По какому закону осуществляет закупки казенное учреждение. Контрактная система в сфере закупок бюджетных учреждений

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2014, N 1

<*> Анализ основных новаций Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

С 01.01.2014 процесс осуществления закупок бюджетными учреждениями регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). При этом одновременно признается утратившим силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

Рассмотрим основные нововведения, которые вносит Закон N 44-ФЗ в процесс осуществления закупок государственными учреждениями. К важнейшим новациям Закона N 44-ФЗ следует отнести:

  • появление антидемпинговых мер;
  • перевод закупок за счет внебюджетных источников под действие Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ);
  • необходимость обоснования всех закупок учреждения;
  • расширение критериев оценки заявок участников торгов и т.д.

Согласно новым правилам бюджетные учреждения вправе не учитывать требования Закона N 44-ФЗ, если закупки проводятся:

  • за счет грантов, полученных от граждан и организаций на безвозмездной и безвозвратной основе (если грантодатель не поставил других условий);
  • для приобретения товаров (работ, услуг) согласно контракту, по которому бюджетное учреждение является исполнителем;
  • за счет средств, полученных от другой приносящей доход деятельности (за исключением средств обязательного медицинского страхования).

Для того чтобы бюджетное учреждение смогло применять положения Закона N 223-ФЗ, учреждению до окончания 2013 г. нужно было принять положение о закупке и разместить его на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru). В остальных случаях, в том числе при размещении заказа за счет средств субсидий, бюджетные учреждения должны соблюдать требования Закона N 44-ФЗ (ч. 1 - 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

Также по новым правилам автономные учреждения должны соблюдать требования Закона N 44-ФЗ при проведении закупок за счет средств бюджета, выделенных на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности (ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ должна быть создана единая информационная система (ЕИС) в сфере закупок, которая будет обеспечивать:

  • формирование, обработку, хранение и представление данных участникам контрактной системы;
  • контроль за информацией о закупках (с 01.01.2016);
  • использование усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов;
  • подачу заявок в электронной форме на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и открытие доступа к таким заявкам.

Сведения и документы, которые должна содержать ЕИС, установлены ч. 3 ст. 4 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, субъекты РФ (муниципальные образования) вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, которые должны быть интегрированы (связаны) с ЕИС (ст. 4 Закона N 44-ФЗ).

Новая контрактная система государственных закупок предусматривает применение антидемпинговых мер, поскольку при снижении участником конкурса или аукциона цены на 25% и более к нему предъявляются следующие требования:

  • если начальная (максимальная) цена контракта больше 15 млн руб., то при подписании контракта участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, которое в полтора раза превышает размер, указанный в документации (но не менее чем в размере аванса);
  • если начальная (максимальная) цена контракта меньше или равна 15 млн руб., то при подписании контракта участник может предоставить на выбор обеспечение исполнения контракта, которое в полтора раза превышает размер, указанный в документации (но не менее чем в размере аванса), или информацию, подтверждающую его добросовестность (в частности, информацию из реестра контрактов, подтверждающую исполнение трех контрактов без применения к участнику неустоек) (ст. 37 Закона N 44-ФЗ).

Основные требования Закона N 44-ФЗ будут вступать в силу постепенно. Так, с 01.01.2015 для проведения закупок заказчики должны составлять:

  • план закупок на срок действия закона о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который должен содержать:

идентификационный код закупки:

цель закупки;

сроки (периодичность) планируемых закупок;

информацию об обязательном общественном обсуждении закупки;

  • планы-графики в соответствии с планами закупок, в которых будут отражены:

идентификационный код закупки;

способ и обоснование определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

дату начала закупки;

размер предоставляемого обеспечения заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;

информация о банковском сопровождении контракта.

При этом закупки, не предусмотренные планами-графиками, заказчик провести не сможет (ст. ст. 16, 17, 21 и 114 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, с 01.01.2015 заказчику нужно будет обосновывать все закупки в процессе формирования плана закупок и плана-графика. Обоснованию подлежат:

  • объект закупки;
  • начальная (максимальная) цена контракта;
  • способ определения поставщика (ст. 18 Закона N 44-ФЗ).

Важной новацией Закона N 44-ФЗ является необходимость создания заказчиком контрактной службы, если совокупный годовой объем закупок, в соответствии с планом-графиком, превышает 100 млн руб.

Если совокупный годовой объем закупок менее 100 млн руб., заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупок (включая исполнение каждого контракта), - контрактного управляющего.

Сотрудники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ст. 38 Закона N 44-ФЗ). Функции и полномочия контрактной службы (контрактного управляющего) приведены в ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ.

