Классификация чрезвычайных ситуаций по потенциальной опасности. Основные понятия и классификация чрезвычайных ситуаций

«Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени»

Основные вопросы темы

1.

2. Причины аварий и катастроф техногенного характера.

Литература.

1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие // Под ред. В.Я. Сюнькова. М.: Центр инноваций в пе­дагогике. 1996.

2. А.П.Зайцев. Чрезвычайные ситуации. Краткая характерис­тика и классификация. // Библиотечка журнала "Военные зна­ния". М.: 1997.

3. Проблемы базопасности при чрезвычайных ситуациях // М.: ВИНИТИ, 1996, вып.4. С.

1. Основные понятия. Классификация чрезвычайных ситуаций.

Основные понятия

Чрезвычайные ситуации (ЧС) возникают на планете Земля постоянно как из-за воздействия природных стихийных явле­ний, так и в результате аварий и катастроф техногенного харак­тера, т.е. являющихся непосредственным следствием деятельно­сти человека.

За 30 лет, с 1962 по 1992 годы, в мире от ЧС пострадало бо­лее 3 млрд человек, из них погибло более 4 млн. Прямой эконо­мический ущерб составил свыше 337 млрд долларов. Среднего­довой рост социально-политических и экономических потерь от природных и техногенных ЧС составил по числу погибших 43%, по числу пострадавших - 9% и по материальному ущербу - свы­ше 10%.

В России за 1991-1996 гг. от ЧС различного характера (без учета аварий, катастроф на дорогах и бытовых пожаров) постра­дало более 268 тыс. человек. Прямой экономический ущерб со­ставил свыше 9 трлн рублей.

Увеличение материальных потерь от природно-техногенных чрезвычайных ситуаций, по подсчетам специалистов, приведет к тому, что значительная часть (от 10 до 15 процентов) валового национального продукта будет расходоваться не на экономичес­кое и социальное развитие, а на аварийно-спасательные работы, оказание помощи пострадавшим и восстановление разрушенно­го. Это, в свою очередь, создает определенную угрозу развитию государства. 1 »

На территории России число чрезвычайных ситуаций непре­рывно растет:

1990 г. - произошло 300 ЧС, пострадало 2850 чел;

1991 г. - 353 ЧС, пострадало 6216 чел;

1993 г. - 1182 ЧС, пострадало 11357 чел;

1995 г. - 1474 ЧС, пострадало 49680 чел, их которых 4400 по­гибло;

1997 г. - по сравнению с 1996 г. общее количество ЧС увели­чилось на 20%, произошло 1665 ЧС, пострадал 83051 человек, погибло 1735 человек, материальный ущерб составил 7,976 трлн рублей. 1 "

Приведенная статистика убедительно свидетельствует о необ­ходимости постоянного внимания всех государств, ученых, об­щественности к проблеме защиты людей от аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.

Совместная борьба с негативными последствиями чрезвычай­ных ситуаций требует единого научного аппарата, однозначного понимания основных понятий. Именно поэтому первая статья российского федерального закона "О защите населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера" называется "Основные понятия".

КУДА ЗВОНИТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Главное управление по делам ГО и ЧС г. Москвы 924-89-53, 229-20-20, Служба спасения 937-99-11.

Базовым понятием при решении различных вопросов науч­ного и практического плана является определение чрезвычайной ситуации.

Известны три основных определения ЧС:

"Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного при­родного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей".(Закон "О защите населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принятый в 1994г.);

"ЧС - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории (акватории), вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологичес­ким бедствием, эпидемией, эпизоотией (болезнь животных), эпифитотией (поражение растений), применением возможным противником современных средств поражения и приведшее или могущее привести к людским или материальным потерям".

(ГОСТ Р 22.0.02-94. БЧС Термины и определения основных понятий);

"Чрезвычайной называ­ется ситуация, при которой на территории или объекте возникает угроза жизни и здоровью людей и ожидает­ся материальный ущерб при условии, что объект или данная территория не могут самостоятельно справиться со сложившейся обстанов­кой. (Международное опре­деление чрезвычайной ситу­ации).

Закон определяет и другие основные понятия.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс меропри­ятий, проводимых заблаговременно и направленных на макси­мально возможное уменьшение риска возникновения чрезвы­чайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, сни­жение размеров ущерба окружающей.природной среде и матери­альных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружа­ющей природной среде и материальных потерь, а также на ло­кализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложи­лась чрезвычайная ситуация.

Каталог основных понятий Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) содержит полный спектр терминов и определений.

Авария - ЧС техногенного характера, происшедшая по конст­руктивным, производственным, технологическим или эксплуа­тационным причинам, либо из-за случайных внешних воздейст­вий, и заключающаяся в повреждении, выходе из строя, разру­шении технических устройств или сооружении.

Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человече­ские жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяже­лые последствия.

Стихийное бедствие - катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные челове­ческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тя­желые последствия

Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) - чрезвы­чайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменени­ем (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономи­ку или геносферу. Экологические бедствия часто сопровождают­ся необратимыми изменениями природной среды

Классификация чрезвычайных ситуаций

Классификация ЧС производится по различным признакам

В их числе причины возникновения и масштабы ЧС, интен­сивность и длительность воздействия поражающих факторов, численность пострадавших (пораженных) людей, величина эко­номического ущерба и степень влияния на природную среду

Так по масштабу распространения и тяжести последствий ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, реги­ональные, федеральные и трансграничные

Постановлением Правительства РФ №1094 от 1309.96 г. ут­верждено "Положение о классификации ЧС природного и техногенного характера", установившее единый подход к оценке чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера, определению границ их зон и адекватному реагированию на них Введены количественные критерии определения масштаба ЧС в зависимости от количества пострадавших людей, у которых ока­зались нарушены условия жизнедеятельности, от размера мате­риального ущерба, а также границы зон распространения пора­жающих факторов

