Что понимают под прямым действием конституции рф. Прямое действие конституции рф

1.1 Понятие науки конституционного права

Конституционно-правовая наука представляет собой совокупность знаний о различных проявлениях конституционализма и конституционного права как фундаментальной отрасли национального права. Конституционное право в качестве отрасли научного знания относится к семье правоведческих дисциплин. Как и в любой другой области научных знаний, в ней следует выделять предмет, объект, содержание, форму, методологию, ценностные основания и т.п.

Прежде всего, наука конституционного права дает возможность обнаружить и исследовать объективно существующие явления конституционно-правовой действительности, создать теоретическую основу дальнейшего генезиса конституционализма и конституционного права как фундаментальной отрасли национального права, предвидеть и упредить возможные просчеты и недостатки дальнейшего развития и усовершенствования национального конституционного права, исследовать положительный зарубежный опыт конституционного строительства и правотворчества с целью его использования в Украине.

В тоже время наука конституционного права сама выступает предметом соответствующих научных исследований. Исследование конституционного права как юридической науки, прежде всего, предусматривает определение понятия науки конституционного права, ее предмета и метода, а также выявление системы и функций этой отраслевой науки и основных тенденций развития отечественной конституционно-правовой науки на современном этапе и т.п.

Несмотря на продолжительную историю существования отдельных институтов конституционализма, развитие явлений и процессов, конституционном праве как отрасли национального права в целом является сравнительно молодой в системе юридических наук. Отмечая многовековой научный интерес к государственно-правовым институтам, возникновение относительно целостных представлений о конституционном праве в его современном понимании, как правило, относится ко второй половине XIX в. - времени, когда уже длительное время существовали наука гражданского, уголовного и некоторых других областей права.

На пути своего становления наука конституционного права прошла различные этапы, характеризующиеся стремительными взлетами и падениями, что в целом было свойственно и соответствующей отрасли права. Так, в период господства абсолютной монархии, вызвавшей формирование государственного права как отрасли, наука была призвана искать приемлемые обоснования господства этой власти. И выполняла свою служебную роль в этом качестве. Однако с развитием общества, особенно его демократических начал в период либерализма, она потеряла свое лицо и к концу XIX в. в Европе превратилась, как отмечал Прейс, в салон, «куда собираются философы и историки, цивилисты и политики для того, чтобы отдохнуть от дела и поболтать на досуге» Цит. по Конституционное право в Российской Федерации. Курс лекций. В 9-ти т. - Т. 1. Основы теории конституционного права / М. П. Авдосимова, Ю. А. Дмитриев. - М. Весь Мир, 2005. - с. 349.

В XX в. картина принципиально изменилась: конституционное знание в демократических странах оформилось в целостное учение о конституционализме, правах и свободах личности, гражданском обществе, демократии и правовом государстве. Впрочем, этого не произошло в Советской России. В условиях сформировавшегося в СССР режима, государственно-правовое знание исполняло такую же идеологическую миссию, как и основные институты конституционно-правового порядка, прежде всего, права и свободы человека и гражданина, являвшие собой скорее весьма привлекательную декларацию и идеологически окрашенную «ширму».

В современных условиях возрастание роли и значения конституционного знания обусловлено объективными процессами становления в Украине конституционализма и его институтов, формирования гражданского общества и демократической, социально-правовой государственности. Сегодняшний день характеризуется формированием целостной национальной конституционной доктрины как системы конституционно-правовых ценностей и взглядов на конституционализм, суверенитет народа, институты непосредственной и представительной демократии, государственную власть и местное самоуправление, конституционную юстицию и т.п. Важную роль в этом процессе играет современное конституционное право как отрасль права.

Следует отметить, что понятие науки конституционного права и ее характеристики оптимально раскрываются с учетом тесных взаимосвязей и зависимостей, которые существуют между такими категориями, как «отрасль конституционного права» и «наука конституционного права». Однако такие зависимости не являются жесткими: между отраслью и наукой конституционного права существуют большие отличия, которые касаются не только их предмета, объекта, системы, функций, источников, но и самой истории становления отрасли, с одной стороны, и науки конституционного права - с другой. Еще большими являются отличия между конституционным правом как отраслью права и соответствующей отраслевой юридической наукой и научными знаниями об основных политико-правовых институтах и ценностях, являющихся фундаментом современного конституционализма.

Если конституционное право, как фундаментальная отрасль права и самостоятельная юридическая наука в Украине (и их классическом понимании), является относительно новым явлением, то научные знания об основных институтах и ценностях современного конституционализма, в первую очередь о гражданском обществе и народном суверенитете, правах и свободах личности, непосредственной и представительной демократии, государственной власти в местном самоуправлении, имеют значительно более глубокие исторические корни, которые прежде всего связаны с возникновением, формированием и развитием разнообразных научных идей, теоретических концепций, доктрин, целостных теорий либо разрозненных представлений. Они либо находили своих последователей, ложась в основу фундаментальных научных направлений и юридических школ, либо опровергались, подвергались критике, а их авторы иногда поддавались гонениям.

Поэтому, несмотря на все взлеты и падения, для каждой науки наступает время осмысления накопленного знания, как результата теоретического освоения ею своего предмета, приобретшего черты системности. По сути, речь идет о знании наукой самой себя, что является условием ее дальнейшего развития и утверждения реальной социальной ценности.

Наступило такое время и для науки конституционного права, переживающей в нашем отечестве, по сути, свое новое рождение. Ведь становление современной демократической государственности в Украине, как и в большинстве постсоветских стран, обуславливает необходимость научного поиска с целью обеспечить адекватность конституционного строя реалиям и перспективам общественно-политического развития. Такой поиск объективно должен быть сориентирован на достижения мировой теории и практики конституционного права и конституционализма. Собственно говоря, восприятие соответствующей области научного знания именно как «конституционного права», а не «государственного права» или «советского государственного строительства», отказ от архаических подходов и штампов прошлого, означает новый этап в развитии соответствующей отрасли и изучающей ее области знания, который связан с закреплением демократических начал в системе и механизме государственной власти, в ее взаимоотношениях с человеком. Оно в полной мере отражает суть предмета отрасли и науки, соответствует общим тенденциям демократизации, социализации и интернационализации конституционно-правового регулирования общественных отношений, характерным для мировой конституционной истории Баймуратов.

Однако ряд обстоятельств объективного и субъективного характера были и сегодня остаются сдерживающими факторами для активных и плодотворных исследований в данном направлении. К числу таких обстоятельств относится состояние конституционного права как юридической науки, так и самой отрасли. Так, одной из сложностей в проведении конституционно-правовых исследований и восприятия их результатов следует считать то, что в советский период государственное право относили, прежде всего, к идеологическому инструментарию. К тому же большинство тех, кого с начала 90-х годов прошедшего столетия стали идентифицировать как юристов-конституционалистов, «вышло из шинели» советского строительства, которое в соответствующий период фактически подменяло науку конституционного права. Как результат, в научной среде отсутствует единство в подходах к понимаю даже ключевых терминов, используемых в текстах конституции и отраслевых законов Шаповал В. П. Сравнительное конституционное право. - К. Княгиня Ольга, 2007. - с. 9..

