Как подписать контракт в армию: это должен знать каждый призывник. Какой минимальный срок службы по контракту в армии РФ? Медицина, ликвидация ЧС, оперативный розыск

Контракт – это вид трудового договора, отличающийся тем, что устанавливает конкретные сроки существования трудовых отношений. Это влечёт определённые особенности при заключении контракта при приёме на работу, а также при его продлении и перезаключении.

Контракт или трудовой договор?

О том, что лучше: контракт или же трудовой договор – спорят уже долго. Но нужно понимать, что ответ на него зависит от того, с какой позиции смотреть.

Если искать преимущества в возможности работника уволиться, то договор в этом случае предпочтительнее, поскольку работник имеет право уволиться спустя месяц после уведомления нанимателя об уходе. Но нужно понимать, что уведомление нанимателя осуществляется посредством предоставления и регистрации заявления.

  • Уволиться при заключённом контракте без одобрения нанимателя можно только по окончанию контракта.

Если искать преимущества в вопросе увольнения по желанию нанимателя, то в тогда преимущество отходит контракту, поскольку наниматель может просто не продлить контракт, когда подойдёт к концу его срок. Естественно, при этом нужно правильно и своевременно поставить в известность работника о его окончании.

  • Уволить работника, оформленного по трудовому договору, нанимателю будет куда сложнее.

Если искать преимущества в оплате, то в контракт и здесь смотрится более привлекательно, т.к. по контракту работнику полагается контрактная надбавка к окладу (не более 50%). Работнику, оформленному по договору, такая надбавка не выплачивается.

Если искать преимущества в режиме отдыха, то опять же контракт имеет преимущество, т.к. работнику предоставляются поощрительные дни отпуска. Рабочим предоставляется 2 поощрительных дня к отпуску, а специалистам (руководителям) – 5 дней.

Сроки заключения контракта при приёме на работу.

Контракт заключается на срок от 1 года до 5 лет, т.е. при приёме на работу контракт вполне может быть заключён сразу на 2 года, 3 года, 4 года. Возможно его заключение сразу на 5 лет, но вот если контракт будет заключён на 5 лет и 1 день – это будет ни что иное, как нарушение законодательства о труде.

Это правило касается и обратной ситуации, когда контракт заключается на 1 год. К слову, на практике, как правило, контракт заключается именно на этот минимально возможный срок. И если при приёме на работу заключён контракт на срок менее 1 года (к примеру, на 10 месяцев, 11 месяцев, 11 месяцев и 30 дней и так далее) – это будет нарушение законодательства.

Порядок заключения контракта и приёма на работу.

Процесс подписания (заключения) контракта схож с подписанием любого договора и осуществляется в три стадии:

  1. обсуждение – на данном этапе проводится обсуждение условий соглашения: должность, оплата, срок, режим труда и отдыха;
  2. составление – на данном этапе оформляется сам документ. Причём составляются два экземпляра: один – нанимателю, второй — работнику;
  3. подписание – на данном этапе два экземпляра контракта подписываются нанимателем и работником. Подпись нанимателя удостоверяется печатью организации.

О приёме на работу издаётся приказ. Его издание может производиться как одновременно с подписанием контракта, так и после. Главное, чтобы приказ был издан, а контракт был заключён до либо в день, когда работник приступил к работе.

Сведения о заключённом контракте отражаются и в трудовой книжке. В этих целях делается примерно такая запись: «Принят(а) на работу поваром третьего разряда в бистро “Рандеву” по контракту». Срок, на который подписан контракт, не оговаривается.

Что происходит при истечении срока контракта?

Как указывалось выше, контракт – это срочный договор, т.е. ограничен сроками. Следовательно, при истечении срока, на период которого производилось заключение контракта, контракт либо прекращает своё действие, что ведёт к увольнению работника, либо трудовые отношения продолжаются.

В этом случае возможны три ситуации:

  1. продление контракта;
  2. заключение нового контракта;
  3. перезаключение контракта.
  4. заключение трудового договора.

Увольнение в связи с прекращением действия контракта.

Порядок действий при увольнении работника по окончанию контракта следующий:

  1. Составление уведомления — за месяц до истечения контракта кадровая служба предприятия должна известить работника о нежелании нанимателя продолжать с ним трудовые отношения. Для этого сотрудник отдела кадров подготавливает соответствующее уведомление. Форма данного уведомления – произвольная.
  2. Подача уведомления на подпись – далее уведомление подаётся на подпись руководителю организации, поскольку без подписи уполномоченного лица оно юридической силы не имеет.
  3. Регистрация уведомления – уведомление должно быть обязательно зарегистрировано в журнале уведомлений, который ведётся в отделе кадров организации. В уведомлении проставляется число регистрации и номер.
  4. Ознакомление работника с уведомлением – после того, как уведомление будет подписано и зарегистрировано, оно предъявляется на подпись работнику. Это должно быть сделано минимум за 2 недели до окончания контракта. Поэтому работник при ознакомлении должен расписаться, расшифровать подпись и поставить дату уведомления своей рукой.
  5. Издание приказа – последний этап отводится изданию приказа об увольнении. Дата издания приказа должна соответствовать дате увольнения и последнему дню занятости работника. Если же дата увольнения выпадает на выходной, то приказ должен быть издан датой последнего рабочего дня перед увольнением.

Порядок продления контракта.

Если наниматель не готов расстаться с работником, то контракт продлевается. Процедура частично схожа с процедурой, предшествующей увольнению работника по окончанию контракта.

