Качественная классификация (таксономия) опасностей. Классификация опасностей и характер их воздействия на жизнедеятельность человека

- 594.00 Кб

Все опасности классифицируют по ряду признаков

Классификация опасностей .

Признак классификации Вид (класс)
1 По видам источников опасности естественные, антропогенные, техногенные
2 По видам потоков в жизненном пространстве энергетические, массовые, информационные
3 По величине потоков в жизненном пространстве допустимые, предельно допустимые, опасные, чрезвычайно опасные
4 По моменту возникновения опасности прогнозируемые, спонтанные
5 По длительности воздействия опасности постоянные, переменные, периодические, кратковременные
6 По объектам негативного воздействия действующие на человека; на природную среду; действующие на материальные ресурсы; комплексного воздействия
7 По количеству людей, подверженных опасному воздействию личные, групповые (коллективные), массовые
8 По размерам зоны воздействия локальные, региональные, межрегиональные, глобальные
9 По видам зон воздействия действующие в помещении; на территориях
10 По способности человека идентифицировать опасности органами чувств ощущаемые, неощущаемые
11 По виду негативного воздействия на человека вредные, травмоопасные
12 По вероятности воздействия на человека и среду обитания потенциальные, реальные, реализованные

Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанного с пространством и временем. Например, в выражениях «шум вреден для человека», «углеводородные топлива пожаровзрывоопасны» говорится только о потенциальной опасности для человека шума и горючих веществ. Наличие потенциальных опасностей находит своё отражение в аксиоме: «Жизнедеятельность человека потенциально опасна». Аксиома предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие человека или его результат неизбежно приводят к возникновению новых негативных факторов.

Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на человека, она координирована в пространстве и во времени. Пример . Движущаяся по шоссе автоцистерна с надписью «Огнеопасно» представляет реальную опасность для человека, находящегося около автодороги. Как только автоцистерна ушла из зоны пребывания человека, она превратилась в источник потенциальной опасности по отношению к этому человеку.

Реализованная опасность - факт воздействия реальной опасности на человека и/или среду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу человека, к материальным потерям. Если взрыв автоцистерны привёл к её разрушению, гибели людей и/или возгоранию строений, то это реализованная опасность. Реализованные опасности принято разделять на происшествия, чрезвычайные происшествия, аварии, катастрофы и стихийные бедствия .

Происшествие - событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным и материальным ресурсам.

Чрезвычайное происшествие (ЧП) - событие, происходящее кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные ресурсы и материальные ресурсы. К ЧП относятся крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Авария - происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

Катастрофа - происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей.

Стихийное бедствие - происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле и приведшее к разрушению биосферы, техносферы, к гибели или потере здоровья людей.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - состояние объекта, территории или акватории, как правило, после ЧП, при котором возникает угроза жизни и здоровью для группы людей, наносится материальный ущерб населению и экономике, деградирует природная сфера.

Под потенциальной опасностью и вредностью производственных процессов следует понимать наличие опасных и вредных производственных факторов, воздействие которых на человека может привести к производственной травме и профессиональному заболеванию.

Вредный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия иди заболеванию.

Опасный (травмирующий) фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

Потенциальная опасность и вредность производственных процессов позволяет оценить экономические потери предприятия, которые могли иметь место, если бы не было системы защиты.

Количественная оценка потенциальной опасности и вредности производственных процессов. Использование понятия «потенциальная опасность и вредность производственных процессов» в инженерных расчетах по охране труда предполагает наличие ее количественной оценки.

Так как потенциальная опасность и вредность есть, не что иное, как вероятная мера возможности двух событий (травмы и профессиональные заболевания), то их количественную опенку целесообразно определять, через вероятность.

2. Пороговый уровень воздействия опасности. Понятие о ПДУ и ПДК.

Живые организмы способны без вреда для себя переносить воздействие опасностей в определенных количествах, например, загрязняющих веществ, теплового излучения, вибрации. Их уровень, ниже которого болезненные реакции не наблюдаются, называют пороговым уровнем . При больших количествах проявляются отрицательные воздействия. Они зависят от величины опасной дозы и длительности воздействия (экспозиции) опасности. При короткой экспозиции (малой длительности) переносимы более высокие уровни , т.е. пороговые значения для них могут быть выше и понижаться при более длительной экспозиции.

Для ряда опасностей, способных к биоаккумуляции, таких как, например, загрязнители элементов биосферы (тяжелые металлы, ДДТ), существуют определенные пределы, в рамках которых организм способен компенсировать их негативное воздействие. Именно такой подход заложен в ряд предельно допустимых значений - ПДУ (предельно допустимый уровень), ПДК (предельно допустимая концентрация) и др.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) - это наибольшая концентрация вредного вещества в среде (воздухе, воде, почве), которая при более или менее длительном действии на организм - контакте, вдыхании, приеме внутрь - не оказывает влияния на здоровье и не вызывает неблагоприятных последствий у потомства.

В зависимости от длительности действия вредного вещества, чувствительности организма, условий его жизнедеятельности и др. обстоятельств различают:

  • ПДК среднесуточные (ПДК с.с.),
  • ПДК максимально разовые (ПДК м..р.),
  • ПДК рабочих зон (ПДКрз),
  • ПДК для человека, животных, растений.

Одни и те же концентрации вредных веществ по-разному действуют на организмы в разных средах: воздухе, воде и почве. Поэтому ПДК вредных веществ в разных средах могут сильно различаться. Существуют несколько тысяч ПДК индивидуальных вредных веществ.

В некоторых случаях даже соблюдение гигиенических нормативов ПДК не дает никаких гарантий сохранения благоприятной окружающей среды. Так, присутствие особо опасных токсичных веществ - ксенобиотиков (чужеродных веществ) даже в количествах, не превышающих ПДК, представляет угрозу для здоровья и жизни людей.

Для исключения необратимых биологических эффектов устанавливают нормируемые безопасные и предельно допустимые уровни или концентрации энергетического или биологического воздействия. При определении предельно допустимых значений приходится делать выбор между вероятностью нанести ущерб здоровью человека и экономической выгодой обеспечения более жестких нормативов.

3. Понятие безопасности. Системы безопасности. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности. Показатели безопасности технических систем.

Все опасности реальны тогда, когда они могут воздействовать на конкретные объекты (объекты защиты). Объекты защиты , как и источники опасностей многообразны. Каждый компонент окружающей среды может быть объектом защиты от опасностей. В порядке приоритета к объектам защиты относятся: человек, сообщество, государство, природная среда (биосфера), техносфера и т.д. Основное, желаемое состояние объектов защиты безопасное . Оно реализуется при полном отсутствии воздействия опасностей. Состояние безопасности достигается также при условии, когда действующие на объект защиты опасности снижены до предельно допустимых уровней воздействия.

Безопасность - состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений. Следует отметить, что термин «безопасность» часто используют для оценки качества источника опасности, говоря о неспособности его генерировать опасности. Настало время, когда для описания такого свойства источников опасности необходимо найти иной термин. Такими терминами могут быть: «неопасность», «совместимость», «экологичность» и т.п.