1.Локалъные - это ЧС, в результате которой пострадало не бо­лее 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не бо­лее 1 тыс минимальных размеров оплаты труда на день возник­новения ЧС и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пре­делы объекта производственного или социального назначения

2. Местная - в результате которой пострадали свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свы­ше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб состав­ляет свыше 1 тыс, но не более 5 тыс минимальных размеров оп­латы труда на день возникновения ЧС и зона чрезвычайной ситу­ации не выходит за пределы населенного пункта, города, района

3.Территориальная - в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедея­тельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материаль­ный ущерб составляет свыше 5 тыс, но не более 0,5 млн мини­мальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зо­на чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта РФ

4.Региональная - в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятель­ности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона чрезвычайной ситуации охавтывает территорию двух субъектов РФ

З.Федеральная - в результате которой пострадали свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн ми-нимальних размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов РФ

6.Трансграничная - это такая ЧС, поражающие факторы кото-рои выходят за пределы РФ, либо чрезвычайная ситуация, кото­рая произошла за рубежом и захватывает территорию России

Указанная классификация чрезвычайных ситуации по их масштабу играет значительную роль в практике работы юристов и экономистов при решении вопросов возмещения расходов на ликвидацию ЧС через страхование, обращение в органы испол­нительной власти по финансированию на восстановление объ­ектов экономики и территории, пострадавших в результате чрез­вычайных ситуации, при определении меры ответственности ви­новников ЧС и т п

Чрезвычайные ситуации классифицируют также по группам, типам и видам лежащих в их основе чрезвычайных событий

Согласно базовой классификации ЧС, используемой в Еди­ной государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации имеются следующие группы ЧС

Практически на всех материках земного шара используются тысячи потенциально опасных объектов, которые обладают большими объемами запасов вредных веществ (радиоактивных, отравляющих, взрывчатых). И если возникнет чрезвычайная ситуация, то они могут причинить значительный вред окружающей среде или даже уничтожить жизнь на нашей планете.

Любое чрезвычайное происшествие начинается с того, что происходят те или иные отклонения от обычного хода какого-нибудь процесса. Характер данного происшествия, а также его последствия, зависят от дестабилизирующего фактора различного происхождения. Таким фактором может быть как природное, так и антропогенное социальное или какое-либо другое воздействие, которое расстраивает функционирование системы в целом.

ЧС в своем развитии проходят пять условных фаз:

Первая – нагромождение отклонений от нормального состояния или процесса;

Вторая – инициирование чрезвычайного происшествия (аварии или стихийного бедствия);

Третья – процесс чрезвычайного происшествия, во время которого происходит влияние на людей, объекты и окружающую среду, эта фаза является следствием и развитием второй;

Четвертая – действие вторичных поражающих факторов под воздействием возможных чрезвычайных условий;

Пятая – ликвидация последствий ЧС. Пятая фаза по времени начинается еще до завершения третьей фазы и объединяется с четвертой.

Чрезвычайная ситуация – чрезвычайная ситуация - обстановка на отдельной территории или субъекте хозяйствования на ней или водном объекте, которая характеризуется нарушением нормальных условий жизнедеятельности населения, вызванная катастрофой, аварией, пожаром, стихийным бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, применением средств поражения или другим опасным событием, которая привела (может привести) к возникновению угрозы жизни или здоровью населения, большого количества погибших и пострадавших, значительным материальным убыткам, а также к невозможности проживания населения на такой территории или объекте, производство на ней хозяйственной деятельности;

C целью создания эффективного механизма оценки события, которое произошло или может произойти в прогнозированный срок, и определение степени реагирования на соответствующем уровне управления производится классификация ЧС.

Классификация ЧС на территории Украины производится в соответствии с Постановлением КМ Украины от 24.03.2004г. № 368 «О утверждении порядка классификации ЧС по их уровню», Национальным классификатором ДК 019:2010 "Классификатор чрезвычайных ситуаций", и «Классификационных признаков ЧС» утвержденных приказом МЧС Украины от 12.12.2012г. № 1400.

ЧС по происхождению делятся на:

ЧС техногенного характера – транспортные аварии (катастрофические пожары, неспровоцированные взрывы, аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных химических, радиоактивных, биологических веществ, внезапное разрушение сооружений и зданий, аварии на инженерных сетях и сооружениях жизнеобеспечения, гидродинамические аварии на плотинах, дамбах и т. д.).

ЧС природного характера – опасные геологические метеорологические, гидрологические, морские и пресноводные явления, деградация почвы или недр, естественные пожары, изменение воздушного бассейна, инфекционная заболеваемость людей и сельскохозяйственных животных, массовое поражение сельскохозяйственных растений болезнями или вредителями, изменение состояния водных ресурсов и биосферы и т. д.

ЧС социального характера – нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на отдельной территории или объекте на ней или на водном объекте, вызванное противоправными действиями террористического и антиконституционного направления, или связано с исчезновением (похищением) оружия и опасных веществ, несчастными случаями с людьми др.

ЧС военного характера - связанные с последствиями применения оружия массового поражения или обычных средств поражения, во время которых возникают вторичные факторы поражения населения вследствие разрушения атомных и гидроэлектрических станций, составов и хранилищ радиоактивных и токсичных веществ и отходов, нефтепродуктов, взрывчатки, транспортных и инженерных коммуникаций и т. д.

Классификация чрезвычайных ситуаций по их уровням осуществляется для обеспечения организации взаимодействия центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций в процессе решения вопросов, связанных с чрезвычайными ситуациями и ликвидацией их последствий.