Тормозило и тормозит развитие науки конституционного права и отсутствие континуитета в ее развитии, в частности категоричное отрицание длительное время не только на практике, а и на научном уровне принципа разделения властей, как по горизонтали, так и по вертикали, к примеру, исключение из научного оборота и жизни общества феномена самоуправляющейся власти местных сообществ - территориальных громад. Чрезмерная политизация конституционного права ущемляла его правовой потенциал, а юридическую науку склоняла к политологии. Тормозила и тормозит развитие науки конституционного права и ее идеологическая восприимчивость, которая порождает либо прерывность преемственных связей, категоричное отрицание ее прошлого (сначала - дореволюционного, досоветского, а затем - советского), либо не всегда взвешенное взаимодействие идей и опыта, рожденных существенно иными обстоятельствами времени и места. Все это приводило и, к сожалению, приводит или к хронологической и географической разорванности и теоретических построений, или к непродуманному реанимированию отживших понятий, теорий, концепций Богданова Н. А. Система науки конституционного права. - М. Юристъ, 2001. - с. 5..

Существенным препятствием на пути становления в Украине современной науки конституционного права, ориентированной на фундаментальные ценности зарубежного конституционализма и давние отечественные демократические традиции, выступает и непоследовательная государственная политика в сфере конституционного строительства, отсутствие реальных условий для реализации большинства прав и свобод человека и гражданина, прежде всего, социально-экономических, и вследствие этого - декларативность многих конституционных положений, несбалансированность конституционной модели организации государственной власти и местного самоуправления, попытки реформировать которую осуществляются зачастую без учета объективно назревших общественных потребностей и интересов человека и гражданина, местных сообществ и украинского народа в целом, а в угоду государственным, региональным и местным элитам.

И все-таки, несмотря на перечисленные и иные отрицательные факторы наукой конституционного права накоплен колоссальный массив конституционно-правового знания, требующий своего осмысления. При этом важно определиться с содержанием, предметом, объектом, методологией, функциями, структурой и связями такого знания, его качественными характеристиками, способами получения, объяснения оценки, общественно-политической роли. Успешному сдвигу в данном направлении может и должна содействовать разработка и изучение актуальных проблем науки современного конституционного права.

Прежде всего, необходимо разобраться с понятиями. Так, науку конституционного права представляется целесообразным определять как систематизированное, объективное знание о конституционализме, правах и свободах человека и гражданина, публичной власти и состоянии, системе, тенденциях и закономерностях развития конституционного права, как фундаментальной отрасли национального права.

Во-первых, конституционное право - это объективное знание о возникновении и развитии основных научных подходов, концепций и теорий о гражданском обществе и народном суверенитете, правах и свободах личности, непосредственной и представительной демократии, государственной власти и местном самоуправлении, восприятие их в обществе и государстве, учение о прошлом, настоящем и будущем конституционализма, состоянии норм и институтов конституционного права как отрасли права и т.п.

Во-вторых, в ряду основных характеристик конституционного права как науки можно отметить ее общественный и политико-правовой характер. Это означает, что основной объект исследования данной науки связан с социально-политическими явлениями, имеющими правовое значение и попадающими в сферу правового регулирования. Соответственно, конституционно-правовая наука опирается как на общетеоретические правовые концепции, понятия и категории, сформулированные в науке теории государства и права, так и разрабатывает собственные, отраслевые подходы к проблемам правового государства, гражданского общества и народного суверенитета, прав и свобод личности, непосредственной и представительной демократии, публичной власти, закономерностей их возникновения и перспектив развития.

В-третьих, наука конституционного права носит фундаментальный характер. В определенной степени она, опираясь на достижения современной теории государства и права, а также истории политико-правовых учений вырабатывает научные идеи о гражданском обществе и народном суверенитете, правах и свободах личности, формах, способах и методах их реализации и защиты, непосредственной и представительной демократии, государственной и муниципальной власти не только для других отраслевых юридических наук (в первую очередь - административного, муниципального, гражданского, уголовного, трудового права, права социального обеспечения, других отраслевых юридических наук), но и социологии, политологии и т.п.

В-четвертых, наука конституционного права относится к числу отраслевых наук, основным признаком которых является изучение одноименной отрасли права, в данном случае - конституционного права, как фундаментальной отрасли национального права. Она раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории современного конституционализма, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль конституционно-правовых институтов.

В-пятых, наука конституционного права изучает не только, да и не столько конституционно-правовые нормы и институты, сколько закономерности возникновения, становления и развития конституционализма, формирования конституционного строя, особенности организации и функционирования публичной власти, процессы, связанные с ее реализацией и т.п. Поэтому объектом научного исследования этой отрасли выступает совокупность механизмов публичного властвования, конституционных отношений соответствующих правовых норм и институтов. Именно объект выступает началом научного познания.

В этом плане наиболее важной задачей современной науки конституционного права Украины выступает глубокое и всестороннее изучение феномена украинского народа - первичного субъекта конституционно-правовых отношений, носителя суверенитета и единого источника публичной власти. Сегодня принципиальное значение имеет разработка современного учения о народе, разработка проблем повышения эффективности непосредственного народовластия в процессе решения вопросов государственного и местного значения. Наука конституционного права призвана тщательно собирать, изучать, обобщать и распространять практику применения прогрессивных, наиболее эффективных форм и методов осуществления прямого народовластия. Она также должна прогнозировать развитие непосредственного народовластия в процессе дальнейшего развития конституционализма и демократических преобразований в нашем обществе. Задачей науки конституционного права является изучение условий, способов и средств, которые обеспечивают реальность народовластия, прямого волеизъявления и его результатов.

1.2 Предмет, метод, функции науки конституционного права

Предмет науки конституционного права

Конституционное право, как и любая другая юридическая наука, имеет свой предмет и методологию. Предмет и метод науки конституционного права характеризуется единством и взаимодействием - в специфике предмета выражается и специфика метода науки конституционного права.

Предметом науки конституционного права являются актуальные и практические проблемы отрасли конституционного права Украины и зарубежных стран. Наряду с системой конституционного права, его источниками и функциями, конституционно-правовыми отношениями и конституционной ответственностью, предметом науки является и история этой отрасли права, законодательство, науки и учебной дисциплины; доктрина конституционного права; методологический и научно-категориальный аппарат и т.д.

Предмет науки конституционного права тесно связан с ее методологией, то есть учением о методах, которые используются в науке конституционного права для познания конституционно-правовых свойств объекта этих исследований.

Понимание категории «предмет науки конституционного права» формируется исторически, под влиянием генезиса положений о предмете общей теории права. До середины 40-х годов XX века проблема предмета науки конституционного права пребывала вне поля зрения ученых.

После принятия Конституции СССР 1936 года и Конституции Украинской РСР 1937 года острым стал вопрос разработки методологии и проблем науки советского государственного права. Но заидеологизированный подход к решению этой проблемы базировался на положении А. Я. Вишинского о единстве советского государственного права как отрасли права, юридической науки и учебной дисциплины. Первый после принятия советских конституций учебник по советскому государственному праву под редакцией А. Я. Вишинского вообще не охватывал вопрос предмета и методологии науки конституционного (государственного) права и был расширенным комментарием Конституции СССР 1936 года.

Более поздние учебники по советскому государственному праву определяли разделы касаемо предмета ее науки, но не содержали материал, который бы соответствовал содержанию Соколов М. В. Советское государственное право. - К., 1941. 272 с.. Содержание науки советского государственного права дублировало положения учебника А. Я. Вишинского. Дискуссии насчет разницы в предмете и методологии отрасли и науки конституционного (государственного) права начались только в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в.

С этого времени проблема предмета и методологии конституционного права становится обязательной во всех советских учебниках и учебных пособиях по советскому государственному праву. Так, по мнению С. С. Кравчука, предметом науки государственного права являются государственно-правовые нормы и государственно-правовые отношения в их возникновении, развитии и взаимосвязях Советское государственное право. / Под ред. С. С. Кравчука. - М., 1958. - с.15. Автор развивал мысль, что наука государственного права изучает опыт советского государственного строительства и деятельности государственных органов.

