Кто осуществляет государственную власть в РФ.

Вспомним

1. Что является основным законом Российской Федерации?

Ответ: Основной закон Российской Федерации – Конституция России.

2. Каковы три роли Московского Кремля в прошлой и нынешней жизни страны?

Ответ: Три основные роли Московского Кремля в прошлой и нынешней жизни страны это – воинская крепость, центр государственной власти и духовная святыня России.

3. Как в Конституции РФ назван народ России?

Ответ: В Конституции РФ народ России назван – граждане Российской Федерации.

Поиграем в деловые игры

1. «Если бы президентом России был/а я…»

Ответ: Если бы Президентом России была я – то принимала бы такие решения, которые способствовали развитию собственной российской экономики, производства, образования, науки и повседневной жизни. Постаралась повысить уровень образования, так как дети это наше будущее, будущее нашей страны. Также будущее поколение должно вырасти грамотным, честным, должно соблюдать обязанности и уметь реализовывать права, не нарушать права других людей, и делать всё для блага Отечества. Построили бы достаточное количество жилья, детских садов, школ и других важных учреждений. Повысила бы уровень образования, медицинского обслуживания, уровень занятий спортом, в клубах, кружках, секциях и все на бесплатной основе. Образованная, здоровая нация – это залог нашего благополучного будущего.

2. «Если бы председателем Правительства России был/а я…»

Ответ: Если бы председателем Правительства была я, то постаралась решить экологическую проблему в стране. Ведь здоровье людей во многом зависит от состояния окружающей среды и природы в целом. Повысила бы стипендии студентам. А стремление к образованию нужно поощрять, так как сегодняшние студенты это будущее нашей страны. Постаралась бы повысить финансовое положение каждой семьи, повысила зарплаты, пенсии, создала дополнительные льготы. Обеспечила бы людей доступной медициной, сократила очереди в больницах и всех обеспечила необходимыми лекарствами. Здоровая страна – залог процветания нашего Отечества.

3. «Если бы депутатом Государственной Думы был/а я…»

Ответ: Если бы депутатом Государственной Думы была я, то для своего родного города и для своей страны я приняла бы важные законы, обеспечивающие всех бесплатным, доступным и качественным образованием, здравоохранением, культурным развитием. Так как образование, здоровье и культура в целом очень важно для развития нашей страны и развития каждого человека. Построила новые дороги и другие важные коммуникационные сооружения. Возобновила производство на заводах, фабриках и других промышленных учреждениях. Улучшила экологическое положение своего города и страны в целом. Я бы следила за порядком на улицах, проводила бы такие акции как субботники. Каждый город должен быть чистым и ухоженным в нашей огромной стране.

Подумаем!

1. Какими качествами характера должен обладать Президент России и граждане, которым народ доверяет государственную власть?

Ответ: Президент России должен обладать следующими качествами: ум, честность, решительность, уравновешенность, справедливость, уверенность в себе и своих действиях, спокойствие и упорство, стремление к совершенству. А главное, каждый Президент должен быть готовым служить обществу и своей стране. Гарантировать соблюдение Конституции всеми гражданами, не зависимо от происхождения, богатства, занимаемого положения.

2. Зачем государственная власть разделена на три независимые ветви?

Ответ: Государственная власть разделена на три независимые ветви для того, чтобы исключить абсолютную власть в руках одного человека или группы людей. Так как это может привести к без контрольному злоупотребление властью. При разделении власти все три ветви должны быть представлены различными органами и людьми, ни одна из них не должна вмешиваться в права и полномочия другой ветви власти, и в тоже время все они взаимодействуют, осуществляются взаимный контроль. Результат – эффективность и прогресс в развитии страны.

Первая ветвь власти – законодательная, вторая – исполнительная, третья – судебная.

3. Почему судебная власть должна быть независимой?

Ответ: Судебная власть должна быть независимой и не подчиняться никакому постороннему влиянию. Независимость судебной власти выражается в независимости самих судей, которые принимают решения. Судьи, согласно Конституции РФ, независимы и подчиняются только закону. В своих решениях они должны следовать только Конституции и закону. В судебных решениях не должно быть никаких противоречий Конституции РФ. Так как Конституция РФ является основным законом РФ и в ней прописаны главные принципы, правила жизни в нашей стране.

