Органы управления в рф. Система органов государственного управления в российской федерации

Непосредственной реализацией государственной федеральной социально-экономической политики в регионах, а также решением собственных социально-экономических задач с учетом территориальных интересов занимаются региональные органы государственной власти и управления.

Органы законодательной (представительной) власти обеспечивают, реализуют государственную власть в регионах посредством принятия законов и других нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законодательством РФ они наделены государственно-властными полномочиями в пределах предметов ведения субъектов федерации, а также предметов совместного ведения федерации и субъектов федерации.

Количественный состав и структура органов законодательной власти (равно как и название) определяются ими самостоятельно с учетом местных особенностей и традиций. Как правило, основными структурными подразделениями органов законодательной власти являются комитеты, курирующие различные сферы региона, например:

  • -комитеты по бюджетно-финансовой политике; налогам, сборам, использованию государственной собственности;
  • -по экономической политике;
  • -по социальным вопросам;
  • -по природным ресурсам;
  • -и другие.

Каждый комитет рассматривает и подготавливает определенный круг вопросов, относимый к компетенции органа законодательной власти.

Например, комитеты по бюджетно-финансовой политике, налогам, сборам, использованию государственной собственности готовит предложения для обсуждения в органе представительной власти, касающиеся проекта бюджета региона, введения и отмены региональных налогов и сборов, использования объектов, находящихся в государственной собственности субъекта федерации.

Деятельность комитетов по экономической политике заключается в рассмотрении проектов программ, прогнозов социально-экономического развития региона, подготовке заключений по ним для обсуждения на заседаниях органа представительной власти.

Комитеты по социальной политике подготавливают предложения и проекты по вопросам социальной защиты населения региона, обеспечению занятости, вопросам развития образования, здравоохранения, культуры.

Комитеты по природным ресурсам занимаются вопросами, связанными с владением, распоряжением, пользованием земельными, ископаемыми, лесными, водными и другими природными ресурсами региона, обеспечивают подготовку их нормативного обеспечения для органа представительной власти региона.

Помимо этого, могут создаваться и другие комитеты и подкомитеты в соответствии со специфическими особенностями экономической системы конкретного региона. Таким образом, характерным отличием региональных органов представительной власти является их разнообразие по численности, названиям, структуре, выполняемым функциям, поскольку эти вопросы находятся в компетенции субъектов федерации, а федеральное законодательство определяет лишь общие принципы организации органов государственной власти субъектов федерации.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают, реализуют власть в регионе посредством преимущественно государственного регулирования производственно-экономической и финансовой сфер региона, управления социальной сферой (см. выше). Органы исполнительной власти наделены государственными полномочиями и осуществляют управление всеми сферами региональной экономической системы на основе решений, постановлений, законов, принятых федеральными и региональными органами представительной власти. В пределах своей компетенции они принимают решения, издают постановления и распоряжения, обязательные к исполнению всеми хозяйствующими субъектами региона.

Органами исполнительной власти в регионе являются администрации, правительства, руководство которыми осуществляет глава администрации, губернатор или председатель правительства. Наименование органа исполнительной власти и его структура устанавливаются субъектом федерации в соответствии с местными традициями и особенностями. Региональные органы исполнительной власти руководят хозяйственным, социально-культурным строительством, организуют управление объектами государственной собственности региона, разрабатывают организационную структуру управления регионом, осуществляют полномочия в сфере экономики, ее отдельных отраслей, в бюджетно-финансовой сфере, ценообразования, торгового, бытового, социально-культурного обслуживания населения и др.

Органы исполнительной власти в соответствии со своими полномочиями решают задачи обеспечения социально-экономического развития региона в непосредственном взаимодействии с органами представительной власти. Основой формирования структур регионального управления является примерная структура, определенная Правительством РФ, вместе с тем, при создании структурных подразделений региональных органов исполнительной власти, определении их состава учитываются особенности конкретного региона. Таким образом, для региональных органов исполнительной власти (также как и для представительной власти) характерно значительное разнообразие структур, состава и численности.

Органы регионального управления можно разделить на две основные группы.

  • 1. Территориальные органы федеральных органов управления (например, территориальные органы министерства по налогам и сборам, министерства по антимонопольной политике, территориальные управления Центрального Банка и др.). Эти органы не входят в структуры региональных администраций и правительств, не подчиняются главам региональных органов представительной и исполнительной власти. Они реализуют федеральные функции управлении на территории данного региона в соответствии со своей компетенцией с целью обеспечения исполнения общефедеральных интересов, реализации федеральной политики в регионе. Свою деятельность они осуществляют во взаимодействии с региональными органами представительной власти и региональными администрациями (правительствами).
  • 2. Органы регионального управления непосредственно входящие в состав региональных администраций (правительств). Эти органы управляют всеми составляющими региональной экономической системы, в целях обеспечения интересов региона.

Поскольку регионы РФ имеют не только особенное, но и много общего в составе региональных экономических систем и, несмотря на значительное разнообразие региональных структур управления, в них можно выделить типовые, общие для всех регионов структуры управления.