В зависимости от объемов причиненных последствий, технических и материальных ресурсов, необходимых для их ликвидации, чрезвычайная ситуация классифицируется как государственного, регионального, местного или объектового уровня.

Для определения уровня чрезвычайной ситуации устанавливаются следующие критерии:

1) территориальное распространение и объемы технических и материальных ресурсов, необходимые для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

2) количество людей, которые вследствие действия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации погибли или пострадали, или нормальные условия жизнедеятельности которых нарушены;

3) размер убытков, причиненных поражающими факторами источника чрезвычайной ситуации, рассчитывается в соответствии с Методикой оценки убытков от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 15 февраля 2002 г. N 175 (Официальный вестник Украины, 2002 г., N 18, ст. 356; 2003 г., N 23, ст. 1070).

ЧС Государственного уровня :

1) которая распространилась или может распространиться на территорию других государств;

2) которая распространилась на территорию двух или более регионов Украины, Автономной Республики Крым, областей, мм. Киева и Севастополя), а для ее ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, превышающих возможности этих регионов, но не менее 1 процента от объема расходов соответствующих местных бюджетов (чрезвычайная ситуация государственного уровня за территориальным распространением);

3) которая привела к гибели свыше 10 человек или в результате которой пострадало свыше 300 человек (пострадавшие - лица, которым в результате действия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации нанесено телесное повреждение или которые заболели, что привело к потере трудоспособности, заверенной в установленном порядке) или были нарушены нормальные условия жизнедеятельности свыше 50 тыс. человек на длительное время (более 3 суток);

4) вследствие которой погибло свыше 5 лиц или пострадало свыше 100 человек, были нарушены нормальные условия жизнедеятельности свыше 10 тыс. человек на длительное время (более 3 суток), а убытки (оцененные в установленном законодательством порядке), вызванные чрезвычайной ситуацией, превысили 25 тыс. минимальных размеров (на время возникновения чрезвычайной ситуации) заработной платы;

5) убытки от которой превысили 150 тыс. минимальных размеров заработной платы;

6) в других случаях, предусмотренных актами законодательства, по своим признакам признается как чрезвычайная ситуация государственного уровня.

ЧС регионального уровня - ЧС которая развивается на территории двух и более административных районов (городов областного значения), АР Крым, городов Киева и Севастополя или угрожает перенесением на территорию смежной области Украины, а также в случае, когда для ее ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, которые превышают собственные возможности одного района, но не менее 1% объема расходов соответствующего бюджета;

ЧС которая привела к гибели от 3 до 5 человек или в результате которой пострадало от 50 до 100 человек, были нарушены нормальные условия жизнедеятельности от 1 тыс. до 10 тыс. человек на длительное время (более чем на 3 суток), а убытки превысили 5 тыс. минимальных размеров заработной платы;

ЧС убытки от которой превысили 15 тыс. минимальных размеров заработной платы.

ЧС местного уровня – ЧС которая выходит за границы потенциально опасного объекта, угрожает распространением самой ситуации или ее вторичных последствий, которые влияют на окружающую среду, соседние населенные пункты, инженерные сооружения, а также в случае, когда для ее ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, которые превышают собственные возможности потенциально опасного объекта, но не менее 1% объема расходов соответствующего бюджета.

ЧС в результате которой погибло 1–2 человека или пострадало от 20 до 50 человек были нарушены нормальные условия жизнедеятельности от 100 до 1000 человек на длительное время (более чем на 3 суток), а убытки превысили 0,5 тыс. минимальных размеров заработной платы;

ЧС убытки от которой превысили 2 тыс. минимальных размеров заработной платы.

ЧС объектового уровня – все ЧС, которые не подпадают под указанные определения (разворачивается на территории объекта, или самом объекте, и последствия которой не выходят за границы объекта или его санитарно-защитной зоны).

Чрезвычайная ситуация относится к определенному уровню, при условии соответствия ее хотя бы одному из значений критериев, приведенных выше.

Основные признаки ЧС:

1. Опасность для жизни и здоровья людей; объектов экономики и окружающей среды.

2. Существенное нарушение экологического равновесия в районе ЧС.

3. Выход из строя систем жизнеобеспечения и управления, полное или частичное прекращение хозяйственной деятельности.

4. Значительный материальный и экономический ущерб.

5. Необходимость привлечения больших сил и средств для спасения людей и ликвидации последствий ЧС.

6. Психологический дискомфорт для больших групп людей (завалы в шахтах, гибель АПЛ "Курск"и т.д.).

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери или нарушения условий жизнедеятельности людей.

Авария – чрезвычайное событие техногенного характера, произошедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам либо из-за случайных внешних воздействий и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.

Катастрофа – крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Опасное природное явление – стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

Стихийное бедствие – катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) – чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд. Экологические бедствия часто сопровождаются необратимыми изменениями природной среды.

Всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций целесообразно разделить на конфликтные и бесконфликтные . К первым относят военные столкновения, экономические кризисы, экстремистскую политическую борьбу, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, терроризм, разгул уголовной преступности. Ко вторым относятся чрезвычайные ситуации техногенного, природного и экологического характера. Далее будут рассмотрены только бесконфликтные чрезвычайные ситуации. Эти чрезвычайные ситуации классифицируются по значительному числу признаков, описывающих явления с различных сторон их природы и свойств.

    1. Классификация чрезвычайных ситуаций

Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство РФ своим постановлением № 1094 от 13.09.96 г. утвердило «положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В этом постановлении ЧС классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, или людей, у которых оказались нарушенными условия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражавших факторов чрезвычайных ситуаций.

Классификация чрезвычайных ситуаций осуществляется по следующим признакам.

1. По причинам возникновения:

1) техногенного (антропогенного) характера;

2) природного характера;

3) экологического характера.

