Договоры в сфере предпринимательской деятельности. Договорные источники права

Имущественные объекты предпринимательской деятельности являются объектами не только вещно-правового, но и обязательственно-правового регулирования, предмет которого включает договорно-правовые отношения.

Универсальным понятием договора право Финляндии не оперирует - общее понятие договора отсутствует не только в законе, но и в доктрине. Термин "договор" считают общим наименованием для различных взаимных (двухсторонних) обязательств или определяют его как совокупность фактов, на основании которых согласно установленному правопорядку можно считать, что между сторонами возникло правоотношение. Соответственно, договор является инструментом, который конституирует правоотношение, и он наделяет стороны полномочиями требовать исполнения обязательства, предусмотренного договором, и инициировать применение санкций в случае нарушения договора. Сам по себе договор основан на свободном волеизъявлении сторон, он связывает стороны и порождает их обязательства согласно принципу обязательности договора (pacta sunt servanda ). В случае нарушения договора им предусматриваются негативные для нарушителя правовые последствия, включая договорное возмещение ущерба; в этом случае реализация прав будет обеспечена поддержкой органов государственной власти. Следует заметить, что современное законодательство скандинавских стран уделяет непосредственное внимание как коллективным, так и индивидуальным особенностям субъектов договорного права, что прямо отражается в положениях императивных правовых норм, направленных на защиту слабой стороны договора. Такой защитой пользуются, например, все потребители, а также в некоторых случаях мелкие предприниматели.

Источники договорного права

Основные нормативные акты Финляндии в сфере договорного права подразделяются на общее и специальное законодательство. Причем договорно-правовые нормы направлены не столько на регулирование, сколько на правовую защиту участников договорных отношений.

К общим законам, содержащим нормы договорного права, относится Закон о сделках 1929 г. Этот Закон, хотя он и является основным законом в области регулирования договорных отношений, посвящен лишь некоторым вопросам договорного права. Он содержит положения, которые регулируют заключение договора, а также недействительность и соразмерение или приспособление сделок. Общеприменительным является также принятый в 2013 г. Закон о платежных условиях коммерческих сделок, которые касаются товаров и услуг. Закон устанавливает максимальный срок платежа (30 дней, а в исключительных случаях - не более 60 дней), который по отношению к предпринимателю-должнику может превышать, при наличии соглашения, 60 дней. Законом определяется также размер неустойки (8% сверх ставки рефинансирования). Далее Законом предписывается, что условие об отсутствии у кредитора права на неустойку является недействительным.

Иное законодательство Финляндии, регулирующее договорные отношения, является специальным и обычно содержит нормы, относящиеся к отдельным типам и видам договоров. Вместе с тем, хотя сфера применения этих законов "привязана" к тому или иному типу (виду) договора, они часто содержат и общие положения; особенно это касается Закона о купле-продаже 1987 г.

То обстоятельство, что законодательство о договорах является в скандинавских странах в основном специальным, делает немаловажной проблему определения закона, применимого к соответствующим отношениям. Часто это является основным вопросом при толковании закона, и особенно правовых предписаний императивного характера, определяющих содержание договорных обязательств и последствия их неисполнения.

Тенденция к отказу от универсальности абстрактных конструкций, а также к персонификации договорного права нашла отражение в концепции реальных аргументов, играющей сегодня важную роль в юриспруденции скандинавских стран. Под реальными аргументами понимаются такие аргументы, в которых правовое решение обосновывается или применяемая норма толкуется с привязкой к общественно-социальным или экономическим последствиям (так называемый консеквенциальный и телеологический подходы). При этом особое внимание уделяется ценностям (ценностным оценкам), используемым при обосновании результатов таких решений . Такой подход обусловлен тем, что основной догматико-правовой постулат, или идея о правопорядке, построенном на универсальных формально-догматических концепциях и основывающемся на идее единственно правильного решения, потерял господствующее положение в современной юриспруденции.

  • Основными аргументами скандинавского договорного права являются: а) принцип обязательности договора; б) намерение стороны или сторон; в) запрет злоупотреблять правом; г) требования лояльности; д) определение стороны, на которую следует возложить договорные риски и другие экономически акцентированные реальные аргументы; е) защита основных прав (подробнее см.: Орлов В. Г. Особенности скандинавского договорного права // Цивилистические исследования: сб. науч. трудов. М., 2006. С. 583-594).