В структуре органов управления производственно-экономической и бюджетно-финансовой сферах региона обычно выделяются:

  • - финансовое управление;
  • -управление экономики (экономики и прогнозирования, экономического развития, экономического развития и торговли и т.д.);
  • -комитет по управлению имуществом (имущественным отношениям и др.);
  • -управление по внешнеэкономическим связям;
  • -комитет по инвестициям;
  • -управление цен;
  • -департамент транспорта;
  • -департамент промышленности;
  • -департамент агропромышленного комплекса;
  • -управление ЖКХ;
  • -другие.

В управлении социальной сферой:

  • -управление здравоохранения;
  • -управление образования (образования и науки);
  • -управление культуры;
  • -комитет по физкультуре и спорту;
  • -управление по делам молодежи;
  • -управление социальной защиты населения;
  • -комитет по труду;
  • -департамент занятости
  • -другие.

В управлении инфраструктурой региона:

  • -управление капитального строительства;
  • -управление архитектуры и градостроительства;
  • -управление автодорог;
  • -государственный архитектурно-строительный надзор;
  • -другие.

В управлении ресурсной сферой региона:

  • -комитет по земельным ресурсам;
  • -комитет по охране окружающей среды и природным ресурсам;
  • -управление лесами;
  • -управление водного хозяйства;
  • -другие.

Указанные управленческие структуры в соответствии с федеральным и региональным законодательством осуществляют весь процесс управления соответствующей сферой или отраслью экономики региона - анализ потенциальных возможностей региона в данной сфере или отрасли; прогнозирование направлений развития; определение целей, приоритетов, задач развития; выработку стратегии развития; разработку и реализацию планов, целевых комплексных программ развития сферы или отрасли, разработку методов управления, непосредственных управленческих воздействий, организацию финансирования.

Проблемы регионального управления.

Многообразие региональных экономических систем формирует основу механизма выявления и распространения позитивного опыта управления национальным хозяйством. Усложнение управления формирует новые возможности для развития. Таким образом, данное понимание позволяет определить неоднозначность проблемы разделения власти, то есть взаимозависимость правил формирования двух уровней правовой среды развития региона. С определенными допущениями можно говорить о том, что социальные приоритеты управления генерируются на федеральном уровне власти, а экономические на региональном. Как следствие, оценка степени самостоятельности региона невозможна на базе исключительно социальных или исключительно экономических приоритетов, но только на базе их согласования.

Рассмотрим проблему роли регионального уровня власти в развитии субъекта государства. Федеральная форма государственного управления России закреплена Конституцией 1993 года. Однако, функциональный механизм российского федерализма еще нельзя назвать сформировавшимся. Продолжаются процессы перераспределения властных функций и прав. Ярким примером этому является сосуществование двух противоречивых тенденций. С одной стороны происходит усиление федеральных функций регулирования, например, вводится институт федеральных представителей в регионах. С другой стороны продолжается процесс регионализации, то есть усиление хозяйственной и политической силы региональных властей. Законодательного закрепления уникальной функциональной роли региональной власти в развитии национальной системы пока нет. С формальной точки зрения регион продолжает оставаться в значительной степени проводником федеральной политики на места, чем базовым элементом развития национальной экономики. Это несомненно правильно, поскольку задача обеспечения государственной целостности превыше всего. Тем не менее, комплекс накопившихся проблем национального развития не может быть решен без механизмов экономической самоорганизации государства, заложенных в региональном уровне управления. Самоорганизации, как процесса формирования и накопления позитивного опыта.

Переходя к особенностям современной практики управления развитием российских регионов отметим, что, несмотря на формальную неопределенность активной экономической роли регионального управления в развитии национальной системы на практике эта роль очень заметна. Из жизни мы хорошо знаем, что именно региональная власть является "царем и богом" для хозяйствующих субъектов, формирующих национальное богатство. Именно региональная власть по факту сегодня обеспечивает ту или иную степень благоприятности подведомственной территории для ведения той или иной экономической деятельности.

Децентрализация функций государственного управления развитием национального хозяйства привела к появлению 89 уникальных региональных хозяйственных систем. Право регионального института власти формировать собственные законы хозяйствования определило действительное многообразие региональной управленческой практики. На ее базе сегодня формируется новое для России понимание региона как субъекта хозяйственной деятельности, наделенного не только государственными правами и обязанностями, но и правом самостоятельного определения правил управления имеющимися у него ресурсами. Данное обстоятельство можно наблюдать на примере существования экономически развитых регионов. Можно выделить как минимум десяток регионов-лидеров, в несколько раз более сильных, чем остальные. Состав этой группы зависит от выбора критерия оценки уровня экономического развития. При этом, успех в процессе формирования регионального продукта не всегда сопровождается успехом в процессе его распределения его результатов.

В продолжающемся усилении асимметрий экономического развития российских регионов можно увидеть не только негативные процессы. Помимо простого перераспределения национального богатства между регионами, наблюдается существование успешного опыта управления внутренними ресурсами регионального развития.