2. По масштабу распространения чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные (табл. 2).

1). К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения. может быть ликвидированасилами и ресурсами объекта.

Таблица 2

Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу

Масштаб ЧС

Последствия ЧС

Пострадало, чел.

нарушены условия жизне-деятельности, чел.

материальный ущерб, тыс. МРОТ

зона распространения чс

локальная

В пределах территории объекта

В пределах населенного пункта, города, района

территориальная

В пределах субъекта Российской Федерации

региональная

В пределах нескольких областей (краев) или экономи-ческого района

федеральная

зона чс выходит за пределы территории двух субъектов РФ

трансграничная

ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, или ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ

2). К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тысячи, но не более 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

3). К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 человек, либо материальный ущерб составил от 5 тысяч до 0,5 миллиона минимальных размеров оплаты труда и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

4). К региональной относится ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 миллионов минимальных размеров оплаты труда. Региональные ЧС распространяются на несколько областей (краев) или экономический район.

5). К федеральной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 миллионов минимальных размеров оплаты труда. Зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы территории двух субъектов РФ.

6). К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, или ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.

3. По характеру поражающих факторов или источников опасности:

1) тепловые;

2) химические;

3) радиоактивные;

4) воздействие ударной волны или урагана;

5) гидрологические;

6) биологические.

4. По характеру воздействия на основные объекты поражения:

1) разрушение;

2) заражение;

3) затопление;

4) пожары.

5. По причинам возникновения аварий:

1) неудачные проектные решения, отступление от проектной документации;

2) недооценка действующей нагрузки (снег, производственная пыль, ветер и т.п.);

3) потеря устойчивости (эксцентриситет при приложении нагрузок, иска-жение геометрической формы, неправильная анкеровка опор);

4) некачественное изготовление, монтаж конструкции;

5) нарушение правил эксплуатации (нарушение технологических режимов и правил техники безопасности);

6) аварии в результате усталости, вибраций, коррозии;

7) непредвиденные стихийные бедствия (погодные, геофизические и т.п.).

6. По степени внезапности:

1) внезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения);

2) быстро распространяющиеся (пожары, выброс АХОВ  , гидродинамиче-ские аварии с образованием волн прорыва, сель);

3) умеренно распространяющиеся (выброс радиоактивных веществ, аварии на коммунальных системах, извержение вулканов, половодье);

4) медленно распространяющиеся (аварии на очистных сооружениях, засуха, эпидемии, экологические отклонения).

7. По отраслям народного хозяйства, где могут возникнуть ЧС:

1) на транспорте;

2) в промышленности и энергетике;

3) в строительстве;

4) в коммунально-жилищной сфере.

8. По долговременности и обратимости последствий:

1) кратковременного воздействия (загрязнение участка местности аварий-но химически опаснымивеществами (АХОВ); затопление отдельных населенных пунктов в период паводка, интенсивного снеготаяния и т.п.);

2) долговременного воздействия (загрязнение местности радиоактивными веществами; спад уровней радиации до допустимых в среднем происходит через 10 периодов полураспада основных радионуклидов).

Для практических нужд общую классификацию ЧС, используемую в единой системе предупреждения и действий в ЧС, строят по группам, типам и видам; при этом их кодируют следующим образом:

1) группы (чрезвычайные ситуации техногенного характера, чрезвычайные ситуации природного характера, чрезвычайные ситуации экологического характера) кодируют однопозиционными номерами;

2) типы ЧС (транспортные аварии, пожары, аварии с выбросами химиче-ски опасных веществ, геофизические опасные явления, ЧС, связанные с изменением суши, и т.д.) кодируют двухпозиционными цифрами;

3) виды ЧС (аварии товарных поездов, аварии на автодорогах, землетря-сения, лесные пожары, наличие тяжелых металлов, в т.ч. радионуклидов и других вредных веществ, и т.д.) кодируют трехпозиционными номерами.

Примеры кодирования чрезвычайных ситуаций приведены ниже.

Пример 1

Произошла чрезвычайная ситуация 1.4.1, что означает:

1 – чрезвычайная ситуация техногенного характера;

4 – авария с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ);

1 – авария на атомных станциях, атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) РВ.

Пример 2

Произошла чрезвычайная ситуация 2.3.2, что означает:

2 (группа ЧС) – чрезвычайные ситуации природного характера;

3 (тип ЧС) – метеорологические и агрометеорологические опасные явления;

2 (вид ЧС) – ураганы (12-15 баллов).

Пример 3

Произошла чрезвычайная ситуация 3.1.2, что означает:

3 – ЧС экологического характера;

1 – ЧС, связанные с изменением состояния суши (почвы, недр);

2 – наличие тяжелых металлов (в т.ч. радионуклидов и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций).

В настоящем материале под понятием "объект экономики" понимается государственное, арендное или иное предприятие, учреждение или организация сферы материального производства либо непроизводственной сферы хозяйства, объединенное единой системой управления и расположенное на единой площадке.

В единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предприятия как объекты экономики классифицируются по основным показателям, имеющим определяющее значение в вопросах обеспечения техногенной безопасности населения и территорий, а также взаимодействия территориальных органов управления и органов госнадзора по обеспечению промышленной безопасности.

При решении задач обеспечения безопасности в техносфере наиболее важными критериями оценки и классификации объектов являются:

Ø форма собственности предприятия;

Ø техническая сложность объекта экономики;

Ø виды опасности, которые исходят с территории объекта;

Ø этап эксплуатации объекта;

Ø важность объекта в экономике государства либо субъекта РФ;

Ø порядок функционирования в чрезвычайных ситуациях (условиях);

Ø критерий в соответствии с Нормами международного гуманитарного права;

Ø ведомственная принадлежность.

