Приемы и навыки. Как развить критическое мышление

  • Не доверяйте авторитетам

Критическое мышление – это умение делать собственные выводы, опираясь на имеющиеся факты. Энциклопедические статьи называют его системой суждений, но это скорее методика мышления, помогающая самостоятельно приходить к обоснованным умозаключениям, вычленяя из информационного потока правдивые данные в противовес слухам, интерпретациям и трактовкам. К критическому мышлению не относятся такие процессы как запоминание и усвоение (понимание) информации, творческое и интуитивное мышление. Его стержень – анализ.

Чтобы понять суть критического мышления, нужно пойти от противного – увидеть со стороны его отсутствие. А для обнаружения сего зияющего вакуума нам придется отправиться… в школу.

Современная система школьного образования основана исключительно на процессе запоминания и использования полученных знаний для операций с уже известным результатом. Все ростки критического мышления в школе старательно выкорчевываются, оставляя место только заученным правилам и однолинейным алгоритмам. Часто подобная практика переносится и в университеты. Таким образом выращиваются поколения, неспособные думать.

Вспомните, что вы делали, когда задавали написать реферат или отзыв на художественное произведение? В обоих случаях вы находили книги с готовыми материалами и выбирали из них куски подходящего текста. В «докомпьютерные» времена этот процесс сводился к переписыванию, позже – к поиску в интернете и копированию. Так же делаются курсовые и даже дипломные работы студентов. Все привыкли к тому, что доклад, реферат или рецензия выглядит как компиляция чужих мыслей. Преподаватели не просто смотрят на это сквозь пальцы – они это поощряют. Не будем углубляться в размышления по поводу того, кому это выгодно, и выгодно ли вообще кому-то, но факт остается фактом – большинство людей не приучены к критическому мышлению. Они не умеют думать самостоятельно, потребляя уже пережеванную и переваренную информацию через катетер СМИ, интернета и телевидения.

К счастью, критическое мышление не является органом, поэтому не атрофируется от того, что его долго не использовали. Одно осознание его необходимости и важности уже является отправной точкой к формированию собственной критической мысли. Польза этого инструмента, думаю, очевидна – человека, думающего самостоятельно, сложнее обмануть, навязать ему невыгодные условия труда и жизни, втянуть в мошенническую аферу. Кроме того, вырабатывать собственное мнение проще и приятнее, чем усваивать чужое.

Как развить критическое мышление? Для этого нужно соблюдать некоторые правила при работе с информацией.

Обращайтесь к первоисточникам

«Мне сказал приятель моей подруги», - самый распространенный источник информации, еще его называют «сарафанным радио». Конечно, он неплох для передачи сплетен, которые нередко оказываются правдивыми, но вот использовать его в качестве авторитетного мнения вряд ли стоит. Одно дело, что «Ленка, оказывается, уже вторым беременна», и совсем другое – «дядя Вася сказал, что скоро грянет мировой дефолт, идите срочно меняйте валюту». Первая новость вас, как минимум, никак не касается, а вторая может значительно изменить курс вашей жизни. Причем не гарантированно, что в хорошую сторону. Дядя Вася, может, и лучший политический обозреватель на весь подъезд, но кто сказал, что после сегодняшней поллитры его прогнозы будут кристально провидческими?

Мне, да и вам неоднократно приходилось наблюдать картину всеобщей паники, порожденной слухами – то соль скупают мешками, то гречку, то бытовую технику. А все потому, что «дядя Вася сказал». Ни официальных новостей, ни предпосылок, из которых можно было сделать вывод, что гречки не будет больше никогда в нашей стране или что деньги отменят, и впредь все будут расплачиваться утюгами.

Обращайтесь к первоисточникам! Ими могут быть официальные заявления банков, правительства или других организаций, вышедшие законы, которые должны публиковаться в прессе. Чтобы развить критическое мышление, вы должны найти самый первый пункт выхода информации, еще не засоренный наслоениями трактовок, мнений, аналитики и всего прочего – вы должны изучить информацию в ее первоначальном виде и сделать собственные выводы, исходящие из личного опыта и знаний.