Таким образом мы можем говорить о том, что проблема двойного управления регионом действительно существует и ее решение связано со следующими аспектами:

  • а) Осознанием того, что в разделении власти есть определенный экономический смысл, оправдывающий усложнение системы управления.
  • б) Признанием того, что российская национальная политика в отношении регионов не имеет пока официального закрепления принципов реализации их активной экономической роли.
  • в) Выявлением в российской практике успешного опыта управления региональным хозяйством, который может быть распространен.

Законодательные

Президент Российской Федерации

Органы Государтвенной власти России

Федеральное собрание Российской Федерации (Государственная Дума)

Исполнительные

Совет Безопасности Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Министерство образования Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по связи и информатизации

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Министерство энергетики Российской Федерации

Министерство юстиции Российской Федерации

Министерство РФ по атомной энергии

Министерство имущественных отношений РФ

Министерство путей сообщения РФ

Государственные комитеты

Государственный комитет Российской Федерации по статистике

Федеральные комиссии России

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

Федеральные службы России

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

Федеральная служба земельного кадастра России

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

19.Гражданское право: понятие и источники.

Гражданское право – совокупность норм, которые регулируют имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения. Эти отношения – предмет гражданско-правового регулирования.

Особенности гражданского права:

1. Участники правоотношений пользуются автономией в выборе варианта поведения;

2. Отсутствуют отношения власти и подчинения между сторонами.

Система гражданского права – совокупность институтов гражданского права в их единстве и разграничении. Система гражданского права предполагает источники права:

Конституция РФ, ГК РФ, Семейный кодекс, Федеральные законы;

Подзаконные акты – указы Президента, постановления Правительства, приказы и инструкции министерств нормативного характера;

Обычаи и деловые обыкновения.

Нормы гражданского права регулируют общественные отношения, которые существуют реально между людьми. В результате такого воздействия они приобретают вид гражданских правоотношений.

Основные начала Гражданского права РФ:

1. Равенство участников, регулируемых гражданских правоотношений;

2. Неприкосновенность собственности;

3. Свобода договора;

4. Недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;

5. Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав

6. Обеспечение восстановления нарушенных прав и их защита.

20.Гражданское правоотношение: понятие, объект, субъекты, виды.

Гражданское правоотношение - это основанное на нормах гражданского права имущественное или неимущественное общественное отношение, участники которого, обладая правовой автономией и имущественной обособленностью, выступают в качестве юридически равных носителей субъективных прав и юридических обязанностей.

Структура любого правоотношения это субъект и объект.

Субъект гражданских правоотношений - тот, кто наделен субъективными правами и обязанностями.

Субъекты гражданских правоотношений:

Физические лица - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (только живые люди).

Организации, имеющие статус юридического лица.(Понятие юридического лица дано в ст.48 ГК - это организация, обладающая обособленным имуществом, отвечающая по своим обязательствам всем принадлежащим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Для того, чтобы юридическое лицо стало субъектом гражданского правоотношения, оно должно пройти государственную регистрацию. Юридические лица делятся на: а) коммерческие (даётся исчерпывающий перечень в ГК) и б) некоммерческие.)

Унитарные, государственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, акционерные общества, кооперативы (производственные и потребительские), общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, учреждения, ассоциации и союзы.

Государственные образования - РФ в целом и субъекты РФ.

Муниципальные образования.

Объекты гражданских правоотношений - это то, по поводу чего возникают гражданские правоотношения.

Наиболее распространённым объектом является вещь (предмет материального мира, который находится в обладании человека и может быть полезен ему, им могут быть деньги, ценные бумаги и т.п.). Помимо вещей к объектам относят информацию, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.

Ст.129 ГК делит все объекты гражданских правоотношений на три группы, в основу деления положена оборотоспособность объектов:

Свободно обращающееся объекты права (это общее правило).

Объекты ограниченные в обращении (требуется специальное разрешение, напр., оружие).

Объекты полностью изъятые из оборота (сильнодействующие яды).

Виды гражданских правоотношений

Классификация гражданских правоотношений проводится по различным основаниям или критериям.

а) по характеру взаимосвязи управомоченного и обязанного лица:

-Абсолютные – субъективному праву управомоченного лица противостоит обязанность неопределенного круга обязанных лиц. Меры ответственности могут быть применены к любому лицу, нарушившему абсолютное право управомоченного лица. Так, например, собственник может требовать от всякого и каждого, чтобы тот воздерживался от совершения любых действий, мешающих собственнику осуществлять свои полномочия по владению, пользованию и распоряжению принадлежащей ему вещью.

-Относительные – управомоченному лицу противостоит строго определенное обязанное лицо, поэтому требовать исполнения обязанности, а в случае неисполнения применять меры принуждения можно только к этому конкретному обязанному лицу. Так, по договору купли-продажи покупатель имеет право требовать передачи проданного имущества от конкретного продавца.