По новым правилам с 1 января 2014 г. бюджетные заказчики обязаны проводить закупки в размере не менее чем 15% годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком у субъектов малого предпринимательства и у социально ориентированных некоммерческих организаций, которые ведут деятельность, предусмотренную п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Исключение составляют закупки для обеспечения обороны и безопасности государства, а также в области использования атомной энергии.

При закупках у данных субъектов начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб. (ст. 30 Закона N 44-ФЗ).

Одним из главных отличий Закона 44-ФЗ от утратившего силу Закона N 94-ФЗ является расширение критериев оценки заявок участников торгов. Если ранее фактически единственным критерием оценки заявки являлась цена контракта, то с нового года устанавливаются следующие критерии оценки заявок:

  • цена контракта;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (использование результатов работ);
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, деловой репутации, специалистов и иных работников с необходимым уровнем квалификации.

Документацией о закупке (за исключением аукциона) должно быть установлено не менее чем два критерия, один из которых - цена. Исключение установлено для следующих случаев:

  • при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять вышеприведенных критериев оценки заявок. Он может установить критерии по своему усмотрению. Кроме того, заказчик может не применять установленные величины значимости критериев;
  • если заключается контракт жизненного цикла (предусматривает закупку товара или работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара, созданного в результате выполнения работы объекта), заказчик вправе в качестве критерия установить стоимость жизненного цикла товара. Такой критерий включает в себя расходы на закупку товара (выполнение работы), последующие обслуживание и эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию (ст. 32 Закона N 44-ФЗ).

В Законе N 44-ФЗ уточнены правила обеспечения заявок при проведении закупок бюджетными учреждениями. Обеспечение может быть предоставлено путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Обеспечение на участие в электронных аукционах осуществляется только путем внесения денежных средств.

Размер обеспечения заявки должен составлять от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта. Если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., то размер обеспечения составляет 1% от такой цены. Если же закупка проводится с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, размер обеспечения заявки не может превышать 2% от начальной (максимальной) цены контракта (ст. 44 Закона N 44-ФЗ).

По новым правилам заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем:

  • за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе;
  • за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок (ст. 36 Закона N 44-ФЗ). Данные сроки значительно сократились, что предоставляет бюджетным учреждениям больше возможностей для отмены ранее заявленных торгов.

В Законе N 44-ФЗ тщательно прописан механизм формирования начальной (максимальной) цены контракта. Так, установлены следующие методы определения начальной (максимальной) цены контракта:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • нормативный метод (если законодательно предусмотрены предельные цены);
  • тарифный метод (если цены подлежат госрегулированию);
  • проектно-сметный метод (на строительные и ремонтные работы и на работы по сохранению объектов культурного наследия);
  • затратный метод (если невозможно применить другие методы).

Однако метод сопоставления рыночных цен является приоритетным. Использовать другие методы можно в случаях, определенных Законом N 44-ФЗ (ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Важно отметить, что в Законе N 44-ФЗ установлены правила описания объекта закупки. В частности, описание должно носить объективный характер, должны быть использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология. Документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, а также информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара. Полные правила формирования описания объекта закупки приведены в ст. 33 Закона N 44-ФЗ.

С 01.01.2014 расширены способы проведения закупок бюджетными учреждениями. В целом все закупки делятся на два вида: конкурентные и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В свою очередь, конкурентные способы помимо уже установленных Законом N 94-ФЗ (запрос котировок, открытый конкурс, открытый аукцион в электронной форме, закрытые конкурс и аукцион) дополняются следующими видами:

  • конкурсом с ограниченным участием;
  • двухэтапным конкурсом;
  • закрытым конкурсом с ограниченным участием;
  • закрытым двухэтапным конкурсом;
  • запросом предложений (ст. 24 Закона N 44-ФЗ).

В случае проведения открытого конкурса общий срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать 20 дней начиная с даты вскрытия конвертов. В случае проведения конкурса на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства заказчик вправе продлить срок рассмотрения и оценки заявок, но не более чем на 10 рабочих дней (ч. 1 ст. 53 Закона N 44-ФЗ).

По результатам открытого конкурса контракт заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней начиная с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. Победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все его экземпляры заказчику в течение 15 дней начиная с даты получения от заказчика проекта контракта. При уклонении победителя от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков в части, не покрытой суммой обеспечения заявки, и заключить контракт с участником, заявке которого присвоен второй номер (ст. 54 Закона N 44-ФЗ).

В случае проведения электронного аукциона согласно правилам Закона N 44-ФЗ заказчик должен разместить в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., то заказчик размещает извещение не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок (ч. 2, 3 ст. 63 Закона N 44-ФЗ).