Безопасность следует понимать как комплексную систему мер по защите человека и среды обитания от опасностей, формируемых конкретной деятельностью, Чем сложнее вид деятельности, тем более комплексна система защиты (безопасность этой деятельности). Комплексную систему в условиях производства составляют следующие меры защиты: правовые, организационные, экономические, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические.

Экологичность источника опасности - состояние источника, при котором соблюдается его допустимое воздействие на человека, биосферу и/или техносферу.

Говоря о реализации состояния безопасности, необходимо рассматривать объект защиты и совокупность опасностей, действующих на него. По объектам защиты реально существующие в настоящее время системы безопасности распадаются на следующие виды:

  • Систему личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности;
  • Систему охраны природной среды;
  • Систему государственной безопасности;
  • Систему глобальной безопасности.

Историческим приоритетом обладают системы обеспечения безопасности человека, который на всех этапах своего развития постоянно стремился к обеспечению комфорта и личной безопасности. В настоящее время эти задачи решаются в системе «безопасность жизнедеятельности» человека в техносфере.

Системы обеспечения безопасности человека

Вид и поле безопасности Объект защиты Система безопасности
1 Опасности среды деятельности Человек Безопасность (охрана труда)
2 Опасности среды деятельности и отдыха, города и жилища – опасности техносферы Человек Безопасность жизнедеятельности человека
3 Опасности техносферы Природная среда Охрана природной среды
4 Чрезвычайные опасности биосферы и техносферы, в том числе пожары, взрывы, ионизирующие воздействия Человек

Природная среда

Материальные ресурсы

Защита в чрезвычайных ситуациях, пожарная и взрывозащитная, радиационная защита.
5 Внешние и внутренние общегосударственные опасности Общество

Нация

Системы безопасности страны

Национальная безопасность

6 Опасности неконтролируемой и неуправляемой общечеловеческой деятельности (рост населения, оружие массового поражения, потепление климата и т.п.) Человечество

Биосфера

Техносфера

Глобальная безопасность
7 Опасности космоса Человечество

Планета Земля

Космическая безопасность

Описание

Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. При анализе опасностей необходимо исходить из принципа «все воздействует на все». Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Влиянию опасностей подвергается человек, природная среда, материальные ценности.
Источником опасности может быть все живое и неживое, а подвергаться опасности также может все живое и неживое Источниками (носителями) опасностей являются естественные процессы и явления, техногенная среда и действия людей. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, они существуют в пространстве и во времени.

Содержание

1. Опасность. Классификация опасностей. Источники опасностей, номенклатура опасностей. Квантификация опасностей. Природные и производственные опасности. Опасные и вредные факторы. Идентификация опасностей.
2. Пороговый уровень воздействия опасности. Понятие о ПДУ и ПДК.
3. Понятие безопасности. Системы безопасности. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности. Показатели безопасности технических систем.
4. Понятие риска. Классификация и характеристика видов риска. Индивидуаль-ный, социальный, техногенный, экологический, экономический риски. Прием-лемый риск.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 КАЧЕСТВЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ Методические указания к практическим занятиям Составитель Ю.Н. Кузнецова Томск 2015

2 Качественная классификация опасностей: методические указания к практическим занятиям / Сост. Ю.Н. Кузнецова. Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, с. Рецензент Сафонова Е.В. Редактор Цветкова Л.Н. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Ноксология» по направлению подготовки бакалавров «Техносферная безопасность» и профилю подготовки «Безопасность технологических процессов и производств». Рассмотрены и рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры охраны труда и окружающей среды. Протокол 3 от г. Срок действия с до Оригинал макет подготовлен составителем Ю.Н. Кузнецовой Подписано в печать Формат 90х90/16. Бумага офсет. Гарнитура Таймс. Уч-изд. л. 1,74. Тираж 30 экз. Заказ Изд-во ТГАСУ, г. Томск, пл. Соляная, 2. Отпечатано с оригинал-макета в ООП ТГАСУ, г. Томск, ул. Партизанская, 15.

3 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 4 1. Понятие опасности, условия ее возникновения и 5 реализации 2. Поле опасностей 7 3. Классификация опасностей по признакам, 10 характеризующим их свойства 3.1. Происхождение источника опасностей Вид потока, образующего опасность Интенсивность (уровень) воздействия опасности Длительность воздействия опасности на объект 15 защиты 3.5. Вид зоны воздействия опасностей Размеры зон воздействия опасности Степень завершенности процесса воздействия 16 опасности на объект защиты 4. Классификация опасностей по свойствам объекта 17 защиты 5. Паспорт опасности 18 Контрольные вопросы 20 Указания к выполнению практической работы 21 Список использованной литературы 22 3

4 ВВЕДЕНИЕ Методические указания составлены для бакалавров (очное отделение) по направлению подготовки «Техносферная безопасность» профиль «Безопасность технологических процессов и производств». В данных методических указаниях приведена методика составления паспорта опасности, для практической работы студентов по дисциплине «Ноксология». В процессе выполнения практической работы формируются следующие, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС-3), компетенции: ОК-7: Владеть культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности. ОК-12: Способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций. ПК-19: Способность ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности. Данные методические указания рассчитаны на 2 академических часа. Формой отчетности по практической работе данных методических указаний являются ответы на контрольные вопросы и составление паспорта опасности на бумажном носителе (личная тетрадь студента). Формой отчетности по предмету «Ноксология» является сдача студентами экзамена. Данная дисциплина у обучающихся способствует формированию: Знаний: - характеристик возрастания антропогенного воздействия на природу; 4

5 - опасности среды обитания (виды, классификацию, поля действия, источники возникновения, теорию защиты); - принципы рационального природопользования. Умений: - осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий; - идентифицировать опасности, оценивать поля и показатели их негативного влияния, Навыков: -владеть методами и принципами минимизации опасности в источниках и основами защиты от них в пределах опасных зон. Техносфера это искусственная оболочка земли, созданная человеком. Создавалась она для обеспечения благополучного существования человека и улучшения условий его жизни. Однако в настоящее время, техносфера стала основным источником опасностей на земле и процессы, происходящие в техносфере, приводят к человеческим жертвам и к уничтожению природной среды. В настоящее время перед человечеством встали задачи повышения уровня безопасности и сохранения природы в условиях развития техносферы. Это привело к необходимости распознавать, оценивать и прогнозировать опасности, действующие на человека и природу. 1. ПОНЯТИЕ ОПАСНОСТИ, УСЛОВИЯ ЕЕ ВОЗ- НИКНОВЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОПАСНОСТЬ ситуация в природе или техносфере, при которой возможно возникновение неблагоприятных процессов или явлений. 5

6 Под опасностью понимается негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Взаимодействие между живой и неживой природой происходит за счет передачи информации, энергии и потока веществ (обмен потоками). Взаимодействие может быть опасным и безопасным. «Источник опасности» это компоненты биосферы и техносферы излучающие опасность. Для каждого источника опасности характерно наличие уровня, зоны и продолжительности действия. Источниками (носителями) опасностей являются естественные процессы и явления, техногенная среда и действия человека. Источником опасности может быть все живое и неживое. Опасности не обладают избирательным свойством, при возникновении они отрицательно действуют на всю окружающую среду. Влиянию опасностей подвергается человек, природная среда, материальные ценности. В материальном мире обмен потоками это естественный процесс существования материи. Закон сохранения жизни, сформулированный Ю. Н. Куражковским, гласит: «Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации». Наличие таких потоков характерно и обязательно для существования материи. Основные виды и типы таких потоков В техносфере: 1) потоки сырья, энергии, продукции и отходов в производственной сфере; 2) потоки, возникающие при техногенных авариях; 3) транспортные потоки; 4) световые потоки при искусственном освещении; 5) информационные и другие потоки. В естественной среде: 6