-Имущественные – правоотношения, возникающие всегда по поводу материальных благ (имущества) и связаны либо с нахождением имущества у конкретного лица (право собственности и т.п.), или с переходом имущества от одного лица к другому (по договору, в порядке наследования). Для защиты имущественных прав могут применяться только меры имущественного характера (неустойка, возмещение вреда и т.п.).

-Неимущественные – правоотношения, возникающие по поводу нематериальных благ, таких как честь, достоинство, деловая репутация, право авторства на произведение, опытный образец и т.п. для защиты таких прав наряду с имущественными санкциями (компенсация морального вреда) применяются и меры неимущественного характера (признание авторства, публичное опровержение и т.п.).

в) по распределению прав и обязанностей;

Простые – одному лицу принадлежит только одно право, а другому лицу - только одна обязанность. Например, в договоре займа у заимодавца есть право требовать возврата взятых взаймы денежных сумм, а у заемщика - только обязанность их возвратить.

Сложные – у каждого субъекта правоотношения одновременно имеются права и обязанности. Так, по договору купли-продажи покупатель имеет право требовать передачи ему проданной вещи, но, в свою очередь, обязан оплатить стоимость проданной вещи, а продавец обязан передать вещь, но вправе требовать уплаты ее цены. Каждое из сложных правоотношений представляет собой совокупность четко определенных взаимных прав и обязанностей. Определив эти права и обязанности, можно сделать вывод о том, какие именно нормы гражданского законодательства применимы в данном случае.

г) по предмету регулирования (способу удовлетворения интересов управомоченного лица):

Вещные - опосредуют статику имущественных отношений и осуществляются действиями самого управомоченного лица (владение, пользование, распоряжение вещью, принадлежащей лицу на праве собственности).

Обязательственные – регулируют динамику имущественных отношений: по поводу передачи вещи, исполнения работ и оказания услуг. В таких правоотношениях субъективное право кредитора реализуется через исполнение должником лежащей на нем обязанности.

Под политической властью подразумевается способность ограниченной группы лиц (или даже одного ) осуществлять контроль и управление и его , руководствуясь теми или иными соображениями. Схемы такого управления могут быть различными в зависимости от политического строя и общественного уклада. Различные механизмы осуществления властных полномочий влияют на принцип формирования и состав органов власти, а также ее ветвей. Традиционно наиболее жизнеспособной считается система, при которой три независимых друг от друга ветви: законодательная, исполнительная и судебная. Очевидно, что в таком варианте один орган власти осуществляет законотворческую деятельность, исходя из интересов общества, другой – реализует принятые законы, а третий следит за их соблюдением.

Необходимо различать органы власти и государственные органы, которые, хоть и входят в систему государственного управления, но не обладают властными полномочиями.

Органы власти – это элементы властной структуры, которые осуществляют непосредственное управление государством и обществом. Основным их признаком является именно наличие тех или иных властных полномочий. Как правило, они делятся в соответствии с масштабом влияния на и региональные органы власти. В свою очередь региональные органы могут быть как частью системы государственного управления, так и входить в структуру местного самоуправления. В большинстве случаев, местное самоуправление представлено лишь исполнительной ветвью власти, то есть единственной его функцией является исполнение , принятых на государственном или региональном уровне.

Структура органов власти

Органы власти делятся как горизонтально (на три ветви), так и : государственный уровень, и местный. В зависимости от конституции государства, может меняться, однако, в большинстве дополнительный высший орган власти (президент или монарх), который не участвует напрямую в работе органов, а контролирует их деятельность для наилучшего совместного функционирования.

В Российской Федерации все органы судебной власти относятся к федеральному уровню, вне зависимости от инстанции суда.

Формирование органов власти происходит в соответствии с действующим законодательством и политической системой. Например, в демократических государствах законодательные органы власти, как правило, формируются по результатам выборов, а при диктатуре вся власть, по сути, принадлежит ограниченной группе лиц или вообще одному человеку, и подконтрольные ему органы власти создаются, исходя из его пожеланий и интересов.

Съезд Советов Союза ССР – стал высшим органом.

Сроки собрания . Собирается он не реже раза в год. С 1927 года – и эта периодичность признана избыточной, так что теперь – раз в два года. По большому счёту и это много.

Формирование – так же, как формировались республиканские съезды. Т.е. представители губернских съездов советов и городских советов – избирали. От губернских съездов – больше всего губерний в РСФСР – следственно, РСФСР доминировало.

Компетенция – статья 1 и 2 Конституции 1924 года. Т.е. все вопросы, отнесённые к ведению Союза.

Центральный Исполнительный Комитет СССР – действовал между съездами. Изначально, в 1922-1923 годах, ЦИК планировался как обычный однопалатный парламент. В июле 1923 года состоялось совещание четвёртое по счёту национальной комиссии, и решили наполнить национальными кадрами, их очень мало. Была поставлена задача насытить управление регионами национальными кадрами. И уже с 1923 года ЦИК проектировался как двухпалатный парламент. Палаты были равные, и теперь нет верхней и нижней палаты.

Первая – Союзный совет , формируется съездом Советов в составе 414 депутатов пропорционально населению СССР.

