Определение земельного участка в земельном праве. Земельный участок: особенности правового регулирования

Действующее земельное законодательство выделяет два схожих по звучанию, но разных по значению понятия: «земля» и «земельный участок».

Термином «земля» принято обозначать какую-то территорию . Взять, к примеру, земли, предназначенные для общего пользования. На них прокладываются дороги, располагаются целые улицы, какие-либо водоемы и прочие общедоступные объекты.

В Российской Федерации принято подразделять земли в соответствии с их . Они не могут быть предметом или аренде и представляют собой очень широкое понятие.

Участок земли – понятие более узкое. Что же под этим термином подразумевается?

Законодательное определение

Земельный участок – это некая часть поверхности земли, имеющая определенные границы , установленные законом. Кроме слоя почвы в него включаются замкнутые водоемы, растения, лес и прочее.

Недра земли в участок не входят, по закону они являются собственностью государства.

В отличие от земель, отдельно взятые участки можно , арендовать и совершать с их участием прочие, не противоречащие закону действия.

Каждый участок земли имеет определенное назначение или .

Разделение на категории и их особенности

За каждым земельным участком закрепляется определенный, индивидуальный вид разрешенного использования . Эта характеристика обязательно отражается в документах на него. Она указывает на конкретный вид деятельности, разрешенный на этом участке.

При этом один и тот же вид разрешенного использования может быть определен для совершенно разных участков.

Схожие по использованию виды группируются. Всего таких групп тринадцать:

Перечислять все виды разрешенного использования земельных участков нецелесообразно, так как их очень много. С полным перечнем можно ознакомиться в тексте Приказа Минэкономразвиия РФ №540 от 01.09.2014 г.

Вот наиболее часто встречающиеся:

  • сельхоз производство;
  • (приусадебный участок, садоводство или огородничество);
  • возведение дачных строений;
  • крестьянско-фермерское хозяйство.

Перечисленные виды относятся в первую очередь к участкам, являющимся частной собственностью . И каждый из них имеет свои особенности.

Сельскохозяйственное производство

На такой земле разрешается ведение хозяйственной деятельности, направленной на:

Дачное строительство

На землях под дачное строительство могут возводиться жилые постройки и дома .Также на земле данного типа разрешается заниматься выращиванием сельхоз культур для личного потребления.

Но в каких-то из них можно будет в последующем , а в каких-то нет. Это зависит от местонахождения данного участка.

Индивидуальное жилищное строительство

На в обязательном порядке должны возводиться жилые дома . Причем разделение на квартиры в них не допускается.

Высота такого дома не должна превышать трех этажей (учитываются только надземная часть).

Наряду с частными домами на земельном участке ИЖС могут размещаться всевозможные хозяйственные постройки (гаражи, например), подсобные сооружения, плодовые деревья и сельскохозяйственные культуры. Но это допускается только при наличии дома.

Построить одиноко стоящий гараж или организовать сад в отсутствии жилища нельзя.

Личное подсобное хозяйство

На участке для личного подсобного хозяйства можно развести сад, огород, выращивать сельскохозяйственные культуры . Постройка иного строения при этом не возбраняется, как и не требуется разрешение на осуществление строительства.

Но если земля находится в пределах населенного пункта, то при желании это разрешение можно получить.

Если участок находится за границами поселения, то жилое строение на нем возвести можно, а вот прописаться в нем нельзя.

Крестьянско-фермерское хозяйство

Земли КФХ отличаются от прочих тем, что при приобретении собственник обязуется заниматься на них сельскохозяйственной деятельностью . Причем делать это он именно обязан.

Это может быть разведение скота или домашней птицы, выращивание плодовых деревьев или кустарников, овощей.

Владелец должен при этом иметь статус индивидуального предпринимателя.

Ограничения в оборотоспособности

Понятие оборотоспособности земельных участков означает их свойство, выражающееся в способности (или возможности) свободного отчуждения или перехода от одного лица к другому на основаниях универсального правопреемства (например, наследования) или каким-то другим способом (сделка по отчуждению).

А ограничения оборотоспособности означают, что по каким-то причинам этот земельный участок подлежит или полному его изъятию из оборота.

Участки земли, попавшие под ограничения, не могут быть предметом сделок по предоставлению в частую собственность .

