть единым для всех случаев проведения собрания, независимо от правовых оснований их созыва. Между тем Федеральный закон № 54-ФЗ регулирует порядок созыва и проведения собрания граждан как публичного мероприятия, а Закон Калининградской области № 110 устанавливает порядок осуществления гражданами Российской Федерации своего права на местное самоуправление в форме прямого волеизъявления. При этом понятия «собрания» в приведенных законах но сят различный правовой характер, как, собственно, и правовые последствия принятых на этих собраниях решений.

При таких обстоятельствах суд обоснованно сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Л. требования и в этом ему отказал. Поскольку выводы суда полностью соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном понимании и применении положений законодательства, регулирующих спорные правоотношения, то вынесенное Калининградским областным судом решение является законным. Кассационная жалоба заявителя не могла быть признана состоятельной, так как не содержала доводов, имеющих правовое значение. С учетом изложенного и руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила решение Калининградского областного суда от 21 октября 2004 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Л. - без удовлетворения.

В данном деле судебные органы справедливо пришли к выводу, что Федеральный закон № 54-ФЗ регулирует порядок созыва и проведения собрания граждан как публичного мероприятия, а Закон Калининградской области № 110 устанавливает порядок осуществления гражданами Российской Федерации своего права на местное самоуправление в форме прямого волеизъявления.

Однако причиной самого спора, по нашему мнению, явилось именно то, что понятийный аппарат в Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» страдает юридической непрорабо- танностью и терминологической неточностью.

Еще по теме 4.1.3. Что такое публичное мероприятие и какие виды публичных мероприятий выделяют? Недостатки закона:

  1. Участники публичного мероприятия, их права и обязанности
  2. 4.2.1. Организационные условия проведения публичных мероприятий
  3. 4.4.3. Ответственность организаторов и участников публичных мероприятий
  4. 4.1.4. Особенности проведения отдельных видов публичных мероприятий
  5. 4.4.2. Права и обязанности представителей правоохранительных органов по отношению к организаторам и участникам публичных мероприятий
  6. 4.1.2. Ограничения и принципы проведения публичных мероприятий
  7. 4.3. Как организовать проведение публичного мероприятия?
  8. 4.3. Органы власти и организаторы, участники публичных мероприятий
  9. § 2. Виды органов публичной власти как юридических лиц публичного права
  10. § 2. Виды учреждений публичной власти как юридических лиц публичного права
  11. ОРГАНИЧЕСКИЙ ЗАКОН О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПУБЛИЧНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ |от 22 декабря 1976 г.) РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПУБЛИЧНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ (Мексика)
  12. КАКИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ УР?

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений -

1. Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

1.1. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.

1.2. При определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

2. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

2.1. После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

2.2. В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

3. Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.

3.1. Порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено в соответствии с частью 2 настоящей статьи, определяется законом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

4. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.

Как правильно - не нарушая закон проводить одиночный пикет?
Право на проведение пикетирования гарантируется ст. 31 Конституции РФ, где указано, что Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

I.Что такое одиночное пикетирование.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» - пикетированием является:

«Форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации». (ст.2, пункт 6).


Пикетирование является формой публичного мероприятия, которое Федеральным законом N 54 определяется как:

«Открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики». (ст.2, пункт 1).

Его основное отличие от иных форм публичных мероприятий в том, что данное мероприятие проводится без предварительных согласований кем бы то ни было.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Проведение публичного мероприятия, к которому относится и форма одиночного пикетирования, основывается на (статья 3):

Принципах законности - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Принципе добровольности участия в публичном мероприятии.

Чтобы одиночный пикет достиг запланированных целей и участник не был привлечен к ответственности, необходимо знание основных положений закона и некоторых подзаконных актов устанавливающих требования к его проведению.

II.Важно знать, что одиночное пикетирование имеет отличительные признаки от других публичных мероприятий.

Участвует один совершеннолетний гражданин РФ - со своим паспортом гражданина РФ (статья 5, пункт 1).

Если на этой же территории осуществляется другое подобное одиночное пикетирование, необходимо чтобы пикетчики находились на достаточном расстоянии друг от друга (вне зоны видимости). Например, на углах здания, при условии того, чтобы участники не видели друг друга.