Вторая – Совет национальностей , формируется тоже съездом, но от субъектов СССР. И соответственно каждая союзная республика посылала в эту палату по 5 человек, от каждой автономии – по 1. Учитывая отдельные мелкие национальности, получилось, что обязательно человек от неё должен быть. В этом смысле было исключено доминирование РСФСР.

Где больше всего автономий? Конечно, в Российской Федерации. Но всё по национальному принципу. Если Союзный Совет является зеркальным отображением состава съезда, то Совет Национальностей – противовес. Эти палаты равноправны. Заложена возможность конфликта между палатами, поэтому предусмотрено создание согласительных комиссий, совместное заседание палат, ну и, в крайнем случае, это передача дела на рассмотрение очередного съезда советов.

Компетенция – примерно как разделение Всероссийского Съезда и ВЦИКа.

Исключительная компетенция Съезда:

· Изменение Конституции СССР;

· Ратификация международных договоров.

Сессии ЦИКа собираются не реже трёх раз в год.

Президиум ЦИК

У него компетенция поинтереснее, чем в Конституции 1918 года.

· Собирает ЦИК на сессии.

· Обладает контрольными полномочиями. Может приостанавливать действие постановления наркоматов до созыва ЦИК. Президиум ЦИК – координирующий орган до сессии ЦИКа.

· Готовит материалы для очередной сессии ЦИКа. Рабочий орган для ЦИКа советского союза.

При формировании Президиума учтены члены обеих палат.


Всего 21, последние 7 – избираются на совместном заседании палат. 7 –от союзного совета и 7 от совета национальностей.

СНК СССР

Состоял из народных комиссаров. Но что это занародные комиссары? Это Комиссары, возглавлявшие два типа народных комиссариатов:

· Общесоюзные наркоматы. Реализуют компетенцию СССР. 5 человек

· Объединённые наркоматы. Реализуют сферу совместного ведения. 5 человек.

Виды наркоматов:

· Иностранных дел;

· Путей сообщения;

· Внешней торговли;

· Почты и телеграфа;

· Военных дел;

· Продовольствия;

· Нарком, возглавляющий ВСНХ СССР;

· Финансов;

· Нарком, возглавляющий рабоче-крестьянскую армию.

Компетенция совнаркома включает законодательные полномочия. Смотреть выше – по компетенции СССР и совместной. Отсутствует формальное разделение властей. Однако СНК всё реже и реже законодательствует. В основном, акты их утверждаются ЦИКом, и вступают в силу только после подтверждения. Их самостоятельное законотворчество уже не велико. Хотя де-юре – издавали декреты.

Местные органы

Два магических слова:

· Оживление;

· Коренизация

Оживление :

· В годы гражданской войны затухли. Теперь надо оживлять. Одно из самых главных НЭПовских нововведений – расширение избирательного списка, т.е. включение туда тех, кто это права был лишён, например, торговцев. Сначала сдай продналог, потом торгуй пожалуйста.

· Укрепление финансовой и материальной базы местных советов. В годы гражданской войны были упразднены местные бюджеты, теперь их восстановили. Восстановили местные бюджеты, начиная с уездного, губернские, а также республиканские. Бюджеты были дотационными. Суть в том, что если доходы республики меньше расходов, то разницу покроют дотацией из федерального бюджета. Это было официально закреплено.

· В управление местных советов переданы местные предприятия; главкизм приказал долго жить. Плюс – здравоохранение и образование местного значения.

· Проведение предвыборных кампаний. Несколько раз за годы НЭПа результаты выборов признавались недействительными – по причине низкой явки избирателей. Подкорректировано законодательство по отзыву депутатов. Сложилась определенная практика таких отзывов. Очень часто депутаты физически не могли работать. Засыпали.

Коренизация –увеличение доли национальных кадров в руководстве.

· Путём национального делопроизводства – два языка – на русском и на местном национальном.

· Повышение уровня грамотности местного населения. Местная пресса финансируется на национальном языке, радиопередачи на национальном языке. За счет федерального бюджета.

· Обновляется законодательство о выборах в местные советские органы – советы поселений и исполкомы.

· В национальных поселениях появляются национальные сельские советы.

Армия

· Массовая демобилизация. До 1924 года армию сократили в 10 раз – из 5 млн. осталось 500 000.

· Меняется порядок комплектования и прохождения службы в рядах Красной Армии:

· Чётко определяются сроки. В общемсрок службы – пять лет. В годы Гражданской Войны о них никто особо не задумывался. Кстати, вполне по окончании войны тебе могут дать лопату восстанавливать народное хозяйство.

· Возраст призыва – 19.

· После пятилетней службы мужчина состоит в запасе до 40 лет.

Цель реформ в области прохождения службы – удешевление армии.

Во-первых , введение разных порядков службы. Первый способ нам известен - кадровый – призыв конкретных людей. Все пять лет мужчина служит в конкретной части. Второй – переменный. Суть его в том, что из 5 лет только первый год мужчина проводит в своём полку, то есть там, куда его призвали. Остальные 4 года он официально числится на службе, но находится в так называемом «долгосрочном отпуске». За эти оставшиеся 4 года он может быть призван на сборы несколько раз. Принял присягу, послужил год и вернулся к себе на оставшееся время, работает, но периодически призывается на сборы. Третий способ – вневойсковой – вообще ни года не проводит на действительной службе, периодически призывается на сборы.