7 1) солнечное излучение, космическая пыль, излучение звезд, планет, электрическое и магнитное поля Земли; 2) круговороты веществ в биосфере; 3) пищевые цепи в экосистемах и биогеоценозах; 4) атмосферные, гидросферные, литосферные и другие явления создают основные потоки вещества и энергии в естественной среде. Опасности возникают, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения. Изменяя потоки в среде обитания от минимально значимых до максимально возможных, можно получить ряд характерных состояний в системе «человек среда обитания», а именно: комфортное (оптимальное), допустимое, опасное, чрезвычайно опасное. Таким образом, для возникновения и реализации опасности необходимо соблюдение следующих условий: 1) наличие совокупности систем «источник воздействия объект защиты» и их совпадение по месту и по времени пребывания в жизненном пространстве; 2) наличие источника опасности, способного создавать значимые потоки вещества, энергии или информации; 3) наличие у защищаемого объекта ограничений по величине воздействия потоков. 2. ПОЛЕ ОПАСНОСТЕЙ Мир опасностей, угрожающих человеку, очень широк и непрерывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействует, как правило, одновременно несколько негативных факторов. Комплекс негативных факторов, действующих в пространстве в 7

8 конкретный момент, зависит от текущего состояния системы «человек среда обитания» и образует так называемое «поле опасностей». Поле воздействия опасностей на объект защиты, можно представить в виде совокупности факторов первого, второго, третьего и иных кругов, расположенных вокруг защищаемого объекта. При этом считается, что основное влияние на объект защиты (человек) оказывают факторы первого круга, а факторы второго круга влияют в основном на факторы первого круга и т. д. Схематично поле опасности представлено на рисунке Ч Рис. 1. Схематическое изображение поля опасностей, в котором находится человек (Ч), 1, 2, 3 опасности 1, 2, 3 кругов В состав первого круга опасностей, непосредственно действующих на человека, входят: - опасности, связанные с климатическими и погодными изменениями в атмосфере и гидросфере; - опасности, возникающие из-за отсутствия естественной освещенности земной поверхности солнечным излучением; - опасности, обусловленные содержанием вредных примесей в атмосферном воздухе, в воде и продуктах питания; 8

9 - опасности, возникающие в селитебных зонах, а также на объектах экономики при реализации технологических процессов и эксплуатации технических средств; - чрезвычайные опасности, возникающие при стихийных явлениях и техногенных авариях, в селитебных зонах и на объектах экономики; - опасности, возникающие из-за недостаточной подготовки работающих и населения по вопросам безопасности жизнедеятельности. Основные причины возникновения опасностей второго круга связаны с наличием отходов производства и быта, недостаточным вниманием общества к требованиям безопасности при разработке технических средств, технологических процессов и производств, при проектировании и строительстве производственных и бытовых помещений, зданий; слабой подготовкой руководителей производства в вопросах безопасности проведения работ. Это создает условия для неправильной организации рабочих мест, нарушения условий труда, загрязнения воздуха, воды, продуктов питания, и т.п. Второй круг опасностей воздействует непосредственно на источники опасностей первого круга. Опасности третьего круга это опасности межрегионального и глобального влияния не всегда выражены достаточно четко. Сюда можно отнести отсутствие необходимых знаний и навыков у разработчиков при проектировании технологических процессов, технических систем, зданий и сооружений; отсутствие эффективной государственной системы руководства вопросами безопасности в масштабах отрасли экономики или всей страны; недостаточное развитие системы подготовки научных и руководящих кадров в области безопасности жизнедеятельности и др. Разделение на отдельные круги опасностей является условным, но для оценки причин негативного влияния очень важно и необходимо. 9

10 Так опасности первого круга сопровождаются как правило, травмами, отравлениями или заболеваниями человека или группы людей. Воздействие опасностей второго круга отдаляет по времени негативные последствия, но увеличивает масштабы их воздействия на людей (массовые отравления при загрязнении биоресурсов отходами, гибель людей при обрушении строительных конструкций и т. п.). Действие источников опасностей третьего круга обычно широкомасштабно. 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ ПО ПРИЗНАКАМ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИМ ИХ СВОЙСТВА Для понимания, изучения, обнаружения тех или иных опасностей и тем более защиты от опасностей, необходимо их как то различать и определять. В таких случаях всегда помогает ранжирование, сортировка или классификация. Качественную классификацию опасностей можно представить в виде двух групп. В основе первой группы классификации собраны признаки опасности: - происхождение источника опасностей; - вид потока, образующего опасность; - интенсивность (уровень) воздействия опасности; - длительность воздействия опасности на объект защиты; - вид зоны воздействия опасностей; - размеры зон воздействия опасности; - степень завершенности процесса воздействия опасности на объект защиты. В таблице 1 представлена классификация опасностей по признакам, характеризующим их свойства (I группа) 10

11 Классификация опасностей по признакам Таблица 1. Признаки классификации По происхождению По физической природе потоков По интенсивности потоков По длительности воздействия По виду зоны воздействия По размерам зоны воздействия По степени завершенности процесса воздействия Вид (класс) Естественные Естественно-техногенные Антропогенные Антропогенно-техногенные Техногенные Массовые Энергетические Информационные Опасные Чрезвычайно опасные Постоянные Переменные, периодические Импульсные, кратковременные Производственные Бытовые Городские (селитебные) Зоны ЧС Локальные (местные) Региональные Межрегиональные Глобальные Потенциальные Реальные Реализованные Во второй группе классификации признаки, связанные со свойствами объекта защиты: - способность объекта защиты различать опасности; - вид влияния негативного воздействия опасности на объект защиты; - численность лиц, подверженных воздействию опасности. Далее разберем более подробно каждую группу классификации опасностей по признакам. 11

12 3.1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСТОЧНИКА ОПАСНОСТЕЙ По происхождению все опасности можно разделить на пять групп: 1) естественные; 2) естественно-техногенные; 3) антропогенные; 4) антропогенно-техногенные; 5) техногенные. Естественные опасности связаны с климатическими и природными явлениями, возникают при изменении погодных условий и естественной освещенности в биосфере, а также при стихийных явлениях, происходящих в биосфере (наводнения, землетрясения и т.д.). К естественно-техногенным опасностям следует отнести те, которые происходят за счет естественных процессов (землетрясения, ветры, дожди и т.п.) и приводят к разрушению технических объектов (зданий, плотин, дорог и т.п.) и сопровождаются потерей здоровья и жизни людей или разрушениям элементов окружающей среды. Под антропогенными опасностями понимают опасности, которые возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей. К антропогенно-техногенным опасностям относят такие опасности, которые возникают из-за ошибок человека (обычно оператора технической системы) и проявляются через несанкционированное действие или разрушение техники или сооружений (аварии на транспорте по вине водителей, пожары и взрывы из-за неправильного обращения с огнем, с электрооборудованием и т.п.). Техногенные опасности создают элементы техносферы машины, сооружения и вещества. Перечень техногенных реально действующих опасностей значителен и насчитывает более 100 видов. К распространенным и обладающим 12