Система источников договорного права

Для того чтобы разобраться в источниках договорного права, необходимо построить иерархию этих источников:

  1. Конституция РФ является основным законом страны, в нем содержатся отправные, основополагающие нормы для всех отраслей права;
  2. Международные соглашения и договора, согласно Конституции РФ, нормы международного права и соглашения, которые ратифицированы РФ, признаются источникам права, и более того, если нормы международного права находят противоречия нормам российского законодательства, то подлежат применению нормы международного права;
  3. Гражданский кодекс РФ и множество Федеральных законов, к примеру, "О защите прав потребителей";
  4. Подзаконные НПА: Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ; Ведомственные нормативно-правовые акты;
  5. Законодательство на уровне субъектов РФ;
  6. Подзаконные НПА на уровне субъектов РФ;
  7. НПА на уровне органов МСУ;
  8. Обычай делового оборота.

Виды источников договорного права

Разновидности источников права определены по множеству классификациям разным образом.

Обращая внимание на то, как поддаётся нормативный, общеобязательный смысл каким-либо правовым предписаниям, традиционно выделены:

Юридическим прецедентом называется постановление органа государства, обычно административного либо судебного, по какому-либо определенному делу, которое после этого обретает общеобязательную силу в рассмотрении схожих дел.

Замечание 1

Юридический прецедент является одним их главных правовых источников в государствах с англосаксонской правовой системой, речь идет об Англии, США, Канаде и пр.

Под правовым обычаем понимается исторически закрепившееся правило поведения посредством его частого повторения, которое берется под государственную охрану. По мнению Карла Маркса, если форма существует на протяжении известного времени, она упрочняетсякак обычай и традиция и, санкционируется в форме положительногозакона. Обычаи формируются в процессии жизнедеятельности всего общества. Когда они обретают государственное одобрение и подкрепляются его принудительной силой, то их можно назвать правовыми обычаями.

Правовые обычаи формируют обычное право. Хоть они и определены экономическим общественным строением, но созданы еще в периоды слаборазвитых экономических отношений. Это является логичным, так как государство, в силу собственной примитивной организации, в то время, еще не имеет возможности наладить стабильную правотворческую деятельность собственных управленческих органов.

Наиболее яркими примерами правовых обычаев либо записей обычного права считают такие памятники феодального и рабовладельческого права, как:

  • древние законы Драконта в Греции;
  • законы XII таблиц в Древнем Риме;
  • Салическая правда, то есть варварские законы в Франкской монархии.

В базисе обычного права традиционно заложены варварские, нецивилизованные поведенческие правила. В связи с этим в современном государстве демократического типа они практически не считаются основными правовыми источниками.

Нормативно-правовой акт представляется властным предписанием государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы - постановление, кодекс, закон, инструкция и пр. Нормативно-правовые акты формируют строжайше построенную систему, основанную на их юридической значимости. Он признан главенствующим источником права в Российской Федерации и в странах континентальной Европы.

Договор нормативного содержания представлен соглашением двух или более субъектов, содержащим правовые нормы, решающим вопросы по поводу их взаимных отношений. Примером такого договора считается Федеративный договор, подписанный субъектами РФ. Все участники договора нормативного содержания на добровольной основе подписывают его и возлагают на себя обязанности, которые исходят из его содержания. Это является одной из отличительных черт договора.

Особенные разновидности источников договорного права

Правоведение традиционно различает идеальные, материальные и юридические правовые источники.

Материальные – включены в объективные потребности развития общества, в уникальности такого способа производства, в основных общественных отношениях.

Необходимо учесть, что потребности общества обязательным образом должны быть проанализированы и осознаны законодательным органом, согласно тому уровню политической ориентации и правосознания, который имеет место быть на тот момент. На позицию законодателя могут оказывать собственное воздействие особенности внутриполитической и международной ситуации, некоторые иные факторы. Данный набор обстоятельств в своей сумме составил правовой источник идеального смысла.

