Программа по улучшению условий труда предприятии. Целевая программа по обеспечению жизни и здоровья и улучшению охраны и условий труда рабочая программа на тему

При планировании мероприятий по охране труда следует руководствоваться постановлением Министерства труда Российской Федерации от 27.02.95 № 11 "Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда" и письмом Департамента охраны труда Министерства труда Российской Федерации от 05.01.96 № 3-13 "Рекомендации по разработке программ улучшения условий и охраны труда в организациях". Основными правовыми формами планирования мероприятий по охране труда являются коллективный договор и соглашение по охране труда. Условия коллективного договора или соглашения не могут быть хуже, чем предусмотрено законодательством.

Планирование охраны труда - это определение целей и задач по решению проблем охраны труда на предприятии на заданный интервал времени, установление обоснованных заданий подразделениям и должностным лицам. Различают перспективное, годовое и оперативное планирование.

Вопросы перспективного планирования по охране труда отражаются в плане социального и экономического развития предприятия. В социальных разделах этого плана должно предусматриваться строительство или долевое участие в сооружении жилья, детских садов, яслей, профилакториев и т.п. Технико-экономическое направление плана развития предприятия должно предусматривать реконструкцию цехов, участков, модернизацию оборудования, использование новой техники и технологии с целью улучшения условий и безопасности труда.

Вопросы годового планирования по охране труда отражаются в коллективном договоре и в соглашении об охране труда. Коллективные договоры заключаются сроком от одного года до трех лет. В объединениях договоры заключаются во всех структурных единицах и на самостоятельных предприятиях, наделенных правами юридического лица. В этом случае коллективный договор в целом по объединению, как правило, не заключается.

На основе соглашения по охране труда составляются оперативные (квартальные, месячные) планы по отдельным подразделениям предприятия.

Оперативное планирование осуществляется для решения вновь возникающих задач, например, для выполнения предписания технического инспектора, реализации мероприятий, разработанных по результатам расследования несчастного случая, и т.п.

Рекомендуется разрабатывать программы на три года с предварительным обсуждением их на собрании трудового коллектива, на совместном комитете (комиссии) или на другом представительном органе, уполномоченном коллективом. Для разработки и реализации программы приказом по организации назначается ее директор (руководитель). Им может быть работодатель или один из его заместителей (технический директор, главный инженер и т.д.). Определяются сроки подготовки программы и ответственные за ее реализацию. Планируемые мероприятия должны быть конкретными и увязаны с объемами и источниками финансирования.


Целью программы является сокращение производственного травматизма, снижение профессиональной заболеваемости, создание здоровых и безопасных условий труда работникам.

Задачи программы:

1. Выявление причин и факторов, которые приводят или могут привести к ухудшению условий труда работников.

2. Выбор приоритетных направлений, позволяющих в короткие сроки, с наименьшими затратами обеспечить максимально возможное улучшение условий безопасности.

3. Разработка и реализация соответствующих организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, социально-экономических мер. Информационной базой для разработки программы служат, во-первых, законодательные и нормативные правовые акты по охране труда. Во-вторых при разработке программы следует исходить из конкретной информации о положении дел в организации, которую содержат акты формы Н-1, статистическая форма № 7 - травматизм - с приложением, данные аттестации рабочих мест, результаты экспертиз условий труда, проверок, предписания органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, органов, осуществляющих управление соответствующей отраслью экономики, приказы и распоряжения собственно организации, материалы работы комитета (комиссии) по охране труда, предложения общественных организаций и работников. Используя имеющуюся информацию, следует провести анализ состояния условий труда, приводящих к травматизму и заболеваниям и оценить уровень работы по охране труда. Особое внимание должно уделяться анализу травматизма. Объем статистических данных при допустимой относительной погрешности 0,2 и степени достоверности 0,95 должен составлять не менее 73 несчастных случаев. Этот объем может набираться за год или несколько предшествующих лет. Практика показывает, что в актах формы Н-1 могут быть указаны причины, не соответствующие истинным обстоятельствам. Необходимо проанализировать каждый акт с целью выявления настоящих причин несчастных случаев.

При выборе мероприятий, закладываемых в программу, приоритетными являются те, что направлены на устранение опасностей, грозящих смертельным исходом или увечьем.

В программе, могут содержаться следующие мероприятия:

  • организационные;
  • технические;
  • мероприятия по обеспечению надлежащих санитарно-бытовых условий и лечебно-профилактическая работа;
  • социально-экономические;
  • мероприятия, связанные с проведением научно-исследовательских работ (НИР)

Мероприятия по улучшению условий и охраны труда. Порядок проведения и финансирования

В настоящей статье рассматриваются различные источники финансирования (бюджетные и внебюджетные) мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Особо подчеркивается, что работодатель сам определяет конкретный перечень этих мероприятий. Работник не несет таких расходов.


Переход России к рынку требует новых подходов в обеспечении эффективности функционирования социально-трудовых отношений, поскольку экономические и людские потери в связи с неудовлетворительными условиями труда, состояние здоровья работающего населения России оказывают самое непосредственное влияние на демографическую ситуацию и на состояние экономики.

Свидетельством внимания к демографическим процессам в стране явилось принятие Указа Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». В документе подчеркивается, что в целях сокращения уровня смертности и травматизма работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходимо совершенствовать правовое регулирование отношений в области улучшения условий и охраны труда.

План мероприятий по реализации в 2008 - 2010 гг. Концепции демографической политики РФ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 170-р, предусматривал проведение ряда мероприятий по улучшению условий и охраны труда в субъектах РФ с учетом особенностей последних. В частности, в соответствии с п. 12 этого Плана Минздравсоцразвития России Приказом от 23 октября 2008 г. № 586 утвердило Программу действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 - 2010 гг.

Как сказано в данном документе, основной задачей новой системы управления охраной труда является переход от реагирования на страховые случаи post factum к управлению рисками повреждения здоровья работников. Данная цель может быть достигнута созданием системы управления профессиональными рисками путем проведения комплекса мероприятий, направленных на минимизацию воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников.

Минздравсоцразвития России в соответствии с п. 14 указанного выше Плана Приказом от 17 февраля 2010 г. № 91 утвердило Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда (см. Приказ Минздравсоцразвития России от 17 февраля 2010 г. № 91 «О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2010. № 4).

Целями такого мониторинга были названы: а) комплексная оценка ситуации в области условий и охраны труда в РФ и разработка рекомендаций по ее улучшению; б) повышение эффективности системы социального страхования, оптимизации страховых тарифов и выработка мер экономического стимулирования субъектов трудовых отношений к соблюдению требований охраны труда. Такого рода мониторинги условий и охраны труда уже проводятся в субъектах РФ (см., например, распоряжение Мособлтруда от 7 февраля 2011 г. № 6-Р «О проведении мониторинга условий и охраны труда в Московской области»).

Следующий этап в реализации Концепции демографической политики РФ основывается на Плане мероприятий по реализации ее положений в 2011 - 2015 гг., утвержденном распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2011 г. № 367-р.