13 достаточно высокими уровнями относятся производственные опасности: запыленность и загазованность воздуха, шум, вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, повышенные или пониженные параметры атмосферного воздуха в помещениях (температура, влажность, подвижность, давление), недостаточное и неправильно организованное искусственное освещение, монотонность деятельности, тяжелый физический труд, электрический ток, падающие предметы, высота, движущиеся машин и механизмов, части разрушающихся конструкций и др. В быту и в городских условиях человека также сопровождает целая гамма техногенных негативных факторов. К ним относятся: воздух, загрязненный продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭС, промышленных предприятий, автотранспорта и мусоросжигающих заводов; вода с избыточным содержанием вредных примесей; недоброкачественная пища; шум, инфразвук, вибрация; электромагнитные поля от бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП, радиорелейных устройств; ионизирующие излучения при различных медицинских обследованиях, фон от строительных материалов и др ВИД ПОТОКА, ОБРАЗУЮЩЕГО ОПАСНОСТЬ Все жизненные потоки по их физической природе (вид потока) делятся на массовые, энергетические и информационные, и возникающие при этом опасности следует воспринимать как массовые, энергетические и информационные. Массовые опасности возникают при перемещении воздуха (торнадо, ураганы и т.п.), воды и снега (ливни, лавины, штормы, цунами), грунта и других видов земной массы (землетрясения, пыльные бури, оползни и камнепады, извержения вулканов и 13

14 т.п.). Массовые опасности характеризуются количеством и скоростью перемещения масс различных веществ. Массовые опасности возникают также при поступлении в элементы биосферы (воздух, вода, земля) различных ингредиентов. В этом случае уровень опасности зависит от концентрации ингредиентов в единице объема или массы элемента биосферы. Концентрация ингредиентов измеряется в мг/м 3, мг/л, мг/кг. Энергетические опасности связаны с наличием в жизненном пространстве различных полей (акустических, магнитных, электрических и т.п.) и излучений (лазерное, ионизирующее и др.), которые обычно характеризуются интенсивностью полей и мощностью излучений. Информационные опасности возникают при поступлении к человеку (обычно к оператору технических систем), избыточной или ошибочной информации, определяемой в бит/с ИНТЕНСИВНОСТЬ (УРОВЕНЬ) ВОЗДЕЙСТВИЯ ОПАСНОСТИ Все опасности по интенсивности воздействия разделяют на опасные и чрезвычайно опасные. Опасные потоки обычно превышают предельно допустимые потоки не более чем в разы. Например, если говорят, что концентрация i-го газа в атмосферном воздухе составляет 10 ПДК, то подразумевают, что это опасная ситуация, угрожающая человеку потерей здоровья, поскольку находится в зоне его толерантности. В тех случаях, когда уровни потоков воздействия выше границ толерантности, ситуацию считают чрезвычайно опасной. Обычно она характерна для аварийных ситуаций или зон стихийного бедствия. В этих случаях концентрация примесей или уровни излучений на несколько порядков превышают ПДК или ПДУ и угрожают человеку летальным исходом. 14

15 3.4. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ По длительности воздействия опасности классифицируют на постоянные, переменные (в том числе периодические) и импульсные. Постоянные (действуют в течение рабочего дня, суток) опасности, как правило, связаны с условиями пребывания человека в производственных или бытовых помещениях, с его нахождением в городской среде или в промышленной зоне. Переменные опасности характерны для условий реализации циклических процессов: шум в зоне аэропорта или около транспортной магистрали; вибрация от средств транспорта и т.п. Импульсное или кратковременное воздействие опасности характерно для аварийных ситуаций, а также при залповых выбросах, например при запуске ракет. Многие стихийные явления, например гроза, сход лавины и т.п., также относятся к этой категории опасностей ВИД ЗОНЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОПАСНОСТЕЙ По виду зоны воздействия (по месту воздействия) опасности делят на производственные, бытовые и городские, а также на зоны ЧС. Например воздействие вибрации при забивке свай на строительной площадке необходимо классифицировать как производственная опасность, а воздействие вибрации на человека при движении автотранспорта (трамвая) к городской РАЗМЕРЫ ЗОН ВОЗДЕЙСТВИЯ ОПАСНОСТИ По размерам зоны воздействия опасности классифицируют на локальные, региональные, межрегиональные и глобальные. 15

16 Как правило, бытовые и производственные опасности являются локальными, ограниченными размерами помещения, а такие воздействия, как потепление климата (парниковый эффект) или разрушение озонового слоя Земли, являются глобальными СТЕПЕНЬ ЗАВЕРШЕННОСТИ ПРОЦЕССА ВОЗДЕЙСТВИЯ ОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ По степени завершенности процесса воздействия на объекты защиты опасности разделяют на потенциальные, реальные и реализованные. Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем воздействия. Например, в выражениях «шум вреден для человека», «углеводородные топлива пожаровзрывоопасны» говорится только о потенциальной опасности для человека шума и горючих веществ. Наличие потенциальных опасностей находит свое отражение в утверждении, что «жизнедеятельность человека потенциально опасна». Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой негативного воздействия на объект защиты (человека, природу). Она всегда координирована в пространстве и во времени. Например, движущаяся по шоссе автоцистерна с надписью «огнеопасно» представляет собой реальную опасность для человека, находящегося около автодороги. Как только автоцистерна ушла из зоны пребывания человека, она превратилась в источник потенциальной опасности по отношению к этому человеку. 16

17 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ ПО СВОЙСТВАМ ОБЪЕКТА ЗАЩИТЫ Во вторую группу классификации опасностей сведены признаки, связанные со свойствами объекта защиты, а именно: 1) способность объекта защиты различать опасности; 2) вид влияния негативного воздействия опасности на объект защиты; 3) численность лиц, подверженных воздействию опасности. Объект защиты, как правило, обладает избирательной способностью к идентификации опасностей органами чувств. Ряд опасных воздействий (вибрация, шум, нагрев, охлаждение и т.д.) человек идентифицирует с помощью органов чувств. Некоторые опасные воздействия, такие как инфразвук, ультразвук, электромагнитные поля и излучения, радиация, не идентифицируются человеком. Все опасности по способности объекта защиты выявлять их органами чувств можно классифицировать на различаемые и неразличаемые. По виду негативного воздействия опасностей на объект защиты их принято делить на вредные (угнетающие) и травмоопасные (разрушающие) факторы. Вредный фактор негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию. Травмирующий (травмоопасный) фактор негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу. Термины «угнетающие» и «разрушающие» применяют для оценки воздействия опасностей на природу. Для техносферы используют термин «разрушающие». По численности лиц, подверженных воздействию опасности, принято выделять: индивидуальные, групповые и массовые. 17