Рядом с пикетчиком не должно стоять людей, выражающих аналогичные мнения или поддерживающих ваши любым способом - например, общаться с участником пикетирования. Помните о возможных провокациях - к пикетчику подходит человек и начинает его активно и публично - словом или действием - поддерживать. С точки зрения полиции, это уже массовый пикет, для проведения которого необходимо уведомление органов власти;

Пикетчик выражает своё мнение (выражаемое мнение не должно нарушать закон);

Осуществляется без передвижения;

Осуществляется без использования звукоусиливающих технических средств;

Осуществляется путем размещения у пикетируемого объекта одного гражданина, использующего плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

ВАЖНО ЗНАТЬ!

При пикетировании рекомендуется иметь при себе паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность с вклеенной фотографией (водительское удостоверение, студенческий билет, служебное удостоверение и т. п.). Накануне и в день пикетирования не рекомендуется употреблять алкоголь, поскольку в случае возникновения какого-либо конфликта это будет свидетельствовать не в пользу участника пикета.

При пикетировании разрешается: стоять, сидеть у пикетируемого объекта, использовать средства наглядной агитации, раздавать проходящим прохожим листовки, давать интервью СМИ для объяснения цели и мотивов пикетирования и своей позиции по пикетируемому вопросу, с этой же целью отвечать на вопросы прохожих, выкрикивать краткие лозунги, слоганы по теме пикета с использованием возможностей своего голоса. Но по выкрикам мнения чиновников разошлись, некоторые считают, что надо молчать, но есть и такие которые считают, что можно выкрикивать краткие лозунги. Так что лучше, советуем проводить пикет молча.

При пикетировании запрещается: передвигаться по месту пикетирования, танцевать, делать акробатические трюки, использовать звукоусиливающие средства (свистки, дуделки, микрофоны, мегафоны и т. п.), музыку, иные звукозаписи, агитировать путем бесед с прохожими, произносить речи, петь песни, стучать чем либо по чему-либо, нарушать общественный порядок, мешать движению прохожих и транспорта, распивать спиртные напитки, мусорить, повреждать и уничтожать чужое имущество, не выполнять законные требования сотрудников правоохранительных органов, оказывать им сопротивление.

Стоит заметить, в связи с новыми поправками Федерального закона Российской Федерации от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ г. “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” участники публичных мероприятий не вправе:

1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;

2) иметь при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

III.Что необходимо для организации и проведения

1.Наличие у пикетчика гражданства РФ, достижение 18 летнего возраста(ч. 1 ст. 5 ФЗ N 54);

2.Плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, должны содержать информацию не запрещённую законодательством:

НЕ ДОПУСКАЮТСЯ!

Ч.2.ст. 29 Конституции РФ. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Ст. 205.2. Уголовного кодекса РФ. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма.

Ст. 280. Уголовного Кодекса РФ. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

Ст. 282. Уголовного Кодекса РФ. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

Ст. 354. Уголовного Кодекса РФ. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

Ст. 20.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики

Ст. 20.29. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Производство и распространение экстремистских материалов

IV. Где можно проводить пикетирование (статья 8):

1. Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

2. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

3. Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.

31. Порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено в соответствии с частью 2 настоящей статьи, определяется законом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

4. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника “Московский Кремль”, включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.

V. Время проведения публичного мероприятия (статья 9):

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания. (статья 9 с поправками Федерального закона Российской Федерации от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ)

VI.Также важно знание оснований приостановления и ли прекращения публичного мероприятия:

Статья 15. Основания и порядок приостановления публичного мероприятия

1. Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение.

2. В случае невыполнения требования об устранении нарушения, указанного в части 1 настоящей статьи, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено.

3. Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Федерального закона.

Статья 16. Основания прекращения публичного мероприятия

Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:

1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;

2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.

Статья 17. Порядок прекращения публичного мероприятия

1. В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления:

1) дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного мероприятия;

2) устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия;

3) в случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.