В частности, п. 16 Плана предусматривает подготовку нормативных правовых актов, предусматривающих внедрение системы финансовых и страховых стимулов к сохранению здоровья - для граждан, к повышению ответственности за здоровье работников - для работодателей. В свою очередь, п. 15 предусматривает разработку комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве, и реализацию таких мероприятий. Комплекс таких мероприятий, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 14 февраля 2012 г. № 125 «Об утверждении Комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве, на 2012 - 2015 годы», включает в себя:

  • совершенствование информационной системы о состоянии условий труда и профессиональных рисках;
  • формирование прогноза возникновения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • совершенствование трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в целях внедрения в систему управления охраной труда механизмов управления профессиональными рисками;
  • совершенствование системы нормативов в области охраны труда;
  • внедрение механизмов экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда;
  • совершенствование системы медицинской помощи и медицинской профилактики работников;
  • повышение качества обучения в области охраны труда;
  • повышение качества обеспечения работников средствами индивидуальной защиты; организационные мероприятия.


В Приказе Минздравсоцразвития России от 14 февраля 2012 г. № 125 по каждой из групп мероприятий данного Комплекса указаны вид принимаемого документа (аналитическая справка, доклад, приказ, проект федерального закона, распоряжения или постановления Правительства РФ и т.д.), сроки исполнения и ответственные исполнители (соответствующие департаменты Минтрудсоцзащиты России) (здесь и далее употребляется новое название данного органа согласно Указу Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»).

В целях улучшения условий и охраны труда, снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории субъекта РФ, Минтрудсоцзащиты России направило в регионы страны разработанный Департаментом заработной платы, охраны труда и социального партнерства проект Типовой программы субъекта РФ по улучшению условий труда.

Таким образом, впервые во всех регионах России будет применен единый подход к планированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Типовая программа улучшения условий и охраны труда в субъекте РФ содержит основные цели и задачи программы, срок реализации, целевые индикаторы - измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации программы по годам, методику оценки эффективности программы.


В Паспорте Типовой программы названы следующие ее задачи: внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории субъекта РФ; совершенствование нормативно-правовой базы субъекта РФ в области охраны труда; непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения; информационное обеспечение и пропаганда охраны труда; совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения (см. Мероприятия по реализации Программы улучшения условий и охраны труда на 2012 - 2015 годы).

Территориальные программы, основанные на Типовой программе, охватят период с 2012 по 2015 г. (см., например, Постановление правительства Московской области от 27 декабря 2011 г. № 1643/52 «Об утверждении Программы действий по улучшению условий и охраны труда в Московской области в 2012 - 2015 годах» // Информационный вестник правительства Московской области. 30 апреля 2012 г. № 4 (ч. 2)).

Главной задачей новой системы управления охраны труда является переход от реагирования на страховые случаи к управлению рисками повреждения здоровья работников. Основой системы управления профессиональными рисками должна стать сплошная аттестация рабочих мест по условиям труда (см. Приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» // Российская газета. 24.06.2011).

То есть должна проводиться оценка условий труда на каждом рабочем месте в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Неправильная или недостоверная оценка условий труда, допущенная при проведении аттестации рабочих мест, в значительной степени влияет на состав и объемы компенсаций, предоставляемых работнику, поэтому имеет большое значение качество ее проведения.

Соответственно, возрастает роль и государственной экспертизы условий труда, проводимой Рострудом и органами исполнительной власти субъектов РФ, ведающими вопросами охраны труда (см. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации»).

При ее проведении оцениваются условия труда работников, претендующих на досрочную трудовую пенсию за работу во вредных, опасных условиях труда, правильность предоставления работникам компенсаций (повышенной оплаты труда, дополнительных отпусков и т.д.) за тяжелую работу, работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Трудовой кодекс РФ в ст. 226 предоставляет работодателю право самому исходя из специфики своей деятельности определять конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

При этом работодатель может воспользоваться положениями такого документа, как Постановление Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков».

Утвержденный согласно приложению к данному документу Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков называет, в частности, такие мероприятия, как:

  • проведение в установленном порядке работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке уровней профессиональных рисков;
  • реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценки уровней профессиональных рисков;
  • внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами;
  • устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
  • внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и др.


Приведенный в Постановлении Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда не является исчерпывающим: работодатель может включить в этот перечень и другие мероприятия. Для того чтобы обеспечить реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда, необходимо их финансировать.

Статья 226 Трудового кодекса РФ, предусматривая различные источники (бюджетные и внебюджетные) финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, особо указывает на то, что работник не несет таких расходов.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках различных программ (федеральных, отраслевых, территориальных и др.) за счет средств различных бюджетов, указанных в ч. 1 ст. 226 Трудового кодекса РФ.

Следовательно, имеются в виду средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных источников. Использование такого рода средств на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 226 Трудового кодекса РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Относительно источников финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда следует назвать и Постановление Правительства РФ от 7 июля 2000 г. № 507 «О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» (далее - Постановление Правительства РФ от 7 июля 2000 г. № 507). В этом документе сказано, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда.

Правительство РФ в Постановлении от 7 июля 2000 г. № 507 указало на следующий порядок распределения средств от штрафов (в процентах), взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и охране труда:

  • 30 % - органу исполнительной власти субъекта РФ, ведающему вопросами охраны труда;
  • 40 % - на текущий счет Минтрудсоцзащиты России;
  • 30 % - Государственной инспекции труда.


Порядок учета и отчетности об использовании средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда, утвержден Постановлением Минтруда России от 14 февраля 2001 г. № 19.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, ведающие вопросами охраны труда, представляют в Минтрудсоцзащиты России отчеты о взыскании и использовании сумм административных штрафов за нарушение законодательства РФ по форме согласно приложению № 1 к Постановлению Минтруда России от 14 февраля 2001 г. № 19.

Государственные инспекции труда в субъектах РФ в сроки, установленные для представления бухгалтерской отчетности, представляют в Минтрудсоцзащиты России отчеты о взыскании и использовании сумм административных штрафов за нарушение законодательства РФ по форме согласно приложению № 2 к Постановлению Минтруда России от 14 февраля 2001 г. № 19.

Минтрудсоцзащиты России обеспечивает:

  • разработку и исполнение отраслевой программы улучшения условий и охраны труда за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда, поступающих на текущий счет Минтрудсоцзащиты России и государственных инспекций труда в субъектах РФ;
  • осуществление регулярных проверок правильности взыскания и целевого использования средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда;
  • ежегодное, в срок до 1 апреля, представление в Правительство РФ и в Минфин России информации об использовании средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда.


Учет поступления и использования средств от штрафов, взыскиваемых за нарушения законодательства о труде и об охране труда, осуществляется в соответствии с Приказами Минфина России:

  • от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;
  • от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».


В отраслях экономики, субъектах РФ и организациях могут функционировать фонды охраны труда, при создании которых необходимо руководствоваться ст. 118 Гражданского кодекса РФ и ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Основная задача фонда состоит в том, чтобы на основе социального партнерства органа исполнительной власти субъекта РФ, объединений работодателей и профессиональных союзов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории субъекта РФ, изыскивать и эффективно использовать финансовые ресурсы для обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников.

Фонд является государственным финансово-кредитным учреждением и имеет статус юридического лица. Денежные средства фонда находятся в оперативном управлении органа по труду субъекта РФ, не входят в состав его бюджета и не подлежат изъятию. Бюджет фонда и отчет о его выполнении утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ (см. письмо Минтруда России от 19 января 1995 г. № 106-ВК «О Рекомендациях по подготовке положения о территориальном фонде охраны труда»).

Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или локальными соглашениями об охране труда. Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, должны расходоваться для проведения мероприятий по охране труда (работодателю при планировании мероприятий по охране труда следует руководствоваться Постановлением Минтруда России от 27 февраля 1995 г. № 11 «Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда» и письмом Департамента охраны труда Минтруда России от 5 января 1996 г. № 3-13 «Рекомендации по разработке программ улучшения условий и охраны труда в организациях»).


Согласно положениям ст. 226 Трудового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) увеличился, по сравнению с ее первоначальной редакцией, процент средств, направляемых на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (кроме государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений, которые освобождены от выполнения данной обязанности).

Такое финансирование осуществляется сейчас в размере не менее 0,2% (ранее - не менее 0,1%) от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Особое внимание при финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда уделяется финансовому обеспечению предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, правила которого должны ежегодно утверждаться Минтрудсоцзащиты России.

В качестве примера можно привести Приказ Минздравсоцразвития России от 10 февраля 2012 г. № 113н «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2012 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».

В данном документе определен перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, финансируемых в 2012 г. за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Так, финансовому обеспечению подлежат расходы страхователя на:

  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • обучение по охране труда определенных категорий работников (руководителей организаций малого предпринимательства, руководителей и специалистов служб охраны труда организаций; членов комитетов (комиссий) по охране труда и др.);
  • приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и др.


Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд социального страхования России в текущем календарном году. При этом объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Фонд социального страхования России в 2012 г. и в плановый период 2013 и 2014 гг. осуществляет в ряде субъектов РФ реализацию пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков, с целью систематизации профессиональных заболеваний, которые отмечаются на рабочих местах в бюджетных учреждениях.


Финансовое обеспечение мероприятий по аттестации рабочих мест будет осуществляться за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюджета Фонда социального страхования России. Объемы финансирования предусмотрены ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 372-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.»

В этих целях принято Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1082 «О порядке финансового обеспечения в 2012 г. мероприятий по организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования и культуры, а также в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков».

Минздравсоцразвития РФ утвердило правила финансирования в 2012 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, которое определяет и перечень субъектов РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, - это г. Санкт-Петербург, а также Республика Мордовия, Белгородская, Пензенская, Саратовская и Смоленская области.

В рамках пилотного проекта персональную ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда наряду с работодателями несут также и руководители органов исполнительной власти по видам экономической деятельности.

Все мероприятия должны реализовываться в соответствии с трехсторонним соглашением между Минтрудсоцзащиты России, Фондом социального страхования России и администрацией субъекта РФ о взаимодействии, предусматривающим обязательства сторон по реализации проекта, использованию его результатов, в том числе при планировании мероприятий по улучшению условий труда работников. Региональным отделением Фонда проводится конкурсный отбор аттестующей организации по реализации пилотного проекта. Работа по аттестации рабочих мест будет проводиться совместно с профсоюзами.

Работодатели могут обращаться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда социального страхования России по месту своей регистрации до 1 августа текущего календарного года.

На основании проделанной работы планируется разработка программы субъекта РФ по охране труда с целью дальнейшего управления профессиональными рисками. Выделяемые средства будут направляться на возмещение затрат работодателей на улучшение условий и охраны труда, что должно частично компенсировать их затраты на указанные цели, на профилактику производственного травматизма и профзаболеваний.

Г.С. Скачкова,
д.ю.н., проф., зав. сектором трудового права и права
социального обеспечения Института государства и права РАН


Цели в области охраны труда

Организация должна устанавливать и поддерживать документально оформленные цели и задачи по охране труда для каждого подразделения и уровня управления.

При установлении и анализе целей и задач по охране труда организация должна учитывать:

  • - требования законодательных актов, государственные нормативные требования и другие требования охраны труда;
  • - технологические варианты, финансовые, эксплуатационные и другие потребности хозяйственной деятельности;
  • - политику организации в области охраны труда.

Программа улучшения условий и охраны труда

В организации формируется программа улучшения условий и охраны труда, которая представляет собой документально оформленную систему мер, учитывающую цели, сроки, средства и распределение ответственности и полномочий по решению наиболее актуальных задач в области охраны труда.

По результатам контроля и анализа хода выполнения программы в нее вносятся изменения и дополнения, в соответствии с изменившимися целями и условиями труда.

Внедрение, функционирование и совершенствование СУОТ

Организационная структура и распределение функциональных обязанностей и полномочий по обеспечению охраны труда

Общее руководство работой по обеспечению охраны труда в организации (структурном подразделении организации) возлагается на руководителя организации (структурного подразделения).

Для организации работы и осуществления контроля по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда (вводит должность специалиста по охране труда) в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда организации.

Основными задачами службы охраны труда являются:

  • - координация деятельности структурных подразделений организации по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
  • - совершенствование СУОТ;
  • - внедрение передового опыта и научных разработок по безопасности и гигиене труда, пропаганда охраны труда;
  • - информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
  • - осуществление контроля за соблюдением требований актов законодательства, технических нормативных правовых актов и локальных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.

Руководитель организации с учетом функций, роли и места структурных подразделений, отдельных работников в системе управления охраной труда устанавливает их обязанности и полномочия в этой области.

Обязанности и полномочия по организации разработки, внедрения, обеспечения функционирования и совершенствования СУОТ возлагаются на одного из заместителей руководителя организации.

Распределение обязанностей и полномочий по охране труда между руководителями, специалистами и другими работниками организации с учетом их трудовых функций должно обеспечивать:

  • 1. Соблюдение работниками законодательства об охране труда, выполнение решений органов государственного управления, вышестоящей организации по вопросам охраны труда.
  • 2. Безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, условий труда на каждом рабочем месте; а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты.
  • 3. Устранение воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов, внедрение эффективных средств контроля уровня этих факторов.
  • 4. Проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников в соответствии с Порядком проведения обязательных медицинских осмотров работников.
  • 5. Обучение, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросам охраны труда в соответствии с Правилами обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда.
  • 6. Выдачу работникам средств индивидуальной защиты, контроль за их применением и уход за ними (хранение, стирка, чистка, сушка, обезвреживание, ремонт и тому подобное) в соответствии с Правилами обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, выдачу работникам смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с Правилами обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами.
  • 7. Планирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по охране труда в соответствии с Положением о планировании и разработке мероприятий по охране труда, контроль за их выполнением, освоением и использованием по назначению выделяемых на эти цели средств.
  • 8. Обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. №18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
  • 9. Разработку и принятие инструкций по охране труда в соответствии с Порядком разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда;
  • 10. В соответствии с установленными нормами санитарно-бытовое обеспечение, медицинское и лечебно-профилактическое обслуживание работников.
  • 11. Предоставление работникам компенсаций но условиям труда.
  • 12. Режим труда и отдыха, трудовую дисциплину работников, условия применения труда женщин, лиц с ограниченной трудоспособностью и несовершеннолетних, установленные законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.
  • 13. Постоянный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации.
  • 14. Своевременное расследование, оформление и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 января 2004 г. №5/3 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», разработку и реализацию мер по их профилактике; а также инцидентов и аварий (пожаров), анализ причин их возникновения, принятие необходимых мер по их предупреждению, обеспечение готовности организации к локализации и ликвидации последствий аварии.
  • 15. Информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья.
  • 16. Поощрение структурных подразделений, работников организации за обеспечение требований охраны труда, снижение травматизма, аварийности и профессиональной заболеваемости.
  • 17. Сотрудничество всех субъектов социально-трудовых отношении в решении вопросов охраны труда.
  • 18. Систематическое подведение итогов работы по охране труда структурных подразделений и организации, дней охраны труда, выполнения коллективного договора, оценки эффективности функционирования СУОТ.