К ним относятся:

Полный перечень земельных участков, имеющих ограничения в обороте, представлен в статье 27 Земельного кодекса РФ.

Видео: Как купить земельный участок, а не проблемы?

В видеосюжете адвокат рассказывает, на что нужно обращать внимание при покупке земельного участка.

Разъясняется, какие проблемы могут возникнуть после регистрации права собственности на землю, и как обезопасить себя от неправильного определения специалистами границ вашего участка.


[Земельный кодекс РФ] [Глава I.1] [Статья 11.1]

Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.


1 комментарий к записи “Статья 11.1 ЗК РФ. Понятие земельного участка”

    Статья 11.1. Понятие земельного участка

    Комментарий к статье 11.1

    Следует также напомнить о том, что действующая дефиниция является в ЗК РФ уже второй по счету. В первоначальном варианте (до 24 октября 2008 г.) она выглядела следующим образом: земельный участок как объект земельных отношений — часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. С 24 октября 2008 г. из определения исключили такие признаки, как «почвенный слой» и «описаны и удостоверены в установленном порядке». В настоящее время, как мы уже указывали, дефиниция «земельный участок» включает единственный родовой признак, присущий только ему — границы. Почвенный слой таковым являться не может, в том числе и потому, что до сих пор легального определения почвы на уровне федерального закона не дается. Кроме того, почвенный слой (почва) является элементом природной среды (вторичным, по сравнению с землей — важнейшим компонентом окружающей среды), к тому же понятием неюридическим. Что же касается описания и удостоверения границ «в установленном порядке», то замена их на «определение» границ отразила не смену одного родового признака на другой (они таковыми и не являются), а изменение требований к документам о межевании, которые необходимы для постановки земельного участка на кадастровый учет.
    ———————————
    До изменения редакции статьи пунктом 4 ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений». Текст Закона опубликован в «Российской газете» 25 июля 2008 г., вступил в силу 24 октября 2008 г.
    На это обратила внимание Е.С. Болтанова. См.: Болтанова Е.С. Основы правового регулирования застройки земель: Монография. М.: РИОР, ИНФРА-М, 2014. С. 63.
    До введения в действие ФЗ 221-ФЗ применялись Требования к документам о межевании, необходимым для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет (утв. Приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327. Документ опубликован не был). Документом о межевании для государственного кадастрового учета являлось описание земельного участка (п. 3 указанных Требований).

    Родовой признак, границы, присущ всем объектам землеустроительных и кадастровых работ (другой вопрос — какие исключения в процессе их определения для тех или иных объектов установил законодатель). Что же касается видового отличия, то все объекты землеустроительных и кадастровых работ обладают качеством, характерным для понятия «земельный участок», — границами. Однако не у всех указанных объектов местоположение границ определено таким же образом, как у земельного участка, и как следствие, для каждого из них подготавливается свой вид проектного документа, а их границы на местности закрепляются своими знаками.
    Пункт 3 ч. 1 ст. 7 Закона N 221-ФЗ, по сути, уточняет часть вышеприведенного определения, говоря не просто о границах, а об «описании местоположения границ земельного участка», что подчеркивает особенности отражения сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости (далее — ГКН). В других случаях в этом же Законе и других актах речь идет о характерных точках границ земельного участка (п. 7 ст. 38 Закона N 221-ФЗ), о положении на местности характерных точек границы земельного участка, о проекции границ земельного участка (п. 8 ст. 38 Закона N 221-ФЗ), об уточнении границ земельного участка или о местоположении границ (п. 9 ст. 38 Закона N 221-ФЗ). Приведенные уточнения объясняются либо разными стадиями образования земельного участка и их документального отражения, либо видом кадастровых работ (образование земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнение местоположения границ существующего), либо точностью и методами определения координат характерных точек границ земельного участка. Наиболее общим элементом дефиниции, родовым понятием без которого не могут существовать ни характерные точки, ни проекции границ, все же являются «границы». Все остальные эле-менты, которые включают в понятие «земельный участок» отечественные ученые, — конкретизация его технических и юридических свойств.
    ———————————
    См.: п. 2 Требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (утв. Приказом Минэкономразвития России от 17 августа 2012 года N 518) (далее — Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка).