По мнению А. И. Лепешкина, предметом науки советского государственного права является изучение государственно-правовых норм и государственно-правовых отношений во всех их видах и формах. При этом автор акцентировал внимание, что наука конституционного права изучает в первую очередь действующие государственно-правовые институты этой отрасли права, то есть позитивное государственное право Лепешкин А. И. Курс советского государственного права. - Т. 1. - М., 1981. - с. 78.

В дальнейшем влияние исторического и диалектического материализма отобразилось на расширении и углублении представлений о предмете науки советского государственного права. Под предметом соответствующей отраслевой науки понимают систему действующих конституционно-правовых норм и общественных отношений, урегулированных этими нормами в разных формационных типах государства. В 80-90-х гг. предметом науки советского государственного (конституционного) права считают изучение социально-экономической системы и политической организации современных государств - социалистических, эксплуататорских и переходных Советское конституционное право - Под ред. С. И. Русиновой и В. А. Рянжина. - Л., 1975. - с. 20. и исследований сущности и закономерностей развития правовых норм, что составляют отрасль государственного права Цветков В., Макогон С. Советское государственное право. - К., 1968. - с. 29..

Советские ученые, с одной стороны, остаются заложниками марксистско-ленинской методологии науки советского государственного права, что прослеживается в стойких позитивистских и классово-формационных подходах, а с другой - акцентируют внимание на том, что предметом науки государственного права является исследование теоретических и практических проблем объективно существующей отрасли конституционного права, как в СССР, так и других странах Советское государственное право. / Под ред. Е. И. Козлова. - М., 1983. - с. 25..

После провозглашения независимости Украины начался новый период развития национального конституционного права, но, смотря на трудности конституционного процесса методологические проблемы науки конституционного права, продолжали основываться на базе разработок советских ученых или вообще оставались без внимания ученых - конституционалистов.

В. Ф. Мелащенко основал новый подход к категории предмета науки конституционного права независимой Украины, под этим понимаются исследования конституционных (государственно-правовых) отношений, которые регулируются нормами и институтами, государственно-политическими, социально-экономическими и другими институциями, обусловленные природой и содержанием полновластия народа в Украине, а также политические и правовые взгляды и представления Мелащенко В. Ф. Основы конституционного права Украины. - К., 1995. - с. 181.

Обобщая точки зрения отечественных и зарубежных ученых - конституционалистов насчет предмета науки конституционного права, можно утверждать, что предметом науки конституционного права являются актуальные теоретические и практические проблемы отрасли конституционного права Украины и зарубежных стран. То есть, предметно-отраслевое содержание конституционного права и законодательства определяет основное содержание предмета науки конституционного права Погорилко В. Ф., Федоренко В.Л. Конституционное право Украины. Академический курс: Учеб. : У 2 т. - Т. 1 / Под. ред. В. Ф. Погорилко. - К., 2006. - 544 с..

Метод науки конституционного права

Методология науки конституционного права - это учение о методах, которые используются в науке конституционного права для познания конституционно-правовых свойств объекта этих исследований.

Формирование современной научной методологии конституционного права в Украине происходит несколькими путями. Во-первых, путем трансформации уже апробированных методов науки советского государственного права; во-вторых, путем заимствования позитивно зарекомендованной научной методологии, которая не признавалась в науке советского государственного права, но практиковалась в зарубежной науке конституционного права; в-третьих, путем приобщения к методологическому аппарату науки конституционного права методов, что используются в других науках - социологии, политологии, психологии, статистике, кибернетике, теории управления, синергетике и т.д.

Неоднозначно происходит трансформация методологии советского государственного права. В связи с отказом от марксистско-ленинской методологии, что десятилетиями доминировала в советской науке вообще и советском государственной праве в частности автоматически произошла и ревизия методологического инструментария марксизма. Большинство ученых считают, что методы диалектического материализма и исторического материализма исчерпали себя, поскольку рассматривались и применялись раньше преимущественно как доминирующие методы, что подчеркивало противоположность в политических процессах, узкоклассовую ориентацию правовой системы и предусматривали окончательную победу социализма, а дальше - коммунизма во всем мире Тодыка Ю. Н. Конституционное право Украины: Отрасль права, наука, учебная дисциплина. - Х., 1998. - С. 176; Конституционное право Украины / Под ред. В. Я. Тация, В. Ф. Погорилко, Ю. М. Тодыки. - Х., 1999. - С. 30-31..

Но полный отказ от метода диалектики науки конституционного права кажется преждевременным и популистским подходом. Использование диалектического метода дает эффективные научные результаты при условии объективной детерминации этой правовой категории. Диалектический материализм следует рассматривать как один из методов познания современных конституционных процессов не только в борьбе их противоположностей, но и в их единстве и взаимосвязи.

Более лояльно современные ученые относятся к методу исторического материализма, который определялся формационным подходом к истории становления, развития и упадка государств. На сегодняшний день метод историзма (историко-ретроспективный) в исследовании конституционно-правовых явлений, несмотря на его материалистическую природу, признается преимущественным большинством ученых-конституционалистов. В его основу положено признание причинно-следственных связей в историческом развитии конституционных правоотношений и институтов конституционного права.

Методология науки современного конституционного права формируется и за счет методов, которые раньше практиковались только в зарубежных странах и были достижениями разных правовых школ. Методология имеет системный характер, она берет за основу систему разнопорядочных по содержанию и форме методов. Первоосновой методологии является метод.

Метод науки конституционного права - это совокупность принципов, правил, приемов и способов познания конституционно-правовых явлений. Метод науки конституционного права является путем юридического познания от объекта конституционного права к его предмету, от эмпирических знаний о конституционной отношениях и институтах конституционного права и других конституционно-правовых явлений к теоретическим знаниям об этих объектах. Методы можно условно поделить на общефилософские, общенаучные, специальные методы конституционного права.

Общефилософские методы характеризуются исходными для философии познания, положениями о диалектике, объективизме, историзме исследований и т.д. Общенаучные методы имеют универсальный характер и свойственны всем наукам в целом. К ним можно отнести индукцию, дедукцию, моделирование, анализ, синтез, прогнозирование и т.д. Конституционное право Украины. / Под ред. В. Я. Тация, В. Ф. Погорилко, Ю. М. Тодыки. - Х., 1999. - С. 31

Наиболее рельефно методы науки конституционного права проявляются на уровне системы специальных методов познания, то есть тех, которые свойственны только науке конституционного права. В тоже время номенклатура специальных методов науки конституционного права - системный, сравнительно-правовой, исторический, метод конкретных социологических исследований, статистический, формально-логический, структурно-функциональный, синтеза и анализа Тодыка Ю. Н. Конституционное право Украины: Отрасль права, наука, учебная дисциплина. - Х., 1998. - С. 178 - в своем преимущественном большинстве свойственны не только конституционному праву, но и другим наукам, а значит, не могут считаться специальными методами науки конституционного права.

Системный метод определяет роль и место каждого с элементов системы отрасли конституционного права и их характер их взаимоотношений. Этот метод дает понимание взаимосвязей между системой отрасли, системой законодательства, системой науки и системным образованием в отрасли конституционного права. Он очень важен в исследовании отдельных институтов и норм конституционного права, поскольку дает возможность определить их правовые свойства в комплексе, учитывать диффузионные свойства элементов системы и их взаимную деформацию. Системный подход в методологии конституционного права имеет перспективы, поскольку содействует, с одной стороны, наполнением нового содержания уже существующих правовых категорий, а с другой - содействует формированию новых категорий Ганьба Б. Системный подход в государственно-правовых исследованиях // Вестник Львовского Университета. Серия юридическая. - 2000. - Вып. 35. - Л., 2000. - С. 61..