Обязанности и полномочия руководителей и специалистов организации по охране труда определяются их должностными инструкциями.

Для более конкретного определения обязанностей, возлагаемых на подразделения и отдельных работников организации осуществляется их детализация путем закрепления подразделений и отдельных работников за соответствующими мероприятиями, посредством выполнения которых обеспечивается решение задач управления охраной труда.

При перераспределении функций и обязанностей между структурными подразделениями и должностными лицами организации в положения о структурных подразделениях и должностные инструкции должны быть внесены соответствующие изменения или дополнения.

Со своими должностными обязанностями по охране труда руководители и специалисты должны быть ознакомлены под роспись. При невыполнении своих должностных обязанностей по охране труда, нарушении требований охраны труда работники несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В далекие годы СССР все планы намечались на 5 лет. Жили мы тоже от пяти летки до пяти летки.

Во все годы была и остается первостепенной задачей. Правда мы сейчас живем здесь и сейчас. Не смотрим на то что свои перспективы на пять лет вперед мы уже не планируем. Но нужно и программа по улучшению ежегодно оформляется и утверждается работодателем. Рассмотрим, что входит в такую программу и каковы ее .

Из основных направлений государственной политики в области охраны труда статья 210 Трудового кодекса РФ мы видим, принятие и реализация целевых программ улучшения условий и охраны труда является одной их задач.

Цель такой программы звучит так:

Улучшать условия дел охраны труда в целях снижения производственного травматизма и профессиональных заболеваний персонала предприятия всеми имеющимися способами и методами.

Основные направления государственной политики в области охраны труда систематизировать и реализовать.

И анализ рисков травматизма.

В перечень мероприятий программ по улучшению условий охраны труда предприятия включают:

Усовершенствование и внедрение новых систем автоматического управления;

Устройство и ремонт установленных ограждающих элементов оборудования, применяемого на предприятии;

Модернизация и установка новых средств коллективной защиты;

Механизация и автоматизация технологических операций;

Проведение покраски оборудование с учетом сигнальных цветов и знаков безопасности;

Устранение ручного труда и механизация процессов погрузо-разгрузочных работ;

Очистка и реконструкция вентиляционных систем;

Реконструкция и обустройство мест отдыха и санитарно – бытовых помещений;

Обеспечение питьевой водой на рабочих местах;

Рассмотрение и обеспечение спецодежды и СИЗ при проведении работ во вредных, опасных и особо температурных условиях;

Организация качественного обучения с применением тренажеров и наглядных пособий;

Проведение профилактических медицинских осмотров и обследований работников;

Мероприятия по улучшению условий охраны труда планируются отделом охраны труда, исходя из специфики деятельности своего предприятия, и утверждаются работодателем с детальной сметой по финансированию и сроками выполнения. Как правило, начальники отделов и подразделений назначаются ответственные за выполнение этих мероприятий.

Отчет выполнения этих мероприятий составляется ежеквартально.

Мы рассмотрели мероприятия и цели программы улучшения условий и охраны труда предприятия.

До встречи в следующих статьях

С уважением Л. Здержикова

1 . КОНЦЕПТУАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1 Охрана труда в Российской Федерации: состояние, проблемы и перспективы развития

Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические мероприятия (ст. 1 ФЗ "Об основах охраны труда в РФ"). Конституция РФ в главе "Основы конституционного строя" провозглашает, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей.

Охрана труда - одно из важнейших направлений деятельности любого предприятия, затрагивающее интересы всех работников. Основная цель всей системы охраны труда - это сохранение жизни и здоровья работников и одним из этапов по реализации этой цели является профилактика и предотвращение опасностей, ликвидация и снижение риска в процессе производственной деятельности.

Государственное управление охраной труда в РФ осуществляется в соответствии со статьей 216 Трудового кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации , а также по его поручению Минздравсоцразвития России - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

По данным Росстата, за пятилетний период с 2003 по 2007 годы снижение производственного травматизма в целом по стране с утратой трудоспособности на один рабочий день и более произошло на 38,1%, в том числе со смертельным исходом на 15,6% (см. приложение А, Б). В 2007 году снижение количества погибших на производстве отмечено в 35 субъектах Российской Федерации, в т.ч. в республиках: Адыгея, Башкортостан, Ингушетия, Саха (Якутия), Чувашия, Хакасия; в Брянской, Ивановской, Орловской, Ярославской, Волгоградской, Кировской, Омской, Читинской областях; в Краснодарском, Хабаровском краях. В то же время в 43 субъектах Российской Федерации произошло увеличение количества погибших по сравнению с 2006 годом.

Причинами существенных различий в уровнях производственного травматизма по субъектам Российской Федерации являются: во-первых - общее состояние социально-экономического развития регионов; во-вторых – отличия в структуре занятости по видам экономической деятельности; в третьих - климатические условия; в четвертых – уровень организации работ по охране труда в конкретном субъекте Российской Федерации и др.

В 2007 году наибольший удельный вес пострадавших на производстве, в том числе со смертельным исходом, выявлен в обрабатывающих производствах, сельском хозяйстве (включая охоту и лесное хозяйство), на транспорте и в связи, в строительстве, при добыче полезных ископаемых (см. приложения В). Доля погибших в организациях наиболее травмоопасных видов экономической деятельности приведена в приложении Г.

При этом следует отметить, что 25,6% несчастных случаев на производстве произошло по причинам организационного характера (неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении работников по охране труда, неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест и т.д.), а несчастных случаев со смертельным исходом по этим причинам – 20,8% (см. приложение Д).

В Российской Федерации за последние пять лет наблюдалось динамичное снижение случаев профессиональных заболеваний, и в 2007 году по сравнению с 2003 годом число профзаболеваний сократилось в 1,3 раза (см. приложение Е).

В то же время последовательно нарастало количество случаев профзаболеваний, зарегистрированных на предприятиях с негосударственной формой собственности, уровень которых составлял: в 2003 г.– 43,1%; 2004 г. – 47,2%; 2005 г. – 49,5%; 2006 г. – 51,4%; в 2007 г. – 55,6%. При этом относительно стабильным оставался уровень профзаболеваний на предприятиях государственной формы собственности (см. приложение Ж).

По данным Росстата в 2007 году наибольший удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, доля которых возросла с 26,0% в 2006 году до 27,2%, отмечен в промышленности. Выросла доля занятых в неблагоприятных условиях труда в строительстве – с 12,1% в 2006 году до 14,0% в 2007 году, на транспорте – с 26,5% до 29,9% (см. приложение З).

Наиболее высокий удельный вес работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, наблюдался в Дальневосточном (33,2%), Уральском (31,1%), Сибирском (30,8%) Северо-Западном (25,1%) федеральных округах (см. приложение И), причем в Дальневосточном федеральном округе показатели превышали среднероссийский уровень во всех субъектах, за исключением Сахалинской области (см. приложение К).

Рабочие места с вредными условиями труда отрицательно влияют на состояние рынка труда. Падение престижа ряда профессий и специальностей из-за вредных и (или) опасных условий труда ведет к росту дефицита кадров по рабочим специальностями необходимости привлечения иностранной, в основном неквалифицированной рабочей силы.