  1. Составление уведомления — сотрудник кадрового отдела организации составляет уведомление о продлении. Текст данного уведомления несколько отличается от уведомления об окончании контракта. Во-первых , в уведомлении содержится просьба продлить трудовые отношения. Во-вторых , содержится просьба сообщить о своём решении не позднее двухнедельного срока до окончания контракта.
  2. Подача уведомления на подпись – на данном этапе уведомление подписывает руководитель или уполномоченное на то лицо.
  3. Регистрация уведомления – уведомление регистрируется в журнале, который ведётся в отделе кадров. В уведомлении проставляется дата регистрации и номер.
  4. Ознакомление работника с уведомлением – работник должен расписаться в уведомлении об ознакомлении (подпись расшифровывается) и поставить своей рукой дату. Дата должна быть не позднее 1 месяца до последнего дня действия контракта.
  5. Согласие работника – в том же уведомлении работник своей рукой пишет, что продлить контракт согласен и ставит подпись, расшифровывает её и проставляет дату. Дата должна быть не позднее 2 недель до последнего дня действия контракта.
  6. Подписание контракта – в соответствующей графе в контракте ставится подпись и расшифровка подписи.
  7. Издание приказа – о продлении контракта издаётся соответствующий приказ. Дата издания приказа при этом не так важна. Единственное условие – это то, что приказ рекомендуется издавать не позднее даты, когда работник приступил к работе после продления контракта. К примеру, если контракт был заключён на 1 год с 05.03.2016 года по 04.03.2017 года, то издавать приказ о продлении нужно не позднее 05.03.2017 года.

Сроки продления контракта.

При продлении контракта нужно помнить, что максимальный срок контракта — 5 лет. Следовательно, продлять контракт можно с таким условием, чтобы в совокупности срок его действия со всеми продлениями составлял не более 5 лет.

При этом существует ошибочное мнение, что если максимальный срок контракта 5 лет, то это означает, что и продлеваться он может всего 4 раза. На самом деле это не так. Контракт вполне может быть продлён как один раз, так и множество раз.

К примеру, контракт, заключённый на 1 год, может продлятся сразу на 4 года. Тогда после его окончания нужно будет заключать новый контракт. Но также при приёме на работу работник может подписать контракт всего на 1 год, а затем продлить его на ещё 1 год, затем с согласия работника на 3 месяца, затем на 5 месяцев и так далее, пока в совокупности срок контракта не составит 5 лет. После этого нужно будет заключать новый контракт. При этом количество подобных продлений законом не ограничено. Единственное обязательное условие – продление может осуществляться не свыше максимального срока, равного 5 годам.

Порядок заключения нового контракта.

Новый контракт оформляется тогда, когда срок предыдущего контракта близится к окончанию, и продлить его возможности нет, поскольку он действовал в совокупности со всеми возможными продлениями 5 лет. Тогда нанимателю, желающему сохранить работника, не остаётся ничего другого, кроме как заключить новый контракт.
Порядок заключения нового контракта не сильно отличается от порядка продления.

Ключевые этапы идентичны:

  1. Составляется уведомление — сотрудник отдела кадров составляет уведомление о заключении нового контракта. Текст данного уведомления содержит просьбу продлить трудовые отношения, посредством подписания нового контракта.
  2. Уведомление подаётся на подпись нанимателю – без подписи руководителя уведомление юридической силой не обладает.
  3. Уведомление регистрируется – регистрация производится в журнале, который ведётся и хранится в отделе кадров. В уведомлении проставляется дата регистрации и номер.
  4. Работник знакомится с уведомлением – работник должен расписаться в самом уведомлении в том, что ознакомлен с ним (подпись расшифровывается), и поставить своей рукой дату. Дата должна стоять не позднее 1 месяца до последнего дня действия контракта.
  5. Работник соглашается на продление – в том же уведомлении работник своей рукой пишет, что согласен на продлении, ставит подпись, расшифровывает её и ставит дату. Дата должна быть не позднее двух недель до последнего дня контракта.
  6. Подписание контракта –на соответствующей графе в контракте ставится подпись и её расшифровка.
  7. Издание приказа – о заключении нового контракта издаётся приказ. Дата издания приказа также как и в случае с продлением не столь важна, но рекомендуется издавать приказ не позднее даты, когда работник приступил к работе. Опять же пример: если предыдущий контракт истекает 04.03.2017 года, то издавать приказ о продлении нужно не позднее 05.03.2017 года.

Сроки при заключении нового контракта.

При заключении нового контракта его срок не может быть меньше 1 года и больше 5 лет, поскольку согласно законодательству срок заключения контракта не может нарушать данные пределы.
В этом случае нужно понимать, что продлеваются именно трудовые отношения, но не сам контракт. Контракт подписывается именно новый. Поэтому его срок менее 1 года быть не может. Уже после, при дальнейшем продлении, данный контракт может продлеваться на любой срок.

Порядок перезаключения контракта.

Перезаключение контракта – это есть оформление нового контракта взамен старого при условии, что трудовые отношения не прекращаются.

Если основанием для продления будет истечение срока и соглашение сторон, то основаниями для перезаключения будут:

  1. постоянный перевод на иную работу – работник подписывает заявление с просьбой осуществить перевод, а затем издаётся соответствующий приказ;
  2. соглашение сторон – работник пишет заявление либо делает соответствующую запись на уведомлении, затем издаётся приказ о перезаключении контракта.

Если с постоянным переводом всё понятно, то вот с последним, т.е. с перезаключением контракта по соглашению возникает масса споров.

На практике очень часто встречается ситуация, когда контракт дополнен либо в него были внесены изменения. В подобных ситуациях возникает вопрос: «Разрешается ли перезаключить (заключить новый) контракт, если по предыдущему не закончился срок в 5 лет?».

В данном случае мнения специалистов разнятся.

Одни придерживаются мнения, что сперва нужно, чтобы предыдущий контракт исчерпал свой лимит в 5 лет, а уж потом можно заключать новый контракт с изменёнными условиями. А все изменения при этом оформляются дополнениями к контракту.

Вторые считают, что если с работником заключённый контракт заканчивается, а наниматель решает продлить с ним трудовые отношения, но вместо продления контракта решает заключить новый, т.к. содержание контракта меняется, то подобное вполне разрешено. Порядок действий при этом идентичен порядку при заключении нового контракта.
Учитывая, что законодательство конкретных условий не устанавливает, второй вариант на практике допустим.

Переход с контракта на трудовой договор.