Перспективным кажется и сравнительно-правовой метод, то есть метод конституционной компаративистике, что дает возможность определять общие тенденции развития тех или иных конституционно-правовых явлений на основе сравнительного анализа их развития в разных странах мира.

Другим методом науки конституционного права является метод конкретно-социологических исследований, который дает возможность выявить мысль граждан насчет развития конституционного процесса вообще и конституционно-правовой реформы в частности. Этот метод является эффективным при условии существования гармонично развитого гражданского общества, когда гражданская мысль, даже когда она выражается не на референдуме или выборах и имеет характер императивного решения, является важным фактором влияния на нормативно-правовую и организационно-правовую, конституционную практику. На сегодняшний день в Украине этот метод не приобрел надлежащего употребления в юридической науки из-за мало эффективности социологических опросов. Значит, социологический метод в перспективе должен получить широкое применение в науке конституционного права.

Похожая ситуация сложилась и со статистическим методом науки конституционного права. Статистические данные государственных учреждений и разнообразных негосударственных организаций и фондов не соответствуют друг другу, что не дает возможности объективно использовать статистические данные в проведении научных исследований. Впрочем, статистический метод должен содействовать научным исследованиям проблем избирательного права, парламентаризма, местного самоуправления и других.

Методом науки конституционного права является и формально-догматический метод. Этот метод дает возможность познавать содержание и свойства конституционно-правовых явлений, исходя из принципов формальной логики. Становление, развитие и прекращение конституционно-правовых отношений, а также генезис институтов конституционного права происходит преимущественно логически последовательно, поэтому знание законов логики дает возможность прогнозировать основные модели генезиса конституционно-правовых явлений.

Приведенный перечень методов, что используется в науке конституционного права, не является исчерпывающим, поскольку методологическая система, которой свойствен динамизм, пребывает на стадии формирования и постоянно пополняется новыми методами. Научно-методологическое обеспечение конституционных нормотворческих и правотворческих процессов стало неотъемлемым требованием развития современного конституционного права.

Итак, предмет и методология науки конституционного права, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены конституционно-правовыми категориями, определяют задания, функции и систему науки конституционного права. На сегодняшний день учение о предмете и методе науки конституционного права, их соотношение, юридические свойства и специфика остаются малоисследованными и требуют дальнейших научных разработок1. Погорилко В. Ф., Федоренко В.Л. Конституционное право Украины. Академический курс: Учеб. : У 2 т. - Т. 1 / Под. ред. В. Ф. Погорилко. - К., 2006. - С. 185 - 191..

Функции науки конституционного права

Наука конституционного права реализует свои основные задания путем осуществления функций, то есть основных направлений научных исследований в отрасли конституционного права.

Функции (от лат. functio - осуществление, исполнение) науки конституционного права - это основные направления осуществления научных исследований, направленных на решение поставленных перед наукой конституционного права заданий. Функции науки определяются предметом и заданиями науки конституционного права. В свою очередь, функции определяют методологию и систему науки конституционного права.

Функциональный подход впервые в общенаучных исследованиях был обоснован Э. Кассирером - автором теории функций Кассирер Э. Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функциях. - Спб., 1912.. В первые годы советской власти это учение считалось ложным, как и любая другая буржуазная теория отклонялась советской наукой. Позже функциональный подход в научных исследованиях обосновывался классовым анализом исследуемых явлений и только в 80-90-х гг. ХХ в. был сделан ряд важных исследований, что способствовали развитию теории функций в советской юридической науке.

Но проблема функций науки конституционного права является сравнительно новой. Во времена существования Украины в составе бывшего СССР она фактически не исследовалась. Функции юридической науки в отдельных случаях были предметом научных исследований только общей теории права. Ситуация поменялась на лучшее со времен развития науки конституционного права в независимой Украине. Одним из первых в Украине начал исследовать проблему функций науки конституционного права В. Ф. Мелащенко. Определяя, что сущность, содержание, социальное, научно-познавательное и учебное предназначение науки конституционного права раскрывается (воплощается) в ее функциях, В. М. Мелащенко различал такие функции науки конституционного права как политическая, методологическая, идеологическая, эвристически-прогностическая, коммуникативная, интегрирующая и практико-прикладная Мелащенко В. Ф. Основы конституционного права Украины. - К., 1995. - с. 204.. Этот перечень функций с некоторыми вариациями остается и в современной науке конституционного права Украины Фрицкий О.Ф. Конституционное право Украины: Учеб. - К., 2002. - С. 57..

Взяв за основу номенклатуру функций, предложенную В. Ф. Мелащенко и О. Ф. Фрицким, Ю. Н. Тодыка дополнил ее разъяснительной, воспитательной и экспертной функциями науки конституционного права Тодыка Ю. Н. Конституционное право Украины: Отрасль права, наука, учебная дисциплина. - Х., 1998. - С. 164-165.

В дальнейшем функции науки конституционного права отечественными учеными не исследовались. Функции науки конституционного права не однородны по своей природе. Они имеют признаки системности. Предложенные раньше совокупности функций науки не имеют таких признаков, поскольку репрезентированы как равнопорядочные и равнозначные. На уровне общепринятых научных понятий их можно разделить на общие и специальные.

Под общими функциями можно понимать те направления деятельности науки конституционного права, что, так или иначе, свойственны всем юридическим наукам - общетеоретическим, историческим, отраслевым, сравнительно-правовым и прикладным. Это - гносеологическая, методологическая, эвристическая, прогностическая, сравнительная, коммуникативная, практически-прикладная, воспитательная, экспертная и другие. При этом фундаментальными в науке принято считать гносеологическую, методологическую, эвристическую, прогностическую и сравнительную функции. Именно они и становят костяк системы общих функций науки конституционного права, тогда как другие общие функции имеют походной характер.

Специальные функции науки конституционного права - это такие направления деятельности науки, которые имеют целью решения специфических заданий, которые характерны только конституционному праву как науке, или наиболее рельефно проявляются в этой науке. К специальным функциям принадлежат конституционная (системообразующая), политическая, идеологическая функции.

Вопрос 1. «Конституционное право как наука: предмет, система, методы, источники»

Конституционное право - одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Конституционное право - одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы.

Конституционное право как наука - это система научного знания, взглядов и представлений о системе норм права регулирующих общественных отношениях в сфере взаимодействия государства и личности.

Предмет конституционного права как науки - это совокупность элементов конституционного права как отрасли, которые изучает конституционное право как наука:

Конституционно-правовые институты - основы конституционного строя Российской Федерации, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве.

Конституционно-правовые нормы взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации.

Конституционно-правовые отношения федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т. д.

Система институтов государства - организация и функционирование системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления. Способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями. Такой метод регулирования получил в юридической науке наименование «метод властеотношений». Соответственно на другую сторону (стороны) этих отношений возлагается обязанность подчиняться велениям стороны, наделенной такими полномочиями.

Конституционное право является сложной системой, включающей множество взаимодействующих частей и элементов, которые характеризуют его внутреннее строение и обособляют его. Основные части и элементы системы конституционного права - это его общие принципы, его институты и нормы.

Общие принципы конституционного права суть его выраженные в содержании данной отрасли права основные начала, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм, а также осуществляется конституционно-правовое регулирование общественных отношений. Общие принципы составляют как бы остов, каркас системы конституционного права и придают ей единую направленность. Они регулируют общественные отношения не непосредственно, а через конкретные конституционно-правовые нормы и воплощаются в этих нормах и в правоприменительной деятельности органов власти.