Не доверяйте авторитетам

Чтобы понимать первопричины, нужно учиться доверять только тому, что видишь собственными глазами, без использования призмы чужого восприятия. Все люди в той или иной степени глупы, не существует ни единого стопроцентного мудреца, чьи идеи во все времена будут истинными. Что-то может устареть, а что-то – быть спорным изначально. На опыт и знания ученых и мыслителей, конечно, нужно полагаться, но они должны быть лишь инструментами познания, а не заменой собственному мнению.

Развитие критического мышления должно начинаться с понимания, что новую идею можно развить, лишь анализируя чистую информацию из первоисточников, а не примыкая к стадам почитателей тех или иных веяний. К слову, порой довольно абсурдных.

Правильно усваивайте информацию

Главный метод усвоения информации, которому нас учили – бездумное заучивание. Куда более эффективный метод, который не только помогает запоминать данные, но и учит их анализировать – понимание. Куда проще воспроизвести факты и понятия, которые человек понял, чем просто набор слов, не имеющий для него особого смысла.

Для этого можно создать такой алгоритм работы. Вооружитесь листком и ручкой. Прочитайте текст (посмотрите видео). Выпишите основные тезисы. Воспроизведите информацию своими словами, опираясь на имеющиеся тезисы.

Это самый обычный пересказ, который нам задавали в школе, и который очень туго дается детям, привыкшим все зубрить – они пытаются дословно воспроизводить текст, вместо того, чтобы запомнить его содержание.

Научитесь, наконец, писать рефераты, рецензии и доклады

Может, вы уже давно не студент, но для того, чтобы развить критическое мышление, должны наверстать упущенный в это золотое время навык самостоятельного написания научной работы. Это поможет вам научиться эффективно работать с информацией , структурировать ее, отсеивать сомнительные данные, делать умозаключения – проще говоря, критически мыслить.

Как это правильно делать? Если это рецензия, нужно прочитать книгу. Если реферат или доклад – ознакомиться с энциклопедическими статьями, вычленив из них нужную вам информацию.

Изучите мнения специалистов по этому вопросу, но не для того, чтобы закопать под ними свое собственное, а чтобы узнать историю развития человеческой мысли в отношении изучаемого объекта. И пишите. Пишете то, что думаете, описывайте ход своих размышлений. Структурируйте главные мысли с помощью подзаголовков, в начале подготовьте введение, в конце – вывод. Собственный. Пишите все на совесть, так, чтобы самому понравилось.

Тему можете взять любую – главное, чтобы вам было интересно делать этот доклад или реферат. Если ничего не идет в голову – напишите рецензию на любую книгу, не обращаясь к вспомогательной литературе.

По сути, это наиболее действенная методика развития критического мышления.

***
Мнение, выработанное самостоятельно, может огорошить вас своей неожиданностью, а может и оказаться общепринятым. Вы можете выяснить, что подобные выводы принадлежат последователям какой-либо школы или что их уже высказывали бунтари науки, противостоящие устоявшимся догмам. Не важно, думал ли кто-либо так до вас или нет – главное, что это ваши собственные умозаключения, которым вы можете доверять. Вам их не навязали, не продали, не подарили. Критически мыслящий человек устойчив к манипуляциям, он не станет жертвой стереотипов или мнения толпы. Это отдельная категория людей, способных проникать в суть вещей, находить ответы на вопросы, мучившие человечество, и генерировать новые идеи .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

– это умение делать собственные выводы, опираясь на имеющиеся факты . Энциклопедические статьи называют его системой суждений, но это скорее методика мышления, помогающая самостоятельно приходить к обоснованным умозаключениям, вычленяя из информационного потока правдивые данные в противовес слухам, интерпретациям и трактовкам.

К критическому мышлению не относятся такие процессы как запоминание и усвоение (понимание) информации, творческое и интуитивное мышление. Его стержень – анализ.

Чтобы понять суть критического мышления, нужно пойти от противного – увидеть со стороны его отсутствие. А для обнаружения сего зияющего вакуума нам придется отправиться… в школу.

Современная система школьного образования основана исключительно на процессе запоминания и использования полученных знаний для операций с уже известным результатом. Все ростки критического мышления в школе старательно выкорчевываются, оставляя место только заученным правилам и однолинейным алгоритмам. Часто подобная практика переносится и в университеты. Таким образом выращиваются поколения, неспособные думать.