Результат понимания объективных потребностей общественного развития, при помощи ряда правотворческих процедур, получил объективное отражение в правовыхактах, которые являются юридическим правовым источником. В данном случае правовой источник и форма права являются равнозначными по собственному содержанию.

Эти три разновидности правовых источников только в общей форме раскрыли систему правообразующих факторов и механизм их воздействия на образование права. В реальности же данная система является более разнообразной, она объединяет экономические, политические, религиозные, социальные, внешнеполитические, национальные и множество других обстоятельств. Некоторые из них содержатся за границами системы права, другие, гарантируя структурную упорядоченность и внутреннюю согласованность, содержатся внутри ее. Они могут быть объективными, то есть не зависящими от желания и воли определенных индивидов; и субъективными, которые проявляются, к примеру, в действиях политических партий, давлении конкретных общественных слоев, законодательной инициативе, лоббизме, участии экспертов и т.д.

Вертикальные соглашения . Последние заключаются органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции РФ. Предметами соглашений могут быть: передача части полномочий, условия их осуществления, порядок, материально-финансовая основа; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения; иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения. В настоящее время действуют более 200 соглашений о разграничении полномочий по конкретным предметам совместного ведения.

Источники договорного права

Принципиальные вопросы о соотношении договора и закона решены в ст. 421 и 422 ГК РФ. Принцип свободы договора реализуется через свободу его заключения, свободный выбор типа договора или использование смешанной конструкции договора, заключение такого договора, который не известен нашему гражданскому законодательству (п. 2 ст. 121, п. 1 ст. 8 ГК), а также свободу определения его условий. Однако в случаях, предусмотренных законом, допускается понуждение к заключению договора (ст.429, 445, 426 ГК РФ), равно как и установление в законе и иных правовых актах правил, определяющих содержание договора. При этом такие правила могут вводиться как диспозитивными, так и императивными нормами.

Лекция 5

Международные же договоры делятся на следующие виды: межгосударственные договоры, заключаемые на уровне глав государств; межправительственные договоры, заключаемые руководителями исполнительной власти государств; межведомственные договоры, регулирующие отношения на уровне органов государственной власти различных государств.

Особую значимость имеют договор и возникающие на его основе договорные отношения в настоящее время — в "эпоху глобализации" экономики, мировых финансовых, людских и природных ресурсов, социальной сферы жизни общества и политики. "Середина и особенно конец XX в., — справедливо подмечал Ю.А. Тихомиров в 1995 г., — сопряжены со стремительным расширением сферы договорных отношений. Договор не только становится основным регулятором экономических отношений, но и приобретает значение универсального регулятора".

Договорное право

Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. В содержание правоспособности граждан входит следующее: они могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Договорные источники права

Во-первых, подразумевается, что субъекты гражданского оборота самостоятельно решают вопрос о том, вступать ли им в договорные отношения друг с другом. Понуждение к заключению договора по общему правилу не допускается. Принимая решение о заключении договора, заинтересованные лица вместе с тем принимают на себя ответственность за его реализацию.

Правовой договор в системе источников права

2. нормативность (нормативный характер права предопределяется самой природой и назначением права, как совокупность правил поведения, призванных закреплять и регулировать складывающиеся или сложившиеся отношения между людьми, а также между социальными государственными и общественными органами и организациями);

Договорное право как система юридических норм

Приказ Минфина РФ от 24 декабря 1998 г. № 68н “Об утверждении Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, и Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества”.

Тема 2

4. Горизонтальная иерархия правовых норм (принципы действия «по­следующего акта» и «специального закона»; общие нормы о договорах, специальные нормы о договорах отдельного типа и их соотношение; прин­цип соответствия федеральных законов Гражданскому кодексу и его реали­зация в нормотворчестве и правоприменении; проблема приоритета ГК и «отказа от приоритета»; пределы императивного и диспозитивного регули­рования договорных отношений федеральными законами и иными право­выми актами).

Нормативный договор как источник права

Согласно ст. 66 ч. 4 Конституции РФ с помощью федерального закона и договора могут регулироваться взаимоотношения входящих субъектов Федерации (края или области) автономных округов. Такие договоры заключаются между органами государственной власти автономного округа с одной стороны, и соответственно органами государственной власти края или области с другой.