Проверим себя

1. Кто по Конституции РФ обладает высшей властью в стране?

Ответ: Высшей властью в стране обладает народ.

2. Как непосредственно народ может выразить свою власть?

Ответ: Народ выражает свою власть двумя способами. Первый – путем голосования на свободных выборах и на референдуме. А второй способ – это выражение своей власти через органы государственной власти, куда граждане выбирают своих представителей. Также граждане выбирают Президента РФ.

3. Через какие органы государственной власти народ осуществляет свою власть?

Ответ: Народ осуществляет свою власть через следующие органы власти: Федеральное собрание, Правительство РФ и судебную власть

4. Кто является главой государственной власти в России?

Ответ: Главой государственной власти в России является Президент РФ.


Конституционный строй - это способ организации государства.
Элементы конституционного строя России закреплены в главе первой Конституции Российской Федерации.
  1. Россия - демократическое государство (ст. 1). Это значит, что источником государственной власти России является ее многонациональный народ.
  2. Россия - федеративное государство. Это означает, что Россия - государство, состоящее из частей, имеющих статус субъектов государства (краев, областей, республик, автономных округов, городов федерального значения).
России присущи и некоторые черты парламентской республики: наличие должности председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения парламентом Правительства от власти и роспуска парламента Президентом. Именно поэтому Россия может быть названа президентской республикой с некоторыми чертами республики парламентской.
3. Россия - суверенное государство. Суверенитет это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами. Состояние суверенности исключает и наличие рядом какой-либо иной государственной власти.
Однако, будучи единственной властью подобного рода, государственная власть не может быть неограниченной. По крайней мере, можно указать на два ее ограничения. Первым является воля народа, которую он выражает в процессе формирования представительной власти или при принятии решений на референдумах. Вторым ограничителем выступает право, которое распространяется не только на подвластных, но и на саму государственную власть.
    1. Россия - социальное государство. В это понятие вкладывается следующий смысл: это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Имеется в виду не фактическое равенство, которое приводит к равенству в нищете, а всего лишь равномерное содействие благу всех граждан и максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот. Задача социального государства - обеспечить своим гражданам следующие условия:
а) каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;
б) каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;
в) нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.
    1. Россия - светское государство. Это означает, что Россия такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается ни обязательным, ни предпочтительным.
В светском государстве религиозные объединения, принадлежащие к любым вероисповеданиям, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства.
    1. Экономическая основа России - частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. В Российской Федерации, указывается в ст. 8 Конституции, гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Из этого можно заключить, что в Конституции устанавливается курс на рыночное хозяйство, хотя прямо этот термин не употребляется.
Человек, его права и свободы - высшая ценность. Это конституционное установление свидетельствует о том, что в новой Конституции сменились приоритеты. Уважение к личности, защита ее прав и свобод вменяются в обязанность государства. Права и свободы личности должны защищаться государством с помощью всех юридических средств, а не только с помощью судебных органов, которым в этом деле отводится основное место.
Правовой статус Президента России. Согласно ст. 50 Конституции РФ Президент Российской Федерации является главой государства. Глава государства - это должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства.
Президент в России, обладая реальными и сильными полномочиями, не возглавляет исполнительную власть, вообще не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место.
При последовательном проведении принципа разделения властей необходима координация деятельности ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной). В России этим занимается Президент. Он координирует работу всех ветвей власти, для чего ему предоставляются полномочия по отношению к другим государственным органам. Особенно сильными полномочиями Президент обладает в отношении исполнительной ветви власти. В частности, он назначает Председателя Правительства (с согласия Государственной думы), единолично назначает всех остальных членов Правительства. Таким образом, Президент РФ, сконцентрировав в своих руках важнейшие полномочия, является как бы арбитром в государственном аппарате, дирижером в оркестре, где музыкантами являются ветви власти. Однако ни одна ветвь власти ему не подчиняется, они лишь должны считаться с полномочиями Президента, которые он осуществляет не на основе ничем не связанной воли, а в соответствии с Конституцией и федеральными законами.
В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов» властей, система гарантий против узурпации государственной власти Президентом.
Функции Президента России связаны важнейшими основами жизнедеятельности государства, и общества (ст. 80 Конституции РФ).
      1. Президент - гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
      2. Президент - гарант суверенитета Российской Федерации.