Во-вторых , снижение расходов по сборам – территориальная милиционная система.Miles – неподготовленные.Цель – сэкономить на транспортных расходах. Мужчина должен был выйти из дома и за сутки максимум дойти своими ногами до пункта прохождения службы.

В-третьих , Красная Армия очень часто привлекалась для целей народного хозяйства – уборка урожая, заготовка леса, заготовка торфа. Практика показала, что в годы НЭПа многие войска и части получили награды трудовые. За ударный труд.

В-четвёртых , альтернативная служба. Речь идёт об освобождении от службы по религиозным соображениям.Признание человека освобожденным по религиозным соображениям составляет особый тип гражданского судопроизводства. Открываем раздел ГПК 1923 года «Порядок рассмотрения…»именно об этом.

Реорганизация управления Красной Армией

Удешевление армии сказывается на сокращении аппарата управления. В частности, остаётся всего 4 главка:

· Главное управление РККА. Организация повседневной жизни солдат и командиров, разные додовольствия, строительство жилья. Всякая социалка.

· Инспекторат РККА. Решал вопросы боевой подготовки, проведение учений, снабжение армии различным вооружением.

· Главное политуправление - ГлавПУР. Идеологическая работа. По сути упраздняется двоевластие в армии – комиссаров и командиров. В годы Гражданской Войны комиссар утверждал всякий приказ командира подразделения. Теперь в этом отпала нужда. Контролировать не нужно. Только воспитательная деятельность.

· Генеральный Штаб. Военная разведка, различные планы – наступательные и оборонительные – военные кампании.

Во главе Красной Армии оставался Реввоенсовет. РВС – это то, что было наркоматом военных дел. Тем не менее, оный наркомат тоже остался.

При образовании СССР у нас получается РВС СССР.

Реформы управления народным хозяйством Предложено объединить деятельность хозяйственных ведомств в едином экономическом центре – в Совете Труда и Обороны (СТО) – бывший Совет Рабочей и Крестьянской Обороны (СРКО):

· Председатель СНК – председатель СТО

· Нарком военных дел

· Нарком труда

· Нарком путей сообщения

· Нарком земледелия

· Нарком продовольствия

· Нарком Рабоче-Крестьянской Инспекции

· Председатель ВСНХ

· Председатель Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов

В качестве местных органов экономического управления в 1921 году созданы Экономические Совещания (ЭКОСО) – областные, губернские, уездные. Низовыми органами СТО стали:

· ЭКОСО на предприятиях.

· Крестьянские комитеты по улучшению сельского хозяйства.

Важнейшая функция СТО – направление работы хозяйственных наркоматов в соответствии с единым государственным планом.

Для разработки такого плана и общего наблюдения за его исполнением в феврале 1921 года была создана Государственная Общеплановая Комиссия (Госплан). При хозяйственных наркоматах были учреждены плановые комиссии.

Предприятия ведения ВСНХ распались на две группы:

· В непосредственном подчинении ВСНХ

· Переданные в местное управление

ВСНХ СССР – объединенный наркомат, руководящий ВСНХ союзных республик, которые одновременно подчиняются еще и своим ЦИК и СНК. Отсюда разделение промышленности на:

· Общесоюзную

· Республиканскую

· Местную

1921 г. – установление системы управления, совмещающей функциональный и отраслевой принципы:

· Функциональный метод – по отдельным функциям – планирование, снабжение, финансирование, техническое обеспечение.

· Отраслевой метод – один орган руководит целостной отраслью хозяйства, промышленности по всем вопросам.

Управление сельским хозяйством в полном объеме стали осуществлять:

· Народный Комиссариат Земледелия.

· Губернские и уездные земельные отделы исполкомов.

Необходимость решать некоторые вопросы в общесоюзном масштабе привела к регулярному созыву совещаний народных комиссариатов земледелия всех республик.

ЦИК СССР 7 декабря 1929 года создал объединенный союзно-республиканский Наркомат земледелия СССР.

Конституционный статус Российской Федерации. Организационно-правовые основы деятельности органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации. Экономические основы управления субъектов Российской Федерации. Представительные органы государственной власти субъектов РФ, их полномочия (на примере конкретного субъекта РФ). Органы исполнительной власти субъектов РФ. Главы Администраций субъектов РФ, их роль и полномочия в управлении подведомственной территории.

Конституционный статус РФ - это совокупность прав и обязанностей РФ. Ядром правовой системы РФ является Конституция, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории РФ.

РФ-демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Федерацию отличают возможность ее субъектов самостоятельно, без какого-либо вмешательства центральной власти образовывать (формировать) собственные органы государственной власти и наличие взаимного разграничения предметов ведения и полномочий.