2. В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Порядок прекращения публичного мероприятия, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не применяется в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий. В этих случаях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Неисполнение законных требований сотрудников полиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Реализуйте своё право на протест!http://оккупайабай.рф/?p=1849

Поиск других статей

М.М. ЗВЯГИН,

соискатель МосУ МВД России

Проблемы, связанные с организацией и проведением публичных мероприятий, находили свое отражение в трудах ученых конца XIX - начала XX века. В частности, В.Ф. Дерюжинский, И.Т. Тарасов, В.В. Ивановский и другие исследовали специфику публичных мероприятий, обращаясь к опыту Западной Европы, поскольку законодательство Российской империи в этом вопросе существенно отставало. В.В. Ивановский детально изучил особенности правового регулирования порядка организации и проведения публичных мероприятий в зарубежных государствах, ввел в оборот термин «полиция собраний». Многие идеи и положения ученых-административистов Российской империи остались невостребованными и не получили своей дальнейшей теоретической оценки.

В первой советской Конституции (Основном законе) РСФСР 1918 года декларировалось, что в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы собраний РСФСР, признавая право граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т. п., предоставляет в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты все пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением (п. 15). Аналогичную норму содержала и Конституция РСФСР 1925 года (п. 6). Конституция (Основной закон) СССР 1936 года в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гарантировала гражданам свободу собраний и митингов, свободу уличных шествий и демонстраций (ст. 125).

Конституция (Основной закон) 1977 года в соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гарантировала гражданам СССР свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Осуществление этих политических свобод обеспечивалось предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио (ст. 50). Конституция РСФСР 1978 года определяла, что граждане России вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей (ст. 49).

В настоящее время граждане России имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ). Эти конституционные положения - основополагающие при реализации гражданами своих прав в социально-политической сфере. Они предоставляют гражданам возможность отстаивать свои гражданские права, привлекать внимание общественности к острым социальным проблемам.

Режим конституционного права граждан в публично-правовой сфере определен Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон о собраниях). В Москве порядок проведения публичных мероприятий определяется Законом г. Москвы от 04.04.2007 № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований».

Необходимость определения правового режима проведения публичных мероприятий обусловлена острыми социальными противоречиями, имеющимися в обществе. О социальной активности граждан свидетельствуют, в частности, следующие данные МВД России.

В период с 8 января по 31 августа 2006 года в 73 субъектах Федерации состоялось 1292 протестные акции, в которых приняли участие 317,5 тыс. человек. Наибольшее количество протестных акций состоялось в Москве (66 акций, в которых приняли участие 3,1 тыс. человек), Санкт-Петербурге и Ленинградской области (52 акции; 3,6 тыс. человек), Московской (46 акций; 7,2 тыс. человек) и Новосибирской (42 акции; 5,3 тыс. человек) областях.

В структуре массовых акций преобладают митинги (963), пикетирования (254), блокирование автомагистралей, дорог и улиц (53), собраний (13) и шествия (7).

Предотвращено семь попыток перекрытия автомагистралей, дорог и улиц, связанных с повышением тарифов на услуги ЖКХ. Наибольшее количество акций блокирования состоялось в Амурской области (в двух акциях приняли участие 2,8 тыс. человек).

Для непосредственного участия в обеспечении общественного порядка и безопасности при массовых мероприятиях было задействовано 46,8 тыс. сотрудников органов внутренних дел.

Публичные мероприятия далеко не однородны. В зависимости от публичного мероприятия арсенал административно-правовых и организационных средств, используемых для охраны общественного порядка в период их проведения, достаточно разнообразен.

Собрание - совместное присутствие граждан для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов в специально отведенном или приспособленном для этого месте. Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. По мнению В.Ф. Дерюжинского, «митинги являются прежде всего выразителями нужд и интересов народа, который посредством их заявляет о том, что в данное время его тяготит, беспокоит или волнует».

Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам. Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств, путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Основная сложность классификации публичных мероприятий состоит в том, что обстоятельств, влияющих на их содержание и характеристику, очень много. Классифицировать можно различные группы публичных мероприятий, однако обстоятельства, влияющие на их содержание и оценку, нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Если это не соблюдается, классификация будет односторонней.

Каждая классификация должна иметь реальное основание и научно-практическое значение. Дело не в поиске новых критериев классификации публичных мероприятий, а в отборе тех критериев, которые позволяют четко отграничить и, следовательно, изучить каждую группу публичных мероприятий. Как отмечает О.Э. Лейст, «классификация - способ обнаружения существенных качеств подразделений системы, от которых зависят другие производные от них признаки каждого из элементов подразделения». На практике классификация обеспечивает научный подход при выборе форм и методов административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка при проведении того или иного публичного мероприятия.