Формы собственности предприятий были рассмотрены выше. Остается лишь отметить, что в зависимости от формы собственности в сочетании с рентабельностью определяется успех работы по обеспечению безопасности и безаварийности производства, активность и инициативность персонала в рассматриваемой области.

Из огромного перечня промышленных предприятий, а также учреждений и организаций в интересах обеспечения пристального контроля и надзора выделяется особая группа объектов. Состав этой группы определен Минстроем РФ и определяется как технически особо сложные объекты .

К ним относятся:

Ø ядерно и (или) радиационно опасные объекты (атомные станции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, объекты временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);

Ø объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов;

Ø гидротехнические сооружения 1 и 2 класса;

Ø объекты обустройства нефтяных месторождений на шельфах морей;

Ø магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы с давлением более 6 Мпа;

Ø крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов;

Ø объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных и твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению;

Ø предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых;

Ø тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт;

Ø морские порты, аэропорты с длиной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мосты и тоннели длиной более 500м, метрополитены;

Ø крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тысяч человек.

В проектах строительства этих объектов в проектной документации обязательно рассматриваются инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Вопросы обеспечения безопасности потенциально опасных и технически особо сложных объектов подлежат государственной экспертизе уже на этапе проектирования предприятий.

Одним из важнейших признаков является опасность объекта (учреждения, организации). Органами, специально уполномоченными в области промышленной безопасности и безопасности населения и территорий, используются несколько основных понятий предприятий, реально представляющих опасность для рабочих, служащих, населения и окружающей среды:

Ø потенциально опасный объект;

Ø опасный производственный объект.

Первым и самым важным признаком является опасность объекта. В соответствии с ГОСТ Р 22.0.02-94 потенциально опасным (ПОО) называется объект , на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, взрыво-, пожароопасные, опасные химические и биологические вещества (материалы), создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС, либо применяют опасные технологические процессы.

Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (1997г.) к категории опасных производственных объектов относятся те, на которых:

Ø получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества: воспламеняющиеся газы, окисляющие вещества, горючие вещества, взрывчатые вещества, токсичные вещества, высокотоксичные вещества, вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды в количествах, превышающих нормы, установленные этим законом;

Ø используется оборудование, работающее под давлением более 0,07МПа или при температуре нагрева воды более 115°С;

Ø используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

Ø получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на их основе;

Ø ведутся горные выработки по обогащению полезных ископаемых и работы в подземных условиях.

Обобщая, можно отметить основные потенциально опасные объекты:

Ø радиационно опасные объекты (промышленные предприятия);

Ø ядерно опасные объекты;

Ø химически опасные объекты;

Ø взрыво-, пожароопасные промышленные предприятия;

Ø гидродинамически опасные объекты;

Ø биологически опасные предприятия (объекты);

Ø транспортные предприятия;

Ø объекты - источники электромагнитных излучений;

Ø объекты полигенной опасности.

К категории радиационно опасных объектов относятся те, на которых используют, хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии или разрушении которых может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов экономики, а также окружающей природной среды.

Отнесение к радиационно опасным и ядерно опасным объектам производится компетентными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 238 утвержден перечень особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов. В этом перечне более ста организаций. Безопасность таких объектов контролирует и обеспечивает Госатомнадзор, Минатом, Госкомэкология, МАГАТЭ, органы исполнительной власти административно-территориальных образований.

К химически опасным относятся объекты , на которых хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества, при аварии на которых или при разрушении которых может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей природной среды. На территории Российской Федерации таких объектов насчитывается более трех с половиной тысяч.

Взрыво-, пожароопасным является объект , на котором производят, используют, перерабатывают, хранят или транспортируют легковоспламеняющиеся и взрыво-, пожароопасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения чрезвычайной техногенной ситуации.

Состав гидротехнических сооружений , представляющих опасность для населения, определен Законом Российской Федерации "О безопасности гидротехнических сооружений" от 23 июня 1997 г.

Биологически опасные объекты - объекты, на которых возможна авария, сопровождающаяся распространением опасных биологических веществ в количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, сельскохозяйственных животных и растений, приводящих к ущербу окружающей природной среды.

Особое место в классификации потенциально опасных объектов занимают объекты полигенной опасности , т.е. объекты, обладающие различными источниками опасности и характеризующиеся более чем одним видом опасности.

Объекты полигенной опасности , одной из характеристик которых является взрыво-, пожароопасность, склонны к реализации в чрезвычайных ситуациях эффекта "домино" и представляются как одни из наиболее опасных и сложных с точки зрения локализации аварии и проведения спасательных работ.

По результатам прогнозирования ЧС техногенного характера потенциально опасные объекты категорируются по степени опасности в зависимости от возможных на них ЧС следующим образом:

Ø потенциально опасные объекты федерального значения - если на них определена возможность возникновения федеральных и/или трансграничных ЧС с частотой (вероятностью), выше установленной Министерством по делам ГО ЧС;

Ø потенциально опасные объекты регионального значения - если на них определена возможность возникновения региональных ЧС с частотой (вероятностью), выше установленной Министерством по делам ГО ЧС;

Ø потенциально опасные объекты местного значения - если на нихопределена возможность возникновения местных и территориальных ЧС с частотой (вероятностью), выше установленной Министерством по делам ГО ЧС;

Отнесение потенциально опасных объектов к той или иной категории и зависимости от возможных на них ЧС производится на основе вероятностной оценки органами управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации. Сведения о категорировании представляются в МЧС России.

Вероятность возникновения ЧС на объекте экономики, как показывает практика, зависит от этапа его функционирования, так как параметры, характеризующие его опасность по отношению, прежде всего, к населению, могут изменяться, а также могут изменяться виды опасностей и их количество. Каждый из этапов существования промышленного предприятия характеризуется, как это было отмечено выше, своим набором присущих предприятию опасностей и соответственно мероприятий органов управления РСЧС по предупреждению ЧС.