Конституционный статус РФ определяется Конституцией РФ и включает государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства:

1.Суверенитет РФ. РФ является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов власти субъектов РФ.

2.Государственная территория РФ, состоящая из территорий всех субъектов РФ, внутренних вод и территориального моря, воздушного пространства над ними, её целостность и неприкосновенность.

3.Конституция РФ и федеральные законы, их верховенство на всей территории РФ. Единство правовой системы, которая включает в себя федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты государственных органов субъектов федерации, а также нормативные правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

4.Федеральные органы гос. власти (глава государства, законодательные, исполнительные, судебные и иные органы), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ.

5.Единое экономическое пространство, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств (установление внутренних таможенных границ не допускается).

6.Единое гражданство РФ.

7.Государственный язык - русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком.

8.Единые Вооруженные Силы РФ во главе с Верховным Главнокомандующим - Президентом РФ.

9.Единая денежная единица - рубль (денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком РФ, введение и эмиссия других денег не допускается).

10.Государственные символы - государственный флаг, государственный герб, государственный гимн, установленные федеральными конституционными законами.

11.Столица РФ - город Москва.

Организационно-правовые основы деятельности органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации

Принципы – это важнейшие политико-правовые и организационно-правовые основы организации и деятельности органов гос-ной власти.

1. Федерализм является ведущим принципом такого рода, определяющим не только построение системы исполнительных органов, но и характер их взаимоотношений.

Согласно Конституции, РФ состоит из 85 субъектов - 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 городов федерального значения, 1 автономной области, 4 автономных округов.

Каждый субъект федерации, помимо федеральных органов, имеет свою исполнительную (как правило, губернатора или главу), законодательную (региональные парламенты) и судебную (конституционный (уставный) суд субъекта) ветви власти. Субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами. Субъекты федерации имеют по два представителя в верхней палате российского парламента - Совете Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты имеют полномочия решать вопросы, отнесённые Конституцией к ведению субъектов.

Соответственно определены предметы ведения РФ: установление системы, порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти и их формирование; управление объектами федеральной государственной собственности; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральные экономические службы; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе; внешняя политика; оборона и безопасность, оборонное производство; защита государственной границы; метеослужба, стандарты, геодезия и картография; федеральная государственная служба.

Определены также предметы совместного ведения РФ и ее субъектов. Это обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; разграничение государственной собственности; природопользование, охрана окружающей среды; общие вопросы образования, науки и культуры; осуществление мер по борьбе с чрезвычайными ситуациями; административное и административно-процессуальное законодательство и др. Вне названных пределов субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Принцип федерализма предполагает также возможность взаимной передачи части полномочий, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

2. Законность как принцип деятельности органов исполнительной власти вытекает непосредственно из подзаконности осуществляемой ими государственно-управленческой деятельности. Его непосредственным выражением является верховенство Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, а также законодательства РФ и ее субъектов по отношению к любым правовым актам, издаваемым органами исполнительной власти; обязанность строгого соблюдения требований законодательства на всех уровнях государственно-управленческой деятельности и каждым должностным лицом; обеспечение неуклонного исполнения норм законодательства в сферах деятельности, отнесенных к ведению соответствующих органов исполнительной власти; соблюдение, обеспечение реализации и защита государственно-управленческими средствами прав и законных интересов всех участников управленческих отношений, установленных действующим законодательством.

3. Принцип учета особенностей объектов государственно-управленческой деятельности. Принцип управления, учитывающий современные особенности сферы государственного управления, в которой наряду с государственными объектами функционирует множество негосударственных, в основном коммерческих, структур, включая частные. На этой основе в механизме реализации исполнительной власти происходит отбор различных методов управляющего воздействия (ограничение средств прямого управления, развитие начал государственного регулирования и т.п.). Вместе с тем данный принцип лежит в основе организации систем отраслевого и межотраслевого управления, использования в процессе государственно-управленческой деятельности методов централизованного и децентрализованного руководства, сочетания общефедеральных и территориальных (региональных) интересов.

4. Для организации и деятельности органов исполнительной власти существенное значение имеет также принцип экономичности. Его значимость определяется тем, что механизм реализации исполнительной власти многоструктурен и оснащен значительным количеством служащих (чиновников), выполняющих его функции. При этом необходимо учитывать, что расходы на содержание такого механизма, будучи по своей природе непроизводительными, отягощают федеральный и региональные бюджеты. В силу этого постоянно осуществляются организационно-правовые меры, направленные на обеспечение экономии в расходовании государственных средств в сфере управления.

5. Принцип гласности работы органов исполнительной власти предполагает широкое обнародование, доведение до всеобщего сведения через средства массовой информации наиболее значимых результатов своей работы, в том числе нормативных правовых актов. Единственное ограничение связано с содержанием в актах сведений, составляющих государственную тайну.

Также в числе действующих принципов есть: народовластие; обеспечение прав и свобод человека и гражданина; ответственность.