Договорные источники права

Констатируя очевидное, некоторые авторы, занимающиеся договорной проблематикой, в связи с этим верно подмечают, что «отечественная юридическая наука до сих пор не выработала адекватного определения нормативного договора» и что «учебная литература ограничивается только упоминанием о вхождении в российскую практику данного источника» .

Договорные источники права

Сохраняя определенную преемственность норм, Трудовой кодекс РФ существенно отличается от всех предыдущих российских кодифицированных актов в сфере труда по своей структуре и содержанию, по месту и роли в системе регулирования трудовых отношений, по своим целям, по способам реализации и защиты его положений, а также значительным количеством отдельных норм, изложенных в нем.

Договорные источники права

Если сугубо позитивистский взгляд концентрируется на государственно-властных формах права, совокупность которых организуется в систему нормативно-правовых актов (законодательства), то в наиболее широком смысле под источниками права понимаются и формы правообразования (закон), и «творческие силы права», то есть образующие право сущностные (содержательные) источники, обеспечивающие его нормы материальной основой.

Правовой договор как источник права

Так, еще в Древнем Риме, где, по свидетельству специалистов в области римского права, "практически наиболее важным источником обязательств был договор (contractus)", предпринимались значительные усилия для исследования (с последующим законодательным закреплением) юридической силы и природы договора, его структуры, содержания, соотношения договора как регулятора общественных отношений со всеми иными их регуляторами.

Правовой договор как источник права в Российской Федерации

Первая группа включает договоры, заключение которых было продиктовано, прежде всего, политическими причинами. С их помощью была предпринята попытка либо снизить напряженность между центром и наиболее независимыми регионами, связанную с их сепаратистскими устремлениями, и таким образом удержать их в общем политико-правовом пространстве России, либо, наоборот, подчеркнуть тесные дружеские связи, существующие между центром и некоторыми регионами.

Договорно-правовые источники подразделяются на две большие группы: международные договоры Российской Федерации и внутригосударственные договоры и соглашения. Несмотря на формальную однотипность (в обоих случаях формой акта выступает договор), международные и внутригосударственные источники тем не менее целесообразнее рассматривать в разных группах источников по следующим причинам. Международные и внутригосударственные договоры различаются по их юридической силе и предмету регулирования. Одна из сторон в обоих видах договоров совпадает (федеральные органы государственной власти), а вторая сторона всегда отлична (в международных договорах это иностранное государство, международная организация и т. п., а во внутригосударственных договорах - всегда субъект РФ в лице соответствующих органов). Наконец, ст. 15 Конституции РФ, впервые включившая международно-правовые источники в российскую правовую систему, относит к их числу не только международные договоры Российской Федерации, но и общепризнанные принципы и нормы международного права, что не позволяет рассматривать названные источники в отрыве друг от друга.

Международные договоры относились к источникам конституционного права и ранее, а внутригосударственные договоры и соглашения в качестве таковых появились относительно недавно. Они включают в себя горизонтальные договоры и соглашения (между субъектами РФ) и вертикальные договоры и соглашения (между Федерацией и ее субъектами), которые в зависимости от количества сторон могут быть двусторонними, трехсторонними и т. д.

Федеративный договор. В 1992 г. были заключены три договора между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти различных типов субъектов РФ, получившие родовое название - Федеративный договор. Данный документ был включен тогда в текст Конституции.

Сейчас Федеративный договор не входит в Конституцию РФ. Более того, согласно абз. 4 п. 1 раздела второго Конституции РФ в случае несоответствия ее положениям положений Федеративного договора действуют положения Конституции. В условиях, когда ст. 71-73 федеральной Конституции по-новому по сравнению с Федеративным договором формулируют принципы разграничения предметов ведения между центром и субъектами РФ, положений Договора, не противоречащих Конституции, остается крайне мало. Так, рассматривая «дело о республиканском суверенитете», Конституционный Суд РФ, в частности, отметил, что, как следует из преамбулы, ч. 3 ст. 3 и п. 1 раздела второго Конституции РФ, принятая всенародным голосованием Конституция РФ как таковая является актом высшего непосредственного выражения власти многонационального российского народа в целом. Поэтому положения Федеративного договора, предусматривавшие суверенитет республик и позволявшие тем самым обосновывать ограничения суверенитета Российской Федерации, ее конституционно-правового статуса и полномочий, что нашло отражение в конституциях ряда республик, не могут действовать и не подлежат применению как противоречащие Конституции РФ .