Низкое качество рабочих мест оказывает негативное влияние на конъюнктуру рынка труда – приводит к высокой текучести и нехватке рабочей силы на работах, связанных с тяжелым физическим трудом, вредными и опасными условиями труда и, как следствие, к потере кадровых ресурсов в связи с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями.

Для обеспечения конкурентоспособности российских предприятий в новых условиях необходимы реструктуризация и диверсификация вредных производств по видам экономической деятельности. Указанные процессы должны сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, высвобождением и переучиванием работников, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности, возникновением новых профессий.

Действующая в настоящее время система управления охраной труда построена в большей степени на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики.

Несмотря на фиксируемое в 2007 году органами государственного надзора и контроля и государственной статистики снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях большинства видов экономической деятельности, состояние условий и охраны труда в целом остается неудовлетворительным, а характеризующие ее показатели не обеспечивают в полной мере достоверность получаемой информации.

По сравнению с 2006 годом отмечается рост показателей, характеризующих производственный травматизм со смертельным исходом (в результате несчастных случаев на производстве в 2007 году погибло на 105 человек больше, чем в 2006 году), что обусловлено крупными авариями с большим количеством погибших в организациях, занятых добычей полезных ископаемых.

Отмечается рост удельного веса отягощенных случаев профзаболеваний (с двумя и более одновременно установленными диагнозами). При этом у 81,3% от общего числа лиц с впервые установленными профзаболеваниями выявлены тяжелые формы профзаболеваний, что свидетельствует о недостаточной эффективности системы медицинских осмотров и профпатологической помощи.

Состояние условий труда остается неудовлетворительным. По данным Росстата продолжилось увеличение удельного веса работников, работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, который на конец 2007 года составил 24,9% (в 2006 г. – 23,4%). Сохраняются стабильно высокими показатели, характеризующие занятость женщин во вредных условиях труда, а также показатели профзаболеваемости среди женщин. Остаются неудовлетворительными условия труда в организациях малого бизнеса, в которых коэффициент частоты производственного травматизма почти в 3 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации, что обусловлено несоблюдением работодателями требований законодательства об охране труда.

Приоритетные направления деятельности по улучшению условий и охраны труда предусмотрены Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 г. № 1351, Планом мероприятий по реализации Концепции в 2008-2010 годах, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 170-р, которым предусматривается разработка и реализация Программы действий по улучшению условий и охраны труда по отдельному плану.

Реализация Программы будет осуществляться в три этапа – 3, 5 и 10 лет.

На первом этапе (2008-2010 гг.) планируется снизить смертность трудоспособного населения, обусловленную производственными факторами, общий и производственный травматизм, а также профзаболеваемость как минимум на 8-10%.

На втором этапе (2011-2015 гг.) предполагается снизить коэффициент смертельного травматизма (количество несчастных случаев на производстве со смертельным исходом на тысячу работающих) до 0,1 и количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда до 18-20%.

На третьем этапе (2016-2025 гг.) планируется выйти на показатели стран Евросоюза – снизить количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда до 3-5% и достичь коэффициента травматизма со смертельным исходом до уровня не более 0,05-0,08.

Будет продолжена работа по сближению законодательства об охране труда и существующей нормативной базы по охране труда к требованиям европейского и международного законодательства в указанной сфере.

Комплекс программных мероприятий объединен в несколько блоков, направленных на решение основных проблем охраны труда, и предусматривает участие всех субъектов трудовых отношений – работников и работодателей. При этом основным приоритетным направлением Программы является переход в системе управления охраной труда от реагирования на результаты воздействия опасных и вредных производственных факторов на здоровье работников к профилактике указанного воздействия путем создания системы управления профессиональными рисками на рабочих местах. Особое внимание также уделено совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию указанного приоритетного направления.

Основные направления реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы;

2. Совершенствование организации охраны труда, создание системы управления профессиональными рисками

3. Совершенствование системы непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения

4. Информирование, консультирование и оказание правовой помощи работникам и работодателям по вопросам охраны труда, пропаганда и популяризация мер по охране труда

5. Совершенствование профпатологической службы России, проведение специализированных медицинских обследований работников, создание системы ранней диагностики и профилактики профессиональных заболеваний

6. Совершенствование государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда

1.2 Анализ деятельности органов государственной власти Хабаровского края по улучшению условий и охраны труда в организациях Хабаровского края

Управление охраной труда в крае осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, Правительством края, органами местного самоуправления, работодателями, объединениями работодателей, а также профессиональными союзами, их объединениями и иными уполномоченными работниками, представительными органами.

Губернатором края образуется краевая межведомственная комиссия по охране труда . Решениями органов местного самоуправления в муниципальных образованиях городов и районов края образуются районные и городские межведомственные комиссии по охране труда.

Государственное управление охраной труда в крае осуществляет Управление труда , которое является структурным подразделением министерства социальной защиты населения Хабаровского края. В состав управления входят четыре отдела: отдел оплаты труда; отдел по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства; отдел охраны труда; отдел государственной экспертизы условий труда.

Управление охраной труда в городах и районах края осуществляют специально уполномоченные структурные подразделения исполнительных органов муниципальных образований, положения о которых утверждаются органами местного самоуправления.

В 2008 году завершилась реализация Основных направлений и мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях Хабаровского края на 2006–2008 годы, утвержденных постановлением Губернатора Хабаровского края от 19 августа 2005 г. № 175 «Об Основных направлениях и мероприятиях по улучшению условий и охраны труда в организациях Хабаровского края на 2006-2008 годы».

Запланированные мероприятия в целом выполнены. Их реализация способствовала снижению показателей производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2006- 2007 годах.

В 2007 году производственный травматизм в крае снизился по отношению к 2005 году на 9,6% – с 1614 травмированных на производстве до 1459, в том числе со смертельным исходом на 11% – с 98 погибших до 87. При этом больше всего таких случаев происходит с женщинами. Чаще всего причиной этого становится неверная организация работ и использование устаревшего или неисправного оборудования. Как отмечает зампредседателя Хабаровского краевого объединения профсоюзов Андрей Беляев, нынешние законы “позволяют руководителям предприятий снисходительно относиться к требованиям по охране труда, поскольку наказание за нарушения в этой сфере – штрафы”.

Число профессиональных заболеваний по отношению к 2005 году снизилось на 26% – с 90 случаев до 66. Ежегодное число впервые признаваемых инвалидами от трудового увечья и профессиональных заболеваний сократилось с 89 человек в 2005 году до 81 в 2007 году. Частота производственного травматизма в организациях края снизилась на 22% – с 5,0 пострадавших на 1000 работающих до 3,9. В Вяземском муниципальном районе работа по реализации краевых и муниципальных мероприятий по охране труда позволила снизить травматизм в районе с 2001 года в 7 раз.