Вспомните, что вы делали, когда задавали написать реферат или отзыв на художественное произведение? В обоих случаях вы находили книги с готовыми материалами и выбирали из них куски подходящего текста. В «докомпьютерные» времена этот процесс сводился к переписыванию, позже – к поиску в интернете и копированию. Так же делаются курсовые и даже дипломные работы студентов. Все привыкли к тому, что доклад, реферат или рецензия выглядит как компиляция чужих мыслей.
Преподаватели не просто смотрят на это сквозь пальцы – они это поощряют. Не будем углубляться в размышления по поводу того, кому это выгодно, и выгодно ли вообще кому-то, но факт остается фактом – большинство людей не приучены к критическому мышлению. Они не умеют думать самостоятельно, потребляя уже пережеванную и переваренную информацию через катетер СМИ, интернета и телевидения.

К счастью, критическое мышление не является органом, поэтому не атрофируется от того, что его долго не использовали. Одно осознание его необходимости и важности уже является отправной точкой к формированию собственной критической мысли. Польза этого инструмента, думаю, очевидна – человека, думающего самостоятельно, сложнее обмануть, навязать ему невыгодные условия труда и жизни, втянуть в мошенническую аферу. Кроме того, вырабатывать собственное мнение проще и приятнее, чем усваивать чужое.

Критическое мышление имеет 5 характеристик (профессор,США Дэвид Клустер)

Во-первых – это мышление самостоятельное
Во-вторых – это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное

Как развить критическое мышление? Для этого нужно соблюдать некоторые правила при работе с информацией.

Обращайтесь к первоисточникам

«Мне сказал приятель моей подруги», - самый распространенный источник информации, еще его называют «сарафанным радио». Конечно, он неплох для передачи сплетен, которые нередко оказываются правдивыми, но вот использовать его в качестве авторитетного мнения вряд ли стоит. Одно дело, что «Ленка, оказывается, уже вторым беременна», и совсем другое – «дядя Вася сказал, что скоро грянет мировой дефолт, идите срочно меняйте валюту». Первая новость вас, как минимум, никак не касается, а вторая может значительно изменить курс вашей жизни. Причем не гарантированно, что в хорошую сторону. Дядя Вася, может, и лучший политический обозреватель на весь подъезд, но кто сказал, что после сегодняшней поллитры его прогнозы будут кристально провидческими?

Мне, да и вам неоднократно приходилось наблюдать картину всеобщей паники, порожденной слухами – то соль скупают мешками, то гречку, то бытовую технику. А все потому, что «дядя Вася сказал». Ни официальных новостей, ни предпосылок, из которых можно было сделать вывод, что гречки не будет больше никогда в нашей стране или что деньги отменят, и впредь все будут расплачиваться утюгами.
Обращайтесь к первоисточникам! Ими могут быть официальные заявления банков, правительства или других организаций, вышедшие законы, которые должны публиковаться в прессе. Чтобы развить критическое мышление, вы должны найти самый первый пункт выхода информации, еще не засоренный наслоениями трактовок, мнений, аналитики и всего прочего – вы должны изучить информацию в ее первоначальном виде и сделать собственные выводы, исходящие из личного опыта и знаний.

Не доверяйте авторитетам

Чтобы понимать первопричины, нужно учиться доверять только тому, что видишь собственными глазами, без использования призмы чужого восприятия. Все люди в той или иной степени глупы, не существует ни единого стопроцентного мудреца, чьи идеи во все времена будут истинными. Что-то может устареть, а что-то – быть спорным изначально. На опыт и знания ученых и мыслителей, конечно, нужно полагаться, но они должны быть лишь инструментами познания, а не заменой собственному мнению.
Развитие критического мышления должно начинаться с понимания, что новую идею можно развить, лишь анализируя чистую информацию из первоисточников, а не примыкая к стадам почитателей тех или иных веяний. К слову, порой довольно абсурдных.