Важные изменения Закон N 44-ФЗ вводит в процедуру закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Так, по новым правилам закупка товара (работы, услуги) возможна на сумму, не превышающую 100 000 руб. без проведения торгов, если совокупный годовой объем таких закупок не превышает 5% от размера средств от общего объема закупок по плану-графику и составляет не более чем 50 млн руб. в год. Напомним, что согласно Закону N 94-ФЗ размещение заказа без проведения конкурсных процедур было возможно в случае, если сумма поставок одноименных товаров (работ, услуг) в течение квартала не превышает 100 000 руб.

С 01.01.2014 закупка товара (работы, услуги) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую 400 000 руб., возможна (при соблюдении обязательных условий):

  • государственными (муниципальными) образовательными учреждениями и учреждениями культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия;
  • другими государственными (муниципальными) учреждениями: зоопарками, планетариями, парками культуры и отдыха, заповедниками, ботаническими садами, национальными парками, природными парками, ландшафтными парками, театрами, учреждениями, осуществляющими концертную деятельность, телерадиовещательными учреждениями, цирками, музеями, домами культуры, дворцами культуры, клубами, библиотеками, архивами.

При этом совокупный годовой объем таких закупок не должен превышать 50% средств от общего объема закупок по плану-графику и 20 млн руб. в год (ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, Законом N 44-ФЗ исключена возможность заключения договора с единственным поставщиком по оказанию услуг энергоснабжения и купли-продажи электроэнергии - закупку можно проводить путем запроса предложений (п. 1 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

С 01.01.2014 заказчик обязан устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в следующих размерах:

  • от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении закупки;
  • от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее размера аванса (если он предусмотрен контрактом) - в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн руб.;
  • в размере аванса - в случае если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта (ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Размер обеспечения увеличивается в полтора раза в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта (с учетом положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ). Если же участником закупки является казенное учреждение, то указанные выше требования об обеспечении не применяются (ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Контрольные функции за исполнением Закона N 44-ФЗ осуществляют:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС России);
  • контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа (Рособоронзаказ);
  • уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа;
  • Казначейство России;
  • финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата) - в целях установления законности расходования бюджетных средств (ч. 1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, Законом N 44-ФЗ введены положения по проведению ведомственного контроля в сфере закупок (ст. 100 Закона N 44-ФЗ), контроля, проводимого заказчиком (ст. 101 Закона N 44-ФЗ), общественного контроля (ст. 102 Закона N 44-ФЗ). Также с 01.01.2014 введено понятие "аудит в сфере закупок".

С 01.01.2014 ст. 98 Закона N 44-ФЗ вводит новое понятие - аудит в сфере закупок, который будут осуществлять следующие органы:

  • Счетная палата РФ;
  • контрольно-счетные органы субъектов РФ;
  • контрольно-счетные органы муниципальных образований.

Список литературы

  1. Беспалов М.В. Анализ изменений законодательства в области бухгалтерского, налогового учета и страховых взносов в 2011 году // Налоги и финансы. 2011. N 1. С. 6 - 10.
  2. Беспалов М.В. Анализ практики применения в строительной отрасти Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на примере Тамбовской области // Налоги и финансы. 2011. N 2. С. 38 - 41.
  3. Беспалов М.В. Развитие предпринимательской деятельности на основе построения эффективной налоговой политики в условиях нестабильной экономики // Финансы и кредит. 2009. N 43. С. 45 - 53.
  4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
  5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
  6. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
  7. URL: http://budget.lgl.ru.
  8. URL: http://www.consultant.ru.
  9. URL: http://www.garant.ru.

М.В.Беспалов

Кандидат экономических наук,

заместитель главного бухгалтера

Тамбовский государственный университет

Предоставляет возможность бюджетным и автономным учреждениям осуществлять госзакупки (при наличии определенных условий) в соответствии с положениями 223-ФЗ. Необходимо отметить, что такое «послабление» дает некоторые возможности. К примеру, в рамках 223-ФЗ отсутствует необходимость обосновывать торги либо . Однако, это не означает, что все данные организации проводят в рамках 223-ФЗ. Также автономное учреждение 44-ФЗ считает заказчика наравне с другими организациями.

Так 44-ФЗ для автономных учреждений 2019 года предусматривает обязательное проведение торгов в следующих случаях:

  • тендер осуществляется за счет средств бюджета бюджетной системы, которые направлены на проведение капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности;
  • передача государственными (муниципальными) заказчиками своих полномочий данным организациям.