Классификация публичных мероприятий отчасти носит условный характер, но не может быть произвольной и случайной. Она должна основываться на главных признаках и специфических особенностях, коренящихся в существе классифицируемого и систематизируемого административно-правового материала.

Все публичные мероприятия можно классифицировать по следующим основаниям:

· по масштабу - международные, общефедеральные, региональные и муниципального значения;

· по частоте проведения - разовые, повторяющиеся, проводимые ежедневно;

· по месту проведения - публичные мероприятия, проводимые в закрытых помещениях и на открытой местности.

По возможности участия в публичных мероприятиях граждан мероприятия могут быть общедоступными, в мероприятиях могут принимать участие лица, имеющие особый социальный статус, и др. Публичные мероприятия могут быть классифицированы по организационно-правовой форме.

В зависимости от вида публичного мероприятия арсенал административно-правовых средств охраны общественного порядка при их проведении различен. По мнению И.С. Полянской, «любое публичное мероприятие, независимо от целей, должно быть мирным, т. е. не носить насильственного или подстрекательского характера».

Демонстрации, митинги, шествия, пикетирование и другие публичные мероприятия играют важную роль в построении гражданского общества и правового государства, тем не менее эти мероприятия проводятся в режиме, определенном законом. Право граждан на проведение публичных мероприятий согласно Конституции РФ (ст. 55), а также законодательству может быть ограничено законом. Так, согласно Федеральному конституционному закону от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий (ст. 11). В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» на основании указов Президента РФ на территории, на которой введено военное положение, запрещается или ограничивается проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий (ст. 7).

Проведению публичного мероприятия предшествует определенная организация. Согласно ст. 4 Закона о собраниях к организации публичного мероприятия относятся:

· оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о его проведении в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации или орган местного самоуправления;

· проведение предварительной агитации;

· изготовление и распространение средств наглядной агитации;

· другие действия, не противоречащие законодательству, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Подготовительные мероприятия объективно необходимы, поскольку проведение соответствующего публичного мероприятия может затрагивать права и законные интересы граждан, которые не участвуют в мероприятии. Кроме того, публичное мероприятие может препятствовать работе транспорта, предприятий, организаций, учреждений и др. Несанкционированное публичное мероприятие может вызвать групповое нарушение общественного порядка, а также иные противоправные действия.

Публичное мероприятие проводится в уведомительном порядке. Уведомление о его проведении (за исключением собрания или пикетирования, проводимого одним участником) подается организатором мероприятия в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня его проведения. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее 3 дней до дня его проведения.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Федерации. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

· его цель, форма, место (места) проведения, маршруты движения участников;

· дата, время начала и окончания мероприятия;

· предполагаемое количество участников;

· формы и методы обеспечения организатором мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении мероприятия;

· фамилия, имя, отчество либо наименование организатора мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

· фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению мероприятия;

· дата подачи уведомления о проведении мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается организатором мероприятия и лицами, уполномоченными организатором мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению (ст. 7 Закона о собраниях). Публичное мероприятие предполагает присутствие определенного количества людей, которые объединены единой целью этого мероприятия.

Для обеспечения общественного порядка в период проведения публичного мероприятия используются различные административно-правовые и организационные средства, при этом основной субъект охраны общественного порядка - органы внутренних дел. Начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория (помещение), на которой (в котором) планируется проведение публичного мероприятия, обязан назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Назначение представителя оформляется распоряжением начальника органа внутренних дел.

Уполномоченный представитель органа внутренних дел имеет право:

· требовать от организатора публичного мероприятия объявления о прекращении допуска граждан на публичное мероприятие и самостоятельно прекратить допуск граждан на него в случае нарушения предельной нормы заполняемости территории (помещения);

· требовать от организатора и участников публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения;

· по просьбе организатора публичного мероприятия удалять с места его проведения граждан, не выполняющих законных требований организатора публичного мероприятия.

Уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции, обеспечивать совместно с организатором мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.

Охрана общественного порядка при проведении публичных мероприятий - комплексная задача, решение которой во многом зависит от продуманных, скоординированных действий государственных органов и общественных объединений.

В деятельности милиции по обеспечению охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий можно выделить три периода: подготовительный, исполнительный и заключительный.