В связи с этим практически оправдана классификация промышленных предприятий по этапам их существования :

Ø проектируемые промышленные объекты;

Ø строящиеся объекты;

Ø вводимые в эксплуатацию и производящие пусконаладочные работы;

Ø нормально функционирующие предприятия;

Ø реконструируемые и расширяющиеся предприятия;

Ø технически перевооружаемые;

Ø перепрофилируемые;

Ø законсервированные объекты;

Ø промышленные объекты, выводимые из эксплуатации;

Ø аварийные объекты на любом этапе их функционирования.

Даже без предварительной оценки понятно, что на каждом этапе работы объекта вероятность возникновения аварийной ситуации (ЧС в том числе) будет различна. Соответственно этой величине должна быть определена степень внимания к объекту органов, уполномоченных в области безопасности.

В системе Гражданской обороны РФ в интересах обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики в чрезвычайных условиях (под термином "чрезвычайные условия" здесь и далее понимаются условия военного времени) промышленные предприятия как объекты ГО в зависимости от важности их в обеспечении устойчивости экономики государства в целом подразделяются на:

Ø объекты особой важности;

Категория объекта зависит от вида выпускаемой продукции, ее объема, от численности работающего персонала и важности этой продукции в сфере обеспечения безопасности государства (объема выпускаемой продукции, работ, услуг). Порядок отнесения организаций к категориям по Гражданской обороне утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации в 1998г.

Как правило, категорированные объекты имеют особые обязательства перед государством по выпуску важнейших для экономики страны видов продукции и выполнению услуг либо работ. В зависимости от организации функционирования в чрезвычайных условиях объекты разделяются на:

Ø прекращающие свою деятельность на определенной территории, подверженной воздействию опасных факторов в чрезвычайных условиях, либо ситуациях;

Ø переносящие свою деятельность на территорию вне опасных зон;

Ø продолжающие работу в опасных зонах;

Ø объекты-дублеры.

Перечень объектов, продолжающих свою работу в чрезвычайных условиях, определяется Правительством РФ, органами управления министерств и ведомств и Суженным Заседанием органов исполнительной власти от Субъекта РФ до муниципального образования. Уточняя особенности функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, территориальные органы исполнительной власти тем самым определяют перечень производств и объектов, устойчивость деятельности которых в зоне ЧС необходимо обеспечить. Очевидно, что нет смысла тратить силы и средства на те объекты, деятельность которых можно прекратить уже при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации либо в чрезвычайных условиях.

В зависимости от рассматриваемого периода (мирное время, военное время) перечень таких объектов может быть различным.

В системах РСЧС и ГО особое место занимают предприятия (объекты) жизнеобеспечения, устойчивость функционирования которых важна как в чрезвычайных условиях (ЧУ), так и в чрезвычайных ситуациях (ЧС) . К ним относятся:

Ø объекты (предприятия) топливно-энергетического комплекса;

Ø учреждения управления;

Ø предприятия (объекты) связи;

Ø объекты здравоохранения;

Ø объекты (предприятия) транспорта;

Ø предприятия пищевой промышленности;

Ø предприятия коммунального хозяйства и бытового обслуживания;

Ø строительные организации и предприятия по производству строительных материалов;

Ø производители средств спасения;

Ø ремонтные предприятия;

Ø предприятия и учреждения средств массовой информации;

Ø другие предприятия, деятельность которых важна в ЧС.

Состав объектов жизнеобеспечения для каждой конкретной территории определяется комиссией по чрезвычайным ситуациям ATE. Проект перечня таких объектов готовит отдел, управление (главное управление) по делам ГОЧС и после утверждения списка контролирует выполнение мероприятий по подготовке к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях, определенных перечнем объектов. Одновременно территориальные органы управления РСЧС в составе предприятий жизнеобеспечения должны обратить внимание на объекты, безаварийная остановка которых самапо себе может привести к чрезвычайной ситуации на подконтрольной территории. Примером может служить остановка работы теплоцентрали в холодное время года.

Если говорить обобщенно, то к рассматриваемому спискутаких объектов относятся:

Ø объекты топливно-энергетического комплекса;

Ø объекты транспорта;

Ø объекты водоснабжения;

Ø объекты здравоохранения и другие.

Классифицируя объекты экономики, нельзя обойти вниманием классификацию объектов, определенную Нормами международного гуманитарного права. В частности, ими определены такие понятия, как "военный объект", "гражданский объект" . Отнесение рассматриваемого объекта к той или иной категории одновременно предопределяет понимание опасностей, которым он может быть подвергнут в военное время. Соответственно и мероприятия по защите этих объектов будут различными. Женевская конвенция "О защите гражданского населения во время войны" дает понятие военного объекта: "Военные объекты ограничиваются теми объектами, которые в силу своего характера, расположения, назначения и использования «носят эффективный вклад в военные действия, а полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых дает явное военное преимущество" . Гражданскими объектами являются все те, которые не являются военными.

Таким образом, в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 года, все объекты военно-промышленного комплекса, топливно-энергетического комплекса, металлургии являются военными, т.е. объектами поражения противника. В свою очередь, гражданские объекты находятся под защитой Международного гуманитарного права и не должны являться объектом нападения в военное время,

Рассматривая в целом всю экономику страны, можно классифицировать промышленные предприятия как объекты различной ведомственной принадлежности, например:

Ø объекты местной обороны, имеющие подчинение МО РФ;

Ø объекты МВД РФ;

Ø объекты ФСБ;

Ø объекты ФАПСИ;

Ø объекты МПС и другие предприятия, сохранившие вертикальную ведомственную систему управления.