    Определившись с родовым понятием, необходимо четко представлять классификацию видов земельных участков с технической точки зрения. В зависимости от характера границ земельного участка можно выделить следующие три вида.
    Первый — земельный участок, состоящий из одной части (участок имеет один контур, который полностью совпадает с его границами; часть земной поверхности в пределах этого контура и является земельным участком) . Таких участков — подавляющее большинство (среди них: приусадебные участки; под зданиями, строениями, сооружениями; полевые участки для ведения ЛПХ).
    ———————————
    Мы бы назвали это идеальной (или первичной) конструкцией земельного участка.

    Второй вид — земельный участок, в состав которого входят нескольких обособленных частей (частей участка), не выходящих за пределы контура земельного участка; такой земельный участок называется единым землепользованием. Едиными землепользованиями являются, например, участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, которые были приватизированы в соответствии с Указом Президента РФ.
    ———————————
    Такое определение вытекает из содержания абз. 5 п. 1 письма Минэкономразвития от 12 сентября 2013 г. N Д23и-2729 // СПС «КонсультантПлюс».

    Третий вид — многоконтурный земельный участок, часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством и представляют собой несколько замкнутых контуров; каждый контур границы многоконтурного земельного участка отделяется от других контуров его границы иными земельными участками или землями (т.е. контуры границы многоконтурного земельного участка не имеют общих характерных точек границ) . Чаще всего многоконтурные участки образуются под линейными объектами и их частями.
    ———————————
    Абз. 2 п. 1 и п. 2 письма Минэкономразвития России от 22 декабря 2009 г. N 22409-ИМ/Д23.

    Отсутствие накануне аграрных преобразований 90-х гг. XX каталогов координат точек границ подавляющего числа отведенных ранее земельных участков, а также особенности формирования информационной базы государственного земельного кадастра (ГЗК) и Государственного реестра земель кадастрового района (ГРЗ КР) стали причиной появления «ранее учтенных земельных участков». К ним относились все участки, кадастровый учет которых был осуществлен (в «старой» терминологии — проведен) до вступления в силу Федерального закона от 2 января 2000 года N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» , что должно было подчеркнуть непрерывность ведения ГЗК. Сведения об этих участках, полученные из документов, содержащихся в распоряжении земельных комитетов, включались в инвентаризационные описи, а из них — в ГЗК. Правообладатели и сами могли напрямую обращаться в орган кадастрового учета с заявлениями о включении сведений об их участках в ГЗК. В целом же инвентаризация сведений о ранее учтенных участках была неполной. В настоящее время статья 45 Закона N 221-ФЗ сохранила конструкцию «ранее учтенный земельный участок» как разновидность более общей конструкции — «ранее учтенного объекта недвижимости» .
    ———————————
    В настоящее время конструкция «отвод земельного участка» применяется в целях предоставления земельных участков для строительства линейных объектов на землях государственного или муниципального фонда.
    СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 149.
    См. подробное описание процедур составления описей: Варламов А.А., Гальченко С.А. Земельный кадастр. М.: КолосС, 2007. Т. 3. Государственные регистрация и учет земель. С. 229 — 242.
    Государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (п. 1 ст. 45 Закона 221-ФЗ).