Необходимо обратить внимание, что если речь идет о других субсидиях, то у такого рода организаций существует право проведения торгов в рамках 223-ФЗ.

Особенности торгов по 223-ФЗ

Обратимся к закупкам, которые проводят автономные учреждения в рамках 223-ФЗ. Чтобы провести публичную процедуру, заказчик обязан разработать и утвердить документ, который будет описывать всю закупочную деятельность организации — Положение о закупках. Оно утверждается наблюдательным советом. Положение должно содержать порядок подготовки и проведения процедур (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также другие моменты, связанные с обеспечением закупки. Помимо указанных в законе способов проведения публичных процедур, можно предусмотреть и другие способы, к примеру, запрос цен или предложений.

Обращаем внимание, что такая организация имеет право не размещать в ЕИС информацию о торгах, цена которых не более 500 000 рублей, если выручка заказчика за финансовый год составила более 5 млрд рублей.

Также необходимо отметить, что Правительство РФ устанавливает перечень продукции, заказ которой осуществляется в электронной форме. Такие товары, работы и услуги перечислены в Постановлении Правительства РФ от 21.06.2012 № 616. В их числе, к примеру:

  • бумага;
  • одежда для поддержания физической формы;
  • изделия медицинские вато-марлевые.

Применение Закона о закупках отдельными видами юридических лиц накладывает и . Она определена КоАП РФ и полагается, например, за неразмещение в ЕИС положения, а также изменений, вносимых в данный акт.

Переход на работу в рамках 44-ФЗ

Сегодня многие задаются вопросом, когда автономные учреждения перейдут на 44-ФЗ. Как уже было указано, часть процедур они уже осуществляют в рамках этого закона и руководствуются общими правилами проведения данных публичных процедур. Закон о контрактной системе четко регламентирует все действия заказчиков и не предполагает принятия локального акта — Положения о закупках.

Предполагалось, что перевод автономных учреждений на 44-ФЗ произойдет в 2017 году, однако этого не случилось. Законопроект так и не внесли в Государственную Думу на рассмотрение. Однако можно предположить, что, когда это случится, переход автономных учреждений на 44-ФЗ будет осуществляться аналогично тому, как это происходило с государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

Выходные данные сборника:

ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПОК ДЛЯ НУЖД БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

Пивоварова Ольга Николаевна

канд. ист. наук, доцент Кубанского Государственного университета, РФ, г. Краснодар

FEATURES PURCHASES FOR THE NEEDS BUDGETARY INSTITUTIONS IN CONTRACT SYSTEM

Olga Pivovarova

Ph.D., Associate Professor of Kuban State University, Russia Krasnodar

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются новшества законодательства, регулирующего процедуру закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд применительно к бюджетным учреждениям в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов. Используемый метод - сравнительно-аналитический. В результате проведенного исследования сделан вывод о целесообразности применения нового порядка осуществления закупок для нужд бюджетных учреждений в рамках принятой контрактной системы.

ABSTRACT

This article discusses new legislation governing the procurement of goods, works and services for public and municipal needs in relation to budgetary institutions in accordance with the requirements of existing regulations. The method used is the comparative. The study concluded that the use of the new procedure for procurement for the needs of public institutions under the federal contract system.

Ключевые слова: бюджетное учреждение; приносящая доход деятельность; контрактная система.

Keywords: budgetary institution; income-generating activities; the contract system.

Проведение эффективной бюджетной политики является приоритетным направлением финансовой деятельности публично-правового образования. В связи с этим при регулировании бюджетных отношений необходимо создавать условия и использовать механизмы, способствующие повышению эффективности в процессе управления бюджетными средствами, усилению ответственности участников бюджетного процесса при осуществлении операций по расходованию выделяемых средств из бюджетов.

Усиленное внимание к вопросам развития финансово-правовых механизмов управления государственными финансами, обусловлено усложняющимися социально-экономическими отношениями, преобразованиями в бюджетной сфере, а также негативным влиянием мирового финансового кризиса, вызвавшим острую потребность экономии бюджетных средств.

Наряду с необходимостью экономии, и даже в большей мере, необходимо отметить возросшую значимость эффективного расходования бюджетных средств, достижения тех целей, которые государственный или муниципальный заказчик ставил перед собой, осуществляя закупку. Ведь, как показала практика, зачастую, потребности заказчика не возможно удовлетворить, не осуществляя достаточно объемных затрат: допустим, речь идет о поставке и пусконаладке наисовременнейшего оборудования, об услугах «узких» специалистов, о реконструкции сложных объектов, представляющих историческую и культурную ценность. При закупке некоторых видов товаров, работ, услуг, приоритетом выступает не цена сама по себе, а именно необходимость осуществить запланированное, и, причем, при стопроцентном соблюдении всех требований к качеству.