      3. Президент - гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Он осуществляет координацию деятельности ветвей власти и для этого наделяется соответствующими полномочиями.
      4. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не может им противоречить.
      5. Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Компетенция Президента России довольно обширна. Все полномочия Президента можно
классифицировать следующим образом.
        1. Полномочия, связанные с функционированием федеральных органов государственной власти. Важно заметить, что Президент здесь действует не единолично, а совместно с парламентом, который либо одобряет назначение Президентом высших должностных лиц, либо назначает их, избрав из предложенных Президентом кандидатур. Президент назначает Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства, министров; принимает решения об отставке Правительства; предлагает кандидатуры судей судов высших инстанций и т.д.
        2. Полномочия в военной области. Президент утверждает военную доктрину, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами. Ему предоставлено право в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе. С соблюдением последнего условия Президент уполномочен объявлять и о введении чрезвычайного положения на территории России.
        3. Полномочия во внешнеполитической области. Помимо того, что Президент определяет основные направления внешней политики страны, он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры.
        4. Полномочия по отношению к гражданам: решает вопросы гражданства; предоставляет политическое убежище; награждает государственными наградами Российской Федерации; присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания; решает вопросы помилования.
        5. Правотворческие полномочия Президента. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории России. Акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы государственной власти и наряду с Конституцией и федеральными законами являются базой для нормотворческой деятельности Правительства. Акты Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.
Порядок выборов Президента России определяется ст. 81 Конституции, а также Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» (1999 г.).
Федеральное собрание - парламент Российской Федерации; оно совместно с Президентом, Правительством, судами РФ и другими государственными органами осуществляет государственную власть и является законодательным органом в системе разделения властей. Однако Федеральное собрание является не единственным законодательным органом в стране. Во-первых, наиболее важные законы, например действующая Конституция, могут приниматься и избирательным корпусом (народом, участвующими в голосовании лицами). Во-вторых, в России также действуют законодательные органы субъектов Федерации. Законодательная функция Федерального собрания не является единственной его функцией. Парламент осуществляет и иную деятельность (контрольную и т.п.).
Общая характеристика Федерального собрания содержится в гл. 5 Конституции РФ.
Парламент имеет представительный характер. Это означает, что он рассматривается как выразитель интересов и воли народа, а не только лиц, участвовавших в избрании депутатов. Считается, другими словами, что парламент сам знает, чего хочет народ, и выражает его волю в законах и иных актах, не будучи никому подконтролен (разумеется, в рамках Конституции). В Федеральном собрании представлены все граждане (в Государственной думе) и все субъекты Федерации (в Совете Федерации). Федеральное собрание не является вышестоящим органом для иных представительных органов (субъектов Федерации, органов местного самоуправления и др.), так как в России не установлен принцип единства системы представительных органов.
Федеральное собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы. Несмотря на то, что Совет Федерации состоит из членов, призванных выражать интересы отдельных местностей, регионов, субъектов Федерации, он является государственным органом всей Федерации, и его решения адресуются не отдельным субъектам Федерации, а государству в целом, т.е. всей России. Государственная дума представляет все население Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации. Высшим органом исполнительной власти является Правительство России. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию и осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (или административной) деятельностью в стране. Правовой статус Правительства установлен Конституцией и Законом о Правительстве Российской Федерации.
Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Правительство может подать в отставку, которую Президент принимает или отклоняет. Государственная дума может выразить недоверие Правительству, после чего Президент решает, согласиться ли с решением Государственной думы и объявить об отставке Правительства либо не согласиться. Если Государственная дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную думу.
Компетенция Правительства определяется в самом общем виде в Конституции, преимущественно в виде указания на направления деятельности Правительства.
Правительству принадлежит право законодательной инициативы, и надо отметить, что оно им активно пользуется. Помимо этого Правительство вправе направлять в палаты Федерального собрания свои официальные отзывы на любые рассматриваемые парламентом законопроекты и предложения по поправкам к ним. Но есть круг вопросов, по которым законопроекты не могут быть приняты без предварительной оценки их Правительством. Речь идет о тех из них, для реализации которых требуются дополнительные расходы, покрываемые за счет государственного бюджета.