Экономические основы управления субъектов Российской Федерации

Экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта РФ составляют находящиеся в собственности субъекта имущество, средства бюджета субъекта и территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта, а также имущественные права субъекта. Собственность субъекта РФ признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Представительные органы государственной власти субъектов РФ, их полномочия (на примере конкретного субъекта РФ).

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов Российской Федерации. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

Так, Законодательную власть Самарской области осуществляет Самарская Губернская Дума, она обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. В Самарской Губернской Думе правом законодательной инициативы обладают депутаты Самарской Губернской Думы, комитеты и комиссии Самарской Губернской Думы, депутатские группы и фракции, Совет Самарской Губернской Думы, Губернатор Самарской области, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представители от Самарской области, главы муниципальных образований, представительные органы муниципальных образований в Самарской области, региональные общественные объединения, зарегистрированные в установленном законом порядке на территории Самарской области. Право законодательной инициативы принадлежит также областному суду, арбитражному суду области, прокурору области, избирательной комиссии Самарской области, Уставному суду Самарской области, Уполномоченному по правам человека в Самарской области по вопросам их ведения.

Самарская Губернская Дума состоит из 50 депутатов. 25 депутатов Самарской Губернской Думы избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства. 25 депутатов Самарской Губернской Думы избираются по общеобластному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

Полномочия:

1) принимает Устав и законы Сам.обл;2) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения С.обл и предметам совместного ведения РФ и С.обл;2.1) наделяет гражданина РФ по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатора С.обл;2.2) заслушивает ежегодные отчеты Губернатора С.области о результатах деятельности Правительства С.области;2.3) заслушивает ежегодные отчеты должностных лиц о деятельности полиции на территории С.области;3) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, Уставом С.области и законами С.области. 4) утверждаются бюджет С.области и отчет о его исполнении;5) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в Самарскую Губернскую Думу и органы местного самоуправления в С.области;6) утверждаются программы социально-экономического развития С.области, представленные Губернатором С.области;7) устанавливаются налоги и сборы, а также порядок их взимания, льготы по ним;8) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов С.области и отчеты об их исполнении;9) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью С.области, в том числе долями (паями, акциями) С.области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;10) утверждаются заключение и расторжение договоров С. области;11) устанавливается порядок назначения и проведения референдума С.области;12) устанавливается система органов исполнительной власти.области;13) решаются вопросы внутреннего распорядка деятельности Самарской Губернской Думы;14) оформляется согласие на назначение на должности вице-губернаторов С. области;15) назначается половина членов Избирательной комиссии Самарской области;16)назначается дата выборов в Самарскую Губернскую Думу;17) утверждается соглашение об изменении границ Самарской области и иных субъектов Российской Федерации;18) одобряется проект договора о разграничении полномочий;25) назначаются на должность председатель Уставного суда Самарской области, заместитель председателя Уставного суда Самарской области, судья - секретарь Уставного суда Самарской области, судья Уставного суда Самарской области, мировые судьи Самарской области;19) оформляется согласование кандидатуры на должность прокурора Самарской области

Органы исполнительной власти субъектов РФ

Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления. В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта.

Под системой исполнительной власти субъекта Федерации понимается совокупность органов субъекта Федерации, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, средства их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления. В единую систему исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются:

а) глава исполнительной власти субъекта Федерации – президент республики, глава администрации, губернатор, и т. д.;

б) исполнительный орган государственной власти общей компетенции (правительство или администрация);

в) исполнительные органы государственной власти специальной компетенции (отраслевые и межотраслевые);

г) территориальные органы государственной исполнительной власти общей компетенции, действующие в границах административно-территориальных образований (городов и районов республиканского или областного подчинения, и т. д.) или на территории административных (управленческих) округов;

д) территориальные органы государственной исполнительной власти специальной компетенции, являющиеся структурными подразделениями органов общей компетенции или отраслевых (межотраслевых) органов субъекта Федерации.

Приведенный перечень является собирательным, обобщающим все возможные варианты. Система исполнительной власти конкретного субъекта Федерации устанавливается им самостоятельно в конституции, уставе и законах о системе органов государственной власти, а также в актах главы исполнительной власти, закрепляющих структуру исполнительных органов.

Главы Администраций субъектов РФ, их роль и полномочия в управлении подведомственной территории

Глава администрации высшее должностное лицо, руководящее органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Он подчиняется Президенту и Правительству РФ по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Глава областной администрации, руководит ее деятельностью, обладает разнообразными полномочиями в области формирования органов исполнительной власти и структуры администрации, бюджета, финансов и учета, управления собственностью, взаимодействия с предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, а также в конкретных отраслях и сферах экономического, социально-культурного развития.

К полномочиям относится: - право законодательной инициативы; подписания и опубликования законов; - отлагательное вето на законы; - исключительное право внесения законопроектов по бюджету, планам социально-экономического развития региона, структуре администрации и др.

Уставы краев и областей, закрепляя единоначалие в осуществлении исполнительной власти губернатора, его ведущую роль, наделяют губернатора правом представлять интересы региона за его пределами, подписывать от имени субъекта договоры и соглашения.



Просмотров