Организационные мероприятия органов внутренних дел по охране общественного порядка при проведении публичных мероприятий в подготовительный период включают в себя:

· уяснение задачи;

· определение способов выполнения задачи;

· анализ обстановки;

· расчет сил и средств, разработку концепции охраны общественного порядка;

· принятие управленческого решения.

Обязанностью руководителей органов внутренних дел является организация взаимодействия всех органов. Взаимодействие формируется при постановке задачи, непосредственно поддерживается, а в ходе несения службы уточняется и обеспечивается:

· единым пониманием всеми нарядами, участвующими в охране общественного порядка при проведении публичного мероприятия;

· постоянным знанием обстановки и ее изменений;

· наличием бесперебойной связи и постоянной взаимной информацией;

· знанием и правильным применением установленных сигналов;

· своевременным оказанием взаимной помощи;

· постоянным и умелым руководством нарядами со стороны их начальников и действенным контролем за ходом несения службы.

Для эффективной охраны общественного порядка при проведении публичного мероприятия необходимо разрабатывать план охраны общественного порядка. В зависимости от времени проведения мероприятия, состава и количества его участников и зрителей, климатических условий, состояния оперативной обстановки в месте проведения мероприятия и некоторых других факторов целесообразно разрабатывать план в трех вариантах - усиленный, обычный и малый.

В плане отражаются следующие сведения:

· место проведения публичного мероприятия, его содержание, количество, состав участников;

· граница района проведения мероприятия;

· органы управления и места их расположения;

· силы и средства органов внутренних дел, привлекаемые к охране общественного порядка, их расстановка и выполнение задачи;

· привлечение дополнительных сил и средств с указанием их количества и места поступления, задачи и организация взаимодействия с ними;

· состав резерва и место его размещения;

· маневр силами и средствами в ходе проведения мероприятия;

· порядок подготовки личного состава и технических средств к несению службы;

· порядок применения указателей, ограждений и других вводимых ограничений, места их установки и время действия;

· порядок регулирования дорожного движения, маршруты следования участников и зрителей;

· формы взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественностью;

· организация связи;

· организация медицинского и материально-технического обеспечения.

В плане охраны общественного порядка при проведении публичного мероприятия должны быть указаны задачи лиц, ответственных за тот или иной участок работы, а также задачи всех служебных нарядов до начала мероприятия (подготовительный период), во время его проведения (исполнительный период) и окончания (заключительный период), определены свертывание нарядов и порядок эвакуации участников (зрителей) мероприятия в случае осложнения оперативной обстановки и др.

Охрана общественного порядка во время проведения публичного мероприятия осуществляется нарядами в исполнительный период, который наступает за несколько часов до проведения соответствующего мероприятия. Исполнительный период начинается с прибытия личного состава к местам несения службы и выставления нарядов. Во время проведения мероприятия наряды, в частности, обязаны:

· знать и умело выполнять поставленные задачи;

· проявлять особую осмотрительность и выдержку при несении службы, в любых условиях действовать спокойно и уверенно, особенно при пресечении нарушений общественного порядка, предупреждая тем самым возникновение паники и групповых нарушений общественного порядка;

· находиться в указанном месте и без специального разрешения не покидать порученный участок;

· удалять с места проведения мероприятия лиц, находящихся в состоянии опьянения, и других нарушителей общественного порядка.

В зависимости от вида публичного мероприятия обязанности служебных нарядов могут иметь особенности. Так, во время проведения демонстраций, уличных шествий деятельность нарядов милиции должна быть направлена на обеспечение нормального движения колонн в заданном направлении.

В заключительный период проведения публичного мероприятия снимаются введенные ограничения в движении транспорта и пешеходов, возобновляется работа предприятий и учреждений. Осуществляется отвод сил и средств, принимавших участие в охране общественного порядка, проводится проверка наличия личного состава, а также специальных средств, подводятся итоги несения службы, дается оценка действий каждого из сотрудников.

Библиография

1 См.: Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. - СПб., 1908. С. 64-115; Тарасов И.Т. Полицейское право. - М., 1891. С. 133; Ивановский В.В. Учебник административного права (Полицейское право. Право внутреннего управления). - Казань, 1911. С. 186.

2 См.: Ивановский В.В. Указ. раб. С. 193.