Правильно усваивайте информацию

Главный метод усвоения информации, которому нас учили – бездумное заучивание. Куда более эффективный метод, который не только помогает запоминать данные, но и учит их анализировать – понимание. Куда проще воспроизвести факты и понятия, которые человек понял, чем просто набор слов, не имеющий для него особого смысла.
Для этого можно создать такой алгоритм работы. Вооружитесь листком и ручкой. Прочитайте текст (посмотрите видео). Выпишите основные тезисы. Воспроизведите информацию своими словами, опираясь на имеющиеся тезисы.
Это самый обычный пересказ, который нам задавали в школе, и который очень туго дается детям, привыкшим все зубрить – они пытаются дословно воспроизводить текст, вместо того, чтобы запомнить его содержание.

Научитесь писать рефераты, рецензии и доклады

Может, вы уже давно не студент, но для того, чтобы развить критическое мышление, должны наверстать упущенный в это золотое время навык самостоятельного написания научной работы. Это поможет вам научиться эффективно работать с информацией, структурировать ее, отсеивать сомнительные данные, делать умозаключения – проще говоря, критически мыслить.

Как это правильно делать? Если это рецензия, нужно прочитать книгу. Если реферат или доклад – ознакомиться с энциклопедическими статьями, вычленив из них нужную вам информацию.
Изучите мнения специалистов по этому вопросу, но не для того, чтобы закопать под ними свое собственное, а чтобы узнать историю развития человеческой мысли в отношении изучаемого объекта. И пишите. Пишете то, что думаете, описывайте ход своих размышлений. Структурируйте главные мысли с помощью подзаголовков, в начале подготовьте введение, в конце – вывод. Собственный. Пишите все на совесть, так, чтобы самому понравилось.
Тему можете взять любую – главное, чтобы вам было интересно делать этот доклад или реферат. Если ничего не идет в голову – напишите рецензию на любую книгу, не обращаясь к вспомогательной литературе.
По сути, это наиболее действенная методика развития критического мышления.
***

Мнение, выработанное самостоятельно, может огорошить вас своей неожиданностью, а может и оказаться общепринятым. Вы можете выяснить, что подобные выводы принадлежат последователям какой-либо школы или что их уже высказывали бунтари науки, противостоящие устоявшимся догмам. Не важно, думал ли кто-либо так до вас или нет – главное, что это ваши собственные умозаключения, которым вы можете доверять. Вам их не навязали, не продали, не подарили.

Критически мыслящий человек устойчив к манипуляциям, он не станет жертвой стереотипов или мнения толпы. Это отдельная категория людей, способных проникать в суть вещей, находить ответы на вопросы, мучившие человечество, и генерировать новые идеи.

Самосовершенствование

Как развить критическое мышление? Психология критического мышления

18 октября 2017

Довольно часто термин «критическое мышление» трактуется неверно, подменяется такими понятиями, как творческое мышление, умение строить логические выводы, принятие здравого решения, умение анализировать информацию. На самом деле, перечисленные обозначения не синонимы, а (кроме первого) составляющие процесса критического мышления. Творческое можно считать антагонистом критическому. Поэтому такая подмена понятий неуместна.

Что такое критическое мышление и нужно ли его развивать?

Происхождение термина

Слово критика образовано от греческого kritike и буквально переводится как "умение разбирать или судить" (составлять мнение, опираясь на факты).

Такая способность человека как мышление на протяжении многих лет изучается разными науками (логика, психология, лингвистика, философия, патопсихология, нейропсихология). Обобщенно мыслительный процесс можно определить как способность к мотивированному достижению поставленной цели через систему определенных действий и планирование с предсказуемым результатом. Естественно, что в зависимости от науки, рассматривающей или изучающей мышление, будут меняться и определения этого явления. Для правильного толкования термина «критическое мышление» достаточно понятия о том, что это - особая деятельность человека с определенной структурой и видами.

Из всего перечисленного можно вывести определение: что такое критическое мышление. Лев Семенович Выготский предложил свою формулировку, в которой описал один из видов интеллектуальной деятельности с объективным подходом к окружающей действительности и информационным потокам. Данная способность человека основывается на системе правил и действий.