    Можно выделить три подвида ранее учтенных земельных участков. Первый из них — ранее учтенные земельные участки, границы которых на местности не устанавливались. До настоящего времени они составляют значительную часть из всех известных ГКН земельных участков. Они не обладают всеми свойствами «земельного участка» (в понимании его в соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ) из-за отсутствия характерных точек границ и их местоположения, не говоря уже о значении координат этих точек. Местоположением каждого такого земельного участка является кадастровый квартал (то есть какой-либо населенный пункт, часть населенного пункта, состоящего из нескольких кадастровых кварталов, квартал в землях сельскохозяйственного назначения, а также квартал на межселенной территории). Технические свойства такого участка не позволяют в отношении его осуществлять определенные виды кадастровой деятельности (например, раздел; при этом возможен выдел участка из состава земель сельскохозяйственного назначения) и ограничивают его свойства как имущества.
    Одновременно с «неотмежеванными» ранее учтенными земельными участками существует большое количество земельных участков, местоположение границ которых определялось (в «старой» терминологии — устанавливалось) на местности с привязкой к окружным границам населенных пунктов в системе координат 1963 г. (СК 63) или в условной системе координат. Подготовленные землеустроительные дела в отношении таких земельных участков передавались в райкомземы, а те впоследствии включали сведения об участках в инвентаризационную опись, и уже из описи — в ГЗК. По не совсем ясной причине (возможно, из-за небрежности или нехватки времени) информация материалов межевания земельных участков с ранее установленными границами в ГЗК не вносилась, хотя в настоящее время входит в состав государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства. Такое положение вызывает сложные и длительные споры граждан с органами местного самоуправления и другими правообладателями. Так, в производстве Ивановского районного суда Ивановской области находились с января 2010 г. по 7 сентября 2012 г. дела N 2-101/10, N 2-575/12 и N 2-793 по иску Мердеевой О.Г. к администрации городского округа Кохма и КУМИ г.о. Кохма о признании недействительным постановления главы администрации о выделении земельного участка ООО «Контур-М» под строительство домов, а затем по иску о признании незаконными трех решений главы администрации о формировании земельного участка с кадастровым номером 37:29:020106:2 и предоставлении его в аренду ООО «Контур-М». Главная задача, которую преследовала истец, — устранить пересечение принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с указанным выше земельным участком, получив возможность уточнить местоположение границ земельного участка 37:29:020106:23. Только 21 ноября 2013 г. Мердеева О.Г. смогла поставить свой участок на кадастровый учет. Таким образом, на судебные разбирательства и уточнение местоположения границ земельного участка правообладателю понадобилось почти три года.
    ———————————
    Личный архив Савенко Г.В.

    Помимо указанных двух подвидов ранее учтенных земельных участков в настоящее время в ГКН внесены сведения о земельных участках с установленными уже после 2 января 2000 г. (то есть после вступления в силу Закона N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре») и до 1 марта 2008 г. (даты вступления в силу Закона 221-ФЗ) на местности границами, но со статусом «ранее учтенные». При этом в ГКН указывается «уточненная» площадь, сведения о которой, как известно, получают после определения на местности местоположения границ земельного участка. Статус в ГКН «ранее учтенных» не препятствует включению таких участков в гражданский оборот в качестве объектов аренды.
    Несмотря на существование на практике конструкции «ранее учтенный земельный участок», он прямо не называется ни в ЗК РФ, ни в ГК РФ. Хотя сведения о таких земельных участках внесены в ГКН.
    ———————————
    Ранее учтенным объектам недвижимости посвящена только ст. 45 Закона 221-ФЗ. При этом в статье 7 этого же Закона «Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости» такие объекты не упоминаются вообще.

    Земельному участку помимо границ присущи также другие технические характеристики. Среди них — замкнутость. Причем неважно, идет ли речь об участке, представляющем одну геометрическую форму или несколько. В последнем случае имеется в виду многоконтурный участок, состоящий из двух и более частей, которые расположены, например, в двух населенных пунктах или же разделены природными объектами (лесозащитными полосами, оврагами, водоемами). Части границ такого земельного участка не связаны общими поворотными точками. Конфигурация земельного участка — вид геометрической формы (в виде квадрата, прямоугольника, трапеции и т.д.).
    Уникальной характеристикой земельного участка является также площадь, которая может быть физической или геодезической. Физическая площадь земельного участка представляет собой площадь земной поверхности в границах участка с учетом неровностей физической поверхности земли (склонов, оврагов, обрывов и т.д.), которые можно обмерить в натуре. Геодезическая площадь определяется по координатам углов поворота границы, как проекция границы участка на плоскость геодезической системы координат и именно геодезическая площадь указывается в кадастровых выписках, паспортах и кадастровых планах территории.
    Необходимо указать и на делимость земельного участка. Абзац второй п. 2 ст. 6 ЗК РФ устанавливает, что делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, и каждая часть после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
    В п. 3 ст. 36 ЗК РФ говорится о здании (помещении) на неделимом земельном участке. Само же понятие в законе отдельно не раскрывается. Свое мнение по поводу юридического содержания понятия высказал КС РФ: «неделимый земельный участок является одновременно и неделимым объектом как гражданских прав, так и земельных отношений, что, в частности, означает невозможность установления права собственности только лишь на его часть, — такой земельный участок выступает объектом прав в силу его особых природных свойств. На неделимый земельный участок как объект права двух или более лиц в силу его особых природных свойств допускается существование только общей собственности» .
    ———————————
    Определение КС РФ от 21.02.2008 N 119-О-О «Об отказе в принятии жалобы гражданина Слободенюка Владимира Борисовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 6 и пунктами 3 и 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