18 Классификация опасностей по степени воздействия на объект защиты (II группа), приведена в табл. 2. Таблица 2 Классификация опасностей по степени воздействия на объект защиты Признаки По способности различать (идентифицировать) опасности По виду негативного влияния опасности По численности лиц, подверженных опасному воздействию Вид (класс) Различаемые Неразличаемые Вредные Травмоопасные Индивидуальные (личные) Групповые (коллективные) Массовые 5. ПАСПОРТ ОПАСНОСТИ Классификация опасностей позволяет для каждого конкретного случая подробно описать негативное событие и составить «паспорт» опасности, например: транспортный шум имеет техногенное происхождение в виде потока энергии с опасной интенсивностью в зонах города или на транспортных магистралях и представляет реальную опасность для людей. Шум это различимая органами слуха опасность, имеющая главным образом вредное действие на человека и группы людей. На природные и техногенные объекты существенного влияния не оказывает; акустическое воздействие взрыва, орудийного выстрела или пуска ракеты имеет техногенное происхождение в виде потока энергии чрезвычайно высокой интенсивности и кратковременного (импульсного) воздействия, реализуемого в локальных зонах. Оценивая взрыв по влиянию на объект защиты, его следует отнести к различаемым и травмоопасным 18

19 воздействиям, способным оказывать воздействия от индивидуального до группового. Паспорт опасности можно представить и в табличной форме (табл. 3-5). Таблица 3. Паспорт опасности грозового разряда в атмосфере Признак Происхождение Вид потока Интенсивность потока Длительность воздействия Зона воздействия Размеры зоны воздействия Степень завершенности воздействия Степень идентификации человеком Степень опасности Масштаб (численность) воздействия Вид опасности Естественное Энергетический Чрезвычайно опасная Кратковременная Городская и природная Локальная Реальная при грозе и реализованная попаданием молнии в объект защиты Различаемая Травмоопасная Индивидуальный, редко групповой Таблица 4. Паспорт опасности сброса жидких отходов гальванического цеха (участка) Признак Вид опасности Происхождение Техногенное Вид потока Массовый Интенсивность потока Опасная Длительность воздействия Постоянная или периодическая Зона воздействия Городские и природные водоемы Размеры зоны воздействия Локальная и региональная Степень завершенности воздействия Реализуемая Степень идентификации человеком Различаемая Степень опасности Вредное для человека и природы Масштаб (численность) воздействия Групповой 19

20 Таблица 5 Паспорт опасности ЛЭП Признак Вид опасности Происхождение Техногенное Вид потока Энергетический Интенсивность потока Опасная Длительность воздействия Постоянная Городская, производственная, Зона воздействия природная Размеры зоны воздействия Локальная Степень завершенности воздействия Реальная Степень идентификаций человеком Неразличимая Степень опасности Вредная Масштаб (численность) воздействия Индивидуальный Паспорт опасности необходим для правильной оценки ее негативного влияния на людей и окружающую среду, а так же для выбора защитных мер, необходимых для устранения или локализации воздействия опасности. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Дайте определение опасности 2. Что является источником опасности? 3. Какие условия приводят к возникновению и реализации опасности? 4. Дайте определение «поле опасности». 5. Объясните в чем сущность причинно-следственного поля опасности? 6. Дайте классификацию опасностей по признакам, характеризующим их свойства. 20

21 7. Какие признаки учитываются при классификации опасностей по свойствам объекта защиты? 8. Дайте определение «паспорта опасности» и как он составляется? УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Задание 1 Схематически изобразить причинно-следственное поле опасностей, действующих на человека, указать опасности 1,2,3 круга и характер их действия на человека. Данные для выполнения задания взять из таблицы 6, согласно своему варианту. Задание 2 Составить паспорт опасности, пользуясь таблицами 1 и 2, а так же примерами в таблице 3-5. Данные для выполнения задания взять из таблицы 6, согласно своему варианту. Номер варианта Исходные данные Событие, происшествие 1 Наводнения и подтопления на Алтае 2 Утечка газа в многоэтажном доме 3 Разлив нефти в Средиземном море 4 Работа цементного завода 5 Авария на Саяно-Шушенской ГЭС 6 Сход селевых потоков 7 Сброс жидких отходов приборного завода 8 Строительство автострады 9 Весенний пал на с/х площадях Таблица 6 21

22 10 Обработка леса пестицидами 11 Авария на Чернобольской АЭС 12 Лесные пожары в Томской области 13 Несанкционированная свалка в черте города СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Основная литература 1. Белов С.В., Ноксология: Учебник для вузов Юрайт, с. 2. Белов С.В., Симакова Е.Н. Ноксология. Учебное пособие. Приложение к журналам Безопасность жизнедеятельности. 1 6 М.: Издательство Новые технологии, Дополнительная литература 1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова. 8-е издание, стереотипное М.: Высшая школа, с. 2. Реймерс А.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология. М.: ИЦ «Россия Молодая» - Экология, с. 3. Маршалл В. Основные опасности химических производств: М.: Мир Михайлов Л.А., Соломин В. П. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, с. 5. Электронный ресурс сайт кафедры «Экология и промышленная безопасность» МГТУ имени Н.Э. Баумана. 22


ЛЕКЦИЯ 1 СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК СРЕДА ОБИТАНИЯ» 1. ПОНЯТИЕ О СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК - СРЕДА ОБИТАНИЯ» Безопасность жизнедеятельности это состояние окружающей среды, при котором с определенной вероятностью исключено

1. Жизнедеятельность человека это +совокупность процессов деятельности, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья человека, а также его нормальное физическое и умственное развитие на определенном интервале

Изложены вопросы возникновения учений о безопасности жизнедеятельности человека и защите окружающей его среды. Рассмотрены теоретические основы учения о человеко- и природозащитной деятельности, описаны

Лекция 1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНЫ БЖД Безопасность жизнедеятельности (БЖД) наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний,

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

2 1. Цели дисциплины Целью дисциплины является ознакомление студентов с теорией и практикой науки об опасностях, изучение происхождения и совокупного действия опасностей, принципов их минимизации и основ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

Â. È. Êàðàêåÿí, È. Ì. Íèêóëèíà ÁÅÇÎÏÀÑÍÎÑÒÜ ÆÈÇÍÅÄÅßÒÅËÜÍÎÑÒÈ Ó ÅÁÍÈÊ ÄËß ÁÀÊÀËÀÂÐÎÂ Ðåêîìåíäîâàíî ÔÃÁÎÓ ÂÏÎ «Ìîñêîâñêèé ãîñóäàðñòâåííûé óíèâåðñèòåò ïðèðîäîîáóñòðîéñòâà» ê èñïîëüçîâàíèþ â êà åñòâå ó åáíèêà

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Новосибирский национальный исследовательский государственный университет Геолого-геофизический факультет УТВЕРЖДАЮ Председатель совета 20 г. Программа

Содержание Предисловие...11 Введение... 13 Часть I. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Глава 1. Теоретические аспекты чрезвычайных ситуаций... 18 1.1. Единая государственная система предупреждения

I. Методические указания 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ; МЕСТО И РОЛЬ ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ под редакцией Л. А. Михайлова Чд ББК З0.н6я7 УДК 656.8(075) Б40 Рецензенты: Макарова Л. П., доктор медицинских наук, профессор кафедры медико-валеологических дисциплин Русак