На практике допустимы следующие основания перехода с контракта на договор:

  1. заявление о переводе на трудовой договор – работник имеет право до истечения срока контракта подать заявление о переводе на трудовой договор либо указать об этом в уведомлении об окончании контракта. Наниматель в свою очередь издаёт приказ о переводе на трудовой договор. Должностные обязанности и перечень исполняемых работ не меняется.
  2. заявление на перевод – работник пишет заявление о переводе на иную должность с заключением трудового договора. Ждать окончания контракта в данном случае нет необходимости.
  3. автоматический перевод с контракта на трудовой договор – согласно законодательству о труде в случае, если заключённый контракт истекает, но стороны не изъявляют желания его продлить, то трудовые отношения будут считаться продолженными на неопределённый срок, т.е. это фактически означает, что со дня, следующего за днём окончания контракта, заключён трудовой договор. Следовательно, начиная с этого дня стимулирующие меры, содержавшиеся в контракте, прекращают действовать, т.к. контракт считается истекшим.

Однако нужно понимать, что при желании нанимателя перевести работника на трудовой договор, умалчивать об истечении контракта – не лучшее решение, поскольку уведомить об окончании контракта – это обязанность нанимателя. Если этого не будет сделано, то в это фактически будет означать, что наниматель нарушил трудовое законодательство. Это даёт право работнику возместить причинённый вред и потребовать восстановления нарушенных прав.

Если и применить автоматический перевод на трудовой договор, то правильнее будет уведомить работника об этом, и только при отсутствии ответа со стороны работника, перевести его на договор.

  • признание конкурентных процедур несостоявшимися ;
  • банковская гарантия .

Полный перечень случаев содержит часть 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

1. Естественные монополии и центральный депозитарий

Речь идет о закупках (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

Услуги центрального депозитария

Центральный депозитарий может оказывать учреждениям следующие услуги:

  • хранение сертификатов ценных бумаг, учет и переход прав на ценные бумаги;

Полный перечень услуг приведен в главе 4 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ «О центральном депозитарии».

Товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий

К деятельности субъектов естественных монополий относятся:

  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  • услуги общедоступной электросвязи, в том числе местной или междугородной телефонной связи (письма Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 г. № Д28и-900, от 12 марта 2015 г. № Д28и-658, от 28 января 2015 г. № Д28и-169);
  • услуги общедоступной почтовой связи, в том числе пересылка внутренней письменной корреспонденции и телеграмм;
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Полный перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий приведен в ункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ).

Внимание! Предметом контракта с единственным поставщиком по пункту 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ может быть только деятельность поставщика (подрядчика, исполнителя), которая относится к сфере естественных монополий. Дело в том, что субъекты естественных монополий могут вести и другие виды предпринимательской деятельности, на которые действие данного пункта не распространяется. Например, ФГУП «Почта России» - монополист в части оказания услуг общедоступной почтовой связи. В то же время она реализует почтовые марки и не является монополистом в этой сфере. Поэтому заключить контракт на покупку почтовых марок на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ нельзя. Такие пояснения дает Минэкономразвития России в письме от 6 апреля 2015 г. № Д28и-900.

Чтобы определить статус потенциального поставщика, заказчик может воспользоваться данными реестра субъектов естественных монополий. Его ведет ФСТ России. Он содержит сведения об организациях-монополистах, которые подпадают под государственное регулирование и контроль (п. 2 Административного регламента, утвержденного приказом ФСТ России от 30 августа 2010 г. № 417-э). Реестр разделен на сферы деятельности организаций и опубликован на официальном сайте www.fstrf.ru . Например, по данным реестра, в г. Москве к субъектам естественных монополий относятся следующие организации:

  • ГУП «Московский метрополитен», РАО энергетики и электрификации «ЕЭС России», ЗАО «Энергосбыт», ЗАО «Электросеть», Московское государственное унитарное предприятие «Мосводоканал», ГУП г. Москвы по эксплуатации высотных административных и жилых домов (ГУП ЭВАЖД) - в топливно-энергетическом комплексе;
  • ФГУП «Почта России» - по услугам общедоступной почтовой связи;
  • ОАО «Московская городская телефонная сеть», ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» - по услугам общедоступной электросвязи;
  • ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» - по услугам железнодорожных перевозок.

Однако наличие информации о поставщике в реестре субъектов естественных монополий - не обязательное условие для подтверждения его статуса. Основной признак - ведение деятельности в условиях естественной монополии. Подача сведений в реестр не поименована в перечне обязанностей субъектов естественных монополий. Об этом сказано в абзаце 3 статьи 3, статье 8 Закона № 147-ФЗ. Такой вывод подтверждает и судебная практика (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 18 января 2011 г. № А55-15711/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 16 апреля 2010 г. № А67-6886/2009).

2. Военная сфера и безопасность

Сюда относятся следующие закупки.

1. Заключение контрактов, предмет которых - работы по мобилизационной подготовке (п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

К таким работам относятся:

  • создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов;
  • подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами.

Полный перечень работ по мобилизационной подготовке и мобилизации указан в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее - Закон № 31-ФЗ).

Однако чтобы стать заказчиком, нужно:

1) быть:

  • либо федеральным органом государственной власти,
  • либо государственным (муниципальным) учреждением;

2) иметь:

  • либо задачи по мобилизационной работе.

Об этом сказано в статье 12 Закона № 31-ФЗ.

При закупке работ по мобилизационной подготовке необходимо:

1) составить отчет:

  • о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика,
  • цене и

2) разместить извещение в ЕИС.

2. Закупка отечественного вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и которые создает единственный производитель (п. 7 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Перед тем как заключить контракт по этому основанию, нужно проверить, есть ли данные о потенциальном поставщике в реестре единственных поставщиков российского вооружения и военной техники. Для этого нужно обратиться в ФАС России. Служба предоставляет информацию из реестра в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса. Об этом сказано в пункте 23 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. № 826. Ранее ответственным за ведение реестра был Рособоронзаказ, но теперь он упразднен и эта функция передана ФАС России (Указ Президента РФ от 8 сентября 2014 г. № 613, п. 5.3.4 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331).

Цену контракта с единственным поставщиком нужно определить по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 января 2008 г. № 29.

Извещение необходимо разместить в ЕИС.

3. Закупка товаров (работ, услуг) для обеспечения органов внешней разведки России средствами разведывательной деятельности (п. 40 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Проводить закупки по данному пункту можно только по перечням, которые утверждают руководители соответствующих органов внешней разведки. В открытом доступе утвержденных перечней нет.