    Анализируя правило ст. 11.1 ЗК РФ, необходимо обратить внимание еще на одно обстоятельство: конкретный земельный участок относительно системы координат находится в строго определенном месте и не может быть перенесен на другое место. Данное свойство, взятое как часть идеальной конструкции «земельный участок», позволяет отделить земельный участок не только от других природных и искусственных объектов, но и индивидуализировать его для целей гражданского оборота, когда собственник вправе им распоряжаться по собственному усмотрению.
    ———————————
    Болтанова Е.С. Указ. соч. С. 25.

    Однако невозможность перенести земельный участок на другое место, а точнее, невозможность получить тот же самый каталог координат, «сдвинув» его в любую сторону, не работает в отношении «неотмежеванных» ранее учтенных земельных участков. В кадастровой деятельности является обычной практика, когда при уточнении местоположения границ (особенно в сельских населенных пунктах) ранее учтенный земельный участок «сдвигается» с сохранением конфигурации и площади к участкам других правообладателей или к земельным участкам общего пользования, дабы избежать чересполосицы и разрывов. Подобный «перенос» (или, говоря языком кадастровой деятельности, — уточнение местоположения границ) возможен только в том случае, если, во-первых, все «смежные» земельные участки не имеют установленных на местности границ, и, во-вторых, акт согласования местоположения границ подпишут все «смежники», включая администрацию сельского поселения.
    Применяя ст. 11.1 ЗК РФ, нельзя также не отметить, что до настоящего времени ни в одном федеральном законе нет легального определения «границы/местоположение границ земельного участка», как и нет подробного описания процедуры кадастровых работ по ее определению. Часть 7 ст. 38 Закона N 221-ФЗ в одном предложении раскрывает только то, как они устанавливаются. Также в законодательстве отсутствует легальное определение такой важнейшей конструкции, как «смежный земельный участок». В п. 3.1 ст. 25 Закона N 221-ФЗ он упоминается четыре раза в связи с «учетом изменений земельного участка в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельных участков (далее — смежные земельные участки)…». В п. 14 вышеуказанных Требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка указывается, что смежные земельные участки имеют общие характерные точки границ земельных участков. При этом значительное число споров рассматривается в судах именно по искам собственников смежных земельных участков.
    ———————————
    Как правило, это по преимуществу негаторные иски, главное требование которых, — устранение препятствий в пользовании земельным участком (требования демонтировать чужое строение или забор на своем земельном участке, убрать строительные материалы и т.д.).

    Что касается ненормативных актов, то Приказ Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 г. N 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» как видно из его наименования, отражает через межевой план результат определения местоположения границ земельного участка. В действительности же местоположение границ земельного участка определяется кадастровыми инженерами в соответствии с Инструкцией по межеванию земель (утв. 8 апреля 1996 г. Роскомземом) и Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства (утв. 17 февраля 2003 г. руководителем Федеральной службы земельного кадастра России С.И. Сай) в той части, которая не противоречит действующему законодательству. Новые Требования к точности определения координат характерных точек утверждены, как мы указали выше, в 2012 г. Приказом Минэкономразвития России от 17 августа 2012 г. N 518.
    ———————————
    Российская газета. 2008. 19 декабря. N 260.

    В ст. 11.1 законодатель предусмотрел также образование искусственного земельного участка. Характеристика его свойств приводится в комментарии к п. 1.1 ст. 11.2 ЗК РФ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный аграрный университет»

Институт экономики и финансов АПК

Кафедра: Земельного права и экологических экспертиз

Дисциплина: Земельное право

Контрольная работа

Понятие земельного участка

Красноярск 2015

1. Понятие земельного участка

Понятие земельного участка ЗК является новеллой, и ее нормами восполнен пробел, существовавший в земельном законодательстве. Имея в виду один и тот же объект земельных правоотношений, законодатель в одних правовых нормах употребляет термин "земля", а в других - "земельный участок" Теперь в ст. 11.1 дано понятие земельного участка, которое воспроизводится в "кадастровом" его понимании. Объектом земельных отношений является не земля как природный объект или ресурс, а земельный участок, представляющий собой часть поверхности земли, территориальные границы которой определены в установленном порядке, т.е. ФЗ о кадастре, действующим с 1 марта 2008 г. В границах земельного участка могут находиться также замкнутые водоемы, лес, растения, если они не подпадают под иной режим, установленный законом. Все земельные участки, независимо от форм собственности, подлежат государственному кадастровому учету.