Конституционно-правовые институты представляют собой определенную систему норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. К числу конституционно-правовых институтов относятся такие, как правовой статус человека и гражданина, основы общественного строя, форма правления, избирательное право (в объективном смысле), народное представительство, конституционный контроль (надзор) и др. Эти крупные институты, в свою очередь, состоят из более частных.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

Метод конституционного права как науки - это система методов, средств и способов познания конституционного права как отрасли.

Система методов:

Всеобщие (философские) методы:

  • - метод диалектического материализма (направление в философии, в котором основное внимание уделено соотношению бытия и мышления и о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Согласно основным положениям марксистско-ленинской философии, диалектический материализм утверждает онтологическую первичность материи относительно сознания и постоянное развитие материи во времени).
  • - метод исторического материализма (теория развития общества, разработанная в XIX--XX веках в трудах Карла Маркса, Фридриха Энгельса. Основные её тезисы изложены К. Марксом в предисловии к «К критике политической экономии» и сводятся к следующему: Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная ростом и совершенствованием производительных сил).

Общенаучные методы:

  • - Анализ (исследование экономических процессов путем использования нормативных, балансовых, структурных, индексных и системных методов анализа с моделированием имеющихся взаимосвязей как внутри, так и вне системы)
  • - Синтез (с помощью синтеза получают полную картину явления в целом)
  • - Дедукция (метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования).
  • - Метод аналогии (аналогия - подобие, равенство отношений; сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах, а также познание путём сравнения. Между сравниваемыми вещами должно иметься как различие, так и подобие; то, что является основой сравнения должно быть более знакомым, чем то, что подлежит сравнению)
  • - Системный метод.
  • - Метод моделирования.

Частнонаучные методы:

  • - Сравнительно-правовой метод (сравнение служит постоянным элементом всех форм познания. Абстрагируясь от только «предпосылочной» и в этом смысле всеобщей для любого вида познавательной деятельности роли сравнения).
  • - Социологический метод.
  • - Исторический метод.
  • - Статистический метод.

Система источников конституционного права как науки:

  • - Конституции
  • -Нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы.
  • - Практика конституционно-правовых отношений.
  • - Труды и наработки ученых.
  • 9. Основные черты, особенности структуры, функции Конституции Российской Федерации
  • 10. Основы конституционного строя Российской Федерации
  • 11. Формы осуществления народовластия в Российской Федерации
  • 12. Правовое государство как конституционное понятие
  • 13. Россия – социальное государство
  • 14. Россия – светское государство. Конституционно-правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации
  • 15. Экономические основы конституционного строя
  • 16. Конституционное закрепление принципа многопартийности и практика его реализации
  • 17. Конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации
  • 18. Конституционно-правовой статус Общественной палаты Российской Федерации
  • 19. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
  • 21. Конституционно-правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Политическое убежище
  • 22. Понятие и классификация конституционных (основных) прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  • 23. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
  • 24. Конституционные личные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации
  • 25. Политические права и свободы гражданина Российской Федерации
  • 26. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина
  • 27. Конституционные гарантии свободы слова, печати и право граждан на информацию
  • 28. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  • 29. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
  • 30. Федеративное устройство России: понятие, принципы
  • 31. Россия – суверенное федеративное государство. Виды субъектов Российской Федерации, их конституционно-правовой статус
  • 32. Предметы исключительного ведения Российской Федерации
  • 33. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Предметы ведения субъектов Российской Федерации
  • 34. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации
  • 35. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения, автономных образований как субъектов Российской Федерации
  • 36. Государственная символика Российской Федерации
  • 37. Правовое положение коренных малочисленных народов в Российской Федерации
  • 38. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: понятие, принципы, порядок изменения
  • 39. Российская Федерация – член Содружества Независимых Государств
  • 40. Особенности государственно-территориального устройства Чувашской Республики
  • 41. Понятие и принципы избирательного права и избирательной системы в Российской Федерации
  • 42. Референдум в Российской Федерации: понятие, виды, порядок проведения
  • 43. Правовое регулирование выборов в Российской Федерации
  • 44. Всеобщее избирательное право: понятие, гарантии
  • 45. Прямое избирательное право: понятие, гарантии
  • 46. Избирательные округа: их виды, порядок образования
  • 47. Система избирательных комиссий: их виды, порядок образования, полномочия
  • 48. Порядок выдвижения кандидатов, их права и обязанности
  • 49. Гарантии кандидата по российскому избирательному праву
  • 50. Порядок составления общефедерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания рф
  • 51. Порядок регистрации списка кандидатов по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания рф
  • 52. Финансирование выборов. Избирательные фонды кандидатов в депутаты, избирательных объединений, порядок их создания и расходования
  • 53. Определение результатов голосования по выборам Президента рф и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания рф
  • 54. Признание выборов несостоявшимися и недействительными. Повторное голосование и повторные выборы
  • 55. Контроль за соблюдением законодательства о выборах, формы ответственности за его нарушение. Обжалование решений и действий избирательных комиссий
  • 56. Понятие, признаки и конституционные принципы организации органов государственной власти Российской Федерации
  • 57. Конституционно-правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации
  • 58. Президент Российской Федерации: порядок избрания и вступления в должность, компетенция, основания и порядок досрочного прекращения полномочий
  • 59. Юридическая природа актов Президента Российской Федерации
  • 60. Государственный Совет Российской Федерации: порядок формирования, полномочия
  • 61. Федеральное Собрание Российской Федерации: порядок формирования. Место в системе высших органов государства
  • 62. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, структура
  • 63. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок выборов, структура, основания и порядок роспуска
  • 64. Полномочия Совета Федерации
  • 65. Полномочия Государственной Думы
  • 66. Внутренняя структура палат Федерального Собрания Российской Федерации
  • 67. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания Российской Федерации
  • 68. Регламентация порядка деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации
  • 69. Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие, стадии
  • 70. Законодательная инициатива: понятие, субъекты, порядок реализации
  • 71. Виды законов в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон
  • 72. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации: состав, порядок формирования и отставки, компетенция, ответственность
  • 73. Общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации
  • 74. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Прокуратуры Российской Федерации
  • 75. Конституционные основы системы судебной власти в Российской Федерации
  • 76. Конституционное правосудие в России. Конституционный Суд Российской Федерации: порядок формирования, состав, компетенция
  • 77. Решения Конституционного Суда Российской Федерации: их виды, юридическая сила
  • 78. Местное самоуправление в Российской Федерации: понятие, система, принципы осуществления
  • 79. Органы местного самоуправления: понятие, виды, полномочия
  • 80. Предметы ведения органов местного самоуправления
  • 5. Понятие, предмет, методология, источники, функции и система науки конституционного права

    Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук, которая в свою очередь входит в систему общественных наук.

    Правовые явления изучаются различными юридическими науками. Для каждой из них характерен своеобразный подход к изучаемому объекту; в каждой из них различны степень абстрактности, уровень познания на основе исторического анализа, метод изучения; у каждой из юридических наук свой особый предмет. С учетом этих факторов различают следующие юридические науки: общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые, прикладные.

    Наука конституционного права относится к отраслевым наукам, основной отличительный признак которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права. Эти науки составляют наиболее многочисленную часть в системе юридических наук, равную числу отраслей права.

    Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Наука конституционного права раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

    Наука конституционного права изучает не только конституционно-правовые нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Вот почему в предмет этой науки входят и конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия соответствующих правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению. С этой целью наука изучает деятельность государственных органов, формы их взаимодействия.