В качестве примера как наиболее представительную группу рассмотрим объекты местной обороны (ОМО). К ним относятся учреждения и организации, находящиеся в ведении Министерства обороны РФ:

Ø арсеналы, военные базы, заводы (фабрики) и склады;

Ø узлы связи и передающие центры ГШ и видов ВС РФ;

Ø испытательные полигоны, проектные и научно-исследовательские институты;

Ø военно-учебные заведения (в т.ч. суворовские и нахимовские училища);

Ø госпитали, поликлиники, санатории, пансионаты, турбазы;

Ø типографии, дома офицеров, студии, театры, музеи;

Ø предприятия военной торговли;

Ø КЭЧ районов, в/ч, другие предприятия и организации.

Объекты местной обороны, в зависимости от важности и предназначения, подразделяются на объекты ОВ, I, 2 категории и некатегорированные. Эти объекты не контролируются МЧС, но, как правило, являются опасными и представляют угрозу для населения и территорий. На этих объектах вопросы обеспечения защиты РиС, а также взаимодействие с управлениями по делам ГО ЧС решают начальники штабов местной обороны.

Организация работы территориальных ОУ РСЧС с этой категорией объектов имеет свою специфику. В первую очередь эта специфика заключается в сложности доступа специалистов РСЧС на территорию таких объектов или целых закрытых территориальных образований для оценки состояния безопасности территорий и степени защиты рабочих, служащих и проживающего вблизи этих объектов населения. Работа территориальных органов с такими объектами осуществляется через соответствующее министерство (ведомство), а также непосредственно "объект-территория" на договорной основе (за исключением объектов МО) с учетом требований Закона РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Положения "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС". В то же время именно из-за ведомственных преград территориальные органы управления не всегда могут иметь исчерпывающую информацию о степени опасности для населения объектов экономики ведомственного подчинения. Именно ведомственные объекты и закрытые территориальные образования могут являться непредвиденным ранее источником опасности.


Похожая информация.


Для современного состояния России и других промышленно развитых стран мира характерно нарастание угроз в природно-техногенной сфере, а техногенные и природные катастрофы становятся постоянно действующими факторами не только экономики, но и политики. Крупнейшие аварии, катастрофы и стихийные бедствия, имевшие место в последние десятилетия в России и за рубежом, унесли сотни тысяч человеческих жизней, причинили большой и часто невосполнимый ущерб окружающей среде. Прямые экономические потери и затраты на ликвидацию их последствий достигают десятков и сотен миллиардов долларов.

В соответствии с федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” под чрезвычайной ситуацией природного и техногенного характера понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Наносимый чрезвычайными ситуациями вред выражается через последствия природного и техногенного бедствия, являющегося источником чрезвычайной ситуации.

Источник чрезвычайной ситуации - опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Потери и ущерб

Главными составными частями, учитывающими тяжесть последствий, являются потери и ущерб. Потери - это выход из строя людей ввиду гибели, ранений, травм, болезней. Ежегодно в России в различного рода авариях и катастрофах гибнет более 50 тыс. и получают травмы более 250 тыс. человек.

Ущерб отражает материальный и финансовый урон, нанесенный в процессе чрезвычайной ситуации. Он бывает прямой и косвенный. Прямой ущерб обусловлен поражающими воздействиями, приводящими к разрушениям, повреждениям, выходу из строя объектов хозяйственного и социального назначения, нанесению вреда природной среде, природным ресурсам. Косвенный ущерб возникает из-за остановки хозяйственной деятельности , упущенной выгоды, необходимости затрат на ликвидацию чрезвычайной ситуации и ее долговременных последствий. Ежегодный прямой экономический ущерб оценивается в России в 4-5% от ВВП и может достигать 10%. Прогнозируемый рост количества возникающих чрезвычайных ситуаций различного характера будет вести к увеличению ущерба от них, который уже исчисляется в целом триллионами рублей в год. Это будет существенно тормозить экономический рост в стране, переход России к стратегии устойчивого развития. В связи с этим в стране деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций приобрела общенациональную значимость, поднялась на уровень государственной политики и является одной из сфер национальной безопасности страны. Необходимость противодействовать чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера обусловлена наличием соответствующих опасностей.

Опасностью в чрезвычайной ситуации называется состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации, т. е. на территории, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Степень опасности зависит от вероятности ее реализации, тех или иных поражающих факторов, а также от уязвимости и защищенности самого опасного объекта от внешних опасностей.

Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации - составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами. Поражающие воздействия, оказываемые при чрезвычайных ситуациях, могут иметь различный характер: механический, тепловой, химический, радиационный, биологический.

Механическое воздействие

При механическом воздействии в результате действия кинетической энергии возникают разрушения или повреждения биологических организмов, материальных объектов, природных ландшафтов. Это наиболее распространенный вид воздействия при природных и техногенных бедствиях. Примерами поражающих факторов механического характера могут быть воздушная и гидродинамическая ударная волна и потоки, сейсмические толчки, воздействие масс породы и снега, падающих конструкций, разлетающихся осколков и т. п.

Тепловое воздействие

При тепловом воздействии происходят воспламенение, сгорание, обугливание, ожоги, удушение продуктами сгорания. Основные поражающие факторы при этом - пламя, высокие температуры и отравляющее действие продуктов сгорания.

Радиационное воздействие

Следствиями радиационного воздействия являются ионизация клеточных структур организмов, лучевая болезнь, другие, в том числе генетические изменения в тканях, радиоактивное загрязнение различных объектов и природной среды. Основной поражающий фактор при радиационном воздействии - ионизирующее излучение.