2. Образование земельных участков

1. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

2. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

3. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

4. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.

5. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").

6. Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

7. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

8. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

3. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев:

1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;

2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;

3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;

4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса;

5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.

2. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются:

1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;

2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

3. В случае, если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков указываются реквизиты таких документов.

4. В указанных в пункте 1 настоящей статьи решениях об образовании земельных участков должны быть указаны:

1) реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (при наличии таких документов);

2) сведения о земельных участках, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, в том числе сведения о правах, правообладателях таких земельных участков, об их целевом назначении и о разрешенном использовании, а также кадастровые номера земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков (при наличии кадастровых номеров земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки).

5. В решениях об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, может быть указано полномочие правообладателя земельного участка, из которого при разделе или объединении образуются земельные участки, на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемые земельные участки. При этом выдача исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, правообладателю земельного участка доверенности на совершение указанных действий не требуется.

4. Раздел земельного участка

1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

4. Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, осуществляется лицом, с которым заключен договор аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

5. Выдел земельного участка

1. Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

2. При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.

3. Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

6. Объединение земельных участков

1. При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

2. При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок.

3. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки.

4. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве общей собственности разным лицам, у них возникает право общей собственности на образуемый земельный участок в соответствии с гражданским законодательством.

5. Не допускается объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования, за исключением случаев, если все указанные земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования одному лицу.

6. Допускается объединение земельного участка, обремененного залогом, с земельным участком, не обремененным залогом. При этом право залога распространяется на весь образуемый земельный участок, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

7. Перераспределение земельных участков

1. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

2. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

3. Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков - физическими или юридическими лицами не допускается, за исключением случаев:

1) перераспределения таких земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;

2) образования земельных участков для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных пунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса.

4. В случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашений между собственниками земельных участков, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса. При этом условия возникновения права частной либо государственной или муниципальной собственности на образуемые земельные участки определяются указанным соглашением.

земельные правовой собственность муниципальный

8. Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки

1. Возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со статьями 11.4 - 11.7 настоящего Кодекса.

2. У лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.

3. В случаях, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, принятие решений о предоставлении образуемых и измененных земельных участков не требуется.

4. В случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.

5. Сервитуты, установленные в отношении земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, сохраняются в отношении образуемых земельных участков в прежних границах.

6. Не указанные в пунктах 2, 4 и 5 настоящей статьи обременения (ограничения) прав, за исключением обременений (ограничений) прав, возникших на основании договоров, сохраняются в отношении образуемых земельных участков, измененных земельных участков в прежних границах. В случае, если такие обременения (ограничения) прав на земельные участки установлены на основании договоров, применяются установленные пунктом 4 настоящей статьи правила о заключении договоров, об изменении договоров.

9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные процедуры предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Выдача решения о предоставлении земельного участка или об отказе в семидневный срок с момента его принятия.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2011

    Понятие и сущность изъятия земельных участков. Основные цели и особенности земельной реформы Республики Беларусь. Способы передачи земельных участков, находящихся в государственной собственности в собственность негосударственных юридических лиц.

    контрольная работа , добавлен 15.02.2011

    Особенности заключения договора купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах. Государственная регистрация сделок с землей. Правовые коллизии купли-продажи земельных участков и пути их решения.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2013

    Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной, муниципальной собственности. Государственная инспекция по использованию и охране земель. Порядок предоставления земельных участков для строительства.

    контрольная работа , добавлен 12.08.2009

    Земельный участок как объект гражданского оборота, его ограничения. Реформа в сфере земельных правоотношений и упорядочение соответствующих общественных отношений. Особенности оборота земельных участков в государственной или муниципальной собственности.