4. Закупка товаров (работ, услуг) для обеспечения органов ФСБ России средствами контрразведки и борьбы с терроризмом (п. 41 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Такие закупки можно проводить только по перечню, который утверждает руководитель органа ФСБ России. В открытом доступе утвержденных перечней также нет.

3. Малые закупки

К малым закупкам относятся два случая:

Причем в этих случаях можно как заключать письменные контракты, так и проводить закупки через подотчетников. Так, можно выдавать сотрудникам наличные под отчет на покупку:

Это подтверждает и Минэкономразвития России в письме от 15 июля 2015 г. № Д28и-2150.

Закупка товара (работы, услуги) на сумму до 100 000 руб. Это самые распространенные и актуальные закупки среди заказчиков. Но по ним установлен лимит.

Все закупки заказчика по этому основанию не должны превышать:

  • либо 5 процентов совокупного годового объема закупок и составлять не более 50 млн руб. в год. (этот вариант подходит учреждениям, СГОЗ у которых составляет более 40 млн руб.);
  • либо 2 млн руб. (если СГОЗ учреждения меньше 40 млн руб.).

При этом учитываются только те контракты, которые исполнены и оплачены в текущем году.

Внимание! Из правила о выборе расчета лимита есть два исключения. Это касается следующих закупок.

1 . Закупки для муниципальных нужд сельских поселений. Так, учреждения-заказчики, расположенные на территориях сельских поселений, вправе проводить закупки по данному пункту только до 100 000 руб. А вот общая сумма таких контрактов за год для них не ограничена. При этом проводить такие закупки могут только администрации сельских поселений и их подведомственные учреждения.

2 . Закупки для нужд Президента РФ и Правительства РФ. Так, особый порядок может быть установлен для госорганов, которые проводят такие закупки. В этом случае расчет ограничения малых закупок нужно производить отдельно по каждому госоргану.

Такие правила установлены пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, а в части закупок для сельских поселений дополнительно разъяснено в письмах Минэкономразвития Росси от 29 января 2015 г. № ОГ-Д28-1629 и от 23 декабря 2014 г. № Д28и-2792.

При расчете СГОЗ :

  • учитывают все средства на закупки, выделенные на год (в т. ч. и средства на оплату контрактов, которые заключили до 1 января 2016 года, но подлежат оплате в текущем году);
  • не учитывают средства по элементам видов расходов, которые по своему экономическому содержанию к закупкам не относятся (в частности, это КВР 111, 112, 119, 310).

Также это правило распространяется на долгосрочные контракты, в которых выделены этапы. То есть стоимость каждого этапа необходимо учитывать в СГОЗ того года, в котором прошла его оплата.

Это следует из пункта 16 статьи 3 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письмах Минэкономразвития России от 16 ноября 2015 г. № Д28И-3349, от 8 июля 2015 г. № Д28и-2062, пункте 2 письма Минэкономразвития России от 4 марта 2015 г. № Д28и-506. В последнем письме рассмотрен порядок расчета объема закупок у СМП и СОНКО . Однако данный в нем расчет СГОЗ распространяется на все случаи, когда применяется совокупный годовой объем.

Стоит отметить, что рассчитанный по вышеприведенным правилам лимит малых закупок действует также и для закупок в рамках гособоронзаказа. Считать отдельно лимит в рамках оборонного заказа или вне его рамок не нужно. Так считает Минфин России (п. 1 письма Минфина России от 7 мая 2015 г. № 02-02-08/26427).

Пример выбора расчета лимита малых закупок

Утвержденный размер финансирования ГУ НИИ «Альфа» (заказчик) на 2016 год составил 7 000 000 руб.

Так как у заказчика 5 процентов совокупного годового объема составляют 350 000 руб. (7 000 000 руб. × 5%), контрактный управляющий принял решение применять для закупок у единственного поставщика (до 100 000 руб.) лимит 2 млн руб.

1 марта 2016 года на основании решения учредителя заказчику выделили дополнительное финансирование в сумме 63 000 000 руб.

Контрактный управляющий определил, что в связи с изменением объема финансирования стало выгоднее применять для закупок у единственного поставщика (до 100 000 руб.) лимит в размере 5 процентов от СГОЗ. Он составил:

(7 000 000 руб. + 63 000 000 руб.) × 5% = 3 500 000 руб.

В связи с этим по закупкам, которые планировалось проводить конкурентными способами, теперь возможно заключить контракт с единственным поставщиком. Соответствующие изменения контрактный управляющий внес в план-график.

Нужно ли в 5-процентный лимит малых закупок (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) включать закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по другим основаниям?

Нет, не нужно.

Заказчик проводит закупки у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) строго в . Каждый из них имеет свои особенности. Так, малые закупки товаров (работ, услуг) до 100 000 руб. заказчик вправе проводить на общую сумму, которая не должна превышать 2 млн руб. или 5 процентов от СГОЗ (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Если заказчик рассчитывает общую сумму закупок от СГОЗ , то данное ограничение по сумме контрактов относится исключительно к закупкам по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Суммы контрактов по другим основаниям, перечисленным в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, в 5-процентном лимите малых закупок до 100 000 руб. учитывать не нужно.

Можно ли заключить контракт в рамках малой закупки (до 100 000 руб.), если закупка товаров (работ, услуг) включена в другие основания для заключения контракта с единственным поставщиком по статье 93 Закона № 44-ФЗ?

Да, можно.

Кстати, даже если закупка товаров (работ, услуг) включена в другие основания для заключения контракта с единственным поставщиком по статье 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик все равно может по желанию заключить контракт в рамках малой закупки (до 100 000 руб.). Такая позиция высказана в письмах Минэкономразвития России от 7 декабря 2015 г. № Д28и-3554, от 12 марта 2015 г. № Д28и-658, от 28 января 2015 г. № Д28и-169.

Закупка товара (работы, услуги) на сумму до 400 000 руб.

Такие закупки могут проводить:

  • образовательные учреждения, которые в качестве основного вида деятельности реализуют образовательную деятельность на основании лицензии (п. 18 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
  • учреждения культуры, уставные цели которых - сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия;
  • зоопарк;
  • планетарий;
  • парк культуры и отдыха;
  • заповедник;
  • ботанический сад;
  • национальный, природный или ландшафтный парк;
  • театр;
  • концертное или телерадиовещательное учреждение;
  • цирк;
  • музей;
  • дом (дворец) культуры;
  • клуб;
  • библиотека;
  • архив.