В качестве одного из инструментов государственного воздействия на социально-экономические процессы, можно рассматривать создаваемую в стране Контрактную систему, основополагающим документом которой стал Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» , явившийся следующей ступенью реформирования системы государственного заказа в Российской федерации.

Согласно ставшему традиционным подходом к данному определению за период действия Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» , под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности государственных и муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления их функций и полномочий (в том числе для реализации целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация,

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления органами местного самоуправления соответствующих функций и полномочий.

Резюмируя вышесказанное, автор приходит к выводу, что приобретение на средства, выделенные из бюджета любого уровня различных товаров, услуг и работ для удовлетворения государственных и муниципальных нужд - это и есть государственные закупки.

Проведение закупок требует от заказчика полноты и четкости планирования, тщательной обоснованности расходов и строгой отчетности.

Универсальность и единообразие процедур осуществления закупок получателями бюджетных средств изначально устанавливались Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» .

Между тем, бюджетная система Российской Федерации продолжает реформироваться, и важным этапом бюджетной реформы, направленной на повышение эффективности бюджетных расходов по обеспечению потребностей граждан в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, стал вступивший в силу Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» .

Федеральным законом от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ внесены поправки более чем в два десятка федеральных законов. В том числе, важные изменения внесены и в Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Кодекс РФ об административных правонарушениях, а также в Бюджетный кодекс РФ.

Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ является основным правовым актом по регулированию функционирования учреждений бюджетной системы, в ходе реализации которого изменился правовой статус действующих ранее бюджетных учреждений.

Статья 120 Гражданского Кодекса Российской Федерации была дополнена новыми положениями, согласно которым государственные или муниципальные учреждения могут быть автономными, бюджетными или казенными. Порядок финансового обеспечения их деятельности регулируется соответствующими нормативно-правовыми актами.

Казенные учреждения заключают государственные контракты, тогда как бюджетные учреждения - гражданско-правовые договоры. В рамках Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ правовой статус данных документов был равнозначен, и порядок принятия бюджетных обязательств для данных видов учреждений был процедурно одинаков.

Между тем, утвержденная контрактная система в Российской Федерации впервые за весь период существования регламентированного процесса закупок для государственных и муниципальных нужд предоставила бюджетным учреждениям возможность изменить порядок принятия бюджетных обязательств, например, в части средств от иной приносящей доход деятельности.

Согласно нормам, содержащимся в пункте 3 части 2 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ , при наличии Положения о закупках, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и размещенного в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ и Положения закупки за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренного его учредительными документами основных видов деятельности.

Бюджетные учреждения вправе осуществлять закупки для собственных нужд с применением норм Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» . Исключение законодатель установил для средств субсидий и средств, получаемых учреждением в рамках обязательного медицинского страхования. Данная норма - беспрецедентна. Подобной практики не существовало ранее. До января 2014 года все денежные средства, которыми располагало, так или иначе, из различных источников финансирования бюджетное учреждение, оно должно было тратить только по единым определенным правилам, установленным Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ. Более того, текст самого закона о закупках отдельными видами юридических лиц, не содержал до недавнего времени корреспондирующих норм, совсем не затрагивая в своей сфере регулирования бюджетные учреждения.

Согласно положениям пункта 2 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Из пункта 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ следует, что бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство в целях реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» разъяснило, что бюджетные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг должны заключать гражданско-правовые договоры от имени учреждения.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступил в силу 1 января 2014 года, бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов различных уровней, и иных средств в обязательном порядке в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 15 .

По мнению автора, основной акцент при рассмотрении нововведений, касающихся порядка расходования денежных средств бюджетным учреждением, необходимо сделать именно на том, что применение иного порядка при закупках товаров, работ, услуг для нужд бюджетного учреждения, это - право, а не обязанность. Причем, право, которое приобретается строго по итогам выполнения определенных Федеральными законами процедур его реализации.

До 1 апреля 2014 года бюджетные учреждения вправе принять правовой акт в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в отношении закупок, предусмотренных частью 2 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и осуществляемых в 2014 году. Указанные правовые акты в случае их принятия бюджетными учреждениями также должны быть размещены до 1 апреля 2014 года на Официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

При этом считаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения гражданско-правовых договоров бюджетного учреждения, а также иные связанные с обеспечением закупки положения, например, требования к составу и порядок работы закупочной комиссии.