Часть 3 ст. 11 Конституции называет Федеративный договор в качестве одного из документов, посредством которого производится разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. В то же время, как указал Конституционный Суд РФ, в ч. 3 ст. 11 Конституции РФ, кроме Федеративного, указываются и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий. К ним относятся индивидуальные договоры с отдельными субъектами РФ.

Вертикальные договоры и соглашения. Предметами таких договоров могут быть: конкретизация предметов ведения и полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами; условия и порядок осуществления разграниченных договором полномочий; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора; иные вопросы, связанные с исполнением положений договора. Договор может быть заключен при прямом указании в федеральном законе на допустимость заключения договора по данному предмету совместного ведения и при отсутствии федерального закона по предмету совместного ведения - с условием приведения договора в соответствие с федеральным законом по данному предмету совместного ведения после принятия такого федерального закона. Договор может конкретизировать предметы совместного ведения с учетом политических, экономических, социальных, географических, этнических и иных особенностей субъектов РФ.

Вертикальные соглашения заключаются органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции РФ. Предметом соглашения могут быть: передача осуществления части полномочий; условия и порядок такой передачи; материально-финансовая основа передачи осуществления части полномочий; формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения; иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения. Пример подобных соглашений - Соглашение между Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом и Правительством Санкт-Петербурга о передаче Правительству Санкт-Петербурга части полномочий названного Федерального агентства, в том числе по управлению земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 841 (ныне утратило силу).

Горизонтальные договоры и соглашения. Они заключаются между субъектами РФ. Последние реализуют свою компетенцию в том числе путем кооперации усилий и средств в рамках двусторонних и многосторонних договоров без участия федерального центра. Предметом горизонтальных договоров и соглашений является экономическое, культурное, научно-техническое и иное сотрудничество. В качестве примера можно привести договоры между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 апреля 2002 г., нацеленные на объединение усилий сторон для реализации их конституционных полномочий.

  • ВКС РФ. 2000. № 5.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Принципы европейского договорного права и сфера их применения. Заключение и условия договора. Основания для признания договора недействительным. Двусторонняя реституция как последствие недействительности сделки. Приоритеты при толковании договора.

    реферат , добавлен 19.11.2009

    Положения экономической теории контрактов и постконтрактный оппортунизм. Значение и функции договора во взглядах исследователей договорного права. Трансакционные издержки договоров. Проблемы и перспективы правоприменительной практики договорного права.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2014

    Собственность, принадлежащая одному из супругов, независимо от наличия договорных отношений. Особенности заключения и анализ содержания брачного договора, порядок его изменения и расторжения. Раздел имущества как элемент договорного режима супругов.

    дипломная работа , добавлен 10.04.2014

    Сделки, их понятие, условия действительности, виды и форма. Понятие, характеристика, предмет, стороны, форма, срок и содержание договора мены. Виды и организационно-правовые формы юридических лиц. Оформление договора аренды автотранспортного средства.

    контрольная работа , добавлен 17.04.2015

    История возникновения брачного договора в России. Практические аспекты регулирования договорного режима имущества супругов. Условия договора, определяющие судьбу ценных бумаг и имущественных прав. Порядок изменения и прекращения брачного договора.

    дипломная работа , добавлен 22.07.2012

    Исторические аспекты развития договора поставки, его характеристики. Порядок заключения договора поставки, права и обязанности поставщика и покупателя, расчеты по договору. Последствия ненадлежащего исполнения договора поставки, условия его расторжения.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2010

    История развития и возникновения договорного обязательства. Общие положения об условиях гражданско-правового договора по современному законодательству Российской Федерации. Порядок заключения, расторжения и изменения гражданско-правового договора.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2014

    Понятие договора поставки и его существенные условия. Порядок и форма заключения договора поставки, права и обязанности сторон. Порядок изменения и досрочного расторжения договора. Характеристика некоторых разновидностей договора поставки товаров.

    контрольная работа , добавлен 08.08.2010



Просмотров