При этом нужно соблюдать установленные ограничения. Закупки не должны:

  • превышать 50 процентов от СГОЗ (включаются только те контракты, которые исполнены и оплачены в текущем году) и
  • составлять не более чем 20 млн руб. в год.

Об этом сказано в пункте 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письмах Минэкономразвития России от 8 июля 2015 г. № Д28и-2062, от 10 апреля 2015 г. № Д28и-998, от 6 апреля 2015 г. № Д28и-949.

Стоит отметить, что вправе проводить закупки у единственного поставщика на сумму как до 100 000 руб., так и до 400 000 руб. Такие контракты будут считаться заключенными по разным основаниям (подп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Аналогичные разъяснения приведены в письме Минэкономразвития России от 25 мая 2015 г. № Д28и-1363.

Совет: Чтобы проконтролировать ограничения, которые установлены для малых закупок, стоит вести раздельный учет контрактов на суммы до 100 000 руб. и до 400 000 руб.

Вправе ли образовательное учреждение «Детский дом» заключать контракты с единственными поставщиками до 400 000 руб. (по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)? Основной вид деятельности - предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, а дополнительный - оказание на основании лицензии образовательных услуг.

Да, вправе.

Такую позицию высказывают специалисты Минэкономразвития России в частных разъяснениях.

Из буквального толкования пункта 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ следует, что заключать контракты с единственным поставщиком на сумму до 400 000 руб. имеют право, помимо прочих, государственные (муниципальные) образовательные учреждения .

При этом процесс образования включает в себя как обучение, так и воспитание гражданина (п. 1 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). А в компетенцию образовательного учреждения «Детский дом» как раз входит воспитание и обучение подопечных. Причем на ведение образовательной деятельности учреждение имеет соответствующую лицензию.

Кроме того, учреждение зарегистрировано в установленном порядке в ЕГРЮЛ с формулировкой в уставе «Образовательное учреждение "Детский дом"». А, как известно, при подаче документов на регистрацию регистраторы досконально проверяют учредительные и другие документы. То есть статус образовательного учреждения является законным.

4. Коммунальные услуги

Сюда относятся два случая закупок.

1. Заключение контракта с поставщиками коммунальных и коммуникационных услуг:

  • водоснабжения;
  • водоотведения;
  • теплоснабжения;
  • газоснабжения (кроме услуг по реализации сжиженного газа);
  • подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам);

Об этом сказано в пункте 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

На основании данного пункта заказчик может заключить контракт также с управляющей компанией, которая выбрана на основании решения собственников или открытого конкурса (п. 37 письма Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889).

Извещение о такой закупке необходимо разместить в ЕИС.

2. Заключение контракта энергоснабжения или приобретения электрической энергии с гарантирующим поставщиком (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Так, гарантирующим поставщиком электрической энергии является коммерческая организация, которая обязана заключить договор (контракт) купли-продажи электрической энергии с любым потребителем, обратившимся к ней (ст. 3 Закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ). Перечень организаций, получивших статус гарантирующего поставщика, опубликован на официальном сайте ФСТ России - www.fstrf.ru .

5. Медицина, ликвидация ЧС, оперативный розыск

Сюда относятся три случая закупок.

1. Закупка товаров (работ, услуг) в следующих случаях:

1) авария;

2) чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера;

3) обстоятельства непреодолимой силы. К ним относят:

  • военные действия;
  • эпидемии;
  • крупномасштабные забастовки;
  • другие внезапные, чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства.

Например, в 2014 году к таким обстоятельствам относили обеспечение беженцев из Украины, которые прибыли в Россию в поисках убежища из-за сложной внутриполитической ситуации на родине.

Если у заказчика есть возможность прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени, то заключение контракта с единственным поставщиком могут признать недействительным;

4) необходимость оказать медицинскую помощь в экстренной или неотложной форме;

5) закупка федеральным органом исполнительной власти у иностранной организации услуг по лечению в экстренной или неотложной форме российских граждан за пределами государства.

В этих случаях заказчик может заключить контракты на такое количество товаров (работ, услуг), которое необходимо для ликвидации последствий указанных событий или оказания помощи. При этом объектом закупки не могут быть товары (работы, услуги), которые включены в перечень для обязательного проведения запроса котировок , утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30 сентября 2013 г. № 1765-р.

Об этом сказано в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, письмах Минэкономразвития России от 30 ноября 2015 г. № Д28и-3454, от 3 августа 2015 г. № Д28и-2327, от 31 декабря 2014 г. № Д28и-2872 и от 9 декабря 2014 г. № Д28и-2780, разъяснениях от 16 октября 2014 г. Минэкономразвития России № 25361-ЕЕ/Д28И, ФАС России № АЦ/41845/14.

Внимание! По данному пункту заключить контракт с единственным поставщиком можно только в случае, если нет достаточного времени для закупки конкурентным способом. Поэтому к обоснованию стоит приложить документы, которые подтверждают:

  • факт аварии,
  • наступление чрезвычайных обстоятельств,
  • наступление обстоятельств непреодолимой силы или
  • оказание экстренной или неотложной помощи.

Например, это может быть:

  • акт о пожаре или акт обследования по результатам пожара,
  • акт освидетельствования,
  • справка о дорожно-транспортном происшествии (ДТП),
  • иные документы, выданные МЧС России, ГИБДД, Ростехнадзором, медицинскими учреждениями.

Не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта заказчик должен направить уведомление о закупке в контрольный орган в сфере закупок. К уведомлению нужно приложить копию контракта и обоснование его заключения. Об этом сказано в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Внимание! Даже в не терпящих отлагательств чрезвычайных ситуациях заключить контракт можно только в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Иначе учреждению и должностным лицам (в частности, руководителю) грозит ответственность. На это указано в пункте 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ и письме Минэкономразвития России от 15 мая 2015 г. № Д28и-1373. В случае нарушения на должностных лиц организации могут наложить штраф в размере от 20 000 до 50 000 руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ).