3 Данные Департамента охраны общественного порядка МВД России.

4 Дерюжинский В.Ф. Указ. соч. С. 64.

5 Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. - М., 1981. С. 61.

6 См.: Деятельность нарядов милиции по охране общественного порядка и безопасности в обычных и особых условиях. - М., 1996. С. 3.

7 Полянская И.С. Конституционно-правовое регулирование права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2005. С. 17.

8 См.: Казаков В.А. Охрана общественного порядка и безопасности во время проведения массовых мероприятий. - М., 1986. С. 16.

9 См.: Караханов Н.В. Управление горрайорганами внутренних дел при проведении массовых мероприятий. - М., 1992. С. 29-35.

10 См.: Емельянов Б.М. Подготовка работников милиции к обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий. - М., 1992. С. 23.

11 См.: Болотников В.Т. Планирование охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий. - М., 1988. С. 21-24; Голованев И.В. Правовые основы и организация охраны общественного порядка при проведении собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 1992. С. 12; Казаков В.А. Указ. соч. С. 16.

12 См.: Казаков В.А. Указ. соч. С. 18.

13 См.: Кравцов В.М. Административно-правовая охрана общественного порядка при проведении собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 1991. С. 16; Коптев Н.В. Административно-правовая охрана порядка организации и проведения публичных мероприятий: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2001. С. 18.

1. О правовом статусе. Пикетирование, согласно ФЗ-54, - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Пикетирование, проводимое одним участником (далее - "одиночное пикетирование"), является публичным мероприятием, на которое распространяются все нормы указанного закона в отношении порядка организации мероприятий, прав и обязанностей их организаторов, должностных лиц и сотрудников правоохранительных органов по обеспечению прав граждан на мирные собрания.

2. Об организаторе . Организатором одиночного пикетирования может быть, согласно ФЗ-54, один или несколько граждан Российской Федерации, достигших возраста 18 лет, взявшие на себя обязательства по его организации и проведению. Таким образом, в роли организатора одиночного пикетирования может выступать как сам гражданин, осуществляющий публичное мероприятие в этом формате, так и любые другие граждане, оказывающие ему содействие и выполняющие соответствующие действия. Разделение ролей особенно важно при проведении мероприятий сложной структуры, сочетающих разные формы, например, т.н. "серии одиночных пикетов" или "сети одиночных пикетов" и т.п. Во избежание недоразумений и для более надежной юридической защиты при возникновении конфликтов с недобросовестными чиновниками и полицейскими целесообразно принятие на себя соответствующих функций (участника, организатора, уполномоченного) и распределение обязанностей четко оговорить заранее и указать в публичном уведомлении .

3. Об уведомлении и регламенте . Подача уведомления о проведении публичного мероприятия является обязанностью его организатора во всех случаях, за исключением собрания и одиночного пикетирования. Однако отсутствие обязанности в последних двух случаях отнюдь не исключают права делать это. Следует учесть, что подача уведомления способствует задействованию всего комплекса факторов, придающих публичному мероприятию статус легальный и организованного. Это само по себе повышает и его эффективность в общественно-политическом смысле, и юридическую защищенность. При этом, поскольку данное действие не является обязанностью, организатор одиночного пикетирования вправе использовать те и только те моменты уведомления из указанных в ФЗ-54, которые посчитает необходимым. В частности, мы рекомендуем использовать форму публичного уведомления, путем размещения всей существенной информации о мероприятии в СМИ, интернет-сайтах и других общедоступных площадках . При этом решается сразу несколько задач, включая объявление о мероприятии, агитацию, информирование журналистов и т.п. Не будет лишней и подача уведомления в виде простого документа через канцелярию органа исполнительной власти или местного самоуправления - с получением копии со штампом. Это особенно важно, учитывая то, что согласно ФЗ-54 именно "после получения уведомления о проведении публичного мероприятия" исполнительные органы обязуются выполнить целый комплекс мер по обеспечению прав граждан на мирные собрания. В том числе, согласно п.5 ст.12 "обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи".