Если нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусматривают определенные процедуры закупок и четкий порядок их осуществления, а также ответственность за отклонения заказчика, в том числе, от регламентированных законом сроков, то положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ носят рамочный характер, предписывая заказчику самостоятельно сформировать Положение о закупке, в соответствии с которым он и будет осуществлять закупочную деятельность следующий календарный год после его утверждения.

Данное Положение о закупках должно содержать подробное описание порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг. Данный порядок бюджетное учреждение устанавливает с учетом, наряду с другими, требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» . Это означает, что формируя данный порядок, учреждение должно устанавливать единые подходы и критерии оценки заявок, а также единые требования ко всем возможным участникам закупки, которая будет осуществляться на основании утвержденного Положения.

Основные принципы, продекларированные в законе о защите конкуренции, обязательны для применения во всех закупках, осуществляемых за счет бюджетных средств. При этом, независимо от того, закупает ли заказчик товары по нормам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ или его закупки осуществляются на основании Положения, заказчик обязан обеспечить равноправие участников: ко всем поставщикам, подрядчикам, исполнителям, которые подают заявки на участие закупках, предъявляются одинаковые, заранее известные таким участникам требования, а также предоставляются равные права на получение информации о процедуре закупки, разъяснение заказчиком содержания документации о закупке, а также мотивировочной части протоколов рассмотрения заявок на участие.

В своем Положении о закупках бюджетное учреждение самостоятельно устанавливает не только виды способов закупки, но и условия выбора этого способа. Будет ли бюджетное учреждение проводить открытые конкурсы, и в каких случаях, будет ли использоваться при закупках товаров, работ, услуг запрос коммерческих предложений, возможны ли конкурентные переговоры, что учреждение закупит так называемыми прямыми договорами: все эти вопросы регулируются бюджетным учреждением в Положении.

Безусловно, возможность организовать закупочный процесс в учреждении с учетом особенностей как его государственного или муниципального задания, так и организационно-штатной структуры или иных специфических факторов, например, территориальной удаленности или близости от основных хозяйствующих субъектов функционирующего рынка закупаемых учреждением товаров, работ, услуг, - это очень важная составляющая процесса повышения эффективности расходов, осуществляемых бюджетным учреждением. Данной самостоятельности нет у казенных учреждений, поэтому, зачастую, закупки по объективным причинам, например, из-за предусмотренных законодательством сроков проведения процедуры закупки, осуществляются гораздо медленнее, чем того требуют нужды ежедневного функционирования учреждения.

Строго регламентирован предельный размер средств, которые заказчик может израсходовать на свои нужды без использования конкурентных способов закупки, и размер это весьма скромен - 5 % от суммы средств, выделенных на все закупки заказчика на текущий год. Для бюджетных учреждений есть возможность в Положении предусмотреть любой порядок закупки, в том числе установить случаи закупки у единственного поставщика по своему усмотрению.

Положение о закупках бюджетного учреждения утверждается учредителем в силу норм части 3 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ . Следует отметить, что существуют подзаконные акты, так или иначе регламентирующие действия заказчиков, осуществляющих закупочную деятельность согласно Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ . Например, в части обязанности проводить закупки в электронной форме.

Осуществление закупок в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ предусматривают реализацию отдельного (от документов, формируемых бюджетным учреждением как заказчиком согласно требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ) документооборота: правовых актов бюджетного учреждения, документов по планированию (Планов закупок, размещаемых на Официальном сайте), ведение отчетности, в том числе по количеству и суммам заключенных договоров. Разделив в текущем году имеющиеся в распоряжении денежные средства по двум направлениям: подлежащим освоению по нормам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и подлежащим освоению по нормам Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, бюджетное учреждение в течение всего текущего финансового года должно будет вести соответствующий учет и соблюдать ограничения в отношении каждого из видов средств. Например, включать в План-график, формируемый в силу требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, только средства субсидии (и средств, получаемых в рамках обязательного медицинского страхования), и иных, не подлежащие освоению, согласно утвержденному Положению о закупках, средств.

Согласно требованиям части 3 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ разработанное, утвержденное и размещенное в установленном порядке на Официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг бюджетным учреждением Положение о закупках не подлежит изменению в текущем году .

В течение всего календарного года до 31 декабря бюджетное учреждение будет осуществлять закупки согласно самостоятельно установленным правилам и процедурам, а это - немалый срок, заставляющий серьезно и ответственно задуматься о том, стоит ли реализовывать данное право, предусмотренное законодателем.