2. Закупка лекарственных препаратов, которые по предписанию врача и решению врачебной комиссии назначены для лечения пациенту.

При этом медицинские показания и решение комиссии должны быть отражены в документах пациента и журнале врачебной комиссии.

Заказчик должен учитывать ограничения:

  • количество лекарств, которые можно закупить у единственного поставщика, не должно превышать объем, необходимый пациенту до проведения закупки путем запроса предложений , а
  • сумма не должна быть более 200 000 руб.

Для лечения каждого пациента необходимо заключать отдельный контракт.

Это можно сделать на следующий день после того, как будут внесены изменения в план-график (п. 2, 7 особенностей, утвержденных совместным приказом от 31 марта 2015 г. Минэкономразвития России № 182 и Казначейства России № 7н).

В течение трех дней с даты заключения контракта сведения о нем нужно внести в реестр контрактов с приложением решения врачебной комиссии. При этом персональные данные пациента должны быть обезличены.

Такие правила установлены пунктом 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

3. Закупки за счет средств на оперативно-разыскную деятельность.

Перечень товаров, работ и услуг, которые можно купить по этому основанию, устанавливает руководитель федерального органа, уполномоченного на оперативно-разыскную деятельность (п. 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Что представляет собой служба в армии по контракту? Это военная деятельность в вооруженных силах, осуществляемая на добровольной основе, когда гражданин, желающий проходить службу, подписывает контакт на определенный период. Служба по контракту имеет определенные условия для военнослужащих и предполагает наличие стабильной зарплаты, социального пакета, всевозможных льгот, денежных компенсаций, поощрений.

Мы подробно остановимся на важных деталях контрактной службы и расскажем вам в данной публикации о преимуществам службы по контракту в ВС РФ и требованиях, предъявляемых к контрактникам.

Требования и условия службы в армии по контракту

Условия, при которых гражданин заключает контракт и в дальнейшем поступает на добровольную военную службу, закреплены на законодательном уровне. Все требования к контрактникам регламентируются следующими нормативными документами:

  1. Главой V Закона «О воинской обязанности» (ФЗ №53 от 28.03.1998 года).
  2. Специальными правилами Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с этими законодательными актами к гражданам, которые поступают на добровольную контрактную службу в армию, предъявляется ряд обязательных требований:

  1. Возраст гражданина . Если заключается первый контракт, то гражданин РФ должен быть не младше 18 лет и не старше 40 лет.
  2. Образование . Принимаются граждане, имеющие образование, начиная от среднего и выше.
  3. Категории лиц . К прохождению контрактной службы допускаются граждане, которые ранее уже проходили армейскую службу - контрактную или по призыву; граждане, находящиеся «в запасе»; женщины, и другие категории граждан (ознакомиться с полным списком лиц, которые могут быть допущены к прохождению службы по контракту в ВС РФ, можно в Федеральном Законе «О воинской обязанности и военной службе» ст. 34).
  4. Состояние здоровья . К службе по контракту допускаются лица, прошедшие военно-врачебную комиссию и причисленные ей к одной из групп «А» (человек «годен» к военной службе) и групп «Б» (человек годен к военной службе с незначительными ограничениями).
  5. Уровень физической подготовки . Он должен соответствовать нормативам, прописанным в НФП-2009. Физическая подготовка контрактника оценивается по таким качествам, как быстрота, выносливость, сила. С целью оценки перечисленных параметров гражданин, поступающий на контрактную службу должен выполнить по одному упражнению по каждому из них для проверки.
  6. Ограничения по профессиональной пригодности . Во время отбора кандидатур на прохождение контрактной службы будут рассматриваться дела граждан, которые получили заключение о присвоении следующих категорий:
    - I. Данная категория присваивается гражданам, которые «рекомендуются в первую очередь»;
    - II. Эта категория означает, что граждане «рекомендуются»;
    - III. Означает, что гражданин «условно рекомендуется». При отсутствии первых двух категорий.

Как стать контрактником в Вооруженных Силах России?

Если вы приняли решение поступить на службу в армию по контракту , то первым делом требуется приехать в местный пункт отбора контрактников за подробной консультацией по вопросам относительно поступления на контрактную военную службу и условий ее прохождения. Для обратившегося гражданина будут представлены вакансии военных должностей, на которые он может претендовать, а также будет оформлена соответствующая рекомендация для предоставления в военный комиссариат.

После этого гражданин, претендующий на место контрактника, должен с паспортом обратиться в местный отдел военного комиссариата и подать там заявление, которое будет рассмотрено военным комиссаром. Далее будут назначены мероприятия, задача которых состоит в определении состояния здоровья претендента и уровня его физической подготовки. После того, как эти два этапа будут пройдены, принимается заключительное решение о том, возможно ли данного гражданина принять на военную службу по контракту.

Если все проверки и тесты пройдены гражданином успешно, то ему будет оформляется военный билет, после чего будет заключен контракт на военную службу в ВС РФ. Далее он направляется в военно-учебную часть, где он будет проходить в интенсивном режиме курс общевойсковой подготовки. В период обучения командный состав будет наблюдать за новоиспеченным контрактником, изучать его профессиональные, личные, физические качества. Также будет анализироваться его склонность к лидерству (необходима для сержантских должностей). После того, как учебный курс будет пройден, контрактник направляется на основное место, где будет проходить его служба в вооруженных силах.

Служба по контракту - зарплата контрактника в 2018 году

На текущий год есть два основных законодательных документа, которые устанавливают размер и виды денежного довольствия, причитающегося военнослужащим контрактной службы в ВС РФ:

  1. Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
  2. Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 N 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту».

Базовая зарплата военнослужащих по контракту, согласно упомянутым законам, складывается из двух частей:

  • Оклад по воинской должности;
  • Оклад по воинскому званию.

К основному денежному довольствию контрактника в Вооруженных Силах Российской Федерации ежемесячно добавляются различные надбавки за:

  1. Квалификацию.
  2. Выслугу лет.
  3. Риск здоровью и жизни.
  4. Особые условия несения военной службы.
  5. Работу с секретной информацией, которая является государственной тайной.
  6. Высокий уровень физической подготовки (после сдачи нормативов).
  7. Значительные достижения в армейской службе.
  8. Знание иностранных языков.