4. О передвижении . В определении пикета указано, что он осуществляется "без передвижения". Однако попытки недобросовестных полицейских выдать за "несанкционированное шествие" любое движение пикетчика, очевидно, не основаны на Законе, поскольку шествие - это "массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту". Формально, они могут представить передвижение одиночного пикетчика с развернутым плакатом как демонстрацию - "организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации". Точного законодательного определения понятия "группа граждан" нет, но правоприменительная и судебная практика все же не позволяет называть группой одного человека, считая группой "двоих и более граждан". Таким образом, нет никаких законных препятствий для того, чтобы гражданин, осуществляющий одиночное пикетирование, совершал передвижения. Однако целесообразно все же при этом разделять стадии "собственно пикетирования" - без передвижения с развернутой наглядной агитацией - и "передвижения", выполняемого со свернутой наглядной агитацией. Такое поведение участника одиночного пикетирования будет полностью соответствовать не только духу, но букве Закона. И, следовательно, существенно повысит уровень правовой защищенности в любых конфликтах.

5. О провокациях . Основной формой провокации, направленной на срыв одиночного пикетирования, является попытка "нарушить численность мероприятия" путем приближения к участнику, проводящему одиночное пикетирования других граждан, имитирующих участников пикетирования. Для предотвращения провокаций и снижения ущерба от них рекомендуется осуществление следующих действий:

  • По возможности заранее уведомить исполнительные и правоохранительные органы обо всех существенных параметрах публичного мероприятия в формате публичного уведомления и регламента и проводить мероприятие в строгом соответствии с ним, чтобы иметь возможность ссылаться на это при последующем разборе любых конфликтов, провокаций и недоразумений.
  • Использовать все формы документальной фиксации всех моментов проведения мероприятия , включая личные свидетельства, а также фото- и видеосъемку и аудиозапись.
  • Если организатором является сам участник, ему рекомендуется четко различать все стадии мероприятия, отделяя стадию "непосредственного пикетирования" от всех иных форм . В частности, при приближении к нему посторонних граждан, кроме организаторов, полицейских и журналистов, сворачивать (опускать, поворачивать обратной стороной наружу, убирать за спину и т.п.) наглядную агитацию.
  • Если организатором является другой гражданин (это, конечно, лучше, поскольку организатор обязан "обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия … совместно с уполномоченными представителями органов исполнительной власти и внутренних дел"), то именно он осуществляет взаимодействие со всеми третьими лицами по вопросам обеспечения порядка и безопасности. Понятно, что эти функции целесообразно отделить от непосредственного пикетирования. Процитированную норму необходимо настойчиво напоминать и чиновникам, и полицейским, убедительно поясняя, что все вопросы, связанные с порядком проведения одиночного пикетирования следует решать именно и только во взаимодействии с организатором. Не стоит забывать при этом, что организатор и уполномоченные им лица должны иметь отличительные знаки. Им весьма полезно иметь при себе также копию уведомления о мероприятии и текст ФЗ-54.
  • В случае особо серьезных провокаций, грозящих нарушением прав граждан и причинением им ущерба, организатор должен быть готов самостоятельно приостановить или прекратить мероприятие . Эти действия необходимо осуществлять публично, надежно фиксируя их всеми способами (включая документальный - в формате "распоряжения организатора" или "гражданского протокола"). Учитывая статус одиночного пикетирования, организатор вправе осуществлять как приостановку, так и возобновление публичного мероприятия по своему усмотрению в любой момент даже без предварительных уведомлений и согласований с кем бы то ни было. Важно отметить, что порядок приостановления или прекращения публичного мероприятии по инициативе чиновников и полицейских четко описан в ст. 15-17 ФЗ-54, но практически всегда нарушается и чиновниками, и сотрудниками полиции. Поэтому все действия правоохренителей, выходящие за рамки этого регламента, целесообразно фиксировать и обжаловать в установленном порядке, в том числе путем инициирования уголовных дел по ст. 149 УК РФ.

Примечание . Рекомендации составлены на основе изучения многолетней практики применения законодательства о публичных мероприятиях, включая судебную практику по рассмотрению дел о нарушениях (в подавляющем числе мнимых или фальсифицированных недобросовестными сотрудниками правоохранительных органов) порядка организации, проведения публичных мероприятий и участия в них. См., в частности, резонансное "Дело об одиночных пикетах в поддержку Олега Кашина ".

Документ носит открытый характер и будет дополняться и корректироваться с учетом его содержательного обсуждения гражданским активом и заинтересованными юристами.



Просмотров