Признаки

Прежде чем перечислить способы развития критического мышления, следует описать признаки, присущие этому виду интеллектуальной деятельности:

  1. Одним из ключевых признаков является самостоятельность в умозаключениях, оценках явлений и предметов и убеждениях. Это - способность добывать и анализировать информацию с опорой на свой личный опыт и известные схемы решения проблем. Отсюда, чем полнее информация о решаемой проблеме и многообразнее палитра способов разрешения проблемы, тем достовернее будет спрогнозирован результат (минуя устоявшиеся стереотипы людей).
  2. Еще одной отличительной чертой можно считать отношение к информации: ее нахождение, анализ, отбор и применение. Человек, умеющий из любой информации выделить нужные зерна и установить связи с интересующим объектом, может справиться с проблемами любых уровней.
  3. Признаками также можно считать постановку правильных вопросов, которые, как известно, представляют собой решение половины задачи, и разработку стратегии решения проблемы.
  4. Важным признаком является и исчерпывающая аргументация, рационализация и разумные и обоснованные доводы.
  5. Одна голова хорошо, а две - еще лучше. Очередным признаком является и учет социальных факторов в решении задачи, ведь в споре рождается истина. Поэтому дебаты и дискуссии - это приемлемая форма работы по достижению цели.

Как развить критическое мышление при помощи известных приемов без посторонней помощи? Достаточно практиковаться ежедневно, пока этот процесс не станет образом жизни.

Видео по теме

Приемы развития навыка

Из-за большого количества приемов развития критического мышления перечислить все не представляется возможным (и необходимым). Поэтому достаточно перечислить наиболее популярные из них и остановиться на описании эффективно применяемых.

Как развить критическое мышление самостоятельно? К популярным приемам относятся:

  1. «Кластеры».
  2. «Корзина идей».
  3. «Обратные логические цепочки».
  4. «Верные и неверные утверждения».
  5. «Шесть шляп».
  6. Fishbone.
  7. «Синквейн».
  8. «Бортовые журналы».
  9. «РАФТ».
  10. «Дерево предсказаний».
  11. «Пометки на полях».
  12. «Вопрос дня».

«Кластеры»

Прием хорошо использовать при систематизации добытой информации и установлении связей между явлениями.

Принцип построения кластера основан на модели строения солнечной системы. Интересующий вопрос или проблема занимают положение Солнца. Вся остальная информация располагается на позициях планет солнечной системы с их спутниками.

Fishbone

Еще одним приемом систематизации информации и нахождения оптимального решения проблемы представляется Fishbone.

Его помощь в вопросе того, как развить критическое мышление, неоспорима. Прием отображается в виде скелета рыбы. Голова и хвост обозначаются как проблема и ее решение соответственно. На ребрах расположены причины возникновения проблемы и факты, подтверждающие их. Этот прием позволяет выявить взаимосвязь проблем и систему их взаимодействия.

«РАФТ»

Этот прием хорош для работы над устной речью, развитием риторики и навыком убеждения. Название образовано из первых букв слов - Роль, Аудитория, Форма, Тема. Данный прием подразумевает обсуждение темы от лица определенного персонажа (роль), на аудиторию (определенного уровня потребностей), в выбранной заранее форме (диалог, рассказ, анекдот и т. д.) повествования и заданном количестве тем.

«Шесть шляп»

Как развить критическое мышление при помощи шляп? Прием подходит и для самостоятельной работы, и для работы с аудиторией (и большой, и не очень). Количество шляп соответствует определенным взглядам на проблему. Цвета закреплены за определенными элементами:

  • белый - факты;
  • желтый - возможности;
  • синий - смысл;
  • зеленый - креатив;
  • красный - эмоции;
  • черный - критика.

Можно заметить, что рассмотрение проблемы происходит комплексно, с разных позиций, что позволяет принять наиболее приемлемое и рациональное решение.

«Дерево предсказаний»

Прием для развития умения аргументированно и обоснованно составлять прогнозы на заданную тематику.

Тема представлена стволом дерева. Прогнозы (возможно, вероятно) - ветки по двум сторонам. Аргументы - листья на ветках. Таким способом можно не только составить вероятностную модель развития ситуации, но и определить решающие факторы в создавшейся ситуации.