Дополнительно выплачивается ежегодная материальная помощь (ЕДВ) и премии за то, что военнослужащий отлично справляется со своими служебными должностными обязанностями.

Размер денежного довольствия военнослужащих контрактников

Остановим свое внимание на конкретных цифрах и озвучим средний размер денежного довольствия военнослужащих контрактников в 2018 году составил:

  • 30 000 рублей - средняя зарплата рядового контрактника.
  • 40 000 рублей - средняя зарплата сержантов и старшин.
  • 55 000 рублей - средняя зарплата лейтенантов.

Данные цифры по размерам зарплат военнослужащих по контракту ещё в 2017 году были озвучены Татьяной Шевцовой, заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающей за организацию финансового обеспечения Вооруженных Сил РФ. Кстати, Шевцова является единственной женщиной в России имеющей звание соответствующее генералу-армии - действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса.

С 1 января 2018 года в 1,04 раза было повышено денежное довольствие военнослужащих (Постановление Правительства РФ от 21.12.2017 №1598 » О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти). Это повышение затронет и контрактников - размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Помимо денежного довольствия для контрактников установлены различного рода льготы и материальные компенсации. К ним относятся:

  • Компенсации за поднаем жилья (Постановление Правительства РФ от 18.09.2015 №989 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. №909»). Данная выплата позволяет военному частично возместить затраты по аренде жилья, в случае если служебная квартира не была предоставлена. Денежная компенсация выплачивается согласно установленным нормативам для региона (например, для городов Москвы и Санкт-Петербурга - это 15000 рублей по состоянию на 2019 год);
  • «Подъемные» - денежное пособие военнослужащему при переезде к новому месту службы, подъемное пособие выплачивается не только на контрактника, но и на всех членов семьи;
  • Единовременное пособие при увольнении с военной службы - выплачивается при увольнении с общей выслугой 20 лет и более в размере 7 окладов денежного довольствия (при выслуге менее 20 лет контрактник при увольнении получает 2 оклада).

Социальный пакет для военнослужащих по контракту

Стоит отметить, что для военнослужащих контрактной службы государство предусмотрело широкий пакет социальных льгот:

  1. Бесплатное медицинское обслуживание в военных лечебных учреждениях.
  2. На период службы военнослужащий обеспечивается служебным жильем. Также существуют программы военной ипотеки, и .
  3. Выход на пенсию в 45 лет (при выслуге 20 лет).
  4. Преимущества при поступлении в профессиональные училища и ВУЗы для контрактников.
  5. Обеспечение военной формой и продовольствием (либо постановка на котловое довольствие - бесплатное питание в армейской столовой).
  6. Страхование здоровья и жизни. Государством предусмотрены внушительные выплаты в случае признания военнослужащего негодным к службе вследствие травмы, полученной на службе (контрактник получит 2 млн. рублей). Существенные страховые выплаты семье в случае смерти (семья получит страховку в размере 3 млн. рублей).
  7. Бесплатный проезд*.

* Согласно ст. 20 «Проезд на транспорте. Почтовые отправления» Федерального закона №76-ФЗ от 27.05. 1998 «О статусе военнослужащих»:

1.1. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год по территории Российской Федерации к месту использования основного (каникулярного) отпуска и обратно. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год к месту использования основного (каникулярного) отпуска на территории Российской Федерации и обратно.
1.2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.

Плюсы и минусы службы по контракту в вооруженных силах

Контрактная армия в России – относительно новое явление, и прежде чем поступить на военную службу по контракту, следует знать какие плюсы и минусы вас ожидают.

Давайте заострим внимание на положительных моментах:

  1. Для многих граждан служба по контракту в армии является очень выгодным трудоустройством, особенно в отдаленных поселках и деревнях, где трудно найти работу.
  2. Военнослужащие контрактники имеют серьезный социальный пакет, включающий многочисленные льготы. Помимо статуса, служба в армии по контракту обеспечивает хорошую стабильную зарплату и возможность получить жилье.
  3. Современную службу по контракту в ВС РФ можно сравнить с обычной работой, в отличии от военнослужащих срочной службы имеющих ряд ограничений.

Говоря о плюсах службы по контракту нельзя не вспомнить и о минусах:

  1. Очевидный минус воинской службы по контракту - необходимость рисковать как своим здоровьем, так и жизнью.
  2. Ограничение личного пространства и свободы. Не каждый человек готов подчиняться приказам и безоговорочно выполнять требования командования, попросту говоря жизнь по уставу, это не санаторий.
  3. Не все выдерживают условий службы в армии, так например, статистика свидетельствует, что практически 20% тех, кто впервые подписал контракт, разрывают его, спустя несколько месяцев службы. У каждого на это есть свои собственные причины, однако, чаще всего это решение вызвано тем, что контрактник новобранец не справился с испытательным сроком. Иногда среди возможных причин разрыва контакта со стороны министерства обороны может быть злоупотребление алкоголем новоиспеченным военнослужащим, пьянству не место в армии!
  4. Не всем по душе вынужденные командировки, необходимость постоянного ношения формы, проживание в полевых условиях при необходимости.

Подводя итоги, можно отметить, что переход российской армии на службу по контракту - это новое перспективное решение, способное поднять престиж Вооруженных Сил, а также обеспечить выполнение стоящих перед армией задач, как в мирное время, так и в случае войны. Контрактная служба гарантирует стабильную достойную зарплату военнослужащим контрактникам, а также предлагает ряд преимуществ и привилегий.

Тем не менее, перед тем как принять окончательное решение, взвешенно обдумайте все плюсы и минусы службы в армии по контракту, вы должны понимать степень ответственности как за свою жизнь, за жизнь своих боевых товарищей, так и за жизнь тех, кого вы защищаете, служа в Российской Армии. Безусловно, служба по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации - это престижное и благородное дело.

Согласно пункту 3 статьи 1 44-ФЗ закон регламентирует взаимоотношение между заказчиком и поставщиком товаров и услуг, которые оформляются гражданско-правовым договором. При этом понятие контракт используется в нормативном документе, как синоним слова договор. Из этого делается логичный вывод, что особой разницы между этими понятиями нет.