Вместе с тем, ситуация с обеспечением условий и охраны труда в организациях края продолжает оставаться сложной. Более 34% от общей численности работающих в промышленности, строительстве, на транспорте и в добывающих отраслях края заняты на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. Производственный травматизм в крае выше среднего по России (в крае в 2007 г. – 3,9 пострадавших на 1000 работающих, в России – 2.8). Наметился рост травматизма по видам деятельности «Добыча металлических руд, угля и прочих полезных ископаемых» на 16% и «Здравоохранение» на 9%. Высокий показатель частоты травматизма на муниципальных предприятиях жилищно–коммунального хозяйства города Хабаровска - 8,9 человек на 1000 работающих (в среднем по России эта цифра гораздо ниже – 2,9 человек). Самыми опасными производствами остаются лесоперерабатывающая и горно-металлургическая отрасли. Как отметил начальник управления условий охраны труда министерства социальной защиты населения края Александр Читайко, "не менее опасной является работа в обычном офисе, ведь пока один человек проводит на рабочем месте половину жизни, работодатель не всегда следит за условиями его труда".

Как было отмечено, чаще всего нарушается распорядок дня и условия работы за компьютером. Помимо этого нередко, когда работодатели скрывают серьезные случаи на производстве. Выявить такие опасные моменты и предотвратить смертность и травматизм на производстве – основная задача.

Основные причины несчастных случаев на производстве - неудовлетворительная организация производства работ, эксплуатация неисправных машин и оборудования, нарушение технологического процесса, нарушение дисциплины труда, недостатки в обучении.

Государственной инспекцией труда в Хабаровском крае в 2006 году выявлено более 30 тысяч нарушений трудового законодательства, связанных с охраной труда. Отстранено от работы около 3,8 тысяч человек. Привлечено к административной ответственности 543 должностных и юридических лиц на сумму 2597,9 тысяч рублей. Прекращено использование не отвечающих требованиям охраны труда 1256 единиц средств индивидуальной и коллективной защиты работников, приостановлена деятельность 73 производственных участков, эксплуатация 573 единиц оборудования, в суды края направлены требования о ликвидации 6 производственных подразделений. Прокуратурой края возбуждено и направлены в суды 11 уголовных дел по статье 143 УК (нарушение правил охраны труда).

Целенаправленная работа в области охраны труда, в том числе в 2006 году, позволила добиться улучшения показателей, характеризующих состояние охраны труда в организациях Хабаровского края. Вместе с тем уровень травматизма в крае, по сравнению со средним по России остается высоким, положение с условиями труда остается сложным, что требует дальнейшей совместной работы. Это требует дальнейшей планомерной работы и усиления профилактических мер, направленных на повышение уровня деятельности организаций края в создании безопасных условий труда.

Государственная инспекция труда края планирует организовать (совместные с органами власти края и местного самоуправления, краевым объединением работодателей и профсоюзами) весь комплекс надзорно-контрольных мероприятий, направленных на сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая информирование работников о профессиональных рисках на рабочих местах и предусмотренных трудовым законодательством правах и гарантиях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Планируется также организация комплексных проверок соблюдения законодательства об охране труда в хозяйствующих субъектах, осуществляющих травмоопасные виды экономической деятельности. Будут также проводиться проверки работодателей сферы торговли и спорта на соответствие законодательству в отношении привлекаемых ими к трудовой деятельности иностранных работников, соблюдения требований законодательства о труде и охране труда женщин и работников в возрасте до 18 лет, в т.ч. в части ограничения и запрещения применения их труда на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, и мн. др.


2. Проект Программы по улучшению условий и охраны труда в Хабаровском крае

2.1 Цели, задачи и срок реализации Программы

Основной целью Программы является дальнейшее обеспечение улучшения условий и охраны труда в крае, снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, обеспечение согласованности усилий государственных, муниципальных, общественных институтов и организаций края в направлении сохранения жизни и здоровья работников.

Достижение основной цели Программы требует решения следующих задач :

Выявление достоверных характеристик условий труда в учреждениях здравоохранения;

Совершенствование системы организации обучения и аттестации руководителей и специалистов по вопросам охраны труда;

Обеспечение необходимого уровня знаний по охране труда выпускников высших учебных заведений;

Создание автоматизированных систем информации в области управления охраной труда;

Совершенствование партнерства субъектов социально-трудовых отношений.

Срок реализации программы – 2009-2011 гг.

2.2 Перечень программных мероприятий

Существенную роль в улучшении условий и охраны труда играет наличие достоверных характеристик условий труда на рабочих местах, уровень знаний по охране труда всех участников социально-трудовых отношений, в первую очередь, работодателей, специалистов органов управления охраной труда, выпускников высших учебных заведений (будущих организаторов производства).

В целях снижения уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, сокращения численности работников, занятых во вредных условиях труда, в Программу включены следующие мероприятия, осуществление которых позволит реализовать поставленную перед Программой цель:

1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны труда:

Подготовка предложений и замечаний по проектам федеральных законов и иных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательства Российской Федерации по вопросам условий и охраны труда;

Проведение мониторинга федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Хабаровского края в части условий и охраны труда;

Подготовка предложений по улучшению условий и охраны труда для внесения в соглашение между Хабаровским краевым объединением организаций профсоюзов, представителями работодателей и Правительством Хабаровского края;

Внесение предложений по улучшению условий и охраны труда в Основные направления развития и поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2010 – 2012 гг.;

Издание сборника основных законодательных и нормативных актов по охране труда Российской Федерации и Хабаровского края;

Разработка и издание практического пособия по особенностям регулирования труда женщин;

Разработка пособия для руководителей организаций по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых во вредных и опасных условиях труда;

Разработка проекта закона Хабаровского края «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственному управлению охраной труда».

2. Организационно-техническое обеспечение мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний:

Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников организаций края;

Проведение анализа профзаболеваний по профессиям и видам профзаболеваний в городских округах, районах и в целом по краю;

Обучение врачей в сфере профилактики профессиональных заболеваний;

Совершенствование деятельности краевого центра профпатологии и учреждений здравоохранения по оказанию первичной специализированной медицинской помощи работающим;

Восстановление и развитие ведомственных лабораторий на предприятиях края, обеспечивающих мониторинг за условиями труда работающих;

Восстановление, укрепление и развитие материально – технической базы санитарно – бытовых и лечебно – профилактических объектов организаций края;

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, разработка на этой основе мероприятий по приведению рабочих мест в соответствие с требованиями государственных нормативных требований по охране труда;

Разработка «Основных направлений и мероприятий улучшение условий и охраны труда в организациях Хабаровского края на 2012–2014 годы»;

Проведение государственной экспертизы условий труда на рабочих местах, а так же по запросам органов государственного надзора и контроля, органов управления охраной труда;

Усиление контроля и надзора за выполнением работ по обслуживанию объектов повышенной опасности, подконтрольных органам государственного надзора, подготовкой руководителей и специалистов, ответственных за безопасную работу этих объектов;

Обеспечение реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников организаций;

Развитие в крае направления по частичному финансированию предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников за счет средств страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

Развитие системы материального и морального поощрения работников за снижение производственного травматизма, безаварийную работу, улучшение условий труда;

Проведение совместных комплексных проверок состояния охраны и условий труда в организациях Хабаровского края имеющих высокий уровень производственного травматизма;

Осуществление на предприятиях лечебно–профилактических мероприятий для работников, занятых во вредных условиях труда;

Проведение углубленных медицинских осмотров работников занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

Разработка временного положения «О службе медицины труда в Хабаровском крае».