    реферат , добавлен 10.08.2009

    Образование земельных участков. Принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель. Виды и способы изменения границ в РФ. Перераспределение как способ образования земельного участка. Кадастровое и юридическое регулирование.

    дипломная работа , добавлен 22.01.2015

    Понятие земельного участка как объекта земельных отношений. Понятие "использование земельных участков для строительства". Роль территориального планирования и градостроительного зондирования в правовом регулировании предоставления земельных участков.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2016

    Сделки с земельными участками. Купля-продажа земельных участков. Ипотека (залог) земельных участков. Аренда земельных участков. Переход права собственности на земельный участок по наследству. Дарение и мена земельных участков. Рента земельных участков.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2007

    Аукционная основа предоставления земельных участков. Указ Президента Республики Беларусь "Об изъятии и предоставлении земельных участков". Характер и нормы правового регулирования земельных отношений. Сроки регистрации предоставления земельного участка.

    реферат , добавлен 19.11.2009

    Определение понятия "право на землю" и его основные виды. Классификация участников земельных отношений. Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. При этом, исходя из положений ст. 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки являются объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации.

Согласно ч. 7 — 9 ст. 38 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из , а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельного участка представляет собой создание нового объекта недвижимого имущества в результате:

  1. преобразования существующих земельных участков путем их раздела, объединения, перераспределения или выдела из них нового земельного участка;
  2. образования нового земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Специальные правовые нормы, регулирующие образование земельных участков из участков, находящихся в государственной или муниципальной , установлены в ст. 11.3 ЗК РФ.

Образование земельного участка осуществляется в процессе землеустройства путем определения границ образуемого участка в установленном порядке.

Особенности осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости установлены в ст. 24 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Следует обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 4 указанной статьи внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер.

Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в ч. 3 ст. 24 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со ст. 22 указанного Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.

Поскольку в результате образования земельного участка возникает новый объект гражданских прав, постольку права на данный объект подлежат государственной регистрации. Особенности государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, установлены в ст. 22.2 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:

  1. решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
  2. соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
  3. иной документ, на основании которого в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.

По общему правилу п. 2 ст. 11.2 и п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ исходный земельный участок, из которого при разделе образованы земельные участки, прекращает свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из него земельные участки. При этом имеется в виду, конечно, не фактическое, а юридическое прекращение существования разделенного земельного участка, который перестает существовать в качестве объекта земельных и гражданско-правовых отношений.

В соответствии с п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

При этом не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях образования земельных участков на основании в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

В соответствии с п. 5 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними. Исключение составляет выдел земельных участков в счет доли в праве общей на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. В этом случае применяется порядок, предусмотренный ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

Об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

Как получить земельный участок в аренду или собственность: Видео

  • Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
  • Чтобы получить статус недвижимого имущества необходимо : зарегистрировать земельный надел в ЕГРН и присвоить ему уникальный кадастровый номер.

    Всем, кто имеет иностранное гражданство, а также лицам без гражданства запрещено приобретать в стране земли сельхозназначения по причине их первостепенной важности (ст.3 ФЗ от 24.07.2002 года №101-ФЗ). Также для них закрыта возможность покупки участков, примыкающих к внешним границам.

    Статья 3. Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

    Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

    Различают следующие права пользования земельными участками :

    • бессрочное или пожизненное;
    • безвозмездное срочное;
    • пожизненное наследуемое владение;

    Является ли лесной участок земельным?

    Представляется территорией лесонасаждений с определенной площадью и расположением. Он богат природными ресурсами, имеет уникальное экологическое значение.

    Согласно ст.7 ЛК РФ признается земельным участком. Относится к ведомству Лесного хозяйства .

    ЛК РФ, Статья 7. Лесной участок

    Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

    Часть ЗУ: это что такое? Понятие и признаки

    Частью считается некоторая площадь основного земельного надела, способная выделиться в полноценный участок, став самостоятельным объектом имущественных отношений (ФЗ от 18.06.2011 г. № 78-ФЗ).

    Часть нельзя продать или представить в качестве залога в кредитных учреждениях. Но допустимо ее арендовать на основе соответствующего договора аренды: к нему прикрепляют кадастровый паспорт, в котором указана арендуемая часть земли.

    При оформлении в собственность часть земли сначала выделяют, а затем оформляют как объект недвижимости.