На Правительство возлагается обеспечение нормальной работы всех органов исполнительной власти на территории России. Особую его заботу составляют министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, выполняющие весьма ответственные функции. В отношении исполнительных органов субъектов Федерации Правительство осуществляет руководство и координацию их работы по предметам ведения Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. На него также возлагается и разрешение споров и разногласий между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерации.
Реализация полномочий Правительства облекается, как правило, в официальную форму. По наиболее важным вопросам оно издает постановления, имеющие нормативный характер. Акты по оперативным и иным текущим вопросам издаются в форме распоряжений.
Акты Правительства вступают в силу с момента их подписания, если при принятии их не установлен другой срок введения в действие.
Постановления и распоряжения в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
Органы судебной власти Российской Федерации. Из трех властей, существующих в обществе, судебная власть не опирается на волеизъявление избирателей и не может найти у них поддержки; она не располагает, как исполнительная власть, значительными финансовыми и силовыми средствами. Сила судебной власти имеет нематериальный характер и состоит в уважении цивилизованного общества к праву и суду.
Судебная власть осуществляется только судом. Это означает, что в России нет и не может быть, кроме судов, никаких государственных, общественных и иных органов, которые бы разрешали и рассматривали гражданские, административные, уголовные и другие дела. Существующие в нашей стране различные товарищеские, третейские суды, суды чести, информационные суды и прочие, не предусмотренные Конституцией и федеральными законами, не входят в судебную систему, судебной властью не обладают и не могут применять меры государственного принуждения.
Судьи независимы и подчиняются только закону. Гарантиями независимости судей являются: исключение постороннего воздействия на судей в момент вынесения судебного решения (тайна совещательной комнаты); преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности и др.
Судьи несменяемы. Это означает, что после наделения судьи полномочиями в установленном порядке деятельность судьи не ограничивается определенным сроком, судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, судью нельзя освободить от должности без его доброй воли. В законе устанавливаются исчерпывающие основания прекращения или приостановления полномочий судьи, которые допускаются по решению квалификационной коллегии судей.
Судьи неприкосновенны. Неприкосновенность распространяется на личность судьи, его жилище, служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи. Судья не может быть привлечен к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности иначе как и особом порядке, установленном федеральным законом.
Судебное разбирательство является открытым. Любые граждане могут свободно войти в зал судебного заседания и находиться в нем во время слушания дела. Рассмотрение дела в закрытом заседании может допускаться только в случаях необходимости и в строгом соответствии с законом. Но даже по этим делам приговор провозглашается публично.
Судопроизводство осуществляется в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных заседателей. Речь идет о наиболее тяжких преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь. Обычно такие дела рассматривают суды субъектов Федерации (областные, краевые, республиканские).
Судебная власть в Российской Федерации состоит из трех ветвей.
          1. Конституционные суды. Конституционный суд России и конституционные суды в республиках, а также уставные суды в краях и областях составляют первую ветвь судебной власти. Их основная задача состоит в проверке на соответствие Конституции РФ актов органов государственной власти.
Компетенция Конституционного суда весьма широка. Ею суд наделяется для защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России.
          1. Суды общей юрисдикции. Эти суды осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства в отношении граждан.
Основным звеном второй ветви судебной власти являются районные (городские) суды. Они рассматривают все дела, кроме тех, которые переданы в ведение вышестоящих судов.
Суды среднего звена - суды субъектов Федерации (республиканские, областные, краевые, окружные, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Они рассматривают по первой инстанции дела о наиболее опасных преступлениях, выступают в роли судов второй (кассационной) инстанции, а также осуществляют проверку решений судов нижнего звена (в порядке надзора). Военные суды - это специализированные суды, но они являются органичной частью судебной системы, о чем свидетельствует тот факт, что высшей инстанцией для военных судов является Верховный суд России.
При судах общей юрисдикции организована структура мировых судей. Они назначаются субъектами Федерации. Рассматривают основную массу дел, кроме тех, которые переданы судам общей юрисдикции.
          1. Арбитражные суды. Эти суды разрешают споры с участием юридических лиц, граждан- предпринимателей, государственных органов.
Основную нагрузку в рассмотрении дел, относящихся к ведению арбитражных судов, несут арбитражные суды субъектов Федерации. Они являются нижним звеном в системе арбитражных судов.
Федеральные окружные арбитражные суды являются судами по проверке законности и обоснованности решении арбитражных судов субъектов Федерации в кассационной инстанции.
Высшей инстанцией для арбитражных судов является Высший арбитражный суд России.