3. Совершенствование социального партнерства субъектов социально-трудовых отношений в области охраны труда:

Проведение ежегодного краевого смотра–конкурса на лучшую организацию работы в области охраны труда;

Организация работы краевой межведомственной комиссии по охране труда и межведомственных комиссий по охране труда муниципального уровня;

Оказание содействия и помощи организациям, предпринимателям в подготовке раздела «Условия и охрана труда» в процессе разработки и принятия коллективных договоров;

Подготовка и проведение организационных мероприятий по обеспечению безопасности труда в студенческих строительных отрядах и в лагерях труда и отдыха учащихся школ и организаций профтехобразования;

Подготовка и проведение ежегодного краевого совещания по охране труда;

Участие в межрегиональных и международных совещаниях и выставках по охране труда;

Продолжение работы по развитию института уполномоченных лиц профсоюза и иных представительных органов по охране труда;

Формирование совместных комитетов по охране труда в организациях края;

Развитие системы установления страхователям скидок и надбавок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4. Совершенствование системы непрерывного образования по охране труда, информационное обеспечение охраны труда:

Формирование банка данных всех организаций края, обучающих по вопросам охраны труда, мониторинг и координация обучения и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций края;

Проведение обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций края;

Организация и проведение обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных: уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, членов комитетов (комиссий) по охране труда, специалистов по охране труда;

Подготовка специалистов по вопросам охраны труда высшей квалификации;

Подготовка и издание ежегодного информационного бюллетеня «Анализ состояния производственного травматизма и условий труда в организациях Хабаровского края»;

Обеспечение организаций (по заявкам) нормативными и правовыми документами по условиям и охране труда, проведение договорных работ по охране труда;

Организация постоянного информирования населения края о состоянии условий и охраны труда через краевые и муниципальные средства массовой информации;

Подготовка и размещение информации о состоянии условий и охраны труда в Хабаровском крае через Интернет–сайт министерства социальной защиты и Правительства края;

Совершенствование материально – технической базы обучающих организаций по охране труда.

5. Социальная защита и реабилитация пострадавших от трудового увечья и (или) профессиональных заболеваний:

Единовременные и ежемесячные страховые выплаты пострадавшим на производстве;

Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавшим на производстве;

Посторонний уход за лицами, пострадавшими на производстве (специальный медицинский, постоянный посторонний, бытовой);

Санаторно–курортное лечение (приобретение путевок; оплата отпуска, сверх ежегодно оплачиваемого; оплата проезда к месту санаторно–курортного лечения и обратно, оплата проживания и питания сопровождающего лица);

Протезирование, обеспечение приспособлениями, необходимыми пострадавшему для трудовой деятельности и в быту;

Обеспечение транспортными средствами (приобретение транспортных средств, текущий ремонт транспортных средств, капитальный ремонт транспортных средств).

6. Научные исследования и проектные разработки, направленные на повышение безопасности труда:

Разработка практического руководства по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях и на производственных объектах;

Разработка практического руководства по подготовке к проведению сертификации работ по охране труда в организациях;

Разработка методики краткосрочного прогнозирования риска производственного травматизма на предприятиях железнодорожного транспорта;

Управление здоровьем персонала машиностроительных производств на основе установленной корреляционной зависимости между интенсивностью труда, заработной платой и уровнем заболеваемости;

Прогнозирование риска травматизма персонала машиностроительных производств.

Механизм реализации Программы включает в себя:

Организационные мероприятия, обеспечивающие планирование, реализацию и контроль исполнения предусмотренных Программой работ;

Подготовку методических и информационных материалов.


2.3 Исполнители Программы

1. Министерство социальной защиты населения края

2. Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов

3. Государственная инспекция труда в Хабаровском крае

4. Региональное объединение работодателей «Союз работодателей Хабаровского края»

5. Совет ректоров ВУЗов края и ЕАО

6. Межрегиональная общественная организация «Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей»

7. Министерство экономического развития и внешних связей края

8. Организации, осуществляющие обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных

9. Министерство здравоохранения края

10. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю

11. Руководители организаций края, главные врачи учреждений здравоохранения края

12. ГУЗ «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения»

13. Аккредитованные организации на территории края в области аттестации рабочих мест по охране труда

14. Научно–исследовательские организации края

15. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства в крае

16. Межрегиональное территориальное управление Ростехнадзора по ДФО

17. Государственное учреждение - Хабаровское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации

18. Органы местного самоуправления

19. Краевые отраслевые комитеты организаций профсоюзов

20. Организации, осуществляющие образовательную деятельность в области охраны труда на территории края

21. Комсомольский–на–Амуре государственный технический университет, Дальневосточный государственный университет путей сообщения

22. Организации - поставщики средств индивидуальной защиты

2.4 Оценка эффективности реализации Программы

Карточка-определитель по реализации мероприятий Программы

№ по порядку Обозначение операции Наименование работ Предшествующие операции

Продолж-ть операции

(длит-ть работ)

исполнителей

1 A Подготовка предложений и замечаний по проектам федеральных законов и иных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательства Российской Федерации по вопросам условий и охраны труда - 2 5
2 B Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников организаций края - 3 4
3 C Проведение мониторинга федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Хабаровского края в части условий и охраны труда A 5 7
4 D Проведение анализа профзаболеваний по профессиям и видам профзаболеваний в городских округах, районах и в целом по краю B 5 6
5 E Проведение углубленных медицинских осмотров работников занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами B 4 8
6 F Осуществление на предприятиях лечебно–профилактических мероприятий для работников, занятых во вредных условиях труда E 3 8
7 G Научные исследования и проектные разработки, направленные на повышение безопасности труда D 10 10
8 H Обеспечение реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников организаций D 8 10
9 I Подготовка предложений по улучшению условий и охраны труда для внесения в соглашение между Хабаровским краевым объединением организаций профсоюзов, представителями работодателей и Правительством Хабаровского края C,G 4 6
10 J Восстановление и развитие ведомственных лабораторий на предприятиях края, обеспечивающих мониторинг за условиями труда работающих D 9 4
11 K Развитие системы материального и морального поощрения работников за снижение производственного травматизма, безаварийную работу, улучшение условий труда F,H 8 3
12 L Издание сборника основных законодательных и нормативных актов по охране труда Российской Федерации и Хабаровского края I 7 6
13 M Внесение предложений по улучшению условий и охраны труда в Основные направления развития и поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2010 – 2012 гг. I 4 6
14 N Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, разработка на этой основе мероприятий по приведению рабочих мест в соответствие с требованиями государственных нормативных требований по охране труда J 3 7
15 O Восстановление, укрепление и развитие материально – технической базы санитарно – бытовых и лечебно – профилактических объектов организаций края J 7 8
16 P Развитие в крае направления по частичному финансированию предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников за счет средств страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний K 8 6
17 Q Подготовка и издание ежегодного информационного бюллетеня «Анализ состояния производственного травматизма и условий труда в организациях Хабаровского края» L 6 8
18 R Разработка «Основных направлений и мероприятий улучшение условий и охраны труда в организациях Хабаровского края на 2012–2014 годы» M,N 10 4
19 S Организация работы краевой межведомственной комиссии по охране труда и межведомственных комиссий по охране труда муниципального уровня P 2 3
20 T Проведение совместных комплексных проверок состояния охраны и условий труда в организациях Хабаровского края имеющих высокий уровень производственного травматизма O 7 6
21 U

Усиление контроля и надзора

за выполнением работ по обслуживанию объектов повышенной опасности, подконтрольных органам государственного надзора, подготовкой руководителей и специалистов, ответственных за безопасную работу этих объектов