    При использовании части земли одним или несколькими лицами имеет место сервитут , при оформлении которого не требуются регистрация и постановка на кадастровый учет. Между сторонами заключается договор, содержащий следующие пункты :

    • сведения о предмете и сторонах соглашения;
    • цели для установления сервитута;
    • границы;
    • стоимость оплаты.

    При обременении сервитутом собственник земли вправе требовать денежную компенсацию за право пользования частью его надела.

    Отмечают следующие признаки, позволяющие использовать земельный участок как объект имущественных отношений :

    1. Наличие обязательного номера кадастра.
    2. Площадь участка.
    3. Координаты объекта.
    4. Основное назначение земель.
    5. Определение существующих границ.

    Типы

    По целевому назначению различают следующие :

    • сельскохозяйственные угодья;
    • территории лесного хозяйства;
    • территории водного хозяйства;
    • земли, подлежащие охране;
    • промышленного назначения;
    • земли запаса.

    Учет

    Владелец – это лицо, которое, не являясь собственником земельного участка, а использует его на основании правоподтверждающего документа без права распоряжения.

    Владелец ЗУ, не являющийся собственником

    Такими владельцами являются:

    • граждане оперативного управления;
    • граждане срочного и бессрочного владения;
    • лица хозяйственной деятельности;
    • лица на правах сервитута.

    Лица, не являющиеся собственниками своих земельных владений, защищаются статьей 305 ГК РФ.

    ГК РФ Статья 305. Защита прав владельца, не являющегося собственником

    Права, предусмотренные — настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

    Государственная собственность

    Государство имеет право приобретать, пользоваться и распоряжаться недвижимым имуществом . Таковым может стать земельный участок согласно п.1 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001г.

    Государственная собственность предназначена для :

    1. Охраны природы и ее богатств.
    2. Охраны жизни и здоровья людей.
    3. Ведения хозяйственной деятельности.
    4. Государственных промышленных объектов.

    По этим причинам органы управления субъектов страны устанавливают ряд ограничений прав на землю.

    Документы на ЗУ

    Различают и правоподтверждающие документы.

    Правоустанавливающий является основным документом, поскольку в нем имеется вся информация о факте появления права на имущество. Без него невозможно получить свидетельство о государственной регистрации права на землю.

    К таким документам относят :

    1. Договоры купли-продажи, мены, приватизации и .
    2. Свидетельство о вступлении в наследство.
    3. Акт о выделении земельных участков.

    Оформление земли подкрепляется правоподтверждающими документами :

    1. Свидетельство о праве собственности.
    2. Свидетельство о праве аренды.
    3. Свидетельство о бессрочном пользовании.
    4. Акт на право пожизненного наследуемого владения.

    Доверенность и образец заполнения

    Составляется с соблюдением основных нормативных актов, после чего заверяется нотариусом. Доверенность разрешает доверенному лицу следующее :

    1. Сбор необходимых справок на имущество.
    2. Подача и получение нужных документов в соответствующих инстанциях, а при необходимости — заключение с ними договоров.
    3. Постановка на кадастровый и государственный учет.
    4. Получение кадастрового номера.
    5. , топографическая съемка участка.

    Все разрешенные действия доверенного лица должны быть описаны в полученной им доверенности.

    Скачать и доверенности на ЗУ.

    ГК РФ Статья 567. Договор мены

    1. По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
    2. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30), если это не противоречит правилам настоящей главы и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

    Данный тип договора имеет свои особенности :

    1. Оба участка должны быть примерно одинаковы в своей оценочной стоимости. Если один имеет более низкую оценочную стоимость, сторона должна компенсировать полученную разницу.
    2. Передаваемые объекты недвижимости должны быть свободны от обременения правами иных третьих лиц.
    3. Также возможно для государственных и муниципальных нужд. Чтобы отменить приставами арест имущества рекомендуется частично или полностью погасить задолженность перед кредитором.

      Если наложение ареста было проведено с нарушением законодательства РФ, следует обратиться в суд с требованием отмены данного решения . Также можно потребовать возмещения ущерба, нанесенного государственными служащими.

      В наше время возвращается любовь человека к своей земле. Разбираясь в юридических тонкостях земельных отношений, можно в краткие сроки не только приобрести хороший участок, но и в последующем сохранить его за собой.



    Просмотров