ЛЕКЦИЯ 2 РИСКИ 1. ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ Так как понятие риска является многоплановым, в научной литературе используются различные производные этого понятия в зависимости от области применения, стадии

НОУ ВПО «Институт управления» Ивановский филиал УТВЕРЖДАЮ Директор Ивановского филиала НОУ ВПО «Институт управления» 20 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Безопасность жизнедеятельности» для специальности 080507

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для ООП 43.03.03 «Гостиничное дело» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Цель дисциплины (модуля) «Безопасность жизнедеятельности»

1. Производственная санитария и гигиена труда. 1.1 Вредные вещества и их классификация; определение и нормирование содержания вредных веществ; заболевания, возникающие от воздействия вредных веществ; средства

Экологические основы природопользования 1. Цель и задачи дисциплины Целью освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» является: осознание необходимости гармоничного взаимодействия с природой,

Серия «Учебные издания для бакалавров» Л. Л. Никифоров, В. В. Персиянов БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебное пособие Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области технологии сырья и продуктов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВПО ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ Кафедра автоматизации обработки информации Методические

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Безопасность жизнедеятельности» для студентов 1 курса, заочной формы обучения, обучающихся по направлению 49.03.01 «Физическая культура», профилю Спортивный менеджмент

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ») Костанайский филиал

1 «Общая характеристика чрезвычайных ситуаций и мероприятия их предупреждения и ликвидации». Вопрос 1. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени. Основные понятия. Чрезвычайная ситуация

Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен Знать/понимать: основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное,

ЛЕКЦИЯ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. Жизнедеятельность

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

1. Общая информация о дисциплине 1.1. Название дисциплины: «Безопасность жизнедеятельности». 1.2. Трудоемкость дисциплины: - для направления 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»: - 72

Влияние экологических факторов на здоровье человека. Экология Экология -(от др.-греч. οἶκος обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος понятие, учение, наука) наука о взаимодействиях живых организмов и

Вопросы к вступительному испытанию в аспирантуру по направлению подготовки 20.06.01 «Техносферная безопасность» профиль «Охрана труда» 1. Вредные вещества и их классификация; токсикология; нормирование

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «Химия окружающей среды» для студентов агрономического факультета направления подготовки 05.03.06 «Экология и природопользование» 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Современное

1. Цели и задачи дисциплины Цель изучения дисциплины «Экология» - обеспечение необходимого для успешного осуществления профессиональной деятельности уровня знаний в области экологии, биосферных процессов,

В.Ю. МИКРЮКОВ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Конспект лекций Учебное пособие КНОРУС МОСКВА 2015 УДК 614.8(075.8) ББК 68.9я73 М59 Рецензенты: М.А. Гареев, президент Академии военных наук РФ, генерал армии,

Федеральное агентство по образованию Томский государственный архитектурно-строительный университет Институт заочного и дистанционного образования АВАРИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ИХ АНАЛИЗ Программа, методические

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

2 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1. Цели преподавания дисциплины Целью изучения дисциплины является приобретение студентами теоретических и практических знаний, необходимых

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ

Чрезвычайные ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций Чрезвычайными ситуациями (ЧС) принято называть обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствий (природные ЧС), аварий и катастроф

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ! БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.В. БАРИНОВ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА И ЗАЩИТА ОТ НИХ Допущено Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического

2 1. Цели и задачи дисциплины Цель изучения дисциплины «Экология» - обеспечение необходимого для успешного осуществления профессиональной деятельности уровня знаний в области экологии, биосферных процессов,

АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА БИОСФЕРУ Под антропогенными воздействиями понимают деятельность, связанную с реализацией экономических, военных, рекреационных, культурных и других интересов человека, вносящую

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 с. Доброе имени М.И. Третьяковой Добровского муниципального района Липецкой области Рассмотрена на заседании методсовета

1. Цели и задачи освоения дисциплины Целямиосвоения дисциплины являются: - общий анализ опасностей техносферы и систематизация опыта научнопрактических достижений в области промышленной и экологической

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный архитектурно-строительный

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Б1.В.ДВ.5.2 Техногенные системы и экологический риск. Общие сведения 1. Кафедра Естественных наук 2. Направление

Уральский государственный лесотехнический университет» Кафедра ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЗАЩИТЫ БИОСФЕРЫ Направление подготовки Квалификация (степень) выпускника Профиль подготовки 280700.68 Техносферная

Б1.Б.03 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цель дисциплины: Целями освоения учебной дисциплины (модуля) «Безопасность жизнедеятельности» являются освоение теоретических знаний в области защиты населения и

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный архитектурно-строительный

2 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Целью освоения дисциплины является изучение причинно-следственных связей между качеством среды обитания и здоровьем человека, возникновения профессиональных и производственно-обусловленных

1 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре государственный технический

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия образования

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

Под редакцией доктора технических наук, профессора А.И. Сидорова Рекомендовано Учебно-методическим центром «Классический учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений МОСКВА

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. Цели преподавания дисциплины Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия

АННОТАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» ПРОФИЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОДСТВ» 1. Управление безопасностью труда Цель дисциплины:

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

2.6. Качественная классификация (таксономия) опасностей

качественную классификацию опасностей целесообразно вести по двухуровневой схеме, сведя в первую ipyimy (I уро­вень) классификации свойства опасностей, а именно:

Происхождение опасности;

Физическая природа потока, образующего опасность;

Интенсивность (уровень) потока;

Длительность воздействия опасности на объект защиты;

Вид зоны воздействия опасностей;

Размеры зон воздействия опасности;

Степень завершенности процесса воздействия опасно­сти на объект защиты.

Во вторую группу (II уровень) классификации опасно­стей целесообразно свести признаки, связанные со свойст­вами объекта защиты, а именно:

Способность объекта защиты различать опасности;

Вид влияния негативного воздействия опасности на объект защиты;

Численность лиц, подверженных воздействию опасности.

Рассмотрим первую группу (I уровень) классификации

опасностей.

По происхождению опасности среды обитания следовало бы разделить на естественные и антропогенные, полагая при этом, что естественные опасности обусловлены климатиче­скими и иными природными явлениями и что возникают они при изменении погодных условий и естественной освещен­ности в биосфере, а также при стихийных явлениях, проис­ходящих в биосфере (наводнения, землетрясения и т. д.).

Все остальные опасности следовало бы назвать антропоген­ными, поскольку человек, решая задачи повышения своего ком­фортного и материального обеспечения, непрерывно воздейст­вует на среду обитания продуктами своей деятельности (техни­ческими средствами, выбросами различных производств и т. п.), генерируя в среде обитания иные многочисленные опасности.

В принципе, опасности машин и технологий по своей сути антропогенны, поскольку их творцом считается чело­век, однако, учитывая их многообразие, значимость и, как правило, обезличенностъ по отношению к их создателю, эти опасности в современном представлении выделяют в от­дельную группу - группу техногенных опасностей.