Что такое договор и в чем его отличие от контракта

Договором называется соглашение, достигнутое между двумя или несколькими лицами. В нем оговаривается установление, прекращение или изменение гражданских прав и обязанностей. Точно такое же определение дается и термину контракт. Поэтому в рамках 44-ФЗ принципиальной разницы в этих понятиях нет. Современное законодательство говорит о том, что термин договор распространяется не только на сделки, оформленные в письменном виде, но и на устные договоренности.

Договор и контракт должны включать в себя следующую информацию:

  1. Правила поставки товара или оказания услуг.
  2. Порядок оплаты.
  3. Систему разрешения конфликтных ситуаций.
  4. Возможные риски, в том числе и форс-мажорные обстоятельства.
  5. Возможные отклонения от условия договора.
  6. Ответственность сторон.

И договор и контракт будут иметь одинаковую структуру, которая уже устоялась в коммерческой практике. Документ состоит из следующих основных разделов:

  1. Преамбула, в которой прописываются наименование сторон.
  2. Предмет контракта.
  3. Условия поставки товара или оказания услуг.
  4. Порядок оплаты.
  5. Ответственность сторон.
  6. Обстоятельства непреодолимой силы.
  7. Прочие условия.
  8. Реквизиты сторон.

Правила заключения договоров и контрактов регламентируются не только 44-ФЗ, но и Гражданским кодексом РФ. В нем предписывается использовать понятие контракт для тех сделок, в которых одной из сторон выступает государственная организация. Такие же правила предусматривает и Бюджетный кодекс России.

В какой ситуации заключается контракт, а в какой договор

Для того чтобы упростить задачу заказчика по выбору формы оформления сделки Министерство экономики и развития выпустило разъяснение за номером №Д28и-1889 от 30 сентября 2014 года. В нем рекомендовано всем бюджетным учреждениям страны по любым видам закупок заключать гражданско-правовые договоры .

Если заказчиком выступает муниципальное предприятие, которое осуществляет закупку от имени муниципального образования, то рекомендуется оформлять взаимоотношения с поставщиком посредством заключения муниципального контракта .

Органам государственной власти, органам управления внебюджетными государственными фондами, а также казенным учреждениям советуется оформлять сделки в виде государственных контрактов .

Договор может быть заключен не только с юридическим лицом. Таким способом разрешено оформлять сделки с индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами.

Несмотря на такие рекомендации Минэкономразвития подтверждает тот факт, что с юридической точки зрения разницы между контрактом и договором нет. Форма документирования взаимоотношение никак не зависит от вида закупки и ее объекта.

Таким образом, при оформлении взаимоотношений между государственным заказчиком и поставщиком в рамках 44-ФЗ не имеет особого значение название документа. Можно заключать как договор, так и контракт. Гораздо важнее соблюдать порядок его заключения и выдерживать все регламентированные сроки.

Под работой по контракту на данный момент преимущественно подразумевается работа не в соответствии с трудовыми договорами, а по договорам гражданско-правового характера. Таковой способ трудоустройства и заработка имеет определенные преимущества и недостатки, а также отличается различным подходам к обеспечению государственных гарантий. При этом эксплуатация системы гражданско-правовых контрактов и подмена ей трудовых взаимоотношений может расцениваться как административное правонарушение и влечь за собой негативные последствия.

Оглавление:

Особенности и отличия работы по контракту от трудовых отношений


Законодательно не запрещается нанимать подрядчиков для выполнения любых необходимых работ и оказания услуг путём заключения сделок гражданско-правового характера. Этот вопрос крайне актуален в ситуациях, когда необходимо разовое выполнение определенного спектра задач в конкретные сроки или с достижением конкретного результата. Таковой договор позволяет избежать излишних затрат средств и времени на полноценное трудоустройство сотрудника, особенно когда необходимости в его постоянном присутствии на рабочем месте нет.

В то же самое время, работа по контракту лишает работающего таким образом человека целого ряда социальных гарантий, предоставляемых государством. Также и наниматель в таковом случае имеет определенные потери и издержки, например, связанные с отсутствием влияния и управления таковым работником. Помимо этого, если контракт будет иметь в себе признаки полноценного трудоустройства, он может быть признан в судебном порядке в качестве трудового, что повлечет за собой соответствующие издержки, а также предусмотренные ст. 5.27 КоАП РФ штрафы.

Учитывая пониженную ставку налогов и минимальный уровень социальной ответственности перед нанимаемым работником, некоторые работодатели предпочитают заключать именно гражданские контракты, а не трудовые договора. Не стоит считать, что таковая практика является невыгодной и однозначно негативной для работающего таким образом сотрудника – у неё есть целый ряд своих достоинств, однако и недостатки тоже присутствуют.

Преимущества работы по контракту в сравнении с официальным трудоустройством

Определенные преимущества в работе по контракту, делают его крайне выгодным способом трудоустройства, как для работодателей, так и для трудящихся. В частности, работа по контракту является одним из основных способов . В частности, к таковому списку преимуществ можно отнести:


В целом, традиционными отраслями деятельности, в которых контракты превалируют или могут часто использоваться наравне с трудовыми договорами, являются строительство, IT-обслуживание, бухгалтерский учёт, морское дело, консалтинговые услуги, монтажные работы и т.п.

Минусы работы по контракту

Недостатки работы по контракту, в первую очередь, выражаются в гораздо меньшей социальной защищённости наемного работника. Особенно если учесть, что во многих ситуациях, работа по контракту организовывается исключительно с целью избежать со стороны работодателя ответственности перед работником, не предоставляя ему никаких дополнительных компенсаций. В целом, недостатками работы по контракту можно назвать:


В целом, при наличии определённых договорённостей с нанимателем, условия труда по контракту могут фактически не отличаться, или даже быть более выгодными в сравнении с полноценным трудоустройством. Но не следует забывать о том, что признаки регулярных трудовых взаимоотношений могут служить основанием для переквалификации рабочего контракта в трудовой договор по решению суда с наступлением негативных последствий как для фактического работодателя, так и для исполнителя.



Просмотров