Технологии развития критического мышления в системе образования

Современное образование слишком сконцентрировано на самом процессе обучения, что находит свое выражение в чрезмерном увлечении (нужными и не очень) технологиями. Коренным образом применение технологий практически ничего не меняет (кроме названий частей урока, согласно требованиям технологии, ЗУНов - компетенциями и т.д.). По итогу ученик должен запомнить определенный материал. Правда, приветствуется применение на уроках развивающих головоломок в определенной дозировке. Такой вид деятельности вносит разнообразие в строго регламентированную жизнь ученика. Ведь для того, чтобы найти ответ на вопрос о том, как собрать головоломку, требуется мобилизация всех знаний, умений и навыков, а также самостоятельность в достижении поставленной цели.

Для того чтобы технология развития критического мышления не выглядела декоративным дополнением в школьной жизни нужно изменить саму систему образования. А это в ближайшем будущем сделать практически невозможно.

На уроках часто применяются многие элементы критического мышления (вопрос дня и др.), но основа остается тайной за семью печатями.

Вместо заключения

Развитие критического мышления доступно для человека примерно с 5-6 лет. До этого времени еще не развиты достаточно и нервная система и не сформированы определенные отделы головного мозга. Для старшего дошкольника решение вопроса: "Как собрать головоломку?" - и есть это развитие. Для младших школьников набор приемов расширяется. А для ребят среднего и старшего звена доступна вся палитра приемов развития критического мышления.

Взрослые могут самостоятельно, по мере надобности или для самопроверки, пользоваться перечисленными приемами. К тому же, применение критического мышления в повседневной жизни помогает сохранить молодость мозга на долгие годы. С другой стороны, именно критическое мышление позволяет человеку оставаться Личностью, то есть не поддаваться на провокации хорошо отработанной системы управления общественным мнением.

Правильное суждение о многих важных вещах невозможно без задействования критического мышления. С его помощью можно судить непредвзято о явлениях и реалиях окружающей жизни, чтобы видеть их в истинном свете. Но существующие стереотипы и постоянное навязывание чужих точек зрения отнюдь не способствуют развитию критического мышления. Овладевать этим ценным навыком придется самостоятельно.

Что значит критическое мышление?

По определению, критическое мышление – это способ увидеть истину в ее наиболее объективном виде. Это целенаправленный, корректируемый, продуктивный процесс, позволяющий не только трезво оценить предмет, явление, событие, человека, но и увидеть его дальнейшее , то есть сделать соответствующие выводы, принять какое-то решение.

Психология критического мышления

Неотъемлемыми чертами критического мышления являются умение анализировать синтезировать, опираясь и на объем поступающей извне информации, и на собственный интеллектуальный потенциал. Человеку, обладающему навыками критического мышления, без труда будет удаваться правильная постановка проблемы, дающая толчок к ее решению. Он способен интерпретировать абстрактные идеи и проецировать их на окружающие реалии. Мыслящий человек получает возможность продуктивной коммуникации с другими людьми: если он чего-то не понимает сам, то способен попросить о помощи так, чтобы она оказалась по-настоящему эффективной.

Как развить критическое мышление?

Технология развития критического мышления включает в себя множество составляющих. Зачатки необходимых знаний мы получаем в школе, однако этого, конечно, недостаточно. Критическое мышление следует развивать и совершенствовать в любом возрасте. Методика включает в себя такие элементы как вызов самому себе, преодоление трудностей – практическая составляющая, поиск решения, выводы – осмысление полученного результата.

Критическое мышление – это процесс рассуждения, направленный на объективный анализ любой идеи, которая оказывается в вашей голове. Оно включает в себя более глубокое изучение определенных сфер жизни, чтобы вы могли раскрыть свой потенциал.

Наша жизнь – результат наших мыслей и принимаемых решений. Поэтому, повышая качество мыслей, мы можем улучшить свою жизнь. Один из способов это сделать – улучшить навыки критического мышления.