    Предметом изучения науки конституционного права является вся сфера общественных отношений, подлежащих конституционно-правовому регулированию. На основе анализа общественных отношений наука должна давать теоретические обоснования пределов их правового регулирования, с тем, чтобы оно не было чрезмерным, не оправдываемым потребностями жизни, или слишком узким, оставляющим без правового воздействия те общественные отношения, которые требуют этого воздействия.

    Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общества, его деформаций и противоречий.

    К ним относятся такие крупные теоретические проблемы, как проблемы народного представительства, государственного, национального и народного суверенитета, федерализма, автономии, форм государственного и территориального устройства в целом.

    Важное место занимают исследование проблем правового статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной связи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические выводы, связанные с познанием системы государственной власти и системы местного самоуправления, принципа разделения властей и других начал.

    Изучение указанных выше проблем составляет предмет науки, сами же выводы и теоретические положения – ее содержание.

    Наука конституционного права, как и всякая иная наука, является системой знаний. Это значит, что в ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, содержащих выводы, которые сделаны на основе познания сущности и закономерностей развития различных сторон регулируемых отраслью конституционного права общественных отношений. Эти теоретические комплексы не только связаны между собой в силу единства предмета отрасли, но и находятся в определенном соподчинении. Одни теоретические выводы и положения служат основой для других.

    Система науки конституционного права и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними.

    Эта система формируется не произвольно. В ее основе лежит структурность самого предмета научного познания. Поскольку таким предметом является одноименная отрасль права, естественно, что каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой науки. Однако перед наукой стоят задачи более сложные, чем познание каждой из составных частей отрасли в отдельности. Наука должна исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их реализации, особенности возникающих на основе данных норм конституционно-правовых отношений, источники отрасли, ее систему. Наука должна теоретически определить и свой собственный предмет, свои систему, методы исследования, источники.

    Совокупность теоретических выводов, положений, касающихся всех названных выше проблем, и составляет первый раздел в системе рассматриваемой науки, посвященный общей характеристике конституционного права и одноименной науки. Этот раздел является первым в силу того, что без познания охватываемых им проблем нельзя правильно понять связи, существующие между конституционно-правовыми институтами, а значит, и в полной мере раскрыть их функциональное назначение в общей системе правового регулирования.

    Поскольку наука конституционного права отраслевая, постольку ее задача заключается в познании сущности, юридических свойств, функций конституции – основного источника одноименной отрасли, который занимает особое место во всей правовой системе. Второй раздел системы науки конституционного права и составляют положения, обосновывающие теорию конституции, анализирующие конституционное развитие государства.

    Следующий раздел системы науки – комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания конституционно-правового института, регулирующего основы конституционного строя. Данный раздел охватывает большое число теорий, связанных с исследованием сущности Российского государства, суверенитета, народовластия, формы правления, системы общественных структур, участвующих в политической жизни общества. К этому разделу науки относятся и теоретические положения о конституционных принципах гражданского общества, экономических отношений, хозяйствования, о роли государства в условиях рыночной экономики.

    Относительно самостоятельным разделом науки конституционного права являются теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей. Теоретические выводы по всем этим вопросам в системе науки, как и в системе отрасли, охватываются общим понятием «основы правового статуса человека и гражданина».

    Поскольку Россия является федерацией и в системе отрасли имеется большая совокупность правовых норм, регулирующих весь блок федеративных отношений, в одноименной науке тоже выделяется особый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую разработку проблем федерации, автономии.

    Еще один раздел, выделяемый в системе науки конституционного права, объединяет исследования, относящиеся к проблемам организации и функционирования системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления. Наука изучает принципы их построения, сущность и конкретные формы реализации принципа разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельности представительных органов, избирательную систему, законодательный процесс и иные аспекты деятельности органов, связанные с конституционно-правовым регулированием. Предметом данной науки является и изучение конституционных основ местного самоуправления.

    Таким образом, система науки конституционного права в своей основе соответствует системе одноименной отрасли, однако является более широкой, ибо наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а изучает и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права.

    Конкретный перечень проблем, исследуемых в том или ином разделе науки, не является раз и навсегда данным. С развитием государства, общества, изменением общественно-социальных условий возникают новые концепции, требующие своего теоретического обоснования, перестают быть актуальными старые.

    Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие исходные основы научного познания.

    К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, философские суждения о проблемах, значимых для конституционно-правовой науки. Они очень разнообразны, часто противоречивы, имеют неодинаковую методологическую основу объяснения процессов общественного развития. Их критическое осмысление составляет важный этап в процессе научного познания, является предпосылкой обогащения науки достижениями всего мирового опыта развития цивилизации.

    Источниками науки конституционного права являются и нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, прежде всего Конституция Российской Федерации. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в нормативных правовых актах концепции, понятия, используемые в конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.

    Наука не могла бы в должной мере выполнить свои задачи, если бы она не имела источником научного познания практику, те процессы, которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов. Поэтому источником науки конституционного права является и конкретная практическая деятельность органов государственной власти, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права.

    В общей характеристике науки конституционного права важное значение имеет вопрос об используемых ею методах научного познания. Они разнообразны: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический и др.

    Наука исследует все конституционно-правовые процессы в их историческом развитии. Это необходимо для выявления преемственности в правовом регулировании, для научных выводов о связи последнего с основополагающими концепциями общественного развития, о соответствии его тем социальным ценностям, которые и политически, и в нормативной форме признаются приоритетными на данном этапе

    Вот почему наука конституционного права и изучает все правовые институты в историческом развитии, выявляя их связь с общественными процессами. Эта наука изучает историю развития конституций, текущего конституционно-правового законодательства.

    В настоящее время исторический метод познания расширяет свои границы. Наука конституционного права должна заново осмыслить историю развития государственного (конституционного) права дооктябрьской России.

    Наука конституционного права широко использует и сравнительно-правовой метод исследования. Он заключается в сравнительном анализе конституционно-правовых норм, регулирующих однородные сферы общественных отношений в различных странах. Это важный инструмент в использовании положительного опыта, накопленного в данной области, в выявлении наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования.

    В сравнительном плане оцениваются нормативные правовые акты различных стран мира, государств, входивших в состав бывшего Союза ССР. Анализ конституционно-правового законодательства последних имеет особое значение в силу близости исходных основ, на которых начинали формироваться их самостоятельные правовые системы.

    В научных исследованиях необходим системный подход к предмету изучения. Уже отмечалось выше, что наука конституционного права рассматривает саму отрасль как систему, изучает ее структуру, составляющие ее элементы, их соотношение, взаимосвязи, анализирует и систему каждого правового института. Большое внимание уделяется и выделению места отрасли конституционного права в общей системе права Российской Федерации, соотношению с другими отраслями. Это способствует правильному определению предмета отрасли, отграничению конституционно-правовых отношений от правоотношений других видов, облегчает правоприменительную деятельность.

    Статистический метод помогает анализировать эффективность действия конституционно-правовых норм, их влияние на общественные процессы. Количественный фактор – важный показатель реальности демократических институтов, закрепляемых правовыми нормами. Поэтому наука конституционного права анализирует статистические данные, касающиеся всех сфер регулируемых одноименной отраслью общественных отношений и на основе этих данных делает выводы. Так, научный интерес имеют количественные показатели участия избирателей в выборах, уровня их активности, форм связи депутатов с избирателями и т.п.

    Обрабатывая данные подобного рода, наука конституционного права обосновывает правовые, политические и организационные меры, которые могут способствовать преодолению негативных явлений, снижающих потенциал, заложенный в демократических по форме правовых установлениях.

    Метод конкретно-социологических исследований используется наукой конституционного права для изучения социальной и политической сфер, в которых происходит реализация конституционно-правовых рорм. При этом выявляются условия, воздействующие на развитие общественного сознания, на формирование общественного мнения, определяющие поведенческие установки граждан в отношении содержания тех или иных конституционно-правовых норм.