Техногенные опасности создают элементы техносферы - машины, сооружения и вещества. Перечень техногенных реаль­но действующих опасностей значителен и насчитывает более 100 видов. К распространенным и обладающим достаточно высоки­ми уровнями относятся производственные опасности: запылен­ность и загазованность воздуха, шум, вибрации, электромагнит­ные поля, ионизирующие излучения, повышенные или пони­женные параметры атмосферного воздуха в помещениях (температура, влажность, подвижность, давление), недостаточ­ное и неправильно организованное искусственное освещение, монотонность деятельности, тяжелый физический труд, элек­трический ток, падающие предметы, высота, движущиеся части машин и механизмов, части разрушающихся конструкций и др.

В быту и в городских условиях человека сопровождает так­же большая гамма техногенных негативных факторов. К ним относятся: воздух, загрязненный продуктами сгорания при­родного газа, выбросами ТЭС, промышленных предприятий, автотранспорта и мусоросжигающих устройств; вода с избы­точным содержанием вредных примесей; недоброкачествен­ная пища; шум, инфразвук, вибрация; электромагнитные по­ля от бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП, радиорелейных устройств; ионизирующие излучения при различных медицинских обследованиях, фон от строительных материалов, излучения приборов, предметов быта и др.

Таким образом, общепринято по происхождению все опас­ности делить на естественные, антропогенные и техногенные. При этом принято, что естественные опасности создаются природой, а техногенные и антропогенные опасности - рукотворны. Более внимательное изучение происхождения опас­ностей позволяет выделить еще две группы опасностей: есте ственно-технотенные и атрологетзо-техногеюше.

К естественно-техногенным следует отнести те опасно­сти, которые инициируются естественными процессами (землетрясения, ветры, дожди и т. п.), приводят к разруше­нию технических объектов (зданий, плотин, дорог и т. п.) и сопровождаются потерей здоровья и жизни людей или разрушениям элементов окружающей среды.

К антропогенно-техногенным относят такие опасности, которые инициируются вследствие ошибок человека (обыч­но оператора технической системы) и проявляются через несанкционированное действие или разрушение техники или сооружений (аварии на транспорте по вине водителей, пожары и взрывы из-за неправильного обращения с огнем, с электрооборудованием и т. п.).

Таким образом, по происхождению все опасности сле­дует делить на пять групп: 1) естественные; 2) естественно- техногенные; 3) антропогенные; 4) антропогенно-техноген­ные; 5) техногенные.

Как уже было сказано выше, все жизненные потоки по их физической природе (вид потока) делятся на массовые, энер­гетические и информационные, следовательно, и возникаю­щие при этом опасности следует воспринимать как массовые, энергетические и информационные.

Массовые опасности возникают при перемещении воз­духа (ветер, ураган и т. п.), воды и снега (ливень, лавины, волнение или подъем водной поверхности и т. п.), грунта и других видов земной массы (пыльные бури, оползни и кам­непады, извержения вулканов и т. п.). Массовые опасности характеризуются количеством и скоростью перемещения масс различных веществ. Эти опасности возникают также при поступлении в элементы биосферы (воздух, вода, земля) различных ингредиентов. В этом случае уровень опасности зависит от концентрации ингредиентов в единице объема или массы элемента биосферы. Концентрация ингредиен­тов измеряется в мг/м 3 , мг/л, мг/кг.

Энергетические опасности связаны с наличием в жиз­ненном пространстве различных полей (акустических, маг­нитных, электрических и т. п.) и излучений (лазерное, иони­зирующее и др.), которые обычно характеризуются интенсив­ностью полей и мощностью излучений.

Информационные опасности возникают при поступлении к человеку (обычно к оператору технических систем) избыточ­ной или ошибочной информации, определяемой в бит/с.

Все опасности по интенсивности воздействия разделяют на опасные и чрезвычайно опасные.

Опасные потоки обычно превышают предельно допус­тимые потоки не более, чем в разы. Например, если говорят, что концентрация i -го газа в атмосферном воздухе состав­ляет ≤10 ПДК, то подразумевают, что это опасная ситуация, и что она угрожает человеку только потерей здоровья, по­скольку находится в зоне его толерантности.

В тех случаях, когда уровни потоков воздействия выше гра­ниц толерантности, ситуацию считают чрезвычайно опасной. Обычно она характерна для аварийных ситуаций или зон сти­хийного бедствия. В этих случаях концентрация примесей или уровни излучений на несколько порядков превышают ПДК или ПДУ и реально угрожают человеку летальным исходом.

По длительности воздействия опасности классифицируют на постоянные, переменные (в том числе периодические) и импульс­ные. Постоянные (действуют в течение рабочего дня, суток) опасности, как правило, связаны с условиями пребывания че­ловека в производственных или бытовых помещениях, с его на­хождением в городской среде или в промышленной зоне.

Переменные опасности характерны для условий реализации циклических процессов: шум в зоне аэропорта или около транс­портной магистрали; вибрация от средств транспорта и т. п.

Импульсное (кратковременное) воздействие опасности ха­рактерно для аварийных ситуаций, а также при залповых вы­бросах, например, при запуске ракет. Многие стихийные яв­ления, например, гроза, сход лавины и т. п. также относятся к этой категории опасностей.

По виду зоны воздействия (по месту воздействия) опас­ности делят на производственные, бытовые и городские, а также на зоны ЧС.

По размерам зон воздействия опасности классифицируют на локальные, региональные, межрегиональные и глобальные.

Как правило, бытовые и производственные опасности являются локальными, ограниченными размерами помеще­ния, а такие воздействия как потепление климата (парни­ковый эффект) или разрушение озонового слоя Земли яв­ляются глобальными.

Опасности иногда воздействуют одновременно на террито­рии и население двух и более сопредельных государств. В этом случае опасные зоны и опасности становятся глобальными, а поскольку источники опасности, как правило, расположены только на территории одного из государств, то возникают си­туации, приводящие к трудностям ликвидации последствий этих воздействий.

По степени завершенности процесса воздействия опасно­сти на объекты защиты разделяют на потенциальные, реаль­ные и реализованные.

Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем воз­действия. Например, в выражениях "шум вреден для чело­века", "углеводородные топлива - пожаровзрывоопасны" говорится только о потенциальной опасности для человека шума и горючих веществ.

Наличие потенциальных опасностей находит свое отра­жение в утверждении, что жизнедеятельность человека по­тенциально опасна. Оно предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генериро­вать опасности. При этом любое новое позитивное действие человека или его результат неизбежно приводит к возник­новению новых негативных факторов.

Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой негативного воздействия на объект защиты (человека, при­роду). Она всегда координирована в пространстве и во вре­мени. Например, движущаяся по шоссе автоцистерна с над­писью "огнеопасно", представляет собой реальную опас­ность для человека, находящегося около автодороги. Как только автоцистерна ушла из зоны пребывания человека, она превратилась в источник потенциальной опасности по отношению к этому человеку.

Реализованная опасность - факт воздействия реальной опасности на человека и/или среду обитания, приведший к потере здоровья или летальному исходу человека, к матери­альным потерям, разрушению природы. Если взрыв авто­цистерны привел к ее разрушению, гибели людей и/или воз­горанию строений, то это реализованная опасность.

Ситуации, в которых опасности реализуются, принято разделять на происшествия и чрезвычайные происшествия, а последнее на аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Происшествие - событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным и/или материальным ресурсам.

Чрезвычайное происшествие (ЧП) - событие, происхо­дящее обычно кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные и материальные ресурсы.