Тем не менее, возможность, на взгляд автора, работать в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, установленную Федеральным законом о контрактной системе, нужно расценивать, как преференцию бюджетным учреждениям, так как у них появляется возможность самостоятельно в индивидуальном порядке с учетом особенной функционирования учреждения, а также специфики государственного или муниципального задания организовать процедурную часть закупок. Это позволит, по мнению автора, существенно оптимизировать закупочную деятельность бюджетных учреждений и будет способствовать повышению результативности и эффективности закупок.

Список литературы:

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон № 51-ФЗ от 30.11.94 г. (в ред. от 11.02.13 г.) // СПС «Консультант-Плюс» (17.02.2014).
  2. Письмо Минфина России № 02-13-10/141, Казначейства России № 42-7.4-05/2.3-41 от 21.01.2013 «О гражданско - правовых договорах бюджетных учреждений» // СПС «Консультант Плюс» (17.02.2014).
  3. Письмо Минэкономразвития России от 29.03.2013 № Д28и-367 // СПС «Консультант Плюс» (17.02.2014).
  4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «Консультант Плюс (17.02.2014).
  5. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ред. от 23.07.2013) // СПС «Консультант Плюс» (17.02.2014).
  6. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» //СПС «Консультант Плюс» (17.02.2014).
  7. Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СПС «Консультант Плюс» (17.02.2014).
  8. Федеральный закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СПС «Консультант Плюс» (17.02.2014).
  9. Федеральный закон от № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СПС «Консультант Плюс» (17.02.2014).

С 01.01.2014 бюджетные учреждения, как и другие типы государственных (муниципальных) учреждений, осуществляют свои закупки по новым правилам, установленным Законом о контрактной системе*(1). Напомним, что указанный закон направлен на регулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. В статье мы еще раз поговорим об общих вопросах организации закупок бюджетными учреждениями.

Когда можно не применять нормы Закона о контрактной системе?

Соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о контрактной системе данный закон не применяется к отношениям, связанным:

– с оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международными финансовыми организациями, с которыми РФ заключила международные договоры;
– с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с федеральными законами от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".
– с закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;
– с назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с УПК РФ либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с ГПК РФ;
– с привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
Также отметим, что, по мнению Минэкономразвития и ФАС, высказанному в Письме от 05.03.2014 N 4332-ЕЕ/Д28и/АЦ/7864/14 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к отношениям, связанным с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства" положения Закона о контрактной системе не применяются к отношениям, связанным с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства.
Кроме того, особенности проведения закупок бюджетными учреждениями установлены ст. 15 Закона о контрактной системе. Согласно данной статье бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Бюджетные учреждения вправе не применять положения Закона о контрактной системе:
– в отношении грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
– когда выступают в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
– отношении средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Для того чтобы бюджетные учреждения могли не применять Закон о контрактной системе в перечисленных выше случаях, им нужно разработать положение о закупках в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Федеральный закон N 223-Ф3) и разместить его до начала года в сети Интернет на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. В этом случае в отношении организации закупок за счет вышеперечисленных средств бюджетное учреждение будет руководствоваться этим положением. Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении закупок в соответствии с разработанным и размещенным на официальном сайте положением о закупках или Законом о контрактной системе не может быть изменено в текущем году.
При разработке указанного положения бюджетное учреждение может воспользоваться типовыми положения, разрабатываемыми учредителями учреждений. Так, например, типовое положение о закупках для федеральных бюджетных учреждений здравоохранения направлено Письмом Минздрава РФ от 10.02.2014 N 225/10/2-855 "О Положениях о закупках товаров, работ, услуг".
Необходимо отметить, что в случае если в соответствии с БК РФ или иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, свои полномочия на осуществление закупок передают на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) бюджетным учреждениям, то такие учреждения в пределах переданных полномочий осуществляют в лице указанных органов закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.

Каков порядок планирования закупок?

В соответствии с нормами Закона о контрактной системе для осуществления планирования закупок бюджетные учреждения обязаны составлять планы-графики, а начиная с 01.01.2015 и .
Требования к содержанию планов закупок и их составлению приведены в ст. 17-21 Закона о контрактной системе.
Планы закупок должны будут формироваться исходя из целей осуществления закупок, а также с учетом установленных требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков. В включаются:

– цель осуществления закупки, определенная с учетом положений ст. 13 Закона о контрактной системе;
– наименование объекта и (или) объектов закупки и описание таких объекта и (или) объектов закупки с учетом положений ст. 33 Закона о контрактной системе, а также объем закупаемых товара, работы или услуги;
– объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
– сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
– обоснование закупки в соответствии со ст. 18 Закона о контрактной системе;
– информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);
– информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги в соответствии со ст. 20 Закона о контрактной системе.
Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями может быть определена дополнительная информация, включаемая в для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.
Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, законов о бюджетах внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период.
Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд, требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд устанавливаются Правительством РФ. Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией с учетом требований, определенных Правительством РФ. Требования к форме планов закупок и порядок размещения таких планов в единой информационной системе устанавливаются также Правительством РФ.
Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, а также требования к форме планов закупок товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043.
Согласно п. 3 ст. 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:
– идентификационный код закупки, определенный в соответствии со ст. 23 Закона о контрактной системе;
– наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
– дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;
– способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
– дата начала закупки;
– информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
– информация о применении указанного в ч. 3 ст. 32 Закона о контрактной системе критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
– информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 Закона о контрактной системе.
Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд устанавливается Правительством РФ. Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией с учетом требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 N 1044 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг".

Контрактная служба или контрактный управляющий?

В силу ч. 1 ст. 38 Закона о контрактной системе в том случае, если у бюджетного учреждения годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн. руб., оно должно создать контрактную службу, при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным. Если объем закупок не превышает указанную сумму и в учреждении отсутствует контрактная служба, назначается контрактный управляющий – должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Необходимо отметить, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании Приказа Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 N 631 "Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе".
Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:
– разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;
– разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;
– осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
– обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
– участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионной работы;
– организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
– осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом о контрактной системе.
Кроме того, отметим, что согласно ст. 39 Закона о контрактной системе учреждению до начала проведения закупки необходимо создать комиссию по осуществлению закупок, определить ее состав и порядок работы. Назначается председатель комиссии. При этом число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее пяти человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений – не менее трех человек.
В состав комиссии включаются преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Какие способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) можно использовать?

В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы, запрос котировок и абсолютно новый способ – запрос предложений.
При осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со ст. 22 Закона о контрактной системе, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

Какова ответственность за нарушения законодательства о размещении заказов?

В соответствии со ст. 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Административная ответственность за нарушения Закона о контрактной системе установлена ст. 7.29-7.32, ч. 7 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ. О порядке применения такой ответственности мы писали в статье "Об административной ответственности за нарушение законодательства о государственных закупках", N 4, 2014.
Что же касается нарушений Федерального закона N 223-ФЗ, несмотря на наличие в нем нормы (ст. 7), согласно которой за нарушение требований данного закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ, фактически меры ответственности в законодательстве не были установлены.
Все изменилось с вступлением в силу 16.05.2014 Федерального закона от 05.05.2014 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". В частности, указанным нормативным актом предусмотрена ответственность за следующие нарушения:
– принятие решения о закупке товаров, работ, услуг в иной форме, если такая закупка должна осуществляться путем ее проведения в электронной форме;
– нарушение предусмотренных сроков размещения на официальном сайте информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством, а также неразмещение на официальном сайте указанной информации;
– нарушение сроков размещения на официальном сайте положения о закупке, изменений, вносимых в положение о закупке, а также неразмещение на официальном сайте утвержденного положения о закупке или вносимых в него изменений;
– утверждение документации о закупке, не соответствующей по составу сведений требованиям, предусмотренным законодательством;
– отклонение заявок участников закупок по основанию несоответствия требованиям, которые не были предусмотрены документацией о закупке, а также осуществление оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке;
– невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.

В заключение еще раз отметим, что во всех случаях, за исключением прямо поименованных в Законе о контрактной системе, бюджетные учреждения обязаны применять его нормы при осуществлении закупок товаров, работ или услуг. Для того чтобы бюджетные учреждения могли не применять Закон о контрактной системе, им нужно разработать положение о закупках и разместить его до начала года в сети Интернет на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

А. Гусев,
к.п.н., эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"

Метки: Предыдущая запись
Следующая запись

1. Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и настоящей статьи.

2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:

1) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке , установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением:

1) закупок федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, осуществляемых без использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации;

2) закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Принятое бюджетным учреждением или государственным, муниципальным унитарными предприятиями решение об осуществлении указанных соответственно в пунктах 1 - 3 части 2 и подпунктах "а" - "в" пункта 2 части 2.1 настоящей статьи закупок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не может быть изменено в текущем году, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическим лицам субсидий, предусмотренных пунктом 8 статьи 78 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридические лица, которым предоставлены указанные субсидии, при осуществлении ими закупок за счет указанных субсидий распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении ими этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, а также контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 3 статьи 99 настоящего Федерального закона.

5. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическому лицу средств, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридическое лицо, которому предоставлены указанные средства, при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. При этом в отношении такого юридического лица при осуществлении им этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в



Просмотров