Российская Федерация - это большое многонациональное государство, где множество религий, конфессий и народов сосуществуют под одним флагом. Поддержание здорового правового поля, порядка и развития в стране - это обязанность государства. В нашей стране государственную власть осуществляют: президент, правительство, Совет Федерации, Государственная Дума и суды.

Президент

Как лидер страны, президент играет важную роль в управленческом аппарате государства. Его приоритетной задачей является создание такого правового поля, при котором ни одно лицо, наделенное властью, не нарушило бы Конституцию страны. Президент обладает правом подбирать кадры на важные государственные посты. Кого-то глава государства назначает по своему усмотрению, кого-то предлагает выбрать Государственной Думе или Совету Федераций.

Президент осуществляет власть путем влияния на органы законодательной власти, благодаря своему праву внесения своих законопроектов на рассмотрение в Глава страны также может подписывать федеральные законы и направлять на повторное рассмотрение законопроекты.

Еще одним механизмом воздействия на ветви власти являются ежегодные послания лидера страны Федеральному Собранию. Президент указывает на проблемные направления, к которым требуется пристальное внимание государства.

Глава государства оказывает влияние на правительство, выступая на его собраниях и отменяя антиправовые постановления. Еще президент имеет право отменять нормативные акты власти при условии, что они противоречат действующему законодательству и Конституции страны.

Лидер государства также является главнокомандующим вооруженными силами страны. Он определяет план развития оборонной промышленности и управляет военными силами в целом.

Как первое лицо страны, он осуществляет государственную власть, определяя внешнюю политику, проводя переговоры с лидерами других государств и подписывая межгосударственные соглашения.

Правительство

Это высший осуществляющий государственное управление. При этом в своей деятельности он руководствуется положениями Конституции, федеральных законов и нормативных актов президента страны.

Правительство как орган государственной исполнительной власти осуществляет деятельность по:

  • созданию централизованной финансовой и кредитной политики;
  • созданию единой политики образования, науки и культуры;
  • созданию законного правового поля, где учитываются права и свободы граждан.

Председатель задает вектор работ и организует деятельность правительства.

Министры работают в рамках своего ведомства и выполняют поставленные председателем задачи.

Это верхняя палата Федерального Собрания, власти, осуществляющий рассмотрение законов, принятие законопроектов Государственной думы, а также самостоятельно занимающийся нормотворчеством.

В Совет Федерации входят по 1 члену исполнительной власти и по 1 члену законодательной власти от субъектов Российской Федерации.

Совет Федерации проводит слушания отдельно от ГД, за исключением случаев, связанных с выступлением первых лиц государства и Президента РФ.

Также СФ в обязательном порядке рассматривает принятые Государственной Думой законы, связанные с валютным, кредитным, таможенным регулированием, международными договорами, вопросами военного положения и заключения мира.

Государственная Дума

Это палата Федерального Собрания, которая избирается гражданами Российской Федерации путем закрытого голосования и занимается законотворчеством.

Помимо создания новых законопроектов, ГД может:

  • подтверждать выбор председателя правительства президентом;
  • поднимать вопрос о доверии к правительству;
  • назначать председателя Центрального банка;
  • выдвигать обвинение президенту.

Постановления и решения Государственной Думы принимаются на основании большинства голосов. Организационные вопросы Государственной Думы решает председатель.

Дума также заслушивает послание президента и проводит совещания.

Суды

Правосудие в России могут осуществлять только суды. В России существуют федеральные, конституционные и мировые суды, которые составляют судебную систему страны.

Каждая инстанция осуществляет государственную власть в зависимости от своей компетенции и статуса. Суды одной принадлежности входят в одно звено судебной системы. Районные суды занимают первое областные и равные им - второе, Верховный Суд - высшее звено.

Как правило, любой судебный процесс начинается с суда первой инстанции - районного. В случае несогласия сторон с решением судьи постановление обжалуется в вышестоящем - апелляционном - органе судебной власти. В случае если новое постановление не удовлетворяет какую-либо сторону, подается кассационная жалоба в вышестоящий суд.