    В задачу науки конституционного права входит и обработка результатов экспериментов, касающихся сферы конституционно-правовых отношений. В последнее время такие эксперименты получают некото-рое применение на практике.

    Конституционное принято рассматривать с трех сторон: как отрасль права, как науку и как учебную дисциплину.

    Конституционное право как наука сложилось в XIX - XX веках.

    Наука конституционного права - это система принципов и идей, совокупность точек зрения и мнений, а также представлений о конституционно-правовых отношениях.

    Альтернативное определение (А.В. Безруков)

    Наука конституционного права есть совокупность теорий, идей, взглядов, точек зрения относительно отрасли конституционного права, конституционно-правовых норм и отношений, истории их возникновения и практики их реализации.

    Необходимо принять во внимание, что наука конституционного права - одна из многих частей учения о праве, а потому её необходимо рассматривать как одну из отраслей правоведения.

    Важное значение науки конституционного права среди иных правовых наук определяет ее цели и задачи .

    • обеспечение общества ко ституционно-правовыми средствами самоуправления;
    • закрепление прав и свобод ;
    • поиск модели наиболее эффективного функционирования государственной власти;
    • прогнозирование развития конституционного права как отрасли права;
    • выявление тенденций развития общества и государства после введения той или иной конституционной нормы.

    Предмет науки конституционного права

    1. Конституционно-правовые отношения . Они включают в себя конституционно-правовые нормы, существовавшие на прошлых этапах развития государств, а также действующие и остающиеся актуальными и по сей день.
    2. Закономерности и тенденции становления конституционного права как отрасли.
    3. Конституционно-правовой статус личности, социальных общностей, политических партий и общественных объединений.
    4. Властеотношения . Изучаются взаимоотношения личности и государства, разграничение властных полномочий между органами власти, а также территориальные границы осуществления государственной власти.

    Наука конституционного права России

    • изучает корреспондирующую ей отрасль права, обращается к теоретическим проблемам, сущности соответствующих явлений,
    • формирует понятия и дает им трактовку,
    • изучает процессы конституционного развития, становления и функционирования конституционно-правовых норм и институтов,
    • делает прогнозы относительно будущего конституционного права и конституционно-правовых институтов и норм.

    Безусловно, конституционное право как наука для изучения своего предмета использует ряд методов.

    Методы науки конституционного права

    Сравнительно-правовой подход позволяет проанализировать и сопоставить конституционно-правовые нормы, регулирующих схожие сферы общественных отношений в различных государствах и использовать опыт передовых стран в отрасли конституционного права.

    Системный метод позволяет рассмотреть конституционное право как систему и совокупность правовых институтов, выявить взаимосвязи и взаимозависимости между ними для более детального изучения.

    Конкретно-социологический метод применяется для изучения социальной сферы действия конституционно - , что дает возможность оценить поведенческую модель после введения того или иного конституционного положения.

    При помощи статистического метода юристы оценивают эффективность действия конституционно - правовых норм.

    Функции конституционного права как науки

    Наука конституционного права имеет важное теоретическое и практическое значение для юриспруденции, которое отражается в её

    Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук, которая, в свою очередь, входит в систему общественных наук.

    Наука конституционного права относится к отраслевым наукам, основной отличительный признак которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права. Эти науки составляют наиболее многочисленную часть в системе юридических наук, равную числу отраслей права.

    Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Наука конституционного права раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

    Наука конституционного права изучает не только конституционно-правовые нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Вот почему в предмет этой науки входят и конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия соответствующих правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению. С этой целью наука изучает деятельность государственных органов, формы их взаимодействия.

    Предметом изучения науки конституционного права является вся сфера общественных отношений, связанных с предметом отрасли.

    На основе анализа общественных отношений наука должна давать теоретические обоснования пределов их правового регулирования, с тем чтобы оно не было чрезмерным, не оправдываемым потребностями жизни, или слишком узким, оставляющим без правового воздействия те общественные отношения, которые требуют этого воздействия.

    Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общества, его деформаций и противоречий.

    К ним относятся такие крупные теоретические проблемы, как проблемы народного представительства, государственного, национального и народного суверенитета, федерализма, автономии, форм государственного и территориального устройства в целом.

    Важное место занимают исследование проблем правового статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной связи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические выводы, связанные с познанием системы государственной власти и системы местного самоуправления, принципа разделения властей и других начал .

    Изучение указанных выше проблем составляет предмет науки, сами же выводы и теоретические положения - ее содержание.

    Наука конституционного права, как и всякая иная наука, является системой знаний. Это значит, что в ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, содержащих выводы, которые сделаны на основе познания сущности и закономерностей развития различных сторон регулируемых отраслью конституционного права общественных отношений. Эти теоретические комплексы не только связаны между собой в силу единства предмета отрасли, но и находятся в определенном соподчинении. Одни теоретические выводы и положения служат основой для других.

    Система науки конституционного права и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними, которые можно назвать научной подотраслью.

    Эта система формируется не произвольно. В ее основе лежит структурность самого предмета научного познания. Поскольку таким предметом является одноименная отрасль права, то каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой науки. Однако перед наукой стоят задачи более сложные, нежели познание каждой из составных частей отрасли в отдельности. Наука должна исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их реализации, особенности возникающих на основе данных норм конституционно-правовых отношений, источники отрасли, ее систему. Наука должна теоретически определить и свой собственный предмет, свои систему, методы исследования, источники.

    Совокупность теоретических выводов, положений, касающихся всех названных выше проблем, и составляет первый раздел в системе рассматриваемой науки, посвященный общей характеристике конституционного права и одноименной науки. Этот раздел является первым в силу того, что без познания охватываемых им проблем нельзя правильно понять связи, существующие между конституционно-правовыми институтами, а значит, и в полной мере раскрыть их функциональное назначение в общей системе правового регулирования.

    Поскольку наука конституционного права отраслевая, постольку ее задача заключается в познании сущности, юридических свойств, функций конституции - основного источника одноименной отрасли, который занимает особое место во всей правовой системе. Второй раздел системы науки конституционного права и составляют положения, обосновывающие теорию конституции, анализирующие конституционное развитие государства.

    Следующий раздел системы науки - комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания конституционно-правового института, регулирующего основы конституционного строя. Данный раздел охватывает большое число теорий, связанных с исследованием сущности Российского государства, суверенитета, народовластия, формы правления, системы общественных структур, участвующих в политической жизни общества. К этому разделу науки относятся и теоретические положения о конституционных принципах гражданского общества, экономических отношений, хозяйствования, о роли государства в условиях рыночной экономики.

    Относительно самостоятельным разделом науки конституционного права являются теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей. Теоретические выводы по всем этим вопросам в системе науки, как и в системе отрасли, охватываются общим понятием «основы правового статуса личности».

    Поскольку Россия является федерацией и в системе отрасли имеется большая совокупность правовых норм, регулирующих весь блок федеративных отношений, в одноименной науке тоже выделяется особый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую разработку проблем федерации.

    Еще один раздел, выделяемый в системе науки конституционного права, объединяет исследования, относящиеся к проблемам организации и функционирования системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления. Наука изучает принципы их построения, сущность и конкретные формы реализации принципа разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельности представительных органов, избирательную систему, законодательный процесс и иные аспекты деятельности органов, связанные с конституционно-правовым регулированием. Предметом данной науки является и изучение конституционных основ местного самоуправления.

    Таким образом, система науки конституционного права в своей основе соответствует системе одноименной отрасли, однако является более широкой, ибо наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а изучает и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права.