O 5 7
22 V Разработка проекта закона Хабаровского края «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственному управлению охраной труда» Q,R,T 10 12
23 W Подготовка и проведение ежегодного краевого совещания по охране труда S 3 2
24 X Обеспечение организаций (по заявкам) нормативными и правовыми документами по условиям и охране труда, проведение договорных работ по охране труда V 5 5
25 Y Организация постоянного информирования населения края о состоянии условий и охраны труда через краевые и муниципальные средства массовой информации U,W 5 5
26 Z Подготовка и размещение информации о состоянии условий и охраны труда в Хабаровском крае через Интернет–сайт министерства социальной защиты и Правительства края X,Y 8 8

Построение и расчет характеристик сетевой модели

1) На основании карточки-определителя строим сетевую модель:

Z(8)
X(5)
Y(5)
V(10)
B(3)
E(4)
G(10)
R(10)
M(4)
Q(6)
L(7)
T(7)
U(5)
W(3)
S(2)
P(8)
O(7)
K(8)
H(8)
F(3)
D(5)
N(3)

Критический путь: B – D – G – I – M – R – V – X – Z

2) Рассчитаем временные характеристики событий и работ:

а) событий:

;

;

Строим таблицу резервов времени некритических работ:

работа TS FS
1 A 11 0
2 C 11 11
3 E 15 0
4 F 15 6
5 H 9 0
6 J 5 0
7 K 9 0
8 L 1 0
9 N 6 6
10 O 5 0
11 P 9 0
12 Q 1 1
13 S 9 0
14 T 5 5
15 U 17 8
16 W 9 0
17 Y 9 9

Строим график Ганта (линейный) и гистограмму «Время-ресурсы» (см. приложение Л).

Корректировка сети по критерию «Время-ресурсы»

Корректировка сети позволяет:

1) сократить время выполнения всех мероприятий (сокращение критических работ);

2) скорректировать численность исполнителей (для некритических работ) с учетом трудоемкости каждой работы.

1) Как мы можем видеть из сетевого графа, общее время выполнения программных мероприятий составляет 59 дней.

Сократим время выполнения программных мероприятий до 50 дней за счет сокращения времени критических работ G, R, V и Z.

Трудоемкость каждой работы определяется по следующей формуле:

чел./дн.

Пусть время выполнения работы G=8 дней, тогда

чел.

Для того, чтобы выполнить работу G за 8 дней, необходимо дополнительно привлечь 2-х исполнителей и их общее количество тогда будет равно 12 чел.

чел./дн.

Пусть время выполнения работы R=7 дней, тогда

чел.

Для того, чтобы выполнить работу R за 5 дней, необходимо дополнительно привлечь еще 3-х исполнителей и их общее количество тогда будет равно 11 чел.

чел./дн.

Пусть время выполнения работы V=7 дней, тогда

чел.

Для того, чтобы выполнить работу V за 7 дней, необходимо дополнительно привлечь 5 исполнителей и их общее число тогда будет равно 17 чел.

чел./дн.

Пусть время выполнения работы Z=5 дней, тогда

чел.

Для того, чтобы выполнить работу Z за 5 дней, необходимо дополнительно привлечь 5 исполнителей и их общее число тогда будет равно 13 чел. Произведем корректировку сети:

Q(6)
L(7)
Z(5)
Y(5)
X(5)
V(7)
W(3)
S(2)
U(5)
T(7)
R(5)
M(4)
O(7)
N(3)
I(4)
G(8)
J(9)
P(8)
K(8)
F(3)
H(8)
D(5)
E(4)
B(3)
C(5)
A(2)

Определим новый критический путь: B – D – G – I – L – Q – V – X – Zи построим новый график Ганта и гистограмму «Время-ресурсы» (см. приложение М).

2) Скорректируем численность исполнителей для некритических работ E, F, H и P, используя ту же самую формулу определения трудоемкости


чел./дн.

Сократим численность исполнителей в работе E, увеличив время ее выполнения на 2 дня, тогда

чел.

Таким образом, если мы увеличим время выполнения работы E на 2 дня, то число исполнителей сократится с 8 до 5 чел.

чел./дн.

Сократим численность исполнителей в работе F, увеличив время ее выполнения на 3 дня, тогда

чел.

Таким образом, если мы увеличим время выполнения работы F на 3 дня, то число исполнителей сократится с 8 до 4 чел.

чел./дн.

Сократим численность исполнителей в работе H, увеличив время ее выполнения на 2 дня, тогда

чел.

Таким образом, если мы увеличим время выполнения работы H на 2 дня, то число исполнителей сократится с 10 до 8 чел.

чел./дн.

Сократим численность исполнителей в работе P, увеличив время ее выполнения на 2 дня, тогда

чел.


Таким образом, если мы увеличим время выполнения работы P на 2 дня, то число исполнителей сократится с 8 до 6 чел.

Произведем корректировку сети:


Q(6)
L(7)
V(10)
R(10)
M(4)
I(4)
C(5)
A(2)
T(7)
N(3)
G(10)
B(3)
O(7)
J(9)
D(5)
X(5)
Z(8)
Y(5)
W(3)
U(5)
S(2)
P(10)
K(8)
H(10)
E(6)
F(6)

Построим новый график Ганта и гистограмму «Время-ресурсы» (см. приложение Н).

Таким образом, нам удалось оптимизировать реализацию выполнения программных мероприятий: в первом случае за счет сокращения времени их выполнения - с 59 до 50 дней, во втором случае – за счет сокращения численности исполнителей, не изменяя при этом время.

2.5 Ожидаемые конечные результаты реализации программы

1. Совершенствование законодательной и нормативной базы по условиям и охране труда;

2. Обеспечение организаций края нормативными правовыми актами по охране труда;

3. Улучшение условий и охраны труда женщин в организациях края;

4. Улучшение организации проведения медицинских осмотров на предприятиях;

5. Снижение производственного травматизма в организациях края, профзаболеваний, улучшение условий труда работающих;

6. Своевременное выявление профзаболеваний

7. Предупреждение профессиональных заболеваний;

8. Своевременное выявление вредных и опасных производственных факторов;

9. Создание бытовых условий работникам в соответствии с санитарно–гигиеническими нормами;

10. Экономическая заинтересованность работодателей в улучшении условий труда;

11. Соблюдение работниками требований охраны труда;

12. Повышение ответственности работодателей за обеспечение безопасных условий труда;

13. Повышение качества оказания медицинской помощи работникам;

14. Выявление и распространение положительного опыта работы в области обеспечения охраны труда в организациях края, усиление пропаганды охраны труда, повышение заинтересованности работодателей в создании безопасных условий труда работников;

15. Доступность и качество обучения по охране труда в крае;

16. Обеспеченность организаций края специалистами по охране и условиям труда с высшим образованием;

17. Ознакомление руководителей организаций с современной, сертифицированной спецодеждой;

18. Информирование населения об условиях и охране труда в крае и мерах, принимаемых к их улучшению;

19. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работника при выполнении им обязанностей по трудовому договору

2.6 Организация контроля над исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы в установленном порядке осуществляют Управление труда министерства социальной защиты населения Хабаровского края и другие органы, образующие систему исполнительной власти в Хабаровском крае.

Контроль ведется на основании отчетности и включает:

Периодическую отчетность исполнителей о реализации программных мероприятий;

Контроль за целевым и эффективным использованием выделенных средств;

Контроль за выполнением объемов запланированных работ.



Просмотров