1. Не предполагайте – исследуйте

В повседневной жизни мы делаем предположения практически обо всем. Наш мозг так устроен, он делает предположения с целью обработки информации. И эта функция является крайне важной частью структуры мозга. Однако порой эти предположения могут быть неверными или неточными. Критическое мышление предполагает отказ от предположений, оно требует анализа любых данных на предмет их актуальности и правдивости. На любое предположение всегда задавайте вопрос, почему именно так, а не иначе.

2. Сначала исследуйте, а потом воспринимайте информацию за правду

Вокруг огромное количество информации. Одна исходит из надежных источников, другая – из ненадежных. Поэтому мы распределяем информацию, основываясь на этой классификации. Это экономит время и энергию, которые потребовались бы для более тщательного анализа полученной информации. Однако информация, которую мы считаем достоверной, может оказаться . Если что-то где-то публиковалось или транслировалось СМИ, это еще не значит, что информация достоверная. Критическое мышление подразумевает, что необходимо докапываться до сути всех новых данных, которые вам поступают, чтобы проверить их достоверность.

3. Все под вопросом

Чтобы мыслить критически, вы должны быть готовы поставить под сомнение буквально все. Вы должны сомневаться во всех новостях, заявлениях правительства и даже в том, чему вас учили с ранних лет. Задавайте вопросы. Мыслить критически и не невозможно. Во-первых, найдите вопросы, которые можно задать в определенной ситуации. Во-вторых, спросите таким образом, чтобы получить конструктивные ответы.

4. Осознайте свои личные предубеждения

Предубеждения – это выводы об окружающем мире, которые делаются на основе собственного опыта. Абсолютно у каждого человека имеются предубеждения, порой это приводит к неверным выводам и решениям. Чтобы развить в себе критическое мышление, необходимо выявить свои предубеждения и изучить их. Это приведет к более качественному анализу новой информации.

5. Планируйте на большее количество шагов вперед, чем ваши ровесники

Жизнь можно рассматривать как игру в шахматы. Чтобы добиться успеха, вы должны быть на много шагов впереди своего противника. Недостаточно просчитывать на два-три шага вперед. Вы должны просчитать и распланировать стратегию на максимально возможное количество шагов вперед. Устройте мозговой штурм, при котором вы рассмотрите весь широкий спектр своего будущего. Вы сможете предвидеть какие-то проблемы и подготовиться к ним.

6. Определите главную цель принимаемых вами решений

Каждый раз, когда вы принимаете в жизни решение, за ним стоит определенная цель. Эта цель должна стать ориентиром для мыслей и действий. Убедитесь, что ваша цель полностью вам понятна. Изложите ее в словах и цифрах, пусть с этого начнется ваш путь к ней. Принимайте решения, которые будут приближать вас к цели.

7. Думайте о последствиях своих действий

Каждое действие сталкивается с противодействием. Наши действия – результат наших решений. Мы должны прогнозировать и оценивать возможные последствия. Один из способов – поставить себя на место того, на кого повлияет ваше решение. Это позволит вам быть готовым к любому результату, вы сможете придумать запасной план, который будет направлен на проблемы, которая может внезапно возникнуть.

8. Осознайте процессы, происходящие в вашем уме

Процесс человеческого мышления просто поражает. Мозг – самая сложная структура из известных человеку. Мы думаем множеством способов. Один из способов – эвристика. Это совокупность приемов и методов, которые облегчают решение формальных задач. Опирается она больше на . С точки зрения критического мышления эвристика не является надежной. Так как она рассматривает информацию, не углубляясь в факты, также на нее сильно влияют предубеждения. Чтобы улучшить навыки критического мышления, вы должны понимать, каким образом работает ваш ум.

9. Просматривайте доказательства предыдущих цепочек мыслей

Вам не придется изобретать велосипед. Любая проблема, с которой вы столкнулись, вероятнее всего, уже кем-то была решена. Чтобы справиться с ней быстрее и успешнее, просто посмотрите результаты тех, кто сделал это до вас. Используйте полученную информацию, чтобы найти свой собственный путь, который, возможно, окажется более продуманным.

Критическое мышление значительно повышает ваши шансы на успех в жизненных начинаниях. Оно позволяет получать превосходные результаты. Приведенные советы помогут улучшить навыки подобного мышления. Изучайте и применяйте их, со временем вы заметите повышение качества жизни.



Просмотров