    Конкретный перечень проблем, исследуемых в том или ином разделе науки, не является раз и навсегда данным. С развитием государства, общества, изменением общественно-социальных условий возникают новые концепции, требующие своего теоретического обоснования, перестают быть актуальными старые.

    Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие исходные основы научного познания.

    К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, философские суждения о проблемах, значимых для конституционно-правовой науки. Они очень разнообразны, часто противоречивы, имеют неодинаковую методологическую основу объяснения процессов общественного развития. Их критическое осмысление составляет важный этап в процессе научного познания, является предпосылкой обогащения науки достижениями всего мирового опыта развития цивилизации.

    Источниками науки конституционного права являются и нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, прежде всего Конституция Российской Федерации. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в нормативных правовых актах концепции, понятия, используемые в конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.

    Наука не могла бы в должной мере выполнить свои задачи, если бы она не имела источником научного познания практику, те процессы, которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов. Поэтому источником науки конституционного права является и конкретная практическая деятельность органов государственной власти, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права .

    Наука конституционного права России последние почти три четверти века не существовала как самостоятельная, а входила в состав единой науки «советское государственное право». Все научные разработки государствоведов дооктябрьской России были полностью отброшены как не соответствующие новой, ставшей господствующей, идеологии - марксизму-ленинизму.

    В советский период сформировалась наука «социалистического типа», отправным постулатом которой стали основополагающие идеи марксистско-ленинского учения о праве, государстве, демократии. Только на их основе допускались, в частности, и конституционно-правовые исследования.

    Исходные положения и выводы, которые должны были венчать любые исследования, заключались в признании социалистического характера советского государства, где якобы утвердилось подлинное народовластие, ликвидирована эксплуатация человека человеком, достигнуто морально-политическое единство народа - новой исторической общности, отсутствуют условия для многопартийности, а закономерностью общественного развития является возрастание руководящей и направляющей роли КПСС - ядра всей политической системы. Все эти и другие идеологические установки марксизма-ленинизма имели директивный характер для государственно-правовой науки, являлись ее методологической основой. В условиях тоталитарного, репрессивного государства любое отступление от названных идей жестоко пресекалось, и наука могла развиваться только на их основе. Поэтому в методологическом плане научным исследованиям была свойственна заданность выводов, и они должны были служить подтверждением социалистических идеологических постулатов.

    Образование на месте бывшего Союза ССР независимых государств, формирование самостоятельных правовых систем в каждом из них знаменовали новый этап в развитии государственно-правовой науки. В России утверждается ее наименование - «наука конституционного права». Ее становление связано с отказом от названных выше социалистических приоритетов, от признания их безусловно истинными и незыблемыми .

    Используя теоретический потенциал предшествующего этапа развития науки государственного права, наука конституционного права освобождается от догматического подхода к исследованию проблем отрасли. Расширяется методологическая основа науки. Узкоклассовая трактовка государственно-правовых институтов, характерная для предшествующего этапа, не соответствует новым ориентирам, положенным в основу развития общества на современном этапе.

    Признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимость формирования гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления, присущего социалистическому этапу развития страны, отказ от монополии марксистско-ленинской идеологии либо любой другой, от принципа однопартийности - отправные ориентиры современных конституционно-правовых исследований.

    Изменяются и подходы науки к трактовке правовых форм регулирования экономической жизни общества. Переход на рыночную форму хозяйствования, утверждение множественности форм собственности, в том числе частной собственности, требуют новых подходов к теоретическому анализу конституционных положений в этой сфере.

    Важными задачами науки конституционного права Российской Федерации являются теоретическая разработка проблем федеративных отношений, обоснование концепций российской Конституции, которая в концентрированной форме закрепила основные принципы устройства государства и общества, дала общую характеристику исходных начал всех конституционно-правовых институтов.

    После принятия Конституции РФ 1993 года чрезвычайно возросли масштабы монографических исследований теоретических проблем конституционного права и расширилась их проблематика. В орбиту теоретических разработок включаются новые проблемы, не имевшие места в прошлом: о парламентаризме, о конституционном судопроизводстве, о конституционно-правовой ответственности, о местном самоуправлении, о новой российской модели федерализма и др.

    Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Это определяется прежде всего тем, что ядром этой отрасли, как и всего права в целом, является высший в системе права особый нормативный правовой акт, имеющий учредительный характер, - Конституция РФ. В ней устанавливаются основополагающие принципы устройства общества и государства, определяются общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, тем самым она дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

    По сути дела, во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные в нормах конституционного права незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, конституционно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

    Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами.

    Все отрасли основываются на закрепленных в конституционном праве принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.

    Все эти общие положения можно конкретизировать на примере соотношения конституционного права и ряда других отраслей права.

    Так, определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы конституционного права устанавливают основные начала для административного права. Закрепляя различные формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, конституционное право служит базой для гражданского и хозяйственного права. Регулируя основы бюджетной системы Российской Федерации, нормы конституционного права предопределяют основы финансового права. Устанавливая систему органов судебной власти, конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства, конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовного процесса, ряда других отраслей.

    Конституционное право, как все право в целом, развивается и изменяется, отражая происходящие процессы в социальной, политической, экономической жизни общества.

    Стержневым направлением в формировании отрасли российского конституционного права явились разработка и принятие в 1993 г. новой Конституции РФ.

    Если в целом проанализировать основные тенденции развития отрасли конституционного права России в постсоветский период, то можно выделить следующие направления:

    • 1) правовое обеспечение подлинного суверенитета Российской Федерации, становление ее как самостоятельного, независимого государства;
    • 2) деидеологизация конституционно-правового законодательства. В Конституции РФ отсутствуют идеологические характеристики сущности государства, институтов общественного строя. Изменены название государства, символы его государственного суверенитета (флаг, герб, гимн). Конституционно закреплен принцип многопартийности и признано идеологическое многообразие;
    • 3) гуманизация всех государственно-правовых институтов, перенос центра тяжести на признание прав и свобод человека и гражданина, которые утверждаются как высшая ценность. Это означает пересмотр концепции взаимоотношения государства и гражданина: вместо приоритета общественных, государственных интересов над личными в основу кладется приоритет интересов личности, взаимной ответственности государства и личности;
    • 4) реализация принципа разделения властей, что выражается в признании этого принципа в качестве одной из основ конституционного строя, в тех многочисленных положениях Конституции, которые закрепили систему и компетенцию государственных органов, принципы разграничения между ними полномочий;
    • 5) существенная реорганизация федеративного устройства России. Эта тенденция развития конституционного права связана с преодолением немалых трудностей, с согласованием многих противоречивых интересов. Новые принципы федерации призваны обеспечить целостность и суверенитет России и одновременно необходимый уровень самостоятельности ее субъектов, возможность решения на местах широкого комплекса вопросов развития территорий с учетом их национальных, экономических интересов и особенностей;
    • 6) переход к рыночной системе хозяйствования, к рыночным отношениям в экономике. Конституционно закреплены многообразие форм собственности, равная защита со стороны государства всех ее форм.

    Конституционное право и на современном этапе активно развивается. Основными направлениями этого процесса являются: дальнейшее нормативное обеспечение процессов демократизации, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, расширение их гарантий; совершенствование избирательного законодательства; углубление сущности государства как правового и социального. Серьезное внимание уделяется формированию гражданского общества; совершенствованию принципов федеративного устройства России; административной реформе, которая должна более полно обеспечить единство, вертикаль государственной власти; проведение реформы местного самоуправления; укрепление судебной системы; искоренение недостатков в реализации конституционно-правового законодательства, которые пока еще весьма существенны.



    Просмотров