Авария - чрезвычайное происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при кото­ром восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

Катастрофа – чрезвычайное происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью людей.

Стихийное бедствие - чрезвычайное происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле и приведшее к разрушению биосферы, техносферы, к гибели или потере здоровья людей.

В результате возникновения ЧП на объектах экономики, в регионах и на иных территориях могут возникать чрезвычай­ные ситуации (ЧС) - состояние объекта, территории или ак­ватории, как правило, после ЧП, при котором возникает угроза жизни и здоровью для групп людей, наносится материальный ущерб населению и экономике, деградирует природная среда.

Во вторую группу (II уровень) классификации опасностей сведены признаки, связанные со свойствами объекта защиты.

Объект защиты, как правило, обладает избирательной способностью к идентификации опасностей органами чувств. Ряд опасных воздействий (вибрация, шум, нагрев, охлажде­ние и т. д.) человек идентифицирует с помощью органов чувств. Другие опасные воздействия, такие как инфразвук, ультразвук, электромагнитные поля и излучения, радиация не идентифицируются человеком. Все опасности по способно­сти объекта защиты выявлять их органами чувств можно клас­сифицировать на различаемые и неразличаемые.

По виду негативного воздействия опасностей на объект защиты их принято разделять на вредные (угнетающие), и травмоопасные (разрушающие) факторы.

Вредный фактор - негативное воздействие на человека, ко­торое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

Травмоопасный фактор - негативное воздействие на чело­века, которое приводит к травме или летальному исходу.

Термины "угнетающие" и "разрушающие" применяют для оценки воздействия опасностей на природу. Для техно­сферы используют термин "разрушающие".

По численности лиц, подверженных воздействию опасно­сти, принято делить на индивидуальные, групповые и массовые.

Классификация опасностей по признакам, характери­зующим их свойства и воздействие на объект защиты при­ведена в табл. 2.3.

Таблица 2.3

Классификация опасностей

Признаки классификации опасностей

Вид (класс)

Первая группа. Свойства опасностей

По происхождению

Естественные

Естественно-техногенные

Антропогенные

Антропогенно-техногенные

Техногенные

По физической природе потока

Массовые

Энергетические

Информационные

По интенсивности потока

Чрезвычайно опасные

По длительности воздействия

Постоянные

Переменные, периодиче­

Импульсные, кратковре­

По виду зон воздействия

Производственные

Городские (селитебные)

Природные

По размерам зоны воздействия

Локальные (местные)

Региональные

Межрегиональные

Глобальные

По степени завершенности процесса воздействия

Потенциальные

Реальные

Реализованные

Вторая группа. Свойства объекта защиты

По способности различать

(идентифицировать) опасности

По виду негативного воздей­ствия опасности

По масштабу воздействия

(по численности лиц, подвер­женных воздействию опас­ности)

Различаемые

Неразличаемые

Травмоопасные

Индивидуальные

Групповые

Массовые

Классификация опасностей позволяет для каждого кон­кретного случая подробно описать негативное событие и со­ставить так называемый паспорт опасности, например:

Транспортный шум как опасность имеет техногенное про­исхождение в виде потока энергии с опасной интенсивностью в зонах города или на транспортных магистралях и представляет реальную опасность для людей; шум - это различаемая орга­нами слуха опасность, имеющая главным образом вредное воз­действие на человека и группы людей, на природные и техно­генные объекты существенного влияния не оказывает;

Акустическое воздействие взрыва, орудийного выстрела или пуска ракеты как опасности имеет техногенное происхож­дение в виде потока энергии чрезвычайно высокой интенсив­ности и кратковременного (импульсного) воздействия реализуе­мого в локальных зонах; оценивая взрыв по влиянию на объект защиты, его следует отнести к различаемым и травмоопасным воздействиям, способным оказывать воздействия от индивиду­ального до группового.

Паспорт опасности можно представить и в табличной форме (табл. 2.4- 2.6).

Паспорт опасности необходим д ля правильной оценки ее негативного влияния на людей и окружающую среду, а также для выбора защитных мер, необходимых для устранения или локализации воздействия опасности.

Таблица 2.4

Паспорт опасности грозового разряда.

Вид опасности

Происхождение

Физическая природа потока

Интенсивность потока

Длительность воздействия

Зона воздействия

Размеры зоны воздействия

Степень идентификации опасности человеком

Вид негативного воздействия

Масштаб воздействия

Естественное

Энергетическая

Чрезвычайно опасная Кратковременная

Городская и природная

Локальная

Реальная при грозе и реализованная попаданием молнии в объект защиты

Различаемая

Травмоопасная

Индивидуальный, редко групповой

Таблица 2.5

Паспорт опасности сброса жидких отходов гальванического цеха (участка)

Таблица 2.6

Паспорт опасности ЛЭП

Вид опасности

Происхождение

Техногенное

Физическая природа потока

Энергетическая

Интенсивность потока

Длительность воздействия

Постоянная

Зона воздействия

Городская,производствен­ная, природная

Размеры зоны воздействия

Локальная

Степень завершенности процесса воздействия

Степень идентификации

Неразличаемая

Длительность воздействия опасности человеком

Вид негативного воздействия

Индивидуальный

Масштаб воздействия

Признаки классификации Вид (класс)
I группа - свойства опасностей
По происхождению Естественные. Антропогенные. Техногенные
По видам потоков Массовые. Энергетические. Информационные
По интенсивности потоков Опасные. Чрезвычайно опасные
По длительности воздействия Постоянные. Переменные, периодические. Импульсные, кратковременные
По виду зоны воздействия Производственные. Бытовые. Городские (транспортные и др.). Зоны ЧС
По размерам зоны воздействия Локальные. Региональные. Межрегиональные. Глобальные
По степени завершенности про­цесса воздействия Потенциальные. Реальные. Реализованные
II группа - свойства объекта защиты
По способности различать (иден­тифицировать) опасности Различаемые. Неразличаемые
По виду негативного влияния опасности Вредные. Травмоопасные.
По численности лиц, подверженных опасному воздействию. Индивидуальные (личные). Групповые (коллективные). Массовые.

Классификация опасностей позволяет для каждого кон­кретного случая подробно описать негативное событие и соста­вить «паспорт» опасности, например:

- транспортный шум как опасность имеет техногенное про­исхождение в виде потока энергии с опасной интенсивностью в зонах города или на транспортных магистралях и представ­ляет реальную опасность для людей. Шум - это различимая органами слуха опасность, имеющая главным образом вредное действие на человека и группы людей. На природные и техно­генные объекты существенного влияния не оказывает;

- акустическое воздействие взрыва, орудийного выстрела или пуска ракеты как опасности имеет техногенное происхо­ждение в виде потока энергии чрезвычайно высокой интен­сивности и кратковременного (импульсного) воздействия, реализуемого в локальных зонах. Оценивая взрыв по влиянию на объект защиты, его следует отнести к различаемым и трав­моопасным воздействиям, способным оказывать воздействия от индивидуального до группового.

Паспорт опасности можно представить в табличной форме (табл. 2.2-2.4).

Таблица 2.2

Паспорт опасности грозового разряда в атмосфере



Таблица 2.3

Паспорт опасности сброса жидких отходов гальванического цеха (участка)



Просмотров