Судебная власть призвана не только разрешать возникающие споры, но и контролировать другие ветви власти. Так, Конституционный суд имеет право признавать законы антиконституционными, в том случае если они действительно относятся к таковым. Если закон противоречит федеральному закону, Конституции либо иным нормативным актам, Суд вправе признать его незаконным. При обвинении какого либо публичного лица Суд также обязан подтвердить наличие вины. Помимо этого представители судебной власти могут принимать решения о ликвидации религиозных, политических и иных организаций, занимающихся противоправной деятельностью, и разрешать экономические споры между органами государственной и муниципальной власти.

Органы власти вне ветвей

В ветви власти не входит:

  • Счетная палата;
  • ЦБ (обеспечивает экономический рост и контроль процентных ставок);
  • органы прокуратуры (осуществляют контроль исполнения действующего законодательства);
  • Уполномоченный по правам человека (рассматривает жалобы на государственные органы в связи с нарушением прав);
  • администрация президента (создает условия для работы президента);
  • ЦИК (отвечает за проведение референдумов, выборов).

Народ

Статья 11 КРФ четко дает ответ на вопрос, кто осуществляет государственную власть в России. Но главной движущей силой, наделенной самой большой властью, является народ Российской Федерации, что отражено в 3-й статье Конституции РФ.

Власть является проводником народного мнения, направленным на создание безопасного и комфортного существования в государстве.

Современная система управления страной позволяет распределять обязанности, контролировать свою работу и эффективно взаимодействовать с обычными рядовыми гражданами.

Согласно 3 ст. Конституции РФ, единственным источником власти в нашей стране является народ. Народ может осуществлять свою власть как непосредственно, так и при помощи представителей.

Власть по Конституции РФ

Одним из видов непосредственного осуществления власти народа в государстве является референдум. Также российский народ осуществляет власть через посредников: органы местного самоуправления и органы государственной власти.

В этой статье также указано, что ни один человек не может присваивать себе полную власть в государстве, или пытаться ее захватить. За такое посягательство предусмотрены санкции федерального законодательства.

Разделение властей

Ст. 10 Конституции РФ регламентирует разделение государственной власти в РФ на три ветки: судебную, исполнительную и законодательную. Такое разделение способствует эффективности работы государственного аппарата.

Каждая ветка власти обладает своими полномочиями, которые при необходимости она может делегировать другим веткам.

Исполнительная власть – это система государственных органов, главной функцией которой является исполнение законов. Законодательная власть принадлежит органу, который разрабатывает и утверждает законодательство. В России таким органом является двухпалатное Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы.

Судебная власть – ветка государственной власти, главной функцией которой является осуществление правосудия. Судебная власть в РФ представлена судами высшей и первой юрисдикции.

Президент в РФ

Президент РФ – это высшая государственная должность в нашей стране. Президент является гарантом всех конституционных прав и свобод человека и гражданина, Конституции РФ, а также главнокомандующим Вооруженных сил РФ.

Президент не принадлежит ни к одной ветки власти, но осуществляет координирование их функций. Именно Президент определяет главные векторы осуществления внешней и внутренней политики страны.

Президента выбирает народ, посредством прямого и прозрачного голосования.

Совет Федерации – это верхняя палата Федерального собрания. Согласно Конституции РФ, в совет Федерации включены по 2 представителя от одного субъекта Федерации. Полномочия Совета Федерации регламентируются ст. 102 Конституции РФ.

Государственная Дума

Государственная Дума – это нижняя палата российского парламента. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Главной функцией государственной Думы является законотворческая деятельность.

Правовой статус Государственной Думы указан в 5 главе Конституции РФ. Работой Думы курирует председатель Думы, а также его заместитель.

Местное самоуправление

Местное самоуправление в Российской Федерации представляет собой деятельность местных сообществ, которая осуществляется как непосредственно, так и через представительные органы местного значения.

Правовое положение местного самоуправление закреплено в главе 8 Конституции РФ.

Основой работы местного самоуправления является наличие территории, закрепленной за муниципальным образованием, непосредственное участие граждан в местном самоуправлении, наличие бюджета, муниципальной собственности и муниципальных нормативно - правовых актов.



Просмотров