Химическое воздействие

Химическое воздействие вызывает отравление и ожоги организмов, заражение суши, воды и воздуха, различных материальных объектов, в том числе, продуктов питания, сельскохозяйственного сырья и фуража, а также долговременные нарушения в органах и системах организмов. Основным поражающим фактором при этом является отравляющее действие аварийно химически опасных веществ.

Классификация чрезвычайных ситуаций

По источникам возникновения чрезвычайные ситуации делятся на природные , техногенные и биолого-социальные . В свою очередь природные, техногенные и биолого-социальные чрезвычайные ситуации классифицируются по опасным природным явлениям, опасным техногенным событиям и опасным биологическим проявлениям. Эти классификации важны для практических целей и служат основой при определении общего содержания и объема мер по противодействию различным опасным явлениям и событиям, планировании деятельности в этой области и т. д.

На основе приведенных классификаций ведется статистика чрезвычайных ситуаций, которая используется для оценки общей обстановки на территории Российской Федерации по природных и техногенным угрозам, а также выявляются тенденции ее возможного развития.

По данным МЧС, в нашей стране ежегодно происходит 300- 350 стихийных бедствий и свыше 600 техногенных аварий. В последние годы количество и масштабы последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий становятся все более опасными для населения, окружающей среды и экономики страны.

Классификация ЧС по масштабам

Класс (уровень) ЧС

Пострадало, чел.

Нарушены условия жизни, чел.

Материальный ущерб, тыс. МРОТ руб.

Граница действия поражающих факторов в пределах

Объективные (локальные)

1 объекта

Района, города, населенного пункта

Территориальные

Субъекта РФ

Региональные

Двух субъектов РФ

Федеральные

Более 1000

Более 5 000

Более двух субъектов РФ

Трансграничные

За пределами РФ

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации классифицируются по различным признакам. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 304 от 21.05.2007 г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по масштабам распространения и тяжести последствий ЧС природного и техногенного характера подразделяются на ЧС локального характера, ЧС муниципального характера, ЧС межмуниципального характера, ЧС регионального характера, ЧС межрегионального характера, ЧС федерального характера.

К ЧС локального характера относятся ЧС, в результате которых территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей.

ЧС муниципального характера - те ЧС, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера.

К ЧС межмуниципального характера относятся ЧС, в результате ко торых зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рулей.

ЧС регионального характера - те ЧС, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы одного субъекта РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей.

К ЧС федерального характера относятся ЧС, в результате которых количес тво пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.

По природе возникновения ЧС можно разделить на техногенные, природные, экологические, антропогенные, социальные и комбинированные.

К техногенным относятся чрезвычайные ситуации, происхождение которых связано с техническими объектами: взрывы, пожары, аварии на химически опасных объектах, выбросы РВ на радиационно опасных объектах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения, транспортные катастрофы и др.

К природным относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.

К экологическим бедствиям (ЧС) относятся аномальные изменения состояния природной срсды: загрязнения биосферы, разрушение озонового слоя, опустынивание, кислотные дожди и т. д.

К биологическим ЧС относятся: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

К социальным ЧС - события, порождаемые обществом и происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применением силы, терроризм, грабежи, насилия, противоречия между государствами (войны), голод и др.

Антропогенные ЧС - следствия ошибочных действий людей.

По причине возникновения ЧС делятся на случайные (непреднамеренные) и преднамеренные. К последней группе относятся террористические акты, экстремистские действия, другие умышленные действия. Большинство ЧС носят случайный характер. Однако это не значит, что возникновение и развитие ЧС не подчиняется никаким закономерностям.

По режиму времени ЧС делятся на чрезвычайные ситуации мирного времени и военного времени.

Для ЧС военного времени в нормативной и методической литературе используется выражение «ЧС от опасностей, возникающих при введении военных действий или вследствие этих действий».

По скорости развития ЧС делятся на: внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии); стремительные (связанные с пожарами, выбросами СДЯВ, АХОВ); умеренные (паводки, наводнения, извержения вулканов и др.).

Чрезвычайные ситуации характеризуются качественными и количественными критериями. К качественным критериям относятся: временной (внезапность и быстрота развития событий); социально-экологический (человеческие жертвы, выведение из хозяйственного оборота больших площадей); социально-психологический.

Основные причины возникновения ЧС:

    внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, просктно-коисгрукторскис недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;

    внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи энергоносителей, технологических продуктов, терроризм, войны.

Характер развития ЧС. Возникновение ЧС обусловлено наличием остаточного риска. В соответствии с концепцией остаточного риска абсолютную безопасность обеспечить невозможно. Поэтому принимается такая безопасность, которую приемлет и может обеспечить общество в данный период времени.

Условия возникновения ЧС: наличие источника риска (давления, взрывчатых, ядовитых, РВ); действия фактора риска (выброс газа, взрыв, возгорание); нахождение в очаге поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.

Анализ причин и хода развития ЧС различного характера показывает на их общую черту - стадийность. В интересах профилактики целесообразно выделить пять стадий развития аварий и чрезвычайных ситуаций:

    накопление отрицательных эффектов, приводящих к аварии;

    период развития катастрофы;

    экстремальный период, при котором выделяется основная доля энергии;

    период затухания;

    период ликвидации последствий.

В целом па развитие государства ЧС оказывают тормозящее действие: происходит потеря ресурсов, используемых на социальное и экономическое развитие; в зависимости от масштабов текущие программы развития могут быть прерваны с целью перевода ресурсов из долгосрочных программ па программы по ликвидации последствий ЧС и осуществление программ реконструкции; ухудшаегся инвестиционная картина, возможен рост безработицы и спад рыночного спроса в регионе ЧС, что ведет к стагнации экономики; оказывает негативное влияние на частный сектор экономики, который несет при этом как прямые, так и косвенные убытки.



Просмотров